Использование интерактивной доски курсовая

Обновлено: 04.05.2024

Таким образом использование интерактивной доски позволяет учителю:

  • формировать коммуникативную компетенцию учащихся, так как ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока.
  • привлечение разные виды деятельности, рассчитанные на активную позицию учеников.
  • учитывать возрастные и психологические особенности учащихся.

Интерактивная доска как средство оптимизации учебной деятельности на уроках русского языка.

Как сделать урок более продуктивным и запоминающимся?

Качество современного образования зависит не только от эффективного отбора содержания образования, но и от выбора адекватных инструментов его усвоения и передачи. В методических поисках учителя русского языка всегда будет две составляющие: использование традиций и поиски нового. Интерактивная доска позволяет реализовать как совершенно новые, так и уже годами отработанные педагогические приемы, т.к. соединяет преимущества компьютера с достоинствами обычной школьной доски. Перед учителем русского языка и его учениками всегда стоят конкретные задачи - сформировать прочные умения применять знания на практике. Интерактивная доска обладает уникальной возможностью сочетать вывод на нее любой информации с компьютера с произвольным дополнением выведенного изображения подчеркиваниями, комментариями.

Интерактивная доска стала помощником учителю в его работе и помогает на уроке решать учебные, воспитательные, познавательные и эстетические задачи. Использование интерактивной доски позволяет учитывать возрастные и психологические особенности учащихся разных классов, создавать благоприятный психологический климат на уроке, сохранять интерес детей к предмету, поддерживать условия для самовыражения учащихся.. Как показывает практика, использование интерактивных технологий позволяет повысить качество подачи материала урока и эффективность усвоения этого материала учащимися, обогащает содержание урока, ускоряет темп его проведения, повышает интерес к изучению языка. Специальное программное обеспечение, разработанное для интерактивных досок, позволяет легко и быстро подобрать и правильно расположить учебный материал, при этом преподаватель может использовать готовые, собранные в спецбиблиотеку картинки, блок схемы, фоны. На одном слайде можно разместить несколько кадров данного урока и проследить весь ход мысли.

Важным свойством интерактивной доски является возможность размещать материал на нескольких страницах к одному уроку. Эта возможность позволяет не только использовать большой объем учебного материала, но и иметь про запас для сильного класса. Для такого объема учебного материала обычной доски учителю бы не хватило. Вся наглядность готовится заранее и размещается в нужном порядке. На уроке достаточно просто щелкнуть пером на определенную клавишу, чтобы открылась следующая страница. Это значительно экономит время, а учитель может держать в зрительном контроле класс. Работая с интерактивной доской, учитель всегда находится в центре внимания, обращен лицом к ученикам и поддерживает постоянный контакт с классом.

Ребенок вовлечен в проверку. Он имеет возможность постепенно открывать шторки, за которыми спрятаны ответы. Это интересный процесс, ведь вначале ученик говорит правильный ответ. Он может сам передвигать с помощью пера слова, распределяя их на группы. Если нужно, чтобы ученики видели не весь материал, а некоторую его часть (например, самостоятельная работа), то шторкой можно закрыть часть интерактивной доски. Шторку открываем для проверки задания. Слайды с такими заданиями содержат цветные картинки. Это создает особое настроение игры и необычности. Трудные для восприятия теоретические знания в такой форме проверки обязательно запомнятся ребенку, ведь он не просто выполнял учебную задачу, а помогал «разогнать тучки» или доставал нужные окончания из корзинки. Таким образом, детям интересно на уроке, а значит, они меньше устают.

Я считаю, что интерактивная доска незаменима при изучении нового материала. Составление различных схем, таблиц является неотъемлемой частью анализа языкового материала. Это позволяет учащимся самим искать решение возникшей перед ними проблемы. А выводы легко оформить в виде таблицы или схемы. Работа с таблицей может быть самой разнообразной: устный анализ материала, перенос таблиц в тетради с последующим заполнением граф примерами слов, словосочетаний, предложений, воссоздание по памяти недостающих частей. Также при объяснении нового материала использование цветных карандашей помогает выделить главное. Разнообразие цветов, доступных на интерактивной доске, помогает выделить важные области и привлекать внимание к ним, связывать общие идеи или показывать их отличие. При закреплении знаний и отработке умений в любой момент можно вернуться к составленной таблице или схеме.

Интерактивная доска может быть использована при фронтальной и групповой работе. Ее использование позволяет разнообразить изучение предмета. Учитель, работая с интерактивной доской, может объяснить новую тему, организовать фронтальный опрос, может вызвать к доске несколько учеников, для того чтобы они показали знание теоретического материала. Благодаря интерактивной доске мы соединяем возможности компьютера с достоинствами традиционных средств обучения. Работать на интерактивной доске можно в классах с разным уровнем компьютерной грамотности, ведь для этого учащемуся вовсе не обязательно пользоваться компьютером: ученик работает у доски, только вместо мела используется маркер.

Интерактивная доска способствует тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение школьников, выросшее на компьютерах, мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в визуальной информации. А благодаря наглядности и интерактивности класс вовлекается в активную работу. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала.

Учителю всегда хочется оставить свой урок для следующего раза, а интерактивная доска позволяет без труда это сделать. Материал каждого урока со всеми пометками можно сохранить в файле, чтобы потом скопировать его на носители или распечатать в нужном количестве экземпляров для раздачи ученикам, переслать по электронной почте или поместить в архив для последующего анализа, редактирования и использования.

Таким образом использование интерактивной доски позволяет учителю:

  • формировать коммуникативную компетенцию учащихся, так как ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока.
  • привлечение разные виды деятельности, рассчитанные на активную позицию учеников.
  • учитывать возрастные и психологические особенности учащихся.

Вывод: на уроках русского языка интерактивные технологии позволяют за меньшее количество времени повторить, закрепить и обобщить больший объем информации, а следовательно, повысить качество знаний учащихся по предмету.

Роль аудиовизуальных и интерактивных технологий в образовании с каждым годом возрастает, они становятся неотъемлемой частью современного учебного процесса. Намечаются тенденции, важные для системы образования: интеграция аудиовизуальных технологий с технологиями информационными и коммуникационными, новые возможности видеоконференцсвязи, использование возможностей интерактивной доски.

Учебник, доска, мел, карточки с заданиями и бумажные плакаты – это составляющие части педагогических технологий, которые были хороши в прошлом. Новое поколение школьников, выросшее на ТВ, компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции, требуют от учителя другого подхода. (Психологи ввели такой термин как «клиповое мышление» для объяснения психических процессов, происходящих у современных детей.)

Интерактивные доски как раз соответствуют тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции.

С помощью интерактивной доски можно демонстрировать презентации, создавать модели, активно вовлекать учащихся в процесс освоения материала, улучшать темп и течение занятия. Доска позволяет использовать широкий спектр ресурсов: презентационное ПО, текстовые редакторы, CD и DVD, Интернет, изображения, видео-файлы, звуковые файлы при наличии громкоговорителей, ПО для интерактивной доски. К компьютеру, и, как следствие, к интерактивной доске может быть подключён цифровой фотоаппарат или видеокамера. И со всеми отображёнными материалами можно продуктивно работать прямо во время урока.

Интерактивная доска – это новые возможности.

Как обобщить и систематизировать объемный материал за один урок? Как привлечь и активизировать внимание и мышление на уроках повторения?

Один из способов решения этой проблемы – использование ИД, которая дает возможность мобильно и емко решить вопросы повторения, систематизации и обобщения объемного материала.

Широкие возможности открывает использование интерактивной доски при работе с текстом. Текст-модель, заранее подготовленный учителем, является основой для разностороннего анализа: орфографического, лексического, пунктуационного. В тексте могут быть выделены цветом слова, словосочетания, предложения, на которые надо обратить особое внимание. Могут быть пропущены буквы, знаки препинания, которые необходимо вставить. Удобно выполнять виды грамматического разбора, работая с напечатанными словами, шаблонами, образцами.

Так на уроке письма и развития речи применение интерактивной доски позволяет выполнить большое количество разнообразных заданий, провести работу с текстом, который нужно было не распечатывать, и, в отличие от использования обычной презентации, при выполнении заданий с грамматически правильным продолжением предложения можно было передвигать предложенные продолжения, подбирая подходящее, исправлять ошибки.

Одна из задач , которую позволяют решать интерактивные доски и сенсорные дисплеи, - уйти от привнесенной компьютерной культурой чисто презентационной формы подачи материала.

Таким образом, ИД помогает в организации групповой и индивидуальной работы, предоставляет возможность коллективного выполнения задания у доски, привлечения большего числа учащихся к активным формам работы.

Как привлечь внимание и мобилизовать мышление и память, объясняя новый материал?

Интерактивная доска – это интерес к излагаемому материалу, следовательно, к предмету. Восприятие материала на уроках с использованием доски улучшается, легко вспоминаются фрагменты урока, изученный материал. К неоспоримым преимуществам доски нужно отнести возможность включения любой программы, которая открыта на компьютере, вы можете работать с ней прямо на интерактивной доске. Легко вставить имеющиеся в единой коллекции ЦОР флэшки, картинки, видеофрагменты, музыку.

Ученик, вызванный к ИД, выполняет задание учителя и тесно взаимодействует с современными технологиями. Чем больше практики в школе - тем квалифицированнее вырастет специалист. А презентация на проекторе - это не практическое занятие, ученики не могут, как на интерактивной доске, вносить изменения, поэтому могут и не следить за слайд-шоу.

Ребенок переключается с визуального восприятия информации на проблемно-поисковую деятельность.

На уроке «Имя существительное» в 6-м классе, выполняя задание: «Найди лишнее слово», учащиеся могли услышать звуковой ответ: «Молодец», «Подумай еще». При объяснении нового материала использовались флэшки из единой коллекции ЦОРов, которые отличались яркими красочными образами, прекрасно были озвучены.

Ребенок при работе с ИД не только видит и воспринимает, он переживает эмоции. Наглядная, всегда находящаяся перед глазами информация помогает сосредоточить внимание на ключевых моментах и активно задействовать зрительную память.

Запас изобразительного и видео-материала при подготовке к уроку безграничен. В сети Интернет и на цифровых носителях можно найти великое множество компьютерных наглядных материалов и обучающих ресурсов по любой теме и использовать их многократно. Не нужно беспокоиться за сохранность бумажных карт, плакатов и т.п. - в них просто отпадает необходимость. Всю проведенную в ходе урока работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками, можно сохранить в компьютере для последующего просмотра и анализа, в том числе и виде видеозаписи.

ИД заинтересовывает учащихся, а в результате активизируются внимание, зрительная память, и как следствие - повышение эффективности обучения.

ИД позволяет применить различные формы работы на уроке: заполнение таблиц и кроссвордов, выявление соответствий и деление материала на группы, проведение графической работы с текстом, «мгновенная проверка» выполненного задания. Особенно это важно при анализе текста на уроках чтения и развития речи.

Игры, являющиеся основным методом обучения, воспроизведенные с помощью электронного оборудования, снимают проблему перехода от игровой к учебной деятельности, от наглядно-образного мышления к словесно-логическому.

С помощью ИД возможно опробовать заранее приготовленные учениками упражнения к уроку и проверить домашние задания, при этом воспользовавшись инструментом «ластик». Учитель станет иллюзионистом, когда волшебный ластик вдруг на чистой странице проявит картинку или текст.

Интерактивная доска прочно вошла в нашу повседневную школьную жизнь. Спектр ее применения на уроках в достаточной степени широк.

Прежде всего, это великолепное дополнение к тем технологиям, которые уже давно применяются в образовательном процессе.

В этой связи хотелось бы выделить ряд неоспоримых достоинств интерактивной доски.

Во-первых, ИД позволяет существенно экономить время на различных этапах урока. Это весьма актуально в условиях интенсивного обучения, где дефицит времени ощутим.

Во-вторых, интерактивная доска дает возможность многократно использовать подготовленный материал: при объяснении нового материала; при проверке домашнего задания и тематическом повторении. Подготовка к уроку с использованием доски происходит технологично и не занимает больше времени, чем подготовка урока с помощью других компьютерных программ. Освоение приемов работы с доской не вызывает трудностей благодаря четкой структуре и наглядному интерфейсу.

В-третьих, она позволяет качественно строить графические объекты. Тем, кто пробовал с помощью мела, циркуля и угольника работать у обычной доски, это особенно понятно.

В-четвертых, доска позволяет рассматривать ряд задач развивающего характера, проверка решения которых на обычной доске затруднена.

В-пятых, использование материалов из других сторонних источников расширяет возможности работы при подготовке к уроку

В-шестых, возможность распечатать материалы также создает дополнительные удобства в работе.

В-седьмых, очень важный момент связан с гигиеной труда преподавателя и школьника. Меловая пыль воздействует на легкие не лучшим образом, мало того, она отрицательно влияет на технику и эргономику учебного процесса. В-восьмых, высокое качество картинок и шаблонов позволяет создавать яркие и привлекательные материалы, воспитывающие в детях эстетический вкус.

В-девятых, возможность индивидуально-дифференцированного подхода;

В-десятых, оперативный контроль ЗУН и наличие обратной связи.

И, наконец, наша доска позволяет создавать и совершенствовать собственные коллекции материалов к урокам.

  • большая затрата времени учителя при подготовке к проведению мультимедийного урока (если нет опыта);
  • здоровьесбережение, т.е. строгое соблюдение САНПИНА учителем предметником.

Однако, важно понимать, что эффект от использования интерактивных технологий во многом зависит от самого преподавателя, от того, как он применяет те или иные возможности доски.

Развитие интересов каждого школьника – это лучший, наиболее эффективный способ работы нашей образовательной системы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Обзор возможностей. Доклад об использовании интерактивной доски в образовательном процессе.

Качество современного образования зависит не только от эффективного отбора содержания образования, но и от выбора адекватных инструментов его усвоения и передачи. В методических поисках учителя русско.


Обзор возможностей. Доклад об использовании интерактивной доски в образовательном процессе.

Обучение с помощью интерактивных досок мало, чем отличается от привычных методов преподавания. Основы успешного проведения урока одни и те же, независимо от технологий и оборудования, которое использу.


Доклад об использовании интерактивной доски в образовательном процессе

об использовании интерактивной доски в образовательном процессе.


Доклад об использовании интерактивной доски в образовательном процессе

Использование интерактивной доски в образовательном процессе.

Доклад об использовании интерактивной доски в образовательном процессе

Примеры использования интерактивной доски.


Доклад об использовании интерактивной доски в образовательном процессе.

Как сделать свой урок интересней с помощью интерактивной доски.


Доклад об использовании интерактивной доски в образовательном процессе

В данной статье вы узнаете об использовании интерактивной доски в обрпазовательном процессе.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

МБОУ Таборская ООШ

« Использование интерактивной доски как средство повышения познавательной деятельности учащихся»

учитель технологии

МБОУ «Таборская ООШ»

Оханского р-на

Шилова Светлана Михайловна

Таборы 2013

Введение ____________________________________________ 2

Интерактивная доска и её основные характеристики_______3

Принцип работы интерактивной доски SMART BOARD ____5

Возможности интерактивных досок ______________________ 7

Разработка урока технологии в 5 классе с использованием интерактивной доски__________________________________9

Заключение ____________________________ _ _____________ 16

В последнее время интерактивные доски стали неотъемлемой частью образовательного процесса. Многие учебные заведения активно закупают и успешно используют их в работе, так как интерактивные доски предоставляют и учителю, и учащимся уникальную возможность сочетания компьютерных и традиционных методов организации учебной деятельности. Современные педагоги учатся работать с ИД, чтобы грамотно использовать на уроках все богатство возможностей интерактивной доски с учетом специфики своего предмета. Их можно применять на любых уроках и при изучении любых дисциплин.

ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Интерактивная система в минимальной комплектации состоит из проектора, персонального компьютера, интерактивной доски или приставки, которая крепится к ровной светлой поверхности или маркерной доске, и специализированного программного обеспечения. Комплекс может быть дополнен аппаратными и программными средствами, позволяющими расширить его функционал, например, возможностями проведения тестирования, одновременной групповой работы и т. д. Выбирая ту или иную доску и соответствующий ей программный комплекс, нужно учитывать большое количество факторов, которые определяются целями применения контингентом пользователей, возможностями размещения и установки и, разумеется, финансовой стороной дела. По методу вывода изображения доски можно разделить на два класса, что определяется расположением проектора: доски прямой (фронтальной) и обратной проекции. Если проектор помещается перед доской (на потолке или на столе) – это ИД прямой проекции, если же для получения изображения его следует разместить за поверхностью доски – это ИД обратной проекции. Доски прямой проекции распространены наиболее широко по ряду причин, среди которых немалое значение имеет более низкая стоимость. Однако существенным фактором риска является неправильное расположение проектора, что может привести к возникновению сильных бликов на поверхности ИД, попаданию яркого света проектора в глаза выступающего, а также к отражению тени стоящего в луче проектора человека в рабочей области ИД. Особенно это важно с позиции здоровьесбережения детей, работающих с ИД. Среди досок прямой проекции существуют варианты комплексов со встроенными короткофокусными проекторами, которые крепятся с помощью специальной штанги к стене или непосредственно к доске. Использование короткофокусных проекторов с интерактивными досками значительно уменьшает попадание света в глаза преподавателя и учеников, легче в монтаже, но такой вариант дороже, а проектор, естественно, жестко «привязан» к этой доске. Доски обратной проекции, в среднем, существенно дороже и занимают в аудитории больше места, чем доски прямой проекции, за счет встроенного проектора за экраном.

Работа на поверхности доски происходит с помощью специального инструмента (маркера, электронного пера, карандаша, стикера – разные компании называют данный инструмент по-разному) или руки. Маркеры различаются по размеру и принципу действия. Некоторые из них требуют зарядки от батарейки или иного устройства, смены стержня по мере его использования. Возможность работать без специальных маркеров – просто пальцем – определяет характеристика «Тактильность». Присутствие данного показателя означает, что доска реагирует на любое прикосновение, как сознательное, так и случайное. К ней нельзя прислоняться при выполнении действий на поверхности, нельзя прикладывать какие-либо предметы (линейки, картинки и т. д.).

Программное обеспечение (далее – ПО), установленное на компьютере, отслеживает движения маркера и обеспечивает его отображение на экране. Характеристика «интерфейс» определяет способ подключения доски к компьютеру. Наиболее распространенный вариант – USB -интерфейс. Для большинства досок ( Active Board , Smart Board и др.) разработано не только базовое ПО, но и дополнительное, приобретаемое в качестве расширения комплекта по усмотрению покупателя. Именно за счет приобретения и установки дополнительного ПО в сочетании с аппаратными элементами можно существенно увеличить приемы использования этой системы: обеспечить возможность удаленной работы с доской, проведения тестирования одновременной работы двух и более человек.

ПРИНЦИП РАБОТЫ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ SMART BOARD

На поверхность доски через проектор можно выводить любую визуальную информацию с компьютера. ИД снабжена специальными датчиками, которые делают ее поверхность чувствительной к нажатию. Если взять в руки маркер, лежащий в предназначенном для него гнезде, то отдельный оптический датчик тут же зафиксирует отсутствие этого маркера и даст команду компьютеру включить режим рисования выбранным цветом (связанным с конкретным гнездом для маркера). В результате вся информация о перемещении кончика маркера по поверхности доски, когда вы рисуете или пишете им что-либо, будет передаваться в компьютер. Аналогично действует и специальный ластик, но при его изъятии в компьютер передается уже команда «включить режим стирания». Поверх выводимого на поверхность доски (и одновременно на экран монитора) изображения формируется еще один «информационный слой». Именно в этом слое специальная программа, называемая «цифровые чернила», рисует или стирает линии, соответствующие переданной в компьютер траектории движения кончика маркера или ластика по доске, а цвет рисования определяется тем, из какого именно гнезда был взят маркер. Этот прозрачный слой по мере его создания проецируется через проектор обратно на доску вместе с основным изображением под ним. Так достигается эффект рисования на интерактивной доске. А поскольку вся информация формируется в компьютере, ею можно управлять, преобразовывать, сохранять, распечатывать, использовать в качестве иллюстраций в других программах и документах.

Описанный выше процесс реализует универсальную технологию интерактивной работы с проецируемым изображением. А использовать эту технологию можно по-разному. Так, например, в комплект поставки интерактивной доски Smart Board входит программа Smart Notebook : своего рода электронная записная книжка, позволяющая не только запоминать все нарисованное и написанное на доске, но и формировать из созданных «слайдов» учебные презентации. В дополнение к технологии «цифровых чернил» возможен и режим, когда доска просто используется как сенсорный экран: любым маркером (или пальцем) можно управлять используемой программной средой точно так же, как обычной мышью. Прикасаясь к поверхности доски, можно нажимать экранные кнопки, перетаскивать, масштабировать и поворачивать объекты, работать с любыми компонентами пользовательского диалога, проецируемыми на доску, а при желании – набирать текст касаниями маркера на клавишах виртуальной клавиатуры.

Использовать интерактивные доски можно уже в младших классах, ведь для работы с ней учащемуся вовсе не обязательно уметь пользоваться компьютером, клавиатурой или мышью: вся идеология, моторика здесь абсолютно та же самая, что и при работе с обычной грифельной доской, только вместо мела используется маркер.

Понятие об интерактивном обучении, его методы и роль в учебно-воспитательном процессе. Интерактивная доска как способ визуализации знаний школьников. Использование компьютерных технологий в проведении уроков окружающего мира. Анализ активности учащихся.

Рубрика Педагогика
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 03.01.2014
Размер файла 2,4 M

Подобные документы

Интерактивная доска как современное средство обучения. Особенности современного урока немецкого языка на среднем этапе обучения. Виды образовательной деятельности. Разработка и апробация серии уроков с использованием интерактивной доски в средней школе.

дипломная работа [36,7 K], добавлен 22.04.2014

Использование электронных учебников как средство повышения познавательного интереса учащихся. Методические особенности использования возможностей интерактивной доски на уроках физики. Этапы проектирования уроков с применением информационных технологий.

курсовая работа [1016,3 K], добавлен 28.03.2013

Анализ научно-методических разработок в области реализации информационных технологий в процессе обучения математике. Варианты использования компьютера в учебной деятельности. Подготовка и реализация уроков геометрии с использованием интерактивной доски.

курсовая работа [875,1 K], добавлен 05.10.2010

Использование новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе. Сущность понятия "информатизация общества". Типы информационных объектов, входящих в электронный ресурс "Библиотека электронных наглядных пособий по физике 7-11 класс".

доклад [15,7 K], добавлен 22.12.2009

Этапы эволюции классной доски и интерактивных технологий. Описание возможностей использования интерактивной доски в библиотеке, ее понятие и классификация. Комплексная характеристика этой инновации и особенности эффективного ее применения, назначение.

По специальности: 44.02.04. Преподавание в начальных классах.

На тему: «Возможности использования интерактивной доски».

Интерактивная доска и её основные характеристики_______4

Принцип работы интерактивной доски SMART BOARD____6

Возможности интерактивных досок______________________8

В последнее время интерактивные доски стали неотъемлемой частью образовательного процесса. Многие учебные заведения активно закупают и успешно используют их в работе, так как интерактивные доски предоставляют и учителю, и учащимся уникальную возможность сочетания компьютерных и традиционных методов организации учебной деятельности. Современные педагоги учатся работать с ИД, чтобы грамотно использовать на уроках все богатство возможностей интерактивной доски с учетом специфики своего предмета. Их можно применять на любых уроках и при изучении любых дисциплин.

Цель: изучение возможностей интерактивной доски.

  • изучить возможности интерактивной доски
  • просмотреть интернет-ресурсы
  • подготовить реферат

ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Интерактивная система в минимальной комплектации состоит из проектора, персонального компьютера, интерактивной доски или приставки, которая крепится к ровной светлой поверхности или маркерной доске, и специализированного программного обеспечения. Комплекс может быть дополнен аппаратными и программными средствами, позволяющими расширить его функционал, например, возможностями проведения тестирования, одновременной групповой работы и т. д. Выбирая ту или иную доску и соответствующий ей программный комплекс, нужно учитывать большое количество факторов, которые определяются целями применения контингентом пользователей, возможностями размещения и установки и, разумеется, финансовой стороной дела. По методу вывода изображения доски можно разделить на два класса, что определяется расположением проектора: доски прямой (фронтальной) и обратной проекции. Если проектор помещается перед доской (на потолке или на столе) – это ИД прямой проекции, если же для получения изображения его следует разместить за поверхностью доски – это ИД обратной проекции. Доски прямой проекции распространены наиболее широко по ряду причин, среди которых немалое значение имеет более низкая стоимость. Однако существенным фактором риска является неправильное расположение проектора, что может привести к возникновению сильных бликов на поверхности ИД, попаданию яркого света проектора в глаза выступающего, а также к отражению тени стоящего в луче проектора человека в рабочей области ИД. Особенно это важно с позиции здоровьесбережения детей, работающих с ИД. Среди досок прямой проекции существуют варианты комплексов со встроенными короткофокусными проекторами, которые крепятся с помощью специальной штанги к стене или непосредственно к доске. Использование короткофокусных проекторов с интерактивными досками значительно уменьшает попадание света в глаза преподавателя и учеников, легче в монтаже, но такой вариант дороже, а проектор, естественно, жестко «привязан» к этой доске. Доски обратной проекции, в среднем, существенно дороже и занимают в аудитории больше места, чем доски прямой проекции, за счет встроенного проектора за экраном.

Работа на поверхности доски происходит с помощью специального инструмента (маркера, электронного пера, карандаша, стикера – разные компании называют данный инструмент по-разному) или руки. Маркеры различаются по размеру и принципу действия. Некоторые из них требуют зарядки от батарейки или иного устройства, смены стержня по мере его использования. Возможность работать без специальных маркеров – просто пальцем – определяет характеристика «Тактильность». Присутствие данного показателя означает, что доска реагирует на любое прикосновение, как сознательное, так и случайное. К ней нельзя прислоняться при выполнении действий на поверхности, нельзя прикладывать какие-либо предметы (линейки, картинки и т. д.).

Программное обеспечение (далее – ПО), установленное на компьютере, отслеживает движения маркера и обеспечивает его отображение на экране. Характеристика «интерфейс» определяет способ подключения доски к компьютеру. Наиболее распространенный вариант – USB-интерфейс. Для большинства досок (Active Board, Smart Board и др.) разработано не только базовое ПО, но и дополнительное, приобретаемое в качестве расширения комплекта по усмотрению покупателя. Именно за счет приобретения и установки дополнительного ПО в сочетании с аппаратными элементами можно существенно увеличить приемы использования этой системы: обеспечить возможность удаленной работы с доской, проведения тестирования одновременной работы двух и более человек.

ПРИНЦИП РАБОТЫ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ SMART BOARD

На поверхность доски через проектор можно выводить любую визуальную информацию с компьютера. ИД снабжена специальными датчиками, которые делают ее поверхность чувствительной к нажатию. Если взять в руки маркер, лежащий в предназначенном для него гнезде, то отдельный оптический датчик тут же зафиксирует отсутствие этого маркера и даст команду компьютеру включить режим рисования выбранным цветом (связанным с конкретным гнездом для маркера). В результате вся информация о перемещении кончика маркера по поверхности доски, когда вы рисуете или пишете им что-либо, будет передаваться в компьютер. Аналогично действует и специальный ластик, но при его изъятии в компьютер передается уже команда «включить режим стирания». Поверх выводимого на поверхность доски (и одновременно на экран монитора) изображения формируется еще один «информационный слой». Именно в этом слое специальная программа, называемая «цифровые чернила», рисует или стирает линии, соответствующие переданной в компьютер траектории движения кончика маркера или ластика по доске, а цвет рисования определяется тем, из какого именно гнезда был взят маркер. Этот прозрачный слой по мере его создания проецируется через проектор обратно на доску вместе с основным изображением под ним. Так достигается эффект рисования на интерактивной доске. А поскольку вся информация формируется в компьютере, ею можно управлять, преобразовывать, сохранять, распечатывать, использовать в качестве иллюстраций в других программах и документах.

Описанный выше процесс реализует универсальную технологию интерактивной работы с проецируемым изображением. А использовать эту технологию можно по-разному. Так, например, в комплект поставки интерактивной доски Smart Board входит программа Smart Notebook: своего рода электронная записная книжка, позволяющая не только запоминать все нарисованное и написанное на доске, но и формировать из созданных «слайдов» учебные презентации. В дополнение к технологии «цифровых чернил» возможен и режим, когда доска просто используется как сенсорный экран: любым маркером (или пальцем) можно управлять используемой программной средой точно так же, как обычной мышью. Прикасаясь к поверхности доски, можно нажимать экранные кнопки, перетаскивать, масштабировать и поворачивать объекты, работать с любыми компонентами пользовательского диалога, проецируемыми на доску, а при желании – набирать текст касаниями маркера на клавишах виртуальной клавиатуры.

Использовать интерактивные доски можно уже в младших классах, ведь для работы с ней учащемуся вовсе не обязательно уметь пользоваться компьютером, клавиатурой или мышью: вся идеология, моторика здесь абсолютно та же самая, что и при работе с обычной грифельной доской, только вместо мела используется маркер.

ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕРАКТИВНЫХ ДОСОК

Для того, чтобы грамотно использовать на уроке весь потенциал интерактивной доски, учителю необходимо самому знать эти возможности.

Без использования специального программного обеспечения интерактивная доска может употребляться как:

1.Проектор. Все материалы, которые были разработаны еще до приобретения интерактивной доски (презентации, видеоролики и т. д.), можно применять на уроках с использованием ИД. На доске можно показывать любую программу, которая установлена на компьютере. Так же можно демонстрировать готовые диски по предмету, которых в настоящее время выпускается большое количество.

2.Обычная доска. Некоторые модели интерактивных досок, например, Smart Board 660i, предоставляют возможность работать даже без компьютера. Нужно просто включить интерактивную доску, чтобы писать и стирать на ней так же, как на меловой или маркерной доске. И что особенно важно, делать пометки можно прямо поверх изображений: добавлять комментарии, подчеркивать важную информацию, заполнять таблицу, дополнять схему, выделять ключевые моменты на карте и т. д.

3. Виртуальная клавиатура. Все доски SMART, начиная с 6 серии, оборудованы специальными кнопками, которые располагаются на лотке рядом с маркерами. Одна из них (кнопка вызова клавиатуры) позволяет открыть виртуальную клавиатуру, с помощью которой можно выполнять набор символов в любом приложении: текст в документе, запрос в поисковых системах, подписи к рисункам и т. д.

4. Сенсорный экран интерактивной доски позволяет управлять компьютерными программами прямо с экрана, всего лишь касаясь поверхности маркером, пальцем или любым другим предметом. Движение маркером по доске равносильно движению мыши по экрану монитора, поэтому, работая только с ИД, можно демонстрировать работу в любых компьютерных программах и приложениях.

5. Звук. Все ИД можно оснастить (если не оснащены) аудио-системой, которая существенно расширяет возможности использования мультимедийных ресурсов на уроках. Можно слушать музыку, просматривать видеоролики и фильмы, даже если компьютер не оснащен колонками.

Использование интерактивной доски в учебном процессе значительно повышает эффективность усвоения материала учащимися при значительной экономии времени, а также мотивирует учеников на получение знаний и успешность. Работа на уроке становится живым действием, вызывающим у ученика заинтересованность, а также способствует совершенствованию практических знаний и речевых умений, развитию социокультурной компетенции учащихся.

В работе продемонстрирован материал урока с использованием интерактивной доски. Представлены разнообразные формы работы:

-демонстрация материала, слайдов, мультипликационного фильма;

- использование пера: подчеркивание (исключи лишнее), запись чисел (упражнение «В магазине»);

- перенос отдельных элементов: создание проекта кухни, сервировка стола.

Таким образом, педагогические возможности электронной доски, как средства обучения намного превосходят возможности традиционных средств реализации учебного процесса, способствуют совершенствованию учебного процесса, активизируют и делают творческой самостоятельную и совместную работу учащихся и учителя. Благодаря интерактивной доске дети с большим удовольствием учатся и их результаты улучшаются.

1. Иванова И. И. Использование интерактивной доски

в образовательном учреждении // Ученые записки. – 2010. – № 31. –

2. Иванова И. И. Основные возможности интерактивных досок

// Ученые записки. – 2011. – № 34. – С. 299–304.

3. Иванов а И. И. Техническое обеспечение образовательного

процесса // Информационная среда образования и науки: электронный журнал. – 2011.

5. Умные уроки SMART: сборник методических рекомендаций по

работе со SMART-устройствами и программами. – изд. 2-е, испр. и

доп. – М.: ИНЭК, 2008.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Использование ИКТ на уроке английского языка как средство повышения эффективности урока.(Презентация для интерактивной доски по теме "London")

Данная презентация для интерактивной доски может быть использована при работе с любым УМК.


«Использование интерактивной доски в образовательном процессе ДВТК»

С внедрением новых федеральных стандартов, все больше делается упор на применение новых способов обучения с использованием новых информационных технологий и современного интерактивного оборудования.


КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ с использованием интерактивной доски к автотренажеру FORVARD V10-324А(Р) 3D ИНСТРУКТОР 2.0. «Проезд регулируемых перекрестков».

Занятие с использованием Комплекса интерактивной автошколы (программа «Безопасность дорожного движения», 3 год обучения, раздел II «Средства безопасности дорожного движения», тема 2 «Проезд перекрестк.


Презентация уроков по теме "Производная и ее применение", выполненных на интерактивной доске Mimio

В материале дается понятие приращения аргумента и функции. Вводятся понятие производной функции и формулы дифференцирования. Рассматривается связь производной и касательной к графику функции, мо.


Разработка уроков по теме "Перпендикулярность в пространстве" с применением интерактивной доски Mimio

Применение интерактивной доски на уроках геометрии.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

В последнее время интерактивные доски (далее – ИД) стали неотъемлемой частью образовательного процесса. Многие учебные заведения активно закупают и успешно используют их в работе, так как интерактивны.


Статья в сборник Проект “Современная школа”. Современный урок: эффективные педагогические технологии и приемы.“Использование современных компьютерных технологий (интерактивная доска с программой «3D Инструктор 2.0» и интерактивный автотренажер “Форсаж”) в

Хорошо известно, что научно-техническое творчество, как система человеческих ценностей, находят достойное отражение в образовательном процессе, являясь одним из важнейших направлений работы с детьми в.

Цель данной работы - изучение возможностей интерактивной доски, а также условий её эффективного применения в образовательном процессе современной школы.
Объект исследования – интерактивная доска как новейшее техническое средство обучения.
Предмет исследования – возможности применения интерактивной доски в образовательном процессе современной школы.
В соответствии с объектом и предметом исследования нами были поставлены следующие задачи.
Задачи исследования:
1. Изучение литературы и Интернет – ресурсов по данной проблеме.
2. Изучение этапов эволюции классной доски и интерактивных технологий.
3. Изучение и описание возможностей использования интерактивной доски в образовательном процессе современной школы.
4. Выявление условий эффективности использования интерактивной доски.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Интерактивные технологии как необходимое условие модернизации образовательного процесса 5
1.1 Вопросы эволюции классной доски
1.2 Основные принципы и приемы работы интерактивной доски
1.3 Возможности использования интерактивной доски
1.4 Направления использования интерактивной доски в учебном процессе
Глава 2. Использование интерактивной доски в учебном процессе современной школы 17
2.1 Использование интерактивной доски на уроках в начальных классах
2.2 Методические рекомендации по использованию интерактивной доски на уроках информатики
Заключение 39
Список использованных источников 42

Работа содержит 1 файл

Курсовая Захаровойн.doc

Глава 1. Интерактивные технологии как необходимое условие модернизации образовательного процесса 5

1.1 Вопросы эволюции классной доски

1.2 Основные принципы и приемы работы интерактивной доски

1.3 Возможности использования интерактивной доски

1.4 Направления использования интерактивной доски в учебном процессе

Глава 2. Использование интерактивной доски в учебном процессе

современной школы 17

2.1 Использование интерактивной доски на уроках в начальных классах

2.2 Методические рекомендации по использованию интерактивной доски на

Список использованных источников 42

Известно, что образование один из главных институтов социализации личности. Главная цель образования – формирование свободной, ответственной, гуманной личности, способной к дальнейшему саморазвитию.

Еще несколько десятилетий назад известный российский методолог Георгий Щедровицкий сетовал: "Современная система образования построена на тех же принципах, что и 2000 лет назад. Мы не сделали ни одного шага вперед". Преподавание по старинке, когда преподаватель, стоя перед студентами, в течение 45 минут рассказывает то, что знает сам (такой метод называется иногда "переливанием из одной головы в другую"), пока остается в России основным способом обучения, хотя в последнее время четко обозначились совсем другие тенденции. Доска и мел как основные инструменты передачи информации уже не могут удовлетворить современного школьника. Кроме того, еще в Древней Греции было известно, что самый эффективный способ обучения - активный, когда ученик добывает знания самостоятельно и вступает в дискуссию с учителем. А самые широкие возможности по извлечению информации из всех существующих источников предоставляют именно высокие технологии. Так почему до сих пор они не стали основой образовательных методик? Если ученик не может находиться в информационном поле, ориентироваться в нем и использовать его ресурс для решения учебной задачи или творческой проблемы, он просто не будет полноценным специалистом в завтрашнем мире.

Актуальность выбранной нами темы объясняется тем, что современное образование требует отказа от устаревших методов обучения: время диктует новые условия. Сегодня инновационные технологии уже не роскошь, а необходимость. В числе оборудования способного в корне изменить учебный процесс – электронные интерактивные доски.

Программно-аппаратный комплект "Интерактивная доска" - это современное мультимедиа-средство, которое, обладая всеми качествами традиционной школьной доски, имеет более широкие возможности графического комментирования экранных изображений; позволяет контролировать и производить мониторинг работы всех учеников класса одновременно; естественным образом (за счет увеличения потока предъявляемой информации) увеличить учебную нагрузку учащегося в классе; обеспечить эргономичность обучения; создавать новые мотивационные предпосылки к обучению; вести обучение, построенное на диалоге; обучать по интенсивным методикам с использованием кейс-методов.

Цель данной работы - изучение возможностей интерактивной доски, а также условий её эффективного применения в образовательном процессе современной школы.

Объект исследования – интерактивная доска как новейшее техническое средство обучения.

Предмет исследования – возможности применения интерактивной доски в образовательном процессе современной школы.

В соответствии с объектом и предметом исследования нами были поставлены следующие задачи.

1. Изучение литературы и Интернет – ресурсов по данной проблеме.

2. Изучение этапов эволюции классной доски и интерактивных технологий.

3. Изучение и описание возможностей использования интерактивной доски в образовательном процессе современной школы.

4. Выявление условий эффективности использования интерактивной доски.

Методы исследования: изучение и анализ литературы по проблеме.

Глава 1. Интерактивные технологии как необходимое условие модернизации образовательного процесса

1.1 Вопросы эволюции классной доски

Непременным атрибутом любого школьного класса или институтской аудитории была и остается грифельная доска, на которой пишут и рисуют мелом. Первые доски делали из аспидного сланца и писали на них грифелями - отсюда и название.

Долгое время использовались грифельные доски из крашеной фанеры, линолеума или матированного стекла. В конце XX века появились "безмеловые" пластиковые доски белого цвета, на которых можно писать и рисовать специальными фломастерами-маркерами и стирать написанное смоченной салфеткой. Нашли применение и так называемые флип-чарты - заменяющие доску огромные блокноты с закрепленными в специальном зажиме листами бумаги. После того как верхний лист целиком покрывается записями, его отрывают или заменяют на чистый.

Но по-настоящему классная доска начала меняться уже на наших глазах. Важным событием стало появление электронных копирующих досок, изображение с которых можно распечатать на бумаге в виде ксерокопий, уменьшенных до размеров обычного машинописного листа формата А4. В первых моделях эта задача решалась механически: бесконечная замкнутая лента из белого пластика, на которой писали фломастерами, прогонялась через копирующую приставку. Современные модели гораздо удобнее: копирующий блок сканирует надписи и рисунки на поверхности доски, и по желанию преподавателя принтер распечатывает нужное количество копий в качестве "раздаточного материала". Сделанные записи можно сохранить на жестком диске компьютера, а при необходимости добавить необходимые замечания и пометки. [16]

1.2 Основные принципы и приемы работы интерактивной доски

Принципы работы интерактивной доски с прямой проекцией (на отражение) довольно просты. Фактически речь идет о большом графическом планшете. Его белая поверхность играет роль обычного экрана, но в отличие от него чувствительна к нажатию (сенсорная доска). В глубине доски скрыты две сетки из взаимно перекрещивающихся тончайших проводящих полосок, разделенные воздушным промежутком. На одну систему полосок (скажем, горизонтальную) поочередно в бесконечном цикле подаются электрические импульсы. В месте нажатия обе сетки сближаются настолько, что проводящие полоски соприкасаются, и на вертикальных полосках электронная схема обнаружит появление электрического тока. Таким способом удается определить координату Х точки нажатия, а по моменту времени появления импульса - и координату Y. И здесь компьютер создает цветную точку.

"Рисовать" на доске можно любым твердым предметом или даже пальцем. Компьютерная программа воспринимает эти действия как движение мыши обычного ПК или стилуса карманного компьютера. Прикасаясь к поверхности доски либо проводя по ней, можно также нажимать экранные кнопки, перетаскивать объекты, масштабировать и поворачивать их, работать с элементами диалоговых окон, выведенных на доску. Таким же образом печатают текст, прикасаясь к клавишам виртуальной клавиатуры на экране-доске.

Конечно, у сенсорных интерактивных досок есть недостатки. Так, стоящий перед доской преподаватель или учащийся загораживает собой проецируемое изображение, а система датчиков не позволяет писать и рисовать на доске вдвоем одновременно.

Обе эти проблемы успешно решаются в конструкциях интерактивных досок с обратной проекцией (на просвет). У доски обратной проекции проектор располагается за экраном, что очень удобно: работающий у доски учитель или ученик не отбрасывает тень на экран, а яркий свет проектора не попадает ему в глаза. Доска довольно массивна - все основное и дополнительное оборудование (мультимедиа-проектор, системный блок, принтер, аудио- и видеотехника) может фиксироваться или размещаться во встроенном шкафу-футляре. По углам такой доски расположены миниатюрные цифровые видеокамеры-сенсоры, определяющие координаты курсора (фломастера или пальца). Эта технология, носящая название DViT (Digital Vision Touch), позволяет сделать интерактивным сколь угодно большой экран практически любой кривизны.

Маркеры, лежащие в специальных гнездах на нижней панели доски, - похожие на фломастеры пластмассовые стержни со скругленными кончиками (чтобы не повредить поверхность доски). Если вынуть из гнезда один из маркеров, то датчик зафиксирует его отсутствие и даст команду компьютеру включить режим рисования цветом, заданным для этого гнезда. С этого момента вся информация о перемещении кончика маркера по поверхности доски будет передаваться в компьютер и восприниматься аналогично перемещению указателя мыши при нажатой левой клавише, когда вы выбираете инструмент "карандаш" при работе в стандартном графическом редакторе Paint. Так же действует и специальный "ластик", тоже лежащий в гнезде рядом с маркерами. Когда вы его вынимаете, в компьютер передается команда на включение режима стирания.

При работе с маркером или "ластиком" специальная программа, называемая драйвером интерактивной доски, формирует "информационный слой" поверх изображения, выводимого на экран. Этот слой представляет собой как бы прозрачную кальку, наложенную на обычную бумажную страницу. Все его содержимое по мере создания поступает из компьютера в проектор и показывается на доске вместе с основным изображением. Любое касание поверхности маркером, который сам по себе следов, конечно же не оставляет, тут же превращается в линию соответствующего цвета в том месте, где вы ее провели. А поскольку вся информация формируется в компьютере, то ею можно гибко управлять: преобразовывать, в частности автоматически распознавать рукописный текст; сохранять на диске; распечатывать, в том числе на цветном принтере; использовать в качестве иллюстраций в других программах и документах и т.д. Вся эта технология в целом получила название "цифровые чернила" (digital ink).

Интерактивная доска позволяет проецировать изображение с экрана монитора на проекционную доску, а также управлять компьютером с помощью специальных фломастеров, находясь постоянно около доски, как это было бы с помощью клавиатуры или манипулятора "мышь".
Используемое программное обеспечение для интерактивной доски (SMART Board Software) включает следующие инструменты:

- записную книжку (SMART Notebook);

- средство видеозаписи (SMART Recorder);

- видеоплеер (SMART Video Player);

- дополнительные (маркерные) инструменты (Floating Tools);

- виртуальную клавиатуру (SMART Keyboard).

Все эти инструменты могут быть использованы как отдельно, так и в совокупности в зависимости от решаемых учебных задач.
Записная книжка представляет графический редактор, позволяющий создавать документы собственного формата и включать в себя текст, графические объекты, как созданные в других Windows программах, так и с помощью соответствующих инструментов.

Средство видеозаписи позволяет записать в видеофайл (формат AVI) все манипуляции, производимые в данный момент на доске, а затем воспроизвести его с помощью видеоплеера (SMART Player) или любого другого подобного программного средства. Например, используя записную книжку, можно нарисовать график какой-либо функции или сделать чертеж, а затем продемонстрировать повторно процесс создания рисунка, запустив видеофайл.
Дополнительные (маркерные) инструменты используются для создания разного рода пометок на всей площади экрана монитора независимо от используемого текущего приложения. Все пометки, делаемые преподавателем, например, в презентации Power Point, могут быть сохранены.

Виртуальная клавиатура используется для управления компьютером, когда учитель находится непосредственно около доски, т.е. дублирует стандартную клавиатуру компьютера.

Важной характеристикой интерактивной доски является ее "безразмерность", т.е. фиксируемая информация может располагаться на площади неограниченного размера, при этом всё, что записывается на этой доске, может храниться бесконечно долго. Вся информация, отображаемая на доске, может использоваться в течение всего урока. Учитель или ученик может в любой момент возвращаться к предыдущей информации. Кроме этого вся информация текущего урока может использоваться на последующих занятий, при этом для их проведения не требуется дополнительной подготовки.

В отличие от традиционной доски интерактивная доска имеет больше инструментов для графического комментирования экранных изображений, что позволяет увеличить качество изображения предъявляемой информации для акцентирования внимания учеников, а именно: большее количество цветов для пера, различные формы и толщина пера, а также возможность задавать различные цвета фона доски. Интерактивная доска позволяет экономить время на уроке при создании различного рода чертежей, схем, диаграмм, графиков, так как имеет большое количество инструментов для построения геометрических фигур.

Читайте также: