Имитация колонны на стене название

Обновлено: 07.05.2024


Баля́сины

Балюстра́да (фр. balustrade из итал. balaustrata) — ограждение (обычно невысокое) лестницы, балкона, террасы, и т. д., состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединённых сверху перилами или горизонтальной балкой; перила из фигурных столбиков.


Балюстра́да

Пиля́стр (также пиля́стра, итал. pilastro от лат. pila «колонна», «столб») — вертикальный выступ стены, обычно имеющий базу и капитель, и тем самым условно изображающий колонну. Пилястра часто повторяет части и пропорции ордерной колонны, однако, в отличие от неё, обычно лишена энтазиса (утолщения ствола).


Пиля́стр

Капите́ль (от лат. caput — голова) — венчающая часть колонны или пилястры. Верхняя часть капители выступает за пределы колонны, обеспечивая переход к абаке, обычно имеющей квадратную форму. Капители трёх классических ордеров имеют характерную, легко узнаваемую форму. Дорическая капитель — простая круглая подушка-эхин; у ионической капители — на эхине вылеплены два завитка-волюты; коринфская капитель представляет собой высокую колоколобразную деталь, украшенную завитками листьев-акантов.


Капите́ль

Аба́ка (от лат. abacus — «доска») — плита, составляющая верхнюю часть капители колонны, полуколонны, пилястры и имеющая в дорическом, древнеионическом и тосканском ордерах простую четырёхугольную форму, а в новоионическом и коринфском ордерах, равно как и в римском композите — форму четырёхугольника с усеченными углами и вогнутыми внутрь сторонами, из которых на каждой в середине помещен скульптурный орнамент, обычно в виде стилизованного цветка.


Аба́ка

Атла́нт (также распространено название атлас) — в европейской архитектурной традиции скульптура в виде мужчины, выполняющая декоративную либо функциональную роль в поддержке перекрытия здания, балкона, карниза, проч. Может находиться на месте колонны либо пилястра. В римской архитектуре для обозначения подобной скульптуры используется термин Теламон.


Атла́нт

Ру́стика (также ру́стик, русто́вка; от лат. rusticus — буквально «деревенский», производное от лат. rus — деревня; «простой», «грубый», «неотёсанный») — в архитектуре облицовка внешних стен здания или некоторых пространств на них четырёхугольными, правильно сложенными камнями, передняя сторона которых оставлена неотесанной или отесана очень грубо, и только по краям обведена небольшой гладкой полосой. При этом термин руст обозначает либо сам такой камень, либо разделительную полоску между камнями.

Рустовый камень на фасаде

Рустовый камень на фасаде

Кариатида — статуя одетой женщины, введённая в употребление древнегреческим зодчеством для поддержки антаблемента и, следовательно, заменявшая собой колонну или пилястру.


Кариатида

Антаблеме́нт (фр. entablement от table — стол, доска) — балочное перекрытие пролёта или завершение стены, состоящее из архитрава, фриза и карниза. Антаблемент без фриза называют неполным, а без архитрава — облегченным.


Антаблеме́нт

Фриз (фр. frise) — декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения.

Карни́з (от греч. κορωνίς) — выступающий элемент внутренней и внешней отделки зданий, помещений. В архитектуре карниз отделяет плоскость крыши от вертикальной плоскости стены, или разделяет плоскость стены по выделенным горизонтальным линиям.

В ордерной архитектуре карниз — венчающая часть антаблемента, находящаяся над фризом и архитравом. Ордерный карниз резко выходит вперёд и нависает над остальными частями антаблемента, защищая их от осадков. Основой карниза служит выносная плита. Нижняя часть плиты снабжена прямоугольными выступами — мутулами.

Архитрáв или эпистелион (итал. architrave, от греч. ἀρχι, «архи», над-, главный и лат. trabs балка) — архитектурный термин, имеющий несколько значений.

Во-первых, архитравом или архитравным покрытием называется вообще всякая прямолинейная перекладина, перекрывающая промежуток над колоннами, столбами или оконными и дверными проёмами.

Во-вторых, это нижняя часть антаблемента, непосредственно опирающаяся на капители колонны; в тосканском и дорическом ордерах архитрав делается простым и гладким, а в ионическом и коринфском он горизонтально разделён на три части.

Фаса́д (фр. façade — передний, лицевая сторона здания) — наружная, лицевая сторона здания.

Формы, пропорции, декор фасада определяются назначением архитектурного сооружения, его конструктивными особенностями, стилистическим решением его архитектурного образа.

Различают главный, боковой, задний фасады, также уличный и дворовый.

Барелье́ф (фр. bas-relief — низкий рельеф) — разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона не более, чем на половину объёма. Если более — рельеф называется горельефом (высокий рельеф).


Барелье́ф

Горелье́ф (фр. haut-relief — высокий рельеф) — разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона более, чем на половину объёма. Некоторые элементы могут быть совсем отделены от плоскости. Распространённый вид украшения архитектурных сооружений; позволяет отобразить многофигурные сцены и пейзажи.


Горелье́ф

Фронто́н (фр. fronton, от лат. frons, frontis — лоб, передняя часть стены) — завершение (обычно треугольное, реже — полуциркульное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.

Фронто́н

Фронто́н

Пилон (от греч. πυλών — ворота, вход): Столбы большого сечения, служащие опорой плоских или сводчатых перекрытий в некоторых типах сооружений (например, в подземных станциях метрополитена) либо поддерживающие основные (несущие) тросы в висячих мостах.Массивные невысокие столбы, стоящие по сторонам въезда, входа на территорию дворцов, парков и прочего (наиболее распространены в архитектуре классицизма).


Пилон

Портик (лат. porticus) — крытая галерея, перекрытие которой опирается на колонны, поддерживающие его или непосредственно, или с помощью лежащего на них архитрава, или посредством перекинутых между ними арок. Портик, открытый с одной стороны, с противоположной стороны ограничивается стеной — или глухой, или имеющей двери и окна. Иначе говоря, портик — полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колонны.


Портик

Колоннада (фр. colonnade) — в архитектуре ряд или ряды колонн, объединённых горизонтальным перекрытием.

Колоннады могут применяться в виде портиков и галерей, примыкающих к зданию, которые объединяют его обособленные объёмы и зрительно связывают его с окружающим пространством двора или площади (например колоннада Казанского собора Санкт-Петербурга, 1801—11, архитектор А. Н. Воронихин), а также с окружающей природой.


Колоннада

Сандрик — Архитектурная деталь в виде небольшого карниза или карниза с фронтоном разнообразных форм (треугольных, овальных и сложных композиций) над оконным, дверным проёмом или нишей.


Сандрик

Филёнка — украшение на стене здания в виде прямоугольной рамки.


Филёнка

Карту́ш (фр. cartouche, от итал. cartoccio — свёрток, кулёчек) — в архитектуре и декоративном искусстве — «мотив в виде полуразвернутого, часто с надорванными либо надрезанными краями рулона бумаги, свитка», на котором может помещаться герб, эмблема или надпись. Картуши можно встретить и в более позднее время в архитектуре эклектики, модерна, неоклассицизма.

Картуши размещались над парадными входами в здания и оконными проемами, в тимпанах фронтонов, в интерьерах зданий, на монументах, на надгробных плитах и документах. Подобные изображения в овальном или круглом обрамлении именуются медальонами.


Картуш

Молдинг (от англ. molding, moulding — в данном случае «литая деталь», от «литьё») — декоративная деталь в виде накладной выпуклой планки. Используется для декорирования различных поверхностей: стен, потолка, дверей, каминов, арок, придавая им более выразительный, завершённый и аккуратный вид. Молдинг может служить в качестве рам для зеркал, медальонов и наличников.


Молдинг

Кронштейн в архитектуре, как правило, является поддерживающим элементом выступающих частей здания и представляет собой выступ в стене, часто профилированный и декорированный (с декоративными завитками или другими украшениями). Подобные кронштейны применяются в основном в архитектуре, использующей ордерные элементы, и служит для поддержки балконов, сильно выступающих декоративных и/или функциональных карнизов и т. п.


Кронштейн

Цо́коль (итал. zoccolo, букв. башмак на деревянной подошве) — подножие здания, сооружения, памятника, колонны и тому подобных сооружений, лежащее на фундаменте, зачастую выступающее по отношению к верхним частям сооружения. Может быть декоративно облицовано. В ленточных фундаментах цоколем может являться верхняя часть самого фундамента, в столбчатых цоколь — стена между столбами. Цоколи по отношению к наружным стенам классифицируются на западающие, выступающие и заподлицо (расположенные в одной плоскости со стеной).


Цо́коль

Архиво́льт (итал. archivolto, лат. arcus volutus — «обрамляющая дуга») — обрамление арочного проёма, выделяющее дугу арки из плоскости стены. Как правило, служит элементом декорирования фасадов и интерьеров. Описанием архивольта также может служить лепной архитрав, или криволинейная тяга, обрамляющая лицевую поверхность арки или окна.


Архивольт

Портал (лат. porta — дверь, ворота) — архитектурно оформленный главный вход крупного сооружения, как правило, имеющий масштабное обрамление с подробно разработанной орнаментацией.


Портал

Аркада — непрерывный ряд равных арок. Аркада с ордерной колоннадой называется ордерной аркадой.


Аркада

Э́ркер (нем. Erker) — выступающая за плоскость фасада часть помещения. Позволяет увеличить внутреннее пространство жилища, а также улучшить его освещённость и инсоляцию, в связи с чем эркер обычно остеклён, часто по всему периметру.


Э́ркер

Каннелюра – это вертикальный желоб на стволе колонны или пилястры (такие колонны называют каннелированными, в отличие от гладких).


Каннелюра

В статье перечислены основные архитектурные элементы фасада и стен.Фасадная архитектура очень разнообразна, есть еще большое количество и другие элементы фасада зданий и декора.

Интерьер современного жилища не обходится без дизайнерского оформления. Многие решения включают в себя дополнительные элементы декора, способные создавать неординарные композиции и зонировать внутреннее пространство, не перегружая его и не лишая свободы.




Особенности

Несмотря на то, что в глубокой древности колонны служили опорами для тяжёлых перекрытий в массивных зданиях, сейчас они зачастую воспринимаются элементами декора, утрачивая свое функциональное предназначение. Всё чаще их используют как дизайнерские приёмы во внешних и внутренних помещениях. Сегодня колонны выполняют несколько функций и зачастую предназначены для эстетического удовлетворения. Колонна состоит из трёх частей:

  • нижняя часть, являющаяся основанием;
  • средняя часть называется стволом;
  • капитель — это верхняя, завершающая часть.

Допускается украшение барельефами или орнаментами, выполненными из гипса и алебастра.




Современные конструкции имеют три основных вида.

  • Колоннады. Используются для зонирования помещений, оставляют ощущение свободы из-за отсутствия стен. Выполненные во время строительства конструкции служат опорами.




  • Полуколонны, когда колонна не имеет верхней или нижней части. Создаются как самостоятельный декоративный элемент или служат имитацией полуколонн. Выполняют все те же декоративные функции, создавая разделение пространства на зоны и акцентируя внимание на декоративных приёмах. Смотрятся столь же выразительно, как и полноценные конструкции.



  • Парные объекты связаны общей аркой, но могут обходиться и без неё. Проверенная веками классика. Располагаются обычно по сторонам дверных проёмов, каминов, лестниц. В основном служат в качестве декоративного элемента, зонируя пространство.




Размеры колонн, их форма и расположение эффективно влияют на визуальное восприятие пространства — тонкие и высокие изящные конструкции оптически расширяют пространство, тогда как тяжеловесные и массивные создают ощущение замкнутости, зрительно уменьшая окружающее пространство. В некоторых случаях это оправданно, вызывает ощущение надёжности, прочности и будуарного уюта.

Наличие колонн всегда означает классику, роскошь, богатое убранство дома и утончённый стиль.

И всё же, несмотря на вековые традиции, современные тенденции используют их во многих стилях, искусно сочетая классику со стилями модерн и барокко, хай-тек, лофт и минимализм, арт-деко и ретро, восточный стиль, прованс, кантри, а также многие другие.







Они дарят индивидуальные черты и уникальный облик пространству в квартире или загородном особняке, офисном помещении или центре развлечений. С помощью колонн декорируют дверные проемы, лестничные пролеты. Сегодня модно совмещать декоративность с функциональностью — в колоннах устраивает скрытые ниши для светильников, полочки, крепят канделябры и пилястры. Используют для укрытия проводов и кабелей фальш-колонны, сделанные из гипсокартона, МДФ, пластика или дерева. Пустотелые конструкции имеют опорный каркас.

При капитальных ремонтах встроенные колонны выполняют роль несущих элементов, чья задача служить опорой для потолочного перекрытия, если предполагается расширение свободного пространства и удаление части стен. Декор выполняется из высокопрочных материалов — кирпич, бетон, металл. Акцентируют внимание на колоннах, используя сдвоенные конструкции, при этом соблюдая единое стилевое направление.




Как расположить?

Колонны, расположенные в доме, предназначены для зонирования пространства как дизайнерский приём в оформление интерьера. Удачно расположенная колоннада в квартире отделит гостиную от зоны кухни. На них можно закрепить стационарные телефоны, телевизор, аудиосистемы. Зонирование при помощи колоннады используется в больших пространственных помещениях — дворцах культуры, театральных холлах и т. д.

  • Круглые парные колонны смотрятся эффектно, обрамляя выход на террасу, лоджию или балкон, при этом подчёркивая пространственную свободу и не мешая естественному освещению. Эффектно смотрятся по сторонам лестничного пролёта или камина.



  • Замечательно выглядят полуколонны на стене в спальной комнате, где они служат основой для устройства подсветки, фотоколлажей, декоративных панно, неглубоких ниш с тематическими фотообоями. Между ними найдётся место для телевизора, мебели, например, туалетного столика.



  • Дизайнеры применяют для декора дверных проёмов парные колонны, украшая их узорчатыми элементами, архитравами или нитяными занавесями, если это вход в спальную комнату. В этих случаях, как правило, используют изящные колонны античного стиля. Зачастую в нижней части такие конструкции соединены со стеной сплошным основанием, служащим мебельным местом для декоративных элементов интерьера, например, вазонов, статуэток.



Материалы

Для создания современных колонн, а также для декоративной облицовки используют различные материалы — бетон, дерево, металл, кирпич, природный камень, гипсокартон, пенопласт, полиуретан. Всё зависит от возможностей и желания, а также назначения самой конструкции — она должна решать не только функциональные и эстетические задачи, но и органично вписываться в общий стиль, не нарушая общей концепции.

  • Камень. Если колонна должна работать как опора, применяют высокопрочные материалы, например, камень. Такое решение укрепит потолочные перекрытия и послужит прочным основанием для верхнего этажа. При возведении колонн необходимо учитывать, что конструкция подобного типа имеет большой вес, поэтому при расчётах нужно учитывать архитектурные нормы.



  • Бетон. Декоративные конструкции усиленного функционала уместно применять в строительстве загородных домов и в больших пространствах цокольных и нижних этажей торговых и других центров. Для декоративной отделки можно использовать искусственный камень, имитирующий природный материал. Он имеет небольшой вес, прекрасно вписывается во многие стилевые решения, удобен для различной отделки. Незаменим при желании сделать акцент на определённом стиле.



  • Металл. Металлические конструкции используются в интерьерах стилей лофт, китч, минимализм. Допускаются бесконечные вариации игры цветовых контрастов окружающей отделки. Модели из металла могут быть любых форм, но чаще всего используется круглый тип. Дизайнеры предпочитают использовать в работах металлы серебристых, белых и черных оттенков, но лидирует среди всех вариантов нержавеющая сталь.



  • Дерево. Деревянные колонны — это свидетельство любви к натуральным, живым материалам. Экологически чистый продукт – долговечный, сохраняющий долгие годы аромат свежего дерева. Подобная конструкция, украшенная резьбой, покрытая специальным маслом или лаком, прекрасно впишется во многие интерьерные решения.



  • Полиуретан. Декоративные колонны выполняют из полиуретана или пластика. Уместны при использовании в городских квартирах и на верхних этажах, поскольку пластик — это малый вес и простота перемещения. Полиуретан отличается гибкостью, плотной структурой и пластичностью, что позволяет придать ему различную форму, создавая шедевры дизайнерского искусства и придавая окружающей обстановке неповторимый облик.



  • Гипсокартон. Фальш-колонны из гипсокартона – это популярные в дизайнерской среде приёмы. Их лёгкий вес позволяет использовать такие колонны в помещении любого типа. Недорогой проект позволяет украсить скучную квартиру изысканными деталями, являясь доступным для любого бюджета. Такие конструкции украшают облицовочной мозаикой, дополняют молдингом, имитируют кирпичную кладку. Удобнее всего создавать прямоугольные формы, хотя при желании их можно сделать круглыми.



  • Пенопласт. Легкие пенопластовые конструкции играют исключительно декоративную роль. Чаще всего пенопласт используют для имитации полуколонн, когда его просто наклеивают на стену. Если планируется изготовление колонны, то необходимо следить, чтобы не были заметны места соединений. Готовое изделие покрывают несколькими слоями шпатлёвки, после чего оно будет похоже на гипсовую конструкцию. Отделка производится в соответствии с желаниями и вкусами пользователя.



  • Гипс. Отличается относительной лёгкостью, экологичностью, прочностью и долговечностью. Гипсовая масса радует высокой пластичностью, это позволяет создавать поверхность колонны самой причудливой формы, легко реставрируется.



Стили

Прежде чем определять, колонны какого типа будут выполняться, необходимо определиться с общим стилем помещения или здания. Каждый стиль предъявляет свои требования к оформлению интерьера.

аттик

Декоративная стенка, построенная над венчающим архитектурное строение карнизом. Чаще всего украшена рельефными надписями. Прямоугольное завершение Портика.

Криволинейное перекрытие в пролете между двумя опорами (устоями моста или колонами). Создающее боковой распор.

По форме арки бывают:

- «полуциркульные» - с сечением полуокружности;
- «лучковые» - с дугой менее полуокружности;
- «стрельчатые» - образованные двумя арками, которые пересекаются под углом;
- «многолопастные» - сочетают в себе много мелких арочек.

Антаблемент

антаблемент

Верхняя, несомая часть архитектурного ордена – балочное перекрытие пролета или завершения стен. Горизонтальная часть строения, которая опирается на колоны и состоит из карниза или фриза.

Антаблемент совместно с системой колон очень редко встречается за пределами классической архитектуры. Используется при отсутствии колон для завершения верхней части стены. Бывает, что антаблемент монтируют без его некоторых частей, например антаблемент без архитрава называется облегченным, а без фриза – неполным.

балюстрада

Балюстрада – это не высокое ограждение террасы, лестницы или балкона. Состоят из фигурных столбиков, соединенные перилами или горизонтальной балкой с верху. Предназначена для ограждения конструкций сложных форм, таких как круглые балконы, винтовые лестницы и т.д.

Болевер

бельведер

Своеобразная надстройка над зданием, смотровая вышка, беседка. Чаще всего круглая в плане. Поставлена - для вида из него, так сказать для обзора местности.

Навесные фигурные столбики, иногда с резным декором. Поддерживающие перила ограждения балкона или лестницы и пр.

Волюта

Волюта

Архитектурный элемент – спиралевидного завитка, с «глазком» в центре. Состоящая из ордерных капителей, архитектурная часть дверей, окон, карнизов и т.п.

гирлянда

Орнаментальный мотив из волнообразно свисающих лент, цветов, листьев и т.п. Такой вид декоративных обрамлений характерный для стиля барокко.

Галерея (гульбище)

галерея

Крытое, длинное строение, примыкающее к стене здания. Одну из стен которой заменяют колонны или столбы примыкающие к стене строения.

Гребень

гребень

Фигурные завитки, Служат для украшения верха стены.

Закомара

закомора

Килеобразное или полукруглое завершение части наружных стен. Повторяет расположенного за ней свода очертания.

Кариатида

Опора в виде скульптурного изображения стоящей женской фигуры. Поддерживающая балочное перекрытии.

капитель

Верхняя часть колонны или пилястра, в архитектуре служит переходом к покрытию, воспринимает нагрузку от горизонтальных балок перекрытия.

карниз

В наружной отделке фасадов – выступающий элемент. Который разделяет горизонтальную или вертикальную плоскость по характерным линиям которое необходимо выделить.

Каннелюры

Каннелюры в архитектуре – вертикальные желобки на стволе пилястры или колонны.

Колона

колоны

Часть архитектурного сооружения в виде высокого столба, который в свою очередь служит несущей опорой фронтонов или внутренней части строения. Состоит из ствола, базы и капителей.

Ствол покоится на простой или сложной базе, увенчанный капителью. Колоны применяются как для фасадной части зданий, так и для внутренней отделки. Отдельно стоящие колоны, украшенные скульптурой, чаше всего служат памятником. В каркасных домах, колоны чаще всего служат опорой, воспринимая на себя нагрузку от закреплённых к ним элементов.

База – основание, нижняя часть пилястры или колоны.

Консоль

консоль

В архитектурном строительстве – выступающий из стены элемент. Служащая, как для декора, так и в качестве полочки, на которую устанавливаются различные украшения, вазы и пр.

Лепнина

лепнина

Лепное, фигурное, рельефное украшение на фасадах и в интерьерах. Чаще всего отлитые или спресовынные из бетона, гипса и т.д.

Модильон, еще используется название Модульон – украшение в карнизе, в виде небольшого кронштейна, с лепным листом в нижней части.

наличник

Декоративное обрамление дверных и оконных проемов. Состоящий из фронтона. Так сказать накладная планка в виде рамы вокруг окон и дверей.

ниша

Своеобразный архитектурный элемент, а попросту – углубление в стене дома, для установки различных предметов интерьера.

Экседрами называются полукруглые ниши.

пано

Скульптурное или живописное изображение декоративного или тематического характера. Прикрепляются к стенам, потолкам и т.д., и обрамлено рамкой или лентой арнамента. Панно служит для постоянного или временного украшения

Не высокая сплошная стенка, которая проходит по краю террасы, балкона, крыши и т.д., на набережной в качестве заграждения, дамбы, в качестве защиты от действия волн. Также парапет служит так называемым постаментом, например для декоративных статуй.

пилон

Колонна или столб, чаще всего со скульптурными украшениями, у входа в здание, в воротах зданий и т.д. служащие опорой перекрытий или отдельно стоящие по сторонам входов или въездов. Большие столбы служат опорой например в подземных станциях метро, либо поддерживают тросы на больших висящих мостах.

Портик

Открытая галерея на колонах или столбах и помещенных перед фасадом здания. Обычно перед входом в здание, завершенная фронтоном или артиком.

Пилястра

Выступ, плоский или вертикальный, прямоугольного сечения на поверхности столба или стены. Пилястра обладает теми же частями (ствол, капитель, база), что и колона, а служит для деления плоскости стены. Служит преимущественно в качестве декоративного элемента. Иногда пилястра усиливает стену.

Рокайль

Главный элемент орнамента стиля рококо. Напоминает форму завитка раковины. В начале XXIII века появился во Франции, использовались при украшении павильонов-гротов деталями, имитирующими природные элементы (причудливые растения, морские раковины, обломки скал и т.д.). Иногда термин «Рокайль» применяется для обозначения стиля рококо.

Ротонда

Круглая в плане постройка, центрическое сооружение, чаще всего увенчанная куполом (храм, мавзолей, повильен).

Руст, рустовка, рустик

руст

Рельефная кладка или облицовка стен камнем с выпуклой и грубо отесанной поверхностью. Создавая впечатление массивности и мощи строения. При отделке фасада штукатурками, рустик имитируется разбивкой стены на полосы и прямоугольники.

Сандрик

Декоративный архитектурный элемент в виде небольшого карниза, который располагается над проемом двери или окон на фасаде дома, иногда применяется в интерьере.

Сандрик иногда опирается на консоли и завершается фронтоном.

Тимпан

Углубленная часть стены, ниша, треугольного или стрельчатого очертания над дверьми или окнами. В Тимпан чаше всего размещают живописные картины, гербы, скульптуры и др.

Наружная сторона сооружения, здания, дома. В зависимости от формы строения и ее окружения различают

Фасадный декор

парковый и другие фасады.

Пропорции, тектоническое и декоративное деления фасада как правило определены назначением здания, особенностями его стилистического, пространственного и конструктивного решения.

Фриз

Средняя горизонтальная часть антаблемента, между архитравом и карнизом. в дорическом ордере расчленяется на триглифы и метопы (триглифно-метопный фриз), в ионическом и коринфском ордерах заполняется сплошной лентой рельефов или оставляется пустым; сплошная полоса декоративных, скульптурных, живописных и других окаймляющая верх стен, поверхность пола помещения, поле ковра и др.

Фронтон

Лицевая часть стены, завершение фасада дома, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами по бокам и карнизом у основания фронтона (тимпан) часто украшается скульптурой. Декоративные фронтоны украшают двери и окна зданий.

Цоколь

Цоколь – нижняя часть наружной стены здания, обычно несколько выступающая, сооружения, памятника или колонны, лежащая на фундаменте, обычно несколько выступающая. Цоколь обрабатывается рустовкой, профилями получает декоративную обработку.

Энтазис

Энтазис – утолщение ствола(фуста) колонны в средней его части как правило на одну треть ее высоты, создающее впечатление напряженности и устраняющее оптическую иллюзию вогнутости ствола.

В данной статье мы очень коротко попытались объяснить основные архитектурные «словечки»

Вот теперь мы знаем все!

Стоимости работ по монтажу декоративных элементов Вы можете найти в нашем разделе « цен ы »

Колонны в интерьере: материалы, подбор форм и стилей

Если раньше колонны в интерьере использовались только в практических целях, в качестве основания для потолка, крыши, следующего этажа, сегодня ситуация кардинально поменялась. Современный интерьер подразумевает не только их функциональное предназначение, но и декоративное. В обоих случаях эту конструктивную единицу приходится вписывать в интерьер помещения, а выбранная для этого методика может быть разной и зависеть от многих факторов, о которых мы и поговорим.

В каких стилях оформлять комнату с колоннами

Правильно подобранный стиль колонн в интерьере способен выгодно подчеркнуть стилистическую направленность помещения, придать ему индивидуальность, изысканность. Давайте рассмотрим наиболее популярные варианты таких сочетаний на конкретных примерах.

Классический стиль. Его отличительной чертой являются изысканные и лаконичные приёмы оформления. Декоративные колонны могут быть белоснежными, облицованы пенополиуретаном, пенополистиролом, гипсом. Подчеркнуть отношение к классике можно любыми элементами лепнины. Неплохим решением станет белая либо светлая венецианская штукатурка, имитирующая мраморную роспись или другие виды натурального камня дорогих пород.

Обратите внимание, характерной чертой классического стиля считается присутствие симметричных форм. Потому при планировке интерьера этот нюанс учитывается в первую очередь. Наглядным примером правильного оформления станут 2 колонны, соединённые между собой горизонтальной потолочной балкой, отделанной аналогичными образом.

Восточный стиль. Здесь колонны выступают не только в качестве изысканного элемента, а в роли обязательного атрибута, неотъемлемой части архитектурной композиции. Чаще всего они представлены в виде колоннады, каждая часть которой соединена сводчатой аркой. Выразительной чертой, отличающей от сдержанного и, одновременно, величественного классического стиля, здесь является обилие декора, дополнительных изысканных линий. Поверхность колонн облицовывается мозаикой, лепниной, вызывающей ассоциации с восточным стилем. Часто используются орнаменты, цветные вставки. Подчеркнуть и завершить ансамбль можно витражами или тканевыми драпировками.

Колонны, выдержанные в восточном стиле, отлично смотрятся в интерьере квартир-студий. Отсутствие перегородки между кухней и гостиной обыгрывается потолочной сводчатой аркой, прекрасно зонирующей пространство комнаты. Она не только чётко ограничит зону приготовления пищи от места для отдыха или приёма гостей, но и не займёт свободной площади, не станет преградой для естественного освещения и превратится в «настоящую изюминку» вашего жилища.

Лофт. Андеграунд. Современные стили, подразумевающие отсутствие напыщенности и декора. Ещё одной отличительной чертой этих стилей является наличие открытого пространства, свободного от мебели, перегородок и прочих элементов интерьера. Колонны в них чаще всего представлены в виде необработанных или нарочито состаренных несущих опор из дерева, кирпича, металла.

Друг от друга они отличаются тем, что лофт подразумевает имитацию заброшенных промышленных помещений. Андеграунд так же воссоздает стиль нежилого помещения, но не промышленного назначения, а подвального типа. Облицовочные материалы для обоих одинаковы: камень, кирпич, необработанное дерево или их имитация.

Минимализм. Модерн. Неоклассика. В этих стилях отделка колонн может выполняться гипсокартоном, который потом будет окрашен в отличающийся от общего интерьера оттенок. Такого приёма будет достаточно, чтобы «влить» их в единый ансамбль помещения и сделать необходимый акцент. Также они могут выступать в качестве разграничителя пространства, дополнить эффект которого легко, соединив их между собой потолочной аркой аналогичной прямоугольной конфигурации.

Рустикальный стиль. Характерная черта этого направления затрагивает максимальную простоту и присутствие натуральных материалов. Колонны остаются необработанными, использование круглых брёвен расценивается, как оригинальный ход. Камень или его имитация применяется только в том случае, если эти материалы присутствуют в иных исполнениях. Например, это может быть облицовка камина, одной из стен.

Опорные конструкции строго простых, незамысловатых форм, с минимумом отделки и декора. Допускается использование неокрашенной древесины, эффект волокон которой выделяется лишь морилкой или лаком.

Полезно! Иные направления стилей, относящихся к этническим, должны отличаться характерными чертами, особенностям того народа, интерьер жилища которого воспроизводится.


Материалы для колонн

Если несколько веков назад для изготовления колонн использовался мрамор, гранит и иной натуральный камень, сегодня они практически не применяются. Причиной стала высокая цена материала и возможные проблемы при последующей обработке. Каменные конструкции встречаются в культурных и исторических зданиях, в то время, как для строительства жилых помещений берутся другие материалы.

Железобетон

Железобетонные колонны в современном интерьере могут быть представлены в различных исполнениях: круглые, прямоугольные, квадратные. Изготавливаются на месте с помощью форм, в процессе строительства здания или на бетонном производстве, после чего доставляются и устанавливаются с использованием спецтехники. Такие конструкции могут оставаться практически в первозданном виде. Тонкий слой шпаклёвки скрывает все недочёты изделия, превращая в полноценный декоративный элемент, который остаётся только покрасить или обработать иным способом.

Натуральное дерево

Дерево в оформлении колонн может выступать основным материалом, из которого они изготовлены или использоваться в виде облицовочного. К ним относятся обычные подпорные столбы, балки. Декорирование зависит от стиля помещения, в котором эти колонны используются. В этнических направлениях (рустик, прованс, шале) допускается окрашивание, аналогичное условие распространяется на современные лофт и минимализм. В классическом или ином вычурном стиле, деревянные колонны украшаются дополнительным декором.

Виды архитектурных элементов фасада здания

Современные архитектурные элементы фасада здания отличаются своим многообразием: балясины, балюстрады, колонны, карнизы, розетки, сандрики и многое другое. Давайте разберёмся во всём этом объёмном списке и рассмотрим наиболее популярные детали на конкретных примерах.

Особенности архитектурных элементов

Архитектурные элементы отделки фасада применяются для выражения определённой идеи и подчёркивания стилевого направления. В различные эпохи истории к ним относили конкретные художественные приёмы, которые изменялись с уровнем развития технических средств и представлений эстетической красоты.

Современные классические архитектурные элементы получили чёткое художественное направление сочетания архитектурно-художественных решений и оптимальных пропорций с совокупности с пропорциями здания, а также эстетикой его интерьера.

Важно! Только правильное размещение способно преобразить внешний вид любого строения в лучшую сторону.

Фактически архитектурные элементы фасада здания украшают стену и создают впечатление, которое сами же и задают. Причём неосведомлённому человеку запутаться во всём многообразии достаточно просто. Давайте рассмотрим наиболее популярные детали более пристально.

Балясины и балюстрады

К этой группе декоративных элементов с большой функцией практичности относятся невысокие столбики (балясины), собранные в группы (балюстрады). Детали известны с древних времён и на всём протяжении существования использовались не только с эстетической точки зрения, но и в качестве опор для перил.

Балясины и балюстрады способны существенно увеличить визуальный статус строения, что положительно сказывается на его респектабельности. Широкое применение этих архитектурных элементов способно «оживить» внешний облик строений и ансамблей, не сказываясь на возможностях создания оригинальных художественных эффектов.

Балюстрады могут служить украшением балконов, оконных проёмов, лестниц, веранд. Материалом для их изготовления служит натуральный или искусственный камень, дерево, пенополистирирол, гипс или бетон.

Колонна и составляющие

Колонны могут выполнять 2 функции: практичную (поддержание стен здания) и декоративную (украшение фасада). Преимущественно выполняются в стилях: ампир, классический и восточный. Придают строению величественность, помпезность.

Выполняются в различных видах, размерах, формах. По конструктивным особенностям включают следующие элементы:

  • База или основание – выступает в роли так называемого фундамента основного компонента. Средняя высота элемента 20-60 см.
  • Ствол или столб колонны – основная часть. Выполнена в виде возвышающейся конструкции, верх которой украшен капителью.
  • Капитель – шапка колонны, для увеличения декоративных свойств украшается узорами, соответствующими стилю основного элемента.
  • Абака – устанавливается в верхней части капители. Служит его окончанием и местом примыкания колонны к основному фасаду.

Основная классификация колонн осуществляется по форме. Они могут быть:

  • Квадратными, где деталь несёт не только декоративную, но и несущую функцию, поддерживая второй этаж, крышу, козырёк.
  • Округлыми, которые относятся к наиболее распространённому виду. Также могут выполнять двойную функцию.
  • Угловыми, отличающимися более сложным монтажом и несением исключительно эстетической функции.

Полезно! Желоба на колоннах называют каннелюрами.

Пилястр и его устройство

Элементы архитектуры, входящие в состав пилястра, внешне напоминают вмонтированную в стену колонну. Фактически это одно и тоже, за исключением того, что на фасаде видна только лицевая часть элемента. Конструктивно они состоят из следующих элементов:

  • Основание (база) – нижняя основная часть. Выступает в роли декоративного цоколя главной детали.
  • Столб (ствол) пилястры – длинная, вертикально установленная конструкция (полуколонна), на которой фиксируются остальные элементы. По ширине значительно уступает основанию.
  • Капитель – может расцениваться, как верхнее основание. По- принципу основания изготавливается шире столба, дополнительно украшается декоративными узорами.
  • Абака – верхняя квадратная плитка. Часто украшается резьбой, может принимать разные самые невообразимые (приемлемые основному стилю) формы.

Целостность и гармоничность детали достигается за счёт сочетания всех составляющих. Касается это оттенка, формы, размеров.

Полезно! Данная архитектурная деталь не оказывает весовой нагрузки на стены, потому широко применяется как для фасадов, так и для внутренних работ.

Раньше пилястры использовали для укрепления несущей конструкции. Они не имели декоративной функции, устанавливались исключительно на фасадах и изготавливались в прямоугольной форме. Только с Эпохи Возрождения деталь обрела иное назначение и стала полноценным архитектурным элементом фасада, несущим декоративную функцию.

Конструкция, в которой камень выкладывается по дуге, соединяющей опоры стены, смыкаясь в верхней части. Центральный фрагмент имеет название замковый камень. Архитектурные элементы здания, представленные в виде арок, способны притягивать и гипнотизировать своим величеством. Многообразие форм обеспечивает безупречное вливание в любой стиль фасада. Основная классификация осуществляется за счёт формового разнообразия, связанного с этническим происхождением данного фрагмента. Наиболее популярными считаются следующие виды:

  • Мавританские – внешне схожи с подковой, часто применяются при строительстве зданий, относящихся к архитектуре ислама.
  • Полуциркульные – классический вид арки, имеющий очертания, более схожие со строгим геометрическим полукругом.
  • Сложные стрельчатые – обычно используются в зданиях, имеющих отношение к православной архитектуре.
  • Простые стрельчатые – применяются в западноевропейском готическом стиле и там, где это применимо.

Интересно! Арочные конструкции были популярны в Древнем Риме. Римляне строили мосты, виадуки, подземные сооружения и в большинстве случаев пользовались арочной конструкцией. Их соседи, древние греки, такую технологию не использовали и подобные архитектурные композиции возводили редко.


Фронтон

Это завершающая часть фасадной части строения, портика, колоннады. Ограничивается оно двускатной крышей с боков. В нижней части может упираться в карниз. Также могут присутствовать не под крышами, а над окном, дверью, крыльцом.

В современной архитектуре насчитывается 11 видов фронтонов:

  • Килевидные – как дно перевёрнутого корабля. Характерны для фасадов, относящихся к русскому зодчеству.
  • Лучковые – в форме вытянутого лука.
  • Прерванные – имеющие горизонтальный карниз, прерываемый для другого архитектурного элемента, например, окна. При отсутствии карнизы, может располагаться на щипцах или колоннах. В этом случае он носит название полуфронтона.
  • Разорванные – карнизы, не соединяющиеся в верхней части. Заканчиваются, оставляя свободное пространство, в котором может помещаться пьедестал для скульптуры или иного украшения.
  • Раскрепованные – части которого выступают вперёд.
  • Самцовые – сложенные из брёвен, продолжающих венцовую часть фасада.
  • Ступенчатые – выполняются как ступени, уменьшающиеся в размерах кверху.
  • Трапециевидные – исполненные в форме геометрической трапеции.
  • Равнобедренные – соответствующие форме равнобедренного треугольника.
  • Пятиугольные – мансардные, устанавливающиеся в форме совмещённой трапеции.

Важно! С точки зрения визуального восприятия, фронтон является «лицом» строения. Предназначен для ориентации на основную индивидуальность и стиль.

Наличник и оконные элементы

В зависимости от стилевой принадлежности фасада, окно тоже может рассматриваться как отдельный архитектурный элемент фасада. В качестве примера можно привести совершенно противоположные друг другу виды:

  • Овальные и криволинейные в модерне.
  • Прямоугольные вытянутые, относящиеся к классицизму, близкому к Ренессансу.
  • Украшенные лепниной и закруглённые в верхней части окна, относящиеся к стилю барокко или рококо.
  • Стрельчатые, арочные или полуциркульные венецианские.
  • Заострённые готические с цветным стеклом и ажурной резьбой по камню.

Если говорить о наиболее популярном классическом стиле обрамления окон, то к элементам данной системы относятся такие детали:

  • Наличник – обрамляющая кайма, которая может окружать окно по кругу, с трёх или двух (боковых) сторон.
  • Откос – ровная прямая полоса, закрывающая промежуток между наличником или сандриком и оконной рамой.
  • Подоконник (отлив) – нижний откос, выполняющий ещё и практичную функцию водоотвода.
  • Консоль – так называемый кронштейн, на котором держится отлив (подоконник). Может исполнять как практическую, так и сугубо декоративную функцию.
  • Сандрик – верхняя часть обрамления. Возвышаясь над окном, выступает в качестве завершающего конструкцию элемента.

Розетка

Второе название, которое носит этот архитектурный элемент – розочка. Под ним подразумевается декоративный элемент, выполненный в виде лепестков распустившегося цветка с одинаковой формой и размером. Относительно друг друга они располагаются равномерно и идеально «расходятся» от сердцевины, тем самым и напоминая вышеупомянутое растение.


Всего существует 6 разновидностей розеток, которые выглядят следующим образом:

  • Акантовые – элементы, лепестки которой разделены чередующимися стрелками.
  • Спиралевидные – относящиеся к категории древнескандинавских соляных знаков и выполненные в соответствующей форме.
  • Розетки-лунницы – состоящие из двух полумесяцев.
  • Вихревые – имеют форму круга со спиральными линиями, исходящими от центра круга.
  • Зонтичные – выполненные в форме эллипса с «разбегающимися» в разные стороны лучами.
  • Солнечные – напоминают древнюю символику времён поклонения богу солнца. Изображают солнечный круг с расходящимися изогнутыми лучами.

На фасадах архитектурные розетки размещаются нас стенах, в центральной части фронтона, над оконным или дверным проёмом. Они выполняют не только эстетическую функцию, но и могут служить для практических целей: маскируют дефекты поверхности, разбавляют объёмные открытые участки.

Интересно! История существования розетки, как отдельного архитектурного элемента фасада тянется из глубины веков. Декор встречается в конструкциях эпохи Двуречья, Древнего Египта, Древнего Рима и Эллады.

Орнамент

Под понятием орнамент подразумеваются архитектурные элементы фасада, предназначенные для визуального выделения отдельных фрагментов здания. Это могут быть оконный или дверной проём, арка, свод, межоконный проём, колонна, стеновая плоскость. Могут быть представлены в виде резного узора, с тематическим изображением, соответствующем тому, к какому стилю относится здание.

Разновидности орнамента характеризуются иными приёмами, использованием различных узоров, пришедших из древней архитектуры. Наиболее популярными считаются такие виды:

  • Кельтские, в которых предпочтение отдаётся зигзагообразным, криволинейным и прямолинейным линиям, геометрическим фигурам.
  • Среднеазиатские с письменами, перемежающимися с растительными элементами.
  • Греко-римские – ставшие прообразом для украшения зданий Ренессанса и более позднего Классицизма.
  • Романские – демонстрирующие возвращение к моде древности и применимое преимущественно к домам, выполненным в стиле средневековых замков.

Полезно! Фактически выделяют 3 категории орнаментов: мимические, имитирующие и символические.

Карниз

Этим термином называют венчающую часть здания, декоративный выступ, край кровли. В современной и классической архитектуре элемент соотносится к кровле, навершию, завершающему элементу фасада и несущей зоны перекрытия. Выполняет разграничивающую функцию между верхом и низом строения.

Классификация карнизов осуществляется нескольким характеристикам, например, по внешнему виду, она разделяет их на несколько видов:

  • Сандрики – небольшой карниз или карниз с треугольным фронтоном над окном или дверью.
  • Бриз-солей – миниатюрные козырьки.


Следующая классификация осуществляется по участку, на котором он расположен:

  • Подкрышный или венчающий – самый верхний, вносящий визуальное разделение между крышей и фасадом.
  • Межэтажный – выступающий в роли границы между двумя этажами.
  • Цокольный – обозначающий верхнюю кромку цоколя и начала основной стены строения.

Кроме этого, архитектурные карнизы могут быть софитными или ступенчатыми. Первые имеют ярко выраженную выносную часть, вторые – вынесены незначительно.

Полезно! Кроме декоративной функции, венчающие карнизы выполняют защитную. Они предохраняют фасад здания от атмосферного воздействия.

Русты

Специальные декоративно-защитные накладки на фасад. В большинстве случаев устанавливаются на углы здания, выделяются цветом или фактурой. Иногда изготавливаются из натурального камня, чаще – из имитирующих природный материал полимеров.

Основная классификация осуществляется по форме руста:

  • Фацетированный (плоский) – имеет скошенную грань, зернистую структуру. Отлично смотрится на кирпичных, оштукатуренных фасадах.
  • Колинчатый – применяют для отделки арочного проёма или его формирования. Встречаются на брусовых, кирпичных и газобетонных домах.
  • Муфтированный
  • Французский или ленточный – используется в нижней части стены, на цоколе.
  • Бриллиантовый – выполнен в форме пирамиды с 4 гранями. Применяется для декора элитных коттеджей.


Заключение

Современные архитектурные элементы изготавливаются из различных материалов: камень, бетон, кирпич, гипс. Но наиболее популярным являются полимерные изделия. Их преимущество заключается в малом весе, лёгком и простом монтаже, хороших эксплуатационных свойствах.

Читайте также: