Игровое взаимодействие взрослого и ребенка как фундамент психокоррекционной работы

Обновлено: 22.04.2024

В период всего дошкольного детства взаимодействие и общение со взрослым сохраняет основную роль в развитии ребенка. Развертывая общение, взаимодействие с детьми, необходимо учитывать и их возрастные особенности, и индивидуальные склонности и интересы, и специфику того вида деятельности, в котором взрослый взаимодействует с детьми.

Игра – это "ведущий" вид деятельности дошкольника, именно благодаря ей, ребенок познает окружающий его мир предметов и людей, входит в мир социальных отношений, в сообщество взрослых. Через игру ребенок познает самого себя, свои возможности. «Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности"- отмечал В. А. Сухомлинский.

Эльконин Д. Б. подчеркивал, что игра – это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. По утверждению Ушинского К. Д., в игре ребенок «живет» и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни. В игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, которые особенно важны для успешного обучения в школе. Игра для ребенка – это серьезное занятие.

Игра, как и любая другая человеческая деятельность, не возникает у ребенка спонтанно, сама собой, а в той или иной форме передается ему людьми, которые уже владеют ею — «умеют играть». Однако если у ребенка не будет благоприятных условий для своевременного овладения постепенно усложняющимися игровыми умениями, то его возможности на каждом возрастном этапе могут быть не реализованы и к концу дошкольного детства высокий уровень игры может быть и не достигнут.

Задача взрослого — своевременно «оснастить» детей соответствующими игровыми умениями, чтобы их самостоятельная игра полноценно выполняла свои специфические развивающие функции.

Чем же руководствоваться, чтобы решить такую задачу? Необходимо руководствоваться принципами формирования игровой деятельности у дошкольников.

1. Для того чтобы дети овладели игровыми умениями, взрослому следует играть вместе с ними.

2. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства при формировании у ребенка игровых умений, необходимо ориентировать его на возможное взаимодействие с партнером-сверстником.

3. Взрослый, играя вместе с детьми на протяжении всего дошкольного периода, должен на каждом его этапе развертывать игру таким образом, чтобы ребенок «открывал» и усваивал специфические, постепенно усложняющиеся способы построения того или иного вида игры.

Что значит играть вместе с детьми? Чрезвычайно важным моментом, во многом определяющим успешность «втягивания» детей в мир игры, является сам характер поведения взрослого. Дело в том, что нередко взрослые осуществляют общение с детьми, занимая позицию учителя. Но в совместной игре с детьми взрослый должен сменить ее на позицию «играющего партнера», с которым ребенок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из нее, ощущал бы себя вне оценок: хорошо — плохо; правильно — неправильно и т. п. Совместная игра взрослого с детьми только тогда будет действительно игрой для ребенка (а не учебным занятием, если он почувствует в этой деятельности не моральное превосходство учителя, которому в любом случае надо подчиняться, а лишь превосходство умеющего интересно играть партнера. Такого рода смена позиции и естественное эмоциональное поведение взрослого, обнаруживающего и демонстрирующего собственную заинтересованность в игре, — гарантия возникновения у дошкольника побуждения к игровой деятельности, освоения им тех способов, которые использует в игре взрослый.

Необходимость второго принципа обусловлена тем, что эмоциональный комфорт ребенка зависит не только от его взаимоотношений с близкими взрослыми, но и от взаимоотношений со сверстниками. Положительное отношение сверстников, их благоприятные оценки во многом определяются тем, насколько свободно вступает ребенок в контакты, умеет ли развернуть интересную совместную игру. А для этого необходимо хорошо понимать действия и намерения партнера и самому быть им понятым.

Для того чтобы привлечь детей в игру, играть вместе с ними, взрослый должен сам научиться свободно развертывать сюжет, отталкиваясь от тематики, привлекающей детей. При этом необходимо отчетливо понимать, что замысел взрослого — лишь замысел одного из участников. В настоящей живой игре партнеры сразу же начнут обнаруживать свои желания, не совпадающие с проектом взрослого. От его искусства вовремя принять предложения детей, продолжить игровое действие ребенка, ввести новый персонаж (и, соответственно, игровую роль, развернуть предложенное партнером-ребенком событие в игре зависит привлекательность совместной деятельности со взрослым и успешность освоения детьми новых игровых умений.

Тактика игрового взаимодействия взрослого с ребенком изменяется по мере взросления детей.

Организуя игру с детьми 1, 5-3 лет важно:

- Развертывать игровые действия на виду у детей непринужденно, постепенно втягивая их в игру.

- Всё время комментировать смысл своих действий и смысл действий детей

(«Буду купать зайчика, он грязный») .

- Помогать ребенку осознать смысл его действий, перенесенные им в самостоятельную деятельность из игры, поддерживая комментариями.

- Использовать сочетание реалистических игрушек с условными предметами, заместителями, чтобы было понятно ребёнку (Например, кубик на игрушечной тарелке – кусок торта) .

- Новые игрушки обыгрывать вместе с детьми.

Организуя игру с детьми 3-5 лет важно:

- Обозначать вербально принимаемую роль и роль партнера («Я продавец, а ты давай будешь покупателем») .

- Выделять специфику ролевых действий и ролевое взаимодействие через активное использование ролевого диалога.

- Использовать парные взаимно дополнительные роли («Доктор - больной, продавец - покупатель и т. п.», постепенно увеличивая число ролей за счет развертывания сюжета.

- Предоставлять возможность свободно включаться в игру, менять роль по ходу игры.

- Перемещаться от одной подгруппы детей к другой, включаясь в их игру.

Остальным детям предоставить возможность действовать самостоятельно, по желанию.

- Использовать лаконичную ролевую атрибутику, для перехода к другой роли, необходимой по смыслу сюжетных событий (сумка или шапочка врача)

- Основой для игры активно использовать мотивы сказочных сюжетов.

Организуя игру с детьми 5-7 лет важно:

- Использовать новую форму игры (Игру-придумывание, игру-фантазирование, протекающую в чисто речевом плане, исключая предметно-игровые и ролевые действия.

- Участвовать в предварительном периоде самостоятельной игры детей.

- Предоставлять возможность самим распределять роли и играть по сюжету с «открытым концом».

- Использовать мотивы сказочных сюжетов в игре-придумывании и подготовительном периоде к самостоятельной игре.

- Давать образцы соединения сказочных и фантастических элементов (событий, персонажей) с реальными, давая толчок детскому творчеству.

- Действовать как равноправный партнер, внося нормативные способы распределения ролей (жребий, считалка) при сложившихся между детьми неблагополучных отношений.

Игра имеет свои законы развития, каждому возрасту соответствует свой определённый этап. Развиваясь, она поднимает ребёнка на новую ступень осознания мира предметов, мира человеческих отношений.

Таким образом можно выделить 3 этапа формирования игрой.

На 1 этапе (1, 5- 3 лет) – педагог стимулирует ребенка к осуществлению условных действий с предметами.

На 2 этапе (3-5 лет) – педагог формирует у детей умение принимать роль, переходить в игре от одной роли к другой.

На 3 этапе (5-7 лет) – дети должны овладеть умением придумывать разнообразные сюжеты игр.

Тактика игрового взаимодействия взрослого с детьми при руководстве любой игрой - это помочь ребенку организовать игру, обогатить её содержание, сделать её интересной и увлекательной. Организовать в игре общение и взаимодействие детей. В совместной игре дети учатся языку общения. Взаимопониманию и взаимопомощи, учатся согласовывать свои действия с действиями другого. В игре возникает обмен опытом. Дети перенимают друг у друга имеющиеся знания, обращаются за помощью к взрослым. В результате игры становятся разнообразнее. Усложнение содержания игр ведёт, в свою очередь, не только к увеличению количества участников игры, но и к усложнению реальных взаимоотношений, к необходимости более чёткого согласования действий.

Важно также отметить, что, как бы ни был хорош взрослый в роли партнера по игре, он не должен целиком «заполнять» жизнь детей. В любом возрасте дети должны быть обеспечены временем, местом и материалом для самостоятельной игры, уже без непосредственного участия в ней взрослого. То есть на протяжении всего дошкольного детства организация игры в детском саду должна иметь двухуровневый характер:

1) формирование игровых умений в совместной деятельности взрослого с детьми, где взрослый вступает в игровое взаимодействие как партнер;

2) создание условий для самостоятельной детской игры (без участия взрослого) посредством специального подбора игрушек, обеспечения места и времени для игры. С возрастом детей изменяется характер игрового взаимодействия, общения их со взрослым и увеличивается доля самостоятельной игры.

Главным критерием оценки работы педагога в отношении игры, критерием эффективности его взаимодействия с детьми является продвижение детей в игровых умениях, проявляющееся в их самостоятельной деятельности, возможности занять себя, вступать в различные формы игрового взаимодействия со сверстниками.

• Аникеева Н. П. Воспитание игрой., М., 1987

• Воронова В. Я. Творческие игры старших дошкольников, М., 1997

• Запорожец А. В. Некоторые психологические проблемы детской игры. М., 1997

• Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. Психологический институт РАО МоиПН, 1997

• Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Как играть с ребенком. М., 1990

• Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Педагогические принципы организации сюжетной игры. / Дошкольное воспитание. 1989, №4 стр. 23

• Новлянская З. Н. Почему дети фантазируют. М., 1990

«Равноправное сотрудничество взрослого и ребенка» Слайд 1 Тема «Равноправное сотрудничество взрослого и ребенка» Слайд 2 В соответствии с федеральным государственным образовательным.

Консультация «Взаимодействие педагогов и родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья дошкольников» Наш детский сад активно работает по сохранению и укреплению здоровья детей. Ведь здоровый ребенок с удовольствием и радостью включается.

Консультация для педагогов «Изготовление игр своими руками как средство развития ребенка» "Мы изготовили игры сами" Сегодня в магазинах представлено огромное количество самых разнообразных игр, созданных для детей. И, выбирая.

Консультация для педагогов и родителей «Роль взрослого в создании условий для благоприятного развития личности» Консультация для педагогов и родителей на тему: «Роль взрослого в создании условий для благоприятного развития личности ребенка раннего.

Консультация-практикум для родителей на тему «Взаимодействие моторного и речевого развития детей» Цель: профилактика нарушений речи у детей младшего дошкольного возраста. Познакомить родителей детей с методами и приемами развития речи.

Консультация для воспитателей «Лепбук как форма совместной деятельности взрослого и ребенка» В данной работе можно узнать истории возникновения этой формы работы с детьми. как и с чего начинать работу. 1 слайд. 2 слайд. Интересной.

Поддержка уровня здоровья «особого» ребенка — консультация для педагогов "Счастье – как здоровье: когда его не замечаешь, значит, оно есть. " Иван Тургенев Попробуем разобраться с цитатой писателя. 1. Счастье.

Развитие ребенка в игре. Консультация для воспитателей Развитие ребенка через игру Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, которая может выступать как форма, метод и.

Консультация «Взаимодействие педагогов ДОУ» На смену уходящей в прошлое основной цели ДОУ транслировать знания воспитанникам пришла новая функция образования - создание единого образовательного.

Консультация для педагогов «Экологическое воспитание ребенка дошкольного возраста» Экологическое воспитание ребенка. «Маленький человек должен любить всё живое, ведь только доброта открывает ребёнку и детскому коллективу.

Игра как элемент культуры социума. Взаимосвязь игры и детства. Значение игры в жизни детей и их развитии. Игра как естественный способ проникновения в детство и воздействия на больного ребенка (терапия игрой). Особенности анализа игры детей с нарушенным развитием. Объединение в процессе игры задач диагностики и коррекции выявленных нарушений.

Игровая терапия в контексте разных терапевтических направлений (З. Фрейд, М. Клейн, А. Фрейд, В. Акслайн, К. Моустакас, К. Роджерс, Г. Лэндрет и др.). Недирективная игровая терапия. Психологический смысл игротерапевтической процедуры. Принцип принятия ребенка. Установление дозволенности. Принцип отражения чувств. Характер ограничений. Директивная игровая терапия (активная, облегчающая). Контролируемые техники в структуре директивной игровой терапии.

Специфика организации игры (игровых упражнений, игровых приемов и занятий) при разных видах и формах аномального развития.

Тренинг детско-родительского взаимодействия с использованием игровой терапии.

Тема 3. Системная семейная психокоррекция и психотерапия

Семья как многоуровневая и многофункциональная система и как фундамент эффективности психокоррекционной работы. Основные направления семейной психотерапии (К. Роджерс, В. Сатир, С. Минухин, М. Боуэн, А. Я. Варга, А. С. Спиваковская, А. Б. Орлов, А. В. Черников и др.). Параметры семейной организации: понятия структуры семьи, внутрисемейных коммуникаций, семейной истории, стадий жизненного цикла семьи и др. Понятия нормально функционирующей и дисфункциональной семейной структуры. Типичные варианты дисфункциональных семейных структур. Внутрисемейное общение и его парадоксы. Модели общения в семье и их роль в эмоциональном мироощущении ребенка. Интегративная модель системной семейной психотерапевтической диагностики (А. С. Спиваковская, А. В. Черников). Цели семейной терапии на основе интегративной модели. Применение интегративной модели в практике семейной психотерапии. Клинико-психолого-педагогические критерии эффективности семейной психотерапии (на примере психотерапии неврозов). Взаимосвязь семейной терапии с другими видами помощи семье и ребенку с проблемами в развитии.

1. Использование игры в коррекционных и психологических целях в психологической практике исторически связано с теоретическими традициями психоанализа. Начало игровой терапии было положено еще в 20-е годы XX в. в работах М.Клейн (1922), А. Фрейд (1991), Г. Гут-Гельмут (1926). Развитие теории и практики использования игры в терапевтических и коррекционных целях длительное время осуществлялось в рамках двух подходов -первоначально в психоаналитическом (М. Клейн, А. Фрейд), а начиная с 50-х годов - в гуманистически ориентированном подходе (C. Rogers, 1951; C. Moustakas, 1970; Г. Лэндрет, 1994). Каждый из подходов реализовал в игровой терапии свое собственное представление о психологической сущности игры, механизмах ее коррекционно-развивающего

воздействия и об эффектах в развитии, определяющих позитивную роль игры для развития личности ребенка. В каждом подходе разработаны своя концептуальная схема и система понятий: терапевтическая связь, принятие, сотрудничество, выбор и ответственность (в гуманистической психологии); аналитическая связь, трансфер (перенос) отношений, катарсис, сублимация (в психоанализе).

В последнее время можно наблюдать значительное возрастание интереса к использованию метода игровой терапии и в нашей стране (А. И. Захаров, 1982; А. С. Спиваковская, 1989; В. В. Столин, 1989; А. О. Карабанова, 1997, и др.). Очевидно, выступает тенденция продуктивного творческого переосмысления и обогащения теории и практики игротерапии на основе теории психического развития ребенка и теории детской игры, разработанной в трудах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина.

Игровая терапия со взрослыми.Хотя еще рано говорить об этом как о самостоятельном направлении, наблюдается все больший интерес к использованию игровой терапии в работе со взрослыми. Поскольку в центре внимания находится игровая деятельность, а не сам клиент, он погружается в игру и открывает в себе то, что не подвластно простой вербализации. Средствами игры клиент ведет разговор с самим собой, и это глубоко личное переживание, поскольку он непосредственно включен в игру. Кукольный домик, ящик с песком, краски, кукла Бобо - все это облегчает

взрослым понимание своего внутреннего мира. Некоторые терапевты, позволявшие взрослым клиентам выбирать игрушки в игровой комнате, описывают великолепные результаты. Некоторые терапевты ведут групповые занятия в игровой комнате, где они просят каждого члена группы выбрать предмет, который был бы символом его самого. Эти предметы затем становятся объектом для размышления самого клиента, и он может получить обратную связь от других членов группы.

Приемы игровой терапии в семейной терапии.Семейные терапевты начинают сознавать необходимость использования на своих приемах игрушек и материалов для творчества, поскольку это помогает им заинтересовать детей и наладить общение с ними. Дети до девяти-десяти лет не обладают достаточными вербальными средствами, необходимыми для того, чтобы участвовать на равных в беседе семьи и терапевтов. Без использования игровой среды приемы в семейной терапии чаще превращаются в беседу терапевта со взрослыми; дети либо пассивно ведут наблюдения за этой беседой, либо бесцельно слоняются по комнате, погруженные в свои мысли. Если предложить ребенку фигурки, изображающие членов его семьи, и попросить его показать, что происходит дома, можно добиться больших результатов, чем если просить его описать это словами или подтвердить высказывания других членов семьи. Другая возможность состоит в том, чтобы вовлечь в игру всех членов семьи, - это облегчает их взаимодействие и оказывает на них терапевтическое воздействие. Когда родителей просят спланировать игру вместе с детьми, они научаются способам решения задач, которые в дальнейшем облегчат взаимодействие внутри семьи. Игровая терапия с семьей позволяет терапевту в процессе работы с семьей принимать на себя несколько ролей, в том числе фасилитатора, участника, наставника и т.д.




Групповая игровая терапия.Хотя групповая игровая терапия возникла с появлением игровой терапии как таковой, использовалась она весьма ограниченно. Как и при групповом консультировании подростков и взрослых, групповая игровая терапия представляет собой психологический и социальный прогресс, в котором дети, естественным образом взаимодействуя друг с другом, приобретают новые знания не только о других детях, но и о себе. В процессе взаимодействия дети помогают друг другу взять на себя ответственность за построение межличностных отношений. Затем они естественным образом переносят эти способы взаимодействия со сверстниками непосредственно за пределы группы. В отличие от других подходов в групповом консультировании, в групповой игровой терапии не существует групповых целей, а групповая сплоченность не является необходимой составляющей группового процесса. Наблюдая других детей, ребенок

обретает смелость, необходимую для того, чтобы попробовать сделать то, что ему хочется.

Игровая терапия в больничных условиях.Госпитализация может вызвать у ребенка страх и напряжение, потому что он внезапно оказывается в незнакомой обстановке, где ему приходится проходить различные не слишком приятные процедуры. Вследствие этого у детей часто возникает чувство тревоги и им кажется, что они утратили контроль над ситуацией. Голден (Golden, 1983) считает, что игрушки, которыми располагает игровой терапевт, имеют в точности такое же значение, как и скальпель хирурга, чтобы помочь детям покинуть больницу более здоровыми, чем они пришли в нее. Если у детей нет возможности в приемлемой форме выражать свои страхи и справляться с ними, могут возникнуть новые эмоциональные проблемы и здоровая приспособляемость будет нарушена.

Используя медицинские инструменты (шприц, стетоскоп, марлевые маски), а также кукол или зверей, терапевт может познакомить детей с медицинскими процедурами в процессе целенаправленной игры и тем самым значительно уменьшить беспокойство детей, связанное с пребыванием в больнице. Предоставление детям возможности выбрать игровой материал и самим управлять игрой также дало положительные результаты. В процессе игры дети часто отыгрывают то, что им пришлось пережить. Можно думать, что таким образом ребенок пытается понять свои переживания и развить способность управлять ситуацией.

3. При изучении возникающего у детей в ходе психического заболевания дизонтогенеза анализ игровой деятельности представляется особенно важным. Это связано с тем, что исследование игры помогает адекватной оценке различных сторон психики ребенка. Иными словами, анализ игры становится комплексным исследованием и приобретает в связи с этим особую важность как для прогноза дальнейшего развития ребенка, так и для разработки коррекционных рекомендаций.

Так, например, в условиях нарушения процесса социализации, возникающего у детей с синдромом аутизма, наряду со многими особенностями специфически искажается игровая деятельность (А. С. Спиваковская, О. С. Никольская и др.).

Игра по адекватным для нормы, социализированным сюжетам из-за отсутствия у больных детей мотива отличалась выраженной неустойчивостью, эмоциональной невыразительностью, в то время как мотивированные, аутистические игры носили гиперэмоциональный и непресыщаемый характер, не изменяясь на протяжении ряда лет.

Анализ состава игровых действий больных детей показал, что ими игнорировались опосредованные общением функциональные свойства предметов, в то время как на первый план выступали

манипуляторные возможности, усвоение которых не требует постоянного контакта со взрослыми.

Преобладание в игре больных детей манипуляций при отсутствии предметных действий препятствует формированию адекватных представлений об иерархии свойств предметов и является одним из факторов, вызывающих появление искаженных обобщений.

Искаженные представления о предметах, неадекватные обобщения, характеризующие умственную деятельность детей, страдающих РДА (ранний детский аутизм), не являются, таким образом, особенностями, изначально присущими аутистическому мышлению; они проходят сложный путь формирования, в котором существенная роль принадлежит нарушенной игровой деятельности.

Считая одним из главных направлений коррекционной работы с дошкольниками, страдающими РДА, формирование полноценной игровой деятельности, целесообразно использовать приемы налаживания контактов доступного детям уровня стимуляции спонтанной игровой активности с последующим переводом к более совершенным способам общения, расширения сферы личностно-значимых предметов, разъяснением функционального назначения игрушек, созданием устойчивой и совместной с экспериментатором игры.

По мнению М. Д. Волберг (1967), "игровая терапия не принадлежит к какой-то определенной школе психотерапии, каждый терапевт должен сначала овладеть этим особым языком ребенка, а затем объединить овладение терапевтическим инструментом с его собственной теоретической ориентацией".

Основные понятия: игровая терапия, директивная игровая терапия, недирективная игровая терапия, психотерапевтическая процедура, принцип отражения чувств, контролируемые техники.

Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.

В период всего дошкольного детства взаимодействие и общение со взрослым сохраняет основную роль в развитии ребенка. Развертывая общение, взаимодействие с детьми, необходимо учитывать и их возрастные особенности, и индивидуальные склонности и интересы, и специфику того вида деятельности, в котором взрослый взаимодействует с детьми.

Игра – это "ведущий" вид деятельности дошкольника, именно благодаря ей, ребенок познает окружающий его мир предметов и людей, входит в мир социальных отношений, в сообщество взрослых. Через игру ребенок познает самого себя, свои возможности. «Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности"- отмечал В. А. Сухомлинский.

Эльконин Д. Б. подчеркивал, что игра – это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. По утверждению Ушинского К. Д., в игре ребенок «живет» и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни. В игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, которые особенно важны для успешного обучения в школе. Игра для ребенка – это серьезное занятие.

Игра, как и любая другая человеческая деятельность, не возникает у ребенка спонтанно, сама собой, а в той или иной форме передается ему людьми, которые уже владеют ею — «умеют играть». Однако если у ребенка не будет благоприятных условий для своевременного овладения постепенно усложняющимися игровыми умениями, то его возможности на каждом возрастном этапе могут быть не реализованы и к концу дошкольного детства высокий уровень игры может быть и не достигнут.

Задача взрослого — своевременно «оснастить» детей соответствующими игровыми умениями, чтобы их самостоятельная игра полноценно выполняла свои специфические развивающие функции.

Чем же руководствоваться, чтобы решить такую задачу? Необходимо руководствоваться принципами формирования игровой деятельности у дошкольников.

1. Для того чтобы дети овладели игровыми умениями, взрослому следует играть вместе с ними.

2. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства при формировании у ребенка игровых умений, необходимо ориентировать его на возможное взаимодействие с партнером-сверстником.

3. Взрослый, играя вместе с детьми на протяжении всего дошкольного периода, должен на каждом его этапе развертывать игру таким образом, чтобы ребенок «открывал» и усваивал специфические, постепенно усложняющиеся способы построения того или иного вида игры.

Что значит играть вместе с детьми? Чрезвычайно важным моментом, во многом определяющим успешность «втягивания» детей в мир игры, является сам характер поведения взрослого. Дело в том, что нередко взрослые осуществляют общение с детьми, занимая позицию учителя. Но в совместной игре с детьми взрослый должен сменить ее на позицию «играющего партнера», с которым ребенок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из нее, ощущал бы себя вне оценок: хорошо — плохо; правильно — неправильно и т. п. Совместная игра взрослого с детьми только тогда будет действительно игрой для ребенка (а не учебным занятием, если он почувствует в этой деятельности не моральное превосходство учителя, которому в любом случае надо подчиняться, а лишь превосходство умеющего интересно играть партнера. Такого рода смена позиции и естественное эмоциональное поведение взрослого, обнаруживающего и демонстрирующего собственную заинтересованность в игре, — гарантия возникновения у дошкольника побуждения к игровой деятельности, освоения им тех способов, которые использует в игре взрослый.

Необходимость второго принципа обусловлена тем, что эмоциональный комфорт ребенка зависит не только от его взаимоотношений с близкими взрослыми, но и от взаимоотношений со сверстниками. Положительное отношение сверстников, их благоприятные оценки во многом определяются тем, насколько свободно вступает ребенок в контакты, умеет ли развернуть интересную совместную игру. А для этого необходимо хорошо понимать действия и намерения партнера и самому быть им понятым.

Для того чтобы привлечь детей в игру, играть вместе с ними, взрослый должен сам научиться свободно развертывать сюжет, отталкиваясь от тематики, привлекающей детей. При этом необходимо отчетливо понимать, что замысел взрослого — лишь замысел одного из участников. В настоящей живой игре партнеры сразу же начнут обнаруживать свои желания, не совпадающие с проектом взрослого. От его искусства вовремя принять предложения детей, продолжить игровое действие ребенка, ввести новый персонаж (и, соответственно, игровую роль, развернуть предложенное партнером-ребенком событие в игре зависит привлекательность совместной деятельности со взрослым и успешность освоения детьми новых игровых умений.

Тактика игрового взаимодействия взрослого с ребенком изменяется по мере взросления детей.

Организуя игру с детьми 1, 5-3 лет важно:

Развертывать игровые действия на виду у детей непринужденно, постепенно втягивая их в игру.

Всё время комментировать смысл своих действий и смысл действий детей

(«Буду купать зайчика, он грязный»).

Помогать ребенку осознать смысл его действий, перенесенные им в самостоятельную деятельность из игры, поддерживая комментариями.

Использовать сочетание реалистических игрушек с условными предметами, заместителями, чтобы было понятно ребёнку (Например, кубик на игрушечной тарелке – кусок торта).

Новые игрушки обыгрывать вместе с детьми.

Организуя игру с детьми 3-5 лет важно :

Обозначать вербально принимаемую роль и роль партнера («Я продавец, а ты давай будешь покупателем»).

Выделять специфику ролевых действий и ролевое взаимодействие через активное использование ролевого диалога.

Использовать парные взаимно дополнительные роли («Доктор - больной, продавец - покупатель и т. п.», постепенно увеличивая число ролей за счет развертывания сюжета.

Предоставлять возможность свободно включаться в игру, менять роль по ходу игры.

Перемещаться от одной подгруппы детей к другой, включаясь в их игру. Остальным детям предоставить возможность действовать самостоятельно, по желанию.

Использовать лаконичную ролевую атрибутику, для перехода к другой роли, необходимой по смыслу сюжетных событий (сумка или шапочка врача)

Основой для игры активно использовать мотивы сказочных сюжетов.

Организуя игру с детьми 5-7 лет важно :

Использовать новую форму игры (Игру-придумывание, игру-фантазирование, протекающую в чисто речевом плане, исключая предметно-игровые и ролевые действия.

Участвовать в предварительном периоде самостоятельной игры детей.

Предоставлять возможность самим распределять роли и играть по сюжету с «открытым концом».

Использовать мотивы сказочных сюжетов в игре-придумывании и подготовительном периоде к самостоятельной игре.

Давать образцы соединения сказочных и фантастических элементов (событий, персонажей) с реальными, давая толчок детскому творчеству.

Действовать как равноправный партнер, внося нормативные способы распределения ролей (жребий, считалка) при сложившихся между детьми неблагополучных отношений.

Игра имеет свои законы развития, каждому возрасту соответствует свой определённый этап. Развиваясь, она поднимает ребёнка на новую ступень осознания мира предметов, мира человеческих отношений.

Таким образом можно выделить 3 этапа формирования игрой.

На 1 этапе (1, 5- 3 лет) – педагог стимулирует ребенка к осуществлению условных действий с предметами.

На 2 этапе (3-5 лет) – педагог формирует у детей умение принимать роль, переходить в игре от одной роли к другой.

На 3 этапе (5-7 лет) – дети должны овладеть умением придумывать разнообразные сюжеты игр.

Тактика игрового взаимодействия взрослого с детьми при руководстве любой игрой - это помочь ребенку организовать игру, обогатить её содержание, сделать её интересной и увлекательной. Организовать в игре общение и взаимодействие детей. В совместной игре дети учатся языку общения. Взаимопониманию и взаимопомощи, учатся согласовывать свои действия с действиями другого. В игре возникает обмен опытом. Дети перенимают друг у друга имеющиеся знания, обращаются за помощью к взрослым. В результате игры становятся разнообразнее. Усложнение содержания игр ведёт, в свою очередь, не только к увеличению количества участников игры, но и к усложнению реальных взаимоотношений, к необходимости более чёткого согласования действий.

Важно также отметить, что, как бы ни был хорош взрослый в роли партнера по игре, он не должен целиком «заполнять» жизнь детей. В любом возрасте дети должны быть обеспечены временем, местом и материалом для самостоятельной игры, уже без непосредственного участия в ней взрослого. То есть на протяжении всего дошкольного детства организация игры в детском саду должна иметь двухуровневый характер:

1) формирование игровых умений в совместной деятельности взрослого с детьми, где взрослый вступает в игровое взаимодействие как партнер;

2) создание условий для самостоятельной детской игры (без участия взрослого) посредством специального подбора игрушек, обеспечения места и времени для игры. С возрастом детей изменяется характер игрового взаимодействия, общения их со взрослым и увеличивается доля самостоятельной игры.

Главным критерием оценки работы педагога в отношении игры, критерием эффективности его взаимодействия с детьми является продвижение детей в игровых умениях, проявляющееся в их самостоятельной деятельности, возможности занять себя, вступать в различные формы игрового взаимодействия со сверстниками.

• Аникеева Н. П. Воспитание игрой., М., 1987

• Воронова В. Я. Творческие игры старших дошкольников, М., 1997

• Запорожец А. В. Некоторые психологические проблемы детской игры. М., 1997

• Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. Психологический институт РАО МоиПН, 1997

• Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Как играть с ребенком. М., 1990

• Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Педагогические принципы организации сюжетной игры. / Дошкольное воспитание. 1989, №4 стр. 23

Нарушения эмоционального состояния являются причиной многих трудностей в развитии ребенка дошкольного возраста. Они существенно сдерживают приобретение навыков общения, служат источником непонимания, неприятия со стороны окружающих, оказывают разрушающее воздействие на здоровье, и, в конечном счете, могут привести к искаженному развитию личности.

Современная наука рассматривает игротерапию как одно из наиболее эффективных средств гармонизации эмоционального состояния дошкольников.

Использование игры в психологической практике получило название игротерапия. Игровая терапия – это метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В его основе лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. Цель использования игровой терапии – не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Игротерапия является ведущим средством гармонизации эмоционального состояния детей старшего дошкольного возраста благодаря тому, что игра, в отличие от деятельности неигрового типа, активнее влияет на процессы становления личности ребенка дошкольного возраста, сильнее затрагивает его глубинные эмоциональные переживания. Успешность игрового воздействия заложена в диалогическом общении взрослого и ребенка через принятие, отражение и вербализацию им свободно выражаемых в игре чувств.

Особенности эмоционального развития в дошкольном возрасте заключаются в осваивании социальных форм выражения чувств; изменении роли эмоций деятельности ребёнка; формировании эмоционального предвосхищения; чувства становятся более осознанными, обобщёнными, разумными, произвольными, внеситуативными; формировании высших чувств – нравственных, интеллектуальных, эстетических.

Эмоциональное неблагополучие ребенка дошкольного возраста заключается в его отрицательном самочувствии, формировании тревожно - пессимистических личностных ожиданий, неуверенностью, чувством незащищенности, страхом в связи с прогнозируемым отрицательным отношением взрослого.

Оно вызывается следующими причинами:

- неудовлетворённость ребёнка общением со взрослыми, прежде всего с родителями и со сверстниками;

- недостатком тепла, ласки;

- разлада между членами семьи;

- отсутствием тесных эмоциональных контактов с родителями.

Игровая терапия как метод коррекции эмоциональных состояний детей, включает в себя игру, как оптимальный способ взаимодействия ребенка с окружающим миром. Характерные особенности игры:

1. Играющий выполняет реальную деятельность, осуществление чего требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач.

2. Ряд моментов этой деятельности носит условный характер, что позволяет отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и многочисленными привходящими обстоятельствами.

3. Отличительными признаками развертывания игры являются быстро меняющиеся ситуации, в которых оказывается объект после действий с ним, и столь же быстрое приспособление действий к новой ситуации.

Основная цель игровой терапии — помочь ребенку выразить свои переживания наиболее приемлемым для него образом — через игру, а также

проявить творческую активность в разрешении сложных жизненных ситуаций, «отыгрываемых» или моделируемых в игровом процессе.

Основные задачи игровой терапии :

- облегчение психологического страдания ребенка;

- укрепление собственного Я ребенка, развитие чувства самоценности;

- развитие способности эмоциональной саморегуляции;

- восстановление доверия к взрослым и сверстникам, оптимизация отношений в системах «ребенок — взрослые», «ребенок — другие дети»;

- коррекция и предупреждение деформаций в формировании Я-концепции;

- коррекция и профилактика поведенческих отклонений.

Возможности игровой терапии :

-предупреждение развития у детей нервно-психических патологий: снятие болезненного внутреннего напряжения, фрустрации, повышенной тревожности, смягчение чувства недоверия к миру, враждебности к окружающим и аутоагрессивных тенденций;

- коррекция поведенческих проблем;

- развитие творческого потенциала.

Основные принципы педагога-психолога, которые образуют базис терапевтических отношений и облегчают реализацию внутренних источников роста ребенка – это естественность, безусловное принятие, понимание.

Дошкольный возраст является благоприятным периодом для гармонизации эмоциональной сферы детей, т. к. она ещё не сформирована и открыта позитивным изменениям, возможность для которых создаётся в игротерапии.

Как правило, эмоциональные дети не сообщают о своих проблемах

открыто, а иногда даже скрывают их. Поэтому если ребенок заявляет взрослым, что он ничего не боится, это не означает, что его слова соответствуют действительности. В этом случае желательно привлекать ребенка к совместному обсуждению проблемы. В детском саду можно поговорить с детьми, сидя в кругу, об их чувствах и переживаниях в волнующих их ситуациях. Желательно, чтобы каждый ребенок сказал вслух о том, чего он боится. Можно предложить детям нарисовать свои страхи, а потом в кругу, показав рисунок, рассказать о нем. Подобные беседы помогут детям осознать, что у многих сверстников существуют проблемы, сходные с теми, которые характерны, как им казалось, только для них.

Конечно, все взрослые знают, что нельзя сравнивать детей друг с другом. Однако когда речь идет о очень эмоциональных детях, этот прием категорически недопустим. Кроме того, желательно избегать состязаний и таких видов деятельности, которые принуждают сравнивать достижения одних детей с достижениями других. Иногда травмирующим фактором может стать проведение даже такого простого мероприятия, как спортивная эстафета.

Лучше сравнить достижения ребенка с его же результатами. Если у ребенка проявляется тревога при выполнении учебных заданий, не рекомендуется проводить какие-либо виды работ, учитывающие скорость. Нельзя подгонять и торопить их.

Обращаясь к ребенку с просьбой или вопросом, желательно установить с ним контакт глаз: либо вы наклонитесь к нему, либо приподнимите ребенка до уровня ваших глаз.

Совместное со взрослым сочинение сказок и историй научит ребенка выражать словами свои эмоции. И даже если он приписывает их не себе, а

вымышленному герою, это поможет снять эмоциональный груз внутреннего переживания и в какой-то мере успокоит ребенка.

Обучать ребенка управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях можно и нужно в повседневной работе с ним. Очень полезно применять в работе с детьми ролевые игры. Разыгрывать можно как знакомые ситуации, так и те, которые вызывают особые негативные эмоции ребенка. Дети с негативными эмоциями боятся двигаться, а ведь именно в подвижной эмоциональной игре ребенок может пережить и сильный страх, и волнение, и это поможет ему снять напряжение в реальной жизни. Желательно при работе с детьми, имеющими негативные эмоции использовать игры на телесный контакт. Очень полезны упражнения на релаксацию.

Еще один способ снятия излишней эмоциональности - раскрашивание лица старыми мамиными помадами. Можно также устроить импровизированный маскарад, шоу. Для этого надо приготовить маски, костюмы или просто старую взрослую одежду. Участие в представлении поможет тревожным детям расслабиться. А если маски и костюмы будут изготовлены руками детей (конечно, с участием взрослых, игра принесет им еще больше удовольствия.

Работая с детьми, следует учитывать их особое, специфическое отношение к успеху, неуспеху, оценке и результату. Как известно, такие дети чрезвычайно чувствительны к результатам собственной деятельности, безболезненно боятся и избегают неуспеха. Одновременно им очень трудно самим оценить результаты своей деятельности, они не могут сами решить, правильно или неправильно сделали что-либо, а ждут этой оценки от взрослого.

Особо следует сказать о приёмах, помогающих детям снять повышенную напряжённость. Как известно именно с ней часто бывают связаны двигательные беспокойства, агрессивность. В этих случаях можно использовать щит, который держит взрослый или другой ребёнок и в который можно стучать игрушечным мячом, бить кулаком и т. п. Этот приём можно менять в зависимости от условий.

Рекомендации родителям, воспитателям по профилактике негативных эмоциональных состояний детей в дошкольном возрасте :

1. Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей.

2. Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.

3. Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.

4. Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.

5. Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно учиться,

выберите для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемленным.

Если родители не удовлетворены поведением и успехами своего ребенка, это еще не повод, чтобы отказать ему в любви и поддержке. Пусть он живет в атмосфере тепла и доверия, и тогда проявятся все его многочисленные таланты.

1. Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. [Текст] / Г. М. Бреслав. – М. : Педагогика, 1990.–145с.

2. Диагностика и коррекция эмоциональных состояний ребёнка. [Текст] / Казань. : – 2001. –254с.

3. Зимняя, И. А. Педагогическая психология. – М. : Логос, 2002. [Текст] / И. А. Зимняя – 384 с.

4. Панфилова, М. А. Игротерапия общения [Текст] / М. А. Панфилова. – Москва: Издательство ГНОМиД, 2002. –160с.

5. Усова, А. П. Психология и педагогика игры дошкольников [Текст] / А. П. Усова. - Москва, 2002 .– 132с.

6. Эльконин Д. Б. Психология игр [Текст] / Д. Б. Эльконин. – Москва: Педагогика, –1978. – 138с.

Использование игротерапии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста


Использование игровых технологий в лого-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста (3 слайд) Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Хорошо развитая.

Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Актуальность здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. В современном мире всестороннее развитие детей невозможно.

«Цветущая яблоня в подарок». Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьми

«Цветущая яблоня в подарок». Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьми Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьмиТак звучит тема моего самообразования в этом учебном году. И.

Использование ЦОР в работе с детьми раннего дошкольного возраста Мы работаем в век технологий и поэтому внедрение компьютерных технологий в дошкольное образование открывает нам новые возможности для внедрения.

Использование потешек в работе с детьми дошкольного возраста Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность.

Использование учебно-игрового пособия «Математический планшет» в коррекционной работе с детьми с ОНР

Использование учебно-игрового пособия «Математический планшет» в коррекционной работе с детьми с ОНР В настоящее время производителями выпускается большое количество всевозможных развивающих игр для дошкольников, но нам и нашим детям пришлось.

Использование в работе по ФЭМП с детьми дошкольного возраста математических пазл

Использование в работе по ФЭМП с детьми дошкольного возраста математических пазл Обучение ребенка математике – это долгий процесс, направленный на приложение огромных стараний не только наставником, но и учеником. Чтобы.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. С каждым годом возрастает процент детей, имеющих.

Создание и использование игровых макетов в работе с детьми дошкольного возраста

Создание и использование игровых макетов в работе с детьми дошкольного возраста Одним из перспективных способов развития интеллекта у дошкольников является макетирование. Макет служит как объектом и средством деятельности.

Читайте также: