Хохломская роспись на доске рисунок карандашом поэтапно

Обновлено: 07.05.2024

Описание работы: мастер-класс предназначен для детей дошкольного, младшего школьного возраста. Материал будет полезен воспитателям, учителям начальной школы и педагогам дополнительного образования.
Назначение:украшение интерьера, подарок, работа на выставку, конкурс.
Цель: роспись предметов в технике Городец.
Задачи:
Обучающие: познакомить с городецкой росписью, обучить основным приемам росписи, научить расписывать предметы в данной технике, активизировать и заинтересовать детей, добиваться включения всех в работу, формировать приёмы рисования кистью цветочных элементов росписи узора.
Развивающие: развивать познавательный интерес, творческую активность и способность применять полученные знания на практике.
Воспитывающие: воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, чувствовать красоту слова, вызывать интерес детей к национальной культуре средствами декоративно-прикладного искусства, воспитывать трудолюбие.
Тип занятия: комбинированный.
Вид занятия: теоретическая и практическая работа.
Метод: информационно-рецептивный, репродуктивный.
Оборудование и материалы: разделочные доски, гуашь, кисти, баночки для воды, клеенки на стол, салфетки, акриловый лак.
Наглядные пособия: таблицы с изделиями, изделия.


«Творчество открывает в детской душе те сокровенные уголки, в которых дремлют источники добрых чувств» В.А. Сухомлинский.

I. Актуализация знаний. Психологический настрой.
Учитель (читает наизусть)
Чем дальше в будущее смотрим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим,
Хоть к новому принадлежим.
Россия – мать! Тебе хвала!
В веках ты видела немало.
Когда б ты говорить могла,
То многое бы рассказала.

Сегодня, ребята, я приглашаю вас заглянуть в прошлое нашей необъятной России и узнать, живы ли сейчас традиции наших предков и что сохранено для сегодняшних поколений из культурного наследия!
Нас окружают самые разные предметы, мы встречаемся с ними и дома, и на улице. Среди этого многообразия есть такие предметы, которые искусно украсил художник, они нарядны и по-своему неповторимы.



Посмотрите на выставку предметов, искусно украшенную руками мастеров, кистью и красками. Эти художественные предметы относятся к декоративно-прикладному искусству. Узоры для росписи мастера-умельцы подсматривали в окружающем нас мире, а также выдумывали сами. Каждый узор имел своё значение. Приглашаю вас прикоснуться сердцем к разным видам народных промыслов нашей Родины.
Отгадайте загадку:
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка?
(матрешки)
(Выходят девочки – матрешки в русских сарафанах)
1матрешка:
Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет.
2 матрешка:
Наша русская матрешка
Не стареет сотню лет.
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет.
1 Матрёшка – настоящая русская куколка-красавица с секретом внутри! Там внутри у деревянной, ярко раскрашенной матрешки прячутся веселые сестрички, мал-мала меньше. Обычно одна игрушка состоит из 3 – 24 кукол. Матрешкой куколку назвали в честь русского женского имени Матрёна, которым часто называли девочек в крестьянских семьях.


2 Матрешка – один из самых популярных русских сувениров. Она стала символом нашей страны, потому что олицетворяет дружбу и любовь, пожелание счастья и благополучия. Появилась матрешка в 90-х годах XIX века Сергиевом Посаде (Московская область).

(Выходят мальчики- скоморохи)



1 мальчик: Полюбуйтесь на эти чудо-ложки, чашки и бочонки, сахарницы и бокалы, вазы и подносы, широкие блюда и утицы. Всю эту домашнюю утварь сделали умельцы- мастера из большого торгового села Хохломы, что находится под Нижним Новгородом.
Вырезанную из дерева посуду покрывают льняным маслом, натирают алюминиевым порошком, расписывают и обжигают, после чего и заиграют ее бока золотым светом. А узоры мастера на лугах да в лесах подсмотрели - это травка да листочки, цветы да ягодки. Просто! А восхищениям да восторгам – нет конца!
2 мальчик:
Золотая хохлома,
Ею все любуются.

И в Париже, и везде
Хохлома красуется.

(Выходят еще две девочки в костюмах Гжели)
1 девочка: (Гжель)
В Гжели делают посуду -
Сколько радости для глаз!
Подрастают мастерицы,
Может быть, и среди нас.


2 девочка:
Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Гордятся в Гжели жители небесной синевой,
Не встретите на свете вы красоты такой.
1 девочка: Гжельская роспись – это древнее, традиционно русское искусство, истоки которого зародились в русской глубинке уже более 670 лет назад. «Нежно-голубое чудо – сказочная гжель» - так ласково называли люди на Руси – всем полюбившуюся, удивительно украшенную керамику из белоснежной глины.
2 девочка: Гжельские мотивы можно увидеть не только на фарфоре, но и на картинах, вышитых и расписных, и на одежде, на постельном белье. Центр народного керамического искусства Гжель расположен недалеко от Москвы.
1 девочка:
Поверить трудно: неужели,
Всего два цвета? Чудеса.
Вот так художники из Гжели
На снег наносят небеса!

(Выбегают два мальчика со свистульками)
1 мальчик:
Я куплю себе свистульку,
Буду трели выводить,
Мастеров из славной Дымки
Никогда нам не забыть.


2 мальчик:
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету света дымного,
А есть любовь людей.
В ней что-то есть от радуги,
От капельки росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы,
1 мальчик: Дымковская игрушка родилась в слободе Дымково, недалеко от города Вятка. В старину жители устраивали народные гулянья, ярмарки. Украшением этих праздников всегда были глиняные игрушки. На все голоса свистят-переливаются соловьиными трелями свистульки-уточки. Кони, звери диковинные, птицы разные. Свистят все - и взрослые, и дети. Праздник этот назывался Свистопляска.

(Выходят две девочки)




2 девочка:
Есть на Волге город древний,
По названью – Городец.
Славится по всей России
Своей росписью творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя,
Чудо-птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры
Тонко вывела рука!



2 девочка: Мастер этот – Городец! Секрет этого мастера – в волшебной кисточке, которая оживляет животных, птиц, рисует дивные цветы, которые называют розаны и купавки. Они в виде круга и украшены дугами и капельками весеннего дождя.
Учитель: Много, много лет назад в городе, что стоит на Волге, народные мастера стали делать из дерева игрушки, посуду, прялки и очень красиво их расписывали: яркие цветы, жар-птицы, чудо-кони украшали эти предметы. Теперь, в наши дни, чай пьют из другой посуды, дети играют в другие игрушки, а на прялках не прядут пряжу. Но красота городецких мастеров не исчезла. И сейчас она радует нас: невиданные птицы, кони, сказочные цветы нарисованы на лакированных деревянных изделиях. Расписные тарелки, солонки, ковши, кони-качалки, шкатулочки – вот неполный перечень городецких художников. Все эти изделия могут быть как украшением дома, так и обиходной частью кухни, комнаты. Традиционные цвета в городецкой росписи : красный, синий, зеленый, желтый, черный, белый.
Существует три вида композиции в Городецкой росписи:
- цветочная роспись;
- цветочная роспись с включением мотива "конь" и "птица";
- сюжетная роспись.
Самой легкой росписью считается цветочная.
Сегодня мы с вами побываем в роли городецких мастеров и попробуем изобразить цветочную роспись.
II. Практическая часть: порядок выполнения городецкой росписи:
Задача:декорировать разделочную доску элементами городецкой росписи.
1. Вот такую разделочную доску я предлагаю вам сделать.



Деревянная поверхность должна быть чистой и сухой.
Техника безопасности: Сейчас я вам открою маленький секрет настоящих мастеров: при работе с красками нужно быть аккуратными, чтобы не испачкать себя, одежду и работу. Обратите внимание, что кисточка – это предмет острый. Кистью нельзя размахивать во время работы, нельзя поворачиваться друг к другу. Открываем баночки с гуашью, окунаем кисточку в стаканчик и берем краску, немного на кончик, лишнюю убираем об край баночки с краской. Волшебная кисточка готова к работе.
2. Роспись выполняется прямо на деревянной основе, которая грунтуется желтым, красным, черным цветами. Загрунтованная поверхность должна просохнуть в течении часа, поэтому вы вчера загрунтовали поверхности своих досок желтой гуашевой краской.



3. Теперь на разделочной доске тонкими линиями карандашом мы намечаем композицию будущего узора: главное - наметить расположение и размеры основных, самых ярких пятен – цветов, средние детали - это нераспустившиеся бутоны. Они будут связывать крупные детали между собой, а мелкие – веточки, листочки - дополнят нашу композицию. Крупные детали будем наносить широкой кистью – это пятна правильной круглой формы - основа цветка.






5. Поверх светлых пятен наносим тонкие мазки вторым, более темным колером того же оттенка, например, синим по голубому – обводка. Контур обводки – это лепестки цветка. .






6. Заключительный этап росписи - наносим черной и белой краской штрихи и точки. Этот прием называется «оживкой» и придает работе законченный вид. Выполняем «оживку» самой тонкой кистью.





7. Делаем контур рамки. Покрываем поверхность акриловым лаком. Даём высохнуть 2 часа.
III. Подведение итогов. Рефлексия.
Сегодня вы попробовали себя в роли мастеров декоративно-прикладного искусства. Вы научились расписывать предметы в традиционной технике Городец. Давайте посмотрим, какие замечательные работы у вас получились.







Городецкую роспись теперь можем узнать:
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.




В России народных художественных промыслов великое множество. Хохлома, Дымка, Городец, Гжель… это названия не только российских сел, но и народных промыслов. Изделия мастеров показывают богатства культурных традиций России, открывают тайны русской души.

«Так живы ли сейчас традиции наших предков?», - спрошу я у вас.
Да! Народные мастера не перевелись, и по-прежнему, радуют нас своим творчеством.



Назначение: для украшения интерьера.
Цель: развитие творческих способностей.
Задачи:
-научить создавать рисунок, используя элементы хохломской росписи
-совершенствовать умение работать акриловыми красками;
-развивать творческое воображение;
-воспитывать аккуратность при работе;
-прививать умение видеть красоту природы.
Материалы: акриловые краски, разделочная доска, кисти, стакан с водой, бесцветный лак.



Этапы работы.
1.Смешиваем краску металлик (бронза) и желтую, чтобы получился золотой цвет светлее. Начинаем рисовать ветку.
















Рекомендуем посмотреть:

Участник №11 профессионального конкурса для педагогов «Лучший мастер-класс по рисованию». Июнь-август 2014

Юлия Владимировна,спасибо за представленный мастер-класс!Такая разделочная доска - красивое украшения для кухни. Мастер- класс изложен понятно и доступно. С легкостью можно повторить ваш рисунок, используя элементы хохломской росписи.
Хохлома ты моя золотая,
Твой характер цветист без прикрас,
Над Россией жар-птицей взлетая,
Ты волнуешь придирчивый взгляд.
Чтоб светлели суровые лица,
Украшай вдохновенно дома,
Чудодействуй в веках, мастерица,
Золотая моя Хохлома!
Голосую за профессионализм, фантазию, творческое воображение и умение видеть красоту природы.Удачи вам!

Юлия Владимировна, спасибо за достойно подготовленную работу "Декоративная роспись кухонной разделочной доски. Хохлома.". Мастер-класс как всегда грамотно представлен, фотоматериал яркий и сопровождается доступно написанным текстом. Прививать интерес и развивать творческие способности у детей, благодаря декоративной росписи, всегда даёт только положительный результат. Ваш МК это не только кухонная утварь, это своего рода произведение искусства! МОЛОДЕЦ! Желаю новых творческих идей!+1

Благодаря Вашему МК даже не умеющий рисовать человек может сделать такую красоту. Узор прост и при этом очень красив. Все изложено подробно и доступно, хорошие фотографии. Спасибо! +1

Спасибо за приглашение, Юлия Владимировна. Вновь наслаждаюсь Вашим творчеством. Очень красивая разделочная доска получилась. Она украсит интерьер любой кухни, а также хороший подарок может получиться. Конечно, +1!

Юлия Владимировна, спасибо за предоставленный мастер-класс. Работа интересная. Мастер-класс понятный, грамотно изложен, шаг за шагом вы показываете этапы работы над росписью разделочной доски. Подобран красивый рисунок, работа выполнена аккуратно, смотрится шикарно и станет прекрасным украшением интерьера кухни.
Хохломская роспись
Хохломская роспись –
Алых ягод россыпь,
Отголоски лета
В зелени травы,
Рощи – перелески,
Шёлковые всплески
Солнечно – медовой
Золотой листвы.
У красы точеной
Сарафан парчовый,
По волнам узоров
Яхонты горят.
Что за чародеи
Хохлому одели
В этот несказанный
Праздничный наряд.
Роспись хохломская,
Словно колдовская,
В сказочную песню
Просится сама.
И нигде на свете
Нет таких соцветий.
Всех чудес чудесней
Наша Хохлома.

Автор: П. Синявский

Юлия Владимировна,примите мой голос за мастер-класс!Замечательная идея для украшения интерьера.Мк понятен,доступен в выполнении,фото замечательного качества.Удачи!

Очень красивая доска получилась и благодаря вашему мастер-классу, где так все поэтапно расписано, можно будет с легкостью повторить. Все просто и доступно, хорошие фотографии. Спасибо за идею!

Юлия Владимировна, совершенно понятный мастер-класс, Вы достойно показали все этапы росписи, фото со знаком качества. Любой начинающий может повторить работу, а это главное свойство МК. А Вы не пробовали сначала загрунтовать черным цветом, только потом выполнить роспись с использованием белил? Советую попробовать, обязательно понравится, получается изящнее и без следов кисточки на фоне. Примите голос за хороший МК! Удачи!

Спасибо, Юлия Владимировна, за интересный МК, за ваши творческие подсказки! Все хорошо и доступно изложено! Сама по себе эта техника не сложна, но требует аккуратности, терпения и конечно же профессиональных навыков! А в результате мы увидели красивую работу! молодец!+1

Юлия Владимировна! Роспись разделочной доски выполнена профессионально. Чувствуется рука мастера, знатока своего дела. Можно повторить работу, опираясь на Ваш поэтапный мастер-класс. Такие натуральные клубнички получились. +1

Спасибо за мастер-класс, красивая досочка получилась, аккуратненькая, только я бы назвала не ХОХЛОМА, а по мотивам хохломы. В хохломской росписи сначала прорисовывается рисунок едва заметно карандашом, затем заполняется фон, и только после этого -ягодки , И добавляются мелкие листики уже по готовому фону.( благодаря обжигу появляется золотой цвет, серебрянка под олифой при высокой температуре желтеет. Три раза в печь отправляется изделие). Мое детство прошло в Семенове, не раз на фабрике бывала. Все таки детям 10-12 лет , я думаю, последовательность нужно давать правильно.

Спасибо за комментарий, Людмила Артемьевна.
Готовясь к урокам, я знакомлюсь не только с методической литературой, но и с другими источниками. В пособии Дроздова для общеобразовательной школы для справки дана информация: "Хохломская роспись выполняется кистью от руки без предварительного рисунка, с "маху". Также в книге "Росписи Хохломы" С.Жегалова сказано: "Художник наносит рисунок на окрашиваемый предмет без предварительной наметки". Мои ученики знают в какой последовательности выполняется хохломская роспись художником. Но я не ставила перед собой задачу в мастер-классе написать полный конспект урока, я лишь показала этапы работы над росписью доски. Так как ребята только учатся, то они в отличие от хохломских художников, рисуют вначале узор, потому что темную краску, в случае ошибки, сложно перекрывать более светлой.

Работы моих учеников 7 класса. роспись по мотивам ХОХЛОМЫ


роспись "под фон"


Все-таки, Юлия Владимировна, если заявляете ХОХЛОМА, как можно ближе приблизьте к приемам традиционной росписи. Да, согласна, это намного сложнее. Но и возраст детей указан 10-12 лет, 4-6 класс. Вы начали с верховой росписи, а закончили росписью "под фон".Такого приема в хохломской росписи нет.У Вас стилизованная роспись,с использованием элемента хохломской росписи.
С уважением, профессиональный мастер хохломской росписи(училась не по книгам, а у хохломских мастеров очно), Воронкина Людмила Артемьевна.

Спасибо, Людмила Артемьевна, за столь большое внимание к моему МК. Я не профессиональный мастер хохломской росписи, я - УЧИТЕЛЬ общеобразовательной школы. Я учу своих детей опираясь на методическую литературу для учителей, разработанную в соответствии с ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ.

Последовательность выполнения росписи, о которой говорит Людмила Артемьевна, характерна не только для хохломской, но и для некоторых других. При выполнении росписи детьми последовательность может быть следующей. Досочка сначала кладется на лист бумаги и обводится. Карандашная прорись создается на листе с контуром. Досочка полностью закрашивается черной краской с добавлением клея (чтобы краска при дальнейшей работе не размазывалась и не пачкала). Рисунок легонько передавливается на досочку. А еще лучше по обратной стороне рисунка пройтись легонько мелом или белым карандашом - контуры при передавливании будут лучше видны и не потребуется сильный нажим при переведении рисунка. Такой способ хорош если ребенок не уверен, что сможет легко и помарок нанести рисунок на досочку или же композиция довольно сложна.

Юлия Владимировна, у Вас хороший мастер-класс, яркие фотографии, веселая "золотая" работа. Конечно, обвести ягодки черной краской сложно, здесь и воспитывается аккуратность, точность движений пальцев кисти руки, развивается мелкая моторика, координация движений. Ваши коллеги предпочитают другой вариант, Вы имеете право на свой вариант - авторский. А почему бы не попробовать проработать ту же роспись в другой последовательности, одним детям дать один вариант, другим - другой. А потом сравнить, какая работа аккуратнее, процесс экономичнее по времени, оптимальнее? Вот она и будет ВАРИАТИВНОСТЬ на практике. Успехов Вам, достижений, побед. Спасибо за МК.

Уважаемая Юлия Владимировна, спасибо за приглашение! Замечательный подробный мастер-класс!Красочная работа!А какие замечательные ягоды!Вы молодец! Голосую +1!

Юлия Владимировна, большое спасибо за тему мк. Очень интересно соприкоснуться с данным видом творчества. Хороший фотоматериал, информационное сопровождение. С интересом прочла комментарии.

На самом деле, очень хорошо когда произходит обмен мнениями коллег,каждый имеет свой подход к работе, а это критерий неравдодушия к делу, а также внимания к данной теме.
Творческих успехов!
Всех благ!

Замечательное украшение кухни по мотивам хохломы. Данный мастер-класс имеет практическую значимость и будет востребован. Желаю творческих успехов.

Юлия Владимировна,красивый, интересный мастер-класс. Готовая работа смотрится очень красиво, ярко! Такую доску можно использовать только как декор интерьера, резать на такой красоте рука не поднимется. Спасибо за подробное описание мастер-класса, хорошие фотографии, демонстрирующие поэтапное декорирование! Мой голос!

Юлия Владимировна,спасибо вам огромное за прекрасный мастер-класс.Смотрится очень профессионально, красиво и свежо.Мастер-класс очень подробный и понятный.У вас золотые руки! Творческих вам успехов и удачи! Спасибо, голосую за вас.

Здравствуйте,Юлия Владимировна. Вот и ещё с одним отличным Вашим мастер-классом ознакомилась.
Огромное спасибо за ВАШ ТВОРЧЕСКИЙ ТРУД. С Вашей помощью я смогу доступно объяснить своим деткам, как правильно и легко выполнить декорирование деревянной разделочной доски хохломской росписью. Голосую за Ваше творчество! Светлана.

Хохломская роспись это замечательный, самобытный вид народного промысла, узоры, переплетения, мазки все смотрится чудесно, хоть на черном фоне, хоть на золотом. У Вас, Юлия Владимировна, получился миленький узор, пусть не очень сложный, но такой нежный. Хотя, я бы добавила несколько мазков вокруг клубничек и по листикам, но это лично мое мнение, в любой росписи есть место для импровизации и я вот так увидела этот рисунок. Мастер=класс очень хороший, подробный, много фотоматериала, можно легко повторить вмести с детьми на занятиях по творческому развитию. Спасибо за МК! Голосую +1! Удачи Вам!

Юлия Владимировна! Мне очень понравился и мастер-класс, и готовая работа. И очень важно, что Ваша работа рассчитана на обычного ученика. Пусть Вам говорят просто, не точно! Но наша задача научить каждого ученика, а Ваш МК учит не только профессионалов, а всех детей. Я не умею рисовать, но с Вами сумела бы выполнить эту работу. Думаю все дети у Вас справились с задачей и получили от работы радость. А для художников есть специальные студии, кружки, школы. Мой голос за Вас! ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ.

Юлия Владимировна, спасибо за приглашение. Ваш мастер-класс мне очень понравился, беру себе на заметку. Очень люблю хохломскую роспись, но не очень умею рисовать. Вы подробнейшим и доступным способом показали, как можно расписать любой элемент кухонной утвари под хохлому. Мне Ваша работа очень понравилась, примите мой голос!

Спасибо Юлия Владимировна за Ваше творчество. Я совершенно не умею рисовать, а у Вас всё так красиво и здорово. Вы- молодец.

Ваш мастер-класс мне очень понравился, беру себе на заметку. Мастер - класс очень хороший, подробный, много фотоматериала, можно легко повторить вмести с детьми!Спасибо!

Уважаемая Юлия Владимировна! Внимательно ознакомилась с Вашим мастер-классом по рисованию "Декоративная роспись кухонной разделочной доски. Хохлома". У Вас получилось отличное декорирование деревянной разделочной доски своими руками. Вам удалось научить своих воспитанников создавать рисунок, используя при этом элементы хохломской росписи. Здесь и работа с акриловыми красками и бесцветным лаком. Ваш мастер-класс выполнен на высоком уровне. Все этапы работы прописаны чётко, отличные фотографии, всё пошагово, доступно, понятно. Огромное Вам спасибо! Продолжайте, пожалуйста, радовать нас Вашими удивительными работами! Примите мой голос! +1. Желаю вам всего самого доброго и светлого!

Здравствуйте, Юлия Владимировна! Вот вновь знакомлюсь с вашим МК, но на этот раз вы решили познакомить с техникой декорирования разделочной доски. Сразу скажу, у вас это получилось сделать на высоком уровне. Главное, что подобную работу можно выполнить не имея профессиональных навыков, а следую вашему мастер-классу, в котором вы все тщательно раскрыли. Уверен, что такой МК заинтересует учителей и они возьмут его себе на заметку, и обязательно попробуют со своими воспитанниками выполнить подобную работу. Желаю вам дальнейших творческих успехов и достижений.

Юлия Владимировна, спасибо за приглашение. Мне, как не умеющему рисовать, очень полезен Ваш мастер класс. Всё поэтапно расписано, показано - только пробуй. Я думаю, что многие учителя и воспитатели возьмут на вооружение Ваш мастер класс. Ведь такая декорированная разделочная доска может послужить отличным подарком. Примите от меня голос. Удачи!

Юлия Владимировна, большое спасибо за представленный опыт работы. Пользуясь вашим мастер-классом я смогла пробудить интерес своих учеников к хохломской росписи. Не спорю, на уроке ребятам было немного трудно, но результаты работы превзошли все ожидания. Спасибо за ваш труд! Успехов!

Как вы думаете, почему хохломскую роспись величают золотой?

Верно, осенью золотом горят листья берёз и клёнов, драгоценными рубинами краснеют спелые ягоды калины, рябины. Такой же нарядной, красочной была деревянная посуда, которой издавна торговали на веселых ярмарках в старинном селе Хохлома. Будто это не обыкновенные деревянные миски да ложки, а золотые! Такую посуду и на царский стол поставить не зазорно. Нарисованы на ней травы, листья, цветы, сказочные птицы. Но не для царских столов создали мастера посуду с хохломской росписью, украшала она крестьянские праздники да свадьбы. Хотите и вы свой дом украсить «золотым» изделием?

Материалы и инструменты, необходимые для выполнения изделия:


- Альбомный лист, для выполнения эскиза

- Доска разделочная (деревянная)

- Кисти: колонок № 1, № 2, синтетика (круглая) №3, №5, синтетика (плоская) №5, №8

Этапы росписи изделия

1. Выполняем эскиз изделия.

2. Грунтуем доску. В качестве грунтовки берем яичный белок.


3. Наносим золотой фон на поверхность доски. Даем поверхности просохнуть.

4. Переводим рисунок на поверхность доски. С обратной стороны кальки обводим контур мягким карандашом. Кладем этой стороной на поверхность доски и обводим с лицевой стороны кальки контур рисунка. Таким образом, графит от мягкого карандаша отпечатается на поверхности доски.


5. Выполняем роспись ягод.


6. Выполняем прожилки на листочках.


7. Тонкой кистью обводим контур рисунка черной краской.


8. Покрываем фон черным цветом.


9. Наносим на поверхность орнамент «травка». Оживляем рисунок, выполняем семечки на ягодах (в виде капелек) и точки на травке (обратной стороной кисти).


Хохлома — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.
Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красными, зелеными и золотистыми тонами по черному фону.
Хохломские изделия привлекают не только красотой орнамента. Их ценят за прочное лаковое покрытие, благодаря которому ими пользуются в повседневной жизни. В хохломском блюде можно подать окрошку к столу, в чашку налить горячий чай - и ничего не сделается с деревянным изделием: не потрескается лак, не поблекнут краски. Не случайно во все времена существования поволжского промысла мастера, владеющие "хитростями" изготовления этой "волшебной посуды", попадая по воле судьбы в другие места, основывали там новые центры ее производства.
И в наше время технология отделки хохломских изделий продолжает привлекать многих мастеров декоративно-прикладного искусства. Продолжатели дела безвестных русских мастеров поволжского промысла - наши современники совершенствуют технологию отделки и подготовки хохломских изделий, отбирают наиболее пригодные для термической обработки материалы. Они создали неповторимое искусство кистевой росписи на объемной токарной форме, разработали своеобразные, лаконичные и вместе с тем очень эффектные приемы письма.

Автор: Ноздрякова Наталья Николаевна Воспитатель МБДОУ д/с №93 г. Челябинска
Цель: Воспитать чувство патриотизма, интерес к русским народным промыслам и желание их изучать.
Задачи: Познакомить с историей промысла, особенностями хохломской росписи.
Материалы и инструменты:
1. Деревянный сундук
2. Краска водоэмульсионная белого цвета
3. Колера черного, красного, желтого цветов
4. Кисти круглые №8, №5



Ход работы:
1. Простым карандашом нанести крупные основные цветочные элементы хохломского узора.
За основу взять кусочек ткани










9. После высыхания сундучок можно покрыть акриловым лаком на водной основе. И наклеить желтые и красные стразы.


Автор: Полукарова Светлана Сергеевна, МКДОУ Аннинский д/с ОРВ «Росток», Воронежская обл, п.г.т. Анна.
Назначение: Масстер – класс рассчитан для детей 6-7 лет. Роспись по дереву даёт познакомиться с секретами художественных ремесел и развить мелкую моторику рук, их чувствительность. Данный предмет можно использовать как украшение интерьера, в качестве подарка на 8 марта, а так же для выставки.
Цель: расширять представление о видах народного декоративно-прикладного искусства, продолжать знакомить детей с хохломской росписью на различных предметах посуды.

Задачи:
• Видеть особенности хохломской росписи , познакомиться с новой композицией узора: изображая закругленную ветку с ягодами; рисовать узор на желтом фоне.
• Упражнять в поворотах руки при рисовании завитков в разных направлениях, закрепить умение пользоваться ватными палочками для рисования маленьких кружков.
• Учиться рисовать аккуратно, красиво располагая рисунок на деревянной форме.
• Развивать творчество и фантазию при изготовлении декоративных ложек
• Воспитывать бережное отношение и уважение к продуктам труда людей.
Материалы и инструменты: деревянные заготовки - ложка и лопатка; альбом, простой карандаш, ластик, гуашевые краски(красная, желтая, зеленая, черная, белая), баночка с водой; кисти белка № 2, 4, 6; ватные палочки.



Деревянные ложки - это отражение самобытности нашей русской культуры и ее наших культурных традиций. Деревянные ложки пришли к нам из глубины веков, очаровывая всех своей неповторимостью и колоритом. Что за прекрасный подарок-сувенир Вашим друзьям и родным!
Деревянные изделия не только красивы — это экологически чистый материал. Пользоваться деревянными изделиями не только безопасно, но и полезно для здоровья. Недаром на Руси испокон века ели из деревянной посуды деревянными столовыми приборами и были здоровы до самой старости.
1. Рисуем на бумаге эскиз ложки и лопатки.





4. Заранее продумываем рисунок росписи на бумаге. Рисуем простым карандашом, затем разукрашиваем гуашью.



5.Далее когда эскиз готов мы проделываем ту же самую работу с деревянными изделиями. Покрываем желтым цветом с обеих сторон.




7. Наносим орнамент – ягодки, красной гуашью. На лопатке рисуем 3 круга кистью № 2. На ложке – ватными палочками грозди смородины, методом тычка.



.
9 . На лопатке листочки – это примакивание кисточки №6. На ложке рисуем кистью №2 листики смородины.








15. Полезные советы:
- сушите ложку после росписи не меньше восьми часов.
- если вы планируете лакировать изделие, сушите его при комнатной температуре в том месте помещения, где нет сквозняков и пыли, обычное время первой лакировки - 15-16 часов, второй - 24-25 часов.

Читайте также: