Грунтовка под пастель своими руками

Обновлено: 18.04.2024

Пастель, хоть сухая, хоть масляная, - штука капризная и весьма требовательная к основе. На чем же рисовать?

Для сухой пастели выпускаются специальные виды пастельной бумаги, это может быть более традиционная цветная бумага с фактурой (сотами или холстом), а может быть специальная абразивная бумага, наподобие наждачной бумаги, только на картонной основе и тоже разных цветов. Рисовать на ней - действительно сплошное удовольствие. Однако, цены на такую бумагу меня, например, приводят в некоторое замешательство. К счастью, выход есть! Можно загрунтовать обычную бумагу самостоятельно.

Масляной пастелью, как утверждают производители, можно рисовать вообще на чем угодно, хоть на фанере, хоть на наждачке. Но масло в составе масляной пастели действительно есть, и оно влияет на бумагу, делая ее со временем более тонкой и хрупкой. Ну, это лет через 40, но вдруг вы создаёте шедевры, которые должны пережить вас и ваших детей? Поэтому для масляной пастели бумагу тоже лучше грунтовать.

Итак, грунт. Конечно, грунты продаются готовые и так и называются - грунт для пастели.

Есть ещё способ соединить грунт сразу с цветным фоном, имприматурой, для вашей работы. Самые ходовые цвета пастельной бумаги - все оттенки серого, разные песочные тона. Вся прелесть домашнего грунта в том, что вы можете сотворить свой собственный индивидуальный вариант основы, в котором уже будет ваша рука.

Я недавно опробовала и пока остановилась вот на таком варианте: клей канцелярский (ПВА), акварель цветная, темпера белая и немного грунта для пастели. Все это я выдавливаю сразу на бумагу, слегка поливаю водой (кистью) и размазываю до однородной массы.

Есть ещё акриловая рельефная паста, с клеем я пока не не смешивала, но сама по себе она тоже хороша.

В итоге после высыхания получается довольно жесткая поверхность (можно варьировать соотношение ингредиентов), похожая на наждачку. В ней уже можно сделать рельеф или цвет. или и то и другое. А может и вовсе подмалёвок. Словом, рекомендую.

Школа рисования Enterclass

Яна, берём акриловый грунт, добавляем в него акриловую краску для цвета и в эту смесь вмешиваем абразив - пищевую соду.

Яна Астровская

🌺

Школа рисования Enterclass, благодарю

Sarina Avva

Ольга Потапова

👍

Алена Гергель

Школа рисования Enterclass

🙌

Алена, это удобно и практично

Светлана Хабарова

Школа рисования Enterclass

Sarina Avva

Школа рисования Enterclass

😉

Sarina, Ольга Гусева советует использовать любую акварельную бумагу. Но дерево тоже вполне подойдёт. А вообще, никто не мешает попробовать и другие материалы тоже

Sarina Avva

🙏

Школа рисования Enterclass, Спасибо

Yevgenia Bondareva

Есть еще у Шминке грунт под пастель, мне не понравился совершенно. Выраженной структуры мазков им добиться не удалось :(. Надо добавлять в него крошку, наверно. Но лежат еще баночки колорфикса, буду пробовать. Еще видела подмалевок делают сразу цветными грунтами колорфикс- 3-4 цвета. Как по мне, неоправданно дорого, если того же эффекта можно добиться более простыми и бюджетными способами

Алла Туманова

Подскажите, а пастель на этот грунт ложится лучше, в смысле сцепления с бумагой? Вы пробовали грунт для пастели или праймериз шминке?

Марина Крюкова

Yevgenia, я эскпериментировала с самостоятельно изготовленными грунтами на основе гипса и акриловых красок в качестве колера. Получается аналогичные поверхности, тоже наносила их грубой кистью, но потом дополнительно пошлифовала. Грунтовала довольно плотную акварельную бумагу, чтобы было меньше коробления, но потом все равно на фазе почти высушенной поверхности положила по пресс. Достоинства такого метода очевидны, можно сделать бумагу любого нужного цвета и размера(!), подходит для многослойной живописи ( до 6 слоев), для подмалевка спиртовым раствором пока не использовала, но смывала неудачный фрагмент прямо водой из под крана, грунт высох без разводов, не отвалился, сильно не покоробился. На таком грунте очень хорошо ведут себя пастели разных марок и типов, особенно полутвердые типа Подольской и Кохинур. Скажу больше, в завершающих слоях полутвердая ложится не хуже чем экстрасофт. Плохо ведут себя лишь карандаши, от рыхлости грунта наверное, сцарапывают пастель до бумаги.

Yevgenia Bondareva

Irina, я много раз встречала утверждение, что мягкой пастелью лучше работать по гладкой поверхности. Твердая себя лучше раскрывает на абразивной. Это общий подход, не касаюшийся многослойной живописи. Я веду к тому, что если у вас твердая пастель, то на этот грунт, как и на абразивную поверхность, она ляжет ярче, жирнее. Но я бы рассматривала эти грунты не с трчки зрения "лучше-хуже". А с точки зрения задач, идей, которые у вам возникают. Эти грунты скорее для экспериментов, для игры с цветом и фактурой. Для экспрессии. Потом, раз основа- акрил, чудесно работать с водой и алкоголем. Не понравилось- размыли и заново работать. Да хоть под душем смыть :) если бумага позволяет. Реализм я бы делала на другой бумаге, пастельмат или даже тициано фабриано ( на последней пастелью мягкости рембрант- унисон 80 %). Тот, что я пробовала и не прониклась- на фото. Специальный грунт (праймер) под пастель. Справедливости ради, и бумага их, sansfix восторгов ее вызывает, есть много лучше за ту же цену

Алла Туманова

Спасибо за такое подробное описание. Мне как раз нужен грунт для многослойной техники, для игры с цветом. Есть бумага la carte sennelier, но мне хочется не такую выраженную фактуру, не такую абразивную. Подскажите пожалуйста, а растушевывается пастель хорошо на этом грунте? Пастель Rembrandt, schmincke и sennelier.

Алла Туманова

Думаю вообще купить на пробу mi teintes touch и попробовать этот грунт, сходства между ними какие-то есть? Грунт нужен для картона, хочется чего-то масштабного. Проблема в том, что заказываю посылку раз в год из Германии, в Украину такие материалы не везут, поэтому приходится тщательно подбирать материалы.

Yevgenia Bondareva

Irina, на абразивных грунтах и бумагах пастель растушевывается по определению хуже, чем на гладких. Разве что много слоев наложить или усилие прикладывать. Назначение этих бумаг другое. Есть масса способов оптического смешения цвета, не обязательно физически растирать пальцами. Смотрится на мой вкус интереснее растушевки. И вариантов масса

Yevgenia Bondareva

У грунтов фактура скорее всего будет еще более выраженная, чем у у ла карте. Менее- у пастелмат. А вот еще пример навскидку, Рита Киркман, грунт со следами кисти и портрет на такой фактурной поверхности практически без растушевки

Грунт живописный - промежуточный слой, наносимый на основу. Его задача:

  • обеспечить прочную связь основы и красочного слоя
  • создать желаемый цветовой фон и фактуру.

Проклейка под грунт – слой, наносимый на основу. Ее задача:

  • изолировать холст (картон, бумагу, доску) от масляной краски. На непроклеенной основе, масло из краски проникает в целлюлозу, свободные жирные кислоты, содержащиеся в масле, частично разрушают ее. От этого целлюлоза становится хрупкой и при механических воздействиях легко ломается.
  • если ткань имеет редкое переплетение, то клеевая пленка дополнительно закрывает отверстия между нитями. Это достигается нанесением нескольких проклеек 2-4.

При проклейке холста ставится задача не промочить (пропитать) его насквозь, а нанести защитную пленку на лицевую сторону. Поэтому используют 5% раствор клея, который имеет консистенцию холодца. При такой вязкости он незначительно впитается в нити, но достаточно для прочного сцепления с ними.

Проклейка в сети Передвижник.

ВИДЫ ГРУНТОВ

1. Клеевой грунт

Предназначен для живописи маслом

Состав: смесь желатинового раствора клея с мелом/ смесью мела и белил (1:1). Клей: столярный – более хрупкий, рыбий – плотный и эластичный. Для предотвращения растрескивания грунта вводят пластификатор.

Основы, на которые наносится клеевой грунт: все основы

Преимущества клеевого грунта:

  • Готов к работе через два-три дня
  • Масляные краски хорошо связываются с ним, быстро просыхают и не растрескиваются.
  • Если неправильно соблюдены пропорции, то грунт может стать слишком рыхлый или «тянущий». Грунт капризен и непредсказуем.

Примечание: под клеевой грунт наносят только студенистый, остуженный клей в качестве проклейки

Клеевой грунт в сети Передвижник.

2. Эмульсионный грунт

Предназначен для живописи маслом, водорастворимыми красками (т.к. он нерастворим в воде) и в разной технике: «а-ля прима» - письмо по-сырому, многослойная живопись, лессировочная живопись

Состав: "пигмент + эмульсия". Эмульсия (эмульсионное связующее) готовится из двух несмешивающихся ЖИДКОСТЕЙ: раствора клея (например, желатин или казеин) и льняного масла.

По своим свойствам занимает промежуточное положение между клеевым грунтом и масляным.

Основы, на которые наносится эмульсионный грунт: все основы

Преимущества эмульсионного грунта:

  • Готов к употреблению через 2-3 дня (но желательна его выдержка до 2мес.)
  • Слой эмульсии «обволакивает» зерна холста, не забивая их структуру
  • «Среднетянущий» грунт. Менее пористый, чем клеевой. Поэтому масляные краски на таком грунте меньше теряют свою тональность
  • Плохо приготовленная эмульсия приводит к появлению на грунте желтых масляных пятен или пожуханию живописного полотна.
  • Он нестабилен (т.е. через достаточно короткий срок после приготовления грунт начинает распадаться на компоненты), поэтому его не продают для самостоятельного нанесения. Производители сами грунтуют эмульсионным грунтом холсты.

3. Масляный грунт

Предназначен для живописи маслом.

Состав: цинковые белила, немного разведенные маслом. Не все виды цинковых белил применимы для масляных грунтов.

Основы, на которые наносится масляный грунт: все основы

Преимущества:

  • Масляный грунт почти не впитывает масло из красок и поэтому не изменяет их тона
  • Требуется длительная, не меньше одного года, просушка. Но пересушивать нельзя, т.к. передержанный масляный грунт плохо сцепляется с красочным слоем.
  • Низкопористый. Поэтому, из-за плохой сцепляемости красочного слоя и грунта, на масляном грунте невозможна рельефная, пастозная живопись.
  • По данным реставраторов, от масляных грунтов живопись может отслаиваться, так как не достаточно связывается с грунтом из-за его малой пористости.

Рекомендован для художников, которые любят красочный слой с блеском, живопись глубокого цветового тона и письмо с лессировками.

Примечание: под масляный грунт наносят слабый горячий раствор желатина (1:200) в качестве проклейки. Лучше использовать именно клеевую проклейку, а не акриловую, т.к клеевая – тянущая, поэтому сцепление с масляным грунтом будет лучше. Также клеевая проклейка дает нужное натяжение холста.

4. Акриловый грунт

Предназначен для живописи масляными красками, акрилом, темперой

Состав: "пигмент + дисперсия". Дисперсия: мельчайшие прозрачные частицы смолы (акрил или ПолиВинилАцетат (ПВА)) плавают во взвешенном состоянии в воде.

Основы, на которые наносится акриловый грунт: любая основа. С осторожностью использовать для холста. Мягкие акриловые грунтовки на ткани придают всей структуре чрезмерную гибкость, что недопустимо для масляной пленки. Они более применимы для масляной живописи на более жестких (типа парусины) полиэстровых тканях.

Проклейка: необходима первая проклейка (Желатин, ПВА) перед нанесением на поверхность холста; обработка для дерева и картона необязательна.

Достоинства: Быстросохнущий, Укрывистый, Эластичный

  • небольшая история применения (около 50 лет). Непонятно, как акриловый грунт проявит себя через столетия
  • акриловая проклейка не дает сильного натяжения холсту. Поэтому всегда существует риск: если продавишь холст во время работы, то восстановить его натяжение без колков будет сложно.

Тип грунта: среднетянущий.

При добавлении в акриловый или клеевой грунт мела или гипса получается грунтовка Gesso. Она отличается сильной абсорбцией краски (сильно вытягивает связующее из красочного слоя). Если необходимо создать грунтовку очень гладкой фактуры, с мелом смешивается Каолин (белая глина).

4. Левкасный грунт Gesso

Предназначен для живописи масляноказеиновой и яичной темперой.

Состав: раствор клея + гипс/мел. Грунт левкасный отличается прочностью из-за гипса. Каждый высохший слой обязательно смачивают водой для предотвращения растрескивания. Каждый слой обязательно шлифуется наждачкой.

Основы, на которые наносится левкасный грунт: все основы, кроме холста - толстая фанера, древесноволокнистые плиты (ДВП), оргалит, доска

Покрывной финальный слой – 5% раствор клея.

Проклейка под левкасный грунт – 5% раствор желатина/ рыбий клей/ столярный клей. После высыхания наклеивается поволока (например, марля); перед использованием поволоку опускают в клеевой раствор, отжимают и наклеивают.

Совет: при работе с масляно-казеиновой темперой для разжижения красок следует применять нежирное молоко, а не воду, т.к. оно содержит казеин, что способствует хорошему закреплению красок на левкасном грунте.

Тип грунта: сильнотянущий.

5. Акриловый грунт Gesso

Предназначен для живописи маслом, акрилом, темперой, гуашью.

Состав: акриловая дисперсия + гипс/мел.

Основы: все основы. С осторожностью использовать для холста.

Проклейка под грунт– для холста: желатин или ПВА. Для других основ проклейка необязательна.

Тип грунта: сильнотянущий.

Грунт GESSO в сети Передвижник.

ТИПЫ ГРУНТОВ

Чем меньше связующего в грунте, тем он более «тянущий».

«Тянущие» грунты (клеевые и эмульсионные/акриловые на основе мела) – сильно забирают масло из красок, тем самым предают красочному слою матовый оттенок. Перед началом работы на таких грунтах их надо протереть промасленным тампоном.

«Среднетянущие» грунты (эмульсионные/акриловые на основе белил) перед работой проклеиваются слабым раствором желатина (1:100)

«Слаботянущие» грунты (масляные) – практически не забирают масло из красок, но сцепление масляных красок с грунтом слабое, краски осыпаются

ПРИГОТОВИТЬ ГРУНТ САМОСТОЯТЕЛЬНО

Можно приготовить грунт самостоятельно:

1. Связующее для клеевого грунта:

  1. Клей: Желатин. Из него получаем 5% раствор клея (25 гр. на 500 мл воды)
  2. Пластификатор: Глицерин. Расход 5-10 мл на 25 гр. сухого желатина

Связующее для масляного грунта:

  1. Масло льняное
  2. Масло маковое
  3. Масло ореховое
  4. Связующее для масляных красок

2. Пигменты для грунта

  1. Мел - фасовка по 100/500/1000 гр. (но не строительный) - цинковые белила по 100/200/500/1000 гр. - титановые белила по 100/200/500/1000 гр.

ЧАСТЫЕ ВОПРОСЫ

- А можно ли использовать в качестве грунтовки обычную краску?

Грунт - это обязательно разбавленное водой связующее + много пигмента. Если использовать неразбавленное связующее, т.е. краску, то получится клеенчатое покрытие, к которому будет плохо прилипать живопись. Разбавленное связующее, при высыхании воды, оставляет в грунте тончайшие капилляры-поры. В эти поры частично всасывается связующее из красок и создает прочное соединение слоя живописи с грунтом.

- Сколько слоев грунтовки надо наносить?

Количество нанесенных слоев грунтовки — вопрос личностных предпочтений; однако она должна создавать гладкое, ровное покрытие. Как правило, художники наносят от трех до семи слоев грунтовки. Степень ее абсорбции, как и напряжение, создаваемое связующим, увеличивается в зависимости от толщины слоя. Специалисты советуют наносить верхние слои грунтовки менее толстыми, чем нижние, чтобы избежать возникновения худших эффектов, свойственных натяжению в пленке. Для того чтобы свести к минимуму риск деформации доски, грунт следует наносить на обе стороны доски, а также на ее края (при этом задняя часть доски не требует такого же внимания, как лицевая).

- Каким инструментом лучше всего наносить грунт?

Наносить грунт надо флейцем или мастихином со скругленным концом. Ни в коем случае нельзя проводить кистью несколько раз, по одному и тому же месту, иначе грунт отлипнет местами и не даст ровного покрытия. При нанесении различных слоев необходимо следить за тем, чтобы не забивалась фактура холста. Для равномерного грунтования лучше наносить больше тонких слоев жидким грунтом, чем один - два толстым, густым.

- Можно ли по масляному грунту писать акрилом и наоборот?

1. Акрилом по маслу: масляный грунт должен обязательно хорошо просохнуть (не менее одного года). Далее надо очистить поверхность тампоном с чистым пиненом или уйт-спиритом (№2) и дать хорошо просохнуть. Если жидкий акрил скатывается в капельки на масляной поверхности, то разбавить акрил водой с добавкой бычьей желчи (соотношение воды и желчи методом пробы), пока краска не перестанет скатываться в капельки и начнет ложиться ровным мазком.

2. Маслом по акриловому грунту. Акриловый грунт должен хорошо просохнуть. Далее никаких проблем не возникает.

- Какой грунт идеален для масла?

Эмульсионные и акриловые грунты универсальны и подходят для любой техники. Для работы на холсте лучше использовать эмульсионный грунт.

Масляный грунт, после нанесения на холст, рекомендуется выдерживать до полугода, для полимеризации в нём масла. Если это не делается производителем, то, в дальнейшем, возможно ослабление соединения живописного слоя с грунтом. Как следствие, при механических повреждениях, живописный слой отслаивается от холста.

Для натяжки и грунтовки холста используют: планки для подрамников, инструменты для подрамников, холст негрунтованный, кисти флейц и др. Все необходимые материалы можно найти в нашей сети.

Рисовать масляной пастелью, в принципе, можно на чём угодно - материал был так задуман. Пабло Пикассо формулировал свои пожелания к ней для производителя буквально: нужен материал, который без подготовки рисовал бы по любой поверхности бумаге, стеклу, холсту, керамике.

Тогда зачем вообще готовить бумагу?

Масляная пастель сама по себе - невероятно гибкая, адаптивная, индивидуальная техника: она у каждого своя, разная. Грунты могут разнообразить её возможности до безграничных.

Поверьте, стоит попробовать. Уверена – после бумаги, подготовленной собственными руками, вы уже, возможно, не вернётесь к готовой – просто скучно и неинтересно станет на ней работать.

Давайте для начала определимся - что такое грунт, имприматура, и для чего они нужны.

Грунт – это подготовительное покрытие, которое мы наносим на основу (бумагу, картон, холст, оргалит) с целью изменить её свойства: фактуру, текстуру, плотность, впитываемость.

Имприматура – цветная, иногда прозрачная подкладка, которая создаёт фон для будущего рисунка, подготавливая его тональность к работе. Она не изменяет физические качества поверхности (фактуру, текстуру, сцепляемость) , меняет только её цвет-тон.

Понятия эти - из масляной живописи, с которой масляная пастель очень похожа пластически. В классической масляной живописи грунт и имприматура технологически поэтапно следуют друг за другом. Подготавливая поверхность для масляной пастели, их вполне можно совместить в одном слое - или обойтись чем-то одним.

Купить или намешать? Готовые и авторские грунты

Грунты бывают разные. Они отличаются по фактуре, прозрачности, цвету, конечно. Есть специальные профессиональные художественные грунты, продающиеся в художественных салонах

Во-первых – специальные грунты для сухой пастели, они отлично подходят. Прозрачные праймеры разной текстуры и зернистости – не меняют цвет бумаги, добавляют ей фактуры и зернистости.

Есть акриловый грунт для живописи. Немного слишком гладкий, "скользкий", но для определённых целей вполне может подойти.

В качестве имприматуры самый простой и очевидный вариант - водорастворимые краски: акрил, гуашь, даже акварель

Но сейчас речь не о них, о них написано достаточно - поговорим об авторских , самодельных грунтах.

Давайте для начала расскажу, а для чего я вообще так заморачиваюсь-то, и почему стоит обязательно попробовать грунтовать самому.

Вот как минимум 20 причин сделать это (хотя, подозреваю, что в итоге их окажется больше)):

Масляная пастель – она действительно сделана на масле. И масло из неё, особенно если у вас достаточно мягкий, «жирный» сорт, может впитываться в основу (бумагу, картон), проходя на обратную сторону жирными пятнами. Особенно при нагреве: на солнце, или после обработки феном. Ещё один фактор риска – работа масляной пастелью с размывкой разбавителями (пиненом, уайт-спиритом, особенно маслом) – они особенно быстро впитываются в бумагу.

Проблема это не только эстетическая. Любой живописец знает - масло злейший враг бумаги, делает её хрупкой и постепенно разрушает. Поэтому бумагу и для масляных красок, и для жирной пастели нужно проклеивать или грунтовать, чтобы защитить, изолировать их от масла.

И масляной, и сухой пастелью принято рисовать на специальной бумаге - цветной и текстурной.

Я сама ей практически никогда больше не пользуюсь, мне не нравится довольно «плоский», без вибраций, цвет, и слишком глубокий рельеф, и однородная, равномерная текстура.

При работе пастелью, особенно масляной, на фактурной бумаге, в рисунке проступают непрокрасы, такие «дырочки» - неприятная рябь, дробящая изображение, нарушающие целостность цветового пятна. Рисунок получается равномерно рыхлым, неопрятным. Кстати, именно это чаще всего отвращает отмасляной пастели начинающих - сложность контролировать поверхность. Чтобы их преодолеть, приходится работать с усиленным нажимом, «съедающим» мелок, или – пытаться растереть.

Моё решение – создавать фактуру самой. Эти "дырочки" всё равно появятся, поэтому пусть они будут живописными, эстетичными, случайными.

Читайте также: