Грунтовка это твердое покрытие

Обновлено: 28.04.2024

В соответствии со справочным приложением 1 к СНиП 2.05.07-91* "Промышленный транспорт", термин "твердое покрытие" — дорожное покрытие в составе дорожных одежд капитального, облегченного и переходного типов.

Согласно п. 5.81 указанного документа служебные дороги, предназначенные для проезда пожарных машин, следует проектировать с переходными типами дорожных одежд. При повышенных санитарных требованиях к благоустройству территории предприятия такие дороги разрешается проектировать с облегченными типами дорожных одежд.

В своде правил СП 37.13330.2012 "Промышленный транспорт. Актуализированная редакция СНиП 2.05.07-91*" термин "твердое покрытие" отсутствует. Вместе с тем, в пункте 7.2.2. свода правил указывается, что для проезда пожарных машин предназначаются вспомогательные дороги. Для этой категории дорог не устанавливается расчетный объем перевозок. По срокам использования дороги подразделяются на постоянные и временные.

Согласно классификации автомобильных дорог в зависимости от объема перевозок, приведенной в таблице 7.1 СП 37.13330.2012 , вспомогательные автомобильные дороги и дороги с невыраженным грузооборотом принадлежат к IV категории. Рекомендуемые типы дорожных одежд, область их применения, основные виды покрытия, материалы и способы их укладки приведены в таблице 7.17.

Согласно таблице 7.17 для IV категории дорог предусматривается переходный и облегченный тип дорожной одежды, что соответствует понятию "твердое покрытие".

Для дорожных одежд переходного типа применяются покрытия: из прочного фракционированного щебня, укладываемого по способу заклинки, из подобранного щебеночного и гравийного материала, шлака требуемой прочности, из местных каменных и гравелисто-песчаных грунтов, обработанных органическими или минеральными вяжущими с применением поверхностно-активных веществ (ПАВ), а также вышеперечисленные покрытия, армированные геосинтетическими материалами.

Для дорожных одежд облегченного типа применяются: асфальтобетонные плотные покрытия из смесей, укладываемых в горячем и теплом состоянии; из подобранного щебеночного или гравийного материала, обработанного вязким или жидким битумом в смесительной установке; из фракционированного щебня, обработанного вязким битумом в смесительной установке или методом пропитки с поверхностной обработкой; из щебеночных или гравийных смесей, обработанных жидким битумом методом смешения на дороге; из крупнообломочных (с размером фракций до 40 мм) и песчаных грунтов, обработанных битумной эмульсией с добавкой цемента в установке с поверхностной обработкой, а также вышеперечисленные покрытия, армированные геосинтетическими материалами.

Кроме того, при ограниченном сроке эксплуатации дорог IV категории сводом правил СП 37.13330.2012 предусматривается низший тип дорожной одежды с покрытием из выровненного скального или крупнообломочного грунта; из грунтов, укрепленных различными скелетными добавками (щебнем, гравием, дресвой, шлаком, горелыми породами и другими местными материалами); из местных каменных материалов, грунтов, укрепленных местными вяжущими (гранулированным доменным шлаком, активными золами и др.); все вышеперечисленные покрытия, армированные геосинтетическими материалами; покрытия, устраиваемые с применением дерева или бетона (лежневые, бревенчатые сплошные и колейные). Допускается применять и другие материалы для устройства дорожной одежды (отходы промышленности и т.п.), которые удовлетворяют требованиям нормативных документов и санитарным нормам.

Следует отметить, что рассмотренные выше требования СНиП 2.05.07-91* и СП 37.13330.2012 распространяются на автомобильные дороги промышленных предприятий.

Улично-дорожная сеть городских и сельских поселений, в том числе подъезды к пожарным гидрантам и другим источникам противопожарного водоснабжения, проектируется в соответствии с требованиями сводов правил СП 42.13330.2011 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*" и СП 34.13330.2012 "Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*".

В п. 8.9 СП 4.13130.2013 говорится, что конструкция дорожной одежды проездов для пожарной техники должна быть рассчитана на нагрузку от пожарных автомобилей.

Конструкция дорожной одежды для проезда пожарных автомобилей должна быть рассчитана в соответствии с разрешенными максимальными осевыми массами транспортных средств, изложенными в техническом регламенте таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" ( ТР ТС 018/2011 ) "О безопасности колесных транспортных средств", и с учетом того, какая пожарная техника может перемещаться по дорожному полотну для защиты объекта в случае возникновения пожара.

Заместитель начальника института
по научной работе

Вступление

Асфальтирование дорог можно назвать элитной «одеждой» дорожного покрытия. Сам термин дорожная одежда вполне официален для дорожной терминологии. Под дорожной одеждой понимается верхний слой дорожного покрытия, и асфальт является именно такой дорожной одеждой.

Что такое твердые дорожные покрытия


Дороги принято разделять на грунтовые дороги и дороги с твердым дорожным покрытием. Оба типа дорог делаются строительными организациями с выполнением всех необходимых технологических этапов дорожного строительства. Асфальтирование дорог относится к устройству дорог с твердым дорожным покрытием.

Под грунтовыми дорогами не понимается протоптанная тропинка, раскатанная до дорожных размеров. Грунтовая дорога это искусственно сделанная дорога без твердого поверхностного покрытия. Делается грунтовая дорога по всем правилам устройства дорог, со снятием почвенного слоя, уплотнением дорожной колеи, обработкой грунта стабилизаторами. Для строительства грунтовых дорог используются стандартная дорожная техника. У грунтовых дорог нет только одного поверхностного твердого покрытия. Из-за этого, грунтовые работы недолговечны, быстро разрушаются тяжелыми машинами и тем более строительной техникой.

Стоит отметить, что грунтовые дороги делаются в строящихся загородных поселках на этапе застройки и только после полного окончания строительства и подключения всех домов поселка к коммуникациям, грунтовые дороги ремонтируют и переделывают в дороги с твердым покрытием.

Дороги с твердым покрытием

К дорогам с твердым дорожным покрытиям относятся:

  • Дороги, покрытые утрамбованной щебенкой;
  • Дороги, покрытые дорожными пиитами;
  • Асфальтированные дороги.

Стоит отметить, что дороги покрытые щебенкой также используются как временные дороги на период застройки загородных поселков.

Асфальтирование дорог

Всем городским, да и не только городским жителям, знакомо дорожное покрытие асфальт.

В этапах строительства загородных поселков, асфальтирование дорог относится к этапу благоустройства. Несмотря на прочность, асфальт не способен сопротивляться тяжелой строительной технике и на этапе основной застройки дороги оставляют либо грунтовыми, либо покрывают щебенкой.

Асфальтирование дорог, это финишная дорожная «отделка». Выполняется асфальтирование на прочном основании с подстилающим нормативным слоем. Укладывается асфальт в горячем виде от двух до пяти слоев.

До асфальтирования выполняются все дорожные и около дорожные работы по водоотведению, устройству съездов к участкам, монтажу кабельных и/или воздушных линий уличного освещения, и самое главное получения разрешения и устройства съезда с федеральной трассы.

Выполняется асфальтирование основным подрядчиком по строительству дорог или субподрядчиком занимающимся асфальтированием.

Здравствуйте!Дорожное покрытие твердое:

". Твердое покрытие — дорожное покрытие в составе дорожных одежд капитального, облегченного и переходного типов, монолитное или сборное, выполняемое из асфальтобетона, цементобетона, природного камня и т.п. "

Извлечение из документа:

Решение Совета депутатов городского округа Балашиха МО от 27.10.2010 N 23/182

"Об утверждении Правил по обеспечению чистоты и порядка на территории городского округа Балашиха"

Похожие вопросы

адвокат Каменщикова Татьяна Валентиновна:

это дорога покрытая асфальтом.

адвокат Стрикун Галина Владимировна:

Юрий! Вы задали ВИРТУАЛЬНО конкретный вопрос .Конкретно и ВИРТУАЛЬНО. я вам отвечаю: шансов никаких.Ваши доводы суд отверг.Удачи

юрист Васильев Дмитрий Сергеевич:

Добрый день! В данной ситуации Вам нужно сначала обратиться в местную администрацию.

юрист Шибалкин Сергей Владимирович:

Добрый день Анастасия! Степень вины каждого из участников определит суд. На этапе предварительного следствия главное чтобы были правильно собраны доказательства и проведены необходимые экспертизы.

юридическая фирма Юр-Сити СПб:

Вы можете доказывать свою правоту в суде, ссылаться на нарушения, допущенные при составлении протокола. Можете применить "метод Ворона" и два месяца уклоняться от суда,

Господа дорожники поделитесь знаниями.
В водном кодексе РФ есть статья 65 по которой движение транспорта в водоохранной зоне может осуществляться только по дорогам с твёрдым покрытием. Что такое "твёрдое покрытие" в самом кодексе не определено, и вообще из нормативных документов это понятие я нашёл только в СНиП 2.05.07-91* «Промышленный транспорт» (причём в СП 37.13330.2012 этого понятия уже нет). Согласно СНиП 2.05.07-91:

Твердое покрытие - дорожное покрытие в составе дорожных одежд капитального, облегченного и переходного типов.

Переходной тип покрытия можно устраивать из щебня или гравия и т.п.
Собственно вопрос - если имеется дорога с таким типом покрытия в водоохранной зоне, могу ли я её использовать для нужд строительства и не заморачиваться с укладкой плит или асфальта. (Наши экологи настаивают на плитах, и меня это сильно напрягает)

З.Ы. Как проектируются такие дороги, например, при переезде через речку?

Послушайте экологов.
Вам чертить лень? Деньги-то всё равно не Ваши. А "свинорой" (как говорил мой бывший начальник отдела) Вы в водоохранной зоне при щебёночной дороге устроите конкретный. Хорошо, если обойдётся без штрафов и остановки строительства. Хотя, сильно сомневаюсь, что нормальный подрядчик будет ездить по Вашей существующей дороге без укладки плит. И с плитами-то грязищи будет на стройке много, а без плит - тем более.
Не говоря уже о том, какие машины там у Вас ездить будут. Как правило, это краны и грузовики (не легковые авто), имеющие достаточно большую массу и, соответственно, нагрузки на дорогу. В итоге, гравийная или щебёночная дорога превращается в месиво. Особенно, после ливней и/или в дождливый период. Что чревато попаданием грязи в водоток и, соответственно, крупными штрафами. Вы, как проектировщик, вряд ли отвечать будете, а вот строители "влетят".
Соответственно, даже если Вы не заложите плиты в проект, по факту их будут класть. И откуда на них взять деньги - будет уже головная боль Заказчика. Не говоря уже о том, что, если будет экспертиза проекта, Вам просто такую дорогу "завернут".

Вот я хочу понять на каком основании завернут?. Просто порассуждать и я могу. Но мои рассуждения приводят к тому что на основании статьи 65 Водного кодекса мне нужно проложить дорогу из плит от границы ВОЗ до участка и на участке тоже. Но у меня есть и другие рассуждения: там есть существующие грунтовые (шебёнчатые) дороги и если интенсивность перевозок не превышает допустимую для этой категорию дороги то проблем быть не должно.
Может кто-нибудь с обоснованием на нормативные документы напишет почему нужно плиты положить.

----- добавлено через ~3 мин. -----

На основании того, что это экспертиза. Спорить с ней - себе дороже. А плиты на стройплощадке - общепринятая практика. Честно говоря, именно сейчас нет времени искать нормативку, а на память не помню.
И потом, раз уж мы ссылаемся на Водный кодекс, а там прямо написано "дороги с твёрдым покрытием", то грунтовые дороги уже использовать нельзя. К твёрдым покрытиям относятся асфальтобетонные покрытия (нежёсткие дорожные одежды), монолитные бетонные (жёсткие дорожные одежды) и железобетонные сборные (собственно, плиты). Ни щебень, ни гравий, ни, тем более, грунт к твёрдым покрытиям никак не относятся.
И интенсивность на внутриплощадочных дорогах имеет второстепенное значение. Главное - вес нагрузки.
Кстати, насчёт интенсивности. Тебе не кажется, что проще будет начертить плиты на стройгенплане, чем доказывать расчётами, что

На основании того, что это экспертиза. Спорить с ней - себе дороже. А плиты на стройплощадке - общепринятая практика. Честно говоря, именно сейчас нет времени искать нормативку, а на память не помню.

Общепринятая практика это не довод, я же не могу написать в ПЗ что "согластно общепринятой практике укладываем плиты". У меня, если все площадки одного этого объекта рассматривать, то получится нужно несколько километров существующих дорог вдоль водоёма закатывать в плиты, а это не один десяток млн. денег и просто так на дурачка не проскочишь (+ ещё и финансирование бюджетное).

И потом, раз уж мы ссылаемся на Водный кодекс, а там прямо написано "дороги с твёрдым покрытием", то грунтовые дороги уже использовать нельзя. К твёрдым покрытиям относятся асфальтобетонные покрытия (нежёсткие дорожные одежды), монолитные бетонные (жёсткие дорожные одежды) и железобетонные сборные (собственно, плиты). Ни щебень, ни гравий, ни, тем более, грунт к твёрдым покрытиям никак не относятся.

ещё есть вот такое определение нежестких дорожных одежд из МОДН 2-2001 (на которые ссылается СП 37.13330.2012 Актуализированная редакция СНиП 2.05.07-91* «Промышленный транспорт»):

1.2. К нежестким дорожным одеждам относят одежды со слоями, устроенными из асфальтобетонов разного вида (дегтебетонов), из материалов и грунтов, укрепленных битумом, цементом, известью, комплексными и другими вяжущими, а также из слабосвязных зернистых материалов (щебня, шлака, гравия и др.).

Таким образом покрытием нежестких дорожных одежд может быть асфальтобетон. Но тогда по твоей логике мне такая дорога не подойдёт т.к. она нежесткая. Что бы выполнить требования Водного кодекса обязательно нужно устроить дорогу с конструктивными слоями из бетона (монолитного, сборного, арммированного и т.п.)? Я думаю это не так.

И интенсивность на внутриплощадочных дорогах имеет второстепенное значение. Главное - вес нагрузки.
Кстати, насчёт интенсивности. Тебе не кажется, что проще будет начертить плиты на стройгенплане, чем доказывать расчётами, что

Наверно да - главное - вес нагрузки.
А интенсивность возможно мне будет проще посчиать чем проектировать в ПОС разветвлённую сеть дорог.

Таким образом покрытием нежестких дорожных одежд может быть асфальтобетон. Но тогда по твоей логике мне такая дорога не подойдёт т.к. она нежесткая. Что бы выполнить требования Водного кодекса обязательно нужно устроить дорогу с конструктивными слоями из бетона (монолитного, сборного, арммированного и т.п.)? Я думаю это не так.

Ты путаешь тёплое с мягким. "Жёсткий/нежёсткий" - это типы дорожной одежды (ДО), которая сама по себе уже является ТВЁРДЫМ покрытием. А вот грунт к твёрдому покрытию не относится. Насчёт щебня точно не скажу, но вопрос спорный.
Что касается бюджетного финансирования - наоборот, закладывать туда нужно по максимуму. Те же плиты. Хотя бы чтобы было что выкидывать (чем экспертиза грешит очень сильно).

Ну давай скажем так, будут ли вопросы у экспертизы если я запроектирую (или буду использовать существующую дорогу) вот с такой конструкцией дорожной одежды в границах ВОЗ?

----- добавлено через ~19 мин. -----

Ты путаешь тёплое с мягким. "Жёсткий/нежёсткий" - это типы дорожной одежды (ДО), которая сама по себе уже является ТВЁРДЫМ покрытием.

К твёрдым покрытиям относятся асфальтобетонные покрытия (нежёсткие дорожные одежды), монолитные бетонные (жёсткие дорожные одежды) и железобетонные сборные (собственно, плиты). Ни щебень, ни гравий, ни, тем более, грунт к твёрдым покрытиям никак не относятся.

Т.е. "жёсткий" и "нежёсткий" типы ДО это разновидности твёрдого покрытия, но при этом "нежёсткий" типы ДО по определению из МОДН 2-2001 (на которые ссылается СП 37.13330.2012 Актуализированная редакция СНиП 2.05.07-91* «Промышленный транспорт») могут быть из щебня и гравия:

1.2. К нежестким дорожным одеждам относят одежды со слоями, устроенными из асфальтобетонов разного вида (дегтебетонов), из материалов и грунтов, укрепленных битумом, цементом, известью, комплексными и другими вяжущими, а также из слабосвязных зернистых материалов (щебня, шлака, гравия и др.).

----- добавлено через ~3 ч. -----
Кто может привести определение "твёрдого покрытия" в котором бы четко говорилось что покрытие из щебня или гравия "твёрдым" не является. Ну или хотя бы что к "твёрдым" относятся покрытия только из асфальта, бетона, плит?

Оснащение проходки горных выработок, ПОС, нормоконтроль, КР, АР

Нет термина "твёрдое покрытие" по Водному кодексу. Насколько я знаю.
Видимо, это ошибка Водного кодекса, бытовое словечко беспредельщиков-законодателей.
Имелось в виду, конечно, "не пропускающее загрязнённую воду в водный объект". В экспертизе термин используют именно по такому смыслу. И сурово карают.

С другой стороны, даже асфальтобетонное покрытие, даже если его распространить на обочины. Ведь асфальт не кладут до канав, раз. И сами канавы, как правило, фильтруют воду в грунт, два.
И три, какая разница пройдёт загрязнённая вода в грунте 50 м или 150 м ? А при 150 м уже не надо такое покрытие, условно. Хотя тут она фильтруясь очищается, конечно.
Так что смысл тут может и есть, но описан процесс и результат неправильно.

В СССР, как я понимаю, просто клали на загрязнение. Это новомодная фишка, недодуманная слегка.
Согласен с изоляцией стоков с дорог от водного объекта вблизи берега. Иногда разводов бензина и масла очень много на дорогах, а в реках рыба нерестится и без воды нам труба.
Только тогда изоляцию надо продумывать, а не абы как узаканивать хрень.
Может быть канавы только посреди дороги делать, например. Или канаву делать сразу за проезжей частью перед обочиной с решётками. А то и совмещать канавы и обочины.

Нет термина "твёрдое покрытие" по Водному кодексу. Насколько я знаю.
Видимо, это ошибка Водного кодекса, бытовое словечко беспредельщиков-законодателей.
Имелось в виду, конечно, "не пропускающее загрязнённую воду в водный объект". В экспертизе термин используют именно по такому смыслу. И сурово карают.

В границах водоохранных зон запрещаются:
.
4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;
.

Господа ответьте СЕБЕ на такой вопрос: как проехать по мосту на фото не нарушив водного кодекса?

Правила дорожного движения:
"Главная дорога" - дорога, обозначенная знаками 2.1, 2.3.1 - 2.3.7 или 5.1, по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой.

Правила дорожного движения:
"Главная дорога" - дорога, обозначенная знаками 2.1, 2.3.1 - 2.3.7 или 5.1, по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобное).

Знаю, читал. И как можно интерпретировать "каменные материалы и тому подобное", можно считать щебень и гравий камнем и тому подобным?

Покрытие дорожное твердое - покрытие на дорожном основании , устраиваемое из различных видов уплотненных дорожных смесей или каменных материалов (щебень , гравий , шлак ) , обработанных или не обработанных вяжущими , и обеспечивающее круглогодичный проезд автомобилей.

И как можно интерпретировать "каменные материалы и тому подобное", можно считать щебень и гравий камнем и тому подобным?

Я немного не прав был смешав в кучу два понятия. Я думаю стоит разделять понятия "дорожная одежда" (ДО) и "покрытие". "Покрытие" это составляющая (верхняя) часть ДО.
Но мне правда от этого не легче.

----- добавлено через ~5 мин. -----

Вот и я так думаю, но нахожусь в глупой ситуации. Пока был в командировке, экологи убедили ГИПа что нужны плиты, а я думаю что можно использовать существующий дороги с щебёночным и гравийным покрытием.

----- добавлено через ~10 мин. -----
Есть ещё любопытный ответ из РОСПРИРОДНАДЗОРА на вопросы одного из рыбаков:

ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
УПРАВЛЕНИЕ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ
ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
(РОСПРИРОДНАДЗОРА)
ПО АЛТАЙСКОМУ КРАЮ
И РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ

(Управление Росприроднадзора
по Алтайскому краю и Республике Алтай)
ул. Пролетарская, 61, г. Барнаул, 656056
тел./факс (3852) 500-640

В Управление Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай из Алтайской межрайонной природоохранной прокуратуры поступило Ваше обращение по вопросам реализации отдельных положений статьи 65 Водного кодекса РФ. (Принят Государственной Думой 12 апреля 2006 года, Одобрен Советом Федерации 26 мая 2006 года, подписан Президентом Российской Федерации 3 июня 2006 г. вступил в силу с 1 января 2007г.)

В указанном обращении Вами заданы следующие вопросы:

1. какие «специальные транспортные средства» имеются в виду? Подходит ли, например, автокран, автобус или автовоз под определение специального транспортного средства?
Согласно статьи 5 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств (утв.постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. N 720) "специальное транспортное средство" - транспортное средство, предназначенное для выполнения специальных функций, для которых требуется специальное оборудование (автокраны, пожарные автомобили, автомобили, оснащенные подъемниками с рабочими платформами, автоэвакуаторы и т.д.);

2. Какой потенциальный урон я могу нанести природе стоящим автомобилем, если он технически исправен и прошел техосмотр? Будет ли он больше, чем например выхлоп лодочного мотора, направленный в воду?
Статья 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ в качестве основных принципов охраны окружающей среды ставит, в том числе презумпцию экологической опасности любой деятельности. Помимо выбросов в атмосферу автомобиль может оказать воздействие (как потенциальное и прямое так и косвенное) на иные компоненты природной среды (загрязнение почв техническими жидкостями, нарушение растительного покрова, уплотнение и нарушение почвенного покрова, формирование колеи и т. д). Для сравнения воздействия на компоненты природной среды автомобиля и лодочного мотора необходима информация о технических характеристиках, техническом состоянии и условиях эксплуатации каждого конкретного автомобиля и мотора. Обобщенное сравнение не представляется корректным.

3. Как в свете этого закона мне правильно организовать семейный отдых на природе у водоема, учитывая, что твердое покрытие на подъездах к реке Обь в большинстве случаев отсутствует, а по берегам растет лес?
В случае отсутствия специально оборудованных мест, имеющих твердое покрытие поставить машину на стоянку на дороге или за пределами водоохраной зоны.

4. Как проезжать мосты через небольшие речки, если никакой другой дороги, кроме грунтовой, нет, а приблизится к реке можно не ближе 50 метров (например мост через речку Листвянка по дороге к одноименной деревне в Топчихинском районе)?
Согласно пункта 4 части 15 статьи 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон запрещается «движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие» Термин «твердое покрытие» относится к специально оборудованным местам. Ограничений на движение и стоянку на дорогах (независимо от вида дорожного покрытия) нет. Мосты через небольшие речки проезжаются без ограничений.

5. Как проехать, например, на озеро Шибаево, учитывая, что грунтовая (а значит без твердого покрытия) дорога часто проходит вдоль реки на участке от деревни Листвянка и до озера?
Термин «твердое покрытие» определяет каким образом оборудовать специальные места стоянок в водоохранных зонах. Ограничений на движение по дорогам нет. Ограничений на виды дорожного покрытия нет.

6. Как остановиться для отдыха на берегу реки Катунь, учитывая, что на большинстве участков там просто нет этих 100-200 метров, а на трассе оставить машину невозможно без нарушения ПДД, и даже на базах отдыха, расположенных на берегах Катуни, в подавляющем большинстве случаев, твердое покрытие отсутствует?
В случае отсутствия специально оборудованных мест, имеющих твердое покрытие поставить машину на стоянку на дороге или за пределами водоохраной зоны. В иных случаях стоянка транспортного средства будет осуществляться с нарушением требований водного законодательства и сформирует состав административного правонарушения предусмотренного статьей 8.42 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях».
Базы отдыха, расположенные на берегах водных объектов подвергаются регулярным плановым проверкам в рамках надзора за использованием и охраной водных объектов. В случае выявления фактов организации стоянок на площадках без твердого покрытия в отношении туристических баз возбуждаются дела об административных правонарушениях, руководству выдаются предписания об организации мест стоянок в соответствии с требованиями водного законодательства.

m_in_m, если честно, то сейчас быстро найти нет возможности. Я находил это в СНИПах и ГОСТах на обустройство дорог общего пользования.
Вроде даже ссылки на эти документы выкладывал.
Грунтовые дороги, согласно этих документов могут быть обустроены только для соединения населенных пунктов и прокладываются из естественного грунта путем уплотнения. Как-то так.

Дорогу осилит идущий. (с)

m_in_m:

Serge:

В черте города нет грунтовых дорог. Есть только дороги с твердым покрытием.

Serge, в поиске нашлось лишь упоминание СНиПа 2.05.02. В котором я не нашел ответа на свой вопрос. Так что, пока сильно сомневаюсь в правоте утверждения:

Serge:

В черте города нет грунтовых дорог. Есть только дороги с твердым покрытием.

Все же если где-то кто-то в каком-то документе читал, ткните плиз, где самому поглядеть. А то ведь в жизни всякое бывает.

Я о чем и говорю, что есть два противоположных мнения, считается ли гравийка в городе грунтовой дорогой или нет, а однозначного ответа о том, какое из них правильное - увы, нет.
Поэтому если нет желания доказывать потом свою правоту с гостами и снипами в судах, лучше таки в спорной ситуации пропустить, вне зависимости от силы уверенности в своей правоте. Как говорится, лучший бой - это не тот, в котором ты победил, а которого тебе удалось избежать.

DENker:

считается ли гравийка в городе грунтовой дорогой или нет

m_in_m, почитайте эту тему

Там пользователи уже разобрали "по косточкам" ситуацию.

Для изучения могу предложить ГОСТ Р 50597-93

В нем отсутствует понятие "грунтовая дорога".

Прикреплен файл:

Serge, в той ветке форума я принимал участие - там тоже нет ответа на мой вопрос. И ГОСТ Р 50597-93 я тоже читал. В общем, хочется уже подтверждения фразы.

1.3. Элементы автомобильной дороги, типы дорожных покрытий

Основание несущая часть дорожной одежды, устраиваемая из каменных материалов или фунта, укрепленных вяжущим. Основание вместе с дорожным покрытием передает давление от транспортных средств на расположенные ниже дополнительные слои, а при их отсутствии непосредственно на грунт земляного полотна.

Дополнительные слои располагают между основанием и грунтом земляного полотна. Дополнительный слой оснований может быть дренирующим, выравнивающим, противозаиливающим, морозозащитным.
Верхний слой земляного полотна, или подстилающий грунт, представляет собой тщательно уплотненный слой, на котором устраивают дорожную одежду. Подстилающий грунт должен быть достаточно прочным; в ряде случаев его укрепляют вяжущим.
Все конструкции дорожных одежд принято подразделять по сопротивлению изгибу на жесткие (цементобетонные) и нежесткие. По конструкции слои дорожной одежды бывают из сыпучих материалов, уплотненных катками и движением транспортных средств, набирающие прочность в результате уплотнения и развития сил трения (расклинки), удерживающих отдельные частицы в слое; из асфальтобетонных и цементобетонных смесей, образующих монолит после укладки, уплотнения и твердения; сборные цементобетонные покрытия из плит.
Важной характеристикой дорожной одежды является ее технологичность, т.е. свойство, позволяющее использовать наиболее экономичные технологические приемы, комплексную механизацию и поточный метод.
Типы дорожных покрытий регламентированы СНиП 3.06.03 85 "Автомобильные дороги"; исходя из категории дороги, следовательно, интенсивности движения и нагрузок транспортных средств (рис. 1.11).

Дороги с твердым покрытием и грунтовые. Определения и понятия. Что есть что? ГОСТ Р 50597-93 | Законодательство

Рис. 1.11. Конструктивные слои одежд для автомобильных дорог 1 (а в), II (ге), III (жи), IV (к н) категорий:
а цементобетонные монолитные и сборные; б асфальтобетонные из горячих и теплых смесей; в мостовые из брусчатки, мозаики на каменном или бетонном основании; г щебеночные из прочных щебеночных материалов подобранного состава с минеральным порошком или без него, обработанные в смесителе вязкими органическими вяжущими; д щебеночные (гравийные), обработанные по способу пропитки; е из холодного асфальтобетона; ж из грунтов, обработанных в установке вязким битумом; з щебеночные (гравийные), шлаковые; и грунтовые и из местных слабых материалов, обработанных органическими вяжущими; к мостовые из булыжного или колотого камня; л грунтовые, укрепленные местными скелетными материалами (гравием, щебнем и др.); м грунтовые подобранного гранулометрического состава; н грунтовые неукрепленные; / дорожное покрытие; 2 основание; 3 дополнительный слой основания; 4 грунтовое основание Смеси приготовляют в асфальтосмесительных установках на асфальтобетонном заводе.

Ну и напоследок для поднятия уровня знаний в строительстве и обустройстве дорог автомобильных (то, что вы не смогли найти в общедоступных ресурсах):

СНиП 2.07.01-89*
СНиП 3.06.03-85

Отредактировал Serge (15.08.11 21:09)

m_in_m, ГОСТ, который регламентирует обустройство автомобильных дорог в населенных пунктах, не предусматривает грунтовые дороги.

Т.е. дорожные строители, руководствующиеся документами, а именно ГОСТами и СНиПами, при постройке дорог в городской черте грунтовую дорогу сделать не смогут! Нет на это соответствующих документов. По этому нет в городе грунтовых дорог.

Так понятно объяснил?

Serge:

1.3. Элементы автомобильной дороги, типы дорожных покрытий

Основание несущая часть дорожной одежды, устраиваемая из каменных материалов или фунта, укрепленных вяжущим. Основание вместе с дорожным покрытием передает давление от транспортных средств на расположенные ниже дополнительные слои, а при их отсутствии непосредственно на грунт земляного полотна.

Дополнительные слои располагают между основанием и грунтом земляного полотна. Дополнительный слой оснований может быть дренирующим, выравнивающим, противозаиливающим, морозозащитным.
Верхний слой земляного полотна, или подстилающий грунт, представляет собой тщательно уплотненный слой, на котором устраивают дорожную одежду. Подстилающий грунт должен быть достаточно прочным; в ряде случаев его укрепляют вяжущим.
Все конструкции дорожных одежд принято подразделять по сопротивлению изгибу на жесткие (цементобетонные) и нежесткие. По конструкции слои дорожной одежды бывают из сыпучих материалов, уплотненных катками и движением транспортных средств, набирающие прочность в результате уплотнения и развития сил трения (расклинки), удерживающих отдельные частицы в слое; из асфальтобетонных и цементобетонных смесей, образующих монолит после укладки, уплотнения и твердения; сборные цементобетонные покрытия из плит.
Важной характеристикой дорожной одежды является ее технологичность, т.е. свойство, позволяющее использовать наиболее экономичные технологические приемы, комплексную механизацию и поточный метод.
Типы дорожных покрытий регламентированы СНиП 3.06.03 85 "Автомобильные дороги"; исходя из категории дороги, следовательно, интенсивности движения и нагрузок транспортных средств (рис. 1.11).

Рис. 1.11. Конструктивные слои одежд для автомобильных дорог 1 (а в), II (ге), III (жи), IV (к н) категорий:
а цементобетонные монолитные и сборные; б асфальтобетонные из горячих и теплых смесей; в мостовые из брусчатки, мозаики на каменном или бетонном основании; г щебеночные из прочных щебеночных материалов подобранного состава с минеральным порошком или без него, обработанные в смесителе вязкими органическими вяжущими; д щебеночные (гравийные), обработанные по способу пропитки; е из холодного асфальтобетона; ж из грунтов, обработанных в установке вязким битумом; з щебеночные (гравийные), шлаковые; и грунтовые и из местных слабых материалов, обработанных органическими вяжущими; к мостовые из булыжного или колотого камня; л грунтовые, укрепленные местными скелетными материалами (гравием, щебнем и др.); м грунтовые подобранного гранулометрического состава; н грунтовые неукрепленные; / дорожное покрытие; 2 основание; 3 дополнительный слой основания; 4 грунтовое основание Смеси приготовляют в асфальтосмесительных установках на асфальтобетонном заводе.

Когда с сайтов копируете, сначала прочитайте сами. А то там не всегда правду пишут.
Отсутствие упоминания грунтовки в документах, не означает отсутствия ее в городе. Только если где-то явно написано, что их быть в городе не должно. Их же не всегда строят. Обычно просто люди ездят где им удобнее и получается колея - грунтовка.
Так что пока что ваша фраза вызывает сомнения:

Serge:

В черте города нет грунтовых дорог. Есть только дороги с твердым покрытием.

Александр Новиков

Ответ: Под твердым покрытием автомобильных дорог понимается усовершенствованное покрытие (цементобетонное, асфальтобетонное, из щебня и гравия, обработанных вяжущими материалами) и покрытие переходного типа (из щебня и гравия (шлака), не обработанных вяжущими материалами, каменные мостовые; из грунтов и местных малопрочных материалов, обработанных вяжущими материалами)). На основании Методологических положений по статистике транспорта, утв. Приказом Росстата от 29.12.2017 N 887 (разд. 4) , в зависимости от типа покрытия автомобильные дороги разделяются на автомобильные дороги с твердым покрытием и грунтовые автомобильные дороги.

К твердому покрытию автомобильных дорог относится усовершенствованное покрытие (цементобетонное, асфальтобетонное, из щебня и гравия, обработанных вяжущими материалами) и покрытие переходного типа (из щебня и гравия (шлака), не обработанных вяжущими материалами, каменные мостовые; из грунтов и местных малопрочных материалов, обработанных вяжущими материалами)).

Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 N 266 утвержден “ СП 34.13330.2012 . Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*” (далее – Свод правил).

Согласно п. 3.93а твердое покрытие представляет собой дорожное покрытие в составе дорожных одежд капитального, облегченного и переходного типов.

Согласно п. 8.4 Свода правил дорожные одежды подразделяются на следующие типы в зависимости от видов покрытий:

  • цементобетонные монолитные;
  • железобетонные, монолитные и сборные или из предварительно напряженного железобетона, армобетонные сборные и монолитные;
  • асфальтобетонные.
  • асфальтобетонные;
  • из щебня, гравия и песка, обработанных вяжущими материалами.
  • щебеночные и гравийные; из грунтов и каменных материалов, обработанных вяжущими или армированных геосинтетическими материалами.
  • из грунтов, армированных геосинтетическими материалами или улучшенных добавками.

Исходя из определения “главной дороги” в п. 1.2 ПДД РФ к твердому покрытию относятся асфальто- и цементобетон, каменные материалы и т.п.

Тема сегодняшнего обзора — грунтовая дорога и проезд перекрестков. Рассмотрим правила проезда перекрестков, когда одна из дорог, является грунтовой. Поводом для написания статьи, послужили обсуждения в сети, о правилах проезда перекрестков, когда одна из дорог с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобное), другая грунтовая. При этом, судя по комментариям, единого мнения нет. Более того, мнения расходятся примерно поровну, между участниками обсуждений.

На снимке результаты голосования в одной из групп соц. сети.

Грунтовая дорога на перекрестке

Как видим, участники голосования разделились на два лагеря.

Постараемся вместе разобраться, как правильно проезжать перекрестки, где одна из дорог грунтовая. И остановимся именно на ситуации, изображенной на снимке выше, когда присутствуют знаки приоритета (действительно, такие перекрестки иногда встречаются). Главная причина, по которой разделились голоса, связана с определением главной дороги.

Главная дорога — дорога, обозначенная знаками 2.1, 2.3.1 — 2.3.7 или 5.1, по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой.

Многие считают, что грунтовая дорога, всегда будет второстепенной по отношению к дороге с твердым покрытием, независимо от наличия знаков приоритета. На рисунке, грунтовая дорога примыкает к дороге с твердым покрытием (асфальтат и др.), знаки приоритета отсутствуют. Согласно Правилам она является второстепенной, соответственно синий автомобиль уступает дорогу красному и только после этого продолжает движение в выбранном направлении.

Теперь обратимся к следующему рисунку (ситуация, которая и вызывает споры), на нем изображен перекресток, одна из дорог которого является грунтовой, но здесь присутствуют знаки приоритета, которыми мы обязаны руководствоваться.

Знаки приоритета устанавливают очередность проезда перекрестков, пересечений проезжих частей или узких участков дороги.

Об этом сказано и в пункте 13.3 Правил.

13.3. Перекресток, где очередность движения определяется сигналами светофора или регулировщика, считается регулируемым.

При желтом мигающем сигнале, неработающих светофорах или отсутствии регулировщика перекресток считается нерегулируемым, и водители обязаны руководствоваться правилами проезда нерегулируемых перекрестков и установленными на перекрестке знаками приоритета.

В данном случае, красный автомобиль обязан уступить дорогу синему, так как каждое из указанных транспортных средств, находится на второстепенной дороге (согласно установленным знакам), по отношению к главной дороге.

Грунтовая дорога

Перекресток, на котором установлены знаки приоритета, является нерегулируемым перекрестком неравнозначных дорог (при желтом мигающем сигнале, неработающих светофорах или отсутствии регулировщика/светофоров). На таком перекрестке, могут быть только главная и второстепенная дороги, иных дорог «наполовину главных», не может быть (Примечание. про случай, когда считают, что не смотря на знаки приоритета, второстепенная с твердым покрытием, главнее грунтовой дороги).

Главная дорога (на рассматриваемом выше перекрестке) меняет направление, о чем информирует знак (табличка) 8.13, в этом случае применяется пункт 13.10 Правил дорожного движения.

13.10. В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог. Этими же правилами должны руководствоваться водители, движущиеся по второстепенным дорогам.

Далее применяем пункт 13.11, если дороги равнозначные, в нашем случае очередность проезда перекрестка определяется установленными знаками приоритета, уступает дорогу водитель того безрельсового транспортного средства, к которому другое транспортное средство приближается справа.

13.11. На перекрестке равнозначных дорог водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа.

Дорога с твердым покрытием (асфальт, бетон и др.), может быть главной по отношению к грунтовой дороге, только в двух случаях, присутствуют соответствующие знаки приоритета или знаки полностью отсутствуют на перекрестке (случаи с неправильной организацией движения на перекрестках из-за не установленных/утраченных дорожных знаков, не рассматриваем).

В указаниях по применению дорожных знаков, указаны условия при которых могут быть установлены знаки 2.4 «Уступите дорогу» и 2.5 «Движение без остановки запрещено», а именно, знаки устанавливаются, когда водители не могут определить наличие или отсутствие покрытия на пересекающихся дорогах.

Указания по применению дорожных знаков.

Знаки 2.4 и 2.5 могут быть установлены в местах выезда на дорогу с покрытием с грунтовых дорог, в том числе и в населенных пунктах. Прежде всего это целесообразно делать в местах, где в зимнее время водители не могут определить наличие или отсутствие покрытия на пересекающихся дорогах, что может привести к ошибке в определении очередности проезда перекрестка.

ГОСТ Р 52289-2004. Технические средства организации дорожного движения.

5.3.6 Знак 2.4 «Уступите дорогу» применяют для указания того, что водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге, а при наличии таблички 8.13 — транспортным средствам, движущимся по главной дороге.

Знак устанавливают перед выездами с грунтовых дорог на дорогу с твердым покрытием, а также в местах выезда на дорогу с прилегающих территорий, если признаки примыкающих дорог могут неоднозначно распознаваться водителями транспортных средств, выезжающих на главную дорогу в светлое и темное время суток.

Примыкание дорог — место соединения автомобильных дорог, где к одной дороге присоединяется в одном или разных уровнях другая дорога, не имеющая прямого продолжения и прерывающаяся в месте соединения.

В случае, когда главная дорога изменяет направление на перекрестке, должны быть установлены знаки приоритета с табличкой 8.13 и проезд таких перекрестков будет осуществляется в соответствии с установленными знаками приоритета.

Перед перекрестками со сложной планировкой и перед перекрестками, на которых главная дорога изменяет направление, знак устанавливают с табличкой 8.13.

Грунтовая дорога на перекрестке

Подводим итоги, знаки приоритета есть, покрытие дороги значения не имеет, знаков нет, смотрим на покрытие. И конечно, если не можем определить тип покрытия (снег, грязь, темное время суток), а знаки приоритета отсутствуют, то руководствуемся пунктом 13.13.

13.13. Если водитель не может определить наличие покрытия на дороге (темное время суток, грязь, снег и тому подобное), а знаков приоритета нет, он должен считать, что находится на второстепенной дороге.

Если при проезде перекрестка, возникают сомнения, стоит убедиться в безопасности или в том, что Вам уступают дорогу и только после этого продолжать движение.

Читайте также: