Грунтовка для акварели зачем

Обновлено: 16.05.2024

Друзья, встречайте наш новый цикл статей «Акварельная Лаборатория». созданный совместно с одноименным российским акварельным проектом Watercolor_lab!

Художники Дарья Мировова и Татьяна Головко изучают свойства красочных пигментов, бумагу, процессы создания красок, помогая художникам по всему миру понять материалы и взять от них максимум.
Сейчас Watercolor_lab стремятся рассказать об этом другим художникам и помочь наладить ту самую связь между творцом и его инструментом. Чтобы процесс рисования из противостояния с бумагой, красками и другими материалами превратился в крепкий и плодотворный союз.
Кстати, недавно мы выпустили наш совместный продукт — рабочую тетрадь для акварелистов Aquarelle Workbook.
Ну что, приступим?

Природная грануляция в акварели

В последнее время эффект грануляции в акварели набрал большую популярность. И если вы хоть раз задавались вопросом: «Как и у каких производителей искать краски с грануляцией?», эта статья специально для вас! Давайте разбираться.

Начнём с того, что способность создавать текстуру в красочном слое – это, по большей части, свойство пигмента. Производитель с помощью рецептуры краски может это свойство либо подчеркнуть, либо приглушить, но только до определённой степени. От природы пигмента никуда не деться.

1.jpg

Например, очень сильно на это свойство влияет размер частиц пигмента. Чем частицы крупнее, тем больше шансов у краски порадовать вас неоднородной текстурой и эффектом грануляции. Исторически высоко ценились прозрачные и однородные краски, поэтому мелкий помол и деликатную текстуру легко отследить у брендов с классической направленностью – Schmincke, Winsor&Newton, Rembrandt и т.д.

Далее. Как в красочном слое появляется неоднородность? Здесь имеют место два различных процесса.

Грануляция: крупные и тяжёлые частицы пигмента выпадают в осадок и застревают в ячейках фактуры бумаги, создавая неравномерную текстуру.

Флокуляция: частицы пигмента собираются в группы и образуют хлопья (флокулы). В отличие от грануляции эти хлопья не обязательно тяжёлые и могут плавать на поверхности, визуально на высохшем слое это явление напоминает эффект кракелюра. Однако, такой “узор” может достаточно равномерно распространяться по поверхности всего красочного слоя.

2.jpg

Мы, художники, люди неискушённые и обычно называем грануляцией любую неоднородность красочного слоя. Ничего плохого в этом нет, но если вы научитесь их различать, то в своих работах сможете найти данным эффектам различное применение.

Текстуру проявляют многие традиционные пигменты. Пройдёмся по некоторым наиболее распространённым группам:

Ультрамарины [PB29, PG24, PV15, PR259]

Кобальты [PB28, PB35, PB36, PB72, PB73, PB74, PG19, PG26, PG50, PY40, PV14, PV49, PBk13]

Земли [PY41, PY42, PBr7, PBr6, PR101, PR102 и др.]

Кобальтам и ультрамаринам очень свойственна флокуляция, причём у кобальтов “хлопья” часто крупнее. Все они интересно работают как сами по себе, так и в смесях, придавая красочному слою неоднородность. Земляные пигменты по текстуре бывают очень разнообразны, можно встретить и флокуляцию, и грануляцию, и всё одновременно! Также в примере на фото есть окись хрома [PG17]. Ей, как и её родственнику виридиану [PG18], тоже свойственна неоднородная текстура.

3.jpg


Многие из перечисленных пигментов широко распространены среди разных производителей. Соответственно, “краски с грануляцией” можно найти в ассортименте любого бренда.

Конечно, есть пигменты, которые используются не повсеместно и дают более выраженные эффекты, например, чёрный оксид железа [PBk11] или поттерс пинк [PR233]. Есть бренды, рецептура краски в которых только подчёркивает природную грануляцию, например, Daniel Smith. Но всё же грануляция и флокуляция – это не что-то далёкое и недоступное, это то, что уже есть в вашей палитре, стоит только внимательно изучить свои краски.

Одной из самых ярких ассоциаций, которые вызывает слово «живопись», несомненно, является холст. Он удобен для художника, достаточно универсален и подходит для многих видов красок, может одинаково успешно использоваться как с грунтовкой, так и без нее. Кажется, что в холсте идеально все, но художники, чьим любимым материалом для творчества является акварель, сокрушенно покачают головой: для акварельных техник не только не подойдет холст без грунтовки – более того, художнику придется найти качественную грунтовку для холста, чтобы не испортить свою задумку. Мы решили облегчить Вам задачу поиска грунта и рассказали, как сделать правильный выбор без последствий, а также пояснили, почему холст совсем не стоит списывать со счетов, когда дело касается акварели.

  • Так как акварель – весьма капризный продукт, грунт нужно выбирать особенный. Холст с грунтом должен строго отвечать всем характеристикам данного вида краски: отлично впитывать, но при этом не быть пористым настолько, чтобы краска оседала и тускнела. Но даже для таких привередливых красок грунт все же нашелся – акриловый с идеальными впитывающими способностями. Его можно использовать для абсолютно любого универсально грунтованного холста. В нашем магазине Арт-Квартал Вы всегда можете купить необходимый грунт, например, грунт Schmincke под акварель для различных поверхностей № 702.

Когда грунт выбран, подробно рассмотрим плюсы использования холста для акварели.

  • Прочность. Какой бы идеально подходящей для свойств акварели не была акварельная бумага, все же стоит признать: ее очень просто повредить, а значит, и безвозвратно испортить рисунок. 1:0 в пользу холста – он не только делает рисунок более прочным, но и гарантирует сохранность картины на долгое время, ведь подрамники всегда можно снять и натянуть картину на новую раму. В Арт-Квартале, например, представлен большой выбор самых разных холстов.
  • Отсутствие лишних затрат времени, сил и средств на декор картины. Чтобы повесить картину, нарисованную на акварельной бумаге, художнику придется пройти огонь, воду и множество различных приспособлений по типу деревянной панели, чтобы не повредить ее. Холст же создан для того, чтобы красоваться в Вашей мастерской, и зачастую даже подготовлен для этого.
  • Отсутствие необходимости растягивать материал. Правильно грунтованный для акварели холст снова сэкономит Ваше время – его не надо готовить для написания картины, боясь деформировать. Он никогда не сдержит Ваших порывов вдохновения: грунтуйте и начинайте творить.
  • Крупные масштабы. Обычно производители акварельной бумаги ограничиваются максимальным размером листа 76×56 см, поэтому зачастую приходится покупать целый рулон бумаги. Холсты же бывают гораздо больших размеров, поэтому их превосходство снова очевидно.

В нашем магазине Вы всегда сможете приобрести по доступной цене не только грунт для акварели и холсты, но и все необходимые художественные материалы. Творческих успехов и искренней радости от результата вместе с Арт-Квартал!

Сергей Цветков

Грунт подходит для всех видов водорастворимых красок: акварели, гуаши, акрила.

Создаёт прочное и твёрдое покрытие на поверхности.

Применим для бумаги, картона, холста, дерева и прочих поверхностей, обладающих высокими впитывающими свойствами.

Аквагрунт TALENT

АквагрунтTALENT

АквагрунтTALENT




Aквагрунт для рисования TALENT

Aквагрунт для рисования TALENT запись закреплена

Новинка для акварелистов.

Теперь вы можете использовать акварель не только для живописи на бумаге, но и на других поверхностях.

Грунт готов к использованию, его можно наносить на поверхность рисования в чистом виде при помощи мастихина толстым слоем до 0,5 мм или тонким кистью, разбавив водой до нужной консистенции.
Показать полностью.

Aквагрунт для рисования TALENT

Aквагрунт для рисования TALENT запись закреплена

Мечта АКВАРЕЛЬ arte_piuma об акварели на картоне, наконец осуществится.

Aквагрунт для рисования TALENT

Aквагрунт для рисования TALENT запись закреплена

Aквагрунт для рисования TALENT

Aквагрунт для рисования TALENT запись закреплена

Aквагрунт для рисования TALENT

Aквагрунт для рисования TALENT запись закреплена

Евгения Костикова

Aквагрунт для рисования TALENT

Евгения Костикова

Aквагрунт для рисования TALENT,

Aквагрунт для рисования TALENT

Aквагрунт для рисования TALENT запись закреплена
Художник и иллюстратор на заказ

Все вы знаете, что существует 4 стихии:
Вода
Воздух
Показать полностью.
Огонь
Земля

Мы предлагаем вам нарисовать любую из них, а можно и все 4!

🤝

Для участия нужно подружиться с:

https://vk.com/company_sekretar дарят скетчбук LAMARK, 200х200 мм, акварельная бумага, "Сказочный дом", на спирали, 30 листов, 200 г.

📦

Доставка приза бесплатно по России.

Сделать репост этого поста к себе в сторис (или на стену) отметив организаторов, в ответ пришлём огонек!

📢

21.05 опубликуем список 6-ти финалистов!

🎲

В день старта 10.05 ждите в сторис организаторов тест игру на определение своей стихии.

В результатах прошедшего "Рисовального флешмоба" я уже показывала рисунок шишки протеи. Теперь все, кому интересно, как именно она создавалась, могут посмотреть видео процесса на моём канале на Ютюбе. Не говорю:"Подписывайтесь!" Смотрите сами, как вам удобно - смотреть здесь (а я буду изредка дублировать фильмы в постах) или там.

Меня уже несколько раз спросили, зачем я грунтую бумагу. Вообще в смешанной технике можно совершенно спокойно работать на цветном картоне (как я это делала в студенчестве - примеры в книге "Профессия - иллюстратор"). В графических работах я использую приём из масляной живописи, который называют сквозным письмом.

Что это такое? Это когда сначала создаётся имприматура (итал. imprimatura — первый слой краски) — цветная тонировка поверхности уже готового белого грунта, затем подмалёвок (как правило одним цветом с бликами и свето-тенью) - первый живописный слой, сделанный по грунту. В масле этому слою дают хорошенько просохнуть, а потом уже поверх первого тонкого живописного слоя придают всей работе необходимый цвет полупрозрачными цветными лессировками. Однако и цвет имприматуры, и цвет подмалёвка всё равно струится через слои и задаёт общий тон всей работе. Хотите, чтобы работа светилась золотыми оттенками жёлтого - используйте жёлтую имприматуру. Хотите роковых цветов красного и лилового - грунтуйте соответственно.

Так как у меня всё-таки не масло, а графическая работа, то подмалёвок у меня цветной акварельный (цветом самих предметов). Но имприматура - цвет фона - всё равно просвечивает через лессировки акварелью и карандашами. Сквозит через них, так сказать.

Если вы обратили внимание, в моих работах преобладают 2 основных цвета имприматуры - голубой и бежевый. Как я уже сказала выше, цвет фона объединяет всю работу по тональности. Но почему именно эти два? Я их подобрала для себя опытным путём. Если я работаю днём, то у меня в студии холодный свет, а значит голубой фон бумаги подходит больше для моих целей. Если я точно знаю, что буду работать вечером, то и освещение у меня будет более тёплое, жёлтое (искусственное), а значит и модели (а я рисую с натуры), будут скорее желтоватыми. В таких случаях бежевый фон подходит при вечерних сеансах рисования для моих целей лучше. Вы должны решить для себя сами, какой цвет фона подходит именно вам. Здесь нет строгих правил. Вы должны просто понимать, чего именно добиваетесь своей работой - какого эффекта. Например, если я еду на пленэр, то сразу соображаю, какие цвета имприматуры мне могут подойти. Поэтому беру с собой на всякий случай грунтованные листы самых разных оттенков, но в основном синего и жёлто-оранжевого. Для рисунков ночью стараюсь использовать и более тёмный фон. Но это мне так удобно. Если вам удобно работать на белом, контрастном фоне - никто не может вам этого запретить.

Пометка на полях. Если вы работаете только сухой пастелью, у различных производителей есть уже готовая цветная бумага с шершавой поверхностью. В студенчестве мне очень нравилась кэнсоновская серая бумага Энгр (Ingres pastel paper Сanson). В основном потому, что она была достаточно качественная и доступная по цене, но плотность у неё всего 100g/m2. Это чуть толще принтерного листа (80-90g/m2). Сейчас я пользуюсь их же цветной бумагой для пастели Canson Mi-Teintes. У неё плотность повыше - 160g/m2 и она есть разных цветов. Я беру для себя их бумагу бежевых и серых оттенков.


Кстати, я очень часто, порою неосознанно, притаскиваю в работу в смешанной технике приёмы из других областей. Например, когда я заливаю фон белой гуашью, а потом добавляю в него какие-то оттенки, я, как в масле, растушёвываю ещё свежие гуашевые мазки сухой плоской кистью. Получаются очень равномерные растяжки цвета. Так же в смешанной технике я использую гелевые ручки (белую и цветные). Но только там, где нужно очень лаконично поставить самый яркий или самый тёмный штрих. Гелевые ручки прекрасно ложатся поверх многослойного добра на бумаге.

У меня уже несколько раз спрашивали, можно ли использовать русскую грунтовку гессо под названием "Сонет". Увы, я не знаю, потому что никогда не пользовалась ею. Но по отзывам тех, кто пробовал, мне стало понятно, что она какая-то скользкая. А значит это скорее всего самая обычная водоэмульсионная грунтовка. Для пастели, которую я использую в своей смешанной технике, нужна поверхность как мелкая наждачная бумага, чтобы пигменты ложились ровно и не осыпались с поверхности бумаги. Если вы углубитесь в технику работы пастелью, то без труда встретите уроки о рисовании на наждачной бумаге.

Как правило, речь о наждачке на бумажной основе с мелкой зернистостью (около P600), которая часто продается листами 230х280мм. Грунтовка гессо (итал. gesso — мел) создаёт как раз шершавую, но ещё более нежную поверхность, чем мелкозернистая наждачная бумага. Повторюсь, по гессо можно работать любыми материалами, включая акварель, гуашь, темперу и пр. Только не ожидайте, что грунтованные гессо-листы - это альтернатива акварельной бумаге. Помните, что это мел. Он принимает акварель, но ведёт себя совершенно иначе, чем хорошая, качественная акварельная бумага. Там и другая впитываемость, и другая растекаемость, и совершенно другой конечный результат. О различных типах грунтовки, которыми я пользуюсь для своих работ и в блокнотах, можно прочесть здесь: О грунтовках в блокноте. Кстати, по тегу materilas в моём журнале можно найти подробные статьи об используемых мною материалах. В работе, которую можно увидеть в видео выше, я использовала плотную бумагу для акрила (300g/m2) марки Hahnemühle, которую отгрунтовала тёмно-бежевой смесью гессо и ореховой туши.

Если у вас после просмотра возникли какие-то вопросы - вы можете их написать здесь же в комментариях к посту. Я, по мере возможности, отвечу на все. Нескучной вам недели!

Виды живописных грунтов, способы их приготовления и нанесения

Грунт — первый слой покрытия живописной основы, лежащий непосредственно под красочным слоем. Художники, посещающие наши арт-маркеты в Москве, знают, что грунт —это первый этап подготовки основы, задающий основные фактурные и цветовые свойства поверхности под живопись.

Задачи грунта:

  • придать поверхности однородную плотность и впитывающую способность;
  • способствовать хорошему высыханию красок;
  • предохранить от проникновения связующих веществ красок в холст и/или другие материалы, используемые под основу;
  • обеспечивать хорошее сцепление с красочным слоем и устойчивость по отношению к воздействию окружающей среды;
  • сохранить зернистость ткани;
  • придать поверхности тот или иной цвет в соответствии с ;творческим замыслом художника (см.имприматура).

Состав грунта:

  • связующие вещества — клеи — крахмал, пшеничная мука, кожный и ;рыбий клей, желатин, казеин, яйцо, высыхающие масла и смолы;
  • красящие вещества — пигменты — гипс, мел, шпат, свинцовые или цинковые белила и прочие краски, в зависимости от надобности получения желаемого цвета;
  • вода;
  • антисептики и прочие добавки.

Грунты по составу связующего:

Клеевые

Клеевые - это желатиновый, казеиновый и пр. Сильно впитывают масло из красок, и живопись на них имеет слегка матовую поверхность. Этот грунт не требует длительной просушки.

В теплый 5-7% раствор клея постепенно, при непрерывном помешивании засыпают наполнитель до получения состава, похожего на жидкую сметану. Этот состав наносят на проклеенный холст широкой кистью или флейцем в два слоя. После нанесения первого слоя его сушат не менее 12 часов, слегка шлифуют пемзой или наждачной бумагой. Затем смахивают пыль и ворсинки и накладывают второй слой. В некоторых случаях наносится жидкий раствор 4% клея.

Избыток клея ведет к растрескиванию грунта и красочного слоя; от недостаточного количества клея грунты становятся рыхлыми и впитывают слишком много масла, нарушая этим прочность связи и вызывая сильное пожухание красок.

Масляные

Масляное грунтовое покрытие состоит из стертых на высыхающем растительном масле сухих пигментов. В качестве связующего лучше всего использовать льняное масло.

Для эластичности маслосодержащих грунтов добавляется незначительное количество касторового масла (на10 гр льняного масла — 1 гр касторового). Для приготовления масляных грунтов чаще всего применяют готовые неразбавленные масляные краски, которые наносят, тщательно разравнивая слой сначала мастихином или шпателем, а затем флейцем.

Холсты с масляным грунтом требуют длительной просушки — около двух лет (хотя для начального сцепления тонкому слою хватит 5 — 6 часов). Масляные грунты имеют глянцевую поверхность, не впитывают масло из красок, отчего связь между грунтом и красочным слоем оказывается непрочной, особенно при многослойной пастозной живописи.

Красочный слой в произведениях, написанных на холсте с масляным грунтом, не получая необходимого сцепления с глянцевой поверхностью, со временем начинает отслаиваться. Подобные разрушения имеют некоторые картины русских художников второй половины XIX века — И. Репина, М. Нестерова, В. Поленова и других. Такой грунт наносится аналогично клеевому.

Эмульсионные

Приготавливают на эмульсиях из клея и масла, где масло в виде мельчайших частиц во взвешенном состоянии находится в жидком клеевом растворе.

По своим свойствам эмульсионные грунты стоят между масляными и клеевыми: если в эмульсионном грунте мало масла — он ближе к клеевому, если много — к масляному. Увеличение содержания масла в грунтовом составе обеспечивает постепенный переход от слоя проклейки к масляному красочному слою и способствует хорошему сцеплению холста с грунтом и грунта с красочным слоем.

Важным условием, от которого зависит качество грунта, является однородность эмульсии. При приготовлении эмульсионных грунтов масло тонкой струйкой вводится в теплый раствор клея, более концентрированного, чем это требуется, и с ним перемешивается. В остаток воды, необходимой для доведения клеевого раствора до нужной концентрации, засыпают наполнитель. Полученную массу постепенно заливают в эмульсию, тщательно помешивая.

Для получения более стойкой эмульсии в качестве эмульгатора можно добавить яичный желток (один желток на 200 граммов раствора), а затем насыпать наполнитель. Яичный желток — прекрасная естественная эмульсия. Если его развести водой (1:2) и добавить мел или сухие белила, получится неплохой грунт

Синтетические

Также называются акриловые, аналог гессо. Изготовлены на основе синтетических смол. Очень быстро сохнут, что позволяет сократить промежутки между нанесением слоёв грунта всего до 30-40 минут. После высыхания устойчивы к влажной среде, не гниют. Просты в обращении и дёшевы по сравнению с органическими грунтами. Однако более хрупки — их рекомендуется наносить тонкими слоями, при необходимости разбавляя холодной водой.

Читайте также: