Греки строили этот древний театр без крыши

Обновлено: 03.05.2024

Глава «Архитектура греческого театра» раздела «Архитектура Древней Греции» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L'Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г.

Архитектура театров, так же как и архитектура пропилей, является, как было указано выше, ответвлением религиозного искусства греков. Известно религиозное происхождение сценических представлений. Алтарь, помещавшийся по середине театра, напоминал об этом. Представлениями большого театра Афин руководил жрец Диониса.

Понятие театра так тесно связывалось с религией, что нередко неподалеку от театров помещались кладбища, как это было, например, в Сиракузах и в Айзани.

Театры служили также местом народных празднеств; например раздача почетных венков в Афинах происходила в театре.

До V в. грекам известны были только передвижные подмостки и сиденья для зрителей, устроенные на подмостьях. Во время Эсхила довольствовались еще этой скромной мизансценой.

Обвал подмостьев во время представления драмы Пратина внушил мысль о замене этих непрочных нагромождений более основательным сооружением. Театр Диониса в Афинах и был первым опытом постройки постоянного помещения.

ОБЩИЕ ПРИЕМЫ УСТРОЙСТВА ТЕАТРОВ В КЛАССИЧЕСКУЮ ЭПОХУ

Театр Диониса дошел до нас в искаженном переделками виде. Самые древние его части относятся, как кажется, ко времени реставрации театра оратором Ликургом в IV в.; остатки сцены относятся уже ко времени Антонинов; вкус к археологии, господствовавший в эту эпоху, обусловил здесь воспроизведение примитивных форм, так что, если мы не имеем оригинала, то зато обладаем, по-видимому, очень верной копией

На рисунке 290 показан общий вид сооружения, представленный сохранившимися частями IV в., датированными или определяемыми стилистически.

Открытый амфитеатр располагается ярусами по южному склону Акрополя; поверх открывается море и вдали виднеется о. Эгина. «Орхестра» A представляет собою свободную площадку, предназначенную для передвижения хоров, а также служит резонатором. Алтарь Диониса занимает центр амфитеатра, трон его жреца отмечен на рисунке буквой В.

Сцена, в собственном смысле, представляет собой узкую трибуну, выдвинутую перед служебным двориком, фоном которого служит элегантная дорийская колоннада.

Лестницы соединяли трибуну со двором арьерсцены и, по всей вероятности, также с площадкой орхестры.

Главнейшие детали указаны на рисунке 291: разрез скамей амфитеатра, профиль трибуны и детали колонны из колоннады арьерсцены.

В дни гражданских празднеств театр не имел никаких украшений, кроме этого архитектурного убранства. Для драматизированных празднеств за трибуной выдвигали легкую передвижную перегородку с рядом прорезанных в ней дверей. Расписанные декорации навешивались на перегородку.

Никакой иллюзорности при этом не получалось, так как глубина сцены не «раздавалась». Вся мизансцена носила условный характер: дверь, в которую входил персонаж, указывала на его роль или происхождение; поэтому декорации сводились к нескольким картинам, повешенным на передвижной экран, служивший фоном, или поддерживаемым шестами, укрепленными во дворе арьерсцены.

Рис. 290. Театр Диониса в Афинах
Рис. 291
Рис. 292
Рис. 293
Рис. 294 . Аксонометрическое изображение сцен театров в Сиракузах (S) и в Помпеях (R)

Изменения, происшедшие в римскую эпоху

Таков был эллинский театр, и все древние театры в основном повторяли эту композицию (Сиракузы, Эпидавр и др.).

Изменения, внесенные в римскую эпоху, заключались в перенесении хора на трибуну и в допущении зрителей на площадку орхестры.

Это изменение повлекло прежде всего расширение трибуны.

Для улучшения слышимости, в целях отражения звука, нужно было поднять стену арьерсцены, рискуя загородить открывающийся за нею вид. Само собой разумеется, что в связи с наплывом зрителей на орхестру алтарь, ставившийся в центре, исчезает.

На рисунке 292 (Оранж) показан пример театра, отвечающего новым требованиям (план); на рисунке 293 – теоретическая схема построения и планы (чертежи).

ПЛАНЫ

Ниже приводится сопоставление планов греческих и римских театров по Витрувию.

Греческий театр (рисунок 293, G). – Опишем окружность радиусом, равным радиусу орхестры. Разделим ее на двенадцать равных частей и, соединяя точки разделения через три в четвертую, получим квадрат ABCD; сторона AB отмечает переднюю сторону трибуны; линия MN, касательная к общей окружности ограничивает трибуну сзади.

Две дуги, описанные из точек O и O' радиусом, равным диаметру орхестры, определяют длину трибуны; оси дверей определяются проектированием точек деления окружности на сторону

Лестницы, ведущие на орхестру, расходятся радиусами из тех же точек деления окружности; далее количество делений удвоится.

Видоизмененный театр римской эпохи (рисунок 293, R). – Здесь окружность орхестры делится на двенадцать частей. В прошлом примере точки деления группировались через три в четвертую, чтобы получить вписанный квадрат, здесь – через четыре в пятую; получается равносторонний вписанный треугольник abc; диаметр o и o' – граница передней части трибуны; сторона ab – глубина сцены. Таким образом, трибуна получается гораздо глубже, чем в греческом театре. Увеличение глубины вызвано необходимостью предоставить место хору; в этом лежит основное различие.

Остальное убранство в греческом и римском театрах одинаково. Ни один из известных нам театров не осуществляет этих теоретических планов со всей строгостью, но они свидетельствуют о методическом характере ума древних, в чем следует отдать им справедливость.

В особенности следует отметить употребление равностороннего треугольника, в частности в отношении распределения дверных пролетов, которые, соответственно сказанному ранее, не подчиняются никаким модульным законам, потому что только чисто геометрическая зависимость соединяет одни части с другими, придавая композиции единство и ритм.

УСТРОЙСТВО ДЕТАЛЕЙ

Машины. – На рисунке 294 приведено аксонометрическое изображение сцен театров в Сиракузах (S) и в Помпеях (R), где хорошо сохранились части, по-видимому, театральных машин; может быть, удастся среди этих остатков определить футляр органа и даже восстановить вид и действие самых машин. Конечно, они были очень несложны – сложность не свойственна грекам, и можно с уверенностью сказать, что греки, как настоящие моряки, применяли здесь механизмы, употреблявшиеся для морской оснастки. В конце рва, идущего вдоль сцены театра Сиракуз, имеются остатки ворота. Подшипники, укрепленные в подвале, аналогичные которым обнаружены в театре Диониса, заставляют предполагать существование вращающихся валов, предназначенных для смены декораций.

Мы не рискуем на реконструкцию, представляющую более интереса для истории механики, чем для истории архитектуры; из анализа театра S в Сиракузах мы можем извлечь указание на существование подвижной конструкции самой сцены.

Трибуна сцены. – В театре Сиракуз нет никаких следов постоянной трибуны с мраморным основанием; наоборот, место, которое должна была бы заменить трибуна, замощено плитками, и в нем замечаются дыры, расположенные на равном расстоянии друг от друга, и желоб в виде дуги окружности; это доказывает отсутствие всякой постоянной трибуны; трибуна театра в Сиракузах была подвижная. Театр в Эпидавре также не имеет признаков неподвижной трибуны.

Единственный пример такой неподвижной трибуны дорийского времени находится в Делосе; надписи позволили Омоллю с достоверностью установить, что трибуна Делоса относится к III в. до н.э. и что она сообщалась с орхестрой при помощи передвижной лестницы. Не будь этого аргумента, все заставляло бы склоняться к мнению Дерпфельда о том, что в эллинскую эпоху представления происходили целиком на самой площадке орхестры.

Треугольные призмы и декорации переднего и заднего планов. – В Сиракузах, Помпеях, Арле, Таормине вдоль края трибуны имеются прямоугольные углубления, по-видимому, пазы для декоративных ваз, украшавших авансцену.

Что же касается декорации заднего плана, то дело обстояло следующим образом, – по крайней мере во времена Витрувия. Позади центральной части сцены виднелась богато украшенная задняя стена сцены. Широкие двери были снабжены деревянными створками, расписанными пейзажами, подобными тем, навстречу которым двери, казалось, открывались.

Декорация в полном смысле слова, декорация, скрывающая архитектуру и изменяемая в соответствии с требованиями драмы, существовала в противоположных концах задней стены авансцены; она представляла собой живопись, распределенную на трехгранных вращающихся призмах (рисунок 293), поворачиваемых к зрителю нужной стороной.

Занавес. – Известно существование театров, в которых занавес, натянутый перед сценой, опускался во время действия. Мазуа построил очень искусную гипотезу об устройстве занавеса: полые стержни, входящие один в другой, помещались в углублении перед авансценой и выдвигались, как в бинокле. Конструкция слишком сложна, чтобы можно было приписать ее грекам. Впрочем, высота занавеса, возможная при этой конструкции, закрывала бы сцену только от первых рядов зрителей; по всей вероятности, занавес составлял принадлежность театров с закрытой сценой, как например театра в Оранже; он был, в известном подобии нашему, прикреплен к деревянной раме авансцены, и единственная разница заключалась в том, что он опускался, а не поднимался, как наш.

Акустические приспособления. – Слышимость в греческих театрах, даже в разрушенном состоянии, изумительна.

Возможно, что отчасти она обусловливалась скалистым характером местности, в которой располагались театры

Мы уже указывали, что в эллинскую эпоху для звукоотражения использовалась площадка орхестры, роль которой переходит к задней стене сцены с тех пор, как толпа допускается на площадку орхестры и своим присутствием заглушает звук.

Задняя стена сцены во многих античных театрах, в частности в Оранже, Арле и Помпеях (рисунок 294, P), имеет в центре углубление в форме вогнутого рефлектора, несомненно придуманного для ограждения распространения звука.

Витрувий сообщает, что даже створки дверей задней стены сцены были расположены таким образом, чтобы углубить голос; они соответствовали деке струнных инструментов, и актеры, как он указывает, поворачивались к ним, чтобы усилить звучание своего голоса.

Витрувий указывает еще на одно приспособление: удаление массива из-под сидений скамей и помещение туда с акустическими целями ваз в качестве резонаторов. Они усиливали не безразлично все звуки, а только те, которые играли в музыкальной схеме главную или характерную роль.

Греческое богослужение может дать нам представление об этом эффекте. Оно строится, как и античная музыка, на сочетании групп созвучий из четырех нот, «тетрахорд», и, в то время как мелодия развивается то в одной, то в другой из них, певец выдерживает ноту, характеризующую тетрахорд.

Этот греческий способ отличается большой научностью: ноты тетрахорда расположены в порядке их значения для гармонии, и количество резонаторов регулировалось таким образом, чтобы усиливать звуки соответственно их значительности.

Впрочем, акустические вазы, по-видимому, находили очень редкое применение; и, кажется, их существование можно распространить самое большое на два театра – в Айзани и Сагунте.

ГЛАВНЕЙШИЕ ГРЕЧЕСКИЕ ТЕАТРЫ

Из числа греческих театров отметим, после афинского, театр в Эпидавре, произведение Поликлета Младшего, считавшийся у греков самым лучшим; театр Херонеи, в котором места для зрителей высечены в виде сектора в скале; театр в Дельфах с подвижной трибуной сцены; Делос, где мы установили существование неподвижной трибуны; театр Сегесты в Сицилии с открывающимся из него прекрасным видом; театр в Тоармине, до переделок римского времени имевший в качестве фона пейзаж с Этной; театр в Сиракузах, оживлявшийся водопадом над скамьями верхнего ряда. В Малой Азии – в Айзани, Тралле – три театра Лаодикеи Ликийской, в Гиераполисе; театр в Аспенде, местонахождение которого в горах Киликии способствовало почти полной его сохранности; в Сирии – в Джераке.

Независимо от этих зданий с открытыми местами для зрителей существовали театры меньших размеров, предназначенные для камерных постановок, незначительная величина которых позволяла их перекрывать. Помпеи, наряду с большим театром, обладали крытым «одеоном». Наиболее известным из одеонов был афинский; крыша его напоминала палатку Ксеркса.


Театральное здание классической Греции — устойчивый тип театрального здания, появившийся в Афинах в VI веке до н. э. и распространившийся в городах античного мира в V-IV веках до н. э. Представляло собой круглую арену (орхестру), к которой примыкали расположенные полукругом зрительские места.

Содержание

Орхестра

Первая орхестра (букв. «место для плясок») появилась в VI веке до н. э. в Афинах и предназначалась для представления дифирамбов — сценических гимнов в честь бога Диониса. Она располагалась при склоне Акрополя над храмом Диониса (то есть там, где вскоре будет построен Театр Диониса) и представляла собой круглую площадку. Зрители располагались прямо на склонах холма. В середине орхестры возвышалась обязательная фимела — алтарь Дионису (впоследствии — обязательная принадлежность любого театрального здания даже тогда, когда посторонние сюжеты окончательно вытеснили дионисийский репертуар из греческого театра). На ступенях алтаря во время исполнения трагедии стоял авлет (флейстист, игравший на флейте-авлосе — инструменте, который в представлении греков связывался с дионисийским культом), а также — первоначально — актёр-протагонист (исполнитель главной, первоначально — единственной роли в пьесе).

Театрон (места для зрителей)

На склоне холма полукругом располагались места для зрителей, сначала — только для архонтов, различных чиновников и жрецов, потом и для всех остальных. Зрительные места назывались «театрон» (букв. «место для зрелищ»). В V веке в Афинах и других городах строят деревянные сиденья для зрителей, позже сиденья становятся каменными. Они разрезались лучевыми проходами, делящими зрительный зал на секции-клинья. С IV века, начиная с театра в Эпидавре (архитектор — Поликлет Младший), проходом могут разделяться группы передних и задних рядов сидений (то есть зрительный зал разделяется на нечто подобное современному партеру и, собственно, амфитеатр в современном понимании). Обычно в театроне первые — почётные — места со спинками и балдахином (этот ряд именовался проэдрия) предназначались для знати, жрецов, послов других государств и отличившихся своими заслугами перед родным городом (в театре Диониса было 67 мраморных кресел в первом ряду), остальные — без спинок и на открытом солнце — для остальных зрителей. Число мест в 14 тысяч стало каноническим; в театре помещались все жители города.

Скена

В V веке сам принцип строительства театрального здания постепенно усложняется. За орхестрой, напротив театрона повсеместно появляется задняя палатка-скена для переодевания актёров, которая позже превращается в достаточно сложную архитектурную конструкцию. Первоначально она располагается на расстоянии от орхестры, потом примыкает к ней по касательной, а в самых поздних зданиях срезает передней прямой часть круга. Сооружение первой скены приписывается Эсхилу.

С V века скена ограничивается по бокам башнями-параскениями, усиливавшими резонанс и улучшающими акустику амфитеатра.

С конца XIX века ведутся споры о существовании в V—IV веках между орхестрой и скеной специальной низкой сцены (в современном понимании) для актёров, ограниченной с боков теми же параскениями. В современной театроведческой и археологической науке господствует мнение, что такой сцены в классический период не существовало.

Проскений

Проскений (от греч. proskenion — место перед сценой) — передний фасад скены, служил для крепления декораций, изобретённых, по античным свидетельствам, Софоклом. Декорации рисовались на досках и полотнах и крепились между колоннами проскения; проскений мог и отступать от скены и тогда представлял собой дополнительную сменную стенку перед задней палаткой.

В Классической Греции представлял собой деревянный фасад скены или особую декоративную стенку, сооруженную перед ней. В трагедии действие часто происходило перед дворцом или храмом, поэтому проскений обычно представлял собой их переднюю часть, например крытую колоннаду. В комедии — фасад жилого дома. В театре эпохи эллинизма (4—1 вв. до н. э.) проскений стал каменной пристройкой к скене (в виде колоннады или портика) с плоской деревянной крышей. На эту крышу была перенесена часть представления, поэтому слово «проскений» (или «логейон») стало обозначать не только пристройку, но и саму сценическую площадку [1] .

Пароды

Между параскениями и боковыми сиденьями театрона располагались проходы-пароды; через них могли проходить зрители, когда в начале представления занимали свои места; во время же представления через эти проходы входили актёры и хор. Если актёры заходили через левый парод, то считалось, что герой прибыл из дальней страны; тот же, кто приходил из ближних мест, входил через парод справа.

Театр в Древней Греции

Театр (от греческого “место для зрелищ”) ‒ это вид искусства, показывающий жизнь общества через драматическое действие в ходе игры актеров перед зрителями. Сложно представить современную культуру без театра. Он прочно вошел в нашу жизнь и имеет множество поклонников по всему миру.

Театр в Древней Греции

История театра

Современный театр берет свое начало в Древней Греции. В VI веке до н.э. в честь бога урожая и виноделия Диониса в Афинах проводились празднества ‒ Дионисии. Они сопровождались шествиями ряженых с громкой музыкой. Божеству приносили в жертву козла, при этом хор людей, переодетых в сатиров, пел песни. Отсюда пошло понятие трагедии ‒ по-гречески “песнь козлов”. Во время празднеств шумные, пьющие вино компании греков шли к алтарю Диониса, что дало название комедии, от греческого “комос” ‒ веселое шествие и “одос” ‒ песнь. Во время Дионисий в Греции ставились спектакли и проводились конкурсы актеров и поэтов.

Театр в Древней Греции

В 534 г. до н.э. драматург Феспис добавил к хору выступление одного актера. Он читал пролог, повествующий миф о боге Дионисе. Позже Херил и Френих добавили диалоги между хором и актером, а Эсхил и Софокл увеличили количество актеров до трех. Так стало возможно развитие действия. Для спектаклей начали создавать декорации и одевать актеров в костюмы и маски.

Пьесы строились на чередовании речевых партий с хоровыми. Пролог начинал трагедию и знакомил зрителей с героями, местом действия, предшествующими событиями. Затем звучала вступительная песнь хора (парод). Далее шло чередование выступлений актеров и хора. В трагедии обязательно присутствовал коммос ‒ совместная партия актера и хора, служащая для передачи эмоционального напряжения. Завершалась пьеса эксодом ‒ уходом хора и актеров со сцены.

Театр в Древней Греции

В один день показывали три трагедии, которые были объединены общим сюжетом. Как правило, это были мифологические события, однако в них угадывались проблемы греческого общества. В комедиях разыгрывали житейские смешные ситуации, часто это была сатира на известных лиц и политических деятелей.

Театр в Древней Греции

Расцветом древнегреческого театрального искусства считаются трагедии Софокла, Эврипида, Эсхила и комедии Аристофана и Менандра. Античные пьесы ставятся в современных театрах и не потеряли своей актуальности.

Театральное действие в Древней Греции

Театр был очень популярен в Древней Греции. Организацией театральных зрелищ занимался один из магистратов города (архонт). Он назначал состоятельного горожанина, который должен был оплатить расходы на хор, костюмы, декорации ‒ это считалось почетным и повышало популярность спонсора среди народа. Наиболее известен был театр, построенный в Афинах. Он вмещал около 17 тысяч зрителей.

Театр в Древней Греции

Театральные действия проходили три раза в год, во время празднования Дионисий. Это были состязания драматургов, которые должны были представить по 4 пьесы: 3 трагедии и 1 сатириковую драму. Вечером исполняли комедии. Состязания длились 3 дня, под конец выбирались победители.

Театр в Древней Греции

Поначалу вход на представления был бесплатным для всех, позднее была введена плата в 2 обола. Со времен Перикла в казне появилась специальная статья расходов на зрелища, из которой оплачивался вход беднякам.

Люди шли на представления семьями, запасаясь на весь день едой. Приходили в театр заранее, чтобы занять лучшие места и пообщаться с соседями. На комедии не допускались замужние женщины.

Актерское мастерство и костюмы

Актером в Древней Греции мог стать любой гражданин. Это считалось почетным. В греческой пьесе было только 3 актера, поэтому часто им приходилось исполнять по нескольку ролей, переодеваясь во время представления.

Театр в Древней Греции

Актер должен был хорошо петь и декламировать, а также танцевать и жестикулировать. Женские роли исполнялись мужчинами. Актеры носили маски, изображавшие различных персонажей. Маски делали из дерева или из ткани, вымоченной в гипсе. Маска одевалась целиком на голову вместе с прической и бородой. Маски выражали разные эмоции: страх, скорбь, веселье, гнев. Если актер изображал реального человека, маска делалась похожей на его лицо, но в гротескной форме. Так, в комедии Аристофана “Облака” использовалась маска, изображавшая Сократа. Отверстие для рта и выступ на лбу служили резонаторами и помогали делать голос зычным. За один спектакль актер мог менять разные маски. Женские маски были белыми, а мужские темного цвета. Так же они различались по возрасту и социальному положению персонажа. Были маски, изображающие мужчин и женщин разного возраста, рабов, богов, мифических существ, силы природы и абстрактные понятия (зависть, смерть, безумие, вина и т.д.).

Театр в Древней Греции

Для того, чтобы их было видно издалека, актеры носили обувь на высокой подошве ‒ котурны. Под одежду надевались накладки, чтобы создать объем в некоторых местах для комического или трагического эффекта. Костюм тоже имел значение. Актеры носили хитон с длинными рукавами, спускавшийся до пола, и плащи ‒ длинные или короткие. У комедийных актеров хитоны были короткие. Цари одевали пурпурные плащи, царицы ‒ белые с пурпурной каймой. Одежда изгнанников была грязно-белого цвета, черный считался цветом несчастий. Неудачники носили синие или зеленые плащи, а счастливые люди желтые или красные. Боги или герои выступали со своими узнаваемыми атрибутами: Аполлон с луком и стрелами, Геракл с палицей и львиной шкурой, старики с посохом, цари с жезлом и т.д.

Архитектура древнегреческого театра

Орхестра

В Древней Греции театр располагался на открытом пространстве. Он представлял собой круглую площадку (орхестру) и места зрителей, расположенные полукругом на склоне холма.

Театр в Древней Греции

Изначально орхестра представляла собой место, где приносилось жертвоприношение Дионису. Впервые она появилась у склонов Акрополя в Афинах. На ней танцевали и пели дифирамбы в честь Диониса. В центре орхестры стоял жертвенник. На его ступенях играл флейтист-авлет или стоял актер-протагонист, отвечающий хору. Жертвенник оставался на своем месте и позднее, когда уже о культе Диониса не было речи, как дань традиции.

Места для зрителей ‒ театрон

Сначала люди просто сидели на склонах холма. Позднее для них были построены сиденья: деревянные, потом каменные. Они располагались полукругом вокруг орхестры. Внизу находились места для знати, почетных граждан и жрецов. Они могли быть с каменными спинками и балдахинами для удобства. Выше находились места для “среднего класса” и наверху для бедноты. Продольные проходы (пароды) делили места на сектора и на верхние и нижние места.

Театр в Древней Греции

Скена

В V веке до н.э. позади орхестры появляется скена. Первоначально это палатка для переодевания актеров. Позднее скена представляет собой архитектурную конструкцию, примыкающую к орхестре и изображающую храм или дворец. Она представляет собой сценический задник. По бокам к скене пристраиваются проскении для улучшения акустики. В них хранился актерский реквизит, а также они использовались в качестве декораций. Греки использовали расписные декорации и механические машины в своих пьесах. Весь театр был построен таким образом, что в нем сохранялась отличная слышимость так, что на самых высоких местах люди слышали реплики актеров.

Театр в Древней Греции

Древнегреческий театр был уникальным явлением, оказавшим огромное влияние на мировую культуру. Основные принципы античного театра используются и сейчас в драматургии. Тогда и в наше время, театр служил подобием зеркала, в котором общество могло разглядеть свои проблемы и недостатки.

Театр Диониса в Греции

Культура древней Греции оказала огромное влияние на развитие нашей цивилизации. Архитектура, изобразительное искусство, юриспруденция, политика, литература, спорт, наука – во всех этих сферах можно найти влияние древней Эллады. Что же касается театра, то этот вид искусства появился у древних греков и позже распространился в другие европейские страны.

Первый театр в Афинах построили более 2,5 тысяч лет назад. Сначала это была часть празднества в честь бога Диониса, со временем постановки приобрели такую популярность, что стали самостоятельным видом искусства. То, что театр Диониса(TheatreofDionysus) был построен в таком сакральном месте, как Акрополь, говорит о том, что он играл важную роль в древнегреческом обществе. Древний театр сегодня выглядит, конечно, не так как в дни своего расцвета и 17 000 человек не заполняют зрительные ряды, как несколько тысяч лет назад. В наше время театр Диониса – одна из самых интересных достопримечательностей Афин. Фото и краткое описание истории театра размещены ниже.


Где находится театр Диониса

Древний театр расположен в Афинах, у подножия холма Акрополь (южный склон).

Как добраться:

Быстро и удобно можно добраться на метро, станция «Акрополь». От станции пешком несколько минут.

История театра Диониса

В древней Греции театральные представления проводились два раза в год. Во время праздников «Великих Дионисий» и «Малых Дионисий». Пока не был построен театр Диониса, местом проведения представлений была афинская агора. Там был круглый центр – орхестра. Зрители размещались на сиденьях из дерева, установленных вокруг орхестры. В V столетии до н. э. произошло обрушение трибун. Музыкальные и драматические выступления стали проводить у храма Диониса на Акропольском склоне. Так появился первый афинский театр.

Как выглядел театр Диониса


Самое первое сооружение выглядело довольно просто, оно появилось примерно в V веке до н. э. Плоская орхестра и всего несколько рядов для зрителей, встроенных в склон. Скорее всего, театр был круглый, его диаметр не превышал 27 м. За орхестрой находилась сцена, изготовленная из дерева, на ней устанавливали декорации.

Тот театр, который частично сохранился до наших дней, был построен в IV веке до н. э. Он заметно отличался от более раннего сооружения. По данным Википедии,диаметр орхестры – 19 м 50 см. Были построены большой зрительный зал и сцена. Места для зрителей занимали часть склона холма, почти до вершины. Часть сидений (нижние ряды) были изготовлены из камня, верхние ряды вырезали в скальном массиве холма.Всего было 64 ряда для зрителей, из них сохранились 20. Одновременно представления могли смотреть 17 000 горожан, каждый второй житель Афин.

Древний театр демонстрирует отличные инженерные навыки древнегреческих строителей.

Это интересно. Учитывая, что даже на последних рядах было слышно все, что говорилось на сцене, нет сомнений, что древние архитекторы неплохо разбирались в акустике.

В первом ряду были установлены 67 сидений из мрамора. Они предназначались для почетных гостей, на них были таблички с указанием должностей. По форме эти сиденья напоминали кресла с подлокотниками. До наших дней они не сохранились, то, что можно видеть сегодня – копии, изготовленные во времена Древнего Рима.

В первом ряду установили статую Диониса, создавалось впечатление, что бог наблюдает за представлениями, которые давались в его честь. За сценой находился храм Диониса.

Театр не имел крыши, выступления проходили под открытым небом, при дневном освещении.

Праздники Дионисии

Представления проходили два раза в год, в дни праздников, посвященных богу Дионису. Великие Дионисии отмечали весной, Малые Дионисии праздновали в ноябре или в декабре. Известно, что празднование состояло из нескольких частей – торжественное шествие, ритуальная процессия Комос, театральные состязания. В праздничные дни никто не работал, проводились роскошные пиршества и винные вакханалии.

Перед праздником переносили статую Диониса из храма в священную рощу. Перед этим в святилище, на алтаре устраивали жертвоприношение. Обычно в жертву приносили свинью. Во время праздника проходили творческие соревнования. Сначала состязались хоры мальчиков. Затем показывали свои представления три трагика, которые готовили новые произведения. Затем свое творчество демонстрировали авторы комедий.

Это интересно. Победителем среди авторов трагедий в 534 г. до н. э. стал поэт Феспид. Считается, что именно он придумал слово «трагедия». Это слово значит «песнь козлов» из-за шкур, которые носили певцы хора.

В праздниках участвовали драматурги, чье творчество дошло до наших дней – Софокл, Эсхил, Аристофан, Еврипид.

Как проходили театральные представления

Изначально, как только появился театр, зрители могли видеть только танцы и слушать песни о Дионисе. Со временем стали исполнять песни о героях и других богах. Музыкальные произведения исполнял многочисленный хор (примерно 50 участников). Между песнями был перерыв, во время которого один из исполнителей рассказывал сюжет. Со временем, для рассказа стали отводить больше времени, чем для пения. Рассказчиков вместо одного, стало 2 или 3, а количество певцов в хоре сократилось до 15 человек. На сцене могли одновременно находиться не более трех рассказчиков, которые за одно выступление знакомили зрителей только с одной историей.

Когда проходили драматические соревнования во время Дионисий, то актеров на сцене тоже было не более трех. У них были костюмы, отличающиеся от обычной одежды и обувь на высокой платформе, чтобы казаться выше. В конце IV столетия до н. э. появились маски. С их помощью идентифицировали персонаж, его чувства, настроение. Один актер мог играть несколько персонажей, меняя маски. Во время пауз между выступлениями пел хор.

Это интересно. Во время показа трагедий, не было финальной сцены. Выходил актер и рассказывал, как трагично закончилась история.

Театр был очень популярным местом. Чтобы попасть на представление приходилось с утра занимать сидения. Когда зрителям нравилось то, что показывали актеры, они аплодировали. Если выступление не пользовалось успехом, то в зрительном зале стояла тишина. Если представление совсем никуда не годилось, то актеров могли чем-нибудь забросать.

Изначально жители Афин посещали театр бесплатно, со временем за вход начали брать небольшую плату.

Театр во времена Римской империи


При римлянах, это период с середины II века по середину IV века уже нашей эры, театр перестроили. Общий вид остался прежним. Построили новую сцену, теперь кроме Диониса театр прославлял императора Нерона. Орхестру вымостили мрамором, переднюю часть сцены украсили горельефами с изображением Диониса и сценами его жизни. Театр стали использовать не только для представлений, там проводились народные собрания, гладиаторские бои, цирковые выступления.

От Византийского периода до наших дней

Театр был заброшен в Византийский период, с середины IVстолетия. На его восточной части построили церковь. Позже там появилось кладбище.

Исследования и археологические раскопки начались только в 30-х годах XIX столетия и длились более 100 лет.

В 2009 г. приступили к масштабной реставрации. Перед архитектором Константиносом Болетисом, именно он руководил восстановительными работами, поставили такие задачи:

  • укрепление несущих стен;
  • восстановление каменных сидений;
  • добавление новых ярусов в зрительный зал;
  • реставрация декоративных элементов и лепнины.

Работы были выполнены за 5 лет, как и предусматривал проект.


Сегодня театр Диониса не только интересная историческая достопримечательность Греции, которая входит в архитектурный комплекс Акрополя. Здесь проводят различные культурные мероприятия. Количество зрителей в таких случаях ограничивают, чтобы обеспечить сохранность античного сооружения. Проводятся на древней сцене изредка и театральные постановки.

Интересные факты

  • Дионис – греческий бог плодородия, виноделия, вдохновения и театра.
  • Театр Диониса вмещал 17 000 зрителей, во времена, когда его построили, это была половина населения Афин.
  • Результаты театральных соревнований фиксировались. Эти документы назывались дидаскалии.
  • Сохранилось мраморное кресло во 2 ряду, там сидел император Адриан, при посещении театра.
  • Последняя реставрация театра проводилась несколько лет назад. Она финансировалась частично из государственного бюджета, частично некоммерческой организацией. Всего было выделено 6 миллионов евро. К сохранившимся ярусам добавили еще несколько, древние обломки совмещали с новым камнем.
  • Рядом с театром есть пещера Фрасилос. Предположительно ее использовали древние певцы хора. Позже, при христианах, пещеру переделали в часовню.

Время работы

  • Апрель – октябрь: с 08.00 до 19.30.
  • Ноябрь – март: с 08.30 до 15.00.

Цены на билеты

Посещение театра Диониса входит в билет в Акрополь.

  • Летний сезон – 20 евро.
  • Зимний сезон – 10 евро.

Что посмотреть рядом

По входному билету в Акрополь, кроме театра Диониса, можно осмотреть и другие достопримечательности, расположенные на холме.

    – античный храм с длинной и трагичной историей. Масштабное и величественное сооружение было построено лучшими древнегреческими архитекторами в IV веке до н. э. Это был храм, построенный в честь Афины, покровительницы города. Храм возвели из белого мрамора, по периметру было установлено 46 колонн, высотой 10 м. Парфенон грабили, перестраивали в христианские соборы и мусульманскую мечеть. Храм пережил пожар и землетрясения. Сооружение превратилось в руины, когда взорвался хранящийся в нем порох. Сегодня мы можем видеть то, что удалось восстановить в результате длительной реставрации.
  • Эрехтейон – еще один храм Акрополя, построенный в IV веке до н. э. Его возвели в честь Афины, Посейдона и царя Эрехтея. Храм небольшой и ассиметричный. Архитектурный стиль – ионический. Сооружение имело два входа с портиками и колоннами. Часть храма была святилищем Афины, другая часть – Посейдона. Основная достопримечательность – кариатиды. Подлинники 2-метровых женских фигур сегодня хранятся в Музее Акрополя. В храме установлены копии. По отзывам туристов, все, кто интересуется древней историей, обязательно должны посетить Музей Акрополя и увидеть древние артефакты. возвели, чтобы почтить богиню победы. Святилище имеет скромные размеры – 9 м 56 см на 6 м 80 см. Это первое сооружение, которое видят те, кто поднимается на Акрополь. Из всех древних храмов, построенных на холме в IV веке до н. э. святилище Ники сохранилось лучше всех. Сооружение построили из мрамора. Фасады украшены колоннами и рельефами. Путешествие в Афины редко обходится без посещения этого храма и других сооружений Акрополя.

Театр Диониса не только исторический памятник античности. Это место, где зародилось театральное искусство. История этого сооружения не менее интересна, чем его архитектура. Сегодня на древней сцене иногда показывают спектакли о богах и героях древней Эллады, отдавая дань уважения своему культурному наследию.

Рекомендуем для туристов:

✓Tripster - крупнейший сервис онлайн-бронирования экскурсий в России.

✓Сравни.ру - туристическая страховка онлайн, в том числе для визы.

Глава «Театры.» подраздела «Архитектура Древней Греции IV в. до н.э. (400—323 гг. до н.э.)» раздела «Архитектура Древней Греции» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией В.Ф. Маркузона. Автор: В.Ф. Маркузон (Москва, Стройиздат, 1973)

Возникновение театральных зданий в древней Греции тесно связано с культом бога виноделия — Диониса. Еще в эпоху архаики в честь его совершались сельские празднества, сопровождавшиеся хороводами, песнопениями и игрищами, посвященными мифу о страстях этого бога, умирающего и вновь воскресающего.

Эти игрища явились тем зерном, из которого выросла греческая драма, потребовавшая потом специальных театральных сооружений.

Вначале эти празднества носили скромный характер. Хоровод жителей поселка, исполняя песнопения, двигался по кругу. Постепенное отделение партии запевалы и обмен репликами между ним и хором приводят к выделению сначала одного, затем двух, трех и более актеров.

Архитектура театрального сооружения развивалась в соответствии с развитием греческой драмы. Основными элементами древнейших театров, примитивное устройство которых сохранялось, по-видимому, без существенных изменений до конца VI в. до н.э., были круглая площадка (орхестра), по которой двигался хор, около нее — палатка (скена) для переодевания актера (вначале единственного), по другую сторону — места для зрителей (театрон), обычно располагавшиеся полукругом по склону холма, около которого размещалась орхестра, чтобы создать лучшую видимость и акустику.

Греческие театры были рассчитаны на то, чтобы в них могла собираться вся гражданская община; ввиду этого размеры их были весьма обширны, во много раз больше современных театров.

Большая величина эллинских театров препятствовала превращению их в закрытые помещения, в чем не было и надобности в условиях греческого климата.

Первые театральные сооружения имели временный характер и строились для каждого праздника заново. Там, где естественный склон был недостаточен, для зрителей возводились деревянные подмостки. Но такое временное устройство было слишком сложно, дорого и ненадежно (так, мы знаем о катастрофе деревянного театрона в Афинах); его стали заменять надежными каменными скамьями, сооружавшимися по склону холма, которому придавались правильные очертания, подобные полуворонке. Такие постоянные театроны появились в Греции уже в V в. до н.э.

Однако форма театрона установилась не сразу. Так, относящийся к концу V в. до н. э. театр в Форике имел вытянутый несимметричный театрон (рис. 1), но сиракузский театр, самый большой в Сицилии, также построенный в конце V в. до н. э., уже имел правильную форму. Диаметр его достигал 138,6 м, число рядов для зрителей 59; из них 11 нижних были облицованы мрамором.

Архитектура Древней Греции. Театр в Форике, около 400 г. до н. э. (?). План
1. Театр в Форике, около 400 г. до н. э. (?). План

В первых рядах находились постоянные почетные места для особо уважаемых граждан — проэдрии.

Орхестра, служившая (как в трагедиях, так и в комедиях) местом действия хора, отделялась каменным бортом и утрамбовывалась или мостилась каменными плитами; на ней часто воздвигался алтарь, посвященный Дионису.
Сценические постройки в классическую эпоху в большинстве случаев были деревянными, каменные сменили их главным образом уже в III в. до н.э.

Так, дошедшие до нас надписи свидетельствуют о том, что в театре на о. Делосе замена временного, деревянного проскения постоянным каменным произошла только в 269 г. до н.э.

Поэтому об устройстве скены в V—IV вв. до н. э. во многом приходится судить па письменным источникам, по развертыванию действия в греческой классической драме и по изображениям на вазах.

С развитием бытовой комедии ордер проскения получил пропорции небольших колоннад.

Скена представляла собой прямоугольное, обычно двухэтажное сооружение. Два прохода на орхестру (пароды) отделяли скену от аналемм — подпорных стенок, которыми завершался театрон.

По концам скены часто выступали вперед небольшие крылья — параскении, особенно характерные, по-видимому, для театров метрополии и западных колоний. В эпоху эллинизма параскении исчезают.

Во 2-й половине IV в. или в III. до н. э. появляется проскений — невысокая пристройка перед скеной, представлявшая собой ряд столбов, обработанных полуколоннами, иногда же ряд колонн, поставленных на низком стилобате на расстоянии 2—3 м от передней стены скены, соединенных с ней деревянным горизонтальным перекрытием, укладывавшимся по каменным балкам. Высота проскения колебалась между 2,5 и 3,6 м, и его перекрытие, логейон, было на одном уровне с основным этажом- скены. Начиная с середины II в. до н. э. логейон, несомненно, был основным местом действия актеров. Но функции проскения в IV и III вв. до н. э. еще не вполне установлены; существует мнение, что на орхестре выступал не только хор, но и актеры, тогда как проскений являлся для них фоном и что логейон служил сценой лишь & исключительных случаях.

Действующими лицами в греческой драме были актеры (обычно не более трех) и хор (в трагедии 12—15, в комедии 24 человека). Хор во время представления находился в орхестре, что же касается местопребывания актеров, то этот вопрос до сего времени вызывает разногласия исследователей. Одни полагают, что актеры выступали на проскении, другие — в орхестре. Возможно, что местом игры актеров в классическую эпоху была орхестра, а в эллинистический период — проскений (иногда именовавшийся поэтому «логейон», т. е. место, где говорят).

Возможно, что с этими изменениями театральной техники связаны перестройки всех греческих театральных скен в III в. до н.э.

2. Развитие греческого театра (на примере театра в Эретрии): 1 — схематический разрез театра; 2 — первоначальный вид скены и ее вид после перестройки (реконструкция); справа — план театра

Первоначальное устройство конца IV в. до н.э.: а — скена; б — параскении; в — орхестра; г — уровень орхестры и уклон театрона.

Перестройка III в. до н.э.: а' — расширенная скена; б' — пароды; в' — заглубленная орхестра; г' — уровень орхестры и уклон театрона после перестройки; д — проскений; е — логейон; ж — подземные ходы

Характерным примером последовательных изменений театрального строения является театр в Эретрии (конец IV в. до н. э. и позже). Из приводимых иллюстраций (рис. 2) видно, как деревянная скена заменяется каменной, затем уширяется и приобретает более монументальные формы, как орхестра заглубляется и отодвигается к театрону, как благодаря этому образуется проскений (развитие проскения см. на рис. 3).

Архитектура Древней Греции. Планы скен некоторых греческих театров. Развитие проскения (схема В. Е. Быкова)
3. Планы скен некоторых греческих театров. Развитие проскения (схема В. Е. Быкова): 1 — Эретрия; 2 — Сегеста; 3 — Афины, театр Диониса; 4 — Эпидавр; 5 — Ороп; 6 — Мантинея; 7 — Делос; 8 — Приена; 9 — Ассос; 10 — Милет; 11 — Магнесия на Меандре; 12 — Сикион; 13 — Эфес

Театральное оборудование у греков было несложным. Представление совершалось днем, поэтому световых эффектов не было. Занавес, вероятно, отсутствовал. Машины были довольно примитивными. Главные из них — «подъемная машина», позволявшая появляться в воздухе богам, и эккиклема, деревянная площадка на колесах, выдвигавшаяся через дверь, чтобы показать зрителю происходящее «за сценой», например внутри дома.

Перед скеной театра в Эретрии обнаружены мраморные рельсы, по-видимому, предназначавшиеся для эккиклемы. Устраивалась также при надобности и вышка, откуда могли говорить боги.

Декорации выполнялись на съемных щитах, которыми закрывались проемы в стене скены и между полуколоннами проскения. По бокам скены располагались периакты — треугольные вращающиеся призмы, на каждой из сторон которых изображалась особая декорация (пинаки).

Возможно, что в греческих театрах имелись также и приспособления для улучшения акустики, о которых упоминает Витрувий. Но в исследованных до настоящего времени греческих театрах пока не удалось обнаружить следов каких-либо резонаторов, помещавшихся, согласно описанию Витрувия, под скамьями для зрителей (* Витрувий, V, 7, 5.).

Таким образом, уже в V в. до н.э. сложилась форма театрального представления и определились основные элементы греческого театрального здания.

Выдающиеся театральные сооружения IV в. — театр в Эпидавре и театр Диониса в Афинах — описаны ниже.

Читайте также: