Городецкая роспись 2 класс технология доска шаблоны
Обновлено: 19.04.2024
Описание работы: мастер-класс предназначен для детей дошкольного, младшего школьного возраста. Материал будет полезен воспитателям, учителям начальной школы и педагогам дополнительного образования.
Назначение:украшение интерьера, подарок, работа на выставку, конкурс.
Цель: роспись предметов в технике Городец.
Задачи:
Обучающие: познакомить с городецкой росписью, обучить основным приемам росписи, научить расписывать предметы в данной технике, активизировать и заинтересовать детей, добиваться включения всех в работу, формировать приёмы рисования кистью цветочных элементов росписи узора.
Развивающие: развивать познавательный интерес, творческую активность и способность применять полученные знания на практике.
Воспитывающие: воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, чувствовать красоту слова, вызывать интерес детей к национальной культуре средствами декоративно-прикладного искусства, воспитывать трудолюбие.
Тип занятия: комбинированный.
Вид занятия: теоретическая и практическая работа.
Метод: информационно-рецептивный, репродуктивный.
Оборудование и материалы: разделочные доски, гуашь, кисти, баночки для воды, клеенки на стол, салфетки, акриловый лак.
Наглядные пособия: таблицы с изделиями, изделия.
«Творчество открывает в детской душе те сокровенные уголки, в которых дремлют источники добрых чувств» В.А. Сухомлинский.
I. Актуализация знаний. Психологический настрой.
Учитель (читает наизусть)
Чем дальше в будущее смотрим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим,
Хоть к новому принадлежим.
Россия – мать! Тебе хвала!
В веках ты видела немало.
Когда б ты говорить могла,
То многое бы рассказала.
Сегодня, ребята, я приглашаю вас заглянуть в прошлое нашей необъятной России и узнать, живы ли сейчас традиции наших предков и что сохранено для сегодняшних поколений из культурного наследия!
Нас окружают самые разные предметы, мы встречаемся с ними и дома, и на улице. Среди этого многообразия есть такие предметы, которые искусно украсил художник, они нарядны и по-своему неповторимы.
Посмотрите на выставку предметов, искусно украшенную руками мастеров, кистью и красками. Эти художественные предметы относятся к декоративно-прикладному искусству. Узоры для росписи мастера-умельцы подсматривали в окружающем нас мире, а также выдумывали сами. Каждый узор имел своё значение. Приглашаю вас прикоснуться сердцем к разным видам народных промыслов нашей Родины.
Отгадайте загадку:
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка? (матрешки)
(Выходят девочки – матрешки в русских сарафанах)
1матрешка:
Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет.
2 матрешка:
Наша русская матрешка
Не стареет сотню лет.
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет.
1 Матрёшка – настоящая русская куколка-красавица с секретом внутри! Там внутри у деревянной, ярко раскрашенной матрешки прячутся веселые сестрички, мал-мала меньше. Обычно одна игрушка состоит из 3 – 24 кукол. Матрешкой куколку назвали в честь русского женского имени Матрёна, которым часто называли девочек в крестьянских семьях.
2 Матрешка – один из самых популярных русских сувениров. Она стала символом нашей страны, потому что олицетворяет дружбу и любовь, пожелание счастья и благополучия. Появилась матрешка в 90-х годах XIX века Сергиевом Посаде (Московская область).
(Выходят мальчики- скоморохи)
1 мальчик: Полюбуйтесь на эти чудо-ложки, чашки и бочонки, сахарницы и бокалы, вазы и подносы, широкие блюда и утицы. Всю эту домашнюю утварь сделали умельцы- мастера из большого торгового села Хохломы, что находится под Нижним Новгородом.
Вырезанную из дерева посуду покрывают льняным маслом, натирают алюминиевым порошком, расписывают и обжигают, после чего и заиграют ее бока золотым светом. А узоры мастера на лугах да в лесах подсмотрели - это травка да листочки, цветы да ягодки. Просто! А восхищениям да восторгам – нет конца!
2 мальчик:
Золотая хохлома,
Ею все любуются.
И в Париже, и везде
Хохлома красуется.
(Выходят еще две девочки в костюмах Гжели)
1 девочка: (Гжель)
В Гжели делают посуду -
Сколько радости для глаз!
Подрастают мастерицы,
Может быть, и среди нас.
2 девочка:
Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Гордятся в Гжели жители небесной синевой,
Не встретите на свете вы красоты такой.
1 девочка: Гжельская роспись – это древнее, традиционно русское искусство, истоки которого зародились в русской глубинке уже более 670 лет назад. «Нежно-голубое чудо – сказочная гжель» - так ласково называли люди на Руси – всем полюбившуюся, удивительно украшенную керамику из белоснежной глины.
2 девочка: Гжельские мотивы можно увидеть не только на фарфоре, но и на картинах, вышитых и расписных, и на одежде, на постельном белье. Центр народного керамического искусства Гжель расположен недалеко от Москвы.
1 девочка:
Поверить трудно: неужели,
Всего два цвета? Чудеса.
Вот так художники из Гжели
На снег наносят небеса!
(Выбегают два мальчика со свистульками)
1 мальчик:
Я куплю себе свистульку,
Буду трели выводить,
Мастеров из славной Дымки
Никогда нам не забыть.
2 мальчик:
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету света дымного,
А есть любовь людей.
В ней что-то есть от радуги,
От капельки росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы,
1 мальчик: Дымковская игрушка родилась в слободе Дымково, недалеко от города Вятка. В старину жители устраивали народные гулянья, ярмарки. Украшением этих праздников всегда были глиняные игрушки. На все голоса свистят-переливаются соловьиными трелями свистульки-уточки. Кони, звери диковинные, птицы разные. Свистят все - и взрослые, и дети. Праздник этот назывался Свистопляска.
(Выходят две девочки)
2 девочка:
Есть на Волге город древний,
По названью – Городец.
Славится по всей России
Своей росписью творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя,
Чудо-птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры
Тонко вывела рука!
2 девочка: Мастер этот – Городец! Секрет этого мастера – в волшебной кисточке, которая оживляет животных, птиц, рисует дивные цветы, которые называют розаны и купавки. Они в виде круга и украшены дугами и капельками весеннего дождя.
Учитель: Много, много лет назад в городе, что стоит на Волге, народные мастера стали делать из дерева игрушки, посуду, прялки и очень красиво их расписывали: яркие цветы, жар-птицы, чудо-кони украшали эти предметы. Теперь, в наши дни, чай пьют из другой посуды, дети играют в другие игрушки, а на прялках не прядут пряжу. Но красота городецких мастеров не исчезла. И сейчас она радует нас: невиданные птицы, кони, сказочные цветы нарисованы на лакированных деревянных изделиях. Расписные тарелки, солонки, ковши, кони-качалки, шкатулочки – вот неполный перечень городецких художников. Все эти изделия могут быть как украшением дома, так и обиходной частью кухни, комнаты. Традиционные цвета в городецкой росписи : красный, синий, зеленый, желтый, черный, белый.
Существует три вида композиции в Городецкой росписи:
- цветочная роспись;
- цветочная роспись с включением мотива "конь" и "птица";
- сюжетная роспись.
Самой легкой росписью считается цветочная.
Сегодня мы с вами побываем в роли городецких мастеров и попробуем изобразить цветочную роспись.
II. Практическая часть: порядок выполнения городецкой росписи:
Задача:декорировать разделочную доску элементами городецкой росписи.
1. Вот такую разделочную доску я предлагаю вам сделать.
Деревянная поверхность должна быть чистой и сухой.
Техника безопасности: Сейчас я вам открою маленький секрет настоящих мастеров: при работе с красками нужно быть аккуратными, чтобы не испачкать себя, одежду и работу. Обратите внимание, что кисточка – это предмет острый. Кистью нельзя размахивать во время работы, нельзя поворачиваться друг к другу. Открываем баночки с гуашью, окунаем кисточку в стаканчик и берем краску, немного на кончик, лишнюю убираем об край баночки с краской. Волшебная кисточка готова к работе.
2. Роспись выполняется прямо на деревянной основе, которая грунтуется желтым, красным, черным цветами. Загрунтованная поверхность должна просохнуть в течении часа, поэтому вы вчера загрунтовали поверхности своих досок желтой гуашевой краской.
3. Теперь на разделочной доске тонкими линиями карандашом мы намечаем композицию будущего узора: главное - наметить расположение и размеры основных, самых ярких пятен – цветов, средние детали - это нераспустившиеся бутоны. Они будут связывать крупные детали между собой, а мелкие – веточки, листочки - дополнят нашу композицию. Крупные детали будем наносить широкой кистью – это пятна правильной круглой формы - основа цветка.
5. Поверх светлых пятен наносим тонкие мазки вторым, более темным колером того же оттенка, например, синим по голубому – обводка. Контур обводки – это лепестки цветка. .
6. Заключительный этап росписи - наносим черной и белой краской штрихи и точки. Этот прием называется «оживкой» и придает работе законченный вид. Выполняем «оживку» самой тонкой кистью.
7. Делаем контур рамки. Покрываем поверхность акриловым лаком. Даём высохнуть 2 часа.
III. Подведение итогов. Рефлексия.
Сегодня вы попробовали себя в роли мастеров декоративно-прикладного искусства. Вы научились расписывать предметы в традиционной технике Городец. Давайте посмотрим, какие замечательные работы у вас получились.
Городецкую роспись теперь можем узнать:
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
В России народных художественных промыслов великое множество. Хохлома, Дымка, Городец, Гжель… это названия не только российских сел, но и народных промыслов. Изделия мастеров показывают богатства культурных традиций России, открывают тайны русской души.
«Так живы ли сейчас традиции наших предков?», - спрошу я у вас.
Да! Народные мастера не перевелись, и по-прежнему, радуют нас своим творчеством.
Городецкая роспись — русский народный художественный промысел.
Существует с середины XIX века в районе города Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.
Роспись, которая ныне называется городецкой, родилась в Поволжье, в деревнях, расположенных на берегах чистой и светлой речки Узоры, в селениях Косково, Курцево, Репино, Боярское и др. В XVIII в. здесь возникает центр производства прядильных донец и игрушек. Свои изделия крестьяне отвозили продавать на ярмарку в село Городец. Поэтому роспись, выполненная на этих изделиях, получила название Городецкая.
Городецкая роспись - это фантастические цветы, птицы, кони, украшающие детскую мебель и игрушки, прялки, посуду, кухонные доски, разного рода сувениры.
Кухонная утварь
Изделия, украшенные Городецкой росписью с растениями и животными, будут прививать детям с юных лет любовь к природе.
Элементы росписи
Листья и кустики
Купавка и бутон
План работы:
Разметка и раскрой
Сборка птицы
1. Приклеить птицу. 2. Затем хвост. 3. После этого приклеить крыло.
Сборка цветов
1. Приклеить крупные цветы. 2. Затем маленькие цветы.
Сборка цветов
1. Приклеить белые кружки-серединки. 2. Приклеить маленькие цветные кружки.
Городецкая роспись — русский народный художественный промысел.
Существует с середины XIX века в районе города Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.
Роспись, которая ныне называется городецкой, родилась в Поволжье, в деревнях, расположенных на берегах чистой и светлой речки Узоры, в селениях Косково, Курцево, Репино, Боярское и др. В XVIII в. здесь возникает центр производства прядильных донец и игрушек. Свои изделия крестьяне отвозили продавать на ярмарку в село Городец. Поэтому роспись, выполненная на этих изделиях, получила название Городецкая.
Городецкая роспись - это фантастические цветы, птицы, кони, украшающие детскую мебель и игрушки, прялки, посуду, кухонные доски, разного рода сувениры.
Кухонная утварь
Изделия, украшенные Городецкой росписью с растениями и животными, будут прививать детям с юных лет любовь к природе.
Элементы росписи
Листья и кустики
Купавка и бутон
План работы:
Разметка и раскрой
Сборка птицы
1. Приклеить птицу. 2. Затем хвост. 3. После этого приклеить крыло.
Сборка цветов
1. Приклеить крупные цветы. 2. Затем маленькие цветы.
Сборка цветов
1. Приклеить белые кружки-серединки. 2. Приклеить маленькие цветные кружки.
В презентации "Городецкая роспись на разделочной жёлтой доске" давайте познакомимся с пошаговым рисованием на листке бумаги или разделочной жёлтой доске. Необходимо приготовить альбом для рисования или белые плотные листы для черчения, гуашь (цвета: жёлтый, красный, зелёный, голубой, розовый, белый, чёрный), а также линейку- трафарет для рисования окружностей.
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация "Городецкая роспись на жёлтой разделочной доске" | 1.1 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Максимова Н.К. учитель начальных классов, педагог- психолог пгт. Южно-Курильск
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок изобразительного искусства в 4 классе по теме:«Эскиз сюжетной росписи кухонной разделочной доски и роспись готового изделия под Хохлому».
Уроки изобразительного искусства заключают в себе неиссякаемые возможности для всестороннего развития младших школьников. Народное искусство является мощным средством эстетического, нравственного.
Презентация "Декупаж разделочной доски"
Если какой-либо предмет кажется вам не интересным, скучным, повседневным, не спешите расстаться с ним, ведь его можно так задекорировать, что он станет неотъемлемой частью вашего интерьера. А может, в.
Декоративное рисование. Роспись разделочной доски.
На уроке дети знакомятся в городецкой росписью и самостоятельно выполняют роспись разделочной доски.
Творческий проект по теме "Работа с древесиной. Разделочная доска"
Этот проект был выполнен на экзамен в 9 классе учеником, обучающимся по программе VIII вида.
Презентация к уроку изобразительного искусства 1 класс "Городецкая роспись.Роспись разделочной доски"
Урок проводился, как открытый в 2014 году .последний слайд в конце урока меняется , учитель фотографирует выставку, которая получилась у детей с того же ракурса и вставляет в презентацию.
Конспект открытого занятия "Роспись эскиза разделочной доски в технике Городец"
Цель: развитие устойчивой познавательной мотивации учащихся в области народных промыслов, приобщение детей к народному искусству.
Конспект урока технологии по теме "Городецкая роспись. Роспись разделочной доски"
Комбинированный урок-объяснение, урок-практика,который познакомит с историей Городецкой росписи и научит детей составлять узор по мотивам Городецкой росписи.
Оборудование: учебник : рабочая тетрадь 2 класс Роговцев Н. И. УМК «Перспектива», презентация, картон, ножницы, клей, образец изделия.
Методы и приемы
Этап самоопределения к деятельности
Словесный: слово учителя
- Здравствуйте, ребята! Садитесь.
- Меня зовут Анастасия Сергеевна. Сегодня урок технологии у вас проведу я.
- Ребята, давайте настроимся на плодотворную работу.
Показывают готовность к уроку
Р: выработка учебной мотивации, установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
Актуализация знаний и мотивация
Словесный: учебный диалог
Словесный: учебный диалог
- Сегодня мы с вами начинаем изучать народные промыслы.
- Ребята, какие народные промыслы вы знаете?
- Как вы думаете, а существуют ли другие промыслы?
- Может быть, кто-то уже догадался, что мы узнаем на уроке?
- Совершенно верно, сегодня мы познакомимся с новым видом народного промысла — с городецкой росписью.
- Над какой темой мы с вами сегодня поработаем?
- Знакомо ли вам такое понятие?
- Приходилось ли встречать предметы, расписанные таким образом?
- Давайте попробуем сформулировать цели урока.
- Золотая хохлома, Дымково
- Думаем, да, существуют
- Наверное, мы поговорим и других росписях
- Мы будем изучать тему: «Городецкая роспись»
- Мы узнаем, что такое «Городецкая роспись» и познакомимся с её особенностями
П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
П: выдвижение гипотез и их обоснование
П: выдвижение гипотез и их обоснование
П: построение логической цепочки рассуждений
Постановка учебной задачи
Словесный: слово учителя
Словесный: слово учителя
Словесный: учебный диалог
Словесный: слово учителя
Словесный: учебный диалог
Словесный: слово учителя
Практический: выполнение физических упражнений
- Давным-давно, в стародавние времена, на берегу Волги был основан славный город Городец. По преданию, основал его в 1152 году князь Юрий Долгорукий как сторожевую крепость. Во время нашествия хана Батыя враги сожгли, разграбили Городец. Но он, словно птица Феникс, отстроился заново. И относится он сейчас к Нижегородской области.
Рядом с г. Городец раскинулось много маленьких деревенек, мастера которых очень славились по всей округе. Там издавна мастера занимались резьбой по дереву.
- Леса давали дешевый материал - древесину, из которой делали все: детские игрушки, посуду, мебель и даже корабли. А чтобы изделия мастеров получались более красивыми, они решили научиться расписывать их красками.
- Что же расписывали и изображали городецкие мастера?
Сначала Городецкие умельцы научились украшать своими рисунками прялки. Они изображали на них весёлые сценки из жизни и украшали их узорами из цветов.
Позже стали расписывать мебель и предметы быта.
Мастера из Городца сотворяют чудеса:
доски и ложки, бочонки и плошки,
Тарелки и скалки –
- Каковы же особенности Городецкой росписи?
Диковинные птицы тянут в небо свои крылья.
А игривые лошадки нам кивают головою.
А в узорах есть цветы небывалой красоты.
Их в букеты собирают, яркой краской украшают,
К ним листочки добавляют,
Белой краской оживляют.
Некоторые изделия расписаны сюжетными картинками. Мастера изображают прогулки кавалеров с дамами,
лихих всадников на коне, сцены чаепития в домах.
- Сейчас мы с вами немного отдохнём. Встаём все.
На болоте две подружки, (основная стойка)
Две зеленые лягушки,
Утром рано умывались, (имитируют процесс умывания)
Полотенцем растирались. (имитируют процесс растирания — правую и левую руки согнуть в локтях и отвести слегка назад (за спину))
Читайте также: