Глядите в окно исправить ошибку в употреблении

Обновлено: 24.04.2024

именно с этой фразы, представляющей пример грамматической ошибки, обычно я начинаю объяснения о правильном употреблении деепричастного оборота. Фраза эта была в записной книжке Антона Павловича Чехова, который очень чутко и бережно относился к русскому языку и боролся за его чистоту. А что же здесь неправильно? Да получается, что шляпа подъезжала к станции самостоятельно, а потом слетела.

Обращая внимание на повышение грамотности, нужно изучать не только орфографические и пунктуационные правила. Чтобы не извратить подлинный смысл данной фразы, можно по-другому построить предложение, даже не одним способом. Способ первый. Когда я подъезжал к станции, с меня слетела шляпа. Способ второй. Подъезжая к станции, я потерял шляпу.

Правила грамматики гласят: деепричастие, которое отвечает на вопросы: ЧТО ДЕЛАЯ? и ЧТО СДЕЛАВ?, должно находиться в предложении ОБЯЗАТЕЛЬНО в сочетании со сказуемым (именно от сказуемого ставятся указанные вопросы). Поэтому и сказуемое, и деепричастие обозначают действия одного лица или лиц.

Слово «подъезжая» является деепричастием, а деепричастие – это добавочное действие, которое употребляется в предложении ТОЛЬКО вместе с основным действием, выраженным глаголом-сказуемым.

Подобные задания включены в тесты ЕГЭ и ГИА по русскому языку. Далеко не всегда ученики выбирают правильный вариант из четырех предложенных.

Предлагаю вам проверить себя: насколько правильно вы употребляете деепричастные обороты. Поучаствовав в этом задании, вы узнаете, каково сдавать ЕГЭ по русскому языку, так как это один из вопросов первой, тестовой, части экзамена.

Задание №1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Став заведующим литературно-критической частью журнала «Современник»,

А) Белинскому многое прощали.

Б) здоровье Белинского стало ухудшаться.

В) Белинским были критически разобраны многие произведения Герцена и Тургенева.

Г) Белинский опубликовал в нем ряд замечательных статей.

Задание №2. Укажите грамматически НЕправильное продолжение предложения.

Внимательно изучив правила,

А) Приступайте к выполнению упражнений.

Б) Андрей написал диктант без ошибок.

В) нужно закрепить полученные знания.

Г) этот текст не вызовет у вас затруднений.

Чтобы проверить, насколько вам понятно данное правило грамматики, кликните на слово ПРОВЕРИТЬ.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Нарушения в употреблении причастных и деепричастных оборотов

Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением причастных и деепричастных оборотов.
1. В мастерскую привезли табуретки, делавшиеся столярами.
2. Из этой книги мы узнали о тех ужасах, пережитых нашим народом.
3. Посмотрев фильм, писатель стал мне еще ближе и дороже.
4. Перечисляя в конце фильма имена погибших, верится, что их не забудут.
5. Глядя на такую несправедливость, у меня сердце кровью обливается.
6. Мы увидели крестьян, отправляющих домой.
7. Дети играли на покрытом лугу свежей травой.
8. Придя в первый день на участок, нам сразу же дали задание.
9. Перейдя в 9 класс, у нас появился новый предмет.
10. Читая поэму, чувствуется сила каждого слова.
11. Потеряв на войне мужа, у нее не было желания заводить новую семью.
12. Стоя у дверей в гостиную, мне был ясно слышен их разговор.
13. Там стоит какая-то фигура, напоминавшая надсмотрщика.
14. Честь и хвала воспитателям, сумеющим вырастить хороших людей.
15. Книга, читающаяся с увлечением, содержит много интересного.
16. На окраине поселка стояла палатка, торговавшая спичками и хлебом.
17. В тяжелом положении находились люди, потерявшие жилье и которые не получили компенсацию.
18. Он написал статью о проблеме, которая интересовала всех и которая вызвала большие споры.
19. Полученное задание на практике следует выполнить к концу марта.
20. Выступивший президент по телевидению рассказал о новых указах.
21. Убежав из дома, мальчик был найден милицией.
22. Выращенные овощи в теплице менее полезны, чем грунтовые.
23. Подъезжая к городу, у меня слетела шляпа.
24. Учебники, полученные в начале года и которые указаны в списке, должны быть сданы на перерегистрацию.
25. Не окончив школу, Сергею пришлось работать.
26. Пользуясь калькулятором, расчет производится правильно и легко.
27. Проснувшись, ему сказали, что завтрак подан.
28. Прочитав пьесу, передо мной отчетливо возникли образы персонажей.
29. Закончив экскурсию, в ресторане нас ждал обед.
30. После суда писатель был отправлен в Сибирь, находясь там долгие годы.


ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. В мастерскую привезли табуретки, сделанные столярами.
2. Из этой книги мы узнали о тех ужасах, которые пережил наш народ.
3. После просмотра фильма писатель стал мне еще ближе и дороже.
4. Когда перечисляют в конце фильма имена погибших, мы верим, что их не забудут.
5. Когда я гляжу на такую несправедливость, у меня сердце кровью обливается.
6. Мы увидели крестьян, отправляющихся домой.
7. Дети играли на покрытом свежей травой лугу.
8. Когда мы пришли в первый день на участок, нам сразу же дали задание.
9. Когда мы перешли в 9 класс, у нас появился новый предмет.
10. Читая поэму, я чувствую силу каждого слова.
11. Когда она потеряла на войне мужа, у нее не было желания заводить новую семью.
12. Стоя у дверей в гостиную, я ясно слышал их разговор.
13. Там стоит какая-то фигура, напоминающая надсмотрщика.
14. Честь и хвала воспитателям, сумевшим вырастить хороших людей.
15. Книга, прочитанная с увлечением, содержит много интересного.
16. На окраине поселка стояла палатка, в которой продавались спички и хлеб.
17. В тяжелом положении находились люди, потерявшие жилье и не получившие компенсацию.
18. Он написал статью о проблеме, которая интересовала всех и вызвала большие споры.
19. Полученное на практике задание следует выполнить к концу марта.
20. Выступивший по телевидению президент рассказал о новых указах.
21. Убежавший из дома мальчик был найден милицией.
22. Выращенные в теплице овощи менее полезны, чем грунтовые.
23. Когда я подъезжал к городу, у меня слетела шляпа.
24. Учебники, полученные в начале года и указанные в списке, должны быть сданы на перерегистрацию.
25. Не окончившему школу Сергею пришлось работать.
26. При использовании калькулятора расчет производится правильно и легко.
27. После того, как он проснулся, ему сказали, что завтрак подан.
28. После прочтения пьесы передо мной отчетливо возникли образы персонажей.
29. После окончания экскурсии нас ждал обед в ресторане.
30. После суда писатель был отправлен в Сибирь и находился там долгие годы.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого


I. Вступительная беседа. Формулировка темы. Целеполагание.

- Ребята, вы любите юмористические рассказы? Сейчас я хочу напомнить вам небольшой фрагмент рассказа А.П.Чехова «Жалобная книга».

«Подъезжая к станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа».

- Почему эту жалобу Чехов поместил в юмористическую книгу?

- Какую часть речи неудачно употребляет повествователь? Эта фраза-пародия (из юмористического рассказа А. П. Чехова) страдает стилистической беспомощностью: в ней нарушено правило, чтобы обозначаемое деепричастием действие относилось к подлежащему. В приведённом примере речь идёт о действиях двух предметов в грамматическом значении этого слова: обо мне (я подъезжал к станции) и о шляпе (она слетела). В неправильном построении этого предложения легко убедиться, если переставить деепричастный оборот, обычно свободно располагающийся во фразе: «Шляпа, подъезжая к сией станции, у меня слетела».

- Над чем он не задумался, а может быть, чего-то он не знал? Тогда, как вам кажется, изучив всю тему «Деепричастие», о чем необходимо задуматься?

- Сформулируйте тему урока (употребление деепричастий в речи).

- Что значит правильно употреблять деепричастия (произносить, использовать)?

- Сформулируйте цели урока ( знать особенности употребления деепричастий; уметь использовать их в предложении и тексте; задуматься о роли деепричастий в речи ).

Чтобы правильно использовать деепричастия в речи, надо узнавать их в тексте.

1 задание Обозначьте пропущенные орфограммы. Подчеркните деепричастия и деепричастные обороты как члены предложения. (текст на раб.листе)

У Лёньки в гл_зах блеснула

Он, скрипнув зубами, молча ,

Отёр рук_вом гл_за.

… И на к_мандном пункте,

Приняв последний с_гнал ,

М_йор в оглохшее рад_о,

- По каким признакам вы нашли деепричастие?

- Что такое деепричастный оборот?

- Когда обособляется деепричастный оборот и одиночное деепричастие?

- Когда не обособляется? Расставьте ударение в деепричастиях , какую закономерность вы заметили?

2. Знакомимся с особенностями произношения деепричастий (орфоэпическими нормами)

Образуйте от глаголов деепричастия совершенного вида. Расставьте ударение.

- Проверяем себя, произносим правильно

2. Знакомимся с особенностями использования, включения деепричастий в предложения (грамматическими нормами).

Прочитать текст, отредактировать его.

1. Это самое чудесное зрелище, виденное когда-либо. Глядя в глубь расселины, твоему взору открываются гигантские столбы водяной пыли. Над ними только густое белое облако. Возникает и нарастает рокочущий шум.

- Чем обусловлена необходимость редактирования текста?

Ответ. Наличием грамматической ошибки в предложении:

Глядя в глубь расселины, твоему взору открываются гигантские столбы водяной пыли.

Ответ. Основное действие, выраженное глаголом-сказуемым видишь , и добавочное действие, выраженное деепричастием глядя, обозначают действие разных предметов, а должны обозначать действие одного предмета.

I Глядя в глубь расселины I , ты видишь гигантские столбы водяной пыли.

Найдите и исправьте ошибки в предложениях

Уехав из Вятки, меня долго мучило воспоминание о Родине.

Поработав полгода, отца перевели на другую стройку.

Осмотревшись в комнате, взгляд Василия остановился на картине.

Вылаживая книги, Игорь задумался.

Войдя в трамвай, неожиданно пошёл дождь.

Проверяем себя

Уехав из Вятки, я долго мучился воспоминаниями о Родине.

Поработав полгода, отец перевелся на другую стройку.

Осмотревшись в комнате, Василий остановил свой взгляд на картине.

Выкладывая книги, Игорь задумался.

Когда я вошёл в трамвай, неожиданно начался дождь.

Лексические нормы
Прочитайте текст и определите, какие фразеологические обороты в нём употреблены и каково их значение. Каким членом предложения они являются? Знаки препинания при них?

Пожелтела трава,

Два брата рубили дрова.

Один это делал спустя рукава,

Другой – засучив рукава.

Лексические нормы
Составьте и запишите предложение с фразеологизмом, графически покажи, каким членом предложения он является.

Сломя голову

Очертя голову

Затаив дыхание

Проверяем , проговариваем.

Мы познакомились с нормами употребления деепричастия в речи, пришло время проверить ваши знания.

Самостоятельная работа на отдельных листах. Сдается сразу после выполнения. ( с выставлением отметки) .Указать номер предложений без грамматической ошибки.

А. 1. Поднявшись в небо, планёр держится за счёт струи воздуха.

2. Поднявшись в небо, для планёра нужен воздух.

3. Поднявшись в небо, полёт планёра напоминает парение орла.

4. Поднявшись в небо, планёр плавно летел над лесом.

Б. 1. Изучив работу прибора, студенты приступили к практическим заданиям.

2. Изучив работу прибора, он дольше не выйдет из строя.

3. Изучив работу прибора, у меня появился интерес к работе.

4. Изучив работу прибора, я смог правильно использовать его.

В. 1. Раскрыв газету, моё внимание привлёк фотоснимок.

2.Раскрыв газету, я просмотрел только программу телепередач.

3. Раскрыв газету, дедушка нашёл заметку о лётчиках.

4. Раскрыв газету, мне понравился очерк о ветеранах.

Г. 1. Придумав новое занятие, я интересно проводил время.

2. Придумав новое занятие, график работы изменился.

3. Придумав новое занятие, ученики готовились к выступлению.

4. Придумав новое занятие, у нас появились новые друзья.

Д. 1. Окончив училище, я продолжал учёбу.

2. Окончив училище, комиссия направила меня в командировку.

3. Окончив училище, мой друг остался работать в городе.

4. Окончив училище, директор вручил мне диплом.

Е. 1. Стоя на одном колене, гребец ловко орудовал веслами.

2. Стоя на одном колене, весло полностью погружается в воду.

3.Стоя на одном колене, от гребца требуется хорошая сноровка.

4. Стоя на одном колене, я испытывал трудности в управлении лодкой.

Подведение итогов

Чтобы правильно употреблять деепричастия в речи, надо уметь_______ , избегать__________ ,

Чтобы правильно употреблять деепричастия в речи, надо

уметь правильно их образовать;

избегать грамматических ошибок в употреблении деепричастных оборотов;

учитывать особенности текста, в котором они употребляются (пословицы, фразеологизмы, художественное произведение русской классической литературы или современное).

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Деепричастие обозначает добавочное действие к основному, выраженному глаголом. Поэтому тот, кто выполняет действие-глагол, должен выполнять и действие-деепричастие.

Я иду, смотря по сторонам. ( Я иду и я смотрю)

Набрав в легкие побольше воздуха, я глубоко нырнул. ( Я нырнул и я набрал воздуха)

Стало быть, деепричастный оборот не может относиться к безличному глаголу, так как безличный глагол обозначает действие, которое никто не выполняет, оно происходит само по себе.

Типичные грамматические ошибки:

Глядя в окно, с меня слетела шляпа. ( Я глядел, а слетела шляпа.)

Сломав крыло, галка была вылечена. (Крыло сломала галка, а лечил её кто-то другой, так как вылечена – это страдательное причастие.)

Приближаясь к девяти часам, стало смеркаться. ( Смеркаться – безличный глагол, к нему вообще не может относиться деепричастие.)

Замерзнув, мне стало холодно. ( Стало холодно – это безличное сказуемое, к нему не может относиться деепричастие. Хоть это Моё состояние, но Я его не делаю, оно просто происходит со мной.)

Есть несколько случаев, когда деепричастный оборот может относиться к безличному сказуемому:

Готовясь к ЕГЭ, можно расслабиться.

Готовясь к ЕГЭ, нужно расслабиться.

Готовясь к ЕГЭ, необходимо расслабиться.

Готовясь к ЕГЭ, надо расслабиться.

Готовясь к ЕГЭ, возможно расслабиться.

Готовясь к ЕГЭ, невозможно расслабиться.

Готовясь к ЕГЭ, нельзя расслабляться.

А4 Найдите предложения с ошибками

2. Приступая к сочинению, надо составить план работы.

3. Приступая к сочинению, я выбрал удачный эпиграф.

4. Приступая к сочинению, определите главную мысль.

5. Приступая к сочинению, хотелось написать на «отлично».

6. Приступая к сочинению, все мысли куда-то подевались.

7. Приступая к сочинению, тема показалась очень трудной.

8. Наклеивая обои, получилось неровно.

9. Наклеивая обои, я работал по инструкции.

10. Наклеивая обои, работайте с отвесом.

11. Наклеивая обои, стена оказалась неровной.

12. Наклеивая обои, пролился клей.

13. Наклеивая обои, пролил клей.

14. Наклеивая обои, нужно учитывать материал, из которого они изготовлены.

15. Перелезая через забор, я зацепился штанами и порвал их.

16. Перелезая через забор, у меня порвались штаны.

17. Перелезая через забор, случилось неприятное происшествие: порвал штаны.

При чем здесь шляпа? А вот при чем. Когда филологи говорят об этой проблеме, пример приводят обычно из миниатюры "Жалобная книга" А.П. Чехова: "Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа".

Вот эта ошибка, "подъезжая. у меня слетела", стала повсеместной. И не намеренной, как у Чехова, который использовал ее как литературный прием. Нет, мы чаще всего даже не замечаем, как ее совершаем. Так что же мы делаем не так? Разобраться попробуем на примере со станцией и шляпой.

Фото: Марина Королева

Понятно, что речь идет о деепричастных оборотах (подъезжая к станции, глядя на природу) и каких-то недопустимых условиях их употребления. И правда, деепричастный оборот - это всегда дополнительное действие. Есть основное ("слетела шляпа"), а есть дополнительное (при каких обстоятельствах? - "когда я подъезжал к станции и глядел на природу"). Так вот, и основное действие, и дополнительное должен совершать ОДИН и тот же субъект. Субъекты действия должны совпадать. Абсурдность чеховского предложения как раз в том, что субъект подъезжает к станции - а слетает вовсе не он, слетает шляпа!

Итак, договорились: в обеих частях предложения с деепричастным оборотом должен быть один субъект действия. Теперь можем смело исправлять чеховскую фразу. Например, так: "Подъезжая к станции, я заметил, что у меня слетела шляпа". Мы оставили деепричастный оборот, но выполнили требование об одном производителе действия. Или так: "Когда я подъезжал к станции, у меня слетела шляпа". Здесь мы просто убрали деепричастный оборот.

Как видите, всё просто. Если бы не коварные безличные конструкции! "Подходя к лесу, мне стало холодно". "Читая газету, мне стало скучно". Снова повеяло чеховской "шляпой", не так ли? А дело в том, что в соседстве с безличными конструкциями использовать деепричастный оборот нельзя: субъект действия один, но грамматически в основной части он не выражен. Придется исправляться: "Подходя к лесу, я почувствовал, что мне стало холодно". Или: "Когда я подходил к лесу, мне стало холодно".

Читайте также: