Функции составляющие фундамент процесса обучения

Обновлено: 24.04.2024

Процесс обучения направлен на осуществление ряда функций:

  • образовательной,
  • воспитательной,
  • развивающей.

Данные функции реализуются комплексно, но для того чтобы понять их практическую значимость в обучении, необходимо рассматривать по отдельности друг от друга.

Образовательная функция обучения

Образовательная функция обучения – направлена на формирование знаний, умений, навыков и опыта практической деятельности.

Знание – это процесс понимания и сохранения в памяти учебной информации в виде фактов, понятий, правил, формул, теорий и т.д., а так же последующее их воспроизведение.

В процессе обучения, все полученные учащимися научные знания должны стать их достоянием, войти в структуры жизненного опыта. Реализация данной функции способствует обеспечению полноты, осознанности, систематичности полученных знаний, их действенности и прочности. Важным является то, что одновременно с получаемыми учащимися знаниями по основам наук и видами деятельности, необходимо овладеть способами из осознанного применения и оперирования, с целью решения разнообразных жизненных ситуаций.

Умение – это способность оперировать полученными знаниями, выполнять с их помощью операции или действия.

По своей природе умения – это владение различными способами применения знаний в практической деятельности.

Умение позволяет использовать полученные ранее знания при выполнении заданий, упражнений, решения различных ситуаций, а также в решении практических жизненных задач.

Навык – это доведенное до автоматизма и совершенства умение, посредством выполнения однотипных задач и упражнений, выполнение которого не требует от исполнителя сознательной деятельности.

Навыки необходимы для того, чтобы полноценно и качественно занимается различными видами деятельности, не задумываясь над выполнением элементарных действий. Пример навыка – это письмо, чтение и т.п.

Готовые работы на аналогичную тему

Умения и навыки могут быть общенаучные и специальные. Специальные включают в себя специфические умения и навыки, которые характерны для конкретной отрасли или учебного предмета.

Общенаучные умения и навыки необходимы каждому учащемуся, так как они имеют отношение к процессу изучения всех учебных предметов.

Таким образом, образовательная функция обучения включает в себя три взаимосвязанных между собой компонента – это знания, умения и навыки. Овладение ими является одной из основных целей процесса обучения.

Воспитательная функция обучения

Воспитательная функция обучения – направлена на формирование у учащихся научного мировоззрения, понимания законов природы, мышления, нравственных и эстетических представлений, а также овладение правилами и нормами поведения в обществе.

Во время обучения формируются такие качества личности учащегося как социальное поведение, ценностные ориентации, мотивы деятельности и т.д.

Основные воспитательные возможности в процессе обучения заложены в учебном материале. В общем же каждый учебный предмет имеет определенный воспитательный потенциал. Это связано в первую очередь с тем, что процессы обучения и воспитания взаимосвязаны между собой. То есть при обучении происходит становление и развитие личности, воспитание в ней определенных качеств, необходимых для полноценного члена общества. Аналогично и в процессе воспитания осуществляется обучение учащегося, воспитание у него различных личностных качеств.

Все учебные дисциплины способствуют формированию и расширению мировоззрения учащегося, его кругозора, представление об общей картине мира, на основании чего вырабатывается личностная основа взглядов на собственную жизнедеятельность.

Воспитательное воздействие на ребенка в процессе обучения, так же оказывает личность педагога, сверстников, ближайшего окружения, психологический климат в коллективе.

Таким образом, обучение всегда воспитывает, но не всегда в нужном направлении и неавтоматически. Именно поэтому функция воспитания должна быть организована и реализована педагогом, исходя из поставленных учебных задач.

Развивающая функция обучения

Одновременно с образовательной и воспитательной функцией обучения, немаловажное значение имеет развивающая функция.

Развивающая функция обучения – направлена на полноценное и всестороннее развитие личности учащегося.

Развитие осуществляется во всех направлениях - речевое, мышление, сенсорная и двигательная сферы личности, эмоционально-волевая область и т.д.

Эффективно организованный процесс обучения автоматически влечет за собой процесс развития учащегося.

Способствуют развитию содержание процесса обучения, используемые педагогом методы, средства и формы обучения.

Несмотря на то, что правильно организованный процесс обучения всегда влечет за собой развитие, реализация данной функции будет успешнее в случае специальной направленности на развитие учащихся.

Развивающая функция подразумевает, что в процессе обучения, представляемый педагогом учебный материал постепенно усложняется, тем самым осуществляется не только усвоение новой информации, но развитие личности учащихся.

Таким образом, для того, чтобы обучение было целенаправленно развивающим необходимо постоянное осознанное усложнение содержания учебного материала.

В настоящее время существует множество технологий, успешно реализующих развивающую функцию обучения.

Необходимо отметить, что помимо рассмотренных образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения, некоторые ученые выделяют еще побудительную и организующую функции. Процесс обучения необходимо строить так, чтобы он побуждал к дальнейшим учебно-познавательным действиям учащихся, организовывал их на познание нового.

Бесспорным является то, что все функции процесса обучения взаимосвязаны и реализуются во всех его дидактических компонентах и на всех этапах обучения.

Чтобы обеспечить для личности соответствующее современным требо­ваниям образование, нужно хорошо ее обучать, правильно осуществлять этот сложнейший педагогический процесс. Все это обусловливает необхо­димость глубокого осмысления сущности данного процесса и относящихся к нему важнейших понятий. К сожалению, в дидактике эти вопросы тракту­ются не всегда внятно и верно. Вот некоторые из этих трактовок:

«Обучение — целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого происходит усвоение знаний, умений и навы­ков, осуществляется воспитание и развитие учащихся»

«Обучение — упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели»

«Обучение — это целенаправленный, систематический процесс взаи­мосвязанной деятельности учителя и учащегося (преподавание + учение), направленный на формирование у школьников системы знаний, умений, навыков и развитие их способностей»

Таким образом, обучение— это целенаправленное, заранее сплани­рованное общение, в результате которого происходит развитие, образова­ние и воспитание личности.

Процесс обучения— это организованное взаимодействие учителя и учеников для достижения образовательных целей. Сущность процесса обучения состоит в стимулировании и организации активной учебно-поз­навательной деятельности учащихся по овладению ими знаниями, развитию способностей, выработке взглядов.

Обучение всегда носит конкретно-исторический характер. Каждой ис­торической эпохе свойственен свой характер обучения (цели, содержание, методика). Процесс обучения характеризуется такими параметрами, как целостность (единство преподавания и учения, взаимосвязь трех функ­ций), системность (обучение является по своей сути системой, которая содержит множество компонентов: цель, учебную информацию, формы деятельности, способу осуществления педагогического руководства), ком­плексность (согласование процессов обучения, воспитания и развития, оп­тимальное соотношение знаний, умений и навыков).

Современная дидактика рассматривает процесс обучения как двусто­ронний: обучение (сотрудничество) = преподавание (деятельность педа­гога) + учение (деятельность учеников).

В педагогической литературе выделяют следующие задачи обучения:

♦ Стимулирование учебно-познавательной активности учащихся.

♦ Организация их познавательной деятельности по овладению науч­ными ЗУНами.

♦ Развитие мышления, творческих способностей и дарований.

♦ Выработка научного мировоззрения и нравственно-эстетической
культуры.

♦ Совершенствование учебных умений и навыков.

♦ Формирование умения самостоятельно углублять свои знания (са­мообразование), учить учиться и др.

Традиционно выделяют следующие функциипроцесса обучения: обра­зовательная —вооружение учащихся системой научных знаний, умений, на­выков с целью их использования на практике; развивающая — специальная направленность обучения на развитие личности; воспитывающая — обучение должно воспитывать систему определенных взглядов, убеждений, отно­шений, качеств личности. Формирование личности вообще невозможно без усвоения системы нравственных и других понятий, норм и требований.

Наибольшее признание в отечественной дидактике получила следующая модель процесса обучения: цель обучения — преподавание — (содержание, методы, средства, формы) — учение — результаты обучения.

И. П. Пидкасистый представляет внешнюю структуру процесса обучения, которая выглядит следующим образом: социальный заказ школе (стратегиче­ские цели) — потребности учителя, потребности учеников — они формируют цели обучения — характер деятельности учителя — содержание образова­ния — методы, средства, формы обучения — характер деятельности учени­ка —результат (образованность, уровень развития, уровень общей культуры).

Несмотря на разницу в подходах, нетрудно заметить, что в структуре процесса обучения выделяются постоянные и переменные составляющие. В качестве постоянных составляющих выступают деятельность учителя (преподавание), деятельность ученика (учение), цель и результат процес­са обучения. Переменными составляющими являются содержание, мето­ды, средства и формы процесса обучения. Связь переменных компонен­тов с системообразующими зависит от цели обучения и его результата. Вместе все компоненты образуют единство и целостность.




Внутренняя структура процесса обучения включает следующие ком­поненты:

1. Целевой (определение и осознание целей и задач учебно-познава­тельной деятельности).

2.Потребностно-мотивационный (формирование потребности
в знаниях и мотивов учебно-познавательной деятельности учащихся).

3. Содержательный (определение содержания материала, подлежащего
усвоению учащимися).

4.Деятельностно-операционный (овладение учебным материалом
под руководством учителя, ученик самостоятельно «открывает» имеющи­еся в науке знания).

5. Эмоционально-волевой (придание учебной деятельности учащегося
эмоционально-положительного характера).

6. Контрольно-регулировочный (связан с учетом индивидуальных осо­бенностей и побуждением учащихся к самоконтролю);

7. Оценочно-результативный (оценка и самооценка результатов учеб­
ной деятельности; рефлексия).

Такова сущностная характеристика процесса обучения и его важней­ших структурных компонентов.

Процесс обучения это целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования учеников. Это часть целого ПП.

Сущность – в стимулировании и организации учебно-познавательной д-ти учащихся по овладению ими ЗУНами, развитию способностей и выработки взглядов и убеждений.

Движущая сила ПО– противоречия, потребности, мотивы, интересы. Противоречие – между потребностью в усвоении и реальными возможностями удовлетворения этой потребности. Мотивы – те побуждения, которыми руководствуется ученик. Интерес – форма проявления познавательной д-ти, которая обеспечивает направленность личности на достижение цели и усвоение нового материала.

Функции ПО:

Обучающая, развивающая, воспитывающая. Все функции взаимосвязаны, являясь следствием и причиной одна другой.

Задачи ПО:

ü Стимулирование учебно-познавательной активности учащихся

ü Организация их познавательной деятельности по овладению их научными ЗУНами

ü Развитие мышления, творческих способностей и навыков

ü Выработка научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры

ü Совершенствование учебных умений и навыков

ü Формирование умения самостоятельно получать знания

В педагогической литературе рассматривается внешняя и внутренняя структура ПО. Внешняя охватывает всю воспитательную систему как целостный процесс, внутренняя отражает структуру реального учебного процесса в виде урока, занятия и др.

Пидкосистый выделяет следующую внешнюю структуру: социальный заказ школе – цели обучения – характер деятельности учителя (преподавание) – содержание образования - методы, средства, формы, технологии – характер деятельности ученика (учение) – результат обучения (образованность, уровень развития, уровень общей культуры). В этой структуре присутствуют постоянные системаобразующие компоненты: цель обучения, результат обучения и учение, и переменные: содержание образования, методы, формы, технологии и т.д.

Внутренняя структура представляет собой взаимосвязь процессуальных компонентов обучения:

ü Целевой (определение и осознание целей и задач УПД)

ü Потребностно-мотивационный(оформление потребности в знаниях и мотивов УПД учащихся)

ü Содержательный ( определение содержания материала, подлежащего усвоению учащимися)

ü Деятельностно-операционный (овладение учебным материалом под руководством учителя или самостоятельно)

ü Эмоционально-волевой (предание учебной деятельности эмоционально-положительного характера)

ü Контрольно-регулировочный (контроль и самоконтроль хода УПД )

ü Оценочно-результативный (оценка и самооценка УПД, рефлексия)

По своей сущности обучение – это процесс, который развивается закономерно и в котором специфически проявляются законы и закономерности разного порядка и уровня.

Принципы обучения – исходные положения, которые определяют характер обучения. В современной педагогике существует определённая система дидактических принципов, которая включает в себя как традиционные, обоснованные ещё Каменским (принцип наглядности, доступности, сознательности), так и современные, возникшие в новой образовательной ситуации (принцип оптимального сочетания методов и форм обучения, эмоциональности, проблемности идр.). Система принципов обучения постоянно изменяется и дополняется в зависимости от социальных и экономических условий. В настоящий момент выделяют следующие дидактические принципы:

Научности, Сознательности и творческой активности, Наглядности, Систематичности и последовательности, Связи теории с практикой, Прочности, Доступности, Учёта индивидуальных и возрастных особенностей, Воспитывающего и развивающего характера обучения, Оптимальности .

В реальной школьной практике взаимосвязь между принципами очень тесная Традиционно все принципы основываются на принципе придосообразности, который обосновал Я.А.Каменский. сущность этого принципа в том, что обучение и воспитание должно строиться сообразно природе ребёнка, т.е. с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей.

11. Системы и формы организации обучения

Формаорганизации обучения— внешняя выражение организации обучения, осуществляемого в определённом порядке и режиме.




Выбор ФОО зависит от цели, содержания, методов и ср-в обучения, состава учеников и учителей, а также от материальных условий обучения. ФОО имеют социальную обусловленность, т.е. возникают и совершенствуются в связи с развитием общ-ва и дидактических систем.

- по кол-ву учащихся: массовые, коллективные, индивидуальные и др.

- по месту учёбы: классные, внеклассные, школьные, внешкольные

- попродолжительности занятий: классический урок, спаренное занятие, укороченное.

Совокупность форм образует систему организации обучения. Исторически ложились следующие системы организации обучения:

· индивидуальная - передача опыта от преподавателя к обучаемому; появилась в античные времена; сохранилась в виде репетиторства, тьюторства, менторства, гувернерства

· индивидуально-групповая- поочередное взаимодействие преподавателя с каждым обучаемым в группе; использовалась в школах Средневековья; сохранилась в отечественной сельской малокомплектной школе

· классно-урочная- взаимодействие преподавателя с группой обучаемых одного возраста и постоянного состава (класс) в определенные отрезки времени (урок); создана Я.А.Коменским в XVII в.; сохранилась в средней школе на начальной и базовой ступенях, в средних специальных учебных заведениях

· взаимного обучения- взаимодействие преподавателя с группой старших, способных обучаемых, которые затем обучали младших; существовала в Англии, Индии в конце ХVIII– начале ХIХ вв. (белл-ланкастерская система)

· избирательного обучения- существовала в конце ХIХ в.: в США (батовская система) – сочетание коллективной работы с классом и индивидуальных занятий, - в Европе (маннгеймская система) – распределение учащихся по классам в зависимости от способностей и успеваемости; сохранилась в виде деления учащихся на потоки в зарубежной средней школе;

· индивидуализированного обучения - существовала в начале ХХ в. в США: - Дальтон-план – индивидуальные занятия учащихся в лабораториях, предметных мастерских по выполнению определенного задания; сохранилась в средней школе как альтернатива классно-урочной системе, - план Трампа – распределение учебного времени на работу в больших группах (40%), малых (20%) и индивидуальную самостоятельную работу в учебных кабинетах (40%); сохранилась в высшей школе

В средней школе Республики Беларусь преобладает классно-урочная система обучения.

Признаки: постоянный состав примерно одного возраста и уровня подготовки,планирование,учебный процесс – взаимосвязанные части-уроки,постоянное расписание,каждый урок – только одному предмету,руководящая роль учителя,постоянное место – кабинет,постоянная продолжительность,вариативность д-ти учащихся.

преимущества:строгая организационная структура,экономична,благоприятные условия для взаимообучения, воспитания и развития личности,проста в управлении обучением (авторитарный стиль преобладает).

недостатки:ориентация на среднего ученика,работа в навязанном темпе,формальная организация работы.

Урок —это коллективная форма организации обучения с учащимися одного возраста и постоянного состава, с ограниченными временными рамками, по заранее составленному расписанию, с единой для всех программой обучения. Позволяет не только организовать УПД учащихся, но и формирования мировоззрения, воспитания, творческого развития и саморазвития. На уроке реализуются все функции ПО, в нём взаимосвязаны все компоненты По, благоприятные условия для сочетания фронтальной, групповой, парной и индивидуальной работы детей.

Особенности:определённый объём учебного материала,постоянный состав учащихся,руководство учителя,последовательность структурных этапов,чёткое время,обязательность посещения,обязательная реализация все принципов в сочетании.

К уроку предъявляются общие дидактические, развивающие, воспитательные, организационные, санитарно-гигиенические и др. требования

12. Контроль и Оценка в процессе обучения и их функции. Педагогические требования к контролю и оценке.

Контроль и проверка учебной деятельности учащихся является важным этапом педагогического процесса. В условиях реформирования проверка призвана выполнять в первую очередь свою диагностическую функцию: выявлять и искоренять недочёты и ошибки в знаниях учащихся, а не констатировать факты и формально выставлять оценки.

Контроль – выявление, измерение, оценивание ЗУНов обучаемых, это способ получения учителем информации о качественном состоянии учебного процесса. Контроль проводится в целях надзора, проверки, выявления причин отклонений от заданной цели.

Функции контроля:

ü Контролирующая – установление обратной связи, учёт результатов контроля

ü Обучающая – даётся с профилактико-предупредительной целью, с целью активизации работы учащихся по усвоению знаний, корректировки, совершенствования, систематизации знаний; учащиеся слушают дополнительные объяснения, задают вопросы, отвечают, у них формируются навыки и умения

ü Воспитывающая – приучение учащихся к систематической работе, формирование нравственных качеств, самооценки

ü Развивающая – развитие памяти, внимания, интереса к предмету, творчества

ü Мотивационная – развитие мотива и потребности в учёбе

ü Диагностирующая и прогнозирующая и др.

Оценивание выступает как процесс проверки, а оценка как результат проверки и проявляется в оценочных суждениях.

Оценка – это качественный показатель работы учащихся

Отметка – это условное обозначение, кодовые сигналы, памятные знаки, т.е. количественный показатель.

Применительно к УПД оценить – значит определить степень выполнения учащимися задач, поставленных перед ними в процессе обучения на основании сопоставления реальных результатов с планируемыми целями, заданными требованиями образовательных стандартов и учебных программ. Т.о. оценке подлежат как объём, системность, обобщённость усвоенных знаний, так и уровень развития специальных предметных, общеучебных и интеллектуальных навыков и умений, универсальных компетенций, включая индивидуальные образовательные параметры и личностные компоненты ведущих сфер человека в совокупности отражающие и характеризующие достижения ученика в учебной деятельности.

Обучение - это процесс управления педагогом познавательной деятельностью учащихся с целью овладения ими социальным опытом, выработанным предыдущими поколениями (т. е. содержанием образования).

Обучение является двусторонним процессом. С одной стороны в нем участвует обучающийся - тот, кто осуществляет учебную деятельность (учащийся), и тот, который ею управляет (учитель). Другими словами, процесс обучения включает два теснейшим образом взаимосвязанных процесса: преподавание и учение.

Учение (учебная деятельность) - это целенаправленное усвоение индивидом социально-выработанного опыта, любых практических и научных знаний, способов деятельности и ценностных отношений в условиях организованного обучения.

Сущность – в стимулировании и организации учебно-познавательной д-ти учащихся по овладению ими ЗУНами, развитию способностей и выработки взглядов и убеждений

Сущность процесса обучения – это:

целенаправленный педагогический процесс, который активизирует деятельность, развивает творческие навыки учащихся,

организация и стимулирование активной учебно-познавательной деятельности учащихся;

овладение научными знаниями умениями, навыками;

формирование научного мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений

Выявление сущности требует:

рассмотреть связи данного процесса (явления) с другими

процесса (явлениями) и тем самым выявить его специфику (отличия);

определить функции (роль, значение) данного процесса (явления);

проанализировать структуру процесса (явления) с закономерными связями между составляющими его компонентами;

рассмотреть данный процесс (явление) в динамике, проанализировать его движущие силы и логику.

Процесс обучения обладает множеством функций, среди которых выделяется три самых главных:

образовательная - дает детям знание основ наук, формирует умения и навыки;

Образовательная функция предполагает вооружение учащихся системой научных знаний, умений, навыков с целью их использования на практике. Реализация этой функции должна обеспечить полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и действенность.

развивающая - это развитие памяти, мышления, внимания, волевой и эмоциональной сфер;

Правильно поставленное обучение всегда развивает, однако развивающая функция осуществляется более эффективно при специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности. В традиционном подходе к организации обучения осуществление развивающей функции, как правило, сводится к развитию речи и мышления ученика. Однако развивающий характер обучения предполагает ориентацию на развитие личности как целостной психической системы (когнитивной, сенсорной, эмоционально-волевой, моторной и мотивационно-потребностной сфер личности).

воспитательная - формирует эстетическую культуру, морально-нравственную сферу;

Воспитывающий характер обучения - отчетливо проявляющаяся закономерность, действующая непреложно в любые эпохи и в любых условиях. Обучение воспитывает всегда, но не всегда в нужном направлении, поэтому реализация воспитывающей функции требует при организации учебного процесса, отборе содержания, выборе форм и методов исходить из правильно понятых задач воспитания на том или ином этапе развития общества. В современных условиях она предполагает:

a. формирование у учащихся научного мировоззрения, понимания объективных законов природы, общества и мышления;

b. формирование правильных отношений воспитанников к учебному труду, природе, искусству, труду, обществу, коллективу, самому себе и другим людям (в конечном итоге эти отношения выражаются во взглядах, убеждениях, идеалах, в социально приемлемых формах поведения);

c. формирование мотивов учебной деятельности, изначально определяющих ее успешность.

Кроме того, выделяют еще три функции




социальная - формирование личности ребенка, отвечающая социальному обществу;

валеологическая - функция здоровосбережения;

функция социальной защиты или ф-я пед. поддержки;

Актуальное звучание приобрела и профориентационная функция обучения. Общеобразовательная школа закладывает основы профориентационной работы с детьми в плане выявления и развития задатков, способностей, интересов, дарований, склонностей. В этих целях организуются спецшколы, гимназии, лицеи, колледжи, дифференциация обучения, классы и группы углубленного изучения отдельных предметов. Немалую роль в этом деле играет хорошо поставленное соединение обучения с производительным трудом. С учащимися старших классов проводится специальная профориентационная работа в специальных кабинетах профориентации и на предприятиях.

Все функции обучения взаимосвязаны между собой и обусловливают друг друга. В практике обучения их реализация осуществляется через:

постановку образовательных, развивающих и воспитательных целей обучения;

подбор соответствующего содержания учебного материала и видов учебно-познавательной деятельности учащихся;

комплексное использование методов обучения.

Структура процесса обучения. Процесс обучения состоит из ряда звеньев, каждое из которых характеризуется особым видом познавательной деятельности учащихся.

Структурные компоненты процесса обучения (его этапы, стадии):

Целевой (учитель ставит цели обучения, ученик их осознаёт).

Потребностно-мотивационный (учитель формирует у учащихся потребность в получении знаний и мотивы учебной деятельности).

Содержательно-планирующий этап (на этом этапе учитель ставит конкретные задачи обучения и определяет вопросы, которые должны быть изучены учениками).

Организационно-деятельностный этап (учитель организует учебную деятельность учащихся, а учащиеся воспринимают учебный материал, осмысливают его, запоминают, применяют на практике, повторяют).

Эмоционально-волевой этап (учитель формирует положительное эмоциональное отношение к учебной деятельности, ученики проявляют положительное эмоциональное отношение и волевые усилия в учебной деятельности) (минутки эмоциональной разрядки).

Контрольно-регулировочный этап (учитель регулирует и контролирует учебную деятельность учащихся, а ученики осуществляют самоконтроль).

Оценочно-результативный этап (учитель оценивает результаты учебной деятельности учащихся, а ученики осуществляют самооценку

Законы в обучении

Законы в педагогике – это результаты познания процесса обучения, выраженные в неких теоретических постулатах. Выделим законы, которые наиболее четко и ясно сформулированы и отмечаются И. Я. Лернером, В. И. Загвязинским, Ю. К. Бабанским, М. Н. Скаткиным и др.

Закон социальной обусловленности целей, содержания и методов обучения.Он отражает влияние общественного строя, общественных отношений на учебно-воспитательный процесс, помогает найти четкие ориентиры при составлении учебных планов и программ.

Закон взаимообусловленности обучения, воспитания и деятельности учащихся.Здесь раскрываются отношения между учащимися и педагогическим коллективом, а также соотношения между способами организации процесса обучения и его результатами.

Закон единства и целостности педагогического процесса.Закон обусловливает применение рациональных методов в обучении, их соотношение, рассматривает процесс обучения как целостный, единый процесс, состоящий из нескольких компонентов (содержательного, мотивационного, эмоционального, поискового и т. п.).

Закон единства и взаимосвязи теории и практики в обучении.Он раскрывает соотношение теоретических и практических принципов и методов в обучении, выявляет особенности практической деятельности педагога и ее рациональность.

Закон единства и взаимообусловленности индивидуальной и групповой организации учебной деятельности.Этот закон рассматривает соотношение между занятиями с классом и индивидуальной формой обучения, устанавливает определенные правила и принципы работы педагога с коллективом и отдельными учащимися.

Процесс обучения – это целенаправленная активная познавательная деятельность учащегося, организованная педагогом и реализуемая под его руководством, направленная по получение знаний, умений и навыков, формирование интереса к обучению и развитие творческого потенциала ребенка.

Понятие процесса обучения, его цели и функции

В настоящее время «процесс обучения» трактуется с разных точек зрения, одними из наиболее популярных являются следующие:

  1. Процесс обучения – это процесс движения учащегося под руководством педагога к получению знаний.
  2. Процесс обучения – это сложный процесс взаимодействия педагога и учащегося, имеющий направление к достижению их общей цели – овладение знаниями, умениями и навыками.
  3. Процесс обучения – это процесс целенаправленного воздействия педагога на учащегося, в результате которого решаются образовательные задачи.

Таким образом, различное понимание процесса обучения свидетельствует о том, что это очень сложное и многогранное явление.

Обобщенное понимание всех представленных определений, показывает, что процесс обучение – это взаимодействие педагога и учащихся, реализация которого направлена на овладение учащимся системы знаний, умений и навыков.

Во время процесса обучения происходит не просто процесс передачи знаний от педагога к ребенку, а осуществляется овладение системой научных знаний, формирование научного мировоззрения, развитие мышления, интеллекта, творческих способностей, становление нравственных качеств и ценностных ориентиров в соответствии с общественными и личными интересами и потребностями.

Процесс обучения имеет ряд характерных признаков, отличающих его от иных педагогических процессов, по своей природе он:

  • целенаправленный
  • целостный
  • двусторонний
  • подразумевающий совместную деятельность педагога и детей
  • обязательно имеющий систему управления воспитанием и развитием детей
  • имеющий организацию и управление данным процессом.

Готовые работы на аналогичную тему

Так же необходимо отметить, что довольно часто понятия «обучение» и «процесс обучения» отождествляют между собой. Однако это разные по своему содержанию и сути педагогические понятия.

Задачи и функции процесса обучения

Основными задачами, стоящими перед процессом обучения являются:

  1. Осуществление стимулирования учебно-познавательной активности детей.
  2. Формирование у учащихся познавательных потребностей.
  3. Организация познавательной деятельности учащихся, направленная на овладение научными знаниями, умениями и навыками, а также овладение приемами их использование в последующей творческой деятельности и самообразовании.
  4. Организация деятельности по развитию творческих и познавательных способностей детей.
  5. Воспитание нравственно-эстетической культуры и формирование научного мировоззрения культуры у учащихся.

Решение поставленных задач обучения достигается посредством реализации следующих функций:

  • усвоение учащимися системы научных знаний, умений и навыков, в соответствии с образовательными стандартами;
  • обучение творческому использованию полученных знаний, умений и навыков, в повседневной практической деятельности;
  • формирование умения самостоятельно находить необходимую информацию, заниматься самообразованием;
  • расширение кругозора учащихся, для последующего получения образования и самоопределения в жизни.

развитие логического мышления, представленного процессами абстрагирования, сравнения, анализа, сопоставления и т.п. развитие воображения; развитие памяти: слуховой, логической, зрительной, эмоциональной и т.п.; умственное и интеллектуальное развитие: гибкость ума, креативность, широта мышления, самостоятельность и т.п.; развитие всех видов речи: расширение словарного запаса, точность и ясность выражения мыслей; развитие познавательного интереса и удовлетворения познавательных потребностей; развитие сенсорной и двигательной сфер.

  • осознание учащимся значимости собственной учебной деятельности и получение новых знаний;
  • формирование у детей нравственных и ценностных ориентиров во время овладения им знаний, умений и навыков;
  • воспитание у каждого ребенка нравственных качеств его личности;
  • формирование положительной мотивации на обучение;
  • формирование опыта общения в коллективе (со сверстниками, педагогами и т.п.);
  • оказание воспитательного воздействия на личность учащегося положительного личного примера педагога.

Таким образом, в процессе реализации функций обучения, осуществляется решение стоящих перед ним задач и соответственно достижение основной цели процесса обучения.

Принципы процесса обучения

Эффективность процесса обучения во многом зависит правильности его организации педагогом. Важно при планировании и проведении процесса обучения опираться на следующие дидактические принципы обучения:

  1. Принцип посильности обучения – процесс обучения должен быть посильным для учащихся, при этом не сильно легким, но и не чрезмерно сложным.
  2. Развивающий принцип. Обучение должно нести в себе развивающий потенциал, формировать у детей активность, инициативность, самостоятельность.
  3. Принцип систематичности и последовательности. Данный принцип является одним из наиболее главных, обеспечивающих успешность обучения, подразумевает то, что процесс обучения осуществляется последовательно и постепенно в соответствии с установленным планом (программой, расписанием и т.п.).
  4. Принцип природосообраности. Согласно данному принципу обучение осуществляется в соответствии с психологическими, физиологическими и возрастными особенностями детей.
  5. Принцип целесообразности - преподавание всякого предмета должно непременно идти таким путем, чтобы на долю воспитанника оставалось ровно столько труда, сколько могут одолеть молодые силы.

Использование принципов обучения подразумевает их комплексное применение. В том случае, если педагог выделяет какой-либо один принцип и игнорирует другие, то процесс обучения не будет насколько эффективным, насколько это запланировано изначально. Только комплексное использование принципов обеспечивает правильный подбор методов, средств, форм и приемов обучения, направленных на достижение поставленной цели и задач.

Читайте также: