Фундаментом всего сущего для вл с соловьева являлось

Обновлено: 14.05.2024

Владимир Сергеевич Соловьев (1853–1900) – основоположник русской, христианской философии как самобытного целостного направления мысли. Центральной в учении Соловьева является идея «всеединого сущего». Необходимость принципа всеединства (целостности) обусловлена тем, что все предметы и явления не существуют отдельно друг от друга и каждый из них есть совокупность определенных сторон, связей и т. д. Даже наша Вселенная, замечает В. Соловьев, не есть «хаос разрозненных атомов», а представляет собой единое, связное целое.

Отсюда следует, что, постигая истину в своей теоретической деятельности, познающий субъект должен брать сущее не только в его данной действительности, но и в его целостности, универсальности, то есть стремиться к познанию «всего во всем».

«Безусловное всеединство» (как совершенный синтез истины, добра и красоты) постигается, по Соловьеву, лишь «цельным знанием». Цельное знание – синтез теологии, философии и опытной науки. Центром каждого из этих элементов соответственно являются абсолютное существо (Бог), общая идея и реальный факт. Только такой органический синтез названных компонентов представляет собой цельную истину знания как такового.

Философ считал, что постоянное сотрудничество стран в области науки, техники и т. д. делает из культурного человечества одно целое, которое действительно, хотя бы и невольно, живет одной общей жизнью. Конкретные страны и национальности должны существовать и развиваться в своих особенностях, как «живые органы человечества», без которых его единство было бы пустым и мертвенным.

С точки зрения В. Соловьева, общее направление всемирно-исторического процесса состоит в последовательном возрастании (экстенсивном и интенсивном) реальной – хотя не всегда осознаваемой – солидарности между всеми частями человеческого рода. Действительное движение истории состоит в созидании и постоянном усовершенствовании форм жизни, в передаче многообразных «культурных начал» – экономических, религиозных, научных, философских и других.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Очерк первый. БЛИЖАЙШИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛИ ВЛ. СОЛОВЬЕВА

Очерк первый. БЛИЖАЙШИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛИ ВЛ. СОЛОВЬЕВА Ближайшими последователями Соловьева были князья Сергей и Евгений Трубецкие. Впрочем, оба они отличались крупным философским дарованием, и их следование Соловьеву было отнюдь не слепым, а критическим. Тем не менее они

8. Метафизика всеединства В. С. Соловьева

8. Метафизика всеединства В. С. Соловьева Владимир Сергеевич Соловьев (1853–1900) — философ, поэт, публицист, критик. Сын историка С. М. Соловьева. Философское и поэтическое творчество Соловьева стало духовной основой последующей русской религиозной метафизики,

Основные черты философии «всеединства» Вл. Соловьева

Основные черты философии «всеединства» Вл. Соловьева Bл. C. Соловьев (1853–1900), сын историка С. С. Соловьева, получил блестящую домашнюю подготовку и воспитание в духе требований православной веры; окончил историко-филологический факультет Московского университета, где и

Смерть Соловьева

Смерть Соловьева Вскоре после того, как окончилось наше пребывание в горном монастыре, Соловьев присоединился к группе людей, посвятивших свою жизнь поискам истины, о которых я уже упоминал. Я конечно же дал ему необходимые рекомендации. Он стал полноправным членом этого

6. Философия В. С. Соловьева и С. Н. Трубецкого

6. Философия В. С. Соловьева и С. Н. Трубецкого Крупным представителем религиозной философии XIX в. является Владимир Сергеевич Соловьев (1853—1900). По словам С. Н. Булгакова, его философия – «самый полнозвучный аккорд» в истории отечественной философской мысли. Великолепный

Оправдание истины как философский замысел Вл. Соловьева

Оправдание истины как философский замысел Вл. Соловьева Принято считать, что Соловьев предполагал дополнить «Оправдание добра» работами «Оправдание красоты» (контуры которой были намечены в ряде его статей об искусстве и эстетике) и «Оправдание истины» (началом

Учение B.C. Соловьева о добродетелях

Учение B.C. Соловьева о добродетелях В новоевропейской философии роль добродетели как этической категории существенно снижается, она уступает место категориям свободы воли, долга и блага. Ситуация меняется со второй половины XIX в. Один из опытов переосмысления учения о

Глава 2. Словарь Владимира Соловьева

Глава 2. Словарь Владимира Соловьева Как я уже говорил в предыдущей главе, наши философы, пытаясь понять, что такое рассудок и разум, шли за умом не к собственному народу, а к западной философии, считая, что она больше об этом думала, а значит, и лучше знает. Поэтому они

§ 4. Идеал цельного знания у В.С. Соловьева

§ 4. Идеал цельного знания у В.С. Соловьева Идею целостного разума по-своему развивал в последней четверти XIX в. и В.С. Соловьев. У него она также в главном имеет характер критики, а именно критики отвлеченных начал (понимая под этим не только содержание докторской

Умозрение и Апокалипсис (Религиозная философия Вл. Соловьева)

Умозрение и Апокалипсис (Религиозная философия Вл. Соловьева) I Владимир Соловьев – один из самых обаятельных и самых даровитых русских людей последней четверти прошлого века. И вместе с тем – один из самых оригинальных. Правда, в первые годы своей литературной

Идея всеединства является центральной в философии Соловьева. В философии всеединства речь шла о единении Бога и человека; идеальных и материальных начал; единого и множественного; рационального, эмпирического и религиозно-мистического знания; нравственности, науки, религии, эстетики.
«Все существует во всем» — все существует во всем лишь как тенденция, как закон. Всеединство — это гармония и согласованность всех частей Вселенной.
Соловьев различает три способа познания: эмпирический, рациональный и мистический.
Всеединство является также принципом отношения трех ценностей, фундаментальных для всякой классической философской системы, — истины, блага и красоты. Их соединяет понятие любви.

Учение о «Вселенской теократии»
Принцип всеединства находит свое продолжение в учении Соловьева о вселенской теократии. Теократия (буквально «боговластие»), по замыслу философа, должна объединить все христианские народы, прежде всего, в единство духовное. Предполагалось, что во главе нового духовного объединения станет Папа Римский. Папа стал бы главой духовной власти всех христиан. Светскую власть объединенных народов возглавил бы российский император.
Наконец, еще одна «ветвь власти» должна была принадлежать пророкам — людям, которые в силу своих интеллектуальных и нравственных качеств пользуются особым уважением и авторитетом. Их миссия «теоретическая» и «пропагандистская». Вселенская теократия призвана противостоять опасности нигилизма и грубого материализма.

Понятие жизни в творчестве Владимира Соловьева
Моделью положительного всеединства служит для него живой организм. Для живого организма правилом является такое соединение частей, в котором каждая часть «заинтересована» во всех других и в целом. Например, болезнь отдельного органа неизбежно отрицательно сказывается на всем организме и на других органах. Напротив, здоровье какой-либо части идет на пользу всем другим и организму в целом. Понятие организма опирается на более широкую категорию. Эта категория — «жизнь». Она занимает важное место в учении о всеединстве и в философии Соловьева в целом.

Образ Софии в философии Владимира Соловьева
Учение о Софии — типичное метафизическое учение, т. е. представляет собой умозрительную гипотезу, которая не может быть ни доказана, ни опровергнута методами естественных наук. София и есть вечная женственность — образ красоты, хрупкости, порождающего начала и в то же время — двойственности, переменчивости и безразличия.

Идея «богочеловеческого»
Разработанное Соловьевым учение о Богочеловечестве занимает важное место в его религиозной системе. Оно направлено на истолкование истории человечества и общей жизни. Для Соловьева Богочеловек – это единовременно и универсальное существо, охватывающее все человечество посредством Бога. В нем выражается единство добра, истины и красоты. Преследуя цель совершенствования человека, Бог проявился в земном историческом процессе в виде Богочеловека – Иисуса Христа.

«Русская идея»
Соловьеву принадлежит заслуга в постановке и разработке проблемы, которую с тех пор принято обобщенно обозначать словосочетанием «русская идея», она как бы является конкретным выражением принципа всеединства.
Соловьев считал, что каждая нация, объединенная в соответствующее государственное единство, призвана выполнять в составе человечества определенную миссию, или роль. Под нацией он понимал не этнос, а совокупность народов, объединенных в одном государстве. Миссия, или роль, нации в составе мирового целого есть ее национальная клея. Каждая нация должна обрести свою идею, в противном случае существование нации не оправдано.
Национальная идея — это определенное задание, данное Богом; это долг народа, объединенного в государстве, перед Богом. Одновременно это вклад, который нация призвана внести в копилку общечеловеческих достижений.

Задание 1.Во "Введении в философию" Фридриха Паульсена предлагается отличить следующие основные формы бытия:

-бытие вещей (тел), процессов;

-бытие духовного (идеального);

Является ли эта классификация полной?

Найдется ли в ней место для явления, обозначенного в следующем фрагменте:

"Всякое "что" - или это "дух", "мышление", "сознание", или "воля", или "сила", или "материя", или что-нибудь другое - мыслится именно только как содержание некоего "нечто", которое само по себе вообще не есть полное и определенное "что-то". Но это "оно" или это там-, которое "имеет" или "дает" нам что-нибудь (в конечном результате, все вообще), совсем не есть пустое слово, лишенное смысла; все, что мы знаем или констатируем, в конечном результате вытекает из того, что мы стоим в какой-то связи с "оно" или с "тем"; и это "оно" или там" в самом деле "имеет" и "дает" нам все отдельное "это" и "то", оно обогащает нас бесконечными дарами - всем, что в нем "имеется" .

Задание 2 Бытие есть то, что может быть определено (определить – установить предел, ограничить какими-то рамками) научно-рациональным знанием и предметно-практической деятельностью человека.

Какие еще представления о бытии известны вам из истории философии?
Задание 3.Сопоставьте высказывания:

. Начало всякого бытия само не может пониматься как бытие; но не может также обозначаться как небытие; под небытием обычно понимается простое отсутствие, избавление бытия. ; но, безусловно-сущему, наоборот, принадлежит всякое бытие, и значит, ему никак нельзя приписывать небытие в этом отрицательном смысле. Сущее не есть бытие, но ему принадлежит всякое бытие. ". (Вл. В. Соловьев XLIII. Различие сущего от бытия. Сущее, как абсолютное. Абсолютное и его другое)

"Бытие, если мыслить его само, собственное его, требует, чтобы мы отказались от того бытия, которое исследуется и объясняется всей метафизикой из сущего. Чтобы мыслить собственное бытие, требуется оставить его как основу сущего в пользу игривого давания. Бытие не есть. Бытие дано, дано как раскрытие присутствия".(В. В. Соловьев XLIII. Различие сущего от бытия. Сущее, как абсолютное. Абсолютное и его другое)

Принадлежит ли Вл. Соловьев к тем, кто "мыслит бытие из сущего"? Одинаковый ли смысл вкладывают Хайдеггер и Соловьев в понятие "Сущее" в приведенных высказываниях, или разговор идет о совсем разных "Сущих"? Как вы понимаете последнее предложение из первого фрагмента ("Сущее не есть бытие. ")? Что может обозначать "бытие не есть, бытие дано"?

Задание 1:
Нет не является полной. Люди знают менее 1% о реальности и потому никакая классификация не может быть полной.
И она не содержит того, о чём там говорится. Некое "нечто" — это "бытие неопределённостей", которого в списке нет.
Остальное лень

задание по психологии ..сколько времени один человек может внимательно выслушать другого? ответ - 1мин 52 сек . по этому поводу есть вербальные рекомендации - скопировав весь текст вопроса, вы всем говорите - я не хочу вникать и тратить время на приобретение знаний, я хочу халявы т. е готовый ответ, так вы никогда не достигните желаемого ..поэтому разбейте на части и конкретику, поэтапно вы получите нужные ответы, а "быстро " только кошки родятся ..

Владимир Сергеевич Соловьев (1853—1900), сын известного рус­ского историка Сергея Михайловича Соловьева, один из самых ярких русских философов XIX в., первый русский мыслитель, создавший цельную философскую систему.

Главное учение Соловьева — это.учение о всеединстве. Оно оттал­кивается от идеи «духовной телесности», суть которой состоит в том, что материя (или телесность) и дух существуют не сами по себе, а слиты воедино, неразделимы. Материя всегда духовна, а дух материа­лен. Отсюда проистекает учение о всеединстве, которое словами самого философа обозначает следующее: «Все есть одно». Мир, раз-Тема 27. Систематическая философия В.С. Соловьева

деленный на множество вещей и явлений, на самом деле является всеединой сущностью. Укажем формулировки всеединства самого Соловьева: «полная свобода составных частей в совершенном единст­ве целого», «наибольшая самостоятельность частей при наибольшем единстве целого», «простор частного бытия в единстве всеобщего».

Мы видим, что каждый раз речь идет о таком соотношении целого и его частей, при котором наибольшее единство целого одновременно сочетается с наибольшей свободой или самостоятельностью частей.

Приведем развернутое определение всеединства: это такое состоя­ние, «когда, во-первых, частные элементы не исключают друг друга, а, напротив, взаимно полагают себя один в другом, солидарны между собою; когда, во-вторых, они не исключают целого, а .утверждают свое частное бытие на единой всеобщей основе; когда, наконец, в-третьих, эта всеединая основа или абсолютное начало не подавляет и не поглощает частных элементов, а, раскрывая себя в них, дает им полный простор в себе, тогда такое бытие есть идеальное или достой­ное — то, что оно должно быть». Однако данное состояние мира яв­ляется должным, в реальности же мир находится в падшем, грехов­ном состоянии, при котором каждая часть и каждый элемент мира противостоят друг другу и стремятся к обособленности друг от друга.

Однако Бог не может оставить мир в этом состоянии, он воздей­ствует на него таким образом, что начинается мировой эволюционный

Бог, по Соловьеву, есть любовь. А под любовью философ понимал «всякое внутреннее единство, всякое изнутри идущее соединение мно­гих». Множественность творений может достигнуть полноты бытия только благодаря слиянию в одно целое, в один универсальный орга­низм. Всем существам свойственно инстинктивное стремление к все­общему единству. Это общее стремление, выходящее за рамки отдель­ных элементов, представлено мировой душой. В результате длительного исторического процесса под влиянием мировой души, на которую ока­зывает воздействие Божественное начало, все отпавшие от него части должны «возродиться в форме абсолютного организма».

Говоря об эволюции мира и его существ, стремящихся к оконча­тельной цели — Царству Божьему, Соловьев пишет о том, что они должны пройти пять ступеней развития: «. Для того чтобы достигнуть своей высшей цели или проявить свое безусловное значение, существо должно прежде всего быть, затем оно должно быть живым. Потом — быть сознательным, далее — бьтгъ^азумным и, наконец, — быть совер­шенным». Каждое предыдущее царство служит материалом для после­дующего. Так, неорганическая материя представляет основу для расте­ний, те в свою очередь — для животных, которые в свою очередь

Раздел VIII. Русская философия

составляют основу человеческой деятельности. Низший уровень не ис­чезает, а объединяется с более совершенной деятельностью.

Пришествие в мир Иисуса Христа — воплощенного Слова божье­го, или Логоса, служило ускорению данного процесса. В личности Христа человечеству явлен идеальный пример богочеловека и цель устремлений для каждого. Он полный Бог и полный человек. Его образ есть высшая цель, к которой должно стремиться все человече­ство, а потому это еще и цель исторического процесса. Жертва Хрис­та позволила искупить первородный грех, что дало формальную воз­можность восстановить нормальные отношения между божествен­ным, человеческим и материальным.

Учение оСофии. С учением о богочеловечестве и всеединстве тесно увязано одно из ключевых учений Соловьева — о Софии (с греч. — мастерство, знание, мудрость). Недаром его учение часто называют со-фиологией. Софию следует рассматривать как связующее звено между творцом и творением. Она придает общность миру. Богу и человеку. В то же время софийность как принцип имеет всеобъемлющее значе­ние и различные определения. В философском смысле София — это смыслонаполненность вещей, а поскольку, по Соловьеву, все вещи несут тот или иной божественный смысл, то их материальное многооб­разие выступает как результат божественного мастерства и творчества, т.е. как София. Как пассивное начало, посвященное Богу, София — это вечная совершенная Женственность. Как активное начало она есть духовное существо, стремящееся к своей реализации и воплощению. Соловьев пишет об этом: «Весь мировой и исторический процесс есть процесс ее (т.е. Софии. — Прим. авт.) реализации и воплощения в ве­ликом многообразии форм и степеней». Как единственный центр во­площения божественной идеи мира София есть душа мира. В отноше­нии к божественному Логосу София есть тело Христово или церковь. Как личностное женское начало она воплощена в образе св. Девы Марии.




Учение о богочеловечестве. Абсолют у Соловьева персонализиро­ван, поскольку само свойство абсолютного — полнота — предполага­ет, чтобы сущее было наделено абсолютными качествами личнос­ти — такими как всеблагость, всемилостивость, абсолютная любовь и воля и т.п. Но таковым может быть только Бог, который и является олицетворением положительного всеединства. Цельное познание ре­альности неизбежно ведет сперва к религиозному, а затем и к христи­анскому мировоззрению, поскольку оно основано на высшем прояв­лении всеединения — единении Бога с человеком, воплощенном в Христе. Отсюда вытекает основа другого учения Соловьева — о бого­человечестве. Каждое живое существо есть самостоятельный центр

Тема 27. Систематическая философия В.С. Соловьева

деятельности, но в то же время представляет собой воплощение какой-либо специфичной идеи божественного всеединства. Это в полной мере относится и к человеку, который, имея, с одной сторо­ны, индивидуальный характер, с другой — стремится в своей дея­тельности к какой-то разумной цели. Абсолютной целью является об­ретение полноты бытия посредством полного взаимопроникновения всех живых существ, объединенных взаимной любовью и любовью к Богу. Достижение абсолютной полноты бытия является актом сво­бодного волеизъявления, который основывается только на чувстве любви к Богу и вообще ко всему живому. В полноте бытия индивиду­альность не исчезает, но обнаруживается истинное Я и обретается со­вершенная жизнь в Боге. Этому мешает стремление к самоутвержде­нию, к эгоистичной «самости» и индивидуализм, которые в отличие от первого пути ведут к ненависти, разобщенности целого и вследст­вие этого — к небытию.

Гносеология Соловьева. Учение о всеединстве является фундаментом для всех остальных метафизических построений Соловьева. Для при­мера возьмем его гносеологию (теорию познания), которую он выстраивает, противополагая свою концепцию поиска истины, осно­ванную (как он считает) на религиозном мистицизме Восточного хрис­тианства, Западному рационализму и эмпиризму. Для Соловьева исти­ной является сущее и всеединое, поскольку истиной может быть только то, что есть, то, что существует. Соловьев указывает: «Но есть — все. Итак, истина есть все. Но если истина есть всё, тогда то, что не есть всё, т.е. каждый частный предмет, каждое частное существо и явление в своей отдельности ото всего, — не есть истина, потому что оно и не есть в своей отдельности от всего: оно есть со всем и во всем». Отсюда следует, что истина принадлежит самому всеединству, а не нашим суж­дениям, которые могут быть ошибочны из-за своей узости.

Для познания истинного необходимо проникновение во всееди­ное, или Абсолют. Это возможно, поскольку познающий сам является частью всеединого и потому может познавать Абсолют «изнутри», из самого себя. Такое знание является мистическим, в нем содержится не просто мысль, а сама объективная реальность, существующая в отли­чие от мысли независимо от нас. Таким образом, истинное знание есть взаимосвязь рационального, эмпирического и мистического познания.

Задача человека. Земной мир наполнен людьми, находящимися в промежуточном состоянии между полнотой бытия и небытием. Зада­ча человека состоит в преодолении зла и несовершенства и в воссо­единении всех существ и Бога. Это можно достичь, только принеся себя в жертву ради любви к Богу и к цельному миру. Если же человек отвергает добровольную покорность Богу, то он становится рабом

Раздел VIII Русская философия

природы. Взаимоотношения таких людей строятся на принципах борьбы за существование, их жизнь не ведет к полноте бытия и ни­когда не дает удовлетворения.

Русская идея и предназначение наций. Практическую реализацию своих идей Соловьев видел через создание общества свободной тео­кратии, всемирного государства-Церкви, общества, построенного на духовных основаниях христианства. С этим же учением, а также с идеями богочеловечества и всеединства тесно связано его понимание «русской идеи». В отличие от Достоевского Соловьев открещивается от приоритета русского народа в деле всемирного христианского еди­нения. Он считает, что истина — кафолична, т.е. имеет вселенский характер и не является православной или католической, а тем паче национальной. Он считал, что национальные религии — это новое идолослужение, «эпидемическое безумие национализма», которые толкают народы на поклонение своему собственному образу вместо высшего вселенского Божества. Христианство имеет наднациональ­ный характер и не определяется особой ролью той или другой нации.

Соловьев ставит, как он считает, главный вопрос для любого мыслящего русского человека — «вопрос о смысле существования Рос­сии во всемирной истории». Он предлагает искать ответ в вечных ка­тегориях истины, выраженных в религии, и делает вывод: «. Идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности*.

По Соловьеву, все нации органично вписаны в бытие этого мира и несут в нем определенную функцию, а следовательно, необходимы друг другу, взаимозависимы. Он указывает на то, что если человече­ство в целом и является неким физическим организмом, то его члены, т.е. нации и индивиды, — существа моральные. Это значит, что функция, которую они самим Богом призваны выполнять, не яв­ляется для них материальной необходимостью, а выступает только в форме морального обязательства, т.е. нации свободны в том, испол­нять ли им то, что от них желает Бог.

Истинное призвание морального существа или идея нации опре­деляются Соловьевым как участие в жизни Вселенской Церкви, в развитии христианской цивилизации. Для познания функциональ­ной роли русского народа в этом богочеловеческом единстве необхо­димо прежде поставить вопрос о том, что Россия «. должна сделать во имя христианского начала, признаваемого ею, и во благо всего христианского мира, частью которого она предполагается». Ответ его на этот вопрос таков: «Она должна, чтобы действительно выполнить свою миссию, всем сердцем и душой войти в общую жизнь христиан­ского мира и положить все свои национальные силы на осуществле-

Вопросы для самопроверки

ние, в согласии с другими народами, того совершенного и вселенско­го единства человеческого рода, непреложное основание которого дано нам в Церкви Христовой». Все нации, по Соловьеву, в равной мере, имея -моральный долг, обусловленный Творцом, несут свою миссию, равнозначную среди других народов. Истинное христианст­во едино и не имеет ничего общего с конфессиональными разночте­ниями евангельских текстов и писаниями Отцов Церкви.

Вопросы для самопроверки

1. Как вы понимаете идею всеединства Соловьева?

2. Как учение о всеединстве соотносится с идеей богочеловечества 9

3. Что Соловьев понимает под «мировой душой»?

4 Согласуется ли эволюционная теория развития мира Соловьева с на­учными воззрениями на эту тему? Что между ними общего, и в чем вы види­те разногласия?

5. Как вы считаете, может ли нация вообще о себе что-то думать; если да, то каким образом?

6. По Соловьеву, предназначение нации заключается в том, что Бог о ней замыслил, но возможны ли какие-либо несомненные способы познания людьми того, какое именно предназначение им уготовано Богом?

7 Соловьев мечтал об обществе «свободной вселенской теократии», ко­торое мыслилось как органическое единство власти церковной, государст­венной и пророческой. Исходя из христианского вероучения, целей и задач, которые, в частности, стоят перед православной церковью, и целей государ­ства дайте свою оценку возможности их гармоничного союза.

8. Проблематику отношений между личностью и обществом Соловьев решал следующим образом: «Степень подчинения лица обществу должна соот­ветствовать степени подчинения самого общества нравственному добру, без чего общественная среда никаких прав на единичного человека не имеет. ». Дайте личную оценку такому решению проблемы.

9. Соловьев признавал, что в XVIII—XIX вв. большинство прогрессивных реформ в обществе, в том числе запрещение пыток и истязаний. Прекраще­ние преследования религиозных сект и еретиков, ликвидация крепостного права и т.п , были проведены в основном неверующими. Из чего он сделал вывод о том, что Дух Христов действует даже через неверующих в Него. Вы­разите свое мнение по данному поводу и проиллюстрируйте его примерами.

10. В работе «Три разговора» Соловьев затрагивает проблему совмести­мости заповеди «не убий» с убийством во имя справедливости, во имя спасе­ния других людей, в сражениях за Родину и т.п. Православная церковь на этот вопрос дает утвердительный ответ, возводя в ранг святых полководцев и военачальников (св. Александр Невский, св. Федор Ушаков и т.д.), называя само воинство православным. Обоснованно защитите либо опровергните по­добное решение данной проблемы.

Раздел VIII. Русская философия

Литература

1. Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. М., 1996.

2. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2 т. Л., 1991.

3. Лосев А.Ф. Соловьев и его время. М., 1990.

4. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991.

5. Сербиненко В.В. Владимир Соловьев. М., 2000.

6. СоловьевВ.С. Сочинения: В 2 т. М., 1989.

7. Соловьев С.М. Владимир Соловьев: Жизнь и творческая эволюция. М., 1997.

8. Трубецкой Е. Миросозерцание Вл. С. Соловьева. М., 1995.

Тема 28. Черты русской философии конца XIX —серединыXX в.

Русская философия, как и всякая иная национальная филосо­фия — понятие обобщенное, включающее в себя самые многообраз­ные направления школ мысли. Тем не менее с определенными оговор­ками на разнородность мнений на сей счет можно заключить, что к концу XIX — началуXX в. сформировались общие тенденции или идейные черты русской философии. Ей присуще противопоставление западному рационализму с преобладанием в теории познания таких понятий, как интуиция, живой опыт, непосредственная данность бытия сознанию. Другой важной особенностью русских мыслителей является их приверженность идее «соборности» или духовного коллек­тивизма, хотя имеются и яркие представители персонализма. В основе русского философского мировоззрения лежит особое понимание исти­ны как «правды», что делает поиски истины не самоцелью ради «чисто­го познания», но выражением религиозного поиска спасения. В основе многих тем русской философии, таких как «общее дело», «мистичес­кий эмпиризм», «онтологизм», «иррационализм», «софиология», «все­единство», «русская идея» и др., как раз и лежат указанные мировоз­зренческие принципы.

Ниже фрагментарно дается далеко не полный обзор тем и наибо­лее интересных мыслителей, который тем не менее позволяет соста­вить общее представление о русской философии конца XIX — сере­диныXX в.

Владимир Сергеевич Соловьёв (1853-1900 гг.) создал собственную религиозно-идеалистическую систему. Интересы Вл. Соловьёва были разносторонними, свидетельством этого являются многочисленные его работы по разной проблематике. Основные положения своей философии Соловьёв излагает в магистерской диссертации «Кризис Западной философии (против позитивизма)» (1874 г.) и докторской диссертации «Критика отвлечённых начал» (1880 г.). Онтология и гносеология всеединства представлены в «Философских началах цельного знания» (1877 г.) и в работе «Первое начало творческой философии» (1897-1899 гг.). Взгляды В.С. Соловьёва на исторический процесс изложены в трудах: «Чтения о богочеловечестве» (1877-1881 гг.), «История и будущность теократии» (1885-1887 гг.), «Теократическая философия» (1899 г.). Основные положения соловьёвской этической концепции сосредоточены в сочинении «Оправдание добра» (1897-1899 гг.), затрагиваются они и в других работах: «Красота в природе» (1899 г.), «Общий смысл искусства» (1891 г.) и др. Политико-философские взгляды этого мыслителя отражены в сочинениях «Национальный вопрос в России» (1883-1891 гг.), «Китай и Европа» (1890 г.).

В магистерской и докторской диссертациях Соловьёв утверждал, что европейская философия и наука расчленили действительность на части, противопоставили мир и человека, и поэтому не смогли дойти до цельного знания. Внешний опыт (положительная наука), по Соловьёву, может давать только материал, а разум (философия) – лишь форму для постижения истины (всеединства сущего). Основой цельного знания являются внутренний опыт, мистическое восприятие, интуитивное созерцание, вера. Соловьёв считал, что правильно понятая, рационализированная теология не противоречит интересам философии и науки. Философия и наука имеют свою ценность в единстве с религиозной верой: знание о реальном мире даётся наукой, об идеальном мире – философией, о Боге – только верой. Цельное знание выступает у Соловьёва как синтез науки, философии и веры. Олицетворением положительного всеединства, абсолютно единым, абсолютно сущим является только Бог. Всякое многообразие скреплено божественным единством. Материальное многообразие тоже одухотворено божественным началом, которое выступает как мировая душа, или София, как результат божественного мастерства и творчества. Таким образом, Соловьёв ставит веру выше разума, только в религиозной вере он видел высший, объединяющий тип познания.

Весь представляемый Вл. Соловьёвым процесс движения к абсолютному всеединству, к соединению человека и Бога происходит не в объективной реальности, а в сознании человека. Индивид, по Соловьёву, связан двумя мирами – природным и божественным: из первого он вышел, ко второму стремиться. Смысл истории Соловьёв видит в постепенном одухотворении, нравственном совершенствовании человечества посредством усвоения и осуществления им христианских начал, одухотворения природной стихии божественным логосом. Конструируемое воображением Соловьёва общество, мыслилось как всеобъемлющая церковно-государственная организация, синтез вселенской церкви и всемирной монархии под эгидой католического Рима. В результате их слияния осуществляется богочеловеческий союз – свободная теократия, в которой восторжествует христианский мир и справедливость.

Представляет интерес взгляд Соловьёва на развитие народов и, в частности, на историю России. В этом процессе философ видел две противоположные стороны – национальность, народность и национализм. С национальным он связывал все положительные явления и достоинства того или иного народа, а с национализмом – всё негативное с точки зрения христианской морали. Национализм, по Соловьёву, начинается с ложно понятой идеи патриотизма, когда отстаивается и утверждается мысль об исключительности своего народа, его самобытности и оригинальности по отношению к другим народам. Национализму, разрушающему народ, Соловьёв противопоставил принцип христианского самопожертвования, т.е. жертвенность во имя и во благо других людей и народов. Наряду с самопожертвованием философ указывал на другую «силу» самоутверждения народа – самоотвержение, т.е. отказ от своей исключительности и подчинение чужим идеям. В Российской истории подобным примером, по Соловьёву, являются: 1) призвание варягов для образования русской государственности, 2) реформы Петра I.




В этической концепции Соловьёва первоосновами нравственности выступают стыд, жалость (сострадание) и благоговение. Каждое из этих качеств или способностей человека определяет разные стороны его нравственного опыта. В стыде отражается отношение индивида к низшему, к своим естественным влечениям, к материальной природе вообще. В чувстве жалости проявляется отношение человека к другим людям и вообще к живым существам, ему подобным. В благоговении выражено отношение людей к высшему. Высшего человек не может стыдиться, ему не может сострадать; но может преклоняться перед ним, проявляя своё благочестие.

Мистически истолкованная любовь в философии Соловьёва – панацея от всех социальных зол, практическое воплощение всеединства в отношениях между людьми. Призывая к самоотречению, к соединению в Боге, любовь необходимо должна привести человечество к «совершеннейшему добру».

Читайте также: