Фундаментом статистической методологии является

Обновлено: 23.04.2024

Метод статистики – это целая совокупность приёмов, пользуясь которыми статистика изучает свой предмет.

Этапы статистического исследования:

1. статистическое наблюдение;

2. сводка и группировка результатов наблюдения;

3. анализ полученных сводных материалов.

Все этапы связаны между собой, отсутствие одного ведёт к разрыву целостности статистического исследования.

Прохождение каждой стадии исследования связано и использованием специальных методов, объясняемых содержанием выполняемой работы.

1. Метод массовых наблюдений. Статистическое наблюдение – научно-организованный сбор сведений об изучаемых социально-экономических процессах или явлениях. Полученные в результате статистического наблюдения данные являются исходным материалом для выполнения последующих этапов статистического исследования. На этом же этапе анализа формируются его цель и задачи, разрабатывается программа наблюдения, определяются конкретные способы и методы, используемые на каждом этапе исследования, составляется план его проведения, определяют объект и единицу наблюдения.

2. Метод статистической группировки и статистических таблиц. Статистическая сводка включает в себя распределение исходных данных по группам, качественно однородным по одному или нескольким признакам, и получение групповых итогов. В зависимости от числа и видов признаков, решаемых задач и исходных данных группировки подразделяются на: простые и комбинационные; типологические, структурные, аналитические; первичные и вторичные. Результаты статистической группировки и сводки излагаются в виде статистических таблиц, являющихся наиболее рациональной, систематизированной и наглядной формой представления массовых данных.

3. Метод обобщающих показателей позволяет характеризовать изучаемые явления и процессы при помощи статистических величин – абсолютных, относительных и средних. На этом этапе статистического исследования выявляются взаимосвязи и масштабы явлений, определяются закономерности их развития, даются прогнозные оценки.

Широкое применение в статистике находят графические методы, позволяющие в наглядной форме представлять результаты статистических исследований.

Закономерности причинно-следственных связей общественных процессов и явлений устанавливаются с помощью корреляционно-регрессионного анализа, а также методов многомерного статистического анализа.

3. Категориальный аппарат статистики как науки. Основные понятия и определения.

В статистике к важнейшим категориям и понятиям относятся: совокупность, вариация, признак, закономерность, показатель, система показателей.

Статистическая совокупность – это совокупность социально-экономических объектов или явлений общественной жизни, объединённых общей связью, но отличающихся друг от друга отдельными признаками.семей, фирм и т.д.

Совокупность называется однородной, если один или несколько изучаемых существенных признаков её объектов являются общими для всех единиц. Совокупность, в которую входят явления разного типа, считается разнородной.

Единица совокупности – это первичный элемент статистической совокупности, являющийся носителем признаков, подлежащих регистрации, и основой ведущегося при обследовании счёта.

Признак– это качественная особенность единицы совокупности. Признаки делятся на:

Качественные (атрибутивные) – признаки, отдельные значения которых отличаются друг от друга существенными моментами. Промышленность, строительство и т. д.

Количественные – отдельные значения которых отличаются друг от друга по величине и выражаются числами.

Признаки бывают:Основные определяют главное содержание процессов и явлений. Второстепенные не связаны непосредственно с внутренним содержанием явлений.

Признаки бывают постоянные, имеющие неизменные значения у всех единиц, и варьирующие, принимающие различные значения у отдельных единиц объекта.

Вариация – изменение, колеблемость величины либо значения признака при переходе от одного объекта к другому.

Статистический показатель – это количественная оценка свойства изучаемого явления

Система статистических показателей – это совокупность самих показателей или величин, которая отражает взаимосвязи явлений и на основе этих взаимосвязей фиксирует систему.

Статистическое наблюдение. Этапы его проведения. Общая характеристика.

Статистическое наблюдение–массовое, планомерное, научно-обоснованное наблюдение за явлениями социальной и экономической жизни, которое заключается в регистрации отобранных признаков у каждой единицы совокупности.

Статистическое наблюдение может проводиться органами государственной статистики, научно-исследовательскими институтами, экономическими службами банков, бирж, фирм.

Процесс проведения статистического наблюдения включает следующие этапы:

1. подготовка наблюдения;

2. проведения массового сбора данных;

3. подготовка данных к автоматизированной обработке;

4. разработка предложений по совершенствованию статистического наблюдения.

Подготовка статистического наблюдения – процесс, включающий разные виды работ по решению ряда вопросов, которые отражаются в организационном плане. Организационный план содержит две группы вопросов:

1. методологические (определение цели; объекта статистического наблюдения; состава признаков, подлежащих регистрации; разработка документов для сбора данных; выбор отчетной единицы и т.д.).

2. организационные (состав органов, проводящих наблюдение; подбор кадров; выбор мета и времени проведения статистического наблюдения и т.д.).

Формы, виды и способы наблюдения. Их классификация и характеристика.

1. Отчетность – основная форма статистического наблюдения, с помощью которой статистические органы в определенные сроки получают от предприятий, учреждений и организаций необходимые данные в виде установленных в законном порядке отчетных документов, скрепляемых подписями лиц, ответственных за их предоставление и достоверность собираемых сведений.

2. Специально организованное наблюдение – проводится с целью получения сведений, отсутствующих в отчетности, или для проверки ее данных. (Перепись, бюджетные обследования)

3. Регистровая форма наблюдения – форма непрерывного статистического наблюдения за долговременными процессами, имеющими фиксированное начало, стадию развития и фиксированный конец.

Регистр населения – поименованный и регулярно актуализируемый перечень жителей страны. Программа наблюдения ограничена общими признаками, такими как пол, дата и место рождения, дата вступления в брак, брачное состояние.

Регистр предприятия включает в себя все виды экономической деятельности и содержит значения основных признаков по каждой единице наблюдаемого объекта за определенный период времени. Регистры предприятия содержат данные о времени создания предприятия, его название и адрес, телефон, данные о структуре, виде экономической деятельности, количестве занятых.

Средняя и предельная ошибки выборки.

Существуют средняя и предельная ошибки выборки, которые вычисляются для количественных и качественных признаков.

Средняя ошибка выборки показывает какие возможны отклонения характеристик выборочной совокупности от соответствующих характеристик генеральной совокупности.

Предельная ошибка выборки:

, t – коэффициент доверия, определяемый в зависимости от уровня вероятности.

Предельная ошибка выборки дает возможность выяснить, в каких пределах находится величина генеральной ср:

Для различных способов отбора предельная ошибка рассчитывается при проведении выборочного наблюдения по-разному.

Основные методы статистики. Характеристика статистической методологии.

Метод статистики – это целая совокупность приёмов, пользуясь которыми статистика изучает свой предмет.

Этапы статистического исследования:

1. статистическое наблюдение;

2. сводка и группировка результатов наблюдения;

3. анализ полученных сводных материалов.

Все этапы связаны между собой, отсутствие одного ведёт к разрыву целостности статистического исследования.

Прохождение каждой стадии исследования связано и использованием специальных методов, объясняемых содержанием выполняемой работы.

1. Метод массовых наблюдений. Статистическое наблюдение – научно-организованный сбор сведений об изучаемых социально-экономических процессах или явлениях. Полученные в результате статистического наблюдения данные являются исходным материалом для выполнения последующих этапов статистического исследования. На этом же этапе анализа формируются его цель и задачи, разрабатывается программа наблюдения, определяются конкретные способы и методы, используемые на каждом этапе исследования, составляется план его проведения, определяют объект и единицу наблюдения.

2. Метод статистической группировки и статистических таблиц. Статистическая сводка включает в себя распределение исходных данных по группам, качественно однородным по одному или нескольким признакам, и получение групповых итогов. В зависимости от числа и видов признаков, решаемых задач и исходных данных группировки подразделяются на: простые и комбинационные; типологические, структурные, аналитические; первичные и вторичные. Результаты статистической группировки и сводки излагаются в виде статистических таблиц, являющихся наиболее рациональной, систематизированной и наглядной формой представления массовых данных.

3. Метод обобщающих показателей позволяет характеризовать изучаемые явления и процессы при помощи статистических величин – абсолютных, относительных и средних. На этом этапе статистического исследования выявляются взаимосвязи и масштабы явлений, определяются закономерности их развития, даются прогнозные оценки.

Широкое применение в статистике находят графические методы, позволяющие в наглядной форме представлять результаты статистических исследований.

Закономерности причинно-следственных связей общественных процессов и явлений устанавливаются с помощью корреляционно-регрессионного анализа, а также методов многомерного статистического анализа.

3. Категориальный аппарат статистики как науки. Основные понятия и определения.

В статистике к важнейшим категориям и понятиям относятся: совокупность, вариация, признак, закономерность, показатель, система показателей.

Статистическая совокупность – это совокупность социально-экономических объектов или явлений общественной жизни, объединённых общей связью, но отличающихся друг от друга отдельными признаками.семей, фирм и т.д.

Совокупность называется однородной, если один или несколько изучаемых существенных признаков её объектов являются общими для всех единиц. Совокупность, в которую входят явления разного типа, считается разнородной.

Единица совокупности – это первичный элемент статистической совокупности, являющийся носителем признаков, подлежащих регистрации, и основой ведущегося при обследовании счёта.

Признак– это качественная особенность единицы совокупности. Признаки делятся на:

Качественные (атрибутивные) – признаки, отдельные значения которых отличаются друг от друга существенными моментами. Промышленность, строительство и т. д.

Количественные – отдельные значения которых отличаются друг от друга по величине и выражаются числами.

Признаки бывают:Основные определяют главное содержание процессов и явлений. Второстепенные не связаны непосредственно с внутренним содержанием явлений.

Признаки бывают постоянные, имеющие неизменные значения у всех единиц, и варьирующие, принимающие различные значения у отдельных единиц объекта.

Вариация – изменение, колеблемость величины либо значения признака при переходе от одного объекта к другому.

Статистический показатель – это количественная оценка свойства изучаемого явления

Система статистических показателей – это совокупность самих показателей или величин, которая отражает взаимосвязи явлений и на основе этих взаимосвязей фиксирует систему.

Специфические приемы, с помощью которых статистика изучает свой предмет, образуют статистическую методологию.

Под статистической методологией понимается система приемов, способов и методов, направленных на изучение количественных закономерностей, проявляющихся «структуре, динамике и взаимосвязях социально-экономических явлений.

Статистическое исследование состоит из трех стадий:

1) статистическое наблюдение;

2) сводка и группировка результатов наблюдения;

3) анализ полученных сводных материалов.

Все эти этапы связаны между собой, отсутствие одного из них ведет к разрыву целостности статистического исследования.

Прохождение каждой стадии исследования связано с использованием специальных методов, объясняемых содержанием выполняемой работы.

Метод массовых наблюдений. Начальной стадией статистических исследований являетсястатистическое наблюдение - научно организованный сбор сведений об изучаемых социально-экономических процессах или явлениях.

Полученные в результате статистического наблюдения данные явля­ются исходным материалом для выполнения последующих этапов стати­стического исследования. Характерным для этой стадии является метод массовых наблюдений, так как статистическое наблюдение всегда мас­совое. Это объясняется тем, что статистика изучает закономерности, кото­рые выделяются через исследование массовых явлений под действием за­кона больших чисел. Кроме того, на этом этапе анализа формируются его цели и задачи, разрабатываются программы исследования в целом и по вышеуказанным стадиям, определяются конкретные способы и методы, используемые на каждом этапе исследования; составляется организаци­онный план его проведения, определяются объект (совокупности общест­венных явлений или процессов) и единица наблюдения.

Результатом статистического наблюдения являются данные, характе­ризующие каждую единицу наблюдения. Цельже исследования - получе­ние характеристики объекта наблюдения в целом. Поэтому результаты статистического наблюдения представляют собой лишь исходный стати­стический материал.

Эти результаты необходимо определенным образом обработать с тем, чтобы из статистического "сырья" выявить статистические данные. Такая обработка является следующей после наблюдения стадией стати­стического исследования и представляет собой сводку исходных данных для получения обобщающих характеристик исследуемого процесса или явления.

Метод статистической группировки и статистических таблиц. Вто­рая стадия статистического исследования представляет собой комплекс последовательных действий по обобщению конкретных единичных фактов, образующих совокупность в целях выявления типичных черт и закономерностей, присущих изучаемому явлению в целом. Важнейшим специфическим методом на этой стадии является методгруппировок. Ста­тистическая сводка включает в себя распределение исходных данных по группам, качественно однородным по одному или нескольким признакам, и получение групповых итогов.

Для правильного выделения качественно однородных групп следует выбирать основные, наиболее существенные для данного явления или процесса признаки. В зависимости от числа и вида признаков; решаемых задач и исходных данных группировки подразделяются на: простые и комбинационные, по количественным и качественным признакам, типологические, структурные и аналитические, многомерные, первичные и вторичные. Одним из этапов процесса группировки является построе­ниерядов распределения, т. е. группировка единиц наблюдения по вели­чине или значению признака.

Результаты статистической группировки и сводки излагаются в виде статистических таблиц, являющихся наиболее рациональной, систематизированной и наглядной формой представления массовых данных.

Методы анализа с помощью обобщающих показателей. Статистиче­ский анализ является заключительной стадией статистического исследования.

В соответствии с ранее сформулированными познавательными задача­ми статистики как науки в процессе статистического анализа исследуются структура, динамика и взаимосвязи общественных явлений или процес­се».




Выделяют следующие основные этапы анализа:

1) констатация фактов и их оценка;

2) установление характерных черт и причин явления;

3) сопоставление явления с другими, в том числе с оптимальными;

4> формулирование гипотез, выводов и предложений.

Характерным для статистических методов на этой стадии является при­менениеобобщающих показателей: абсолютных, относительных, сред­них величин и индексных систем. Некоторые общие черты формирования обобщающих показателей устанавливаются посредством измерения их вариации. Изучение вариации наряду с применением средних и относи­тельных величин имеет большое практическое и научное значение. Пока­затели вариации дополняют средние величины, за которыми скрываются индивидуальные различия. Они характеризуют степень однородности ста­тистической совокупности по данному признаку. Показатели вариации определяют границы вариации признака. Соотношение показателей вариа­ции выражает взаимосвязь признаков.

Изучение структуры - исходный пункт статистического исследования. Здесь вопросы изменения и развития возникают в отраженной форме с различным уровнем развития элементов структуры. Конечная задача статистического исследования - отыскание закономерностей динамики. Исследование динамики обычно носит дифференциальный или интеграль­ный характер. Фиксация состояний процесса образует интегральныйди­намический ряд, который исследуется на Основе обобщающих аналити­ческих показателей, специальных приемов обработки и моделирования рядов динамики. Прогнозирование дальнейшего хода развития общест­венных явлений осуществляется с помощью экстраполяции.

Закономерности причинно-следственных связей общественных процес­сов и явлений устанавливаются с помощьюкорреляционно-регрессион­ного анализа, а такжеметодов многомерного статистического анали­за. Взаимосвязи явлений также изучаются с помощью статистических груп­пировок, параллельных рядов, взаимосвязанных индексов и т. д.

Широкое применение в статистике находят графические методы, по­зволяющие в наглядной форме представлять результаты статистических исследований.

Вопросы для самопроверки:

1. Назовите основные особенности предмета статистики?

2. Что такое предмет статистики и статистическая совокупность?

3. Что является объектом статистического исследования?

4. Дайте определение единице статистической совокупности.

5. Понятие вариации в статистике.

6. Что такое статистический показатель?

7. Изучение структуры массовых явлений.

8. Перечислите основные стадии статистического исследования.

9. Основные методы статистического исследования.

10. В чем сущность статистических методов и какие из них применяются в статистических исследованиях?


Шпаргалка подготовлена в соответствии с программой учебного курса «Экономическая статистика». В пособии кратко изложены ответы на вопросы по данной дисциплине, достаточные для ответа на экзамене или зачете. Пособие поможет в короткие сроки повторить ранее изученный материал, а также эффективно подготовиться к сдаче экзамена или зачета по данному предмету. Издание предназначено студентам экономических специальностей.

Оглавление

  • 1. Понятие статистики как науки
  • 2. Категории статистики
  • 3. Метод статистики
  • 4. Организация государственной статистики в России
  • 5. История развития статистики
  • 6. Статистическое измерение
  • 7. Понятие статистической сводки и ее виды
  • 8. Статистические группировки
  • 9. Виды и формы выражения статистических показателей

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Статистика. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

3. Метод статистики

Под статистической методологией понимается система принципов и совокупность методов, направленных на изучение количественных закономерностей, проявляющихся в структуре взаимосвязей и динамике социально-экономических явлений.

Важнейшими составными элементами метода статистики и статистической методологии являются:

1) статистическое наблюдение (сбор данных);

2) сводка и группировка;

3) обобщение и анализ полученных статистических данных.

Сущность первого элемента статистической методологии состоит в планомерном и систематичном сборе первичных данных об изучаемом объекте. Собранные сведения носят исчерпывающий характер.

Второй элемент подразумевает собой разделение совокупности данных, полученных на этапе наблюдения, на однородные группы по одному или нескольким признакам, подсчет итогов по каждой группе и подгруппе и оформление полученных итогов в виде статистической таблицы. Таким образом, все собранные факты подвергаются систематизации и классификации.

Сущность третьего элемента статистической методологии заключается в вычислении и социально-экономической интерпретации обобщающих статистических показателей: абсолютных величин; относительных величин; среди их величин; показателей вариации; показателей динамики; индексов и т.д. В процессе статистического анализа изучается структура, динамика и взаимосвязь общественных явлений и процессов.

Выделяют следующие этапы статистического анализа:

1) установление фактов и их оценка;

2) выявление характерных особенностей и причин явления;

3) сопоставление явления с нормативными, плановыми и прочими явлениями, принятыми за базу сравнения;

4) формулирование выводов, прогнозов, предположений и гипотез;

5) статистическая проверка выдвинутых гипотез. Три основных элемента статистической методологии являются также тремя стадиями любого статистического исследования.

К статистической методологии относят и способы, с помощью которых статистика производит свои исследования. Метод статистики выбирается в зависимости от изучаемого явления и конкретного предмета изучения: связи, закономерности или развития.

В статистике применяют следующие методы:

1) выборочный метод;

2) индексный метод;

3) корреляционно-регрессионный анализ;

4) дисперсионный анализ;

5) многомерный анализ;

6) балансовый метод.

Большое значение в статистическом исследовании имеют графический и табличный методы, которые позволяют наглядно определить тенденцию развития изучаемого явления. Современная статистика располагает множеством методов анализа данных с применением вычислительной техники, позволяющих описать изменчивую структуру любого явления.


Данное учебное пособие предназначено для подготовки студентов экономических вузов к сдаче экзаменов. Издание содержит полный курс лекций по теории статистики, составленный профессиональными экономистами. Студентам предлагается ознакомиться с вопросами теории статистики. Рассматриваются методы статистического наблюдения, сводка, групировка данных, средней величины, показатели вариации, корреляционный и регрессивный анализы, анализ временных рядов, индексы, использование графического метода и многое другое. Издание предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Статистика» и другим экономическим специальностям.

Оглавление

  • ЛЕКЦИЯ № 1. Статистика как наука
  • ЛЕКЦИЯ № 2. Статистическое наблюдение
  • ЛЕКЦИЯ № 3. Сводка и группировка статистических данных

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория статистики: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

ЛЕКЦИЯ № 1. Статистика как наука

1. Происхождение термина «статистика» и его значение

В настоящее время термин «статистика» употребляется в различных значениях.

Статистика — это общественная наука, изучающая явления и процессы общественной жизни, она раскрывает законы возникновения и развития этих явлений и их взаимосвязи. Для того чтобы изучить статистическую науку, необходимо иметь представление о предмете ее исследования и знать, какие научные принципы положены в основу этих явлений.

Статистика — это особо важная наука, т. е. отрасль знаний, изучающая с количественной стороны все явления из жизни общества.

В переводе с латинского слово «status» означает определенное положение вещей. Термин «статистика» впервые был употреблен немецким ученым Г. Ахенвалем в 1749 г., в его книге о государствоведении.

Статистика понимается в настоящее время в трех значениях:

1) статистическая наука — вся практическая деятельности человека по сбору, обработке, накоплению и анализу цифровых данных, которые характеризуют образование, экономику страны, ее культуру и другие жизненно важные явления в жизни общества;

2) статистика — наука, которая занимается разработкой технических положений и методов, используемых статистической практикой.

Существует тесная связь между статистической наукой и статистической практикой. Статистическая практика применяет правила, которые разработала статистическая наука, но в то же время статистическая наука опирается на те материалы, которые были получены статистической практикой, обобщает ее опыт и разрабатывает на основе всего этого свои новые положения;

3) представленные предприятием, организацией статистические данные в виде финансовой отчетности называют статистикой, А также могут быть использованы данные, которые публикуются в справочниках, в периодических изданиях, в сборниках, они и представляют собой результат статистической работы.

Статистика — это инструмент познания. Особенности статистики:

1) в количественном выражении сообщаются статистические данные;

2) статистическую науку интересуют выводы, сделанные врезультате анализа собранных и обработанных числовых данных;

3) состояние изучаемого явления на определенной ступени его развития в конкретных условиях места и времени отражают статистические данные.

2. История и особенности развития статистической науки

Статистика имеет многовековую историю и своими корнями уходит в глубокую древность.

Необходимость в появлении статистической практики связана с образованием государств, т. е. для того, чтобы образовать государство, нужно было собрать сведения о наличии земель, численности проживающих на этой земле, об их имущественном положении и многие другие данные. Подобный учет проводился несколько тысячелетий назад в таких государствах, как Китай. Древний Рим и Египет.

Сбор статистических данных начался с самой глубокой древности. А к более позднему периоду относятся обработка и анализ статистических данных, т. е. зарождение статистики как науки.

Основоположниками английской школы политических арифметиков были Д. Граунт (1620—1674 гг.), Э. Галлей (1656—1742 гг.) и В. Петти (1623—1687 гг.). В их трудах преобладали два направления: демографическое с уклоном к вопросам страхования жизни у Д. Граунта и Э. Галлея и статистико–экономическое у В. Петти Д. Граунт впервые открыл закономерности массовых общественных явлений и показал, как следует обрабатывать и анализировать множественный первичный материал. Он впервые попытался построить таблицу смертности для населения. Э. Галлей — знаменитый английский астроном выдвинул идею закона больших чисел и применил методы устранения случайных отклонений.

В. Петти посвятил статистике ряд научных работ. В них он стремился конкретно оценить то или иное явление, несмотря на явную нехватку числовых данных.

Политические арифметики стремились цифрами охарактеризовать состояние и развитие общества, вскрыть закономерности развития общественных явлений, проявляющиеся в массовом материале. Цели и задачи, которые ставили перед собой эти ученые, близки к современному пониманию сущности статистики.

В первой половине XIX в. возникло третье направление статистической науки — статистико–математическое. Особый вклад в развитие этого направления внес статистик А. Кетле (1796—1874 гг). Он называл статистику социальной физикой, т. е. наукой, изучающей законы общественной системы с помощью количественных методов. Он обосновал идею использования закономерностей, выявленных из массы случаев, в качестве важнейшего инструмента познания объективного мира.

Значительный вклад в развитие статистики внесли английские ученые Ф. Гальтон (1822—1911 гг.) и К. Пирсон (1857—1936 гг.). Ф. Гальтон серьезно заинтересовался проблемой наследственности, к анализу которой он вскоре применил статистические методы.

Наиболее известным ученым XX в. в области статистики на Западе является Р. Фишер (1890—1962 гг.). Он работал в течение полувека. Многие его исследования оказали существенное воздействие на современную статистику.

На Руси в период Х—ХП вв. собиралась информация, тесно связанная с налогообложением.

В период Петровских реформ были затронуты практически все сферы общественной жизни страны. Они требовали большего числа точных статистических данных, касающихся: цен на хлеб; регистрации заводов и фабрик, вновь создающихся; объемов внешней торговли; количества городов и регистрации численности городского населения.

В связи с быстрым развитием описательного направления в России происходило становление статистической науки. Самыми выдающимися представителями описательной школы следует назвать таких ученых, как И. К. Кириллов (1689—1737 гг.), М. В. Ло

моносов (1711—1765 гг.), В. Н. Татищев (1686—1750 гг.), К. Ф. Герман (1767—1838 гг.).

Творческая работа И. К. Кириллова является одним из самых первых систематизированных экономико–географических описаний в России.

Большой вклад в развитие статистической науки внес географ. историк В. Н. Татищев, он разработал детальную программу для того, чтобы можно было получить сведения, необходимые для составления географии России с самым полным ее экономическим описанием.

Особый вклад в статистическую науку внес М. В. Ломоносов, Написанная в 1755 г. книга «Слово похвальное императору Петру Великому» давала оценку Петровской ревизии. В своих трудах он рассматривал ряд вопросов, непосредственно касающихся населения, финансов, природных богатств и многого другого.

Особой заслугой М. В. Ломоносова считается усовершенствование программы обследования и подготовки данных, которые характеризовали бы географию, население, экономику страны в сельском хозяйстве, торговле, промышленности, транспорте и т. д. Первоначально эта программа была разработана В. Н. Татищевым для создания «Атласа Российского».

По программе в города и уезды были разосланы бланки обследования. Материалы обследования долгое время поступали в академию, и были обработаны уже только после смерти М. В. Ломоносова.

В начале XIX в. выходит ряд крупных работ по теории статистики. В книге «Всеобщая теория статистики. Для обучающих сей науке» К. Ф. Герман изложил основные положения, раскрывающие статистику как науку. В истории развития статистики большая роль принадлежит трудам К. И. Арсеньева (1789—1856 гг.), он считал, что статистика в состоянии дать адекватную характеристику жизни государства.

Д. П. Журавскому (1810—1856 гг.) принадлежит системное изложение основ теоретической базы статистики как науки, он раскрыл принцип единства количественного и качественного анализа.

Характерной особенностью представителей академической школы статистики было стремление заменить изучение государства изучением общества. Основоположниками этой школы были Э. Ю. Янсон (1835—1893 гг.), А. И. Чупров (1842—1908 гг.).

А. А. Чупров (1874—1926 гг.), Н. А. Каблуков (1849—1919 гг.) и А. А. Кауфман (1864—1919 гг.). Представители академической статистики оказали большое положительное влияние на развитие статистической науки в России и на работу статистических органов. К началу XX в. Россия стала одним из признанных центров научной статистической мысли. Большое влияние на развитие математического направления в статистике России произвели работы русских математиков П. П. Чебышева (1821 — 1894 гг.), А. А. Маркова (1856—1922 гг.), А. М. Ляпунова (1857 — 1919 гг.).

Исторический опыт советской статистики как науки был обобщен в трудах В.И. Хотимского (1892—1937 гг.), В. С. Немчинова (1894—1964 гг.), В. Н. Старовского (1905—1975 гг.), А. Я. Боярского (1906—1985 гг.), Б. С. Ястремского (1877—1962 гг.), Л. В. Некраша (1886—1949 гг.) и других ученых. Значительный вклад в теорию индексного метода был внесен учеными С. М. Югенбергом, В Е.Адамовым, Г. И. Баклановым, Л. С. Казинцом, И. Г. Венецким и др.

В настоящее время в Российской Федерации идет работа по совершенствованию и переводу статистической методологии на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики.

3. Органы статистики в Российской Федерации

В настоящее время центральным органом единой централизованной системы государственной статистики является Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат России) — это федеральный орган исполнительной власти.

Единую систему государственной статистики Российской Федерации при Госкомстате России составляют органы в республиках, автономных областях и округах, краях, городах и районах, а также подведомственные им организации и учреждения.

Мощными вычислительными ресурсами обладает Главный межрегиональный центр обработки и распространения статистической информации. Этот центр необходим для обработки поступающих из регионов статистических данных.

Статистическими стандартами Российской Федерации, установленными Госкомстатом России, являются формы и методы сбора и обработки статистических данных, методология расчета статистических показателей.

Основная деятельность Госкомстата — это разработка федеральных статистических программ, финансируемых из госбюджета.

Основные задачи Госкомстата:

1) координация статистической деятельности в государстве;

2) разработка статистической методологии, которая будет соответствовать потребностям общества на определенном этапе и международным стандартам;

3) предоставление официальной статистической информации Президенту, Правительству, общественности, Федеральному Собранию Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти, международным и иным организациям В структуре Госкомстата России для решения задач по сбору обработке и анализу статистических данных выделены следующие управления: статистического планирования и организации статистического наблюдения, статистики строительства и основных фондов, статистики окружающей среды и сельского хозяйства статистики цен и финансов, статистики населения и ряд других по отраслям экономики и социальной сферы. В соответствии с федеральными программами определенные виды статистических работ ведутся не только Госкомстатом России, но и иными органами государственного управления: Банком России, Министерством образования России, Министерством финансов России, Министерством труда России, Министерстом Внутренних Дел и другими (общее количество министерств и ведомств составляет более 200).

4. Предмет изучения статистики

Любая наука обладает специфическими особенностями, которые отличают ее от других наук и дают ей право на самостоятельное существование. В предмете познания, в принципах и методах изучения науки, которые в совокупности образуют ее методологию, заключается главная особенность каждой науки.

Предметом статистической науки являются:

1) массовые социально–экономические явления жизни;

2) количественная сторона этих явлений в конкретных условиях места и времени.

Посредством статистических показателей статистика изучает все явления и процессы, протекающие в жизни общества.

Количественная оценка свойства изучаемого объекта — это статистический показатель. В зависимости от функции статистические показатели можно разделить на: аналитические показатели, учетно–оценочные показатели.

Аналитические показатели применяются для того, чтобы проанализировать статистическую информацию и охарактеризовать особенность развития изучаемых явлений: скорость развития во времени, типичность признака, соотношение его отдельных частей, меру распределения в пространстве и т. д. Относительные и средние величины, показатели вариации и динамики, тесноты связи и многие другие применяются в статистической науке в качестве аналитических показателей.

Учетно–оценочные показатели — это статистическая характеристика размера качественно определенных социально–экономических явлений в конкретных условиях места и времени.

Учетно–оценочные показатели могут отображать объемы распространения их в пространстве или достигнутые на определенные моменты уровни развития.

В статистике признаки могут выражаться смысловыми понятиями и числовыми значениями.

Атрибутивными принято называть признаки, которые выражаются смысловыми понятиями, например, к атрибутивному признаку можно отнести пол человека — мужчина и женщина. Если атрибутивные признаки принимают одно из двух противоположных значений, их называют альтернативными.

Количественными принято называть признаки, которые выражены числовыми значениями, например, получаемая заработная плата, возраст, получаемый доход, стаж работы.

Варьирующими называют признаки, принимающие различные значения у отдельных единиц изучаемого явления. Значение варьирующего признака у отдельных единиц изучаемого явления называется вариантом.

В статистическом исследовании признаки подразделяются на:

1) основные — определяют основное (главное) содержание изучаемого объекта;

2) второстепенные — это признаки, которые непосредственно не связаны с основным их содержанием.

Изучая свой предмет, статистическая наука образует статистические совокупности.

Множество единиц, объединенных в соответствии с задачей исследования качественной единой основой, называют статистической совокупностью.

Единицей совокупности называют первичный элемент статистической совокупности. Единица совокупности является носителем признаков, подлежащих регистрации, и основой ведущегося при обследовании счета.

Статистический показатель — та категория, которая отображает количественные характеристики соотношения признаков общественных явлений. Статистические показатели бывают:

1) объемными (численность населения);

2) расчетными (средние величины);

Статистические показатели нужно отличать от понятия «статистические данные», так как статистические данные — это конкретные численные значения статистических показателей. Статистические данные зависят от конкретных условий места и времени и определены как количественные и качественные.

Опираясь на основные положения экономической теории статистика обогащает экономические науки фактами, которые она получает в результате статистического исследования.

5. Метод статистики

В исторической обусловленности статистика изучает динамику социально–экономических явлений.

Статистическая методология — это разнообразные методы. применяемые для изучения своего предмета.

В настоящее время знание статистики необходимо каждому специалисту для того, чтобы принять решения в условиях стохастики, проанализировать элементы рыночной экономики.

Статистика опирается на диалектические категории случайного и необходимого, единичного и массового, индивидуального и общего, качественного и количественного.

Согласно диалектическому методу познания общественные явления и процессы, протекающие в общественной жизни страны, рассматриваются в развитии, взаимной связи и причинной обусловленности. Знание законов общественного развития дает нам фундамент для правильности толкования явлений, подлежащих статистическому исследованию, а также помогает выбрать надлежащую методику их изучения и анализа.

Основные этапы экономико–статистического исследования.

1 этап: с помощью массового научноорганизованного наблюдения получают первичную информацию об отдельных фактах (единицах) изучаемого явления.

Собранная в ходе массового наблюдения информация представляет собой исходный материал для статистического обобщения, для получения объективных выводов об изучаемом явлении.

Для того чтобы освободиться от влияния случайных причин и установить характерные черты изучаемого объекта, нужно получить сведения о достаточно большом числе единиц.

2 этап: это группировка и сводка материалов, которые представляют собой расчленение всей массы единиц на однородные группы и подгруппы, и оформление полученных результатов в виде статистических таблиц. Для того чтобы выделить из состава всех случаев единицы разного состава, показать особенности явлений нужно использовать группировку.

После группировки нужно обобщить данные наблюдения, которые были получены в ходе статистического исследования.

На третьей заключительной стадии проводится анализ полученной при сводке статистической информации на основе применения обобщающих статистических показателей: абсолютных и относительных величин, средних величин, статистических коэффициентов и индексов.

Табличные и графические методы имеют широкое применение при изучении статистической информации.

6. Задачи статистики в современных условиях

Рост производительных сил и научной деятельности в России вызвал развитие статистики и применение ее в практической деятельности.

Основные задачи статистической науки:

1) исследовать происходящие в обществе преобразования социально–экономических процессов;

2) выявить резервы эффективности общественного производства;

3) своевременно обеспечить органы законодательной власти надежной информацией.

Под статистической методологией понимается система принципов и методов их реализации направленных на изучение количественных закономерностей, проявляющихся в структуре взаимосвязей и динамике социально-экономических явлений. Важнейшими составными элементами метода статистики и статистической методологии являются массовое статистическое наблюдение, сводка и группировка, а также применение обобщающих статистических показателей и их анализ.

Сущность первого элемента статистической методологии составляет сбор первичных данных об изучаемом объекте. Например: в процессе переписи населения страны собираются данные о каждом человеке, проживающем на ее территории, которая заносится в специальный формуляр.

Второй элемент: сводка и группировка представляет собой разделение совокупности данных, полученных на этапе наблюдения на однородные группы по одному или несколько признаков. Например в результате группировки материалов переписи населения делится на группы (по полу, возрасту, населению, образованию и т.д.).

Сущность третьего элемента статистической методологии заключается в вычислении и социально-экономической интерпретации обобщающих статистических показателей:

4. Показателей вариации

6. Индексов и т.д.

Три основных элемента статистической методологии составляют также три стадии любого статистического исследования.

Теоретические основы статистики.

Теоретическую основу статистики составляют понятия и категории, в совокупности которых выражаются основные принципы данной науки. В статистики к важнейшим категориям и понятиям относятся: совокупность, вариация, признак, закономерность.

Важнейшим свойством статистической совокупности является ее неразложимость. Это означает, что дальнейшее дробление индивидуальных явлений не вызывает потери их качественной основы. Исчезновение или ликвидация одного или ряда явлений не разрушает качественной основы статистической совокупности в целом. Так, население страны или города останется населением, несмотря на постоянно происходящие процессы механического и естественного движения населения.

Количественные изменения значение признака при переходе от одной единицы совокупности к другой называются вариацией. Вариация возникает под воздействием случайных, прежде всего внешних причин.

Статистические совокупности имеют определенные свойства, носителями которых выступают единицы (отдельные элементы) совокупности (явления), обладающие определенными признаками. По форме внешнего выражения признаки делятся на:

Атрибутивные (качественные) признаки не поддаются прямому количественному (числовому) выражению.

Количественные признаки делятся на дискретные (прерывные) и непрерывные.

Важнейшей категорией статистики является статистическая закономерность. Под закономерностью вообще принято называть повторяемость, последовательность и порядок изменений в явлениях.

Статистическая же закономерность в статистике рассматривается как количественная закономерность изменения в пространстве и времени массовых явлений и процессов общественной жизни, состоящих из множества элементов (единиц совокупности). Она свойственна не отдельным единицам совокупности, а всей их массе, или совокупности в целом.

Статистическая закономерность - это форма проявления причинной связи, выражающаяся в последовательности, регулярности, повторяемости событий с достаточно высокой степенью вероятности, если причины (условия), порождающие события. Не изменяются или изменяются незначительно. Статистические закономерности устанавливаются на основе анализа массовых данных.

Основные понятия и категории статистической науки в целом. (Основные категории статистической науки)

Общая теория статистики как отрасль статистической науки.

К основным понятиям и категориям статистической науки относятся следующие: совокупность, признак, показатель, система показателей и др.

Статистическая совокупность - множество элементов одного и того же вида сходных между собой по одним признакам и различающимся по другим. Например: это совокупность отраслей экономики, совокупность ВУЗ, совокупность сотрудничества КБ и т.п.

Отдельные элементы статистической совокупности называются ее единицами. В рассмотренных выше примерах единицами совокупности являются соответственно отрасли, ВУЗ (один) и сотрудник.

Единицы совокупности обладают как правило многими признаками.

Признак - свойство единиц совокупности, выражающее их сущность и имеющее способность варьировать, т.е. изменяться. Признаки, принимающие единичное значение у отдельных единиц совокупности называются варьирующими, а сами значения вариантами.

Варьирующие признаки подразделяются на атрибутивные или качественные. Признак называется атрибутивным или качественным, если его отдельное значение (варианты) выражаются в виде состояния или свойств присущих явлению. Варианты атрибутивных признаков выражаются в словесной форме. Примерами таких признаков могут служить - хозяйственный.

Признак называется количественным, если его отдельное значение выражается в виде чисел. Например: заработная плата, стипендия, возраст, размер ОФ.

По характеру варьирования количественные признаки делятся на дискретные и непрерывные.

Дискретные - такие количественные признаки, которые могут принимать только вполне определенное, как правило целое значение.

Непрерывными - являются такие признаки, которые в определенных пределах могут принимать значение как целое, так и дробное. Например: ВНП страны и т.д.

Различаются также признаки основные и второстепенные.

Основные признаки характеризуют главное содержание и сущность изучаемого явления или процесса.

Второстепенные признаки дают дополнительную информацию и непосредственно связаны с внутренним содержанием явления.

В зависимости от целей конкретного исследования одни и те же признаки в одних и тех же случаях могут быть основными, а в других второстепенными.

Статистический показатель - это категория отображающая размеры и количественные соотношения признаков социально-экономических явлений и их качественной определенности в конкретных условиях места и времени. Следует различать содержание статистического показателя и его конкретное числовое выражение. Содержание, т.е. качественная определенность состоит в том, что показатели всегда характеризуют социально-экономические категории (население, экономика, финансовые институты и т.д.). Количественные размеры статистических показателей, т.е. их числовые значения зависят прежде всего от времени и места объекта, который подвергается статистическому исследованию.

Социально-экономические явления как правило не могут быть охарактеризованы каким-либо одним показателем, Например: уровнем жизни населения. Для комплексной всесторонней характеристики исследуемых явлений необходима научно обоснованная система статистических показателей. Такая система не является постоянной. Она постоянно совершенствуется исходя из потребностей общественного развития.

Читайте также: