Фундаментом культурной компетентности личности не является

Обновлено: 28.03.2024

4. Герменевтической функцией культурологии является .

Воспроизведение культурной системы изнутри

сравнение различных объектов культуры

описание культурной системы

определение перспектив и возможных путей развития культурных процессов

5. Дескриптивной функцией культурологии является .

сравнение различных объектов культуры

Описание основных культурных объектов

определение перспектив развития культурных процессов

сведение к понятому

6. Для терминов «культурология» и «социология культуры» справедливо утверждение .

социология культуры опирается на понимание культуры и культурных процессов, выработанное в культурологии

культурология является частью социологии культуры. анализирующей культуру в контексте социальных процессов

Культурология и социология культуры изучают цивилизационные процессы

культурология и социология культуры - две различные научные дисциплины, имеющие собственный предмет исследования

7. К историческим причинам формирования культурологии как науки относится .

активизация научной деятельности по изучению социума

появление новой ментальности

достижения в области образования, науки, искусства

Становление мультикультурной постиндустриальной цивилизации

8. К методам, направленным на понимание культурных явлений, не относится . метод.

Наблюдения

9. Культурная антропология исследует .

развитие теоретических представлений о культуре

Процессы адаптации человека к окружающей культурной среде

политическое и духовное обеспечение реализации культурных программ

изменение культурных потребностей и целей человека в условиях урбанизации

10. Культурология как наука не изучает аспект .

Человеческой деятельности

11. Максимально возможный уровень обобщения культурных процессов достижим в .

Философии культуры

12. Направление, использующее в объяснении социокультурных процессов такие понятия, как «естественный отбор», «борьба за существование» - это .

Социал-дарвинизм

13. Направление культурологии изучающее языки культуры - .

история культурологических учений

Семиотика

14. Направлением прикладной культурологии не является .

исследование исторических процессов взаимоотношения человека и культуры

обеспечение реализации культурных программ

диагностика культурных процессов

Разработка культурной политики

15. Нарративной функцией культурологии является .

Встраивание культуры в историю

сведение к понятному

сравнение различных объектов культуры

определение перспектив развития культурных процессов

16. Определение культурологии как научной дисциплины не включает понятие .

науки о способах межпоколенной трансляции опыта

Науки, исследующей способы удовлетворения потребностей человека, принятые в данном обществе

науки о процессах формирования социально значимых знаний в человеческих коллективах популярная

науки о социальных процессах, происходящих в человеческих сообществах

17. Оценочной функцией культурологии является .

воспроизведение культурной системы изнутри

встраивание культуры в историю

сведение к понятному

Сопоставление объектов и явлений в контексте

18. Прогностической функцией культурологии является .

Определение перспектив и возможных путей развития культурных процессов

сравнение различных объектов культуры

сведение к понятному

воспроизведение культурной системы изнутри

19. Рассмотрение культуры с обобщенной точки зрения, т.е. создание той или иной «теории культуры» характерно для .

Философии культуры

20. Результаты философского интереса к проблемам культуры фиксирует .

Философия культуры

21. Социология культуры изучает .

изменение культурных целей человека в условиях миграции

Историю социальных и культурных явлений

духовное обеспечение реализации культурных программ

культурную политику государства

22. Термин «культурология» для обозначения особой дисциплины, изучающей культуру как «самостоятельную упорядоченность феноменом», - предложил использовать .

автор книги «Первобытная культура» Э. Тайлор

Американский антрополог Л. Уайт в 1960-е гг.

лауреат Нобелевской премии В. Освальд в начале XX в.

отечественный исследователь 1930-х гг. Ю. Лотман

ДЕ № 2. Культура как объект исследования в культурологии.

1. Аксиологический подход к культуре означает: культура - это .

Мир ценностей

2. Буржуазная культура, с характерным для нее типом автономной личности, возникла в эпоху .

Нового времени

3. В процессе становления человека как био-социо-культурного существа важнейшее значение имело такое изменение его физиологии, как .

изменение формы челюстей в результате перехода на мясную пищу

исчезновение волосяного покрова

Формирование асимметрии человеческого мозга

4. Введение человека в систему разделения труда, знакомство с политическими и социальными нормами, знакомство с языками социальной коммуникации - это .

Социализация

5. Добровольное соединение индивидов на основе любви к богу и друг к другу, Н. Бердяев определял термином .

Соборность

6. Зачатки религиозных представлений появились .

с началом антропогенеза

в первых цивилизациях (Древний Египет, Древняя Месопотамия)

С возникновением человека современного вида

7. Инициативой отдельных авторов определяется такое явление культурогенеза, как .

формирование новых этнических групп

творчество создание сословий

Культурологии

10. К методам, направленным на объяснение культурных объектов и явлении, не относится метод .

Рекреативная

14. К языкам культуры не относятся .

акты человеческого поведения

Адаптационном

19. Материализованный результат человеческой деятельности, в который вложен смысл, значение - это .

Артефакт

20. Нынешняя цивилизация воздвигнута на идее .

Инкультурация

24. Проблема человека, как субъекта культуры входит в предметное поле .

Культурной антропологии

25. Рассмотрение культуры как совокупности высших духовных ценностей, лучших творений человека характерно для . определения.

Аксиологического

26. Рационализм, европоцентризм, убыстрение прогресса - характерные черты культуры .

Новой эпохи

27. Ренессанс, Реформация, Просвещение способствовали формированию культуры .

Новой эпохи

28. Решением проблем функционирования культуры в обществе занимается.

Социология культуры

29. С исследования т.н. примитивных культур начала свое развитие .

Культурная антропология

30. Система образов, характеризующая устройство мироздания, включающая отношение человека к миру - это .

Мировоззрение

31. Ситуация включения культуры в цивилизацию, как составной ее части характерна для .

первобытного состояния человека

Индустриальной цивилизации

32. Сторонники идей евразийства полагали - .

революция в России - проявление ее «азиатчины»

прогрессивноe развитие возможно лишь по западному пути

Россия должна избрать восточный путь развития

Философской

35. Термин «креационизм» означает .

процесс возникновения мира как результат саморазвития

процесс включения индивида в культуру

период стагнации культурного развития

Б-Г-В-А

37. Фундаментом культурной компетентности личности не является .

знание семиотики культуры

освоение национального культурного наследия

владение языками, кодами культуры

Адаптативная

39. Функцией культуры, определяющей единство социальных общностей на основе общих взглядов, убеждений, ценностей является .

межпоколенной трансляции опыта

приспособление личности к окружающей среде

Интегративная

ДЕ № 3. Типология культур.

1. В современных условиях приоритетное внимание в области межнациональных отношений следует уделить .

внедрению модели жёсткого администрирования на всех уровнях общественной системы

разработке технологий функционирования многопартийной системы

выработке представлении об особом типе технически эрудированной личности

выработке принципов и норм социальной солидарности и культурной идентичности неконфронтационного типа

2. Для восточного мировоззрения не характерно .

подчинение своих устремлений интересами семьи или общины

самоизоляция человека от внешнего мира

уход во внутреннюю духовную жизнь

Русской

отрицали реформы Петра I

выступали против развития капитализма

С.Л. Франк

7. Исследователь, полагавший, что прогрecc состоит не в том, чтобы всем идти в одном направлении, а в том, «чтобы всё поле, составляющее поприще исторической деятельность человечества, исходил, в разных направлениях»- .

Н. Данилевский

8. К числу причин, обусловивших различия восточного и западного типа культур, не относит(-ят)ся.

особенности взаимодействия с соседними культурами

Расовые различия

10. Культура . - это родоплеменная, преимущественно сельскохозяйственная культурная система.

Этническая

11. Культура, базирующаяся на письменной традиции, профессиональной литературе, искусстве, открытая для внешних влияний, но сохраняющая при этом этническую самобытность, называется .

Национальной

12. Культура, ориентированная на решение текущих социальных задач и определяющая перспективы развития - это . культура.

Национальная

13. Культура, отличающаяся от основной культуры какими-либо этническими, языковыми или религиозными признаками, называется .

Субкультурой

14. Культура, создаваемая профессионалами и предназначенная для широких слоев населения - это . культура.

Массовая

15. Мемориальный тип культуры, в основе которого лежит представление об общем происхождении и общей истории - это . культура.

Кровнородственная

16. Образ мира, ориентированный на тотем, на деяния «великого предка» - характерная черта культуры .

Первобытного общества

17. Общинный коллективизм предполагал .

регулирующую роль морали

беспрекословное подчинение государству

Рационализм

21. Особенностью истории восточного мира не является .

преемственность традиций и обычаев

прочное положение религии как фундамента культуры

Японской

23. Появление сословного общества, политической сферы культуры, письменности - характерные черты культуры .

Раннегородских цивилизаций

24. Представление об изначальном совершенстве и гармонии мира, когда смыслом жизни становится поддержание правильных отношений с космосом, характерно для . культуры.

Западноевропейской

25. Принцип семейно-государственного соподчинения, когда личное не соизмеримо с общим, лежит в основе . культуры.

Западноевропейской

26. Разновидность культуры, возникшая на основе кровного родства, вытесненной общностью территории, обычаев, нравов - это . культура.

Этническая

27. Самореализация человека достигается лишь через отрицание своей телесной природы и растворение в универсальной духовной субстанции, через разрыв связей с обществом и миром, - полагали представители . культуры.

Индийской

28. Смысл жизни человека разгадать загадку жизни, выйти из колеса рождений, прекратить путь страданий - этот постулат лежит в основе . культуры.

Индийской

29. Создание идеологии, обосновывающей социальный порядок - функция . культуры.

Элитарной

30. Способность легко уживаться с другими этносами в условиях социальных систем обеспечивает такая особенность российской ментальности, как .

ориентация на личный успех

Коллективизм

31. Сторонники идей евразийства .

полагали, что западная цивилизация поддерживает духовную жизнь людей

считали европейскую культуру образцом для подражания

отстаивали превосходство восточной культуры

Индийской

33. Формирование взглядов западников происходило на основе идей .

Просвещения

ДЕ № 4. Человек в природном и культурном пространстве.

1. В истории культуры при рассмотрении категории жизни обращают внимание на «три царства жизни» - это .

свободы, равенства, братства

физическое, химическое, биологическое

органическое, неорганическое, ноосфернoe

Авангардизма

3. В рамках процесса модернизации культурные ценности того или иного народа необходимо рассматривать как .

образцовые художественные методы

выражение культурной адаптации людей

Разделения сфер влияния

5. В условиях глобализации возникает угроза массовой инволюции, что означает .

полное равенство людей

забвение собственных интересов ради интересов общества

немедленное удовлетворение любых социальных потребностей личности

Постиндустриального типа

8. Генеральное направление в развитии науки о культуре в XXI в. связано с .

повышением эффективности ее прогностической функции

повышением эффективности функции социализации

повышением эффективности адаптивной функции

Аграрная

11. Культура, ориентированная на почитание природы, её изучение, изображение в искусстве - .

Натурцентристская

12. Культура социальных отношений определяется .

Возрождение

14. Особенность современной культурной ситуации - .

стремление к духовным ценностям

стремление к национальной замкнутости

Технизированного мира

16. Понятие, отражающее принятый в данном обществе способ удовлетворения потребностей человека - это .

Норма

17. Постмодерн как новый тип культуры .

предлагает эстетический гедонизм

возвращает к патриархальному, религиозному типу культуры

противопоставляет друг другу безликого «массового человека» и эгоцентричного эстета-интеллектуала

Законами

21. Преобладающей формой современных социальных отношений является .

разработка технологий мягких социальных взаимодействий

развитие процессов стихийной локализации исторических традиций

формирование общепланетарного культурно-информационного поля

22. Признанными художественными методами постмодернизма являются.

замкнутые концептуальные построения

Культурных институтов

24. Решением проблем функционирования культуры в обществе занимается.

Социология культуры

25. Сегодня многие учёные говорят о «культурном апокалипсисе» XXI в., основной причиной которого называют .

утрату людьми системного характера своих ценностных ориентации в результате

возрастания социальных и информационных нагрузок на психику

ухудшение системы образования, медицинского обслуживания

исчерпанность «просвещенческой» картины мира

Ноосфера

28. Фактор, вынуждающий сегодня говорить о необходимости создания экологической этики - это .

диктат культурных норм

усложнение общественных отношений

упрощение духовной жизни

Экологический кризис

29. Феноменология культуры - это .

сущность и внутренние определяющие основания культуры

проблемы культурных кодов и коммуникаций

проблемы генезиса, динамики, типологии культуры

Ж..-Ж. Руссо

32. Чертой современной глобальной культуры является .

Прагматизм

ДЕ № 1. Культурология в системе гуманитарного знания.

1. В предмет культурологии не входит …

социально-воспроизводственные механизмы и средства, обеспечивающие коллективный характер жизнедеятельности людей

нормативно-регулятивные механизмы, обеспечивающие коллективный характер жизнедеятельности людей

коммуникативно-знаковые средства, обеспечивающие передачу жизненного опыта

Прокрутить вверх


Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.).


ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры.


ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала.


Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все.

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.

Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.

Кто из отечественных ученых ввел в научный оборот понятие семиосферы?
Н. Бердяев
Ю. Лотман
М. Бахтин
А. Лосев

Годы в истории советского общества, которые символически называют «оттепелью» — …
1953-1956
1953-1963
1953-1964
1961 -1984

Ситуация включения культуры в цивилизацию, как составной ее части характерна для …
Постиндустриального общества
Первобытного состояния человека
Индустриальной цивилизации
Традиционной культуры

В каком философском направлении создано учение о двух формах культуры — материальной и духовной?
эволюционизм
классический марксизм
психоанализ
неокантианство

Философ, создавший концепцию «Осевого времени»:
б) В.Ф. Гегель
а) B. К. Ясперс
в) Ф.В. Ницше

Как называется осознание, оценка представителями своего знания, интересов, идеалов и мотивов деятельности, целостная оценка себя как субъекта общественного развития?
a) национальное самосознание
b) субъективное самосознание
c) рефлексия
d) менталитет
e) идеология

Преобразование культуры, обретение новой целостности в условиях вторжения в нее существенных новшеств — …
трансформация
интеграция
эрозия
конфронтация

Гуманистическая культура Возрождения имела _______ характер
маргинальный
элитарный
народный
массовый

Фундаментом культурной компетентности личности не является …
Знание семиотики культур
Освоение национального культурного наследия
Владение современными компьютерными технологиями
Владение языками, кодами культуры

Постмодернизм как направление современной культуры и культурологии сформировался в …
начале ХХ в.
70-80е гг. ХХ в.
конце XIX в.
начале XXI в.

«Обмирщение» культуры, развитие рационализма, относительно быстрые темпы перехода от Средневековья к Новому времени относятся к … веку
XV
XIV
XVI
XVIII

Что характерно во взглядах на культуру в античности?
а)космоцентризм
б)теоцентризм
в)антропоцентризм

Кто из мыслителей отождествлял понятия «цивилизация» и «культура»?
б) А. Тойнби
а) Н. Бердяев
в) О. Шпенглер

Одной из форм культуры является ________ культура
народная
обыденная
городская
педагогическая

В какой картине мира естественное не отличается от сверхъестественного?
а) в религиозной
б) в научной
в) в мифологической

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.

Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.

Под символом понимается …
образ мира, запечатленный на глобусе
математический знак, необходимый для исчисления
артефакт культуры, охраняемый государством
ориентир, позволяющий человеку определиться в ситуации

В основе формирования оснований для устойчивого коллективного существования людей и стимулирования повышения их групповой консолидированной лежит _________ функция культуры
интегративная
познавательная
адаптивная
нормативная

Живописное изображение Бога или святого, являющееся предметом религиозного поклонения -…
портрет
парсуна
абрис
икона

Понятие, характеризующее систему миропредставлений определенного общества, включая совокупность рациональных знаний, религиозных верований, мифологических текстов, нравов, ментальностей и пр., – это …
Идеология
Культурная система
Картина мира
Ощущение

Найдите правильное определение понятия «культурные универсалии»
a) базовые ценности, присущие всем типам культур
b) ценности, характерные для духовной культуры
c) базовые ценности, присущие доминирующей культуре
d) базовые ценности, присущие материальной культуре
e) ценности, присущие субкультуре

Метод изучения культуры как последовательно развивающейся формы человеческих отношений, проходящей этапы становления, вызревания, упадка — …
структурно – функциональный
нормативный
диахронный
синхронный

Фундаментом культурной компетентности личности не является …
Владение современными компьютерными технологиями
Знание семиотики культур
Владение языками, кодами культуры
Освоение национального культурного наследия

С исследования т.н. примитивных культур начала свое развитие …
Социология культуры
Культурология
Культурная антропология
Философия культуры

Культурология – это наука о …
Функционировании языков социальной коммуникации
Видах материально-преобразующей деятельности
Структурно-функциональном аспекте человеческой деятельности
Наиболее общих законах формирования человеческого общества

Определение культуры по Э. Тайлору
формы поведения, привычные для группы, общности людей, имеющие материальные и нематериальные черты
сотворенная человеком часть окружающей среды
совокупность знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев, а также способностей и привычек, усвоенных человеком
специфический способ мышления, чувствования, поведения

Культурная интеграция – это …
процесс, благодаря которому культура передается от предшествующих поколений к последующим через научение
точка высшего напряжения, в которой комбинация элементов оказывается наиболее удачной, в результате чего достигается расцвет тех или иных сфер культуры – экономики, литературы, религии и т.п.
расширение сферы влияния доминирующей (национальной) культуры за первоначальные пределы или государственные границы
форма кросс-культурного взаимодействия, при котором мигранты полностью сохраняют свою культуру, одновременно проявляя терпимость к культурным ценностям других народов и частично усваивая их

В рамках культуры производства выделяются два вида деятельности. Какие?
а)земледелие и скотоводство
б)собирательство и охота
в)земледелие и охота

Кем впервые была разработана концепция длинных экономических волн?
Ю. Лотманом
И. Пригожиным
Н. Кондратьевым
П. Сорокиным

Нынешняя цивилизация воздвигнута на идее…
Теоцентризма
Аскетизма
Натуроцентризма
Присвоения человеком природы

Самореализация человека достигается лишь через отрицание своей телесной природы и растворение в универсальной духовной субстанции, через разрыв связей с обществом и миром, – полагали представители … культуры
Индийской
Мусульманской
Западноевропейской
Античной

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.

Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.

Как называется комплекс предметов, природных явлений, включенных в культурный оборот данного народа, а также представления о нормах, целях и духовных детерминантах деятельности?
a) ценности техники
b) ценности нравственные c) ценности художественные
d) ценности научные
e) ценности культуры

Культуре Нового времени присущи следующие черты:
Установка на изменение и развитие. Можно познать законы природы и общества и на их основе изменить мир
Недостаточное практическое овладение природой компенсируется смысловым породнением с ней, мистической сопричастностью
Символизм, рассмотрение каждого материального предмета как изображения чего-то ему соответствующего в высших сферах
Установка на достижение делового, экономического успеха как признание рациональности, полезности, эффективности действий человека в реальном (материальном) мире
Освобождение человека от иерархической сословной системы, формирование самодеятельности индивидов, развитие масштабов общения
Главную роль в духовной культуре общества играет религия

Высокий уровень специализации и социальных притязаний характерен для _______культуры
Массовой
Этнической
Народной
Элитарной

Зарождение общей теории культуры – культурологии произошло в …
20-е гг. ХХ в.
середине ХХ в.
последней трети XIX в.
середине XIX в.

Назовите автора, который ввел следующие понятия: аполлоновское и дионисийское начало в человеке
А) Гегель
Б) Ф. Ницше
В) З. Фрейд

Как называется совокупность обрядов и ритуалов, связанных с верой в сверхъестественное?
a) канон
b) действия
c) богослужение
d) поклонение
e) культ

Назовите ученого, который выделил восемь великих культур: египетская, античная, индийская, вавилонская, китайская, арабская, мексиканская, западная
А) А. Тойнби
Б) О. Шпенглер
В) П. Сорокин

Попытки развить мессианские представления в нравственно-гуманистическом ключе предпринимались в …
евразийстве
гедонизме
славянофильстве
западничестве

Скульптурное убранство афинского Акрополя создано …
Фидием
Праксителем
Поликлетом
Мироном

Идея «сверхчеловека», «белокурой бестии», стоящей над толпой, с ее моралью, с ее предрассудками, принадлежит …
К. Марксу
Ф. Ницше
И. Канту
А. Шопенгауэру

Особенностью истории восточного мира не является …
Отсутствие радикальных революционных взрывов
Преемственность традиций и обычаев
Прочное положение религии как фундамента культуры
Наличие революций

Придание личности культурной компетентности в отношении к установлениям общества, членом которого он является, освоение системы ценностей, этикета, знакомство с основами государственного устройства – это …
Воспитание
Самоидентификация
Инкультурация
Социализация

Культурология не имеет междисциплинарных связей с …
философией
антропологией
педагогикой
естествознанием

Важной характеристикой культурных ценностей является их …
интолерантность
целесообразность
амбивалентность
индивидуальность

Кому из античных мыслителей принадлежит высказывание: «Философия есть культура души»?
Цицерону
Демокриту
Аристотелю
Платону

Межкультурная компетенция в межкультурной комму­никации. Главная цель любого коммуникативного процесса — желание быть понятым своим партнером, что предполагает необхо­димость максимально полно и точно донести свою информацию, знания и опыт до собеседника. Для взаимопонимания необходима совокупность знаний, навыков и умений, общих для всех коммуникантов, а также положительное отношение к наличию разных этнокультурных групп – межкультурная компетентность (МК).

Предполагает готовность вести диалог на основе знания своей и чужой культуры, умение ориентироваться во времени и пространстве партнера, его социальном статусе, в межкультурных различиях, использование различных языковых форм (проф лексика, жаргон, формальный/неформальный стили).

Считается, что МКможно овладеть в процессе межкультурного общения. Необходимые знания делятся на специфические (знания о конкретной культуре) и общие (толерантность, эмпатия, знания общекультурных универсалий). Основными и обязательными признаками МК являются сле­дующие:

• открытость к познанию чужой культуры и восприятию психологических, социальных и других межкультурных различий;

• психологический настрой на кооперацию с представителями другой культуры;

• умение разграничивать коллективное и индивидуальное в ком­муникативном поведении представителей других культур;

• способность преодолевать социальные, этнические и культурные стереотипы;

• владение набором коммуникативных средств и правильный их выбор в зависимости от ситуации общения;

• соблюдение этикетных норм в процессе коммуникации.

Составные элементы МКможно разделить на:

✔ аффективные (толерантность, эмпатия);

✔ когнитивные (культурно-специфические знания, которые способствуют взаимопониманию);

✔ процессуальные ( коммуникативные стратегии – начало разговора, речевые клише и тд., свойственные другой культуре).

Выделяют след пути формирования МК:

✔ осознать особенности своей и чужой культуры

✔ пополнять знания о других культурах

✔ приобретать знания о социокультурных формах взаимодействия в чужой культуре.

В МКвыделяют языковой, коммуникативный и культурный уровень.

Языковая компетенция -правильный выбор языковых средств, адекватных ситуации общения, способность применять прошлый коммуникативный опыт в новых ситуациях. Языковая компетенция в родном языке всегда выше, чем в иностранном. Недостаток вербальных средств при необходимости общаться на иностранном языке является сильным стимулом к совершенствованию языковых навыков. Фактор языковой компетентности в межкультурной коммуника­ции имеет относительный характер, поскольку:

• в оценке языковой компетентности представите­лей разных культур используются неодинаковые критерии;

• в разных культурах могут не совпадать представ­ления о том, что такое правильное или неправильное языко­вое употребление;

• оценка уровня компетенции различается в зави­симости от целей коммуникации - на иностранном языке человек может общаться на бытовом уровне, но не иметь достаточной компетенции для общения с коллегами на профессиональном уровне.

Коммуникативная компетенция– приемы и стратегии, необходимые для эффективного общения. Составными элементами являются следующие умения:

• интерпретировать специфические для данной куль­туры сигналы готовности собеседника начать коммуникацию или нежелание общаться;

• определить долю говорения и слушания в зависимости от ситуации и культур­ных норм среды общения;

• адекватно выразить свою мысль и понять мысль собеседника;

• подавать и интерпретировать сигналы смены комму­никативных ролей и сигналы завершения общения;

• сохранять принятую для данной культуры коммуникативную дистанцию;

• использовать вербальные и невербальные средства, приемле­мые для данной культуры;

• приспособиться к социальному статусу коммуникантов и межкультурным различиям;

• корректировать собственное коммуникативное поведение.

Культурная компетенция - понимание фоновых знаний, ценностных установок, психологической и социальной идентичности, характерных для культурной среды об­щения. Предполагает умение извлечь необходимую информацию из различных культурных источников (книги, фильмы, периодика, по­литические явления и т.д.) и дифференцировать ее с точки зрения значимости для межкультурной коммуникации.




За достаточный уровень межкультурной компетенции обычно принимается совокупность языковой, коммуникативной и культур­ной компетенции, обеспечивающая возможность адекватного обще­ния в конкретной социальной или этнической группе.

Толерантность как результат межкультурной коммуни­кации

Большинство научных направлений рассматривают «толерантность» как чувство терпимости и уважительного отношения к культуре и мнениям других людей, готовность принять дру­гих такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия, но без ущемления собственных интересов.

В основе – позитивный образ своей культурной группе с пози­тивным ценностным отношением к другим этническим группам.Т.допускает право человека делать то, что он хочет, но не во вред другим.

Т. в широком смысле присуща разным народам, но в разной степени. Русское "терпение" не является адекватным синонимом – способность безропотно переносить жизненные трудности. Американцы считаются более терпимыми. Основы их толерантно­сти заключаются в том, что большому числу эмигрантов с разными культурными традициями, привычками, религиозными верованиями приходилось уживаться в мире и согласии. Часто кажущаяся - равнодушие.

Т. НЕявляется врожденным качеством личности, развивается в процессе межкультурного общения, предполагает разумную уступ­чивость, постоянную готовность к диалогу, равенство взаимодейст­вующих сторон, признание другого мнения, уникальности и ценно­сти другой личности.

Проявления толерантности в межкультурпой коммуникации но­сят относительный характер. Например, американцы никак не мо­гут понять, почему русские терпят бытовую неустроенность, нару­шение прав потребителей, невыполнение законов со стороны долж­ностных лиц, бытовой вандализм, нарушение прав человека. Рус­ские, в свою очередь недоумевают, почему американцы, проявляю­щие высокую степень толерантности к сексуальным меньшинствам или некоторым проявлениям религиозной розни, не допускают аль­тернативной точки зрения по вопросам прав женщин, политики, роли США в мире и т.д.

Противоположность - интолерантность, или нетерпимости, которая основывается на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше всех других. Проявляется в широком диапазоне форм поведения — от невежливо­сти, пренебрежительного отношения до этнических чисток и геноцида, умышленного и целенаправленного уничтожения людей. Основными формами про­явления интолерантности являются:

• оскорбления, насмешки, выражения пренебрежения;

• негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки, осно­вывающиеся на отрицательных чертах и качествах;

• дискриминация по различным основаниям в виде лишения со­циальных благ, ограничение прав человека, искусственная изоляция в обществе;

• расизм, национализм, эксплуатация, фашизм;

• осквернение религиозных и культурных памятников;

• изгнание, сегрегация, репрессии;

В условиях многообразия культур и растущего числа контактов актуальной является проблема целенаправленного воспитания толерантности. Основным образовательным принципом служит принцип диалога, который позволяет со­единять в мышлении и деятельности людей различные, не своди­мые друг к другу культуры, формы деятельности, ценностные ори­ентации и формы поведения. Одной из целей подобного образования является создание условий для интеграции в культуру других народов (обмены, Эразмус) и формирования умений и навыков эффективного взаимодействия с представителями других культур (молодежная восьмерка, европарламент).

Формирование толерантного отношения к чужой культуре включает несколько этапов.

I. Общее ознакомление с культурой той или ной страны:

• осознание тех особенностей чужой и своей культуры, которые могут сказаться на успешной коммуникации;

• поиски возможностей приобрести опыт межкультурного взаи­модействия в привычной обстановке, чтобы реально ощутить особенности этого взаи­модействия и культурные различия.

II. Языковая подготовка:

• обязательное ознакомительное изучение языка предполагае­мой для коммуникации культуры;

• развитие языковых навыков с помощью самообразования (про­слушивание аудиокассет, просмотра учебных фильмов, чтение газет и журналов, беседы с носителями данного языка);

• накопление индивидуального словарного запаса, необходимо­го для начального этапа культурной адаптации в чужой куль­туре;

• использование полученных языковых знаний и навыков при любой возможности.

III. Специализированная культурная подготовка:

• сбор и изучение информации о культурном своеобразии соот­ветствующей страны:

• подготовка к неизбежному культурному шоку;

• получение необходимых практических советов от людей, зна­комых с культурой данной страны;

• получение дополнительной информации из путеводителей для туристов.

Американские исследователи К. Ситарам и Р. Когделл выработали практические рекомендации, которые способствуют выработке толерантного отноше­ния к чужой культуре. Некоторые из них:

Читайте также: