Фундаментом духовной жизни общества является

Обновлено: 25.04.2024

Культура и духовная жизнь. Духовная жизнь общества определяется не только культурой, но ее можно назвать ядром такой сферы жизни. Многие основы духовной жизни общества в целом представляют собой элементы культуры – это правовая, художественная, мировоззренческая и нравственная культуры.

Также важнейшим элементом духовной жизни общества можно назвать религию. Культуру принято называть совокупностью материальных и духовных достижений человечества, которые определяют способ общественной деятельности человека. Во многом развитие культуры зависит от исторического этапа развития общества.

Особенность культуры заключается в том, что она одновременно выступает в роли средства развития общества и личности, и результатом этого развития.

Культура – это фундамент духовной жизни любого общества, так как она является способом организации и осуществления человеческой жизнедеятельности.

Она фиксируется не только в духовных ценностях, она способна функционировать и в виде материальных продуктов, возникших в результате творчества человека.

Культура развивается и функционирует в системе социальных ценностей и норм, через специализированные учреждения и организации.

Среди всех видов культур следует выделить духовную культуру. Специфика духовной культуры заключается в том, что ее можно назвать отображением духовного бытия – духовная культура нарастает на основе общественного бытия и влияет на все его сферы.

Ее проявление происходит через освоение норм и ценностей предшествующего поколения и через процесс развития новых ценностей.

Духовная культура. В широком смысле слова духовную культуру можно понимать как совокупность материальных, духовных и политических достижений общества, которые характеризуют определенный способ общественно-практической деятельности человечества на каждом отдельно взятом историческом этапе истории общества.

Согласитесь, что каждый этап развития истории человечества имеет свой уровень духовных, политических и материальных достижений человечества со всеми экономическими, нравственными, политическими, эстетическими, теоретическими аспектами. Сохраняя и передавая информацию о прошедшей жизни поколений, духовная культура является одновременно и средством и результатом развития общества и отдельной личности.

Говоря иначе, духовная культура - это исторически сложившийся способ развития и организации человеческой жизнедеятельности, который действует, развивается и зафиксирован в продуктах духовного и материального труда. Духовная культура действует в системе так называемых социальных ценностей и норм, а также соответствующих учреждений и организаций, которая выражается в совокупном отношении людей к природе, людей с людьми и к самим себе.

Духовная культура, будучи основой общественного бытия, проникает во все сферы жизни и оказывает сильное влияние на всю жизнедеятельность общества и человека в отдельности.

Духовная культура несет на себе отпечаток характерных черт определенного времени и определенной общественно-экономической эпохи, потребностей и интересов больших социальных общностей и слоев общества.
Если обобщить все сказанное выше, то духовную культуру нужно рассматривать как нечто единое целое, которое присуще государству, нации, региональной группе государств.

Духовная культура в жизни общества приходит через процесс освоения норм и ценностей предшествующих поколений человечества, соблюдения и появления новых духовных ценностей, которые играют большую роль в социальной деятельности по освоению и изменению мира, служат неким компасом в данном процессе.

Основной целью духовной культуры является формирование в интересах общества определенного типа человеческой личности, в контроле поведения человека при его взаимоотношении с себе подобными, урегулирование отношений человека с природой и окружающим его миром.

Другим аспектом духовной культуры является формирование познавательных способностей человека. Духовная культура человечества находит отражении общественного сознания и обогащении, освоения мира духовных ценностей.
Предметом труда в духовной культуре считаются не только природа и её вещества, но и общественный прогресс, деятельность людей и человеческое мышление. Довольно своеобразен и субъект духовного производства, а также орудия деятельности человека. В обществе формируется отдельный контингент профессионалов, которые заняты созданием и развитием духовных ценностей. В большинстве это интеллигенция. Но создание духовных ценностей и духовная культура не могут формироваться вне народа, который является основным создателем и потребителем. Таким образом, можно сказать, духовная культура развивается только в привязке с народом. Лучшие образцы духовного развития получают определенную социальную оценку и входят в фонд духовной культуры человечества или отдельного социума, становясь тем самым достоянием общественности. Потребляя духовные ценности, человек становится личностью, выступая при этом как объект, и как субъект духовного производства.

Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная культуры. По характеру творений можно выделить культуру, представленную в единичных образцах и массовую культуру. Первая форма по характерным признакам творцов подразделяется на народную и элитарную культуру. Народная культурапредставляет собой единичные произведения чаще всего безымянных авторов. Эта форма культуры включает мифы, легенды, сказания, эпос, песни, танцы и т. н.Элитарная культура — совокупность единичных творений, которые создаются известными представителями привилегированной части общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Здесь речь идет о творцах, имеющих высокий уровень образования и хорошо известных просвещенной публике. Данная культура включает изобразительное искусство, литературу, классическую музыку и т. д.

Массовая (общедоступная) культура представляет собой продукты духовного производства в области искусства, создаваемые большими тиражами в расчете на широкую публику. Главное для нее — развлечение самых широких масс населения. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования. Основной ее чертой является простота идей и образов: текстов, движений, звуков и т. п. Образцы этой культуры нацелены на эмоциональную сферу человека. При этом массовая культура часто использует упрощенные образцы элитарной и народной культуры («ремиксы»). Массовая культура усредняет духовное развитие людей.

Субкультура — это культура какой-либо социальной группы: конфессиональная, профессиональная, корпоративная и т. п. Она, как правило, не отрицает общечеловеческой культуры, но имеет специфические особенности. Признаками субкультуры становятся особые правила поведения, язык, символика. Каждое общество имеет свой набор субкультур: молодежной, профессиональной, этнической, религиозной, диссидентской и т. д.

Доминантная культура — ценности, традиции, взгляды и т. п., разделяемые лишь частью общества. Но эта часть имеет возможность навязывать их всему обществу либо в силу тою, что она составляет этническое большинство, либо в силу того, что располагает механизмом принуждения. Субкультура, которая противостоит доминантной культуре, называется контркультурой. Социальной основой контркультуры являются люди, в определенной мере отчужденные от остального общества. Исследование контркультуры позволяет понять культурную динамику, становление и распространение новых ценностей.

Склонность оценивать культуру своей нации как хорошую и правильную, а другую культуру — как странную и даже аморальную получила название «этноцентризм». Многие общества этноцентричны. С точки зрения психологии это явление выступает фактором единения и стабильности данного общества. Однако этноцентризм может быть источником межкультурных конфликтов. Крайние формы проявления этноцентризма представляют собой национализм. Противоположностью выступает культурный релятивизм.

· Средства массовой информации. Совокупность всех каналов передачи информации: пе­чать (газеты, журналы, бюллетени, информационные лист­ки и т. д.); радио; телевидение; кинематограф; видео; Ин­тернет.

· Совокупность всех жанров, посредством которых реали­зуется все содержание массовой информации: заметка; ин­тервью; репортаж; отчет; корреспонденция; комментарий; обозрение; беседа; ток-шоу; пресс-конференция; анкета;, очерк; эссе; интерактивный опрос; фельетон; памфлет.

1. Характеристики: оперативность, динамичность, универсальность, образность.

2. СМИ влияют на: чув­ства, умонастроения, социальные установки, ценностные ориентации, формы их распространения и проявления в деятельности и поведении. СМИ не только коммуникация, но и власть.

3. СМИ – основной агент про­изводства и распространения массовой культуры; они стандартизи­руют и формируют однородную культуру, унифицируют мне­ния, политические ориентации.

4. Функции: коммуникативная, непосредственно-организаторская, идеологическая (социально-ориен­тирующая),

культурно-образо­вательная, рекламно-справочная, рекреативная.

Тенденции духовной жизни современной России. Уровень развития духовной культуры определяется объемом создаваемых в обществе духовных ценностей, масштабом их распространения и глубиной освоения людьми. Оценивая уровень духовного прогресса важно знать, сколько НИИ, университетов, театров, библиотек, музеев и пр. имеется в стране. Но одних количественных показателей для общей оценки мало. Важно принять во внимание качество духовной продукции, т.е. научных открытий, книг, образования, кинофильмов и пр. Вместе взятые эти показатели определяют конечную цель культуры (способность каждого человека к творчеству, его восприимчивость к самым высоким достижениям культуры).Необходимо учитывать не только то, что создано в культуре, но и то, как этими достижениями пользуются люди. Важным критерием культурного прогресса общества является степень достижения социального равенства людей в приобщении их к ценностям культуры. Ныне СМИ способствуют выравниванию возможностей всех людей при приобщении к культуре. Еще одним критерием культурного развития общества является наличие необходимых условий для наиболее полного проявления и развития творческих сил, способностей и талантов человека. Положение культуры России оценивается как крайне тяжелое,т.к.: 1. Набирает темпы духовное обнищание народа: а) упадок морали, б) ожесточенность, в) рост преступности и насилия, что происходят на почве бездуховности. 2. Вместо родной речи язык засоряется иноземными словами и нецензурной бранью. 3. Под угрозой разрушения то, что столетиями создавал интеллект, дух и талант нации (разрушаются старинные города, гибнут книги, архивы, произведения искусства, утрачиваются народные традиции мастерства). 4. Опасность для будущего страны представляет бедственное положение науки и образования. Тяжелое состояние отечественной культуры связано с кризисным состоянием экономики страны в целом и материально-техническим ее обеспечением в частности. Остаточный принцип финансирования социально-культурной сферы приводит к закрытию многих очагов культуры, или к тому, что они занимаются коммерцией.Для цивилизованного общества недопустима экономия на культуре и образовании, как и их полная коммерциализация, т.к. они оборачиваются самыми пагубными последствиями, ставя под вопрос само существование цивилизации. Резко снизилось и социально-экономическое положение работников культуры. Идет интенсивный отток специалистов в другие сферы и за рубеж. Одна из тенденций – оценка роли в судьбах культуры, которую играла АКС. Все, что не укладывалось в рамки идеологического тезиса о социальном благополучии, оседало на полках спецхранов. В культуре сформировались две тенденции: 1.Фальшь и лицемерие, бездуховность2.Проявление протеста, недовольства, противостояния. Духовное очищение общества идет очень медленно и мучительно, сопровождаясь негативными тенденциями. Ответственность тех, кто создает культуру, должна возрастать, фактически же она снижается. Произведения высокохудожественные не в состоянии экономически конкурировать с низкопробными. Их создание требует значительного времени, меньше аудитория. Талантливые люди могут нищенствовать не находя применения шедеврам. Возрождение культуры - важнейшее условие обновления нашего общества. Встает вопрос: какую культуру возрождать? Классическую или народную? В целом человечеству свойственна идеализация общества. Считается, что так происходит тогда, когда не хотят и не умеют оценить современные достижения.Обще планетарная проблема – это проблема защиты и сохранения культурного наследия прошлого, вобравшего в себя общечеловеческие ценности. Отечественная культура страдает от вандалов. Виды культуры, требующие от человека серьезных размышлений, работы души расцениваются обывательски настроенным человеком, как нудные, скучные, трудные и требующие слишком много времени для осмысления. Кто ищет в культуре только развлекательность и, не найдя ее, легко находит заменитель, появляется эрзац культура.

А2
Верны ли следующие суждения о духовной сфере жизни общества?
А. К духовной сфере жизни общества относятся наука, литература и искусство.
Б. К духовной сфере жизни общества относятся религии и религиозные организации.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А3
К характерным признакам элитарной культуры относят

1) ориентация на извлечение прибыли
2) навязывание упрощенных «версий жизни»
3) нацеленность на социальную борьбу
4) доступность узкому кругу знатоков

А4
Верны ли следующие суждения о массовой культуре?

На содержание продуктов массовой культуры оказывает влияние

А. процесс глобализации современного мира.
Б. эмоционально-психологическое состояние современного человека.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны


А5
Воспроизведение и преобразование действительности в художественных образах – это один из признаков
1) искусства
2) науки
3) философии
4) образования

А6
К специфическим особенностям развития современной науки можно отнести

1) стремление ученых к познанию истины
2) попытки составить научную картину мира
3) периодическое обновление взглядов на окружающий мир
4) широкое использование промышленной исследовательской аппаратуры

А7
Один из признаков, характеризующих тенденцию гуманизации образования, -

1) внимание к личности, ее интересам, запросам
2) введение новых гуманитарных дисциплин в обучение
3) отказ от преподавания общественных наук
4) увеличение числа учебных предметов

А8
Одним из обязательных элементов религии является:

1) научная аргументация истинности религиозных догматов
2) законодательство о свободе совести
3) вера в существование сверхъестественного
4) религиозный характер школьного образования

А9
Правило: «Относись к другому так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе» - одна из норм

1) искусства
2) науки
3) права
4) морали

А10
Верны ли следующие суждения об образовании?

А. Образование является одним из важнейших институтов социализации индивида.
Б. В процессе образования человек усваивает знания, умения, способы практической и познавательной деятельности.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

В1
Установите соответствие между формами культуры и иллюстрирующими их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ ТИПЫ
1) доступность узкому кругу ценителей А) массовая
2) ориентированность на коммерческий успех Б) элитарная
3) обращенность к предельно широкой аудитории
4) сложность языка культуры

В2
Найдите в приведенном списке характеристики искусства как формы духовной культуры и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) формирование чувства прекрасного
2) выдвижение и обоснование гипотезы
3) проведение эксперимента
4) эмоционально-чувственное отражение реальности
5) создание художественного образа
6) внедрение результатов исследований в практику

briochetina

А1

Какой смысл понимания слова «культура» является наиболее широким?

3) совокупность результатов преобразовательной деятельности человека

А2

Верны ли следующие суждения о духовной сфере жизни общества?

А. К духовной сфере жизни общества относятся наука, литература и искусство.

Б. К духовной сфере жизни общества относятся религии и религиозные организации.

3) верны оба суждения

А3

К характерным признакам элитарной культуры относят

4) доступность узкому кругу знатоков

А4

Верны ли следующие суждения о массовой культуре?

На содержание продуктов массовой культуры оказывает влияние

А. процесс глобализации современного мира.

Б. эмоционально-психологическое состояние современного человека.

1) верно только А

А5

Воспроизведение и преобразование действительности в художественных образах – это один из признаков

А6

К специфическим особенностям развития современной науки можно отнести

4) широкое использование промышленной исследовательской аппаратуры

А7

Один из признаков, характеризующих тенденцию гуманизации образования, -

1) внимание к личности, ее интересам, запросам

А8

Одним из обязательных элементов религии является:

3) вера в существование сверхъестественного

А9

Правило: «Относись к другому так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе» - одна из норм

А10

Верны ли следующие суждения об образовании?

А. Образование является одним из важнейших институтов социализации индивида.

Б. В процессе образования человек усваивает знания, умения, способы практической и познавательной деятельности.

3) верны оба суждения

В1

1) доступность узкому кругу ценителей Б) элитарная

2) ориентированность на коммерческий успех А) массовая

3) обращенность к предельно широкой аудитории А) массовая

4) сложность языка культуры Б) элитарная

В2

Найдите в приведенном списке характеристики искусства как формы духовной культуры и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) формирование чувства прекрасного

4) эмоционально-чувственное отражение реальности

5) создание художественного образа

Новые вопросы в Обществознание

2. Ответьте на вопросы в таблице: Вклад казахстанских ученых B развитие Вопрос: естественных наук Айтхожин Мурат Абенович Основатель молекулярной биол … огии (1) Что изучал ученый? и биотехнологии в Казахстане. Он одним из первых в мировой науке провёл сравнительное изучение аппарата производящего белок у высших организмов.

Производительность труда работника выражается в общем количестве продукции, произведённой заводом за месяц Продуктивность труда зависит исключительно … от уровня обеспеченности техникой Производительность труда показывает эффективность работы человека Для повышения производительности труда владелец фабрики может нанять дополнительно неквалифицированных работнико

1. Привести пример административных правоотношений и указать, кто являются субъектами данного правоотношения, что является объектом, какие юридические … права и обязанности имеют субъекты данного правоотношения.2. Привести пример уголовно-правовых отношений и указать, кто являются субъектами данного правоотношения, что является объектом, какие юридические права и обязанности имеют субъекты данного правоотношения.​

ПОМОГИТЕ ПЖПЖПЖ Как возникают семейные традиции? Какие семейные традиции следует передавать из поколения в поколения?

Люди помогите решить задачку по основы провазнаства 9 клас Задача Група молоді поблизу готелю «Ялта» протягом тривалого часу порушувала громадянський … порядок, було завдано побої чоловіку, який зробив зауваження. Під час припинення цих дій нарядом міліції, що прибув за викликом, нетверезий юнак В.(17років) кинув під ноги співробітникам поліції бойову гранату із зірваною чекою. Здавалося, що ще мить, і станеться непоправне. Але співробітник поліції влучним ударом ноги відкинув гранату у безпечне місце, де вона і вибухнула,не завдавши нікому шкоди.

. 60 Балів. 1. Проаналізуйте структуру, мету та діяльність однієї з міжнародних неурядових організацій і її співпрацю з Україною.2. Визначіть, які … міжнародні організації діють у нашому регіоні, громаді.

По действию в пространстве выделяют следующие виды правовых норм А федеральные и республиканские Б федеральные , нормы субъектов РФ и местные В посто … янные и дискретные Г федеральные и областные

Требования обязательного минимума содержания среднего (полного) и основного общего образования к содержательной линии «Духовная жизнь общества:

  • Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная. Доминирующая культура; суб- и контркультуры.
  • Средства массовой информации.
  • Искусство: формы и основные направления.
  • Наука. Образование и самообразование.
  • Религия как феномен культуры.
  • Мораль, ее категории. Тенденции духовной жизни современной России.

Основные понятия : культура, материальная культура, духовная культура, культурный человек, внешняя культура, внутренняя культура, духовная культура, духовная жизнь общества, «диалог культур», мировоззрение, образование, гуманизация образования, гуманитаризация образования, интернационализация образования, самообразование, наука, искусство, эстетическая культура, эстетика, вера, религия, религиозное сознание, религиозный культ, религиозные ценности, мораль, моральные ценности, нравственные идеалы, совесть, нормы морали, народная культура, массовая культура, элитарная культура.

Задания уровня А Выберите один правильный ответ из четырех.

А1. Первоначально культурой называли:

1) ораторское искусство

2) умение рисовать

3) способы возделывания почвы

А2. Культура в широком смысле слова - это:

1) все виды преобразовательной деятельности

2) виды искусства

3) производство духовных ценностей

4) образованность человека

А3. К духовным ценностям относится:

3) научное открытие

А4. Накопление культурных ценностей по вертикали означает:

1) появление новых произведений искусства

2) углубление знаний о культуре

3) передачу культурных ценностей от поколения к поколению

4) реставрацию памятников культуры

А5. Спецификой массовой культуры является:

А6. Верны ли следующие суждения?

А. Элитарная культура враждебна массовой.

Б. Элитарная культура повышает уровень массовой культуры.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верно А и Б 4) оба неверны

А7. Верны ли следующие суждения?

А. Наука - это система знаний

Б. Наука - это производство знаний.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верно А и Б 4) оба суждения неверны

А8. Система образования регулируется:

3) социальной группой

4) отдельными людьми

А9. Гуманизация образования - это:

1) уменьшение учебной нагрузки

2) возможность получить образование в другой стране

3) внимание к индивидуальным особенностям личности

4) свободное посещение, занятий

А10. К мировым религиям не относится:

А11. Искусство в широком смысле слова - это:

1) высокий уровень мастерства

2) художественное отражение действительности

3) правильное отражение действительности

4) все вышеперечисленное

А12. Мировоззрение формируется под влиянием:

А. Личного опыта.

Б. Окружающей культурной среды.

В. Образования и воспитания.

Г. Психологических особенностей личности.

1) верно А и Г 2) верно А В Г

3) верно В и Г 4) верно А Б В Г

А13. Способность личности к моральному самоконтролю называется:

А14. Осознание личностью своей значимости называется:

А15. Нормы морали охраняются:

4) политическими партиями

А16. Реклама является обязательной и неотъемлемой частью:

1) национальной культуры

2) элитарной культуры

3) массовой культуры

4) народной культуры

А17. Какую функцию науки иллюстрирует внедрение разработок по использованию ультразвука для сверления и резки металлов?

А18. Верны ли следующие суждения о науке?

А. Цель науки - описание, объяснение и предсказание процессов и явлений.

Б. Цель науки - теоретическое отражение действительности в форме теоретических знаний.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А19. Верны ли следующие суждения о классификации культуры?

А. Формы культуры определяют ее носители.

Б. Формы культуры определяет природно-географический фактор.

1) верно только А 2) верно только Б

3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А20. Верны ли следующие суждения о социальной функции образования?

А. В процессе образования человек овладевает социальным опытом, происходит его социализация

Б. Образование непосредственно регулирует социальные процессы в обществе.

1) верно только А 2) верно только Б

3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А21. К средствам массовой информации относится:

А22. Произведения, создаваемые анонимными творцами, часто не имеющими профессиональной подготовки, относятся к культуре:

А23. Проблему повышения социально-нравственной ответственности ученого в наши дни определяет:

1) борьба за авторские права

2) появление новых научных открытий

3) стремление к научной истине

4) неоднозначность последствий научных открытий

А24. Экстенсивный путь развития образования означает:

1) увеличение разнообразных типов образовательных учреждений

2) увеличение количества преподаваемых дисциплин в школе

3) интеграция учебных дисциплин

4) повышение качества преподавания

А25. Какой признак характеризует среднее образование в РФ:

1) государство гарантирует всем гражданам обучение на русском языке

2) преподавание на иностранных языках является обязательным

3) среднее образование является в РФ обязательным

4) учащийся не может быть исключен из образовательного учреждения

А26. Верны ли следующие суждения о средствах массовой информации (СМИ)?

А. Содержание информации, поставляемой СМИ, учитывает запросы аудитории.

Б. Запросы массовой аудитории во многом формируются под воздействием СМИ.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

А27. Верны ли следующие суждения о СМИ?

А. СМИ способствуют поддержанию преемственности развития общества.

Б. Содержание информации, распространяемой СМИ, отражает запросы определенной аудитории.

1) верно только А

2) верно только Б

4) оба суждения неверны

А28. Верны ли следующие суждения о самообразовании?

А. Самообразование необходимо для заочной формы обучения.

Б. Самообразованием необходимо заниматься для повышения индивидуального уровня культуры.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

А29. Духовный мир человека называется:

А30. Фундаментом духовной жизни общества является:

Задания уровня В

В1. Какому понятию соответствует следующее определение?

«Способность человека отдавать предпочтение высоким (художественным, научным, религиозным) интересам перед корыстными, материальными, приземленными стремлениями - это …………. ».

В2. Вставьте пропущенное слово:

«………….. - это особая форма общественного сознания и практически духовная деятельность по освоению и воплощению эстетических ценностей, т.е. ценностей прекрасного».

В3. Вставьте пропущенное слово:

«Система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы, ценностные ориентации - это . » .

В4. Закончите фразу: «Совокупность норм, определяющих поведение человека в обществе и основанных на общественном мнении - это . »

В5. Что из перечисленного ниже характерно исключительно для элитарной культуры?

2) Сложность и противоречивость

3) Расчет на узкий круг знатоков

5) Выражение изысканных вкусов привилегированной части общества

В6. Установите соответствие: к каждому определению первого столбца подберите соответствующее понятие из второго.

В7. Установите соответствие: к каждому определению первого столбца подберите соответствующее понятие из второго.

В8. Какие из указанных примеров могут быть отнесены к народной культуре?

1) Мюзикл 2) Кино 3) Пляски 4) Анекдоты

5) Сказки 6) Поговорки 7) Законы

В9. Какие из приведенных примеров могут быть отнесены к массовой культуре?

1) Фортепианный концерт 2) Философское эссе

3) Детективный роман 4) Героическая былина

5) Эпос 6) Телевидение 7) Радиотрансляция эстрадного концерта

В10. К моральным нормам относятся

1) Уважение к другим народам 2) Верховенство закона

3) Преданность и любовь к Отечеству 4) Бережное отношение к природе

5) Талант 6) Любовь к искусству 7) Честное исполнение долга

Задания уровня С Дайте развернутый ответ.

С1. Перечислите основные виды (формы) искусства.

С2. Какими путями идет накопление культурных ценностей? Раскройте их содержание.

С3. Назовите любые три типа общеобразовательных учреждений.

С4. «Наука - сила, она раскрывает отношение вещей, их законы и взаимодействие», (А.Н. Герцен)

1) Какую функцию науки выделяет Герцен?

2) Какие функции науки знаете вы? Перечислите их.

3) Как изменилась роль науки в современном обществе?

4) Приведите два примера возрастания роли науки в обществе.

С5. «Новая религия как новое видение мира и человека, как новое откровение и новое постижение, всегда зарождается в глубинах человеческой личности. И именно через такую личность, поднявшуюся над другими, и проникает в народные массы влияние нового учения». М.Светлов

1) Дайте определение религии.

2) Какие компоненты включает в себя религия?

3) Что, на ваш взгляд, вкладывает в понятие «новая религия» автор высказывания?

4) Назовите мировые религии. Перечислите основные признаки мировых религий (не менее трех).

С6. Наука - один из главных источников, «питающих» мировоззрение. Прочитайте следующие высказывания и ответьте на вопросы к ним.

  • «Кто двигается вперед в науках; но отстает в нравственности, тот больше идет назад, чем вперед». (Аристотель )
  • Кто из наук решил извлечь доход, тот и себя обманет, и народ. Унизившись, чтобы снискать чины, Свои познанья он лишит цены. (А. Навои)
  • «В научном мышлении всегда присутствует элемент поэзии. Настоящая наука и настоящая музыка требуют однородного мыслительного процесса». (А. Эйнштейн)

1) О каких этических ценностях науки идет речь в каждом из трех высказываний? Назовите их последовательно, опираясь на высказывания.

2) Докажите на двух примерах, что мысли Аристотеля и Навои не потеряли актуальности в наши дни.

3) Значит ли из высказывания А. Эйнштейна, что красота и истина связаны между собой? Ответ обоснуйте.

С7. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

. Термин «культура» может использоваться для обозначения конкретного, уникального и отличного от всех остальных культурного организма. И, действительно, русская культура значительно отличается от английской, немецкой, французской и других культур. Каждой культуре присущи индивидуальные черты, которые проявляются в культурных контактах.

Однако, пожалуй, в каждой культуре содержатся элементы, которые могут быть названы культурными универсалиями. Культурные универсалии - это такие черты, нормы, свойства, традиции, обычаи, которые присущи всем культурам независимо от того, на каком этапе развития они находятся и в каком месте земного шара локализуются.

Американский социолог Джордж Мердок в 1959 г. описал такие универсалии. Он отнес к ним значимость различий между людьми по возрасту, использование нательных украшений, спорт, космологию, гадание, танцы. Декоративное искусство, ухаживание и другие культурные феномены (всего им было выделено 70 универсалий).

Существует два крайних подхода к рассмотрению культурных универсалий:

1) релятивизм, в основе которого лежит принцип: «Каждую культуру нужно воспринимать исходя из ее ценностей и норм» .

2) этноцентризм, основанный на принципе: «Моя культура - лучшая, а остальные - хуже» . Касьянов В.В.

1) Что может означать термин «культурах в понимании автора? Приведите цитату из текста.

2) Что такое «культурные универсалии»? Какие культурные универсалии называет автор? Не противоречит ли это первому утверждению автора?

3) Сформулируйте с опорой на текст главное различие в рассмотрении культурных универсалий в приведенных в тексте подходах?

4) Приведите конкретный оценочный пример одного из подходов.

С8. Выберите одно из высказываний и изложите свои мысли по поводу поднятой проблемы. В сочинении-эссе вы должны использовать понятия курса обществознания, приводить конкретные примеры из общественной жизни и собственного опыта. Свою позицию необходимо аргументировать.

1. «Тот, кто не приобрел культурных навыков, - груб». (И. Кант)

2. «Жизнь коротка - искусство вечно». (Античный афоризм)

3. «Искусство без мысли, что человек без души - труп». (B.Г. Белинский

Ответы по теме Духовная жизнь общества

Мировоззрение или научная картина мира

С1. Могут быть перечислены: архитектура, скульптура, живопись, кино, театр, цирк и т.д.

С2. Содержание правильного ответа: накопление ценностей происходит по горизонтали и по вертикали; накопление культурных ценностей по вертикали означает передачу культурного опыта от поколения к поколению; накопление культурных ценностей по горизонтали означает, что целые пласты культуры, например художественной, наследуются в качестве ценностей.

С3. Могут быть названы: гимназии, лицеи, колледжи, школы.

С4. 1) Герцен выделяет культурно-мировоззренческую функцию культуры. 2) Содержание правильного ответа: непосредственная производительная сила общества; катализатор процесса непрерывного совершенствования производства; социальная сила, непосредственно включенная в процессы социального развития и управления. 3) Роль науки в современном мире возрастает. 4) Могут быть приведены различные варианты примеров, иллюстрирующих утверждение.

С5 1) Религия - это вера в сверхъестественные существа и поклонение им. Может быть дано иное определение религии, принятое в науке. 2) Содержание правильного ответа: мифология; система религиозных догматов; религиозные институты; культовые обряды и т.д. 3) Примерное содержание ответа: Изменения в обществе влекут за собой изменения в системе духовных ценностей, рождаются новые взгляды, традиции. Возможны иные варианты ответа. 4) Существуют три мировые религии - ислам, христианство, буддизм. Их признаки: большое число последователей; космополитичный (выходящий за рамки отдельных государств и стран) характер; пропагандистская активность; эгалитаризм - проповедь национального и социального равенства.

С6. 1) Речь идет о: А) наука должна быть нравственной (не противоречить основным нравственным принципам) у Аристотеля; Б) не носить исключительно коммерческой направленности у А. Навои; В) наука не должна изменять эстетическим принципам у А. Эйнштейна. Формулировка суждений может быть иной, не искажающей смысл высказываний. 2) Могут быть приведены любые примеры, не искажающие суть высказываний. Например, использование шантажа в применении ядерного оружия в целях политического давления на более слабого соперника, - безнравственно. Или: хищническое разграбление природных ресурсов в коммерческих целях. 3) Содержание правильного ответа может содержать следующие позиции: красота - эстетическая категория, выражающая совершенство художественного образа, соответствие формы содержанию; отсутствие этого соответствия уже не истина. Могут быть приведены другие суждения, вывод из которых соответствует научному пониманию истины и красоты.

Фундаментом духовной жизни общества являются : 1)познание 2)искусство 3)наука 4)культура.


Фундаментом духовной жизни является культура.


Какое место в жизни общества занимает духовная культура?

Какое место в жизни общества занимает духовная культура?


Какое место в жизни общества занимает духовная культура ?

Какое место в жизни общества занимает духовная культура ?


Какое место в жизни общества занимает духовная культура?

Какое место в жизни общества занимает духовная культура?


Фундаментом духовной жизни общества являетсяВыберите один ответ :НаукаИскусствоКультура?

Фундаментом духовной жизни общества является

Выберите один ответ :


Форму духовной культуры в которой находят отражение нравственные нормы и оценки поведения человека группы или общества в целом называют а)идеалогией б)искусством в)наукой г)моралью?

Форму духовной культуры в которой находят отражение нравственные нормы и оценки поведения человека группы или общества в целом называют а)идеалогией б)искусством в)наукой г)моралью.


Как называют форму духовной культуры, в которой находят отражение нравственные нормы и оценки поведения человека, группы или общества в целом?

Как называют форму духовной культуры, в которой находят отражение нравственные нормы и оценки поведения человека, группы или общества в целом?

1) идеология 2) наука 3) мораль 4) искусство.


Помогите написать эссе на тему "Роль духовной культуры в жизни современного человека и общества"?

Помогите написать эссе на тему "Роль духовной культуры в жизни современного человека и общества".


Искусство, наука, образование, охватываются понятием а) духовная культура б) индустриальное общество в) общественный прогресс г) социальная стратификация?

Искусство, наука, образование, охватываются понятием а) духовная культура б) индустриальное общество в) общественный прогресс г) социальная стратификация.


Как называют область (форму) духовной культуры, в которой находят отражение нравственные нормы и оценки поведения человека, группы или общества в целом?

Как называют область (форму) духовной культуры, в которой находят отражение нравственные нормы и оценки поведения человека, группы или общества в целом?

1) мировоззрение 2) искусство 3) наука 4) мораль.


Верны ли следующие суждения о духовной культуре?

Верны ли следующие суждения о духовной культуре?

А. Произведения духовной культуры являются результатом творчества отдельных людей, общества в целом.

Б. Произведения духовной культуры сохраняются и передаются следующим поколениям.


На что и клад, коли в семье лад. Добрая семья прибавит разума - ума. Вся семья вместе, так и душа на месте. Маленькие детки - маленькие бедки, большие детки - большие бедки. Без мужа - что без головы, а без жены - что без ума.


Опирается на образы Возникающие в сознании В результате Деятельности Пяти основных чувств человека Зрения слуха звука.


Уровень - ощущений и восприятий.


Мой папа – системный администратор. По роду своей деятельности он использует математику компьютерных файлов, программ, а также он очень сильно необходим многим людям, ведь он чинит им компьютеры и смотрит за работоспособностью рабочит серверов в адм..


Труд - физические возможности человека Землю - исчерпаемость ресурсов Капитал - ограниченность средств предпр способности свойства - свойства личности человека.


Раздел в экономике, изучающий функционирование экономических агентов в ходе их производственной, распределительной, потребительской и обменной деятельности.


Я не знаю как пишется эссэ, во тебе набросок! Есть такая мудрая пословица добро побеждает зло, но в жизни не всегда это правило работает! Если ты хочешь чтобы к тебе относились добру, относись к людям также! Отношение людей к тебе это зеркало твое..


Стресоые ситуации - ну как бы проявление гормонов ( у девочек и мальчиков по разному)растут части тела , стресс для подростков - забрали телефон, кто то бросил или парня или девушку.


Я думаю автор ( Б. Г. Ананьев) хотел сказать, что индивидом рождаются, а личностью становятся, то есть индивид - это то, что присутствует в каждом из нас с рождения, а личность - это совокупность особенных черт человека, которые образуются из общест..


- демонстрируйте искренний интерес к тому, что он говорит - слушайте активно : задавайте вопросы, уточняйте, перефразируйте, кивайте, вникайте - понимайте : проникайте в мысли, чувства, желания партнера по общению, он должен чувствовать, что вы его п..

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.


Фундаментом духовной жизни общества является культура.


Какое место в жизни общества занимает духовная культура?

Какое место в жизни общества занимает духовная культура?


Какое место в жизни общества занимает духовная культура ?

Какое место в жизни общества занимает духовная культура ?


Какое место в жизни общества занимает духовная культура?

Какое место в жизни общества занимает духовная культура?


Выберите основные сферы жизни общества : экономика, политика, социальная сфера, духовная сфераматематика, история, география психология, философия, этикапсихология, политология, культура?

Выберите основные сферы жизни общества : экономика, политика, социальная сфера, духовная сфераматематика, история, география психология, философия, этикапсихология, политология, культура.


Фундаментом духовной жизни общества являются : 1)познание 2)искусство 3)наука 4)культура?

Фундаментом духовной жизни общества являются : 1)познание 2)искусство 3)наука 4)культура.


Форму духовной культуры в которой находят отражение нравственные нормы и оценки поведения человека группы или общества в целом называют а)идеалогией б)искусством в)наукой г)моралью?

Форму духовной культуры в которой находят отражение нравственные нормы и оценки поведения человека группы или общества в целом называют а)идеалогией б)искусством в)наукой г)моралью.


Как называют форму духовной культуры, в которой находят отражение нравственные нормы и оценки поведения человека, группы или общества в целом?

Как называют форму духовной культуры, в которой находят отражение нравственные нормы и оценки поведения человека, группы или общества в целом?

1) идеология 2) наука 3) мораль 4) искусство.


Помогите написать эссе на тему "Роль духовной культуры в жизни современного человека и общества"?

Помогите написать эссе на тему "Роль духовной культуры в жизни современного человека и общества".


Искусство, наука, образование, охватываются понятием а) духовная культура б) индустриальное общество в) общественный прогресс г) социальная стратификация?

Искусство, наука, образование, охватываются понятием а) духовная культура б) индустриальное общество в) общественный прогресс г) социальная стратификация.


Верны ли следующие суждения о духовной культуре?

Верны ли следующие суждения о духовной культуре?

А. Произведения духовной культуры являются результатом творчества отдельных людей, общества в целом.

Б. Произведения духовной культуры сохраняются и передаются следующим поколениям.


На что и клад, коли в семье лад. Добрая семья прибавит разума - ума. Вся семья вместе, так и душа на месте. Маленькие детки - маленькие бедки, большие детки - большие бедки. Без мужа - что без головы, а без жены - что без ума.


Опирается на образы Возникающие в сознании В результате Деятельности Пяти основных чувств человека Зрения слуха звука.


Уровень - ощущений и восприятий.


Мой папа – системный администратор. По роду своей деятельности он использует математику компьютерных файлов, программ, а также он очень сильно необходим многим людям, ведь он чинит им компьютеры и смотрит за работоспособностью рабочит серверов в адм..


Труд - физические возможности человека Землю - исчерпаемость ресурсов Капитал - ограниченность средств предпр способности свойства - свойства личности человека.


Раздел в экономике, изучающий функционирование экономических агентов в ходе их производственной, распределительной, потребительской и обменной деятельности.


Я не знаю как пишется эссэ, во тебе набросок! Есть такая мудрая пословица добро побеждает зло, но в жизни не всегда это правило работает! Если ты хочешь чтобы к тебе относились добру, относись к людям также! Отношение людей к тебе это зеркало твое..


Стресоые ситуации - ну как бы проявление гормонов ( у девочек и мальчиков по разному)растут части тела , стресс для подростков - забрали телефон, кто то бросил или парня или девушку.


Я думаю автор ( Б. Г. Ананьев) хотел сказать, что индивидом рождаются, а личностью становятся, то есть индивид - это то, что присутствует в каждом из нас с рождения, а личность - это совокупность особенных черт человека, которые образуются из общест..


- демонстрируйте искренний интерес к тому, что он говорит - слушайте активно : задавайте вопросы, уточняйте, перефразируйте, кивайте, вникайте - понимайте : проникайте в мысли, чувства, желания партнера по общению, он должен чувствовать, что вы его п..

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

Читайте также: