Фундамент закладывается с детства

Обновлено: 28.04.2024

Почему говорят, что все мы инвалиды своего детства?Мне одному кажется, что мое детство было отличное?

Под этим выражением понимается происхождение если не всех, то большей части психологических проблем из нашего прошлого. Детство - фундамент личности и если покопаться, то причину тех или иных поступков можно найти в детстве. В детстве мы формируем свой характер, выставляем нравственные ориентиры, решаем какими мы будем и т.д.

А выражение придумали те у кого детство прошло не без следа для психики и человек принес с собой оттуда какие-то серьезные проблемы, мешающие ему в настоящем.

Так например: побои в детстве от пьяного отца привели к тому, что человек начал негативно относиться к тактильному контакту вообще и тяжело сходиться с людьми. Отсюда проблемы с выражением эмоций и чувств, проблемы у него и его жены, а через это у его семьи.

Или женщина, которая любит дождь, потому что в детстве в дождливую погоду бабушка поила ее чаем с медом и рассказывала сказки.

Любая мелочь важна, потому что подобно эффекту бабочки она на нас как-то повлияла, если мы все еще ее помним.

В детстве мы более восприимчивы к окружению, похоже на глину из которой создают форму, а со временем эта глина засыхает и форма остается. Если исказили форму при сырой глине, то так криво она и засохнет. Вообще это один из любимых принципов психологов, что все проблемы из детства, может поэтому так и считается. Да, в принципе так и есть, но только при условии того, что в детстве эти проблемы были, ведь у кого-то их действительно не было (то есть было не настолько много). Я бы тоже так сказала, что не все люди инвалиды своего детства. Возможно, такие люди и становятся более успешными, но не всегда.

Ну, почти - да - Вы из тех единиц, для которых детсво было отличное. То есть - Вам, получается, лучше было в детсве, чем сейчас. То есть - если бы Вам лучше было сейчас, то на этом фоне Вами Ваше детство сейчас воспринималось бы, как - хуже, чем сейчас.

Я тоже "инвалид" из-за детсва, так как меня все обижали, а отец не воспитывал, так как он не был ведущим в семье. А мама не умела воситывать мальчика, и вместо того, чтобы настраивать меня - давать сдачи и защищаться, она говорила - бьют - отходи, в итоге получилось - беги, то етсь - трус. Но она не виновата. А отец тоже не виноват, так как он тоже не знал как воспитывать мальчика, потому что у него отца не было. Вот теперь я и "инвалид" психологически.

Поэтому мне сейчас легче, чем в детсве, так как в детсве из меня делали пленника, вынуждая ходить и находиться в соц-коллективах, а сейчас я нахожусь дома и не хочу посещать ни какие коллективы, и тружусь тоже дома, в разных направлениях.

Всё, что мы несем с собой во взрослую жизнь - родом из детства. Если взрослый человек счастлив, то скорее всего первые годы его жизни прошли действительно безоблачно, в окружении любви и понимания. Но даже когда в целом детство кажется отличным, есть немало факторов, способных нести разрушение во взрослую жизнь. Недопонимание или несложившиеся отношения с одним из родителей в детстве, обида на них могут стать причиной неудач в построении собственной семьи и даже стать причиной заболеваний.

Ребенок, которого в детстве не научили проигрывать (пусть даже в поединках в настольных играх) во взрослой жизни тяжелее будет переносить неудачи и отказы.

Детство - это фундамент жизни человека.

А остальное здание он строит сам.

Мне не нравится слово "инвалиды", так как оно сразу указывает на неблагополучие детства и заставляет человека перекладывать вину за плохое здание, которое он построил на фундамент, которые прочный и не может быть виноват в том, что крыша протекает.

Это психологи пусть копаются в детских страхах и проецируют их на человека во взрослом состоянии. У них такая профессия.

А нормальный человек, взрослый человек не должен считать себя инвалидом из-за того, что отец выпивал, или мама надавала подзатыльников за дурной поступок в детстве.

Слава Богу, вырос и строишь свою жизнь, кроме благодарности и любви всепрощающей ничего не надо испытывать к родителям.

А то сплошь и рядом слышишь о том, что я ленивый потому что родители, я плохой специалист, потому что родители, я не могу найти себя и не работаю, потому что родители.

Никуда не годится такое отношение к себе и родителям.

Инфантильность называется (хочу быть маленьким) и нежелание трудиться в большинстве случаев. Вполне осознанные и корыстные, себе для удовольствия.

Список вещей которые закладываются в детстве


Список вещей, которые закладываются в детстве:

1. Самооценка, отношение к своей внешности, своим талантам, своим возможностям, признание собственной ценности и значимости, вера в свои силы, ощущение своих огромных ресурсов, умение постоять за себя и найти достойное место в любой иерархии.

2. Навыки общения в семье, важнейшая потребность принадлежности к семье, привязанности к ней, отработка навыков общения в семье, потребность заботы о членах семьи, получение радости от заботы о близких, стремление делать им подарки и доставлять им маленькие радости.

3. Модель своей собственной семьи в будущем, проекты родительской роли, супружеской роли, поведения в быту и отношения к ребенку в своей будущей семье.

4. Навыки общения, проявление потребности в общении, интерес к миру людей, умение угадывать чувства и настроения окружающих, дружелюбное отношение к людям в сочетании с уважением к себе и умением постоять за себя.

5. Доверие к миру и желание активно искать свое место в нем, способность расширять собственное сознание и осваивать все новые сферы жизни, потребность в поиске, новизне.

6. Половая идентификация, принятие женского или мужского поведения.

7. Умение выживать в стрессовых ситуациях, не терять надежды в самых, казалось бы, безвыходных ситуациях. То, как взрослый человек будет реагировать на стресс, будет ли он впадать в панику, испытывать тревогу и страх или будет способен к спокойному, рациональному разрешению возникшей проблемы, будет во многом определяться его детским опытом.

8. Способность адаптироваться к новым условиям, принимать жизненные потери, держать удар, который наносит судьба, самым удивительным образом зависит от уроков, данных родителями.

9. Навыки биологического выживания, умение удовлетворять
биологические потребности, стремление самостоятельно прокормить и согреть себя, постоянно улучшать условия своей жизни.

10. Физическое здоровье во многом зависит от детского опыта, от того внимания, которое уделяла семья физической активности ребенка. Кроме того, отсутствие стабильного семейного окружения и ошибки, допущенные при воспитании ребенка, могут стать причиной хронических психосоматических заболеваний, которые возникают в детстве и становятся нежеланными, но верными спутниками взрослого человека.

11. Травмы, перенесенные в детстве, как бы живут в подсознании взрослого человека и продолжают оказывать свое разрушительное влияние на восприятие мира и отношения с ним.

12. В детстве закладывается система ценностей, которую ребенок принимает из рук родителей.

13. Умение руководить, заставлять других делать то, что хочет человек, подчинять своей воле, манипулировать, демонстрировать силу и отстаивать свои интересы.

14. Возможность выражать свои чувства. Нормальная самооценка и доверие к миру, заложенные в раннем детстве, получение поддержки со стороны семьи будут способствовать выработке открытости, проявлению желания делиться своими чувствами.

15. Способы выражения негативных чувств, гнева, несогласия закладываются в раннем детстве, причем они часто представляют собой копию родительского поведения.

16. Ребенок перенимает от родителей склонность к выполнению определенных социальных ролей.

Некоторые размышления вдогонку к статьям про ценности и выбор.

Нашла в сети вот эту картинку:

Правильный фундамент в детстве залог благополучия в жизни

И ведь что-то в этом есть!

Ценности, которые закладываются на основе духовности и формируют личность человека, помогают выстраивать правильные приоритеты и идти правильным путем в жизни.

Конечно, в этой ситуации нельзя обойти тему выбора, т.к. опять же, у человека тоже есть выбор - идти по преступной стезе или нет.

Но вот тут как раз существует нюанс: если ему никто и никогда не рассказывал о том, как "не надо", если он изначально (с детства) находится в определенной среде со своими законами и атмосферой, то вероятность выбора негативного сценария возрастает.

Из своего теперь уже 7-летнего опыта в тюремном служении в Армии Спасения могу сказать, что многие заключенные, в т.ч. и бывшие заключенные, говорят о том, что если бы им кто-то раньше рассказал, как нужно и не нужно поступать, если бы изначально заложил "правильный фундамент", то они бы не попали в тюрьму.

Учитывая, что подавляющее большинство - выходцы из детских домов или маргинальных семей, то о "правильном фундаменте" в общем-то и речи не шло.

Есть и те, у кого за плечами уже две или три "ходки". И вот среди них буквально единицы открыто признают, что уже не могут иначе, что на воле их никто и ничего не ждет, а тут какая-никакая еда и крыша над головой. Поэтому им проще снова пойти на преступление и снова "заехать на зону", лишь бы только не бомжевать и не умереть где-нибудь в подворотне.

Печально, но именно такова реальность.

А еще печально и то, что в нашей стране психология не настолько популярна и доступна там, где она по умолчанию должна быть на первом месте. Как раз в тех же детских домах, в школах и т.д.

Нет, что-то иногда появляется. Какие-то уроки психологии худо-бедно проводятся. Но именно что "худо-бедно".

Отсюда и вытекает незнание системы собственных ценностей, неумение качественно строить коммуникацию, решать конфликты, управлять эмоциями и многое другое.

Недавно после долгого перерыва получила письмо от заключенной, с кем до этого довольно долго общались в переписке. Оказалось, в возникшей конфликтной ситуации она дала волю эмоциям и сцепилась в драке с другой заключенной. В наказание не только попала в ШИЗО (штрафной изолятор), но и получила временный запрет на переписку и т.д.

Стала ее спрашивать, что да как, в итоге выяснилось, что у них дома так было принято: чуть что, сразу "в морду". А о том, чтобы сдерживать эмоции и как-то их конструктивно утилизировать, и речи не было. В итоге она согласилась попробовать что-то с этим делать. Направила ей предварительное задание. ждём-с ))

Конечно, в формате переписки полноценная работа невозможна, но то, что можно, мы сделаем непременно. А когда выйдет на свободу в следующем году, то сможет прийти уже очно. Тем более, что моя давняя задумка о превращении дистанционного проекта в полноценный очный проект по реабилитации заключенных, уже на завершающей стадии.

Как бы там ни было, мысль, озвученная на картинке выше - очень правильная и если ей следовать, то многое в нашей жизни и в обществе в целом было бы по-другому.

Многие не совсем понимают это, и не обращают внимание, а нужно бы..

  • Самооценка, отношение к своей внешности, своим талантам, своим возможностям, признание собственной ценности и значимости, вера в свои силы, ощущение своих огромных ресурсов, умение постоять за себя и найти достойное место в любой иерархии.
  • Навыки общения, проявление потребности в общении, интерес к миру людей, умение угадывать чувства и настроения окружающих, дружелюбное отношение к людям в сочетании с уважением к себе и умением постоять за себя.
  • Доверие к миру и желание активно искать свое место в нем, способность расширять собственное сознание и осваивать все новые сферы жизни, потребность в поиске, новизне.
  • Половая идентификация, принятие женского или мужского поведения.
  • Навыки общения в семье, важнейшая потребность принадлежности к семье, привязанности к ней, отработка навыков общения в семье, потребность заботы о членах семьи, получение радости от заботы о близких, стремление делать им подарки и доставлять им маленькие радости.
  • Модель своей собственной семьи в будущем, проекты родительской роли, супружеской роли, поведения в быту и отношения к ребенку в своей будущей семье.
  • Умение выживать в стрессовых ситуациях, не терять надежды в самых, казалось бы, безвыходных ситуациях. То, как взрослый человек будет реагировать на стресс, будет ли он впадать в панику, испытывать тревогу и страх или будет способен к спокойному, рациональному разрешению возникшей проблемы, будет во многом определяться его детским опытом.
  • Способность адаптироваться к новым условиям, принимать жизненные потери, держать удар, который наносит судьба, самым удивительным образом зависит от уроков, данных родителями.
  • Навыки биологического выживания, умение удовлетворять биологические потребности, стремление самостоятельно прокормить и согреть себя, постоянно улучшать условия своей жизни.
  • Умение руководить, заставлять других делать то, что хочет человек, подчинять своей воле, манипулировать, демонстрировать силу и отстаивать свои интересы.
  • Возможность выражать свои чувства. Нормальная самооценка и доверие к миру, заложенные в раннем детстве, получение поддержки со стороны семьи будут способствовать выработке открытости, проявлению желания делиться своими чувствами.
  • Способы выражения негативных чувств, гнева, несогласия закладываются в раннем детстве, причем они часто представляют собой копию родительского поведения.
  • Физическое здоровье во многом зависит от детского опыта, от того внимания, которое уделяла семья физической активности ребенка. Кроме того, отсутствие стабильного семейного окружения и ошибки, допущенные при воспитании ребенка, могут стать причиной хронических психосоматических заболеваний, которые возникают в детстве и становятся нежеланными, но верными спутниками взрослого человека.
  • Травмы, перенесенные в детстве, как бы живут в подсознании взрослого человека и продолжают оказывать свое разрушительное влияние на восприятие мира и отношения с ним.
  • В детстве закладывается система ценностей, которую ребенок принимает из рук родителей.
  • Ребенок перенимает от родителей склонность к выполнению определенных социальных ролей.
  • Родители часто бывают заказчиками жизненного сценария.

Фундамент взрослой жизни

Детство – это то, что было с каждым из нас. Детство – это свобода от возраста. Детство – это волшебная пора, хранящая в себе много тайн и разных воспоминаний. Своими размышлениями о том, что такое детство и какое значение оно имеет в нашей взрослой жизни, я бы хотела поделиться с Вами в этой статье.

Отголоски прошлого

О своем детстве я скорее знаю по рассказам моих родителей и бабушки. И еще по фотографиям. Поэтому я не уверена, что все мои воспоминания о детстве являются именно воспоминаниями, а не рассказами или фантазиями. Но в любом случае, погружаясь мыслями в то далекое время, у меня возникает чувство защищенности. И как будто даже не хочется заглядывать дальше за эти кирпичные ограждения. Как будто там дальше кроется много разных чувств, событий, ситуаций, но все они под надежной защитой, и доступа к ним у меня нет. Лишь иногда как будто отголоски, которые я слышу сегодня, в своем настоящем.

Строительные тонкости

Когда крепкий, хорошо построенный дом имеет под собой глубокий прочный фундамент, какая разница, из чего этот фундамент состоит: из цемента, камней, песка или щебня… Нет смысла в том, чтобы выяснять это. Дом-то стоит надежно, и падать точно не собирается. И даже если там и были какие-то строительные ляпы или оплошности, то в целом, на устойчивость дома они никак не влияют.

Мои родители старательно возводили мой фундамент. И у них это хорошо получилось. Потому что сейчас, во взрослой жизни, я чувствую внутреннюю опору и устойчивость, надежное основание, на котором надстраиваются различные этажи меня самой. И я не боюсь достраивать все новые и новые, потому что ощущаю твердость и монументальность своего фундамента.

Свобода выбора

Свобода выбора

И, пожалуй, это одна из самых важных функций родителей в жизни ребенка – дать ему надежную основу, ощущение своей силы и значимости, а также внутреннее чувство свободы – свободы выбора, свободы строить свою жизнь так, как подсказывает человеку его чутье. Конечно, речь здесь идет уже про взрослых людей. К примеру, если дать свободу подростку, что из этого выйдет? Первое, что приходит в голову – ничего хорошего точно. Но вот если… Если посмотреть на это с другой стороны… Спасибо моим родителям, что у меня была свобода в том, чтобы узнавать и искать себя, идти за своими желаниями и всячески экспериментировать в подростковом периоде. Я пробовала, ошибалась, иногда стыдилась себя, но по-прежнему была принята своими родителями, по-прежнему чувствовала их поддержку. Нет, тогда, в подростковом возрасте, не чувствовала, конечно. Я часто проваливалась в одиночество и непонимание. Да, я безусловно сталкивалась с родительскими ограничениями: некоторые я успешно обходила, в других случаях училась договариваться, и испытывала счастье, получив заветное разрешение на что-то. Ну а какие-то запреты так и остались ненарушенными, да и слава Богу. Но вот сейчас, во взрослой жизни, я понимаю, что вполне успешно преодолеть все нижележащие возрастные кризисы мне удалось именно благодаря родительскому принятию и предоставленной мне возможности самостоятельно выбирать. (о том, как научиться делать выбор, я писала в одноименной статье).

Внутренний ребенок

Внутренний ребенок

Я мало что помню о том, что такое детство. Но я начинаю вспоминать то волшебное время благодаря своей дочке. Ей уже три с половиной года. И я заново открываю для себя мир вместе с ней. И благодаря ей, я вижу себя со стороны. И во мне просыпаются забытые переживания детства. И я очень часто ловлю себя на мысли, что не могу разобраться: это моей дочке сейчас обидно/страшно/одиноко/непереносимо, или это мои чувства, которые я проецирую на нее? Я обнаруживаю своего внутреннего ребенка, которому так долго не находилось места в моей взрослой жизни с ее взрослыми проблемами и бешенным темпом. Я вновь встречаюсь со своими сильными чувствами, так надежно спрятанными за стенами из психологических защит и вытесненных фрагментов непереносимого и болезненного, но все таки пережитого. И когда я вновь встречаюсь со своим одиночеством и отвержением, мой внутренний ребенок сжимается от боли и бессилия. Так вот из чего на самом деле состоит мой фундамент!

Необходимое условие развития

Откуда берется мир?

Мир для ребенка такой, каким преподносят его взрослые. Все что ребенок видит вокруг, все что с ним происходит изо дня в день, все что он слышит или чувствует, является для него его миром. И он не представляет, что может быть как то по-другому. Если этого другого он не видит. Взрослые, окружающие ребенка, создают ребенку мир… взрослые и есть мир для малыша… А многие взрослые и сами не представляют, как может быть по другому, потому что это то, что у них внутри. То, чем заполняли их другие взрослые, когда они сами были еще маленькими…

И если задаться вопросом о том, что определяет нас? Что сильнее или важнее? Биологические задатки или семейное окружение?? Мне кажется, что все таки семья, мама и папа, либо другие взрослые, сопровождающие ребенка с самого рождения во многом определяют то, каким он вырастет.

Ведерочко

Я часто гуляю с дочкой на детской площадке. Вокруг меня много разных детей: смелых и робких, адекватных и не очень… Как и те, с кем они гуляют: мамы и папы, бабушки и дедушки, старшие братья или сестры… Все очень разные, все друг от друга очень отличаются – поведением, манерами, разговорами, представлениями о том, что можно или нельзя делать.

Большое значение для ребенка имеет то, как взрослые отзываются о мире вокруг, об окружающих людях и событиях. Краем уха уже несколько дней слышу, как мама настраивает свою дочку идти в детский сад…

— Наташенька, нужно делиться ведерочком, а то с тобой в садике никто не будет играть… если ты будешь жадничать, будешь сидеть одна…. Будешь плакать… будешь изгоем… не будет друзей….

Мне кажется, слова про ведерочко уже не важны. Но зато девочка четко усвоит установку из маминых уст про то, как непросто ей будет в детском саду…

Жизнь по привычке

Жизнь по привычке

Мы состоим из того, чем наполнили нас родители. Мы те, кем они видели нас. Мир для нас такой, каким они его для нас преподносили. Мы благодарны своим родителям за то, какими мы стали, или, наоборот, ненавидим их за это. Во взрослой жизни мы можем сами выбирать, что думать об окружающем мире и как поступать в тех или иных ситуациях. Но мы почти всегда забываем про этот выбор. Потому что привычнее и проще поступать так, как учили нас наши родители, ведь в чем-то они точно были правы и многие родительские интроекты (указания, внушения, наставления) весьма полезны. Только вот если наши родители видели и преподносили мир однобоко, то весьма трудно будет нам, уже взрослым людям, увидеть его с другой стороны. (о том, как изменить свою жизнь, я писала в одноименной статье).

Фундамент взрослой жизни

Но когда родители показывают ребенку мир с разных сторон, когда позволяют ему самому делать открытия, не настраивая заранее на негативный результат и не отнимая у малыша возможность пробовать и ошибаться, когда сопровождают его, уверенно и твердо (или, иногда, с замиранием сердца), тогда ребенок может сам познавать и понимать себя и окружающий мир, тогда он учиться выбирать и знает, что у него есть эта функция.

Умение выбирать очень полезный и здоровый способ обходиться с миром. Вот в чем смысл внутренней свободы, о которой я писала выше. И я благодарна моим родителям за то, что она у меня есть. Мои мама и папа до сих пор дают мне возможность выбирать в соответствии с моими желаниями и чувствами. И я точно знаю, что человек, который отвечает за мой выбор, это я сама. И я очень хочу, чтобы моя дочка тоже могла ощущать эту внутреннюю свободу и научилась самостоятельно выбирать. А моя задача – помочь ей построить тот крепкий фундамент, на который она будет опираться потом, через много лет, в своей взрослой жизни.

Читайте также: