Фундамент в образовании это

Обновлено: 24.04.2024

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киличова Махсуда Тошевна

Статья посвящена проблеме начального образования формирование фундамента компетентной личности . Все компетенции закладываются на начальном этапе обучения . Поскольку начальная школа закладывает базу общих учебных умений и учебной деятельности, нацелена на создание фундамента для продолжения образования личности в средней школе.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Киличова Махсуда Тошевна

Реализация информационной компетентности младших школьников в процессе формирования математических понятий

Компетентностный подход как фактор профессионального развития студентов в многоуровневом географическом образовании

Текст научной работы на тему «Начальное образование - формирование фундамента компетентной личности»

НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - ФОРМИРОВАНИЕ ФУНДАМЕНТА КОМПЕТЕНТНОЙ ЛИЧНОСТИ Киличова М.Т.

Киличова Махсуда Тошевна - учитель начальных классов, школа № 3, город Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: статья посвящена проблеме начального образования - формирование фундамента компетентной личности. Все компетенции закладываются на начальном этапе обучения. Поскольку начальная школа закладывает базу общих учебных умений и учебной деятельности, нацелена на создание фундамента для продолжения образования личности в средней школе.

Ключевые слова: фундамента компетентной личности, начальная школа, обучения.

В современном обществе человек должен обладать такими качествами, как умение учиться, творчески мыслить, самостоятельно принимать решения, быть инициативным, мобильным, креативным. Формирование указанных качеств начинается уже на начальном уровне образования.

Начальная школа - стартовая ступень образования. Именно здесь происходит формирование фундамента компетентной личности. Все компетенции закладываются на начальном этапе обучения. Поскольку начальная школа закладывает базу общих учебных умений и учебной деятельности, нацелена на создание фундамента для продолжения образования личностью в средней школе, а потом и далее, то именно на начальной ступени значимо формирование тех ключевых компетентностей, которые составляют основу образования на протяжении всей жизни.

Компетентность не замыкает образование только на обучении. Она соединяет урок и жизнь, связана с воспитанием и внеучебной деятельностью. Основа компетентности - самостоятельность. Компетентный человек - сформированная личность, способная брать на себя ответственность в различных ситуациях, готовая расширять границы своих знаний и совершенствовать их.

Применительно к начальной школе компетентность предполагает умения: искать -опрашивать окружение, консультироваться с учителем, получать информацию; думать - устанавливать взаимосвязи, критически относиться к тому или иному высказыванию, занимать позицию в высказывании и вырабатывать свою точку зрения; сотрудничать - уметь работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты, договариваться, выполнять взятые на себя обязательства; приниматься за дело - войти в группу или коллектив, внести свой вклад, организовать свою работу; адаптироваться - использовать новые технологии информации и коммуникации, стойко противостоять трудностям, находить новые решения.

К наиболее значимым компетентностям личности, необходимыми для продолжения образования, относятся: Коммуникативная компетентность. Информационная компетентность. Компетентность разрешения проблем.

Каждая из ключевых компетентностей имеет свою структуру. В ней можно выделить отдельные составляющие (аспекты), которые выражаются в конкретных видах деятельности.

Компетентности у учащихся могут быть сформированы на разном уровне. Наиболее часто выделяются три уровня: применения, использования и обогащения. Они соответствуют трем ступеням общего образования: начальной, основной и старшей. На начальной ступени ученик применяет усвоенные способы деятельности к конкретным ситуациям; на ступени основной школе использует способы деятельности в различных ситуациях, переносит способы на другие, ранее не известные ситуации; на старшей ступени усвоенные способы деятельности обогащаются учеником и становятся основой самостоятельной деятельности учащихся. В начальной школе компетентности

формируются преимущественно на первом уровне, когда усвоенный способ деятельности ученик может применять самостоятельно.

Наиболее эффективным способом формирования ключевых компетентностей у учащихся является применение учителем адекватных педагогических технологий, в рамках которых ученик является субъектом своей деятельности. Базовой образовательной технологией, поддерживающей компетентностный подход, является метод проектов, так как именно он позволяет наименее затратным способом создать условия для самостоятельной поисковой деятельности учащихся и решения проблем.

При этом цель учащегося связана с изменением реальности, а цель учителя-в создании ситуаций, в которых формируются коммуникативные, информационные и проблемно-решающие компетентности. Это не означает, что весь процесс обучения должен быть построен только на основе проектной деятельности. Компетентности формируются и при использовании исследовательских методов, методов практических ситуаций на уроке, методов моделирования, дискуссионных методов, сюжетной игры и т.п. Главный акцент должен быть поставлен на активном включении в деятельность самих детей.

Рассмотрим структуру, показатели и особенности формирования каждой из трех ключевых компетентностей, необходимых ребенку для продолжения образования, формирование которых необходимо обеспечить в начальной школе: коммуникативной, информационной компетентности и компетентности в решении учебных проблем.

Коммуникативная компетентность ребенка начинает формироваться еще на дошкольном этапе развития личности. Ребенок овладевает речью, научается устанавливать контакты с другими людьми и оперировать способами коммуникации для достижения собственных целей. В начальной школе эта компетентность не столько формируется заново, сколько развивается. Этапы предшкольного и младшего школьного возраста - наиболее значимы для развития коммуникативной компетентности [1]. Здесь стоит задача формирования продуктивной коммуникации как устной, так и ее перевод в письменную форму. Ее осуществление должно опираться на четкое представление о сущности и составляющих коммуникативной компетентности детей, знания об особенностях развития в предшкольном и младшем школьном возрасте.

Идеальным результатом компетентностного образования является способность личности к самостоятельному разрешению жизненных проблем. С проблемами встречается в жизни каждый человек. Одни успешно их разрешают и личностно растут. Другие - теряются и дезадаптируются в обществе. Проблемно-разрешающее поведение -следствие систематической работы по определению проблемы, ее анализу, активному поиску средств и способов ее решения. В основе проблемно-разрешающего поведения как в основе любой другой компетентности личности лежат как знания и умения, так и личностные качества, способствующие жизненной стойкости личности. Среди личностных качеств ведущее место занимает рефлексивность, как способность посмотреть на себя со стороны и найти в себе личностный ресурс для преодоления проблемы, обнаружить особенности личности, знания и умения или способы их получения, которые позволят преодолеть трудность. При формировании компетентности в решении проблем ведущее внимание должно быть уделено не только формированию способов работы с проблемой, но и развитию рефлексии как необходимого для проблемно-разрешающего поведения качества личности [2].

Формирование учащихся ключевых компетентностей в учебном процессе называется компетентностным подходом.

Чем же должен руководствоваться учитель для их выполнения? Прежде всего, независимо от технологий, которые использует преподаватель, он должен помнить нижеприведенные правила: главным есть не предмет, которому вы учите, а личность,

которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета; на воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий; сегодняшний активный ученик - завтрашний активный член общества; помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите их учиться; необходимо чаще использовать вопрос "почему?", чтобы научить мыслить причинно; помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике; приучайте учеников думать и действовать самостоятельно; творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи; в процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний; изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития; поощряйте исследовательскую работу учеников; найдите возможность ознакомиих с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения задач, обработкой первоисточников, справочных материалов; учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью; объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.

Эти полезные правила-советы - только небольшая часть, только вершина айсберга педагогической мудрости, педагогического мастерства, общего педагогического опыта многих поколений. Помнить их, наследовать им, руководствоваться ими - это то условие, которое способно облегчить учителю достижение наиважнейшей цели -формирования и развития личности.

1. Люблинская А.А. Учителю о психологии младших школьников. М.: Просвещение,

2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. 720 с.

Начальная школа - фундамент образования, и от успешности этого периода во многом зависит судьба человека, его профессиональная карьера. Именно на этом этапе обучения, успех ребенка приобретает срциальный смысл.

ВложениеРазмер
nachalnaya_shkola_-_fundament_obrazovaniya.doc 68 КБ

Предварительный просмотр:

Начальная школа – фундамент образования.

«Посеешь мысль – пожнешь поступок,

Посеешь поступок – пожнешь привычку,

Посеешь привычку – пожнешь характер,

Пожнешь характер – пожнешь судьбу…»

Начальная школа – фундамент дальнейшего образования, и от успешности этого периода во многом зависит судьба человека, его профессиональная карьера. Именно на этом этапе обучения успехи ребенка приобретают социальный смысл. Начальная школа – это целый мир; годы, проведенные в 1-4 классах, должны остаться в памяти человека как годы приобщения к взрослой жизни, в которой все было впервые – и победы, и поражения. Главное, чтобы побед было больше, а поражения не оставляли бы травму на всю оставшуюся жизнь.

Новые образовательные стандарты нацелены на формирование у детей умения учиться и стать успешными в школе и вне школы.

«Успешный» - заключающий в себе успех, удачный (с.686, словарь С.И.Ожегова).

В понятие «успешный ученик» вкладывают:

  • способность к усвоению образовательных программ;
  • способность продемонстрировать свои знания, умения, навыки;
  • высокие школьные отметки;
  • способность использовать полученные знания, умения, навыки в жизни;
  • положительная мотивация к обучению, положительное отношение к школе, сохранение познавательного интереса;
  • позитивные отношения между учеником и учителем;
  • хорошее физическое и психическое здоровье;
  • адекватно-позитивная самооценка – ребенок сам должен чувствовать себя успешным;
  • чувство благополучия, защищенности в семье и школе.

Какие факторы успешности являются главными?

Одним из факторов успешности является готовность ребенка к школе. Это не только умение читать, писать, считать, но и социально-психологическая и личностная готовность, которая проявляется в умении найти общий язык со сверстниками, есть навыки самообслуживания. Вторым фактором успешности является выбор программы, по которой будет обучаться ребенок. Лучше выбрать развивающие программы, которые помогают находить несколько путей при решении возникшей учебной проблемы.

На успешность ребенка влияет мастерство и профессионализм учителя, который любит своих учеников. Это третий фактор успешности. Четвертый фактор – это сотрудничество родителей, ребенка и учителя. Пятый фактор – это организация режима дня и режима питания.

Советы, которые помогут заложить основу успешного человека:

  • уважайте ребенка. Показывайте ему свою любовь.
  • учите оптимизму;
  • найдите «дело всей жизни» ребенка;
  • развивайте красноречие ребенка;
  • учите ребенка иметь собственное мнение;
  • приучайте к самостоятельности;
  • развивайте фантазию и воображение ребенка;
  • учите ценить время;
  • приучайте ребенка к ответственности;
  • учите ставить цель и достигать ее.

Важное внимание в образовательном процессе уделяется оцениванию достижений обучающихся. Наиболее действенным с точки зрения качественного оценивания достижений является комплексный портфолио , выполняющий накопительную функцию, отражающий динамику развития обучающего вне прямого сравнения с достижениями других, помогает проводить рефлексию собственной образовательной деятельности, позволяет стимулировать учебную мотивацию как процессу, так и результату своей деятельности. За счет рефлексивной самооценки учащихся создаются условия для формирования учебной компетенции и развития готовности к самообразованию. В процессе работы над портфолио учащийся не только осознает содержание материала, но и осмысливает способы, приемы своей работы.

Задачи портфолио состоят в том, чтобы после его заполнения учащиеся могли:

- успешно развивать учебные навыки;

- анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями;

- плодотворно сотрудничать в команде и развивать навыки общения;

- осуществлять самоанализ, самоконтроль, самооценку, ставить цель и добиваться ее реализации;

- конструктивно решать проблемы, управлять конфликтами, стрессами, эмоциями;

- принимать решения и делать осознанный выбор.

Структура портфолио включает в себя семь взаимосвязанных разделов – «островов», посещение которых целенаправленно мотивирует учащихся на достижение жизненного успеха. Каждый из разделов отражает отдельный этап работы, для которого формулируются цели и выбираются средства их достижения.

Остров «Успешной учебы».

Сюда входит формирование положительных мотивов учения и интереса к учению, развитие , мыслительной деятельности, критического отношения к учебной деятельности, культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать.

Задания способствуют развитию социально важных качеств человека – коммуникативных умений. Ребята учатся строить межличностные отношения, сотрудничать в команде, умение работать в группе, выполнять коллективные творческие дела.

Остров «Творческого развития».

Учащиеся выполняют специальные задания, направленные на развитие таких качеств, как целеустремленность, ответственность, уверенность в себе, уважительное отношение к людям, умение управлять эмоциями.

Остров «Познавательной активности».

Формирование любознательности, стремления к знаниям, умения работать с информацией.

Остров «Социальной значимости».

Осуществление общественно полезной и социально значимой деятельности, что особенно актуально в соответствии с формированием результатов третьего уровня при реализации ФГОС, работа в социуме.

Формирование активной жизненной позиции, стремление использовать полученные ЗУН в жизни, так как знания, которые остаются в стенах школы, никому не нужны.

Ведение здорового образа жизни, стремление к развитию хорошего физического и психического здоровья.

Чтобы ученик был успешен во взрослой жизни, придется много постараться. Но наградой за это будет счастливая жизнь этого маленького человека. К тому же, развивая у ребенка качества успешного человека, учитель и сам совершенствуется, а значит, может изменить свою жизнь к лучшему. Удачи всем учителям в этом важном и интересном деле!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Урок русского языка в 3 классе. УМК «Перспективная начальная школа» Тема. Образование слов при помощи приставок.

Урок русского языка в 3 классе. УМК «Перспективная начальная школа»Тема. Образование слов при помощи приставок. Цель урока. Формирование умения образовывать слова при помощи пр.


Первые итоги работы по программе общеобразовательных учреждений « Планета знаний » ( начальная школа ) - новый стандарт начального образования, 2 – ое поколение.

Выступление на педсовете. Сравнение традиционной программы с УМК "Планета знаний".


Обеспечение преемственности между ДОУ и начальной школой по формированию предпосылок учебной деятельности в рамках внедрения ФГТ в ДОУ и ФГОС общего начального образования

Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе образов.


Аннотация журналов: «Начальная школа плюс до и после»,«Начальная школа», «Начальное образование»

В ходе проведенной работы, я пришла к выводу о том, что тема « Формирование коммуникативных компетенций на уроках математики в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС» в педагогической лите.


Выступление на педсовете "Начальная школа - фундамент в обучении и образовании. Подготовка учащихся к проектной деятельности в начальной школе".

Проектная деятельность в начальной школев рамках реализации ФГОС НОО«Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность».


Обобщение из опыта работы по теме самообразования: «Реализация личностно - ориентированного образования в начальной школе как условие эффективности повышения качества образования». Автор: Тарасенко Т.С.

Обобщение из опыта работы по теме самообразования: « Реализация личностно - ориентированного образования в начальной школе как условие эффективности повышения качества образования» уч.


Преемственность дошкольного и начального школьного образования и предпосылки формирования УУД в процессе интеграции дошкольного образования и начальной школы.

Преемственность дошкольного и начального школьного образования и предпосылки формирования УУД в процессе интеграции дошкольного образования и начальной школы.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Начальная школа – фундамент образования.

«Посеешь мысль – пожнешь поступок,

Посеешь поступок – пожнешь привычку,

Посеешь привычку – пожнешь характер,

Пожнешь характер – пожнешь судьбу… »

Начальная школа – фундамент дальнейшего образования, и от успешности этого периода во многом зависит судьба человека, его профессиональная карьера. Именно на этом этапе обучения успехи ребенка приобретают социальный смысл. Начальная школа – это целый мир; годы, проведенные в 1-4 классах, должны остаться в памяти человека как годы приобщения к взрослой жизни, в которой все было впервые – и победы, и поражения. Главное, чтобы побед было больше, а поражения не оставляли бы травму на всю оставшуюся жизнь.

Новые образовательные стандарты нацелены на формирование у детей умения учиться и стать успешными в школе и вне школы.

«Успешный» - заключающий в себе успех, удачный (с.686, словарь С.И.Ожегова).

В понятие «успешный ученик» вкладывают:

способность к усвоению образовательных программ;

способность продемонстрировать свои знания, умения, навыки;

высокие школьные отметки;

способность использовать полученные знания, умения, навыки в жизни;

положительная мотивация к обучению, положительное отношение к школе, сохранение познавательного интереса;

позитивные отношения между учеником и учителем;

хорошее физическое и психическое здоровье;

адекватно-позитивная самооценка – ребенок сам должен чувствовать себя успешным;

чувство благополучия, защищенности в семье и школе.

Какие факторы успешности являются главными?

Одним из факторов успешности является готовность ребенка к школе. Это не только умение читать, писать, считать, но и социально-психологическая и личностная готовность, которая проявляется в умении найти общий язык со сверстниками, есть навыки самообслуживания. Вторым фактором успешности является выбор программы, по которой будет обучаться ребенок. Лучше выбрать развивающие программы, которые помогают находить несколько путей при решении возникшей учебной проблемы.

На успешность ребенка влияет мастерство и профессионализм учителя, который любит своих учеников. Это третий фактор успешности. Четвертый фактор – это сотрудничество родителей, ребенка и учителя. Пятый фактор – это организация режима дня и режима питания.

Советы, которые помогут заложить основу успешного человека:

уважайте ребенка. Показывайте ему свою любовь.

найдите «дело всей жизни» ребенка;

развивайте красноречие ребенка;

учите ребенка иметь собственное мнение;

приучайте к самостоятельности;

развивайте фантазию и воображение ребенка;

учите ценить время;

приучайте ребенка к ответственности;

учите ставить цель и достигать ее.

Важное внимание в образовательном процессе уделяется оцениванию достижений обучающихся. Наиболее действенным с точки зрения качественного оценивания достижений является комплексный портфолио, выполняющий накопительную функцию, отражающий динамику развития обучающего вне прямого сравнения с достижениями других, помогает проводить рефлексию собственной образовательной деятельности, позволяет стимулировать учебную мотивацию как процессу, так и результату своей деятельности. За счет рефлексивной самооценки учащихся создаются условия для формирования учебной компетенции и развития готовности к самообразованию. В процессе работы над портфолио учащийся не только осознает содержание материала, но и осмысливает способы, приемы своей работы.

Задачи портфолио состоят в том, чтобы после его заполнения учащиеся могли:

- успешно развивать учебные навыки;

- анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями;

- плодотворно сотрудничать в команде и развивать навыки общения;

- осуществлять самоанализ, самоконтроль, самооценку, ставить цель и добиваться ее реализации;

- конструктивно решать проблемы, управлять конфликтами, стрессами, эмоциями;

- принимать решения и делать осознанный выбор.

Структура портфолио включает в себя семь взаимосвязанных разделов – «островов», посещение которых целенаправленно мотивирует учащихся на достижение жизненного успеха. Каждый из разделов отражает отдельный этап работы, для которого формулируются цели и выбираются средства их достижения.

Остров «Успешной учебы».

Сюда входит формирование положительных мотивов учения и интереса к учению, развитие , мыслительной деятельности, критического отношения к учебной деятельности, культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать.

Задания способствуют развитию социально важных качеств человека – коммуникативных умений. Ребята учатся строить межличностные отношения, сотрудничать в команде, умение работать в группе, выполнять коллективные творческие дела.

Остров «Творческого развития».

Учащиеся выполняют специальные задания, направленные на развитие таких качеств, как целеустремленность, ответственность, уверенность в себе, уважительное отношение к людям, умение управлять эмоциями.

Остров «Познавательной активности».

Формирование любознательности, стремления к знаниям, умения работать с информацией.

Остров «Социальной значимости».

Осуществление общественно полезной и социально значимой деятельности, что особенно актуально в соответствии с формированием результатов третьего уровня при реализации ФГОС, работа в социуме.

Формирование активной жизненной позиции, стремление использовать полученные ЗУН в жизни, так как знания, которые остаются в стенах школы, никому не нужны.

Ведение здорового образа жизни, стремление к развитию хорошего физического и психического здоровья.

Чтобы ученик был успешен во взрослой жизни, придется много постараться. Но наградой за это будет счастливая жизнь этого маленького человека. К тому же, развивая у ребенка качества успешного человека, учитель и сам совершенствуется, а значит, может изменить свою жизнь к лучшему. Удачи всем учителям в этом важном и интересном деле!

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Тема: Содержание образования как фундамент базовой культуры личности.

1. Общее понятие о содержании образования как фундаменте базовой культуры личности. Современные концепции содержания образования.

2. Проблема гуманизации и гуманитаризации образовательного процесса.

3. Принципы и критерии отбора содержания общего образования.

4. Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования.

Общее понятие о содержании образования как фундаменте базовой культуры личности. Современные концепции содержания образования.

Понятие "базовая культура личности" включает оптимальное наличие свойств, качеств, ориентаций личности, позволяющих индивиду развиваться в гармонии с общественной культурой.

Приоритетнее направление формирования базовой культуры личности: культура жизненного самоопределения, экономическая культура и культура труда, политическая культура и правовая культура, интеллектуальная, нравственная, экономическая, художественная, физическая культура, культура общения и культура семейных отношений.

В основе формирования базовой культуры личности лежит отбор адекватного содержания образования.

" Чему учить школьников "

Основные теории формирования содержания образования (СО.) сложились в конце XVIII - нач. XX вв. Они получили название материальной и формальной теории формирования СО.

Дидактический материализм: основная цель образования - передача учащимся как можно большего объема знаний из различных областей науки. Представитель - Я. А. Коменский.

Дидактические формации рассматривал обучение только как средство развития способностей и познавательных интересов учащихся.

Главным критерием при отборе учебных приоритетов должна служить развивающая ценность, наиболее сильно представленная в математике и классических языках.

Заслуга представителей формальной теории СО состоит в том, что они обратили внимание на необходимость развития способностей и познавательных интересов учащихся, их внимании, памяти, представлений, мышления. Слабость теории - в программах обучения отражались, прежде всего, инструментальные предметы (языки, математика).

В то же время известно, что нельзя развивать интеллект ученика, если в процессе обучения не используется богатый запас фактов, которыми располагают разные предметы обучения.

Дидактический унитаризм (Дж. Дьюи, Г. Кершен - ).

Единственный путь к овладению социальным наследием - приобщение детей к видам деятельности, позволившим цивилизации стать тем, чем она есть.

При отборе СО нужно концентрировать внимание на занятиях конструктивного характера, учить детей готовить еду, шить, приучать к рукоделию и т. п.

Функциональный материализм (польский ученый В. Оконь).

Основу составляет положение об интегральной связи познания с деятельностью.

При отборе и построении содержания программ нужно руководствоваться мировоззренческим подходом.

Сегодня в нашей стране существуют разные концепции СО.

СО трактуется как педагогически адаптированные основы наук, изучаемые в школе.

Данная концепция направлена на приобщение школьников к науке и производству, но не к самостоятельной жизни в обществе.

Т. е. остаются в стороне такие качества личности, как способность к самостоятельному творчеству, умение реализовать свободу выбора, справедливое отношение к людям и т. п.

Другое определение СО представляет его как совокупность знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены учениками.

Это ТН знаниево - ориентированный подход к определению сущности СО.

При таком подходе в центре внимания находятся знания как результаты духовного богатства человечества, накопленного в процессе опыта и исторического опыта.

Однако при данном подходе к СО знания выступают абсолютной ценностью и заслоняют самого человека. Это приводит к идеологизации и научного ядра знаний, их академизму, ориентации СО на среднего ученика.

В последнее десятилетие в свете идеи гуманизации образования все более утверждается личностно - ориентированный подход к выявлению сущности СО.

При личностно - ориентированном подходе абсолютной ценностью является не отчуждение от личности знание, а человек.

Личностно - ориентированный подход обеспечивает свободу выбора СО с целью удовлетворения образовательных, духовных, культурных и жизненных потребностей личности, гуманное отношение к развивающейся личности, становление ее индивидуальности и возможности самореализации в культурно - образовательном пространстве.

Личностно - ориентированное СО направлено на развитие природных особенностей человека (здоровья, способностей мыслить, чувствовать, действовать), его социальных свойств (быть гражданином, семьянином, тружеником) и свойств субъекта культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества). При этом развитие природных, социальных и культурных начал осуществляется в контексте человеческих, национальных и региональных ценностей.

Смена подходов к сущности СО показывает, что СО имеет исторический характер. Оно определяется целями и задачами образования на том или ином этапе развития общества. Под влиянием требований жизни, производства и уровня развития научного знания меняется и СО.

В настоящее время установкам гуманистического мышления соответствует концепция СО как педагогически адаптированного социального опыта (В. В. Краевский, И. Я. Лернер).

- опыт познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов - знаний

- опыт осуществления известных способов деятельности - в форме умений действовать по образцу

- опыт творческой деятельности - в форме умения принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях

- опыт осуществления эмоционально - ценностных отношений - в форме личностных ориентаций

1. Знание - это результат познания действительности, законов развития природы, общества и мышления.

СО включает в себя следующие виды знаний:

- основные понятия и термины, отражающие повседневную действительность и научные знания

- факты повседневной действительности и науки, необходимые для доказательства и отстаивания своих идей

- основные законы науки, раскрывающие связи и отношения между разными объектами и явлениями действительности

- теории, содержащие сумму научных знаний от определенной совокупности объектов, о взаимосвязях между ними и о методах объяснения и предсказания явлений данной предметной области

- знания о способах научной деятельности, методах познания и истории получения научного знания

- оценочные знания, знания о нормах отношений к различным явлениям жизни, установленным в обществе

Таким образом, усвоение знаний обеспечивает формирование в сознании школьника верной картины мира, вооружает его правильным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности.

2. Опыт осуществления известных способов деятельности включает: систему общих интеллектуальных и практических умений и навыков, являющихся основой конкретных видов деятельности (познавательной, трудовой, художественной, общественной, коммуникативной и др.) и обеспечивающих способность подрастающих поколений к сохранению социальной культуры народа.

3. Опыт творческой деятельности призван обеспечить готовность школьника к поиску решений новых проблем, к творческому преобразованию действительности.

Основные черты творческой деятельности:

- самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию;

- видение новой проблемы в знакомой ситуации;

- видение структуры объекта и его новой функции;

- самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новые;

- нахождение разных способов решения проблем и альтернативных доказательств;

- построение принципиально нового способа решения проблемы, являющегося комбинацией известных.

4. Опыт ценностного отношения представляет собой систему мотивационно - ценностных и эмоционально волевых отношений.

Нормы отношения к миру, к самому себе и другим предполагает не только знание мировоззренческих идей, но и убежденность в их истинности, положительное отношение к ним. Это отношение проявляется в поведении человека, в практической и интеллектуальной деятельности.

Проблема гуманизации и гуманитаризации образовательного процесса.

Главные направления реформы российского образования: поворот к человеку, обращение к духовности, интеграция частных наук.

Российская программа развития образования содержит механизмы, гарантирующие:

- единого федерального образовательного пространства

- открытое восприятие и понимание всей палитры мирового культурно - исторического и образовательного опыта

- приоритет фундаментальных прав и свобод личности

- восстановление первичных духовно - нравственных идеалов

Гуманизация образования - построение отношений участников образовательного процесса на основе смены стиля педагогического общения - от авторитарного к демократическому. При этом главное - принцип уважения к личности воспитанника и учета в содержании образования его духовного потенциала путем приобщения к человеческой культуре, взятой в аспекте социального опыта. Сущностью образовательного процесса при этом становится целенаправленное превращение социального опыта в опыт личный, приобщающее человека по всему богатству человеческой культуры.

Гуманизация образования (аспекты):

1) наращивание в содержании знаний о человеке, человечестве и человечности, выделение гуманитарного аспекта всех учебных предметов

2) улучшение качества преподавания гуманитарных предметов

Принципы и критерии отбора содержания общего образования.

1. Принцип соответствия СО требованиям развития общества, науки, культуры и личности.

2. Принцип единой содержательной и процессуальной стороны обучения. т.е. при отборе СО необходимо учитывать принцип и технологии передачи материала, уровни его усвоения и связанные с этим действия.

3. Принцип структурного единства СО на разных уровнях его формирования. Предполагает согласованность составляющих: теоретические представления, учебный предмет, учебный материал, педагогическая деятельность, личность учащегося.

4. Принцип гуманизации СО - создание условий для активного творческого и практического освоения школьниками общечеловеческой культуры.

5. Принцип фундаментализации СО. Осознание учащимися сущности познавательной и практической преобразующей деятельности.

6. Принцип соответствия основных компонентов содержания общего образования структуре базовой культуры личности.

Под стандартом понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающие возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала. (Из учебника: "Педагогика: педагогические теории, системы, технологии." / Под. ред. С.А. Смирнова).

Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования.

Одной из современных тенденций развития СО является его стандартизация, которая вызвана необходимостью создания в стране единого педагогического пространства, благодаря которому будет обеспечен единый уровень общего образования, получаемого молодыми людьми в разных темах образовательных учреждений.

а) Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающий возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.

Стандарт образования является предельным нормативным документом, в образовательном порядке определяющий:

- минимум содержания основных образовательных программ;

- максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;

- требования к уровню подготовки выпускников школы.

б) Учебные планы - нормативные документы, направляющие деятельность школы.

Учебный план общеобразовательной школы - это документ, содержащий перечень изучаемых в ней предметов, их распределение по годам обучения и количество на каждый предмет.

В 1993 г. был разработан " Базисный учебный план ". Это основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью государственного стандарта в области образования.

а) продолжительность обучения (в учебных годах) общая и по каждой из его ступеней

б) недельная учебная нагрузка для базовых областей на каждой из его ступеней общего среднего образования, обязательных занятий по выбору учащихся и факультативных занятий

в) максимальная, обязательная недельная учебная нагрузка учащегося, включая число учебных часов, отводимых на обязательные занятия по выбору

г) итоговое количество учебных часов, финансируемое государством (максимальная, обязательная учебная нагрузка школьников, факультативные занятия, индивидуальная и внеклассная работа, деление учебных групп на подгруппы)

Региональный базисный учебный план разрабатывается региональными органами управления образованием на основе государственного базисного учебного плана. Он носит рекомендательный характер.

Учебный план школы (общеобразовательного учреждения) разрабатывается на основе базисного и регионального учебных планов на длительный период и отражает особенности конкретной школы. Являются обязательными.

В структуре учебного плана выделяются инвариантная часть (ядро), обеспечивающая приобщение учащихся к общекультурным и национально значимым ценностям, формирование личностных качеств школьника и вариативная часть, обеспечивающая индивидуальный характер развития учащихся.

Обе части пересекаются. В результате выделяются:

- обязательные занятия, составляющие базовое ядро общего среднего образования

- обязательные занятия по выбору

В учебном плане выделяются компоненты:

- Федеральный: обеспечивает единство образования в стране, включает учебные курсы общекультурного и общегосударственного значения

- Национально - региональный: обеспечивает особенности и интересы в области образования народов нашей страны в лице субъектов федерации, включает ту часть СО, в которой отражено национальное и региональное своеобразие культур (Москвоведение).

- Школьный (обязательные занятия по выбору, факультативные занятия): отражает специфику конкретных образовательных учреждений

в) Учебная программа - нормативный документ, в котором очерчивается круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому учебному предмету.

- объяснительную записку о целях изучения данного предмета, основных требованиях к знаниям и умениям учащихся, рекомендуемых формах и методах обучения

- тематическое содержание изучаемого материала

- ориентировочное количество времени, которое учитель может потратить на изучение отдельных вопросов курса

- указание по реализации межпредметных и межкурсовых связей

- перечень учебного оборудования, наглядных пособий

Способы построения учебных программ:

- линейный (отдельные части учебного материала выстраиваются по одной линии и образуют непрерывную последовательность звеньев только один раз, новое выстраивается уже на основе известного)

" + " экономия времени, исключает дублирование материала

" - " в силу возрастных и психологических особенностей учащихся, школьники не в состоянии постигать сущность сложных по своей природе явлений

- концентрический (один и тот же материал излагается несколько раз, но с элементами изложения, обогащением содержания образования новыми компонентами, с углублением рассмотрения имеющихся между ними связей и зависимостей)

" - " требует больших затрат учебного времени, порождает у учащихся знания тех вопросов, с которыми они повторно сталкиваются, что снижает уровень их активности в обучении. Однако концентризм в школьном обучении неизбежен. Это ярко проявляется в процессе изучения языка, математики, истории и др. предметов, которые изучаются в начальной школе и затем в старших классах.

г) Содержание образования подробно раскрывается в учебной литературе: школьные учебники, справочники, книги для дополнительного чтения, атласы, карты, сборники задач и упражнений, тетради на печатной основе и т. д.

Основная литература.

1. Газман О.С. Базовая культура личности// Новое педагогическое мышление/ Под ред. А.В.Петровского. – М.: Педагогика, 1989. – С. 226-232.

2. Закон РФ «Об образовании» - М., 1996. - Раздел 1.2.

3. Педагогика/ Под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1998. - Гл. 6,7,8.

4. Подласый И.П. Педагогика - М., 1996. - часть II. - Тема 1,3,4.

5. Педагогика/ В.А. Сластенин и др. - М., 1998 - гл. 9.

6. Краевский В.В. Содержание образования: вперед к прошлому. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 36 с.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Безущенко Анжелла Александровна

Учитель немецеого и английского языков, ВКК

Фундаментализация предметного образования с целью формирования личностных образовательных результатов обучающихся

Школа, как один из институтов государства, должна всегда идти в ногу со временем, отвечать запросам общества и государства. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) как раз и ориентирован на современное общество и современного человека. Новый Стандарт побуждает педагога пересмотреть методику преподавания, выделить в ней положительное, отбросить устаревшее и построить процесс обучения в соответствии с новыми требованиями.

Что такое фундаментализация ? Несмотря на широкое использование в педагогической литературе этого термина, общепринятого его понимания пока не сложилось. Подтверждением этому служит такой, например, факт как отсутствие самого термина «фундаментализация» в «Педагогическом энциклопедическом словаре» и «Современном словаре по педагогике».

Тем не менее принято считать, что ф ундаментализация образования – это тенденция распространения и углубления фундаментальной подготовки при одновременном сокращении объёма общих и обязательных дисциплин за счёт более строгого отбора материала, системного анализа содержания и выделения основных инвариант. При этом должно происходить усиление взаимосвязи теоретической и практической подготовки обучающихся к жизнедеятельности.

Необходимость фундаментализации образования обусловлена лавинообразным нарастанием объёма информации. Научных, технологических, исторических, социологических и иных фактов становится всё больше и больше, и преподать их все за небеспредельный период обучения невозможно. Да и запомнить все факты, которые имеют существенное значение, невозможно. Но можно и нужно научить работать с информацией: научить её поиску, систематизации, анализу. Иными словами, выход только один: нужно переходить от фактологической формы обучения к методологической.

Фундаментализация при этом обычно понимается как процесс, направленный на отбор и структурирование необходимых знаний и умений, повышение уровня образования , а применительно к образовательному процессу как таковому основное внимание уделяется целостному образованию и обеспечению системного мышления обучающихся.
Принцип фундаментализации обеспечивает содержательную интеграцию знаний, полученных обучающимися ранее при изучении различных предметов.
Многие ученые педагоги указывают, что фундаментализация подразумевает включение в школьные учебные программы фундаментальных, основных понятий; делается это для уменьшения нагрузки на учеников.

Н.Е. Кузнецова , говоря о фундаментализации образования и конкретизируя проблему, выделяет приоритет главных целей и стержневых идей образования, выполняющих регулятивную функцию, ведущей роли общетеоретических дисциплин, служащих базой для изучения более частных и прикладных курсов, их фундаментальных теорий, законов, понятий, обеспечивающих сознательное усвоение учебных курсов, междисциплинарной интеграции и универсальных методов познания, служащих основой формирования системных знаний и обобщенных умений, научного мировоззрения и системного мышления, интеллекта и ценностного отношения к учению, а также инструментом добывания новых знаний и способов действий, творческого целевого их применения в жизни и профессиональной деятельности. В этом состоит системно-развивающая функция фундаментализации.
Очень многие исследователи подчеркивают, что фундаментализация направлена на становление у обучающихся целостной картины окружающего мира и интеллектуальный расцвет личности

Современный специалист должен обладать глубокими знаниями и профессиональной мобильностью, способностью оперативно решать возникающие нестандартные проблемы, ориентироваться в сложной системе новых общественных отношений, умением определять приоритеты и концентрировать усилия на решении перспективных задач, высоким уровнем духовности и нравственности. Такие результаты возможны, если реализуется комплекс функций фундаментализации.
Что же составляет основу фундаментализации?. Это освоении самых существенных,фундаментальных знаний, лежащих в основе научной картины современного мира, представленного миром космоса, миром человека и общества, миром человеческой цивилизации и происходящими в них глобальными фундаментальными процессами.

• фундаментализация выполняет ряд существенных функций в
образовании – методологическую, системно-интегративную, системно-развивающую, универсализации, концептуализации, интеллектуализации, опережающую.
Таким образом, фундаментализация представляет собой важнейшее направление повышения качества образования, а само понятие фундаментализации можно определить как существенный компонент полипарадигмального образования, обеспечивающий, с одной стороны, знаниевый фундамент за счет глубокого и системного освоения фактологической, мировоззренческой и методологической сторон комплекса базовых научно-теоретических дисциплин, с другой стороны – системность, обобщенность и внутреннее единство учебного материала, построенного на основе органического единства всех составляющих образования и имеющего опережающий характер. Фундаментализация приводит к усилению взаимосвязи теоретической и практической подготовки обучающегося к современной жизнедеятельности, что существенно повышает возможности достижения высокого профессионального уровня в дальнейшем. Она требует овладения обобщенными видами деятельности, которые должны обеспечить решение множества частных задач предметной области, и направлена на становление у обучающихся целостной научной картины окружающего мира как ментальной парадигмы, овладение рефлексивной культурой и интеллектуальный расцвет личности. Категория фундаментализации имеет результативно-целевой, содержательный, деятельностный и личностный аспекты.

Если говорить конкретно о предмете «Иностранный язык», то можно выделить следующие общие требования к формированию социально-личностных компетенций обучающихся, которые определяются следующими принципами:

- принцип гуманизации как приоритетный принцип образования, обеспечивающий личностно-ориентированный характер образовательного процесса и творческую самореализацию выпускника;

- принцип фундаментализации, способствующий ориентации содержания дисциплин социально-гуманитарного цикла на выявление сущностных оснований и связей между разнообразными процессами окружающего мира, естественнонаучным и гуманитарным знанием;

- принцип компетентностного подхода, определяющий систему требований к организации образовательного процесса, направленных на усиление его практикоориентированности, повышение роли самостоятельной работы обучающихся по разрешению задач и ситуаций, моделирующих социальные проблемы, и формирование у выпускников школ способности действовать в изменяющихся жизненных условиях;

- принцип социально-личностной подготовки, обеспечивающий формирование у обучающихся социально-личностной компетентности, основанной на единстве приобретенных гуманитарных знаний и умений, эмоциональноценностных отношений и социально-творческого опыта с учетом интересов, потребностей и возможностей обучающихся;

-принцип междисциплинарности и интегративности социальногуманитарного образования, реализация которого обеспечивает целостность изучения гуманитарного знания и его взаимосвязь с социальным контекстом.

При обучении иностранным языкам существуют общие методы и технологии обучения. В числе эффективных педагогических технологий, способствующих вовлечению обучающихся в поиск и управление знаниями, приобретению опыта самостоятельного решения речемыслительных задач, рекомендуется использовать:

– технологии проблемно-модульного обучения,

– технологии учебно-исследовательской деятельности,

– коммуникативные технологии (дискуссия, пресс-конференция, мозговой штурм, учебные дебаты и другие активные формы и методы),

– метод кейсов (анализ ситуации),

– игровые технологии, в рамках которых обучающие участвуют в деловых, ролевых, имитационных играх, и др.

Технологии обучения, рекомендуемые к использованию в процессе обучения иностранному языку В числе современных технологий, направленных на самореализацию личности, рекомендуется использовать: проектную технологию, представляющую самостоятельную, долгосрочную групповую работу по теме-проблеме, выбранную самими студентами, включающую поиск, отбор и организацию информации. В процессе работы над проектом речевое иноязычное общение «вплетено в интеллектуальноэмоциональный контекст другой деятельности»; кейс-технологию, основу которой составляют осмысление, критический анализ и решение конкретных социальных проблем. Кейс-технология позволяет организовать обучение иностранным языкам, ориентированное на развитие способности студентов решать определенные жизненные ситуации, важные повседневные проблемы, с которыми они непосредственно сталкиваются в жизни; симуляцию, которая применительно к иностранному языку представляет собой подражательное, разыгранное воспроизведение межличностных контактов, организованных вокруг проблемной ситуации, максимально приближенной к реальной; технологию обучения в сотрудничестве, предполагающую создание условий для активной совместной учебной деятельности студентов в разных учебных ситуациях. Это обучение в процессе общения студентов друг с другом и с преподавателем при наличии общей цели и индивидуальной ответственности каждого члена группы за собственный вклад в общее дело, за выполнение общего задания; технологию дебатов, представляющую собой полемический диалог, проходящий по определенному сценарию и имеющий целью убеждение третьей стороны – судей или аудитории. компьютерные технологии, предполагающие широкое использование Интернет-ресурсов и мультимедийных обучающих программ. Компьютерные технологии позволяют интенсифицировать и активизировать учебнопознавательную деятельность студентов, эффективно организовать и спланировать самостоятельную работу, совершенствовать контрольно-оценочные функции (компьютерное тестирование).

О сновная проблема - это качество образования, которое должно соответствовать не только требованиям стремительно меняющегося настоящего, но и быть настроенным на отдаленное будущее. Поэтому путем разрешения этой проблемы является новая философия опережающего образования, что возможно при соблюдении двух условий: фундаментализации образования и применении инновационного обучения.

Самым продуктивным в в современном образовании является информационная поддержка образования: телекоммуникационные технологии, доступность базы данных, дистанционное образование. А также прагматическая ориентация учебных программ, которая в свою очередь должна содействовать развитию личности. Основным путем решения этой проблемы мы видим в «развивающем» образовании, при котором идет развитие личности обучающегося благодаря использованию гибкого проблемного обучения, креативных информационных технологий. В результате такого образования каждый человек имеет возможность выработать наиболее оптимальный для него способ приобретения знаний и умений в будущем не только пользоваться этими знаниями, но и преобразовывать, пополнять их в соответствии с изменяющимися условиями. Модернизация образования, как масштабный план реализации конкретных мероприятий на современном этапе должна включать в себя: обновление всех компонентов образования: цели, содержание, способы и методы, технологии обучения и контроля. Самым сложным в преподавательской деятельности – это поддерживать интерес у обучающихся. И чем старше обучающиеся тем, сложнее порой сложнее это делать. И предмет иностранный язык не исключение. При этом, не смотря на то, что осознание факта – что иностранные языки необходимость в современном мире - эффективная коммуникация в условиях глобализации, но в реальной жизни иностранному языку нет места, большинство обучающихся понимают, что он им никогда не пригодится в жизни, а, следовательно, и время не надо зря тратить.

В нынешних условиях изменилась роль преподавателя – он становится помощником модератером, в задачу которого входит создать благоприятные условия обучения, предлагая полное меню своим обучающимся.

Итак фундаментализация – это направленность образования на создание цельного обобщающего знания, которое являлось бы ядром всех полученных обучающимися знаний, которое объединяло бы получаемые в процессе обучения знания в единую мировоззренческую систему, основанную на базе современной методологии. Следовательно, сущность фундаментализации образования состоит в том, что каждая область знания является частью всего комплекса.

Фундаментализация образования эффективно способствует формированию творческого мышления, ясного представления своего будущего в системе общечеловеческих знаний и практики.

Что же такое личностные результаты? Согласно ФГОС, личностные результаты - сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам
Принято подразделять личностные результаты на три группы: самоопределение, смыслообразование, морально-этическая ориентация

Читайте также: