Фундамент в autocad architecture

Обновлено: 10.05.2024

Спасибо, еще раз. Немного поглядел, интересное решение, не громоздить кучу стилей, как хотел сделать я ранее, а создать 2 стиля со множеством обозначений. Немного непонятно со списком масс. Если у меня будет 10 стилей фундаментов с 10 ГОСТами, ну и обозначений около 500, и каждое со своей массой, мне что все это включать в один список? Да и формула приобретет огромный вид. В целом интересно, пора вспоминать Basiс. :D

Если у меня будет 10 стилей фундаментов с 10 ГОСТами, ну и обозначений около 500, и каждое со своей массой,

тогда можно будет попытаться сгруппировать их по массам, чтобы формулу уменьшить.
Или просто прописать массы каждому блоку, т.к. всё равно свойства и обозначения придётся вручную добавлять
Другое дело если бы формула расчёта массы была. )))

Ясно, все это нужно в голове уложить и выбрать оптимальное решение для создания блоков фундаментов, чтобы потом назад не возвращаться и не переделывать. Ну и еще, нужно условие при котором если задан стиль фундамента ФЛ, то в нем присутствуют только массы диапазона ФЛ, стиль ФБС - только массы ФБС, сейчас же выбираются все массы. Пытался вспомнить хоть что-то из basica, "родил" такое частное условие, чтобы увидеть хоть какой-то результат:

Где-то допустил ошибку условие не выполняется.
Ну и еще вопрос немного не по теме. С помощью функции InputBox, возможно ли на этапе вставки элемента задавать ему некоторые параметры?

Не хватает ковычек
д.б.

. только я не вижу особого смысла делить список, на мой взгляд, выгоднее
попробовать сгруппировать список по массам.

Доброе утро!
Vitaly, не дадите направление, каким образом можно сгруппировать список по массам?
Получается каким то образом нужно изменить формулу?
Ведь в списке у нас имеют значения только обозначения, массы ведь как я понял присваиваются из формулы?

. Заведите один длинный список и назначайте массы из него
всем блокам при вставке на палитру.
Другой какой-то автоматизации (при отсутствии формулы) тут не может быть,
т.к. все свойства по любому нужно присвоить объектам на палитре вручную или из списка.

PS
Впрочем, зная размеры блока и стиль(ГОСТ) можно автоматически присваивать
массу и наименование. Но от внесения всей информации в список или формулу
это не избавит ))

Да список и формула соответственно получаются огромными. В этом есть небольшой недостаток.
Еще минус я вижу в том, что пользователь может поменять по неосторожности обозначение, а блок останется первоначальных размеров.

Еще минус я вижу в том, что пользователь может поменять по неосторожности обозначение, а блок останется первоначальных размеров.

. Не беспокойтесь! Мы же увяжем р-ры блока с обозначением и массой!? Они будут зависеть от размеров и стиля.))

Очень интересно каким образом это можно проделать? Да в набор характеристик мы можем вытащить, необходимые данные: ширину, высоту, длину, ну и наверное объем еще, если блок сложной формы. Но эти данные является программными, и повлиять на них мне пока не представляется возможным. Так что будет очень интересно, если Вы дадите хоть какие-то представления как такое можно будет сделать. :D

Очень интересно каким образом это можно проделать?

Сделать это можно добавив аналогичную формулу для наименования.
Алгоритм будет следующий:
1. Анализируем размеры и объём блока, по результатам присваиваем ему "Наименование"
2. По наименованию определяем Массу
Списков не надо, всё в 2х формулах

1-я (фрагмент)>

Где:
а) "1180x280x600x.198" - ширина х высота х длина х объём
б) [Размеры] - свойства текущего блока сгруппированные как в п.а)
2-я . вы уже знаете

Причём, обратите внимание, что Case можно перечислять через запятую

В итоге мы увязали геометрию блока с наименованием и массой, применив
т.н. табличный способ вычисления Массы! ))
Выглядит это сл. образом >>>>

Пример для MEP2012 RUS
Пример_1

Очень интересный метод. Получается я могу и в свойствах меняя обозначение получить соответствующий блок?

. н-е-е-т ))) Из таблицы менять геометрию нельзя, это же не Revit!

. у меня фигуры сложные, насколько применим данный метод к моим блокам.

Пробуйте, если у блоков разный объём и габаритные размеры, то будет работать. При необходимости можно устроить доп. проверку на стиль (ГОСТ).

Мне кажется довольно проблематично будет завязать их на подобный метод.

Пробуйте! Потом расскажете нам!
Иначе заносите всё вручную и баста! ))
PS
Номера позиций остались не автоматизированными.
Впрочем, если применить не Masselement а MEP объект, то можно было бы и это автоматизировать
PS
В вашем файле вы допустили ошибку присвоив каждому блоку свой стиль.
Ранее я говорил уже, что стиля у вас два! Два ГОСТ-а - два стиля.
Нет необходимости каждому блоку давать свой стиль. Стили придуманы для того, чтобы обращаться со многими объектами данного стиля как с одним объектом! А вы взяли и лишили себя этого преимущества.
То, что вы обозвали стилем, правильнее назвать "Наименованием" блока.

Мой метод, что выше, предполагает только геометрическое создание блоков фундамента одного из двух стилей
далее формула сама определит его параметры. Вам же придётся для каждого блока проделать это вручную!
Тогда какой смысл было затевать всё это?

В статье ниже нет ничего про программирование. Она была написано с целью дать поверхностное представление о том что такое AutoCAD Architecture, какие объекты в нем реализованы и в чем их особенности.

image


Введение

AutoCAD Architecture (аббревиатура ACA ) — это специализированное приложение на основе AutoCAD, флагманского продукта компании Autodesk, созданное для нужд архитектурного проектирования. Первая версия ACA была выпущена в 1998 году и с тех пор обновляется примерно раз в год. На данный момент последняя версия ACA называется AutoCAD Architecture 2016.

Почему возникла необходимость создания такого продукта?

Рассмотрим несколько архитектурных чертежей, выполненных с помощью ACA:



Обычно архитектурные чертежи содержат здания или части зданий, которые состоят из таких частей как стены, окна, двери, крыши, лестницы и т.д.

В AutoCAD (базовом продукте компании AutoDesk) примитивами черчения являются линии, полилинии, блоки, круги, арки, выноски, текст и т.д. Дверь в AutoCAD приходилось рисовать линиями и сохранять в отдельный файл (для повторного использования).

Если объект имеет разную геометрию в 2D и 3D представлениях (или вообще зависит от view direction), то все эти варианты приходилось рисовать вручную и размещать в нужном. Поглядев на первый чертеж, можно предположить, насколько трудоемко прорисовывать каждое представление объекта.

Чтобы передвинуть окно на плане нужно подвинуть само окно, восстановить стену на его месте, а на новом – начертить проем. А потом сделать тоже для 3D модели. Если видов больше, то правки придется делать в каждом виде. При таких изменениях легко допустить ошибки или несогласованность между видами.

В ACA реализованы специальные инструменты и библиотеки объектов, облегчающие и ускоряющие архитектурное проектирование. В AutoCAD Architecture «окно» и «стена» — это объекты, имеющие связи и поведение. Окно “знает”, что оно прикреплена к стене, а стена знает о существовании окна. При движении окна стена автоматически изменит свою геометрию, создав дырку в новой позиции двери и убрав дырку на старой позиции. При движении стены дверь будет двигаться вместе со стеной. Если удалить стену, то все окна и двери, которые были в этой стене, тоже удалятся:

Модель чертежа едина. Чтобы сделать двумерный plan view необходимо только переключить вид. Редактируя любой view, редактируется вся модель:

Все сечения и поэтажные планы, связанные с данной моделью, автоматически обновляются при изменении модели, что уменьшает возможность появления ошибок и нестыковок в архитектурных чертежах, а также значительно ускоряет их создание.

Объекты ACA поддерживают связь с конструкторской документацией. Изменения в чертеже автоматически изменяют документацию, что позволяет избежать ошибок в ней:


Типы примитивов в ACA

Кроме стандартных примитивов AutoCAD, ACA имеет следующие базовые примитивы (англ):


1) Стены (Walls)

2) Витражи (Curtain walls). Витражи состоят из одной или нескольких сеток. Каждая сетка в витражу делится на ячейки по горизонтали или по вертикали, но сетки можно объединять методом вложения с целью получения разнообразных комбинаций, от самых простых до весьма сложных.


3) Двери, окна, проемы, дверные и оконные сборки (Doors, Windows, Openings, DWA):


4) Лестницы и перила (Stairs and Railings):


5) Крыши, перекрытия и скаты крыш (Roofs, Slabs and Roof Slabs):


6) Несущие элементы (Structural Members). Несущий элемент — это объект, который может представлять собой на чертеже балку, раскос или колонну. Все создаваемые балки, раскосы и колонны являются подтипами одного и того же объекта — несущего элемента.


7) Вспомогательные примитивы: AD-полигоны, масс-элементы, 2D профили

Что такое примитивы ACA?

Объекты ACA — это custom-объекты AutoCAD, реализованные в группе отдельных библиотек, называемых ACA enablers. Для сохранения и загрузки объектов ACA используется DWG формат, но для отображения и работы с такими объектами необходимо наличие этих библиотек.

По сути объект ACA это C++ класс. Геометрия объекта вычисляется при отрисовке и зависит от его настроек (а не задана заранее).
Например, на скриншоте ниже можно увидеть некоторые параметры дверей в диалоговом окне: ширину, высоту, подъем, выравнивание, стиль и тд. Двери на скриншоте отличаются только шириной и углом открытия, но на основании этих данных разница в геометрии получилась значительная.


Основные особенности объектов ACA

Не углубляясь во взаимосвязи и детали, рассмотрим основные особенности относящиеся к объектам ACA:
1. Объектам ACA назначен стиль, который определяет внешний вид (и частично поведение).
2. Объекты ACA viewport dependent. Они рисуют разное представление себя в разных view. Под представлением имеется в виду геометрия. Например, стена в изометрии обычно отрисуется как 3D модель, а в top-view – как прямоугольник.
3. Геометрия объектов ACA состоит из отдельных компонентов. Каждое представление объекта имеет свой набор компонентов.

Объектам ACA назначен стиль, который определяет внешний вид объекта

Например, ниже показаны две двери. Они ведут себя как двери в том смысле, что могут быть вставлены в стену, добавлены в документацию, при движении стены они тоже подвинутся. Но выглядят они по-разному, так как им назначен разный стиль.


Стили объектов могут быть очень сложными. Например, ниже – это тоже двери (и окна).


Стиль надо создать только раз, а затем можно добавлять любое количество дверей такого стиля. Изменение стиля повлечет изменение всех дверей, у которых установлен данный стиль.

Геометрия объектов ACA зависит от view

На рисунке ниже представлена одна и та же модель. Изменяется только view – направление, под которым камера «смотрит» на объект. В зависимости от настроек и направления камеры объекты ACA отрисовывают разную геометрию. Геометрия объекта в каждом вью отражает логику данного представления и не связана с геометрией на других view.


В AutoCAD приходилось рисовать каждое представление вручную. Более того, если в здании несколько типов дверей, то приходилось прорисовывать каждый из них для всех случаев использования.

Библиотеки архитектурных объектов ACA уже содержат большой выбор готовых стилей. Например, на чертеже ниже изображены некоторые виды дверей со стилями из библиотеки:


Геометрия объектов ACA состоит из компонентов

Геометрия объекта ACA состоит из нескольких отдельных компонентов. Геометрия обычно делится на компоненты в соответствии с логикой физического мира. Так у окна компонентами могут быть рама, стекло, створки и так далее.

Для примера рассмотрим дверь в 3D. В открытом списке видны компоненты, из которых состоит нарисованная дверь. У каждого компонента можно изменить его свойства (цвет, тип линий и тд), а также показать или сделать невидимым.


В разных представлениях объект имеет разные компоненты. Дверь в top view (plan representation) имеет другую геометрию и, соответственно, другой набор компонентов, из которых она состоит.


Объекты документирования

Для создания документации в АСА существуют следующие «примитивы»:
• 2d sections
• Dimensions
• Schedule tables
• Spaces

Объекты документирования также спроектированы для работы с архитектурными объектами и обладают дополнительной логикой. Для примера рассмотрим размерные линии (dimensions):


При работе с ACA-dimensions нет необходимости вручную прорисовывать размеры каждого объекта. Когда мы прикрепляем объект dimension к стене, размеры окон, дверей и проемов проставятся автоматически. При движении проемов линии размерности автоматически перерисуются, чтобы отражать текущее состояние чертежа. Если мы передвинем стену, то линии размерности автоматически сдвинутся за стеной. При удалении объектов удалятся и части размерных линий, которые к этим объектам относились.

Заключение


Выше я попытался дать поверхностное представление об АСА и объектах, которые являются в нем «примитивами». Работа с архитектурным чертежем в АСА заключается в том, что мы чертим здание не низкоуровневыми примитивами AutoCAD (линии, круги, арки и т.д.), а с помощью более высокоуровневых примитивов, таких как стены, окна, двери, крыши. Когда модель создана, на её основе можно автоматически сгенерировать документацию, 2D проекции, поэтажные планы, сечения. Наличие поведения у объектов облегчает задачу дальнейшего модифицирования чертежа и позволяет поддерживать документацию в актуальном состоянии.

Здравствуйте! Опишу проблему. Нужно создать стиль гостированного фундамента.
У фундамента известны длина, ширина и высота. Хотелось бы создать стиль, поместить его на палитру инструментов
и вытаскивать блочок с нужными размерами в чертеж. Или я что-то не понимаю или имеющиеся инструменты в программе не позволяют этого сделать.
Если я использую для этого инструмент перекрытие, то при вызове стиля из палитры мне вновь предлагают вводить длину и ширину блока.
И нигде я не могу прописать их фиксированно.
Если же я использую инструмент несущий элемент, используя мастер несущих элементов, то длину и ширину я могу фиксировать, а вот высота остается плавающей.
При вызове стиля из палитры, в командной строке предлагается ввести высоту блока.
Если же я использую инструмент помещение (мне так посоветовал А.Лобанов на недавнем Autodesk University в Москве), все получается прекрасно,
но ведь сам инструмент не предназначен для такого, да и много в нем лишних размеров, которые приходится обнулять.
Коллеги посоветуйте, как создать типовой блок гостированный и как вытаскивая его с палитры инструментов, вставлять блок с нужными размерами?
Может и была подобная тему, что-то не нашел таковой. Спасибо!

. Хотелось бы создать стиль, поместить его на палитру инструментов
и вытаскивать блочок с нужными размерами в чертеж.

Нет ничего проще!
1. Нарисуйте стену с заданными параметрами.
2. Создайте из неё блок.
3. Сохраните файл с блоком
4. Тащите лкм блок на палитру
5. Укажите в свойствах созданного инструмента запрос угла поворота и раскрывать блок
при вставке
Всё!

PS
Интереснее копить типовые фундаменты всего здания или целые фрагменты, а не только отдельные блоки, используя тот же приём с палитрой!

PS
For ALL
Ещё один пример применения - типовой электрический щит в Autocad MEP.
Рисуется схема щита, полностью оформляется, с таблицами ссылающимися на конструкции с проводкой.
Так же сохраняется в блок, помещается на палитру. При вставке такого чертежа в новый проект остаётся только обновить таблицы. Наименование щита и прочие характеристики и надписи оформленные с помощью полей так же обновляются по новому проекту, существенно сокращая затраты на проектирование.
Фишка в том, что таблицы и поля умеют сохранять относительные пути к источникам данных ))

Vitaly
Большое спасибо за ответ!
Пока не определился с выбором решения по этому вопросу.
Как один из вариантов мне предложили также типовые фундаменты делать с помощью формообразующих элементов.
Я делаю стиль формообразующего элемента и прикрепляю к нему набор характеристик.
Затем закидываю стиль в палитру и уже в там в палитре в свойствах задаю размеры.
При вставке формообразующего элемента он вставляется с нужным размером.
Ну и естественно в спецификацию все это вынести не проблема.
Еще раз спасибо за Ваше внимание и за то решение которое Вы предложили.
Буду думать и смотреть оба варианта, попробую сделать итак и эдак.
На чем-нибудь остановлюсь.

Я делаю стиль формообразующего элемента.

можно и так, но у формообразующего элемента меньше возможностей с настройкой стилей.
Кроме того ACA-2013 имеет новые инструменты для работы со стенами - подсчёт площадей и проч.

Vitaly, будьте добры, еще вопрос такой.
Имею набор характеристик для типовых фундаментов, для извлечения их в спецификацию.
Одной из характеристик является масса фундамента, которая является константой.
Для серии фундаментов одного ГОСТа я создал один список и вбил туда массы этих фундаментов.
Затем в стиле каждому фундаменту задал свою массу.
Сейчас мне нужно создать следующую серию фундаментов другого ГОСТа.
Создаю список с массами.
И вот тут начинаются непонятки с набором характеристик.
Как в один набор характеристик поместить новый список с массами, если там уже есть предыдущий от первой серии фундаментов? Или же сделать новый набор характеристик, т.е. для каждой серии фундаментов свой набор со своим списком? Или как то еще можно это обыграть?
Т.е. я хочу чтобы у меня был один набор характеристик, один стиль спецификации, и вне зависимости от серии и ГОСТа фундаментов, я мог получать единую спецификацию.
Надеюсь, Вы поняли, то о чем я хотел спросить Вас. :D
Заранее, спасибо!

Пока я обдумываю ответ, выложите пример, пожалуйста!
В стилях разве нет настроек списка? Каждый стиль может иметь свой отдельный список или подтип
одного общего списка.

Пока не соображу каким образом здесь можно выложить двг файл.

Имею два списка с массами, один набор характеристик, как загнать 2 списка в один набор характеристик?
Чтобы один стиль спецификации работал для всех типов фундаментов.
Вот сейчас подумал, да ну их эти списки может в примечании стиля указывать массу к каждому стилю и тогда без проблем можно будет воткнуть примечание стиля в графу спецификации масса. Можно ли так делать?

. как загнать 2 списка в один набор характеристик?

Никак. Стиль не может иметь сразу два списка.

может в примечании стиля указывать массу к каждому стилю.

. так нельзя, тогда масса всех блоков данного стиля будет одинаковая.
Ведь каждый стиль фундамента может иметь блоки разных размеров (так я понял?),
значит надо заводить свойства не для стилей, а для объектов!
Но и с объектами не всё так просто! В этом случае придётся на чертеже указывать каждому блоку свою массу вручную, список в этом случае мало поможет.
Как быть?
Выход в том, чтобы создать простую формулу в свойствах объекта, тогда при вставке он будет иметь массу зависящую от ГОСТ-а (стиля) и размеров.
Пишите формулу, я её вставлю в ваш пример.

Разница ГОСТ-ов видимо заключается в каком-нить коэффициенте? . удельной плотности? . пишите

Каждый фундамент имеет фиксированные размеры и постоянную массу. Массу нужно выводить в спецификацию. В целом мне необходимо для каждого ГОСТа создать свою серию фундаментов, с постоянными размерами и массой.
Сейчас испытываю трудности с помещением массы в набор характеристик. Поясню на примере. Создал список масс для ГОСТ №1. Поместил список в набор характеристик, обозвал допустим "Характеристики". Т.е. в наборе сидит хар-ка "Массы ГОСТа №1". Настроил спецификацию. Все прекрасно.
Создаю список масс для ГОСТ №2. Тут возникает проблема, как список масс для ГОСТ №2 воткнуть в этот набор. Хочется ведь не иметь кучу наборов характеристик для разных ГОСТов, а иметь один универсальный.
Как решение вижу в каждый стиль в примечании допустим или описании добавлять массу. Тогда можно использовать универсальный набор характеристик, один для всех.
Хочу также узнать про классификации, можно ли их завязать на мой случай, сам мало понимаю зачем они нужны. Я новичок в AutoCAD Architecture. поэтому многого еще не знаю, что и для чего нужно.
Еще может быть нужно создать единый список для всех масс, всех ГОСТов, тогда набор характерситик будет универсальным, но конечно очень громоздкое решение. Подскажите, пока на распутье. :)

Я вас прекрасно понимаю, т.к. уже сталкивался с подобными задачами.
Но! Есть только 2 способа указать массу каждому блоку:
1. Вручную на чертеже
2. В свойствах объекта в виде формулы со списком масс или
вычислять для каждого объекта!
Так можете формулу написать?

Доброго времени суток Vitaly!

Но! Есть только 2 способа указать массу каждому блоку:
1. Вручную на чертеже
2. В свойствах объекта в виде формулы со списком масс или
вычислять для каждого объекта!
Так можете формулу написать?

1. Вручную на чертеже неудобно указывать массу, нужно ее или помнить или искать в соответствующем ГОСТе, что долго и крайне неудобно.
2. Вы хотите сказать, что можно написать формулу в которой программа сама определит нужный список из нескольких и вынет оттуда определенную массу, в зависимости от сформированных условий. Нет до такого еще я не дошел, формирование условий не мой конек, к тому же материалов по этой теме очень мало. Вычислять не нужно массу, так как она прописана в ГОСТе для каждого фундамента, нужно ее каким то образом закрепить за определенным стилем.
Поэтому на данном этапе формулы у меня никакой нет, я просто создаю произвольную характеристику и в ней указываю список масс, который попадает в одну из граф спецификации.
Может я создам 2 списка масс для двух разных ГОСТов, а Вы с помощью формулы в наборе характеристик заставите программу самостоятельно выбирать нужный список?
Или же может все-таки прописать массу в каждом стиле или в примечании или же в описании, тогда со списками можно будет не заморачиваться. Просто можно организовать тогда и извлечение данных в спецификацию.

2. Да, могу написать и со списком, но лучше каждый раз вычислять.
От вас требуется рассказать (показать) как рассчитывается масса этих блоков, в чём разница между ГОСТ-ами?
Видимо в плотности? Если да, то какова она?
Остальное я всё сделаю сам! ))

Или же может все-таки прописать массу в каждом стиле

Нет. Я же выше писал. Стиль - это нечто общее между объектами, например плотность.
А масса у всех блоков разная, её нельзя помещать в стиль, только в объектные свойства!

Основы создания строительных чертежей в Autocad

Рассмотрим первые базовые понятия и требования, необходимые при строительном черчении — это необходимо, прежде чем мы двинемся дальше и научимся создавать полноценные чертежи.

Примерный план статьи:


1. Что нужно знать и уметь в AutoCAD для начала работы

Данная серия статей не будет содержать базовых элементов типа «создание отрезка», «создание размера» — на эту тему много информации в сети, поэтому если вы полный ноль в AutoCAD, сначала ознакомьтесь с тем как:

  • пользоваться рамками выделения объектов (рамки в AutoCAD 2х типов в зависимости слева направо она растянута, или справа налево)
  • создавать отрезки, в том числе линии определенной длины и направления;
  • создавать полилинии, круги, дуги, прямоугольники, штриховки и др.;
  • создавать размеры;
  • пользоваться привязками (угловыми, к конечной точке, к промежуточным точкам и т.д.);
  • перемещать объекты с использованием привязок или на определённые расстояния;
  • использовать команды «Подобие» (Смещение), «Обрезать»/«Удлинить», «Масштаб», «Зеркальное отражение», «Повернуть» (в том числе с Опорным углом), «Фаска», «Растянуть», «Копировать» (в том числе с базовой точкой) и др.

Отмечу, что для того чтобы более эффективно работать в AutoCAD, важно разобраться с относительно сложными командами: «Растянуть», «Повернуть с Опорным углом» и «Копировать с базовой точкой», а также четко понимать, как пользоваться зеленой и синей рамками выделения.

Кроме этого, необходимо изучить работу с блоками в редакторе блоков и при контекстном редактировании – на этом мы будем также останавливаться в следующих статьях. И важно четко представлять, как работают объектные привязки.

2. Почему именно 2D AutoCAD, а не, например, «модный» сейчас Autodesk Revit

Если кратко — Autodesk Revit, по моему глубокому убеждению, еще очень далек от того чтобы его можно было использовать для реальной работы. Пока заказчику нужны в качестве итога работы оформленные по ГОСТ чертежи, Revit нам не сможет помочь, по крайней мере ближайшие годы…

Не смотря на то что довольно много проектных организации приняли решение перейти на Revit, я считаю что они совершают серьезную ошибку. Revit подходит для создания 3D моделей, визуализации зданий и сооружений (картинок, эскизов архитектуры), и в этом он не плох.


Пример визуализации в Revit

Но в Revit создание и оформление конструкторских, архитектурных чертежей, создание спецификаций, и даже создание семейств происходит с жуткими муками и «костылями», что приводит к необходимости содержать дорогостоящих «BIM-менеджеров» (по 2-3 штуки на организацию) которые берут на себя все муки отладки кривого Revit и хотят получать зарплату никак не меньше 120 т.р. в месяц. Кроме того работа в Revit происходит значительно медленнее чем в 2D AutoCAD, а точность которая должна вроде как быть преимуществом Revit так и не появляется из-за тех же ошибок проектировщиков с привязками и параметрами (и кстати ошибки там, по ощущениям, сложнее отследить).

Быть может через много лет, как и AutoCAD (отлаживаемый разработчиками уже более 20ти лет, но все еще далекий от совершенства), Revit тоже станет работоспособным. Ну а пока лучше немножко забыть о нем — для инженера-конструктора целью которого является создание оформленных по ГОСТ чертежей он не подходит.

Есть неплохие программы 3D моделирования, например Tekla Structures, комплекс программ Model Studio CS (российская разработка кстати). Но первая, хоть и отличная программа, но работает только в очень узкой области (черчение металлоконструкций КМ и КМД), а вторая пока очень мало распространена. Наверное, есть и другие программы — не буду претендовать на всезнание.

Исходя из вышесказанного и не смотря на утверждения «ревитчиков» и горе-«BIM-менеджеров» что 2D AutoCAD это устаревший «кульман» — 2D AutoCAD по прежнему более чем актуален и работоспособен.

3. Особенности создания строительных чертежей

Создание и оформление строительных чертежей выполняется в соответствии с требованиями ГОСТ Р 21.1101-2013 «Система проектной документации для строительства (СПДС). Основные требования к проектной и рабочей документации» и других ГОСТ, регламентирующих оформление чертежей в области строительства.

Это означает что на чертежах появляются такие объекты как выноски (маркировочные, узловые, многослойные и др.), отметки уровня, координационные оси, метки разрезов, таблицы: угловые спецификации, экспликации помещений, ведомости деталей, ведомости расхода стили и другие.


Пример нанесения на чертеж выносок, размеров и меток разрезов


Пример нанесения на чертеж марок элементов, отметок уровня и координационных осей

Так же это означает что при черчении используется строго ограниченный перечень масштабов изображения, определенные правила построения изображений и т.д.

4. Наиболее производительный способ черчения в AutoCAD

Теперь остановимся на отдельных наиболее важных приемах, позволяющих упростить работу проектировщика и ускорить создание чертежа:

  1. Все чертежи необходимо создавать в «пространстве модели». Не смотря на большой функционал AutoCAD по работе в листах и с видовыми экранами – это менее производительный и более неудобный способ работы чем черчение всего, включая рамки формата в «пространстве модели». Листы используются в некоторых особых случаях (когда на одном чертеже показано множество этапов строительства и в листах они выделяются отдельно, при создании чертежей Генерального плана и др.).
  2. Необходимо использовать приложение СПДС GraphiCS – на данный момент это наиболее удобное дополнение к AutoCAD именно для строительного черчения, облегчающее работу на порядок. Оно позволяет в один клик создавать удобные интерактивные выноски всевозможных типов, отметки уровня, метки разрезов и т.д., содержит преднастроенные таблицы и форматы по ГОСТ СПДС, координационные оси, линии обрыва и многое другое. Так же в этом дополнении заложены готовые изображения сечений металлопроката всех типов и размеров, болтов, гаек и др.


  • Необходимо использовать минимально необходимое количество Слоев, размерных и текстовых стилей. Назначение объектам слоев и стилей в процессе черчения часто отнимает больше времени, чем приносит пользы — это надо учитывать.
  • Необходимо использовать горячие клавиши, хотя бы минимальный набор: Ctrl+C, Ctrl+Shift+C, Ctrl+V, Ctrl+Shift+V – и далее расширять его, т.к. их использование существенно ускоряет работу.
  • Необходимо выполнять чертежи в минимально необходимой детализации. Это означает что при создании чертежа плана здания не надо прорисовывать, например, все слои обшивки, профиля и саморезы в перегородках из ГКЛ.
  • Вместо отрезков везде где возможно использовать непрерывные полилинии. Так же во всех обоснованных случаях (когда одно и то же изображение повторяется много раз) необходимо пользоваться блоками.

Более детально на отдельных моментах остановимся далее в следующих уроках.

Перед тем как начертить план дома в программе Автокад, необходимо определиться с типом будущего строения:

  • количество этажей и комнат;
  • площадь и форма дома (прямоугольный, квадратный).

чертеж коттедж Autocad

Проект и чертеж двухэтажного коттеджа созданного в программе Autocad

Затем потребуется самостоятельно создать проект и чертеж дома.

Выбор софта

Специалисты выделяют несколько строительных технологий по возведению домов:

  • каменное (применение кирпича, пеноблока);
  • несъемная опалубка;
  • каркасно-щитовая;
  • деревянная (с помощью брусьев либо бревен).

Вышеописанные технологии используют для частного строительства. Чтобы самому создать проект дома, специалисты советуют использовать платные либо бесплатные онлайн-программы для проектирования домов. При возможности можно купить лицензированную версию софта. Проектирование дома — это отрасль архитектуры и дизайна.

планировка дом AutoCAD

Планировка дома созданная в AutoCAD

Чтобы правильно осуществить такую задачу, используется многофункциональная специальная программа. С ее помощью можно:

  • произвести расчет расходного материала;
  • начертить здание;
  • смоделировать дом в 3D.

Создание проекта дома на компьютере — сложная задача. Поэтому при отсутствии опыта в данной сфере деятельности потребуется консультация специалистов. В противном случае рекомендуется использовать простые онлайн-программы. Они рассчитаны на экономное строительство и создание типовых проектов дома. Для создания оригинальной идеи используются более сложные программы.

Если вы хотите построить деревянный дом, то используется софт по проектированию деревянных домов. Он позволяет создать трехмерную модель дома из дерева, основанную на данных о размерах бревен. При этом пользователь самостоятельно указывает расположение поперечных вырезов.

трехмерная модель дома

Трехмерная модель двухэтажного дома сделанная в AutoCAD

В остальных случаях используются онлайн-программы по 3D моделированию. Такие софты выполняют проектирование зданий в полуавтоматическом режиме.

С помощью заданных размеров программа самостоятельно начертит план дома. При необходимости пользователь может внести свои корректировки. Можно начертить план дома в AutoCAD и КОМПАС-3D.

Предварительно такие программы скачивают и устанавливают на ПК.

Список софтов

Для проектировки домов часто используют программу Arcon. Она позволяет увидеть будущее строение в трехмерном режиме. Данная программа разработана для решения вопросов, связанных с эскизным проектированием дома любой сложности. Arcon — онлайн-софт с понятным и простым интерфейсом, который используется для планировки частного загородного дома. При необходимости пользователь может заняться дизайном каждой комнаты в отдельности, нанося на план необходимые надписи и размеры. Готовый проект можно распечатать.

 программа arcon

Проектирование дома в программе Arcon

Для упрощения процесса создания плана дома в Арконе предусмотрены разные текстуры. Библиотека программы состоит из более 1300 текстур и 3000 интерьерных объектов. При необходимости пользователь может загрузить свои элементы в формате 3ds. Также в программе Arcon предусмотрена функция проектирования лестницы на второй этаж разной формы. Этот софт можно использовать для перепланировки помещений. К основным инструментам такого софта специалисты относят:

  • дизайнер дверей и окон;
  • расчет тени, освещения, света;
  • модуль редакции либо создания 3D-элементов.

Для трехмерного проектирования дома можно использовать бесплатную программу FloorPlan3D. С ее помощью также можно запланировать дизайн каждой комнаты, произвести необходимые расчеты.

Ознакомление с AutoCAD

Нарисовать будущее здание можно в Автокаде.
Данная программа предоставляет возможность просмотра 8 слайдов создания проекта, каждый из которых состоит из нескольких подпунктов. При необходимости пользователь может просмотреть в любое время готовые чертежи каркасного дома с разных сторон в 3D-режиме. Следующий шаг — ознакомление с требованиями к проектированию здания. В этом этапе необходимо:

  1. Определение основных размеров дома.
  2. Планировка.
  3. Зона строительства.
  4. Расчет расходных материалов.

Чертим план дома в Автокаде, используя инструменты переноса, отрезки, копирование (зеркальное), смещение линий на необходимое расстояние. Поэтому предварительно рекомендуется изучить инструменты софта.

autocad интерфейс

Интерфейс программы autocad

Для этого можно просмотреть видео-уроки либо поэкспериментировать самостоятельно.

Выполнение работы

Чтобы начертить план дома, потребуется провести его оси: горизонтальные и вертикальные. Затем наносим линии стен с помощью объективной привязки. Их вычерчиваем по 2 стороны относительно всей оси. Затем удаляем линии, которые выходят за пределы стен. С помощью трехмерного моделирования в Автокаде можно поставленную задачу решить несколькими способами. Проектирование дома можно выполнить вручную (с помощью 2D-примитивов) либо создать из одной 3D-модели несколько проекций, связанных между собой.

Для возведения стен используют:

  • стандартный примитив «Ящик» и последующее объединение;
  • выдавливание замкнутого контура;
  • команду «Политело».

план дома в AutoCAD

Специалисты советуют новичкам чертить план дома в AutoCAD с помощью последнего способа.

Команда «Политело» — это аналог 2D, с помощью которого пользователь может:

  • создать сегменты дугообразной формы;
  • преобразовать плоские примитивы (круг, прямоугольник);
  • быстро возвести перегородки.

Дополнительные возможности

К дополнительным функциональным возможностям рассматриваемого софта специалисты относят динамические блоки, макрокоманды, различные расширения. Динамические блоки в Автокаде представлены в виде двухмерных параметрических объектов, которые обладают различными свойствами. С помощью динамических блоков пользователь может сохранить в одном блоке различные геометрические реализации (с разными размерами и видимостью).

Макросы AutoCAD — простое средство адаптации. Функция Action Macros позволяет последовательно выполнять различные команды, для записи которых используется инструмент Action Recorder. Для создания своих кнопок используется меню Macros. С помощью этой функции пользователь легко возвращает ранее записанные макросы.

проект дома AutoCAD

Разработка проекта и планировки дома в AutoCAD

Чтобы оперировать строками, в рассматриваемом софте предусмотрен специальный язык — Diesel. С его помощью формируются строки с переменным текстом. Результат выводится на монитор в виде строки, интерпретирующейся как команда. С помощью Diesel создаются сложные макрокоманды. При использовании Автокада в версии LT из-за отсутствия всех средств программирования особое внимание уделяется данному языку.

Читайте также: