Фундамент терапевтического общения доброжелательное отношение к людям

Обновлено: 27.04.2024

Терапевтическое общение – это благоприятное воздействие, оказываемое на психику пациента и положительно сказывается на его лечении. Фундамент терапевтического общения – доброжелательное отношение к людям! Общение между людьми – важная составляющая повседневной жизни. У пациентов могут быть самые различные потребности в общении, им могут понадобиться совет, утешение, поддержка, консультация или просто возможность поделиться своими переживаниями.

Значение психотерапевтического воздействия, возможного при эффективном общении, хорошо известно, его результат иногда превосходит все другие методы лечения. Навыки общения необходимы для завоевания доверия пациента, его семьи, взаимодействия с врачами и другими специалистами, участвующими в лечебном процессе. На собственном опыте многие знают, как часто люди недопонимают друг друга. Навыки эффективного общения помогут устранить эту проблему.

Способность эффективно общаться – это искусство, которым должен владеть каждый. В наше бурное информационно-технологическое время невероятно возрастает роль общения. Медицинские работники в процессе своей производственной деятельности от 50 до 90% своего времени тратят на общение.

Чтобы не ущемлять права пациента, процесс этот должен быть основан на принципах морали, этики, деонтологии и способствовать удовлетворению потребности человека в здоровье.

Итак, сегодня мы попытаемся ответить на ряд интересующих нас вопросов: что же такое общение? Какие составляющие определяют его эффективность? И, наконец, что должен знать медицинский работник, чтобы адекватно осуществлять свою коммуникативную деятельность.

Одним из важнейших условий эффективного сотрудничества медсестры с пациентом является наличие между ними психологического контакта. Способом установления такого контакта является терапевтическое общение. Кроме того, при общении с больным медсестра должна создавать обстановку доверия между врачом и больным, способствовать повышению авторитета врача и медперсонала, соблюдать медицинскую тайну.

Цель исследования – исследование роли терапевтического общения на качество оказания медицинской помощи.

Задачи исследования:

1. Охарактеризовать понятие общения в сестринском деле.

2.Перечислить средства терапевтического общения.

3.Рассмотреть общение в сестринском деле как необходимый элемент терапии.

4.Определить цели организации терапевтического общения медсестры.

Объект исследования – пациенты «Республиканской клинической больницы» пульмонологического отделения.

Гипотеза исследования: соблюдая доброжелательное отношение на рабочем месте, медицинская сестра ЛПУ повлияет на качество оказания медицинской помощи.

Методы исследования:

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, логическим образом разбитых на параграфы, заключения, списка литературы и приложений.

Глава 1. Сущность терапевтического общения в

Сестринском деле

1.1. Понятие общения в сестринском деле

Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку стратегий взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга.

Общение в сестринском деле – обмен информацией и (или) эмоциями между медсестрой и пациентом.

Часто общение медсестры с пациентом происходит, когда пациент расстроен, подавлен, агрессивен, испытывает физические или психологические трудности. Очевидно, что медсестрам требуются специальные знания и умения, чтобы общение оказало максимальную помощь и поддержку пациентам.

Существует три уровня общения:

– внутриличностный (мысленное общение человека с самим собой, когда он вырабатывает какие-то планы, развивает идеи, подготавливаясь к общению с кем-либо)

– межличностный (между двумя и более людьми)

– общественный (между большими группами)

Функции общения медицинской сестры (приложение 1):

2. Экспрессивная (эмоциональная).

Пациенты ждут от медсестры эмоционального отклика, сочувствия, душевного тепла. Не следует излишне ахать и причитать над пациентом, но холодность и отчужденность, привычка постоянно контролировать свои эмоции создают впечатление черствости и бездушности. С другой стороны, любые эмоции, и в первую очередь отрицательные, заразительны и быстро распространяются на окружающих.

В процессе общения медсестра воздействует на сознание и поведение пациентов, используя их жизненные ценности и интересы, эмоциональный фон и другие «рычаги управления» людьми. В свою очередь медсестра также испытывает влияние своих пациентов. Например, медсестры в отделениях реанимации зачастую работают в условиях хронического стресса.

Выделяют два типа общения (приложение 2):

1. Словесный (вербальный) – наиболее распространенное средство общения между людьми с помощью речи.

Беседа с пациентом – целая наука и настоящее искусство. Овладеть им в совершенстве невозможно без высокой культуры профессиональной речи. Необходимо не только иметь глубокие знания по специальности, но и хорошо владеть литературным языком, уметь грамотно излагать свои мысли.

2. Бессловесный (невербальный).

Данный тип общения представляет более достоверное выражение чувств, так как межличностный контакт происходит на подсознательном уровне. Вспомните общение матери и младенца – они прекрасно понимают друг друга, хотя речь матери не осмысливается ребенком.

К этому типу общения относятся:

а) Внешний вид, манера держать себя и одежда.

Внешний вид и поведение отражают некоторые аспекты личности медицинского работника, в частности степень его заботы, внимания к больному, способность к сопереживанию. Еще Гиппократ указывал, что «следует держать себя чисто, иметь хорошую одежду и натираться благоухающими мазями, ибо все это обыкновенно приятно для больных». Яркая губная помада, ультрамодная прическа, унизанные кольцами руки, высокие каблуки – все это напоминает тяжелому больному радости, которых он временно или навсегда лишился. У него возникает жалость к себе, невольная зависть, ощущение своей ущербности, недовольство медсестрой, страдание усугубляется.

б) Выражение лица, мимика и жесты («язык тела»).

Как строго необходимо контролировать свои жесты, мимику и слова, иллюстрирует следующий пример из воспоминаний врача Ибрагима Ахмедхановича Шамова:

«В октябре 1983 г. в Дербенте скоропостижно скончался мой односельчанин и дальний родственник, пожилой человек, которого я давно лечил от тяжелого заболевания сердца. Когда вскоре после этого я встретился с его сыном, он сказал:

– Вы знаете, весь этот месяц он жил в какой-то тревоге, беспокойстве. Дело в том, что когда он в последний раз был у Вас, то приехал совершенно убитый и сказал нам: «Ох, как доктор Шамов покачал головой! Хоть он мне и ничего не сказал, но он посмотрел на мои ноги и так покачал головой!» И эту фразу он повторял многократно в дни перед кончиной».

в) Положение тела в пространстве по отношению к пациенту.

Нужно соблюдать дистанцию «психологического комфорта». Обычно выделяют четыре психологических расстояния:

– интимное – менее 40 см,

– личное – 40 см-2м,

– социальное – 2-4 м,

– открытое – более 4 м.

Если предпринималась попытка установить психологический контакт с пациентом, нельзя «вламываться» в его интимную зону без разрешения, руководствуясь лишь своим желанием. На бессознательном уровне это вызывает резко негативную реакцию, будучи расценено как неуважение, определенное насилие. Для того чтобы общение между медсестрой и пациентом было комфортным, они должны впустить друг друга в свою личную зону. Если больной подвигается к вам или отодвигается, то это важный признак того, насколько успешна ваша попытка осуществить процесс понимающего общения. Беседуя с пациентом, «не нависайте» над ним, лучше присядьте возле кровати. Полезно расположиться так, чтобы ваши глаза с пациентом были на одном уровне, ни один не доминировал над другим.

г) Время общения.

Пациент никогда не будет доверителен и откровенен с медсестрой, которая торопится, всем своим видом выражая нетерпение и озабоченность. Общаясь с пациентом, медсестра должна тщательно контролировать невербальную информацию, передаваемую пациенту. Например, если у пациента началась рвота, ему будет крайне неприятно и тягостно наблюдать выражение брезгливости и отвращения на лице медсестры, даже если она профессионально окажет ему необходимую помощь.

К невербальному типу общения примыкают так называемые паралингвистические эффекты:

– возгласы и восклицания;

– тон, звучность, тембр голоса;

Факторы, способствующие или препятствующие организации общения:

– адекватное освещение, отопление и вентиляция;

Помимо внешней стороны общения (вербального и невербального) существует еще и внутренняя, скрытая сторона общения – психологические закономерности восприятия людьми друг друга. Эти закономерности определяет:

– предшествующая информация о человеке;

– личный жизненный опыт общения, например, с категорией медицинских работников;

Важную роль играет «эффект ореола» – первый образ восприятия, доминирующий впоследствии достаточно долгое время.

Оба типа общения (вербальное и невербальное) являются взаимодополняющими.

В процессе общения очень важен стиль общения.

Различают 5 стилей общения:

1) давления (авторитарный);

Эффективность общения определяется двумя критериями:

а) деловой (достижение целей и задач каждого в общении).

б) межличностный, то есть эмоционально окрашенный. В этом случае имеет место не только реализация целей общения, но и чувство удовлетворения от общения друг с другом.

Профессиональное общение медицинской сестры – процесс установления и развития контакта между ней и пациентом, порождаемый потребностями в совместной деятельности, и включающий:

– передачу информации (коммуникацию),

– выработку стратегии взаимодействия,

– восприятие и понимание партнёрами друг друга.

Эффективное общение может оказать неоценимую помощь при социальной поддержке, изменить отношение человека к тем или иным событиям. Владение техникой профессионального общения может служить эффективным средством помощи людям в адаптации к жизни в связи изменениями в состоянии их здоровья.

Различают два вида общения: 1) терапевтическое, эффективное и 2) нетерапевтическое, неэффективное.

Далее охарактеризуем средства терапевтического общения.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.018)

«Зная взаимные друг на друга действия души и тела, долгом своим почитаю сказать, что есть и душевные лекарства, которые врачуют тело. Они почерпаются из науки мудрости. Сим искус­ством печального утешишь, сердитого умягчишь, нетерпеливого успокоишь, робкого сделаешь смелым, скрытного откровенным, отчаянного благонадежным. Сим искусством сообщается та твердость духа, которая побеждает телесные боли, тоску, метания». М. Я. Мудров

ОБЩЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ - обмен информацией и (или) эмоциями между медсестрой и пациентом.

Существует ТРИ УРОВНЯ ОБЩЕНИЯ:

- внутриличностный (мысленное общение человека с самим собой, когда он вырабатывает какие-то планы, развивает идеи, подготавливаясь к общению с кем-либо)

- межличностный (между двумя и более людьми)

- общественный (между большими группами)

ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ: 1. информационная (предоставление информации)

2. экспрессивная (эмоциональная).

3. регулятивная (воздействие на сознание и поведение).

ЭЛЕМЕНТЫ ОБЩЕНИЯ:

Для того, чтобы общение было эффективным оно не должно ограничиваться только передачей информации. Эффективное общение состоит из пяти элементов:

- отправитель – кто передает информацию;

КАНАЛЫ ОБЩЕНИЯ:

1. СЛОВЕСНЫЙ (ВЕРБАЛЬНЫЙ)

Вербальное общение м.б. эффективным, если:

- хорошо владеть литературным языком, избегая всевоз­можного словесного мусора, профессионального жаргона, развяз­ности;

- следить за интонацией голоса. Интонация должна соответствовать содержанию.

- говорить медленно, громко, но не кричать, простыми, короткими фразами.

- уметь грамотно излагать свои мысли.

- по возможности задавать открытые вопросы (т.е. вопросы, на которые предполагается получить

полный ответ. Вопросы на которые можно ответить «Да» или «Нет» называются закрытыми).

Подумайте и дайте ответ, что такое вербальный интеллект?

Вспомним рецепт, выписанный для больного одним из героев стихотворения Юны Мориц:
"Таблетки, микстура и теплое слово,
Горчичники, банки и нежное слово, - Ни капли холодного, острого, злого! Без доброго слова, без теплого слова,
Без нежного слова - не лечат больного!"

В Вашей практике могут встретиться пациенты, глухонемые от рождения или потерявшие речь в результате заболевания (инсульт, следствие травмы черепа и др.).

Вы можете общаться с ними:

• письменно

Письменное общение может быть эффективным, если:

- писать аккуратно (если у вас плохой почерк, пишите печатными буквами);

- выбирать правильно размер и цвет букв (человеку со слабым зрением пишите ручкой с черной или синей пастой, печатными буквами на белой бумаге);

- включать в записку всю необходимую информацию;

- писать грамотно, ошибки подрывают авторитет сестры;

- выбирать простые и понятные слова;

- точно указывать время;

- человеку, не умеющему читать, рисовать рисунки.

• посредством карточек с рисунками

• через физический контакт (предложите Вашему пациенту закрыть глаза или пожать Вашу руку каждый раз, когда он хочет ответить на ваш вопрос "Да").

Всё это относится к бессловесному (невербальному) общению, владение которым также важно в работе медсестры, как и вербальным.

БЕССЛОВЕСНЫЙ (НЕВЕРБАЛЬНЫЙ)

К этому типу общения относятся:

а) ВНЕШНИЙ ВИД, МАНЕРА ДЕРЖАТЬ СЕБЯ И ОДЕЖДА.

Подумайте и дайте ответ, как должна выглядеть и вести себя медицинская сестра и почему?

б) ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА, МИМИКА И ЖЕСТЫ ("язык тела").

Как строго необходимо контролировать свои жесты, мимику и слова, иллюстрирует пример из воспоминаний врача Ибрагима Ахмедхановича Шамова:

"В октябре 1983 г. в Дербенте скоропостижно скончался мой односельчанин и дальний родственник, пожилой человек, ко­торого я давно лечил от тяжелого заболевания сердца. Когда вскоре после этого я встретился с его сыном, он сказал:

- Вы знаете, весь этот месяц он жил в какой-то тревоге, беспо­койстве. Дело в том, что когда он в последний раз был у Вас, то приехал совершенно убитый и сказал нам: "Ох, как доктор Шамов покачал головой! Хоть он мне и ничего не сказал, но он посмотрел на мои ноги и так покачал головой!" И эту фра­зу он повторял многократно в дни перед кончиной".

Подумайте и дайте ответ,

какие жесты считаются недопустимыми?

каким должно быть выражение лица медицинской сестры при общении с пациентом?

в) ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА В ПРОСТРАНСТВЕ ПО ОТНОШЕ­НИЮ К ПАЦИЕНТУ.

Обычно выделяют четыре психологических расстояния (зоны комфорта):

- интимное - менее 40 см,

- личное - 40см - 2 м

- социальное - 2 - 4 м,

- открытое - более 4 м.

Сестринскому персоналу, с учетом специфики деятельности, часто приходиться «вторгаться» в личную и интимную зоны комфорта пациента. В связи с этим нужно внимательно относиться к зоне комфорта каждого участника общения и находить приемлемое и для сестры и для пациента расстояние.

Если больной подвигается к вам или отодвигается, то это важный признак того, насколько успешна ваша попытка осуществить процесс понимаю­щего общения. Полезно расположиться так, чтобы ваши глаза с пациентом были на одном уровне, ни один не доминировал над другим.

г) ВРЕМЯ ОБЩЕНИЯ.

Пациент никогда не будет доверителен и откровенен с медсе­строй, которая торопится, всем своим видом выражая нетерпение и озабоченность.

К невербальному типу общения примыкают и так называемые ПАРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ:

* возгласы и восклицания

* тон, звучность, тембр голоса

ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕНИЯ:

* адекватное освещение, отопление и вентиляция

* уверенная манера общения

Подумайте и перечислите факторы, которые могут мешать процессу общения.

Важную роль в общении играет "эффект ореола" - первый образ воспри­ятия, доминирующий впоследствии достаточно долгое время.

Как Вы думаете, что конкретно должна учесть медсестра для того, чтобы первое впечатление от знакомства было у пациента благоприятным?

В процессе общения очень важен СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ. Различают 5 стилей общения:

1) давления (авторитарный);

Подумайте и самостоятельно охарактеризуй каждый из стилей общения. Какой стиль наиболее близок Вам лично и какой, Вы считаете наиболее приемлемым для сестринской работы? Почему?

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБЩЕНИЯ определяется двумя крите­риями:

а) деловой (достижение целей и задач каждого в общении).

б) межличностный, то есть эмоционально окрашенный. В этом случае имеет место не только реализация целей общения, но и чувство удовлетворения от общения друг с другом.

Различают ДВА ВИДА ОБЩЕНИЯ:

1) терапевтическое, эффективное

2) нетерапевтическое, неэффективное

ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ - благоприятное воздейст­вие, оказываемое на психику пациента.

Пример терапевтического общения:

"Ребенок расшалился, упал, на колене ссадина, он горько пла­чет. Как снять боль у малыша?

Мать ребенка берет его на руки, нежно обнимает, целует и дует на больное место. Рыдания прекращаются тотчас, а еще через минуту малыш снова резвится, как ни в чем не бывало. Что же произошло? Ведь не поце­луй, не обдувание ушиба не могут прекратить раздражения чувст­вительных нервов!" (Шамов).

Уместно снова вспомнить слова М.Я. Мудрова, еще в 1820 году писавшего: "Есть и душевные лекарства, которые врачуют тело".

ЗАПОМНИТЕ! ФУНДАМЕНТ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ - ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЛЮДЯМ.

ЦЕЛИ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ:

1) Предоставление пациенту информации о его состоянии в со­гласованных с врачом и близкими пределах.

2) Снятие страха перед заболеванием и его лечением. Страх - это эквивалент боли.

3) Вселение надежды и уверенности в улучшении самочувствия.

Таким образом, ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ОБЩЕНИЯ В СЕСТРИН­СКОМ ДЕЛЕ - помощь пациен­ту в преодолении дезадаптации, связанной с болезнью.

Пример нетерапевтического общения: медсестра говорит паци­ентке, дважды обратившейся к ней за таблеткой анальгина: "От го­ловной боли не умрете, скорее умрете от той болезни, с которой пришли сюда".

Самостоятельно сформулируйте определение нетерапев­тического общения.

ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ:

1) ПРИСТАЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ.

Александр Флинт, директор Свято-Димитриевского училища сестер милосердия, пишет:

«Многие обязанности медсестры связаны с необходимостью общаться: с больным, его родственниками, другими медиками. Умение общаться может во многих случаях даже заменить другие умения. Для пациента общение с Вами - часть лечения.

Вы должны хорошо знать больного. Не только его фамилию, имя и отчество. Важно узнать его как личность. И эта личность должна быть Вам интересна. Любой человек нуждается во внима­нии. Больные люди - особенно. Для многих несча­стных Ваше внимание - единственная настоящая ценность в жизни. Смотрите, не отнимайте ее!

Как можно больше общайтесь с больным; особенно в первое время не оставляйте его одного, рассказывайте ему обо всем, что с ним происходит и будет происходить в ближайшее время, успокаи­вайте и одобряйте его.

Делайте это даже тогда, когда Вам кажется, что больной Вас не слышит и не понимает. Делайте это всегда. Говорите внятно, уве­ренно и ласково: "Ничего, Иван Петрович, не волнуйтесь, мы Вам обязательно поможем. Все будет хорошо. Мы Вас не оставим". Как можно чаще спрашивайте больного:

- Может быть, Вам что-нибудь нужно?»

2) ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ПРИКОСНОВЕНИЕ.

Медсестры используют прикосновения, чтобы утешить ушедшего в себя, подавленного пациента, хоть как-то достучаться до него. Часто бывает, что теплое человеческое прикосновение -единственная связь с миром, остающаяся у тяжелобольного. При­косновения могут не только сообщать о моральной и личной под­держке или соучастии, сопереживании, но и физически стимулировать или успокаивать пациента.

Недаром добрые руки медсестры стали как бы символом про­фессии.

"Это же очень по-человечески - просто посидеть с кем-то, поговорить по-настоящему. А иногда, так про­сто чувство близости возникает. Страшно человеку - так сядь, вы­слушай, подержи за руку, даже говорить ничего не надо. И, по-моему, это очень важно, потому что мне не всегда есть, что им ответить, но даже если я просто сижу и молчу, то иногда даже лучше все получается, чем когда говорю. Тут сам факт, что вот сидят с ними, выслушивают, что их беспокоит, и тут не в том де­ло, что они от тебя ответа ждут или совета, а просто иначе им и выговориться некому. А так им сразу легче становится" (Патри­ция Беннер).

Известный французский хирург Лериш рассказывал, что его - тогда еще молодого врача - пригласили проконсультировать знаме­нитого маршала Фоше. После осмотра он посоветовал операцию. Маршал сказал ему: "Я обращался ко многим медицинским свети­лам, они тоже предлагали оперироваться, но я не соглашался. Сей­час я хочу, чтобы эту операцию мне сделали Вы, потому что Вы первый, кто говорил со мной, глядя мне прямо в глаза. Вам я пове­рил".

Нам нравят­ся люди с открытым и дружелюбным взглядом, искренней улыбкой, доброжелательным и дружественным выражением лица, с преиму­щественно низким голосом.

4) СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА.

Вербальная социальная поддержка: положительное высказывание в адрес пациента, похвала, благодарность и т.п.

Невербальная: прикосновение, объятие, кивок головы, улыбка и т.п.

Помогает закрепить поведение человека, которое положительно влияет на его здоровье.

НЕТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ:

• ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ИЛИ НЕВНИМАТЕЛЬНОЕ ВЫСЛУШИ­ВАНИЕ.

Нередко можно слышать, как о пациенте говорят: "диабетик", "язвенник", "ревматик". Эти неологизмы затеняют, отодвигают на задний план индивидуальность пациента, вызывая у него негатив­ную реакцию. Во избежание упрека в невежливости, а то и в грубо­сти, иногда используют, обращаясь к больному, уменьшительные эпитеты: "голубушка", "бабуля" и т.д. Медицинские работники словно отгораживаются ими от больного, возводят между собой и пациентом незримую, но непреодолимую преграду.

Медсестра поручает престарелому пациенту самому в опреде­ленные часы принимать лекарство. Конечно, пациент часто забыва­ет об этом и лечение становится неэффективным.

• СТОЙКОЕ ИЛИ ИСПУГАННОЕ МОЛЧАНИЕ.

Медсестра внушает пациенту: "Болезнь есть наказание за Ваши грехи. Подумайте, за что Вас Бог наказывает, и покайтесь".

• КРИТИКА, НАСМЕШКА, УГРОЗА.

Акушерка говорит на приеме молодой беременной женщине: "И кого же ты родишь, такая худющая и бледная, с таким - то гемо­глобином, интересно мне знать!"

Подумайте и ответьте на вопрос: «Отчего зависит мастерство общения медицинской сестры?»

ЗАДАНИЕ НА ДОМ:

· письменно ответить на поставленные в лекции вопросы

· записать в конспект лекции «Десять «ДА» терапевтического общения (учебник стр. 35-36)


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).



Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

Общение в сестринском деле – это обмен информацией и (или) эмоциями между медсестрой и пациентом, основанный на взаимоотношении между ними.

Функции общения в сестринском деле:

2. экспрессивная (эмоциональная). Пациенты ждут от медсестры эмоционального отклика, сочувствия, душевного тепла. Холодность и отчуждённость, привычка постоянно контролировать любые свои эмоции создают впечатление чёрствости и бездушности.

3. регулятивная (воздействие на сознание и поведение). В процессе общения медсестра воздействует на сознание и поведение пациентов, используя их жизненные ценности и интересы, эмоциональный фон и другие «рычаги управления» людьми. В свою очередь, медсестра также испытывает влияние своих пациентов.

Уровни общения:

1. внутриличностное – общение человека с самим собой (внутренний диалог): обдумывает проблемы, анализирует ситуацию, вырабатывает планы, но вслух не произносит (например, составление плана ухода за пациентом, подготовка к предстоящей беседе с пациентом);

2. межличностное – между двумя и более людьми: общение представляет собой взаимную передачу информации и принятие решений (например, получение нужных сведений в процессе обследования пациента, согласование плана ухода с пациентом и его близкими);

3. общественное – общение одного человека с группой людей, коллективом, большой аудиторией (например, проведение санитарно-просветительской работы со школьниками параллельных классов).

Следует тщательно готовиться к межличностному и общественному общению. Правильное общение усиливает взаимопонимание между людьми.

ТИПЫ ОБЩЕНИЯ

(каналы общения, способы коммуникации)

Словесный (вербальный) – устная и письменная речь.

ВИДЫ ОБЩЕНИЯ

Различают 2 вида общения:

  • терапевтическое, эффективное;
  • нетерапевтическое, не эффективное.

Терапевтическое общение – благоприятное воздействие, оказываемое на психику пациента.

Фундамент терапевтического общения – доброжелательное отношение к людям!

Цели терапевтического общения:

· Предоставление пациенту информации о его состоянии в со­гласованных с врачом и близкими пределах.

· Снятие страха перед заболеванием и его лечением.

· Вселение надежды и уверенности в улучшении самочувствия.

Таким образом,главная цель общения в сестринском деле- помощь пациен­ту в преодолении дезадаптации, связанной с болезнью.

Терапевтические средства общения:

· Пристальное внимание к пациенту (не оставлять одного, успокаивать, ободрять, вовремя реагировать на его просьбы и т.п.).

· Терапевтическое прикосновение (знаки одобрения, сочувствия, поддержки).

· Контакт глаз (способствует взамопониманию, символизирует внимание к собеседнику).

В процессе терапевтического общения имеет значение социальная поддержка (помогает закрепить поведение человека, которое положительно влияет на его здоровье):

· вербальная социальная поддержка: положительное высказывание в адрес пациента, похвала, благодарность и т.п.

· невербальная: прикосновение, объятие, кивок головы, улыбка и т.п.

Нетерапевтические средства общения:

· избирательное или невнимательное выслушивание,

· стойкое и испуганное молчание,

· критика, насмешка, угроза.

ТЕХНИКА ОБЩЕНИЯ

ЭЛЕМЕНТЫ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ:

1. Отправитель – человек, который хочет передать информацию.


ВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ

Устное общение может быть эффективным, если:

* Для медицинской сестры очень важно умение задавать вопросы. Умение правильно формулировать вопросы помогает достичь лучшего взаимопонимания с пациентом, направлять беседу в нужное русло, сократить время сбора необходимой информации. С помощью правильных вопросов можно успешно передать свои мысли, построить цепочку умозаключений, приводящую к нужным выводам.

Вопросы бывают следующих видов:

Закрытые вопросы. Целью закрытых вопросов является получение однозначного ответа (согласия или отказа собеседника), «да» или «нет». Такие вопросы хороши, только в случае, когда необходимо четко и ясно определить наличие чего-либо в настоящем, прошлом, и иногда в будущем («Вы применяете это?», «Вы это применяли?», «Хотите попробовать?»), или отношение к чему-либо («Вам понравилось?», «Вас устраивает это?»), чтобы понять, как дальше действовать. Закрытые вопросы (и ответы на них «да» или «нет») переключают наши усилия в определенное направление.

Открытые вопросы. Они не предполагают однозначного ответа, заставляют человека задуматься, лучше выявляют его отношение к вашему предложению. Открытые вопросы, это хороший способ получения новой, подробной информации, которую очень сложно получить с помощью закрытых вопросов. Следовательно, в разговоре надо чаще использовать открытые вопросы, в различных их вариациях.*

В Вашей практике могут встретиться пациенты, глухонемые от рождения или потерявшие речь в результате заболевания (инсульт, следствие травмы черепа и др.). Вы можете общаться с ними письменно.

ПИСЬМЕННОЕ ОБЩЕНИЕ

Письменное общение может быть эффективным, если:

· писать аккуратно (если у вас плохой почерк, пишите печатными буквами);

· выбирать правильно размер и цвет букв (человеку со слабым зрением пишите ручкой с черной или синей пастой, печатными буквами на белой бумаге);

· включать в записку всю необходимую информацию;

· писать грамотно (ошибки подрывают авторитет медицинской сестры);

· выбирать простые и понятные слова;

· точно указывать время;

· человеку, не умеющему читать, рисовать рисунки.

• посредством карточек с рисунками(это вариант письменного общения);

• через физический контакт (предложите Вашему пациенту закрывать глаза или пожать Вашу руку каждый раз, когда он хочет ответить на ваш вопрос "Да").

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

ОБЩЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ Керченский медицинский колледж Преподаватель Корен.


Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по английскому языку в условиях реализации ФГОС ООО


Курс повышения квалификации

Профессиональные компетенции педагога в рамках Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012

Курс повышения квалификации

Авторская разработка онлайн-курса


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

«Учись, играя: эффективное обучение иностранным языкам дошкольников»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Описание презентации по отдельным слайдам:

ОБЩЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ Керченский медицинский колледж Преподаватель Корен.

ОБЩЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ Керченский медицинский колледж Преподаватель Кореневская-Шевченко В.А.

ОБЩЕНИЕ - все способы поведения, которые один человек использует сознательно.

ОБЩЕНИЕ - все способы поведения, которые один человек использует сознательно или бессознательно для воздействия на другого. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕНИЯ - это информация, которая передается от живого существа к другому в межличностных контактах. ОБЩЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ - обмен информации и (или) эмоциями между медсестрой и пациентом.

Существует три уровня общения: Внутриличностный Межличностный (между двумя и.

Существует три уровня общения: Внутриличностный Межличностный (между двумя и более людьми) Общественный (между большими группами)

2. ЭКСПРЕССИВНАЯ (эмоциональная). Пациенты ждут от медсестры эмоционального о.

2. ЭКСПРЕССИВНАЯ (эмоциональная). Пациенты ждут от медсестры эмоционального отклика, сочувствия, душевного тепла.

3. РЕГУЛЯТИВНАЯ. В процессе общения медсестра воздействует на сознание и пове.

3. РЕГУЛЯТИВНАЯ. В процессе общения медсестра воздействует на сознание и поведение пациентов, используя их жизненные ценности и интересы, эмоциональный фон и другие «рычаги управления» людьми. В свою очередь медсестра также испытывает влияние своих пациентов.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ МЕДСЕСТРЫ – процесс установления и развития контакта.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ МЕДСЕСТРЫ – процесс установления и развития контакта между ней и пациентом, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий: коммуникацию (передачу информации); интеракцию (выработку стратегии взаимодействия); перцепцию (восприятие и понимание партнерами друг друга).

Элементы эффективного общения канал отправитель получатель подтверждение сооб.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ – реакция пациента на информацию, поступающая от медсестры и н.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ – реакция пациента на информацию, поступающая от медсестры и наоборот. Коммуникативные барьеры: фонетический (собеседники говорят на разных языках, диалектах); смысловой (употребление сленга); стилистический (фамильярное поведение); логическое непонимание («мужская», «женская» логика); социокультурные барьеры (социальные, политические, религиозные различия); барьеры отношений (недоверие к человеку распространяется и на передаваемую им информацию)

Выделяют два типа общения: 1. Словесный (вербальный) - общение между людьми с.

Выделяют два типа общения: 1. Словесный (вербальный) - общение между людьми с помощью речи. 2. Бессловесный (невербальный) а) ВНЕШНИЙ ВИД, МАНЕРА ДЕРЖАТЬ СЕБЯ И ОДЕЖДА. Внешний вид и поведение отражает некоторые аспекты личности медработника, в частности степень его заботы, внимания к пациенту, способность к сопереживанию.

б) ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА, МИМИКА И ЖЕСТЫ («язык тела»).

б) ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА, МИМИКА И ЖЕСТЫ («язык тела»).

в) ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА В ПРОСТРАНСТВЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПАЦИЕНТУ. Соблюдайте дистанци.

в) ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА В ПРОСТРАНСТВЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПАЦИЕНТУ. Соблюдайте дистанцию «психологического комфорта» Обычно выделяют четыре психологических расстояния: • Интимное - менее 40 см, • Личное - 40 см - 2 м, • Социальное - 2 м - 4 м, • Открытое - более 4 м.


Если предпринималась попытка установить психологический контакт с пациентом.

Если предпринималась попытка установить психологический контакт с пациентом, нельзя «вламываться» в его интимную зону без разрешения, руководствуясь лишь своим желанием. На бессознательном уровне это вызывает резко негативную реакцию, будучи расценено как неуважение, определенное насилие. Для того, чтобы общение между медсестрой и пациентом было комфортным, они должны вступить друг друга в свою личную зону.

Если пациент подвигается к вам или отодвигается, то это важный признак того.

Если пациент подвигается к вам или отодвигается, то это важный признак того, насколько успешна ваша попытка осуществить процесс понимающего общения. Беседуя с пациентом, «не нависайте» над ним, лучше присядьте возле кровати. Полезно расположиться так, чтобы ваши глаза с пациентом были на одном уровне, ни один не доминировал над другим.

г) ВРЕМЯ ОБЩЕНИЯ. Пациент никогда не будет доверителен и откровенен с медсест.

г) ВРЕМЯ ОБЩЕНИЯ. Пациент никогда не будет доверителен и откровенен с медсестрой, которая торопиться, всем своим видом выражая нетерпение и озабоченность. Общаясь с пациентом, медсестра должна тщательно контролировать невербальную информацию, передаваемую пациенту. (Например, если у пациента началась рвота, ему будет крайне неприятно и тягостно наблюдать выражение брезгливости и отвращения на лице медсестры, даже если она профессионально окажет ему необходимую помощь).

К не вербальному типу общения примыкают так называемые ПАРАЛИГВИСТИЧЕСКИЕ ЭФ.

К не вербальному типу общения примыкают так называемые ПАРАЛИГВИСТИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ: • Пауза • Интонация • Возгласы и восклицания • Тон, звучность, тембр голоса • Дикция • Скорость речи

ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕНИЯ: • Тишина. • Конфиденциальность.

ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕНИЯ: • Тишина. • Конфиденциальность. • Адекватное освещение, отопление и вентиляция. • Удобная поза. На процесс восприятия людьми друг друга влияет: Степень знакомства. Предшествующая информация о человеке. Личный жизненный опыт общения. Эмоциональный фон.

ФАКТОРЫ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ ОБЩЕНИЮ: Советы пациенту или высказывание своего мнен.

ФАКТОРЫ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ ОБЩЕНИЮ: Советы пациенту или высказывание своего мнения медсестрой. Резкая смена предмета разговора. Защита людей, которых критикует пациент. Преуменьшение чувств пациента. Обещания пациенту, отрицающие реальность ситуации. Поспешные заключения. Культурные отличия: язык, нормы поведения. Стили общения. Разница в возрасте.

В процессе общения очень важен СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ Различают 5 стилей общения: 1. д.

В процессе общения очень важен СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ Различают 5 стилей общения: 1. давление (авторитарный); 2. уступки; 3. компромисса; 4. сотрудничества; 5. избегания.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБЩЕНИЯ определяется двумя критериями: а) деловой (достижение ц.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБЩЕНИЯ определяется двумя критериями: а) деловой (достижение целей и задач каждого в общении). б) межличностный, то есть эмоционально окрашенный. В этом случае имеет место реализация целей общения, но и чувство удовлетворения от общения друг с другом.

Различают ДВА ВИДА ОБЩЕНИЯ: 1. Терапевтическое, эффективное. 2. Нетерапевтич.

Различают ДВА ВИДА ОБЩЕНИЯ: 1. Терапевтическое, эффективное. 2. Нетерапевтическое, неэффективное. ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ - благоприятное воздействие, оказываемое на психику пациента. ЗАПОМНИТЕ! ФУНДАМЕНТ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ - ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЛЮДЯМ.

Медсестра ставит ЦЕЛИ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ: 1. Предоставление пациенту и.

Медсестра ставит ЦЕЛИ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ: 1. Предоставление пациенту информации о его состоянии в согласованных с врачом и близких пределах. Медсестра должна быть готова ответить на многочисленные вопросы пациента. Например: - Что со мной случилось? - Могу ли я ознакомиться со своей историей болезни? - А не вредно ли принимать это лекарство так долго? - Почему мне дают кислород, разве мое состояние настолько критическое? Я знаю, что кислород дают только умирающим?

2. Снятие страха перед заболеванием и его лечением. Страх - это отрицательная.

2. Снятие страха перед заболеванием и его лечением. Страх - это отрицательная эмоция, возникающая в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни. Пациент страдает не только от неприятных ощущений (боль, одышка, тошнота, озноб и т.д.), он страдает так же от страха, тревоги, уныния, тоски, бессилия и прочих тягостных чувств. Внешние проявления страха различны: от взволнованности и возбуждения - до внутреннего оцепенения и кажущегося безразличия («ушел в себя»).

3. Вселение надежды и уверенности в улучшении самочувствия. Таким образом, ГЛ.

3. Вселение надежды и уверенности в улучшении самочувствия. Таким образом, ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ОБЩЕНИЯ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ, его сверхзадача, центральная идея - помочь пациенту в преодолении дезадаптации, связанной с болезнью.

ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ: 1. ПРИСТАЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ Вы должны хорошо зн.

ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ: 1. ПРИСТАЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ Вы должны хорошо знать пациента. Не только ФИО. Важно узнать его как личность. Как можно больше общайтесь с пациентом; особенно в первое время не оставляйте его одного, рассказывайте ему обо всем, что с ним происходит и будет происходить в ближайшее время, успокаивайте, одобряйте его.

2. ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ПРИКОСНОВЕНИЕ Медсестры часто используют прикосновения, чт.

2. ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ПРИКОСНОВЕНИЕ Медсестры часто используют прикосновения, чтобы утешить ушедшего в себя, подавленного пациента, хоть как-то достучаться до него. Часто бывает, что теплое человеческое прикосновение - единственная связь с миром, остающаяся у тяжелобольного. Прикосновения могут не только сообщать о моральной и личной поддержке, но и физически стимулировать или успокаивать пациента.

3. КОНТАКТ ГЛАЗ Вы смотрите прямо в глаза другому человеку. Контакт глаз долж.

3. КОНТАКТ ГЛАЗ Вы смотрите прямо в глаза другому человеку. Контакт глаз должен нести только положительные эмоции.

НЕТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ избирательное или невнимательное выслушива.

НЕТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ избирательное или невнимательное выслушивание; констатированное заключение; безразличное отношение; неоправданное доверие; стойкое или испуганное молчание; фальшивое успокоение; морализирование; критика, насмешка, угроза.

ПОДДЕРЖАНИЕ СВЯЗИ С ПАЦИЕНТАМИ, НЕСПОСОБНЫМИ К ВЕРБАЛЬНОМУ ОБЩЕНИЮ Вы можете.

ПОДДЕРЖАНИЕ СВЯЗИ С ПАЦИЕНТАМИ, НЕСПОСОБНЫМИ К ВЕРБАЛЬНОМУ ОБЩЕНИЮ Вы можете общаться с ним: • Письменно; • Посредством карточек с рисунками, на которых изображены: стакан с водой или мочеприемник и т.д., например, дать судно? • Через физический контакт (предложите Вашему пациенту закрыть глаза или пожать Вашу руку каждый раз, когда он хочет ответить на ваш вопрос «Да»).

Существенно улучшить и оптимизировать свои отношения с пациентом, выработать.

Существенно улучшить и оптимизировать свои отношения с пациентом, выработать свой индивидуальный стиль общения можно, развивая такие качества, как аттракция, эмпатия и рефлексия. Аттракция – это умение нравиться другим людям, производить на них приятное впечатление. Эмпатия - это умение сопереживать другому человеку, способность понимать его не столько умом, сколько сердцем, т.е. постижение эмоционального состояния другого человека.

Рефлексия - это процесс логического анализа проблем, поступков и состояний со.

Рефлексия - это процесс логического анализа проблем, поступков и состояний собеседника, приводящий к определенным обобщениям и выводам о нем. Отмечено, что при общении двух человек в сознании каждого из собеседников происходят следующие рефлексивные процессы: • «то, что я думаю о вас»; • «то, что вы думаете о себе»; • «то, что я думаю о самом себе»; • «то, что вы думаете обо мне»; • «то, что я думаю, что вы думаете обо мне»; • «то, что вы думаете, что я думаю о вас».

Подведем итог… Десять «ДА» терапевтического общения: Обращайтесь к пациенту п.

Подведем итог… Десять «ДА» терапевтического общения: Обращайтесь к пациенту по имени-отчеству и на «Вы». Начинайте беседу с указания вашего имени-отчества и должности. Смотрите пациенту в глаза, улыбайтесь; если пациент лежит, присядьте на стул, стоящий рядом. Обеспечьте конфиденциальность вашей беседы. Помните, что конфиденциальность является условием создания доверительных отношений с пациентом.

5. Поощряйте вопросы вашего пациента. 6. Говорите неторопливо, доходчиво, пол.

5. Поощряйте вопросы вашего пациента. 6. Говорите неторопливо, доходчиво, пользуйтесь исключительно положительной интонацией вашего голоса. 7. Соблюдайте принципы эффективного умения слушать. 8. Проявляйте мастерство общения медицинской сестры с пациентом. 9. Проявляйте непрерывную инициативу в создании психологического микроклимата при общении с пациентом. 10. Будьте естественны при разговоре, создайте атмосферу взаимопонимания, доверия.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Биоэтика. Общение в сестринском деле

Студент должен

знать: - определение общения;

- современные проблемы биоэтики;

- элементы эффективного общения;

- уверенная манера общения;

- факторы, способствующие или препятствующие общению.

уметь : - организовать терапевтическое общение с пациентом.

Вопросы для самоподготовки

Что такое биоэтика?

Какие проблемы она рассматривает?

Дайте определение понятия «общение».

Назовите уровни общения.

Перечислите функции общения.

Охарактеризуйте вербальный и невербальный типы общения, паралингвистические эффекты общения.

Опишите эффект «ореола».

Выделите пять стилей общения.

Определите критерии эффективности общения.

Охарактеризуйте цели общения в сестринском деле.

Опишите способы поддержания связи с пациентами, неспособными к вербальному общению.

Термин / понятие

Определение

Непрестанные, динамические серии событий, включающие передачу информации от отправителя к получателю.

Сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Невербальное (бессловесное общение)

Общение с использованием мимики, жестов, осанки и позы вместо слов.

Вербальное (словесное, речевое общение)

Процесс передачи информации при общении от одной личности другой.

Теоретическая часть

– Сестричка, милая, подай водицы и помоги, пожалуйста, напиться,

Не уходи, побудь со мной. Мне страшно здесь лежать одной.–

– Ну что Вы! Ничего не бойтесь! Примите это, успокойтесь!

Таблеточка поможет Вам заснуть, тревоги снимет,

Даст возможность отдохнуть.

Я посижу немного с Вами, а уж потом займусь делами,

Работы мало всё равно, больные спят уже давно,

Лишь по палатам пробегу, потом ещё к Вам загляну.

А Вы, пожалуйста, не бойтесь, закройте глазки, успокойтесь.

Скажите, Вам удобно так, А лучше, всё же, будет так? –

– Всё хорошо, не беспокойся и за меня, пожалуйста, не бойся.

Я подожду тебя немножко, прикрой, пожалуйста, окошко,

И если от таблетки не усну, я расскажу тебе историю одну.

Запомните ! Фундамент терапевтического общения – доброжелательное отношение к людям!

Можно выделить три уровня общения.

Внутриличностное – мысленное общение человека с самим собой, когда он вырабатывает какие-то планы, развивает идеи, подготавливаясь к общению с кем-либо.

Межличностное – общение между двумя или более людьми.

Общественное – общение одного человека с аудиторией.

Следует тщательно готовиться к общественному и межличностному общению. Правильное общение усиливает взаимопонимание между людьми.

Техника общения

отправитель – тот, кто передает информацию;

Каналы общения

Устная речь – получатель слышит её.

Вопросы могут быть закрытые (общие), на которые в ответ можно услышать «Да» или «Нет», и открытые (специальные), на которые можно получить более или менее подробный ответ.

Закрытые вопросы начинаются со слов: «Вы можете. », «Вы хотите. », «У Вас есть. », «Вам нужно. », «Вы думаете, что. » и т. д. Открытые вопросы начинаются со слов: «Скажите мне. », «Покажите мне. », «Что. », «Где. », «Когда. », «Почему. », «Как. » и т. д.

Вербальное общение предполагает два важных элемента: что вы говорите и как вы говорите. Оно должно быть ясным и кратким. Вербальное общение может быть эффективным, если:

Говорить медленно , с хорошим произношением, простыми, короткими фразами.

Не злоупотреблять специальной терминологией , а если применили – объяснить.

Выбирать скорость и темп речи при общении с конкретным пациентом, если сестра говорит очень медленно, то пациент может подумать, что она недооценивает его возможности воспринимать информацию. Если сестра говорит слишком быстро, то пациент может подумать, что она торопится, и он не захочет дальше слушать.

Правильно выбирать время для общения : тот, кому адресована информация сестры, должен иметь желание и интерес к беседе. Лучшее время общения то, когда пациент сам задаёт вопросы о своём состоянии, плане ухода, сестринских вмешательствах и т. д.

Не начинать беседу сразу после информации врача о неблагоприятном исходе

или неизлечимом заболевании.

Следить за интонацией своего голоса, убедиться, что она соответствует тому, что вы собираетесь сказать.

Выбирать нужную громкость , говорить так, чтобы вас слышали, но не кричать.

Убедиться в том, что вас поняли , задавая человеку открытые вопросы.

Юмор тоже способствует эффективному общению, но он должен использоваться с осторожностью, особенно при манипуляциях, связанных с личной гигиеной.

Письменное (вербальное) общение является исключительно важным для сестры. Оно может быть эффективным, если учесть следующие рекомендации:

Пишите аккуратно.

Выбирайте правильный размер и цвет букв.

Убедитесь, включена ли в запись вся необходимая информация.

Пишите грамотно. Ошибка подрывает ваш авторитет.

Выбирайте понятные и простые слова.

Эффективность письменного общения зависит от многих факторов:

Умеет ли человек писать.

Понимает ли написанное.

Видит ли написанное.

Правила письменного общения:

Человеку, не умеющему читать, рисуйте.

Будьте точны, называя время (утро, вечер).

Бессловесное (невербальное) общение может быть: бесконтактным (осуществляется с помощью символов, жестов, мимики, позы, взгляда, движением головы, рук) и контактным (пожатие руки, похлопывание по плечу, поглаживание, прикосновение и т. д.).

Изучением канала невербального общения занимается наука – кинетика. Исследователи доказали, что устную речь контролировать легче, чем язык мимики, жестов и поз. Многие люди осознают, что их мимика сообщает совсем не то, что они хотят сказать. Например, открыв дверь квартиры своему знакомому, человек может сказать: «Проходите, пожалуйста! Я рад вас видеть!» тогда, как выражение его лица говорит: «Как вы не вовремя!» Поэтому этот канал невербального общения более достоверно выражает чувства и подразумеваемый смысл.

Мимика человека является очень богатым источником информации об эмоциональном состоянии пациента. С помощью мимики можно передать состояния: удовольствия, радости, интереса, гнева, ярости, пренебрежения, презрения, удивления, испуга, стыда, робости, унижения, страха, ужаса, счастья, печали и т. д.

Психология считает, что лицо человека – это «своеобразный центр приёма и передачи социальных сигналов». Самое выразительное в лице – глаза . Взгляд человека дополняет то, что недосказано словами и жестами, и часто именно взгляд придаёт подлинное значение произнесенной фразе.

В языке жестов большую роль играют руки, причём не только, когда говорящий показывает руками форму обсуждаемого объекта, указывает направление или комментирует какое-нибудь событие. Руки передают и эмоциональное состояние. Так, беспокойство может проявляться непрерывным движением рук, «заламыванием пальцев» и т. д.

Одним из важных аспектов невербального общения является внешний вид, манера держать себя, одежда сестры. Если она одета профессионально, опрятно, аккуратно, пациент будет больше доверять ей.

Выражение лица , мимика, жесты («язык тела») сестры значительно влияют на общение с пациентом. Так улыбка может быть знаком приветствия или одобрения. Нахмуренные брови означают раздражение или недовольство.

Исследования показывают, что лицо проявляет шесть основных чувств: удивление, страх, гнев, отвращение, счастье и печаль. Очень важно для сестры научиться контролировать свои эмоции, особенно когда чувства вызывают неприятные эмоции.

Положение тела пациента, его движения свидетельствуют как о физическом, так и об эмоциональном его состоянии.

Контактные невербальные способы общения – прикосновение рук, похлопывание по плечу, объятия, пожатие руки позволяют сестре передать человеку привязанность, эмоциональную поддержку, ободрение, согласие и др.

Специалисты сестринского дела утверждают, что мастерство проведения оценки состояния пациента базируется на многих навыках невербального контактного общения, в частности на прикосновении.

К невербальному типу общения примыкают паралингвистические эффекты:

Читайте также: