Фундамент сухаревой башни в переходе

Обновлено: 10.05.2024

В первой трети XX века, вскоре после прихода к власти большевиков, Москва лишилась ряда своих символов, хоть и не связанных с религией, но представлявших собой досадные помехи для новой власти, собиравшейся строить "новый мир". Это Красные ворота (разобраны в 1927 году), Сухарева башня (снесена в 1934-м), Триумфальные ворота на Тверской Заставе (разобраны в 1936-м). В середине 1930-х в рамках сталинской реконструкции столицы на Садовом кольце были уничтожены все сады, а сама улица превратилась в широкую магистраль, какой мы её знаем.

Мои знакомые из архитектурного бюро Megabudka предлагают вернуть на Садовое и сады, и Сухареву башню. Ой, слышите грохот? Это бомбануло у московских автомобилистов! Ведь именно ради них и 100500 полос движения в центре Москвы Сухареву башню и Красные ворота в своё время уничтожили.

Но времена меняются. Пришла пора восстановить историческую справедливость! Вот зачем Москве нужна Сухарева башня:

Мы хотим поставить точку в обсуждениях воссоздания снесённой в угоду расширения Садового кольца Сухаревой башни.

Восстанавливать башню нужно! Не где-то рядом, как предлагали (в сквере), а прямо там, где она стояла – посередине Садового кольца. Фундаменты сохранены, Садовое кольцо на месте – какие проблемы?

В бюро Megabudka попытались представить этот перекрёсток с башней. Позвали в бюро специалиста по транспорту, устроили обсуждения и нарисовали, как это могло бы выглядеть. Вот что получилось:

Так может выглядеть перекрёсток Сретенки, Садового кольца и проспекта Мира. Сейчас тут светофор и сквозной проезд.

По нашей схеме, чтобы выехать на проспект Мира, нужно совершить движение по кольцу вокруг башни. Кажется, что это заметно усложнит ситуацию, но вместе с этим появятся развороты в обе стороны по Садовому!

Крупнее. Перед входом на Сухареву башню – просторная площадь. До площади – зелёный сквер на месте, где исторически был рынок. Тут может быть постоянная ярмарка.

Возвращаем трамвай, который двигался по кольцу по маршруту "Б". Теперь это скоростной, комфортный и современный вид транспорта.

Само здание всегда считалось важной исторической доминантной в Москве. Её возвращение – это новая ступень в жизни города. Теперь у Москвы обозначится контур Старого города, и этот контур может быть полностью пешеходным. Садовое кольцо – это прежде кольцо садов, и лишь потом это кольцо дорог.

И самое главное: возвращение башни на прежнее место запустит необратимый процесс преобразования Садового кольца в кольцо садов и бульваров.

Транспортного коллапса не будет

Сейчас Садовое – это МКАД в центре города: то же большое количество полос, при этом их количество меняется от 6 до 10. Это самый большой минус Садового как транспортной магистрали. При этом на МКАДе бессветофорное движение и постоянно модернизируются въезды-выезды.

Считается, что Садовое невозможно улучшить без сноса зданий. А если, например, снести и перестроить великолепный Крымский мост, памятник инженерной и архитектурной мысли? Вы хотите больше полос вместо Крымского моста? Нет! Никогда тут не будет больше 4-х полос в одну сторону: москвичи не позволят этому случиться.

Садовое кольцо имеет те же экологические проблемы, что и МКАД: шумовая нагрузка тут почти такая же. Сейчас гулять по Садовому кольцу неприятно.

На МКАД это решено правильно: от магистрали до домов несколько десятков метров зелени. Не очень экологично, но жить можно. Жить на Садовом, на котором нет зелёного буфера, нельзя совсем.

А что происходит в других странах? Нигде в мире больше нет шоссе в центре города.

А не так давно Садовое выглядело вот так:

Сады на Садовом! Раньше было лучше!

Но пока мы говорим об идее. Следующим этапом должен быть транспортный и градостроительный анализ. Такие проекты невозможно воплотить без эксперимента в течение как минимум года.

Что станет с транспортом, если вернуть Сухареву башню на прежнее место?

Везде одинаковое количество полос (на всём протяжении кольца) и ограничение скорости в 60 км/ч за счёт сужения полос. А пока такие улицы, как Садовое кольцо, Тверская, Новый Арбат остаются генераторами смертельных ДТП в центре Москвы.

При этом Третье транспортное кольцо – это тот скоростной контур, внутри которого должны быть только городские улицы с регулируемым движением, выделенными полосами для общественного транспорта и максимум двумя полосами в одном направлении.

Что получит город, если вернуть Башню?

Первый плюс: знаменитая доминанта вернётся на своё место

Да, это новострой, но на старом фундаменте. Намного важнее истинная ценность башни, её идейность для России и Москвы, характер в городской застройке. Москва уже имеет возвращённые постройки: храм Христа Спасителя, Воскресенские ворота, Никольская башня, Круглая башня Китай-города, гостиница "Москва". Триумфальные ворота пролежали разобранными десятилетия, пока их не собрали вновь на Кутузовском.

Плюс второй: туристическая ценность

Сейчас туристов в этот район могут заманить только переулки Сретенки, театры и старорежимная чебуречная "Дружба". С появлением башни ценность этого места вырастет многократно. У города появится ещё один культурный центр притяжения.

Плюс третий: транспорт

Успокоение транспортного потока даст безопасность всем, кто находится на Садовом кольце.

Плюс четвёртый: трамвай

В своё время от трамвая отказались в угоду моде: пустили модный в 30-х троллейбус. Но сейчас лидером по удобству передвижения становится именно трамвай: рельсы – это константа, от них не откажешься и маршрут не переделаешь – горожане ценят такое постоянство.

Плюс пятый: круглогодичная велосреда

Именно тут можно начать вводить культуру велосипеда круглый год. Для тех, кому это нужно, безусловно!

Плюс шестой: кольцевой прогулочный маршрут

По всему пути пешеходы будут встречать средовые объекты различной насыщенности – зелёные насаждения, тёплые зимние павильоны (в летнее время – просто кафе), навесы, небольшие водоёмы, временные объекты (например, ярмарки, катки, летние театральные или музыкальные площадки) и так далее.

Плюс седьмой: Садовое кольцо – это памятник

В XIX веке Садовое кольцо – это бесконечная выставка ландшафта, владелец здания был обязан ухаживать за своими палисадниками. Красиво, почему бы не повторить сейчас?

Плюс восьмой: экология центра города заметно улучшится

Плюс девятый: центр Москвы приобретает свои ярко выраженные контуры

Старый город может оканчиваться на Садовом Кольце.

Плюс десятый: Башня может стать новым музеем или культурным центром

Появление каждого нового всесезонного общественного пространства в Москве – это мировое событие. Зарядье, "Гараж", Парк Горького прогремели на весь мир и стали культовыми местами.

Смотрите, какой важной доминантой для Москвы была Сухарева башня в начале XX века:

Уникальный памятник русской архитектуры XVII века, она была снесена в 1934-м году при расширении Садового кольца, но фундамент башни сохранился, и на него наткнулись строители.

Помнится, было это в 2005-м году, при строительстве подземного перехода на Сухаревской под Садовым кольцом был раскопан фундамент Сухаревой башни. Работы были остановлены

Длина отрытого фундамента составляла 25 метров, ширина – 10 метров. Поскольку переход упирался прямо в историческое основание, его пришлось загибать влево, чтобы он прошел под одной из арок бывшей Сухаревой башни, где нет ценного фундамента.

Но уникальность подземного перехода состояла не только в том, что он «вышел зигзагом». Одну из стен планировали сделать стеклянной, за которой пешеходы смогли бы увидеть остатки Сухаревой башни.

У многих любителей истории Москвы не было никаких сомнений, что фрагмент фундамента останется в переходе, так же, как это сделано на Китай-городе с частью фундамента Варварской башни Китайгородской стены. (выход из метро в сторону парка «Зарядье»).

«Белокаменное основание Варварской башни Китайгородской стены – важнейшего оборонительного сооружения Москвы.» Можно было прочитать на известковой стильной табличке, когда у Московского правительства хватало времени на исторические памятники. (фото из открытых источников)

«Белокаменное основание Варварской башни Китайгородской стены – важнейшего оборонительного сооружения Москвы.» Можно было прочитать на известковой стильной табличке, когда у Московского правительства хватало времени на исторические памятники. (фото из открытых источников)

Но с фундаментом Сухаревой башни что-то не сложилось и вот Вам и пожалуйста:

Изгиб подземного перехода, за стенами которого опять спрятали найденный фундамент Сухаревой башни. (фото из открытых источников)

Изгиб подземного перехода, за стенами которого опять спрятали найденный фундамент Сухаревой башни. (фото из открытых источников)

О Сухаревой башне имеется масса публикаций и пытливый ум всегда может удовлетворить свое любопытство. Я лишь хочу разжечь огонь интереса и тяги к знаниям.

Итак, построена башня была в 1692-1695 годах. Инициатором строительства стал Петр I. Она являлась образцом нарышкинского архитектурного стиля. Строение отличалось невероятной прочностью, которая была достигнута за счет глубокого фундамента. Общая высота башни достигала шестидесяти метров. Народ окрестил ее невестой колокольни Ивана Великого.

Сухарева башня стала уникальным сооружением, единственным подобным во всей России. Наряду с Кремлем и его соборами, с храмом Василия Блаженного и Христа Спасителя, она являлась символом Москвы.

В первые годы XVIII века, с 1700 по 1715 год, в палатах Сухаревой башни Пётр открыл Школу математических и навигационных наук. К 1712 году в ней училось уже более полутысячи детей разных сословий (как дворян, так и разночинцев). Именно здесь учились гардемарины, ставшие прообразом героев фильма «Гардемарины, вперед!».

Строение окутано множеством легенд. Почти все тайны Сухаревой башни так или иначе связаны с «магом и чернокнижником» Я.В. Брюсом. Самая известная из них - о спрятанной в основании постройки «черной книге», состоящей из семи деревянных табличек с непонятными письменами. Поговаривали, что тот, кому повезет найти эту книгу, приобретет неограниченную власть над миром. Опасаясь, что книга попадет в недобрые руки после его смерти, Брюс будто бы замуровал ее где-то в башне. поэтому, Сталин якобы лично и приказал разобрать башню по кирпичику.

А еще говорят, что за день до вступления Наполеоновских войск в Москву, ястреб, с путами на ногах, запутался в крыльях двуглавого медного орла на шпиле Сухаревой башни. Птица долго трепыхалась, пока не издохла. Народ, наблюдавший за этим, толковал: «Вот так-то видно и Бонапарт запутается в крыльях Русского орла».

Открытка Сухарева башня 1927 год. Такая вот красота была варварски уничтожена. (фото из открытых источников)

Открытка Сухарева башня 1927 год. Такая вот красота была варварски уничтожена. (фото из открытых источников)

Что осталось?

От башни осталось немногое, кроме памяти народной, картин, фотографий, обнаруженного и снова похороненного фундамента, удалось сохранить наличник сдвоенного окна – сейчас он находится в Донском монастыре.

Также уцелели Башенные часы – она установлены на башне Передних ворот усадьбы Коломенское.

Башня Передних ворот усадьбы Коломенское с часами, снятыми с Сухаревой башни (фото из открытых источников)

Башня Передних ворот усадьбы Коломенское с часами, снятыми с Сухаревой башни (фото из открытых источников)

Кстати, многие думают, что памятный знак отображает именно то место, где стояла башня, но это не так.

Где же стояла знаменитая башня? Обратимся к старым, так сказать прижизненным фотографиям, сделанным с разных ракурсов.

1920 годы. Вид со стороны Садового кольца от комплекса зданий НИИ скорой помощи им. Склифосовского. (фото из открытых источников)

1920 годы. Вид со стороны Садового кольца от комплекса зданий НИИ скорой помощи им. Склифосовского. (фото из открытых источников)

Хорошо видно, что Сухарева башня стояла прямо на месте теперешней проезжей части Садового кольца. Если быть точным, - на той его половине, которая пересекается со Сретенкой (справа флигель НИИ скорой помощи им. Склифосовского).

Очерки осмысленных перемещений в пространстве

Здесь была Сухарева башня

Про Сухареву башню многие слышали, но где она в точности стояла, знают далеко не многие. Предлагаю небольшую прогулку по улицам, некогда окружавшим знаменитый архитектурный памятник петровской эпохи. Прогулка будет сопровождаться фото-экскурсами в историю: будем сличать картинки тогда и сейчас.

Однако для начала - краткая историческая справка. Сухареву башню начали строить в 1692 г. на месте Сретенских ворот Земляного города. Это здание было своеобразным увековечиванием победы Петра над сестрой - царевной Софьей, что отразилось и в названии, которое напрямую отсылает к имени стрелецкого полковника Лаврентия Сухарева, ставшего во время мятежа 1689 г. на сторону законного царя и тем внесшего существенный вклад в его победу. Свой окончательный "ратушеобразный" вид башня приобрела к 1701 г. В том же году здесь разместилась Школа математических и навигацких наук. Имя первого ее куратора - Якова Вилимовича Брюса - стало главным мифом Сухаревой башни: якобы тут знаменитый "птенец гнезда Петрова" активно занимался магией и руководил заседаниями тайного Нептунова общества. С 1824 г. в башне оборудовали резервуары для воды, поступавщей через Мытищинский водопровод, - т.е. она фактически стала водонапорной. Снесена была Сухарева башня в 1934 г., - и это была одна из первых жертв еще не вступившего в силу Генерального плана реконструкции Москвы.

IMG_8598.JPG

ФОТО 1. Мы находимся на Садовом кольце - напротив Странноприимного дома Н.П. Шереметева.

IMG_8598.JPG


А вот как выглядело это место почти сто лет назад - в 1920-ые гг. Хорошо видно, что Сухарева башня стояла прямо на месте теперешней проезжей части Садового кольца. Если быть точным, - на той его половине, которая пересекается со Сретенкой. Учитывая большие размеры строения, можно предположить, что Сухарева башня "захватывала" даже часть теперешнего торгово-офисного центра "Садовая галерея".

IMG_8598.JPG

ФОТО 2. Перемещаемся на проспект Мира, который когда-то носил имя 1-ой Мещанской улицы.

IMG_8598.JPG

Снова садимся в "машину времени". Вид на Сухареву башню с севера. Особняк с кариатидами остался на месте.

IMG_8598.JPG

ФОТО 3. Мы на Сретенке.

IMG_8598.JPG

Почти та же точка фотографирования, но - более ста лет тому назад. Вид на Сухареву башню с юга. Если присмотреться, слева можно разглядеть маковку колокольни Троицкой церкви, которая благополучно сохранилась до наших дней.

Теперь мы имеем полностью обоснованное представление о том, где именно стояла Сухарева башня.

IMG_8598.JPG

ФОТО 4. На Большой Сухаревской площади в 1996 г. был установлен памятный знак, информирующий отдыхающих москвичей и гостей столицы о некогда стоявшей поблизости Сухаревой башне.

IMG_8598.JPG

ФОТО 5. "Непосвященный" человек может подумать, что башня и впрямь стояла на том месте, где теперь сквер с деревьями и лавочками. Ничего подобного! На самом деле, башня стояла дальше - примерно в ста метрах от памятного знака.

Едва ли Сухарева башня когда-нибудь будет восстановлена на своем прежнем месте, - там, где теперь идет оживленное автомобильное движение. И тем не менее возможность ощутить себя внутри этой легендарной постройки у нас, как мне кажется, всё-таки есть.

IMG_8598.JPG

ФОТО 6. Дело в том, что в 2008 г. через Садовое кольцо (от проспекта Мира к Сретенке) был построен подземный переход. Понятно, что пролегает этот переход через фундамент Сухаревой башни - возможно, через бывшие подвальные помещения.

В одном из недавних постов я упоминал об очень любопытной и необычной находке, которую мы с Неглинкиным сделали совершенно случайно. Но в какой-то момент я подумал, что, прежде чем рассказывать о ней, стоило бы рассказать, или точнее даже напомнить, о судьбе другой, чем-то похожей находки. Наверное многие помнят, что в 2005-м году, при строительстве подземного перехода на Сухаревской под Садовым кольцом был раскопан фундамент Сухаревой башни. Она была снесена в 1934-м году при расширении Садового кольца, но фундамент башни сохранился, и на него наткнулись строители. Тогда об этом достаточно много писали:

У меня не было никаких сомнений, что фрагмент фундамента останется в переходе, так же, как это сделано на Китай-городе с фрагментом Китайгородской стены, поэтому я там практически не фотографировал. Только однажды, году в 2007-м, мы с hatever , проходя мимо Сухаревки, спустились-таки в еще недостроенный переход, и я сделал пару снимков раскопанного кирпичного фундамента на мыльницу со вспышкой. Эти фотографии оставляют желать лучшего, но тогда мне и в голову не приходило, что фундамент просто закопают обратно. Однако когда переход открылся, никакого фундамента там не было, объяснили это техническими причинами. По словам строителей, фундамент был аккуратно "упакован", и возможно, когда-то в будущем его всё же откроют для всеобщего обозрения.


1. Общий вид раскопанного фундамента из перехода. Фото 2007-го года.


2. Кирпичная кладка поближе. На фото можно рассмотреть небольшой сводчатый проем, из которого торчит труба. Фото 2007-го года.


3. Сейчас о находке напоминает только изгиб перехода, а сам фундамент находится где-то за стеной слева.


А недавно мы с Неглинкиным обнаружили не то что фундамент, а раскопанный при строительстве целый подвал некогда снесенного исторического сооружения, и похоже, что его решили сохранить. Над подвалом сделали второй бетонный свод, его стены были со всех сторон обкопаны, и он оказался как бы заключен внутри большей по размеру бетонной камеры. Правда назначение этой камеры чисто технологическое, и непонятно, кто в итоге сможет созерцать эти старинные своды. Но в любом случае, выглядит гибрид очень интересно и необычно, и об этом я напишу в самом ближайшем выпуске :)

Сергей Падарьян

Сергей Падарьян

Сергей Падарьян запись закреплена

• «Фундамент Сухаревой башни, который миру так и не явили»

В 2004 году, при строительстве подземного перехода на Садовом кольце археологи раскопали фундамент легендарной Сухаревой башни.

«Мы тут же начали прорабатывать возможные варианты его сохранения», - рассказал советник мэра, Главный археолог столицы Александр Векслер.
«Был изменен проект пешеходного перехода. По новому варианту он обходил башню стороной. Имел не прямую, а «ломаную» форму. И пока строители занимались своим делом, мы вели археологические изыскания» («Известия», 01 июня 2009 г.).

Находок оказалось так много, что городские власти задумали прямо в переходе создать музей «Сухаревой башни».
В сентябре 2008 года долгожданный тоннель открылся. Но никаких следов башни и музея не было.

«По техническим причинам создать музей сейчас не удалось», - признался Векслер.
«Нужен другой проект. У нас задача какая?» - рассуждал Главный археолог, советник мэра. «Найти и сохранить. Мы все нашли. Все описали. А сам фундамент аккуратно «упаковали», чтобы он сохранился для потомков».
В результате историческую находку засыпали песком.

И еще один любопытный факт.
В декабре 1925 года члены общества «Старая Москва», осматривая подвалы Сухаревой башни, нашли четыре замурованных хода из белого камня. Чем закончилось исследование, с какой целью были вырыты подземелья, неизвестно.

Сухарева башня была разобрана в 1934 году в связи с реконструкцией площади.

Сохранившиеся элементы:
- один из наличников сдвоенных окон третьего этажа (Донской монастырь)
- белокаменные колонны, фрагмент киота и раковины (музей - заповедник Коломенское)
- часы (музей - заповедник Коломенское)
- фундамент (под Садовым кольцом на «Сухаревской площади», народу не явили).

Читайте также: