Фундамент спаса на крови

Обновлено: 03.05.2024

"1 марта 1881 года", так называется стихотворение А.А. Фета, посвященное трагическим событиям в истории Российской империи - убийству Александра II, строкой из которого мы и назвали наш рассказ. Мы не будем вдаваться в подробности произошедшего - они достаточно хорошо освещены, а остановимся лишь на сооружении, продолжающем славные традиции русского зодчества - возводить храмы в честь важных исторических событий или в память об исторических личностей (коим несомненно являлся российский император).

6 октября 1883 г. император Александр III заложил первый камень в фундамент нового храма, который было решено возвести на месте смертельного ранения его предшественника - Александра II (на протяжении 2-ух лет здесь стояла небольшая мемориальная часовня). Строительство собора Вознесения Христова на Крови (в простонародии - храм Спаса на Крови), проект которого утверждал самолично Александр III, продолжалось 24 года. Царская семья хотела, чтобы новый храм воплотил в себе лучшие (традиционные) черты русской церковной архитектуры XVI-XVII вв. В качестве "образца" были выбраны наиболее представительные храмы Москвы и Ярославля .

В августе 1907 г., в день Преображения Господня, новый мемориальный храм , возведенный по проекту архитектора А. Парланда (с применением самых современных технологий того времени) был освящен митрополитом Антонием в присутствии Николая II и его супруги.

Как сказали бы специалисты - храм Спаса на Крови "представляет собой небольшой четверик, увенчанный пятиглавием. С востока к нему примыкают три полукруглые алтарные апсиды, увенчанные золочеными главками, а с запада - колокольня, выдвинутая в русло канала". Конечно, эти "сухие" слова ни в коей мере не отражают реальной (визуальной) картины храма, который является настоящим шедевром архитектуры. Что же касается размеров сооружения, то высота центральной главы - 81 метр, а высота колокольни - 62,5 метра (многие пытаются в этих цифрах найти мистическую связь с убитым: год смерти - 1881, возраст - 63 года и т.п.).

В нижней части стен фасада храма, в специальных нишах, располагается 20 мраморных табличек, на которых высечены основные события (достижения) царствования Александра II.

"Внутреннее содержание" храма в полной мере соответствует его внешнему великолепному виду. Достаточно часто данный собор называют "музеем мозаики" и это не случайно - ведь мозаичные композиции, выполненные в мастерской В.А. Фролова (выиграл конкурс, обойдя многие известные зарубежные фирмы) по эскизам знаменитых художников (Нестеров, Васнецов, Журавлев, Рябушкин и др.) занимают площадь свыше 7000 кв.м. Также при внутренней отделке храма в большом количестве использовались поделочные камни (более 20 видов).

Но, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. А посему мы через крыльцо, расположенное под шатром у колокольни,

проходим внутрь храма и сразу же оказываемся у места трагедии, которое выделено шатровой сенью, отделанной алтайской и уральской яшмой.

В центральной части Санкт-Петербурга, на берегу канала Грибоедова, расположена одна из самых известных построек города на Неве, собор Воскресения Христова, часто именуемый Спасом на Крови. Я очень давно хотел поделиться с вами рассказом об этом ярком необычном здании, но в последние несколько лет его навершие было скрыто от глаз за строительными лесами, что портило бы фотографии его фасада. Прогуливаясь по городу несколько недель назад, я с радостью обратил внимание на то, что конструкции сняты и сегодня мы можем видеть здание во всей его красе. Заглянем внутрь вместе?

Как добраться на метро

Адрес Спаса на Крови — набережная канала Грибоедова, 2а. В нескольких минутах ходьбы отсюда, на пересечении набережной и Невского проспекта, расположен выход с пересадочного узла метрополитена «Гостиный Двор» — «Невский проспект».

Стоимость посещения собора без льгот — 350 рублей днем и 400 рублей в вечернее время (осень 2021 года). Приобрести билеты можно на официальном сайте Исаакиевского собора, филиалом которого сегодня является Спас на Крови. Сразу после входа в музей вам предложат присоединиться к группе для прогулки по храму с экскурсией (стоимость уже включена в цену посещения).

Гербы российских губерний, областей и городов, из которых поступали пожертвования на строительство собора

Гербы российских губерний, областей и городов, из которых поступали пожертвования на строительство собора

Немного истории

Несмотря на то что собор на канале Грибоедова можно назвать одним из самых ярких и праздничных в Петербурге, его появление на этом месте связано с трагическими событиями, унесшими жизнь императора Александра II. Именно здесь 1 марта 1881 года российский правитель был смертельно ранен в результате взрыва бомбы. Сегодня на этом месте в самом соборе возведен небольшой навес, именуемый сенью.

Возведение храма началось через два года после смерти монарха и продлилось до 1907 года. Возглавлял строительные работы архитектор Альфред Александрович Парланд (в некоторых источниках я встречал информацию о том, что соавтором первоначального проекта был архимандрит Игнатий). К числу петербургских работ самого Парланда можно отнести не так много объектов. Он приложил руку к возведению ограды Михайловского сада рядом со Спасом на Крови, часовни и жилого флигеля при храме, пары надгробных памятников, перестроенного сегодня особняка на улице Куйбышева.

При строительстве Спаса-на-Крови применялись новейшие технологии своего времени

Торжественная закладка Собора Воскресения Христова состоялась б октября 1883 года, в присутствии митрополита Санкт-Петербургского Исидора и царствующей четы. Перед этим часть чугунного ограждения канала и плиты мостовой со следами крови венценосца сняли и перенесли на хранение в часовню Бенуа, перевезенную, в свою очередь, на Конюшенную площадь.

Возводился Воскресенский храм четверть века, причем главные трудности ждали строителей в начале работ, когда нужно было как можно тщательнее провести гидроизоляцию котлована — ведь здание предполагалось строить очень близко к воде.

Уникальный фундамент Воскресенского собора СПБ

При постройке применили ряд технических новшеств: так, впервые в петербургской строительной практике архитектор отказался от свайного фундамента и поставил собор на своеобразной бетонной «подушке». Выше подушки шла сплошная бутовая кладка на цементном растворе, а фундаменты под стенами выкладывались из путиловской плиты, особого рода известняка, добывавшегося в Путилове неподалеку от Петербурга. Стены были сложены из русского кирпича завода «Пирогранит» (удостоившегося за свою продукцию серебряной медали на Всемирной выставке в Париже), а облицованы зигерсдорфским кирпичом, который везли из Саксонии. На облицовку цоколя пошел гранит.

Кресты-громоотводы на куполах храма Воскресения Христова

Позаботился Парланд и о защите собора от молний: громоотводами служили кресты центральной главы и колокольни. Отопление сделали паровым. От двух котлов, расположенных в подвале, теплый воздух поступал в помещение храма по каналам, проложенным в стенах, а главный купол обогревали чугунные батареи.

Согласно проекту, храм Воскресения Христова имел электрическое освещение — модную и достаточно редкую новинку в то время. Специально для того, чтобы замена ламп в паникадилах не представляла особенной трудности, архитектор спроектировал систему лебедок, установленных на чердаке. К их тросам, спускавшимся через отверстия в куполах, подвешивалась люлька, с которой можно было также очищать мозаики от пыли и копоти. Кстати, о мозаиках: они выполнялись по эскизам известнейших тогдашних художников, работавших в «русском» стиле, столь любимом Александром III. Среди авторов мозаичного убранства интерьера и экстерьера собора можно назвать М.В. Нестерова, В. М. Васнецова, А. П. Рябушкина.

Колокола храма Спас-на-Крови

В июле 1897 года на центральную главу храма подняли крест, а в 1899 году на звоннице установили четырнадцать колоколов различной величины. Тринадцать из них были отлиты в Финляндии под присмотром протоирея Аристарха Израилева, большого знатока колокольных звонов, а четырнадцатый, самый большой, весом в 1010 пудов, приобрели на Нижегородской ярмарке еще в 1896 году. Колокола оставались на своих местах вплоть до января 1931 года, когда сделались добычей треста «Металлолом». Одним из последних штрихов, оформивших фасады собора, стало размещение на них 20-ти гранитных досок с выбитыми на них деяниями императора Александра II.









История создания Спаса на Крови

В самом центре Петербурга, на набережной канала Грибоедова, привлекает внимание своим нарядным, многоцветным обликом храм Воскресения Христова (Спас на Крови). Построенный на месте, где 1 марта 1881 года был смертельно ранен император Александр II, собор является мемориалом Царю-Освободителю.


Будучи одним из выдающихся государственных деятелей России, Александр II провел в стране масштабные преобразования, главным из которых стала отмена крепостного права. Эпоха реформ – это всегда время коренной ломки существующих политических и социальных устоев, время болезненных перемен, неизбежно влекущее за собой рост революционных настроений. На жизнь императора было совершено множество покушений, часть из которых подготовила террористическая организация «Народная воля».

Покушение 1 марта 1881 года народовольцы готовили долго и тщательно. Было известно, что по воскресеньям Государь обычно присутствует на разводе караула в Михайловском манеже. Воскресный первомартовский день не стал исключением. Как обычно, Александр II приехал в Манеж около 13:00. В этот день в разводе принимали участие лейб-гвардии Саперный и резервный пехотного полка батальоны, которые должны были заступать в караул Зимнего дворца. После церемонии Александр II вместе с братом великим князем Михаилом Николаевичем заехали в Михайловский дворец (нынешний Государственный Русский музей) к своей кузине, великой княгине Екатерине Михайловне.

После этого визита царь в сопровождении свиты выехал по Инженерной улице на Екатерининский канал, и его кортеж направился в сторону Дворцовой площади.

Во время проезда кортежа по набережной Екатерининского канала народоволец Н. Рысаков бросил бомбу, завернутую в платок, прямо под карету императора. Взрывом была повреждена задняя стенка кареты, но Александр II не пострадал. Пытавшийся скрыться террорист был схвачен. Государю предложили немедленно вернуться во дворец, однако он пожелал осмотреть место взрыва и взглянуть на преступника. И когда он по набережной возвращался к своему экипажу, раздался второй взрыв. Народоволец И. Гриневицкий бросил бомбу прямо под ноги царю. Истекающего кровью от тяжелых ран императора положили в сани и отвезли в Зимний дворец. Через полтора часа, в 15:35, государь скончался.


Место смертельного ранения императора сразу же приобрело особое, сакральное значение. Уже вечером 1 марта этот участок был огорожен деревянным забором, рядом с которым выставили часового.

Через день состоялось чрезвычайное заседание Городской Думы. Депутаты обратились к Александру III с просьбой увековечить память погибшего царя и установить на месте его смертельного ранения памятник или часовню. Император, одобрив саму идею, пожелал возвести на этом месте храм.









Архитектура

Храм Воскресения Христова (Спас на крови) – один из самых удивительных памятников архитектуры Санкт-Петербурга конца XIX начала XX века. Его живописная композиция активно включается в городскую панораму и приковывает внимание неожиданным вторжением древнерусских форм в классицистическую среду центральной части города.

В историю отечественной архитектуры этот храм вошел как одно из ключевых, программных произведений позднего этапа эволюции «русского стиля», одного из стилистических направлений эпохи эклектики (историзма). В этот период архитектурный образ формировался на основе «умного выбора» соответствующих прототипов, ассоциировавшихся с идейным и функциональным содержанием конкретного сооружения. Среди всех разновидностей стилизаторства русскому стилю придавалось исключительное общественно-политическое и культурное значение. Современники видели в нем самостоятельный стиль, воплощавший русские национальные идеи.


Император Александр III настоял на том, чтобы мемориальный храм был спроектирован по типу церквей Москвы и Ярославля XVII века. Строительство Спаса на крови началось в 1883 году по проекту А.А.Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева), настоятеля Троице-Сергиевой пустыни в Стрельне. Окончательный проект 1887 года принадлежал уже исключительно архитектору Парланду.

Творчески переработав приемы русского церковного зодчества XVII века, используя технические достижения своего времени, архитектор создает собирательный образ русского православного храма.

В основе композиции Спаса на крови – компактный четверик, северный и южный фасады которого завершены криволинейными фронтонами-кокошниками. Четверик увенчан пятиглавием, но место центральной главы занимает шатер. Сочетание шатра с окружающими его луковичными главами, усложненным рельефом и полихромией, безусловно, вызывает в памяти Покровский собор (храм Василия Блаженного), хотя композиция у них разная (у московского собора – девять столпообразных объемов на общем подклете). Узоры центральных пяти глав храма Воскресения Христова похожи на узоры куполов собора Василия Блаженного, но их покрытие уникальной ювелирной эмалью не имеет аналогов в России.

В западной части Спаса на крови находится колокольня, выдвигающаяся в русло канала. Она находится над местом смертельного ранения Александра II, и ее мемориальное звучание подчеркивается мраморным Распятием под золоченым навесом. Кроме того, всю нижнюю часть колокольни занимают мозаичные гербы городов и губерний Российских, участвовавших в создании храма.

В восточной части собора три полукруглые апсиды увенчаны небольшими золочеными главками. Всего Спас венчают девять глав, создающих асимметричную живописную группу.


Западная и восточная стороны собора построены строго симметрично, со ступенчатым нарастанием масс. При асимметрии северного и южного фасадов на них резко акцентирована средняя ось. Организация четырехстолпного трехнефного интерьера четко выявлена снаружи выступами-лопатками, но некоторые элементы (например,

ложная аркада) не связаны с внутренней структурой.

Многие элементы убранства Спаса на крови заимствованы из арсенала каменной храмовой архитектуры XVII в. А.А.Парланд отбирал из первоисточников наиболее декоративно насыщенные элементы, отвечавшие художественным вкусам конца XIX века. Храм отличают обилие деталей, щедрая палитра отделочных материалов, яркая пестрота колорита. В декоре здания – разнообразный отделочный материал: кирпич, мрамор, гранит, эмали, позолоченная медь и мозаика.


Цоколь собора облицован шестью рядами серого гранита, в неглубоких нишах – 20 досок из красного норвежского гранита с деяниями императора Александра II. Фасад отделан облицовочным красно-коричневым кирпичом, на фоне которого нарядно смотрятся ажурные беломраморные детали оформления: аркады, арочки, кокошники и ширинки.

Сочетание четких архитектурных форм и многоцветности, яркости и многослойности декора создает впечатление перегруженности здания собора, утяжеляет его эмоционально-образную структуру. Вместе с тем архитектура Спаса не производит впечатления хаотичности, ее членения подчинены единому ритму.

Основной мотив возвышения создают купола храма на высоких барабанах, и особенно центральный шатер с главным куполом, который по размеру уступает куполам колокольни и боковых глав. Это создает иллюзию высоты центрального шатра, уходящего как бы в глубину небесного пространства.


Особенно сильно ощущается устремленность Спаса вверх со стороны Михайловского сада. Узкий восточный фасад здания венчают чередующиеся в строгом ритме сначала купола апсид, затем боковые главы и, наконец, объединяющий их главный купол. Немаловажную роль играют высокие, ажурные, тонкой прорисовки кресты, подчеркивающие вертикали здания.

К сожалению, для широкого обозрения храма Воскресения Христова открыт только южный боковой фасад, который хорошо виден с Невского проспекта. Северный фасад выходит на Конюшенную площадь. С востока собор огибает асфальтированная проезжая часть дороги и заросший деревьями Михайловский сад. Главный, западный фасад выходит на канал Грибоедова, он так и остался не раскрытым.

Но, несмотря на столь плотное окружение, храм Воскресения Христова – ведущая архитектурная доминанта этой части Санкт-Петербурга.

Читайте также: