Фундамент социализации закладывается в каком возрасте

Обновлено: 24.04.2024

Социализация – это довольно продолжительный процесс, при котором человек усваивает новые знания, приобретает опыт, воспринимает нормы поведения и различные нравственные ценности, которые являются общепринятыми в обществе.

Целью процесса социализации является перевод человека из его биологического состояния в самостоятельную социальную личность, которая обладает сознанием и, что самое главное, самосознанием.

Человек, который прекрасно осознает свою ответственность, свой образ и понимает то, что он отличается от остальных, получает больше возможностей к тому, чтобы сыграть свою важную роль в обществе.

Формально социализацию следует понимать как двухэтапный процесс:

Чтобы более подробно ознакомиться с многоаспектностью процесса социализации, следует упомянуть о ее стадиях.

Первая стадия – младенчество (0-1 год), где доминирующим окружением ребенка является семья, где он непосредственно получает первый опыт общения с людьми, пусть пока и не до конца сам осознает это.

В младшем школьном возрасте (7-11 лет) на ребенка оказывает влияние не только семья: к ней также присоединяются педагоги, ровесники, социальные сообщества и средства массовой информации. Сегодня дети в раннем возрасте начинают познавать особенности интернета и других СМИ, что влияет на его психику и становление мировоззрения.

Готовые работы на аналогичную тему

В зрелом возрасте человек начинает смотреть на мир иначе: у него появляется собственный жизненный опыт, происходят колоссальные изменения в семье. Это может быть переезд от родителей, вступление в брак. В любом случае, в зрелом возрасте доминирующим окружением человека становится его собственная семья (жена или муж, дети), также коллеги по работе и различные социальные сообщества. Здесь человек уже более осознанно может не только выбирать необходимую информацию из общего потока, но также и выдавать свои данные, которые он получил практическим путем, основываясь на свой житейский опыт. С этим «багажом» человек проходит через всю оставшуюся жизнь, вступая в стадию старости. Здесь его жизнь также не останавливается: сегодня многие пожилые люди получают возможности освоить совершенно новые типы деятельности, они взаимодействуют с другими людьми, не чувствуют себя одиноко.

Специфика социализации ребенка

Социализация является важнейшим процессом усвоения человеком образцов общественного поведения, а также ряда психологических установок, норм и ценностей. В дальнейшем перечисленные элементы позволят ему успешно функционировать в обществе и реализоваться как личности, но с учетом того, что в детском возрасте он будет проходить грамотный и последовательный процесс социализации.

Известный факт заключается в том, что социализация личности – это процесс, который человек переживает не только на ранних этапах своего развития: это тот процесс, который осуществляется на протяжении всей жизни человека. Но основы успешной социализации и адаптации к постоянно меняющимся социальным условиям закладываются конкретно в детском возрасте. Например, в дошкольном возрасте ребенок, в силу своего уровня развития, осваивает первоначальные нормы поведения. В этом же возрасте ребенок активно овладевает механизмами социализации.

В дошкольном возрасте на процесс социализации ребенка оказывают большое влияние так называемые «агенты социализации». Агентами являются те лица, с которыми у дошкольника происходит ежедневное и непосредственное взаимодействие.

Такими агентами социализации для ребенка могут быть следующие:

  1. Члены семьи – прежде всего, это родители, затем бабушки и дедушки, сестры и братья;
  2. Детский сад и его работники – в первую очередь, это воспитатели и нянечки, которые оказывают ребенку необходимый уход и обеспечивают его времяпровождения в детском саду;
  3. Общество – ребенок, становясь старше, но все еще находясь под опекой родителей, вступает в социальные связи и взаимодействует со сверстниками, а также с друзьями и соседями, которые также оказывают значительное влияние на его социализацию и мировоззрение.

Благодаря пластичной нервной системе, ребенок в раннем возрасте довольно восприимчив и легко обучаем. Это создает наиболее благоприятные условия и возможности для того, чтобы обеспечить успешное нравственное воспитание и социальное развитие полноценной личности. Но, одно из условий, которое не всегда учитывается родителями, другими членами семьи и обществом в целом – это то, что гиперопека над ребенком может снизить уровень его социальной ответственности. Человек будет ощущать, что за него несут ответственность его родители, поэтому это может привести ко вседозволенности со стороны подрастающего организма.

Таким образом, социализация детей выступает в качестве достаточно сложного процесса, который оказывает особое влияние на всю их последующую жизнь. Если ребенок не социализируется в раннем возрасте, то у него снижаются шансы к полноценной жизни, когда он станет взрослым.

Изначально заложенные нормы и ценности человека будут определять развитие его личности, восприятия окружающей действительности. Высока роль агентов социализации, а также социальных институтов, которые содержат в себе первоначальные установки и ценности. Если воздействие благоприятно, то и человек будет развиваться стабильно, адаптируясь к возможным социальным изменениям, происходящим в социуме. Важна адекватность оценки событий, адекватность ценностей и норм, которые закладываются в семье, ценностям и нормам, которые присутствуют в обществе.

Локализованная (направленная) социализация.

Досрочная социализация.

Гендерная социализация.

Десоциализация.

Полная социализация личности.

Неполная (частичная) социализация индивида.

Односторонняя социализация индивида.

Семейная социализация

2. Правильны ли следующие суждения:

а) социальные статусы взаимодействуют между собой;- да

б) социальные отношения связывают между собой статусы;-да

в) индивиды, выполняющие социальные роли, вступают между собой в социальное взаимодействие;- да

г) личные статусы связаны между собой социальными отношениями.-да

Карточка № 8

1. Ответьте «да» или «нет» на поставленные вопросы:

а) социализация присуща не только человеку, но и животному;-нет

б) фундамент социализации закладывается в зрелом возрасте;- нет

в) агентами первичной социализации являются учреждения или предприятия.-нет

2. К каким из основных социальных институтов (семья, производство,

государство, религия, образование) относятся институты, перечисленные

Карточка № 9

1. Что такое социальный статус и социальная роль? Как они связаны между

собой, и чем объяснить такую связь?

Социальный статус (от лат. status – положение, состояние) – положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением и другими показателями и предполагающие определённые права и обязанности.

Социальная роль – это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Социальные роли – это совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, а также действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. У человека может быть множество ролей.

Социальная роль не всегда может совпадать с социальным статусом, например:

1. Со­ци­аль­ный ста­тус школь­ни­ка. Иван учит­ся в школе, он по­се­ща­ет за­ня­тия, вы­пол­ня­ет до­маш­ние за­да­ния, слу­ша­ет­ся учи­те­лей и ведет себя при­мер­но.

2. Со­ци­аль­ный ста­тус учи­те­ля. Мария Ива­нов­на учит детей об­ще­ст­во­зна­нию, она про­во­дит ин­те­рес­ные уроки, про­ве­ря­ет са­мо­сто­я­тель­ные ра­бо­ты, пишет от­че­ты по успе­ва­е­мо­сти клас­сов, ездит с уче­ни­ка­ми в об­ра­зо­ва­тель­ные по­езд­ки, про­во­дит с ними вос­пи­та­тель­ные бе­се­ды.

3. Со­ци­аль­ный ста­тус врач. Иван Ми­хай­ло­вич ра­бо­та­ет хи­рур­гом, каж­дый день он при­ни­ма­ет па­ци­ен­тов, дает им ре­ко­мен­да­ции по ле­че­нию, пе­ри­о­ди­че­ски он про­во­дит опе­ра­ции, дает со­ве­ты мо­ло­дым кол­ле­гам-ме­ди­кам. Социальная роль – это своеобразный образец поведения, требуемый от носителя определенного статуса. Претендуя на данный статус, человек должен выполнять все ролевые требования, закрепленные за этой социальной позицией.

От социальной роли как образца поведения следует отличать ре­альное ролевое поведение, которое означает не социально ожидаемое, а фактическое поведение исполнителя конкретной роли. И здесь мно­гое зависит от личностных качеств индивида, от степени усвоения (интернализации) им социальных норм, от его убеждений, установок, ценностных ориентации.

В случае несовпадения социального статуса и роли натупает ролевой конфликт, когда человеку необходимо выполнять несовместимые роли (директор-его подчиненный-друг).

Ролевой конфликт - это противоречие между двумя и более ролями, двумя и более моделями поведения. Такое противоречие наступает тогда, когда ситуация требует от человека соответствия двум или более социальным статусам.

2. Из перечисленных суждений укажите те, которые являются

а) социальная роль – определенная позиция в социальной структуре общества;-нет

б) один человек обладает множеством статусов;-да

в) человек имеет вдвое больше ролей, чем групп, к которым он принадлежит;-да.

г) роли связаны между собой системой прав и обязанностей;-да




Карточка № 10

1. Что собой представляет социальный статус? Что такое предписанные и

Социальный статус (от лат. status – положение, состояние) – положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением и другими показателями и предполагающие определённые права и обязанности.

· приобретенный (достигаемый) статус- статус, который человек достигает своими усилиями (должность, пост).

· предписанный (приписываемый) статус- статус, который человек приобретает вне зависимости от своего желания (возраст, статус в семье), с течением жизни он может меняться. Предписанный статус бывает прирожденным и приобретенным.

2. Из перечисленных суждений укажите те, которые являются

а) индивид, обладающий высоким статусом в одной иерархии, автоматически получает высокие статусы в других иерархиях;- нет

б) социальный статус – положение индивида в малой группе;-нет

ж) пол и национальность характеризуют предписываемый статус;-это прирожденный статус

в) главный статус - это наиболее характерный для индивида статус, с которым он себя идентифицирует;-да

г) ролевой набор – совокупность статусов, ассоциируемых с конкретной социальной ролью.-нет.

Карточка № 11

1. Дать развернутую характеристику основным факторам, оказывающим

влияние на формирование человеческой личности. Выделить факторы

На формирование человеческой личности оказывают влияние внешние и внутренние, биологические и социальные факторы. К внутренним факторам относится собственная активность личности, порождаемая противоречиями, интересами и другими мотивами, реализуемая в самовоспитании, а также в деятельности и общении.

К внешним факторам относятся макро-, и микросреда природная и социальная, воспитание в широком и узком, социальном и педагогическом смысле.

Среда и воспитание – это социальные факторы, тогда как наследственность – биологический фактор.

Индивидуальность человека формируется под влиянием трех групп факторов.

Первую группу составляют наследственность и физиологические особенности человека. Наследственность сохраняет и передает внешние черты человека. Но не только. Исследования, проводимые с близнецами, показывают, что наследственность может нести в себе и передачу некоторых поведенческих черт. Физиология человека говорит о том, что в людях очень много общего, определяющего их поведение. В частности, одинаковым для всех является общий синдром адаптации, отражающий физиологическую реакцию на раздражение.

Вторую группу факторов, формирующих индивидуальность человека, составляют факторы, проистекающие из окружения человека. В общем виде влияние этих факторов можно рассматривать как влияние окружения на формирование индивидуальности. Во-первых, сильное влияние на индивидуальность человека оказывает культура, в которой он формируется. Человек получает от общества нормы поведения, усваивает под влиянием культуры определенные ценности и верования. Во-вторых, индивидуальность человека сильно определяется семьей, в которой он воспитывался. В семье дети усваивают определенные поведенческие стереотипы, вырабатываются их жизненные установки, отношение к труду, людям, своим обязанностям и т.п. В-третьих, на индивидуальность человека оказывает сильное влияние принадлежность к определенным группам и организациям. У человека вырабатываются определенная идентификация, задающая для него некий тип индивида, с которым он себя олицетворяет, а также устойчивые формы поведения и, в частности, типы реакции на воздействие со стороны окружения. В-четвертых, формирование индивидуальности происходит под влиянием жизненного опыта, отдельных обстоятельств, случайных событии и т.п. Иногда именно эта группа факторов может приводить к существенному изменению индивидуальности человека.

Третью группу факторов, влияющих на формирование индивидуальности человека, составляют черты и особенности характера человека, его индивидуальность, т.е. в данном случае ситуация с формированием индивидуальности выглядит следующим образом: индивидуальность оказывает влияние на свое собственное формирование и развитие. Связано это с тем,что человек играет активную роль в собственном развитии и не является только исключительно продуктом наследственности и окружения.

2. Возникает ли несовпадение статусов в следующих ситуациях?

а) когда духовное лицо становится депутатом;

б) когда спортсмен курит;

в) когда депутат едет в автобусе.

Да, в указанных ситуациях происходит расхождение статуса и ожидания окружающих, или ролевого поведения индивида, возникает статусная несовместимость. Спортсмен не должен курить, духовное лицо не должно заниматься политикой. Депутат, конечно, может ездить и на автобусе, но так, к сожалению, так нарушается его общепринятый статусный портрет.

Карточка № 12

1. Какие этапы проходит социализация? В какой половине жизни человек

усваивает больше социальных ролей?

Основные этапы социализации личности:

Первичная социализация — процесс протекает с самого рождения до становления самой личности;

Вторичная социализация – на данном этапе происходит перестройка личности в период зрелости и пребывания в социуме.

Рассмотрим данный процесс в зависимости от возраста более подробно на каждом этапе.

Детство – социализация начинается с самого рождения и развивается уже с самой ранней стадии развития. Как известно, именно в данном возрасте происходит формирование личности каждого человека практически на 70 %. При запаздывании данного процесса прослеживаются необратимые последствия, поскольку именно в детстве закладывается начало самой социализации. До 7 лет понимание собственного Я проходит наиболее естественным образом, чем в более старших годах.

Подростковый возраст – не менее важный социальный этап в общем цикле жизни каждого отдельного индивида, поскольку на протяжении этого этапа происходит наибольшее число физиологических изменений, начинается половое созревание и становление личности. С 13-летнего возраста дети стараются брать на себя как можно больше обязанностей.

Молодость (ранняя зрелость) – возраст 16 лет считается наиболее опасным и напряженным, поскольку теперь каждый индивид самостоятельно и сознательно решает для себя, в какое общество ему вступить и избрать для себя наиболее подходящее социальное общество, в котором он будет достаточно длительное время пребывать.

В более старшие годы (примерно в возрасте от 18 до 30 лет) основные инстинкты и становления социализации перенаправляется на работу и собственную любовь.

Социальная динамика личности рассматривается в социологии в двух аспектах: с одной стороны, как внешне обусловленный процесс изменения человека в соответствии с навязываемыми ему господствующими в социальном окружении установками, ценностями, нормами, представлениями; с другой - как его собственная, зачастую спонтанная активность, выражающаяся в индивидуальных стратегиях поведения, личностных решениях. Социализация - это процесс освоения индивидом социальных норм и ролей, способов взаимодействия и деятельности, принятых в данном обществе.

Социализация охватывает все социальные процессы, благодаря которым индивид усваивает определенные знания, нормы, ценности, позволяющие ему функционировать в качестве полноправного и полноценного члена общества. Ведущим и определяющим началом социализации является целенаправленное воздействие - воспитание, обучение. Однако социализация включает и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе воздействующие на формирование личности.
Процесс социализации продолжается всю жизнь, так как всю жизнь в процессе социальных взаимодействий человек будет сталкиваться с новыми, требующими приспособления, аспектами социальной среды. До глубокой старости человек может менять взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения, роли и т.п. Теория социализации объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное.

Социализация начинается в детстве. В первые годы жизни формируются основные компоненты личности, ее общая структура. Причем каждый этап социализации подразумевает определенные стадии и, особенно в раннем детстве, возрастные рамки, при нарушении которых могут начаться необратимые процессы, например, регресс личности, невозможность дальнейшего развития, различные психические патологии. В детстве закладывается фундамент социализации, а дети, изолированные от общества, в социальном плане погибают, о чем свидетельствуют реальные случаи социальной изоляции детей (депривация).
Социализацию можно подразделить на два основных этапа:

1. Первичная социализация. Этот этап охватывает процесс формирования и становления личности, то есть является начальным. В это время происходит интериоризация ценностей и норм, способов общения (язык). Во время первичной социализации преобладает пассивное усвоение информации, навыков, представлений.

2. Вторичная социализация. Этот этап охватывает всю остальную - «взрослую» - жизнь человека. На этом этапе освоение социальной среды происходит осознанно, большая часть приходящей извне информации подвергается критическому рассмотрению. Теперь мало что принимается на веру, в основном индивид совершает осмысленный выбор из нескольких вариантов.

Социализация не может происходить без постоянного контакта с социальной средой. Но социальная среда никогда не взаимодействует с индивидом как таковая, она всегда представлена непосредственным социальным окружением, отдельные представители которого называются агентами социализации. Это конкретные люди, которые осуществляют воспитание и обучение. Кроме агентов социализации выделяют институты социализации - социальные институты, в рамках которых происходит процесс социализации (например, институты образования). Поскольку социализация подразделяется на первичную и вторичную, постольку агенты и институты социализации также делятся на первичные и вторичные.

Первичная социализация в основном происходит в сфере межличностных отношений, в то время как вторичная - в сфере более или менее формализованных социальных отношений, в рамках социальных институтов. Одно и то же лицо может быть агентом как первичной, так и вторичной социализации. Учитель, изначально агент вторичной социализации, если между ним и учеником устанавливаются доверительные отношения, может оказаться среди агентов первичной социализации. Его роль в качестве наставника по конкретной учебной дисциплине может расшириться до роли воспитателя, авторитета.

Среди агентов социализации не все играют одинаковую роль. К тому же эта роль и степень ее влияния на процесс социализации могут значительно меняться со временем. Например, в период первичной социализации родители выполняют главенствующую роль, которая со временем сокращается, в то время как роль ровесников с течением времени все более возрастает. Функции агентов первичной социализации взаимозаменяемы, а агентов вторичной - нет. Объясняется это тем, что агенты и институты вторичной социализации всегда специализированы, призваны провести социализацию в определенном контексте. Еще одно ключевое отличие состоит в том, что агенты первичной социализации чаще всего сами заинтересованы в осуществлении социализации конкретной личности (родители, родственники, друзья), в то время как для агентов вторичной социализации в основном эта деятельность является профессиональной (учитель в школе, преподаватель в ВУЗе).

Социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными циклами. Они знаменуют важнейшие вехи в биографии человека. Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, изменением привычного образа жизни. Каждый переход на новый уровень социального взаимодействия сопряжен со значительными трудностями, часто сопровождается стрессовыми ситуациями, требует длительного переобучения, освоения нового комплекса ролей.
Такой ключевой момент сопровождается двумя комплексными процессами. Первый из них называется десоциализация , то есть отучение, отвыкание от старых ролей, норм и правил поведения. Второй процесс называется ресоциализация, то есть переучивание, овладение новым комплексом ролей, правил и норм поведения, которые призваны заменить старые, утерянные в процессе десоциализации.

Подготовка к самостоятельной жизни сегодня не только бо­лее продолжительное, чем в традиционном обществе, но и доро­гостоящее мероприятие. Дать полноценное образование всем же­лающим, т.е. представителям всех социальных слоев, человеческое общество смогло только в XX веке. Десятки тысяч лет оно накапливало для этого материальные ресурсы. Всеобщее среднее образование — серьезное достижение нашего времени. Если учитывать все расходы, то государство в развитых странах тратит на образование до 1/3 национального дохода. Раньше ничего по­добного не было: в традиционном обществе обучение происхо­дило стихийно (старшие передавали знания младшим в семье), только единицы имели возможность посещать специальные уч­реждения — школы, лицеи, гимназии, университеты.

Иногда полагают, что значение социализации именно этим и ограничивается: обучение детей, подготовка ко взрослой жизни, усвоение элементарных правил общественной жизни. На самом деле таково узкое значение термина. Социологи пользуются бо­лее широкой трактовкой.

Социализация — начинающийся в младенчестве и заканчиваю­щийся в глубокой старости процесс освоения социальных ролей и усвоения культурных норм. Почему социологи не удовлетворились суженным пониманием социализации?

Дело в том, что школьное, университетское, производ­ственное или какое-либо иное обучение — всего лишь техни­ческое мероприятие, организованное для приобретения знаний. Молодой человек слушает лекции, читает книги, выполняет домашние и семинарские задания, проходит период практики и сдает экзамен. В завершение он получает сертификат, удостове­ряющий его квалификацию в определенной области знаний. Та­кого рода обучение может продолжаться 5 лет, а может всего 2 месяца. Однако обучение предмету и обучение жизни — вещи совершенно разные. Никакой учитель и никакая школа не мо­гут раз и навсегда научить человека быть хорошей женой или домохозяйкой, семьянином, деловым партнером, писателем, настоящим профессионалом любого своего дела. Этому прихо­дится обучаться всю свою жизнь, совершая ошибки и исправ­ляя их, но проделывая все это не в лабораторных, а в реальных условиях.

Невозможно обучиться социальной роли по книжкам или изучая методы деловой игры, хотя усовершенствовать себя в ней таким образом можно. Вождь или король воспитывает себе пре­емника многие годы, его воспитывают окружение, практика принятия управленческих решений, которую приходится осваи­вать, реально став королем или вождем. Каждая социальная роль включает множество культурных норм, правил и стереотипов поведения, незримыми социальными нитями — правами, обя­занностями, отношениями — она связана с другими ролями. И все это надо осваивать. Вот почему к социализации более применим термин "освоение", а не "обучение". Он шире по содержа­нию и включает в себя обучение как одну из частей.

Поскольку на протяжении жизни нам приходится осваивать не одну, а множество социальных ролей, продвигаясь по возрас­тной и служебной лесенке, процесс социализации продолжается всю жизнь.

До глубокой старости человек меняет взгляды на жизнь, при­вычки, вкусы, правила поведения, роли и т.п. Социализация объясняет то, каким образом человек из существа биологичес­кого превращается в существо социальное. Социализация как бы рассказывает, как на индивидуальном уровне проходит то, что происходило с обществом на коллективном. Ведь человек, взрос­лея, в свернутом виде проходит те же самые этапы, какие про­шло общество за 40 тысяч лет своей культурной эволюции, и какие прошел человеческий род за 2 миллиона лет своей биоло­гической эволюции. Ни один биологический вид не научился "свертывать" этапы своего развития. Благодаря социализации слабому человеческому детенышу не надо проходить бесконеч­но долгий путь развития.

Социализация — такой процесс, который не поддается искус­ственному управлению либо манипулированию.

К 14 годам из талантливого ребенка можно сделать вундер­кинда, знающего в совершенстве тот или иной предмет. Приме­ров ускоренного обучения множество, но не существует приме­ров ускоренной социализации.

Разумеется, возможно раннее взросление, особенно если жизнь была трудной: в детстве человек лишился родителей, рано пошел трудиться, познал все невзгоды судьбы. Тем не менее это еще не социализация. Можно сократить отдельные ее этапы, ус­корить их прохождение, но удлинить или сократить процесс со­циализации в целом нельзя. Как вы думаете, почему?




Социализация должна начинаться в детстве, когда примерно на 70% формируется человеческая личность. Стоит запоздать, как начнутся необратимые процессы. В детстве закладывается фундамент социализации, и в то же время это самый незащи­щенный ее этап.

Дети, изолированные от общества, в социальном плане по­гибают, хотя многие взрослые иногда сознательно ищут уеди­нения и самоизоляции на некоторое время, для углубленных размышлений и созерцаний. Даже в тех случаях, когда взрослые попадают в изоляцию помимо своей воли и на длительный срок, они вполне способны выстоять духовно и социально. А бывает, преодолевая трудности, они даже и развивают свою личность, познают в себе новые грани. Разве не так было с Ро­бинзоном Крузо?

Выводы: начальная, или ранняя (дети), и продолженная, или поздняя (взрослые), социализация — качественно разные этапы, но составляющие одного и того же процесса. Первый этап — самый важный и самый трудный. Поэтому дети, изолиро­ванные от себе подобных, погибают, а взрослые нет. Возможны ускоренные обучение и взросление, но невозможна ускоренная социализация. Это кумулятивный процесс, в ходе которого на­капливаются социальные навыки.

Прежде всего, при рассмотрении вопроса об этапах социализации определимся с понятием социализации.

Социализация – это процесс усвоения личностью социальных норм и ценностей, системы знаний, существующей в обществе, правил поведения, психологических установок.

Социализация носит интегративный характер и включает в себя обучение, воспитание, приспособление к обществу, результатом чего и является усвоение человеком норм и ценностей общества.

Общество не является статичным, а потому человеку приходится усваивать и приспосабливаться к изменениям в обществе, а обществу - к человеку. Таким образом, можно говорить о том, что социализация личности происходит на протяжении всей человеческой жизни.

Этапы социализации

Принимая во внимание, что процесс социализации длительный, можно выделить некоторые этапы социализации.

Следует выделять первичную и вторичную социализацию.

Первичная социализация начинается с рождением человека до становления взрослого человека. Основным институтом социализации в этот период является семья, школа, сверстники.

Вторичная социализация происходит на протяжении всей жизни человека и характеризуется разрушением ранее усвоенных норм и усвоением новых.

Этапы социализации связаны с возрастными периодами развития человека. Рассмотрим особенности этапов в каждый из периодов.

Детство – один из ключевых этапов социализации, на этот период приходится становление 70 % личности человека. Нарушения процесса социализации на данном этапе имеют необратимые последствия для личности человека, т.к в данный период происходит становление собственного «Я» человека.

Подростковый период. Данному этапу также можно отвести одну из ключевых ролей, поскольку в данный период происходят значительные физиологические и психологические изменения.

Готовые работы на аналогичную тему

Зрелость. Связана с сознательным выбором своего окружения, профессиональной деятельности и т.д Старость. Характеризуется угасанием физических возможностей и необходимостью приспособления к новому этапу своей жизни.

Более детально возрастные этапы социализации были предложены Эриксоном. Рассмотрим их.

  • Младенчество – на данном этапе ключевая роль отводится матери, которая формирует у ребенка базовое доверие к окружающему социуму посредством ухода за ним.
  • Раннее детство характеризуется формированием независимого статуса ребенка, его самостоятельности. На данном этапе ребенок учится самостоятельно ходить, есть и т.д.
  • Третий этап, возраст 3-5 лет, проявляется в игровой форме, которая позволяет ребенку расширить свои познания о мире, освоить межличностные отношения, развить психологические возможности. В случае подавления на данном этапе развития, запрету игр, ребенок формирует чувство вины, неуверенность в себе.
  • Младший школьный возраст характеризуется сменой ключевого агента социализации, где центральное место занимает уже не семья, а школа. На данном этапе закладываются представления ребенка о профессиях, современной культуре, нормах и ценностях. В случае успеха, ребенок переходит к следующей стадии уверенный в своих силах, целеустремленный. В противном же случае в ребенке закрепляется чувство страха, вины и неуверенности в себе.
  • Подростковый возраст и 5 стадия определяется значительными физиологическими перестройками в организме, проявлением интереса к своему внешнему виду и своему положению среди сверстников, необходимостью профессионального самоопределения.
  • На этапе молодости перед человеком встает вопрос поиска и выбора супруга, тесного межличностного общения, формируется глубокая связь со своей социальной группой.
  • Взрослый этап социализации связан с самореализацией личности. На этом этапе человек передает свой опыт детям, вовлекается во взаимодействие с семьей, коллегами, удовлетворен своей жизнью.
  • Заключительная стадия после 50 лет характеризуется осознанием человека собственного «Я». В этот период человек осознает свою жизнь и принимает ее.

Также, в зависимости от форм социализации, можно выделить следующие этапы социализации: дотрудовой – детство, юность; трудовой – зрелость; послетрудовой – старость.

Каждый последующий этап социализации предполагает расширение форм взаимодействия человека и общества.

Для дотрудового этапа, приходящегося на период детства и юности, характерна пассивная форма социализации, при которой человек обучается, не подвергая сомнению существующие социальные нормы и опыт, стремиться интегрироваться в общество.

На трудовом этапе в период зрелости человек сочетает пассивную форму усвоения социального опыта и активную форму, характеризующуюся началом профессиональной деятельности.

Для завершающего послетрудового периода, периода старости, характерны аккумуляция и сохранение приобретенного опыта с последующей передачей его следующему поколению.

Этапы социализации по А.В. Петровскому

С точки зрения субъект-объектных общественных отношений Петровским А.В. выделялись следующие этапы социализации:

  • Адаптация. Период адаптации приходится на период детства. В этот период человек выступает объектом отношений, подвергающимся действию таких агентов социализации как семья, школа, сверстники и т.д. В этот период человек активно обучается, формирует свою личность.
  • Индивидуализация. На данном этапе человек выступает субъектом общественных отношений. Ведущей деятельностью становится не усвоение социальных норм, а их воспроизведение, что позволяет человеку проявить свою личность, индивидуализироваться, отличиться от других людей.
  • Интеграция. На данном этапе человек выступает одновременно и как объект, и как субъект общественных отношений. Данный этап характеризуется достижением оптимального положения человека в обществе, позволяющего ему самореализоваться и гармонично существовать в обществе.

Этапы социализации по Колбергу

Собственную периодизацию социализации предложил Колберг. Особенностью его периодизации является отсутствие связи с возрастом и связь с формированием тех или иных когнитивных навыков. Им были выделены следующие этапы:

  • Избежание наказания;
  • Желание поощрения;
  • Приспособление и желание одобрения;
  • Осознание норм и ценностей общества;
  • Осознание противоречий общества, формирование понятий о «плохом» и «хорошем»;
  • Формирование собственных принципов и ценностей.

Таким образом, в зависимости от приобретения тех или иных навыков, некоторые люди могут завершить процесс социализации, пройдя все этапы в молодости, а некоторые не завершают процесс социализации на протяжении всей жизни.

Читайте также: