Фундамент собора василия блаженного

Обновлено: 04.05.2024

Думаю, что если провести опрос о том, какой храм России самый известный, то большая часть опрошенных вспомнит об удивительном строении, украшающем Красную площадь Москвы.

Весь мир знает этот памятник архитектуры под названием собор Василия Блаже́нного , хотя официальное его наименование – церковь Покрова Пречистой Богородицы на Рву. Дело в том, что собор был построен рядом с глубоким рвом, проходившим вдоль восточной стены Кремля. Возведён был этот храм по приказу царя Ивана IV (Грозного) в честь взятия им столицы Татарского ханства – Казани в середине XVI века (1552 год). Позднее в одном из приделов храма был похоронен юро́дивый Василий Блаженный , благодаря чему собор приобрел свое второе название).

Возможно - это самая нехарактерная, необычная древнерусская постройка, которая до сих пор хранит множество загадок. Например, по сей день, учёные не могут прийти к единому мнению - кем этот собор построен. Обычно в литературе указываются имена двух зодчих – Ба́рмы и По́стника , но существует версия, что архитектором храма был один человек.

Однако и тут есть расхождения: так одни исследователи считают, что собор строил Иван Яковлевич Барма, прозванный в народе Постником, за приверженность к строгому церковному посту, а другие учёные утверждают, что архитектором был известный псковский мастер Постник Яковлев по прозвищу Барма.

Иногда можно услышать о том, что собор был построен неизвестным западноевропейским мастером (предположительно итальянцем, как и ранее - значительная часть сооружений Московского Кремля), или же выходцем из мусульманских стран.

Удивление вызывает странная конструкция храма, отличная от традиционной крестово-купольной . Так, вместо единого церковного здания, архитекторы возвели восемь самостоятельных церквей (приделов), сгруппировав их вокруг девятой – центральной. Каждый из этих храмов посвящён одному из церковных праздников, приходившихся на дни решающих боёв за Казань. Все церкви хитро связаны между собой наружной обходной галереей-гульбищем, а также соединены внутренними переходами.

Позже к этой конструкции были добавлены ещё две пристройки - церковь Василия Блаженного (по которой храм и получил "народное" имя), а также колокольня. В итоге храм объединил 11 строений.

Нужно сказать, что происхождение такого архитектурного решения тоже объясняют разные версии. По одной из них, зодчие должны были вдохновиться церковью Богородицы, находящейся во Влахернском монастыре. Именно здесь, согласно преданию, произошло когда-то чудо Покрова. Монастырь этот был украшен семью башнями. Поэтому и будущий собор Покрова, строящийся на Красной площади, тоже должны были украсить семь куполов. Однако анонимный летописец сообщает, что архитекторы стали строить «не якоже повелено было (царём), но яко по бозе разум даровался им в размерении основания» . То есть нарушили приказ, на основе собственных эстетических представлений об объеме и геометрии.

Но есть и другая история, якобы идею соединения нескольких архитектурных объемов на одном основании выдвинул митрополит Макарий. Дело в том, что он пропагандировал концепцию о "Москве - Третьем Риме" и "Новом Иерусалиме". И все эти разновеликие башенки должны были символически воссоздать образ "Града Божьего - Небесного Иерусалима".

В этом разнообразии построек, иногда взгляд теряется, и тогда кажется, что они сгруппированы хаотично, на "авось". Однако это не так. Согласно первоначальному замыслу архитекторов, они точно расположены по сторонам света, и если поглядеть на них сверху, то обнаружиться чёткая форма, напоминающая восьмиконечную звезду. Согласно одной из версий - это сходство не случайно - такая форма храма должна была напоминать о Звезде Вифлиемской, являющейся постоянным символом Богородицы, которой и посвящён весь храм.

Самой же яркой и впечатляющей деталью собора являются не похожие один на другой купола Василия Блаженного. Все они расположены на разном уровне, имеют разный размер, форму и необычно декорированы сложными орнаментами. В XVII веке они получили свою яркую окраску, сохранившуюся до сегодняшнего дня. Такой «сказочный» внешний вид глав собора, объясняется по-разному.

Официальная версия гласит, что поскольку собор был построен не только в честь победы, но и в память о погибших солдатах, то такие узорчатые, разноцветные купола должны были символизировать «Небесный Иерусалим» или Рай – то есть ту награду, которую заслужили воины, отдав свою жизнь на поле боя.

Однако данная версия не объясняет того, что сразу бросается в глаза посетителям Красной площади в Москве – форма куполов Покровского собора, весьма напоминает восточные головные уборы – тюрбаны, или даже купола исламской архитектуры.

Некоторыми исследователями древнерусской культуры выдвигается интересная гипотеза, основанная на легенде о том, что, когда армия Ивана Васильевича после отчаянного штурма взяла Казань, Грозный владыка велел снести великолепную мечеть Кул-Шарифа, являвшуюся символом этого города. Восемь глав, сбитых с минаретов этой мечети, по преданию, на двенадцати подводах увезли в Москву (правда о том, что с ними произошло дальше, никаких упоминаний, в письменных источниках, нет). Не исключено, что именно их водрузили зодчие над приделами собора Василия Блаженного в Москве.

Девятый же центральный объем церкви венчает шатёр, на котором золотом блестит небольшая, но вполне традиционная маковка, гордо возносясь над всеми остальными «татарскими» куполами. Таким образом, этот собор всем своим внешним видом символизировал победу православной христианской Руси над мусульманским Казанским ханством - осколком бывшей Золотой Орды. Историки не могут полностью отрицать или игнорировать эту гипотезу, так как по некоторым данным, архитектор Постник, работал над сооружением нового Кремля в Казани, как раз примерно в то же время, когда строился собор в Москве.

К мифам собора Покрова на Рву относятся и рассказы о том, что из подвалов этого здания были проложены подземные ходы, ведущие прямо за стены Кремля. И, якобы, именно в этих туннелях нужно искать когда-то исчезнувшую "Либерею" - бесценную библиотеку Ивана Грозного. К сожалению, и эта легенда не находит своего подтверждения. Ведь собор не имеет фундамента! Весь его объем (а в высоту он достигает 60-ти метров!) держится на специально выстроенном подклете (так называется цокольный нежилой этаж).

С храмом Василия Блаженного связана и ещё одна страшная легенда, согласно которой Иван Грозный, увидев уже построенный собор, был так восхищен его красотой, что приказал ослепить зодчих, чтобы они не могли нигде больше построить храм, равный ему по красоте. Однако эта история ничем не подтверждается и вызывает большие сомнения учёных и историков.

Эта легенда возникла не случайно - храм действительно вышел удивительным. Его внешний вид впечатляет с первого взгляда, приводит в изумление и запоминается навсегда. Приведу слова французского путешественника маркиза Кюстина Астольфа, написавшего книгу «Россия в 1839 году»:

"Я видел его лишь издали и совершенно очарован. Вообразите себе скопище маленьких, разной высоты, башенок, составляющих вместе куст, букет цветов. или, ещё лучше, разноцветный кристалл, ярко сверкающий своими гладкими гранями в солнечных лучах. как лаковый китайский ларец: это чешуйки золотых рыбок, змеиная кожа, расстеленная поверх бесформенной груды камней, головы драконов, шкура хамелеона, сокровища алтарей, ризы священников; и всё это увенчано переливчатыми, как шелка, шпицами; в узких просветах между нарядными щеголеватыми башенками сияет сизая, розовая, лазурная кровля, такая же гладкая и сверкающая на солнце; эти пёстрые ковры слепят глаза и чаруют воображение. ".

Впечатляют и внутренние помещения храма (или храмов :) ). Массивные, до 3-х метров в толщину стены строений, сделали интерьеры весьма тесными и узкими. Высокие ступени лестниц, тёмные переходы - всё дышит историей и тайной.

Все внутренние стены украшены дивными растительными орнаментами - эти росписи сделаны в разное время, как и украшающие каждую из церквей-приделов иконостасы.

Самая необычная из алтарных преград была создана архитектором Андреем Павлиновым в 1895 году, собственно для придела церкви Василия Блаженного. Эту конструкцию называют "иконостас с заворотом". Поскольку целиком его было невозможно разместить в узком пространстве вдоль алтаря, то он раскинулся ещё и на боковые стены.

Храм Покрова на Рву олицетворял «небесный Иерусалим», рай для душ героев, павшим при войне с татарами. В названии собора упомянут ров, проходивший вдоль Кремлёвской стены и служивший оборонительным укреплением (Алевизов ров), его глубина была около 13 метров, а ширина — около 36 метров. В первозданном виде собор простоял до 1588 года, когда на северо-восточном углу была сооружена десятая церковь над могилой Василия Блаженного. По имени этой церкви собор получил второе наименование.

Реконструкции

С конца XVII века покрытия глав собора менялись и современную окраску приобрели только в 1848 году. В 1680 году собор ремонтируют и одновременно размещают кирпичные сводчатые галереи. В 1683 году весь собор по верхнему карнизу был опоясан изразцовой надписью – желтой на голубом фоне,– посвященной истории создания храма.

Следующие изменения произошли в ходе реконструкции 1761-1784 гг. Перекрыли пол, колокольню объединили пристройками с храмом, здание внутри и снаружи покрыли «травяными» орнаментами. После войны 1812 г. архитектор Бове О. И., реконструируя Красную площадь, ремонтирует подпорную стену, выложив ее камнем и увенчав чугунной оградой.

Первые попытки реставрации собора были предприняты в 1890-х годах, когда центральный шатер освободили от железного перекрытия.

С 1923 по 1949 года были проведены научно-исследовательские работы по приданию собору первоначального вида. В интерьере открыта и воссоздана фресковая роспись стен и сводов обходных галерей, восстановлен уникальный кессонный потолок, в четырех башнях реконструированы иконостасы по древнему образцу с иконами XVI-XVII веков. Снаружи была восстановлена окраска «под кирпич». При частичной замене кирпичной кладки была обнаружена система, при которой строили без чертежей. Она сводилась к тому, что стены здания были пронизаны деревянными конструкциями, выполняющими роль «пространственного чертежа». Из тонких брусьев по горизонтали и вертикали «намечались» общие контуры, размеры и местоположение всех элементов формы и декора.

В 1967—1969 годах впервые за всю историю собора главы, накрытые железом и требующие реставрации каждые десять лет, были перекрыты медью, не нуждающейся в обновлении долгое время.

В 2001-м начались реставрационные работы, которые продолжались десять лет, закончились к 450-летнему юбилею. В результате восстановили интерьеры десяти церквей, отреставрировали икону Покрова Пресвятой Богородицы, подклетам вернули первоначальный вид.

Покровский собор, или, как его называют иначе, храм Василия Блаженного бесспорно является одним из главных символов столицы и России в целом.

Храм Василия Блаженного входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и считается одним из 7 чудес России.

На том месте, где сейчас расположен собор, в XVI веке стояла каменная Троицкая церковь, «что на Рву». На прилегающей территории ранее был оборонительный ров, тянувшийся вдоль всей стены Кремля и Красной площади.

Этот ров был засыпан только в 1813 году. Сейчас на его месте располагается Мавзолей. В 1552 году у Троицкой церкви был погребен блаженный Василий, скончавшийся 2 августа (по другим источникам, он умер не в 1552 году, а в 1551).

Храм был построен по приказу царя Ивана Грозного. Возведение храма началось в 1555 году, а закончилось в 1561 году (6 лет) .

Полная история создания собора Василия Блаженного неизвестна. Это касается ситуации с архитекторами, известны 3 версии:

  • 3-я предполагает, что строительством руководил архитектор из Европы, но документальных подтверждений этому нет и родилась недавно современной школой Александра Мельника.

Собор был возведен по случаю победы в Казанском походе и изначально являлся в большей степени мемориальным: не отапливался, службы зимой не проводились. В 1588 году, после обретения мощей Василия Блаженного, появился придел, названный его именем. Эта церковь, единственная из всего храма, была открыта для прихожан и паломников круглый год, даже в ночные часы. Таким образом название церкви Василия Блаженного стало «народным» именем всего собора.

Московский «Христа ради юродивый» Василий родился в 1469 году в селе Елохове, с юности был наделен даром ясновидения; он предсказал страшный пожар Москвы в 1547 году, уничтоживший почти всю столицу. Блаженного чтил и даже побаивался Иван Грозный. После кончины Василия Блаженного он и был погребен на кладбище при Троицкой церкви (вероятно, по распоряжению царя), с большими почестями. А вскоре здесь началось грандиозное строительство нового Покровского собора, куда позднее перенесли мощи Василия, на могиле которого стали совершаться чудесные исцеления.

При возведении памятника архитектуры столкнулись с несколькими проблемами:

1. Наличие крутого склона в сторону р. Москва;

2. Залегающих рыхлых песков.

Фундамент собора составлял всего 1,5-2,0 метра глубиной. На чем же стоит собор, бывший в XVI веке самым высоким (64 метра) зданием не только в Москве, но и одним из высочайших в Европе?

Опорой для массивной конструкции собора служит подклет. В русском языке слово "клеть" означало дом. Следовательно, подклет – это то, что находится под домом. А подклет Покровского собора внушительный, высотой 6 метров. Толщина стен подклета достигает 3 метров. К тому же все помещения подклета перекрыты мощными сводами. Они и держат весь собор на своих могучих перекрытиях. На подклет ставятся восьмерики: восьмигранники основ будущих глав собора. Они напоминают пчелиные соты и отличаются большой прочностью и сделаны они из известняка.

Храм Василия Блаженного состоит из девяти церквей на одном фундаменте.

Некоторые данные о ходе реконструкции Храма :

1. Так в 1681-1681 г.г. проведена перестройка собора, а именно средняя часть Покровского собора между центральным и окружающими его столпами, как и обходная паперть, была перекрыта сводами с черепичной кровлей. Тогда же были заложены древние окна угловых приделов и пробиты новые. Под поздней кровлей 1688 года были скрыты первоначальные кокошники восточных угловых столпов, неизвестные историкам собора.

2. В 1920-1940 г. г. архитектором Д.П. Сухова проведена реставрация, но она касалась только надземной части памятника архитектуры.

После Октябрьской Революции 17-го года храм до 1923 г. пустовал. Когда капитально-восстановительные работы были завершены, строение стало использоваться в качестве филиала Государственного исторического музея. В 1929 г. был произведён демонтаж колоколов и запрещено проведение богослужений.

Всё это время были попытки снести Храм:

  • Л. Каганович предоставил И.В. Сталину макет Красной площади, в котором собор можно было удалить и увидеть увеличившуюся территорию. В ответ на это предложение Иосиф Виссарионович приказал ему: «Лазарь поставь на место!»
  • Позже, в 1936 г., решение взорвать собор и увеличить ширину дорог в центре разрастающегося города. В этот раз на защиту встал архитектор Барановский, выслав в Кремль телеграмму: «Если решите взрывать храм, взрывайте вместе со мной!»

3. В 1950–1980 г.г ремонтно-реставрационных мероприятий под руководством Н.Н. Соболева. Программа работ включала усиление грунтов основания и инженерное укрепление конструкций, реставрацию фасадов, цоколя, белокаменных лестниц и крылец, живописи галерей, интерьеров собора, ремонтно-реставрационные работы по подпорной стене и благоустройство примыкающей территории.

4. В 2001 г. и по настоящее время проводятся комплексные работы по реставрации храма Василия Блаженного, включают инженерные, геологические, технологические и историко-архивные изыскания, а также исследования живописи. В настоящее время проводится внутренние работы под руководством главного архитектора проекта Т.П. Никитиной.

Уникальные по объему и полноте инженерные исследования строительных конструкций проведены с помощью современного оборудования неразрушающими методами. Все земляные работы сопровождались археологическими наблюдениями и исследованиями, в результате чего в галерее собора были обнаружены плиты захоронений 1620-х годов.

А теперь вернемся к геологии.

Геологическое строение данного участка следующее:

  • огромный слой техногенных грунтов (песок, супесь, суглинок, асфальт, обломки валунов, бута и строительного и бытового мусора разных времен) залегает сверху;
  • ниже залегают четвертичные грунты (небольшая прослойка песка средней крупности, более массивные глина, супесь, галечниковый грунт);
  • ещё ниже грунты каменноугольного периода, а именно мещерского (щебень), перхуровского (глина, мергель) и неверовского горизонтов (известняк).

Основание фундамента стоит на насыпном грунте, который имеет различный состав и как следствие свойства, что и способствует деформации основания.

Для стабилизации осадки Храма проведены работы по усилению основания. Так что сейчас Храму ничего не угрожает.

  • Взгляд в прошлое. Марк Витрувий о геологии. Часть 1.
  • Взгляд в прошлое. Марк Витрувий о геологии. Часть 2.
  • Взгляд в прошлое. Марк Витрувий о геологии. Часть 3.
  • История термина "грунт" и "инженер"
  • Революция в подготовке к аттестации экспертов.
  • Информационная модель и инженерные изыскания.

Понравилась статья?

Тогда не забудьте поставить лайк 👍 и подписаться на канал « О важном в инженерной геологии» , чтобы ничего не пропустить.

Храм Василия Блаженного — самая красивая и загадочная церковь во всей России. Считается, что зодчих, создавших ее лишили зрения, постройку не позволил снести сам Сталин, а во время войны храм прятали от обстрелов. Верхний ярус собора напоминает лабиринт, а основание — восьмиконечную звезду. Мы собрали все самое важное о храме, по которому иностранцы безошибочно опознают […]

Храм Василия Блаженного — самая красивая и загадочная церковь во всей России. Считается, что зодчих, создавших ее лишили зрения, постройку не позволил снести сам Сталин, а во время войны храм прятали от обстрелов. Верхний ярус собора напоминает лабиринт, а основание — восьмиконечную звезду. Мы собрали все самое важное о храме, по которому иностранцы безошибочно опознают […]


Храм Василия Блаженного — самая красивая и загадочная церковь во всей России. Считается, что зодчих, создавших ее лишили зрения, постройку не позволил снести сам Сталин, а во время войны храм прятали от обстрелов. Верхний ярус собора напоминает лабиринт, а основание — восьмиконечную звезду. Мы собрали все самое важное о храме, по которому иностранцы безошибочно опознают Россию.

Храм Василия Блаженного — настоящее название

Храм Василия Блаженного. История

Храм Василия Блаженного — культовая постройка времена Ивана Грозного, по которой до сих пор любой иностранец узнает Москву. Это — самый узнаваемый русский храм. Мало кто знает его истинное название — Собор Покрова Богородицы, что на Рву. 2 июля (29 июня по старому стилю) 1561 года когда-то освятили центральную Покровскую церковь собора. Первое достоверное упоминание о возведении храма Покрова Богоматери относится к осени 1554 г. Считают, что это был деревянный собор, который позже снесли, чтобы построить каменную церковь.

Поводом для строительства собора послужило покорение Казанского ханства. Царь Иван Грозный, молясь перед началом военного похода, дал обет Богу построить храм, который прежде не видела Русь, в случае своей победы. Царь был суровым и беспощадным, но оставался глубоко верующим человеком.

Храм Василия Блаженного — история

Чтобы сохранить прекрасную постройку в единственном экземпляре царь Иван Грозный приказал ослепить зодчих Постника и Барму, — так гласит легенда. Их имена стали известны лишь в конце XIX в. Считается, что царь наблюдал за строительством храма с башни на кремлевской стене. Когда строительство подошло к концу, он призвал к себе зодчих, чтобы спросить, смогут ли они повторить такое здание? Зодчие ответили утвердительно царю. Тогда он приказал лишить их зрения. У ученых есть и сомнения на этот счет: в XVI веке выдающиеся зодчие очень ценились. Так для построек Кремля приглашали итальянских мастеров. Вполне возможно, что, зная суровый нрав русского царя, слухи распространили иностранцы.

В XVIII-XIX в.в. в храме Василия Блаженного регулярно совершались богослужения. Как правило, их совершали в пристройке — храме, построенном в честь святого Василия Блаженного, потому что остальные храмы были холодными. Именно поэтому в народе прижилось название — храм Василия Блаженного.

Богослужения в храме продолжались вплоть до начала XX в. Последним настоятелем стал отец Иоанн Восторгов, ныне причисленный к лику святых в сонме новомучеников и исповедников. Его расстреляли за миссионерскую деятельность. Он пользовался особой любовью и уважением у москвичей.

Храм Василия Блаженного. Архитектура

«По просьбе отца Иоанна палачи разрешили всем осужденным помолиться и попрощаться друг с другом. Все встали на колени, и полилась горячая молитва… А затем все простились друг с другом. Первым бодро подошел к могиле протоирей Восторгов, сказавший перед тем несколько слов остальным, приглашая всех с верою в милосердие Божие и скорое возрождение Родины принести последнюю искупительную жертву. «Я готов», – заключил он, обращаясь к конвою. Все встали на указанные места. Палач подошел к нему со спины вплотную, взял его левую руку, вывернул за поясницу и, приставив к затылку револьвер, выстрелил, одновременно толкнул отца Иоанна в могилу».

Во время Великой Отечественной войны музей не прекращал своей работы, хотя и был закрыт для посетителей. Храм Василия Блаженного тщательно замаскировали, чтобы спасти от бомбежек. Существует легенда о том, что после войны Сталину предлагали убрать собор под предлогом помехе для проведения парада. Считается, что Каганович показывал Сталину макет площади, и при нем убрал макет храма, предлагая его снести. Сталин резко прервал его: «Лазарь, поставь на место!». Неприкосновенность собора с тех пор ни у кого не вызывала вопросов.

Храм Василия Блаженного. Загадки

Храм Василия Блаженного — архитектура

Собор строился 6 лет с 1555 по 1561 год. Его изначальный образ был изменен пристройками, но задумка храма Василия Блаженного кажется необычной даже по нынешним временам. Он выглядит как свод из восьми церквей, который окружает самую высокую — девятую. Подобного храма до сих пор не существует в России. У каждого храма есть свой вход и освещение, тем не менее собор является единым зданием.

Без пристроенных крылец храм Василия Блаженного казался стремящимся вверх. Мастера использовали все возможные на тот момент архитектурные украшения. Все купола собора похожи, но выполнены по-разному. Тем не менее здание выглядит очень гармонично. В этом одна из уникальных особенностей собора. Идея частных отличий при общем подобии главенствует и во внутреннем оформлении собора. В архитектуре собора очень много сакральных символов: круг — символ вечности, треугольник — символ триединства Бога, квадрат напоминает о равенстве, справедливости, а точка — начало жизни. В архитектуре собора заключен огромный духовный смысл.

Толщина стен основания храма Василия Блаженного достигает трех метров. Именно такая толщина позволяет надежно держать целых девять зданий. Если посмотреть на основание церкви, видно, что 8 маленьких храмов образуют собой восьмиконечную звезду — символ Богородицы. В ансамбле малых церквей есть церкви побольше. Они строго ориентированы на стороны света и образуют симметрию. Главный храм, с огромным куполом и шатром, являет собой Покров Богородицы, Ее заступничество.

Первые изменения собора Покрова Богородицы, что на Рву произошли почти сразу после постройки и были связаны с именем известного Московского святого — Василия Блаженного. До появления на этом месте каменного собора стояла деревянная Троицкая Церковь, куда святой Василий часто приходил молиться. В 1558 году к Покровскому собору пристроили нижнюю церковь над захоронением московского чудотворца — Василия Блаженного. Чтобы пристроить этот храм, строители разобрали часть первоначального собора.

В XVII веке к храму Василия Блаженного пристроили два нарядных крыльца со сдвоенными шатрами, возвели кровлю над внешней галереей.

Храм Василия Блаженного в Кремле

Храм Василия Блаженного — задумка

Такой выбор зодчих связан с тем, что по задумке Храм Василия Блаженного должен был символизировать собой рай, град Господень. Идея принадлежала митрополиту Макарию, зодчие постарались воплотить ее в жизнь. Эпохи менялись, вместе с ними менялось представление людей о том, как должен выглядеть рай, поэтому и собор претерпевал изменения. Неизменной оставалась основная задумка: храм Василия Блаженного — прообраз рая небесного, расцветшего сада. В его оформлении виноградные листья, прекрасные цветы, растения, которые не растут на земле…

Храм Василия Блаженного — наши дни

Храм Василия Блаженного в наши дни

В Храме Василия Блаженного сейчас можно увидеть росписи разных веков: соседствуют XVII и XIX век. Это — удивительный памятник архитектуры. Например, там есть загадочные изображения тюльпанов. Откуда о них знали в средневековой Москве? Или фреска с морской водорослью. Где еще могли увидеть ее местные жители? Эта фреска не повторяется ни в одном элементе собора.

Путешествуя по второму ярусу храма, посетители настолько ярко переживают смену пространств, росписей и архитектурных особенностей собора, что кажется, будто человек попал в прекрасный лабиринт. Это — одна из удивительных особенностей храма Василия Блаженного.

Сейчас, когда закрыто огромное количество СМИ, Правмир продолжает свою работу. Мы работаем, чтобы поддерживать людей, и чтобы знали: ВЫ НЕ ОДНИ.

18 лет Правмир работает для вас и ТОЛЬКО благодаря вам. Все наши тексты, фото и видео созданы только благодаря вашей поддержке.

Поддержите Правмир сейчас, подпишитесь на регулярное пожертвование. 50, 100, 200 рублей - чтобы Правмир продолжался. Мы остаемся. Оставайтесь с нами!

Электронная научная библиотека

по истории древнерусской архитектуры

Источник: Хворостова Е.Л. Фундаменты собора Покрова на Рву // Покровский собор в истории и культуре России. Материалы научной конференции, посвященной 450-летию Покровского собора (12–14 октября 2011 г.). М., 2012. С. 68–73. Все права сохранены.

Материал предоставлен библиотеке «РусАрх» И.Л. Кызласовой. Все права сохранены.

Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2018 г.

Е.Л. Хворостова


Рис. 1. План-схема расположения шурфов.

К сожалению, по техническим причинам не удалось разместить шурфы 2002 г. с привязкой к ранее проведенным раскрытиям с тем, чтобы выявить ширину фундаментов приделов собора, ее соотношение с толщиной стен и установить, каким образом корректировалась планировка храма в процессе строительства. Тем не менее, общее представление о структуре фундамен­тов первоначальных объемов собора и технологии их устройства на имею­щемся материале составить возможно.

Прежде всего, необходимо отметить, что на всех обследованных участках нижние части фундаментов выкладывались из рваного белокаменного бута различного размера (от 20x20 см до 50-60x40 см) на известковом раство­ре. Выкладка производилась в ленточные рвы, которые отрывались на пред­полагаемую ширину фундамента; промежутки между обрезами фундамен­тов и бортами рвов (в том случае, если кладка непосредственно примыкала к бортам) плотно забивались белокаменным щебнем и проливались раство­ром. Щебенчато-известковая «шуба» настолько плотно перекрывала буто­вую кладку, что на многих участках было практически невозможно просле­дить контуры камней. В основном строители выдерживали горизонтальность рядов бутовой кладки и по возможности старались, чтобы вертикальные швы в соседних рядах не совпадали. В верхних частях фундаментов применялись главным образом грубо подтесанные крупные камни, некоторые из них со­хранили следы желобчатого тесла. Кладка могла быть как достаточно ров­ной, так и выполненной небрежно, с выступами и заглублениями отдельных камней. Все эти неровности сглаживались плотно закрывающей их щебен­чато-известковой «шубой». Практически такой же технологии придержива­лись при выкладке фундамента придела Василия Блаженного, сооруженного в 80-е годы XVI в. (Рис.2, шурф 4-2002 г. в приделе Василия Блаженного).


Рис. 2. Шурф 4 – 2002 г. в приделе Василия Блаженного.


Рис. 3. Шурф 3 – 2002 в галерее севернее придела Василия Блаженного.

В той же системе выполнялась кладка фундаментов ранней галереи со­бора, однако здесь подошву фундамента образовывал слой крупного бело­каменного шебня на известковом растворе мощностью около 25 см (Рис.З, шурф 3-2002 г. в галерее севернее придела Василия Блаженного).

В процессе закладки фундаментов различных объемов храма произво­дилась неоднократная корректировка их ширины за счет отступов по на­правлению к центральной оси фундаментов. Например, в шурфе у наруж­ной стены Троицкого придела белокаменный цоколь, завершенный сложным профилем, опирался на однорядный выступ кладки из тесаных белокаменных блоков шириной 14 см; под ним располагались два ряда грубо подтесанных большими плоскостями блоков, вынесенные еще на 41 см и явно находивши­еся ниже уровня дневной поверхности времени строительства. Далее сле­довал очередной вынос кладки (10 см), выполненной из трех рядов грубо обработанного известняка, а нижнюю часть фундамента образовывал ряд крупного бута (до 50x40 см), положенный по горизонтальному слою мелких обломков известняка и вынесенный по отношению к лежащей выше кладке на 15 см (Рис.4, шурф № 3-1955-60 гг.).


Рис. 4. Шурф 3 – 1955-1960 гг. у восточной грани придела Троицы.

Разумеется, планировка будущей постройки не может быть выполнена с прецизионной точностью уже при отрытии фундаментных рвов, она может уточняться как в процессе выкладки фундамента, так и на уровне выравни­вающих верх фундамента рядов, и даже на уровне нижней части цоколя, тем не менее, обычно эти подвижки не бывают столь резкими. К сожалению, выяснить, являются ли эти особенности оснований собора Покрова на Рву следствием неквалифицированности выполнявших «нулевой цикл» строи­тельных работ людей, недостаточным надзором и руководством тогдашнего «прораба» или не полной сформированностью представления о грядущем облике храма самого зодчего, мы, по-видимому, никогда не сможем.

Надо сказать, что мощность фундаментов варьировалась в достаточно значительных пределах (от 1.5 до 2.3 м), причем сколько-нибудь выражен­ную закономерность в ее изменениях (зависимость от высоты опирающего­ся на фундамент объема и, следовательно, большей или меньшей нагрузки, или от характера грунтов основания) проследить на имеющемся материале сложно.



Рис. 6. Шурф 13 – 1955-1960 гг. к югу от Покровской церкви.

Как еще одну характерную особенность фундаментов храма Покрова на Рву можно отметить отсутствие под ними свай, не выявленных ни в шурфах 1955-60 гг., ни в 2002 г., в то время как подавляющая часть памятников ар­хитектуры XVI в. имела основания из круглых или, в редких случаях, квадрат­ных свай. Лишь в бутовой кладке фундамента поздней колокольни (шурф 5-2002 г.) было расчищено вертикальное полукруглое вдавление шириной около 20 см, во внутренней части которого, перекрытой слоем известково­го раствора, сохранились остатки полуистлевшей сваи диаметром 17 см. Ее оголовок входил в кладку на высоту более 60 см - случай, практически бес­прецедентный в истории средневекового строительства.

Фундаменты собора Покрова на Рву - интереснейший источник ин­формации о технологии строительства середины XVI в., а при учете более поздних пристроек - временной срез технологий, привязанный к единым то­пографическим и геологическим условиям и заслуживающий дальнейшего изучения.

Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.

Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.

Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.

Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.

Читайте также: