Фундамент психических свойств личности формируется к пятому году жизни и это происходит параллельно

Обновлено: 02.05.2024

И.А. Галкина (к. пс. н), Т.В. Галкина (к.пс.н.)

Ранний возраст (от 1 до 3-х лет) – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. Причём все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка, но требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту развивающих занятий. Часто родители делают, прежде всего, упор на подготовке ребенка к школе, недооценивая значимости первых лет жизни ребенка. Дошкольные занятия несомненно важны, но для их успешности большое значение имеет то, что было заложено в раннем детстве.

Развитие и обучение детей во многом зависит от количества и качества впечатлений, которые они получает с первых дней своей жизни (главным образом, в общении со взрослыми), от протекания процессов усвоения человеческого опыта, осуществляющихся в результате его активного взаимодействия с окружающим миром. В настоящее время можно считать доказанным, что ограничение удовлетворения потребностей ребенка в общении, контакте с окружающими, впечатлениях (дефицит общения, воспитания, впечатлений) приводит к задержке его психического развития (Мухина, 1985; Лисина, 1986 и др.).

Дефицит социальных контактов приводит к снижению интереса к окружению, нарушению моторного развития, появлению апатии, обедненности эмоциональных проявлений. В дальнейшем происходят серьезные изменения в интеллектуальном и личностном развитии детей. По словам Дж. Боулби, в таких условиях формируется характер, «никого не любящий и не испытывающий потребности в любви» (цит. по: Лангмейер, Матейчик, 1984).

При отсутствии полноценного контакта с матерью у ребенка развивается пассивность, связанная с низким уровнем любознательности, познавательной активности, инициативы, которые, как известно, служат «двигателями» умственного развития детей.

В раннем детстве любознательность ребенка способствует становлению познавательных интересов, без которых в дальнейшем невозможны как успешная учеба, так и овладение современными профессиями (Дубровина, Лисина, 1982). Причем, выявленная в раннем детстве тенденция снижения любознательности, как правило, на последующих возрастных этапах не исчезает, а, наоборот, усиливается. Отмечается, что у детей с дефицитом общения, впечатлений в раннем детстве в дальнейшем обычно страдает развитие произвольной саморегуляции поведения, что связано с низким уровнем сформированности действий самоконтроля, внутреннего плана действий и т.п. (Прихожан, Толстых, 1980; 1982 и др.).

Непрерывное обогащение чувственного опыта, формируемого в процессах восприятия реальности и во время занятий для детей, является необходимым условием умственного развития человека.

Оптимальное развитие достигается только при условии реализации всех видов активности ребенка – познавательной, коммуникативной, деятельностной. Можно сделать вывод, что, чем активнее ребенок, чем шире, богаче и разнообразнее впечатления, получаемые им в процессе взаимодействия с окружающим миром, тем, соответственно, эффективнее осуществляется развитие его сенсорно-перцептивной сферы. По всей видимости, можно говорить о раннем детстве как наиболее благоприятном периоде для формирования этого исходного уровня психики, выступающего в качестве базиса умственного развития. Многое из упущенного в этот период, вероятно, уже невозможно в будущем восполнить. Неразвитость сенсорно-перцептивного уровня в раннем детстве не проходит бесследно, а сказывается на развитии общей умственной способности, что проявляется, в частности, в низком уровне интеллектуально-мотивационного развития в младшем школьном возрасте. Снижение уровня активности ребенка в детстве негативно влияет на процесс становления его личности, формирование уверенности в себе, своей самооценки и т.д.

В детском возрасте активность проявляется в интенсивном развитии моторики, присущей ребенку подвижности, в быстрых переходах от одного занятия к другому, в стремлении к самостоятельному решению возникающих жизненных задач, начиная от самых элементарных, связанных с самообслуживанием, и кончая творческими задачами открытия мира, создания его картины, конструирования в фантазиях воображаемой реальности, и, наконец, в развитии познавательных интересов, выражающихся в многочисленных вопросах, осуществлении исследовательских действий.

Однако нередко родители, руководствуясь теми или иными соображениями, стремятся ограничить активность ребенка. Так, одна знакомая мама на вопрос психолога «Много ли бегал ребенок?» говорит: следующее «Много ли бегал? Да что вы! От этого я сразу его отучать стала. Нечего носиться сломя голову. ». Когда ребенку ставят барьеры, его активность и самостоятельность подавляют, то это, с одной стороны, препятствует его развитию, а, с другой, порождает внутренний протест. Такой протест также представляет собой форму активности, которая, однако, при неблагоприятных условиях может отрицательно сказаться на последующем развитии личности, в целом, и ее самооценке, в частности.

Снижение уровня активности ребенка, наложение определенных запретов на нее («не бегай»; «не лезь»; «не вмешивайся» и др.) чаще всего происходит по двум причинам. Либо от неумения или нежелания взрослых стать соучастниками деятельности ребенка, которая для них утомительна и неинтересна. Либо в силу следования распространенному мнению, что «чрезмерная» активность опасна и вредна для ребенка, может нанести ущерб его психическому и физическому здоровью («успокойся», «не перевозбуждайся», «остынь», «отдохни», «посиди спокойненько» и т.д.). Однако именно это ограничение активности и самостоятельности ребенка, чем бы оно ни мотивировалось, может принести непоправимый вред, как его физическому, так и психическому развитию. Для ребенка вообще нет «чрезмерной» активности. Он сам «знает» (вернее сказать, чувствует) сколько, как и когда ему двигаться и, что самое удивительное, «знает» это чаще всего лучше, чем его воспитатели. Взрослые, воспитывая ребенка, опираются на свой опыт, собственное самочувствие, хотя необходимо ориентироваться на самочувствие ребенка, учитывать особенности психосоматического развития в детском возрасте. Здоровый ребенок сам может определить «разумную» и полезную для него норму, вернее, определяет это его организм, который очень редко ошибается, и чаще всего верно и во время «подсказывает», что и как лучше сейчас делать (бегать, прыгать или тихонько посидеть, поиграть) (Никитины, 1980). Ребенку с первых дней его жизни необходимо предоставить возможность как можно больше двигаться, быть активным и это самым благоприятным образом скажется на его дальнейшем развитии

Важно, чтобы ребенок не только много двигался, но и имел достаточно большую свободу передвижения (не манеж, а комнату, или даже квартиру). Расширение «жизненного пространства» ребенка приводит к увеличению новых впечатлений и знаний, что, в свою очередь, обогащает его познавательную, когнитивную и эмоциональную сферы. Здесь также имеет значение опыт общения ребенка и вне дома - например, на детской площадке или центре развития детей.

Многим известна семья Никитиных, воспитавших семерых детей, которые обгоняли своих сверстников и в физическом, и в умственном развитии. По их мнению, фундамент психического развития ребенка закладывается в раннем детстве: «. первый год человека – это год запуска всех его возможностей к развитию, всех способностей, как бы, стартовая площадка будущей жизни человека. Развитие способностей ребенка, даже его характера, во многом зависит от того, что он узнаёт на первом году жизни, как он это делает, и какой способ общения с ним избирают взрослые. В это трудно поверить, но как много еще здесь невыясненного, неожиданного по своим результатам» (Никитины, 1980, с. 56).

Рассмотрим еще один аспект, касающийся особенностей общения с ребенком и его воспитания в раннем детстве. К сожалению, до сих пор бытует мнение, что ребенка незачем носить на руках, брать его из кроватки, когда он кричит, а то «привыкнет, и не будет слезать с рук» и тем самым доставит родителям много хлопот.

Расширение «жизненного пространства» ребенка за счет его перемещения за пределы кроватки, обогащения его новыми впечатления от знакомства с различными ранее неизвестными ему предметами, является в этом возрасте важным условием стимулирования его психического развития. Пребывание на руках матери приносит ребенку радость, чувство защищенности и близости с родным человеком, что позитивно влияет на его психическое состояние, активизирует познавательную и исследовательскую деятельность младенца. Вообще все проблемы такого порядка – носить или не носить ребенка на руках, пеленать его или предоставлять ему свободу движений, позволять плакать или успокаивать, едва он захнычет – вероятно, следует решать, исходя, прежде всего, из учета потребностей и интересов ребенка, а не взрослого человека.

К сожалению, нередко целям и желаниям ребенка взрослые в директивной форме противопоставляют собственные цели. Конечно, из таких конфликтных ситуаций победителем чаще всего выходит взрослый. Но эти «пирровы победы», особенно если запреты и притеснения приобретают систематический характер, могут «дорого обойтись», как воспитателям, так и детям, ибо они препятствуют проявлению активности подрастающей личности, подавляют возникающие у нее ростки самостоятельности, инициативности, лишают ее возможности приобретения опыта самореализации. Следствием таких запретительных педагогических воздействий может стать формирование пассивной, безвольной, неуверенной в себе личности, зависимой от мнения окружающих людей, не способной к самостоятельному планированию и организации собственных действий. Разумеется, не может это не сказаться и на развитии самооценки ребенка. Логика здесь очевидна: если все, что привлекает ребенка, все его стремления и желания девальвируются, обесцениваются, то неизбежно появление и укрепление у него представлений об их тотальной ошибочности, никчемности, и, соответственно, о себе, субъекте этих устремлений, как неспособном к принятию каких-либо верных оценок, решений, самостоятельному определению направлений своих действий. А отсюда – один «шаг» до возникновения и укоренения заниженной самооценки, блокирования способности решать самые различные задачи на оценку других и самооценку (Галкина, 2011).

Разумеется, это не означает, что взрослые не должны предъявлять ребенку каких-либо требований, ставить перед ним задачи, задавать цели его деятельности. Собственно в этом и состоит процесс целенаправленнного воспитательного воздействия, создания развивающей среды, обеспечивающей рост потенциалов детей. Вопрос заключается в том, как это делать, и какие педагогические средства при этом использовать, и каково должно быть соотношение целей и задач, получаемых ребенком извне и формулируемых им самостоятельно, исходя из своих собственных устремлений и интенций.

Необходимо также, чтобы цели и требования, задаваемые ребенку взрослыми, не оставались для него внешними, а приобретали личностно значимый характер, становились его собственными побудителями и регуляторами поведения и действий, независимо от того, видят ли его взрослые, находится ли он под их контролем или нет. Таким образом, важным направлением развития личности ребенка является преобразование внешнего контроля, предъявляемых ему взрослыми требований во внутренние и превращение внешней оценки поведения, действий и личностных характеристик ребенка в его собственную самооценку. Только в этом случае самооценка превращается в подлинный рычаг саморегуляции деятельности, поведения и общения взрослеющей личности.

  • Вы здесь:
  • Главная
  • Рекомендации специалистов
  • Первые годы жизни - фундамент развития личности. Часть 1. Роль активности и общения в раннем детстве

Имя файла: 01_12_Kontextnoe_opredelenie_lex_znachenia_mnogoznachnykh_slov__
Размер: 2 b.
Чтобы скачать данную работу пришлите взамен свою работу.
Скачивание начнется мгновенно.
Убедительная отправлять только собственные работы
(реферат, курсовая, контрольная, эссе, гдз, шпаргалки, сочинение, отчет по практике и т.п.)

Принимаются форматы (doc,docx,pdf,rtf,ppt,pptx,odt)

Также Вы можете продолжить поиск:
С этим файлом связано 73 файл(ов).
7_Oporno-dvigatelnaya_sistema__opornye_konspekty_po_biologii.pdf
7_Biologicheskiy_kontrol__biologia_v_skhemakh_i_tablitsakh.pdf
8_Klonirovanie_genov__biologia_v_skhemakh_i_tablitsakh.pdf
7_Reproduktivnaya_izolyatsia_i_vidoobrazovanie__biologia_v_skhem
BIOLOGIYa.pdf?extra=V0ucnUj14iNa0VlrwnnUGXrBr77v1MmjABtXD4BsLsB3
BIOLOGIYa_Demo_2018.pdf
Lale_ve_Onur.jpg?extra=nILK186abS4N8_dHE-EzRAnBolO27GcskPPnqzHQZ
Kratkie_formy_prichastiy_proshedshego_vremeni_UDARENIE.pdf
3_Shpargalka_po_pervoobraznym__podborka_shpargalok_po_matematike
2_Vozniknovenie_zhizni_na_Zemle_Chast_2.pdf
02_MORFEMIKA_kurs_teorii__praktika.pdf
4_Koordinaty__tablitsy.pdf
6_Khimicheskie_metody_borby_s_boleznyami_i_vreditelyami__biologi
Metod_ratsionalizatsii.pdf
02_Znaki_prepinania_v_predlozheniakh_s_odnorodnymi_chlenami__TEO
Bazovy_variant_8_po_matematike_EGE-2017.pdf
04_Isklyuchenia_v_okonchaniakh.pdf
07_Slovar_isklyucheniy_russkogo_yazyka.pdf
2_Mnogougolniki__teoria_po_matematike.pdf
Profilny_variant_11_po_matematike_EGE-2017__kriterii.pdf
2_Zadachi_s_parametrami_neravenstva__podgotovka_k_18_zadaniyu_pr
3_Planimetria__podborka_zadaniy__otvety.pdf
02_Fonetika.pdf?extra=EK-VddjC71z7PQcMOiFBZxY40dRM47YUasJzIW9iCu
6_Zritelny_analizator__opornye_konspekty_po_biologii.pdf
2_Zadachi_na_dvizhenie_po_okruzhnosti__reshenie_textovykh_zadach
2_Neravenstva__teoria_po_matematike_v_skhemakh.pdf
01_2_Paronimy_TEORIYa.pdf
Словарик паронимов.docx
01_12_Kontextnoe_opredelenie_lex_znachenia_mnogoznachnykh_slov__
3_Translyatsia_matrichnoy_RNK__biologia_v_skhemakh_i_tablitsakh.
02_Pravopisanie_soglasnykh__TEORIYa__PRAKTIKA__TESTY.pdf
Ves_russkiy_yazyk_v_tablitsakh.pdf
Teoria_po_kazhdomu_zadaniyu_EGE_2017_po_russkomu.pdf
Zanyatie_02_-_Upotreblenie.pdf
11_Zadanie_11_EGE_2017_po_RUSSKOMU.pdf
2_Nasledovanie_pola_i_priznakov_stseplennykh_s_polom__biologia_v
Lale_ve_Onur.jpg?extra=nILB1c-VYykE9e8ITe8sDFDNp16472YtlvHnt3SEa
Lale_ve_Onur.jpg?extra=Fo9EAf5udgAkO8Dos-IsZ11_yZzfcYKfMwT9jSGwl
LaleOnur.jpg?extra=rKbuyX33PY6sB5eDoB_hJF42MSPWlodLD8T0ZRy6xvE7Y
LaleOnur.jpg?extra=8v9FJsSXjWtvKPqH2q5dCij0ymR1aSfhr3PQyrPppC97v
LaleOnur.jpg?extra=oHRwP2iXOWffdz9DUChicgQbR5aa27BOwj-eaBKSKBV7r
309.jpg?extra=tB7UDaX4lTZtydnOvT-JcuVD767aw0VM0sigzsg9j01UL0EfCc
Kratkie_formy_prilagatelnykh_UDARENIE.pdf
2_Shpargalka_po_osnovnym_temam__podborka_shpargalok_po_matematik
1_Vozniknovenie_zhizni_na_Zemle_Chast_1.pdf
01_FONETIKA_kurs_teorii__praktika.pdf
3_Kombinatsii_tel__tablitsy.pdf
5_Nitraty__biologia_v_skhemakh_i_tablitsakh.pdf
Zadacha_15_-_reshenie_uravneniy_i_neravenstv.pdf
ещё 23 файл(а).

Что требуется от учеников: Выбрать самое точное лексическое значение указанного слова из числа предложенных.

Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания: Лексическое значение многозначного слова можно определить только в контексте.

1. Внимательно прочитайте задание.

2. Найдите указанное предложение.

3. Включите каждое из предложенных лексических толкований взамен слова, данного для анализа.

4. Вслушайтесь в новое звучание и значение предложения.

5. Определите, потеряло или не потеряло предложение в ходе лингвистического эксперимента своей смысловой цельности:

• если предложение не потеряло своей смысловой цельности — ответ верен;

• если смысл предложения изменился — ответ не верен.

ЗАДАНИЯ К ВОПРОСАМ А6-А11

1) )…(2)В одних ей отводится главное место, требуются заучивание правил и постоянная тренировка в образовании форм; в других считается, что акцент должен быть перенесён на употребление речевых образцов, а грамматическим явлениям отводится второе место: прави­ла не надо учить, достаточно практиковаться в анализе образцовых текстов. (З)Как же совре­менная методика относится к данной проблеме? (4)Во-первых, роль грамматики не занижает­ся, но и не преувеличивается. (5)Во-вторых, к грамматическим явлениям подходят с позиции понимания триединой сущности языка: язык — речь — коммуникация. (6)… вытекает необхо­димость анализа грамматических единиц с позиции структуры, функционирования в речевых образцах и реализации в тексте.

А6. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

2) Понятие о винительном падеже прямого объекта даётся студентам в начале изучения раздела «Синтаксис».

3) В современной методике представление о грамматическом явлении формируется в процессе работы над соответствующим текстом.

4) Известно, что иностранным учащимся, изучающим в основном грамматические фор­мы, трудно начать говорить.

5) Известно, что сегодня в разных методиках по-разному определяется место граммати­ки в обучении языку.

Al.Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?

А8. Какое слово или сочетание слов Не является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

1) считается (предложение 2)

2) не надо учить, практиковаться (предложение 2)

3) акцент должен быть (предложение 2)

4) подходят (предложение 5)

А9. Укажите верную характеристику четвёртого (4) предложения текста.

2) сложное бессоюзное

3) простое осложнённое

АЮ. Какой частью речи является слово «ЧТО» во втором предложении текста.

А 11. Укажите значение слова ПРАВИЛО в предложении 2.

1) обыкновение, привычка

3) положение, в котором отражены закономерность, постоянное соотношение явлений

4) установленные государственной властью общеобязательные законы

(1)…(2)Это происходит параллельно с овладением навыками речевой деятельности. (З)Тогда же формируются и её интеллектуальные свойства, интеллектуальный потенциал. (4) В процессе расширения сфер и задач речевого общения личность развивается как субъект об­щения, оформляется характер. (5) Любопытно, что характер человека и его индивидуальный почерк формируются параллельно с овладением письмом. (6)… по почерку определяют ха­рактер человека.

Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) Навыки говорения на родном языке формируются в семье.

2) Наличие областей речи сразу в двух полушариях мозга позволяет женщинам лучше владеть речью.

3) Фундамент психических свойств личности формируется к пятому году жизни.

4) Язык — незаменимое, надёжнейшее средство живой связи поколений, консолидации нации.

А7. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении?

3) С одной стороны,

А8. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

1) это параллельно (предложение 2)

2) формируются свойства, потенциал (предложение 3)

3) личность оформляется (предложение 4)

4) определяют характер (предложение 6)

А9. Укажите верную характеристику четвёртого (4) предложения текста.

1) сложное бессоюзное

4) простое с однородными членами

А10. В каком варианте ответа указаны все предложения текста, в которых есть притяжа­тельные местоимения?

АП. Укажите значение слова СФЕРА в предложении 4.

1) круг бытовых услуг

2) область, пределы распространения

3) среда обитания

4) внутреннее пространство шара

(1) …(2)Однако не все эти фрагменты должны войти в реферат. (3)Их следует сгруппи­ровать по тематическому принципу вокруг нескольких больших подтем, развивающих глав­ную тему текста. (4)И здесь на первый план выдвигаются умения, связанные со смысловым свёртыванием текста. (5)Под смысловым свёртыванием (или компрессией) понимается опера­ция, приводящая к сокращению текста без потери важной, актуальной информации. (6)… компрессия текста прежде всего предусматривает устранение в нём избыточной, второсте­пенной информации.

А6. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) Дополнительная информация не должна перегружать текст реферата.

2) Выделение ключевых фрагментов является основой для написания реферата.

3) При развитии темы в реферате приводится новая информация.

4) Различные главы реферата несут различный объём информации.

А7. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропус­ка в шестом предложении текста?

3) С другой стороны,

4) Таким образом,

А8. Какое сочетание слов является грамматической основой во втором (2) предложении текста?

1) фрагменты должны

2) фрагменты должны войти

3) все должны войти

4)войти в реферат

А9. Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста.

1) сложное бессоюзное

4) простое осложнённое

А10. Какой частью речи является слово «ОДНАКО» в предложении № 2?

2) вводное слово

АН. Укажите значение слова ОПЕРАЦИЯ в предложении 5.

1) особый вид чтения

3) специальные умения

4) воздействие при помощи инструментов

(1)…(2)3вёзд в этих скоплениях оказывается относительно немного: от нескольких де­сятков до нескольких тысяч. (З)Самым известным рассеянным скоплением является скопле­ние Плеяды, видимое в созвездии Тельца. (4)В том же созвездии находится скопление Гиады — треугольник из слабых звёзд вблизи яркого Альдебарана. (5)Часть звёзд, относящихся к со­звездию Большой Медведицы, также составляет рассеянное скопление. (6)… все скопления этого типа заметны вблизи Млечного Пути.

А6. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) Сверхмассивное звёздное скопление состоит преимущественно из молодых, ярких и крупных звёзд.

2) В нашей галактике звёзды образуют различные по своей форме и численности объек­тов рассеянные скопления.

3) В настоящее время вокруг Земли обращаются тысячи искусственных спутников.

4) Самые распространённые элементы во Вселенной — водород и гелий, из нейтральных атомов и ионов которых состоят звёзды и газовые туманности.

А7. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?

А8. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

1) звёзд немного (предложение 2)

2) находится треугольник (предложение 4)

3) составляет скопление (предложение 5)

4) скопления заметны (предложение 6)

А9. Укажите верную характеристику четвёртого (4) предложения текста.

1) сложное бессоюзное

4) простое осложнённое

А10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ЗАМЕТНЫ (пред­ложение 6).

АН.У кажите значение слова РАССЕЯННЫЙ в этом тексте.

1) не сосредоточенный в одном месте, распространяющийся в пространстве

2) невнимательный, плохо реагирующий на окружающее

3) слабый, болезненный

(1) …(2)Астрофизики, проанализировав спектры семнадцати звёзд, подобных нашему Солн­цу, установили периоды их вращения. (З)Оказалось, что время полного оборота этих звёзд вокруг оси составляет десять суток. (4)У Солнца же оно равно 26 суткам. (5)Учёные полагают, что вра­щение Солнца тормозится планетной системой. (6)… они делают вывод, что планетные системы есть у значительно меньшего числа звёзд типа нашего Солнца, чем предполагалось ранее.

Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

А6. 1) Обнаружено, что Солнце вращается вокруг своей оси медленнее, чем другие звёз­ды того же возраста и той же температуры.

2) Время обращения Солнца вокруг своей оси составляет 26 суток.

3) Принято считать, что солнечная активность непосредственно влияет на деятельность вулканов на Земле.

4) Планеты, в отличие от звёзд, не являются самосветящимися телами.

А7. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?

3) Исходя из этого,

А8. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из пред­ложений или в одной из частей сложного предложения текста?

1) установили периоды (предложение 2)

2) составляет десять суток (предложение 3)

3) есть (предложение 6)

4) предполагалось (предложение 6)

А9. Укажите верную характеристику шестого (6) предложения текста.

1) простое осложнённое

2) сложноподчинённое, состоит из двух частей

3) сложноподчинённое, состоит из трёх частей

4) сложное с союзной подчинительной и сочинительной связью между частями

А10. Какой частью речи является слово «РАНЕЕ» в предложении № 6?

АН. Какое из приведённых ниже слов является синонимом слова

ЗНАЧИТЕЛЬНО в предложении 6?

1) …(2)Он не сводится к столкновению двух несовместимых убеждений. (З)Протекая всегда в определённом контексте, он затрагивает такие черты характера человека, как досто­инство, самолюбие, гордость. (4)Манера спора, его острота, уступки спорящих сторон, ис­пользуемые ими средства определяются не только соображениями, связанными с разрешени­ем конкретной проблемы, но и всем тем контекстом, в котором она встала. (5)Можно фор­мально победить в споре, убедить в целесообразности своего подхода и одновременно проиг­рать в чём-либо ином, но не менее важном. (6)… побочные следствия спора могут существен­но ослабить эффект победы в нём или даже вообще свести его на нет.

А6. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) Широкое распространение получили разнообразные некорректные приёмы достиже­ния победы в споре.

2) Не следует прибегать к дискуссии без особой необходимости.

3) Спор — сложное явление.

4) Неотъемлемая черта науки — критицизм, без которого развитие научного знания не­возможно.

А7. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?

2) Другими словами,

А8. Какие слова являются грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

1) он затрагивает достоинство (предложение 3)

2) используемые средства (предложение 4)

3) можно (предложение 5)

4) следствия могут ослабить (или) свести на нет (предложение 6)

А9. Укажите верную характеристику четвёртого (4) предложения текста.

1) сложное бессоюзное

4) простое осложнённое

А10. Укажите верную морфологическую характеристику слова СПОРЯЩИХ в предло­жении 4.

АН. В каком предложении используется фразеологизм?

1) …(2)Именно из неё произошло древнейшее словесное письмо. (З)Интересно, что мно­гие народы, создав пиктографию, письмо изобрести так и не сумели. (4)Дело в том, что на­стоящее письмо возникает только тогда, когда изображение становится не рисунком, а зна­ком, абстракцией. (5)Такой знак начинает употребляться в переносном значении, обозначать и другие слова, которые так же или похоже звучат. (6)… учёные до сих пор спорят о табличках с острова Пасхи, об ацтекском письме, пытаясь определить, что это — предписьменность или уже письмо.

А6. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

2) Пиктография — внеязыковая знаковая система, напрямую выражающая мысли.

3) В Китае, как известно, сохраняется иероглифическая письменность.

4) Знаковая связь между звучащей речью и начертанием — основа любой письменности.

5) Существует две основные системы письма — идеографическая и фонетическая.

А7. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?

А8. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

1) народы не сумели (предложение 3)

2) письмо становится (предложение 4)

3) которые звучат (предложение 5)

4) это — предписьменность (или) письмо (предложение 6)

А9. Укажите верную характеристику шестого (6) предложения текста.

2) сложное бессоюзное

3) сложное с союзной подчинительной и бессоюзной связью между частями

4) простое осложнённое

А10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ИМЕННО (предложение 2).

3) краткое прилагательное

АН.У кажите значение слова ПИСЬМО в предложении 3.

2) умение писать

3) манера художественного изображения

4) система графических знаков для передачи речи

(1) …(2)Именно по тембру мы узнаём голос человека или различаем инструменты, кото­рые исполняют одну и ту же мелодию в одной тональности и с одинаковой громкостью. (3)От чего же зависит тембр звука? (4)Оказывается, что любой источник звука совершает сложные несинусоидальные колебания. (5)Их можно наблюдать при помощи известного прибора — ос­циллографа. (6)… если к нему подключить микрофон и пропеть какую-нибудь мелодию, то на экране осциллографа появится не синусоида, а более сложная кривая.

А6. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) Особое качество звука — это характерная для каждого голоса иди музыкального инст­румента окраска звука, которая называется тембром.

2) Сила, высота голоса дают о человеке много информации.

3) У голоса каждого человека есть отличительные обертоны — звуки, которые делают его узнаваемым.

4) Невозможно недооценить влияние голоса на привлекательность человека.

А7. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?

А8. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

1) инструменты исполняют (предложение 2)

2) наблюдать (предложение 5)

3) можно наблюдать (предложение 5)

4) появится кривая (предложение 6)

А9. Укажите верную характеристику шестого (6) предложения текста.

1) простое осложнённое

2) сложное бессоюзное

А10. Укажите предложение, в котором есть неопределённое местоимение.

АП. Укажите значение слова ИСТОЧНИК в предложении 4.

1) то, что даёт начало чему-либо

2) естественный выход подземных вод на поверхность

3) тот, кто сообщает какие-либо сведения

4) первый момент какого-либо явления

(1) .. .(2)Один — метод муравья, который тащит в свой муравейник всё, что попадётся ему по дороге. (З)Это «ползучий» эмпиризм. (4)Второй — метод паука, который вытягивает нить из само­го себя. (5)Это рационалистическая схоластика. (6)… метод пчелы, которая собирает в свой улей нектар разных цветов и превращает их в мёд, — это метод самого Бэкона, метод индукции.

А6. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) Метод индукции существенно отличается от метода «проб и ошибок».

2) Функциональный метод прежде всего предполагает анализ единиц разных уровней языка.

3) Френсис Бэкон считал, что есть три метода научного познания.

4) Источником познания, по Бэкону, является не только опыт, но и размышления.

А7. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?

1) Иными словами,

А8. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из пред­ложений или в одной из частей сложного предложения текста?

1) один тащит (предложение 2)

2) попадётся (предложение 2)

3) вытягивает нить (предложение 4)

4) которая собирает и превращает (предложение 6)

А9. Укажите верную характеристику второго (2) предложения текста.

2) сложное бессоюзное

3) простое осложнённое

4) сложное с союзной подчинительной и бессоюзной связью между частями

А10. Укажите предложение, в котором есть притяжательное местоимение.

АН. Какое значение имеет слово МЕТОД в предложении 2?

1) способ теоретического исследования или практического осуществления чего-либо

2) способность совершать поступки

3) план действий

4) распорядок дел, действий

(1) …(2)Её ценность люди понимали всегда. (3)И сама возможность писать и читать дол­гое время оставалась уделом избранных, прежде всего жрецов и государственных чиновни­ков. (4)Иначе и быть не могло! (5)Ведь чтобы овладеть грамотой, требовалось запомнить и научиться изображать тысячи сложных знаков — иероглифов. (6)… когда финикийцы, а за ни­ми греки создали буквенно-звуковое письмо с алфавитом из нескольких десятков простых значков, которым каждый способен овладеть за несколько недель, произошла тихая и самая великая революция за всю историю человечества.

А6. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) Мифы всех цивилизаций рассказывают о божественном происхождении письменно­сти.

2) Беседа — это непосредственный разговор, основная цель которого — общение.

3) Вне письма представить себе современный общенациональный язык трудно.

4) В доисторические времена мифы и ритуалы были единственной копилкой человече­ских достижений.

А7. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?

3) С одной стороны,

А8. Какое сочетание слов Не является Грамматической основой в одном из предложе­ний или в одной из частей сложного предложения текста?

1) Люди понимали (предложение 2)

2) Ценность понимали (предложение 2)

3) Каждый способен овладеть (предложение 6)

4) Произошла революция (предложение 6)

5) . Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста.

1) сложное бессоюзное

4) простое с однородными членами

А10. Укажите верную морфологическую характеристику слова ВСЕГДА (предложение 2).

Формулировка задания: Укажите верное значение слова ИСТОЧНИК из предложения:

Оказывается, что любой источник звука совершает сложные несинусоидальные колебания.

1) то, что даёт начало чему-либо

2) естественный выход подземных вод на поверхность

3) тот, кто сообщает какие-либо сведения

4) первый момент какого-либо явления

Правильный ответ: 1

Что требуется от учеников: выбрать самое точное лексическое значение указанного слова из числа предложенных.

Что следует знать ученикам для правильноrо выполнения задания : лексическое значение многозначного слова можно определить только в контексте.

Алгоритм выполнения задания А12:

1. Внимательно прочитайте задание.

2. Найдите указанное предложение.

3. Включите каждое из предложенных лексических толкований взамен слова, данного для анализа.

4. Вслушайтесь в новое звучание и значение предложения.

5. Определите, потеряло или не потеряло предложение в ходе лингвистического эксперимента своей смысловой цельности:

• если предложение не потеряло своей смысловой цельности - ответ верен;

• если смысл предложения изменился - ответ не верен.

Выполнение этого задание связано со знанием толкования слов.
Читайте, заучивайте слова, которые часто встречаются на ЕГЭ.

a20-001

a20-002

a20-003

a20-004

a20-005

(1) . (2)В одних ей отводится главное место, требуются заучивание правил и постоянная тренировка в образовании форм; в других считается, что акцент должен быть перенесён на употребление речевых образцов, а грамматическим явлениям отводится второе место: правила не надо учить, достаточно практиковаться в анализе образцовых текстов. (3)Как же современная методика относится к данной проблеме? (4)Во-первых, роль грамматики не занижается, но и не преувеличивается. (5)Во-вторых, к грамматическим явлениям подходят с позиции понимания триединой сущности языка: язык- речь- коммуникация. (6) . вытекает необходимость

анализа грамматических единиц с позиции структуры, функционирования в речевых образцах и реализации в тексте.

А 7. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) Понятие о винительном падеже прямого объекта даётся студентам в начале изучения раздела «Синтаксис».

2) В современной методике представление о грамматическом явлении формируется в процессе работы над соответствующим текстом.

3) Известно, что иностранным учащимся, изучающим в основном грамматические формы, трудно начать говорить.

4) Известно, что сегодня в разных методиках по-разному определяется место грамматики в обучении языку.

А8. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?

А9. Какое слово или сочетание слов не является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

1) считается (предложение 2)

2) не надо учить, практиковаться (предложение 2)

3) акцент должен быть (предложение 2)

4) подходят (предложение 5)

AlO. Укажите верную характеристику четвёртого (4) предложения текста.

2) сложное бессоюзное

3) простое осложнённое

А11. Какой частью речи является слово «ЧТО» во втором предложении текста.

Al2. Укажите значение слова ПРАВИЛО в предложении 2.

1) обыкновение, привычка

3) положение, в котором отражены закономерность, постоянное соотношение явлений

4) установленные государственной властью общеобязательные законы

(1) . (2)Это происходит параллельно с овладением навыками речевой деятельности.(3)Тогда же формируются и её интеллектуальные свойства, интеллектуальный потенциал. (4) В процессе расширения сфер и задач речевого общения личность развивается как субъект общения,

оформляется характер. (5) Любопытно, что характер человека и его индивидуальный почерк формируются параллельно с овладением письмом. (6) . по почерку определяют характер человека.

А7. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) Навыки говорения на родном языке формируются в семье.

2) Наличие областей речи сразу в двух полушариях мозга позволяет женщинам лучше владеть речью.

3) Фундамент психических свойств личности формируется к пятому году жизни.

4) Язык - незаменимое, надёжнейшее средство живой связи поколений, консолидации нации.

А8. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении?

3) С одной стороны,

А9. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста? ·

1) это параллельно (предложение 2)

2) формируются свойства, потенциал (предложение 3)

3) личность оформляется (предложение 4)

4) определяют характер (предложение 6)

AlO. Укажите верную характеристику четвёртого (4) предложения текста.

1) сложное бессоюзное

4) простое с однородными членами

All. В каком варианте ответа указаны все предложения текста, в которых есть притяжательные местоимения?

Al2. Укажите значение слова СФЕРА в предложении 4.

1) круг бытовых услуг

2)область, пределы распространения

3) среда обитания

Похожие:

Задание а12 Формулировка задания icon
Документи
1. /Задания/Авторские решения/Задание 1.doc
2. /Задания/Задание.
Задание а12 Формулировка задания icon
Олимпиадные задания для 8 класса Задание 1
Задание Задание включает 20 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ.
Задание а12 Формулировка задания icon
31. 01. 2012 Домашнее задание: с. 17 задания для повторения 01. 02. 2012 Домашнее задание: с. 18 все задания

Задание а12 Формулировка задания icon
Задание №1
Здравствуй, любитель русского языка! Приглашаем тебя к интеллектуальному соревнованию. Внимательно читай каждое задание. Выполнять.
Задание а12 Формулировка задания icon
Документи
1. /Користувач ЕОМ/111.doc
2. /Користувач.
Задание а12 Формулировка задания icon
Задания I тура муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников, 9 класс Задание Задание включает 25 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа.
Задание Задание включает 25 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ.
Задание а12 Формулировка задания icon
Протокол №2 от 02. 06. 2010 года
Задания второй части имеют разный вес в зависимости от их относительной сложности в работе. При верном выполнении заданий второй.
Задание а12 Формулировка задания icon
1 0м/с 2 2м/с 3 0,2м/с 4 20м/с
А12. Идеальный газ отдал количество теплоты 300Дж, и при этом внутренняя энергия
Задание а12 Формулировка задания icon
Словообразование (Word Formation) Образец выполнения задания. Задание
Задание: преобразуйте слова, напечатанные заглавными буквами в конце каждого предложения так, чтобы они грамматически соответствовали.
Задание а12 Формулировка задания icon
Образец Автор Светлана. Я согласна с высказыванием известного лингвиста Г. Степанова о том, что «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают»
.

Психологическое развитие ребенка

Психическое развитие ребенка – очень сложный, тонкий и длительный процесс, на который влияет множество факторов. Представление о том, как проходит тот или иной этап поможет вам не только лучше понять своего ребенка, но и вовремя заметить задержку развития и принять соответствующие меры.

Общепринятую периодизацию развития детской психики разработал советский психолог Даниил Борисович Эльконин. Даже если вы никогда не сталкивались с его трудами, эта система вам хорошо знакома: в аннотациях к детским изданиям часто указывается, что это произведение «для дошкольного возраста» или «для младших школьников».

Система Эльконина описывает психическое развитие ребенка от младенчества до 15 лет, правда, в некоторых его работах указывается возраст 17 лет.

По мнению ученого, характеристика каждого этапа развития определяется ведущей деятельностью ребенка в конкретном возрасте, в рамках которой появляются определенные психические новообразования.

1. Младенчество

Этот этап охватывает промежуток времени от рождения до года. Ведущая деятельность грудничка – общение со значимыми фигурами, то есть взрослыми. Главным образом – это мама и папа. Он учится взаимодействовать с окружающими, выражать свои желания и реагировать на раздражители доступными ему способами – интонацией, отдельными звуками, жестами, мимикой. Основная цель познавательной деятельности – познание отношений.

Задача родителей – как можно быстрее научить малыша «общаться» с окружающим миром. Помогут в этом игры для развития крупной и мелкой моторики, формирование цветовой гаммы. Среди игрушек обязательно должны быть предметы различных цветов, размеров, форм, текстур. До года ребенок не испытывает каких-либо переживаний, кроме естественных: голода, боли, холода, жажды, и не в состоянии усвоить правила.

2. Раннее детство

Оно продолжается с 1 года до 3 лет. В качестве ведущей выступает манипулятивно-предметная деятельность. Ребенок обнаруживает вокруг себя множество предметов и стремится их как можно скорее исследовать – попробовать на вкус, сломать и пр. Он узнает их названия и делает первые попытки принять участие в разговоре взрослых.

Психические новообразования – это речь и наглядно-действенное мышление, то есть, чтобы чему-то научиться, ему нужно увидеть, как это действие выполняет кто-то из старших. Примечательно, что поначалу самостоятельно, без участия мамы или папы, ребенок играть не станет.

Особенности этапа раннего детства:

  1. постижение названий и назначения предметов, освоение правильной манипуляцией конкретного предмета;
  2. освоение установленных правил;
  3. начало осознания собственного «Я»;
  4. начало формирования самооценки;
  5. постепенное отделение своих действий от действий взрослых и потребность в самостоятельности.

Раннее детство нередко завершается так называемым кризисом 3 лет, когда ребенок видит удовольствие в непослушании, становится упрямым, буквально бунтует против установленных правил, все чаще появляются резкие негативные реакции и т. д.

3. Дошкольный возраст

Данный этап начинается в 3 года и заканчивается в 7 лет. Ведущая деятельность у дошкольников – игровая, точнее, сюжетно-ролевая игра, в ходе которой дети познают отношения и последствия. Активно развивается личностная сфера психики. Возрастные новообразования – это потребность в общественной значимости и деятельности.

Ребенок умеет самостоятельно двигаться, его речь понятна взрослым и нередко он чувствует себя полноправным участником общения.

  1. Он понимает, что все действия и поступки имеют конкретную смысловую нагрузку. При обучении, например, правилам гигиены, объясните, зачем это нужно.
  2. Наиболее эффективный способ усвоения информации – игра, поэтому в сюжетно-ролевые игры нужно играть каждый день. В играх следует использовать не реальные предметы, а их заменители – чем проще, тем лучше для развития абстрактного мышления.
  3. Дошкольник испытывает острую потребность в общении со сверстниками, учится взаимодействовать с ними.

Ближе к концу этапа ребенок постепенно обретает независимость, умеет определять причинно-следственную связь, способен брать ответственность за свои поступки, подчиняется правилам, если видит их разумность. Он хорошо усваивает полезные привычки, правила вежливости, нормы взаимоотношений с окружающими, стремится быть полезным, охотно идет на контакт.

4. Младший школьный возраст

Этот этап длится с 7 до 11 лет и связан с существенными изменениями в жизни и поведении ребенка. Он поступает в школу, и игровая деятельность сменяется учебной. Активно развивается интеллектуально-познавательная сфера. Возрастные психические новообразования: произвольность, внутренний план действий, рефлексия и самоконтроль.

  • Он способен сосредоточиться в течение длительного времени на конкретном занятии: высидеть спокойно за партой урок и слушать объяснения учителя.
  • Умеет планировать, выполнять задачи в определенной последовательности, например, когда делает домашнее задание.
  • Он определяет границы своих знаний и выявляет причину, почему, допустим, он не может решить задачу, чего именно для этого не хватает.
  • Ребенок учится контролировать свои действия, например, сначала сделать уроки, потом пойти гулять.
  • Он испытывает дискомфорт от того, что взрослый человек (учитель) не может уделить то количество внимания, в котором он привык получать его дома.

Младший школьник может более-менее точно оценить произошедшие изменения с его личностью: что умел раньше и что умеет сейчас, учится выстраивать отношения в новом коллективе, подчиняться школьной дисциплине.

Главная задача родителей в этот период: эмоционально поддержать ребенка, внимательно следить за его настроением, чувствами, помочь найти новых друзей среди одноклассников.

5. Подростковый возраст

Это и есть «переходный возраст», который длится с 11 до 15 лет и наступления которого с ужасом ждут все родители. Ведущая деятельность – общение со сверстниками, стремление найти свое место в группе, получить ее поддержку и в то же время выделиться из толпы. Главным образом развивается потребностно-мотивационная сфера психики. Психические новообразования – самооценка, стремление к «взрослости».

Подросток разрывается между желанием поскорее повзрослеть и как можно дольше сохранить некую безнаказанность, снять с себя ответственность за свои поступки. Он познает систему отношений между полами, пытается выстроить собственную, бунтует против запретов и постоянно нарушает правила, яростно отстаивает свою точку зрения, ищет свое место в мире и в то же время поразительно легко попадает под чужое влияние.

Некоторые ребята, наоборот, с головой уходят в учебу, их переходный возраст как бы «переносится» на более позднее время, например, свой бунт они вполне могут начать даже после окончания вуза.

Перед родителями стоит непростая задача – найти общий язык с подростком, чтобы уберечь его от необдуманных поступков.

6. Юношеский возраст

Некоторые психологи выделяют еще один этап развития психики – это юношеский возраст, с 15 до 17 лет. Ведущей становится учебно-профессиональная деятельность. Развиваются личностная и познавательная сферы. В этот период подросток резко взрослеет, его решения становятся более взвешенными, он начинает задумываться о будущем, в частности, о выборе профессии.

Читайте также: