Фундамент под насосные агрегаты и электродвигателя рассчитывают на

Обновлено: 02.05.2024

Главные, вспомогательные, палубные и другие механизмы и агрегаты устанавливают на фундаментах, которые помимо веса, установленного на них оборудования должны воспринимать также и усилия от сил инерции, образующихся при качке судна, а для большинства механизмов – и от неуравновешенных усилий, возникающих при их работе. Эти фундаменты передают воспринимаемые ими усилия на корпусные конструкции, обладающие большой жесткостью по отношению к усилиям, действующим в их плоскости. Поэтому в местах установки фундаментов перекрытия обычно усиливают специальными подкреплениями.

При отсутствии двойного дна продольные стенки фундамента одновременно являются днищевыми стрингерами, а связующими их элементами служат флоры. Фундаменты вспомогательных и палубных механизмов в большинстве случаев состоят из соединенных продольных и поперечных балок листовой стали, совмещенных с набором корпуса и подкрепленных кницами.
При необходимости палубы и платформы в местах установки фундаментов подкрепляют дополнительно, а при большой массе механизма (агрегата) усиливают пиллерсами или полупереборками. Небольшие механизмы устанавливают, на прикрепленные к набору корпуса судна кронштейны.
Во многих случаях для уменьшения вибрации корпусных конструкций при работе механизмов последние устанавливают на амортизаторы.


ФУНКЦИИ ФУНДАМЕНТОВ:

  • Надёжное крепление различных механизмов к корпусу судна.
  • Распределение действующей на фундамент нагрузку на возможно большую часть связей перекрытия.
  • Обеспечение определённого положения в пространстве и облегчения условий монтажа, обслуживания и ремонта механизмов.

ТРЕБОВАНИЯ К ФУНДАМЕНТАМ:

  • Фундамент должен иметь прочную и жёсткую конструкцию, обеспечивающую надёжное крепление механизма к корпусу судна.
  • Фундамент должен иметь простую конструкцию, для чего исключаются криволинейные соединения, используются унифицированные детали.
  • Конструкция фундамента должна обеспечивать доступ к любому месту опорной поверхности.

Масса установленных в машинном отделении механизмов и инерционные усилия на корпусные конструкции (переборки, борта, днище и палубы) воспринимаются судовыми фундаментами, которые должны обладать необходимой жесткостью.

Конструкции фундаментов зависят от массы, габаритов и характера работы механизма, а также от места установки и системы набора корпуса.

В каждом фундаменте можно выделить три основных элемента:

  • Продольные составные балки, служащие опорами для фундаментных рам дизелей или лап устанавливаемого на фундамент механизма.
  • Поперечные перевязывающие бракеты (куски листовой стали, служащие для соединений верхнего и нижнего угольников днищевых шпангоутов на судах с двойным дном).
  • Подкрепляющие вертикальные ребра или кницы.

В зависимости от конструкции картера дизеля применяется несколько вариантов установки главного двигателя на фундамент судна.

Если фундамент расположен на настиле двойного дна, то в плоскости фундаментных балок устанавливают дополнительные днищевые стрингеры, которые доводят до ближайших поперечных переборок.

Если дизель устанавливают непосредственно на настил двойного дна, то продольные балки фундамента устанавливают в днищевом наборе, а горизонтальные опорные поверхности вваривают в настил двойного дна (как правило, это плиты толщиной до 50 мм).

Во всех этих случаях под верхней опорной поверхностью фундамента устанавливают продольные балки с одинарной или двойной стенкой взависимости от конструкции фундаментной рамы дизеля и расположения крепежных болтов.

Фундамент упорного подшипника выполняется как одно целое с фундаментом главного двигателя или как отдельная конструкция и под ним устанавливают специальные подкрепления в виде дополнительных продольных балок и бракет, которые воспринимают усилия, передаваемые подшипнику гребным валом.

Малогабаритные механизмы и оборудование могут устанавливаться непосредственно на платформах или настиле второго дна на наварышах.

Паровые котлы устанавливают на фундаментах так, чтобы их сварные соединения не располагались на опорах. Для предотвращения смещений предусматривают соответствующие упоры и штормовые крепления с учетом тепловых деформаций корпуса котла.




Возможна установка механизмов и другого оборудования на наружной обшивке, водонепроницаемых переборках, стенках туннеля валопровода, стенках цистерн жидкого топлива или масла при условии крепления их к ребрам жесткости или на кронштейнах, приваренных к обшивке в районе ребер жесткости.

Фундаменты машин с динамическими нагрузками. Вналичии 4 насоса мощностью 1600 кВт, с частотой вращения 3000 об/мин. Два в работе, два в резерве. Размещаются в одну линию через 2 метра. встал на перепутье - размещать на одном фундаменте или под каждую машину отдельный? В СНиПе нет четкого указания, можно и так и так. поделитесь опытом.

Механизатор широкого профиля (б/у)

А в паспорте на насосы разве нет раздела типа "Требования к фундаменту"? Виброизоляция не нужна?

Если "нет", и если верх фундаментов на уровне пола - см. по расходу бетона.

Если фундаменты возвышаются над полом - подойдите с точки зрения удобства обслуживания при эксплуатации насосов: как будет удобнее ходить между насосами, ремонтировать их - когда все насосы на одном фундаменте, или когда каждый на своем?

Здравствуйте! Спасибо за ответ. Но тут дело не в расходе бетона и удобства обслуживания, тут вопрос конкретный - можно или нельзя размещать 4 насоса на одной фундаментной плите? протеворечит это нормам или нет?

Здравствуйте! Спасибо за ответ. Но тут дело не в расходе бетона и удобства обслуживания, тут вопрос конкретный - можно или нельзя размещать 4 насоса на одной фундаментной плите? протеворечит это нормам или нет?

Не противоречит. Размещать оборудование на одном общем фундаменте или на отдельных диктуется заданием на проектирование, т.е. это связано исключительно с требованием технологии и самого оборудования . Если это в задании не оговорено, т.е. не имеет значение, то нужно руководствоваться экономическими соображениями и удобством эксплуатации оборудования. В данном случае нужно проектировать отдельно под каждый насос свой фундамент. Он может стать общим только если в результате расчета подошвы объединяться.

Нельзя на одном фундаменте. Тем более на одной плите. Это глупость!
Насос - это вибрация. И этим всё сказано! А для поиска "Нормы" (пресловутой) открой паспорт на насос.

Механизатор широкого профиля (б/у)

Не встречал нигде в нормах ни разрешения, ни запрета на размещение обрудования на одном общем фундаменте.
Offtop: Хотя "не встречал" - это еще не значит, что где-то в каком-то документе не проскакивает такая норма.
Логически рассуждая: кому лучше, чем разработчикам конкретного технологического оборудования, знать, может ли работа единицы этого оборудования повлиять на работу соседнего? Или наоборот? И может ли работа этого оборудования при определенных условиях повлиять на состояние несущих конструкций?

2 м - это по оси? Или зазор в свету?
Если по оси - то, с учетом мощности эл/двигателя, можно предположить, что зазор между фундаментами мизерный, и, чтобы не играться с опалубкой, проще сделать один общий фундамент.
Если зазор 2 м между насосами - то, опять таки предположительно, чтобы не расходовать зря бетон, лучше сделать отдельные фундаменты.

Еще один фактор - возможная вибрация. Мощность 1600 кВт - это ого-го! При работе одного насоса его вибрация может передаваться соседнему, резервному. В результате даже неработающий насос подвергается вибрационным нагрузкам, что не может не сказаться на его долговечности.
Поэтому, ЯТД, даже при обустройстве общего фундамента, даже если разработчик/изготовитель этого не требует, стОит предусмотреть виброизоляцию (разрывы в бетоне) между фундаментами отдельных насосов.

нефтяник
Речь не о магистральной насосной случаем?
Если о ней, то на раздельных фундаментах однозначно. Меньше проблем потом. И с точки зрения возможных осадок раздельные фундаменты лучше.
Масса фундамента д.б. примерно в 3-4 раза больше массы насоса.

Joker101k
ВЫ пишите "Масса фундамента д.б. примерно в 3-4 раза больше массы насоса" а где написан не подскажете пожалуйста,я слыхал но немого найти нормативы

Ascar
В том то и дело, что в нашей нормативке конкретно такого требования нет. Хотя иностранные производители оборудования частенько указывают в заданиях на фундаменты требования по массе, 3-4 массы насоса.

ИНСТРУКЦИЯ ПО МОНТАЖУ КОМПРЕССОРОВ И НАСОСОВ
ВСН 394-78 ММСС СССР

А в ней есть пункты 1.2 и1.3 - это ссылочные документы, на основе которых эта инструкция разработана и о дополнительных требованиях, изложенных в других НД.
Возможно, где-то там есть упоминание о таком интересном соотношении.
Хотя, обычно досточно сведений в паспорте из комплекта поставки насоса.
Или попытаться найти иностранные каталоги и нормы на монтаж насосов. Не исключено, что такое соотношение уместно только для определенного типа насоса или условий его монтажа.

"Разброс" рекомендаций, естественно, большой, но они вряд ли могут быть однозначным, но смысл везде один - вибрация.

Механизатор широкого профиля (б/у)

нефтяник, Вы так и не сказали: в паспорте насоса, или в РЭ, или в другом каком-то эксплуатационном документе на насос - есть требования к фундаменту, или нет?
Если есть - то это Ваш главный нормативный документ. Если нет (что очень маловероятно!) - звоните разработчикам и/или изготовителям насоса.

Offtop: Показательно, между прочим (см. скриншот). Нос сам собой вверх задирается

Расчет отдельных фундаментов под оборудование нужно производить согласно требований СНиП 2.02.05-87
"ФУНДАМЕНТЫ МАШИН С ДИНАМИЧЕСКИМИ
НАГРУЗКАМИ" - там все есть про расчет фундаментов, в том числе и про фундаменты под насосы

Механизатор широкого профиля (б/у)

Механизатор широкого профиля (б/у)

Хм, а у нас в дауне нет.
Счас залью.

Господа!
а подскажите решение по такой дилемме.
нада на тех этаж для холодоснабжения установить три насоса по 780кг. производитель настаивает на фундаменте под ним определенного размера, но с массой больше в 1,5 раза. его доводы разумны и понятны. а у меня перекрытие не рассчитано на подобную нагрузку.
пока есть несколько вариантов.
1. все отнять и поделить - перенести насосы в подвал - ОВ шники категорически против.
2. т.к. один насос резервный, сделать под ними общий фундамент с массой 2х780х1,5 тогда более менее нагрузка на плиту сойдется (правда без учета рабочей жидкости и трубопроводов)
какие еще могут быть варианты решения ?? может все-таки есть какой-нить способ поставить насосы без фундамента - на вибропроставках например по металлической раме??

Механизатор широкого профиля (б/у)

думаю что если встает вопрос о расчете фундаментов, т.е. насосы внушительных размеров - то надо делать раздельные фундаменты.
в СНиП 2.02.05-87 п. 1.8 указывается что надо стремиться совместить центр тяжести машины с центром тяжести фундамента.
В случае если у вас будет работать два насоса и два будет резервных - сложно предположить какие конкретно из них будут работать а какие будут в резерве или ремонтироваться или может быть сняты на время ремонта с фундамента.
Проще посчитать один фундамент под один насос, чем делать динамический расчет одного фундамента с учетом всех возможных вариаций.

Пусть чуть поздно, но расскажу, как я выходил из похожей проблемы.
У меня было четыре мельницы для измельчения угля, весом 1200 кг каждая. На мельницах по два мощных движка 3000 об/мин. Монтировались они на перекрытиии тоже не предназначенном на большие нагрузки. Заказчик очень боялся динамических нагрузок (вибрации), которые будут передаваться на перекрытия. Волею судьбу на тот момент довелось мне проходить повышение квалификации в питере у к.т.н. Азовцева Ю.А., к.т.н., действительного члена Нью-Йоркской академии наук Барковой Н.А. и к.ф.м.н. Баркова А.В. - гуру в области вибрации в энергетике и, воспользовавшись моментом, я озвучил им свою проблему.
Путем нехитрых вычислений решили следующее:
Мельницы монтировать на раму из швеллера П10-П12. 1500х1000х1000. Раму к плитам монтировать на анкера. Сначала решили избавиться от вибрации, поместив между рамой и мельницей двухпластинчатые резинометаллические амортизаторы ЭСА 100 по 4 на сторону. Но это не привело бы к желаемым результатам.
Решили между рамой и мельницей выполнить настил из доски 50 мм. Доска в отличии от резины работала бы в нужном частотном диапазоне.
Далее к опорам (стойкам) рамы решили приварить короб, в него насыпали песок 500 кг. Также можно использовать масло и насыпанные подшипники (как пример). Смысл в том, что частицы песка (подшипники) в результате соударения и трения, существенно гасят вибрацию. Ну и в довершение (чтоб уж наверняка) решили обшить и саму раму доской.
Результат - всё работает, нагрузки весовые строители посчитали допустимыми, вибрация на основание не передается вообще.

Фундаменты машин с динамическими нагрузками. Вналичии 4 насоса мощностью 1600 кВт, с частотой вращения 3000 об/мин. Два в работе, два в резерве. Размещаются в одну линию через 2 метра. встал на перепутье - размещать на одном фундаменте или под каждую машину отдельный? В СНиПе нет четкого указания, можно и так и так. поделитесь опытом.

Механизатор широкого профиля (б/у)

А в паспорте на насосы разве нет раздела типа "Требования к фундаменту"? Виброизоляция не нужна?

Если "нет", и если верх фундаментов на уровне пола - см. по расходу бетона.

Если фундаменты возвышаются над полом - подойдите с точки зрения удобства обслуживания при эксплуатации насосов: как будет удобнее ходить между насосами, ремонтировать их - когда все насосы на одном фундаменте, или когда каждый на своем?

Здравствуйте! Спасибо за ответ. Но тут дело не в расходе бетона и удобства обслуживания, тут вопрос конкретный - можно или нельзя размещать 4 насоса на одной фундаментной плите? протеворечит это нормам или нет?

Здравствуйте! Спасибо за ответ. Но тут дело не в расходе бетона и удобства обслуживания, тут вопрос конкретный - можно или нельзя размещать 4 насоса на одной фундаментной плите? протеворечит это нормам или нет?

Не противоречит. Размещать оборудование на одном общем фундаменте или на отдельных диктуется заданием на проектирование, т.е. это связано исключительно с требованием технологии и самого оборудования . Если это в задании не оговорено, т.е. не имеет значение, то нужно руководствоваться экономическими соображениями и удобством эксплуатации оборудования. В данном случае нужно проектировать отдельно под каждый насос свой фундамент. Он может стать общим только если в результате расчета подошвы объединяться.

Нельзя на одном фундаменте. Тем более на одной плите. Это глупость!
Насос - это вибрация. И этим всё сказано! А для поиска "Нормы" (пресловутой) открой паспорт на насос.

Механизатор широкого профиля (б/у)

Не встречал нигде в нормах ни разрешения, ни запрета на размещение обрудования на одном общем фундаменте.
Offtop: Хотя "не встречал" - это еще не значит, что где-то в каком-то документе не проскакивает такая норма.
Логически рассуждая: кому лучше, чем разработчикам конкретного технологического оборудования, знать, может ли работа единицы этого оборудования повлиять на работу соседнего? Или наоборот? И может ли работа этого оборудования при определенных условиях повлиять на состояние несущих конструкций?

2 м - это по оси? Или зазор в свету?
Если по оси - то, с учетом мощности эл/двигателя, можно предположить, что зазор между фундаментами мизерный, и, чтобы не играться с опалубкой, проще сделать один общий фундамент.
Если зазор 2 м между насосами - то, опять таки предположительно, чтобы не расходовать зря бетон, лучше сделать отдельные фундаменты.

Еще один фактор - возможная вибрация. Мощность 1600 кВт - это ого-го! При работе одного насоса его вибрация может передаваться соседнему, резервному. В результате даже неработающий насос подвергается вибрационным нагрузкам, что не может не сказаться на его долговечности.
Поэтому, ЯТД, даже при обустройстве общего фундамента, даже если разработчик/изготовитель этого не требует, стОит предусмотреть виброизоляцию (разрывы в бетоне) между фундаментами отдельных насосов.

нефтяник
Речь не о магистральной насосной случаем?
Если о ней, то на раздельных фундаментах однозначно. Меньше проблем потом. И с точки зрения возможных осадок раздельные фундаменты лучше.
Масса фундамента д.б. примерно в 3-4 раза больше массы насоса.

Joker101k
ВЫ пишите "Масса фундамента д.б. примерно в 3-4 раза больше массы насоса" а где написан не подскажете пожалуйста,я слыхал но немого найти нормативы

Ascar
В том то и дело, что в нашей нормативке конкретно такого требования нет. Хотя иностранные производители оборудования частенько указывают в заданиях на фундаменты требования по массе, 3-4 массы насоса.

ИНСТРУКЦИЯ ПО МОНТАЖУ КОМПРЕССОРОВ И НАСОСОВ
ВСН 394-78 ММСС СССР

А в ней есть пункты 1.2 и1.3 - это ссылочные документы, на основе которых эта инструкция разработана и о дополнительных требованиях, изложенных в других НД.
Возможно, где-то там есть упоминание о таком интересном соотношении.
Хотя, обычно досточно сведений в паспорте из комплекта поставки насоса.
Или попытаться найти иностранные каталоги и нормы на монтаж насосов. Не исключено, что такое соотношение уместно только для определенного типа насоса или условий его монтажа.

"Разброс" рекомендаций, естественно, большой, но они вряд ли могут быть однозначным, но смысл везде один - вибрация.

Механизатор широкого профиля (б/у)

нефтяник, Вы так и не сказали: в паспорте насоса, или в РЭ, или в другом каком-то эксплуатационном документе на насос - есть требования к фундаменту, или нет?
Если есть - то это Ваш главный нормативный документ. Если нет (что очень маловероятно!) - звоните разработчикам и/или изготовителям насоса.

Offtop: Показательно, между прочим (см. скриншот). Нос сам собой вверх задирается

Расчет отдельных фундаментов под оборудование нужно производить согласно требований СНиП 2.02.05-87
"ФУНДАМЕНТЫ МАШИН С ДИНАМИЧЕСКИМИ
НАГРУЗКАМИ" - там все есть про расчет фундаментов, в том числе и про фундаменты под насосы

Механизатор широкого профиля (б/у)

Механизатор широкого профиля (б/у)

Хм, а у нас в дауне нет.
Счас залью.

Господа!
а подскажите решение по такой дилемме.
нада на тех этаж для холодоснабжения установить три насоса по 780кг. производитель настаивает на фундаменте под ним определенного размера, но с массой больше в 1,5 раза. его доводы разумны и понятны. а у меня перекрытие не рассчитано на подобную нагрузку.
пока есть несколько вариантов.
1. все отнять и поделить - перенести насосы в подвал - ОВ шники категорически против.
2. т.к. один насос резервный, сделать под ними общий фундамент с массой 2х780х1,5 тогда более менее нагрузка на плиту сойдется (правда без учета рабочей жидкости и трубопроводов)
какие еще могут быть варианты решения ?? может все-таки есть какой-нить способ поставить насосы без фундамента - на вибропроставках например по металлической раме??

Механизатор широкого профиля (б/у)

думаю что если встает вопрос о расчете фундаментов, т.е. насосы внушительных размеров - то надо делать раздельные фундаменты.
в СНиП 2.02.05-87 п. 1.8 указывается что надо стремиться совместить центр тяжести машины с центром тяжести фундамента.
В случае если у вас будет работать два насоса и два будет резервных - сложно предположить какие конкретно из них будут работать а какие будут в резерве или ремонтироваться или может быть сняты на время ремонта с фундамента.
Проще посчитать один фундамент под один насос, чем делать динамический расчет одного фундамента с учетом всех возможных вариаций.

Пусть чуть поздно, но расскажу, как я выходил из похожей проблемы.
У меня было четыре мельницы для измельчения угля, весом 1200 кг каждая. На мельницах по два мощных движка 3000 об/мин. Монтировались они на перекрытиии тоже не предназначенном на большие нагрузки. Заказчик очень боялся динамических нагрузок (вибрации), которые будут передаваться на перекрытия. Волею судьбу на тот момент довелось мне проходить повышение квалификации в питере у к.т.н. Азовцева Ю.А., к.т.н., действительного члена Нью-Йоркской академии наук Барковой Н.А. и к.ф.м.н. Баркова А.В. - гуру в области вибрации в энергетике и, воспользовавшись моментом, я озвучил им свою проблему.
Путем нехитрых вычислений решили следующее:
Мельницы монтировать на раму из швеллера П10-П12. 1500х1000х1000. Раму к плитам монтировать на анкера. Сначала решили избавиться от вибрации, поместив между рамой и мельницей двухпластинчатые резинометаллические амортизаторы ЭСА 100 по 4 на сторону. Но это не привело бы к желаемым результатам.
Решили между рамой и мельницей выполнить настил из доски 50 мм. Доска в отличии от резины работала бы в нужном частотном диапазоне.
Далее к опорам (стойкам) рамы решили приварить короб, в него насыпали песок 500 кг. Также можно использовать масло и насыпанные подшипники (как пример). Смысл в том, что частицы песка (подшипники) в результате соударения и трения, существенно гасят вибрацию. Ну и в довершение (чтоб уж наверняка) решили обшить и саму раму доской.
Результат - всё работает, нагрузки весовые строители посчитали допустимыми, вибрация на основание не передается вообще.

Добрый день! Прошу помощи конструкторов по армированию железобетонных конструкций. Необходимо сделать фундамент под насос "Насос ЦНС 180-297-массой 3670 кг"
1.подскажите подойдет армирование фундамента по приложенной схеме. (на оформление чертежа не обращайте внимание)
2. Для подъема фундамента данного типа подойдут петли влитые в тело фундамента диаметром 16 мм, (если есть узлы пришлите пж чертеж, фото)
"Насос ЦНС 180-297-массой 3670 кг"

----- добавлено через ~1 мин. -----
Ошибочка, фундамент монолитный))))

Для этого фундамента действительно не требуется рабочей арматуры, только конструктивная против усадочных трещин, думаю, можно как у вас - d12 но с шагом 200мм, и сверху ее добавить.

да, я бы тоже так сделал
болты - смотрите пособие и гост по анкерным болтам, или можно (проще и лучше) заложить щпильку на хим.анкер.
решение в шапке темы трудноосуществимо, надо же фиксировать их пространственное положение

"Тогда может сетку снизу вообще не стоит делать, а лучше сверху ее уложить?"
Помнится при СССР было нормой "класть конструктивную арматуру по открытым поверхностям, не соприкасающимся с грунтом"
где именно, не вспомнить. Сегодня Коллеги кладут везде. так им легче, и никто не в обиде. И помощь местной сталилитейной
кстати, отчего б не зафигачить на грунт и синтетическую? этим тоже надо жить

__________________
Если не видите ответа на заданный мне вопрос, то это не значит, что ответ не был опубликован.

Не совсем понял вы предлагаете не делать такую большую бетонную конструкцию? Насос в работе с двигателем постоянно круглые сутки 365 дней в году да и весом в 3,6 тн не слабовато ли будет под него заливать плиту толщиной 300 мм ?

----- добавлено через ~2 мин. -----

А шпильки М16 отлетят точно к чертям, в цеху агресивная воздушная среда сероводорода, они через пол года сгниют(

С учётом постоянной вибрации я бы всё же все грани заармировал сеткой. Можно не из д12, а из д4-6 какой-нибудь с шагом 100. Продаются уже готовые

Насос в работе с двигателем постоянно круглые сутки 365 дней в году да и весом в 3,6 тн не слабовато ли будет под него заливать плиту толщиной 300 мм ?

Тут определяющим будет основание под фундаментом. Просядет или не просядет. 300 мало, но и полтора метра выглядяд избыточными. Разве что для балласта. Или для выведения в нужную отметку.

Тогда М200 слабоват бетон. Не пожалейте на В30 хотя бы. И ещё покрытие ему можно какое-нибудь предусмотреть. Как и металлу.

Покрытие для металла предусмотренно, а вот для бетона нет! Что посоветуете?

----- добавлено через ~3 мин. -----
Касательно геометрических параметров, то информации особо не нашёл, только лишь предположения что вес фундамента должен быть больше веса насосного агрегата в 4-5 раз. Поэтому из этих предположений и планирую строить данный фундамент.

Да их полно. Позвоните в Зику, у них целая куча разных СикаГардов, СикаЛастиков и прочего. Или в Басф. Там тоже разных МастерСилов хватает. Да и вообще дефицита защитных покрытий на рынке не наблюдается - только деньги плати. Но для вашего объёма, не думаю, что будет проблемой купить 5 литров хорошего материала.

Имеет смысл пообщаться с производителем насосов. Они должны дать требования, предъявляемые к фундаменту.
Но они могут ограничиться общими фразами про прочность и горизонтальность в пределах 0,1 градуса например.
Тогда и возникнет вопрос расчёта.

Не совсем понял вы предлагаете не делать такую большую бетонную конструкцию? Насос в работе с двигателем постоянно круглые сутки 365 дней в году да и весом в 3,6 тн не слабовато ли будет под него заливать плиту толщиной 300 мм ?

300 мало, но и полтора метра выглядяд избыточными. Разве что для балласта. Или для выведения в нужную отметку.

Ну хорошо 300мм будет мало (я погорячился) с чем то я с вами согласен, хотя может быть если реально расчет провести то и этой толщины будет достаточно.

Касательно геометрических параметров, то информации особо не нашёл, только лишь предположения что вес фундамента должен быть больше веса насосного агрегата в 4-5 раз. Поэтому из этих предположений и планирую строить данный фундамент.

Вес фундамента должен быть больше чем насос но 4-5 раз как-то многовато, сделайте 0,4-0,5м и у вас фундамент будет весить допустим на 1т или 1,5тонны больше насоса но это потолок толщины такого фундамента, смысл 1.6м делать? По армированию как вы говорите фундамент под насосом будет постоянно в вибрации от двигателя, то нужно просто по всему сечению за армировать его, то есть верхняя/нижняя сетка из 12 шаг 150мм + пешки по боковым граням тоже из 12 ну или 10, и так сделать в двух направлениях фундаментной плиты. По сечению где ширина 1100мм, лучше вместо сетки и двух пешек по краям сделать такие две детали арматурные в виде клюшек которые между собой в нахлесте и создают обрамление граней бетона фундамента. 12 диаметра арматуры с головой тут хватит, так как этот насос через вот такие в основании двутавры или швеллеры которые обрамляют основание насоса не будут передавать на такую плиту большой площади, такой линейной нагрузки, и таких изгибающих моментов, да и фундамент на основании стоит а не в воздухе работает как балка там усилия копеечные, при которой бы этот фундамент трещал, но арматуры все таки надо дать по всем граням, чтобы перехватывать эти вибрации 365 дней в году (да и может быть под эти полосы из швеллеров или двутавров в основании может надо делать какие-то резиновые полосы уплотнители, чтобы прям на сам бетон не передавать удары вибрации). Да и если среда агрессивная то и бетон взять минимум В30 что в посте №10 советуют. Сделать гидроизоляцию всех поверхностей. По шпилькам если говорите что они отлетят или сгниют, так и ваши болты тогда тоже сгниют даже если они и заведены в бетон на 1.4м, что мешает верхушке сгнить (ничего), тоже как-то обработать. Если вы эти 6 болтов объедините через уголки в анкерный блок в двух направлениях, тогда это будет сплошная конструкция и дополнительная анкеровка через эти уголки объединения в теле бетона и ничего не вырвет уже, и проектное положение будет зафиксированное. Удачи.

Первоначально изучить и обеспечить требования СП 26.13330.
Затем СП 22.13330 и СП 63.13330.
А то форумчане понапишут всячину.

Тут у вас два варианта либо лить тумбу эту и армировать конструктивно 0,1% от площади сечения бетона, думаю по такому большому сечению бетона у вас также будет 12 арматура с шагом 150-200 по периметру (тогда как раз и есть смысл в экономии, чтобы сделать меньше толщину фундамента и использовать эту 12 арматуру по максимуму, чтобы не лить столько бетона). Это фундамент, он по любому изгибающие усилия воспринимает и нужно соблюдать конструктивные требования. Ну и второй вариант толщину такую подобрать чтобы у вас также получилось 12мм арматура но уже действительно работала в сечении бетонном от этих усилий которые будут создавать, но как я писал выше там усилия копеечные будут. Как правило инженеры такие фундаменты считают на коленке ну или тупо по запасу подбирают по логике и опыту.

Ну по основанию там ничего не должно проседать, если грамотно выполнить земляные работы, напряжения под подошвой от расчетных нагрузок не больше 0.3кгс/см2, просто нужно грамотно его подготовить, утрамбовать и по бетонной подготовке толщиной 80-100мм залить и все. Также там уже есть существующие фундаменты которые уже за все время работы так уплотнили этот грунт и упрочнили его, что просто сверху сделать песчано-гравийную смесь до определенной отметки, утрамбовать, уплотнить и заливать.

Предлагаю не делать.

Ну хорошо 300мм будет мало (я погорячился) с чем то я с вами согласен, хотя может быть если реально расчет провести то и этой толщины будет достаточно.

Вес фундамента должен быть больше чем насос но 4-5 раз как-то многовато, сделайте 0,4-0,5м и у вас фундамент будет весить допустим на 1т или 1,5тонны больше насоса но это потолок толщины такого фундамента, смысл 1.6м делать? По армированию как вы говорите фундамент под насосом будет постоянно в вибрации от двигателя, то нужно просто по всему сечению за армировать его, то есть верхняя/нижняя сетка из 12 шаг 150мм + пешки по боковым граням тоже из 12 ну или 10, и так сделать в двух направлениях фундаментной плиты. По сечению где ширина 1100мм, лучше вместо сетки и двух пешек по краям сделать такие две детали арматурные в виде клюшек которые между собой в нахлесте и создают обрамление граней бетона фундамента. 12 диаметра арматуры с головой тут хватит, так как этот насос через вот такие в основании двутавры или швеллеры которые обрамляют основание насоса не будут передавать на такую плиту большой площади, такой линейной нагрузки, и таких изгибающих моментов, да и фундамент на основании стоит а не в воздухе работает как балка там усилия копеечные, при которой бы этот фундамент трещал, но арматуры все таки надо дать по всем граням, чтобы перехватывать эти вибрации 365 дней в году (да и может быть под эти полосы из швеллеров или двутавров в основании может надо делать какие-то резиновые полосы уплотнители, чтобы прям на сам бетон не передавать удары вибрации). Да и если среда агрессивная то и бетон взять минимум В30 что в посте №10 советуют. Сделать гидроизоляцию всех поверхностей. По шпилькам если говорите что они отлетят или сгниют, так и ваши болты тогда тоже сгниют даже если они и заведены в бетон на 1.4м, что мешает верхушке сгнить (ничего), тоже как-то обработать. Если вы эти 6 болтов объедините через уголки в анкерный блок в двух направлениях, тогда это будет сплошная конструкция и дополнительная анкеровка через эти уголки объединения в теле бетона и ничего не вырвет уже, и проектное положение будет зафиксированное. Удачи.

----- добавлено через ~2 мин. -----

Тут у вас два варианта либо лить тумбу эту и армировать конструктивно 0,1% от площади сечения бетона, думаю по такому большому сечению бетона у вас также будет 12 арматура с шагом 150-200 по периметру (тогда как раз и есть смысл в экономии, чтобы сделать меньше толщину фундамента и использовать эту 12 арматуру по максимуму, чтобы не лить столько бетона). Это фундамент, он по любому изгибающие усилия воспринимает и нужно соблюдать конструктивные требования. Ну и второй вариант толщину такую подобрать чтобы у вас также получилось 12мм арматура но уже действительно работала в сечении бетонном от этих усилий которые будут создавать, но как я писал выше там усилия копеечные будут. Как правило инженеры такие фундаменты считают на коленке ну или тупо по запасу подбирают по логике и опыту.

Ну по основанию там ничего не должно проседать, если грамотно выполнить земляные работы, напряжения под подошвой от расчетных нагрузок не больше 0.3кгс/см2, просто нужно грамотно его подготовить, утрамбовать и по бетонной подготовке толщиной 80-100мм залить и все. Также там уже есть существующие фундаменты которые уже за все время работы так уплотнили этот грунт и упрочнили его, что просто сверху сделать песчано-гравийную смесь до определенной отметки, утрамбовать, уплотнить и заливать.

----- добавлено через ~5 мин. -----

Предлагаю не делать.

Ну хорошо 300мм будет мало (я погорячился) с чем то я с вами согласен, хотя может быть если реально расчет провести то и этой толщины будет достаточно.

Вес фундамента должен быть больше чем насос но 4-5 раз как-то многовато, сделайте 0,4-0,5м и у вас фундамент будет весить допустим на 1т или 1,5тонны больше насоса но это потолок толщины такого фундамента, смысл 1.6м делать? По армированию как вы говорите фундамент под насосом будет постоянно в вибрации от двигателя, то нужно просто по всему сечению за армировать его, то есть верхняя/нижняя сетка из 12 шаг 150мм + пешки по боковым граням тоже из 12 ну или 10, и так сделать в двух направлениях фундаментной плиты. По сечению где ширина 1100мм, лучше вместо сетки и двух пешек по краям сделать такие две детали арматурные в виде клюшек которые между собой в нахлесте и создают обрамление граней бетона фундамента. 12 диаметра арматуры с головой тут хватит, так как этот насос через вот такие в основании двутавры или швеллеры которые обрамляют основание насоса не будут передавать на такую плиту большой площади, такой линейной нагрузки, и таких изгибающих моментов, да и фундамент на основании стоит а не в воздухе работает как балка там усилия копеечные, при которой бы этот фундамент трещал, но арматуры все таки надо дать по всем граням, чтобы перехватывать эти вибрации 365 дней в году (да и может быть под эти полосы из швеллеров или двутавров в основании может надо делать какие-то резиновые полосы уплотнители, чтобы прям на сам бетон не передавать удары вибрации). Да и если среда агрессивная то и бетон взять минимум В30 что в посте №10 советуют. Сделать гидроизоляцию всех поверхностей. По шпилькам если говорите что они отлетят или сгниют, так и ваши болты тогда тоже сгниют даже если они и заведены в бетон на 1.4м, что мешает верхушке сгнить (ничего), тоже как-то обработать. Если вы эти 6 болтов объедините через уголки в анкерный блок в двух направлениях, тогда это будет сплошная конструкция и дополнительная анкеровка через эти уголки объединения в теле бетона и ничего не вырвет уже, и проектное положение будет зафиксированное. Удачи.

то есть верхняя/нижняя сетка из 12 шаг 150мм + пешки по боковым граням тоже из 12 ну или 10, и так сделать в двух направлениях фундаментной плиты. По сечению где ширина 1100мм, лучше вместо сетки и двух пешек по краям сделать такие две детали арматурные в виде клюшек которые между собой в нахлесте и создают обрамление граней бетона фундамента.
Можно какой нибудь простецк.эскиз для лучшего понимания.

Монтаж горизонтальных насосов, как центробежных, так и порш­невых, начинают с установки плит или рам на фундамент и выверки его в плане, по высоте и горизонтали. Допускаются отклонения плиты (рамы) в плане и по высоте до 10 мм, а по горизонтали - 0,1 мм на 1 м длины плиты.

Сборочные единицы (узлы) насосов устанавливают на общей раме (рис. 7.32, а) или на отдельных рамах (рис. 7.32, б). Фундамент под насос­ный агрегат (рис. 7.32, в) имеет в плане прямоугольную форму с восемью анкерными гнездами, если насос и двигатель поставляются на отдельных рамах, или четырьмя - при поставке их на общей раме. Между рамой агре­гата и верхом фундамента оставляют зазор 30 - 50 мм для монтажной под-бетонки (подливки). Насос и электродвигатель крепят к опорным планкам рамы с помощью шпилек. Анкерные болты для крепления рамы к фунда­менту изготавливают из круглой стали длиной, равной 20 - 25 их диаметра.


Рис. 7.32 – Установка горизонтальных насосов

1 – насос, 2 – электродвигатель, 3 – монтажная подбетонка (подливка), 4 – рама под насос, 5 – фундамент, 6 – рама под электродвигатель, 7 – анкерный болт

Иногда насос крепят к фундаменту анкерными болтами без промежу­точной рамы. Однако в этом случае возможны повреждения болтов при де­монтаже насоса (нарушение их сцепления с бетоном) и возникают неудоб­ства при центровке насоса.

Насосы и насосные агрегаты монтируют монтажными кранами, но чаще для этой цели используют мостовые и подвесные краны, тали, которы­ми оборудуют здания насосных станций. Применяют также переносные треноги с ручной талью, лебедки и другие механизмы.

Монтаж горизонтального насосного агрегата с раздельными опорны­ми плитами под насос и электродвигатель (см. рис. 7.32, б) обычно начина­ют с установки на фундамент насоса вместе с опорной плитой или рамой, выверяют ее и крепят к фундаменту. После этого насос является базой, к ко­торой центрируют электродвигатель (в агрегатах без редуктора). В агрега­тах с редуктором насос и электродвигатель центрируют к выверенному и за­крепленному редуктору, а в агрегатах с гидромуфтой редуктор, насос и эле­ктродвигатель - к выверенной и закрепленной гидромуфте. Насосные агре­гаты на общей раме (см. рис. 7.32, а) устанавливают на фундамент за один прием. Эти насосные агрегаты, а также на раздельных плитах перед подлив­кой бетонной смесью выверяют по высотным отметкам относительно репе­ра или насечки. Проверяют также положение насосного агрегата по осям в плане и в горизонтальной плоскости. При этом используют метод натяну­тых струн и отвесов (рис. 7.33, а). С этой целью натягивают горизонтально продольные 3 и поперечные 6 струны, на которые вешают отвесы 2 и 5 так, чтобы они совпадали с соответствующими насечками на фундаменте 8. На натянутых и закрепленных продольных струнах каждого насоса 4 с обеих сторон вешают отвесы 2 так, чтобы один отвес совпал с центром всасываю­щего патрубка насоса и насечкой 1 на фундаменте, а второй - с осью электродвигателя 9. Если монтируют несколько насосных агрегатов, то натягива­ют и крепят поперечную струну 6. При этом отвесы 5, опущенные с натяну­той струны, должны совпадать с центрами нагнетательных патрубков. При монтаже насосов и электродвигателей, расположенных на отдельных опор­ных рамах или плитах, особое внимание обращают на обеспечение необхо­димого зазора между торцами полумуфт, указанного в паспорте насоса.

Наиболее ответственной операцией при монтаже горизонтальных и вертикальных насосных агрегатов является центровка валов по полумуф­там. При проверке по полумуфтам валы насоса и электродвигателя устанав­ливают так, чтобы торцовые плоскости полумуфт были параллельны и рас­положены концентрично. Необходимо совпадение образующих цилиндри­ческих поверхностей обеих полумуфт и равенство зазоров между их торца­ми в любом положении. Зазоры по окружности полумуфт называют ради­альными, а между торцовыми плоскостями их - осевыми.


Рис. 7.33 – Выверка насосов с помощью струн и центровка муфт с помощью щупа и индикатора

1 – насечка осевая, 2, 5 – отвесы, 3, 6 – продольная и поперечная струны, 4 – насос, 7 – плита, 8 – фундамент, 9 – электродвигатель, 10 – полумуфта, 11 – скоба, 12 – винт, n, m – замеры щупом




Для проверки соосности полумуфт в зависимости от их конструкции применяют различные приспособления. Так, концентричность проверяют щупом по зазору между скобой, установленной на одной половине пальце­вой муфты, и образующей поверхностью другой половины (рис. 7.33, б). За­зоры между торцовыми плоскостями полумуфт замеряют щупом в четырех противоположных точках по окружности. Зубчатые муфты, у которых торцы удалены один от другого, проверяют с помощью щупов или индикаторов, укрепленных на одной из полумуфт (рис. 7.33, в, г). Подъемом или сдвигом подшипников или корпусов насосов достигают параллельности и концент­ричности расположения муфт. Запись проверки соосности полумуфт ведут по круговой диаграмме (рис. 7.33, д), причем замеры по окружности n про­ставляют во внешних прямоугольниках, а замеры по торцу m - во внутрен­них. Для проверки вал устанавливают в начальное (нулевое) положение, а затем оба вала поворачивают на 90, 180, 270° по направлению вращения и замеряют при этом зазоры n и m, снимая в каждом положении по одному за­меру n1, n2, n3, n4 по окружности и по четыре замера по торцам полумуфт в диаметрально противоположных частях m1, m2, m3, m4. При правильной установке должно выполняться равенство замеров n1 + + n2 = n3 + n4 и m1 + m2 = m3 + m4. Замеры по торцам полумуфт подсчитывают как среднее арифметическое.

После центровки насосных агрегатов подливают бетонную смесь, на­бивают сальники, монтируют смазочную систему (если она имеется) и при­соединяют трубопроводы. Затем агрегаты испытывают вхолостую и под на­грузкой.

Читайте также: