Фундамент под лифтовую шахту

Обновлено: 30.04.2024

КОНСТРУКЦИИ И ИЗДЕЛИЯ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ ДЛЯ ШАХТ ЛИФТОВ ЖИЛЫХ ЗДАНИЙ

Reinforced concrete constructions and products for lift shafts of residential buildings. Specifications

Дата введения 2017-06-01

Предисловие

Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Акционерным обществом "ЦНИИЭП жилища - институт комплексного проектирования жилых и общественных зданий" (АО "ЦНИИЭП жилища")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 "Строительство"

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 25 октября 2016 г. N 92-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Минэкономики Республики Армения

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Ноябрь 2019 г.

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает типы, основные параметры и размеры конструкций шахт лифтов, общие технические требования к ним.

Настоящий стандарт распространяется на железобетонные конструкции и изделия (далее - конструкции), изготовляемые из тяжелого или легкого конструкционного бетонов и предназначенные для устройства шахт пассажирских электрических лифтов по ГОСТ 5746 в жилых зданиях, гостиницах, пансионатах, домах отдыха и других общественных зданиях с высотой этажей 2,8 и 3,0 м.

Требования настоящего стандарта следует учитывать при разработке нормативных документов и рабочей документации на шахты лифтов конкретных типов.

В Российской Федерации действует ГОСТ Р 57997-2017 "Арматурные и закладные изделия сварные, соединения сварные арматуры и закладных изделий железобетонных конструкций. Общие

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 5746 (ISO 4190-1:2010) Лифты пассажирские. Основные параметры и размеры

ГОСТ 5781 Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций. Технические условия

ГОСТ 10060 Бетоны. Методы определения морозостойкости

ГОСТ 10180 Бетоны. Методы определения прочности по контрольным образцам

ГОСТ 10922 Арматурные и закладные изделия, их сварные, вязаные и механические соединения для железобетонных конструкций. Общие технические условия

В Российской Федерации действует ГОСТ Р 57997-2017 "Арматурные и закладные изделия сварные, соединения сварные арматуры и закладных изделий железобетонных конструкций. Общие технические условия".

ГОСТ 12730.0 Бетоны. Общие требования к методам определения плотности, влажности, водопоглощения, пористости и водонепроницаемости

ГОСТ 12730.1 Бетоны. Методы определения плотности

ГОСТ 13015 Изделия бетонные и железобетонные для строительства. Общие технические требования. Правила приемки, маркировки, транспортирования и хранения

ГОСТ 17623 Бетоны. Радиоизотопный метод определения средней плотности

ГОСТ 17624 Бетоны. Ультразвуковой метод определения прочности

ГОСТ 17625 Конструкции и изделия железобетонные. Радиационный метод определения толщины защитного слоя бетона, размеров и расположения арматуры

ГОСТ 18105 Бетоны. Правила контроля и оценки прочности

ГОСТ 21780 Система обеспечения точности геометрических параметров в строительстве. Расчет точности

ГОСТ 22690 Бетоны. Определение прочности механическими методами неразрушающего контроля

ГОСТ 22904 Конструкции железобетонные. Магнитный метод определения толщины защитного слоя бетона и расположения арматуры

ГОСТ 23009 Конструкции и изделия бетонные и железобетонные сборные. Условные обозначения (марки)

ГОСТ 23279 Сетки арматурные сварные для железобетонных конструкций и изделий. Общие технические условия

ГОСТ 23858 Соединения сварные стыковые и тавровые арматуры железобетонных конструкций. Ультразвуковые методы контроля качества. Правила приемки

ГОСТ 25820 Бетоны легкие. Технические условия

ГОСТ 26433.0 Система обеспечения точности геометрических параметров в строительстве. Правила выполнения измерений. Общие положения

ГОСТ 26433.1 Система обеспечения точности геометрических параметров в строительстве. Правила выполнения измерений. Элементы заводского изготовления

ГОСТ 26633 Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 лифт: Грузоподъемная машина периодического действия, предназначенная для транспортирования людей и/или грузов в зданиях, оборудованная кабиной, перемещающейся по жестким направляющим, угол наклона которых к вертикали не превышает 15°.

3.2 лифт пассажирский: Лифт, предназначенный в основном для подъема и спуска людей.

3.3 шахта лифта: Пространство, в котором перемещаются кабина и, при наличии, противовес и/или уравновешивающее устройство кабины.

4 Типы, основные параметры и размеры

4.1 Конструкции шахт лифтов в зависимости от назначения и расположения по высоте шахты (см. рисунок 1) подразделяются на следующие типы:

ШЛН - объемные блоки шахт лифтов (далее - блоки) нижние;

ШЛС - блоки средние (основные);

ШЛВ - блоки верхние;

ПЛ - плиты перекрытия над шахтами лифтов (далее - плиты перекрытия);

ПП - плиты пола приямка шахт лифтов (далее - плиты приямка);

ТЛ - тумбы под буферы кабин лифтов (далее - тумбы).

4.2 Конструкции шахт лифтов (за исключением тумб) в зависимости от расположения противовеса по отношению к кабине лифта изготовляют в двух исполнениях: противовес сзади кабины, противовес справа от кабины.

На действующем оборудовании допускается изготовлять конструкции размерами, указанными:

- на рисунках 3, 4, 9-12 и в таблице 2 - для шахт лифтов грузоподъемностью 320 и 400 кг;

- на рисунках 6, 8, 9-12 и в таблице 3 - для шахт лифтов грузоподъемностью 500 и 630 кг.

Толщину стенок блоков указывают в рабочих чертежах на эти блоки.

Конструкцию плит приямка указывают в рабочих чертежах конкретных зданий с учетом обязательного опирания этих плит на конструкции нулевого цикла. Допускается устройство плит приямка из монолитного железобетона одновременно с возведением конструкций нулевого цикла, а также предусматривать плиту приямка, объединенную с нижним блоком. В зависимости от принятой конструкции приямка высоту нижнего блока шахт лифтов со скоростью движения 1,6 м/с, указанную в таблицах 1-3, допускается изменять.

Верхние блоки могут быть объединены с плитами перекрытия над шахтами.

4.4 Номинальную толщину стенок блоков принимают кратной 20 мм.

Схема шахты лифта


1 - плита перекрытия над шахтой лифта; 2 - верхний блок; 3 - чердачное перекрытие; 4 - средние блоки; 5 - лестничные площадки; 6 - междуэтажные перекрытия; 7 - нижний блок; 8 - тумба под буфер кабины; 9 - плита пола приямка; H - высота этажа здания

при опирании лифта на основной каркас здания Вы передаете на них все вибрации (что не так страшно), а также шум (а вот это запрещено). Так что вариант из Разрез.pdf - нежелателен, а вот решение Разрез 2.pdf вполне "типовое", только не вздумате опирать перекрытия на шахту лифта (оставить зазор и заполнить шумопоглощающим материаллом).

Ага, спасибо. По поводу фундаментов разобрались. По поводу плит перекрытия, я это знал, но как я уже сказал не могу найти пункт, ну прямо не могу сидеть спокойно, подскажите где было сказано про примыкание конструкций. В прошлый раз так легко нашел, а теперь не могу.

По поводу пленки - это понятно что для того что бы сделать стяжку, можно спорить нужно или нет, но есть некоторые константы принятые в институтах. А по поводу пароизоляции:
СНиП 23-02-2003 9.4 Для защиты от увлажнения теплоизоляционного слоя (утеплителя) в покрытиях зданий с влажным или мокрым режимом следует предусматривать пароизоляцию ниже теплоизоляционного слоя, которую следует учитывать при определении сопротивления паропроницанию покрытия в соответствии со сводом правил.
А у нас там нет ни тех ни других.

СНиП 23-03-2003 ЗАЩИТА ОТ ШУМА
11.8 Лифтовые шахты целесообразно располагать в лестничной клетке между лестничными маршами. При архитектурно-планировочном решении жилого здания следует предусматривать, чтобы к встроенной лифтовой шахте примыкали помещения, не требующие повышенной защиты от шума (холлы, коридоры, кухни, санитарные узлы). Все лифтовые шахты должны иметь самостоятельный фундамент и быть отделены от других конструкций здания акустическим швом шириной 40-50 мм.

Вот как. хммм. А как же быть в моем случае? Ведь делают такие видовые лифты у наружных стен. Как же тогда решается вопрос с тем что фундаменты лифта, в таком случае, попадают на фундаменты здания?

Попробуйте сделать гидравлический лифт (если найдете панорамный, конечно) - от него ни шума, ни вибрации почти нет. А насчет пароизоляции Вам правильно сказали - и мокрый или влажный режимы здесь ни при чем. Это аксиома. Иначе будете конденсат ведрами собирать - деваться-то ему некуда через пленку.

гадание на конечно-элементной гуще

современные лифты, типа конэ, отис, шиндлер и т.п. не шумят, даже если шахта - часть каркаса здания.
УГ типа щербинских и т.п. всегда ставили на один фундамент с каркасом. шумит машинное помещение на самом верху, так что норм.

По поводу конденсата сомневаюсь. Помню что был вопрос подобный в экспертизе, я сослался на этот пункт, вопрос был снят. По такому же принципу выполнен не один проект, проблем не возникло до сих пор, утеплитель работает нормально. Сопротивления паропроницанию плит перекрытия достаточно. Но вопрос не об этом.
Лифт как раз конэ, заказчик здания - Удмуртлифт, то есть заказывают для себя. Думаю что если в экспертизе возникнет вопрос, а судя по всему он возникнет, надо будет разбираться с уровнем шума произодимым лифтом и исходя из него считать шум в смежных помещениях (хоят лифт не примыкает к конструкциям здания кроме фундамента). Как быть с вибрацией пока не понятно.
Спасибо, очень познавательно.

гадание на конечно-элементной гуще

п.с. хотя не раздавит. у неё прочность почти как у бетона В20 =)

А в новом СП 51.13330.2011 "Защита от шума" такого пункта нет. , хотя как я понимаю СНиП 23-03-2003 не отменен, так что спрашивать будут по старому я думаю, но все равно интересно, куда пропла этот пункт?

СНиП 23-03-2003 ЗАЩИТА ОТ ШУМА входит в перечень к ФЗ-384 обязательных к выполнению норм. СП там нет)))

Хм. Надо с этим делом разобраться. Что входит а что не входит. Если честно в это не вдавался. У нас есть отдел который занимается тем что следит за тем какие нормы действуют а какие отменяются. Она нам выдала новые СП (в электронно виде) и сказал: "пользуйте". Спасибо за наводочку буду разбираться.

гадание на конечно-элементной гуще

Лестничные клетки и лифтовые шахты каркасных зданий следует устраивать как встроенные конструкции с поэтажной разрезкой, не влияющие на жесткость каркаса.

Для каркасных зданий высотой до 5 этажей при расчетной сейсмичности 7 и 8 баллов допускается устраивать лестничные клетки и лифтовые шахты в пределах плана здания в виде конструкций, отделенных от каркаса здания.

Конструкции ограждений встроенных лестничных клеток или лифтовых шахт должны иметь поэтажную разрезку с установкой их на элементы перекрытия зданий и отделяться от вышерасположенных элементов перекрытий горизонтальными антисейсмическими швами (рис. 91 и 92). В лестничных клетках и лифтовых шахтах, решаемых в виде отделенных от каркаса конструкций, следует устраивать в местах их примыкания к каркасу здания и перекрытиям антисейсмические швы (рис. 93). Антисейсмические швы должны заполняться упругими прокладками. Крепление ограждений встроенных лестничных клеток выполняется по типу крепления перегородок к конструкциям каркаса (см. пп. 6.1, 6.5 и 6.6).
ПОСОБИЕ
ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ КАРКАСНЫХ ПРОМЗДАНИЙ
ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА В СЕЙСМИЧЕСКИХ РАЙОНАХ
(К СНиП II-7-81)

Не вижу проблемы, почему лифтовая шахта при монолитном строительстве находящаяся в пределах лестничной клетки не может войти в состав каркаса и стать ядром жесткости.

СНиП 23-03-2003 ЗАЩИТА ОТ ШУМА
11.8 Лифтовые шахты целесообразно располагать в лестничной клетке между лестничными маршами. При архитектурно-планировочном решении жилого здания следует предусматривать, чтобы к встроенной лифтовой шахте примыкали помещения, не требующие повышенной защиты от шума (холлы, коридоры, кухни, санитарные узлы). Все лифтовые шахты должны иметь самостоятельный фундамент и быть отделены от других конструкций здания акустическим швом шириной 40-50 мм.

После введения СП 51, данное требование больше не является обязательным, как я понимаю?
Попросили посмотреть проект на предмет разногласий с действующими нормами. По привычке хотел дать замечание на шахту, которая не отрезана от конструкций здания и, получается, обосновать чем-либо, кроме "рекомендуется" или "лучше с точки зрения защиты от шума и вибраций", не могу.
Чем обосновано такое изменение в СП? Лифтовики продавили минрегион? Если заказчик воткнёт в шахту какой-нибудь самый дешёвый щербинский лифт, он там будет греметь и трястись, как балалайка.

наверно, обосновано повышением качества самих лифтов. Мне кажется, сейчас и щербинские лифты не такие шумные

После введения СП 51, данное требование больше не является обязательным, как я понимаю?
Попросили посмотреть проект на предмет разногласий с действующими нормами. По привычке хотел дать замечание на шахту, которая не отрезана от конструкций здания и, получается, обосновать чем-либо, кроме "рекомендуется" или "лучше с точки зрения защиты от шума и вибраций", не могу.
Чем обосновано такое изменение в СП? Лифтовики продавили минрегион? Если заказчик воткнёт в шахту какой-нибудь самый дешёвый щербинский лифт, он там будет греметь и трястись, как балалайка.

И СНиП и СП на данный момент включены в доказательную базу. Т.е. оба обязательны к применению. Так что этот пункт никто не отменял. Да современные лифты не такие шумные, но что делать.
Сейчас тоже столкнулись с такой проблемой, монолитчики кричат что шахту лифта им необходимо включить в работу каркаса. Лифтовики хлопают глазами, первый раз слышат об акустическом шве. А впереди экспертиза! Так что я настаиваю на выполнении пункта 11.8 СНиП 23-03-2003, будем делать.

Балансируем между СП и правдой жизни

Добрый день, коллеги. Вопрос по связки фундамента лифтовой шахты с фундаментом дома. Дом 8 этажный (панель), фундамент сборный на монолитно ленте. Шахта планируется сборная. Можно ли выполнить шахту лифта на фундаменте дома(сделав уширения в ленте под шахту) или следовать п. 11.8 СНиП (делать отдельный фундамент от фундамента дома), т.к. он не отменен и в экспертизе могут быть вопросы. Сам то я за соблюдение п.11.8, но следуя ему "съедается" много не задействованной площади на лестничных клетках, а хочется все минимизировать. И второй вопрос, есть ли типовые узлы расположения шахт лифта при различных фундаментах дома?

если здание монолит и шахта соответственно монолитная, то так и делается
и шахта в данном случае будет ядром здания, я так понимаю диплом делаешь ежели студент?

ТА тут интересная ситуация получается, с одной стороны можно было бы использовать как ядро жесткости, лифтовую шахту.
С другой стороны согласно СНИП лифтовые шахты должны быть отсоединены от перекрытий шумоизолирующими вставками.
Ну а всязи с тем что новые лифты, практически бесшумные, данное требование уже кажется анахронизмом.
avantjurist
Ну вот какой ты умный, а что на это скажешь.
СНиП 23-03-2003 "Защита от шума"

11.8 Лифтовые шахты целесообразно располагать в лестничной клетке между лестничными маршами. При архитектурно-планировочном решении жилого здания следует предусматривать, чтобы к встроенной лифтовой шахте примыкали помещения, не требующие повышенной защиты от шума (холлы, коридоры, кухни, санитарные узлы). Все лифтовые шахты должны иметь самостоятельный фундамент и быть отделены от других конструкций здания акустическим швом шириной 40 - 50 мм.

__________________
Работаю за еду.
Working for food.
Für Essen arbeiten.
العمل من أجل الغذاء
Працую за їжу.

Как раз по нему то и нельзя, но я еще не видел ни одной лифтовой шахты, не завязанной с каркасом.

Применяют другие мероприятия по снижению шума (что-то вроде двойной стены между лифтовой шахтой и помещением, а перекрытие между стенами не монолитят. Ссылки вряд ли вы какие-нибудь найдете.

В жилье нельзя. В общественных зданиях можно ,с условием что спальные номера гостинниц не примыкают к лифтам.

гадание на конечно-элементной гуще

ни разу ещё за свою практику не "завязывал". в монолитном каркасе всегда шахты сборные и монтируются отдельно. фундамент общий

ни разу ещё за свою практику не "завязывал". в монолитном каркасе всегда шахты сборные и монтируются отдельно. фундамент общий

__________________
Работаю за еду.
Working for food.
Für Essen arbeiten.
العمل من أجل الغذاء
Працую за їжу.

Проектирование зданий и частей зданий

В Питере и Москве, на сколько знаю (слышал от коллег, видел проекты), шахты отрезают в монолитных ж.б. зданиях.
Я у себя в проектах, пока не отрезал (и много местных проектов видел с неотрезанными шахтами). Тут от хотелок местной экспертизы пляшем. Наша пока пропускает.
В каркасных зданиях совсем не лишним ядрышко жёсткости бывает, это понятно.
Слышал и про двойные стенки шахт лифтов (внутри сборняк, по периметру монолитные стены).
Тут ещё объёмно-планировочные решения надо смотреть.
Допустим 25-этажка с 4-мя лифтами в центре здания. Лифты друг на против друга. Плиту перекрытия перед лифтами иногда сложно решить при отрезанных шахтах лифтов, приходится дублировать стены в районе входов в лифты + за лифтом может быть лестничный узел, опять стенку дублируем.

__________________
«Точно знают, только когда мало знают. Вместе со знанием растет сомнение». Иоганн Вольфганг Гете

Это фантастика.
Я такого ни разу не видел.
Это ж кто на такой перерасход пойдет, кончай фантазировать.

__________________
Работаю за еду.
Working for food.
Für Essen arbeiten.
العمل من أجل الغذاء
Працую за їжу.

Ага, щербинские, карачаровские в качестве направляющих уголки, с течением времени начинают скрябать так, что мертвого поднимут.

ни разу ещё за свою практику не "завязывал". в монолитном каркасе всегда шахты сборные и монтируются отдельно. фундамент общий

Вот и я так делаю, шахты правда в основной массе монолитные или кирпичные. Кстати когда в монолите кирпичные шахты просит заказчик, то однозначно их отделять надо. На "моих" всех стройках сначала лепят монолит и потом его грузят шахтой. Как усадку по человечески учесть?

Допустим 25-этажка с 4-мя лифтами в центре здания. Лифты друг на против друга. Плиту перекрытия перед лифтами иногда сложно решить при отрезанных шахтах лифтов, приходится дублировать стены в районе входов в лифты.

Да, прходиться голову поломать, причем не только в 25, но и в 17 этажках. Архов малость подвинуть и тд.

Ага, щербинские, карачаровские в качестве направляющих уголки, с течением времени начинают скрябать так, что мертвого поднимут.

__________________
Работаю за еду.
Working for food.
Für Essen arbeiten.
العمل من أجل الغذاء
Працую за їжу.

гадание на конечно-элементной гуще

Это фантастика.
Я такого ни разу не видел.
Это ж кто на такой перерасход пойдет, кончай фантазировать.

молодой ин-р - к-р

DEM вот че ты такой дерзкий и борзый?
я конечно не 100500 лет в теме, но пока видел только шахты завязанные с каркасом и вокруг них холл/коридор и т.д.
и здания самой разной этажности

Не видел ни разу проекта ж/б монолитного каркасного здания с "отрезанными" лифтовыми шахтами. Работая на линии, всегда делали по проекту монолитные шахты, соединенные с остальным каркасом (в виде лестнично-лифтового узла) - ядро жесткости. Как правило, всегда Заказчики использовали импортное лифтовое оборудование (корейцев или немцев), поэтому вопросу по звукоизоляции не возникало, на крайняк ставили звукоизолирующие прокладки у направляющих в шахте (типа Силатерма, если не ошибаюсь) и стены, потолок машинного помещения над лифтом дополнительно звукоизолировали минватой с ГКЛ (если оно соседствовало с пентхаусом). Работа каркаса совместно важнее, чем децибеллы (тем паче в связи с изменением хотелок Заказчика на этапе СМР: проект , например, из 7-ми этажей, а Зак. вдруг захотел 9 - и строят, панимаешь), тем более при наличии современного оборудования и материалов это уже и не проблема вовсе, а вопрос жадности заказчика.

Монолитное жилье со сборными лифтовыми шахтами пока еще в своей практике не встречал. Подозреваю, что такое решение, в основном, используется в муниципальном строительстве при госзаказах.

Подводя итого с одной стороны СНиП 23-03-2003 "Защита от шума" с другой вроде как экспертиза закрывает глаза. Буду отделять, а так хотелось использовать как элемент ядра жесткости

__________________
Работаю за еду.
Working for food.
Für Essen arbeiten.
العمل من أجل الغذاء
Працую за їжу.

1. Демонтаж пола первого этажа здания в габаритах требуемых для обустройства четырех приямков, разработка котлованов. Работы велись механизированным способом, что позволило сократить срок их выполнения.

2. Обустройство приямков шахт лифтов:

подготовка, гидроизоляция, плита основания, стенки приямка

3. Монтаж четырех металлокаркасных лифтовых шахт под установки лифтов грузоподъемность 630 кг, на две остановки. Возведение металлоконструкций высотой 14 метров. Высота подъема кабины лифта предполагается - 8,4 метра. Также произведен демонтаж межэтажных перекрытий в габаритах необходимых для прохождения металлоконструкции. Восстановление участков перекрытия.

4. Устройство примыкающих площадок - засыпка песком, трамбование, армирование и бетонирование.

5. Завершающим этапом подготовки строительной части под монтаж лифтов являлось устройство ограждающей конструкции металлокаркасных шахт лифтов. В соответствии с проектной документацией материалом ограждения шахты являлись сэндвич-панели огнестойкостью REI90. Одновременно сендвич-панели обладают оптимальными звукоизолирующими свойствами. Углы шахты декорированы фасонными элементами.

Устройство четырех металлокаркасных шахт лифтов (АЗЛК)
Устройство четырех металлокаркасных шахт лифтов (АЗЛК)
Устройство четырех металлокаркасных шахт лифтов (АЗЛК)
Устройство четырех металлокаркасных шахт лифтов (АЗЛК)
Устройство четырех металлокаркасных шахт лифтов (АЗЛК)
Устройство четырех металлокаркасных шахт лифтов (АЗЛК)
Устройство четырех металлокаркасных шахт лифтов (АЗЛК)
Устройство четырех металлокаркасных шахт лифтов (АЗЛК)
Устройство четырех металлокаркасных шахт лифтов (АЗЛК)

© 2014-2022, ООО «ПРОЕКТИВ СТРОЙ». Все права защищены.
109052, г. Москва, Рязанский проспект, д. 2, строение 86, офис 331

shapka44.jpg

Лифты периодического действия, применяемые в жилых зданиях, состоят из кабины, подвешен­ной на нескольких стальных канатах и связанной с противовесом. Лифт приводится з движение ле­бедкой, расположенной в машинном отделении. Кабина и противовес скользят по направляющим. В нижней части шахты расположен приямок с амортизационным устройством. Машинное поме­щение, как правило, резмещается над шахтой. Противовес в шахте расположен сбоку или сзади кабины. Основные параметры лифтов: вмести­мость, грузоподъемность, скорость и ускорение.

Пассажирские лифты имеют кабину глубиной до 1,5 м и рассчитаны на грузоподъемность 320 (650); 500 и 1000 кг соответственно 4; 6 и 12 че­ловек. Грузопассажирские лифты устраиваются с кабиной шириной или глубиной 2,2 м при грузо­подъемности от 500 кг. Скорость подъема в жилых зданиях 0,65—1 м/с; ускорение не более 2 м/с 2 .
Лифты устанавливаются в жилых домах высо­той более пяти этажей. В шести-девятиэтажных зданиях — по одному пассажирскому лифту, в десяти-шестнадцатизтажных зданиях — два лифта, выше — группы лифтов, включающие лифты-экс­прессы.

Шахты лифтов и машинные помещения не долж­ны непосредственно примыкать к жилым комна­там. Шахты и машинные помещения ограждаются несгораемыми стенами с пределом огнестойкости 1 ч. В панельных зданиях шахты возводятся из железобетонных объемных элементов, в кирпич­ных зданиях — то же или в стенах толщиной в пол-кирпича. Шахта, расположенная между маршами лестницы или между лестницей и световым фрон­том, выполняется в светопрозрачных ограждениях в виде стального каркаса, обтянутого стальными сетками.
Фундамент под шахту лифта — массивная мо­нолитная бетонная плита, отделенная в целях зву­коизоляции от примыкающих фундаментов зазо­рами от 20 мм. Шахта устанавливается на фунда­мент по свежеуложенному слою цементного рас­твора марки 200.
Шахта проектируется как изолированное, от­дельно стоящее сооружение консольного типа, не связанное с конструкциями здания. Она состоит из нижнего, этажных и верхнего элементов, на­крытых плитой перекрытия. Все элементы отфор­мованы из бетона марки 200. Швы между ними герметично заполняются цементно-песчаной пастой марки 200. Элементы шахты снабжены заклад­ными деталями для крепления дверей, направ­ляющих кабины, к противовеса, сварки между со­бой по высоте и строповки на монтаже. Устойчивость шахты от горизонтальных сил, образуемых ветровой нагрузкой в период монтажа, вибрацией от работы лебедки и т. п., обеспечивается крепле­нием смежных объемных элементов на сварке за­кладных деталей.

В целях звукоизоляции между стенами шахты и конструкциями здания предусматриваются зазо­ры 20 мм, заполняемые просмоленной паклей и накрываемые пластмассовыми плинтусами или на­кладками. Плинтусы и накладки устанавливаются с акустической щелью в 1—2 мм. К конструкциям здания пластмасса приклеивается кумароно-каучуковой мастикой КН-3.
Звукоизоляция машинного помещения достига­ется установкой лебедки на «плавающий» пол. Он образуется упрупэй подушкой из минераловатных плит на синтетической связке, герметизированных бризолом, и уложенной сверх нее массивной же­лезобетонной плитой, изолированной от стен ма­шинного помещения. Конфигурация плиты «плава­ющего» пола аналогична плите перекрытия шахты. Обе плиты устанавливаются соосно. Масса плиты «плавающего» пола превышает в 2 раза совокуп­ную массу машин. Поверхностная нагрузка на уп­ругую подушку допускается до 20 кН/м 2 . Зазор в 20—100 мм между «плавающим» полом и стенами заливают битумом. В отверстиях для пропуска тросов кабины, противовеса и ограничителя ско­рости устанавливаются гильзы прямоугольного се­чения из кровельной стали, со стороны плиты обернутые бризолом и залитые битумом.
При возведении здания лифтовые шахты мон­тируются с опережением на один этаж. Для мон­тажа лифтового оборудования в боковых стенах этажных, блоков предусматриваются заделывае­мые впоследствии прямоугольные отверстия. В эти отверстия заводятся брусья инвентарных подмо­стей. Шахта перекрывается после установки, а .ма­шинное помещение — после доставки оборудова­ния. Для демонтажа ремонтируемого оборудова­ния в машинном помещении предусматривается однобалочный кран грузоподъемностью 0,5 т и монтажный люк.

Читайте также: