Фундамент под кирпичный гараж

Обновлено: 02.05.2024

Темы, посвящённые строительству гаражей, теплиц и хозяйственных построек, традиционно вызывают повышенный интерес у пользователей FORUMHOUSE. Сказывается востребованность подобных объектов на участке и возможность их самостоятельного строительства за разумные деньги. Многие начинают строительство большого дома с малых архитектурных форм — и руку можно набить, и силы свои проверить.

Наш портал уже рассказывал, как построить бюджетную и функциональную бытовку. В сегодняшнем материале мы расскажем, как построить на деревянных столбах каркасный гараж своими руками на примере пошагового описания истории участника портала с ником Alano.

Как построить каркасный гараж

Любую стройку следует начинать с проекта. Поэтому, прежде чем начать строить хозяйственную постройку или каркасный гараж своими руками, необходимо определиться с функционалом строения и все тщательно рассчитать. Задаём себе вопросы: сколько машин ставить – одну или две, что будет храниться, нужно ли оставить место под станки, гаражные инструменты, стройматериалы и т.д. Отсюда: двигаясь от общего к частному, т.е. конкретным узлам, мы переходим к расчёту размеров строения. Интересен ход мыслей Alano.


Я решил построить гараж, в котором будет храниться садовый инвентарь, строительные материалы, инструменты, станки и т.д. Т.е. гараж предполагается больше использовать не для автомобиля, а как мастерскую.


Разобравшись с требованиями к функционалу строения, Alano перешёл к расчёту размеров и конструктива гаража. Соорудить его он решил по каркасной технологии, как оптимального способа строительства в одни руки. Ширину и длину: 6000х7700 мм, и высоту в 3000 мм пользователь высчитал так.

Длина стандартного пиломатериала – 6 метров, а значит, приведя ширину каркасного гаража к этому размеру, мы упрощаем строительство и делаем его более дешевым, т.к. не нужно сращивать стропила и обрезать их. Длина гаража в 7 метров позволит без труда хранить шестиметровые доски и металлопрокат в виде уголков, труб и т.д. Но оказалось, что выбрав такую длину, придётся резать металлочерепицу. Чтобы уйти от необходимости обрезки кровельного покрытия, длину каркасного гаража увеличили до 7.7 метров.


Подогнав габариты строения под стандартные размеры стройматериалов, мы удешевляем и упрощаем строительство, т.к. уменьшаем количество отходов.

В качестве фундамента каркасного гаража Alano, после долгих раздумий, выбрал деревянные столбы — брус 15х15 см.


Решение закапывать дерево в землю спорное. Оно вызвало среди пользователей, следящих за ходом строительства, дискуссию: сгниёт или не сгниёт брус через 5-10 лет. О том, почему пользователь выбрал такой тип фундамента, мы расскажем немного позже.


Определившись с размерами гаража, я в программе SketchUp набросал его эскиз.


Зимой закупили весь необходимый для строительства пиломатериал:

  • Брус 15х15 см – 2 м³.
  • Доски 15х5 см – 3 м³.
  • Доски 2.5х15 см – 3 м³.


Купили металлочерепицу – 70 кв. м, и водостоки.


Следующий этап — расчистка площадки и строительство фундамента под каркасный гараж.


Возведение фундамента под каркасный гараж

В качестве основания Alano выбрал деревянные столбы, и так объясняет свой выбор:


Я перебирал разные типы фундаментов — свайный, бетонный столбчатый, залитый в рубероидную «рубашку». Думал над винтовыми сваями и т.д. Как мне кажется, оптимальный тип фундамента для каркасного гаража — это прочная монолитная плита, но прежде чем её залить, надо определиться со всеми инженерными коммуникациями. Вода, электропроводка. Делать или не делать смотровую яму. Где сделать водоотвод, чтобы можно было помыть в гараже машину. Где будут устанавливаться стеллажи, станки, верстак. Нюансов много.

Пользователь решил отложить заливку плиты на потом, когда строение будет обжито, и станет понятно, где что ставить и подключать. И только со временем залить плиту, на которую будет опираться деревянный каркас гаража.


В итоге: деревянный каркас стоит на плите и на столбах. Если со временем деревянные столбы сгниют в земле, каркас всё равно останется стоять на бетонной плите.

Возведение гаража требует обустройства надёжного основания. Оно обеспечивает устойчивость и целостность конструкции, ограждает внутреннее пространство от сырости и промерзания. Фундамент позволяет компенсировать нагрузку, оказываемую постройкой на грунт. Это исключает возможность проседания строения и порчи автомобиля, инструмента и прочих вещей, которые хранятся в гараже.

Существует несколько разновидностей фундамента. Выбор зависит от особенностей почвы, а также материала строения. Если запланировано строить кирпичный гараж своими руками, значит, основание выбирают, принимая во внимание факт того, что нагрузка будет довольно высокой.

Типы фундамента под кирпичный гараж

Основание под постройку из кирпича, где в дальнейшем будет находиться транспортное средство, выбирают с учётом функциональности конструкции. Всего под гараж из довольно тяжёлого строительного материала подходит три типа фундамента:

Ленточный фундамент для гаража

  • Ленточный. Самый распространённый. Он позволяет обустроить подвал, пригодный для хранения вещей и даже консервации, а также смотровую яму. Способен выдерживать высокие нагрузки. Конструктивно представляет собой ленту из армированного бетона по периметру постройки. Требуется дополнительная облицовка пола внутри гаража.
  • Плитный. Не пользуется большой популярностью. Лучший вариант на участках с нестабильным грунтом. Плиту укладывают на песчано-щебневую подушку. Позволяет распределить нагрузку на всё основание. Он компенсирует движение грунта. Отсутствует необходимость обустройства пола. Основание уже является полом будущей постройки. Дополнительно усиливается рёбрами жёсткости, если нагрузка слишком большая. В остальных случаях такое мероприятие не проводится, поскольку обходится довольно дорого.
  • Столбчатый. Самый недорогой вариант фундамента под гараж из кирпича. Он лёгок и прост в закладке и лучше всего подходит для пучинистых и влажных грунтов. Котлован под такое основание не роют. Не получил широкого распространения, поскольку отсутствует возможность сооружения смотровой ямы или подвала. Столбы для него изготавливают из железобетона и устанавливают с шагом 1,5-2 метра.

Какой вариант подходит лучше всего

Гараж из кирпича является массивной конструкцией. Чтобы основание выдержало оказываемое давление, специалисты советуют отдать предпочтение ленточному фундаменту, сочетающему в себе надёжность и невысокую стоимость.

Он бывает сборным и заливным. Первый состоит из блоков и позволяет экономить время, а второй требует заливки бетонного раствора и установки щитов для опалубки, закладки арматуры.

По степени капитальности делятся на:

  • мелкозаглублённые;
  • заглублённые;
  • незаглублённые.

Для гаража закладывают мелкозаглублённый. Такой тип фундамента отвечает всем необходимым требованиям и является наиболее простым для обустройства своими руками. Немаловажным фактором является то, что он почти в три раза дешевле заглублённого. Он позволяет оборудовать строение подвалом и смотровой ямой.

Подготовительные работы

Закладке фундамента предшествуют:

  • создание плана постройки;
  • проведение подсчётов;
  • исследование грунта;

Последний пункт оказывает непосредственное значение на размеры и глубину основания.

Параметры фундамента рассчитывают по формуле П=ДхПГ, то есть площадь умножают на давление (нагрузку) постройки и плотность грунта. Давление вычисляют по массе и плотности кирпича. Плотность грунта берётся из табличных данных и соотносится с особенностью участка.

План постройки может быть нарисован от руки или создан в программе. Обязательно принимают во внимание площадь и расположение двери. Схематически изобразить будущий гараж не составляет труда даже не очень опытному строителю.

Пошаговая инструкция по закладке ленточного фундамента под кирпичный гараж 4х6

Закладка фундамента под кирпичный гараж

Работы по обустройству такого основания проводятся в несколько этапов. Каждый требует отдельного рассмотрения.

Шаг 1. Земляные работы

Траншея для фундамента гаража

Ленточный фундамент начинают закладывать с рытья траншеи по периметру гаража. Глубина составляет уровень промерзания грунта плюс 10-20 см. В тёплых регионах она равна 70-80 см, а в средней полосе — не меньше 110-120 см.

Работы осуществляют с задействованием строительной техники либо вручную. Дно траншеи очищают от мусора, утрамбовывают. Ширина при плотной и однородной почве равна аналогичному показателю стен, а при неоднородной — прибавляют ещё 10-15 см.

Опалубка требует дополнительного пространства. Оно составляет от 30 до 40 см. На участках с устойчивой почвой от опалубки можно отказаться, но только после консультации со специалистом. Сборный фундамент скрепляется арматурой, то есть деревянные щиты не устанавливают.

Шаг 2. Обустройство опалубки

Обустройство опалубка

Конструкция из деревянных щитов предназначена для заливки жидкого бетона. Он застывает и получается фундамент. Доски толщиной 5-7 см укладывают на брус, являющийся ребром жёсткости. Скрепляют щиты проволокой либо стяжками.

Укрепление выполняется изнутри посредством распорок, предотвращающих распирание конструкции при заливке фундамента. С внешней стороны устанавливают колышки, усиливающие жёсткость опалубки.

Конструкция должна быть монолитной. Не допускается наличие зазоров и щелей. Иначе некоторая часть бетона вытечет, и основание потеряет свои прочностные характеристики. Допустимый зазор составляет 4 мм. Если щели больше, они замазываются паклями или заколачиваются рейками.

Шаг 3. Заливка бетона

Заливка бетона в фундамент гаража

Сначала засыпают подушку безопасности, состоящую из щебёнки и песка. Они поддерживают бетон, чтобы он не проседал и протекал. Песок выполняет функцию дренажа. Через него пропускается избыток воды, что позволяет предотвратить скопление воды под постройкой и ограждает основание от разрушения. Песок смешивают с щебнем в равных пропорциях.

Объём бетона вычисляют по формуле О=ПхД, то есть площадь поперечного сечения (прямоугольного) умножают на длину основания (общую). Заливают раствор в несколько этапов. Сначала дают слой до 15 см, защищающий от намокания. Сверху закладывают арматурную сетку. Один элемент укладывают на другой, а затем скрепляют.

Укладывают основной слой. Это самый трудоёмкий процесс, требующий большой затраты времени. Нельзя допускать переливания. Если работы проводят в зимнее время, бетону потребуется обогрев и тепло. Летом раствор ограждают от солнца и перегрева навесом, а от осадков — укрытием из плёнки.

Для ленточного фундамента под кирпичный гараж достаточно использовать марку М150. Одновременно заливается и цоколь, высота которого составляет 20-40 см. Он необязательно делается цементным. Нередко выкладывается из кирпича. Когда бетон схватывается, опалубку снимают.

Сборный вариант монтируется гораздо быстрее. Минусом является необходимость аренды грузоподъёмной техники, что не всегда входит в планы по строительству гаража, поэтому распространение получила именно заливка бетона в опалубку.

Подведение итогов

Неправильный выбор или обустройство фундамента под гараж из кирпича приводит к многочисленным проблемам. Повышенная влажность провоцирует коррозию металла. Невозможность обустроить смотровую яму сводит к минимуму пользу постройки, если автомобилист решает проводить ремонт машины самостоятельно.

Чтобы избежать подобных проблем. необходимо не только выбрать оптимальный вариант основания с учётом грунта на участке, но и правильно выполнить все работы по его закладке.

Гараж из шлакоблока – сравнительно лёгкое строение, обладающее хорошими теплоизоляционными свойствами. Оно не оказывает существенной нагрузки на фундамент и не требует от него высокой несущей способности. Но у шлакоблока есть недостаток: небольшая прочность на изгиб. В связи с этим даже небольшой перекос основания повлечёт образование трещин в стенах. Следовательно, фундамент, будь он изготовлен на заказ или своими руками, должен быть максимально устойчивым.

Какие виды фундаментов применимы к гаражу из шлакоблоков

Для гаражей из относительно лёгких строительных материалов подойдут мелкозаглубленные фундаменты:

Также возможно возведение строения на опорах:

Столбчатый и свайный фундамент – лучший выбор при сложном рельефе участка со значительными перепадами высот.

Какой лучше выбрать

Фундамент гаража из шлакоблоков

Самая большая проблема в частном строительстве, которое ведётся своими силами, – правильный выбор фундамента. От его качества зависит, сколько прослужит гараж или дом, не требуя капитального ремонта.

Нередко принятие решения осложнено тем, что для одной и той же ситуации можно получить противоречивые советы как от профессионалов, так и от частников, умудрённых опытом самостоятельного строительства. Правильным решением в этом случае будет опора на нормы и правила возведения строений, зафиксированные в официальной документации.

Выбор фундамента в зависимости от УГВ и ТПГ

Важный критерий выбора типа фундамента – глубина залегания подземных вод. Этот показатель напрямую влияет на степень пучинистости (подвижности) грунта. Она выражается в смещении почвы в межсезонье, для которого характерно чередование периодов замерзания-оттаивания.

С показателем УГВ тесно связан такой критерий выбора типа фундамента, как ТПГ (точка промерзания грунта). В комплексе с УГВ они определяют, насколько подвижна почва на участке строительства. Решив возвести гараж из шлакоблоков, в первую очередь выясняют УГВ и ТПГ.

Далее ориентируются на СНиП 2.02.01-83 «Основания зданий и сооружений». Изучают таблицу №2 и убеждаются в том, что глубина заложения фундамента не зависит от глубины промерзания грунта, если УГВ находится ниже нее (ТПГ) на 2 м. Это справедливо для следующих типов грунтов:

  • скальных;
  • крупнообломочных;
  • супесей;
  • суглинков;
  • глинистых;
  • пылевато-глинистых.

В большинстве случаев ситуация на участке строительства такова, что УГВ находится ниже ТПГ более, чем на 2 м. Следовательно, у застройщика широкий выбор: для гаража из шлакоблоков подойдёт любой из перечисленных выше фундаментов. С его типом определяются, ориентируясь на свои финансовые возможности и доступность материалов.

На заметку! Отсыпка из песка или ПГС (песчано-гравийной смеси) слоем не менее 20 см минимизируют воздействие пучинистых грунтов на строение в условиях высокого УГВ. Но в этом случае необходима качественная гидроизоляция основания.

Допустимые материалы для фундамента гаража из шлакоблоков

Фундамент для гаража возводят из разных строительных материалов. Необходимо выбрать те, которые обеспечат требуемую прочность.

Шлакоблоки

Фундамент из шлакоблоков

На устойчивых грунтах фундамент для гаража можно выстроить из того же материала: шлакоблоков. Но для стен используют пустотелые, а для основания – полнотелые строительные камни (блоки).

Важный нюанс: если характеристики грунта, УГВ и ТПГ точно не выяснены, первый ряд фундамента укладывают «тычком». Таким образом получают более широкую (400 мм) и прочную подошву фундамента. Дальнейшие ряды укладывают как обычно – ложком. Получают стены толщиной 200 мм.

Кирпич

Фундамент из кирпича

Кирпич используют для возведения столбчатого и ленточного фундамента. Не обязательно покупать новый строительный материал. Для устройства основания для гаража вполне подойдёт кирпич б/у, но в хорошем состоянии.

Бетон

Универсальный строительный материал. С его помощью можно возвести любой из приемлемых для гаража из шлакоблоков фундаментов:

  • плитный:
  • ленточный;
  • столбчатый.

Для МЗЛФ с качественным армированием допустимо использовать бетон марки М150. Во всех остальных случаях требуется М200 или М300.

Бутовый камень

Фундамент из бутового камня для гаража из шлакоблоков

Фундамент из бутового камня можно отнести к категории самых недорогих и надёжных. Но его возведение отличается высокой трудоёмкостью и длительностью. Качество камней определяют постукиванием по ним молотком. Пригодны фракции сечением 15-50 мм. Из бута можно залить ленту, плиту, выстроить столбы. В каждом варианте требуется устройство опалубки. Связующее – бетон М100 или М150.

Подготовительные работы

Независимо от типа выбранного фундамента, на участке строительства проводят комплекс подготовительных работ:

  1. Планирование (выравнивание) поверхности грунта. На этом этапе вырубают имеющиеся на участке кустарники и корни деревьев.
  2. Срезание верхнего, растительного слоя грунта. Этот шаг необходим при устройстве ленточного фундамента. При возведении плитного требуется сделать выемку большого объема грунта. Для выполнения этой задачи целесообразно использовать экскаватор.

Для того чтобы не делать лишнюю работу, перед срезанием растительного слоя почвы выполняют разметку.

Правила разметки фундамента

Разметка фундамента

Шаг 1. Первое, что нужно сделать при разметке участка – выбрать точку отсчёта. Для этого заранее определяют, относительно какого ориентира будет расположен гараж. Это могут быть дорога, строения, забор.

Шаг 2. Выполняют привязку фундамента к выбранному объекту: выясняют, какое до него расстояние.

Шаг 3. Вдоль выбранной линии натягивают бечёвку так, чтобы на всём её протяжении было соблюдено найденное на предыдущем этапе расстояние до ориентира. То есть, чтобы одна сторона будущего гаража была параллельна выбранному объекту.

Шаг 4. От одного из концов бечевки выстраивают прямой угол. Поскольку расстояния большие, строительный угольник не поможет. Поступают следующим образом:

  • привязывают к натянутому ещё один отрезок бечевки;
  • начиная от точки соединения двух отрезков бечевки, на первом отмеряют 4 м и ставят в этом месте отметку (привязывают ленточку или прицепляют прищепку);
  • на втором отрезке отмеряют 3 м и ставят метку;
  • прикладывают к любой из меток 5-метровую рулетку и ведут её по направлению ко второй метке;
  • когда лента рулетки вытянется на 5 м, останавливаются.

В конечном итоге должен получиться прямоугольный треугольник с катетами 3 и 4 м, гипотенузой 5 м. Таким образом находят точное местоположение второй стороны фундамента, расположенной строго под прямым углом к первой. Аналогичным способом находят 3-ю и 4-ю стороны основания гаража. Все расстояния должны соответствовать размерам выбранного фундамента.

Разметка фундамента

Если основанием гаража будет плита, для определения её габаритов достаточно выполнения перечисленных выше этапов работ. Если планируют заливать ленту, необходимо сделать второй контур разметки – внутренний. Эта более простая задача. Для её выполнения отмеряют ширину ленты по направлению к центру размеченного участка, ставят колышки и натягивают между ними бечёвку. Выемку грунта производят в пределах первого и второго контура.

Для разметки столбчатого фундамента по периметру отмечают местоположение каждой опоры. Они должны находиться на расстоянии 1,5-2 м друг от друга. При установке винтовых свай его увеличивают до 2,5-3 м.

Внимание! Если заливают бетонную плиту и в гараже будет смотровая яма, её выкапывают и бетонируют в первую очередь. Только после этого приступают к строительству фундамента.

Необходимые материалы и инструменты

Инструменты и материалы для возведения фундамента

При возведении фундамента выполняют комплекс работ по выемке и перемещению грунта, бетонированию, строительству опалубки. Для каждого из процессов требуется свой перечень инструментов и материалов.

Для выполнения земляных работ:

  • лопаты: совковая и штыковая;
  • носилки и вёдра;
  • грабли;
  • виброплита для утрамбовки грунта, песка и гравия (можно заменить отрезком бруса с прикрепленной к одному из его торцов металлической пластиной)
  • бетоносмеситель или ёмкость и лопаты для приготовления смеси вручную;
  • цемент марки М400;
  • песок;
  • гравий;
  • вода;
  • добавки в бетон, повышающие его пластичность, влаго- и морозостойкость (не обязательно).

Для строительства опалубки:

  • пиломатериал (доски, МДФ, фанера, ОСБ);
  • гвозди и саморезы;
  • бруски для соединения щитов и устройства укосин;
  • металлические прутки для армирования бетона;
  • вязальная проволока или сварочный аппарат для соединения прутков;
  • инструмент для распиловки: ножовка, циркулярная пила.

Для гидроизоляции фундамента понадобятся рубероид или обмазочные мастики на основе битума. Если планируется утеплять подошву, необходим пенопласт толщиной 30-50 мм. Для устройства амортизирующей «подушки» – песок и гравий.

Инструкция по возведению мелкозаглубленного ленточного фундамента

Фундамент гаража из шлакоблоков

Шаг 1. Выполняют комплекс подготовительных работ по очищению и планированию участка.

Шаг 2. Делают разметку контуров фундамента.

Шаг 3. Вынимают грунт на глубину 40-45 см. Ширина траншеи должна быть равна ширине ленты и расстояния, необходимого на сооружение внутри рва опалубки.

Шаг 4. С помощью штыковой лопаты выравнивают стенки траншеи. Используют совковую для выравнивания дна.

Шаг 5. Уплотняют все поверхности рва виброплитой или подручным приспособлением из отрезка бруса.

Шаг 6. Ровным слоем насыпают на дно траншеи песок. Толщина «подушки» должна составить 5-10 см.

Шаг 7. Поливают песок водой и уплотняют его, одновременно выравнивая слой.

Шаг 8. Аналогичным способом формируют гравийную «подушку» толщиной 10-15 см.

Шаг 9. Из пиломатериала сооружают щиты, соединяют их между собой и выстраивают опалубку. Подпирают её внешние стенки брусками.

Шаг 10. Внутри опалубки вяжут армирующий пояс, состоящий из двух рядов арматуры. Углы усиливают двойными прутками.

Шаг 11. Готовят бетон из цемента, песка и гравия в пропорции 1:3:3.

Шаг 12. Заливают ленту. При бетонировании каждый слой раствора тщательно протыкают прутком арматуры. Таким образом обеспечивают выход воздуха. Если этого не сделать, в толще бетона сформируются пустоты, которые снизят несущую способность фундамента.

Шаг 13. Верхний слой ленты выравнивают правилом или ровным бруском.

Шаг 14. Укрывают бетон полиэтиленовой пленкой.

Шаг 15. Через 5-7 дней (в зависимости от погодных условий) разбирают опалубку.

Бетон набирает прочность в течение 28 дней. Но работы по возведению стен гаража можно начать раньше: через 2,5-3 недели. В период созревания бетона в нужном месте выкапывают и бетонируют смотровую яму.

Для гаража из шлакоблоков подходят несколько видов фундаментов. Важно правильно выбрать наиболее удачный вариант для конкретных условий строительства. Подробная инструкция поможет собственноручно залить мелкозаглубленную ленту.

Если потребовалось построить недорогой, но прочный и удобный гараж, присмотритесь к каркасным постройкам. Масса автомобиля гораздо больше, чем у любой мебели, поэтому потребуется надёжный фундамент, который можно возвести своими руками.

Какие виды фундамента применимы для каркасного гаража

Столбчатый фундамент под гараж

Столбчатый фундамент. Этот вид фундамента использовать проще всего. Его можно изготовить, не обращаясь за помощью профессиональных строителей. Столбчатый фундамент часто выбирают, если планируют делать в гараже дощатый пол. Его устраивают разными способами, а при постройке используют всевозможные материалы – бетонные блоки, ЖБ изделия, кирпич или же вовсе комбинируют разные материалы. Но это не самое лучшее решение для каркасного гаража. При выборе столбчатого фундамента вам придётся делать мощный настил из бруса и толстых досок, который будет способен выдержать приличную массу автомобиля. Кроме того, потребуется решить вопрос устройства удобного заезда – специальной въездной аппарели. Правда, для лёгкой конструкции, особенно если стоит проблема минимального времени постройки, это допустимый вариант.

Ленточный фундамент под гараж

Ленточный фундамент. Прекрасно выдерживает вес каркасной конструкции. Сделать его сложнее, так как придётся не только изготавливать опалубку, но и произвести армирование конструкции с выполнением всех требований технологии. На постройку уйдёт больше времени, поскольку потребуется ждать, пока схватится и созреет залитый бетон.

Но у ленточного фундамента есть возможности строительства оборудованной по правилам и удобной смотровой ямы. Можно изготовить как деревянный, так и бетонный пол. Если вы решили делать деревянный настил, то придётся предусмотреть дополнительные опоры для укладки лаг, их удобно изготовить в виде столбиков из бетона или кирпича. Или же можно просто вкопать в необходимых точках деревянные столбики, обработанные мастикой.

Плитный фундамент под гараж

Плитный фундамент. Ошибочно считается наиболее сложным основанием для каркасного гаража, так как до заливки бетона необходимо уложить несколько слоёв гравия, песка, щебня и хорошо утрамбовывать их. Такой фундамент стоит намного дороже, чем другие основания для гаража, да и сил приложить потребуется больше. Но так вы сделаете очень надёжный пол, который прослужит длительный срок. Даже если вы через какое-то время решите возвести капитальные стены вместо каркасной конструкции, то фундамент у вас уже будет готов.

По конструкции это монолитная, плоская ЖБ опора. Постройки на плитных фундаментах стоят устойчиво, даже если почва слаба или подвижна. Его ещё называют плавающим фундаментом, из-за того, что как бы не перемещался грунт, перекоса стен не будет.

Существуют 2 разновидности плитных фундаментов – гладкая и со специальными рёбрами жёсткости. Они придают дополнительную устойчивость, повышают прочность фундамента, противостоят деформациям, удерживают основание и постройку в горизонтальном положении. Верх такой плиты исполняет роль пола – по этой причине её делают гладкой. Такой фундамент под каркасный гараж построить сложно, и денег на него потребуется намного больше.

Свайный фундамент под гараж

Свайный фундамент. Если у вас слабый грунт (к примеру, с большим уклоном или сплошной песок), то присмотритесь к фундаменту на сваях (лучше – на винтовых). Такой фундамент представляет собой металлическую трубу с винтовыми лопастями. Подобная конструкция повышает сцепление с грунтом.

Средняя несущая способность свайного фундамента – 4-5 тонн, что вполне достаточно для каркасного гаража. Но если потребуется возвести более тяжёлое строение, такой вид фундамента вам уже не подойдёт. Обязательно покройте весь металл антикоррозийными составами, это заметно увеличит срок службы всего фундамента.

Кирпичный фундамент под гараж

Кирпичный фундамент. Наиболее устаревшая и экономически невыгодная конструкция. Часто говорят, что фундамент для каркасного гаража, сложенный из кирпича, очень надёжен, но это просто слухи. Если есть в наличии лишний кирпич, то практичнее и экономичнее будет сложить из него столбчатый фундамент. Но в этом случае потребуется много цемента высокой марки для необходимой прочности столбиков – в противном случае кирпич долго не прослужит. В настоящее время застройщики почти не используют кирпичную основу, считая этот вариант фундамента экономически нецелесообразны.

Блочный фундамент под гараж

Блочный фундамент. Если вам необходим тяжёлый гараж большой площади, то лучше всего использовать блочный фундамент. Его устройство стоит дорого и требует привлечения тяжёлой техники. Но он выделяется среди других вариантов высокой надёжностью, длительным сроком службы и поистине необыкновенной несущей способностью. В качестве недостатков следует упомянуть высокую стоимость материала и работ, сложность монтажа конструкции (самостоятельно его сложить невозможно) и необходимость подготовки участка (выравнивание площади, создание котлована и т.д.).

Какой вариант лучше выбрать

В большинстве случаев для каркасного гаража используют ленточный фундамент. Он прост в изготовлении, экономичен, достаточно прочен, чтобы выдержать нагрузку от каркасных стен и автомобиля. Кроме того, его можно применять на многих видах почв.

Глубина ленточного фундамента для лёгкого здания не будет превышать 0.5 метра. Перед заливкой бетона монтируют арматурный каркас.

Интересно! На надёжных грунтах на ленточных фундаментах возводят двухэтажные, а иногда и трёхэтажные здания.

Основные преимущества ленточного фундамента:

  1. Можно построить самостоятельно.
  2. Минимальная усадка, нет деформации стен.
  3. При качественной заливке может выдержать большую массу.
  4. Повышенная прочность.

Такой фундамент удобно использовать, если пол в каркасном гараже будет цементным, заливая стяжку просто по насыпанному на грунт щебню.

Недостатки ленточного фундамента:

  1. Затраты выше, чем при устройстве столбчатого фундамента.
  2. Заливать можно только в тёплый сезон. Во время сильных дождей или в зимний период изготавливать ленточный фундамент нельзя.
  3. Требует найма техники – экскаватора для подготовки траншеи и бетономешалки.
  4. Требуется ждать длительное время, пока бетон не наберёт полной прочности.
  5. Необходимы дополнительные работы – изготовление опалубки, создание гидроизоляционного слоя.

Расчёт конструкции фундамента

Конструкция фундамента

Постройка основания для возведения каркасного гаража должна начинаться с подготовки строительной площадки. Она состоит из проектирования постройки, очистки территории и разметки габаритов фундамента.

Проектирование гаража можно выполнить, не привлекая специалистов. Прикиньте необходимые габариты гаража и что в него должно поместиться.

Желательно предусмотреть небольшой запас свободной площади, так как вам необходимо будет где-то хранить запчасти, инструменты, и остальные вещи.

От места стоянки автомобиля до стены необходимо отступить минимум 1,5 метра.

Ленточный фундамент рассчитывают двумя способами: с учётом несущей способности почвы и по деформации грунта. Первый гораздо проще.

Фундамент рассчитывается в последнюю очередь. Он служит, чтобы передать нагрузку от массы гаража на грунт. А масса будет известна, после того как вы решите, из каких именно материалов построите гараж. Поэтому до планирования конструкции фундамента потребуется:

  • Создать общий план постройки;
  • Решить, будет ли смотровая яма и какого размера;
  • Определить материал для кладки цоколя и его высоту;
  • Решить, какое утепление будет использовано, а также способы наружной и внутренней отделки.

По всем материалам необходимо определить их удельную массу. Для этого лучше подготовить таблицу, после чего начинают расчеты.

Условно расчёт подразделяют на несколько стадий:

  • Расчет будущей нагрузки на фундамент;
  • Определение характеристик ленты;
  • Необходимая корректировка.

Влияние веса здания на фундамент

Фундамент гаража

Суммируется вес всех материалов, которые будут использованы:

  • Стен (используется общая площадь);
  • Пола и использованных для его устройства материалов;
  • Перекрытий и потолка;
  • Кровельных материалов;
  • Фундамента (пока приблизительно);
  • Крепёжных элементов.

К этому времени уже должен быть подготовлен общий план с размерами постройки. Расчёт нагрузки от используемых материалов сделать просто – нужно определить площадь, где они будут находиться, и умножить на удельную массу.

Рассчитываем ширину подошвы

Ширина подошвы гаража

Нужно подсчитать 2 параметра:

  • Глубина расположения фундамента + размер цоколя = общая высота;
  • Ширина ленты.

Длина фундамента уже известна – это общая длина стен, которые будут стоять на фундаменте. Глубина расположения подошвы определяется по виду почвы на участке. Для этой цели существуют специальные таблицы. После этого необходимо подсчитать ширину фундамента – на данный показатель влияет вес материалов и промежуток между стенами.

Воздействие на фундамент

Далее необходимо подсчитать, как гараж будет влиять своей массой на фундамент. Общий вес постройки делим на его площадь. Определить площадь фундамента несложно – умножаем его ширину на длину. После этого общий вес гаража нужно разделить на площадь основания в см 2 . Находим удельную нагрузку на 1 см 2 ленточного фундамента.

Почва Сопротивление почвы (кг/ см 2 )
Плотные Средней плотности
Крупные пески 4.5 3.5
Пески средней фракции 3.5 2.5
Мелкий песок 3.0 2.0
Глина 6.0 3.0
Гравий, щебень 6.0 5.0

Если у почвы на участке несущая способность выше, чем масса гаража, площадь подошвы подсчитана верно. Если нет, то потребуется делать корректировку.

Необходимые материалы и инструменты

Чтобы изготовить фундамент, необходимы такие материалы и инструменты:

  • Рулетка длиной 10 метров;
  • Уровень;
  • Леска, капроновая нить или шнур;
  • Лопата;
  • Несколько рулонов рубероида (зависит от длины фундамента);
  • Арматура, и проволока для вязки;
  • Щебень, цемент, крупный песок;
  • ДВП;
  • Жидкая гидроизоляция;
  • Небольшая бетономешалка.

Подготовительные работы

Участок, где вы будете возводить гараж, необходим ровный, без мусора. Желательно убрать плодородный слой почвы. После подготовки участка начинают разметку. Сверяясь с планом, по шнуру отбивают края фундамента. Когда будут забиты колья, и по ним протянется верёвка, проверяют геометрию будущего фундамента (замеряют диагонали – они должны быть одинаковыми). Проверьте углы – у всех них должно быть точно 90 градусов, с неправильными углами у вас получатся неровные стены гаража.

Безошибочно рассчитать глубину фундамента помогут несколько советов:

  • Если в зимний период почва на участке промерзает не глубоко, то можно закладывать фундамент на глубину 40 см и столько же приготовить для песчаной подушки;
  • Для суглинистых почв и глины нужно заглублять фундамент на 1,5 м, чтобы он не разрушился по вине динамичных качеств такого грунта;
  • На песках траншею роют на глубину 80 см – на таком грунте пучинистых процессов не бывает.

Инструкция по устройству фундамента

Закладка фундамента под каркасный гараж

Траншея для фундамента засыпается мелким гравием или крупнозернистым песком, чтобы снизить процессы пучения и исключить скапливание воды под подошвой.

После этого буром подготавливают углубления для установки свай. Их нужно обязательно расположить по углам и по периметру всех стен с промежутками 2 метра.

Важно! Необходимо устанавливать скважины на глубину, превышающую на 0.5 метра уровень промерзания грунта.

Диаметр отверстий должен свободно пропускать устанавливаемые сваи.

Пока не застыл бетон, необходимо с помощью уровня выровнять сваи по вертикали. Когда бетон схватится, в трубы опускают прутья арматуры, связанные вместе в виде решётки. Арматурный каркас должен выступать из трубы и доставать до верхней части фундамента.

Подготовленный фундамент и сваи заливают бетонным раствором. Во время заливки, необходимо протыкать раствор прутком арматуры, чтобы помочь выйти воздуху. После этого заглаживают верхнюю часть фундамента и защищают от осадков, укрыв полиэтиленовой плёнкой.

Пока фундамент сохнет, нужно контролировать его влажность. Допускать пересыхания нельзя. В жару набирающий прочность фундамент нужно периодически поливать водой.

Когда полностью схватится бетон, можно начинать гидроизоляцию фундамента. Для этого используют битумные и полимерные рулонные материалы – к примеру, рубероид или самоклеющуюся пленку. Перед работой покройте поверхность бетона антисептиком и грунтовкой. Когда поверхность полностью высохнет, выполняют её гидроизоляцию.

После этого необходимо утеплить фундамент, чаще всего для этой цели используют полистирол. Плиты крепят к поверхности с помощью специального клея. Когда он схватится, плиты дополнительно крепят дюбелями.

Важные рабочие моменты

Создавая фундамент, необходимо учесть несколько тонкостей процесса, которые помогут предотвратить множество проблем:

  • Допустимо делать подушку не из песка, а из гравия мелкой фракции;
  • Наружную часть опалубки необходимо покрыть битумом, и на нём приклеить рубероид;
  • Лента фундамента должна быть 30-40 см в ширину и не более 70 см в высоту – в зависимости от планируемой нагрузки на фундамент;
  • Прутья арматурного каркаса желательно соединять не с помощью сварки, а крепить вместе, используя вязальную проволоку;
  • Если в отдельных местах у вас опалубка приподнялась от земли, то необходимо подсыпать туда песок, который можно будет убрать через 10 суток после заливки фундамента.

Неправильно выполненная работа существенно снизит срок службы фундамента и даже может привести к появлению трещин на стенах.

Не важно, каркасный гараж какого размера вы будете строить. Возможно, это небольшое помещение, а может – добротная постройка на 2-3 машины. Но основание для него должно иметь необходимый запас прочности. Это прямо влияет не только на продолжительность службы всего строения, но и на вашу безопасность.

Важным условием сохранности автомобиля, защиты его от внешних атмосферных воздействий и повреждений, является хранение транспортного средства в гараже. К такой постройке предъявляются достаточно серьезные требования в плане прочности, долговечности, отсутствию излишней влаги и относительной простоте возведения. Прочный фундамент для кирпичного гаража – основа всего здания, и от правильности выбора его типа зависит устойчивость всей конструкции.

Особенности кирпичного гаража


Кирпичный гараж будет актуален в случае, когда постройка возводится для длительного использования для хранения автомобиля. Обычно это полноценное строение, требующее для строительства достаточного количества времени и материальных вложений. Кроме того, внутри можно обустроить место для хранения инструментов и запчастей, установить полки и другие необходимые приспособления или части мебели, сделать смотровую яму или погреб. Основательность конструкции дает возможность проведения различных коммуникаций, электрической и отопительной системы.

К основным преимуществам кирпичного гаража можно отнести:

  • Высокая пожарозащищенность;
  • Прочность;
  • Долговечность;
  • Надежность постройки;
  • Практичность;
  • Устойчивость к атмосферным явлениям и температурным перепадам;
  • Возможность утепления.

Но, помимо этого, гараж из кирпича имеет и свои недостатки:

  • Высокая стоимость;
  • Сложность возведения;
  • Длительность строительных работ;
  • Необходимость дополнительных затрат на оборудование вентиляции и гидроизоляции.

При всех своих недостатках, такие гаражи будут долго и качественно выполнять свои функции, надежно защищая автомобиль.

Важно! Не безопасно делать объединение гаража с жилым строением, так как существует возможность попадания в дом выхлопных газов. Кроме того, это упрощает возможность проникновения грабителей.

Основные функции фундамента


К основным функциям основы под кирпичный гараж относятся:

  • Создание прочной основы для тяжеловесной кирпичной конструкции;
  • Обеспечение оптимального микроклимата в помещении;
  • Выравнивание грунта;
  • Недопущение проникновения в строение грунтовых вод и холода, канцерогенных газов из почвы.

Кроме того, он должен равномерно распределять нагрузку сооружения. Правильно выбрав тип фундамента в зависимости от вида грунта можно обеспечить долговечное и прочное основание для любых размеров кирпичного гаража.

До того, как будет возводиться постройка, необходимо:

  • Определится с проектом будущего гаража – сделать чертеж, с помощью которого можно произвести расчеты необходимых материалов, определить место расположения, размеры.
  • Произвести анализ грунта, узнать особенности почвы, необходимость возведения дополнительных сооружений (дренажная система и т.д).

Типы фундаментов для кирпичного гаража


В зависимости от предполагаемого впоследствии характера использования пола в гараже, выбирается и тип фундамента. Чаще всего для кирпичных построек выбирают ленточный, столбчатый или плитный тип основания.

Ленточный фундамент

Это самый распространенный тип основания, который выбирается в качестве основы не только для кирпичных гаражей, а и для построек из других материалов. Кроме того, он дает возможность организации подвала в гараже, что является значимым условием эффективного использования возведенного не только для хранения автомобиля, а и для хранения различных вещей, консервации. При таком типе фундамента можно сделать и смотровую яму, упрощающую ремонтные работы автомобиля.

Ленточный фундамент способен выдержать большие нагрузки, которые будут оказывать тяжелые кирпичные стены, при этом равномерно распределяя вес по всему периметру здания.

Конструкция такого фундамента представляет собой полосу (ленту) из железобетона, проложенную по всему периметру будущего гаража. Это обеспечивает одну и туже форму поперечного сечения.

Внимание! Ленточный фундамент предполагает облицовку внутренней площади пола деревом или тротуарными плитками.

В качестве матераила, для закладки ленточного фундамента могут использоваться такие материалы, как кирпич, бетонные блоки, известняк, натуральный камень.


В зависимости от типа материала производится и выбор наполнителя для раствора фундамента. Он может быть как бетонным, так и бутовым, либо бутово-бетонным. При использовании бута – значительно снижается общие затраты на приобретение материалов. При этом, он сильный и прочный, устойчив к температурным перепадам и не разрушается под воздействием влаги.

Ленточный фундамент бывает заглубленным или мелкозаглубленным. Ленточный фундамент мелкозаглубленного типа может быть использован для строительства небольшого кирпичного гаража, при условии слабопучинистого грунта. Глубина его закладки составляет 50-70 см. Если размеры постройки более массивные, например, планируется ставить в нем две машины, то рекомендуется делать фундамент заглубленного типа. Глубина такого основания должна быть на 30-35 см глубже промерзания грунта.

По способу выполнения работ ленточный фундамент может быть как сборным, так и монолитным.

Сборная конструкция ленточного фундамента представляет собой основание из железобетонных блоков, сборка которых осуществляется на стройплощадке.


Скрепляются блоки цементным раствором.

Монолитный ленчатый фундамент представяет собой армированную полосу по всему периметру будущего строения. Его прочность и способность выдерживать большие нагрузки позволяет использовать такой фундамент для кирпичного гаража даже в полосе с суровыми климатическими условиями, а также на почвах с колебаниями грунтовых масс.


Характерная особенность такого основания – наличие плиты из бетона, которая в сочетании с опалубкой составляет единую конструкцию.

Плитный фундамент


Такой фундамент необходимо строить в случае, когда грунт предполагаемого места гаража не отличается стабильностью. Плитное основание представляет собой монолитную плиту из железобетона, которая может быть, как заглублена, так и лежать на поверхности земли. Снизу плиты делается песчано-щебневая подушка. Этот тип фундамента – достаточно мощен и позволяет распределять нагрузку равномерно по всей площади.

Благодаря монолитному строению и большой массе, наличию сыпучей подушки, такому фундаменту не страшны перемещения грунта вызывающие деформацию. Мягкое плавание всем монолитом, обеспечивается невозможность смещения отдельных частей относительно друг друга.

Хотя этот вид фундамента считается одним из дорогих, его неоспоримыми преимуществами являются:

  • Независимость от пучинистости грунта и глубины его промерзания, наличия грунтовых вод;
  • Нет необходимости в дополнительном обустройстве пола, на монолитную плиту можно сразу класть отделочный слой, предварительно сделав стяжку и выравнивание пола;
  • Возможность организации отопления при помощи системы «Теплый пол»;
  • Надежная защита от вредителей и насекомых, благодаря невозможности их проникновения в гараж через железобетонную плиту.

В зависимости от типа грунта и конструкции здания, выбирается степень заглубленности фундамента, которая может составлять от 0,2 до 0,5 метров.

При необходимости, такое основание может быть усиленного типа, для чего могут отличаться ребра жесткости. Эти ребра жесткости похожи на ленточный фундамент, который соединяется с монолитной плитой и служит дополнительным укрепляющим элементом. Такое усиление по периметру целесообразно в случае предполагаемой большой нагрузки и достаточно затратно по стоимости.

Столбчатый фундамент

Столбчатое основание – самая бюджетная конструкция для небольших сооружений. Ее возведение не предполагает сложных работ и особых знаний. Кроме того, для влажных и пучинистых грунтов, с большой глубиной промерзания – это оптимальный вариант надежного и устойчивого фундамента. При возведении такого основания нет необходимости в рытье котлована, а его достаточная высота препятствует возможному подтоплению.


К недостаткам такого типа основания можно отнести невозможность обустройства впоследствии в гараже подвального помещения или смотровой ямы.

Столбы для такого фундамента изготавливаются из железобетона, и устанавливаются на расстоянии 1,5– 2 метра друг от друга.

Особенности расчета фундамента для гаража

Чтобы фундамент был надежным и долговечным, прочным и устойчивым, рекомендовано перед его закладкой, выполнить предварительные расчеты. В них должны быть учтены такие параметры, как:

  • Особенности почвы;
  • Глубина прохождения грунтовых вод;
  • Вес конструкции и ее размеры.

Перед началом строительства фундамента необходимо убедится и в наличии коммуникаций в грунте, чтобы не повредить их при работах.

Особенности почвы меняются от ее типа, поэтому глубину закладки фундамента тоже следует рассчитать в зависимости от этого параметра. Грунт на предполагаемом месте строения может быть скальным, песчаным, глинистым или суглинистым. Для глинистых грунтов более всего подходят плитные и столбчатые фундаменты. Суглинистые почвы и песчаные оптимальны для ленточных конструкций.

Степень заглубленности рассчитывается исходя их показателей промерзания почвы, и глубины залегания подземных вод. На песчаных почвах, которые не подвержены пучению, можно смело устанавливать фундамент на глубину 0,4– 0,5 метра, при этом толщина гравийно-песчаной подушки должна быть такой же. Глубина промерзания почвы должна быть незначительной, а грунтовые воды проходить глубоко.

Глинистые, суглинистые и болотистые почвы требуют более заглубленного фундамента, даже при достаточной глубине грунтовых вод, а заглубленность основы должна быть не менее 1-1,5 метров. Это предотвратит размытие грунта и разрушение фундамента, не подвергая его деформации.

Чтобы в помещении гаража обеспечить оптимальный микроклимат, исключить излишнюю влажность и продуваемость, рекомендуется после установки основания выполнять его гидроизоляцию. Она может быть вертикальной или горизонтальной. Горизонтальная делается при отсутствии подвала или смотровой ямы, и выполняется с помощью плоских ПВХ или ТПО мембран. Вертикальная гидроизоляция целесообразна при наличии подземного помещения. Она выполняется с использованием легких битумных масс. Она защищает стены, напольное покрытие и перекрытия от влаги и конденсата.

Правильно подобрав тип фундамента, с учетом всех факторов, влияющих на его устойчивость, прочность и надежность можно на долгие годы обеспечить кирпичному гаражу качественную основу, которая будет равномерно распределять нагрузку, и защищать помещение.


Обсудить статью на форуме

Читайте также: