Фундамент основа реальности по гегелю

Обновлено: 09.05.2024

В этой статье пойдёт речь о Гегеле — одном из важнейших западных философов. Основные труды Гегеля написаны им или созданы из конспектов его лекций в первой трети XIX века. Его важнейшими произведениями считаются «Наука логики» и «Феноменология духа», которым и посвящена эта статья.

Метод

Основа философии Гегеля — знаменитый закон отрицания отрицания, объяснённый в последней главе «Науки логики», но прослеживающийся и в более ранних трудах. Его понимание — ключ ко всей философии главного героя статьи. Чтобы объяснить его, нужно начать издалека, а именно, с категории опосредования.
Любое движение мысли начинается с непосредственного. Непосредственное — изначальное, не рассмотренное через что-то другое, то, каким предмет предстаёт в простом созерцании. Соответственно, опосредование — рассмотрение предмета через что-то другое, «посредством» чего-то.

Отрицание отрицания — это опосредствование.
Непосредственное — первое положение (тезис) . Из него следует его отрицание (антитезис) . Отрицание означает не отвержение, а просто приставку «не»: например, отрицанием книги будет не книга .
В свою очередь, из первого отрицания (антитезиса) следует отрицание отрицания — синтез . Отрицание отрицания есть возвращение к непосредственному положению (тезису), но уже через отрицание (антитезис). Таким образом, отрицание отрицания есть опосредование положения.
Опосредование также называется Гегелем рефлексией , часто используется словосочетание «рефлексия в себя». Оно означает именно «углубление» в себя через отрицание отрицания.

Но в отрицании по Гегелю не утрачивается содержание отрицаемого. Отрицание «не книга» содержит в себе положение «книга» , хотя и не есть само это положение, так же, как и отрицание отрицания «не не книга» содержит отрицание «не книга» . Снятие — как раз такое отрицание, сохраняющее в себе отрицаемое. Любое отрицание есть снятие, «не книга» содержит «книгу» снятой. Отрицание отрицания есть снятие снятия, таким образом, в нём сохраняется и содержится как непосредственное положение, так и его отрицание. Движение отрицания отрицания можно назвать снятием односторонности предмета, «не не книга» содержит больше знания, чем просто «книга» , так как в «не не книге» содержится ещё и понятие чего-то другого по отношению к «книге» .

Теперь, чтобы было понятнее, приведём пример отрицания отрицания из начала «Науки логики».
— То непосредственное, с чего всё начинается — чистое бытие , это положение или тезис . Чистое бытие не содержит определений, не имеет содержания (поэтому оно «чистое»).
— Поскольку оно ничего не содержит, оно есть ничто . Ничто — не бытие, поэтому ничто — отрицание бытия, антитезис .
— Поскольку ничто рассматривается, оно есть, следовательно, оно не только есть бытие, перешедшее в ничто, но и ничто, перешедшее в бытие. Этот переход бытия и ничто друг в друга, в котором бытие и ничто «растворились» друг в друге, есть наличное бытие , или нечто, т. е. наличие чего-то. Нечто есть отрицание отрицания, синтез . Об этом, кстати, упомянул сам Гегель.
Наличное бытие так же, как чистое бытие, есть бытие. То есть в ходе отрицания отрицания бытие вернулось к себе, опосредовалось через ничто. Бытие сняло односторонность, «вобрало в себя» своё отрицание — ничто.
Как-то так работает метод отрицания отрицания. Именно этот метод Гегель утверждал в качестве формы синтетического мышления.

Наконец, важные замечания. Во-первых, отрицание отрицания — это не единство положения и случайного, не пойми откуда взявшегося его отрицания, такое понимание вульгарно. Отрицание положения всегда берётся из самого положения, а не извне, отрицание отрицания также следует из самог о первого отрицания, а не просто постулируется познающим.
Во-вторых, опосредованное есть вместе с тем непосредственное, синтез тоже выступает как непосредственное положение в следующей триаде отрицания отрицания.

Наука логики

Рассмотрим дальнейшее развитие мысли Гегеля в «Науке логики», изданной в 1812-1816 гг. Она разделена на 3 книги — учения о бытии, сущности и понятии. Нетрудно догадаться, что бытие — непосредственное положение, сущность — его отрицание, понятие — отрицание отрицания.
Что такое бытие, уже примерно разобрались. В «Учении о бытии» описаны формы определённого бытия — качество, количество, в-себе и для-себя-бытие, мера. Если останавливаться на каждом понятии, понадобится отдельная статья (когда-нибудь, возможно, сделаю), здесь стоит объяснить 2 понятия, встречающиеся у Гегеля почти на каждой странице — в-себе-бытие и для-себя-бытие . Первое непосредственно и есть простое тождество сущего с самим собой. Для-себя-бытие — результат отталкивания инобытия (бытия в ином) и притяжения к себе, то есть представляет собой то же отрицание отрицания/опосредование/рефлексию в себя.
Ещё можно заметить, что определение (= придание определения) есть ограничение и отрицание всего другого, что не есть это определение. Поэтому всё конечное (определённое) отрицательно, с точки зрения Гегеля.

Сущность развивается из меры, единства качества и определённого количества. Именно мера выступает праобразом сущности, последняя есть результат слияния качественного и количественного определений меры.
Сущность Гегель определяет следующим образом: сущность — бытие, в котором определения сняты (имеются ввиду качественные и количественные определения), приводящее себя к непосредственности через опосредование отрицанием себя самого . Разобрать эту запутанную фразу поможет пример.
Человек изменяется во времени. Человек в 15 лет и в 25 лет — не одно и то же. За эти 10 лет он постоянно подвергал себя (а именно своё актуальное состояние, актуальные определения) отрицанию и опосредованию, он менялся всё это время, а изменение — отрицание актуального состояния. Однако в результате опосредования человек приводил себя к непосредственности. Человек так же непосредственен в 25, как в 15. То общее, что есть человек и в 15, и в 25, есть его сущность . Эта сущность содержит множество определений, но она одна и едина, поэтому можно сказать, что определения в ней сняты.

Гегель утверждает, что сущность есть отрицание бытия , а именно, его «самоуглубление». Ещё приводится такое определение: «вогнутое в себя бытие», возможно, кому-то это облегчит понимание. Следовательно, даже бытие в сущности снято. Результат рефлексии сущности в себя, т. е. того самого движения отрицания отрицания, есть её основание . Основание в том же смысле, в каком бетонный фундамент есть основание бетонного здания. Сущность, опосредованная условием (по значению близко к причине) и основанием — вещь, или существующая сущность . Совокупность вещей и их явлений (видимости) есть действительность , следовательно, вещь есть претворение сущности в действительность, это раскрывается в «Феноменологии духа». Пример: единорог — сущность, но он не существует и не есть вещь, т. к. ничто не вызвало его претворения в действительность.
В конце «Учения о сущности» движение отрицания отрицания приводит к абсолютному . Как уже было сказано, отрицание отрицания есть снятие односторонности, поэтому приход к абсолютному неизбежен. Абсолютное сначала выступает, как субстанция сущностей, то есть то общее, что есть у всех сущностей и ограничением чего они являются. Вообще всё конечное есть ограничение абсолютной субстанции, то есть акциденция. За это утверждение Гегеля называют спинозистом, ибо Спиноза в «Этике» утверждал почти то же самое. Разница в том, что у Гегеля абсолютное, как оно описано в «Учении о сущности», ещё не есть Бог, и в том, что Спиноза начинает с абсолютного, а Гегель им заканчивает. Кроме того, абсолютное как субстанция есть собственная причинность. Субстанция есть для себя причинность, поскольку вызванные причинами ограничения субстанции до сущности суть все проявления субстанции. Конечно, это далеко не всё, о чём Гегель пишет в «Учении о сущности», здесь приведено лишь самое важное и то, что потребуется для объяснения «Феноменологии духа».

О том, как субстанция переходит в понятие, Гегель пишет в самом последнем абзаце «Учения о сущности». Абсолютная субстанция делит себя на положительную всеобщность (результат рефлексии внутрь себя) и отрицательную единичность (результат рефлексии в определённость). Их единство, частное , делится на определённую простоту (всеобщий момент частного) и на простую определённость (момент единичности частного). Единство простой определённости и определённой простоты и есть понятие .
Пример. Понятие «книга» есть определённая простота, поскольку конкретным содержанием понятия «книга» может быть абсолютно любая книга, это всеобщий момент понятия. Также «книга» содержит момент единичности, потому что понятие «книга» — что-то определённое и конкретное. Но книга как определённое, конкретное и книга как всеобщее — одно и то же понятие «книга» , следовательно, оно есть тождество всеобщности и единичности .
Понятие — отрицание сущности и, следовательно, отрицание отрицания. Действительно, понятие есть бытие, опосредованное сущностью. Гегель также утверждает, что понятие — основание сущности (т. е. результат её рефлексии в себя), сущность, возвратившаяся к бытию, и единство бытия и сущности и их истина.

Понятие отрицает само себя. С одной стороны, понятие книги тождественно самой книге , с другой — понятие книги есть лишь внешняя форма, в которую облекается книга . Так вот, понятие как внешняя форма — субъективное понятие , а понятие как тождество этой внешней формы и содержания, объекта, есть объективное понятие . Тождество объективности и субъективности, или возвращение субъективности к себе, есть идея . Завершается «Учение о понятии» тем, что мышление приходит к абсолютной идее, то есть идее абсолютного, и всё предыдущее движение мышления в форме отрицания отрицания — самопознание абсолютной идеи.

Соответственно, вся «Наука логики» — не бессвязный набор положений, а единая история самопознания абсолютной идеи. Тем, кто собирается читать «Науку логики», я бы посоветовал иметь это ввиду и обращать внимание не только на дефиниции категорий, но прежде всего на то, как из одной категории выводится следующая.

Теперь можем переходить к «Феноменологии духа».

«Феноменология духа» повящена, собственно, раскрытию духом самого себя в своих явлениях, это второе важнейшее произведение Гегеля, изданное в 1807. Несмотря на то, что оно написано раньше «Науки логики», начать изучать Гегеля стоит именно с последней, чтобы понять метод Гегеля и основные принципы развития его мысли. К этому труду также применимо всё сказанное в последнем предложении предыдущего абзаца. Дух тоже раскрывает себя через отрицание отрицания, хотя в предисловии к «Феноменологии» этот принцип определён не так точно, как в «Науке логики». Что такое дух? Непосредственно он выступает, как субстанция чистого сознания, то есть сознания, взятого без содержания. Содержание сознания — мышление и понятие — инобытие духа (бытие в ином), оно произведено духом. Впоследствии дух раскрывается как сущность и самость и доходит до познания себя как абсолютного, всеобщего духа. Вся «Феноменология», как и вся история человечества и человеческой мысли, определяется как процесс самопознания абсолютного духа. Все этапы этого самопознания необходимы, отсюда утверждение, что свобода есть осознанная необходимость (которое, кстати, тоже было ещё у Спинозы).

Читая следующее повествование, попробуйте сами провести исторические параллели.
1. Единичное сознание. Феноменология начинается с непосредственной и изначальной деятельности сознания — восприятия. Воприятие есть отношение между простым «Я» и «этой» (то есть конкретной, определённой) вещью. следующий этап — рассудок , уже оперирующий понятиями, всеобщим, абстракциями, здесь ничего оригинального. Затем сознание становится собственным предметом, переходит в самосознание . Последнее разделяется на 2 равных самосознания, переходящих друг в друга, одно есть предмет, другое — рассматривающее. Именно здесь, когда чистое сознание стало предметом, оно впервые созерцает непосредственный дух как субстанцию обоих самосознаний, то общее, благодаря чему они суть одно самосознание. Самосознания сливаются друг с другом в среднем между ними, которое тоже есть самосознание.
Здесь стоит сделать отступление и сказать про форму отрицания отрицания в «Феноменологии», приведённую Гегелем в предисловии. Непосредственное знание отчуждается от себя, становясь предметом, и возвращение его к себе есть единство рассматривающего сознания с предметом. В эту форму облечены многие положения «Феноменологии», а также и всеобщее содержание этого труда, как будет видно дальше.
Итак, выявленное единое самосознание разделено на рассматривающее и рассматриваемое, предмет. Это сознания господина и раба соответственно. Сознание раба рефлектируется через сознание господина, обретая для-себя-бытие, осознаёт свою существенность как предмета и обретает самостоятельность. Здесь же появляется мышление.
Мыслить, согласно Гегелю — так относиться к предмету, чтобы видеть в нём для-себя-бытие сознания, или быть для себя как сущее в себе. Проще говоря, мышление —движение сознания внутри самого себя и понятия. В мышлении сознание уходит в себя, становится «стоическим» — безразличным к внешнему по отношению к сознанию. Стоицизм переходит в скептицизм. Отвергая объективность, скептическое сознание отвергает истину, становится случайным и беспорядочным и, в конечном итоге осознав свою случайность и беспорядочность, становится несчастным сознанием . Последнее обращается к действительности и в действовании видит свою достоверность.

Сознание стало разумом. «Разум есть достоверность сознания, что оно есть вся реальность» — цитата Гегеля. Это означает, что разум рассматривает действительность как своё инобытие. Следовательно, он есть единство сознания и самосознания. Чтобы заполнить себя этой действительностью как содержанием, разум обращается к эмпиризму, эмпирической науке. В том числе, он заполняет себя знанием о других индивидах и себя рассматривает как индивида. Здесь сознанию открывается нравственность, духовное единство индивидов, всеобщее самосознание. Сознание переходит от единичного сознания к частному.

2. Коллективное (частное) сознание. Если так же подробно пересказывать эту часть, между прочим, занимающую больше половины «Феноменологии духа», просто не хватит места, так что ограничимся кратким описанием. Формы развития сознания — народ как «нравственная субстанция», добродетель, обращение сознания к действованию, субстанция действительности, называемой Гегелем «самой сутью дела», семья и правительство, на этом следует остановиться. Семья есть воплощение «божественного закона», под которым подразумевается непосредственный долг по отношению к семье (хранительницами которого по Гегелю и не только являются, кстати, женщины). Но семье как божественному закону противостоит «человеческий закон» общественности, имеющей действительность в правительстве. Первый закон побуждает нарушать второй, это источник преступления, после которого божественный закон уничтожен правительственным. В этом разделе Гегель утверждает, что индивид, не принадлежащий семье или народу, то есть коллективу, несущественен и не имеет никакой ценности. Ну так вот, общественность лишается духа. Сознание видит свою несущественность, дух отчуждается от себя.

В отчуждении сознание разделяется на то, чей предмет действителен — просвещение, обращённое к действительности, лишённой духа, и то, где предмет — само идеалистическое в обыденном смысле этого слова сознание - веру. Это — «мир образованности» , мир просвещения . Дух этого мира — «проникнутая самосознанием духовная сущность», по выражению Гегеля. Сознание стремится подогнать под себя действительность, категории мира просвещения — хорошее и плохое. Государственная власть возводится до самости, принимая жертву для-себя-бытия, служение этой власти — лесть. Дух мира образованности выступает для сознания, как абсолютное извращение и бессмысленная болтовня ни о чём ( можно проследить параллель с более поздними критиками просвещения, в частности, некоторыми экзистенциалистами, традиционалистами и, отчасти, неомарксистами ).
Просвещение разоблачает само себя, сознание вновь отчуждается. Отчуждённое сознание разделяется на веру и здравомыслие, последнее уничтожает веру, заполняя её своим содержанием, из абсолютной сущности (Бога, который ещё не познан) делает преходящую (исчезающую) вещь, то есть Ницше, если что, не первый заметил убийство и смерть Бога. Здравомыслие, отвергающее, напомню, просвещение и поглотившее веру, претворяется в действительность и становится абсолютно свободной абсолютной волей , действующей через правительство. Однако, поскольку абсолютная воля действует через правительственные органы, при чём различные, она ограничивается и распадается. Единственное действование абсолютной воли, следовательно, есть смерть. Воля чувствует ужас перед смертью.

Отчуждённый дух (отчуждённый в лишённом духа обществе, отвергнувшем «божественный закон») находит себя в противоречии между сущностью абсолютной воли и её проявлением. Абсолютная воля для него — истинность, возник моральный дух. Сознание обрело истинность и стремится ко всеобщности. Абсолютная теперь уже сущность есть долг, принятие его сознанием — совесть. Последняя проста и лишена содержания, она воспринимает долг непосредственно. Соответствующее долгу определяется, как справедливость.
Совести не доверяет общество, так как не может убедиться в её доброте, совесть и общественное сознания отвергают друг друга. Совесть признаёт, что она есть зло, ибо полагает себя выше закона. Всеобщее сознание видит в признавшейся совести себя. Взаимное признавание совести и всеобщего сознания есть абсолютный дух .

3. Абсолютный дух познают религия и искусство, но ведущая роль принадлежит, по мнению Гегеля, философии.
Всё это, конечно, очень сжатый и поверхностный пересказ этого труда, но только таким и придётся ограничиться в рамках общей статьи.

Абсолютный дух рассматривает всю предыдущую историю, как своё самопознание, как уже было сказано выше. Поэтому и индивидуальное сознание, и даже коллективное существенно лишь постольку, поскольку есть момент истории духа. Да, Гегель был радикальным коллективистом. Второе следствие из «Феноменологии» — конец истории, который Гегель видел в своей философии. Действительно, абсолютный дух раскрыт, можно заканчивать время…
По методу и структуре «Феноменология духа» аналогична «Науке логики», она тоже представляет собой одну связную ветвь развития через отрицание отрицания и тоже полагается самопознанием абсолюта. Общая структура «Феноменологии» — также отрицание отрицания: непосредственное сознание отчуждается от себя, становясь своим предметом, и возвращается в себя, достигнув единства предмета с собой в абсолютном. Ту же форму можно заметить в триаде: нравственный дух — отчуждённый дух — моральный дух.

Примерно так выглядят основные положения философии Гегеля. Конечно, собрание его сочинений не исчерпывается двумя трудами, он попытался сформировать целостную систему во всех сферах, куда смог дотянуться с помощью философии. Но обо всём за раз рассказать невозможно, так что о других сторонах учения Гегеля речь пойдёт, возможно, в следующих статьях.

Самым значительным немецким философом начала 19 в. являлся Георг Фридрих Вильгельм Гегель (1770 – 1831). Гегель получил философское образование в Тюбингенском университете. В молодости Гегель придерживался демократических воззрений: одобрял французскую революцию, писал сочинения, подвергавшие сомнению догмы христианства. Однако постепенно убеждения Гегеля эволюционировали вправо. В конце жизни он признавался официальным философом прусского государства, исповедовавшим консервативные убеждения. Почти всю взрослую жизнь Гегель преподавал философию и смежные дисциплины в различных университетах Германии. Наконец, в 1818 году он приезжает в Берлин, где становится ведущим преподавателем в университете. Чтобы послушать лекции Гегеля, ставшего к тому времени европейской знаменитостью в Берлин приезжали образованные люди из других стран, в том числе и из России. Главными произведениями Гегеля были «Феноменология духа», «Наука логики» и «Энциклопедия философских наук» (3 тома), «Философия права». После смерти Гегеля были восстановлены (по записям самого философа и конспектам слушателей) и опубликованы тексты лекций Гегеля прочитанных в Берлинском университете по истории философии, философии истории, эстетике.

Гегель является наиболее ярким представителем объективного идеализма в истории мировой философии. Как и все объективные идеалисты, Гегель полагал, что в основе реальности лежит некое нематериальное начало, не зависящее от сознания человека. Учение Гегеля получило название абсолютного идеализма. По Гегелю, в основе мироздания находится Абсолютная идея, Понятие, Мировой дух. Всё остальное является результатом развития этого первоначала. Абсолютное начало Гегель представлял в виде мирового разума. Поэтому Гегель является одним из самых последовательных рационалистов в онтологии (в основе мироздания находится разум), гносеологии (разум является главным средством познания, источником и критерием истины), этике (разум должен определять поведение человека) и других философских дисциплинах. Гегель поддерживает выдвинутую Кантом идею активности субъекта, творящего реальность в процессе познания. Однако он применяет эту мысль в рамках объективного (а не субъективного) идеализма, утверждая бытие развивающегося верховного рационального субъекта, в процессе своего совершенствования создающего всё более совершенную реальность.

Итак, идея является первичной по отношению к материи, веществу. Материя же рассматривается в философии Гегеля в качестве инобытия Идеи, одной из стадий её развития, результатом деятельности идеального первоначала. Материя это отчуждённое, превращённое бытие абсолютной идеи. Для философии Гегеля характерен панлогизм, то есть представление о том, что вся реальность и происходящие в ней процессы определяются законами логики изначально присущими абсолютному идеальному началу, имеющему рациональный характер. Всё существующее в действительности имеет разумное основание. С другой стороны, всё разумное обладает высшей степенью существования, действительности. Чем в большей степени что-либо является разумным, тем в большей степени оно может считаться утверждённым в реальности, обусловленным онтологически рационализированной основой мира. Поэтому Гегель заявляет: «Всё действительное разумно, а всё разумное действительно». Именно в этом выражении ярче всего проявляются панлогистские воззрения Гегеля. Панлогизм в целом обосновывает консервативные тенденции в философии Гегеля, поскольку ведёт к оправданию существования всего имеющегося в действительности (прежде всего в социуме) как изначально разумного.

Философская система Гегеля состоит из 3 частей, отражающих этапы развития лежащего в основе мира идеального первоначала.[1] Первая часть – «Наука логики» - изучает идею в её первичном бытии, в мире идеального, логического. На втором этапе идея, отчуждаясь от своего первоначального состояния, порождает своё инобытие – материю, вещество, природу; поэтому вторая часть философской системы Гегеля называется «Философия природы». Природу (материальную действительность) Гегель не воспринимает как самостоятельную реальность. Все стадии развития природы определяются воздействием идеального начала, придающего объектам природы и ей в целом динамизм. Из-за вольного обращения с фактами и множества ошибок «Философия природы» Гегеля не получила признания со стороны учёных-естествоиспытателей. Наконец, на третьем этапе своего развития идея возвращается в идеальное состояние, однако уже в форме человеческого сознания и продуктов различных видов её деятельности. Это третья часть философской системы Гегеля – «Философия духа». «Философия духа» делится Гегелем в свою очередь на три части: 1. Субъективный дух. 2. Объективный дух. 3. Абсолютный дух. Субъективный дух представляет собой собственно мир человеческой психики и сознания. Сферой объективного духа Гегель считает мир общества, нравственности и государства. Абсолютный дух состоит из искусства, религии и философии. В искусстве дух созерцает себя, в религии дух представляет себя, а в философии познаёт себя. Именно философия выступает, согласно Гегелю, высшей формой деятельности духа, познающего в процессе философствования самого себя. Знаменитым стало высказывание Гегеля о сове Минервы, «начинающей свой полёт с наступлением сумерек». Этим аллегорическим образом Гегель хотел иллюстрировать свою мысль, что философия (сова Минервы) начинает осмысление породившей её исторической эпохи лишь в момент, когда эта эпоха клонится к закату, т.е. наступают сумерки этой эпохи.

Обратите внимание, что всё в философии Гегеля строится по обусловленной диалектикой триадной схеме, обозначаемой как 1. Тезис. – 2. Антитезис. – 3. Синтез. Синтез в ней является снятием противоположности тезиса и антитезиса. Так, в сфере абсолютного духа снимается противоположность между объективным и субъективным, а в «Философии духа» снимается противоположность между идеальным и материальным.

Чрезвычайно важной чертой философии Гегеля является её диалектичность. Гегель считается одним из величайших диалектиков в истории философии. Он первый в чётком виде сформулировал основные законы и категории диалектики.[2] Диалектика для Гегеля не столько философская наука, сколько философский метод, который должен применяться во всех научных дисциплинах в целях наиболее адекватного познания действительности. В отличие от идеализма Платона, в котором идеи (в противоположность материальным вещам) были неподвижны; в диалектическом идеализме Гегеля идеи, содержащиеся в Абсолютном начале подвижны, видоизменяются, переходят друг в друга, совершенствуются. На панлогизме и диалектике Гегеля основан принцип единства логического и исторического в его философии. Всё изменяющееся, исторически преходящее, в конечном итоге является выражением процессов в логической сфере, сфере идей и понятий. Развитие идей идёт от абстрактного к конкретному, что сопровождается переходом к всё большей содержательности. Вслед за этим становится более совершенной, более развитой и реальность.

Самое пустое, абстрактное понятие, с которого начинается процесс развития понятий - чистое бытие, равнозначное со своей противоположностью - ничто. Из соотношения чистого бытия и ничто (как тезиса и антитезиса) возникает в качестве синтеза наличное (качественно определённое) бытие, обладающее большей конкретностью, содержательностью, а значит, и совершенством. Однако диалектика Гегеля носит идеалистический характер. Первичным для него является развитие понятий, а процессы развития в материальном мире вторичны, они есть лишь отражение диалектики понятий. Диалектический метод противопоставляется Гегелем метафизическому методу, характерному для прежней философии, как идеалистической, так и материалистической. Гегель подвергает метафизический метод резкой критике за ограниченность, несовершенство методологии и неспособность постичь все явления в состоянии развития.[3]

Постепенно выявилось противоречие между метафизической системой философии Гегеля и применяемым им диалектическим методом. С одной стороны Гегель пытался построить систему, которая была бы завершена и гарантировала бы обнаружение полной и неизменной (абсолютной) истины – в этом можно усмотреть метафизическую тенденцию в философии Гегеля. Однако, с другой стороны, практикуемый Гегелем диалектический метод, воспринимающий истину как вечный процесс, лишённый законченности, коренным образом противоречил метафизическим тенденциям объективно-идеалистической системы Гегеля. Также в самой философской системе Гегеля содержалось противоречие между консервативными установками, вытекающими из объективно-идеалистического рационалистически-панлогистского фундамента системы философии Гегеля, и опять же диалектическим методом, ведущим в конечном итоге к выводам о неизбежности скачкообразного качественного изменения всего в мире. Эта противоречивость привела к расколу сторонников Гегеля на две противоборствующие группировки: старогегельянство, отличающееся консерватизмом, и младогегельянство, сделавшее акцент на диалектику Гегеля и оправдывающее с её помощью радикальные революционные изменения. Философия Гегеля была очень распространена среди его современников и некоторое время после смерти Гегеля.[4]

В дальнейшем учение Гегеля стало одной из основ формирования направлений постклассической философии (английского абсолютного идеализма, марксизма и пр.) С другой стороны, именно критика философии Гегеля стала моментом пересмотра и ревизии классической европейской философской парадигмы в середине-конце 19 в.

[1] Этому соответствует деление «Энциклопедии философских наук» Гегеля на 3 тома.
[2] О законах и категориях диалектики введённых Гегелем, см. подробнее в ответе на вопрос 10.
[3] О сути противопоставления диалектического и метафизического методов см. подробнее в ответе на вопрос 9.
[4] Философия Гегеля была в 1830-1840 гг. была чрезвычайно популярна и в России. Например, Л. Н. Толстой писал в своих воспоминаниях: «Когда я начал жить, гегельянство было основой всего: оно носилось в воздухе, выражалось в газетных и журнальных статьях, в исторических и юридических лекциях, в повестях, в трактатах, в искусстве, в проповедях, в разговорах. Человек, не знавший Гегеля, не имел права говорить; кто хотел познать истину, изучал Гегеля. Всё опиралось на нём».

нравственного существа принципиальное значение имеет:

соблюдение общественных норм

разумность и осмысленность поведения

Кант считает, что пространство и время:

есть врожденные, доопытные формы чувственности

существуют независимо от нашего сознания

являются формами бытия вещей

не существуют вообще

это свойства окружающего нас мира

По Канту, нравственная ценность поступка тем выше, чем более

подчинен абстрактному чувству долга

соответствует действующему закону

доставляет личное удовлетворение

связан с гуманными или дружескими чувствами

Автор «Феноменологии духа», «Науки логики», «Энциклопедии

Фундамент, основа реальности, по Гегелю:

Абсолютная идея или Дух

Дух, с точки зрения Гегеля, разворачивается, развивается в

пространстве и времени для того, чтобы:

познать самого себя

наслаждаться муками людей

создать материальный мир

Три шага диалектики у Гегеля – это:

Три части философии Гегеля включают в себя:

логику, философию природы, философию духа

тезис, антитезис, синтез

механику, физику, органику

искусство, религию, философию

философию субъективного, объективного и абсолютного духа

Философия субъективного духа у Гегеля занимается

Индивидуальной человеческой души

Духа разных народов

Объективный дух, согласно Гегелю, это

Индивидуальная человеческая душа

Хронологические рамки немецкой классической философии

Всё, что существует, по Гегелю, это проявление

Духа или Абсолютной идеи

созидательной силы человечества

основных свойств материи

Гегель использует диалектику для описания:

закономерностей развития Духа (или Абсолютной идеи) и нашего

закономерностей появления исторических личностей в мировой

случайных событий в мире

случаев использования категорического императива

Синтез – как заключительная ступень диалектики – предполагает:

Новое, более богатое понятие, объединяющее тезис и антитезис

Сумму тезиса и антитезиса

Среднее арифметическое тезиса и антитезиса

Не зависит от тезиса и антитезиса вообще

Простое отрицание тезиса

Философ, утверждавший, что человек бессознательно и

непроизвольно создает по своему образу Бога:

В своей философии Фейербах не отстаивает:

* Субъективный идеализм Сенсуализм

* Учение о человеке Учение о Боге

Учение о Богочеловечестве Учение о человекобожестве

35 Наделение человеческими качествами животных, неодушевленных предметов, абстрактных понятий – это:

нравственного существа принципиальное значение имеет:

соблюдение общественных норм

разумность и осмысленность поведения

Кант считает, что пространство и время:

есть врожденные, доопытные формы чувственности

существуют независимо от нашего сознания

являются формами бытия вещей

не существуют вообще

это свойства окружающего нас мира

По Канту, нравственная ценность поступка тем выше, чем более

подчинен абстрактному чувству долга

соответствует действующему закону

доставляет личное удовлетворение

связан с гуманными или дружескими чувствами

Автор «Феноменологии духа», «Науки логики», «Энциклопедии

Фундамент, основа реальности, по Гегелю:

* Абсолютная идея или Дух Природа Бог Материя Человек

Дух, с точки зрения Гегеля, разворачивается, развивается в

пространстве и времени для того, чтобы:

* познать самого себя творить добро

наслаждаться муками людей

создать материальный мир

Три шага диалектики у Гегеля – это:

Три части философии Гегеля включают в себя:

* логику, философию природы, философию духа тезис, антитезис, синтез

механику, физику, органику

искусство, религию, философию

философию субъективного, объективного и абсолютного духа

Философия субъективного духа у Гегеля занимается

Индивидуальной человеческой души

Духа разных народов

Объективный дух, согласно Гегелю, это

Индивидуальная человеческая душа

Хронологические рамки немецкой классической философии

Всё, что существует, по Гегелю, это проявление

Духа или Абсолютной идеи

созидательной силы человечества

основных свойств материи

Гегель использует диалектику для описания:

закономерностей развития Духа (или Абсолютной идеи) и нашего

закономерностей появления исторических личностей в мировой

случайных событий в мире

случаев использования категорического императива

Синтез – как заключительная ступень диалектики – предполагает:

* Новое, более богатое понятие, объединяющее тезис и антитезис Сумму тезиса и антитезиса Среднее арифметическое тезиса и антитезиса

Веком, когда идеи Просвещения получили наибольшее развитие, считают:

Веком, когда идеи Просвещения получили наибольшее развитие, считают:

Веком, когда идеи Просвещения получили наибольшее развитие, считают:

В следующей стране в XVIII веке идеи Просвещения не получили развития:

В следующей стране в XVIII веке идеи Просвещения не получили развития:

Центром или «витриной» европейского Просвещения в середине XVIII-го века была:

К числу важнейших идей французской философии эпохи Просвещения нельзя отнести

Идею приоритета коллективного над индивидуальным

Идею равенства всех людей

Идею прав и свобод человека

Идею общественного договора

К числу важнейших идей французской философии эпохи Просвещения нельзя отнести

Идею свободы слова

Идею равенства всех людей

Идею прав и свобод человека

К числу важнейших идей французской философии эпохи Просвещения нельзя отнести

Идею свободы слова

Идею равенства всех людей

Идею прав и свобод человека

Центром европейского Просвещения в середине XVIII-го века была:

Философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей:

Направление, считающее основным источником наших знаний о мире чувственный опыт:

Философское направление, стремящееся объяснить природу исходя из нее самой:

Философское направление, стремящееся объяснить природу исходя из нее самой:

Философское направление, согласно которому физическая субстанция первична по отношению к духовной субстанции:

Философское направление, согласно которому физическая субстанция первична по отношению к духовной субстанции:

Сущность деизма состоит в том, что:

Бог после сотворения мира не вмешивается в развитие событий

Бог растворен в природе

Бог постоянно вмешивается в жизнь человека

У Бога есть две ипостаси

Сущность деизма состоит в том, что:

Бог после сотворения мира не вмешивается в развитие событий

Бог растворен в природе

Бог постоянно вмешивается в жизнь человека

Вопрос о существовании Бога не имеет смысла

«Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел» была издана:

Во Франции во второй половине XVIII века

В Англии во второй половине XVIII века

Во Франции во второй половине XVI века

В Германии в 1751-1780 годах

В России в 1755 году

«Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел» была издана:

Во Франции во второй половине XVIII века

Во Франции во второй половине XVI века

В Германии в 1751-1780 годах

В России в 1755 году

В Италии в 1792 году

Мыслители французского Просвещения:

Были атеистами и деистами

Все были атеистами

Все были деистами

Мыслители французского Просвещения:

Были атеистами и деистами

Все были атеистами

Все были деистами

Отстаивали идеи религиозного консерватизма

Критическое отношение к церкви как к социальному институту:

Критическое отношение к церкви как к социальному институту:

Высказывание «Если бы бога не существовало, его надо было бы придумать» принадлежит:

Высказывание «Если бы бога не существовало, его надо было бы придумать» принадлежит:

Французский философ, считавший, что в ходе истории происходит движение от «варварской грубости» к «цивилизованности»:

Французский философ, считавший, что в ходе истории происходит движение от «варварской грубости» к «цивилизованности»:

«Человек рожден быть свободным, — а между тем везде он в оковах», — так утверждал:

«Человек рожден быть свободным, — а между тем везде он в оковах», — так утверждал:

Вольтер не развивал следующее доказательство существования Бога:

аргумент от полезности веры для общества

Представитель философии Французского Просвещения

Представитель философии Французского Просвещения

Представитель философии Французского Просвещения

Представитель философии Французского Просвещения

Работу «Исповедь» написал следующий французский мыслитель XVIII века:

Философ XVIII века, считавший, что науки и искусства способствуют развращению нравов:

Философ XVIII века, считавший, что науки и искусства способствуют развращению нравов:

С каким утверждением о науках и искусствах Руссо не соглашался:

Они направляют нравственное совершенствование

Они способствуют развращению нравов

Они порождены гордостью и любопытством

Они служат тирании

Они появились из-за тщеславия

С каким утверждением о науках и искусствах Руссо не соглашался:

Они развиваются благодаря Католической церкви

Они способствуют развращению нравов

Они порождены гордостью и любопытством

Они служат тирании

Они появились из-за тщеславия

Согласно Руссо существуют следующие типы неравенства

Физическое и политическое

Физическое и моральное

Физическое и интеллектуальное

Моральное и интеллектуальное

Политическое и моральное

Сочинение «Человек-машина» принадлежит:

Ламетри полагал, что «душа»:

Это определенная способность нашего тела

Способна существовать после смерти тела

Ламетри полагал, что «душа»:

Это определенная способность нашего тела

Французский философ, сторонник сенсуализма:

Французский философ, веривший во всесилие воспитания и доказывавший, что люди от рождения обладают равными способностями:

Французский философ, веривший во всесилие воспитания и доказывавший, что люди от рождения обладают равными способностями:

Французский философ, сторонник сенсуализма

К немецкой классической философии не относится:

Кант является автором:

«Энциклопедии философских наук»

«Критики практической способности»

«Критики чистого разума»

«Мира как воли и представления»

Автором работы «Критика практического разума» является:

Докритический и критический периоды принято выделять в творчестве

Аналитические суждения, по Канту, отличаются от синтетических тем, что они:

всё перечисленное верно

относятся к сфере этики

более сложны для понимания

не дают нам новой информации об объекте суждения

говорят о «вещах-в-себе»

A priori в буквальном переводе означает:

Феномен у Канта – это:

явление, данное нам в опыте

пространство и время

Предметом теоретической философии по Канту должно быть исследование:

законов разума и его границ

природы и человека

Бога и его влияния на мир и человека

Какой вопрос не относится к исходным вопросам высших и вечных интересов человеческого разума согласно представлениям И. Канта

Какова конечная цель истории?

Что я могу знать?

Что я должен делать?

На что я могу надеяться?

Что есть человек?

Выберите пример синтетического суждения:

Все холостяки несчастны

Все тела протяженны

Все старушки старые

Все холостяки не женаты

Все люди телесны

Как Кант формулирует основной вопрос «Критики чистого разума»:

Как возможны синтетические суждения априори?

Что я должен делать?

Как познать феномены и ноумены?

Что такое априорные формы?

Что есть человек?

«Вещь в себе» у Канта – это :

вещь как она существует сама по себе

Синоним понятий «Бог», «Высший Разум»

Кант сравнивает свою гносеологическую концепцию с:

Системой Джордано Бруно

Категории у Канта – это:

априорные формы рассудка

априорные формы чувственности

идеи, существующие в нашем разуме

пространство и время

трансцендентальные сущности, которые помогают нам постичь Бога

Рассудок, с точки зрения Канта, отвечает за

упорядочивание наших ощущений

представление ощущений в пространстве и времени

способность переоценивать ценности

Утверждение: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время стать и принципом всеобщего законодательства» принадлежит:

«Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой, ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом» - так Кант формулирует:

Априорную форму разума

По мнению И. Канта для формирования человека как нравственного существа принципиальное значение имеет:

соблюдение общественных норм

разумность и осмысленность поведения

Кант считает, что пространство и время:

есть врожденные, доопытные формы чувственности

существуют независимо от нашего сознания

являются формами бытия вещей

не существуют вообще

это свойства окружающего нас мира

По Канту, нравственная ценность поступка тем выше, чем более он:

подчинен абстрактному чувству долга

соответствует действующему закону

доставляет личное удовлетворение

связан с гуманными или дружескими чувствами

Автор «Феноменологии духа», «Науки логики», «Энциклопедии философских наук»:

Фундамент, основа реальности, по Гегелю:

Абсолютная идея или Дух

Дух, с точки зрения Гегеля, разворачивается, развивается в пространстве и времени для того, чтобы:

познать самого себя

наслаждаться муками людей

создать материальный мир

Три шага диалектики у Гегеля – это:

Три части философии Гегеля включают в себя:

логику, философию природы, философию духа

тезис, антитезис, синтез

механику, физику, органику

искусство, религию, философию

философию субъективного, объективного и абсолютного духа

Философия субъективного духа у Гегеля занимается исследованием:

Индивидуальной человеческой души

Духа разных народов

Объективный дух, согласно Гегелю, это

Индивидуальная человеческая душа

Хронологические рамки немецкой классической философии

Всё, что существует, по Гегелю, это проявление

Духа или Абсолютной идеи

созидательной силы человечества

основных свойств материи

Гегель использует диалектику для описания:

закономерностей развития Духа (или Абсолютной идеи) и нашего мышления

закономерностей появления исторических личностей в мировой истории

случайных событий в мире

случаев использования категорического императива

Синтез – как заключительная ступень диалектики – предполагает:

Новое, более богатое понятие, объединяющее тезис и антитезис

Сумму тезиса и антитезиса

Среднее арифметическое тезиса и антитезиса

Не зависит от тезиса и антитезиса вообще

Простое отрицание тезиса

Философ, утверждавший, что человек бессознательно и непроизвольно создает по своему образу Бога:

В своей философии Фейербах не отстаивает:

Учение о человеке

Учение о Богочеловечестве

Учение о человекобожестве

Наделение человеческими качествами животных, неодушевленных предметов, абстрактных понятий – это:

Итогом философского творчества Фейербаха стала:

Работу «Сущность христианства» написал:

Утверждение, о том, что «религия есть опиум народа» принадлежит:

Соратник и соавтор Маркса:

Труд «Капитал» написал:

Своими трудами Маркс внес наибольший вклад в:

Работа, которая написана не Марксом:

Тезисы о Фейербахе

Манифест коммунистической партии

Разрабатывая свою диалектику, Маркс, прежде всего, опирался на идеи:

Маркс не принимает:

Ориентацию философии на практику

Надстройка, по Марксу, не включает в себя:

С точки зрения Маркса, история представляет собой:

последовательное изменение разных типов производства и соответствующих им социальных, политических, культурных и др. институтов

последовательные изменения, связанные с действиями исторических личностей

путь человечества к Богу

последовательные изменения, связанные с действиями исторических личностей

Понятие отчуждения у Маркса описывает процесс, в результате которого:

труд перестает быть средством самореализации человека

получаются религиозные понятия

осуществляется процесс глобализации

образуется урбанистическая культура

Какой социальный класс или группа людей больше всего страдают от отчужденного труда, с точки зрения Маркса:

Читайте также: