Фундамент национальной классики шедевры русской художественной культуры первой половины 19 века

Обновлено: 03.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Фундамент национальной классики: шедевры русской художественной культуры первой половины 19 века (архитектура).

Школа: МОУ «Гимназия №1» г. Воскресенска Московской области.

Предмет: МХК.

Цель урока: формирование мировоззрения учащегося на материале произведений мировой культуры.

-образовательные: формирование у учащихся представлений о фундаменте русской национальной культуры посредством изучения шедевров архитектуры первой половины 19 века;

-развивающие: формирование навыков познания через активный деятельностный подход к обучению;

-воспитательные: создание условий для духовно – нравственного развития учащихся, формирование ценностных ориентаций.

Формируемые в ходе урока УУД:

-личностные: формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать искусство во всём многообразии его видов и жанров.

-метапредметные: использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности умение применять искусство как один из методов познания окружающей среды.

- предметные: описывать и анализировать явления культуры, используя для этого специальную терминологию; формировать коммуникативную, информационную и социально – эстетическую компетенции.

Тип урока: комбинаторный.

Применённый тип анализа материала: сквозной анализ идеи вертикали.

Учебное оборудование: компьютер, проектор, экран.

Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. 11 класс. В 2-х частях. 1 часть. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014.

Е.С. Медкова. Искусствоведческие методики в преподавании МХК. М,: педагогический университет «Первое сентября», 2006.

План – конспект урока.

Актуализация знаний учащихся

Какие виды архитектурных сооружений вы знаете?

Что такое обелиск?

Какую знаменитую Древнегреческую колонну вы знаете?

Что такое ордер?

Как называется направление в искусстве, получившее распространение
в России в XVIII – начале XIX в., в основе которого было восприятие достижений античного искусства в качестве художественных норм
и идеального образца?

Изучение новой темы (сопровождается презентацией)

Если изученные на прошлом уроке литература и музыка начала 19 века являли собой отход от классицистских традиций конца 18 века, то архитектура продолжала развиваться в русле классицизма, углубляя то лучшее, что было найдено в предшествующую эпоху. Поэтому первую треть 19 века в зодчестве России именуют периодом зрелого классицизма или ампиром. Основой архитектурного языка классицизма становится ордер – свод правил, по которым строили здания в Древней Греции. Олицетворением классической архитектуры является фасадная сторона греческого храма с треугольным фронтоном (или портиком) с колоннами.

Имперский пафос классицизма очень подходил к настроению французов во время победного шествия наполеоновской армии, что отразилось на её архитектуре. Победив наполеоновскую армию, Россия переняла имперский пафос в архитектуре.

-парадность имперского величия;

-использование атрибутов римской военной истории в качестве декоративных элементов.

Всё это мы можем проследить на примере Триумфальной арки в Москве и здании Адмиралтейства в Санкт – Петербурге.

Стройный вид Петербурга , отличающийся официальностью, торжественностью и близостью к западно – европейской школе создан благодаря творениям замечательных мастеров- А.Н. Воронихина (Казанский собор), А.Д. Захарова ( Адмиралтейство), К.И. Росси (Михайловский дворец), О. Монферрана (Александрийская колонна, Исаакиевский собор).

Что же предаёт стройность всем творениям перечисленных архитекторов? Её величество ВЕРТИКАЛЬ. Каждое из сооружений увенчано шпилем или само представляет обелиск-колонну. Давайте рассмотрим историю архитектуры сквозь призму выбранной нами позиции.

Для художественно – творческой деятельности большое значение имеет комплекс выработанных с незапамятных времён пар, в том числе и пара Верх – Низ.

В её основе лежат древние представления и Мировой оси. В древнеегипетском искусстве тема вертикали в виде обелиска осмысляется как символ божественного бессмертия и поэтому в более позднем искусстве используется как мемориальный памятник. Обелиск был органически включён в европейскую культуру. Площадь Согласия в Париже, площадь перед собором святого Петра в Риме – все они организуются вокруг аутентичных древнеегипетских обелисков. Обелиск как символ бессмертия переосмыслен в плане исторического бессмертия и славы в многочисленных памятниках героям отечественной войны в России 1941-45 годов

( стела на Поклонной горе в Москве, обелиск монумента Героическим защитникам Ленинграда на площади Победы в Санкт – Петербурге).

Историческое бессмертие и память потомков – основные символические смыслы другой мемориальной вертикали, подаренной нам культурой Рима. Триумфальная колонна Траяна воздвигнута в честь победы императора над Дакией. Колонна Траяна породила в европейской традиции целый ряд памятников такого типа. Это и Вандомская колонна в Париже, и ростральные колонны на стрелке Васильевского острова, и Александрийская колонна в Санкт – Петербурге. Все они взметнулись ввысь в честь значимых для нации военных побед.

Познавательная работа на уроке: Ответить на вопрос: Можно ли понять, кто победитель в войне 1812 г, сравнив высоту Вандомской колонны в Париже и Александрийской колонны в Санкт – Петербурге, ведь эти памятники сооружены в честь побед национального оружия.

Ответ: исследование высоты этих сооружений (Вандомская колонна – 43,5 м, Александрийская колонна – 48 м), говорит о победе России над Наполеоном.

Идея вертикали башни, рвущейся к небу, - общемировая идея. Она выросла из модели Мировой горы и реализовалась в зиккурате, Александрийском Маяке, Вавилонской башне…Башня как молитва, обращённая к Богу, присутствует во всех культурах Средних веков – это и башни романских и готических соборов, и минареты мусульманских мечетей, и колокольни и звонницы при православных храмах. В древнерусском искусстве высотному порыву готики соответствует высотность шатрового зодчества. В гармоничном взлёте вертикали храма Вознесения в Коломенском - полнота метафорического воплощения идеи вознесения Христа соединяется с классичностью и уравновешенностью форм.

Кроме мистических, религиозных смыслов в высотном строительстве Средних веков присутствовали и политические смыслы. Высота колокольни Ивана Великого

(81 м) утверждала главенство Москвы не только как центра Московского государства, но и как центра православного мира, «центра мировой святости» (Ю.Лотман). Борьба за свободу и независимость коммун в Средневековой Европе привела к строительству городских соборов небывалой высоты. Это соревнование привело к тому, что в период с 1163 по 1225 г были построены «на повышение» соборы в Париже, Шартре, Реймсе, Страсбурге.

Познавательная работа на уроке: воспользовавшись возможностями разных источников информации (учебник, интернет), учащиеся определяют высоту перечисленных соборов.

Собор в Париже- 33 м;

Собор в Шартре – 36,5 м;

Собор в Реймсе – 38 м;

Собор в Страсбурге – 140 м.

Сложное переплетение теологических и политических соображений породило вертикаль шпиля собора Петра и Павла в Санкт – Петербурге. Пётр 1 имел уникальную возможность начать всё с начала. В оппозиции к старой Москве он творил свой юный мир и начал его строительство по всем правилам мифологического мышления – с обозначения посреди топких болот высокого сакрального центра (шпиль собора) и зоны предельной упорядоченности (шестигранник Петропавловской крепости). Шпиль Петропавловского собора (ребята находят его высоту – 122,5 м) должен по определению быть выше колокольни Ивана Великого (81 м), т.к. столица государства Российского перемещалась из Москвы в Санкт – Петербург. На левом берегу Невы со строительством Адмиралтейства (также со шпилем) был обозначен следующий по иерархии смысловой узел столицы.

Закрепление. Задание: исследовать, как отразился в архитектуре сталинского времени идеология строительства нового мира.

Результат: Выяснено, что возвращение столицы в Москву помноженное на реанимацию имперских притязаний сталинского режима, дало новый всплеск высотного строительства. В 40-50-е годы 20 века было построено 7 высотных зданий (26-32 этажа).

Рефлексия. Каково значение вертикали в настоящее время?

Вступающие в мир технологической гонки страны автоматически включаются в гонку высотного строительства – США, Япония, Малайзия, Сингапур, Южная Корея, Китай, Москва.

Домашнее задание: Читать стр. 140 – 144, заполнить рабочую тетрадь.

Цель: развитие социально-адаптивной и когнитивной (познавательной) компетентности через овладение учащимися знаниями о российской культуре первой половины XIX века.

  • формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире.
  • развитие у учащихся умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность для миропонимания и познания современного общества, а так же способности решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах.
  • расширение опыта оценочной деятельности учащихся на основе осмысления жизни и деятельности представителей российской культуры первой половины XIX века, готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны.
  • воспитание учащихся в дух патриотизма, уважению к своему Отечеству, использование знаний о культуре своего народа в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде.

УМК: Русская художественная культура. 11 класс. (учебник)/Л.А.Рапацкая. – М.: ВЛАДОС, 2012 г.

  • “Литература первой пол. 19 века”,
  • “Путь от “русской европейскости” к вершинам отечественной классической живописи”,
  • “Архитектура - Русский ампир”,
  • “Скульптура первой пол.19 века”,
  • “Русская музыкальная классика первой пол.19 века”.

I. Организационный этап.

II. Актуализация знаний

Целевая установка. Слайд 1

- Мы совершим сегодня с вами удивительное путешествие в мир русской культуры первой половины 19 в. Это время называется “золотым веком” русской культуры.

В первой половине 19 века писали свои бессмертные произведения Грибоедов и Пушкин, Лермонтов и Гоголь. Возводились монументальные сооружения в Петербурге и Москве. Русская живопись обогатилась новыми полотнами Брюллова, Венецианова, Федотова. Музыкальное искусство развивалось в новых направлениях.

- Какова тема нашего урока.

Обучающиеся: “Художественная культура России первой половины 19 века”

- На какой основной вопрос мы должны сегодня ответить?

- Почему первую половину XIX века называют “Золотым веком” русской культуры?

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация к учебной деятельности.

- Есть какая-то неразрешимая загадка в притягательности дней, давно ушедших.

XIX век. Его называют “золотым веком” русской культуры. После победы над Наполеоном русский народ испытывал небывалый подъем патриотических чувств. Именно в начале XIX века в России произошел мощный взлет в литературе, музыке, живописи, архитектуре.

- Итак, запишите тему нашего урока: Художественная культура России первой половины 19 века

- А сейчас я попрошу вас обратиться к нашему опыту целеполагания на уроках. Давайте наметим цель нашей деятельности и предполагаемый результат.

  • буду знать. особенности “золотого века” русской культуры
  • продемонстрирую. результаты своей исследовательской и творческой работы исходя из выбранных ролей журналист, статист, экскурсовод, искусствовед, телеведущий; умение работать с компьютером и Интернетом.
  • смогу поразмышлять . о жизни и деятельности представителей российской культуры первой половины XIX века.

Работа с историческим источником

- прочитайте исторический документ и ответьте на вопрос.

“Мудрость человеческая имеет нужду в опытах, а жизнь кратковременна. Должно знать, как искони мятежные страсти волновали гражданское общество и какими способами благотворная власть ума обуздывала их бурное стремление, чтобы учредить порядок, согласить выгоды людей и даровать им возможное на земле счастие. Но и простой гражданин должен читать Историю.

Она мирит его с несовершенством видимого порядка вещей, как с обыкновенным явлением во всех веках; утешает в государственных бедствиях, свидетельствуя, что и прежде бывали подобные, бывали еще ужаснейшие, и Государство не разрушалось; она питает нравственное чувство и праведным судом своим располагает душу к справедливости, которая утверждает наше благо и согласие общества”

(Николай Михайлович Карамзин "История государства Российского", 1816 г.)

Вопрос: Зачем нам изучать историю – ИСТОРИЮ КУЛЬТУРЫ. Обоснуйте свое мнение.

- римский философ Цицерон сказал: “История свидетельница веков, факел истины, душа памяти, наставница жизни”

IV. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.

V. Вступительная беседа

(на фоне видеосюжет “Культура России начала 19 века”)

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал.
А.С.Пушкин.

“Легче, кажется познать Вселенную, чем Россию” - заметил наш современник В.Г.Распутин. И продолжил: “Быть русским, да, еще и русским думающим – тяжелая судьба, и едва ли когда-нибудь она станет легче”.

В первую половину 19 века на поле русской мысли, “русской идеи” столкнулись в противоборстве два основных потока развития общественной мысли - славянофильство и западничество.

Славянофильство - национально-ориентированное, отчасти культурно-охранительное движение; своеобразие исторического опыта России, развитое православное сознание народа

Западничество – модернизаторские революционно – освободительские идеалы. Расширение культурного кругозора России.

Славянофильство и западничество - оказали мощное непосредственное влияние на развитие русской художественной мысли.

Особенностью художественного творчества в пер. пол. 19 в. была быстрая смена художественных направлений и одновременное существование различных художественных стилей.

“Плетение стилей” - характерны для А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, К.П. Брюллова, М.И.Глинки.

VI. Представление проектов.

Учитель. Литература первой половины XIX века

Романтизм – (то же, что и в живописи) (например, живописец и график Кипренский, живописец-портретист Тропинин – представители романтизма).

Расцвет русской романтической литературы

Алекса?ндр Серге?евич Пу?шкин — русский поэт, драматург и прозаик. Александр Сергеевич Пушкин имеет репутацию великого или величайшего русского поэта. Пушкин рассматривается как создатель современного русского литературного языка. В его творчестве во всей полноте и глубине раскрылась сокровищница национального духовного опыта русского народа, богатство и красота родного языка

Михаил Юрьевич Лермонтов - русский поэт, прозаик, драматург, художник, офицер. Лирические, исторические, гражданские, философские, религиозные мотивы

Родоначальник критического реализма – 40-е г.г. 19 в. - Никола?й Васи?льевич Го?голь — русский прозаик, критик, публицист, широко признанный одним из классиков русской литературы. Автор бессмертной комедии “Ревизор”, лиро-эпической поэмы “Мёртвые души”, “Вечера на хуторе близ Диканьки”-правда жизни, народный быт.

Русский поэт Николай Заболоцкий так писал о ней:

“Любите живопись, поэты!
Лишь ей единственной дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно”.

- Изобразительное искусство первой половины XIX столетия, несмотря на тяжелые условия феодально-крепостнического строя, развивалось бурно и стремительно и, подобно литературе, обогащало духовный мир русских людей все новыми и новыми художественными ценностями, свидетельствовавшими о разнообразии и глубине творческих поисков их создателей, об их настойчивом стремлении ответить на самые жгучие, самые животрепещущие запросы своих современников.

Для русского изобразительного искусства того времени в целом были характерны романтизм и реализм. Однако официально признанным методом был классицизм. Академия художеств стала консервативным и косным учреждением, препятствовавшим любым попыткам свободы творчества и эксперинтам. Она требовала строго следовать канонам классицизма, поощряла написание картин на исторические сюжеты. Молодых талантливых русских художников не удовлетворяли рамки академизма. Поэтому они чаще обращались к портретному жанру. В том числе, развивается бытовой, пейзажный жанры живописи.

Классицизм – (то же, что и в архитектуре), художественный стиль и эстетическое направление в литературе и искусстве VII- начала XIX века, оной из важных черт которого являлось обращение к образам и формам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому эталону. Классицизм в живописи получил название академизма (представители: художник Александр Иванов).

Романтизм – направление в европейском искусстве, выдвигавшее на первый план индивидуальность, свободолюбие и жажду обновления. Одной из основ романтизма является также отражение в произведениях творческой индивидуальности писателя(например, Василий Андреевич Жуковский, Брюллов Карл Павлович – представители романтизма).

Выступление учащихся. Проект.

1. Брюллов Карл Павлович, 2.Иванов Александр Андреевич

Критический реализм – жанр искусства, сочетающий остроту постановки коренных социальных проблем, широту исторического охвата с живописным изображением конкретных жизненных явлений (представитель – живописец Федотов).

Выступление учащихся. Проект.

Федотов Павел Андреевич - родоначальник критического реализма

Бытовой жанр – посвященный повседневной и общественной жизни. В 1-й половине 19-го века важную роль сыграло правдивое, но одностороннее изображение светлых, безоблачных сторон быта крестьянства и городских демократических слоёв. В 19-м веке художники обращались к бытовому жанру, позволявшему критически оценить и отстаивать права трудовых, угнетенных людей - представитель – живописец Венецианов. Родоначальник бытового жанра в живописи. Широкое обращение “отца русского жанра” к крестьянской теме явилось для того времени подлинным художественным откровением и было тепло встречено передовой частью русского общества.

Выступление учащихся. Проект.

1.Венецианов Алексей Гаврилович

Художники-портретисты. Испокон веков русские живописцы отличались уникальным умением “и видеть и слышать” окружающий мир, отвечать на духовно-нравственные вопросы и эстетические потребности своих современников. Новые пути, которые прокладывали мастера изобразительного искусства, во многом совпадали с исканиями писателей и композиторов. Романтическое возвышение независимой, умеющей свободно мыслить и глубоко чувствовать личности становится одной из важнейших тем живописи. Быть может, поэтому художники не спешили расстаться с жанром портрета.

Выступление учащихся. Проект.

1.Тропинин Василий Андреевич,

2. Орест Адамович Кипренский

Подведем итоги: (учащиеся - Таким образом, в живописи в этот период растет интерес художников к личности человека, к жизни не только богов и царей, но и простых людей)

“Архитектурные шедевры русских мастеров”.

Русский ампир (от фр. empire — империя) — стиль в архитектуре и искусстве (главным образом декоративном) трёх первых десятилетий XIX, завершающий эволюцию классицизма.

- Начало 19 в. было временем быстрой застройки столиц - Москвы и Петербурга. Создание крупных архитектурных ансамблей. Центром классической архитектуры стал – Петербург - северная столица Российской империи.

Весь город в плавных разворотах
И лишь подчеркивает даль
В проспектах, арках и воротах
Классическая вертикаль.
И плавно прилегают воды
К седым гранитам городским-
Большие замыслы природы
К великим замыслам людским.

1.Одной из главных достопримечательностей Петербурга стало здание Адмиралтейства, созданное по указу Петра I и реконструированное архитектором Андреяном Дмитриевичем Захаровым.

Выступление учащихся. Проект

2. В 1799 г. по указу Павла I , был проведен конкурс на проект храма на Невском проспекте. Конкурс выиграл Андрей Никифорович Воронихин.

  • Тома де Томон
  • Карл Иванович Росси
  • Василий Петрович Стасов
  • Август Августович Монферран

Подведём итоги: (учащиеся - Старый Петербург, оставленный нам в наследство Растрелли, Захаровым, Воронихиным, Монферраном, Росси – это шедевр мирового зодчества. Бережное его сохранение для детей и внуков – святая обязанность каждого нового поколения граждан России.)

3. Учитель. Вступление. После Отечественной войны 1812 развертываются большие строительные работы в Москве. Активное участие в них принимает Осип Иванович Бове.

Выступление учащихся. Проект

Скульптура первой пол. 19 века продолжала оставаться частью архитектурных сооружений в соответствии с классическими установками Академии художеств.

Мартос Иван Петрович, Борис Иванович Орловский, Петр Карлович Клодт

Музыкальное искусство. – Всякий, кто размышляет о Влиянии Пушкина на русскую художественную культуру, не минует сопоставления А.С.Пушкин – М.И.Глинка.

ГЛИНКА Михаил Иванович, Даргомыжский Александр Сергеевич.

Характеристика стилей (самостоятельная работа учащихся)

Перечислите основные черты ампира __, критического реализма_____, сентиментализма _________________

Три самых важных имени архитекторов: ___, архитектурных сооружения:_____, имени живописцев: ______, названия картин: ______, имени литераторов: ____, литературных произведения: ____________________

Три самых важных чувства (качества) ___________________________

-Почему первую половину XIX века называют “Золотым веком” русской культуры?

(Учащиеся: В живописи в этот период растет интерес художников к личности человека, к жизни не только богов и царей, но и простых людей

В музыкальном искусстве первой половины 19 века были заложены основы русской национальной школы в музыке. Впервые звучит патриотическое настроение в музыке. Классицизм – европейское культурно-эстетическое течение, которое ориентировалось на античное искусство, на античную литературу и мифологию. В русской живописи и особенно в архитектуре были созданы подлинные шедевры)

- Оценивание творческих работ учащихся по оценочным листам.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (выбрать)

1. Написать отзыв, рассказав о наиболее понравившемся вам произведении искусства: картине или архитектурном памятнике.

2. Ответить на вопросы.

- Какие “главные вопросы” русской жизни стали темой искусства 1 пол 19 века.

- Какие основные направления в развитии русской художественной культуры этой эпохи вы можете назвать?

  1. “Золотой” век в России
  2. Особенности XIX века
  3. Причины феномена “Золотого” века

3. Музыка

4. Театр

5. Живопись

6. Заключение

Золотой век в России

ХIХ век - это и надежда на сильную государственность просвещенных монахов; и европейские порядки, освоенные и “привитые” России; и объединение славян; и “ускорение” истории; увеличение числа писателей поэтов, художников, композиторов, ученых из непривилегированных сословий, в частности из крепостного крестьянства, но преимущественно из среды разночинцев.

Золотой век русской культуры: Пушкин, Лермонтов и Гоголь, нравственные искания Толстого и Достоевского; рассвет музыкальной культуры: Глинка, Римский-Корсаков, Чайковский; достижения русской науки, философии.

Особенности “Золотого века”

  • Во-первых, это тот взлет Духа, тот культурный подъем, который справедливо может считаться великим российским Ренессансом. Сорок русских писателей дали духовную пищу двум векам всего человечества. ХIХ век уникален прежде всего своим философско-нравственным поиском свободы, справедливости, человеческого братства и всемирного счастья.
  • Во-вторых, долгое время эта гигантская целостность либо покрывалась “хрестоматийным глянцем”, либо упрощалась и выхолащивалась в угоду сиюминутному политизированному подходу. Уныло-примитивная абсолютизация революционного, маргинального направления создавала устойчиво негативный комплекс неприятия великого наследия, “усеченного” представления о нем. Значительные “материки” культуры изымались, уходили под воду забвения как “чуждо-классовые”, “ненужные”. Настало время объемного, научного подхода к русской культуре.
  • В-третьих, ХIХ век это тот трагически-творческий “узел” в “колесе” русской истории и культуры, последствия которого становятся понятными лишь на пороге ХХI века. Проблемы и поиски русской культуры этого этапа в их философско-нравственной и геополитической сути оказались в центре мировых духовно-культурных размышлений современности.
  • В-четвертых, XIХ век - многоаспектен, полифоничен: он и уникален, и во многом традиционен для христианско-православного древа русской культуры девяти веков, объединенных общенациональной русской идеей, основой и концентратом российского менталитета (тип сознания, мышления, деятельности, тип человека) с его нацеленностью на будущее (“звезду пленительного счастья”), со своеобразным мессианством и верой в особую миссию русского народа - объединителя великого евразийства. Именно в ХIХ веке русская идея получает различную трактовку, становится определенной “знаковой” системой самых разных общественных движений: от западников и славянофилов до либералов, народников, панславянистов и марксистов.
  • В-пятых, ХIХ век в полной мере выразил синтезирующий, философско-моральный, соборно-собирательный характер русской культуры, ее патриотически-идеологический характер без которого она теряет свою почву и судьбу. Он проявляется везде - от вселенско-космических исканий до почти практических “инструкций” по ответам на извечные русские вопросы: “Зачем? Кто виноват? Что делать? А судьи кто?”
  • В-шестых, ХIХ век - и этапное завершение развития русской культуры девяти веков, и очень важный рубеж в ложном противоречивом взаимодействии традиций и новаторства на пороге ХХ столетия. Наконец, это время небывалого развития такой системы, как художественная культура, которая становится именно в ХIХ веке классической. Идет постепенное разрушение сословно-дворянской культуры, новые импульсы к развитию получают разночинная и купеческая культуры, после 1861 года в новом качестве выступает крестьянство как социокультурный слой. Особую интегрирующую роль в шестидесятые годы начинает играть интеллигенция.

События, оказавшие воздействие на культуру века

  • Отечественная война 1812 года,
  • реформы Александра II,
  • отмена крепостного права,
  • “хождение” в народ,
  • западноевропейские революции в их резонансе на русской почве,
  • распространение марксизма.

Все это многообразие определило и культурное “лицо” ХIХ века как эпохи, чье столетнее движение вместилось в две даты: “золотой век” начался рождением А. Пушкина, дал великую неантичную ясность и высоту, а закончился смертью не менее великого метафизика-философа В. Соловьева.

В ХIХ в. ведущей областью русской культуры становится литература, чему способствовала, прежде всего, ее тесная связь с прогрессивно - освободительной идеологией. Ода Пушкина “Вольность”, его “Послание в Сибирь” декабристам и “Ответ” на это послание декабриста Одоевского, сатира Рылеева “ К временщику” (Аракчееву), стихотворение Лермонтова “На смерть поэта”, письмо Белинского к Гоголю являлись, по сути дела, политическими памфлетами, боевыми, революционными призывами, воодушевлявшими передовую молодежь. Дух оппозиционности и борьбы, присущий произведениям прогрессивных писателей России, сделал русскую литературу той поры одной из активных общественных сил. Даже на фоне всей богатейшей мировой классики русская литература прошлого века - исключительное явление. Можно было бы сказать, чего она подобна Млечному Пути, ясно выделяющемуся на усыпанном звездами небе, если бы некоторые из писателей, составивших ее славу, не походили скорее на ослепительные светила или на самостоятельные “ вселенные”. Одни только имена А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя, Ф. Достоевского, Л. Толстого сразу же вызывают представления об огромных художественных мирах, множестве идей и образов, которые по-своему преломляются в сознании все новых и новых поколений читателей. Впечатления, производимые этим “золотым веком” русской литературы, прекрасно выразил Манн, говоря о ее “необыкновенном внутреннем единстве и целостности”, “тесной сплоченности ее рядов, непрерывности ее традиций”.

Важнейшей особенностью первой половины XIX века была быстрая смена художественных направлений и одновременное существование различных художественных стилей. Среди которых, основными были романтизм и реализм.

Романти'зм - характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.

Обычно считается, что в России романтизм появляется в поэзии В. А. Жуковского. В русском романтизме появляется свобода от классических условностей, создается баллада, романтическая драма. Утверждается новое представление о сущности и значении поэзии, которая признается самостоятельной сферой жизни, выразительницей высших, идеальных стремлений человека; прежний взгляд, по которому поэзия представлялась пустой забавой, чем-то вполне служебным, оказывается уже невозможным.

Ранняя поэзия А. С. Пушкина также развивалась в рамках романтизма. Вершиной русского романтизма можно считать поэзию М.Ю. Лермонтова, “русского Байрона”. Философская лирика Ф.И. Тютчева является одновременно и завершением, и преодолением романтизма в России.

Реали'зм, в литературе — направление, стремящееся к изображению действительности. А.С.Пушкин был основателем русского реализма, его роман в стихах “Евгений Онегин”, который В. Белинский назвал энциклопедией русской жизни, явился наивысшим выражением реализма в творчестве: великого поэта. Выдающимися образцами реалистической литературы являются историческая драма “Борис Годунов”, повести Капитанская дочка, “Дубровский ” и др. Мировое значение Пушкина связано с осознанием универсального значения созданной им традиции. Он проложил дорогу литературе М. Лермонтова, Н. Гоголя, И. Тургенева, Л. Толстого, Ф. Достоевского и А. Чехова, которая по плану сделалась не только фактом русской культуры, но и важнейшим моментом духовного развития человечества. Традиции Пушкина продолжил его младший современник, и преемник М. Лермонтов. Роман “Герой нашего времени”, во многом созвучный с пушкинским романом “Евгений Онегин”, считается вершиной лермонтовского реализма. Творчество М. Лермонтова явилось высшей точкой развития русской поэзии послепушкинского периода и открыло новые пути в эволюции русской прозы. Гоголь получает всемирное признание и с этого момента становится действующей и все более возрастающей величиной мирового художественного процесса, постепенно осознается глубокий философский потенциал его творчества. Особого внимания заслуживает творчество гениального Л. Толстого, которое знаменовало новый этап в развитии русского и мирового реализма, перебросило мост между традициями классического романа ХIХ в. и литературой ХХ в. Новизна и мощь толстовского реализма непосредственно связаны с демократическими корнями его искусства, его миросознания и его нравственных поисков, реализму Толстого свойственны особая правдивость, откровенность тона, прямота и, вследствие этого, сокрушительная сила и резкость в обнажении социальных противоречий. Особое явление в русской и мировой литературе - роман “Война и мир”; в этом уникальном феномене искусства. Толстой сочетал форму психологического романа с размахом и много-фигурностью эпической фрески.

Преемницей русской литературы оказывается философская мысль, она исследует духовные заветы “золотого века” классики и потому сама переживает “золотой век”.

Музыка

Для России XIX век стал эпохой формирования национальной музыкальной школы. В предыдущем столетии высокого уровня развития достигла только хоровая духовная музыка; традиции же оперной, камерно - вокальной и симфонической музыке сложились в новом веке. На этот процесс решающее влияние оказали, с одной стороны, западноевропейская культура, а с другой – русский фольклор.

Русские композиторы стали выезжать за границу. Там они общались с видными мастерами музыкального искусства, а главное – получали европейское музыкальное образование. Приобщение к европейской культуре не только повысило профессиональный уровень русских композиторов и исполнителей, но и помогло им глубже понять традиции национальной музыки. В XIX столетии в России утвердились европейские нормы концертной жизни. Это связано, прежде всего, с основанием Русского музыкального общества (1859). Его деятельность носила просветительский характер. Устраивались регулярные концерты, проводились конкурсы на лучшее музыкальное произведение и.т.д.. В стане была создана система музыкального образования европейского типа. В Петербурге (1862 г.) и Москве (1866 г.) открылись консерватории.

В XIX веке огромное внимание уделялось изучению фольклора. Русские композиторы считали народную музыку источником вдохновения. Они собирали народные песни и часто использовали их в своих произведениях, при этом, не теряя своеобразия собственного музыкального языка.

Для русской музыкальной культуры первой половины XIX характерно повышенное внимание к опере и камерной вокальной музыке. Серьёзный интерес к симфонии появился лишь во второй половине столетия. Особенно популярны были программные симфонические произведения, в том числе симфоническая миниатюра.

Итак, кто же из композиторов стоял у истоков Русской композиторской школы? Михаил Иванович Глинка (1804-1957 гг.), получив серьёзное музыкальное образование в Европе, сумел первым глубоко осознать особенности русской национальной музыки. Композиторское мастерство Глинки ярче всего проявилось в двух операх - “Жизнь за царя” (“Иван Сусанин”) и “Руслан и Людмила”. Он создал образцы национальной русской оперы - героико-эпическую оперу и оперу-сказку. “Жизнь за царя” написана на историко - патриотический сюжет. Композитор обратился к событиям начала XVII века - борьбе русского народа против польских завоевателей. Опера-сказка “Руслан и Людмила” написана на сюжет одноимённой поэмы А.С. Пушкина. В создании образа большую роль играет оркестр.

Значительное влияние на развитие музыкальной культуры России прошлого века оказало творчество Гоголя, неразрывно связанное с проблемой народности. Гоголевские сюжеты легли в основу опер “Майская ночь” и “Ночь перед Рождеством” Н. Римского-Корсакова, “Сорочинская ярмарка” М. Мусоргского, “Кузнец Вакула” (“Черевички”) П. Чайковского и т.д. Римский-Корсаков создал целый “сказочный” мир опер: от “Майской ночи” и “Снегурочки” до “Садко”, для которых общим является некий идеальный в своей гармоничности мир. Сюжет “Садко” построен на различных вариантах новгородской былины - повествованиях о чудесном обогащении гусляра, его странствиях и приключениях. “Снегурочку” Римский-Корсаков определяет как оперу-сказку, назвав её картинкой из Безначальной и Бесконечной Летописи Берендеева царства”. В операх подобного рода Римский-Корсаков использует мифологическую и философскую символику. Музыка Римского-Корсакова возвышает человеческое в человеке, она призвана спасти его от “страшных обольщений” буржуазного века и тем самым она приобретает великую гражданскую роль, приносит пользу обществу. Расцвету русской музыкальной культуры способствовало творчество П.Чайковского, написавшего немало прекрасных произведений и внесшего новое в эту область. Так, экспериментальный характер носила его опера “Евгений Онегин”, предупредительно названная им не оперой, а “лирическими сценами”. Чайковский хотел достичь на сцене иллюзии обыденной жизни с ее повседневными разговорами.

В целом следует отметить, что на рубеже веков в творчестве композиторов происходит определенный пересмотр музыкальных традиций, отход от социальной проблематики и возрастание интереса к внутреннему миру человека, к философско-этическим проблемам. “Знамением” времени было усиление лирического начала в музыкальной культуре.

Театр

Герцен, говоря об игре русских актеров, отмечал: “Они были великие артисты, артисты по призванию и по труду. Они создали правду на русской сцене”

  • В 20-30-е годы, в театрах все активнее заявляет о себе романтическая школа с характерным для нее акцентом на внутренних переживаниях героев. Самым ярким представителем является Павел Степанович Мочалов (трагедии Шиллера и Шекспира, роль Гамлета и Ромео).
  • В 30-е годы активно развивается в русской драматургии реализм, несмотря на запреты цензуры, усилившиеся после восстания декабристов. Самым запоминающимся спектаклем того времени был “Ревизор” Гоголя. Основоположником сценического реализма считается лучший актер, игравший Городничего, Михаил Семенович Щепкин.

Центрами театрального искусства были Александрийский театр в Петербурге и Малый театр в Москве.

XIX век - это также и расцвет творчества многих деятелей в области музыки, живописи и танца. Одним из крупнейших новаторов русского балета был М. Фокин, который утверждал драматургию как идейную основу балетного спектакля и стремился путем “содружества танца, музыки и живописи” к созданию психологически содержательного и правдивого образа. Во многом взгляды Фокина близки эстетике советского балета. Хореографический этюд “Умирающий лебедь” на музыку французского композитора Сен-Санса, созданный им для Анны Павловой, запечатленный в рисунке В. Серова, стал символом русского классического балета.

Живопись

Классицизм, приобретший мощное народное звучание, постепенно переходил от романтизма к реализму в русском изобразительном искусстве.

Современниками того времени особенно ценилось направление живописи русских художников, в котором преобладал исторический жанр с акцентом национальной тематики. Русские живописцы начала 19 века утвердили собственный принцип: описания портрета; картин, выработав свои направления в живописи, в изображении человека, природы, свидетельствующий о совершенно самостоятельной образной концепции.

Русские художники в своих работах отражали различные идеалы национального подъема, постепенно отказываясь от строгих принципов классицизма, навязанных академическими устоями. Век ознаменован высоким расцветом русской живописи, в котором художники России оставили для потомков неизгладимый след в истории отечественного изобразительного искусства, проникнутое духом всестороннего отражения жизни народа.

Яркими представителями являются: Брюллов, Иванов, Айвазовский, Федотов, Тропинин и др.

Заключение

Родившись в результате сшибки традиционной культуры с западным миром, когда, по известной формуле А. Герцена, “на призыв Петра цивилизоваться Россия ответила явлением Пушкина”, - русская культура, вобравшая в себя и по-своему переплавившая плоды обмирщенной европейской цивилизации, вступила в свой классический “золотой век”. Ведущими направлениями XIX века стали - романтизм и реализм. Но представители обоих этих течений: писатели,поэты,драматурги,музыканты,философы,художники-обращались к историческому прошлому России, пытаясь найти ответы на современные вопросы. Эти люди способствовали формированию национального самосознания русских людей.

Ни один век не знал стольких теорий, учений, вариантов обновления и “спасения” России, никогда державу не сотрясали столь многочисленные общественные движения - революционеров-разночинцев, нигилистов, анархистов, атеистов, богоискателей, народников, марксистов. ХIХ век - это Пушкин и Чаадаев, Гоголь и Герцен, Хомяков и Аксаков, Сперанский и Уваров, Ушинский и Михайловский, Чернышевский и Лавров, Достоевский и Толстой, Леонтьев, Соловьев. Эсхатология и мессианство, философия истории и апокалипсис, религиозная метафизика и атеизм философия ненасилия и террор, русский социализм и писк земного Града. Все это вместил трагический и невеликий ХIХ век. Этот век как культурная эпоха - это и новый уровень переплавки европейского опыта в культурном диалоге столетий, и поиск себя в дилемме “Запад - Восток”.

К концу века в русской идее усиливаются мотивы покаяния, философии и культуры ненасилия, которые явились естественной реакцией.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

«Фундамент национальной классики: шедевры русской художественной культуры первой половины XIX века»

Цель: развитие социально-адаптивной и когнитивной (познавательной) компетентности через овладение учащимися знаниями о российской культуре первой половины XIX века.

Планируемый результат обучения, в том числе формирование УУД

формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире.

развитие у учащихся умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность для миропонимания и познания современного общества, а так же способности решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах.

Метапредметные:

расширение опыта оценочной деятельности учащихся на основе осмысления жизни и деятельности представителей российской культуры первой половины XIX века, готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны.

воспитание учащихся в дух патриотизма, уважению к своему Отечеству, использование знаний о культуре своего народа в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде.

I. Организационный этап.

II. Актуализация знаний

Целевая установка. Слайд 1

- Мы совершим сегодня с вами удивительное путешествие в мир русской культуры первой половины 19 в. Это время называется “золотым веком” русской культуры.

В первой половине 19 века писали свои бессмертные произведения Грибоедов и Пушкин, Лермонтов и Гоголь. Возводились монументальные сооружения в Петербурге и Москве. Русская живопись обогатилась новыми полотнами Брюллова, Венецианова, Федотова. Музыкальное искусство развивалось в новых направлениях.

- Какова тема нашего урока.

Обучающиеся: “Художественная культура России первой половины 19 века”

- На какой основной вопрос мы должны сегодня ответить?

Проблемное задание

- Почему первую половину XIX века называют “Золотым веком” русской культуры?

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация к учебной деятельности.

- Есть какая-то неразрешимая загадка в притягательности дней, давно ушедших.

XIX век. Его называют “золотым веком” русской культуры. После победы над Наполеоном русский народ испытывал небывалый подъем патриотических чувств. Именно в начале XIX века в России произошел мощный взлет в литературе, музыке, живописи, архитектуре.

- Итак, запишите тему нашего урока: Художественная культура России первой половины 19 века

- А сейчас я попрошу вас обратиться к нашему опыту целеполагания на уроках. Давайте наметим цель нашей деятельности и предполагаемый результат.

Цель урока : раскрыть загадки, особенности “золотого века” русской культуры.

буду знать . особенности “золотого века” русской культуры

продемонстрирую . результаты своей исследовательской и творческой работы исходя из выбранных ролей журналист, статист, экскурсовод, искусствовед, телеведущий; умение работать с компьютером и Интернетом.

смогу поразмышлять . о жизни и деятельности представителей российской культуры первой половины XIX века.

Работа с историческим источником

- прочитайте исторический документ и ответьте на вопрос.

“ Мудрость человеческая имеет нужду в опытах, а жизнь кратковременна. Должно знать, как искони мятежные страсти волновали гражданское общество и какими способами благотворная власть ума обуздывала их бурное стремление, чтобы учредить порядок, согласить выгоды людей и даровать им возможное на земле счастие. Но и простой гражданин должен читать Историю.

Она мирит его с несовершенством видимого порядка вещей, как с обыкновенным явлением во всех веках; утешает в государственных бедствиях, свидетельствуя, что и прежде бывали подобные, бывали еще ужаснейшие, и Государство не разрушалось; она питает нравственное чувство и праведным судом своим располагает душу к справедливости, которая утверждает наше благо и согласие общества”

(Николай Михайлович Карамзин "История государства Российского", 1816 г.)

Вопрос: Зачем нам изучать историю – ИСТОРИЮ КУЛЬТУРЫ. Обоснуйте свое мнение.

- римский философ Цицерон сказал: “История свидетельница веков, факел истины, душа памяти, наставница жизни”

IV. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.

V. Вступительная беседа

(на фоне видеосюжет “Культура России начала 19 века”)

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал.
А.С.Пушкин.

“ Легче, кажется познать Вселенную, чем Россию” - заметил наш современник В.Г.Распутин. И продолжил: “Быть русским, да, еще и русским думающим – тяжелая судьба, и едва ли когда-нибудь она станет легче”.

В первую половину 19 века на поле русской мысли, “русской идеи” столкнулись в противоборстве два основных потока развития общественной мысли - славянофильство и западничество.

Славянофильство - национально-ориентированное, отчасти культурно-охранительное движение; своеобразие исторического опыта России, развитое православное сознание народа

Западничество – модернизаторские революционно – освободительские идеалы. Расширение культурного кругозора России.

Славянофильство и западничество - оказали мощное непосредственное влияние на развитие русской художественной мысли.

Особенностью художественного творчества в пер. пол. 19 в. была быстрая смена художественных направлений и одновременное существование различных художественных стилей.

Плетение стилей” - характерны для А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, К.П. Брюллова, М.И.Глинки.

VI. Представление проектов.

Учитель. Литература первой половины XIX века

Романтизм – (то же, что и в живописи) (например, живописец и график Кипренский, живописец-портретист Тропинин – представители романтизма).

Расцвет русской романтической литературы

Александр Сергеевич Пушкин — русский поэт, драматург и прозаик . Александр Сергеевич Пушкин имеет репутацию великого или величайшего русского поэта. Пушкин рассматривается как создатель современного русского литературного языка. В его творчестве во всей полноте и глубине раскрылась сокровищница национального духовного опыта русского народа, богатство и красота родного языка

Михаил Юрьевич Лермонтов - русский поэт, прозаик, драматург, художник, офицер. Лирические, исторические, гражданские, философские, религиозные мотивы

Родоначальник критического реализма – 40-е г.г. 19 в. - Николай Васильевич Гоголь — русский прозаик, критик, публицист, широко признанный одним из классиков русской литературы. Автор бессмертной комедии “Ревизор”, лиро-эпической поэмы “Мёртвые души”, “Вечера на хуторе близ Диканьки”-правда жизни, народный быт.

Русская живопись.

Учитель. Вступление.

Русский поэт Николай Заболоцкий так писал о ней:

“ Любите живопись, поэты!
Лишь ей единственной дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно”.

- Изобразительное искусство первой половины XIX столетия, несмотря на тяжелые условия феодально-крепостнического строя, развивалось бурно и стремительно и, подобно литературе, обогащало духовный мир русских людей все новыми и новыми художественными ценностями, свидетельствовавшими о разнообразии и глубине творческих поисков их создателей, об их настойчивом стремлении ответить на самые жгучие, самые животрепещущие запросы своих современников.

Для русского изобразительного искусства того времени в целом были характерны романтизм и реализм. Однако официально признанным методом был классицизм. Академия художеств стала консервативным и косным учреждением, препятствовавшим любым попыткам свободы творчества и эксперинтам. Она требовала строго следовать канонам классицизма, поощряла написание картин на исторические сюжеты. Молодых талантливых русских художников не удовлетворяли рамки академизма. Поэтому они чаще обращались к портретному жанру. В том числе, развивается бытовой, пейзажный жанры живописи.

Классицизм – (то же, что и в архитектуре) , художественный стиль и эстетическое направление в литературе и искусстве VII- начала XIX века, оной из важных черт которого являлось обращение к образам и формам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому эталону. Классицизм в живописи получил название академизма (представители: художник Александр Иванов) .

Романтизм – направление в европейском искусстве, выдвигавшее на первый план индивидуальность, свободолюбие и жажду обновления . Одной из основ романтизма является также отражение в произведениях творческой индивидуальности писателя (например, Василий Андреевич Жуковский, Брюллов Карл Павлович – представители романтизма).

Выступление учащихся. Проект.

1. Брюллов Карл Павлович, 2.Иванов Александр Андреевич

Учитель. Вступление.

Критический реализм – жанр искусства, сочетающий остроту постановки коренных социальных проблем, широту исторического охвата с живописным изображением конкретных жизненных явлений (представитель – живописец Федотов).

Выступление учащихся. Проект.

Федотов Павел Андреевич - родоначальник критического реализма

Учитель. Вступление.

Бытовой жанр – посвященный повседневной и общественной жизни. В 1-й половине 19-го века важную роль сыграло правдивое, но одностороннее изображение светлых, безоблачных сторон быта крестьянства и городских демократических слоёв. В 19-м веке художники обращались к бытовому жанру, позволявшему критически оценить и отстаивать права трудовых, угнетенных людей - представитель – живописец Венецианов. Родоначальник бытового жанра в живописи. Широкое обращение “отца русского жанра” к крестьянской теме явилось для того времени подлинным художественным откровением и было тепло встречено передовой частью русского общества .

Выступление учащихся. Проект.

1.Венецианов Алексей Гаврилович

Учитель. Вступление.

Художники-портретисты. Испокон веков русские живописцы отличались уникальным умением “и видеть и слышать” окружающий мир, отвечать на духовно-нравственные вопросы и эстетические потребности своих современников. Новые пути, которые прокладывали мастера изобразительного искусства, во многом совпадали с исканиями писателей и композиторов. Романтическое возвышение независимой, умеющей свободно мыслить и глубоко чувствовать личности становится одной из важнейших тем живописи. Быть может, поэтому художники не спешили расстаться с жанром портрета.

Выступление учащихся. Проект.

1.Тропинин Василий Андреевич,

2. Орест Адамович Кипренский

Подведем итоги: (учащиеся - Таким образом, в живописи в этот период растет интерес художников к личности человека, к жизни не только богов и царей, но и простых людей)

“ Архитектурные шедевры русских мастеров”.

Учитель. Вступление.

Русский ампир (от фр. empire — империя ) — стиль в архитектуре и искусстве (главным образом декоративном) трёх первых десятилетий XIX, завершающий эволюцию классицизма.

- Начало 19 в. было временем быстрой застройки столиц - Москвы и Петербурга. Создание крупных архитектурных ансамблей. Центром классической архитектуры стал – Петербург - северная столица Российской империи.

Весь город в плавных разворотах
И лишь подчеркивает даль
В проспектах, арках и воротах
Классическая вертикаль.
И плавно прилегают воды
К седым гранитам городским-
Большие замыслы природы
К великим замыслам людским.

1.Одной из главных достопримечательностей Петербурга стало здание Адмиралтейства, созданное по указу Петра I и реконструированное архитектором Андреяном Дмитриевичем Захаровым .

Выступление учащихся. Проект

2. В 1799 г. по указу Павла I , был проведен конкурс на проект храма на Невском проспекте. Конкурс выиграл Андрей Никифорович Воронихин .

Выступление учащихся. Проект

Карл Иванович Росси

Василий Петрович Стасов

Август Августович Монферран

Подведём итоги: (учащиеся - Старый Петербург, оставленный нам в наследство Растрелли, Захаровым, Воронихиным, Монферраном, Росси – это шедевр мирового зодчества. Бережное его сохранение для детей и внуков – святая обязанность каждого нового поколения граждан России . )

3. Учитель. После Отечественной войны 1812 развертываются большие строительные работы в Москве. Активное участие в них принимает Осип Иванович Бове .

Скульптура первой пол. 19 века продолжала оставаться частью архитектурных сооружений в соответствии с классическими установками Академии художеств.

Музыкальное искусство. – Всякий , кто размышляет о Влиянии Пушкина на русскую художественную культуру, не минует сопоставления А.С.Пушкин – М.И.Глинка.

ГЛИНКА Михаил Иванович , Даргомыжский Александр Сергеевич .

Характеристика стилей (самостоятельная работа учащихся)

Перечислите основные черты ампира __, критического реализма_____, сентиментализма _________________

Закрепление .

Три самых важных имени архитекторов: ___, архитектурных сооружения:_____, имени живописцев: ______, названия картин: ______, имени литераторов: ____, литературных произведения: ____________________

Три самых важных чувства (качества) ___________________________

-Почему первую половину XIX века называют “Золотым веком” русской культуры?

(Учащиеся: В живописи в этот период растет интерес художников к личности человека, к жизни не только богов и царей, но и простых людей

В музыкальном искусстве первой половины 19 века были заложены основы русской национальной школы в музыке. Впервые звучит патриотическое настроение в музыке. Классицизм – европейское культурно-эстетическое течение, которое ориентировалось на античное искусство, на античную литературу и мифологию . В русской живописи и особенно в архитектуре были созданы подлинные шедевры)

- Оценивание творческих работ учащихся по оценочным листам.

Информация о домашнем задании:

1. Написать отзыв, рассказав о наиболее понравившемся вам произведении искусства: картине или архитектурном памятнике.

Список литературы.

Русская художественная культура. 11 класс. (учебник) / Л.А.Рапацкая. – М.: ВЛАДОС, 2012

Читайте также: