Фундамент на котором выстраивается речь это

Обновлено: 19.04.2024

Принцип 1. Вы скорее убедите аудиторию, если сможете конкретно и четко выразить то, во что должны поверить слушатели или что они должны сделать

Ваша убеждающая речь, скорее всего, будет предназначена либо для того, чтобы сформировать или изменить мнение слушателей, либо для того, чтобы побудить их к действию. Вы декларируете желание, чтобы ваши слушатели что-то делали. Вот два заявления о целях, в которых выражается стремление добиться действий:

  • Я хочу, чтобы мои слушатели внесли денежные пожертвования на избирательную кампанию этого кандидата.
  • Я хочу, чтобы мои слушатели пришли на спектакль, поставленный студентами нашего колледжа.

Принцип 2. Вы скорее сможете убедить аудиторию, если будете формулировать цели и подавать информацию, ориентируясь на установки, которых придерживаются ваши слушатели

Установка — это преобладающие или устойчивые чувства, позитивные или негативные, связанные с неким человеком, объектом или вопросом. На словах люди обычно выражают свои установки в виде мнений. Так, фраза: «Я думаю, что важно быть в хорошей физической форме» представляет собой мнение, отражающее позитивную установку человека на поддержание хорошей физической формы.

Вам необходимо выяснить, какие позиции занимают будущие слушатели. Чем больше вы соберете данных о своей аудитории и чем больше у вас опыта в области анализа аудиторий, тем выше ваши шансы сделать правильную оценку.

Установки аудитории (выраженные в виде мнений) можно распределить по непрерывной шкале, от исключительно благосклонных до враждебных. Хотя во всякой аудитории некоторые мнения могут располагаться почти что в любой точке этого распределения, в целом мнения аудитории обычно концентрируются вокруг определенной точки. Эта точка концентрации представляет собой обобщенную установку аудитории по отношению к предмету.

Вы должны охарактеризовать вашу аудиторию как имеющую позитивную установку (слушатели уже придерживаются данной точки зрения), не имеющую определенного мнения (слушатели не информированы, нейтральны или безразличны) или имеющую негативную установку (слушатели придерживаются противоположной точки зрения). Тогда вы сможете разработать стратегию адаптации своей речи к этой установке.

Континуум мнений можно представить следующим образом:

  • Враждебное
  • Несогласное
  • Умеренно несогласное
  • Ни за ни против
  • Умеренно благосклонное
  • Благосклонное
  • Исключительно благосклонное

2. Отсутствие определенного мнения. Если вы считаете, что у слушателей нет определенного мнения по вашей теме, вы можете поставить себе цель сформировать их мнение или убедить их действовать:

  • Если вы думаете, что аудитория не имеет никакого мнения, потому что она не информирована, то ваша стратегия должна состоять в том, чтобы дать достаточно информации, которая поможет слушателям понять суть дела, прежде чем вы обратитесь к ним с убедительным призывом, агитирующим за определенное мнение или побуждающим к действиям.
  • Если вы считаете, что аудитория нейтральна по отношению к предмету, значит, слушатели способны рассуждать объективно и воспринимать разумные доводы. В этом случае ваша стратегия должна включать представление наилучших из возможных аргументов и подкрепление их самой лучшей информацией, какую вы только сможете найти. Если ваша оценка окажется правильной, с такой стратегией вы имеете высокие шансы на успех.
  • Если вы полагаете, что слушатели не имеют никакого мнения, потому что предмет им безразличен, все ваши усилия должны быть направлены на то, чтобы сдвинуть их с этой безразличной позиции. Вместо того чтобы сосредоточиваться на информации, выступая перед такой аудиторией, вам лучше сделать акцент на мотивации. Вам нужно будет использовать меньше материала, подтверждающего логическую цепочку ваших доказательств, и больше — обращенного непосредственно к нуждам слушателей.

Принцип 3. Вы скорее убедите аудиторию, если речь будет содержать в себе хорошие, разумные доводы и доказательства в поддержку вашей цели

Люди гордятся своей рациональностью. Мы редко делаем что-либо без какой-нибудь реальной или воображаемой рациональной причины. Чтобы удовлетворить эту потребность слушателей, основные положения направленной на убеждение речи обычно формулируются как доводы, то есть заявления, объясняющие, почему предложение оправдано.

Как найти хорошие доводы? Доводы — это заявления, которые отвечают на вопрос, почему мы должны верить во что-то или делать что-то. Если вы хорошо знакомы со своим предметом, у вас, скорее всего, уже есть в распоряжении какие-то доводы.

Как только вы составите список возможных доводов, взвесьте и оцените их, чтобы выбрать из них три или четыре хороших. Вот несколько критериев для оценки предполагаемых доводов.

  1. Хорошие доводы должны быть подкреплены фактическими доказательствами. Некоторые доводы звучат внушительно, но не могут быть подкреплены фактами. Вы можете удивиться, обнаружив, как много доводов, упоминаемых в различных источниках, при подготовке речи вам придется отбросить из-за того, что им не находится достаточного подкрепления.
  2. Хорошие доводы должны иметь отношение к предложению. Иногда заявления выглядят как доводы, но на самом деле не несут в себе никаких реальных доказательств.
  3. Хорошие доводы должны оказывать воздействие на предполагаемую аудиторию. Даже если довод хорошо подкреплен, он не будет эффективно работать в такой аудитории, где большинство не считает использованный вами критерий главным для оценки ситуации. Хотя вы и не всегда точно знаете, какое воздействие окажет ваш довод на аудиторию, вы можете приблизительно оценить его воздействие на основе сделанного вами анализа аудитории.
  1. Из какого источника взяты сведения? Подобно тому как мнения некоторых людей более достойны доверия, чем мнения других, так и некоторые печатные источники являются более надежными. Если доказательство взято из ненадежного или предвзятого источника, поищите подтверждение в других источниках или исключите это доказательство из своей речи.
  2. Современны ли сведения? Продукты, идеи и статистические данные лучше всего свежие. Сведения пятилетней давности могут оказаться неверными сегодня. Более того, в статье вышедшей на прошлой неделе газеты могут использоваться сведения пятилетней давности.
  3. Имеют ли эти сведения отношение к делу? Убедитесь, что доказательство служит непосредственным обоснованием ваших доводов. Если это не так, отбросьте его.

Принцип 4. Вы скорее сможете убедить аудиторию, если будете выстраивать свои доводы в соответствии с предполагаемой реакцией слушателей

Самыми распространенными схемами, по которым вы будете строить вашу убеждающую речь, являются методы изложения рациональных доводов, решения проблемы, сравнительных достоинств и мотивации.

Метод изложения рациональных доводов. Это прямолинейная схема, следуя которой вы представляете аудитории наилучшим образом подкрепленные доказательствами доводы в таком порядке: второй по силе довод в начале, самый сильный довод в конце, остальные — между ними. Этот метод будет работать, если ваши слушатели не имеют никакого определенного мнения о предмете, относятся к нему безразлично или, возможно, лишь немного склоняются в сторону «за» или «против».

Пример предложения. Я хочу, чтобы мои слушатели голосовали за введение школьного налога во время ноябрьского голосования:

  1. Полученные средства позволят школам возродить важные программы (второй по силе довод).
  2. Полученные средства пойдут на прибавку к зарплате учителям, в которой они очень нуждаются, так как стоимость жизни выросла.
  3. Реальные издержки для каждого члена общества будут очень маленькими (самый сильный довод).
  1. есть проблема, которая требует действий;
  2. данное предложение поможет разрешить проблему;
  3. данное предложение является наилучшим решением проблемы, потому что оно обеспечивает позитивные результаты.

Пример предложения. Я хочу, чтобы мои слушатели голосовали за введение школьного налога во время ноябрьского голосования.

  1. Нехватка денег приводит к серьезным проблемам в общественном образовании (постановка проблемы).
  2. Предполагаемого дохода от введения налога будет достаточно, чтобы решить эти проблемы (решение).
  3. На сегодня, введение школьного налога — наилучший метод решения проблем общественного образования (позитивные результаты).

Метод сравнительных достоинств. Структура метода сравнительных достоинств позволяет оратору сместить акцент на преимущества предлагаемого курса действий. Вместо того чтобы представлять предложение как способ разрешения серьезнейшей проблемы, этот метод изображает его как нечто, что должно быть принято только по причине его преимуществ перед тем, что в настоящее время делается.

Наиболее действенной эта схема оказывается в случае, когда аудитория согласна либо с тем, что существует проблема, которая должна быть разрешена, либо с тем, что предложение лучше всех альтернативных, даже если на данный момент нет никаких конкретных проблем. Подход к вопросу введения школьного налога с позиций сравнения достоинств будет выглядеть примерно так.

Пример предложения. Я хочу, чтобы мои слушатели голосовали за введение школьного налога во время ноябрьского голосования.

  1. Доходы от этого налога позволят школам повысить качество их программ (достоинство 1).
  2. Доходы от этого налога позволят школам приглашать на работу более квалифицированных учителей (достоинство 2).
  3. Доходы от этого налога позволят школам закупить более современное оборудование (достоинство 3).

Метод мотивации. Сочетает в себе решение проблемы и мотивацию слушателей. Он следует схеме решения проблемы, но при этом включает в себя необходимые шаги, предназначенные для того, чтобы усилить мотивационный эффект речи. Мотивационная схема, как правило, состоит из пяти шагов:

  1. шаг привлечения внимания;
  2. шаг утверждения потребности, полностью раскрывающий природу проблемы;
  3. шаг удовлетворения потребности, дающий объяснение того, как предложение удовлетворительным образом разрешает проблему;
  4. шаг наглядного представления, показывающий, что значит предложение лично для каждого слушателя;
  5. шаг — призыв к действию, выделяющий конкретное направление, в котором слушателям следует действовать.

Пример предложения. Я хочу, чтобы мои слушатели голосовали за введение школьного налога во время ноябрьского голосования.

  1. Сравнение результатов тестов на знание математики и естественных наук, выполненных учениками разных стран, заставляет нас обратить внимание на нашу систему образования (внимание).
  2. Недостаток денег, который является результатом мер по уменьшению издержек, отрицательно сказывается на способности наших школ качественно преподавать базовые академические дисциплины (потребность, заявление о проблеме).
  3. Предлагаемый налог даст доход, достаточный для того, чтобы разрешить эту проблему, поскольку с его введением появится возможность направлять больше средств на учебные нужды (удовлетворение потребности, как предложение разрешает проблему).
  4. Это будет ваш вклад не только в образование ваших детей, но и в то, чтобы вернуть нашу образовательную систему на уровень мировых стандартов, которым она когда-то соответствовала (наглядное представление смысла предложения лично для каждого).
  5. Вскоре нам предстоит голосование, на котором вы можете ответить «да» и тем самым проявить свою добрую волю и готовность поддержать введение крайне необходимого школьного налога (призыв к действию, указывающий конкретное направление действий).

Принцип 5. Вы скорее убедите своих слушателей, если будете говорить так, чтобы мотивировать их

Мотивация, или «силы, действующие на организм извне и изнутри, которые инициируют и направляют поведение» (Petri, 1996), часто возникает в результате использования стимулов и эмоционального языка. Чтобы стимул имел какую-то ценность, он должен быть значимым. Значимость стимула подразумевает, что он пробуждает эмоциональную реакцию. Воздействие стимула наиболее мощно, когда он является частью какой-нибудь значимой цели.

1. Сила стимулов. Люди скорее склонны воспринимать стимулы как значимые, когда эти стимулы указывают на благоприятное соотношение издержек и вознаграждений. Предположим, вы просите своих слушателей пожертвовать час в неделю своего времени на то, чтобы поучаствовать в благотворительной программе. Время, которое вы предлагаете им потратить, вероятнее всего, будет воспринято как издержки, а не как стимулирующее вознаграждение; однако вы можете описать данную благотворительную работу таким образом, что она сама будет восприниматься как дающий вознаграждение, значимый стимул.

Например, вы можете сделать так, чтобы ваши слушатели, уделяя время столь важному делу, чувствовали себя людьми с сознанием гражданского долга, социально ответственными или благородными помощниками. Если вы покажете в своей речи, что эти вознаграждения или стимулы перевешивают издержки, ваши слушатели с большей вероятностью захотят принять участие в поддерживаемой вами программе.

2. Использование стимулов, соответствующих основным потребностям. Стимулы наиболее действенны, когда служат удовлетворению основных потребностей. Одна из самых популярных теорий в области потребностей принадлежит Абрахаму Маслоу (Maslow, 1954). Согласно этой теории, люди проявляют большую склонность действовать, когда стимул, предлагаемый оратором, способен удовлетворить одну из важных неудовлетворенных потребностей слушателей.

В чем смысл такого анализа для вас как для оратора? Во-первых, она описывает типы потребностей, к которым вы можете обращаться в своей речи. Во-вторых, она позволяет понять, почему некоторая линия развития речи может хорошо работать в одной аудитории и приводить к неудаче с другой аудиторией. Например, в трудные с экономической точки зрения времена люди больше озабочены удовлетворением физиологических потребностей и потребностей безопасности, и поэтому будут менее склонны реагировать на обращение к общественным чувствам и альтруизму.

Третий и, возможно, наиболее важный момент состоит в том, что если ваше предложение вступает в конфликт с ощущаемой потребностью, вы должны иметь наготове сильную альтернативу из той же самой или из более фундаментальной категории потребностей. Например, если реализация вашего предложения будет стоить людям денег (скажем, будут повышены налоги), вы должны показать, что эти меры удовлетворяют какие-то другие, сравнимые по значимости потребности (например повышают их безопасность).

Принцип 6. Вы скорее сможете убедить аудиторию, когда она видит в вас заслуживающий доверия источник

Чтобы речь была эффективной, важно доверие слушателей к оратору. Если вы намерены убеждать своей речью, кроме того, чтобы быть хорошо подготовленными, подчеркивать вашу заинтересованность в благополучии слушателей, своим видом и манерой говорить демонстрировать энтузиазм, вы должны вести себя этично. Следующие четыре правила лежат в основе этичной убеждающей речи.

  1. Говорите правду. Из всех правил это, возможно, самое важное. Аудитория, которая соглашается слушать вас, оказывает вам доверие и ожидает, что вы будете честны по отношению к ней. Следовательно, если люди считают, что вы лжете, или позднее узнают, что вы солгали, они отвергнут вас и ваши идеи. Но говорить правду значит не только избегать намеренной, прямой лжи. Если вы не уверены, что информация правдива, не используйте эту информацию до тех пор, пока не проверите ее. Неведение редко принимается в качестве извинения.
  2. Давайте вашу информацию в перспективе. Многие люди бывают настолько взволнованы содержанием сообщаемой ими информации, что преувеличивают ее значение. Хотя небольшое преувеличение может восприниматься совершенно естественно, когда оно начинает выглядеть искажением, многие рассматривают это как ложь.
  3. Воздерживайтесь от личных нападок на тех, кто не согласен с вашими идеями. Кажется, почти все согласны с тем, что оскорбления в адрес противника и другие, не относящиеся к делу, личные нападки пагубно сказываются на образе оратора как достойного доверия человека. Ответственные слушатели понимают, что такая тактика не добавляет силы доказательствам оратора и представляет собой злоупотребление привилегированным статусом человека, стоящего на трибуне.
  4. Приводите источники любой негативной информации. Происхождение идей часто не менее важно, чем сами по себе идеи, особенно если заявление содержит порицание или компрометирующую информацию. Если вы собираетесь обсудить какие-то проступки отдельных граждан или организаций или ниспровергнуть идею, основываясь на словах или идеях, почерпнутых вами где-то со стороны, приводите источник, из которого вы берете свои сведения и аргументы.

Резюме

Убеждающие речи произносятся для того, чтобы сформировать или изменить мнение аудитории или мотивировать слушателей совершить какие-то действия. Принципы, которыми следует руководствоваться при составлении и презентации публике такой речи, соответствуют описанным нами шагам подготовки информационной речи.

  1. Запишите четкую цель убеждающей речи — заявление, говорящее о том, чего вы хотите добиться от аудитории: что она должна думать или делать.
  2. Проанализируйте область интересов и уровень знаний аудитории и ее возможное отношение к вашей цели.
  3. В основной части речи приведите веские доводы — заявления, отвечающие на вопрос, почему предложение должно быть принято.
  4. Постройте свою речь так, чтобы ее организация соответствовала вашей цели и вашему анализу аудитории. Есть четыре общепринятые организационные схемы для убеждающих речей — это изложение рациональных доводов, решение проблемы, сравнение достоинств и мотивация.
  5. Постарайтесь мотивировать слушателей, дополнительно поработав над своим языком, так чтобы вы могли пробудить их эмоции, особенно в ключевых местах вашей речи, в ее начале и заключении.
  6. Оправдывайте доверие, которое вам оказывают. Одна из наиболее важных вещей, необходимых для того, чтобы завоевать доверие слушателей, особенно в случае убеждающих речей, это этичное поведение. Преподносите вашу речь в убедительной манере. Хорошая подача материала особенно важна, когда вы хотите своими словами убедить других.

Рудольф Вердербер (Rudolph F. Verderber), профессор коммуникаций университета Синсинати (University of Cincinnati). Материал публикуется в сокращенном переводе с английского

• показать преимущества своего предложения и достижимость результата.

3. Заключение – 20 %. Подведение итогов, повторение главной мысли, призыв к аудитории. Задачи:

• резюмировать свое предложение и его преимущества, обращаясь к аудитории, уже знакомой с Вашей идеей в целом;

• призвать аудиторию еще раз к предложенным Вами действиям.

И есть еще одна важная часть в любом выступлении – кульминация – пик рационального и эмоционального воздействия, некое crescendo. Каждый оратор интуитивно чувствует момент ее приближения. Обычно он приходится на третий аргумент в основной части, когда оратор уже свободно владеет аудиторией, а она внимательно его слушает. К этому моменту нарастают темп, громкость, эмоциональная сила речи внутри каждого эпизода повествования, после чего следуют кульминация и спад эмоционального напряжения.


Так как ораторское искусство направлено на мастерство устных выступлений, то любые рекомендации и законы риторики нацелены на устное восприятие речи слушателем. Несмотря на то что аудитория ждет от оратора традиционной композиции, необходимо вставлять в свою речь специальные вербальные сигналы, особые выражения, обозначающие переход от одного блока к другому, либо использовать голосовую технику (паузы, тембр и т. п.).

• В основной части я остановлюсь более подробно на…

• В заключении отмечу, что…,

Числительные как показатели логической структуры изложения воспринимаются аудиторией очень хорошо, поэтому рекомендуется ими пользоваться: во-первых…, во вторых…, в-третьих…

Однако больше четырех пунктов, доказательств или примеров слушателям предлагать не стоит: начиная с четырех сознание человека воспринимает перечисляемое как «много», что уже не столь эффективно. Лучше иметь три части, рассматривать три вопроса, приводить три аргумента и т. д. То же относится и к микротемам: оптимальное их количество – три [18] .

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Как представить оратора

Как представить оратора Достаточно часто приходится видеть, как люди, представляя ораторов, говорят почти так же долго, как сами ораторы. Это первый принцип – те, кто представляют человека, не могут затмевать его собой. Представляющие должны подготовить аудиторию, чтобы

118. Содержание и структура защитительной речи

118. Содержание и структура защитительной речи Строгих требований к построению защитительной речи нет. Каждый адвокат строит свою речь, исходя из материалов дела и личных пристрастий. В то же время любая речь содержит следующие части: изложение позиции по делу,

Структура речи

Структура речи В развитии структуры детской речиотправным пунктом является слово-предложение, выполняющее на ранних стадиях ту функцию, которая в речи взрослых выражается целым предложением: "стул" — значит "посади на стул", "придвинь стул" и т. д.; будучи по структуре

Формирование и структура внутренней речи

Формирование и структура внутренней речи В течение длительного времени «внутренняя речь» понималась как речь, лишенная моторного конца, как «речь про себя». Предполагалось, что внутренняя речь в основном сохраняет структуру внешней речи; функция этой речи оставалась

Глава 2 Восприятие оратора аудиторией

Глава 2 Восприятие оратора аудиторией Невербальная риторика – воздействие, оказываемое сопровождающими речь несловесными сигналами – жестами, мимикой, внешним видом, поведением говорящего и

Харизма оратора

Харизма оратора Харизма – это власть, построенная не на логике или давней традиции, а на силе личностных качеств лидера.Харизма – умение убеждать и вести за собой.Признаки харизмы в человеке:• умение общаться;• запоминающаяся внешность;• сильный характер;• хорошие

Самостоятельная оценка оратора

Самостоятельная оценка оратора После выступления оратор сам может оценить свой ораторский опыт, ответив на следующие вопросы[28, c.250].1. Удалось ли мне привлечь внимание аудитории?2. Удалось ли мне удержать внимание аудитории на протяжении всего выступления?3. Уложился ли

1.2 Первобытное стадо. Структура иерархии и набор стадных инстинктов. Структура межполовых отношений

1.2 Первобытное стадо. Структура иерархии и набор стадных инстинктов. Структура межполовых отношений Женщины говорят о любви и молчат о любовниках. Мужчины — наоборот. Марина Цветаева Пока наши предки были еще относительно низкоразвиты, не обладали эффективными

1.5 Первобытное племя. Функциональная структура. Структура иерархии. Структура межполовых отношений

1.5 Первобытное племя. Функциональная структура. Структура иерархии. Структура межполовых отношений Даже самые примитивные народы живут в условиях культуры, отличной от первичной, во временном отношении такой же старой, как и наша, и также соответствующей более поздней,

Структура политической речи

Главная задача оратора

Главная задача оратора Главная задача оратора – завладеть вниманием аудитории и его удержать. И чтобы успешно ее осуществить, нужно осознать следующее:? публичное выступление принципиально отличается от обычного разговора и письменного текста;? внимание слушателей

1.5 Первобытное племя. Функциональная структура. Структура иерархии. Структура межполовых отношений

1.5 Первобытное племя. Функциональная структура. Структура иерархии. Структура межполовых отношений Даже самые примитивные народы живут в условиях культуры, отличной от первичной, во временном отношении такой же старой, как и наша, и также соответствующей более поздней,

Эффективности любого публичного выступления, предусматривающей достижение оратором поставленной цели, способствует соблюдение определенных правил [34, c.4–10] .

Правило № 1. Правило Гомера. Очередность приводимых аргументов влияет на их убедительность. Наиболее убедителен следующий порядок аргументов: сильный – средний – один самый сильный.

Правило № 2. Правило Сократа. Для получения положительного решения по очень важному для Вас вопросу поставьте его на третье место, предварив его двумя короткими простыми для собеседника вопросами, на которые он легко ответит «ДА».

Правило № 3. Правило Паскаля. Не загоняйте собеседника в угол. Позвольте ему «сохранить лицо».

Правило № 4. Убедительность аргументов существенно зависит от имиджа и статуса убеждающего.

Правило № 5. Не загоняйте себя в угол, не принижайте свой статус.

Правило № 6. Не принижайте статус и имидж собеседника.

Правило № 7. К аргументам приятного нам собеседника мы относимся снисходительно, а к аргументам неприятного – критически.

Правило № 8. Желая переубедить собеседника, начинайте не с того, что вас разделяет, а с того, в чем Вы согласны с ним.

Правило № 9. Проявляйте эмпатию: сочувствуйте эмоциональному состоянию другого человека.

Правило № 10. Будьте хорошим слушателем.

Правило № 11. Избегайте конфликтогенов – слов, действий или бездействия, которые могут привести к конфликту.

Правило № 12. Проверяйте, правильно ли вы понимаете друг друга.

Правило № 13. Следите за мимикой, жестами и позами – своими и собеседника.

Правило № 14. Покажите, что предлагаемое Вами удовлетворяет какую-то из потребностей собеседника.

Эти 14 правил подразделяются на активные и пассивные.

К активным правилам относятся те, которые усиливают позицию убеждающего. Это правила 1, 2, 4, 7–10, 14.

К пассивным правилам относятся те, несоблюдение которых может нарушить процесс убеждения либо ослабить его. Это правила 5–13.

Правила 7–10 являются одновременно и активными, и пассивными. Назовем их активно-пассивными.

? Не нарушайте пассивные правила.

? Применяйте два-три активных правила.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Технология убеждения

Технология убеждения Технология убеждения состоит из шести последовательных шагов.1-й шаг. Выявление проблемы, интереса партнера.Это самый важный шаг. Пока он не сделан, нет смысла переходить к дальнейшим разговорам. Состоит он их 3-х этапов.1. Выявление проблемы, интереса

Ограничивающие убеждения

Ограничивающие убеждения Три наиболее распространенных вида ограничивающих убеждений так или иначе сводятся к безнадежности, беспомощности и никчемности. Эти три типа убеждений способны оказывать огромное влияние на психическое и физическое здоровье

Убеждения

Убеждения В психологии, религии, терапии, эзотерике да и вообще везде, огромное внимание уделяется такому понятию как «убеждения», проще говоря «то, во что мы верим» или «в чем убеждены».По сути именно убеждения человека строят его жизнь, ведь именно от них он

Убеждения

Убеждения В психологии, религии, терапии, эзотерике да и вообще везде, огромное внимание уделяется такому понятию как «убеждения», проще говоря «то, во что мы верим» или «в чем убеждены».По сути именно убеждения человека строят его жизнь, ведь именно от них он

Убеждения-барьеры и убеждения-мосты

Убеждения-барьеры и убеждения-мосты Можно выявить, удерживать и трансформировать ограничивающие убеждения и «вирусы мышления» точно так же, как мы удерживаем трудные чувства. Вот несколько способов это сделать.• Центрироваться и удерживать такие убеждения в более

Убеждения

Убеждения Зоны влияния наших убеждений Наши убеждения могут не влиять на детали каждого из тех решений, которые мы принимаем в течение дня, но обязательно влияют на характер этих решений и на динамику развития всей ситуации. Это фундамент, на котором выстраивается вся

Убеждения

Убеждения После проработки большого количества проблем я понял, что на самом деле «заряд из прошлых травмирующих инцидентов» является отнюдь не главной силой, которая создает и поддерживает проблемы. Да, безусловно, он играет немалую роль, и с ним приходится работать и

I. Природа убеждения

I. Природа убеждения Мозг, как в сущности и любая биологическая и социальная система, имеет многоуровневую организацию и несколько уровней обработки информации, в результате которых мы способны выходить на различные уровни мышления и бытия. Стараясь создать модель для

3 Убеждения

3 Убеждения Алиса засмеялась. «Нет смысла и пытаться, – сказала она, – нельзя верить в небылицы». «Я полагаю, у тебя не слишком много опыта, – сказала Королева. – Когда я была моложе, я имела обыкновение делать это по полчаса в день. Да что там говорить, иногда я успевала

11.4. Убеждение как средство предотвращения и разрешения конфликтов. Правила убеждения

11.4. Убеждение как средство предотвращения и разрешения конфликтов. Правила убеждения Неумение убеждать как источник конфликтов Чтобы выявить возможную связь между неумением убеждать и возникновением конфликтов, в представленном в разделе 1.3 анкетировании 460 экспертов

Правила убеждения

Правила убеждения Итак, анкетный опрос показал, что множество конфликтов возникает из-за того, что мы не умеем убедительно изложить свое предложение, вопрос, просьбу. Встретив непонимание, мы обвиняем оппонента в предвзятом к нам отношении. Так в беседе появляется первый

Правила убеждения

Правила убеждения Эффективности любого публичного выступления, предусматривающей достижение оратором поставленной цели, способствует соблюдение определенных правил[34, c.4–10].Правило № 1. Правило Гомера. Очередность приводимых аргументов влияет на их убедительность.

Универсальные правила убеждения

Универсальные правила убеждения Всего приятнее для нас слова, которые дают нам какое-нибудь знание. Аристотель Первое правило (правило Гомера) Очередность приводимых аргументов влияет на их убедительность. Наиболее убедительны аргументы, изложенные в следующем

Убеждения и мотивация

Убеждения и мотивация Если спросить людей, посещающих курсы иностранных языков, зачем им язык, то довольно часто честный ответ будет звучать так: «Ну, потому что все учат. А я чего, самый левый?» Я сразу вам скажу: если вы не знаете, для чего нужен иностранный язык конкретно

Мы воспринимаем собственные убеждения таким же способом, что и убеждения других людей

Мы воспринимаем собственные убеждения таким же способом, что и убеждения других людей Описывая людей с аутизмом, профессор Кембриджского университета Барон-Коэн отмечает, что они отличаются «психической слепотой»[81]. У них есть трудности с интерпретацией


На этом уроке мы узнаем об особенностях подготовки к публичной речи. Послушаем несколько занимательных историй о древних ораторах. И пройдем краткий курс молодого ритора.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Публичная речь"

· Сегодня мы узнаем об особенностях публичной речи.

· Выясним, как правильно произносить речи.

· И пройдем краткий курс молодого оратора.

Но сначала послушаем античную легенду.

Во время одной из войн спартанцы оказались в трудном положении и попросили помощи у афинян. Когда же помощь прибыла – выяснилось, что это всего-навсего хромой учитель Тиртей.

Можете себе представить гнев и недоумение спартанцев: они решили, что афиняне над ними просто издеваются!


Однако Тиртей оказался искусным оратором. Своими речами он настолько вдохновил спартанцев, так поднял их боевой дух, что они бросились на врагов и одержали победу.

А насколько вы хороший оратор?

Когда мы узнаем, что нам предстоит произносить речь – мы обычно испытываем страх. Публичная речь, то есть речь, рассчитанная на определенную массу людей – это целое искусство.

Изучает это искусство наука риторика.

Как привлечь внимание аудитории? Как успешно составить речь? Как вести себя перед слушателями? Как отвечать на каверзные вопросы? Эти и другие проблемы разрабатывает риторика.

Эта наука возникла в античной Греции и там получила свое развитие. Основные решения принимались на Народных собраниях, форумах. И даже суды слушались при большом стечении публики – могло быть, например, около пятисот судей, а адвокатов тогда еще не было.

В таких условиях искусство оратора становилось просто необходимым!

В наше время оно не менее важно, поэтому мы рассмотрим несколько основных правил, которые нужно соблюдать при подготовке к публичному выступлению.

Прежде всего, нужно учитывать особенности аудитории.

Вы ведь не станете разговаривать с одноклассниками сложным научным языком? Использовать малопонятные термины, обращаться к ним, например, «коллеги»?


Готовясь к речи, мы должны учитывать:

· количество слушателей, потому что перед большой аудиторией выступать сложнее;

· уровень владения темой. Если слушателям вообще непонятно, о чем речь, нужно обязательно пояснить, упростить тему. А если предмет речи общеизвестен, то можно сразу переходить к делу;

· если мы хотим в чем-то убедить аудиторию – нужно понимать, что у слушателей может быть собственное мнение о предмете речи.

Каждая речь – это маленькое сражение со своими страхами и немного – с аудиторией. Что это значит? Конечно, нам нужен план.

Обычно план речи составляется еще до отбора информации.

При этом мы исходим из собственной эрудиции, из того, насколько мы сами знаем предмет. А если мы о нем ничего не знаем – нужно указать, что хотели бы узнать. Ведь слушатели захотят узнать то же самое!

В плане примерно указываются этапы речи. Таким образом, план становится фундаментом, на котором выстраивается речь.

Лучший рецепт для успеха оратора – это, конечно, владение темой. Поэтому при подготовке к речи необходимо тщательно отбирать информацию.

Мы живем в век информационных технологий, посреди огромного количества книг, энциклопедий, справочников, сайтов. Поэтому не нужно лениться и ограничиваться одним сайтом из верхней строки поиска в Интернете. Нужно найти как можно больше информации о предмете речи. Так мы не рискуем пропустить что-нибудь важное – потому что нужно отобрать важную информацию.

Если в нашей речи мы хотим убедить в чем-то аудиторию – нужно продумать аргументы. Это факты, ссылки, статистика. При этом желательно использовать проверенные источники информации, ссылаться на авторитетных ученых, исследователей и т. д.

Наша речь не должна быть сухой. Цифры, факты, ученые – это хорошо. Но нужно оставить место и для интересных фактов, они оживят повествование.

Информация отобрана. И нам нужно как-то расположить ее в речи – иными словами, выстроить композицию. Композиция речи традиционно включает вступление, основную часть и заключение.

Помните, что вступление и заключение должны занимать не более четверти речи. Максимум – треть. Иначе слушатели так и не поймут, в чем суть выступления.

Обязательно нужно сообщить во вступлении, о чем пойдет речь.

В основной части факты должны излагаться стройно, нельзя разбрасывать их по речи: речь должна быть логичной и последовательной.

Если вы хотите убедить аудиторию и запаслись аргументами, лучше излагать сначала более слабые, а закончить самым сильным.

В начале речи можно использовать так называемый «зацепляющий крючок». Так называется прием привлечения внимания слушателей. Это нечто интересное, захватывающее, о чем мы говорим еще до того, как перейдем к сути речи.


В качестве зацепляющего крючка может использоваться отрывок из сказки, мифа, легенды, анекдот, стихотворение, строки из песни. Наконец, можно рассказать историю из вашей жизни – если она интересная.

Но помните. «Крючок» не должен быть скучным или длинным. И не должен уводить аудиторию очень далеко от темы: оратор должен знать, как перейти к основной теме.

Не стесняйтесь украшать свою речь! Ведь это все же небольшое произведение искусства. Для придания речи большей эмоциональности и убедительности в вашем распоряжении целый арсенал выразительных средств русского языка.

Вы можете воспользоваться метафорами, эпитетами, сравнениями. И синтаксическими фигурами (инверсия, паралеллизм, риторические вопросы и т. д.). Вы можете украсить свою речь цитатами известных людей, пословицами, фразеологизмами…

Но не забывайте при этом, что украшение речи – все же не самоцель. Нельзя слишком увлекаться средствами выразительности. Иначе вашу речь будет трудно воспринимать.

В основной части речи можно и нужно использовать средства для привлечения внимания публики. Удержать внимание слушателя во время речи крайне важно. Ведь никому не приятно произносить речь, когда слушатели дремлют или увлеклись беседой друг с другом.

Оратор должен обращаться к аудитории, поддерживать с ней контакт.

Могут помочь риторические вопросы и восклицания.

Мы уже говорили о важности интересной информации – в речь можно вплетать анекдоты, всевозможные истории (конечно, в тему). А можно указать, насколько предмет вашей речи важен лично для слушателей.

Но, конечно, интересную, правильно оформленную, грамотную речь слушатели и так воспринимают с удовольствием.

Поэтому крайне важно то, КАК мы произносим речь. Да, да – темп речи, громкость, тон голоса, дикция и так далее.

В этом отношении показательна история античного оратора Демосфена.

Он был косноязычен, заикался. У него был слабый голос, не хватало дыхания. Конечно, публика осмеяла его.

Но Демосфен не сдался. Для тренировки произношения он набирал в рот камешки. Упражнялся на берегу моря, перекрикивая шум волн. Демосфен развивал дыхание, всходя на холмы и читая при этом стихи.


Он добился своего, победил свои недостатки и стал знаменитым оратором Древнего Рима.

Мы можем обойтись без моря и камешков во рту. Развить дикцию помогут чистоговорки и скороговорки.

Можно упражняться при помощи с детства известных скороговорок: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку».

А можно найти современные скороговорки, чтобы тренироваться стало интереснее. Например:

· Макака коалу в какао макала. Коала какао лениво лакала.

· Рыжие тролли ели роллы, летя на лыжероллерах.

· Оператор копировального аппарата ксерокопировал скопированное.

· Линолеум линял-линял, полиловел и вылинял

· Терминатору термометр не требуется.
У терминатора температура субфебрильная.

· Бобр, будь добр, добудь кобр.

· Мачо на ранчо в пончо ест лечо и харчо.

· Бессмысленно осмысливать смысл неосмысленными мыслями!

Попробуйте на досуге выговорить это быстро!

Потренировать дыхание можно на всем известном стихотворении в переводе С. Маршака «Вот дом, который построил Джек». Каждую строфу стихотворения нужно выговаривать на одном выдохе (вдыхать нельзя). Поскольку каждая строфа длиннее предыдущей, мы тренируемся распределять воздух при произнесении.

Выговорить на одном выдохе последнюю строфу довольно сложно:

Вот два петуха,

Которые будят того пастуха,

Который бранится с коровницей строгою,

Которая доит корову безрогую,
Лягнувшую старого пса без хвоста,

Который за шиворот треплет кота,

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном чулане хранится

В доме, который построил Джек.

Ну и наконец – момент, когда мы произносим речь. Прежде всего, нельзя просто читать с листа. Даже античные ораторы часто заучивали речи наизусть. Всю речь заучивать необязательно: можно создать опорный конспект – подсказку, в которой будет план речи, основные имена, даты и т. д. Обязательно нужно порепетировать, можно даже перед зеркалом – это придаст уверенности.

Зазубривать речь не нужно: если вы собьетесь, вам будет очень сложно. Вы должны понимать смысл речи.

И, конечно, публики не нужно бояться.


Тем более, что внешний вид, поведение, жесты, мимика оратора очень значимы.

Вот еще несколько советов.

Будьте уверены в себе и доброжелательны к публике. Не бойтесь ошибиться или забыть что-нибудь: всегда можно улыбнуться и сказать: «Ну вот, бывает же такое! Ведь я еще хотел сказать вот о чем…»

И не нужно постоянно извиняться. Если вас поправили, просто поблагодарите. Скажите, что вы рады, ведь вас так поддерживают!

Постарайтесь стоять свободно, не сутулиться, не принимать защитную позу: ведь это оратор тут главный!

Не размахивайте руками слишком много. Но и не забывайте о важности жестов. Спокойные, плавные движения ладонью в такт речи только помогут.

Смотрите на вашу аудиторию. Нужно время от времени переводить взгляд с одного сектора помещения на другой.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Публичная речьСегодня мы узнаем об особенностях публичной речи. Выясним, как.


Курс повышения квалификации

Интерактивные технологии в обучении и воспитании


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литературное чтение: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования


Курс повышения квалификации

Использование современных информационных технологий и интерактивных сред электронного обучения в организации образовательного процесса в школе в условиях сложной санитарно-эпидемиологической обстановки с учетом требований ФГОС


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

«Учись, играя: эффективное обучение иностранным языкам дошкольников»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Описание презентации по отдельным слайдам:

Публичная речьСегодня мы узнаем об особенностях публичной речи. Выясним, как.

Публичная речь
Сегодня мы узнаем об особенностях публичной речи.
Выясним, как правильно произносить речи.
И пройдем краткий курс молодого оратора.


Античная легендаВо время одной из войн спартанцы оказались в трудном положени.

Античная легенда
Во время одной из войн спартанцы оказались в трудном положении и попросили помощи у афинян. Когда же помощь прибыла – выяснилось, что это всего-навсего хромой учитель Тиртей.
Можете себе представить гнев и недоумение спартанцев: они решили, что афиняне над ними просто издеваются!
Однако Тиртей оказался искусным оратором. Своими речами он настолько вдохновил спартанцев, так поднял их боевой дух, что они бросились на врагов и одержали победу.

А насколько вы хороший оратор? Когда мы узнаем, что нам предстоит произносить.

А насколько вы хороший оратор?

Когда мы узнаем, что нам предстоит произносить речь, мы обычно испытываем страх. Публичная речь, то есть речь, рассчитанная на определенную массу людей, – это целое искусство.
Изучает это искусство наука риторика.
Как привлечь внимание аудитории? Как успешно составить речь? Как вести себя перед слушателями? Как отвечать на каверзные вопросы? Эти и другие проблемы разрабатывает риторика.

РиторикаЭта наука возникла в античной Греции и там получила свое развитие. О.

Риторика
Эта наука возникла в античной Греции и там получила свое развитие. Основные решения принимались на Народных собраниях, форумах. И даже суды слушались при большом стечении публики – могло быть, например, около пятисот судей, а адвокатов тогда еще не было.
В таких условиях искусство оратора становилось просто необходимым!
В наше время оно не менее важно, поэтому мы рассмотрим несколько основных правил, которые нужно соблюдать при подготовке к публичному выступлению.

Прежде всего, нужно учитывать особенности аудитории. Вы ведь не станете разг.

Прежде всего, нужно учитывать особенности аудитории.
Вы ведь не станете разговаривать с одноклассниками сложным научным языком? Использовать малопонятные термины, обращаться к ним, например, «коллеги»?

Готовясь к речи, мы должны учитывать:
· количество слушателей, потому что перед большой аудиторией выступать сложнее;
· возраст слушателей;
· образование слушателей;
· уровень владения темой. Если слушателям вообще непонятно, о чем речь, нужно обязательно пояснить, упростить тему. А если предмет речи общеизвестен, то можно сразу переходить к делу;
· если мы хотим в чем-то убедить аудиторию – нужно понимать, что у слушателей может быть собственное мнение о предмете речи.

ПланКаждая речь – это маленькое сражение со своими страхами и немного – с ауд.

Отбор информацииЛучший рецепт для успеха оратора – это, конечно, владение тем.

Отбор информации
Лучший рецепт для успеха оратора – это, конечно, владение темой. Поэтому при подготовке к речи необходимо тщательно отбирать информацию.
Мы живем в век информационных технологий, посреди огромного количества книг, энциклопедий, справочников, сайтов. Поэтому не нужно лениться и ограничиваться одним сайтом из верхней строки поиска в Интернете. Нужно найти как можно больше информации о предмете речи. Так мы не рискуем пропустить что-нибудь важное – потому что нужно отобрать важную информацию.
Если в нашей речи мы хотим убедить в чем-то аудиторию – нужно продумать аргументы. Это факты, ссылки, статистика. При этом желательно использовать проверенные источники информации, ссылаться на авторитетных ученых, исследователей и т. д.

КомпозицияНаша речь не должна быть сухой. Цифры, факты, ученые – это хорошо.

Композиция
Наша речь не должна быть сухой. Цифры, факты, ученые – это хорошо. Но нужно оставить место и для интересных фактов, они оживят повествование.
Информация отобрана. И нам нужно как-то расположить ее в речи – иными словами, выстроить композицию. Композиция речи традиционно включает вступление, основную часть и заключение.

Помните, что вступление и заключение должны занимать не более четверти речи.

Помните, что вступление и заключение должны занимать не более четверти речи. Максимум – треть. Иначе слушатели так и не поймут, в чем суть выступления.
Обязательно нужно сообщить во вступлении, о чем пойдет речь.
В основной части факты должны излагаться стройно, нельзя разбрасывать их по речи: речь должна быть логичной и последовательной.
Если вы хотите убедить аудиторию и запаслись аргументами, лучше излагать сначала более слабые, а закончить самым сильным.
В начале речи можно использовать так называемый «зацепляющий крючок». Так называется прием привлечения внимания слушателей. Это нечто интересное, захватывающее, о чем мы говорим еще до того, как перейдем к сути речи.


В качестве зацепляющего крючка может использоваться отрывок из сказки, миф.

В качестве зацепляющего крючка может использоваться отрывок из сказки, мифа, легенды, анекдот, стихотворение, строки из песни. Наконец, можно рассказать историю из вашей жизни, если она интересная.
Но помните: «крючок» не должен быть скучным или длинным. И не должен уводить аудиторию очень далеко от темы: оратор должен знать, как перейти к основной теме.
Не стесняйтесь украшать свою речь! Ведь это все же небольшое произведение искусства. Для придания речи большей эмоциональности и убедительности в вашем распоряжении целый арсенал выразительных средств русского языка.
Вы можете воспользоваться метафорами, эпитетами, сравнениями. И синтаксическими фигурами (инверсия, паралеллизм, риторические вопросы и т. д.). Вы можете украсить свою речь цитатами известных людей, пословицами, фразеологизмами…
Но не забывайте при этом, что украшение речи – все же не самоцель. Нельзя слишком увлекаться средствами выразительности. Иначе вашу речь будет трудно воспринимать.

Как привлечь внимание?В основной части речи можно и нужно использовать средст.

Как привлечь внимание?
В основной части речи можно и нужно использовать средства для привлечения внимания публики. Удержать внимание слушателя во время речи крайне важно. Ведь никому не приятно произносить речь, когда слушатели дремлют или увлеклись беседой друг с другом.
Оратор должен обращаться к аудитории, поддерживать с ней контакт.
Могут помочь риторические вопросы и восклицания.
Мы уже говорили о важности интересной информации – в речь можно вплетать анекдоты, всевозможные истории (конечно, в тему). А можно указать, насколько предмет вашей речи важен лично для слушателей.
Но, конечно, интересную, правильно оформленную, грамотную речь слушатели и так воспринимают с удовольствием.

Крайне важно то, КАК мы произносим речь. Да, да – темп речи, громкость, тон г.

Крайне важно то, КАК мы произносим речь. Да, да – темп речи, громкость, тон голоса, дикция и так далее.
В этом отношении показательна история античного оратора Демосфена.
Он был косноязычен, заикался. У него был слабый голос, не хватало дыхания. Конечно, публика осмеяла его.
Но Демосфен не сдался. Для тренировки произношения он набирал в рот камешки. Упражнялся на берегу моря, перекрикивая шум волн. Демосфен развивал дыхание, всходя на холмы и читая при этом стихи.

Он добился своего, победил свои недостатки и стал знаменитым оратором Древнег.

Он добился своего, победил свои недостатки и стал знаменитым оратором Древнего Рима.
Мы можем обойтись без моря и камешков во рту.

Развить дикцию помогут чистоговорки и скороговорки. Можно упражняться при пом.

Развить дикцию помогут чистоговорки и скороговорки.
Можно упражняться при помощи с детства известных скороговорок: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку».
А можно найти современные скороговорки, чтобы тренироваться стало интереснее. Например:
Макака коалу в какао макала. Коала какао лениво лакала.
Рыжие тролли ели роллы, летя на лыжероллерах.
Оператор копировального аппарата ксерокопировал скопированное.
Линолеум линял-линял, полиловел и вылинял
Терминатору термометр не требуется.
У терминатора температура субфебрильная.
Бобр, будь добр, добудь кобр.
Мачо на ранчо в пончо ест лечо и харчо.
Бессмысленно осмысливать смысл неосмысленными мыслями!
Попробуйте на досуге выговорить это быстро!

Потренировать дыхание можно на всем известном стихотворении в переводе С. Мар.

Потренировать дыхание можно на всем известном стихотворении в переводе С. Маршака «Вот дом, который построил Джек». Каждую строфу стихотворения нужно выговаривать на одном выдохе (вдыхать нельзя). Поскольку каждая строфа длиннее предыдущей, мы тренируемся распределять воздух при произнесении.
Выговорить на одном выдохе последнюю строфу довольно сложно:

Вот два петуха,
Которые будят того пастуха,
Который бранится с коровницей строгою,
Которая доит корову безрогую,
Лягнувшую старого пса без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в темном чулане хранится
В доме, который построил Джек.

Момент, когда мы произносим речь. Прежде всего, нельзя просто читать.

Момент, когда мы произносим речь.
Прежде всего, нельзя просто читать с листа. Даже античные ораторы часто заучивали речи наизусть. Всю речь заучивать необязательно: можно создать опорный конспект – подсказку, в которой будет план речи, основные имена, даты и т. д. Обязательно нужно порепетировать, можно даже перед зеркалом – это придаст уверенности.
Зазубривать речь не нужно: если вы собьетесь, вам будет очень сложно. Вы должны понимать смысл речи.
И, конечно, публики не нужно бояться.

Советы начинающему ораторуВнешний вид, поведение, жесты, мимика оратора очень.

Советы начинающему оратору
Внешний вид, поведение, жесты, мимика оратора очень значимы.
Будьте уверены в себе и доброжелательны к публике. Не бойтесь ошибиться или забыть что-нибудь: всегда можно улыбнуться и сказать: «Ну вот, бывает же такое! Ведь я еще хотел сказать вот о чем…»
И не нужно постоянно извиняться. Если вас поправили, просто поблагодарите. Скажите, что вы рады, ведь вас так поддерживают!
Постарайтесь стоять свободно, не сутулиться, не принимать защитную позу: ведь это оратор тут главный!
Не размахивайте руками слишком много. Но и не забывайте о важности жестов. Спокойные, плавные движения ладонью в такт речи только помогут.
Смотрите на вашу аудиторию. Нужно время от времени переводить взгляд с одного сектора помещения на другой.
И помните: у вас обязательно все получится, ведь вы самый лучший оратор!

Читайте также: