Фундамент личности в виде самооценки закладывается в каком возрасте

Обновлено: 03.05.2024

Становление личности и психическое развитие личности напрямую связаны с формированием самосознания, то есть осознанием себя и отношением к себе как духовному, физическому, а также социальному созданию. Решающую роль в отношениях с окружающими людьми играет представление человека о себе. Осознание себя появляется уже на втором году жизни, приблизительно в возрасте 1,5 лет дети узнают свои лица и указывают себя на фотографии, называют при этом свое имя.

Наиболее явно самосознание проявляется в самооценке, а именно в том, как ребенок оценивает свои качества и возможности, достижения и неудачи. [1]

В раннем возрасте, когда ребенок совершает положительные поступки, он не отдает себе отчета об объективной пользе таких поступков, он не осознает своего долга по отношению к другим людям. Само чувство долга зарождается непосредственно под влиянием той оценки, которую дают совершенному ребенком поступку взрослые. А уже на основании данной оценки у детей развивается понимание того, что хорошо, а что плохо. Изначально дети учатся оценивать поступки других детей. Затем они уже в состоянии оценить и свои собственные поступки. Так развивается самооценка.

К концу раннего детского возраста в самосознании ребенка начинает появляться центральное новообразование – «система я» и потребность действовать самому, потребность в реализации и самоутверждении своего Я. После возникновения «системы я» в психике ребенка появляется следующее новообразование – самооценка и связанное с ней стремление соответствовать требованиям взрослого, «быть хорошим». [2]

Самооценка – это одно из основных новообразований дошкольного возраста, это значимое звено мотивационно-потребностной сферы личности ребенка. Самооценка определяет те свойства характера, которые человек сам считает в себе самыми значимыми.

Вместе с формированием и развитием представлений о себе дети оценивают свои качества, на этой основе формируется самооценка. В старшем дошкольном возрасте самооценка приобретает также ряд возрастных особенностей, при этом в одном виде деятельности самооценка может отличаться от самооценки в другом виде деятельности. Стоит отметить, что критерии самооценки в большой степени зависят от педагога.

Самая тесная связь между самооценками детей и оценками их педагогов наблюдается в системе межличностных отношений. Это связано с тем, что к концу дошкольного возраста возрастает стремление к межличностному взаимопониманию, а также совпадению своего отношения и оценки окружающего с оценкой и отношением взрослого. Данную особенность необходимо использовать воспитателям и родителям при развитии самооценки у ребенка. [3]

Самооценка ребенка динамична, так как она возникает, удерживается или исчезает. Самооценки могут быть адекватными, когда они соответствуют имеющимися у человека качествам и его возможностям, а также неадекватными, то есть завышенными или заниженными. Неадекватность самооценки является, по-видимому, одним из наиболее неблагоприятных факторов психологического и нравственного развития личности. [4]

Адекватная самооценка формируется, если:

• родители уделяют ребёнку необходимое количество внимания и времени;

• взрослые оценивают ребенка положительно, но не выше, чем большинство его сверстников;

• часто поощряют, но не подарками;

• наказывают, но в виде отказа от общения с ним;

• адекватно оценивают умственные и физические данные;

• прогнозируют хорошие успехи ребенка в школе.

Соответственно, дети с адекватной (положительной самооценкой) самооценкой: анализируют результаты деятельности; ищут причины своих неудач; активны и уверены в себе; умеют быстро переключаться с одной деятельности на другую; они настойчивы в достижении собственной цели; стремятся к сотрудничеству; общительны и дружелюбны. [5]

При этом следует отметить, что завышенная самооценка формируется и развивается у ребенка, если:

• родители уделяют ребёнку слишком много времени;

• оценивают значительно выше, чем других сверстников;

• слишком часто поощряют, в том числе в виде подарков;

• слишком редко наказывают;

• переоценивают его умственные и физические данные;

• ожидают слишком высокие успехи в школе.

Дети с неадекватно завышенной самооценкой имеют следующие черты: дети очень подвижны, не сдержаны; быстро переключаются с одного вида деятельности на другой; зачастую не доводят начатое дело до конца; не анализируют свои поступки; не осознают своих неудач; они склонны к демонстративному поведению, доминированию.

Заниженная самооценка ребенка формируется и развивается, если:

• родители уделяют ребёнку слишком мало времени;

• оценивают значительно ниже, чем большинство сверстников;

• часто наказывают, упрекают;

• низко оценивают физические и умственные данные;

• не ожидают успехов в школе и в жизни

Дети с заниженной самооценкой имеют следующие черты: они нерешительны, малообщительны, недоверчивы, молчаливы, скованны; готовы расплакаться в любой момент; тревожны, не уверены в себе; трудно включаются в деятельность; заранее отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными; имеют низкий социальный статус в группе сверстников. [10]

Заниженная самооценка становится фактором, тормозящим развитие личности ребенка. Проявления негативной самооценки могут быть самые разные: от снижения работоспособности до проявления агрессии.

Негативная самооценка может привести к таким последствиям, как:

• Развитие нерешительности, застенчивости. Ребенок может избегать ситуаций, в которых нужно проявлять речевую активность, отказываться от ведущих ролей в играх.

• Эмоциональная неустойчивость (обидчивость). Ребенок обижается при проигрыше в игре, болезненно реагирует на замечания, на повышенный тон голоса, недовольное выражение лица взрослого, часто плачет.

• Страхи. Малыш боится новых ситуаций, новых людей, боится оставаться один, боится выступать на публике один, и т. п.

• Тревожность. Общение у тревожных, неуверенных в себе детей становится избирательным, эмоционально-неровным. Затрудняются контакты с незнакомыми людьми. [7]

• Конфликтность. Ребенок может сам провоцировать конфликт, отвечать конфликтно на конфликтные действия других.

• Агрессивность. Ребенок может ломать игрушки, толкать сверстника, кусаться, плеваться, щипать других, говорить обидные слова, когда не слышит взрослый и т. п. [11]

Таким образом, самооценка является центральным звеном произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе и представляет собой сложный по психологической природе феномен. Она включена во множество связей и отношений со всеми психическим и образованиями личности и выступает в качестве важной детерминанты всех форм и видов ее деятельности и общения. Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека.

Формирование адекватной самооценки и умения видеть свои ошибки и правильно оценивать свои действия – это основа формирования самоконтроля и самооценки.

Это имеет огромное значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм поведения, следования положительным образцам.


Как я писала раньше, здоровая самооценка ребенка формируется на базовом уважении к его психологическому пространству: к его мыслям, чувствам, проявлениям. И , конечно, к его физическому пространству тоже.

Базовые ощущения здоровой самооценки: "я есть", "я хороший", "со мной все нормально", "я могу", "я нужен".

До 2-3 лет родитель и ребенок находятся в неком слиянии. Самооценки как таковой еще нет, но закладывается основа для ее формирования. То есть, ребенок словно впитывает послания близких людей: "с тобой все в порядке", "ты что-то можешь, а что-то нет, и это нормально", "ты имеешь право на свои чувства", а может и такие: "ты какой-то не такой", "твои чувства не важны". И на таких посланиях выстраивает свой образ, определяет свое Я.

Здесь очень важно эмоциональное тепло родителей и надежная привязанность ребенка со взрослым.

В 3 года ребенок отделяет свое Я от Я других. Это первый этап сепарации.

Чтобы сформировалось это психологическое пространство, Я ребенка, - важно дать этому Я хорошие границы.

Очень здорово, когда ребенок с раннего детства понимает, где его , а где не его. Где его игрушки, а где вещи мамы или папы.

Со временем ребенок учится определять свои желания и отделять их от желаний других, свои чувства от чувств других. И это главный навык, который помогает сформировать сильное крепкое и устойчивое Я.

Если после 3-х лет ребенок не выходит из слияния, не определяет границ, у него не формируется ощущение "Я есть" и "со мной все в порядке".

Самоуверенность ребенка в этом возрасте обычно зашкаливает. Он все может, он центр вселенной. И в то же время, малыш встречается с реальностью, где есть ограничения. Отсюда столько негативных реакций.

В этот период важно, чтобы ребенок начал замечать в контакте ДРУГОГО. Что у мамы и папы, например, Есть свои потребности и желания. Так ребенок учится выстраивать здоровые отношения, где учитываются желания всех участников. Самооценка очень зависит от такого навыка. Нет здорового контакта с ДРУГИМ - нет здорового ощущения "я нужен этому миру".

Очень грустно, если ребенку подыгрывают и дают ощутить себя всемОгущим. Он ругает родителей, берет все что захочет, он думает, что все умеет и все ему позволено. Родитель говорит: я в его в возрасте таким смелым не был! мне и слово сказать не давали! Потакание ребенку в этом случае, это некая форма компенсации детских травм родителя. И ребенок, в этом случае, словно играет роль - идеальной части родителя.

Или другая ситуация, родители гасят проявления ребенка, не дают ему почувствовать себя отдельным. Здесь роль для ребенка может быть - "теневой" частью родителя.

И в том и другом случае - родитель не видит самого ребенка, а взаимодействует, по большей части со своими проекциями.

У ребенка не будет возможности понять кто же ОН такой? Сформировать свое Я, раскрыть это я. Самооценка будет или занижена или завышена или нестабильная.

Помочь разобраться с реальностью и своими возможностями - очень непростая задача взрослого. Как то, что ты хочешь , сопоставить с тем, что ты можешь? А еще с тем, что полезно? С тем, что возможно? И еще с тем, что важно?! Для того, чтобы сформировать здоровую самооценку, важно найти время и ресурсы для рассмотрения всех этих вопросов с ребенком.

В этом возрасте важно дать границы - но не задавить рамками. Увидеть самого ребенка, а не проекцию своих ущербных или идеальных частей. Давать возможность проявляться потребностям ребенка, не задвигая свои.

Когнитивные стороны самооценки еще не развиты, но закладывается фундамент для ее формирования: границы Я, возможность быть собой ( а не проекцией родителя) и способность обращаться с потребностями.

С 4 до 7 так называется - нежный возраст. Формируется чувственная сфера ребенка. В это время он особо трепетно относится к родителям, любит делать подарки. Отвержение чувств ребенка - может очень сильно пошатнуть его уверенность в себе, ощущение своей значимости, ценности. В этот период самооценка имеет эмоциональный характер.

Важно, чтобы ребенок выполнял те задачи, которые соответствуют его возрасту. Достаточный уровень самостоятельности. Были обязанности по дому, интерес к труду. Сформированы навыки самообслуживания. Иначе, ребенок будет чувствовать себя слабым и беспомощным.

Если этот период проходит нормально, у ребенка формируется ощущение "я ценный"

С 8 до 13 - то самое время формирование самооценки. Именно в младшем школьном возрасте формируется когнитивная сторона самооценки.

Школа - это почти как работа для ребенка. Самооценка ребенка в этом возрасте очень зависит от учебной реализации ( не от оценок. а именно реализации). Имеет значение все: отношение к школе, к детям в школе, учителям, к предметам, способности решать задачи, способности проявляться, вносить свой вклад в школьную жизнь. А так же от социальной ситуации в общем (отношения с одноклассниками, учителями).

В этом возрасте появляется рефлексия, произвольность, самооценивание. Ребенок уже может сам оценивать свои способности, свой статус в классе, свое поведение.

НО! Очень важно понимать, что оценивание носит упрощенный, примитивный характер. И процесс оценивания часто уходит глубоко в бессознательное.

Например, девочка себя считает плохой, по ее словам, потому что у нее ботинки грязные, дети смеялись, буквы некрасиво написала. Цепочка причины-следствия еще довольно упрощенная.

У родителей первоклассников часто хватает сил только на то, чтобы сделать уроки с ребенком. Просто поговорить с ребенком - ни сил ни времени не остается. Но в этот период важно не потерять контакт с ребенком. Побольше общаться, обсуждать трудности, проблемы.

В этом возрасте появляется зрелое ощущение "я могу".

И наконец, подростковый возраст. Это время, когда значимость отношений со взрослыми значительно снижается, а значимость отношений с ровесниками огромная. Это период второй сепарации. В этот период рождается личность! Именно поэтому подростковость - самое тяжелое сложнейшее время. Подросток пытается найти свое место в жизни. Сформировать свои ценности и создать свои правила. Самооценка часто нестабильна и сильно зависит от принятия его среди сверстников.

В этом возрасте очень важно, чтобы у ребенка было свое любимое дело, где он может реализовать свои способности. Ощущение реализованности, включенности в дело ( не обязательно успехи и достижения) помогают чувствовать себя увереннее.

Итак. Сложности в формировании здоровой самооценки возникают, если:

    1. Ребенок не чувствует прав на свое психологическое пространство: не может выражать свое мнение, говорить о своих чувствах, создавать свои правила и тд. Чувствует себя неуспешным и отвергнутым дома.
    2. Я ребенка сливается с Я других: у него одни желания на двоих с мамой, например, или он сразу чувствует злость, как только видит раздраженного папу.
    3. Ребенок не совсем соизмеряет свои желания и возможности
    4. Ребенок не знает о том, что есть желания других людей, чувства и потребности, навык здорового контакта не формируется.
    5. Отсутствуют навыки самообслуживания соответствующие возрасту. Ребенок тогда чувствует себя слабым и беспомощным.
    6. Отсутствие навыков справляться с трудностями, ребенок не может проговаривать что его беспокоит, обсуждать, выражать чувства, преодолевать сложности и тд
    7. В школе чувствует себя неуспешным и отвергнутым
    8. В подростковом возрасте сложности с общением, реализацией.

Продолжение следует…

Добавляйтесь в группу, пишите комментарии, задавайте вопросы.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ САМООЦЕНКИ У РЕБЕНКА

Во многом на этот процесс оказывают влияние факторы избыточного или недостаточного внимания со стороны матери. В дальнейшем формирование у детей положительной самооценки опирается на их достижения в различных сферах жизни. Задача каждого родителя — развитие самооценки у ребенка в адекватном русле и становление его как самостоятельной личности. Предлагаем узнать, какова самооценка у ребенка раннего возраста и какими методами можно её регулировать в нужном русле.

Виды самооценки ребенка:

· заниженная

· высокая

· неадекватная (от чего зависит)

Самооценка ребенка зависит от множества факторов, начинает формироваться еще в раннем детстве. Зачастую взрослые, делая замечания своему малышу, не осознают, что только в школьном возрасте дети могут сами оценивать свои поступки и способности, успехи и поражения, а пока на их самооценку влияет как раз критика родителей. В раннем возрасте о том, любят ли его, принимают ли таким, какой он есть, ребенок узнает от своих родных. Существуют различные виды самооценки, рассмотрим самые распространенные из них.

По поведению ребенка можно судить о том, как он себя оценивает. Дети с адекватной самооценкой зачастую более общительны, активны и находчивы. Чрезмерная ранимость и обидчивость, трудности в установлении контакта свидетельствуют о том, что заниженная самооценка у ребенка постепенно усугубляется и развивается. Ребенок, который во всем стремится превзойти других, имеет завышенную самооценку.

АДЕКВАТНАЯ САМООЦЕНКА, ИЛИ ВЫСОКАЯ. НО НЕ ЗАВЫШЕННАЯ. ТАКИЕ ДЕТИ АКТИВНЫ, ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫ, ОБЩИТЕЛЬНЫ, ОТКРЫТЫ И НЕПОСРЕДСТВЕННЫ. ОНИ УМЕЮТ СЧИТАТЬСЯ С ЗАМЕЧАНИЯМИ ВЗРОСЛЫХ И ДАЖЕ СВЕРСТНИКОВ, МОГУТ ОСОЗНАВАТЬ ИХ СПРАВЕДЛИВОСТЬ, ПРИЗНАВАТЬ НАРУШЕНИЕ ИМИ ПРАВИЛ ИЛИ ДОПУЩЕНИЕ ОШИБОК В РАБОТЕ. ТАКОЙ МАЛЫШ ХОРОШО РАЗВИВАЕТСЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО И СОЦИАЛЬНО, НЕ ДОСТАВЛЯЕТ РОДИТЕЛЯМ НЕПРИЯТНОСТЕЙ.

Самое негативное для психики ребенка, а как следствие, и для его самооценки – это сравнение с другими детьми. Поэтому никогда не сравнивайте своего малыша с другими, можете сравнить его с самим собой, т. е. его прошлые или будущие достижения с сегодняшними.

Завышенная самооценка у ребенка тоже негативна: такой малыш также имеет высокую познавательную и физическую активность. Он может с энтузиазмом начать новое дело, даже достаточно сложное, но его энергичность не дает довести это дело до конца. Не осознает собственных неудач, поэтому достаточно капризен и обидчив, а еще и конфликтен. В коллективе пытается обратить на себя внимание всеми возможными способностями, зачастую занимает позицию лидера. Если у него что-то не получается или его критикуют, проявляет бурную реакцию – кричит, плачет, топает ногами.

РОДИТЕЛЯМ СТОИТ ПОМНИТЬ, ЧТО НА САМООЦЕНКУ РЕБЕНКА, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, ВЛИЯЕТ КЛИМАТ В СЕМЬЕ. ВСЕ ЗАВИСИТ ОТ РОДИТЕЛЕЙ .

Нормой может считаться завышенная самооценка для ребенка-дошкольника, малыши чаще всего имеют именно такое представление о себе и своих возможностях. Такое понимание себя имеет определение «детский эгоцентризм», когда малыш считает себя центром семьи. Ведь именно в детстве ему просто необходимо получить как можно больше любви, заботы и внимания взрослых. Если ребенок в достаточном количестве получает вышеперечисленные ощущения, то он растет и развивается полноценной личностью, чувствует себя важным, нужным и защищенным. Лишь в том случае, когда малыш имеет положительное представление о себе, он может чувствовать себя счастливым и легко преодолевать трудности.

Когда у ребенка уже сформировалось ощущение себя как «хорошего», у него появляется желание соответствовать требованиям взрослых. Чтобы поддержать подобное стремление, родители должны не попрекать малыша тем, что у него что-то не получилось, а наоборот выражать уверенность, что у него все получится, пусть не сразу, а постепенно, но он научится тому, что еще не умеет. А также поддерживать эмоциональное состояние ребенка, говоря, что он действительно, умный, честный, порядочный, хороший.

Причины низкой самооценки у детей:

Семейная атмосфера, отличающаяся искренностью, теплотой, где присутствуют уважение, поддержка, понимание, доверие, чувство психологической защищенности, поможет формированию позитивной самооценки у ребенка. Тогда как неадекватная самооценка чаще формируется в семьях с отрицательным стилем воспитания. А неадекватная самооценка может привести к появлению негативного поведения.

Рассмотрим основные причины низкой самооценки у детей под влиянием негативных факторов:

· Заниженную самооценку, сомнение в собственных силах, тревожность, страх совершить ошибку, отсутствие инициативности могут породить завышенные ожидания родителей по отношению к своему ребенку, лишение его самостоятельности (принятие важных решений за него), постоянная опека и контроль, авторитаризм и противоречивость требований.

· Замкнутость, робость, неуверенность в себе и собственных силах идут корнями из семей, где присутствует неприятие ребенка, нет душевного контакта между членами семьи, ребенку не дают почувствовать весь спектр эмоций.

· Чрезмерную дисциплинированность, исполнительность, подавление собственных чувств и эмоций, холодность и замкнутость формируют у ребенка родители при гиперсоциальном воспитании, т. е. при слишком правильном или идеальном воспитании.

· Несамостоятельность, робость, нерешительность, неуверенность и обидчивость возникают при тревожно-мнительном воспитании, когда присутствует постоянная тревога и страх за здоровье и благополучие малыша.

· Комплекс неполноценности развивается у детей, к которым родители выказывают определенную долю пренебрежения, относятся равнодушно, уделяют ребенку мало внимания.

· Эгоизм и потребительское отношение к другим закладывают родители, которые относятся к ребенку с обожанием и восхвалением, в семье, где малыш растет кумиром, где удовлетворяются все его прихоти.

Особенности и влияние семьи и детско-родительских отношений на формирование детей, имеющих адекватную самооценку

Помните простое правило, которое проходит лейтмотивом через все наше повествование: родители – это люди, которые оказывают основное влияние на формирование самооценки ребенка, только адекватное воспитание и отношение к малышу помогут избежать появления подобных негативных качеств. Влияние детско-родительских отношений на самооценку ребенка очень велико, поскольку на личном примере взрослые показывают стереотип оценки ценностей. О том, как семья влияет на самооценку ребенка, можно узнать в этом материале, но это лишь краткая информация. Для того, чтобы полностью осознать влияние родителей на самооценку ребенка, нужно постоянно заниматься анализом своих действий, слов и поступков.

Формирование адекватной самооценки у детей дошкольного возраста происходит постепенно, но уже к 7-ми годам она становится более адекватной. Постепенно он начинает оценивать себя и свои поступки как бы со стороны.

Что же необходимо предпринять родителям, чтобы развить в ребенке позитивную, правильную самооценку?

· Уже с малых лет принимайте малыша таким, какой он есть.

· Если вы сравниваете ребенка, то сравнивайте только с ним самим, его изменения вчера и сегодня, его успехи и поражения бывшие и настоящие.

· Ругайте только за конкретные поступки, а не в общем.

· Не оценивайте малыша отрицательно. Так у него может пропасть интерес в будущем что-то делать.

· Учитывайте его реальные возможности, не нагружайте ребенка заданиями, которые он заведомо не сможет выполнить. Задания посложнее давайте лишь в том случае, если он справился с предыдущим, а если малыш не может выполнить задания с первого раза, повторяйте их или давайте подобные.

· Проявленную инициативу старайтесь поощрять, показывайте радость от достижений ребенка.

· Особенности формирования самооценки у детей дошкольного возраста: воспитывайте и поддерживайте веру малыша в собственные силы. И сами верьте в него, оптимизм и вера родителей в то, что у него все получится, дают ребенку чувство уверенности в своих силах, защищенности, повышают его самооценку.

· Помощь предлагайте лишь в тех случаях, когда малыш сам испробовал уже все пути решения ситуации.

· Помогайте ребенку объективно оценивать свои силы и возможности, достоинства и недостатки.

· Научите его уважать себя.

· Учите ребенка радоваться успехам других, тренируйте навыки общения.

· Анализируйте вместе с малышом его негативные черты характера и неудачи, научите его делать правильные выводы. Дети имеющие адекватную самооценку способы давать разумные объяснения.

Предоставьте свободу выбора ребенку в семье: как дать и когда он её использует.

Степень свободы. Степень свободы выбора ребенка зависит от развитости его самодисциплины. Лишь развивая последнюю, он сможет сам принимать зрелые решения. Самодисциплина дает ему возможность оценить, что можно делать, а от каких поступков стоит воздержаться. Внутренняя свобода ребенка в семье отличается от той, которую предоставляют родители, постоянно предупреждая его об ответственности. Понятно, что совсем маленький ребенок не обладает достаточной самодисциплиной, соответственно уровень его внутренней свободы невелик. Мы все стремимся поскорее стать взрослыми, чтобы мама наконец «отстала» со своими «нотациями» и постоянными предупреждениями, но парадокс заключается в том, что сегодня многие молодые люди не в силах оценить правильность своих поступков и иногда мамы взрослых детей оказываются более проницательными в исходе того или иного поступка для ее «ребенка».

Цель воспитания в семье должна состоять не в том, чтобы заставить ребенка делать то, что нужно родителям, а в том, чтобы предоставить ему возможность сделать то, что он хочет, и ощутить все негативные последствия его неправильного выбора. Нужно дать ребенку свободу, только в таком случае можно быть уверенным в том, что он больше никогда не захочет повторения подобного опыта

Степень свободы ребенка формируется также и из наказаний и поощрений, которые родители применяли в раннем возрасте. При правильном соблюдении границ личности малыша в дальнейшем он приобретает свободу управлять своей жизнью. Такое отношение только укрепляет климат в семье. Подросток не станет бороться с родителями за свою свободу, так как они предоставляют ее ему заслуженно. Свобода, которая вырастает из самодисциплины, ценится выше, а также человек ценит себя и свое достоинство, внимательно относится к свободе других людей.

Как ребенок использует свободу, предоставленную ему родителями?

· Он раньше освобождается от ребяческого поведения.

· Он растет менее капризным.

· В меньшей степени подвержен неконтролируемым чувствам, эмоциям и непреодолимым желаниям.

· Давление подростковой среды на такого ребенка менее выражено.

Естественно, что никому не нравится, что его каждый день лишь наставляют. Используя такой метод, нельзя научить ребенка делать правильный выбор.

Хорошо, если в семье ребенку предоставляется право выбора. Даже малыш должен понимать, что его действия могут привести как к удовольствию, так и к боли (моральной и физической).

Предоставьте ребенку свободу, и он понесет ответственность за свои поступки, то он вырастет человеком, который способен любить и поступать разумно и правильно. А вот если степень свободы больше, чем степень ответственности, то такой ребенок вырастет избалованным человеком, неспособным отвечать за свои поступки. В противоположном случае, когда степень ответственности больше, чем степень свободы, ребенок также не может выразить в полной мере свои желания и самостоятельные порывы, так как должен делать выбор не по велению души, а в угоду родителям или другим людям. Бывают и ситуации, когда вроде детям предоставляется в равной степени и свобода выбора, и ответственность, но последствия неправильного использования свободы берут на себя их родители, т. е. они не страдают от неправильного выбора, но с возрастом у детей формируется такая негативная черта характера, как безответственность.

Поэтому самый оптимальный вариант, когда ребенку предоставляется очень небольшое количество свободы и в рамках этой свободы ему предоставляется право делать выбор и ощущать его последствия. В результате такого воспитания формируется гармоничная личность, способная любить и нести ответственность не только за свои поступки, но и заботиться о людях.

Медицинский психолог Нелли Рушинцева рассказала о том, как формируется самооценка у детей и что делать, чтобы у ребёнка развивался здоровый образ самого себя. Проверим себя, всё ли правильно мы делаем.


« Мне кажется, что у сына низкая самооценка. Что делать? Как её поднять?» – с этим вопросом мамы часто приходят на встречу к детскому психологу. Специалист в формате консультации беседует с ней о том, какие отношения в семье, ведь от этого напрямую зависит образ себя, формирующийся уже в раннем детстве. И ответственны за его формирование самые близкие люди – родители. Иногда в круг значимых лиц попадают бабушки с дедушками, особенно, если малыш живёт вместе с ними на одной территории. Зная семейную историю и установки, влияющие на стиль воспитания, можно с высокой точностью предположить, будет самооценка ребёнка высокой или низкой.

Самая актуальная и полезная информация для современных родителей - в нашей рассылке.
С нами уже более 30 000 подписчиков!

Действительно, самооценка не заложена в нас при рождении – её «зачатки» появляются до трёхлетнего возраста. Развитие феномена самооценки проходит этапы, и она становится отчётливо оформленной примерно к семи годам. В этом же возрасте появляется самосознание, неразрывно связанное с самоотношением и самооценкой. Часто на улице можно услышать: «Такой большой мальчик, а шнурки не умеешь завязывать!». Или «Ну как можно не запомнить буквы! Вот Паша соседский с трёх лет читает вслух!» и пр. Родители не задумываются, как случайные фразы сильно ранят и создают мнение малыша о самом себе.


Медицинский психолог Нелли Рушинцева

Многие дети уже в два года отмечают свои успехи и неудачи в игровой деятельности, реагируя на них эмоционально. Большинство детей просто констатируют достигнутый результат указательным жестом – «Мама, вот»; с взрослением появляется желание поделиться – «Мама, я сам!». Малыш не только радуется успеху, но и демонстрирует свои достижения. Для чего? Для оценки родителями. Ещё раз напомню, что в этом возрасте ребёнок себя видит таким, каким видят его мама и папа. Его мнение о себе является отражением мнения родителей.

Если члены семьи регулярно говорят ребёнку про то, какой он способный, смышлёный и вообще молодец, если отношения между родителями основаны на взаимопонимании, то у маленького человека формируется адекватная самооценка. Что даёт такая самооценка? Ощущение опоры, уверенности в собственных силах, желание исследовать окружающий мир. В этом случае ребёнок с каждым годом не только растёт физически, но и становится более самостоятельным.

Если значимый взрослый (чаще мать) проявляет равнодушие, не обращает внимания на малыша, то его образ себя становится негативным. Поведение определяет неосознаваемая установка: «Мама обращает на меня внимание, когда я плохой. Значит, надо вести себя плохо». В результате ребёнок часто плачет, на простые просьбы может реагировать криком, ему сложно сопереживать, сочувствовать другому.


Как проявляется уровень самооценки в поведении

→ Как выглядят дети с хорошей самооценкой? Здоровая самооценка не проявляется в эгоизме, хвастовстве и высокомерии. Такие дети активны, инициативны в игре, общительны. Также они охотно участвуют в играх, принимают правила, не расстраиваются при проигрыше.

↓ Дети с низкой самооценкой неконтактны, недоверчивы, эмоционально ранимы, обидчивы. Они не желают участвовать в играх из-за несоблюдения правил, а если участвуют, то обижаются и жалуются взрослым.

↑ При завышенной самооценке дети во всём хотят быть лучше других. Зачастую от них можно услышать: «Я – самый сильный и умный. Вы все должны меня слушаться». Если ровесники сопротивляются и подчиняться не желают, то «лидер» может ударить.

Давайте считать, что это был небольшой тест. Возможно, среди этих описаний кто-то узнал поведение своего малыша. Тогда появляется вопрос: «Как же правильно воспитывать, чтобы самооценка ребёнка была адекватной?». Психологи говорят — детей нужно не воспитывать, их надо любить.

Адекватная самооценка ребенка: 5 основных принципов ее формирования

Принцип 1. Не сравниваем

Любимые поучения родителей: «Опять мокрые трусы? Больше никто не писается, кроме тебя», «А вот я в твоём возрасте уже могла читать», «Посмотри на Ксюшу, чистое платье. А у тебя, как у хрюши». К сожалению, такие фразы ничего не вызовут, кроме досады у мамы и малыша. Эффективнее пойти другим путём: учить ребёнка признавать ошибки и устранять их. Сравнивать можно только человека с самим собой, свои вчерашние достижения с теми, что сделаны сегодня. Тогда это не выглядит, как обвинение, а воспринимается, как поддержка.


Например: «Мокрые трусишки? Наверное, ты крепко спишь в детском саду. Давай попросим, чтобы няня тебя будила в туалет».

«Сынок, молодец! Ещё вчера ты учил буквы, а сегодня уже читаешь по слогам».

«Твоё любимое платье сильно испачкалось. Давай наденем другое, а это нужно снять и положить в корзину для белья. Если хочешь, я могу помочь тебе включить стиральную машину».

Принцип 2. Проговариваем чувства и эмоции

Учим ребёнка, что нет плохих и хороших эмоций, они все важны. Поэтому можно не только радоваться, но и злиться. Очень важно взрослому проговаривать малышу свои чувства и эмоции: я огорчена, мне неприятно, больно. И учить маленького человека делать то же самое. Это поможет лучше ориентироваться в мире, понимать и распознавать чувства других людей.

«Ты расстроился, что пора спать? Да, грустно прерывать интересную игру. Зато ты отдохнёшь и утром продолжишь строить башню с новыми силами».


Принцип 3. Ищем таланты и способности

Сколько грустных историй из детства рассказывают взрослые! Мол, приходилось ходить на футбол и фортепиано только из-за мечты бабушки или папы. Родители прорабатывают свои проблемы, а дети в это время проживают чужую жизнь.

Внимательно наблюдайте, чем любит заниматься ваш ребёнок. Какое хобби займёт часть его свободного времени и будет приносить ЕМУ удовольствие. То, чем он хочет заниматься и где он будет успешен. Как только он добьётся успеха в любимом занятии, его самооценка поднимется во всех сферах жизни.

Принцип 4. Учим беречь личные границы

Границы – это обширное понятие. Однако очень важно научить детей отстаивать их. У ребёнка непременно должно быть личное пространство, где он может делать всё так, как хочется ему. В идеале – это отдельная комната, если нет возможности – свой уголок со столом, стулом, полочками, игрушками, где кроха станет маленьким хозяином.


Принцип 5. Живём без критики

«Легко сказать», – подумают родители. На самом деле, всё не так сложно. Просто не стучим по голове, словно дятел, о небрежности, неаккуратности, медлительности, а обращаем внимание на успехи. Похвала придаёт сил, помогает становиться ещё лучше. А вот критика и придирки не дают развития личности, а приводят к озлобленности и низкой самооценке.

Если вам сложно избавиться от привычки критиковать, то попробуйте в течение трёх дней вести дневник. Возьмите блокнот, ручку и фиксируйте количество непрошенных комментариев своей семье. Вероятно, вы будете удивлены и точно захотите не делать это в дальнейшем.

Помните, что развитие адекватной здоровой самооценки ребёнка напрямую зависит от вашего собственного самоотношения. Для малыша важно присутствие уверенной в своих действиях мамы, знающей себе цену и не зависящей от чужого мнения. Работайте над собой, полюбите себя, и тогда ваши дети станут такими же уверенными в себе людьми.

Самая актуальная и полезная информация для современных родителей - в нашей рассылке.
С нами уже более 30 000 подписчиков!

Самооценка ребенка — индикатор успешности во взрослой жизни. Правильно сформированная оценка личных качеств, как внешних, так и внутренних, обеспечивает счастливую жизнь.

Что такое детская самооценка?

Детская самооценка – это уровень самостоятельной оценки самого себя. Детская самооценка формируется благодаря суждениям взрослых, а именно родителей. С самого рождения малыш не имеет представления о том, как себя вести, – важную роль играет воспитание. Малыш обращает внимание на оценки взрослых, на их реакцию и изо всех сил стремится не разочаровать. Нужно дать понять своему чаду изначально, что мир не идеален и что он не может знать и уметь все. Помогите ему раскрыться и обнаружить свои таланты. Каждый человек талантлив по-своему, и от родителей зависит, как сложится его судьба. Малыш обращает внимание на свою внешность и сравнивает себя со сверстниками, не упустите этот момент и не дайте ему обзавестись комплексами.

Развитие самооценки проходит 4 этапа:

1 этап – от рождения до 18 месяцев:

Трепетный этап, выстроенный на внутренних ощущениях и тактильном контакте. У новорожденного формируется доверие к окружающему миру через заботу и опеку родителей. Появляется первая в жизни привязанность и малыш уже отдает предпочтения в общении. Все это строится на бессознательных инстинктах, но все же вы замечали, что к одним малыш охотно идет на ручки, а при виде кого-то может расплакаться.

Сила маминых объятий невероятна и способна на многое. Адекватная самооценка формируется в том случае, если родители позитивно оценивают малыша. Естественно, новорожденный не поймет, если вы ему это скажете напрямую, он различает только эмоциональную оценку: добрый взгляд, объятия, мягкие прикосновения, добрый и спокойный тембр голоса.

2 этап – от 1,5 до 3-4 лет:

В этом возрасте малыш становится невероятно любознательным и активным. Ему интересно абсолютно все, и от того, как на его интерес реагируют родители, зависит формирование самооценки. Не стоит все критиковать, дайте шанс почувствовать себя самостоятельным. Конечно, вы можете контролировать ситуацию, но делайте это деликатно. Сейчас все в руках родителей: автономным или зависимым человеком вырастет ваш ребенок – зависит только от вас. Малыш уже в состоянии понимать, что ответственность за совершенные поступки лежит на нем, а не только на родителях. Только ни в коем случае не давайте оценку личности в случае неудачной попытки. Возможно, стоит попытаться снова или просто этот поступок плохой и его не следует повторять.

3 этап – от 4 до 6 лет:

В младшем дошкольном возрасте дети начинают пристальнее присматриваться к себе и к своему месту в обществе. Например, думают о том, сколько друзей в детском саду и почему кто-либо не хочет дружить. Малыш ищет причины происходящего в себе. Допустим, старший брат сегодня не в духе и поругал младшего. Малыш не понимает, что он сделал не так, но все же ищет причины в себе. В такие моменты важно, чтобы объяснение этому поступку дали взрослые, что у брата всего лишь плохое настроение, но он с любовью относится к младшему и любит его. Подумайте о том, не слишком ли много ограничений вы установили, и есть ли у детей возможность проявлять инициативу.

Если у малыша постоянно формируется чувство вины за действия других людей – это ненормально, обратите на процесс самореализации ребенка пристальное внимание.

4 этап – школьные годы от 6 до 14 лет:

Завершающий 4 этап – самый долгий, интересный и опасный в процессе формирования детской самооценки. В этом возрасте закладывается любовь к труду и идет нацеленность на результат. Неприятие малыша в обществе сверстников формирует в нем замкнутость и отторжение. Может случиться так, что ребенок потеряет интерес к делу, которым интересовался совсем недавно. Эта апатия – следствия неприятия подростка в коллективе. Он теряет веру в то, что способен наравне с другими выполнять задачи и добиваться успеха. Иногда случается так, что самые талантливые и одаренные дети могут замкнуться в себе и разувериться в собственных силах из-за трудных отношений в коллективе.

Как сформировать адекватную самооценку?

Наступает период, когда девочки копируют мам, а мальчики – пап. Именно от отношения родителей друг к другу многое зависит. И помните о том, что у детей очень развита интуиция. Не пытайтесь их обмануть внешней картинкой. Если мама или папа не уверены в себе, не могут отстоять свое мнение и постоянно жалуются на жизнь, не нужно думать, что малыш этого не замечает. Ниже более детально описаны несколько действенных приемов по формированию адекватной детской самооценки. Проверьте себя, все ли хорошо в вашей семье.

Проверить, не созданы ли завышенные условия.

Допустим, вы стали замечать, что малыш чрезмерно себя критикует. В его лексике стали появляться выражения: «я ничего не умею», «у меня никогда не получится», «я никогда не смогу». Давайте разбираться. Ключевой момент здесь: «стали замечать». То есть раньше малыш был веселый, проявлял интерес к знаниям и вдруг не получается и ничего не хочется.

Не навязывайте детям ничего насильно, лучше помогите определиться им с желаниями, и, если особых талантов у малыша нет, хвалите его за хорошие отметки, ведь это его труд. Только не сравнивайте с другими в его пользу, это может сказаться негативными последствиями в будущем.

Хвалите

Дети и взрослые очень похожи. Разве что на взрослом человеке лежит больше ответственности. Если возникает вопрос, как помочь повысить детскую самооценку, прислушайтесь к себе. Чтобы помогло вам? Правильно, похвала! Вам же нравится, когда вас хвалит руководство, даже если без повышения и без увеличения заработной платы, но как же приятно услышать похвалу за хороший результат проделанной вами работы.

Вот и малышу приятно, когда вы его хвалите. Только хвалите за дело, а не просто так. У формирующейся личности должно быть четкое понимание, что такое хорошо и что такое плохо. Именно так формируется адекватная самооценка и оценка реальности в целом.

Преодолевайте трудности

Преодолевая трудности, малыш научится себя уважать и любить. Не стоит замахиваться на глобальные задачи. Начните с малого. Пусть малыш подтянется на турнике с папиной помощью 3-4 раза. Достижение? Конечно! Не забудьте похвалить сына.

Девочки, особенно в подростковом возрасте, не уверены в своей красоте и привлекательности. Неуверенность наносит огромный удар по самооценке. Сходите с дочерью в салон или на фотосессию. Увидите, как изменится ее настроение. Преображение во внешности и принятие себя – важный момент в формировании адекватной самооценки.

Три основных вида оценки себя детьми.

Завышенная.

Такие дети чрезмерно уверены в себе и, как правило, чрезмерно самостоятельны. Правила общества для них не писаны и только они могут решать, как поступить. Ребенок с завышенной самооценкой не нуждается даже в советах родителей и сам знает, как поступить. Готов браться за самые сложные задачи, тем самым рискуя потерпеть неудачу, так как неадекватно оценил силы.

Заниженная.

В младшем школьном возрасте нередко самооценка ребенка занижена. Малыш отказывается от сложных заданий, сомневаясь в собственных силах. Ребенок сознательно отказывается от высокой оценки, потому что не уверен в себе. Это влечет более серьезные проблемы за собой. Например, замкнутость, проблемы в общении со сверстниками. Ребенок сознательно занижает свою планку, вот почему так важно хвалить малыша и не просто так, а за достижения. Пускай они будут мелкими и незначительными, но задача родителей акцентировать внимание на положительных сторонах.

Не позволяйте малышу думать о неприятностях, настройте его на позитивное мышление и дайте понять, что ваш ребенок заслуживает большего.

Адекватная.

Консультация «Давайте дышать правильно» Консультация для родителей и педагогов Проблема оздоровления детей будет всегда стоять остро, это связано с трендом ухудшения здоровья.

Консультация для родителей «Как правильно хвалить ребёнка»

Консультация для родителей «Как правильно хвалить ребёнка» Хвалить детей надо обязательно для того, чтобы вселять в них уверенность, поощрять за хорошие поступки, заслуги, например, в освоении знаний,.

Консультация для родителей «Как правильно играть с ребенком 2–3 лет»

Консультация для родителей «Как правильно играть с ребенком 2–3 лет» Немаловажную роль в воспитании играют совместные игры детей с родителями. И от того, как мы их будем воспитывать и сколько любви в них.

Консультация для родителей «Как правильно одеть ребёнка летом?»

Консультация для родителей «Как правильно одеть ребёнка летом?» Лето - благоприятная пора для закаливания, прогулок, подвижных игр на свежем воздухе, наблюдений за окружающей природой. Очень важно продумать.

Консультация для родителей «Как правильно воспитывать ребёнка в зависимости от его темперамента?» Консультация для родителей "Как правильно воспитывать ребёнка в зависимости от его темперамента?" Дорогие родители! Знаете ли Вы, какой.

Консультация для родителей «Как правильно выбрать спортивную секцию для ребёнка?» Консультация для родителей "Как правильно выбрать спортивную секцию для ребёнка?" Все родители хотят, чтобы их дети росли здоровыми, крепкими.

Консультация для родителей «Как правильно закаливать ребёнка»

Консультация для родителей «Как правильно закаливать ребёнка» Все родители без исключения хотят, чтобы их дети росли крепкими и здоровыми, а для этого детей надо закаливать. Что же даёт закаливание?.

Консультация для воспитателей «Самооценка в профессиональной деятельности и формировании Я — концепции педагога»

Консультация для воспитателей «Самооценка в профессиональной деятельности и формировании Я — концепции педагога» Занимаясь самообразованием, педагогу часто приходиться обращаться к вопросам социальной психологии, которая сопутствует осознанию способности.

Лекция для родителей по правилам дорожного движения «Научите ребёнка правильно вести себя на дорогах»

Лекция для родителей по правилам дорожного движения «Научите ребёнка правильно вести себя на дорогах» Цель: организация совместной деятельности родителей и учителя по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, повышения культуры.

Советы родителям «Как научить ребёнка правильно вести себя в магазине»

Советы родителям «Как научить ребёнка правильно вести себя в магазине» «Купи, купи, хоть что-нибудь купи!» – такие крики с плачем, к сожалению, часто можно услышать в магазине. Многие молодые родители сталкиваются.

Читайте также: