Фундамент культурной компетентности личности

Обновлено: 28.04.2024

На рекламном плакате банка HSBC изображен кузнечик, а рядом — надпись: «В США — вредитель, в Китае — домашний питомец, в Таиланде — закуска».

Энтомологи подробнейшим образом изучили и описали семейство саранчовых (к которому принадлежит этот кузнечик), но культурная традиция — мощный механизм, который оказывает гораздо более сильное воздействие на наше восприятие, чем научное описание. И нет ничего удивительного в том, что, попав в чужую бизнес-среду, человек может неверно интерпретировать действия, жесты и речевое поведение «аборигенов». А неправильное понимание исключает возможность эффективного сотрудничества. Между тем некоторые люди обладают, по-видимому, врожденной способностью адекватно воспринимать чужую культуру с ее незнакомыми традициями. Мы называем эту способность культурной компетентностью или коэффициентом культурного развития (cultural quotient, CQ).

В любом отделе и филиале компании, в любом профессиональном сообществе и географическом регионе есть свои обычаи, традиции и ценности, которые могут привести в замешательство постороннего (если, конечно, он не обладает высоким показателем культурной компетентности).

Культурная компетентность связана с эмоциональным интеллектом, но она проявляется там, где бессилен эмоциональный интеллект. Человек с хорошо развитым эмоциональным интеллектом понимает, что общего у всех людей и что отличает каждого из нас от другого. Культурно компетентный человек в состоянии определить, какие свойства конкретного человека характерны для всех людей, какие — только для него и какие не являются ни универсальными, ни уникальными.

Люди, успешные в своем сообществе, зачастую с огромным трудом понимают представителей иной культуры и с не меньшим трудом воспринимаются ими. Иногда люди, оторванные от своей культуры, легче адаптируются к обычаям и даже языку незнакомой среды: они привыкают наблюдать и сознательно подстраиваться под новую среду.

Хотя некоторые психологические компоненты, определяющие культурную компетентность, являются врожденными, любой внимательный, целеустремленный и уравновешенный человек в состоянии развить свою культурную компетентность. К такому выводу мы пришли, много лет проводя тренинги для высших руководителей и изучив результаты исследования, в котором приняли участие 2000 менеджеров из 60 стран. В нашу динамичную эпоху, когда менеджерам приходится часто менять специализацию, переходить из компании в компанию, приспосабливаться к новым работодателям и условиям работы в другой стране, низкий уровень культурной компетентности становится существенным недостатком, который может препятствовать карьере.

Три источника культурной компетентности

Трудности, с которыми могут столкнуться менеджеры в новой культурной среде, связаны с тремя составляющими культурной компетентности: когнитивной, физической и эмоционально-мотивационной. Иными словами, за культурную компетентность отвечают голова, тело и сердце. Не у всех руководителей эти составляющие развиты в одинаковой степени, между тем все они необходимы и взаимосвязаны.

Голова. Изучение верований, традиций и табу чужой культуры на корпоративных тренингах не подготовит человека к неожиданным ситуациям и не убережет его от серьезных ошибок.

В то же время попытки самостоятельно выяснить смысл того или иного обычая не всегда заканчиваются успешно: кто-то не любит рассказывать о себе иностранцам, кто-то просто не имеет привычки анализировать свою культуру. Новичку необходимо выработать для себя стратегию обучения. Большинству людей трудно проникнуть в мир чужой культуры, но человек с высоким уровнем когнитивной культурной компетенции способен сам найти ориентиры, которые ему в этом помогут.

Тело. Чтобы расположить к себе иностранцев — гостей, работодателей, коллег — недостаточно показать, что вы понимаете их культуру. Ваши действия, манера поведения, то, как вы здороваетесь или заказываете кофе в баре, должны свидетельствовать об уважении их традиций и этикета. Освоив эти правила, вы приобщитесь к их миру, а они начнут доверять вам. Профессор Мичиганского университета Джеффри Санчес-Беркс, исследовавший культурные барьеры в бизнесе, пришел к выводу, что кандидаты, которым удается имитировать манеры рекрутеров иного культурного происхождения, чаще получали работу.

Но такого не происходит, если человек настолько зажат, что не может себя адекватно вести, или ему не хватает самообладания. Например, менеджер-француз из рекламной компании Aegis при встрече целовал и обнимал своих клиенток в обе щеки, как принято у него на родине. Его клиентка, менеджер британского авиакосмического предприятия, знала об этой традиции, но всякий раз испытывала неловкость и старалась увернуться от поцелуев. Неспособность воспринимать и адекватно реагировать на свойственные той или иной культуре жесты свидетельствует о низком уровне физического компонента культурной компетентности.

Сердце. Адаптируясь к новой культуре, человек преодолевает препятствия и подчас терпит неудачи. Успеха добивается тот, кто верит в свои силы. Мы приобретаем уверенность в себе, решая трудные задачи и отыскивая выход из сложных ситуаций. И чем больше побед мы одерживаем, тем больше верим в себя.

Встретившись с непониманием или неприязнью представителей другой культуры, неуверенный в себе человек с готовностью отступает и не пытается завоевать их доверие. Напротив, человек мотивированный, целеустремленный, сталкиваясь с препятствиями, неудачами и даже провалами, не оставляет своих стараний.

Типы культурной компетентности

Мы выделили шесть основных типов культурной компетентности.

Провинциал успешно работает в привычной среде, но как только он оказывается за ее пределами, у него начинаются трудности. Один молодой инженер в подразделении по производству грузовых машин компании Chevrolet успешно справлялся со своими обязанностями и прекрасно ладил с коллегами. Когда его назначили руководителем отдела в Saturn — автономное подразделение General Motors, он не смог приспособиться к принятому здесь инициативному стилю работы. Он ожидал, что на новом месте сохранится привычная атмосфера спокойствия и уважительности, и в конце концов ему пришлось вернуться на прежнее место работы.

Аналитик методично пытается понять правила и обычаи незнакомой культуры, используя разнообразные сложные стратегии обучения. Большинство аналитиков довольно быстро понимают, что находятся на чужой территории, а затем постепенно выясняют, какие принципы управляют происходящими событиями и что со всем этим делать.

Интуитивный опирается на первое впечатление, которое его редко обманывает. «В мои обязанности входит оценивать представителей самых разных культур и быстро понимать, чего они хотят. Оказавшись, в незнакомой ситуации я несколько минут наблюдаю за окружающими, а затем мне становится ясно, что происходит и что мне следует делать. Я и сам не знаю, как это у меня получается», — говорит брэнд-менеджер компании Unilever Доналд. Однако в сложной ситуации интуитивный может растеряться — ведь ему самому никогда не приходилось создавать обучающие стратегии и искать выход из тупикового положения.

Посол (как и некоторые политические деятели соответствующего статуса) может многого не знать о культурной среде, в которой оказывается, но он убедительно демонстрирует, что тут он свой. Это самый распространенный тип среди менеджеров многонациональных компаний, которых мы изучали. Уверенность — очень мощный элемент культурной компетентности, ее можно усилить, следуя примеру тех, кто успешно действует в таких же условиях. Для посла очень важно осознавать границы своих возможностей и уметь избегать ситуаций, в которых он рискует недооценить культурные различия.

Подражатель хорошо контролирует свое поведение, но не всегда замечает тонкие детали, существенные для понимания ситуации. В его обществе все чувствуют себя комфортно, его умение подстроиться к окружающим облегчает общение и создает атмосферу доверия. Однако его имитация — это не передразнивание. «Когда я работаю с иностранцами, я пытаюсь перенять их стиль разговора и общения. Соблюдать нужную дистанцию между собеседниками, во время разговора смотреть собеседнику в глаза, не торопясь говорить на чужом для него языке — все эти простые правила значительно облегчают контакт и помогают завоевать расположение партнера», — говорит Мин, менеджер шанхайской государственной энергетической компании.

Хамелеоны — очень редкий тип менеджеров (среди руководителей, которых мы изучали, таких было всего 5%). У хамелеона все три показателя культурной компетентности находятся на очень высоком уровне, так что иногда его даже принимают за местного жителя. А благодаря умению вжиться в ситуацию и возможности видеть ее со стороны, хамелеоны могут добиться результатов, недосягаемых для носителей данной культуры.

Воспитание культурной компетентности

Культурная компетентность принадлежит к числу тех характеристик личности, которые можно развивать. Например, мы разработали для Deutsche Bank специальную программу совершенствования деловых отношений менеджеров с их партнерами по аутсорсингу в Индии. Занятия рассчитаны на два с половиной дня: сначала определяются сильные и слабые стороны участников, а затем подбирается тренинг, который направлен на увеличение показателя культурной компетентности. Перечислим основные этапы тренинга.

1. Менеджер определяет степень развития своей культурной компетентности. В нашем случае это делается с помощью самооценки, но есть и другие методы (например, 360-градусный обзор). В принципе, желательно использовать несколько методов оценки.

2. Затем выбирается тренинг, который должен способствовать совершенствованию недостаточно развитого компонента. Для усиления физической составляющей следует тренировать поведенческие навыки, для повышения когнитивного элемента — развивать логическое мышление. Например, можно ознакомиться с несколькими ситуациями из деловой практики и попытаться выделить в них общие принципы.

3. Полученные знания следует применить на практике. Если у менеджера недостаточно развита мотивационная составляющая, ему можно предложить серию простых упражнений: например, найти, где купить газету, или поздороваться с человеком, пришедшим на интервью. Освоив такие простые действия, как приветствие или покупки в местных магазинах, человек получает опыт, позволяющий перейти к более сложным задачам, например, оценить работу подчиненного.

4. Чтобы закрепить усвоенную методику, менеджер мобилизует свои ресурсы и оценивает ресурсы своей организации, которые могут помочь ему совершенствоваться.

5. Менеджер погружается в культурную среду, которую ему необходимо освоить. Он координирует свои планы с планами тех, кто находится рядом с ним, учитывая степень развития элементов своей культурной компетентности.

6. Менеджер оценивает, насколько полезны для него полученные навыки. Для этого он пользуется данными 360-градусного обзора, либо знакомится с отзывами специально созданной неформальной фокус-группы. После этого он решает, стоит ли ему продолжить обучение.

Почему некоторые люди в незнакомой культурной среде ведут себя адекватно, а другие нет? Наш опыт показывает, что человеку с высоким уровнем культурной компетентности — врожденным или приобретенным — проще действовать в новых условиях и принимать правильные решения.

Кристофер Эрли (P. Christopher Earley) — профессор, декан факультета организационного поведения в Лондонской школе бизнеса. Элейн Мосаковски (Elaine Mosakowski) — профессор, преподает менеджмент в университете Колорадо в Боулдере.

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.

Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.

Кто из отечественных ученых ввел в научный оборот понятие семиосферы?
Н. Бердяев
Ю. Лотман
М. Бахтин
А. Лосев

Годы в истории советского общества, которые символически называют «оттепелью» — …
1953-1956
1953-1963
1953-1964
1961 -1984

Ситуация включения культуры в цивилизацию, как составной ее части характерна для …
Постиндустриального общества
Первобытного состояния человека
Индустриальной цивилизации
Традиционной культуры

В каком философском направлении создано учение о двух формах культуры — материальной и духовной?
эволюционизм
классический марксизм
психоанализ
неокантианство

Философ, создавший концепцию «Осевого времени»:
б) В.Ф. Гегель
а) B. К. Ясперс
в) Ф.В. Ницше

Как называется осознание, оценка представителями своего знания, интересов, идеалов и мотивов деятельности, целостная оценка себя как субъекта общественного развития?
a) национальное самосознание
b) субъективное самосознание
c) рефлексия
d) менталитет
e) идеология

Преобразование культуры, обретение новой целостности в условиях вторжения в нее существенных новшеств — …
трансформация
интеграция
эрозия
конфронтация

Гуманистическая культура Возрождения имела _______ характер
маргинальный
элитарный
народный
массовый

Фундаментом культурной компетентности личности не является …
Знание семиотики культур
Освоение национального культурного наследия
Владение современными компьютерными технологиями
Владение языками, кодами культуры

Постмодернизм как направление современной культуры и культурологии сформировался в …
начале ХХ в.
70-80е гг. ХХ в.
конце XIX в.
начале XXI в.

«Обмирщение» культуры, развитие рационализма, относительно быстрые темпы перехода от Средневековья к Новому времени относятся к … веку
XV
XIV
XVI
XVIII

Что характерно во взглядах на культуру в античности?
а)космоцентризм
б)теоцентризм
в)антропоцентризм

Кто из мыслителей отождествлял понятия «цивилизация» и «культура»?
б) А. Тойнби
а) Н. Бердяев
в) О. Шпенглер

Одной из форм культуры является ________ культура
народная
обыденная
городская
педагогическая

В какой картине мира естественное не отличается от сверхъестественного?
а) в религиозной
б) в научной
в) в мифологической

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.

Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.

Под символом понимается …
образ мира, запечатленный на глобусе
математический знак, необходимый для исчисления
артефакт культуры, охраняемый государством
ориентир, позволяющий человеку определиться в ситуации

В основе формирования оснований для устойчивого коллективного существования людей и стимулирования повышения их групповой консолидированной лежит _________ функция культуры
интегративная
познавательная
адаптивная
нормативная

Живописное изображение Бога или святого, являющееся предметом религиозного поклонения -…
портрет
парсуна
абрис
икона

Понятие, характеризующее систему миропредставлений определенного общества, включая совокупность рациональных знаний, религиозных верований, мифологических текстов, нравов, ментальностей и пр., – это …
Идеология
Культурная система
Картина мира
Ощущение

Найдите правильное определение понятия «культурные универсалии»
a) базовые ценности, присущие всем типам культур
b) ценности, характерные для духовной культуры
c) базовые ценности, присущие доминирующей культуре
d) базовые ценности, присущие материальной культуре
e) ценности, присущие субкультуре

Метод изучения культуры как последовательно развивающейся формы человеческих отношений, проходящей этапы становления, вызревания, упадка — …
структурно – функциональный
нормативный
диахронный
синхронный

Фундаментом культурной компетентности личности не является …
Владение современными компьютерными технологиями
Знание семиотики культур
Владение языками, кодами культуры
Освоение национального культурного наследия

С исследования т.н. примитивных культур начала свое развитие …
Социология культуры
Культурология
Культурная антропология
Философия культуры

Культурология – это наука о …
Функционировании языков социальной коммуникации
Видах материально-преобразующей деятельности
Структурно-функциональном аспекте человеческой деятельности
Наиболее общих законах формирования человеческого общества

Определение культуры по Э. Тайлору
формы поведения, привычные для группы, общности людей, имеющие материальные и нематериальные черты
сотворенная человеком часть окружающей среды
совокупность знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев, а также способностей и привычек, усвоенных человеком
специфический способ мышления, чувствования, поведения

Культурная интеграция – это …
процесс, благодаря которому культура передается от предшествующих поколений к последующим через научение
точка высшего напряжения, в которой комбинация элементов оказывается наиболее удачной, в результате чего достигается расцвет тех или иных сфер культуры – экономики, литературы, религии и т.п.
расширение сферы влияния доминирующей (национальной) культуры за первоначальные пределы или государственные границы
форма кросс-культурного взаимодействия, при котором мигранты полностью сохраняют свою культуру, одновременно проявляя терпимость к культурным ценностям других народов и частично усваивая их

В рамках культуры производства выделяются два вида деятельности. Какие?
а)земледелие и скотоводство
б)собирательство и охота
в)земледелие и охота

Кем впервые была разработана концепция длинных экономических волн?
Ю. Лотманом
И. Пригожиным
Н. Кондратьевым
П. Сорокиным

Нынешняя цивилизация воздвигнута на идее…
Теоцентризма
Аскетизма
Натуроцентризма
Присвоения человеком природы

Самореализация человека достигается лишь через отрицание своей телесной природы и растворение в универсальной духовной субстанции, через разрыв связей с обществом и миром, – полагали представители … культуры
Индийской
Мусульманской
Западноевропейской
Античной

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.

Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.

Как называется комплекс предметов, природных явлений, включенных в культурный оборот данного народа, а также представления о нормах, целях и духовных детерминантах деятельности?
a) ценности техники
b) ценности нравственные c) ценности художественные
d) ценности научные
e) ценности культуры

Культуре Нового времени присущи следующие черты:
Установка на изменение и развитие. Можно познать законы природы и общества и на их основе изменить мир
Недостаточное практическое овладение природой компенсируется смысловым породнением с ней, мистической сопричастностью
Символизм, рассмотрение каждого материального предмета как изображения чего-то ему соответствующего в высших сферах
Установка на достижение делового, экономического успеха как признание рациональности, полезности, эффективности действий человека в реальном (материальном) мире
Освобождение человека от иерархической сословной системы, формирование самодеятельности индивидов, развитие масштабов общения
Главную роль в духовной культуре общества играет религия

Высокий уровень специализации и социальных притязаний характерен для _______культуры
Массовой
Этнической
Народной
Элитарной

Зарождение общей теории культуры – культурологии произошло в …
20-е гг. ХХ в.
середине ХХ в.
последней трети XIX в.
середине XIX в.

Назовите автора, который ввел следующие понятия: аполлоновское и дионисийское начало в человеке
А) Гегель
Б) Ф. Ницше
В) З. Фрейд

Как называется совокупность обрядов и ритуалов, связанных с верой в сверхъестественное?
a) канон
b) действия
c) богослужение
d) поклонение
e) культ

Назовите ученого, который выделил восемь великих культур: египетская, античная, индийская, вавилонская, китайская, арабская, мексиканская, западная
А) А. Тойнби
Б) О. Шпенглер
В) П. Сорокин

Попытки развить мессианские представления в нравственно-гуманистическом ключе предпринимались в …
евразийстве
гедонизме
славянофильстве
западничестве

Скульптурное убранство афинского Акрополя создано …
Фидием
Праксителем
Поликлетом
Мироном

Идея «сверхчеловека», «белокурой бестии», стоящей над толпой, с ее моралью, с ее предрассудками, принадлежит …
К. Марксу
Ф. Ницше
И. Канту
А. Шопенгауэру

Особенностью истории восточного мира не является …
Отсутствие радикальных революционных взрывов
Преемственность традиций и обычаев
Прочное положение религии как фундамента культуры
Наличие революций

Придание личности культурной компетентности в отношении к установлениям общества, членом которого он является, освоение системы ценностей, этикета, знакомство с основами государственного устройства – это …
Воспитание
Самоидентификация
Инкультурация
Социализация

Культурология не имеет междисциплинарных связей с …
философией
антропологией
педагогикой
естествознанием

Важной характеристикой культурных ценностей является их …
интолерантность
целесообразность
амбивалентность
индивидуальность

Кому из античных мыслителей принадлежит высказывание: «Философия есть культура души»?
Цицерону
Демокриту
Аристотелю
Платону

На рекламном плакате банка HSBC изображен кузнечик, а рядом — надпись: «В США — вредитель, в Китае — домашний питомец, в Таиланде — закуска».

Энтомологи подробнейшим образом изучили и описали семейство саранчовых (к которому принадлежит этот кузнечик), но культурная традиция — мощный механизм, который оказывает гораздо более сильное воздействие на наше восприятие, чем научное описание. И нет ничего удивительного в том, что, попав в чужую бизнес-среду, человек может неверно интерпретировать действия, жесты и речевое поведение «аборигенов». А неправильное понимание исключает возможность эффективного сотрудничества. Между тем некоторые люди обладают, по-видимому, врожденной способностью адекватно воспринимать чужую культуру с ее незнакомыми традициями. Мы называем эту способность культурной компетентностью или коэффициентом культурного развития (cultural quotient, CQ).

В любом отделе и филиале компании, в любом профессиональном сообществе и географическом регионе есть свои обычаи, традиции и ценности, которые могут привести в замешательство постороннего (если, конечно, он не обладает высоким показателем культурной компетентности).

Культурная компетентность связана с эмоциональным интеллектом, но она проявляется там, где бессилен эмоциональный интеллект. Человек с хорошо развитым эмоциональным интеллектом понимает, что общего у всех людей и что отличает каждого из нас от другого. Культурно компетентный человек в состоянии определить, какие свойства конкретного человека характерны для всех людей, какие — только для него и какие не являются ни универсальными, ни уникальными.

Люди, успешные в своем сообществе, зачастую с огромным трудом понимают представителей иной культуры и с не меньшим трудом воспринимаются ими. Иногда люди, оторванные от своей культуры, легче адаптируются к обычаям и даже языку незнакомой среды: они привыкают наблюдать и сознательно подстраиваться под новую среду.

Хотя некоторые психологические компоненты, определяющие культурную компетентность, являются врожденными, любой внимательный, целеустремленный и уравновешенный человек в состоянии развить свою культурную компетентность. К такому выводу мы пришли, много лет проводя тренинги для высших руководителей и изучив результаты исследования, в котором приняли участие 2000 менеджеров из 60 стран. В нашу динамичную эпоху, когда менеджерам приходится часто менять специализацию, переходить из компании в компанию, приспосабливаться к новым работодателям и условиям работы в другой стране, низкий уровень культурной компетентности становится существенным недостатком, который может препятствовать карьере.

Три источника культурной компетентности

Трудности, с которыми могут столкнуться менеджеры в новой культурной среде, связаны с тремя составляющими культурной компетентности: когнитивной, физической и эмоционально-мотивационной. Иными словами, за культурную компетентность отвечают голова, тело и сердце. Не у всех руководителей эти составляющие развиты в одинаковой степени, между тем все они необходимы и взаимосвязаны.

Голова. Изучение верований, традиций и табу чужой культуры на корпоративных тренингах не подготовит человека к неожиданным ситуациям и не убережет его от серьезных ошибок.

В то же время попытки самостоятельно выяснить смысл того или иного обычая не всегда заканчиваются успешно: кто-то не любит рассказывать о себе иностранцам, кто-то просто не имеет привычки анализировать свою культуру. Новичку необходимо выработать для себя стратегию обучения. Большинству людей трудно проникнуть в мир чужой культуры, но человек с высоким уровнем когнитивной культурной компетенции способен сам найти ориентиры, которые ему в этом помогут.

Тело. Чтобы расположить к себе иностранцев — гостей, работодателей, коллег — недостаточно показать, что вы понимаете их культуру. Ваши действия, манера поведения, то, как вы здороваетесь или заказываете кофе в баре, должны свидетельствовать об уважении их традиций и этикета. Освоив эти правила, вы приобщитесь к их миру, а они начнут доверять вам. Профессор Мичиганского университета Джеффри Санчес-Беркс, исследовавший культурные барьеры в бизнесе, пришел к выводу, что кандидаты, которым удается имитировать манеры рекрутеров иного культурного происхождения, чаще получали работу.

Но такого не происходит, если человек настолько зажат, что не может себя адекватно вести, или ему не хватает самообладания. Например, менеджер-француз из рекламной компании Aegis при встрече целовал и обнимал своих клиенток в обе щеки, как принято у него на родине. Его клиентка, менеджер британского авиакосмического предприятия, знала об этой традиции, но всякий раз испытывала неловкость и старалась увернуться от поцелуев. Неспособность воспринимать и адекватно реагировать на свойственные той или иной культуре жесты свидетельствует о низком уровне физического компонента культурной компетентности.

Сердце. Адаптируясь к новой культуре, человек преодолевает препятствия и подчас терпит неудачи. Успеха добивается тот, кто верит в свои силы. Мы приобретаем уверенность в себе, решая трудные задачи и отыскивая выход из сложных ситуаций. И чем больше побед мы одерживаем, тем больше верим в себя.

Встретившись с непониманием или неприязнью представителей другой культуры, неуверенный в себе человек с готовностью отступает и не пытается завоевать их доверие. Напротив, человек мотивированный, целеустремленный, сталкиваясь с препятствиями, неудачами и даже провалами, не оставляет своих стараний.

Типы культурной компетентности

Мы выделили шесть основных типов культурной компетентности.

Провинциал успешно работает в привычной среде, но как только он оказывается за ее пределами, у него начинаются трудности. Один молодой инженер в подразделении по производству грузовых машин компании Chevrolet успешно справлялся со своими обязанностями и прекрасно ладил с коллегами. Когда его назначили руководителем отдела в Saturn — автономное подразделение General Motors, он не смог приспособиться к принятому здесь инициативному стилю работы. Он ожидал, что на новом месте сохранится привычная атмосфера спокойствия и уважительности, и в конце концов ему пришлось вернуться на прежнее место работы.

Аналитик методично пытается понять правила и обычаи незнакомой культуры, используя разнообразные сложные стратегии обучения. Большинство аналитиков довольно быстро понимают, что находятся на чужой территории, а затем постепенно выясняют, какие принципы управляют происходящими событиями и что со всем этим делать.

Интуитивный опирается на первое впечатление, которое его редко обманывает. «В мои обязанности входит оценивать представителей самых разных культур и быстро понимать, чего они хотят. Оказавшись, в незнакомой ситуации я несколько минут наблюдаю за окружающими, а затем мне становится ясно, что происходит и что мне следует делать. Я и сам не знаю, как это у меня получается», — говорит брэнд-менеджер компании Unilever Доналд. Однако в сложной ситуации интуитивный может растеряться — ведь ему самому никогда не приходилось создавать обучающие стратегии и искать выход из тупикового положения.

Посол (как и некоторые политические деятели соответствующего статуса) может многого не знать о культурной среде, в которой оказывается, но он убедительно демонстрирует, что тут он свой. Это самый распространенный тип среди менеджеров многонациональных компаний, которых мы изучали. Уверенность — очень мощный элемент культурной компетентности, ее можно усилить, следуя примеру тех, кто успешно действует в таких же условиях. Для посла очень важно осознавать границы своих возможностей и уметь избегать ситуаций, в которых он рискует недооценить культурные различия.

Подражатель хорошо контролирует свое поведение, но не всегда замечает тонкие детали, существенные для понимания ситуации. В его обществе все чувствуют себя комфортно, его умение подстроиться к окружающим облегчает общение и создает атмосферу доверия. Однако его имитация — это не передразнивание. «Когда я работаю с иностранцами, я пытаюсь перенять их стиль разговора и общения. Соблюдать нужную дистанцию между собеседниками, во время разговора смотреть собеседнику в глаза, не торопясь говорить на чужом для него языке — все эти простые правила значительно облегчают контакт и помогают завоевать расположение партнера», — говорит Мин, менеджер шанхайской государственной энергетической компании.

Хамелеоны — очень редкий тип менеджеров (среди руководителей, которых мы изучали, таких было всего 5%). У хамелеона все три показателя культурной компетентности находятся на очень высоком уровне, так что иногда его даже принимают за местного жителя. А благодаря умению вжиться в ситуацию и возможности видеть ее со стороны, хамелеоны могут добиться результатов, недосягаемых для носителей данной культуры.

Воспитание культурной компетентности

Культурная компетентность принадлежит к числу тех характеристик личности, которые можно развивать. Например, мы разработали для Deutsche Bank специальную программу совершенствования деловых отношений менеджеров с их партнерами по аутсорсингу в Индии. Занятия рассчитаны на два с половиной дня: сначала определяются сильные и слабые стороны участников, а затем подбирается тренинг, который направлен на увеличение показателя культурной компетентности. Перечислим основные этапы тренинга.

1. Менеджер определяет степень развития своей культурной компетентности. В нашем случае это делается с помощью самооценки, но есть и другие методы (например, 360-градусный обзор). В принципе, желательно использовать несколько методов оценки.

2. Затем выбирается тренинг, который должен способствовать совершенствованию недостаточно развитого компонента. Для усиления физической составляющей следует тренировать поведенческие навыки, для повышения когнитивного элемента — развивать логическое мышление. Например, можно ознакомиться с несколькими ситуациями из деловой практики и попытаться выделить в них общие принципы.

3. Полученные знания следует применить на практике. Если у менеджера недостаточно развита мотивационная составляющая, ему можно предложить серию простых упражнений: например, найти, где купить газету, или поздороваться с человеком, пришедшим на интервью. Освоив такие простые действия, как приветствие или покупки в местных магазинах, человек получает опыт, позволяющий перейти к более сложным задачам, например, оценить работу подчиненного.

4. Чтобы закрепить усвоенную методику, менеджер мобилизует свои ресурсы и оценивает ресурсы своей организации, которые могут помочь ему совершенствоваться.

5. Менеджер погружается в культурную среду, которую ему необходимо освоить. Он координирует свои планы с планами тех, кто находится рядом с ним, учитывая степень развития элементов своей культурной компетентности.

6. Менеджер оценивает, насколько полезны для него полученные навыки. Для этого он пользуется данными 360-градусного обзора, либо знакомится с отзывами специально созданной неформальной фокус-группы. После этого он решает, стоит ли ему продолжить обучение.

Почему некоторые люди в незнакомой культурной среде ведут себя адекватно, а другие нет? Наш опыт показывает, что человеку с высоким уровнем культурной компетентности — врожденным или приобретенным — проще действовать в новых условиях и принимать правильные решения.

Кристофер Эрли (P. Christopher Earley) — профессор, декан факультета организационного поведения в Лондонской школе бизнеса. Элейн Мосаковски (Elaine Mosakowski) — профессор, преподает менеджмент в университете Колорадо в Боулдере.

Читайте также: