Фундамент газеты казах заложили выберите 2 верных ответа

Обновлено: 06.05.2024

В феврале 1917 г. в России свершилась революция, носившая буржуазно-демократический характер. В результате Февральской революции пала монархия, власть перешла в руки Временного правительства. Одновременно с органами Временного правительства в Казахстане создавались Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Таким образом, в Казахстане, как и по всей стране, установилось двоевластие.

В марте 1917 г. Временным правительством был издан указ об амнистии участников восстания 1916 года. В этом же месяце правительство отменяет всякие ограничения в правах российских граждан, обусловленные принадлежностью к тому или иному вероисповеданию или национальности. В апреле решением правительства были возвращены казахи, мобилизованные на тыловые работы.

Временное правительство отражало политические и экономические интересы буржуазии и помещиков. Поэтому кардинальных изменений в политической и экономической жизни страны не произошло. Например, не был решен вопрос об участии России в Первой мировой войне. Временное правительство лишь частично разрешило национальный и аграрный вопросы.

После Февральской революции активизировалось мусульманское движение, которое привело к созданию ряда исламских партий. Например, в 1917 г. была создана партия «Шура-и-ислами». Активную роль в организации партии играл Мустафа Шокай. Партия выступала за национально-религиозную автономию Туркестана в составе России, за реформы в области просвещения и быта. Активно работали молодежные организации. К примеру, в Аулие-Ате и Мерке действовал «Революционный союз казахской молодежи» (организатор – Турар Рыскулов), в Акмолинске под руководством Сакена Сейфуллина создана организация «Жас қазақ» («Молодой казах»). На начальном этапе своей деятельности молодежные организации ставили перед собой культурно-просветительские задачи, позже перешли к решению задач политического характера. В северных областях Казахстана активизировала работу организация кадетов. Весной 1917 г. возникли организации эсеров. Таким образом, как в России, так и в Казахстане сложилась многопартийная система.

После Февральской революции алашское движение, ведущее свое начало с 1905 г., вновь активизировалось. Оно объединяло в своих рядах национальную демократическую интеллигенцию. Во главе ее стал видный политик Алихан Бокейханов. В чем же заключались идейные воззрения Алихана Бокейханова? А. Бокейханов изучал национальную историю, чтобы понять, каким образом Казахское ханство попало в колониальную зависимость от Российской империи. Он был сторонником достижения национальной свободы через активную политическую борьбу. Он считал, что к возрождению государственности можно прийти эволюционным путем через развитие местного самоуправления. Для сплочения народа он выдвинул идею Алаша, подразумевающую консолидацию всей казахской нации. А. Бокейханов был убежденным демократом, который придерживался европейского пути развития. На формирование его идейно-политических взглядов оказали влияние идеи Великой Французской революции. Единомышленниками и соратниками А. Бокейханова стали активные участники революционного движения – Ахмет Байтурсынов, Миржакып Дулатов, братья Досмухамедовы и другие общественно-политические деятели. Так, Ахмет Байтурсынов разоблачал колониальную сущность царского правительства, подвергался преследованиям со стороны царской охранки. В начале ХХ века, когда А. Байтурсынов занимался педагогической деятельностью, он был без суда и следствия заключен в Семипалатинскую тюрьму. А. Байтурсынов обозначил смысл своей жизни следующим образом: «Мой идеал – повышение материального положения казахского народа, по возможности его культуры… я готов поддержать то правительство, которое обеспечит ему эту цель…». В последующем он стал редактором газеты «Казах».

Другой сподвижник А. Бокейханова Миржакып Дулатов в 1907 г. в Санкт-Петербурге издавал газету «Серке». В 1909 г. вышел сборник его знаменитых стихов «Оян, қазақ!». Этот сборник был назван современниками «национальным манифестом», потому что М. Дулатов в этих стихах не только передает тяжелое положение народа, а также предлагает пути выхода из этой сложной ситуации.

21–26 июля 1917 г. в Оренбурге состоялся Первый Всеказахский съезд. Главным решением съезда было отстаивать право казахов на территориально-национальную автономию в составе России. Также на съезде был решен вопрос об образовании партии «Алаш». Председателем партии был избран А. Бокейханов. В партию «Алаш» входили представители различных слоев казахского общества. В ноябре 1917 г. в газете «Казах» – печатном органе партии «Алаш» – был опубликован проект программы партии. Он состоял из десяти пунктов. Целью партии «Алаш» стало воссоздание казахского национального государства, введение института президентства. Главными программными задачами партии провозглашались: 1) освобождение страны из колониального порабощения; 2) вхождение в сообщество цивилизованных стран; 3) осуществление реформ в социально-экономической и общественно-политической сферах жизни общества. Партия требовала принятия законов о признании земли собственностью казахов, выступала за ограничение переселения крестьян, за предоставление прав беднякам.

Деятельность Временного правительства была прервана вооруженным восстанием в Петрограде в 1917 году. По существу, произошел военный переворот, названный впоследствии Великой Октябрьской социалистической революцией. Осуществили его большевики во главе с В. Лениным. Практически сразу же были приняты два декрета – о мире и о земле. В соответствии с этими декретами большевики вывели страну из мировой войны и отменили частную собственность на землю. 2 ноября 1917 г. была опубликована «Декларация прав народов России», которая прямым текстом провозглашала право народов на свободное самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.

В конце 1917 г. на политической арене появилась казахская социалистическая партия «Уш жуз». Учредительный съезд состоялся в Омске. Председателем партии стал М.Айтпенов. Печатный орган партии газета «Уш жуз» начала издаваться в Петропавловске в декабре 1917 г. По социальному составу партия отличалась от партии «Алаш» тем, что в нее входили омские жители, мастеровые, ямщики, пастухи и городская беднота. Партия выступала за наделение казахских крестьян землей, переход к оседлому образу жизни, открытие школ и т. д. Вместе с тем, партия предлагала создать свод законов на основе обычного права и шариата. С приходом к руководству К. Тогусова партия выразила полное доверие советской власти.

Партия «Алаш» не приняла Октябрьскую революцию, представляя серьезную оппозицию большевикам в борьбе за власть. Партия «Уш жуз» вела активную борьбу против партии «Алаш». Между этими двумя партиями шла упорная информационная война.

Таким образом, 1917 год кардинально изменил ход истории. Сразу две революции, различные по своему характеру, потрясли Россию и оставили неизгладимый след на дальнейшем развитии страны. Февральская революция привела к падению монархии и приходу к власти Временного правительства, которое не нашло сил для вывода страны из продолжительной войны. Временное правительство не могло кардинально решить национальные проблемы, аграрный вопрос. Большевики, пришедшие к власти в результате Октябрьской революции, провозгласили принципы равноправия и самоопределения наций. Но на практике реальная власть всегда сосредотачивалась в руках Центральной власти. Обе революции в целом способствовали активизации общественно-политической жизни в Казахстане. В стране формируется многопартийная система, создаются молодежные и мусульманские организации. Одной из первых партий в Центральной Азии, всеобъемлюще поднимающей вопросы политического характера, была партия «Алаш», которая находилась в эпицентре национально-освободительного движения в Казахстане, борясь за суверенитет нации.

1. Влияние Февральской и Октябрьской революций на общественно-политическую жизнь в Казахстане.

Газете «Казах» 105 лет

Казахская интеллигенция в политической борьбе против колониализма горячо поддерживала просвещение и образование. Представители интеллигенции понимали, что для обеспечения политической грамотности, воспитания исторического сознания у населения необходима пресса.

По инициативе лидера партии Алаш Алихана Бокейханова и его верных соратников Ахмета Байтурсынова и Миржакипа Дулатова в политическую борьбу вступила газета «Казах». Идея открытия газеты появилась еще в 1905 году, но возможность ее официального выпуска появилась лишь в 1913 году. Начатое в 1905 году национально-освободительное движение «Алаш», безусловно, нуждалось в подобной информационной поддержке.

Газета «Казах» ставила перед собой не только просветительские цели – она стала специальным органом, активно пропагандирующим национально-освободительное движение «Алаш». В газете, помимо ее создателей (Алихана Бокейхана, Ахмета Байтурсынова и Миржакипа Дулатова), публиковались актуальные содержательные материалы, таких известных лиц того времени, как М. Шокай, М. Тынышбайулы, Ш. Кудайбердыулы, Г. Караш, Р. Марсеков, Ж. Тилеулин, Г. Мусагалиев, М. Жумабаев, Х. Болгғанбаев, Х. Габбасов, Ж. Акпаев, Ж. Сейдалин, С. Торайгыров, А. Маметов, С. Донентайулы, Х. Досмухамедулы и другие.


Основные исследования и труды по казахской литературе и фольклору печатались именно в этой газете, вплоть до ее закрытия. За 5 лет газета «Казах» приобрела тираж, превосходящий все предыдущие издания. «Казах» имел большую популярность чем «Туркестан уалаяты», «Дала уалаяты», журнал «Айкап», «Серке» и «Сарыарка». Издание финансово поддерживалось меценатами той поры, представителями национальной буржуазии – они оказывали спонсорскую помощь. Из-за политики царского правительства главный редактор издания А.Байтурсынов несколько раз оказывался за решеткой, но каждый раз казахские баи вызволяли его, выплачивая крупные залоги.


Газету «Казах» можно назвать прародителем современных казахских газет. После прихода к власти большевиков в 1918 году издание долгие годы оставалось в кладовой истории. Известный писатель, крупный деятель в издательской сфере Когабай Сарсекеев в 2006 году вновь выпустил газету «Казах». Он приложил много сил для создания ее контента и распространения издания. Поэтому история газеты «Казах» делится на два периода: 1913-1918 годы и начиная с 2006 по сегодняшний день.

Нынешний редактор газеты – Жасулан Мауленулы. Издание стало содержательнее, в его работе задействованы квалифицированные специалисты; продвигается и организационная работа.


Любимой народом газете начала ХХ века сегодня исполнилось 105 лет. Министр информации и коммуникации Д.Абаев объявил о назначении специального приза, приуроченного к юбилейной дате. Желаем долгих лет жизни газете «Казах» – прародителю всех газет и журналов страны.

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Qazaqstan tarihy обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». mail@e-history.kz 8 (7172) 57 14 08 (вн - 1163)

Казахи в Государственной Думе Российской империи

По мнению ряда историков, появление нового государственного органа и, как следствие, развитие парламентаризма на закате самодержавного строя стало результатом многочисленных народных выступлений, чье недовольство вылилось в Первую русскую революцию 1905 года. В работе новоучрежденного законодательного органа наряду с крупными русскими деятелями принимали участие и выборные представители Великой Степи. Портал Qazaqstan Tarihy расскажет о казахах, избранных в Государственную Думу Российской империи

Николай II более чем осторожно относился к народовластию, полагая, что в действительности парламентская система будет означать гибель Российской империи. Но иного выбора у него уже не было. Закончившийся кровью разгон шествия петербургских рабочих к Зимнему Дворцу в Санкт-Петербурге 22 января 1905 года, поражение от японского флота в русско-японской войне накалили общественность до предела. «Народного представительства и политических свобод!» требовали рабочие, пришедшие к царскому дворцу в «Кровавое воскресенье».

«Общество наше, воспитанное на западноевропейских доктринах, видит спасение наше в насильственной пересадке на нашу почву чуждой истории и духу нашего народа конституции и парламентаризма», - с таким заявлением обратился государь к министрам зимой 1905 года, а уже летом в Петергофе он начал масштабные совещания с великими князьями, кабинетом министров, членами государственного совета по вопросу создания Думы. За основу был взят проект министра земледелия и государственных имуществ Алексея Ермолова, наработка которого была поручена министру внутренних дел Александру Булыгину. «Булыгинская дума» - так впоследствии то ли в шутку, то ли всерьез окрестили этот проект.

Уже к августу Манифест об учреждении Государственной Думы был одобрен царем. Первый созыв Думы планировался не позднее середины января 1906 года. Срок выборного мандата должен был составлять пять лет.

Согласно закону о выборах в Государственную Думу от 11 декабря 1905 года, для проведения выборов были созданы землевладельческий, городской, крестьянский и рабочий разряд избирателей, которые имели право выставить определенное количество кандидатов. Так, к примеру, 90-тысячное население рабочей курии могло выставить лишь одного кандидата. Такое же количество выборщиков имело право выставить 2-тысячное население землевладельческих, 4-тысячных городских и 30-тысячных крестьянских образований. Вместе с тем, каждая курия имела свои параметры избрания: если кандидату из рабочей курии следовало работать на предприятии с, как минимум, 50 мужчинами, то кандидату от землевладельческой курии надо было иметь от 100 до 650 десятин земли и недвижимое имущество, оцениваемое, как минимум, в 15 тысяч рублей. Городскому кандидату требовалось иметь в распоряжении городскую недвижимость, а кандидату-крестьянину – лишь домовладение.

Кроме того, права избирать были лишены иностранные граждане, лица, не достигшие 25-летнего возраста, женщины, учащиеся и военнослужащие, бродячие инородцы, банкроты и преступники, глухонемые, душевнобольные и расточители, лишенные духовного сана, исключенные из сословных обществ, а также губернаторы, вице-губернаторы, градоначальники и полицейские.

Выборы проводились в первой половине 1906 года и к концу мая было избрано 524 депутата. Европейская Россия избрала 412 депутатов (79%), Польша – 37 (7%), Кавказ – 29 (6%), Сибирь и Дальний Восток – 25 (4%), Средняя Азия и Казахстан – 21 (4%). Позже их число сократилось до 497.

Первая Государственная Дума Российской империи начала работать 27 апреля 1906 года. Днем новоизбранные депутаты и высшие сановники Российской империи собрались в Зимнем Дворце, на приеме у Николая II. Первые депутаты были представлены крестьянами в поддевках, депутатами, одетыми в мундиры, фраки, среднеазиатские халаты и сутаны католических священников. После торжественной речи Николая II группу депутатов посадили в небольшие корабли и отправили в сторону Таврического дворца. Проплывая мимо тюрьмы «Кресты», они видели машущих белыми платочками и кричавших «Амнистия!» заключенных. К слову, с самого начала работы до своего роспуска депутаты первого созыва приняли 361 запрос о незаконных действиях правительства, ставили вопрос об амнистии всех политзаключенных, отмене смертной казни, упразднении Государственного Совета и установлении ответственности Совета министров перед Государственной Думой. Однако ни один из этих предложений не возымел утвердительного ответа от Совета Министров.


Торжественное открытие Государственной Думы

Первые три созыва Государственной Думы заседали недолго – от 72 дней до одной сессии. Короткое время работы было связано с тем, что в Думу пришло большое количество радикально настроенных людей, которые рубили на корню все инициативы. В думской повестке предполагалось рассматривать все законопроекты: бюджет, отчеты государственного контроля и т.д. По мнению председателя Совета министров Петра Столыпина, вся деятельность радикалов сводилась к запугиванию власти:

«Эти нападки рассчитаны на то, чтобы вызвать у правительства, у власти паралич и воли, и мысли, все они сводятся к двум словам, обращённым к власти: «Руки вверх!» На эти два слова, господа, правительство с полным спокойствием, с сознанием своей правоты может ответить только двумя словами: «Не запугаете!»

Дума четвертого созыва просуществовала по регламенту пять лет, вплоть до 1917 года.

За годы существования Государственной Думы Российской империи ее депутатами были избраны 9 казахов. От Семипалатинской области в Думу были избраны Алихан Букейханов и Темиргали Нурекенов, от Уральской области – Алпысбай Калменов и Бахытжан Каратаев, от Семиреченской области – Мухамеджан Тынышбаев, а также Ахмет Беремжанов из Тургайской области, Шаймардан Косшыгулов из Акмолинской области, Тлеули Аллабергенов из Сырдарьинской области и этнический казах Салимгерей Жантурин от Уфимской губернии.

Имя Алихана Букейханова известно не только в Казахстане, но и далеко за ее пределами. Он вступил в Конституционно-демократическую партию в 1905 году. В течение всего года А. Букейханов принимал участие в съездах, рассказывал о положении казахского народа, но уже в январе 1906 года был арестован. После освобождения летом 1906 года его кандидатура все же была принята в Государственную Думу. Получив статус депутата, он отправился в Петербург, однако к моменту его прибытия созыв уже был распущен. Тем не менее, он в числе многих других депутатов подписал «Выборгское воззвание», которое призывало народ России отказаться от оплаты налогов и игнорировать обязательную воинскую службу.


О земляке А. Букейханова Темиргали Нурекенове (на фото слева) известно немногое. Согласно труду Асылбекова М.Х. и Сеитова Э.Т. «Алихан Букейхан – общественно-политический деятель и ученый», Т. Нурекенов родился в семье кочевника в 1859 году и окончил казахскую начальную школу. Позже он занимал должность волостного управителя Сейтеновской волости Павлодарской области, а также занимался скотоводством и торговлей, что позволило ему увеличить поголовье скота до 2000 голов. Темиргали Нурекенов был одним из пяти кандидатов на замену А. Букейханова, которого ранее лишили права баллотироваться во II созыв Думы за участие в «Выборгском воззвании». 12 февраля 1907 года Нурекенов был принят в Государственную Думу II созыва, вошел в мусульманскую фракцию и сибирскую группу, а также участвовал в дискуссиях относительно помощи безработным. К сожалению, информации о том, как сложилась его судьба после роспуска II созыва, остается неизвестной.

Интересы казахов Уральской области представлял финансист Алпысбай Кальменов. Он родился в 1869 году в Темирском уезде, окончил Оренбургскую гимназию, а в 1890 году закончил Императорский Казанский университет. По окончании учебы работал письменным переводчиком Темирского уездного управления, а в 1906 году стал советником Временного совета по управлению Киргизской Ордой. 25 мая 1906 года он был избран в Государственную Думу I созыва. Во время гражданской войны Алпысбай Кальменов был активным сторонником Жаханши и Халела Досмухамедова в западном отделении правительства Алаш, активно поддерживал Временное правительство и создание Казахской автономии в составе России. Незадолго до репрессий 1937 года А. Кальменов работал в банковской сфере в Москве и Киеве. Он был репрессирован в 1937 году, а через год был расстрелян его сын Атлаш, народный комиссар местной промышленности Казахской ССР.


Еще одним представителем уральских казахов был потомок Абулхаир-хана Бахытжан Каратаев (на фото справа). Он родился 10 мая 1863 года в деревне Акбакай Калмыковского уезда. В 23 года окончил Оренбургскую гимназию, а в 27 лет – юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Б. Каратаев вступил в конституционно-демократическую партию кадетов в 1905 году, а 12 февраля 1907 года стал депутатом Государственной Думы II созыва. Он выступал в прениях относительно свободы совести и аграрной комиссии, считал переселенческую политику Петра Столыпина «ущемляющей коренные народы». Б. Каратаев особое внимание уделял защите земельных интересов коренных народов. Послу роспуска созыва юрист Б. Каратаев посвятил себя адвокатской практике и публиковался в газетах. Известно, что Бахытжан Каратаев был противником Первой Мировой войны и выступал за создание Казахской автономии в составе России. Между там, в 1917 году он вступил в РСДРП (б), в которой состоял до 1926 года.

Ахмет Беремжанов был юристом и входил в Государственную Думу Российской империи I и II созывов от Тургайской области. Он получил образование в Оренбургской мужской гимназии и на юридическом факультете Казанского университета. 28 мая 1906 года он стал депутатом Думы в первый раз и занимался вопросами аграрной комиссии. Во второй созыв Думы А. Беремжанов вошел 12 февраля 1907 года, в этот раз занимаясь вопросами казахского судебного права. После роспуска созыва стал работать судебным следователем в Бузулуке. С 1917 по февраль 1918 года А. Беремжанов состоял в правительстве Алаш. В советское время юрист трудился в Народном комиссариате КазАССР вплоть до своей смерти в январе 1928 года.


Шаймерден Косшыгулов (на фото слева) родился в 1869-1870 гг. в Акмолинской области. В возрасте 33 лет за агитацию религиозности был отправлен в пятилетнюю ссылку в Якутию. После освобождения в 1905 году трудился в своем книжном магазине и занимался скотоводством. В сборнике «Сибиряки-депутаты первой Государственной думы» он описывается как сторонник суда шариата, за что пользовался большим уважением среди народа. Ш. Косшыгулов был избран в Государственную Думу I созыва 15 июня 1906 года, однако совсем скоро его депутатство было аннулировано ввиду плохого владения русским языком. Тем не менее, это не помешало ему вернуться в Думу на II созыв. После роспуска Ш. Косшыгулов вернулся в Акмолинскую область. 14 января 1932 года он был арестован и приговорен к трехлетней ссылке. В том же году Ш. Косшыгулов умер.

Тлеули Аллабергенов был одним из самых уважаемых аксакалов Сырдарьинской области. Он родился в 1856 году, получил домашнее образование, что позволило ему овладеть русским языком. Позже, Т. Аллабергенов посвятил себя торговле и скотоводству, владел большим стадом (по некоторым данным, свыше 2 тысяч голов скота). В Государственную Думу II созыва попал 27 февраля 1907 года, где примкнул к мусульманской фракции. О его работе в составе Думы и дальнейшей судьбе неизвестно.


Еще одним депутатом с казахскими корнями считается Салимгерей Жантурин (на фото справа). Он был рожден в 1864 году в Уфимском уезде, считается потомков ханом Букеевской орды. До своего депутатства С. Жантурин занимался благотворительностью (открывал детские дома и школы для мальчиков и девочек), участвовал во Всероссийских мусульманских съездах, выступал за отмену смертной казни, введение одномандатного парламента и владел 1711 десятинами земли в Белебеевском уезде. В Государственной Думе Салимгерей Жантурин работал в аграрной и распорядительной комиссии. После роспуска был приговорен к трем месяцам тюрьмы, а после продолжил заниматься благотворительностью, издательством газет и совместно с Мустафа Шокаем собирал материалы о казахах Туркестанского края, мобилизованных на фронтовые работы. Известно, что он сочувствовал идеям Алаш-Орды, тесно общался с ее членами, однако после установления советской власти отошел от политики и работал в Наркомате торговли Татарской АССР. Погиб в результате несчастного случая 14 мая 1926 года.

Состав Государственной Думы Российской империи был разный, но в нем нашлись места выдающимся именам, которые до сих пор известны всем представителям образованной части Казахстана. Они вошли в состав законодательного органа с целью улучшить жизнь и быт народа теми способами, которые они считали возможными. Большинство из этих блестящих умов погибли в годы Гражданской войны, а те, кому удалось уцелеть были перемолоты в сталинских застенках или умерли голодной и холодной смертью в ссылках.

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Qazaqstan tarihy обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». mail@e-history.kz 8 (7172) 57 14 08 (вн - 1163)

Сто лет назад основатели газеты «Қазақ» преследовали цель сохранить за казахами их этническое название, создать современную казахскую культуру и на ее основе построить новое государство казахов европейского типа. В итоге в феврале 1913 года появилась первая общенациональная газета «Қазақ».

Первой по хронологии казахской газетой, бесспорно, была газета «Түркістан уалаятының газеті», издававшаяся в 1870–1882 годах в Ташкенте в виде приложения к официальному печатному органу Туркестанского генерал-губернаторства — «Туркестанским ведомостям». Она выходила четыре раза в месяц, поочередно на казахском и узбекском языках.

Спустя шесть лет после ее закрытия, в 1888 году, появилось другое издание, под названием «Дала уалаятының газеті». Эта газета издавалась при канцелярии Степного генерал-губернаторства в Омске как «Особое прибавление к «Акмолинским областным ведомостям» до 1894 года, до 1900 года — как приложение к «Акмолинским, Семипалатинским и Семиречинским областным ведомостям» под названием «Киргизская степная газета» и вплоть до закрытия в 1902 году — как приложение к «Акмолинским областным ведомостям».

По официальной версии, эти два издания являются прародителями казахской периодической печати.

Позже появляются другие издания. Особенно в период Первой русской революции 1905–1907 годов. Например, газеты «Серке» («Лидер») и «Қазақ газеті», которые, не сыграв сколько-нибудь заметной роли в общественно-политической жизни Казахстана в колониальный период, исчезли.

В 1911 году выходят два более заметных издания: газета «Қазақстан», которую основал Шангерей Бокейулы (Шахингирей Букеев), выпускник кадетского корпуса, поэт и просветитель, и журнал «Айқап», за которым стоял общественный деятель Жиханша Сердалин.

В отличие от газеты «Қазақстан», которая после выхода в свет 15-го номера была закрыта властями, журнал «Айқап», выходивший тиражом 500 экземпляров, имел круг постоянных читателей из числа степной аристократии — родовых вождей и чингизидов.

Как исчез журнал «Айқап»

Отличием журнала «Айқап» от всех ранних изданий, особенно газет «Түркістан уалаятының газеті» и «Дала уалаятының газеті», которые к тому же являлись печатными органами колониальной администрации Российской империи, было в том, что в нем нашли отражение культурное (литературное) движение и развитие общественной мысли казахского народа начала 20-го века.



Журнал «Айқап»
По мнению ученых из Сорбоннского университета, «Айқап» «издавался на 20 страницах, с прекрасным оформлением, благодаря великолепному коллективу сотрудников: историков, педагогов, лингвистов и поэтов» и «внес значительный вклад в развитие литературы и формирование казахского литературного языка; придавая особое значение национальной культуре, журнал [«Айқап»] посвящал большое число исследований народному творчеству и этнографии казахов».

Первые свои научные работы по казахскому языкознанию Ахмет Байтурсынулы (Байтурсынов) опубликовал именно в журнале «Айқап».

Но после выхода 83-го номера в 1915 году первый казахский культурно-просветительский журнал «Айқап», по одной версии, был закрыт колониальными властями, а согласно другой версии — из-за финансовых затруднений.

Казахская степь нуждалась в совершенно иной прессе, которая бы не только защищала интересы степной аристократии или зарождающейся национальной буржуазии, но и прежде всего выражала интересы всего общества и вела казахский народ к просвещению, культуре и свободе.

Лидеры казахской интеллигенции Алихан Букейхан, Ахмет Байтурсынулы, Раимжан Марсеков и другие предпринимали попытки издать общенародную газету весь 1905 год.



Алихан Букейхан
Сразу после выхода «Указа 18 февраля» они составили и отправили в адрес русского царя свои политические требования, известные как «Каркаралинская петиция», в третьем пункте которой пишется: «Для выясненія текущихъ нуждъ казахскаго народа необходимо изданіе газетъ на казахскомъ языке, для чего потребуется установленіе явочнаго порядка на изданіе газетъ безъ предварительной цензуры и на открытіе типографій».

В начале декабря того же 1905 года семипалатинская газета «Семипалатинскій листокъ» со ссылкой на санкт-петербургскую «Новую жизнь» сообщала, что «въ періодъ 17 октября и после А.Букейхановъ собирался издавать газету на казахскомъ языке и уехалъ в степь».

В ноябре 1905 года Алихан Букейхан выступает на съезде «земских и городских деятелей» России в Москве с этим же требованием: «Ближайшей нуждой казаховъ является свобода въ употребленіи родного языка, особенно необходимая въ виду предстоящей выборной агитаціи».

Газета «Қазақ»

Общенародная газета появилась семь с лишним лет спустя, хотя, как свидетельствуют архивные источники, разрешение на издание казахской газеты под названием «Қазақ» было выдано Ахмету Байтурсынулы еще 9 декабря 1905 года.



Газета «Қазақ»
Первый номер еженедельной газеты «Қазақ» появился 2 февраля 1913 года в Оренбурге. С 1915 года она стала уже выходить два раза в неделю. И сразу же завоевала широкое признание. Ее выписывали во всех уголках Казахстана, тогда еще Степного и Туркестанского краев, или девяти областях и одной губернии (Астраханская), как об этом писал в № 8 газеты «Қыр баласы» («Сын степей» — псевдоним Алихана Букейхана) в статье, посвященной численности казахов на тот момент.

Газету «Қазақ» выписывали и студенты-казахи, обучавшиеся в вузах России — от Киева до Казани, от Санкт-Петербурга до Томска, о чем свидетельствуют их многочисленные письма, опубликованные на ее страницах. Она стала общенациональным изданием почти пятимиллионного народа и способствовала национальной консолидации казахов.

Газета «Қазақ» издавалась более пяти лет. Ни одно из предшествовавших изданий не могло сравниться с новой газетой ни по качеству, ни по разнообразию тематики и тем более по тиражу. Если в первый год газета «Қазақ» издавалась тиражом три тысячи экземпляров, то, по сведениям исследователей из Оксфордского университета, позже ее тираж превышал восемь тысяч экземпляров, что больше всех предыдущих изданий вместе взятых.

Если издание газет «Серке» и «Қазақ газеті» или журнала «Айқап» в основном результат стихийной и частной инициативы одного патриота или группы патриотов из числа образованных и состоятельных казахов, то газету «Қазақ» отличал надежный источник финансирования, чему предшествовала основательная подготовка и организационная работа ее основателей.

Газеты «Қазақ газеті», «Қазақстан» и журнал «Айқап» закрывались в основном из-за нехватки средств. О финансовой состоятельности газеты «Қазақ» свидетельствует хотя бы тот факт, что за период существования с февраля 1913 года по март 1918 года ее главный редактор Ахмет Байтурсынулы не раз подвергался различным наказаниям в виде денежных штрафов или ареста, из-под которого освобождался лишь под денежный залог в несколько тысяч царских рублей, на них в тот период можно было основать и издавать еще несколько подобных газет.

Основатели газеты «Қазақ»

Как в своем историческом очерке «Казахи» (в оригинале «Киргизы») отмечал Алихан Букейхан, одно из двух политических движений, формировавшихся в казахской среде до Февральской революции 1917 года, «может быть названо национально-религиозным».

Другое политическое движение Алихан Букейхан называл «западническим», оно, по его словам, «видит будущее казахской степи в сознательном претворении западной культуры — в самом широком смысле этого слова».

Если за предыдущими изданиями стояли представители национально-религиозного движения, то газету «Қазақ» основали и издавали как раз «западники», во главе которых были Алихан Букейхан и его соратники по движению «Алаш» Ахмет Байтурсынулы и Миржакып Дулатулы (Дулатов).



Газеты издаваемые А.Букейханом
По мнению общества исследования Средней Азии Оксфордского университета, «все ведущие казахские лидеры присутствовали среди ее сотрудников, включая М.Жумабайулы, М.Дулатулы, Х.Досмухамедулы, Е.Омарулы, А.-Х.Жундыбайулы, М.Тынышбайулы, и многие другие».

Именно здесь Ахмет Байтурсынулы и другие издавали свои исследовательские работы по истории казахской литературы, фольклору и лингвистике. В целом газета «Қазақ» достигла очень высокого научного уровня, считают ученые Оксфордского университета.

Издавая газету «Қазақ», ее основатели ставили перед собой цели и задачи не только научные, но и политические, которые были перечислены еще в «Каркаралинской петиции» 1905 года.

Одна из важных целей газеты, которая отсутствовала в петиции, — отстоять этническое имя народа. Эта цель была заложена в названии газеты «Қазақ».

Алихан Букейхан в своей серийной статье «Қазақ тарихы» («История казахов»), под псевдонимом «Түрік баласы» (буквально — «Потомок тюрков»), обозначил цель: «Мы должны стремиться к свету, просвещению и сохранить нашу самобытную национальную традицию; мы обязаны на основе прошлой традиции создать [современную] «казакскую культуру» и «казакскую» литературу». И тогда мы сможем сохранить свое настоящее имя, имя «қазақ».

Уничтожены и газета, и авторы

В среднесрочные и долгосрочные задачи газеты и ее основателей входили:

- восстановление отнятых законом от 3 июня 1907 года избирательных прав казахов;

- противостояние переселенческой колонизации и возвращение казахам их исконных земель с дальнейшей передачей их в собственность;

- противодействие скрытой и явной обрусительной политике путем «допушенія въ аульныхъ школахъ преподаванія казахской грамоты, преподаваніе въ этихъ школахъ на языке детей» и «введенія делопроизводства въ волостныхъ канцеляріяхъ и въ народныхъ судахъ на казахскомъ языке»;

- законодательное внедрение и развитие земства (местного самоуправления) в Степном крае, что послужило бы началом строительства основ современного казахского государства; внедрение для казахов воинской повинности, что открывало казахам путь к современной военной науке и вооружению.

Конечной стратегической целью газеты «Қазақ» и ее основателей было восстановление казахской национальной государственности, при которой на основе самобытной национальной традиции должна была быть «претворена западная культура», о чем пишет в своем очерке «Казахи» Алихан Букейхан.



Представители казахской интеллигенции, в центре: Миржакып Дулатулы
Ставя перед собой все эти цели и задачи, основатели газеты «Қазақ» были прагматичны и дальновидны и пытались осуществить их в рамках существующего строя путем ненасильственного сопротивления и борьбы.

Однако сумевшая выжить при колониальном имперском режиме, газета была уничтожена при первых же попытках советской власти удержаться в Казахстане — в марте 1918 года. Вскоре за ней были уничтожены и все ее основатели и авторы — передовая казахская интеллигенция.

Ее идея национального возрождения сохранилась, а основная стратегическая цель достигнута — Казахстан сегодня независимое государство.

Первым редактором газеты «Қазақ» стал выдающийся ученый, публицист и общественный деятель Ахмет Байтурсынов, вторым редактором – Мыржакып Дулатов. Редактор газеты в 1918 году – Жанузак Жанибеков. Своим появлением газета «Қазақ» обязана духовному лидеру нации Ахмету Байтурсынову. Еще в 1923 году, в статье «Полувековой юбилей Ахмета Байтурсынова» в газете «Ақжол», Мухтар Ауэзов назвал Байтурсынова «вождем казахской интеллигенции».

Ахмет Байтурсынов родился в Торгайском уезде, игравшем выдающуюся роль на заре XX века. Прежде всего, это соседство с Оренбургом, Костанаем – своеобразными центрами просвещения казахов. В этих краях наиболее остро воспринимались и передовые демократические идеи в силу большей концентрации ссыльных революционеров из России, близости промышленных центров Урала. Здесь также наиболее остро проявлялась колониальная сущность царизма, выраженная в вытеснении с насиженных мест кочевников для освоения хлебопашества переселенцами. Не случайно именно Торгай стал очагом мощнейшего национально-освободительного движения под руководством Алиби Джангильдина и Амангельды Иманова.

Характерный пример из биографии Ахмета Байтурсынова. В 1886 году его отец Байтурсын и дяди Актас, Сабалак были сосланы в Сибирь на 17 лет за открытое выступление против местных властей 3 . Это событие оказало большое влияние на дальнейшую судьбу 13-летнего подростка.

Талант и тяга к знаниям поставили А. Байтурсынова в первые ряды духовных лидеров нации уже в начале карьеры.

Активная политическая деятельность Ахмета Байтурсынова началась в годы его заведования Каркаралинским русско-киргизским училищем. Здесь состоялась его судьбоносная встреча с представителями передовой казахской интеллигенции во главе с Алиханом Букейхановым, другими будущими руководителями партии «Алаш» и Алаш-Орды. Именно здесь готовилась знаменитая петиция 1905 года с политическими требованиями на имя царя, под которой было собрано 14 с половиной тысяч подписей.

Сосланный в 1909 году под надзор в Оренбург, уже тогда он начал представлять угрозу своими вольнолюбивыми мыслями с осуждением существующих порядков. Именно на это время приходят его научные поиски в области казахского языкознания, разработка принципов реформы казахской письменности, становление и расцвет поэтического творчества. Быстро завоевывают популярность в народе его поэтические сборники «Сорок басен» (1909), «Маса» («Комар», 1911), оставившие заметный след в духовной жизни казахского народа.

Однако, Ахмет Байтурсынов приходит к мнению, что всестороннее формирование общественного сознания нации невозможно без создания регулярной общенациональной газеты. Именно его гениальному перу принадлежит образное и точное определение прессы: «Газета – глаза народа, его уши и язык. Как человеку необходимы глаза, уши и язык, так и народу нужна газета. Народ без своей газеты – как глухой без ушей, немой без языка, слепой без глаз». 4

И особой вехой в его жизни становится редакторская деятельность в оренбургский период. Все напряженное историческое время от первой мировой войны до октябрьского переворота (1913–1917), он редактирует газету «Қазақ», созданную благодаря его усилиям и которая стала рупором передовой казахской интеллигенции и проводником демократических идей в обществе.

Этот гражданский подвиг А. Байтурсынова можно оценить, только поняв, за какое нелегкое дело и в какие трудные времена он взялся. Газета создавалась им при совершенно скудных материальных средствах и отсутствии помощников. Техническую работу по рассылке газеты выполняли жена Александра Ивановна (Бадрисафа) и приемная дочь Катез, так как для найма экспедитора и секретаря на первых порах не оказалось средств 5 .

С первых номеров газета поставила цель всесторонне освещать жизнь казахов и мужественно обличать злоупотребления власти, начиная с правительства и кончая урядниками, за что не раз подвергалась штрафам, а редактор брался под стражу. И этот редакторский подвиг Байтурсынова положил начало регулярному газетному и журнальному делу в Казахстане и приучил казахов читать периодику на национальном языке. Многие будущие отечественные писатели и общественные деятели начинали свои первые публикации в байтурсыновской газете.

Интересно здесь отметить скрещение судеб и дорог двух ярчайших представителей казахской интеллигенции начала века Ахмета Байтурсынова и Алихана Букейханова, также выдающегося публициста, литературоведа, историка и этнографа, ставшего позднее основателем первой национальной партии «Алаш», а в 1906 году – редактировавшим выходившие в Омске русскоязычные газеты «Иртыш», «Омич».

Сын султана Каркаралинского уезда, Алихан Букейханов окончил в 1886 году Каркаралинское городское училище, где немного позднее преподавал А. Байтурсынов. В один год они оказались в Омске. А когда Ахмет Байтурсынов в 1913 году открывает в Оренбурге газету «Қазақ», то вскоре к ее изданию присоединяется Алихан Букейханов и становится одним из ведущих авторов. Так, начальник жандармского управления Оренбургской губернии генерал-майор Бабич в своем письме от 24 ноября 1914 года о газете «Қазақ» Тургайскому губернатору отмечал: «Из крупных сотрудников газеты известен Алихан Букейханов, бывший член 1-ой Государственной Думы, специалист по аграрному вопросу степных областей» 6 .

Ахмету Байтурсынову удалось сплотить вокруг газеты «Қазақ» и таких видных казахских писателей и поэтов, как Мыржакып Дулатов, Шакарим Кудайбердиев, Магжан Жумабаев, Гумар Карашев, Султанмахмут Торайгыров, Жусипбек Аймауытов, Жаханша и Халел Досмухамедовы и многих других. Благодаря энергии и усилиям таких видных деятелей, передовых людей своего времени, газета стала воистину общенациональным изданием, сеяла среди казахов идею вольности и единства. И главная заслуга редактора в том, что он сумел объединить усилия казахских лидеров в отстаивании интересов коренного населения, доведении передовых идей и мыслей до широких масс. Восьмитысячный тираж газеты (немалый по тем временам) позволял донести до народа волнующие проблемы.

Смело можно утверждать, что редакторская и публицистическая деятельность Ахмета Байтурсынова сыграли неоценимую роль как в создании партии «Алаш», отстаивавшей национальные интересы, так и в самом усилении национально-освободительного движения 1916 года.

В данной статье хотел бы еще попутно обратить внимание на два фактора. Они касаются даты рождения Ахмета Байтурсынова и его верной жены. В обвинительных документах НКВД в деле №725 указывается в одном месте годом его рождения 1870-ый, в другом – 1875 год. В прижизненной автобиографии сам публицист указывает точную дату – 28 января 1873 года.

Как известно, в 1923 году отмечалось 50-летие А. Байтурсынова. В 1998 году, в Костанае – на его Родине, прошла международная конференция, посвященная 125-летию со дня рождения, на которой автор этих строк выступил на пленарном заседании с докладом о публицистике А. Байтурсынова. Так что, 100-летие газеты «Қазақ» нынче по сути совпадает по времени с 140-летием со дня рождения выдающегося общественного деятеля и публициста.

В последующем, А. Байтурсынов становится одним из лидеров партии «Алаш», избирается членом Военно-революционного комитета Киргизского (Казахского) края, работает Наркомом просвещения края (1920–1921), председателем Академического центра (1921–1922), является членом научно-методического совета Наркомпроса, занимает должность профессора Казахского государственного университета (нынешний Казахский национальный педагогический университет имени Абая). В 1929 году А. Байтурсынов был арестован и сослан в Архангельскую область.

И о жене Ахмета Байтурсынова. 13 января 1931 года Бадрисафу Байтурсынову, как жену врага народа, сослали с дочерью Шолпан в Томскую область. Затем их разъединили, дочь оставили в Томске, а Бадрисафу отправили в Западную Сибирь, в деревню Жуково, на лесоповал. В 1934 году после освобождения Байтурсыновы поселились в Алма-Ате. Здоровье Бадрисафы, подорванное за годы репрессий, не позволяло ей работать.

А Байтурсынову, как политически неблагонадежному, попросту не давали работы. Где бы он не устраивался: контролером в музее, санитаром в туберкулезном диспансере – жена была рядом. А власти, боясь огласки, делали все, чтобы А. Байтурсынов вновь и вновь оказывался на улице. Наконец, после очередной провокации в августе 1937 года его арестовывают, и 8 декабря расстрел обрывает жизнь духовного вождя казахской нации.

Бадрисафу высылают в Свердловскую область. Достоверных сведений о годах ссылки не имеется. Известно лишь, что последние годы ее прошли в Костанайской области, в селе Александровка в приюте для душевнобольных. Александра Ивановна была подругой и соратницей, сполна разделившей трагическую судьбу мужа – лидера казахского национально-освободительного движения.

Жизненный подвиг этой женщины сродни примеру жен русских декабристов. Судьба Ахмета Байтурсынова, его бесконечные аресты, тюрьмы, ссылки, превратили эту русскую женщину в сильного человека со стойкой волей и твердым характером. Общественность страны в неоплатном долгу перед ее памятью.

… Вернемся к детищу Ахмета Байтурсынова – газете «Қазақ». Она издавалась на переломном этапе истории казахского народа, сыграв судьбоносную роль. Газета сумела в преддверии революции и крушения самодержавия стать главным национальным общественно-политическим и научно-литературным изданием, сделавшим достоянием общественности и предавшим гласности самые актуальные проблемы и горькую истину жизни угнетенного народа. Не случайно М. Ауэзов период с 1913 по 1918 г. назвал «эпохой газеты «Қазақ». Он же в 1922 году в открытом письме деятелям культуры («Қазақтағы қалам қайраткерлеріне. Ашық хат») отмечал, что в истории казахского печатного слова не было ни одного издания, такого как «Қазақ», которое выполнило бы миссию воспитателя народа, безошибочно определив его направление и возвышая национальный дух.

В первые же месяцы Советской власти газета «Қазақ» прекратила свою деятельность, так как большевиков беспокоило то, что в ее редакции выросла казахская политическая партия, не совсем солидарная с их взглядами и курсом.

И не случайно позднее, в годы сталинских чисток, была учинена жестокая расправа над бывшими активными сотрудниками газеты «Қазақ», сделавшей так много для пробуждения сознания казахского народа.

P.S. Крушение тоталитарной системы в лице СССР и годы независимости позволили по-новому взглянуть на роль и значение байтурсыновской газеты «Қазақ» – родоначальницы всей демократической прессы Казахстана. Особый импульс в дальнейшем формировании патриотических чувств народа дало возобновление газеты «Қазақ» с 22 марта 2006 года с 266 номера известным писателем, журналистом-издателем, подлинным патриотом страны Когабаем Сарсекеевым. Признательностью всей общественности страны стало присуждение в 2011 году редакции высшей общенациональной журналистской премии «Алтын Жұлдыз» Академии журналистики Казахстана.

1. Журналистика Казахстана. Энциклопедия. Автор и инициатор проекта С. Козыбаев. А., «Экономика», 2006, с. 186.

2. История Казахстана. В пяти томах. Том 3. А., Атамура, 2010, с. 704; Әбдіманов Ө. «Қазақ» газеті. А., 1993.

3. См. Байтелесова Ж. Публицистика Ахмета Байтурсынова. Под редакцией С. Козыбаева. А., «Санат», 1998.

4. См. «Қазақ», 1913, №1; І. Байтұрсын. Алтын бесік. Қостанай, 1998.

5. Байтелесова Ж. Роль публицистики А. Байтурсынова в формировании общественного сознания. Автореферат кандидатской диссертации. Научный руководитель – профессор С. Козыбаев. А., 2002.

Читайте также: