Фундамент церкви святой великомученицы екатерины вознесенского монастыря

Обновлено: 19.04.2024

Вознесенский монастырь(до 1817 Стародевичий), женский монастырь в Кремле. Основан в 1387 (по другим сведениям, в 1407) у Спасских ворот Кремля на месте княжеских палат княгиней Евдокией Дмитриевной (постриглась в Вознесенском монастыре под именем Ефросиньи) после смерти её мужа князя Дмитрия Ивановича Донского. В 1407 заложен каменный Вознесенский собор. В 1415 Вознесенский монастырь сгорел, возобновлён в 1467 великой княгиней Марией Ярославной, супругой великого князя Василия II Тёмного. Через 16 лет монастырь вновь пострадал от пожара и был возобновлён в 1518—19 великим князем Василием III.

Вознесенский собор монастыря служил усыпальницей великих княгинь, цариц и женщин из царствующего дома; здесь были похоронены Софья Витовтовна (жена великого князя Василия I), Софья Палеолог (жена великого князя Ивана III), жёны Ивана IV Грозного, царевна Евдокия Алексеевна (дочь царя Алексея Михайловича), царица Мария Владимировна (Долгорукова, первая жена царя Михаила Фёдоровича) и др. Монастырь был местом пребывания царских невест до брака. В Вознесенском монастыре Мария Фёдоровна, мать царевича Дмитрия, встречала Марину Мнишек, невесту Лжедмитрия I, которая провела в монастыре несколько дней до брака.

Фото кон.19 - нач.20 вв. М.Кампель. Екатерининский храм "Стародевичьего Вознесенского монастыря" был холодным, летним храмом обители. Построил его замечательный зодчий Карл Росси по заказу митрополита Платона в 1818 - 1817 годах. На фоне золотого купола и нежно-персиковых стен "проступала" лепнина и каменная резьба. Над входом в храм были помещены рельефы Спасителя и апостолов.

Фото 1890-х гг. Интерьер церкви святой Екатерины Вознесенского монастыря.

Фото кон.1900 - нач.1910 гг. К.Фишера. Двор Вознесенского монастыря. Вид из монастырского сада - трапезная церковь Михаила Архангела, в которой хранилась древнейшая известная скульптура Москвы - икона "на рези" Георгия Победоносца, работы мастерской Василия Ермолина, бывшая некогда украшением Спасской башни.

Перестроен в 1721 при Петре I, возобновлён после пожара 1737 по указу императрицы Анны Ивановны. Во время Отечественной войны 1812 ризница Вознесенского монастыря была вывезена в Вологду. В соборе Вознесения (построен Алевизом Фрязиным Новым в 1519 на месте собора 1407—67, перестроен в 1587—88) находилась икона Богоматери Одигитрии (1482, Дионисий, ныне в ГТГ). В 1634 Б. Огурцов и С. Белый возвели в монастыре церковь Михаила Малеина, к которой в конце XVIII в. была пристроена колокольня, в 1823 — двухэтажная каменная богадельня. С 1808 в церкви хранилась скульптура Георгия Победоносца работы В.Д. Ермолина (в 1464 была установлена на Спасских воротах). В начале XIX в. в Вознесенском монастыре была построена церковь Екатерины в формах неоготики (1808—17, архитектор К.И. Росси).

Фото кон.1900 - нач.1910 гг. К.Фишера. В ограде Вознесенского монастыря. Вид от стены храма Святой Екатерины и ограды монастырского сада в сторону Малого Николаевского дворца.

Фото кон.1900 - нач.1910 гг. К.Фишера. Двор Вознесенского монастыря.

К 1907 в монастыре находились игуменья, 62 монахини и 45 послушниц. В 1917 Вознесенский монастырь пострадал при артобстреле Кремля. В 1929 здания монастыря были уничтожены; на месте Вознесенского монастыря и Чудова монастыря построено здание Школы красных командиров имени ВЦИК (архитектор И.И. Рерберг). Ряд икон из Вознесенского монастыря передан в Государственную Третьяковскую галерею, в Государственные музеи Московского Кремля, иконостас Вознесенского собора установлен в соборе Двенадцати Апостолов в Кремле.

Фото нач.20 века. Сторожка у входа в монастырь.

Перед разрушением монастыря тела великих княгинь перенесли в подклетье Архангельского собора, где они находятся и поныне.

Фото 1929 г. Перенесение останков великих княгинь и цариц перед разрушением Вознесенского монастыря.

Когда и по какому поводу в монастыре впервые была построена церковь Екатерины точных сведений нет, но в ХVII веке Екатеринин день после Вознесения был вторым по значению монастырским праздником. В качестве придела церковь Екатерины упоминается в 1626 году, но местонахождение его неизвестно. В 1686 году строится новая церковь над воротами в трапезной палате.

В начале ХIХ века митрополит Платон выступил инициатором строительства новой церкви великомученицы Екатерины. Храм предполагалось разместить с юго-восточной стороны монастырской территории, по северной границе Спасской улицы. На этом месте с 1527 года стояла древняя каменная церковь св. Георгия, построенная при Василии III. В ней хранилась белокаменная конная статуя Георгия Победоносца, выполненная мастером ХV века Василием Ермолиным для украшения Спасских ворот. После снятия с башни скульптуру разместили в храме св. Георгия, перешедшем к этому времени в ведение Вознесенского монастыря. В 1808 году обветшавший храм св. Георгия был разобран и на его месте заложена новая церковь. Скульптуру Георгия Победоносца перенесли в качестве киотной иконы в каменную церковь во имя преподобного Михаила Малеина.

Автором проекта новой церкви св. Екатерины считается архитектор Карло Росси. Грандиозное сооружение, по размерам не уступающее соборному храму, было выполнено в готическом стиле. Сложный силуэт с многочисленными башенками и изящный декор стен придавали зданию легкость и нарядность. Строительство церкви, начатое в 1808 году, было прервано войной 1812 года. Лишь в 1817 году ее отделку закончил архитектор А. Бакарев. Это был один из лучших памятников Москвы, построенных в «готическом» стиле. В интерьере представлял интерес иконостас, утраченный при разрушении монастыря.

После упразднения монастыря в 1920 году в церкви предполагалось разместить гимнастический зал, но идея не была реализована. В 1929 году храм вместе с другими монастырскими постройками был уничтожен.

Надвратная церковь вмч. Екатерины 1686 г. (слева), правее церковь св. Георгия
Вид с Ивановской площади на Чудов и Вознесенский монастыри
Интерьер церкви вмч. Екатерины
Церковь вмч. Екатерины, юго-восточный фасад

© 1997-2022 ФГБУК «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»

Храм Константина и Елены в Кремле был посвящен римскому императору и его матери, канонизированным церковью за христианизацию в IV веке Римского государства. Впервые храм упоминается летописцами в 1470 году в связи с пожаром в Москве, возникшим на Подоле вблизи церкви. Вероятно, в тот период она была деревянной и стояла в юго-восточном углу города неподалеку от Тимофеевских ворот, названных так по имени окольничего Дмитрия Донского боярина Тимофея Воронцова-Вельяминова, чья усадьба находилась по соседству с воротами. После пожара церковь была восстановлена, так как с 1490 года эти ворота именуют уже по храму Константино-Еленинскими. В ХVI в. храм возобновлялся Еленой Глинской – матерью Ивана Грозного.

Предполагается, что до середины ХVII в. церковь оставалась деревянной. По некоторым сведениям в 1651 году царский тесть боярин Илья Данилович Милославский намеревался выстроить каменный храм, но было ли это исполнено – неизвестно. Под 1692 годом документально подтверждается восстановление церкви на средства царицы Натальи Нарышкиной – матери Петра I. Того же года, 4 декабря она была освящена. Этот храм существовал до первой четверти ХХ века.

Церковь Константина и Елены служила приходом для причта Успенского собора, дворы которого располагались поблизости. При церкви существовало кладбище, закрытое в 1657 году.

В 1738 году архитектор И. М. Мичурин ремонтировал храм после пожара 1737 года, а в 1756 году его обновлял Д.В. Ухтомский. Под его смотрением были выполнены новый иконостас и роспись стен в интерьере.

При подготовке к строительству Кремлевского дворца по проекту Василия Баженова в начале 1700-х годов дома священнослужителей снесли, после чего она осталась без прихода и в результате была приписана к Вознесенскому монастырю.

С 1778 года при церкви известен придел св. Николая Чудотворца, находившийся в трапезной с южной стороны.

Во время Отечественной войны 1812 года храм был совершенно разорен и по резолюции преосвященного Августина предназначался к сломке. Однако по решению императора Николая I в 1837 году он был возобновлен и вновь освящен.

Дошедшие до нас фотографии и рисунки памятника конца ХIХ – начала ХХ вв., а также обмерные чертежи, выполненные перед его разборкой, показывают сооружение, формы которого характерны для культовой архитектуры второй половины ХVII в., это позволяет утверждать, что в результате перестроек и ремонтов облик церкви практически не менялся. Небольшой, скромный по архитектуре храм имел камерный характер и по внешнему виду напоминал приходские церкви того времени в Москве и в других провинциальных городах России. Бесстолпный кубический объем церкви перекрывала четырехскатная кровля с одной луковичной главой на световом барабане. С востока к четверику примыкала пониженная апсида закругленной формы. С запада находилась трапезная с пристроенной к ней по продольной оси невысокой трехъярусной колокольней, завершавшейся маленькой главкой на барабане. Нижний этаж колокольни имел в плане квадрат, второй ярус и ярус звона были в форме восьмигранника. Все сооружение стояло на невысоком подклете. К южным вратам вела лестница с рундуком. Крыльцо перед северным входом, судя по архитектуре, было пристроено позднее. Оконные проемы украшались наличниками с килевидными фронтонами. Барабан церкви украшал аркатурный поясок с полуколонками. Под кровлей и между ярусами колокольни проходил фигурный карниз.

Южная панорама Кремля с церковью Константина и Елены
Церковь Константина и Елены, вид с запада
Вид с Плаца на Подол с церковью Константина и Елены

Южный фасад церкви Константина и Елены

Этот вид церковь сохраняла вплоть до 1928 года, когда по решению нового правительства она была разобрана по причине крайней ветхости. Следует сказать, что перед разборкой надземная часть храма была тщательно обмерена ведущим архитектором-реставратором П.Максимовым и по обмерам выполнены подробные чертежи.

В 1989 году на месте разобранной церкви было построено непримечательное здание Управления КГБ, занимающегося охраной Правительства. Тогда же без каких либо исследований были уничтожены подвалы и фундаменты Константино-Еленинской церкви.

© 1997-2022 ФГБУК «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»

Каменный собор Вознесенского монастыря был заложен великой княгиней Евдокией, вдовой Дмитрия Донского в 1407 году. Через полмесяца после начала строительства княгиня, в иночестве Евфросиния, умерла. Через несколько лет строительство продолжила ее невестка, жена Василия I Софья Витовтовна, но к 1415 году, когда пожар частично уничтожил монастырь и нанес ущерб строящемуся храму, успела подвести здание только под барабан. Незавершенным и обгоревшим храм простоял полвека. Лишь в 1467 году вдова великого князя Василия II Темного решила возобновить обветшавший собор. Каменных дел мастер Василий Ермолин, автор первой на Руси реставрации разрушенного храма в Юрьеве Польском, сохранив старую постройку, переложил лишь полуразрушенные своды и обложил новым кирпичом и камнем обгоревшие стены. В том же году собор был освящен.

Простояв полвека и выдержав еще один пожар, храм в 1518 году повелением великого князя Василия III был «ветхости ради» разобран и заменен новым. Строителем его был итальянский архитектор Алевиз Новый, автор Архангельского собора. В 1521 году новый собор был завершен.

До недавнего времени ученые единодушно считали, что именно этот собор с перестройками и поновлениями сохранялся до начала ХХ века. При этом не принималось во внимание свидетельство летописей о строительстве при царе Федоре Иоанновиче, предположительно в 1587-1588 годах, нового каменного храма «…на Москве в Кремле-городе в Девиче монастыре у Вознесения, о пяти верхах, больши старово». Этому утвердившемуся мнению способствовало всеми отмечаемое сходство в архитектуре Вознесенского и Архангельского соборов.

В последней четверти ХХ века возникла другая версия строительной истории монастырского храма. Тщательное изучение чертежей ХIХ века архитектора Ф. Рихтера и обмеров собора перед его сносом в 1929 году позволили прийти к выводу о строительстве в конце ХVI века совершенно нового сооружения с сохранением его древнего предназначения – быть местом захоронения представительниц женской половины царствующего дома. За образец же его был взят Архангельский собор – усыпальница великих князей и царей.

Стремление Бориса Годунова – истинного правителя государства при слабом царе – поднять статус царицы, разделяющей трон с супругом, было отмечено еще В. Карамзиным. Тем самым Годунов – брат царицы – укреплял свою власть и оправдывал свое право на престол. Возможно, именно эти соображения послужили основанием для уравнивания значимости обоих храмов-усыпальниц, что сказалось в сходстве их внешнего облика, хотя монастырский собор несколько уступал в размерах государевой усыпальнице.

Дошедшие до нашего времени графические и фотоматериалы ХIХ – начала ХХ веков позволили сделать теоретическую реконструкцию собора конца ХVI века. Четырехстолпный трехапсидный храм изначально завершался пятью световыми главами, форма которых не претерпела изменений во времени. Здание было поставлено на развитый профилированный цоколь. Фасады разделялись лопатками на три прясла. Их архитектурное оформление напоминало декор Архангельского собора. Первоначальное покрытие кровли было позакомарным.

Вероятно в начале ХVII века при соборе появились приделы, в том числе Михаила Малеина – покровителя царя Михаила Федоровича, существовавший до постройки в 1618 году одноименной отдельно стоящей деревянной церкви. В ХVII веке над северной папертью была надстроена ризница, а в конце его в соборе растесали окна. В 1730-х годах в северной паперти осветили придел Успения Богородицы, а с юга по велению императрицы Анны Иоанновны пристроили придел Всех Скорбящих Радости в память об ее умершей сестре.

В 1814 году после ухода французов храм был заново освящен. В 1880-е годы в преддверие 500-летнего юбилея монастыря собор отреставрировали с сохранением более поздней двухэтажной пристройки с северной стороны.

В Вознесенском соборе находились уникальные памятники древнерусского искусства: иконы, церковная утварь, книги. При разрушении его в 1929 году часть икон была передана Государственной Третьяковской галерее. Иконостас собора рубежа ХVII-ХVIII веков установили в церкви Двенадцати Апостолов.

Вознесенский Тамбовский женский монастырь

Вознесенский монастырь основан в 1690 году епископом Тамбовским и Козловским Питиримом на северной окраине города в устье рек Студенца и Гаврюшки. Первой игуменьей монастыря была родная сестра Питирима Екатерина.

В 1724 году монастырь пострадал от пожара. Возродился он только к 1744 году, была построена монастырская стена.

Вознесенский Тамбовский женский монастырь

Во время секуляризационной реформы 1764 года монастырь хотели закрыть, но этого не произошло, потому что, как замечает один из исследователей, «он уже и тогда отличался своими замечательными келейными мастерскими, и …жил исключительно своим трудом». Вознесенская обитель получила статус штатного третьеклассного монастыря с суммой содержания в 375 рублей.

Вознесенский Тамбовский женский монастырь

В 1791—1798 гг. в монастыре построена каменная церковь Вознесения Господня с приделами Святого Николая чудотворца и Святой ВЕликомученицы Екатерины (архитектор Иван Кругликов).

В 1816–1820 годы построена церковь иконы Божией Матери.

Вознесенский Тамбовский женский монастырь

Вознесенский Тамбовский женский монастырь

В 1891 году вдоль улицы Московской построен корпус для престарелых монахинь с домовой церковью во имя Антония Печерского.

Конец XIX и начало XX века для Вознесенской обители было временем расцвета. Построены ещё 2-этажный каменный корпус, за чертой обители — 2-этажный странноприимный дом, баня, прачечная, теплая водоразборная будка. В 1912 году по проекту В. И. Фрейдмана была построена 2-этажная трапезная. В монастыре ткали сермяжные ткани и чернили сукна для мантий и ряс, пряли холсты, изготовляли архиерейские митры, вышивали бисером, золотом и серебром иконы, ухаживали за фруктовым садом и пчельником. На храмовый праздник под стенами монастыря проходила пятидневная Вознесенская ярмарка.

Разрушение монастыря началось с декабря 1918 года.

В 1925 году Вознесенский храм был закрыт, ценности расхищались, в 1927 году храм передали горсовету «для использования в культурно-просветительных целях», с колокольни сняли колокола.

Скорбященский храм в 1929 году был передан в ведение окрархива и взят «под охрану» государства. С начала 1930-х годов Вознесенская церковь в архивных документах уже не упоминалась.

5 декабря 1079 года решением Облисполкома № 513 монастырь взят под охрану государства как памятник местного значения.

Вознесенский Тамбовский женский монастырь

В 1988 году, в связи с тысячелетием крещения Руси монастырь возвратили Русской Православной Церкви, Архиепископ Тамбовский и Мичуринский Евгений (Ждан) определил иерея Николая Торопцева в Скорбященский храм.

Вознесенский Тамбовский женский монастырь

В 1988 году в связи с празднованием Тысячелетия Крещения Руси монастырь возвращен РПЦ. Архиепископом Тамбовским и Мичуринским Евгением назначен иереем в Скорбященский храм Николай Торопцев.

22 декабря 1992 года началось возрождение монастырской обители.

Вознесенский Тамбовский женский монастырь

Ну не лепота ли?

Прямо как жар горит собор!

Вознесенский Тамбовский женский монастырь

Церковь иконы Скорбящей Божией Матери была освящена в 1820 году.

В 1929 году храм передан в ведение Окружного архива.

Вознесенский Тамбовский женский монастырь

6 ноября 1990 года владыкой Евгением вновь освящен главный алтарь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте», а 29 марта 1992 года — придел во имя преподобного Алексия.

29 сентября 1994 года на восстановленный купол храма подняли крест.

Храм является памятником истории и культуры регионального значения .

Церковь Иоанна Кронштадтского является крестильным храмом. Храм построен в 1997—1998 гг.

Читайте также: