Флейта своими руками из пвх трубы

Обновлено: 04.05.2024

Когда-то давно в Лиманчике я познакомился с добрым человеком, который тотально интересовался этническими духовыми инструментами. Многие имел, пробовал, на некоторых играл. Представьте, утром, после ночи сна на морском берегу не спеша возвращаюсь к себе на стоянку, а он стоит по колено в море и играет на сякухати. Спокойно играет, ненадрывно, тихо. Стоит ли говорить, что после такой встречи у меня в душе поселилась идея.

Шло время, рассматривались варианты "купить бамбуковую в Интернете", заказать у мастера в России, заказать у мастера в Японии, купить пластиковую в Японии. В итоге я остановился на следующем: а попробую-ка я сделать флейту самостоятельно! Тут особенно помогло знакомство с людьми, которые этот путь прошли и уже играют.

Послушав доброго совета, я без труда нашёл в сети сайт, где была простая пошаговая инструкция. Все необходимые инструменты у меня дома были, а исходные материалы я легко купил в посвящённом сантехнике магазине буквально через дорогу от дома. Заплатил 159 рублей за набор, из которого планирую сделать две флейты. Это два куска ПВХ водопроводной трубы длиной один метр каждый (трубы продаются кратно метру) + простая прямая соединительная муфта для каждой трубы (трубы имеют разный диаметр - 1/2" и 3/4", поэтому и муфта у каждой - своя).


Для сравнения, размеры моего рабочего стола 80x120 см. Начать решил с полудюймовой (как и советовали на сайте).


Первым делом приклеил муфту на один из концов, использовал полимерный клей "Дракон" и киянку (муфта на трубу сама не садится - они рассчитаны на специальный паяльник: при монтаже водопровода конец трубы и половинка муфты одновременно разогреваются, только тогда их можно состыковать).


Далее шла интересная операция - изготовление амбушюра. Линейка, карандаш, драчёвый напильник.



05

Самый важный этап! Один и восемь десятых сяку, 545 мм. Необратимое действие! (Отмерял семь раз, конечно)



07

Более точная доводка, крупный напильник по металлу - настройка на ноту ре первой октавы. Это должен быть основной тон флейты. Пустая трубка из любого материала при этой длине издаёт этот звук, к примеру, падая на пол.


Прикреплённая изолентой к трубе суровая нитка помогает разметить центры будущих отверстий - на одной прямой.



10_1

Разметка отверстий и накернивание их шилом требуют аккуратности, хотя дело - несложное.



12

Чтобы при сверлении не повредить противоположную стенку изнутри, советуют проложить в трубке какой-нибудь брусок.


Я использовал свёрла по дереву (10 мм и 9 мм) и шуруповёрт в режиме завинчивания шурупов (т.е. на медленных оборотах). ПВХ сверлится легко, быстрые обороты могут что-нибудь неконтролируемо испортить. Третье отверстие должно было иметь диаметр 9.5 мм, но такого сверла у меня не было, и я не стал заморачиваться, а просто немного развальцевал его после сверления той же девяткой.


Самым непростым действием оказалась обработка отверстий. С них нужно снять фаску и заусенцы. Макетный нож, абразивная губка, овальный надфиль + аккуратность. Честно признаюсь, сделать по-настоящему хорошо и красиво не удалось. На "четвёрочку".


Флейта готова! И пока я ещё не умею играть сам (только издаю, да и то - с трудом, несколько несвязных звуков), послушайте человека, который уже давно движется по этому пути. Конечно, его сякухати - из корневого бамбука, всё, как и полагается!

P.S. Весь процесс (исключая ожидание полимеризации клея "Дракон") занял у меня около двух часов. Прекрасные два часа неторопливого ручного труда! И да, параллельно с этим я сделал из фанеры и обрезка черенка шахматного коня для походного набора (который ездит со мной в Лиманчик) . Изначально, эти шахматы пришли в мою жизнь в одним белым конём вместо двух.

Аватар пользователя george_debug

Как непредсказуемы и витиеваты пути, приводящие нас к жизненным вехам! Вот и мой интерес к флейте Сякухати пришел весьма неожиданно. Тем более неожиданно то (для меня самого), что я хочу предложить вам на этой странице. А именно, изготовление флейты своими руками из ПВХ. Флейта типа Сякухати довольно простой инструмент, конструктивно. Если его могли изготавливать сотни лет назад, то сейчас, имея современные материалы и инструменты, а также средства для расчетов, изготовить флейту сможет любой задавшийся такой целью.

Флейта из ПВХ имеет приятный, глубокий, вдумчивый, достаточно сильный звук (при условии соблюдения всех рекомендаций изложенных на этой странице). По характеру тембра ПВХ конечно отличается от бабука, он не хуже и не лучше, он просто иной. Но для начинающих, а так же для желающих экспериментировать со строями, тональностями, это отличная возможность реализовать свои порывы к творчеству. Помимо всего, как уже много писалось в других материалах поствященных ПВХ флейтам, они неприхотливы к условиям окружающей среды и могут быть постоянным спутником, куда бы вы не направились. По своему опыту скажу, изготовление флейты доставляет не меньшее удовольствие чем при непосредственной игре. Это уже игра, это уже звук, мелодия вдохновения, стремления реализуемая в таком чудесном инструменте как флейта типа Сякухати.

Начало

Заполучив свою первую флейту (бамбук) тональности F («Сякухати» 1.5) я задумался над тем, что это не совсем то, что я ожидал. Получилось так, что заказал флейту раньше, чем разобрался в их размерах и тональностях. Ох уж эти внезапные порывы души. Ну да ладно, оставим лирику на потом. Итак, заказывать новую флейту было финансово накладно, а хотелось все же чего то помедитативней. Благодаря материалам Евгения (Komuso) меня заинтересовала возможность изготовления флейты из простой трубы ПВХ. «А что, недорого, доступно, можно поэкспериментировать, на первое время хватит, а там, глядишь, и на бамбуковую флейту разживусь.» Так я думал.

Закупив все необходимое приступил к… К чему? К размышлениям.

Дело в том, что рекомендуемые размеры флейт и расположения отверстий очень разнились в зависимости от источника. Я все же больше приверженец европейской системы нот, а потому точность звучания, а следовательно точность размеров флейты для меня важный вопрос. Особенно это почувствовалось после первой попытки (все же я попробовал воспользоваться рекомендуемыми размерами) в процессе настройки флейты путем проточки отверстий. Я явно заметил корреляционные связи между отверстиями, пока настраивал одно отверстие, другое тут же уплывало по тону, немного, но плыло. Изгибание флейты конечно выравнивало девиации нот но все это казалось неудобным.

Порывшись в инете, нашел много разных рекомендаций и калькуляторов для расчетов, но все они страдали неточностью, некоторые откровенно противоречили подобным себе.

Теория

Если хочешь что-то сделать, сделай это сам.

Начал я с того, что разузнал о свойствах резонанса колебаний воздушного столба. Выяснилось, что частота колебаний воздушного столба в открытой с двух сторон трубе равна: скорость звука деленная на длину и деленная на 2, а для закрытой трубы с одной стороны деленная на 4.

Вырезав соответствующий расчетам кусок трубы и выточив утагучи я обнаружил, что не попал в нужную ноту. Флейта Сякухати не является двояко открытой трубой и не является закрытой с одной стороны! Она нечто «среднее». Эмпирическим путем удалось вычислить коэффициент деления, он равен 2,20031. Теперь мои трубы звучали точно на нужной ноте. Но что делать с отверстиями?

Рассчитав отверстия по нужным частотам (нотам) получилось, что-то явно не то. Стало ясно, положение отверстий нужно рассчитывать иначе, с учетом их диаметра и, возможно, толщины стенки трубы. Ведь отверстие тоже образует маленькую трубу. Опущу нудные описания своих мытарств на этом поприще, хоть и захватили они меня не на шутку и вот-вот грозились разродиться «эврикой»… Помогли снова материалы Komuso, кому я премного благодарен!

В магазине сантехники мне попалась труба с внутренним диаметром 21,толщиной стенки 5,4. Она позволяет сразу вытачивать утагучи без дополнительных, утолщающих насадок, что очень положительно сказывается на эстетическом виде флейты.


Расчёты

Длина флейты

Можно пойти двумя путями. Взять кусок трубы, измерить его, ввести данные в калькулятор и получить базовую частоту ноты (вероятней всего будет отличаться от европейского стандарта) и изготовить флейту «настроенную саму на себя». А можно задать желаемую тональность и выяснить необходимые для этого размеры трубы. Чем длине труба, тем ниже будет звучание флейты.

Для вычисления длинны флейты под нужную тональность необходимо знать частоту базовой ноты. Частоту базовой ноты можно определить по таблице "ноты-частоты". Например. Нам нужна флейта в тональности D(Рэ), в таблице находим частоту этой ноты 293.67 Гц.

Калькулятор точно рассчитает расположение отверстий в зависимости от размеров заготовки, диаметра отверстий, толщины стенки флейты, тональности флейты и желаемой пентатоники. Да, да! Калькулятор позволяет задать желаемый, отличный от «классического», пентатонический строй!

Для облегчения аппликатуры (распальцовки), на больших флейтах, можно отверстия смещать от оси влево вправо. Для этого сначала нужно разметить отверстия по осям. Взяв флейту в руки в игровой позиции, расположив пальцы по местам будущих отверстий, смещайте позиции пальцев, в поперечных направлениях, сохраняя расстояние между ними. Зафиксируйте наиболее комфортное расположение, там и сверлите отверстия. При некомфортной распальцовке возникают излишние напряжения в суставах рук, и они будут быстро уставать.

От диаметра зависит так же так называемая частота среза. От которой зависит сможет ли флейта чисто и сильно воспроизвести ноту этого отверстия на октаву, две выше. Чем больше отверстие и больше отношение диаметра отверстия к толщине стенки, тем больше чистота и сила звука. При малом отношении диаметра отверстия к толщине стенки мной замечен дефект в звуке, пауза в момент перехода от ноты к ноте, особенно при тихом проигрывании нот, ветренность нот (высокое сопротивление воздушной колонки в отверстии).

Для исправления этого недостатка я прибег к хитрости. В местах расположения отверстий сделал проточку до нужной толщины стенки. В результате получилась хорошо звучащая флейта с удобными ложбинками под пальцы.

ВНИМАНИЕ. Расчеты расположения отверстий необходимо проводить для остаточной толщины стенки после проточки. Иначе говоря, вы должны запланировать сколько миллиметров снимите и сколько останется, вот на этот остаток и нужно провести расчет.


Утагучи

В калькуляторе вы найдете рекомендуемые расчеты размеров утагучи. Однако, практика показывает, что следование этим расчетам ведет к слишком крутому углу среза, что затрудняет звукоизвлечение и его стабильность. На 1-2мм можно уменьшить ширину утагучи и тогда угол станет более острым, но глубину нужно сохранить. Крутой угол повышает тембр, острый (пологий) понижает тембр. Скос мундштука дело индивидуальное. Мне удобно когда скос мундштука и скос проточки образуют прямой угол.


Изготовление

Итак, с расчетами покончено, все необходимые размеры есть, приступаем.

1. Отрезаем аккуратно кусок трубы нужной длинны, плюс 1мм для компенсации после обработки кромок (если труба резалась ножовкой). Выравниваем кромки грубым напильником, затем наждачной бумагой малой зернистости доводим заготовку до базовой длинны.

2. Проводим карандашом две противоположные осевые линии вдоль ствола будущей флейты для разметки отверстий. Отмеряем местоположение отверстий от вершины (будущего утагучи).

Настоятельно рекомендую, при изготовлении флейты, соблюдение всех размеров и длин с точностью не менее 0,5мм.

3. Высверливаем отверстия. Отверстия лучше всего сверлить спиралевидными сверлами для дерева. Если таких нет то сверлами по металлу, но к нужному диаметру рекомендую подходить поэтапно увеличивая диаметр сверл. ПВХ материал мягкий и легко губится сверлами по металлу которые просто вгрызаются в него. Будьте осторожны и аккуратны! Обязательно вставьте в заготовку, что-то плотное, что не позволит повредить противоположную стенку при сверлении отверстия. Я использую просто плотно свернутые в рулон несколько листов газеты. Все шероховатости с отверстий нужно удалить, это очищает звук. Хорошо если снять небольшую фаску.

4. Утагучи аккуратно протачиваем напильником или наждаком. Доводим наждачной бумагой до нужного размера. Протачиваем скос мундштука. Для уменьшения присвистов край утагучи лучше сделать туповатым (потереть нулевкой). В принципе можно уже попытаться, что-то выдуть.

5. Работу завершаем тщательным зашкуриванием мелкой наждачкой все места обработки флейты. Особенно утагучи и отверстия! После этого флейту нужно тщательно промыть и удалить из внутренней полости все частицы оставшиеся после ее изготовления.

6. В декоративных целях флейту можно украсить обвязкой.


Некоторые образцы флейт

Слева на право:
1. Флейта "1.8" тональности D(Рэ) с пентатоническим строем Мияко Буси; Образчик звука
2. Флейта "2.3" тональности А(Ля) со стандартным строем Минье; Образчик звука
3. Флейта "2.2" тональности В(Си) со стандартным строем Минье. На ней сделаны проточки под отверстия; Образчик звука
4. Флейта "1.8" тональности D(Рэ) со стандартным строем Минье. Образчик звука


Флейта "2.9" тональности F(Фа) со стандартным строем Минье. Труба 22.5 внутренний диаметр, 6.7 толщина стенки. Звук глубокий, довольно громкий. Отверстия расположены в удобных для распальцовки местах. Сделаны проточки под отверстия для уменьшения толщины стенки. Образчик звука


Удачного изготовления и приятной игры.

P.S.

Самостоятельно изготовленная флейта замечательный подарок! Она подарит много минут наполненных энтузиазмом в попытках выдуть звук! Особенно когда испытуемый слышал и видел, как только что на ней играли, и как чудно она поет, и как легко все выглядит. ;-) Я уже раздарил почти все флейты, кроме тех на которых играю сам, а желающие все неубывают. Дерзайте.

Подарочные экземпляры

Слева на право:
1. Флейта "1.8" тональности D(Рэ) со стандартным строем Минье; Образчик звука
2. Флейта "2.0" тональности С(До) со стандартным строем Минье. Образчик звука

Как сделать флейту?

Научиться играть на каком-нибудь музыкальном инструменте хотят многие. Чтобы сделать процесс более увлекательным, некоторые инструменты можно сделать самостоятельно. Одним из таких станет флейта.


Как делать из бумаги?

Из бумаги можно сделать огромное количество вещей: это и оригами, и полезные в хозяйстве поделки, и картины, и даже музыкальные инструменты. Приобщить к изготовлению флейты можно детей, ведь подобное занятие способствует развитию мелкой моторики. Итак, для того чтобы сделать бумажный инструмент, необходимы:

  • картон, желательно поплотнее (использовать тонкую бумагу не стоит, потому что флейта получится слишком мягкой);
  • линейка;
  • шило;
  • клей ПВА;
  • гуашевые или любые другие краски.




Создать флейту своими руками можно следующим образом.

  1. При помощи линейки на листе картона отмечается расположение отверстий будущей свирели. Расстояние между дырочками варьируется от 2,5 до 7,5 см. От этого зависит звук, извлекаемый музыкантом. Для бумажной флейты подойдёт минимальное расстояние, исключая отверстие для большого пальца. Между ним лучше оставить 4,5 см. Счёт ведётся снизу.
  2. Затем картон сворачивается в трубочку таким образом, чтобы отмеченные отверстия оставались на лицевой стороне. Изделие склеивается ПВА.
  3. Далее шилом проделываются дырочки, самая верхняя из которых должна быть немного больше в диаметре, чем остальные.
  4. Краски используются, чтобы придать инструменту красивый внешний вид.

Конечно, флейта из бумаги не будет звучать подобно настоящей, однако это отличный способ интересно и с пользой провести время с детьми.


Флейта из ПВХ-трубы

Изготовить свирель можно и из ПВХ-трубы. Для этого потребуется больше времени и труда, но звучание готовой флейты будет очень близким к оригиналу.


Инструменты и материалы

Понадобятся следующие предметы:

  • ПВХ-трубка (лучше, чтобы внутренний диаметр был не больше 2 см, а длина – 35-40 см);
  • колпачок из ПВХ (подходящий под диаметр инструмента);
  • карандаш;
  • нитка;
  • напильник;
  • пила;
  • станок;
  • тиски;
  • наждачка разных размеров;
  • грунт для пластика;
  • полиуретан-акриловые краски или изолента.


Технология изготовления

Теперь рассмотрим подробную инструкцию по изготовлению инструмента.







Процесс изготовления флейты из ПВХ-трубы довольно трудоёмкий. Зато на ней действительно можно научиться играть, а благодаря прочным материалам такое изделие прослужит не один год.

Другие варианты

Существуют и другие разнообразные варианты изготовления флейты в домашних условиях.

Из бамбука

Создание свирели из бамбука – дело сложное. Помимо инструментов, необходимы аккуратность и терпение. Ошибка может привести к провалу.

Потребуются следующие предметы:

  • стебель бамбука (можно приобрести высушенный бамбук или посушить его дома);
  • металлический стержень диаметром 12-15 мм;
  • газовая горелка (также можно развести костёр, если есть такая возможность);
  • ухватка или прочное полотно;
  • пила по металлу;
  • фломастер;
  • наждачка №2 или №1;
  • старое сверло с диаметром в 4-6 мм;
  • плоскогубцы;
  • мерная лента;
  • льняное масло и тряпка.


Технология изготовления выглядит следующим образом.

  1. Отрезать кусок бамбука длиной 40-50 см таким образом, чтобы с одного конца он был закрыт перегородкой.
  2. На расстоянии 20-25 мм от конца сделать отметину. Отступить 1,5 см. Сделать ещё отметины, отступая между ними 20-25 мм.
  3. Нагреть металлический прут докрасна, чтобы вычистить ненужные волокна. Нужно обязательно пользоваться ухваткой, иначе ожогов не избежать. После того как стержень раскалится, его вставляют с открытой стороны бамбука и давят, чтобы убрать лишние перегородки. Секцию в конце нужно оставить.
  4. Сверло нагревается. Отмеченные отверстия выкручиваются зажатым в плоскогубцах сверлом вручную. Если сверлить, то бамбук треснет.
  5. С помощью наждачки удаляются остатки после выжигания дырочек.
  6. Готовая флейта покрывается слоем льняного масла.





Из дерева

Дерево – превосходный материал для изготовления инструментов. Его особенностью является глубокое звучание. Смастерить из дерева можно продольную свирель. В отличие от поперечной, она имеет семь отверстий спереди и одно сзади. Также два нижних отверстия нередко делают раздвоенными. Для изготовления будут нужны два деревянных бруска. Параметры таковы: длина – 30 см, ширина – 2 см, высота – 1 см.

Для свирели подойдут кленовые, грушевые и эбеновые бруски.

Спасибо всем сопровождающим и участникам этого форума.
Благодаря информации, в первую очередь, этого сайта и форума удалось самостоятельно расчитать, сделать и настроить несколько пробных флейт из ПВХ. Хотя я не музыкант по профессии, но играть люблю :).
Методом проб и ошибок удалось со временем получить более-менее нравящийся мне звук, но чего это стоило моим близким.
Я понимаю, что 2 месяца это, может быть, не срок для освоения инструмента, но все же, в сутках много часов:). Но наступил момент, когда ранее нравящийся мне звук перестал нравиться. Особенно когда я подбираю мелодии по записям и безуспешно пытаюсь получить похожее звучание. Я предвижу что скажут знающие люди - надо учиться и еще раз учиться, с чем трудно не согласиться, но у меня почему-то есть уверенность, что я уперся в предел того инструмента который сотворил. Увы нормальный инструмент в обозримом будущем мне не доступен, так что придется дуть в то что могу сделать сам.

Несколько вопросов по звучанию самодельных флейт из ПВХ труб.
Хотя многие моменты качества звука уже неоднократно затрагивались, но хотелось бы их уточнить и более-менее систематизировать.
Начну с того, что собственно вдохновило на столь дерзкий шаг, как создание флейты своими руками (более конкретно поперечной - бансури) - это упоминание в различных источниках о якобы незначительном влиянии материала на качество звучания резонирующего объема воздуха, заключенного в трубе. При условии, что материал этот обладает достаточной жесткостью и плотностью. Т.е. ПВХ-труба по этим параметрам вроде бы как вполне подходит.

Я не уверен имею ли правильное представление о том как должна звучать флейта, и что должно быть критерием качественного звука. Можно ли выбрать в качестве критерия красоту звучания? Т.е. если красиво - значит правильно? Но опять же такое восприятие очень субъективно, и относительно. Для человека живущего вдали от культурных центров, вроде меня, услышать живую флейту довольно проблематично, приходится ориентироваться по имеющимся записям.
Или критерием может быть степень воздействия - если звучание не оставляет равнодушным, дает эмоциональный и духовный заряд, и т.п., хотя здесь скорее все вместе - талант исполнителя, композитора, и конечно же качество инструмента. Для меня этот вопрос остается открытым.
И еще, можно ли количественно оценить степень "вклада" в конечный звук мастерства исполнителя и качества самого инструмента, т.е. в какой пропорции они могут находиться, например, 60% на 40% или
в каждом случае по разному? Если вообще можно говорить о таком соотношении.

Более конкретно по самодельной поперечной флейте из ПВХ, диаметр 17мм, толщина стенки 4мм, строй - E (329Гц).
Звук 1 октавы мне сейчас кажется слишком округлым, глуховатым, лишенным прозрачности, бедным обертонами, это видно и на спектроанализаторе тюнера (пользуюсь Syaku8.exe). Но как бы более-менее приемлемым.
А вот звук 2 октавы совсем писклявым и некрасивым. Или это полностью определяется мастерством исполнителя и передув тоже бывает красивым? Про несколько звуков 3й октавы я молчу, т.к. более-менее устойчивых результатов мне добиться не удалось.
Выход остается один - получение резонанса более высоких нот не путем уплотнения воздуха передувом, а путем звучания более малых отрезков трубы, но тут не обойтись без клапанов, если я правильно понимаю.

Всвязи с этим хочу для себя уточнить следующие вопросы:
1.Оказывают ли решающее влияние на качество звука внутренняя поверхность, форма и острые края отверстий? По амбюшурному вроде бы однозначно важно чтобы края были острыми и внутренняя поверхность гладкой, чего кстати добиться на ПВХ у меня не получается, а по остальным, насколько это важно? Может поэтому и звука то нормального нет? Должна ли благотворно сказаться на звуке коническая форма отвестий?
2.Как влияет на качество звука толщина стенки и ширина канала? По толщине из разных источников есть противоречивые данные, одни утверждают что лучше брать тонкостенные трубки толщина которых не должна превышать 3мм, другие наоборот советуют 4-5 мм. Я пробовал делать из трубы 21мм с толщиной 5,5мм - не впечатлило. По каналу, все что нашел, это 3 варианта - 12, 17 и 21мм, с 12мм на 3мм как раз сейчас вожусь, звучание передува вроде получше, но надо поработать над стабильностью основного тона.

3.Какова степень влияния конусности внутреннего канала флейты на качество звука, стоит ли ожидать заметного улучшения по сравнению с цилиндром? Здесь я имею ввиду уже любой материал, не ПВХ.

Пока к настоящему моменту у меня сложилось такое представление, хотелось бы надеятся что ошибочное. Из ПВХ труб сложно получить звук близкий к идеальному из-за:
1. относительно негладкой поверхности внутреннего канала (по сравнению, например, с лакированными деревянными).
2. свойства материала не позволяют в кустарных условиях получить идеально гладкую внутреннюю поверхность отверстий и острые края.

Будут интересны мнения и отзывы всех кто пробовал сам делать и играть, впечатления и дальнейшее развитие сего направления в каждом конкретном случае. Т.е. например, материал был опробован, с него "выжато" все что можно и он отложен как безперспективный, либо наоборот, у материала есть определенный потенциал и есть над чем работать для получения более совершенного звука.

Спасибо всем сопровождающим и участникам этого форума.
Благодаря информации, в первую очередь, этого сайта и форума удалось самостоятельно расчитать, сделать и настроить несколько пробных флейт из ПВХ. Хотя я не музыкант по профессии, но играть люблю :).
Методом проб и ошибок удалось со временем получить более-менее нравящийся мне звук, но чего это стоило моим близким.
Я понимаю, что 2 месяца это, может быть, не срок для освоения инструмента, но все же, в сутках много часов:). Но наступил момент, когда ранее нравящийся мне звук перестал нравиться. Особенно когда я подбираю мелодии по записям и безуспешно пытаюсь получить похожее звучание. Я предвижу что скажут знающие люди - надо учиться и еще раз учиться, с чем трудно не согласиться, но у меня почему-то есть уверенность, что я уперся в предел того инструмента который сотворил. Увы нормальный инструмент в обозримом будущем мне не доступен, так что придется дуть в то что могу сделать сам.

Несколько вопросов по звучанию самодельных флейт из ПВХ труб.
Хотя многие моменты качества звука уже неоднократно затрагивались, но хотелось бы их уточнить и более-менее систематизировать.
Начну с того, что собственно вдохновило на столь дерзкий шаг, как создание флейты своими руками (более конкретно поперечной - бансури) - это упоминание в различных источниках о якобы незначительном влиянии материала на качество звучания резонирующего объема воздуха, заключенного в трубе. При условии, что материал этот обладает достаточной жесткостью и плотностью. Т.е. ПВХ-труба по этим параметрам вроде бы как вполне подходит.

Я не уверен имею ли правильное представление о том как должна звучать флейта, и что должно быть критерием качественного звука. Можно ли выбрать в качестве критерия красоту звучания? Т.е. если красиво - значит правильно? Но опять же такое восприятие очень субъективно, и относительно. Для человека живущего вдали от культурных центров, вроде меня, услышать живую флейту довольно проблематично, приходится ориентироваться по имеющимся записям.
Или критерием может быть степень воздействия - если звучание не оставляет равнодушным, дает эмоциональный и духовный заряд, и т.п., хотя здесь скорее все вместе - талант исполнителя, композитора, и конечно же качество инструмента. Для меня этот вопрос остается открытым.
И еще, можно ли количественно оценить степень "вклада" в конечный звук мастерства исполнителя и качества самого инструмента, т.е. в какой пропорции они могут находиться, например, 60% на 40% или
в каждом случае по разному? Если вообще можно говорить о таком соотношении.

Более конкретно по самодельной поперечной флейте из ПВХ, диаметр 17мм, толщина стенки 4мм, строй - E (329Гц).
Звук 1 октавы мне сейчас кажется слишком округлым, глуховатым, лишенным прозрачности, бедным обертонами, это видно и на спектроанализаторе тюнера (пользуюсь Syaku8.exe). Но как бы более-менее приемлемым.
А вот звук 2 октавы совсем писклявым и некрасивым. Или это полностью определяется мастерством исполнителя и передув тоже бывает красивым? Про несколько звуков 3й октавы я молчу, т.к. более-менее устойчивых результатов мне добиться не удалось.
Выход остается один - получение резонанса более высоких нот не путем уплотнения воздуха передувом, а путем звучания более малых отрезков трубы, но тут не обойтись без клапанов, если я правильно понимаю.

Всвязи с этим хочу для себя уточнить следующие вопросы:
1.Оказывают ли решающее влияние на качество звука внутренняя поверхность, форма и острые края отверстий? По амбюшурному вроде бы однозначно важно чтобы края были острыми и внутренняя поверхность гладкой, чего кстати добиться на ПВХ у меня не получается, а по остальным, насколько это важно? Может поэтому и звука то нормального нет? Должна ли благотворно сказаться на звуке коническая форма отвестий?
2.Как влияет на качество звука толщина стенки и ширина канала? По толщине из разных источников есть противоречивые данные, одни утверждают что лучше брать тонкостенные трубки толщина которых не должна превышать 3мм, другие наоборот советуют 4-5 мм. Я пробовал делать из трубы 21мм с толщиной 5,5мм - не впечатлило. По каналу, все что нашел, это 3 варианта - 12, 17 и 21мм, с 12мм на 3мм как раз сейчас вожусь, звучание передува вроде получше, но надо поработать над стабильностью основного тона.

3.Какова степень влияния конусности внутреннего канала флейты на качество звука, стоит ли ожидать заметного улучшения по сравнению с цилиндром? Здесь я имею ввиду уже любой материал, не ПВХ.

Пока к настоящему моменту у меня сложилось такое представление, хотелось бы надеятся что ошибочное. Из ПВХ труб сложно получить звук близкий к идеальному из-за:
1. относительно негладкой поверхности внутреннего канала (по сравнению, например, с лакированными деревянными).
2. свойства материала не позволяют в кустарных условиях получить идеально гладкую внутреннюю поверхность отверстий и острые края.

Будут интересны мнения и отзывы всех кто пробовал сам делать и играть, впечатления и дальнейшее развитие сего направления в каждом конкретном случае. Т.е. например, материал был опробован, с него "выжато" все что можно и он отложен как безперспективный, либо наоборот, у материала есть определенный потенциал и есть над чем работать для получения более совершенного звука.

Читайте также: