Фигуры из кирпича в кладке

Обновлено: 18.04.2024

Автор: Джон Коллинсон. Кирпичная кладка. Полное руководство

Хотя отдельный кирпич является не более чем простым прямоугольным параллелепипедом, кирпичи могут объединяться вместе множеством различных способов, создавая поразительные декоративные орнаменты и фигуры невообразимой сложности. Такая область декоративного применения может быть существенно расширена благодаря несметному количеству цветов и текстуры существующих кирпичей. Так что в представлении о том, что каменщик — это не просто ремесленник, а «художник обожженой глины», есть, несомненно, определенная доля истины. Наша цель здесь — дать некоторые идеи по улучшению ранее описанного внешнего вида кирпичной кладки, используя ряд простых приемов декоративного оформления. Помимо этого, вокруг имеется огромное множество кирпичных сооружений, которым можно придать дополнительное вдохновение.

В силу самой своей природы декоративная кирпичная кладка служит для привлечения внимания к визуальным элементам стены и сама является композиционным центром. Имея в виду это обстоятельство, очень важно учитывать следующие ключевые моменты:

• Вся декоративная работа/композиция должна быть полностью выровнена по уровню и по отвесу.

• Все выступающие или нависающие ряды кирпичей должны быть аккуратно выровнены по краю или по ребру, на которое будет направлен взгляд. Общим правилом в данном случае будет следующее: кладка, расположенная высоко, над головой, должна выравниваться по нижнему краю, если же она находится низко, то выравнивание производится по верхнему краю. Из этого правила есть несколько исключений, и я о них позднее расскажу.

• Следует тщательно отбирать кирпичи для декоративных работ; дефектные и/или поврежденные кирпичи для этой цели не годятся

• Кирпичи, используемые для декоративных элементов, должны быть одинакового размера. Любые отклонения окажутся очень заметными и испортят весь эффект; если кирпичи будут слишком большого или слишком маленького размера, то швы будут неровными.

• Следует тщательно выбирать место для декоративных элементов. Масса таких элементов способна наложиться на структуру перевязки несущей стены, и сама по себе ухудшить конструкционную прочность ради эстетического восприятия. Точно так же их не следует применять в случаях серьезных нагрузок: например, будет вполне приемлемой декоративная панель на обособленном пилястре, но только не в случае, когда пилястр поддерживает торец строительной балки.

• При выведении декоративных элементов требуется концентрация внимания: нет ничего хуже, чем внезапно вспомнить, что кирпич с контрастной окраской необходимо было положить еще шестью рядами ранее!

Кирпичи контрастных цветов

Вероятно, самым простым способом введения декоративного элемента является использование кирпичей, отличающихся по цвету от кирпичей, которыми выложена большая часть стены. Это могут быть несколько рядов кирпичей иного цвета, образующих полосу, или кирпичей иного цвета, служащих для создания элементов в схеме перевязки. В обоих случаях основная схема перевязки стены совершенно не меняется, так что ее конструкционная прочность не ухудшается.

В случае, когда декоративный элемент выступает наружу (см. рис. ниже), образуя выступ, на котором может скапливаться дождевая вода, целесообразно использовать такие кирпичи, как, к примеру, высокопрочный синий кирпич из стаффордской глины, который не подвержен растрескиванию и разрушению под действием мороза.

Если же для создания элемента применялся более мягкий, контрастный облицовочный кирпич, то почти всегда его следует класть заподлицо с остальной стеной. При таком огромном разнообразии цветов и текстуры существующих кирпичей возможности по составлению и объединению рисунков и полос практически безграничны. Единственным сдерживающим фактором, по-видимому, является лишь воображение дизайнера или каменщика!

Геометрический ромбовый рисунок — это древний геральдический символ, служащий для оживления ровных, плоских поверхностей с использованием различных фигур. Ими были, как правило, квадраты, прямоугольники или чаще всего ромбовидные фигуры, подобные тем, что показаны на рис. выше. Однако истинные ромбовидные фигуры обычно выполняются гораздо более крупными (см. рис. риже).

Орнамент в виде ромба может заключаться просто в выделении крупных, явных ромбических фигур в исходной схеме перевязки, но эти фигуры, как правило, довольно вытянуты в горизонтальном направлении. Истинные ромбовидные фигуры обычно выполняются высокими, а не широкими, и для получения требуемого рисунка необходимы некоторое количество разрезанных кирпичей и разрыв кладки. На примере, показанном на рисунке, расположенном ниже, ложковая перевязка на несущей стене должна была включать множество разрезанных кирпичей, чтобы можно было выполнить выступающие одиночные ромбовидные узоры.

Ряды кирпичной кладки с выступающими кирпичами

Ряд кирпичной кладки с выступающими кирпичами образуется с помощью поочередно выступающих из внешней стороны стены и утопленных внутрь ее кирпичей. Ромбовидные рисунки создаются с помощью тычков, выступающих или утопленных максимум на 28 мм, при этом 18–20 мм — это норма. Обыкновенно подобные ряды кирпичной кладки образуются с использованием выступающих кирпичей.

В одном из типовых применений ряд кирпичной кладки с выступающими кирпичами располагается между двумя поясками, образуя декоративную полосу; особенно эффектно это смотрится на уровне второго этажа дома (см. рис. ниже). В этом случае получившийся декоративный элемент часто носит название «поясок кладки», и он может как располагаться только в одном месте, так и проходить вокруг всего здания. При наличии выступающих поясков кладки взгляд будет направлен внизу на нижнее ребро первого пояска (что и следовало ожидать), а вверху — на верхнее ребро второго пояска (что противоречит обычному эмпирическому правилу).

Несмотря на то что верхнее ребро находится над головой, оно будет являться в данном случае самым выделяющимся, поскольку взгляд вдоль нижнего края «смягчается» из-за наличия ряда кирпичной кладки с отдельными выступающими кирпичами. Еще раз следует подчеркнуть, что выступающие элементы были выполнены из высокопрочных синих кирпичей из стаффордской глины благодаря их высокой стойкости к воздействию холода.

Если в кирпичной кладке есть выступающие тычки и другие выпуклые декоративные элементы, то сзади на стене появятся, соответственно, места с утопленными кирпичами. Это несущественно в случаях, когда обратная сторона стены не видна. Однако там, где она видна, заглубление нежелательно как с точки зрения эстетики, так и потому, что при этом образуется выступ, на котором задерживается дождевая вода. Одним из решений будет разрубить тычки пополам, чтобы одна половинка выступала бы спереди на лицевой стороне стены, а вторая половинка располагалась бы заподлицо с задней поверхностью стены. Отсюда и появилось название «кирпич-половняк».

Особенности объекта строительства

При выкладывании рядов кирпичей с любыми изолированными выступающими кирпичами необходимо сначала выполнить большую часть кладки, а затем уже, в последнюю очередь, чтобы не мешал шнур-причалка, выкладывать все выступающие кирпичи. Все выступающие детали должны выступать на одинаковое расстояние. Чтобы, как и в случае поясков, повысить точность кладки, для измерения выступающих частей рекомендуется использовать специальную деревянную накладку. Выступающий ряд кирпичной кладки с отдельными выступающими кирпичами можно выкладывать по шнуру-причалке после того, как оба крайних выступающих кирпича будут уложены должным образом.

Кладка из кирпичей, поставленных на торец

Ряд кладки из кирпичей, поставленных на торец - это ряд кирпичей, уложенных вертикально «на попа». Обычно такой ряд располагается непосредственно над дверным или оконным проемом. Длина кладки из кирпичей, поставленных на торец, над проемом, как правило, такая же, что и ширина проема между откосами проемов. Существует ряд важных моментов, которые следует учитывать при выкладывании кирпичей, поставленных на торец:

• Длина кирпичей, отобранных для кладки «на попа», не должна меняться, иначе, когда верхнее ребро выводится по шнуру-причалке, нижнее ребро будет неровным. Даже несмотря на то, что нижнее ребро является обычно именно тем ребром, на который будет направлен взгляд, кладку из кирпичей, укладываемых на торец, как правило, ведут все равно по шнуру-причалке сверху, из-за чего так важно, чтобы все кирпичи были равной длины.

• Ширина дверных и оконных проемов не всегда кратна длине кирпичей, поэтому очень важно вначале установить ряд кирпичей на торец без раствора, чтобы посмотреть, нужно ли — и на сколько — изменить толщину вертикальных швов. Целесообразно после того, как кирпичи были выложены «насухую», воспользоваться карандашом или мелом, чтобы сделать отметку верха опорной стальной перемычки и положения вертикальных швов.

• Благодаря шнуру-причалке лицевая поверхность поставленных на торец кирпичей во время выкладывания не «гуляет», что могло бы испортить наружную сторону стены. В случае коротких рядов кладки (например, над дверью) вертикально стоящие кирпичи обычно выкладываются сразу от одного конца до другого. Если же ряды более длинные, то кладку кирпичей начинают, как правило, от обоих концов и движутся к середине.

• Что касается отклонения наружной стороны, то лицевая поверхность стоящих кирпичей должна быть вертикальной, а их нижняя часть не должна выступать наружу или заходить внутрь. Вертикальность лицевой стороны стоящих кирпичей проверяют, используя второй шнур-причалку в нижней части ряда стоящих кирпичей.

• Все установленные на торец кирпичи должны располагаться строго вертикально и не иметь наклона ни в какую сторону. Во время выкладывания каждый из кирпичей следует проверять с помощью уровня-лодочки.

• Наконец, при кладке стоящих кирпичей над дверным или оконным проемом следует предусмотреть установку дренажных трубок.

При укладке последнего вертикально устанавливаемого кирпича могут возникнуть сложности, связанные с сохранением чистоты кирпичной кладки. Устанавливая последний кирпич, на его обе стороны и на оба уже стоящих на месте кирпича наносится тонкий слой раствора. Последний стоящий кирпич осторожно устанавливается на место; при этом надо следить, чтобы строительный раствор не слишком выдавливался и не пачкал лицевые поверхности кирпичей.

Применение кладки из поставленных на торец кирпичей не ограничивается лишь дверными и оконными проемами; их также можно нередко видеть под оконными проемами на уровне подоконника. Кладка из вертикально стоящих кирпичей может выполняться в свободно стоящей стене, может выкладываться по всей ширине фасада здания или вокруг всего здания на уровне второго этажа, образуя декоративную полосу или поясок.

Простые декоративные панели

Использование декоративной панели — это весьма общепринятый метод улучшения внешнего вида невзрачной кирпичной стены. Хотя панель может выступать или быть заглубленной относительно окружающей кирпичной кладки, обычно ее делают вровень с лицевой поверхностью окружающей стены.

Панели можно встраивать в отдельно стоящие стены или здания. На зданиях они обычно располагаются под оконными проемами из-за недостаточной прочности их конструкции и несущей способности. Независимо от местоположения, работа начинается с того, что в кирпичной кладке оставляется проем, в котором будет выкладываться панель после того, как будут уложены до верха проема/предполагаемой панели все кирпичи из окружающей кладки.

В примере с панелью с кирпичами, уложенными в шахматном порядке (см. рис. выше), оставленный проем с учетом 10-мм швов с раствором составляет три кирпича в ширину (685 мм) и девять рядов в высоту (675 мм). После того как панель будет выложена в проеме, можно продолжить кладку следующих кирпичей прямо поверх панели. Панели не обязательно должны быть квадратными, но чтобы придать некоторую симметрию рисунку, лучше, если ширина будет кратна количеству целых кирпичей, а высота кратна трем рядам. При выкладывании панелей очень важно, чтобы проем внутри был строго вертикальным, а кирпичи в кладке по обеим сторонам проема находились на одном уровне.

Существует масса различных рисунков кирпичной кладки, которые можно выполнить в виде панели, причем некоторые рисунки можно поворачивать на 45°, образуя ряд новых вариантов. Однако подобный подход требует сложной разметки и множества раскалываний под углом, поэтому лучше всего начинать с двух простых рисунков, для которых требуются раскалывание кирпичей под прямым углом: это кладка кирпичей в шахматном порядке и диагональная кладка «елочкой».

Панели с кирпичами, расположенными в шахматном порядке Кирпичи, укладываемые в шахматном порядке, образуют группы по три кирпича, попеременно уложенных вертикально и горизонтально. Создание начинается с формирования готового к кладке панели проема в основной стене. Далее кирпичи панели укладываются в последовательности, показанной на рисунке, расположенном ниже. Это не единственная последовательность, которую можно использовать, но именно она наиболее проста и удобна для каменщика. При укладке кирпичей в панель все ложковые ряды кладутся по шнуру-причалке, поскольку постельные швы должны совпадать с постельными швами основной стены.

Первыми кладутся кирпичи 1 и 2. Далее шнур-причалка переставляется для укладки кирпичей 3 и 4, затем она снова переставляется для укладки кирпичей 5 и 6, после которых кладутся три вертикально стоящих кирпича (7, 8 и 9). Эти кирпичи укладываются вертикально; вертикальность сторон каждого из них проверяется с помощью уровня-лодочки, а лицевая сторона выравнивается по окружающей кирпичной кладке с помощью правила или строительного уровня. Такая общая схема повторяется по мере возведения панели вверх, после чего кладка кирпичей основной стены продолжается сверху панели.

Панели с диагональной кладкой «елочкой»

Диагональная кладка «елочкой» состоит из ряда ложков и вертикально стоящих кирпичей, уложенных под углом 90° друг к другу, которые образуют диагональный рисунок под углом 45° к горизонтали (см. рис. ниже). Несмотря на то, что кладка «елочкой» образована только вертикально стоящими кирпичами и ложками, она гораздо сложнее по сравнению с шахматным порядком кирпичей и требует значительного количества раскалываний. Все раскалывания являются прямоугольными, и для завершения рисунка требуются только неполномерные кирпичи длиной 65 и 140 мм, правда, рубка должна выполняться очень аккуратно, и все кирпичи должны быть одной длины, иначе ошибки будут очень заметны в швах, заполненных раствором. Из-за относительно сложного рисунка от каменщика требуется быть очень внимательным, так как легко ошибиться, особенно если используются кирпичи двух цветов.

Кирпичи панели кладутся в порядке, показанном на рис. выше, начиная с правого нижнего угла. В этом случае использование шнура-причалки только для одного ложка в каждый момент времени становится нецелесообразным, поэтому ложки кладутся и выверяются по уровню-лодочке, а лицевая сторона выравнивается по окружающей кирпичной кладке с помощью правила или строительного уровня.

Эти кирпичи укладываются вертикально; вертикальность сторон каждого из них проверяется с помощью уровня-лодочки, а лицевая сторона выравнивается по окружающей кирпичной кладке с помощью правила или строительного уровня. Такая схема действия «вверх и вниз от одного края до другого» повторяется в процессе кладки панели, а затем продолжается возведение кирпичной кладки основной стены над ее верхом. Следует предпринять все меры и обеспечить должную толщину швов, чтобы они шли вровень с постельными швами кирпичной кладки основной стены. Слишком тонкий постельный шов под одним из уложенных на торец кирпичей способен очень быстро нарушить симметрию кладки «елочкой».

Простые переплетающиеся орнаменты на окнах

Декоративные панели можно также встраивать в лицевую поверхность обособленного или примыкающего пилястра; способ образования проема в пилястре, куда будет встраиваться панель, точно такой же, как и ранее. Для создания заметного эффекта панель должна быть как минимум в один кирпич шириной.

Поэтому панели могут устраиваться только в пилястрах шириной как минимум в два кирпича, как минимум в одном направлении. Панели на пилястрах обычно ограничиваются только одной стороной; панель должны составлять не более двух противоположных сторон. Если пытаться встроить панель на три или на все четыре стороны пилястра, то это существенно ухудшит перевязку и отрицательно скажется на прочности пилястра.

В квадратной конструкции размером 2 х 2 кирпича обособленного пилястра в английской перевязке с панелью с переплетающимся орнаментом на одной стороне (см. рис. ниже), в рядах 5, 7 и 9 используются половинки кирпича. Если необходимо, это может быть повторено на обратной стороне пилястра без существенного ухудшения перевязки и прочности возведенного пилястра.

Вследствие малого отношения ширины к высоте пилястра выложенные панели будут, как правило, узкими и высокими, поэтому они иногда называются «панелями с переплетающимся орнаментом».

Некоторые каменщики стремятся персонализировать свою работу путем использования надписей, образующих слова или инициалы (см. рис. ниже). Инициалы в данном примере включают в себя несколько довольно сложным образом расколотых под углом кирпичей, чтобы более точно воспроизвести истинную форму букв. Подобное раскалывание лучше всего выполнять с помощью машины.

Относительно простые раскалывания кирпичей под прямым углом могут использоваться для создания более стилизованных, «блочных» надписей, которые, в общем-то, проще реализовать в случае, если доступ к машинам затруднен. Этот тип надписей можно еще более выделить, используя выступающие кирпичи.

Эпоха средневековых войн миновала и стены кирпичных зданий больше не нуждаются в оборонительных функциях. На смену толщине пришла технологичность и относительная простота: кирпичные дома в общей массе напоминают прямоугольные коробки. Но каменщики при этом не перестали творить и порой выдают настоящие шедевры из обычного керамического кирпича. Смотрите большую фотоподборку креативной кладки, ставьте лайк, подписывайтесь на канал!

Кирпичные фасады неправильной формы

Правильной формой мы привыкли считать всё прямое и плоское — это привычно нашему глазу и в большинстве своём не вызывает бурных эмоций. Любая нетипичная форма фасада вызывает удивление и восторг, а первый вопрос, который возникает в голове звучит так — «Как всё это устроено и на чём это держится?»

Поддержите канал — сделайте репост публикации — поделитесь хорошим настроением с друзьями и родственниками!

Особенно радуют глаз странного вида кирпичные фасады, — эти футуристические узоры не вписываются в обыденный пейзаж. Они создают ощущение, что здесь произошёл разлом времени и среди привычных зданий появился дом из другого времени или параллельной реальности. Нужно отдать должное архитекторам и каменщикам — для воплощения в жизнь таких проектов необходимо высокое мастерство!

Кирпичные заборы — это не всегда прямая стенка

Креатив каменщиков проецируется не только на фасады, но и на прочие конструкции, находящиеся на всеобщем обозрении. Забор — это некий аналог визитной карточки дома. Многие просто ограждаются двухметровой стеной, а кому-то не очень нужный защитные (по старинке — оборонительные) функции и их заборы выглядят как странное переплетение каменных нитей, создающее причудливый узор.

Вопрос к мастерам, профессионалам своего дела: как кирпичная кладка закручивается в спираль? Если спираль применяется на горизонтальной колонне, это объяснимо. Но когда винтом закрученная вертикальная кладка, вопрос остаётся открытым. Пишите в комментариях, как это делается!

Парящая арка

Данная конструкция также вызывает много вопросов. Этот интересный элемент перекрытия, напоминающий знак качества времён СССР, выглядит хрупко, однако держится крепко. Как это выполнено, при помощи металлического каркаса? Комментарии открыты для вашего мнения.

Как вы считаете, фигурная кладка влияет на прочностные характеристики стен? Пишите в комментариях!

Друзья, нас уже 39 тысяч! Поставьте лайк, подпишитесь на наш канал, поделитесь публикацией — мы работаем , чтобы вы получали только полезную и актуальную информацию!

Кирпич — один из самых долговечных материалов, и он далеко не так скучен, как привыкли считать те, кто вырос в окружении стандартных пятиэтажек из силикатного камня. Выразительные возможности его кроются не только в современных возможностях цвета, но и в самой кладке, так что уже на этапе планирования дома стоит продумать, каким вы видите свое загородное «родовое гнездо»: фактура в сочетании с рисунком, особенностями перевязок и рельефными элементами способны превратить ваш дом в подобие княжеского замка, футуристический объект, поражающий своими линиями, или в уютное поместье, рождающее воспоминания о средиземноморских виллах.

Наш новый обзор посвящен рассказу о возможностях декоративной и художественной кладки из лицевого кирпича.

Государственная средняя школа Фицрой в Мельбурне,
построенная по проекту архитекторов из бюро Мак Брайд Чарлз Райн Кирпич Alt Lubeck fussrauh NF Terca | Кирпич Agaat WFD Terca

Прежде всего ответим на вопрос, для чего нужна декоративная кладка.

Исключительно для красоты! Возможности лицевой кладки оставляют простор для самовыражения. Среди уютных и милых, но совершенно стандартных современных проектов загородного дома ваш будет выделяться яркостью декора или смелостью линий, а готовый дом точно получит собственное имя на манер исторических построек: «дом с лилиями», «дом с ангелом», «готический», «с лесенкой» — в общем, дом с изюминкой!

Основных способов кладки лицевого кирпича выделяют три: прямую, декоративную и художественную (рельефную).

  1. При прямой кладке рисунок фасада создается с помощью различных способов перевязки кирпича с равномерным распределением швов.
  2. Декоративная кладка кирпича создает рисунок фасада не только схемой швов, но и применением разноцветных кирпичей (рисунок при этом определяется заранее).
  3. Художественная кладка предполагает создание рисунка фасада с помощью схемы швов, цвета и способа укладки кирпича: фасад представляет собой не ровную плоскость, а сложный рельеф с архитектурными элементами — выступами, выемками, наклонами, пилястрами и прочими объемными узорами. Такую кладку еще называют узорно-рельефной.

Разговор о декоративной кладке требует знания некоторых строительных терминов вовсе не потому, что класть стену придется самостоятельно. Умение говорить на одном языке со специалистом позволяет быстрее и точнее договориться о желаемом, ведь не все, что предлагает нам наша фантазия, имеет нужные эксплуатационные характеристики.

Перевязка — система укладки кирпича, при которой стыки нижнего ряда размещают, так, чтобы их перекрывали кирпичи верхнего ряда. Самая простая кладка — когда полная перевязка продольных и поперечных вертикальных швов выполняется через три-пять рядов.

Кирпичи, уложенные в стене поперек (наружу коротким срезом), называются тычковым швом, уложенные вдоль (длинным срезом) — ложковым швом. Широкие стороны кирпича называют постелью, наружную поверхность стены — верстой, внутренние ряды — забуткой.

Название элементов кирпичной кладки

  1. Вертикальный шов,
  2. горизонтальный шов,
  3. внутренняя верста,
  4. забутка,
  5. лицевая верста,
  6. тычковый ряд,
  7. ложковый ряд.

Названия кладки изначально произошли от названий поверхностей кирпича: длинная грань называется ложком, короткая (торцевая) — тычком. Тычковая кладка по фасаду состоит из одних тычков; ложковая после четырех ложковых рядов имеет один тычковый. При старорусской (чаще называемой готической) кладке в каждом горизонтальном ряду ложки и тычки чередуются, причем каждый тычок расположен строго по центру ниже уложенного ложка. В крестовой кладке чередуются ложковые и тычковые ряды, при этом ложок по вертикали расположен симметрично между двумя тычками.

Сегодня вариантов лицевой кладки значительно больше, а использование кирпичей двух цветов расширяет возможности кладки почти до бесконечности.


Цепная кладка
Крестовая кладка
Попеременно рядами тычковыми и из 1 тычка и 1 ложка
Ложковая со смещением на 1/2 кирпича
Ложковая со смещением на 1/4 кирпича
Ложковая со смещением на 1/4 кирпича вправо
Кладка из 1 тычка и 1 ложка с симметричным смещением
Кладка из 2 ложков 1 тычка с симметричным смещением
Кладка из 1 тычка и 1 ложка со смещением 1/4 вправо и влево

Простое решение — прямая кладка

Самый привычный и простой способ создания декоративного фасада — прямая кладка: за счет толщины и цвета шва, поверхности (гладкой, цветной, офактуренной) самого кирпича можно создать неповторимый внешний облик фасада.

Самые популярные виды прямой кладки одноцветным кирпичом:


Однорядная (цепная) перевязка
1/3 однорядная перевязка
Многорядная
Американская (шотландская, английская) изгородь
Английская перевязка (крестовая)
Верстовая, старорусская, готическая, польская, тычек-ложок, фламандская, голландская
Простая (шестой ряд тычковый)
Простая (шестой ряд фламандский тычковый)
Фламандская спиральная
Фламандская крестовая
Фламандская диагональная
Фламандская двойная тычковая
«Крысоловка»
Фламандская изгородь
Английская крестовая, перевязка в виде креста св. Андрея
Елочка
Диагональная однорядная перевязка
Плетенка, паркетная перевязка

Тенденция: прямая баварская кладка

Одна из самых популярных систем кладок сегодня носит название баварской, так как родилась в немецких землях. Даже в одной партии кирпичи имеют разные оттенки цвета, что и стали использовать мастера для придания фасаду особой выразительности. Классическая баварская кладка ведется из четырех оттенков облицовочного кирпича одной или разной фактуры. Обычно это кирпич черно-коричневого, коричневого, темно-красного и красного цветов, но при желании этот ряд можно расширить.

Баварская кладка

Методика проста: горизонтальный ряд выкладывается из кирпичей всех оттенков цвета в хаотическом порядке; во втором ряду чередование цвета происходит в том же порядке. Не допускается два одноцветных кирпича впритык, а чтобы придать фасаду целостность, вертикальные швы через каждый ряд должны совпадать. Возможно и выкладывание кирпича по определенному рисунку.

Результат — оригинальный, не скучный, но и не пестрый фасад.

Возможности: декоративная кладка цветным и фактурным кирпичом

Декоративная кладка фактурным кирпичом

Декоративной чаще всего называют кирпичную кладку с четким геометрически рисунком швов (перевязок) на фасаде или сочетание определенного рисунка швов с цветными, фактурными или рельефными элементами. Это действительно простой и чрезвычайно эффектный способ создать красивую поверхность из обыкновенных кирпичей. Декоративными узорами обычно покрывают торцы зданий, простенки, подкарнизные пространства и другие заметные участки стен.

Усилить эффект декоративности можно с помощью глазурованных кирпичей, которые вкрапливают в определенном или как бы случайном порядке в регулярную кладку из фактурных или гладких кирпичей.

Фактура кирпича имеет огромное значение для кладки. Рифленая поверхность подчеркнет выразительность кирпичной кладки и создаст атмосферу старинного дома, пережившего многие века. «Грубая» фактура с поверхностью под колотый камень обычно применяется для отделки массивных частей здания — цоколей, подпорных стен, пилонов. Шероховатую фактуру используют для отделки стен более высоких этажей, простенков, карнизов.

Существует довольно много вариантов декоративной кладки, различающихся схемами сочетания швов и рисунками на фасадной поверхности кладки. А использование разного по цвету кирпича позволяет получить на фасаде различные орнаменты — декоративные узоры, образованные кладкой камней различного оттенка.

Покаж ем наиболее распространенные варианты плоских орнаментов, полученных при однорядной (цепной) кладке с применением кирпича разных видов:


Фламандская цветная
Цепная цветная
Хаотичная
Голландская
Дорожка
Тычковая
Ложковая со смещением 1/2
Ложковая со смещением 1/4
Ложковая с косым смещением 1/4
Готическая
Силезская
Крестовая
Брандербургская
Английская двухрядная
Голландская двухрядная

Пара слов о швах

Качество лицевой кладки во многом зависит от обработки швов: они выделяются на поверхности стен, оттеняя своеобразие перевязки кирпичей. Без четкого выявления швов плоскость стены становится невнятной, кладка пестрит в глазах, поэтому в зависимости от целей, типа кирпича и художественных задач применяют швы разных типов (рис.3). Целесообразность того или иного варианта стоит обсудить на стадии проекта.


В подрезку
Выпуклый
Вогнутый
Пустошовка
Односрезный
Двухсрезный вогнутый
Двухсрезный выпуклый

Функциональные возможности кирпича практически неисчерпаемы и не ограничиваются надежными внешними стенами. В сегодняшнем обзоре — примеры использования его в декоративных перегородках и фасадах в современной практике. Чаще всего это решения простые и органичные, а значит, достаточно легко переносимые на другие объекты. Для тех, кто ищет оригинальное решение оформления собственного загородного дома — прекрасный источник идей.

Little Brick Studio

Little Brick Studio

Небольшая кирпичная студия (Little Brick Studio), созданная дизайнерами MAKE Architecture (Мельбурн, Австралия), воплощает концепцию минимализма, будучи одновременно весьма органичной в центре мегаполиса. Стена, выполненная рельефной кладкой, одновременно выполняет функцию ограничителя внутренней территории.

Кирпичный дом. Чикаго

Кирпичный дом. Чикаго. Studio Gang Architects

Кирпичный дом (Brick weave house) в США от Studio Gang Architects имеет ажурную стену, ограждающую сад, выполненную также из кирпича. Три прозрачные стены (без крыши и пола) защищают внутреннее пространство двора от ветра и мороза.

Harold Street Residence

Harold Street Residence. Австралия. Jackson Clements Burrows Architects.

Проект жилого дома Harold Street Residence (штат Виктория, Австралия) принадлежит Jackson Clements Burrows Architects. Использование красного кирпича позволило вписать современное здание в викторианский контекст окружающих одноэтажных домиков города. Декоративная стена образует воздухо- и светопроницаемое ограждение над входом в дом.

Стена здания SAHRDC

Здание SAHRDC. Нью-Дели, Индия. Anagram architects.

Про необычную ажурную стену из кирпича, возведенную строительной студией Anagram architects для спасения от яркого солнечного света в Нью-Дели (Индия), мы уже рассказывали, но она заслуживает еще одного упоминания, так как не требует больших затрат, но выглядит весьма оригинально. К тому же создатели не делают секрета из способа кладки.

Brick Pattern House

Brick Pattern House. Иран. Alireza Mashhadmirza.

Brick Pattern House (арх. Alireza Mashhadmirza) расположен в одном из бедных районов Тегерана (Иран), и дизайнерам пришлось разрабатывать легкий и простой способ укладки фасада из кирпича. Они назвали этот прием «методом 23», так как по 23 кирпича уложено во всех измерениях. Полупрозрачная стена, напоминающая по структуре традиционный плетеный ковер, избавляет от необходимости вешать занавески на окна, в достаточной мере защищая от палящего солнца.

CVA House

CVA House. Мехико. Materia Arquitectonica.

CVA House в Мехико от Materia Arquitectonica предлагает еще один вариант оригинального оформления окон на кирпичном фасаде. Кирпичные элементы являются главным архитектурным приемом, создавая сложной игрой света и тени, необычной формой узнаваемость, а бетон и стекло обеспечивают надежность и функциональность строения.

Ресторан La Nonna

Ресторан La Nonna. район La Condesa, Мехико. CheremSerrano и DMG Architects.

Дизайн ресторана La Nonna (район La Condesa, Мехико) разработан студиями CheremSerrano и DMG Architects. Своеобразный облик интерьерам придают внешние и внутренние стенные и потолочные панели из красного декоративного кирпича, чья узорчатая структура позволила создать ажурные поверхности, нарядные и легкие.

Ресторан La Nonna

Ресторан Uchi Lounge. Сидней. Facet Studio.

Ажурные внутренние стены японского ресторана Uchi Lounge в Сиднее выполнены из столетнего кирпича, рождающего ощущение постоянства. Дизайн ресторана разработан австралийскими и японскими архитекторами Facet Studio, и одна из задач, стоявших перед ними, заключалась в том, чтобы создать «коридор» ожидания вкусной еды. Чем не идея для летней кухни?

Объемная кладка – один из способов переосмыслить традиционный кирпич и сделать здание современным и контекстуальным одновременно. Разбираемся, что такое 3D-кладка и как ее возможно реализовать.

Алёна Кузнецова

mainImg


Другие тексты:
Компания Славдом всегда на связи, 21.03.2022

Современный кирпич и системы креплений позволяют архитекторам создавать запоминающиеся фасады и решать многие задачи: вписывать здание в исторический контекст, бороться с монотонностью, добиваться теплоты и тактильности при отчетливо современном образе. Самая обычная кладка из пестрого кирпича ручной формовки способна превратить простую стену в художественное высказывание, а в умелых руках он превращается в мощный инструмент: лепит форму не хуже бетона, оттеняет другие материалы, ловит свет и играет тенями.

Производители делают многое, чтобы замыслы архитекторов воплощались как можно более тонко: выпускают кирпичи ромбовидной формы, используют местные глины, возрождают старинные технологии, разрабатывают все новые цвета и фактуры. При этом материальность кирпича – его цвет, шероховатости, толщина и форма – это только половина его потенциала. Вторая, не менее мощная – это способы его кладки, которых в последнее время, опять же благодаря новым технологиям, появляется все больше. О них мы и поговорим в этом материале.

У кирпича, как известно, две «рабочие» стороны: ложок – длинная, и тычок – короткая. Попеременное их использование позволяет получать множество типов поверхностей, создавать орнаменты и акценты. Иногда, чтобы традиционная кладка зазвучала по-новому, достаточно выдвинуть некоторое количество кирпичей за пределы плоскости стены, чтобы получилась объемная поверхность. Такой способ получил обобщенное название 3D-кладка и включает в себя множество вариаций. Рассмотрим некоторые из них, переходя от простых к сложным.

zooming
3D-узоры

Небольшие фрагменты 3D-кладки могут использоваться в качестве декоративного элемента, который подчеркивает тектонику здания и делает стену более интересной для разглядывания. Так в комплексе «Парк Апрель» за счет разного цвета облицовочного кирпича таунхаусы получают индивидуальность, а лаконичную форму и относительно плоскую стену дополняют «аппликации» из 3D-кладки – по сути это крестовая кладка, в которой тычок выдвинут наружу.

zooming

Выдвинутые ложки создают уже совсем иную, «плетеную» поверхность. К такому приему обратились архитекторы общежития в Лондоне, облицованного кирпичом ENGELS Mystique. Здесь большие поверхности стены «разбавляет» также клаустра – ажурный способ перевязки, при котором часть кирпичей в ряду вынимается, образуя перфорированную поверхность.

Читайте также: