Фигурное катание на паркете

Обновлено: 03.05.2024

В Новосибирске впервые прошло первенство Новосибирской области по фигурному катанию на роликовых коньках. Почему выполнять элементы на паркете гораздо сложнее, выясняла Кристина Лата.

Отточенные движения и идеальное скольжение. Такое выступление нам привычнее видеть на льду, а не на деревянном паркете. Фигурное катание на роликах для нашей страны – относительно молодой вид спорта. В Новосибирске, например, первенство области проходит впервые.

Шесть фигуристов отобрали на «Арене-300» в финал первенства России 2018

Участвуют спортсмены от 4 до 19 лет. Маленькие дети – на обычных, уличных роликах, спортсмены постарше уже катаются на профессиональных. Илья сменил лезвия на колеса всего несколько месяцев назад – получилось не сразу, несмотря на многолетний опыт катания на льду.

– Здесь есть стопор, еще резиновые колеса, а в обычных уличных роликах колеса пластмассовые. На фигурных коньках вращаться и поворачиваться можно на средней части, а здесь только на зубце, потому что колеса резиновые и покрытия почти везде тоже резиновые, поворачиваться не получается, – говорит победитель первенства Новосибирской области по фигурному катанию на роликовых коньках Илья Цыганок.

Действительно, хоть элементы в катании на роликах и аналогичны ледовым, выполнять их гораздо сложнее.

– На роликах исполнять элементы фигурного катания тяжелее, потому что, в отличие от льда, есть сопротивление ролика. Отсюда уменьшается скорость, на один и тот же элемент на роликах требуется больше усилий, – отметил президент Новосибирской федерации роллер-спорта Владимир Самуйлов.

Система оценок такая же, как в катании на льду – за технику и за компоненты. Но есть ряд поблажек, обусловленных спецификой – прыжков и количество вращений тут меньше. Ведь оттолкнуться и удержать равновесие на роликах при приземлении не так просто.

– Коньки упираются в лед, а ролики скользят. И вращение сложнее делать, на льду делаешь на полной стопе, а на роликах – только на носочке, – говорит победительница первенства Новосибирской области по фигурному катанию на роликовых коньках Александра Русакова.

Роллер-спорт – это не только фигурное катание. Он объединяет в себе больше 20 различных дисциплин. Тут и хоккей, и скоростное катание, и фристайл-слалом. Новосибирская федерация, которая появилась всего 2 года назад, намерена развивать и эти направления.

ISU

ISU

Танцы на льду - безусловно, самая субъективная дисциплина в фигурном катании. Здесь вместо прыжков, подкруток, тодесов и подобных элементов, по которым довольно прозрачно ставятся уровни и GOE, есть разные по названиям и одинаковые для зрителя дорожки шагов, а надбавки выставляются по принципу нравится-не нравится.


Наверное, это звучит странно, но танцы на льду - самая молодая дисциплина в фигурном катании (если не считать синхронное). Ведь в настоящее время наименее популярным и "продвинутым" видом являются спортивные пары, что заметно и по количеству участников на ГС, и по количеству этапов ЮГП для дисциплин. Но танцы на льду были включены в программу ЧМ и ЧЕ лишь в 1952 и 1954 годах, тогда как мужское, женское и парное катание соответственно в 1891, 1906 и 1908 на мировое и в 1891, 1930 и 1930 на европейское первенство.

История танцев на льду началась в 1864 году с прибытием американского фигуриста Джексона Хейнса в Европу. Тогда ещё не было крупных международных турниров, а в Штатах пресекалось любые нововведения, выходящие за рамки технической части. Хейнса же интересовала эстетическая часть программы - он новаторствовал в хореографии и музыкальности, в чем и нашел поддержку европейцев. Именно после того, как Хейнс показал другую сторону медали под названием "фигурное катание", спортсмены понемногу стали пробовать разбавлять технические элементы оригинальными хорео-находками, и программы "разбег-прыжок" стали медленно, но верно превращаться в искусство, т.е. в настоящие танцы, но на льду. Сегодня Джексон Хейнс "отец фигурного катания" и "король американского фигурного катания" (да-да, это не Нейтан Чен).


Уже в 1897 году, вскоре после проведения первого ЧМ у мужчин, ИСУ официально утверждает первые правила и дисциплины , в которых пока нет танцев, но уже есть пары, причем как смешанные, так и однополые. Но в этой дисциплине все было (и осталось) сосредоточено на акробатических элементах, и никаких паттернов и твизлов не было и в помине.

1930-е, третий десяток лет бурно прогрессируют три фигурных дисциплины, никто в фигурном катании не задумывается о введении новой дисциплины. Тем временем далеко отнюдь не стоят на месте бальные танцы, и британские артисты пробуют перенести свои танцы (именно танцы, не трюки) на лёд. Эксперимент становится сенсацией, у первооткрывателей из туманного Альбиона появляются сподвижники, дисциплина набирает популярность, постепенно включается в программу на национальных чемпионат, затем на малых международных турнирах, а в 1952 году уже включается в программу чемпионата мира. По прошествии пары десятков лет успешного существования на крупной международной арене и востребованности спортсменами дисциплина дебютирует на ОИ-1976.


В 1990-е годы ИСУ пытается вернуть фигуристов, увлекшихся новаторством, в каноны бальных танцев, но на изменения поступает множество жалоб и недовольств как со стороны национальных федераций, так и со стороны самих спортсменов и тренеров, и, в качестве компромисса, союз устанавливает набор обязательных элементов. До вышеупомянутых изменений места распределялись по сумме позиций после каждой из программ.

До 2010 года у "танцоров на льду" было три танца: обязательный - квалификационный отбор, оригинальный - второй этап, произвольный - заключительная часть.

1. В обязательном танце фигуристы выступали мало того под одну и ту же музыку (выбиралась на сезон, разная у взрослых и юниоров), так еще и под пошаговую инструкцию танца , объявленную ИСУ. Фантазия лишь в начале и конце постановок. Для сравнения обязательные танцы Оксаны Домниной/Максима Шабалина, Изабель Делобель/Оливье Шонфельдер и Албены Денковой/Максима Ставицкого сезона 2003-2004 "Midnight Blues".

2. Оригинальный танец, почти как современный ритмический, содержал обязательные элементы и тему танца (вальс, танго, латина и т.д.) на сезон. Строго "бальная" тема отдавала честь прародителям дисциплины.

3. В произвольном танце спортсмены ограничивались только во времени и наборе обязательных элементов (так же как в ПП других видов).

После очередного олимпийского цикла в 2010 году ИСУ наконец-таки принимает решение исключить обязательный танец из соревнований крупного масштаба, а оригинальный назвать ритмическим, разница между которыми лишь в том, что в первом регламентируется тема танца, а во втором - категория, из которой берется музыка.

Вот таким образом мы имеем современные танцы на льду - самую эстетичную и зрелищную, спорную и непонятную для 99% зрителей дисциплину фигурного катания.

В НБА – время вручения индивидуальных наград. В этом году ругают все: правила, критерии, призеров, жюри, даже дизайн трофеев


И это еще до определения MVP!

Майкл Джордан опять уволил тренера – в этот раз того, кто справлялся. Похоже, это привычка

Номера «0» и «00» – культовые в НБА, и теперь их могут брать даже одноклубники. Но раньше под нулями играли только фрики и пижоны


По заветам «Вождя» и инструкциям «Агента Ноль».

Никола Йокич – лучший игрок в истории «Денвера»? Попробуем сравнить с легендами


Краткая история «Наггетс».

У Грегга Поповича 1336 побед в НБА – больше, чем у любого другого тренера в истории. Но самую первую победу ему не засчитали


Ныряем в 1989-й.

«Лейкерс», «Нетс» и «Сиксерс» по кругу меняют одних и тех же центровых: Ховарда, Джордана, Драммонда. Это не помогает


Сдувшиеся великаны.

Джа Морэнт дважды за три дня побил рекорд результативности «Мемфиса». Его 52 очка – рядом с сотней Уилта, 81 от Кобе, суперматчами Джордана и Леброна

В честь юбилея НБА клубы играют в особенных формах. В их дизайне – вся 75-летняя история лиги


В НБА определили 15 лучших тренеров в истории. Пятикратный чемпион – мимо, еще 10 членов Зала славы – мимо, зато есть Док Риверс

Хардена все-таки обменяли, «Лейкерс» все проспали, Порзингис – в «Вашингтоне»! Меганасыщенный дедлайн в НБА


Самый нервный день в НБА.


В середине прошлого сезона несколько тренеров – Николай Морозов, Алексей Горшков, Александр Свинин и Ирина Жук объединились в творческий и профессиональный союз, чтобы совместными усилиями готовить своих спортсменов к соревнованиям.

Какие результаты это принесло, будет ли продолжено сотрудничество, о перестановках в группе, новых дуэтах и новых специалистах рассказал тренер Алексей ГОРШКОВ.

-- Алексей Юрьевич, вы намерены продолжать начатую совместную работу?

-- Безусловно. По итогам этого сезона, очевидно, что наше сотрудничество приносит плоды. Современное фигурное катание таково, что тренеру невозможно работать в одиночку. Танцы на льду, как и фигурное катание в целом, усложнилось, и для полноценной подготовки спортсменов необходимо привлекать целый ряд узкопрофильных специалистов: тренеров по общефизической подготовке, акробатов, танцоров на паркете, других. Так, как было, когда я сам катался, когда за все отвечал один тренер, сегодня не работает. Понятно, что тренер многие вещи знает, но те же акробаты или тренеры по ОФП сделают это лучше и качественнее.

KOM 0005

К тому же, когда долго работаешь с учениками, то невольно уходишь в узкие рамки понимания происходящего. Проще говоря, «глаз замыливается». И тренеру, который нередко пребывает в творческих сомнениях, терзаниях, в определенный момент необходимо с кем-то посоветоваться. А с кем? Для этого и нужны единомышленники, которым можно доверять, профессионалы со свежим взглядом, своим мнением, точкой зрения. В таком «коктейле» всегда рождаются новые и оригинальные идеи. Но самое важное, такая совместная работа исключает рутину, что хорошо и для спортсменов, и для тренеров.

KOM 9909

В этом сезоне время от времени мы специально «разбегались» на пару недель, чтобы потом оценить катание ребят свежим взглядом. Именно после одного из таких моментов тренеры убедили меня поменять произвольную программу Ире Хаврониной и Дарио Чиризано, взять абсолютно другую музыку, и на первенстве России ребята катали уже новый произвольный танец. Решение о смене было принято коллегиально, а коллективный разум, на мой взгляд, всегда лучше мнения одного. Когда из года в год, изо дня в день делаешь одно и то же, то это можно сравнить со стоячим болотом. А новые специалисты – это новые идеи, новые решения, появляется «движуха», возникают новые течения, которые дают толчок во всех направлениях и создают комфортный морально-психологический климат, что особенно важно в нынешней ситуации неопределенности. Ведь любые трудности и проблемы легче преодолевать вместе, сообща, когда есть поддержка позитивно настроенных людей.

KOM 9568

Анализируя этот сезон, мы поняли, что те моменты, которым уделяли внимание в нашей совместной подготовке, работают. Меняющая «картинка» вносит новизну, т ренеры взаимозаменяемы. К примеру, когда Ира Жук и Александр Свинин уезжали на Кубок Первого канала, то Соня Леонтьева с Даниилом Горелкиным тренировались у нас, в Одинцово. Аннабель с Девидом (Морозов – Нарижный – прим.) также готовятся то на нашем катке, то в Москве. Это интересно.

-- Тренировки на два катка не вызывают сложности у спортсменов, один тренер говорит свое, другой советует другое?

-- Как раз это и позволяет избежать рутины. В конечном счете все приводится к одному общему знаменателю. А тренировочный процесс для ребят становится более разнообразным.

KOM 8829

Мы часто проводим общие занятия, когда вместе с парами выходим на лед, все четыре тренера, и каждый по ходу подмечает и подсказывает что-то свое. И такая коллективная работа порождает, на мой взгляд, особую энергетику, которая нужна всем.

Сейчас у нас сложилась большая команда, где Саша Степанова с Ваней Букиным, безусловно, лидеры – самая опытная пара, за которой будут тянуться остальные. Но и им, лидерам, необходима поддержка. И когда они знают, что за них болеет, их поддерживает команда, чувствуют, что столько людей искренне переживает за них, и эти люди несут в себе позитив, это нужно и важно каждому спортсмену. Особенно, повторю, в сегодняшней ситуации.

KOM 0540

Команда у нас подобралась отличная. Я бы сказал: зерна отделились от плевел, остались самые мотивированные, кого не нужно заставлять работать. Цели на предстоящий сезон, думаю, по ходу действа будут обозначены и определены. Мы разговаривали со всеми ребятами, нашли взаимопонимание и пришли к тому, что несмотря ни на что, надо воспользоваться ситуацией и улучшаться каждодневно. Другого пути у нас нет.

-- Кто из специалистов будет еще работать в вашей большой команде?

-- Из молодых тренеров – Катя Рязанова, Григорий Якушев, но они и ранее работали с парами. К сожалению, наши акробаты, скорее всего, не смогут приехать из США, но у Иры с Сашей есть свои специалисты, у нас тоже.

KOM 9670

Нам будет активно помогать балерина «Большого театра» Людмила Буцкова, которая в свое время работала с Галей Хайт – Сергеем Сосновским, другими фигуристами. Потрясающая женщина, мудрая. Профессионал, с энергией через край…

Сложно сейчас назвать всех, но специалистов будет много.

-- Какие изменения произошли в составах ваших пар? Известно, что Аннабель Морозов стала кататься с Девидом Нарижным.

-- Ребята попробовались в паре уже после того, как распался дуэт Елизавета Шанаева – Девид Нарижный, и фигурист был в поиске новой партнерши. У Аннабель с Андреем Багиным в течение нескольких сезонов не случилось того прогресса, который хотелось бы. Да и по каким-то чертам характера ребята не совпали, а в танцевальных дуэтах особенно важно, чтобы партнеры дополняли друг друга, были как инь и янь, плюс и минус. С Девидом у Аннабель все сложилось после первых же пробных тренировок. Сейчас они активно работают.

KOM 9580

Распалась пара Арина Ушакова – Максим Некрасов. Арина, скорее всего, закончила. Максим встал в пару с Лизой Пасечник, которая каталась с Димой Блиновым. В финале Кубка России они были вторыми. Как я уже говорил, на тренировках мы практикуем коллективные занятия, и ребята иногда меняются партнерами, чтобы лучше почувствовать какие-то моменты, нюансы. И вот Макс с Лизой как-то сразу подошли друг другу. Так что никого не удивило, когда после активной фазы сезона они пришли и сообщили, что хотят кататься вместе. Мы их поддержали.

KOM 8891

Что касается Иры Хаврониной – Дарио Чиризано, мы их вывели на такой пик, и держали в форме до того момента, пока ИСУ не объявил, что не допустит российских фигуристов до участия в юниорском чемпионате мира. После первенства России ребята катались просто здорово. С проблемами по сезону мы справились, выстояли, выстроились. Тяжелейший был период до 7 марта, когда объявили, что юниорского мира для нас не будет. Но мы додержали все до самого конца. Сейчас готовимся к следующему сезону, работаем.

-- Уже есть понимание, где планируете проводить летний сбор?

-- В мае в Новогорске начнем ставить новые программы. Пока ни у кого нет четкого понимания, что будет в связи с нынешними событиями. Но нам нужно было найти новую мотивацию, новую форму работы, и ребята отнеслись с пониманием. Нам нужно было как-то сдвинуться. Всем. И единственный правильный выход -- продолжать работать.

KOM 9622

Основная задача нашего тренерского коллектива продолжать. Изоляция российского спорта, если это затянется, не сыграет положительной роли - значит, надо находить способы, формы, чтобы расширять рамки внутренних стартов, чтобы держать руку на пульсе, не отставать.

В нашей большой команде все сложилось классно и очень круто. Только работай. Все пары разноплановые, и такое разнообразие может со временем принести результат. Хочется найти что-то нестандартное, интересное, новое, свое, а не бежать за кем-то, потому что копия всегда хуже оригинала.

KOM 8809

Танцы на льду как вид фигурного катания в какой-то степени стоят особняком, я бы даже сказал, «зашорены». И тут многое зависит от специалистов, их опыта, знаний. В этом смысле, как мне кажется, Николай Морозов, который много и успешно работал и работает и с одиночниками, и с парами способен привнести оригинальное и новое в танцы на льду. А мы его поддержим. Надеюсь, наше объединение обернется для всех ощутимыми плюсами. Во всяком случае мы все этого очень хотим.

Вы больше не будете путать прыжки в фигурном катании. Полный гид по самым красивым элементам Трусовой, Коляды и других

Научиться разбираться в прыжках — значит, начать смотреть фигурное катание по-настоящему. Прыжки не только составляют больше половины технической оценки и напрямую влияют на определение победителя. Прыжки служат предметом гордости спортсменов и становятся их личным брендом, когда они особенно сложные и редкие. Например, как четверной аксель у Юдзуру Ханю — у японского фигуриста пока не было ни одного чистого исполнения, но весь мир видел страшные падения с неудачных попыток и знает, что Ханю от четверного акселя не отступится.

Нейтан Чен и его шесть четверных прыжков когда-то взорвали информационное пространство на Олимпиаде в Пхенчхане. На пять четверных прыжков собиралась идти Александра Трусова на прошлом чемпионате мира, прежде чем его отменили из-за пандемии.

«Матч ТВ» подготовил для вас самый исчерпывающий гид по прыжкам в фигурном катании.

Мы разберём базовые термины, без которых невозможно научиться «читать» прыжок. Рассмотрим на примерах и ассоциациях, как отличить лутц от флипа, и объясним, почему аксель невозможно перепутать ни с каким другим прыжком.


Термины, чтобы понимать прыжки фигуристов

Заход — то, как фигурист движется, и что делает перед тем, как выполнить прыжок. Это может быть продолжительная проездка по дуге, беговой шаг, скобка или выкрюк, а может быть спираль — кораблик или бауэр.

Выезд — положение фигуриста после выполненного прыжка. По классике это просто положение «ласточки» с вытянутой свободной ногой, но теперь для повышения оценок выезды усложняют. Например, делают дополнительные несколько шагов на той же ноге, на которую приземлялись после прыжка, или встают в кораблик или другую спираль.

Группировка — положение тела фигуриста в воздухе, пока он крутится в прыжке. Обычно это положение тела, вытянутого в струнку — руки прижаты к корпусу, ноги скрещены.


Крутка — скорость выполнения оборотов прыжка в воздухе. Считается, что быстрая крутка помогает в многооборотных прыжках.

Тано — прыжок, который выполнен с одной рукой, поднятой наверх. Разновидность открытой группировки (когда не обе руки прижаты к телу)

Риппон — прыжок, который выполнен с двумя руками, поднятыми вверх. Разновидность открытой группировки.

Квад — от английского quad — четыре, любой прыжок в четыре оборота. Бывают квад-тулуп, квад-сальхов, квад-риттбергер и так далее.

Триксель — сокращение от двух слов «тройной аксель». Фактически это аксель в три с половиной оборота.

Дупель — так сами фигуристы и тренеры, а потом уже и болельщики, называют двойной аксель. Фактически — аксель в два с половиной оборота.

Недокрут — техническая особенность, когда фигурист не успевает сделать нужное целое число оборотов, вращаясь в воздухе, и как бы докручивает себя по инерции уже на льду. Конек при этом оставляет на льду след, напоминающий запятую. Недокрут считается ошибкой и наказывается в оценках.

Преротейшен — недокрут, выполненный в начальной фазе прыжка. Это вращение в прыжок, начатое еще на льду, а не в воздухе. Фактически преротейшен — «скрадывание» оборотов, упрощающее технику. Но правила в данный момент никак фигуристов за это не штрафуют, поэтому считать преротейшены за ошибку было бы неправильно.


Типы прыжков — ребро или зубец?

Теперь перейдём к самим прыжкам. Они бывают всего двух типов — реберные и зубцовые. В первом случае для выполнения прыжка фигуристу нужно придать себе вращение, не толкаясь от льда ногой. Свободная нога может совершать только маховое или скрещивающее движение. Во втором случае, чтобы оттолкнуться и взлететь в воздух, фигурист помогает себе зубцом лезвия одного из коньков.

Главное правило реберных прыжков — никаких зубцов! Главное правило зубцовых прыжков — бей зубцом лёд, чтобы оттолкнуться и взлететь!

Учиться различать прыжки лучше всего начиная с акселя . Его точно ни с чем не спутаешь: если перед тем, как оторваться ото льда, фигурист поворачивает свое лицо по ходу движения — он исполняет аксель. Из других отличительных черт — как бы «открывающаяся» свободная нога и следующий за этим «открытием» мах параллельно льду.

Аксель будем рассматривать на примере Елизаветы Туктамышевой. Она одна из десятка женщин, когда-то исполнявших тройной аксель на соревнованиях, а первая удачная попытка была у Лизы еще в 12 лет. К тому же Туктамышева — одна из участниц чемпионата мира в составе сборной России.

Следующий легкий для понимания прыжок — риттбергер . Его отличительная черта — ноги, скрещенные еще до отрыва фигуриста в воздух. Обычно это выглядит так: спортсмен делает несколько шагов/поворотов, потом заводит левую ногу впереди правой и прямо из этого положения, как ракета, выпрыгивает в воздух.

В качестве визуального примера ловите Макара Игнатова — он довольно стабильно исполняет квадо-ритт (теперь вы знаете, что это значит) на соревнованиях.

Наконец, остался последний реберный прыжок — сальхов . Его можно научиться определять и методом исключения (нет поворота лицом на ход вперед перед отталкиванием, нет заведенной ноги перед другой ногой непосредственно перед прыжкком). Есть и другой способ: в сальхове мах свободной ногой напоминает движение циркуля вокруг собственной оси. Ноги как будто примагничиваются одна к другой на плоскости льда. Видеопример — Камила Валиева. Это мало того что четверной сальхов, так еще и четверной сальхов риппон — обратите внимание, что обе руки подняты наверх в группировке.

С зубцовыми прыжками все несколько сложнее. Тулуп, лутц и флип для начинающего болельщика могут выглядеть совершенно одинаково — удар ногой по льду, немного снега из-под коньков, стремительное вращение в воздухе и приземление. Если утрировать, так оно и есть, но мы же хотим разобраться? Тогда нам придётся внимательно смотреть на ноги.

Тулуп в этом смысле самый очевидный прыжок, потому что в нем выезд происходит на той же ноге, что и отталкивание. То есть если перед тем, как толкнуться зубцом, фигурист едет на правой ноге, а после отталкивания и оборотов выезжает на той же правой ноге — это тулуп. По-английски его еще называют «петля на зубце» — очень точное определение, кстати.

Образец четверного тулупа от Юдзуру Ханю:

У нас остались только лутц и флип. Они не просто так считаются самыми сложными среди всех прыжков, причем лутц сложнее флипа.

Это давно уже не просто прыжки, а оружие судей, конкурентное преимущество спортсменов и фанатская религия. Все дело в особенностях техники. Оба прыжка исполняются как бы в противоход (противовращательный заход) — после них приземляются как раз на ту ногу, зубцом которой толкаются. И тут все внимание на ребро конька, который скользит по льду в момент отталкивания. Лутц прыгается с внешнего ребра, а флип — с внутреннего. Но многие фигуристы с детства заучивают технику неправильно. Как итог, многие даже в мировом топе могут корректно прыгать только один прыжок, а второй исключают вовсе или регулярно получают от судей понижающие отметки в протоколах. И если неясное ребро, которое можно назвать скорее плоским, наказывается не так строго, то неверное ребро может стоить баллов трех как минимум.


Если не вникать так уж сильно, можно запомнить простое правило. Когда фигурист продолжительно едет по дуге на одной ноге, прежде чем толкнуться той самой ногой, на которую он потом будет приземляться — это лутц. «Лууууутц», если хотите — настолько там протяяяяжный заход. Если же отрыву предшествует резкий поворот, а потом идет короткий и быстрый толчок зубцом — это флип. «Флип» в переводе и означает «щелчок». Если совсем упрощать, флипу вы можете успеть саккомпонировать щелчком пальцев, настолько он взрывной и быстрый. Лутц — прыжок с оттяжкой, с большим наклоном корпуса.

Видеопример — лутц Александры Трусовой:

Тройной флип Алины Загитовой:

Как не просто сделать прыжок, но и продать его судьям задорого

Сколько стоит каждый прыжок? Его ценность зависит от базовой сложности и числа оборотов. Чем сложнее и многооборотнее, тем дороже. Помимо базовой стоимости, у прыжков есть шкала надбавок и сбавок, которые могут увеличивать или уменьшать базу.


Это можно просто объяснить на примере повседневного ценообразования. Представьте, что у вас есть килограмм сырого картофеля, и вы пытаетесь его продать. На рынке за него дадут условные 100 рублей.

Хотите продать подороже? Можете его помыть и положить в пакет, и вот за него дадут уже 110 рублей. Приготовьте из картофеля пюре, и этот же килограмм будет стоить 150. А если вы вложитесь в рекламу, и ваш картофель станет известен людям как лучший в районе, получится выручить все 200.

Обратная схема тоже работает. Если у вас нет пакета, картофель грязный и не очень свежий, продать его больше чем за 50 рублей вряд ли получится.

В фигурном катании критерии, естественно, другие. Добавил сложных шагов на заходе — получи плюсик. Сделал на выезде трюк, не меняя ногу? Это сложно, молодец, держи ещё плюсик. Поднял руку вверх? Красавчик! Плюс тебе. Две руки вверх? Ну вообще чемпион.


Коснулся рукой льда на приземлении, а то и двумя руками, не докрутил обороты? Минус, минус, минус.

Эта система несколько обесценивает классические параметры любого прыжка — гармоничность группировки, пролёт, амплитуду и лёгкость. Так раньше прыгали Брайан Бойтано, Алексей Урманов, Ирина Слуцкая, Евгений Плющенко. Но правила есть правила, и уже не одно поколение юных фигуристов сразу учится прыгать по системе «все включено», украшая и усложняя элемент максимально.

В то же время прогресс стимулирует фигуристов прыгать сложные каскады, пусть пока больше на тренировках, чем массово на соревнованиях. Например, невероятный четверной тулуп — тройной аксель от Михаила Коляды:

Прыжки выше потолка сложности

Спросите, в чем проблема выявить чемпиона? Можно же просто всех победить количеством прыжков, если они так важны и так дорого стоят. Но прыгать бесконечно много в соревновательных программах нельзя. В них есть ограниченное правилами количество каскадов и одиночных прыжков, кроме того, прописаны правила, запрещающие повторы одного прыжка более двух раз в одной программе. Таким образом Международный союз конькобежцев мотивирует фигуристов работать одинаково над всеми прыжками, чтобы в заданных условиях иметь максимально сложную техническую базу.

  • В частности, в короткой программе у одиночников может быть только три прыжковых элемента, один из которых — каскад. Ещё у женщин в короткой запрещены четверные, поэтому прыжков сложнее тройного акселя в ней не бывает.
  • В произвольной программе правила устанавливают норматив на семь прыжковых элементов. Три из них в каскаде, четыре в виде сольных прыжков.

Несмотря на ограничения правил, потолок роста есть, и он заключается именно в увеличении числа оборотов. Именно этим несколько сезонов подряд занимаются главные двигатели прогресса в фигурном катании — Нейтан Чен, Боян Цзинь, Юдзуру Ханю, Александра Трусова, Анна Щербакова, Елизавета Туктамышева и многие другие. Посмотрим, кто на этот раз окажется впереди прогресса на чемпионате мира.

Читайте также: