Фигурное катание дома на полу

Обновлено: 17.05.2024

С уществующие в настоящее время комплексы упражнений общей и специальной физической подготовки спортсменов в видах спорта со сложной координацией (гимнастика, акробатика, прыжки в воду) с успехом могут быть использованы фигуристами. Несомненную пользу приносят легкоатлетические упражнения. Особый интерес представляют прыжковые упражнения. Сейчас в подготовке фигуристов такие упражнения, как прыжок в длину с разбега, прыжок с места, тройной с места и с разбега, прыжок в высоту «ножницами» и «перекидной», не только органически вошли в тренировки, но и стали контрольными нормативами, отражающими уровень специальной прыжковой подготовленности фигуриста. Случается, что фигурист, неплохо выполняющий специальные прыжки, не отличается хорошими показателями в легкоатлетических прыжках. А бывает и так: фигурист показывает отличные результаты в легкоатлетических прыжках, но не способен выполнить так же хорошо прыжки на льду. Такие факты не единичны. Вот почему среди ряда специалистов существует мпение о том, что прыгучесть легкоатлетическая не связана с прыгучестью на льду.

Наблюдения за фигуристами, исследования прыжковой подготовки в условиях твердой опоры и льда позволяют утверждать, что связь такая определенно существует.




Рис. 66. Частота сердцебиений фигуриста в произвольном катании: а — во время разминки; б — во время исполнения показательной программы; в — во время исполнения произвольной программы

В чем же причина того, что в отдельных случаях этой связи установить не удается? Первая причина заключается в том, что прыжки в фигурном катании выполняются в специфических условиях скольжения. Проявить прыгучесть, выработанную в занятиях во внеледо-вых условиях, можно лишь при достаточно совершенной технике отталкивания на коньках. Если техника толчка несовершенна, то увеличение усилий во время отталкивания либо не проявляется, либо вызывает утрирование основного дефекта толчка, что не только не улучшает, но ухудшает его результат. Нарушение привычного угла вылета, смещение оси вращения в полете, наклон наружу или внутрь дуги приземления, наклон назад или вперед в момент приземления — вот те ошибки, которые возникают при попытке увеличить усилие отталкивания, когда техника толчка несовершенна. Иногда эти ошибки встречаются в комплексе.

Вторая причина, иногда скрадывающая связь между двумя проявлениями прыгучести, заключается в следующем. Основным показателем уровня прыжковой подготовленности фигуриста является максимальное число оборотов прыжков. В тех случаях, когда росту числа оборотов прыжка мешает несовершенство вращательного движения (медленная группировка, недостаточная начальная угловая скорость вращения, неплотная группировка, ранняя или поздняя разгруппировка, смещение оси вращения тела в полете), занятия легкоатлетическими прыжками, как правило, не помогают избавиться от подобных ошибок. И это не удивительно, ибо в легкоатлетических упражнениях нет движений, непосредственно совершенствующих способность тела к вращательным движениям вокруг продольной оси. Здесь рекомендуются упражнения, эффективность которых проверена на практике. Эти упражнения имеют в основном такую направленность:

    Способность фигуриста создать «вращательный удар». Этим термином целесообразно создать у обучающихся правильное пред ставление о характере начального вращения и начале группировки в прыжках в фигурном катании. Не начало вращения и затем при тягивание рук и ног к оси вращения, а именно «удар». Эффектив ность подобного представления о характере вращательного движения в многооборотных прыжках проверена практикой обучения фигуристов различных возрастов.

Для овладения таким представлением целесообразно выполнять вращательные движения на лонже, ось вращения которой совпадает с продольной осью тела, затем — аналогичные упражнения на батуте, а в дальнейшем — такие же упражнения на вращающейся платформе и на полу.

Направленность упражнений выбирается в зависимости от того, каковы основные недостатки в технике фигуриста.

Говоря о прыжковой подготовке фигуриста, следует упомянуть о хореографической подготовке. В настоящее время комплексы балетного класса широко используются для совершенствования прыжков в фигурном катании. Однако эти комплексы не направлены на решение конкретной задачи — совершенствование деталей техники какого-то элемента. Они слишком многогранны и поэтому опосредованно воздействуют на исполнение конкретной детали прыжка.

В то же время среди движений, бытующих в классическом и характерном танце целые десятилетия, существуют такие, которые можно использовать для обучения толчку, полету и приземлению.

объясняем

объясняем

Алина Загитова

Алина Загитова

Юдзуру Ханю

Юдзуру Ханю

Евгений Плющенко

Евгений Плющенко

Похоже, это предел человеческих возможностей.


На прошлой неделе 12-летний фигурист Максим Белявский выложил видео, где исполняет прыжок в 5 (пять) оборотов. Он начал осваивать сложнейший элемент накануне съемки ролика. Это была бы сенсация, если бы не одно обстоятельство – Максим делает суперпрыжок на удочке, которую для страховки держит тренер.

Белявский занимается в группе Сергея Давыдова (попал туда, кстати, по наводке Алексея Мишина, к которому ездил на сборы) и в прошлом году участвовал в шоу «Ледниковый период. Дети». Максим умеет четверные сальхов и тулуп, но на соревнованиях у него не всегда получаются даже тройные: в произвольной на первенстве России из 7 прыжков – 4 с недокрутами.

Сразу после Белявского пятерной на удочке выложила его ровесница Олеся Калинина. Ее успехи еще скромнее: 36-е место на первенстве Москвы и ни одного чистого тройного в короткой (в произвольную не отобралась).

От трендов не отстает даже 6-летний Александр Плющенко: его мама Яна Рудковская поделилась видео, где мальчик делает на лонже аксель в 4,5 оборота со сложного захода. И добавила, что мечта ребенка – когда-нибудь исполнить элемент на соревнованиях без страховки.

Старая гвардия на показательные выступления в инстаграме реагирует скептически.

«Мы на этой удочке пятерные аксели прыгали еще миллиард лет назад. А на соревнованиях пятерной, думаю, будут прыгать лет через пятнадцать» – комментирует Алексей Ягудин.

«Вообще, пятерной прыжок – это очень сложно. Но на лонже можно сделать и десятерной», – это слова Алексея Мишина, который написал диссертацию об обучении фигуристов многооборотным прыжкам.


«Только дилетанты могут считать такой прыжок на удочке первым в мире исполнением элемента в пять оборотов», – припечатывает Татьяна Тарасова.

Что такое удочка?

Любой прыжок – это сочетание хорошей высоты и быстрой крутки. Спортсмен с правильной техникой и мощным отталкиванием – например, Лиза Туктамышева или Полина Цурская – может вылететь на большую высоту и позволить себе вращаться чуть медленнее.

Крутка во многом определяется природными данными и телосложением спортсмена: чем астеничнее (худее) фигурист, тем быстрее он вращается. Это одна из причин, почему у девушек по мере взросления пропадают прыжки: каждые набранные 100 граммов и каждый добавленный в росте сантиметр влияют на ощущения в полете.

«У девушек очень большая редкость, если подготовку не ломает пубертат. Если этого не происходит, скорее, что-то не так с организмом. И потом «накроет» еще больше», – это слова Анны Погорилой, которая закончила с фигурным катанием из-за проблем со спиной.

Один из способов улучшить крутку и почувствовать прыжок – исполнить его на удочке. Конструкция предельно простая: к мачте, которую держит тренер, крепится жилет или мягкая трапеция, надеваемая на фигуриста. Есть лонжи, прикрепляемые к потолку – такие часто используются в акробатике, гимнастике и цирке.

В фигурном катании больше распространены удочки – они мобильнее и позволяют тренеру контролировать все фазы прыжка. В группе Этери Тутберидзе с удочкой можно заметить Сергея Дудакова и Сергея Розанова, а Алексей Мишин три года назад признавался, что сам держит на лонже главных надежд команды, а «спортсменов более тяжелых и менее ценных для мирового фигурного катания» передоверяет ассистентам.

Прыгая со страховкой, фигурист запоминает правильное положение тела во время многооборотного прыжка, учится гасить инерцию на выезде без риска упасть и травмироваться, привыкает к ощущениям от нового элемента. Все тот же Мишин в учебнике по прыжкам отмечал, что удочка – подспорье для плохо группирующихся фигуристов, причем помочь могут всего лишь пять-шесть 15-минутных тренировок со страховкой.

Используют ее по-разному: кого-то тренер приподнимает, чтобы увеличить время нахождения в воздухе, а кому-то удочка нужна скорее как гарантия от жесткого приземления.


С удочкой работают и взрослые – им учить новые элементы сложнее и страшнее, чем детям. Четверной флип со страховкой пробовала Загитова, сальхов – Медведева, а Константинова выкладывала попытку тройного акселя. Какой прыжок выберет фигурист для изучения, зависит от множества причин: базовая стоимость элемента, возможность вставить его в обе программы (у женщин в короткой четверные запрещены), стабильность и высота аналогичного тройного прыжка.

Пятерной прыжок: в чем сложности?

Евгений Плющенко верил в пятерные еще в 2010-м. Правда, он считал, что дело не столько за фигуристами, сколько за учеными, которые смогут сделать ультралегкие коньки.

Пятерные не исключает и Юдзуру Ханю, впрочем, его ближайшая цель – четверной аксель.

Другой японец Шома Уно тоже пробует усложнение: на командном ЧМ он исполнил квад в каскаде после тройного акселя, причем во второй половине программы. Закончилось это падением, но даже с учетом сбавок Уно получил 14.50 балла. Причем опыт удачного исполнения такого элемента у Шомы есть – как минимум два года назад во время тренировки перед ЧМ.

Десять лет назад этот каскад разучивал и Евгений Плющенко, но на соревнованиях его так и не показал.

Потенциальных кандидатов на пятерные прыжки может выявить Ice Scope – японская разработка, которую протестировали на последнем ЧМ. В каждой программе у одиночников замеряли по одному прыжку (чаще всего это был аксель, так как его исполняют все) по трем параметрам: высота, пролет и скорость на выезде.

Вот данные по высоте тройного акселя с произвольной программы ЧМ:


Правда, аксель – единственный прыжок из шести, на который фигурист заходит лицом вперед. Часто бывает, что четверной, в котором формально на 0,5 оборота больше, дается спортсмену легче тройного акселя: об этом говорили и серебряный призер Сочи Патрик Чан, и двукратный чемпион мира Нэтан Чен; тройной аксель еще не покорился и юным квадисткам Трусовой и Щербаковой.

Пока о пятерных прыжках всерьез не задумываются даже в ISU: если какой-то отчаянный фигурист исполнит его на соревнованиях, система не выставит баллы, так как стоимость пятерного не определена. Главный вопрос – не являются ли четыре оборота пределом человеческих возможностей?

Youtube-канал Olympic Channel подсчитал, что при четверном прыжке фигурист проводит в воздухе около 0,7 секунды. Чтобы сделать пятерной, придется вращаться со скоростью 400 оборотов в минуту. Американский тренер Том Закрайчек не верит в то, что это возможно: по его словам, даже приземляясь с четверного, спортсмен испытывает семикратные перегрузки. Пятерной может оказаться слишком трудоемким и травмоопасным.

К Закрайчеку присоединяется и профессор биомеханики Джеймс Ричардс из Университета Дэлавера. Он разработал систему датчиков, которые фиксируют каждое движение фигуриста и выстраивают проекцию его прыжка на компьютере. Двигая проекцию на экране, тренер показывает спортсмену, как улучшить элемент, сделав группировку чуть плотнее или изменив положение руки.

Ричардс пришел к интересному выводу: скорость вращения в воздухе зависит не столько от физических кондиций (хотя и от них тоже – для пятерного прыжка фигурист должен быть тонкий как карандаш), сколько от психологии, причем внутренний предел у каждого спортсмена разный. Если же не пытаться увеличить крутку, придется наращивать высоту, а для этого нужны мышцы, которые, в свою очередь, замедлят скорость вращения – такой вот замкнутый круг.

В пятерные прыжки не верит даже Курт Браунинг – человек, первым в мире скрутивший на соревнованиях четыре оборота. Правда, тут же оговаривается, что когда-то люди также скептически относились к квадам и добавляет: «Попробуй запретить что-то человеку – и он найдет выход».


Заслуженный тренер России никогда за словом в карман не лезла. И когда говорила о своей паре Анастасия Мишина/Александр Галлямов, и когда назвала Кубок Первого канала во время чемпионата мира «пиром во время чумы». Сейчас у петербургского тренера и ее внука Василия Великова тренируется несколько молодых пар. В интервью «СЭ» Людмила Георгиевна снова не скупилась на выражения и рассказала, какое настроение царит в российском фигурном катании на фоне отстранения и обнадеживающих официальных формулировок.

Многие фигуристы закончат

— Людмила Георгиевна, во время Кубка Первого канала вы достаточно жестко высказались, что его проведение — «пир во время чумы». Но какие еще у нас варианты?

— Честно говоря, не знаю. Спортсменам постарше очень тяжело. Выхода нет же. Олимпийские игры закончились, и неизвестно, что будет с олимпийскими мечтами. Люди, которые уже там побывали или которые туда стремились, потеряли мотивацию. Да, знаю, что сейчас федерация обсуждает проведение дополнительных стартов. У нас в Петербурге новый глава федерации Антон Сихарулидзе тоже понимает, что нужна практика. Но я не представляю, какая сейчас может быть мотивация. Так что да, я так считаю. Кубок Первого канала — это искусственные соревнования. Просто сами с собой соревнуемся.

— А что можно сделать? Не отменять же их.

— А я не спорю с их проведением. Фигурное катание — тот вид спорта, где мы одна из лучших стран в мире, если не лучшая. Что нам остается делать? Может быть, выживем с такими стартами. У меня все-таки есть надежда, что потом в мире увидят, что интереса к фигурному катанию без русских нет, и выпустят нас. Русские дети — способные. А чтобы люди ходили на фигурное катание, нужно, чтобы спортсмены хорошо катались. Так что выживем мы, конечно, но какой ценой?

Наша федерация сейчас разрабатывает разные варианты. Я, например, считаю, что на этапах Кубка России надо выступать всем, не ограничивать двумя этапами. Пусть приезжают все лидеры и желающие. Понимаю, существует регламент, но есть вещи, которые помогают развивать фигурное катание. Надо помогать спортсменам, брать на сборы, поддерживать, давать практику. Надеюсь, руководители федерации это поймут.

— Есть денежная мотивация.

— У каждого спортсмена свой характер — кому-то сейчас будет достаточно материального стимула, но другим надо идти покорять вершины. Не все, но многие фигуристы, думаю, закончат. Жизнь продолжается, но пока конкретных перспектив не прослеживается. Отсутствие мотивации — самое страшное в спорте. Есть плюс: думаю, подтянутся фигуристы, которые сейчас ниже уровнем. Но лидеры вряд ли долго протянут, теша себя надеждами, что скоро все решится.

Виктория Синицина и Никита Кацалапов. Фото Дарья Исаева,

Нам не стоит рассчитывать на послабления на конгрессе ISU

— По логике, конечно, здесь стоит всем задуматься. На юниорский чемпионат мира приезжает всего 12 пар. Это о чем-то да говорит, наверное? Но все равно мы очень пострадаем. Пока впереди что-то маячит у молодых, юниоров. Как могут идти вперед теперь кто уже ездил на Олимпиаду, чемпионаты мира? Нанесен большой урон всему нашему спорту, не только фигурному катанию, да всей стране. Мы же не отдельное государство — «фигурное катание». Очень жалко.

— Про «маячит у юниоров» — думаете, реально могут снять с них отстранение, оставив под замком взрослых? Такое обсуждение я слышал.

— Думаю, мы так всех против себя настроили, что вряд ли на конгрессе сделают какие-то послабления в нашу пользу. Не стоит тешить себя надеждами. Надо работать, стараться сохранить желание и поддерживать форму.

— Вы говорите об уходах, но даже ветераны — Синицина/Кацалапов, Тарасова/Морозов — утверждают, что продолжат кататься. Не стыкуется.

— Может, у них есть другая мотивация? Вообще для меня удивительно, почему люди после Олимпиады, больные-пребольные, с больными спинами, остаются кататься. Могу только догадываться. Может, у них все в порядке. Ну и слава богу. В танцах вот, насколько знаю, разброд и шатания. В парах типичная весенняя чехарда. Она всегда была, но в этот раз к ней больше внимания, поскольку мы ждем какой-то гадости, плохих событий. Люди заканчивают сезон и подводят итоги. И если они их не устраивают, то делают выводы и пытаются что-то изменить.

Пример Сафиной и Берулавы заставляет задуматься

— Наверное, есть нестандартный вариант со сменой гражданства.

— Да. Посмотрите, у Паши Слюсаренко пара Сафина/Берулава сейчас стала чемпионами мира среди юниоров в отсутствие русских. Конечно, это заставляет задуматься. Наши, правда, имеют право не отпускать. Но мысли у всех об этом так или иначе вьются, думаю. Все хотят чего-то большего, а ограничены чемпионатом страны.

— У вас работает грузинская пара Анастасия Метелкина/Даниил Паркман, которая в последний момент уступила место на Олимпиаде тем самым Сафиной и Берулаве. Не обидно?

— Сейчас они очень хорошо работают, в прошлом сезоне помешали травмы. Девочка очень серьезно упала, думали даже операцию делать, но решили, что заживет. Потом у мальчика проблемы с коленом. Иногда пользуются отсутствием подготовки и отказывают на этом основании, а тут все было по делу. Но в следующем сезоне Илья Авербух сделал им произвольную программу.

— Авербух становится популярным хореографом.

— Он владеет коньком, катается как бог. Все, что другим нужно объяснять на пальцах, он может показать. И придумщик хороший.

— То есть то, что вторая пара занималась на катке Этери Тутберидзе, никак не повлияло на статус в сборной? Доводилось слышать такую версию.

— Вы сказали про чехарду в парах. У вас в группе на этот раз без уходов, все в строю?

— Да, у меня все нормально. В парном катании недовольных-то полно, проще сказать, что виноват другой, а не ты недоработал. У спортсменов есть родители, которые тоже влияют. Но среди молодых сейчас есть очень интересные пары. Я бы советовала всем обратить внимание на пару Хабибуллина/Княжук, которая занимается у Василевского и Доброскокова. У меня очень приличная пара появилась, Дыбкова/Хвалько. Их берут на сборы, две пары попали в сборную. Есть с кем работать. У меня в основном в группе юниоры, кроме Соловьевой и Иванова, я не чувствую себя униженной и оскорбленной, что мне недодали. Мне интересно поднимать новые пары, поэтому мотивация остается. Хотя осознаю, что многие меня не понимают. Просто, когда появляется хороший материал, хочется сделать еще лучше. А тяжело сейчас всем. Вот вам не тяжело?


С появлением «квадисток» Александры Трусовой и Анны Щербаковой , атлетическая составляющая фигурного катания сделала десять шагов вперед. Абсолютно все фигуристки теперь проводят в тренажерном зале почти столько же времени, как на льду. И выглядят, несмотря на миниатюрность, как настоящие атлеты. Не зря даже Евгения Медведева говорит о том, что «строит новое тело» ради четверного прыжка. Дарья Кораблева — в недавнем прошлом элитная легкоатлетка, чемпионка страны и участница чемпионата мира в беге на 400 м с барьерами. Сейчас Кораблева работает тренером по ОФП в школе фигурного катания ДЮСШ «Стерх». До 11 лет Дарья сама занималась фигурным катанием и добилась звания кандидата в мастера спорта.

Публикация от Korableva Dasha. (@dashulita__coach) 20 Авг 2019 в 11:21 PDT

Мы говорим о четверном прыжке в 11 лет, а двойной в четыре-пять лет — это разве не опасно?

— После выступления Трусовой в Канаде все громче звучат разговоры, что прыгать четверные в столь юном возрасте — опасно для здоровья. Вы с этим согласны?

— Прыгать в принципе опасно, неважно, двойные или четверные. Любой новый прыжок заучивается в том числе через падения, без этого не бывает. По сравнению с другими видами спорта, вероятность травм в фигурном катании огромная. Все зависит от адекватности тренера и того, дает ли он ребенку прыжки, к которым тот физически и технически готов. У каждого свой предел, для кого-то даже тройной прыжок — это смерть, а кто-то прыгнет и четверной.

— Как вы объясните феномен Трусовой и остальных юных «квадисток» из группы Тутберидзе?

— Прежде всего, уникальная одаренность от природы. Такими нужно родиться, это не воспитаешь. Плюс к этому, феноменальная подготовка и психология. Такие прыжки заучиваются именно в подростковом возрасте, после 16-17 лет ты уже на четверные не пойдешь, если до этого их не прыгал. Тут включаются инстинкты самосохранения.

— Как же Евгения Медведева, которая сейчас пытается выучить четверной сальхов?

— Все возможно, конечно. Но в 14-15 лет выучить такой прыжок в разы легче, чем в 17 и далее. Дело даже не только в изменениях в организме и взрослении, а в работе мозга.

— Самой юной исполнительницей четверного прыжка стала 11-летняя Вероника Жилина тоже из группы Тутберидзе. В таком возрасте четверной — это не перебор для неокрепших мышц и связок?

— Когда родитель отводит своего ребенка в фигурное катание, тут нужно сразу понимать, что, если работать на максимум — о пользе для здоровья лучше даже не задумываться. Мы говорим о четверном в 11 лет, а например, двойной прыжок в четыре-пять лет — это разве не опасно? Но все идут и прыгают, потому что иначе вы просто не будете конкурентоспособны.

— Не слишком ли высокой ценой даются ученицам Тутберидзе четверные прыжки?

— Тутберидзе многие критикуют, но при этом каждый мечтает к ней попасть. Я вас уверяю, что ни один родитель не откажется, если ему скажут, что его ребенок в 11 лет будет прыгать четверные. И плевать, какой ценой это было достигнуто.

— Вы бы тоже согласились?

— В момент ажиотажа — да. Слава богу, что хватило времени посмотреть на ситуацию со стороны и оценить все трезво. После этого мой ребенок в принципе ушел из фигурного катания.

— Несмотря на свою миниатюрность, Трусова производит впечатление суператлета, у нее прокачана каждая мышца. Насколько серьезное внимание в фигурном катании сейчас уделяется ОФП?

— Очень серьезное. ОФП начинается уже с трех-четырех лет, то есть, когда детей только приводят на лед. С третьего года обучения ОФП уже занимает от полутора до двух часов ежедневно. Сейчас ему уделяют практически столько же времени, сколько катанию. Причем сам характер занятий сильно изменился. Когда я сама каталась, это было больше СФП (специальная физическая подготовка. — Прим. «СЭ») — то есть переложение на пол прыжков и других движений на льду. Сейчас же это полноценное ОФП, серьезная силовая и скоростная работа.

— Если взять подростка из фигурного катания — он будет сильнее своего ровесника из легкой атлетики?

— В 11 лет любой серьезный фигурист на сто процентов будет физически сильнее, чем ровесник из легкой атлетики. Но это еще ни о чем не говорит. Ведь в 15 фигурист уже может закончить карьеру, а легкоатлет в этом возрасте в самом начале пути. В 22 года в легкой атлетике только переходят на взрослый уровень, а в женском фигурном катании в этом возрасте продолжают выступать единицы.

— Вы поддерживаете идею повышения возрастного ценза? Можно же отсрочить выход во взрослый спорт, либо запретить юниорам прыгать сложные прыжки.

— Мне кажется, поезд уже ушел. Когда девчонки уже запрыгали, как это все вернуть назад? Да и вообще, если их организм позволяет исполнять такие сложные элементы, то почему бы нет? Это естественное развитие вида спорта.

Когда дочь занималась фигурным катанием, было ощущение, что я сама вернулась в спорт

— Почему ваша дочь уже в шесть лет бросила фигурку? Судя по видео, данные у нее были.

— Если думать о профессиональном уровне, то все результаты в этом спорте делаются руками родителей. Ты должен посвятить себя этой мечте. У меня было такое ощущение, словно я сама вернулась в спорт. Привезти — забрать — настроить, и так почти 24 часа в сутки. Фактически спортом занимается родитель, потому что ребенок все делает неосознанно. Но я не могу себе этого позволить, потому что сама работаю.

— В чем детство в фигурном катании отличается от детства в легкой атлетике?

— Легкая атлетика относительно фигурки — «взрослый» вид спорта. Дети приходят туда в осознанном возрасте, это именно их выбор, а не родителей. Например, если легкоатлет сидит на диете, то он знает, зачем ему это надо. А ребенку в фигурном катании просто не дают сладостей, и он понятия не имеет, почему «нельзя». От этого сложности и ощущение какой-то жестокости.

— Фигуристы тренируются больше, чем легкоатлеты?

— По времени — однозначно да, по нагрузке — сложно сказать. В легкой атлетике ты можешь провести одну часовую тренировку и «умереть». Дольше работать физически невозможно. Когда я услышала, что у фигуристов бывает по пять тренировок в день, сначала обалдела. Но потом поняла, что они целый час могут изучать какие-нибудь шаги. Нельзя же сказать, что от этого смертельно устаешь. Поэтому фигуристы и тренируются с утра до вечера, а легкоатлеты — максимум дважды в день.

— Вы не считаете, что у маленьких спортсменов нет детства?

— Смотря, что считать детством. Если валяться дома перед телевизором или тусить в подворотне — то да, такого нет. Но я, например, все детство не вылезала из соревнований, в том числе и за границей, о чем мои сверстники могли только мечтать. На меня все обращали внимание, я была популярна. Почти все мои бывшие одноклассники сейчас отдали своих детей в спорт. Потому что в свое время смотрели на меня, и хотели так же.

— Почему от желающих заниматься фигурным катанием нет отбоя, а в легкой атлетике в некоторых видах просто некому выступать?

— Потому что легкая атлетика — полностью государственный спорт, а фигурное катание и теннис давно уже встали на коммерческие рельсы. Допустим, мне в Подольске просто некуда отвезти дочку на легкую атлетику, даже если я захочу. При этом в шаговой доступности три-четыре школы по фигурке и теннису. Что выберет родитель?

— Очевидно, то, что ближе. А почему так?

— Это же бизнес. Построить легкоатлетический манеж сложно и дорого. Дутый шатер для корта или катка в разы дешевле. Можно быстро его сделать, набрать детские группы и спокойно зарабатывать.

— Как строятся ваши взаимоотношения тренера по ОФП с родителями юных фигуристов?

— Это большая проблема, иногда родители сильно мешают. Хотя я сама успела побывать в обеих ролях — тренера и родителя — и поняла, в чем, собственно, дело. С одной стороны, без мамы никуда, и она обязана следить за всем процессом подготовки, а с другой — все, что происходит на тренировке — не ее дело. Это создает дисбаланс и ощущение несправедливости.

— В каком возрасте фигуристы становятся маленькими профессионалами?

— Я сама закончила с фигурным катанием в 11 лет в звании кандидата в мастера спорта. Тогда встал вопрос, стоит ли продолжать серьезные занятия, либо пора прекращать тратить нервы и деньги родителей. Я сделала выбор в пользу ухода, впоследствии занялась легкой атлетикой и ни о чем не жалею. Разница в том, что, если меня забрали из фигурки в 11 лет, то свою дочь я забрала в 6. Это иллюстрация, насколько помолодел вид спорта. Уже в 6-7 лет нужно определиться, готовы ли вы отдавать катанию все свое время и деньги. Если нет — лучше уходить и заниматься чем-то другим.

— Правда ли, что из фигуристов получаются отличные спортсмены и в других видах? Есть пример керлингистки Анны Сидоровой и ваш.

— Конечно. Прокачанное и координированное тело — это огромный плюс в любом виде спорта. Мне было проще в легкой атлетике, чем тем детям, кто в этом возрасте только начал серьезные занятия. Хочу, кстати, обратиться ко всем юным фигуристам, у кого по каким-то причинам не получилось, и пришлось принять решение о завершении карьеры. Не надо впадать в депрессию, жизнь в спорте на этом не заканчивается! Есть куча видов, где серьезные занятия только начинаются с 15 лет, а в 22 вы будете считаться вчерашним юниором. Вы можете попытаться покорить вершины, о которых мечтали, но уже осознанно. Потому что вы сами, а не родители, этого хотите!

Дарья Кораблева
Родилась 23 мая 1988 года.
Бронзовый призер молодежного чемпионата Европы (2009) в беге на 400 м с барьерами. Чемпионка России (2015), участница чемпионата мира.
Замужем, супруг — двукратный призер Олимпийских игр в метании копья Сергей Макаров.
Двое детей.


Цирковая страховка давно стала обычным тренажером в обучении сложных элементов у фигуристов.

Эта страховка, которую называют «лонжа» («веревка» с француского), позволяет двигаться и вращаться, почти не сковывая движений. Такую поддержку в подготовке фигуристов начали использовать практически с самого появления этой дисциплины, задолго до того, как прыжки в несколько оборотов стали обычными и обязательными.

Лонжа, переброшенная через крепление над катком, помогала ученику преодолеть страх перед прыжками и научиться держать равновесие в приземлении. Свободный конец удерживал тренер, который натяжением мог поддержать спортсмена в полете чуть дольше.


Есть совсем детский вариант, без верхней страховки – когда тренер поддерживает руками лямки, и приподнимает ребенка в прыжке.

Самый распространенный сейчас тип лонжи для фигуристов – так называемая «удочка», она позволяет передвигаться тандему ученик-тренер по всему катку и при этом дает обучающемуся достаточно пространства и имитацию самостоятельности.


Когда учат прыжкам с несколькими оборотами, важно заставить спортсмена начинать вращение как можно раньше после отрыва от льда, иначе даже при высоком прыжке фигурист не успевает докрутить нужное количество вращений.

Важные компоненты, без которых не состоится прыжок – его достаточная высота, скорость вращения и правильное приземление. Лонжа позволяет приподнять спортсмена выше, удержать его дольше в отрыве ото льда, чтобы он докрутил обороты, и мягко приземлить его, страхуя от падения.


Вот, например, интересный сюжет: перспективная двенадцатилетняя фигуристка Софья Шифрина (не ученица Этери Тутберидзе, кстати) с помощью лонжи делает прыжок в пять оборотов.

Понятно, что тренер существенно помог Софье продлить полет, и в реальности прыжки в пять оборотов без технических средств пока никто не прыгает. Но, когда девочка подрастет и окрепнет, чтобы самостоятельно сильно отталкиваться в прыжке, ее навыков хватит, чтобы делать четверные.

Интересно, кстати, увидим ли мы на соревнованиях прыжки в пять оборотов? Несколько дней назад японец Юдзуру Ханю, занявший четвертое место в мужском зачете, прыгнул четверной аксель (упал, но прыжок засчитали). Это уже, на самом деле, 4,5 оборота, то есть полдороги от четверного прыжка к пятерному.

Вот еще пример, как молодой спортсмен прыгает пять оборотов с помощью лонжи, при этом помощь тренера уже не так велика

Слышала мнение, что через два олимпийских цикла фигуристы действительно придут к еще одному обороту в прыжке. Но для этого им придется примерно на четверть увеличить высоту прыжка и усовершенствовать технику группировки в полете, сделав ее еще более компактной и плотной.

Как думаете, друзья, должны ли фигуристы и правда увеличивать техническую сложность своих элементов или фигурному катанию стоит развиваться в другом направлении?

Читайте также: