Феофан грек три столпника вид южной стены с изображением трех столпников

Обновлено: 14.05.2024

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Феофан Грек

В истории России немало случаев, когда приезжий иностранец умножает ее славу и становится национальной гордостью. Так и Феофан Грек (ок.1340 - ок.1410), выходец их Византии, грек по происхождению (отсюда и прозвание) стал одним из величайших русских иконописцев.

Иисус Пантократор
Роспись в куполе церкви Спаса Преображения,
Ильина улица, Новгород, 1378 г.

Известно, что Феофан Грек, биография которого грешит белыми пятнами, работал как в самом Константинополе, так и в его пригороде – Халкидоне. По сохранившимся в Феодосии (тогдашняя Кафа) фрескам видно, что некоторое время художник работал в генуэзских колониях – Галате и Кафе. Ни одна из его византийских работ не сохранилась, и мировая слава пришла к нему благодаря работам, выполненным в России. Здесь ему по жизни и творчеству довелось пересечься со многими великими людьми того времени – Андреем Рублевым, Сергием Радонежским, Дмитрием Донским, Епифанием Премудрым (письмо которого архимандриту Кириллу является основным источником биографических данных великого иконописца) и митрополитом Алексеем. Это сообщество подвижников и просветителей много сделало для славы Руси.

Феофан Грек прибыл в Новгород в 1370 году, то есть вполне зрелым мужчиной и сложившимся художником. Он прожил здесь более 30-ти лет, вплоть до самой смерти. Работоспособность его поражает. По свидетельствам того же Епифания Премудрого, Феофан Грек всего расписал 40 церквей. Письмо архимандриту тверского Спасо-Афанасьевского монастыря было написано в 1415 году, после смерти мастера, и до наших дней дошло не в подлиннике, а в списке второй половины XVII века. Существуют и некоторые летописные подтверждения фактам и дополнения. Одно из них сообщает, что в 1378 году по повелению боярина Василия Даниловича «гречанином» Феофаном была расписана Спасо-Преображенская церковь, находящаяся на Торговой стороне Великого Новгорода.

Даниил Столпник, 1378
Фрагмент фрески в Церкви Преображения,
Ильина улица, Новгород

Ветхозаветная Троица, 1378
Фрагмент фрески в Церкви Преображения,
Ильина улица, Новгород

Три Столпника, 1378
Вид южной стены с изображением трех Столпников
Собор Спаса Преображения, Новгород

Фрески Феофана Грека на стенах этого монастыря стали его первой упомянутой в документах работой на Руси. Они, даже сохраненные фрагментарно, находясь в очень неплохом состоянии, дошли до нашего времени, и относятся к ряду величайших шедевров средневекового искусства. В наилучшем состоянии находится роспись купола и стен, где располагались хоры Троицкого придела. В изображенных фигурах “Троицы» и Макария Египетского очень ярко видна своеобразная манера письма, которой обладал гениальный Феофан Грек. В куполе сохранилась погрудное изображение Спаса вседержителя (пантократора), которое является самым грандиозным. Кроме того, частично сохранилась фигура Богоматери. А в барабане (часть, поддерживающая купол) – изображения пророков Ильи и Иоана Предтечи. И этим особо ценны эти фрески, так как, к сожалению, созданные на протяжении ряда последующих лет работы не подтверждены документально и оспариваются некоторыми исследователями. Вообще, все фрески этого монастыря выполнены в безусловно новой манере – легко и широкими, свободными мазками, цветовая гамма сдержана, даже скупа, главное внимание уделено лицам святых. В манере письма Феофана Грека ощущается его особая философия.

Феофан Грек после Коломны перебирается в Москву. Здесь, и это подтверждают Троицкие летописи и небезызвестное письмо, он расписывает стены и украшает три храма. В это время у него уже была своя школа, ученики и последователи, с которыми при активном участии известного московского иконописца Симеона Черного в 1395 году Феофан расписывает стены церкви Рождества Богоматери и придел Святого Лазаря в Кремле. Все работы осуществлялись по заказу все той же великой княгини Евдокии. И опять надо констатировать, что церковь не сохранилась, существующий ныне Большой Кремлевский дворец стоит на ее месте.

Признанный гений средневековья, иконописец Феофан Грек вместе с учениками приступает в 1399 году к украшению Архангельского собора, полностью сожженного ханом Золотой Орды и Тюменского княжества – Тохтамышем. Из письма Епифания известно, что мастер изобразил на стенах храма московский Кремль со всеми его церквями. Но во второй половине XVI века итальянский архитектор Алевиз Новый разбирает храм и строит одноименный новый, сохранившийся до наших дней.

Апостол Пётр. 1405. Фрагмент
Цикл деталей икон деисусного чина иконостаса
Благовещенского собора Московского Кремля

Иоанн Креститель. 1405. Фрагмент
Цикл деталей икон деисусного чина иконостаса
Благовещенского собора Московского Кремля

Богоматерь. 1405. Фрагмент
Цикл деталей икон деисусного чина иконостаса
Благовещенского собора Московского Кремля

Апостол Павел. 1405. Фрагмент
Цикл деталей икон деисусного чина иконостаса
Благовещенского собора Московского Кремля

Василий Великий. 1405. Фрагмент
Цикл деталей икон деисусного чина иконостаса
Благовещенского собора Московского Кремля

Иоанн Златоуст. 1405. Фрагмент
Цикл деталей икон деисусного чина иконостаса
Благовещенского собора Московского Кремля

Пророк Гедеон. 1405
Цикл деталей икон деисусного чина иконостаса
Благовещенского собора Московского Кремля

Спас в силах. 1405
Цикл деталей икон деисусного чина иконостаса
Благовещенского собора Московского Кремля

Какую память о себе оставил потомкам великий Феофан Грек? Иконы. По одной из существующих версий, сохранившийся до наших дней иконостас Благовещенского собора Московского Кремля был первоначально написан для Успенского собора в Коломне. А после пожара 1547 года был перенесен в Кремль. В том же соборе находилась «Богоматерь Донская», икона со своей биографией. Являясь одним из многих модификаций «Умиления» (другое название – «Радость всех радостей»), образ овеян легендой о своей удивительной помощи в победе, одержанной войском великого князя Дмитрия над полчищами Золотой Орды в 1380 году. После Куликовской битвы и князь, и икона-покровительница получили приставку «Донской» и «Донская». Сам образ двухсторонний – с обратной стороны существует «Успение Богоматери». Бесценный шедевр хранится в Третьяковской галерее. Проведено много анализов, и можно утверждать, что ее автор, безусловно, Феофан Грек. Иконы «Четырехзначная» и «Иоанн Предтеча – Ангел пустыни с житием» принадлежат мастерской иконописца, но его личное авторство оспаривается. К работам мастеров его школы можно отнести икону довольно больших размеров, написанную в 1403 году – «Преображение».

Преображение Господне, 1403
Государственная Третьяковская Галерея

Успение Богоматери, XIV век
Государственная Третьяковская Галерея

Богоматерь Донская. Около 1392
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Охра и белила, земля и свет -- при помощи всего двух цветов изобразил аскетов столпников Феофан Грек. Накануне 14 сентября, дня памяти прп. Симеона Столпника, о фресках новгородского храма Преображения Господня на Ильине Улице рассказывает Ирина ЯЗЫКОВА


Прп. Симеон Столпник, Симеон Дивногорец, Алипий Столпник. Феофан Грек, фреска храма Преображения Господня на Ильине улице в Новгороде, 1378 г.

Преподобный Симеон Столпник (ум. 459) считается основоположником столпничества, как особой формы монашеского подвига, которое зародилось в Сирии. Житие святого, написанное его учеником Антонием, начинается со слов: «Новое и чудное таинство совершилось в наши времена». А далее читаем: «О такой жизни Симеона услыхали святые отцы, жившие в пустынях, и удивлялись его необычайным подвигам, ибо никто еще не изобретал себе такого жития, чтобы стоять на столпе. Желая же испытать его, послали сказать ему: “Отчего не идешь ты путем отцов наших, но изобрел другой — новый? Сойди со столпа и последуй житию древних пустынников”». Многие считали это причудой и предрекали, что недолго Симеон выдержит такую жизнь. Однако подвижник провел на столпе 37 лет в посте и молитве.

Преп. Симеон прославился и другими подвигами: был пламенным проповедником, толпы собирались у подножия его столпа, все хотели послушать его пророческое слово, он имел дар исцелять душевные и телесные недуги, предвидел будущее.

Блаженный Феодорит Кирский, современник и свидетель подвигов преподобного, писал: «Знаменитого Симеона — это великое чудо вселенной — знают все подвластные Римской державы: узнали о нем и персы, и мидяне, и эфиопы; распространившаяся молва о его трудолюбии и любомудрии долетела даже до скифских кочевников. Но я, даже имея свидетелями, как говорится, всех людей вселенной, которые подтвердят мое слово о подвигах святого, боюсь, однако, чтобы мое повествование не показалось потомкам невероятным и чуждым истине. Ибо то, что было с Симеоном, превышает человеческое естество».

В Калад Симан, где подвизался св. Симеон, был построен храм, ставший местом массового паломничества. Изображения его стали распространяться уже с конца V — начала VI века, то есть, после кончины святого. Их можно найти в росписях храмов и на иконах по всему православному миру. Но, пожалуй, наиболее яркий и глубокий образ мы находим у Феофана Грека, византийского мастера, приехавшего на Русь в конце XIV века. Его росписи сохранились в церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде.

Помимо основного объема Феофан расписал этом храме небольшое пространство на хорах, т.н. Троицкую камеру, предназначенную для индивидуальной молитвы. На восточной стене камеры он изобразил Св. Троицу («Гостеприимство Авраама»), а по стенам, с трех сторон, столпников и пустынников, среди которых мы видим и преп. Симеона Столпника. Феофан представил здесь целый ряд великих подвижников, которые в молитве предстоят Святой Троице.

Живопись новгородского храма очень необычна, она исполнена всего двумя красками: охрой и белилами. Этим мастер как бы сводит все многообразие мира к дихотомии глины (охра, краска делающаяся из глины) как цвета земли и белого цвета, символизирующего свет. Это также оппозиция плоти и духа, тварного и нетварного, человеческого и божественного.

В образах подвижников, прежде всего, показана напряженная работа Духа, сосредоточение на самом главном: стяжании благодати, уход от мирского, вхождение в пространство Божественного присутствия. Святые написаны темпераментно, почти эскизно, с необычной для средневековья смелостью и ощутимой динамикой: кажется, что активность белого цвета нарастает от образа к образу.

Симеон Столпник представлен на высоком каменном столпе, увенчанном круглой чашеобразной формой. Возникающая ассоциация с чашей не случайна: подвижник, взойдя на столп, полностью отдает себя Богу. Яркие вспышки света, ложащиеся энергичными белильными мазками на одежду, волосы, лик, руки, показывают, что святой вступает в непреступный свет.

Он весь внутри потока Божественных энергий, сходящих на него свыше. Белые блики на его одежде напоминают острые молнии, стрелами вонзающиеся в ветхую плоть. Руки Симеона выставлены вперед, на кончиках пальцев мы видим энергичные мазки белил — словно он касается света, ощущает его физически. В раскрытых глазах нет зрачков, в глазницах изображены белиль¬ные движки: святой видит свет, он наполнен этим светом, он им живет.

Рядом с Симеоном Столпником Феофан Грек изобразил и других великих подвижников: Симеона Дивногорца, Алипия Столпника, Иоанна Лествичника, Макария Египетского и других святых, в разное время и в разных местах подвизавшихся в молитве и аскезе. Собранные вместе, по мысли Феофана, они должны явить красоту монашеского подвига, высоту духовного делания, наглядно показать обожение, то есть, такую полноту жизни в Боге, когда святой становится вместилищем божественной благодати, преображается Святым Духом, соединяется с Богом.

Сам Феофан Грек, хотя и не был монахом, но хорошо понимал суть подвига Симеона и других подвижников. Он принадлежал к исихастам (от греч. «исихия» — молчание, уединение), последователем духовного движения, сформировавшегося в православных монастырях Афона и Синая, а в XIV веке захватившего и мирян. Принципы исихазма были богословски осмысленны и сформулированы свт. Григорием Паламой, который учил, что посредством божественных энергий Бог, мир и человек взаимосвязаны, а потому человек имеет возможность стать непосредственно причастным божественной жизни, стать «Богом по благодати».


"Преславный мудрец, философ зело хитрый. книги изограф нарочитый и среди иконопис цев, отменный живописец ", - так характеризует Феофана Грека талантливый писатель, его современник, монах Епифаний Премудрый.
Великий живописец русского средневековья Феофан был родом из Византии, почему и получил прозвище Грека. Наиболее вероятной датой рождения художника считаются 30-е годы XIV века.

Спас Вседержитель. Роспись купола церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде Великом. Феофан Грек. 1378

На Русь Феофан приезжает в возрасте 35-40 лет. К этому времени он расписал сорок кам енных церквей в Константинополе, Халкидоне и Галате. Из Византии мастер перебрался в богатую ту пору генуэзскую колонию Кафу (Феодосия) , а оттуда - в Новгород.


На Руси, переживавшей период подъема, связанного с началом активной борьбы за освобождение и объединение русских земель вокруг Москвы, Феофан нашел плодотворную почву для развития могучего творческого дара. Его глубоко оригинальное искусство, идущее от византийских традиций, развивается в тесном взаимодействии с русской культурой.

«Столпник Симеон Старший». Фреска в Церкви Преображения, Новгород.

Первая работа, выполненная Феофаном Греком на Руси, - фрески одного из замечательных храмов Новгорода Великого - церкви Спаса Преображения на Ильине улице, построенной в 1374 году. Над фресками этой церкви он работал летом 1378 года по заказу боярина Василия Даниловича и горожан с Ильиной улицы.
Фрески сох ранились частично. В куполе изображен Пантократор (Христос-судия), окруженный четырьмя серафимами. В простенках - фигуры праотцев: Адама, Авеля, Ноя, Сира, Мельхиседека, Еноха, пророка Ильи и Иоанна Предтечи, а в камере - личной молельне заказчика - пять столпников, "Троица", медальоны с изображениями Иоанна Лествичника, Агафона, Акакия и фигуры Макария.

Вид южной стены с изображением трех Столпников

Феофан Грек. «Троица Ветхозаветная». Фреска. 1378 г. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице. Новгород

Каждому из святых Феофан Грек дает глубоко индивидуальную сложную психологическую характеристику. В то же время и гневный могучий Пантократор, и мудрый величавый Ной, и сумрачный Адам, и грозный пророк Илья, и самоуглубленные столпники имеют нечто о бщ ее - это люди могучего духа, стойкого характера, люди, терзаемые противоречи ями, за внешним спокойствием которых кроется жестокая борьба с обуревающими человека страстями.

Ветхозаветная Троица. Фрагмент фрески в Церкви Преображения

Даже в композиции "Троицы" нет умиротворенности. В образах ангелов не ощущается юношеской мягкости. Их прекрасные лица полны суровой отрешенности. Особенно выразительна фигура центрального ангела. Внешняя неподвижность, статичность еще более подчеркивают внутреннюю напряженность. Распростертые крылья как бы осеняют двух других ангелов, объединяя композицию в целом, придавая ей особую строгую завершенность и монументальность.



Программа рассказывает о творчестве великого русского иконописца Феофана Грека и особенно о его иконе "Успение", в которой художник решительно преобразовал иконописный канон. Икона эта двусторонняя - на одной ее стороне написан сюжет Успения Божьей Матери, а на другой - образ Богоматери с младенцем Христом. Эта икона, относящаяся к типу "Умиление", получила название "Богоматерь Умиление Донская"


Успение Богоматери, XIV век


В обр азах Феофана - огромная сила эмоционального воздействия, в них звучит трагический пафос. Острый драматизм присутствует и в самом живописном языке мастера. Манера письма Феофана резкая, стремительная, темпераментная. Он прежде всего живописец и фигуры лепит энергичными, смелыми мазками, накладывая яркие блики, что придает лицам трепетность, подчеркивает напряженность выражения. Цветовая гамма, как правило, лаконична, сдержанна, цвет - насыщенный, весомый, а ломкие острые линии, сложный ритм композиционного построения еще более усиливают общую экспрессивность образов. Росписи Феофана Грека созданы на основе знания жизни, психологии человека. В них заложен глубокий фило софский смысл, ощущаются проницательный ум и страстный темперамент а втора.

Преображение Го сподне, 1403

Не случайно современников поражали оригинальность мышления великого живописца, свободный полет его творческой фантазии. "Когда он все это изображал или писал, никто не видел, чтобы он когда-либо взирал на образцы, как это делают некоторые наши иконописцы, которые в недоумении постоянно в них всматриваются, глядя туда и сюда, и не столько пишут красками, сколько смотрят на образцы. Он же, казалось, руками пишет роспись, а сам беспрестанно ходит, беседует с приходящими и умом обдумывает высокое и мудрое, чувственными же очами разумными разумную видит доброту".
Фрески Спаса Преображения - ценный памятник монументального искусства Новгорода, они повл ияли на творчество многих живописцев. Наиболее близки к ним росписи церквей Федора Стратила та и Успения на Волотовом поле, вероятно, выполненные учениками Феофана.

Архангел Михаил. Цикл деталей икон деисусного чина иконостаса
Благовещенского собора Московского Кремля. 1 405

В Новгороде Феофан Грек , по-видимому, прожил довольно долго, затем, работал некоторое время в Нижнем Новгороде, затем приехал в Москву. Об этом периоде творчества мастера сохранилось больше сведений. Вероятно, Феофан имел собственную мастерскую и заказы выполнял с помощью учеников. Упоминаемые в летописях работы охватывают десять лет. За время с 1395 по 1405 мастер расписал три кремлевских храма: церковь Рождества Богородицы (1395), Архангельский собор (1399), Благовещенский собор (1405) , и кроме того, выполнил некоторые зак азы: фрески терема великого князя Василия Дмитриевича и дворца князя Владимира Андреевича Храброго (двоюродный брат Дмитрия Донского). Из всех работ сохранился только иконостас Благовещенского собора в Кремле, созданный в содружестве с Андреем Рублевым и "старцем Прохором с Городца".


Рублев работал над иконами, изображающими праздники. Феофану Греку принадлежит большинство икон деисусного ряда: "Спас", "Богоматерь", "Иоанн Предтеча", "Архангел Гавриил", "Апостол Павел", "Иоанн Златоуст", "Василий Великий".

Однако иконостас имеет общий замысел, строго гармоническую композицию, связанную единым ритмом. В центре изображен грозный судия - Спас, восседающий на троне; с обеих сторон к нему подходят святые, которые молят Христа за грешное человечество. Как и прежде, святые Феофана - могучие и каждый индивидуален в своем облике. Но все же в их образах появились новые качества: они более сдержанны, величавы. Больше тепла в образе богоматери, мягкости - в архангеле Гаврииле, спокойствия - в мудром апостоле Павле.

Архангел Гавриил. 1405

Иконы отличаются исключительной монументальностью. Фигуры четким силуэтом выделяются на сияющем золотом фоне, напряженно звучат лаконичные, обобщенно-декоративные краски: белоснежный хитон Христа, бархатисто-синий мафорий богоматери, зеленые одежды Иоанна. И хотя в иконах Феофан сохраняет живописную манеру своих росписей, линия становится четче, проще, сдержанней.
В работе над убранством Благовещенского собора встретились два великих мастера древней Руси, по-своему выразившие в искусстве полную драматических столкновений эпоху. Феофан - в трагических, титанических образах, Рублёв - в гармонически-светлых, воплотивших мечту о мире и согласии между людьми. Именно эти два мастера были создателями классической формы русского иконостаса.

Работа в соборе была закончена за один год. Неизвестно, как сложилась в дальнейшем судьба Феофана Грека, какими были его последующие работы. Ученые предполагают, что Феофан работал как миниатюрист. Некоторые из них считают, что миниатюры двух знаменитых рукописных памятников древней Руси - Евангелия Кошки и Евангелия Хитрово - выполнены в мастерской Феофана, возможно, по его замыслу. Где мастер провел последние годы жизни, - неизвестно. Умер он, вероятно, между 1405 - 1415 годами, так как из письма Епифания Премудрого становится известным, что в 1415 году великого живописца уже не было в живых.

Византийский мастер нашел на Руси вторую родину. Его страстное, вдохновенное искусство было созвучно мироощущению русских людей, оно оказало плодотворное влияние на современных Феофану и последующие поколения русских художников.


Почему Феофан Грек покинул Византию? Что он нашел на Руси? На Руси для него открылось широчайшее поле деятельности, которое он уже не мог обрести в быстро нищавшей Византии. И есть основания полагать, что Феофан эмигрировал из Константинополя не случайно. Он бежал в Россию от надвигавшейся “академической” реакции, так как она шла вразрез с его индивидуальными вкусами и устремлениями. С другой стороны, смелое вхождение Феофана в новгородскую школу живописи явилось для нее живительной встряской. Вырываясь из византийского застоя, гений Феофана будил в русской живописи волю к раскрепощению, к свободному выявлению собственной динамичности, собственного темперамента. Аскетическая суровость его образов не могла привиться на русской почве, но их психологическая многогранность отвечала стремлению новгородских художников передать внутренний мир человека, а живописность Феофановских композиций открывала новые горизонты их вдохновенному мастерству.

Таким образом, переход Феофана Грека из Византии на Русь имеет глубокое символическое значение. Это как бы эстафета искусства, передача светлого его факела из костенеющих старческих рук в руки молодые и крепкие.

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal



Посмотрели пару новгородских храмов и православную живопись великого мастера.
Также открытием для меня оказались такие древние песонажи, забирающиеся на столбы, и сидящие там годами)



Церковь Спаса Преображения (1374 год), здесь находятся фрески Феофана Грека.
Роспись этой церкви - единственно достоверно известное произведение учителя Андрея Рублева и основателя своей школы религиозной живописи. По этому к храму особое отношение, чтобы не разрушить роспись, сюда не пускают в дождь и снег, одна девочка 6 раз приезжала в Новгород, но ни разу ей не удалось посмотреть эти шедевры.
А нам повезло, когда мы проезжали мимо снег неожиданно прекратился и мы смогли попасть в храм, удивительно что когда вышли, снег снова пошел.



Я зашел и посмотрел наверх. С купола, как с небес на тебя взирает суровый, пронизывающий взгляд Иисуса, как бы говорящий "Я вижу тебя на сквозь, я знаю все..", в этом и заключается идея, но как сильно, удалось воплотить ее автору.
Изображение опоясывает надпись «. с небес призрел Господь на землю, чтобы услышать стон узников, разрешить сынов смерти, дабы возвещали на Сионе имя Господне. ».



Переходная зона от вершины купола к световому барабану расписана чередующимися изображениями четырех архангелов и четырех серафимов. Они одеты в парадные дивитисии, украшенные лорами, и короткие боевые плащи. В правой руке они держат мерила, а в левой - большие сферы.
Это цвет небесного воинства - гвардия, которой поручено охранять престол Вседержителя и служить посредником между небесной властью и родом человеческим.




Поднимаемся в личную молельню боярина Василия Даниловича оплатившего роспись,



И видим там еще несколько фресок в экспрессивном стиле.
"Три Столпника"
Феофан Грек вдохновлялся мистическим учением исихазма (hesychia - «покой», «безмолвие», «отрешенность» (гр.))
Движением в православии, в котором путь к божественному свету открывается через медитацию.
Ибо «Царство Божие внутрь человека есть»
Столпники отрешались от мира, уходили из цивилизации в лес, горы и медитировали на столбах.
Основателем столпничества христианская традиция считает сирийского монаха Симеона Столпника,
воздвигавшегося на столпе более 30 (!) лет.
К нему стекались толпы верующих за советом и наставлением, писали письма императоры, почитавшие его как святого.
Но это еще не все, есть некий Алипий, основавший на месте заброшенного языческого кладбища церковь, рядом с которой под открытым небом соорудил себе из старинной колонны столп, и тусовавшийся на столпе 53 года.
Причем за 14 лет до смерти святой не смог больше стоять и из-за болезни ног лежал на столпе на боку, безропотно перенося тяжкие страдания и смиренно благодаря Бога.
Постепенно около столпа возникли два монастыря: мужской и женский.
Но не все было так гладко, местные язычники попытались прогнать Алипия и сподвижников со своего кладбища, но по утверждению жития, побежденные молитвой и стойкостью святого, они навсегда покинули это место.
Столпники были разные, вот например Преподобный Никита Переяславский выкопал себе подземный столп-пещеру.



Современников особенно поражал в Феофане дар сочинять, рисовать от себя, без помощи образцов, в отличие от других иконописцев "не столько пишущих красками, сколько старающихся всматриваться в копируемый оригинал".
Он писал свободно, легко и быстро, словно играя кистью. Ему ничего не стоило беседовать во время работы со всеми приходящими. Так же 100 лет спустя, производил столь сильное впечатление Леонардо.


Далее мы поехали смотреть в еще более древнюю церковь "Спаса на Нередице" 1198 г. рядом с
Рюриковым Городищем, в ней сохранились фрагменты оригинальной росписи которые посмотрим в следующий раз, она и снаружи хороша и стоит на противоположном берегу от того места где как говорят высадился Рюрик на земли русские.

4 декабря православные верующие отмечают один из важнейших церковных праздников – Введение во храм П.

ГДЕ ТЕПЕРЬ ЗАСТРАХОВАНЫ ПО ОМС 1,6 млн КЛИЕНТОВ АО «СГ «СПАССКИЕ ВОРОТА-М»? .

Прощенное Воскресенье: как просить прощение. Последний день Сыропустной недели называется.

Как правильно располагать иконы в доме. Иконы есть почти в каждом доме, за исключением сем.

Священник погиб при пожаре в монастыре в Прикамье Храм и основные постройки монастыря удалось отс.

-Поиск по дневнику

-Статистика

Великий иконописец Феофан Грек (около 1337 - после 1405)


"Преславный мудрец, философ зело хитрый. книги изограф нарочитый и среди иконопис цев, отменный живописец ", - так характеризует Феофана Грека талантливый писатель, его с овременник, монах Епифаний Премудрый.
Великий живописец русского средневековья Феофан был родом из Византии, почему и получил прозвище Грека. Наиболее вероятной датой рождения художника считаются 30-е годы XIV века.

Спас Вседержитель. Роспись купола церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде Великом. Феофан Грек. 1378

На Русь Феофан приезжает в возрасте 35-40 лет. К этому времени он расписал сорок кам енных церквей в Константинополе, Халкидоне и Галате. Из Византии мастер перебрался в богатую ту пору генуэзскую колонию Кафу (Феодосия) , а оттуда - в Новгород.


На Руси, переживавшей период подъема, связанного с началом активной борьбы за освобождение и объединение русских земель вокруг Москвы, Феофан нашел плодотворную почву для развития могучего творческого дара. Его глубоко оригинальное искусство, идущее от византийских традиций, развивается в тесном взаимодействии с русской культурой.

«Столпник Симеон Старший». Фреска в Церкви Преображения, Новгород.

Первая работа, выполненная Феофаном Греком на Руси, - фрески одного из замечательных храмов Новгорода Великого - церкви Спаса Преображения на Ильине улице, построенной в 1374 году. Над фресками этой церкви он работал летом 1378 года по заказу боярина Василия Даниловича и горожан с Ильиной улицы.
Фрески сох ранились частично. В куполе изображен Пантократор (Христос-судия), окруженный четырьмя серафимами. В простенках - фигуры праотцев: Адама, Авеля, Ноя, Сира, Мельхиседека, Еноха, пророка Ильи и Иоанна Предтечи, а в камере - личной молельне заказчика - пять столпников, "Троица", медальоны с изображениями Иоанна Лествичника, Агафона, Акакия и фигуры Макария.

Вид южной стены с изображением трех Столпников

Феофан Грек. «Троица Ветхозаветная». Фреска. 1378 г. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице. Новгород

Каждому из святых Феофан Грек дает глубоко индивидуальную сложную психологическую характеристику. В то же время и гневный могучий Пантократор, и мудрый величавый Ной, и сумрачный Адам, и грозный пророк Илья, и самоуглубленные столпники имеют нечто о бщ ее - это люди могучего духа, стойкого характера, люди, терзаемые противоречи ями, за внешним спокойствием которых кроется жестокая борьба с обуревающими человека страстями.

Ветхозаветная Троица. Фрагмент фрески в Церкви Преображения

Даже в композиции "Троицы" нет умиротворенности. В образах ангелов не ощущается юношеской мягкости. Их прекрасные лица полны суровой отрешенности. Особенно выразительна фигура центрального ангела. Внешняя неподвижность, статичность еще более подчеркивают внутреннюю напряженность. Распростертые крылья как бы осеняют двух других ангелов, объединяя композицию в целом, придавая ей особую строгую завершенность и монументальность.



Программа рассказывает о творчестве великого русского иконописца Феофана Грека и особенно о его иконе "Успение", в которой художник решительно преобразовал иконописный канон. Икона эта двусторонняя - на одной ее стороне написан сюжет Успения Божьей Матери, а на другой - образ Богоматери с младенцем Христом. Эта икона, относящаяся к типу "Умиление", получила название "Богоматерь Умиление Донская"


Успение Богоматери, XIV век


В обр азах Феофана - огромная сила эмоционального воздействия, в них звучит трагический пафос. Острый драматизм присутствует и в самом живописном языке мастера. Манера письма Феофана резкая, стремительная, темпераментная. Он прежде всего живописец и фигуры лепит энергичными, смелыми мазками, накладывая яркие блики, что придает лицам трепетность, подчеркивает напряженность выражения. Цветовая гамма, как правило, лаконична, сдержанна, цвет - насыщенный, весомый, а ломкие острые линии, сложный ритм композиционного построения еще более усиливают общую экспрессивность образов. Росписи Феофана Грека созданы на основе знания жизни, психологии человека. В них заложен глубокий фило софский смысл, ощущаются проницательный ум и страстный темперамент а втора.

Преображение Го сподне, 1403

Не случайно современников поражали оригинальность мышления великого живописца, свободный полет его творческой фантазии. "Когда он все это изображал или писал, никто не видел, чтобы он когда-либо взирал на образцы, как это делают некоторые наши иконописцы, которые в недоумении постоянно в них всматриваются, глядя туда и сюда, и не столько пишут красками, сколько смотрят на образцы. Он же, казалось, руками пишет роспись, а сам беспрестанно ходит, беседует с приходящими и умом обдумывает высокое и мудрое, чувственными же очами разумными разумную видит доброту".
Фрески Спаса Преображения - ценный памятник монументального искусства Новгорода, они повл ияли на творчество многих живописцев. Наиболее близки к ним росписи церквей Федора Стратила та и Успения на Волотовом поле, вероятно, выполненные учениками Феофана.

Архангел Михаил. Цикл деталей икон деисусного чина иконостаса
Благовещенского собора Московского Кремля. 1 405

В Новгороде Феофан Грек , по-видимому, прожил довольно долго, затем, работал некоторое время в Нижнем Новгороде, затем приехал в Москву. Об этом периоде творчества мастера сохранилось больше сведений. Вероятно, Феофан имел собственную мастерскую и заказы выполнял с помощью учеников. Упоминаемые в летописях работы охватывают десять лет. За время с 1395 по 1405 мастер расписал три кремлевских храма: церковь Рождества Богородицы (1395), Архангельский собор (1399), Благовещенский собор (1405) , и кроме того, выполнил некоторые зак азы: фрески терема великого князя Василия Дмитриевича и дворца князя Владимира Андреевича Храброго (двоюродный брат Дмитрия Донского). Из всех работ сохранился только иконостас Благовещенского собора в Кремле, созданный в содружестве с Андреем Рублевым и "старцем Прохором с Городца".


Рублев работал над иконами, изображающими праздники. Феофану Греку принадлежит большинство икон деисусного ряда: "Спас", "Богоматерь", "Иоанн Предтеча", "Архангел Гавриил", "Апостол Павел", "Иоанн Златоуст", "Василий Великий".

Однако иконостас имеет общий замысел, строго гармоническую композицию, связанную единым ритмом. В центре изображен грозный судия - Спас, восседающий на троне; с обеих сторон к нему подходят святые, которые молят Христа за грешное человечество. Как и прежде, святые Феофана - могучие и каждый индивидуален в своем облике. Но все же в их образах появились новые качества: они более сдержанны, величавы. Больше тепла в образе богоматери, мягкости - в архангеле Гаврииле, спокойствия - в мудром апостоле Павле.

Архангел Гавриил. 1405

Иконы отличаются исключительной монументальностью. Фигуры четким силуэтом выделяются на сияющем золотом фоне, напряженно звучат лаконичные, обобщенно-декоративные краски: белоснежный хитон Христа, бархатисто-синий мафорий богоматери, зеленые одежды Иоанна. И хотя в иконах Феофан сохраняет живописную манеру своих росписей, линия становится четче, проще, сдержанней.
В работе над убранством Благовещенского собора встретились два великих мастера древней Руси, по-своему выразившие в искусстве полную драматических столкновений эпоху. Феофан - в трагических, титанических образах, Рублёв - в гармонически-светлых, воплотивших мечту о мире и согласии между людьми. Именно эти два мастера были создателями классической формы русского иконостаса.

Работа в соборе была закончена за один год. Неизвестно, как сложилась в дальнейшем судьба Феофана Грека, какими были его последующие работы. Ученые предполагают, что Феофан работал как миниатюрист. Некоторые из них считают, что миниатюры двух знаменитых рукописных памятников древней Руси - Евангелия Кошки и Евангелия Хитрово - выполнены в мастерской Феофана, возможно, по его замыслу. Где мастер провел последние годы жизни, - неизвестно. Умер он, вероятно, между 1405 - 1415 годами, так как из письма Епифания Премудрого становится известным, что в 1415 году великого живописца уже не было в живых.

Византийский мастер нашел на Руси вторую родину. Его страстное, вдохновенное искусство было созвучно мироощущению русских людей, оно оказало плодотворное влияние на современных Феофану и последующие поколения русских художников.


Почему Феофан Грек покинул Византию? Что он нашел на Руси? На Руси для него открылось широчайшее поле деятельности, которое он уже не мог обрести в быстро нищавшей Византии. И есть основания полагать, что Феофан эмигрировал из Константинополя не случайно. Он бежал в Россию от надвигавшейся “академической” реакции, так как она шла вразрез с его индивидуальными вкусами и устремлениями. С другой стороны, смелое вхождение Феофана в новгородскую школу живописи явилось для нее живительной встряской. Вырываясь из византийского застоя, гений Феофана будил в русской живописи волю к раскрепощению, к свободному выявлению собственной динамичности, собственного темперамента. Аскетическая суровость его образов не могла привиться на русской почве, но их психологическая многогранность отвечала стремлению новгородских художников передать внутренний мир человека, а живописность Феофановских композиций открывала новые горизонты их вдохновенному мастерству.

Таким образом, переход Феофана Грека из Византии на Русь имеет глубокое символическое значение. Это как бы эстафета искусства, передача светлого его факела из костенеющих старческих рук в руки молодые и крепкие.

Читайте также: