Этюд угла дома с окном части крыши с чердачным окном

Обновлено: 05.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ»,

Предметная область

ПО.ОЗ. ПЛЕНЭРНЫЕ ЗАНЯТИЯ

по учебному предмету

ПО.03.УП.01. ПЛЕНЭР

с. Речицы 201 9 г.

Структура программы учебного предмета

Пояснительная записка

Программа учебного предмета «Пленэр» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области изобразительного искусства «Живопись», «Декоративно-прикладное творчество».

Программа «Пленэр» тесно связана с программами по композиции, рисунку, живописи.

В заданиях по пленэру используются композиционные правила (передача движения, покоя, золотого сечения), приемы и средства композиции (ритм, симметрия и асимметрия, выделение сюжетно-композиционного центра, контраст, открытость и замкнутость, целостность), а также все виды рисунка: от быстрого линейного наброска, кратковременных зарисовок до тонового рисунка. В рисовании растительных и архитектурных мотивов применяются знания и навыки построения объемных геометрических форм: куба, параллелепипеда, шара, конуса, пирамиды.

При выполнении живописных этюдов используются знания основ цветоведения, навыки работы с акварелью, умения грамотно находить тоновые и цветовые отношения.

Данная программа реализуется как в условиях города, так и в условиях сельской местности.

Срок реализации учебного предмета

При реализации программ «Живопись» и «Декоративно-прикладное творчество» с нормативными сроками обучения 8 (9) лет учебный предмет «Пленэр» осваивается 5 (6) лет с четвёртого класса.

Т.п. – творческий просмотр

Содержание учебного предмета и годовые требования для дополнительного года обучения по учебному предмету «Пленэр» образовательное учреждение разрабатывает самостоятельно.

Занятия пленэром могут проводиться рассредоточено в различные периоды учебного года, а также - одну неделю в июне месяце. Самостоятельная работа проводится в счет резервного времени.

Объем учебного времени, отводимого на занятия пленэром, составляет по 28 часов в год, самостоятельная работа (домашнее задание) может составлять 21 час в год.

Форма проведения учебных занятий

Занятия по предмету «Пленэр» осуществляются в форме мелкогрупповых практических занятий (численностью от 4 до 10 человек) на открытом воздухе. В случае плохой погоды уроки можно проводить в краеведческом, зоологическом, литературном и других музеях, где учащиеся знакомятся с этнографическим материалом, делают зарисовки бытовой утвари, наброски чучел птиц и животных.

Цели учебного предмета:

художественно-эстетическое развитие личности ребенка, раскрытие творческого потенциала, приобретение в процессе освоения программы художественно-исполнительских и теоретических знаний;

воспитание любви и бережного отношения к родной природе;

подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения.

Задачи учебного предмета:

приобретение знаний об особенностях пленэрного освещения;

развитие навыков построения линейной и возду шн ой перспективы в пейзаже с натуры;

приобретение навыков работы над этюдом (с натуры растительных и архитектурных мотивов), фигуры человека на пленэре;

формирование умений находить необходимый выразительный метод (графический или живописный подход в рисунках) в передаче натуры.

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

словесный (объяснение, беседа, рассказ);

наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений).

Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.

Обоснование структуры программы учебного предмета

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

распределение учебного материала по годам обучения;

описание дидактических единиц;

требования к уровню подготовки обучающихся;

формы и методы контроля, система оценок;

методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Содержание учебного предмета

При рисовании с натуры в условиях пленэра учащимися осуществляется активная исследовательская деятельность, изучается окружающий мир, отрабатываются навыки работы с материалом, закладываются основы профессионального ремесла.

Обучение происходит, главным образом, как решение задач по композиции, рисунку и живописи. Вид учебной деятельности должен быть разнообразным: обучение по наглядным образцам и практическая работа с натуры, в которой половина времени отводится на графику, половина - на живопись. Техника исполнения и формат работ обсуждаются с преподавателем.

Темы в программе повторяются с постепенным усложнением целей и задач на каждом году обучения.

Учащиеся первого года (4-й класс) обучения по учебному предмету «Пленэр» приобретают первоначальные навыки передачи солнечного освещения, изменения локального цвета, учатся последовательно вести зарисовки и этюды деревьев, неба, животных, птиц, человека, знакомятся с линейной и воздушной перспективой, изучают произведения художников на выставках, в музеях, картинных галереях, по видеофильмам и учебной литературе в библиотеке школы.

Учащиеся третьего года (6-й класс) обучения развивают навыки и умения в выполнении пейзажей на состояние с решением различных композиционных приемов, рисуют более сложные архитектурные фрагменты и сооружения в линейной и воздушной перспективе, пишут натюрморты, используя широкий спектр цветовых оттенков, совершенствуют технические приемы работы с различными художественными материалами.

Учащиеся четвертого года (7-й класс) обучения решают более сложные задачи на создание образа, развивают умения и навыки в выполнении пейзажа в определенном колорите, передаче точных тональных и цветовых отношений в натюрмортах на пленэре, самостоятельно выбирают выразительные приемы исполнения.

Учащиеся шестого года (9-й класс) обучения при реализации предпрофессиональных программ «Живопись» и «Декоративно-прикладное творчество» с нормативным сроком обучения 9 лет решают сложные задачи на создание образа, развивают умения и навыки работы с подготовительным материалом для станковых композиций, выполняют многоплановые пейзажи с различными архитектурными постройками и группами людей, самостоятельно выбирают различные приемы работы с художественными материалами.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Тема 6. Линейная перспектива ограниченного пространства. (4 часа)

Цели: Знакомство с визуальным изменением размера предметов в пространстве на примере городского дворика.

Задачи: Определение горизонта, изучение закономерности визуальных сокращений пространственных планов.

Практическая работа: Зарисовка крыльца с порожками. Этюд угла дома с окном, части крыши с чердачным окном.

Материал. Карандаш, гелиевая ручка, маркер, акварель.

для преподавателя: работы учащихся прежних лет.

для учащихся: бумага, простой карандаш М, М2, ластик, зажим-прищепка, акварель, маркер, гелиевая ручка.

Показ преподавателем практических приемов;

1. Выполнение предварительного графического рисунка ;

2. Тональный разбор работы;

3. Подведение итогов;

Просмотр, обсуждение и оценивание детских работ вместе с учащимися.

I. Организационный момент.

III. Введение в тему урока.

Сюжетом для пейзажа художнику может послужить что угодно, даже заброшенный полуразвалившийся дом.

Для художника естественна тяга ко всему необычному, привлекательному и красивому, однако бывает полезно написать время от времени и какой-нибудь самый обычный, или даже неприглядный предмет. Это развивает глаз, воображение, побуждает к творческому применению самых разнообразных технических приемов.

Сюжет этой картины только на первый взгляд может показаться непривлекательным. На самом деле для художника подобные предметы интересны своей фактурой, а также тем, что дают возможность поупражняться в изменении цветовой гаммы и применить намеренные искажения форм и пространства.
Примером может служить вот этот полуразвалившийся домишко — ничем не примечательный, как, впрочем, и окружающий его пейзаж.
Даже освещение на этой фотографии выглядит каким-то плоским и сероватым. И все же, присмотревшись внимательнее, художник найдет здесь для себя немало интересных форм и фактур. Так, например, обнаружится, что крыша и трубы слегка перекошены в перспективе, выщербленные стены покрыты интересной по фактуре плесенью, и так далее.

Для того чтобы передать атмосферу этого заброшенного, словно погруженного в глубокий сон, уголка, наш художник решил использовать технику «влажным но сухому» в сочетании с техникой «влажным по влажному». Вы, в свою очередь, можете самостоятельно углубить тональные контрасты на этой картине, намеренно усилив для этого ее освещенность.

1 Делаем набросок и увлажняем участок неба

hello_html_4b65af8d.jpg

Возьмите карандаш и набросайте контуры дома. Соблюдайте при этом правила построения перспективы. Наметьте также окружающие дом деревья и отдельные детали переднего плана. Обмакните кисть №11 в чистую воду и увлажните весь участок неба, начиная от верхнего края крыши и вершин деревьев. Подождите, чтобы бумага немного подсохла. Если начать наносить краски на мокрую бумагу, они будут растекаться слишком сильно.

2 Пишем небо

hello_html_m1e87de69.jpg

Разведите синий кобальт и начните писать небо. Наносите краски, начиная от края крыши и деревьев, диагональными мазками кисти, направленными к верхнему краю листа бумаги. Диагональные линии создадут эффект движения на небе. Когда краска высохнет, вы увидите, что у крыши и верхушек деревьев небо светлое, а его цвет становится более интенсивным по мере приближения к правому верхнему краю листа бумаги. Этот прием позволяет создать иллюзию пространства.

3 Наносим тень под облаками

hello_html_7276e3c.jpg

Влажную краску промокните в нескольких местах скомканной бумажной салфеткой, чтобы наметить таким способом плывущие по небу облака. Добавив к синему кобальту немного кармина, смешайте пурпурно-серую краску. Обозначьте нижний край облаков короткими зигзагообразными мазками кисти. При этом краска будет мягко растекаться по все еще влажной бумаге, придавая живость и естественность очертаниям облаков.

4 Добавляем световые блики на облаках

hello_html_288f9563.jpg

Нанесите на верхние края облаков сильно разведенную сырую сиену так, чтобы краска растеклась по влажной бумаге. Когда эта размывка высохнет, ее слой будет почти незаметен, но он придаст облакам теплый оттенок. Этот мягкий переход от холодного тона к теплому позволит вам описать округлую форму облаков. Продолжите работу, когда краска просохнет.

5 Рисуем крону дерева

hello_html_5f2cd9e9.jpg

Кистью №6 увлажните дерево чистой водой. Подмешайте в оливково-зеленую краску немного синего кобальта. Хаотично раскидайте пятна этой краски по влажной бумаге. Затем таким же образом нанесите желтый кадмий. Краски мягко смешаются между собой и окрасят крону дерева. Чтобы придать дереву объем и реалистичность, сделайте более темной нижнюю часть кроны. Добавьте для этого в краску больше синего кобальта. Напишите виднеющуюся позади дома изгородь.

6 Пишем поле

hello_html_5c421768.jpg

Увлажните поле чистой водой. Смешайте оливково-зеленую краску с пурпурно-серой краской, которой вы писали облака, и добавьте к смеси немного желтого кадмия. Закрасьте поле получившейся краской, Нанесите сверху несколько капель воды. Это нужно для того, чтобы создать фактуру поля и «сделать» его неровным. Пока краски не прошли, затемните края поля, добавив вдоль его границ немного синей краски.

Теперь нам удалось написать небо и пейзаж на заднем плане. Пришло время заняться непосредственно домом. Для того чтобы облегчить себе задачу, которая выглядит достаточно трудной, мы будем упрощать детали и ограничим свою палитру.

7 Рисуем крышу

Приготовьте очень слабую, водянистую смесь синего кобальта, слегка приглушенного жженой умброй. Напишите этой краской покрытую покоробившимися железными листами крышу дома. Наносите краску отдельными ломаными линиями так, чтобы повсюду сквозь них проглядывала белая бумага. Напишите пятна ржавчины жженой сиеной. Немного расплывшись по влажной бумаге, эта краска реалистично передаст эффект разъеденной ржавчиной крыши. Если цвет покажется вам слишком интенсивным, осторожно промокните «пятна ржавчины» скомканной бумажной салфеткой.

8 Начинаем писать стены дома

hello_html_4dc987f2.jpg

Окрасьте бетонные стены дома и печь размывкой сырой сиены. Наносите краску разорванными мазками. Варьируйте глубину тона, больше или меньше разводя краску водой. Не стремитесь равномерно покрыть краской всю поверхность. Разные по интенсивности тона и проглядывающая сквозь мазки краски белая поверхность бумаги придают рисунку живость и непосредственность и помогают создать интересную фактуру. Перейдите на кисть №2 и, используя оставшуюся у вас на палитре сероватую краску, напишите потеки ржавчины на стенах. Они мягко расплывутся по еще влажному нижнему слою краски.

Смягчаем четкие контуры
Если оставить контуры крон четко очерченными, деревья будут казаться вырезанными из картона. Для того чтобы листва дерева органично сочетаюсь с небом, напишите ее способом «влажным по влажному».

9 Добавляем тени

hello_html_m13e2d7cf.jpg

Вернитесь к кисти №6 и напишите лежащие под верандой тени серой краской, постепенно переходящей в жженую сиену. Смешайте синий кобальт и жженую умбру и напишите серые пятна на стенах дома. а затем окрасьте той же смесью треугольник крыши. Напишите край крыши жженой сиеной.

Пишем виньетку
Не обязательно всегда писать предмет или вид целиком. Иногда достаточно выразительной может оказаться и его отдельная деталь — так называемая виньетка, способная передать атмосферу сцены не менее ярко и сильно, чем большая композиция. Итак, выберите показавшийся вам наиболее выразительным фрагмент — виньетку, — нарисуйте его и слегка размойте края изображения чистой водой.

10 Создаем фактуру

hello_html_mb27ef20.jpg

Возьмите кисть №2, смешайте синий кобальт с жженой умброй и покройте этой темно-серой краской дымоход. Используйте прием «влажным по влажному», чтобы написать торец стены дома. Закрасьте край стены серой краской так, чтобы она смешалась со жженой сиеной. Углубите темно-серой краской тени на веранде.

11 Работаем над крышей и оконными проемами

hello_html_m4a7a1589.jpg

Усильте цвет крыши с помощью серой смеси и жженой умбры. Наберите на кончик кисти немного жженой сиены и нарисуйте швы между покоробившимися железными листами на крыше. Закрасьте проемы окон темно-серой смесью (вы писали этой краской трубу дымохода). Проступающие местами полоски и крапинки белой бумаги выполняют здесь роль световых бликов. Когда краски высохнут, напишите лежащую в углублениях оконных проемов густую тень очень интенсивной, почти черной, размывкой серой краски.

Как рисовать выступающие углы
Когда вы рисуете строение, не поддавайтесь искушению провести темную линию там, где соединяются две плоскости. Такая линия будет выглядеть совершенно неестественно. Лучше оставьте в этом месте проглядывать наружу тонкую полоску нижнего слоя краски — именно так на нашей картине написаны края крыши и резервуар для воды.

12 Заканчиваем писать крышу и бак для воды

hello_html_m57fecec0.jpg

Продолжайте работать красками, которые вы смешали для крыши. Напишите обрамление крыши и деревянные столбы веранды. Оставляйте на углах тонки полосы и мелкие крапинки белой бумаги — световые блики (см. «Решаем проблему»). Напишите рядами разорванных линий стоящий перед печью бак для воды. Не забудьте оставить незакрашенными крапинки белой бумаги — световые блики, — а затем нарисуйте на баке пятна ржавчины мазками жженой сиены и почти черной краски.

13 Начинаем писать передний план

hello_html_m63201fd3.jpg

Напишите лежащий слева ствол дерева смесью жженой умбры и синего кобальта. Увлажните передний план картины кистью №11. Когда бумага немного подсохнет, возьмите кисть №6 и нанесите землистые тона жженой умброй, сырой сиеной и серо-коричневой смесью, оставшейся от предыдущих стадий работы. Нанесите краски способом «влажным по влажному» и слегка смешайте кистью, чтобы получить как можно большее количество самых разных оттенков.

14 Рисуем зелень на переднем плане

hello_html_m51faa8b7.jpg

Смешайте оливково-зеленую краску и синий кобальт. Напишите этой смесью крону стоящего слева дерева, а затем добавьте на его вершину немного желтого кадмия. Смешайте все эти три краски, чтобы написать траву на переднем плане. Варьируйте оттенки тона, изменяя для этого пропорции красок в смеси. Для того чтобы написать растущую возле самой хижины траву, добавьте в зеленую смесь больше синего кобальта.

Чтобы считать нашу акварельную картину законченной, необходимо еще немного оживить передний план. При этом мы, как всегда, рекомендуем вам не увлекаться мелкими деталями. Они могут отвлечь внимание зрителя от главного персонажа — самого дома.

15 Добавляем темный тон

hello_html_m2e5f0c7c.jpg

Сделайте более интенсивной зеленую смесь, которой вы окрашивали зелень, и напишите тени, лежащие под кроной стоящего слева дерева. Затем возьмите кисть №2 и воспроизведите темной коричнево-серой смесью виднеющиеся среди длинных стеблей травы тени.
16 Расставляем акценты

hello_html_7eebaba1.jpg

Углубите тень под кроной стоящего слева дерева, чтобы стали отчетливее видны его очертания. Перейдите на кисть №6. Добавьте на переднем плане вертикальные и диагональные мазки жженой умбры и сырой сиены, чтобы показать торчащие из-под земли корни.

hello_html_9756cb.jpg

А Сильная фокальная точка
Главным элементом этой композиции является ветхий полуразрушенный дом. Именно он является фокальной точкой и занимает большую часть пространства картины. Благодаря низкому ракурсу на фоне неба четко выделяется силуэт крыши с торчащими на ней трубами.

Б Ограниченная палитра
Картина была написана с помощью небольшого набора холодных, теплых и нейтральных красок. Ограниченная палитра позволяет унифицировать всю цветовую гамму картины и в то же время обладает достаточным ресурсом выразительных возможностей.

В Незакрашенные участки
Повсюду на картине проступают пятна и узкие полоски белой, незакрашенной бумаги. Эти участки не только играют роль световых бликов, но и образуют свободные пространства. Благодаря этому приему краски кажутся еще более яркими и блестящими.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств»

«___»______201 5 г.

Директор_______ Горбатова Г.П.

«___»_______201 5 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ»

ПО.03. ПЛЕНЭРНЫЕ ЗАНЯТИЯ

ПО.03.УП.0 1 . ПЛЕНЭР

Разработчик: Фасхиева Л.М., преподаватель отделения изобразительного искусства.

Структура программы учебного предмета

Наименование раздела

Содержание учебного предмета

Требования к уровню подготовки обучающихся

Формы и методы контроля, система оценок

Методическое обеспечение учебного процесса

Список рекомендуемой литературы

Пояснительная записка

Программа учебного предмета «Пленэр» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области изобразительного искусства «Живопись», «Декоративно-прикладное творчество».

В системе образовательных программ дополнительного образования детей данная программа «Пленэр» имеет художественно-эстетическую направленность и включает в себя художественное воспитание и общее художественное образование, основанные на сложившейся традиционной школе обучения рисования на открытом воздухе и богатом учебном опыте. Пленэр – является одним из обязательных учебных дисциплин на отделении изобразительного искусства, входит в систему специальных учебных предметов, способствует формированию навыков коллективного работы с натуры, развитию наблюдательности и художественно-эстетическому воспитанию учащихся.

Программа «Пленэр» тесно связана с программами по композиции, рисунку, живописи.

В заданиях по пленэру используются композиционные правила (передача движения, покоя, золотого сечения), приемы и средства композиции (ритм, симметрия и асимметрия, выделение сюжетно-композиционного центра, контраст, открытость и замкнутость, целостность), а также все виды рисунка: от быстрого линейного наброска, кратковременных зарисовок до тонового рисунка. В рисовании растительных и архитектурных мотивов применяются знания и навыки построения объемных геометрических форм: куба, параллелепипеда, шара, конуса, пирамиды.

При выполнении живописных этюдов используются знания основ цветоведения, навыки работы с акварелью, умения грамотно находить тоновые и цветовые отношения.

Система текущего и итогового контроля успеваемости обеспечивается на занятиях различными способами:

- текущий просмотр летней, осенней пленэрной практики;

- творческий отчет учащихся и преподавателя в виде плановой итоговой выставки.

Методы отслеживания результатов весьма разнообразны. Это контрольный опрос последовательности выполнения рисунка,

Данная программа реализуется как в условиях города, так и в условиях сельской местности.

Срок реализации учебного предмета

При реализации программ «Живопись» и «Декоративно-прикладное творчество» с нормативными сроками обучения 5 (6) лет учебный предмет «Пленэр» осваивается 4 (5) лет со второго класса.

(количество часов в год)

(домашнее задание) - в часах

Максимальная учебная нагрузка

Т.п. – творческий просмотр

При реализации программ «Живопись» и «Декоративно-прикладное творчество» с нормативными сроками обучения 8 (9) лет учебный предмет «Пленэр» осваивается 5 (6) лет с четвертого класса.

(количество часов в год)

(домашнее задание) - в часах

Максимальная учебная нагрузка

Содержание учебного предмета и годовые требования для дополнительного года обучения по учебному предмету «Пленэр» образовательное учреждение разрабатывает самостоятельно.

Занятия пленэром могут проводиться рассредоточено в различные периоды учебного года, осень, а также – одну неделю в июне месяце. Самостоятельная работа проводится в счет резервного времени.

Объем учебного времени, отводимого на занятия пленэром, составляет по 28 часов в год, самостоятельная работа (домашнее задание) может составлять 21 час в год.

Форма проведения учебных занятий

Занятия по предмету «Пленэр» осуществляются в форме мелкогрупповых практических занятий (численностью от 4 до 10 человек) на открытом воздухе. В случае плохой погоды уроки можно проводить в краеведческом, зоологическом, литературном и других музеях, где учащиеся знакомятся с этнографическим материалом, делают зарисовки бытовой утвари, наброски чучел птиц и животных.

Цели учебного предмета:

- художественно-эстетическое развитие личности ребенка, раскрытие творческого потенциала, приобретение в процессе освоения программы художественно-исполнительских и теоретических знаний;

- воспитание любви и бережного отношения к родной природе;

- подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения.

Задачи учебного предмета:

- приобретение знаний об особенностях пленэрного освещения;

- развитие навыков построения линейной и воздушной перспективы в пейзаже с натуры;

- приобретение навыков работы над этюдом (с натуры растительных и архитектурных мотивов), фигуры человека на пленэре;

- формирование умений находить необходимый выразительный метод (графический или живописный подход в рисунках) в передаче натуры.

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

словесный (объяснение, беседа, рассказ);

наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений).

Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.

Обоснование структуры программы учебного предмета

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

- распределение учебного материала по годам обучения;

- описание дидактических единиц;

- требования к уровню подготовки обучающихся;

- формы и методы контроля, система оценок;

- методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Содержание учебного предмета

При рисовании с натуры в условиях пленэра учащимися осуществляется активная исследовательская деятельность, изучается окружающий мир, отрабатываются навыки работы с материалом, закладываются основы профессионального ремесла.

Обучение происходит, главным образом, как решение задач по композиции, рисунку и живописи. Вид учебной деятельности должен быть разнообразным: обучение по наглядным образцам и практическая работа с натуры, в которой половина времени отводится на графику, половина – на живопись. Техника исполнения и формат работ обсуждаются с преподавателем.

Темы в программе повторяются с постепенным усложнением целей и задач на каждом году обучения.

Учащиеся первого года (2-й или 4-й класс) обучения по учебному предмету «Пленэр» приобретают первоначальные навыки передачи солнечного освещения, изменения локального цвета, учатся последовательно вести зарисовки и этюды деревьев, неба, животных, птиц, человека, знакомятся с линейной и воздушной перспективой, изучают произведения художников на выставках, в музеях, картинных галереях, по видеофильмам и учебной литературе в библиотеке школы.

Учащиеся третьего года (4-й или 6-й класс) обучения развивают навыки и умения в выполнении пейзажей на состояние с решением различных композиционных приемов, рисуют более сложные архитектурные фрагменты и сооружения в линейной и воздушной перспективе, пишут натюрморты, используя широкий спектр цветовых оттенков, совершенствуют технические приемы работы с различными художественными материалами.

Учащиеся четвертого года (5-й или 7-й класс) обучения решают более сложные задачи на создание образа, развивают умения и навыки в выполнении пейзажа в определенном колорите, передаче точных тональных и цветовых отношений в натюрмортах на пленэре, самостоятельно выбирают выразительные приемы исполнения.

Учащиеся шестого года обучения при реализации предпрофессиональных программ «Живопись» и «Декоративно-прикладное творчество» с нормативным сроком обучения 9 летрешают сложные задачи на создание образа, развивают умения и навыки работы с подготовительным материалом для станковых композиций, выполняют многоплановые пейзажи с различными архитектурными постройками и группами людей, самостоятельно выбирают различные приемы работы с художественными материалами.

Группа 52-1 ДХШ Нефтекамск

Гузель Габбасова-Каримова

Гузель Габбасова-Каримова запись закреплена

Пленэр (задание на лето) - 30 работ.
Пленэр дословно переводится с французского "свежий воздух". Этот термин означает написание картин на природе, при естественном освещении. Это позволяет максимально точно передать богатство и красоту природы.
Пленэр - это один из основных элементов обучения живописи с натуры.
Тема 1. Знакомство с предметом «Пленэр». Ознакомление с основными отличиями пленэрной практики от работы в помещении. Решение организационных задач по месту и времени сбора, оснащению и основным правилам работы. Зарисовки и этюды первоплановых элементов пейзажа (розетка листьев одуванчика, лопуха).
Задание 1: Зарисовки первоплановых элементов пейзажа (розетка листьев одуванчика, лопуха) - 2 работы
Материал. А5, карандаш, акварель.
Задание 2: Этюды первоплановых элементов пейзажа (розетка листьев одуванчика, лопуха) - 2 работы
Материал. А5, карандаш, акварель.

Тема 2. Кратковременные этюды пейзажа на большие отношения. Зарисовка ствола дерева. Передача тоновых и цветовых отношений неба к земле. Знакомство с особенностями пленэрного освещения, теплохолодности, рефлексов. Изменение локального цвета. Этюды пейзажей на отношение «небо-земля» с высокой и низкой линией горизонта. Зарисовка стволов берез (на светлом фоне неба и на темном фоне зелени).
Задание 1: Этюды пейзажей на отношение «небо-земля» с высокой и низкой линией горизонта - 2 работы.
Материал. А4, карандаш, акварель.
Задание 2. Зарисовка стволов берез (на светлом фоне неба и на темном фоне зелени) - 1 работа.
Материал. А5, карандаш.

Тема 3. Наброски, зарисовки птиц, этюды животных, фигуры человека. Передача особенностей пропорций, характерных поз, движений. Развитие наблюдательности. Работа одним цветом с использованием силуэта.
Задание 1: Наброски, зарисовки птиц -3 работы.
Материал. А4, А5, тушь, карандаш.
Задание 2: Этюды животных - 3 работы.
Материал. А4, А5, тушь, акварель.
Задание 3: Наброски фигуры человека - 3 работы.
Материал. А4, А5, тушь, карадаш.
Задание 4: Этюды фигуры человека - 4 работы.
Материал. А4, А5, тушь, акварель.

Тема 4. Архитектурные мотивы (малые архитектурные формы). Передача тональных отношений с четко выраженным контрастом. Работа тенями. Этюд калитки с частью забора. Рисунок фрагмента чугунной решетки с частью сквера.
Задание 1: Этюд калитки с частью забора - 1 работа
Материал. А4, карандаш, акварель.
Задание 2: Рисунок фрагмента чугунной решетки с частью сквера -1 работа.
Материал. А4, карандаш, тушь, маркер.

Тема 5. Натюрморт на пленэре. Выразительная передача образа растительного мотива. Умение находить гармоничные цветовые отношения. Использование различных приемов работы карандашом и приемов работы с акварелью. Рисунок ветки дерева в банке, вазе. Этюд цветка в стакане.
Задание 1: Рисунок ветки дерева в банке, вазе - 1 работа.
Материал. А4, карандаш.
Задание 2: Этюд цветка в стакане - 1 работа.
Материал. А4, карандаш, акварель.

Тема 6. Линейная перспектива ограниченного пространства. Знакомство с визуальным изменением размера предметов в пространстве на примере городского дворика. Определение горизонта, изучение закономерности визуальных сокращений пространственных планов. Зарисовка крыльца с порожками. Этюд угла дома с окном, части крыши с чердачным окном.
Задание 1: Зарисовка крыльца с порожками - 1 работа.
Материал. А4, карандаш, гелевая ручка, маркер, акварель.
Задание 2: Этюд угла дома с окном, части крыши с чердачным окном - 1 работа.
Материал. А4, карандаш, акварель.

Тема 7. Световоздушная перспектива.
Определение правильных цветотональных отношений пространственных планов. Изменение цвета зелени под воздействием воздуха на свету и в тени. Этюд пейзажа с постройкой на среднем плане. Зарисовка дома с пейзажем.
Задание 1: Этюд пейзажа с постройкой на среднем плане - 2 работы.
Материал. А4, карандаш, акварель.
Задание 2: Зарисовка дома с пейзажем - 2 работы.
Материал. А4, карандаш.

Дистанционное обучение
Преподаватели:
Габбасова Г.Т. (ОИЗОГ, композиция)
Вычужанина И.Л. (прикладное творчество, лепка)
Усманова Л.А. (беседы об искусстве)
Показать полностью.
Расписание уроков
понедельник
Лепка (пр.Вычужанина И.Л.)
Прикладное творчество (пр.Вычужанина И.Л.)
пятница
ОИЗОГ (пр.Габбасова Г.Т.)
Композиция (пр.Габбасова Г.Т.)
Беседы об искусстве (Усманова Л.А.)

Группа 82-1 ДХШ Нефтекамск

Группа 82-1 ДХШ Нефтекамск запись закреплена
Рождение художника

Группа 82-1 ДХШ Нефтекамск

Группа 82-1 ДХШ Нефтекамск запись закреплена
Рождение художника

Группа 82-1 ДХШ Нефтекамск

Группа 82-1 ДХШ Нефтекамск запись закреплена
Рождение художника

Участники: Д.Алетдинов, Ш.Ахмерова, А.Валеева,
В.Валеева, А.Варина, К.Вильданова, П.Вяткина, С.Глухова, С.Каюмова, В.Колотова, С.Минаева, А.Снигирёва, С.Снигирёва, С.Фаритова, П.Арянцева, А.Варина, А.Воробьёва, Т.Зимина, Д.Крылова, З.Маликова, М.Мошура, Р.Нуртдинова, С.Сайпушева, А.Сайфуллина, Я.Соломенникова, Н.Уральский, К.Шайдиянова, О.Герасимова, Л.Гиндуллина, В.Кабитова, А.Мансурова, Д.Мухаметова, В.Носкова, М.Нуриахметов, З.Петрова, Е.Терентьева, М.Терентьева, Г.Тиунов, Р.Ханова, Ш.Шарипов

Гузель Габбасова-Каримова

Гузель Габбасова-Каримова запись закреплена

Пленэр (задание на лето) - 22 работы
Пленэр дословно переводится с французского "свежий воздух". Этот термин означает написание картин на природе, при естественном освещении. Это позволяет максимально точно передать богатство и красоту природы.
Пленэр - это один из основных элементов обучения живописи с натуры.
Показать полностью.
Тема 1. Знакомство с предметом «Пленэр». Ознакомление с основными отличиями пленэрной практики от работы в помещении. Решение организационных задач по месту и времени сбора, оснащению и основным правилам работы. Зарисовки и этюды первоплановых элементов пейзажа (розетка листьев одуванчика, лопуха).
Задание 1: Зарисовки первоплановых элементов пейзажа (розетка листьев одуванчика, лопуха) - 2 работы
Материал. А5, карандаш, акварель.
Задание 2: Этюды первоплановых элементов пейзажа (розетка листьев одуванчика, лопуха) - 2 работы
Материал. А5, карандаш, акварель.

Тема 2. Кратковременные этюды пейзажа на большие отношения. Зарисовка ствола дерева. Передача тоновых и цветовых отношений неба к земле. Знакомство с особенностями пленэрного освещения, теплохолодности, рефлексов. Изменение локального цвета. Этюды пейзажей на отношение «небо-земля» с высокой и низкой линией горизонта. Зарисовка стволов берез (на светлом фоне неба и на темном фоне зелени).
Задание 1: Этюды пейзажей на отношение «небо-земля» с высокой и низкой линией горизонта - 1 работа.
Материал. А4, карандаш, акварель.
Задание 2. Зарисовка стволов берез (на светлом фоне неба и на темном фоне зелени) - 1 работа.
Материал. А5, карандаш.

Тема 3. Наброски, зарисовки птиц, этюды животных, фигуры человека. Передача особенностей пропорций, характерных поз, движений. Развитие наблюдательности. Работа одним цветом с использованием силуэта.
Задание 1: Наброски, зарисовки птиц -2 работы.
Материал. А4, А5, тушь, карандаш.
Задание 2: Этюды животных - 2 работы.
Материал. А4, А5, тушь, акварель.
Задание 3: Наброски фигуры человека - 2 работы.
Материал. А4, А5, тушь, карадаш.
Задание 4: Этюды фигуры человека - 2 работы.
Материал. А4, А5, тушь, акварель.

Тема 4. Архитектурные мотивы (малые архитектурные формы). Передача тональных отношений с четко выраженным контрастом. Работа тенями. Этюд калитки с частью забора. Рисунок фрагмента чугунной решетки с частью сквера.
Задание 1: Этюд калитки с частью забора - 1 работа
Материал. А4, карандаш, акварель.
Задание 2: Рисунок фрагмента чугунной решетки с частью сквера -1 работа.
Материал. А4, карандаш, тушь, маркер.

Тема 5. Натюрморт на пленэре. Выразительная передача образа растительного мотива. Умение находить гармоничные цветовые отношения. Использование различных приемов работы карандашом и приемов работы с акварелью. Рисунок ветки дерева в банке, вазе. Этюд цветка в стакане.
Задание 1: Рисунок ветки дерева в банке, вазе - 1 работа.
Материал. А4, карандаш.
Задание 2: Этюд цветка в стакане - 1 работа.
Материал. А4, карандаш, акварель.

Тема 6. Линейная перспектива ограниченного пространства. Знакомство с визуальным изменением размера предметов в пространстве на примере городского дворика. Определение горизонта, изучение закономерности визуальных сокращений пространственных планов. Зарисовка крыльца с порожками. Этюд угла дома с окном, части крыши с чердачным окном.
Задание 1: Зарисовка крыльца с порожками - 1 работа.
Материал. А4, карандаш, гелевая ручка, маркер, акварель.
Задание 2: Этюд угла дома с окном, части крыши с чердачным окном - 1 работа.
Материал. А4, карандаш, акварель.

Тема 7. Световоздушная перспектива.
Определение правильных цветотональных отношений пространственных планов. Изменение цвета зелени под воздействием воздуха на свету и в тени. Этюд пейзажа с постройкой на среднем плане. Зарисовка дома с пейзажем.
Задание 1: Этюд пейзажа с постройкой на среднем плане - 1 работа.
Материал. А4, карандаш, акварель.
Задание 2: Зарисовка дома с пейзажем - 1 работа.
Материал. А4, карандаш.

Читайте также: