Эта сфера познания фундамент наших представлений об окружающем мире

Обновлено: 28.04.2024

В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Меняются не только подходы к отдельным процессам образования, но в целом, начиная с 1 сентября 2013 года меняется вся нормативно-правовая база, регулирующая систему образования в России. С 1 января 2014 года значительные изменения коснулись и дошкольного образования, как первой ступени непрерывного образования – введен новый федеральный государственный стандарт дошкольного образования взамен прежнего ФГТ. Дошкольное образование, является первой ступенью системы непрерывного образования, от которой зависит, в дальнейшем, развитие человека, способного самостоятельно и осознанно строить свою жизнь с учетом общечеловеческих ценностей.

Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются основные, базовые качества, способности и навыки человека.

«Формирование личности с определенным культурным уровнем начинается с самого раннего детства» - Е. Г. Андреевская, доцент кафедры естественнонаучных дисциплин, кандидат биологических наук Педагогической академии последипломного образования, Московская область.

Основная цель образовательной области «Познавательное развитие» («Познание» согласно прежним ФГТ) - формирование личности дошкольника, владеющего навыками познавательной деятельности, умеющего понимать целостную картину мира.

Жизнедеятельность человека в обществе, природе зависит от его умения ориентироваться в окружающем мире, устанавливать систему взаимоотношений.

В данной работе исследуется одна из важнейших задач образовательной области «Познавательное развитие» - формирование целостной картины мира, расширение кругозора дошкольников, а также основные методы и приемы процесса реализации данной задачи, сложности в их применении, с учетом необходимости совершенствования опыта практической деятельности и позиции педагога-воспитателя в рамках новых образовательных стандартов.

1. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА, РАСШИРЕНИЯ КРУГОЗОРА ДОШКОЛЬНИКОВ

В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Задача «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора дошкольников в образовательной деятельности» имеет свои непосредственные цели и задачи:

• развивать у детей чувство сопричастности к окружающей действительности, которое позволяет приобщаться к миру и опыту взрослых;

• накапливать и обогащать эмоционально-чувственный опыт детей в процессе непосредственного восприятия и взаимодействия с объектами и явлениями нашего мира;

• формировать бережное и созидательное отношение к миру.

В своей работе педагогам-воспитателям важно использовать наиболее проявляющиеся потребности дошкольников, такие как: любознательность, готовность познать.

В условиях нового времени очень важно вырастить человека, умеющего думать, способного к анализу, самоанализу, саморазвитию, самообразованию, способного применить приобретённые знания в совместной деятельности со сверстниками и в самостоятельной деятельности.

При этом, необходимо учитывать, что целостное восприятие окружающего мира и наглядно-образное мышление на данном (дошкольном) этапе развития ребенка являются основным фундаментом его дальнейшего развития.

Именно поэтому, важнейшей задачей психолого-педагогической работы в детском саду является задача формирования у ребенка целостной картины мира.

А продуктивность овладения знаниями, определёнными качествами личности зависит от того как организован процесс обучения и от позиции самого ребёнка, от его активности (изучить, потрогать (осязать, вылепить, сделать, нарисовать).

Исходя из этого, в своей работе педагоги и воспитатели всегда стремились сформировать у дошкольников элементарные представления о целостной картине мира; развить познавательную активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию явлений окружающего мира.

Таким образом, можно выделить следующие основные задачи в работе педагогов-воспитателей, работающих в дошкольном учреждении :

1. формировать элементарные представления об окружающем мире (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире, предметах, их свойствах, о различных сферах и событиях жизни, ознакомление с социальной действительностью и т. д.);

2. развивать познавательную активность;

3. обучать различным способам познания.

Что касается первой задачи формирования целостной картины мира, расширения кругозора, то она включает в себя изучение:

- предметного окружения, в том числе, знакомство с признаками предметов, материалами, из которых сделаны предметы, с информацией об их свойствах и качествах, совершенствование умений определять их цвет, форму, величину, вес; сравнивать и группировать предметы по этим признакам, объяснение целесообразности изготовления предмета из определенного материала (корпус машин — из металла, шины — из резины и т. п);

- а также социального окружения, в том числе формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., расширение знаний детей об общественном транспорте (автобус, поезд, самолет, теплоход); расширение представлений о правилах поведения в общественных местах; формирование первичных представлений о школе; знакомство с культурными явлениями (театром, цирком, зоопарком, их атрибутами, людьми, работающими в них; расширение представлений о труде, профессиях; о природе, о растительном и животном мире, об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т. п., об охране растений и животных; формирование первичных представлений о понятии «Родина», представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Что касается первой задачи – изучение предметного окружения, следует отметить, что большой вклад в изучение роли предметного мира в развитии ребенка дошкольного возраста внесли также ученые Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, В. И. Логинова, А. М. Леушина, Л. Г. Розенгарт-Пупко, О. В. Дыбина-Артамонова и многие другие.

Предмет вводит ребенка в мир взрослых, «информирует» его об этом мире, обогащает содержание социального опыта и влияет на всестороннее развитие.

Отечественные исследователи предметного мира С. А. Козлова, О. В. Дыбина-Артамонова утверждают, что через предмет раскрываются разные стороны жизни: труд, быт, искусство, а также их сущностная характеристика: характерные черты, жизненный опыт, особенно творческое начало взрослых.

В учебно-методическом пособии О. В. Дыбиной-Артамоновой «Предметный мир как источник познания социальной действительности» (Самара, 1997) подробно излагается содержание работы педагогов с детьми по процессам освоения ими предметного мира. Эта задача решается через игры-упражнения, логические задачи, дидактические игры, наблюдения. Например, в игре «На что похоже» дети придумывают, на что похожи тот или иной предмет, облака, чернильная клякса, ветка, шишка и др. Полезны игры типа «Продолжи линию, дорисуй, измени рисунок», «Найди пару» (найди предмет с тем же способом действия или с тем же назначением — веник и пылесос, счеты-калькулятор и др.).

Говоря о последней задаче - обучать различным способам познания, необходимо обратить внимание на то, что за последние годы большое распространение получило внедрение и использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) во всех сферах человеческой деятельности. В области образования, в том числе и дошкольного, использование компьютерных и интернет технологий (ИКТ технологий) оказывает определяющее влияние на содержание и технологии обучения, в том числе, на процесс формирования целостной картины мира личности дошкольника.

И необходимо активно использовать данные возможности в помощь образовательному процессу и дошкольным педагогам и воспитателям.

С целью сопровождения образовательного процесса наиболее часто используются ИКТ технологии, такие как: обучающие презентации, видеоролики, обучающие игры и занятия. Подобные компьютерные продукты вызывают большой интерес у детей.

И именно поэтому, думаю, их необходимо, с учетом определенной дозированности их интеграции в образовательный процесс, включать в современный процесс обучения.

2. РАЗРАБОТКА ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ

ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА И РАСШИРЕНИЯ КРУГОЗОРА ДОШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Наиболее важным в процессе реализации задачи формирования целостной картины мира представляется развивать в процессе взаимодействия и обучения у дошкольников :

- связную речь, поощряя полные, развернутые ответы;

- ориентировку в пространстве; внимание;

- стремление к обогащению и пополнению словаря и объема полученных знаний у детей.

Реализация задачи формирования целостной картины мира, расширения кругозора дошкольников должна опираться на возрастные особенности психического развития детей дошкольного возраста, на поиск эффективных и адекватных дошкольному возрасту форм, приемов и методов обучения.

Но при этом, учитывая последние изменения в образовательных стандартах, основной акцент должен ставиться не на разделении образовательного процесса по “предметному принципу”, а на интеграцию и взаимодействие образовательных областей.

Работа воспитателя в сфере познания, т. е. формирования целостной картины мира и расширения кругозора ребенка должна учитывать его возрастные особенности.

Игры и занятия для малышей 3-4 лет должны представлять многообразный мир явлений и фактов. Основной деятельностью становиться предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками. Ребенок постигает их непосредственно через наблюдение и ощущение, экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр., а также через общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого.

Расширение и обогащение чувственного опыта ребенка 5-6 летнего возраста позволит сформировать целостное представление о мире. Пространство его познания может включать все, что связано с природой (лес, луг, река, лужа, озеро) и все, что связано с созидательной деятельностью человека (сад, огород, комнатные растения аквариум, пруд, а также несложные исследования, позволяющие более конкретно познакомиться с устройством окружающего мира (переход воды в лед и обратно, рост растений и их некоторые органы, первичные понятия «живое», «неживое», условия для жизни). Это уровень эмпирического, чувственно-эмоционального познания мира, к пониманию ограниченности которого ребенок скоро приходит самостоятельно.

Следующий возрастной этап (6-7 лет) является периодом включения в исследовательское познание, которое сопровождается замечательным чувством поиска истины и предполагает расширение и обогащение чувственного опыта ребенка представлениями о мире, человеке, самом себе. овладение ребенком научными методами познания (анализ, синтез, сравнение, наблюдение, понимание, интерпретация). Параллельно идет восхождение ребенка к миру культурных, человеческих ценностей, освоение общечеловеческих понятий: совесть, любовь, трудолюбие, свобода воли, долг, ответственность, ценность человеческой жизни, духовность. В воспитательный процесс вплетаются люди (персонажи, их мысли, переживания, поступки, традиции, и ребенок ставится перед необходимостью общения, чтобы в них разобраться. Такими текстами являются фольклорные произведения (пословицы, поговорки, народные прибаутки, песни, а также высокохудожественные произведения поэзии и прозы.

Работа с двумя последними возрастными категориями дошкольников подразумевает ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними, а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице, конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация) и ряд других.

Сформированная целостная картина мира поможет ребенку легче адаптироваться в том мире, в котором ему предстоит жить.

Содержание психолого-педагогической работы по освоению задачи «формирование целостной картины мира, расширение кругозора образовательной области «Познавательное развитие» включает в себя целый ряд форм, методов и приемов, разработанных специалистами в области дошкольного образования в течение многих лет.

Формы (способы) организации образовательного процесса и взаимодействия в процессе обучения у дошкольников :


Философ Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю». И, скорее всего, современным школьникам эта фраза знакома не понаслышке. 🤓 Давайте разберемся, какие основные виды познания помогают нам взаимодействовать с миром.

О чем эта статья:

10 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Определение познания

Что такое познание? Это совокупность процессов и методов, через которые можно получить знания об окружающем мире.

Это обширное понятие, которое охватывает и естественное стремление найти логическое объяснение происходящим вокруг процессам, и искусственно созданные приемы получения и накопления знаний.

Стремление объяснить каждое явление окружающего мира — главный фактор возникновения и развития человеческой цивилизации.

Субъект — тот, кто совершает действия, которые направлены на получение знаний. Например, вы читаете этот материал, чтобы узнать виды познания и их характеристику. Получается, что вы субъект познавательной деятельности.

Объект — то, на что направлена деятельность субъекта. Например, сейчас объект вашей познавательной деятельности — понятие познания и его виды.

Мотивы — то, зачем мы что-то делаем. Различают два вида мотивов:

  • Практические мотивы толкают владеть знаниями, чтобы их использовать с целью улучшения качества жизни (учеба в институте дает профессию, которая кормит).
  • Теоретические мотивы основываются на получении удовольствия от самого процесса познания (прочитать книгу и пополнить библиотеку своих знаний).

Цель познавательной деятельности заключается в получении истинных, достоверных знаний о мире, понимании, как устроена реальность на самом деле.

Результат — это само знание о предмете или явлении. Иногда получение результата происходит неосознанно, например, если ребенок будет играть с глиняной кружкой и разобьет ее, он тут же поймет, что глина хрупкая и будет обращаться с посудой более бережно.

Сейчас узнаем, какие существуют методы познания, а после перейдем к формам.

Методы познания

Все методы познаний можно разделить на две большие группы: эмпирические и теоретические.

Эмпирические методы — выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей.

Теоретические методы — это выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение скрытых проявлений за видимыми, внутренние связи и отношения.

Наблюдение — исследователь изучает объект в его естественной среде без влияния на происходящие процессы.

Измерение — исследователь получает численные характеристики объекта через, за которым наблюдает, и сравнивает его свойства с образцовыми значениями.

Эксперимент — исследователь намеренно создает особые условия и далее изучает объект, который помещает в них.

Классификация — исследователь объединяет изучаемые объекты в группы по одинаковым свойствам.

Систематизация — исследователь объединяет накопленные знания в систему, в которой обозначены взаимосвязи и закономерности.

Описание — исследователь фиксирует сведения об объектах и данные в наблюдении с помощью естественного или искусственного языка.

Сравнение — исследователь сопоставляет свойства объекта, который изучает, со свойствами других объектов.

Исторический метод — исследователь изучает историю во всей ее полноте, обобщает эмпирический материал и устанавливает на этой основе общую историческую закономерность.

Восхождение от конкретного к абстрактному — метод, при котором исследователь сперва находит главную связь, а после шаг за шагом наблюдает, как она изменяется в разных условиях и открывает новые связи.

Восхождение от абстрактного к конкретному — метод изучения действительности, суть которого в последовательном переходе от абстрактных и односторонних представлений о ней к более конкретному ее воспроизведению в теоретическом мышлении.

Формализация — построение абстрактных математических моделей, которые раскрывают сущность изучаемых процессов.

Математизация — применение методов и понятий математики в естественных, технических и социально-экономических науках для количественного анализа явлений, которые они исследуют.

Также существуют общенаучные методы познания. Среди них выделяют:

Анализ — деление объекта на составляющие и подробное изучение.

Синтез — воссоздание целостной картины из отдельных деталей.

Аналогия — это прием познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках.

Конкретизация — более глубокое изучение определенных свойств.

Абстрагирование — изучение предмета под новым углом (с акцентом на одни свойства и игнорированием других).

Индукция — умозаключения, которые направлены от частного к общему.

Дедукция — умозаключения, которые направлены от общего к частному.

Идеализация — создание образа вымышленного объекта с идеальными свойствами и использование его в качестве особенного примера.

Моделирование — создание модели объекта для подробного изучения его свойств, которое невозможно на реальном объекте.

У познания есть два уровня (ступени): чувственный и рациональный. Рассмотрим отдельно каждый из них.

Поможем закрепить новый материал на курсах по обществознанию в онлайн-школе Skysmart.

Чувственное познание

Чувственное познание происходит с помощью органов чувств человека. Основные механизмы чувственного познания: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.

Формы чувственного познания:

Ощущение — отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, которые возникают в результате их воздействия на органы чувств. При помощи этих органов человек ощущает некоторые свойства предмета — форму, цвет, запах.

Восприятие — чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, которые воздействует на органы чувств. Именно восприятие помогает формировать представления.

Представление — чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, который сохраняется и воспроизводится в сознании даже без воздействия самих предметов познания на органы чувств. Другими словами — то, что сохранилось в памяти человека после знакомства с предметом.

Чувственное познание всегда субъективно, при этом именно этот уровень познания реализует связь человека с внешним миром.

Рациональное познание

Рациональное познание осуществляется разумом. Оно свойственно только человеку и является довольно сложным способом отражения действительности.

Основные механизмы рационального познания: сравнение, уподобление, обобщение, отвлечение.

Формы рационального познания:

Понятие — мысль, которая утверждает общие и существенные свойства объекта.

Суждение — мысль, которая утверждает или отрицает что-либо об объекте.

Умозаключение (вывод) — мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения.

Пример умозаключения: если a > b и b > c, то a > c.

Индуктивное умозаключение — от частного к общему.

Дедуктивное умозаключение — от общего к частному.

То, которое получается по аналогии.

Сравнение чувственного и рационального познания

Непосредственность, которая выражается в прямом воспроизведении объекта.

Наглядность и предметность возникающих в результате познания образов.

Воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.

Опора на результаты чувственного познания.

Абстрактность и обобщенность возникающих в результате познания образов.

Воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений.

Нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании. Обе ступени проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая.

Основные виды и формы знаний

Знание — результат познания действительности, содержание сознания.

Житейское — носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Это важнейшая ориентировочная основа повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Приводит к констатации фактов и их описанию.

Научное — понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем. Осуществляет предвидение разных явлений. Реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые приобретают крайне абстрактные формы (формулы, графики, схемы).

Практическое — овладение вещами, преобразование мира.

Художественное — целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии.

Рациональное — отражение реальности в логических понятиях и категориях. Связано с рациональным мышлением.

Иррациональное — противоречит рациональному мышлению. Предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, а также некоторые явления, например, аномальные, которые не подчиняются законам логики и науки.

Личностное — зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности.

Познание

Только раздел философии гносеология (от греч. gnosis — знание + logos — учение) интересуется познанием полнообъемно и максимально емко, делая его предметом своего изучения.

Познание — это.

Цивилизация имеет тенденцию к развитию. Происходит это благодаря потребности человека в получении новых знаний: стремлению к пониманию неизвестного, духовному совершенствованию и любопытству.

Первым о теории познания заговорил Платон: он определил этот термин как получение знаний об окружающей среде и явлениях, в ней происходящих.

Ребенок с лупой

Познание – это деятельность, включающая в себя разные методы и приемы добывания информации о мире.

Познание это..

Как и все другие виды деятельности, познание имеет свою структуру:

  1. субъект – тот, кто совершает действия, направленные на получение знаний. Например, вы читаете эту статью, чтобы узнать, что представляет собой познание. В данном случае вы являетесь субъектом познавательной деятельности;
  2. объект – то, что изучается. То, на что направлена деятельность субъекта. Используя выше упомянутый пример, можно сказать, что объектом вашей познавательной деятельности является понятие «познание»;
  3. мотивы – простым языком это то, зачем мы что-то делаем (см. что такое мотивация). В данном контексте различают практические и теоретические мотивы.
    1. Первые сподвигают овладевать знаниями для дальнейшего использования с целью улучшения качества жизни (учеба в институте дает профессию, которая кормит).
    2. Вторые основываются на получении удовольствия просто от самого процесса познания (прочитать статью и пополнить закрома своих знаний);


    Отсюда можно сделать вывод, что познание является элементом всех других деятельностей.

    Формы познания — чувственное и рациональное

    Согласно Платону, существует два уровня познания: чувственное и рациональное. Это значит, что исследуя окружающий мир, мы либо интерпретируем его образы с помощью мыслей, либо ощущаем его посредством органов чувств.

    Чувственное и рациональное познани

    Рассмотрим их в отдельности более конкретно:

      Чувственное познание представляет собой первую ступень знакомства со средой, так как сначала человек воспринимает информацию через органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. Чтобы оценить кулинарное блюдо, мы должны его увидеть, понюхать, попробовать на язык. Чтобы прочитать книгу, нам нужны глаза.

    Познание через чувства включает в себя:

    1. ощущение – это стимуляция органов чувств внешними раздражителями (я ем яблоко – оно сладкое на вкус);
    2. восприятие – это рождение образа раздражителя (яблоко круглое, твердое, зеленое, хорошо пахнет);
    3. представление – это появление картинки, которая сохраняется как воспоминание. В дальнейшем при воспоминании о яблоке в моей голове будет всплывать круглый, твердый, зеленый фрукт со сладким вкусом и приятным запахом.
    1. понятие – мысль, отражающая предметы, объединенные одними и теми же признаками. Например, все знают что такое стул. Понятие стула включает в себя все стулья мира разной формы, качества, материала. Мы не называем стулом какой-то конкретный предмет в единственном числе: понятие объединяет их множество;
    2. суждение – утверждение или отрицание чего-либо. Например, стул – это предмет мебели. В данном случае здесь два связанных понятия – стул и мебель. Пример отрицания: стул – это не собака;
    3. умозаключение – обобщение всех умозаключений в общий вывод. Если стул – это предмет мебели, но не собака, значит мебель не является собакой.

    Мозг

    В настоящий момент нет ясного заключения, что важнее – разум или чувства. Поэтому принято считать, что оба уровня познания одинаково важны: для более полного понимания явления необходимо использовать и тот и другой.

    Чувства являются проводником между нами и средой: если не станет сразу всех чувств, то познание станет невозможным. Однако, работа всех пяти также не гарантирует приобретение исчерпывающей информации, и вот тут нас «выручает» разум, выстраивающий полученные знания понятным образом.

    Виды познания (научное, творчество, самопознание)

    Принято различать 7 видов познания:

      Обыденное предполагает ежедневное приобретение элементарной информации об устройстве мира. Можно назвать это получением житейского опыта: проживание и осмысление.

    В результате индивид понимает, как нужно делать и как не стоит, что для него хорошо и что плохо, овладевает представлениями и выстраивает причинно-следственные связи, которые в перспективе делают его жизнь лучше.

    Вопросы

    Данный вид познания доступен и взрослым, и детям. Ребенок, играя в песочнице, узнает, что если высыпать кому-то песок на голову, то его за это не похвалят – еще и накажут. Домохозяйка, случайно добавившая лишнюю щепотку соли в блюдо, приходит к неожиданному выводу, что так еда становится намного вкуснее.

    Также этот вид называют рациональным, то есть опирающимся на здравый смысл и объективность.

    Надо отметить, что в современном мире мифологическое познание также существует. Его придерживаются в основном те, кто далек от науки либо те, кто в силу своих психологических особенностей не хочет отвечать за свои действия и мистифицирует жизненные события (особенно негативные).

    Например, футуристические картины, как отражение внутреннего мира художника, содержат нелогичные, необъяснимые образы, которые нельзя подвергнуть научному исследованию, однако, они имеют полное право быть.

    Методы познания

    Методы познания – это инструменты, с помощью которых мы получаем знания. Все методы делятся на два вида:

    Познание ребенка

    1. Теоретические – основаны на анализе посредством понятий. Гипотеза исследуется с помощью имеющихся постулатов (что это?), минуя опытный путь. Сюда относятся следующие методы:
      1. анализ – разбор целого на составляющие в уме для того, чтобы изучить их связи, различия и индивидуальные особенности (характер человека состоит из множества взаимосвязанных черт);
        прямо противоположный анализу, заключающийся в объединении разных частей в целостность на основе их общности (определенный набор личностных характеристик представляет собой конкретный психотип человека);
      2. классификация – объединение объектов по определенным критериям (если у вас есть грудь, то вы женщина);
      3. познание через обобщение – то же объединение, но по главным параметрам (мужчины и женщины – люди);
      4. конкретизация – сосредоточение на важных элементах целого;
      5. абстрагирование – изучение одного элемента, не обращая внимания на остальные; – выявление в объекте познания элементов, схожих с элементами других систем (мне, как и большинству людей, приятно получать подарки); движение от частного к общему, итогом которого становится вывод, сделанный из целой цепочки умозаключений (я слышу запах борща на лестничной клетке, он идет из моей квартиры, значит, мама варит борщ);
      6. идеализация – присвоение объекту несуществующих частей для более глубоко понимания; создание и исследование чего-либо, существующего в природе;
      7. формализация – отображение предмета посредством существующих символов: цифр, букв, формул и так далее (запись придуманного рассказа).
      1. через наблюдение – получение информации без прямого контактирования с объектом. Например, вы можете посадить семя какого-нибудь растения и просто наблюдать за тем, как оно растет. Также зоологи изучают диких представителей животного мира;
      2. эксперимент предполагает некие действия субъекта в специально созданных для объекта условиях. Пример: вы знаете, что некое фруктовое дерево в естественной среде за всю свою жизнь плодоносит энное количество раз. А что если дать ему больше солнца? А если меньше? Или изменить количество потребляемой им влаги? Что изменится в жизнедеятельности дерева? Другим примером могут служить лабораторные крысы: ученые варьируя условия среды, получают все новые и новые данные о грызунах;
      3. измерение – анализ объективных данных (рост, длина, ширина, продолжительность и т.д.);
      4. сравнение – соотнесение данных двух и более предметов или явлений.

      Эта статья относится к рубрикам:

      Комментарии и отзывы (3)

      Широкое понятие. Все подробно описано выше, мне и добавить нечего, кроме того, что познание движет человечество вперед, без познания не было бы прогресса.

      Человеческий внутренний мир очень глубок и разнообразен, познание, так как и любознательность (любопытство) заложено в нас с самого детства, благодаря этому мы развиваемся и учимся чему-то новому, в данной статье автор очень подробно отразил все нюансы познания и саморазвития.

      Только совершенствуясь и познавая что-то новое мы можем достичь желаемой цели и построить путь к успеху!

      В настоящее время понятие науки достаточно подробно и детально разработано в специальной литературе. Сейчас выработано несколько определений науки, формулировки которых выглядят следующим образом:

      • наука – это область человеческой деятельности, которая направлена на выработку объективных знаний о действительности и их последующую теоретическую систематизацию;
      • наука – это совокупность отдельных знаний, теорий, которые были получены в результате целенаправленного познания действительности, реализуемого посредством использования специальных научных методов;
      • наука – это непрерывно развивающаяся система знаний об объективных законах природы, общества и мышления.

      Следовательно, наука, функционирующая в качестве теории, состоит, с одной стороны, из определённой системы организованных знаний о предметах и явлениях окружающей действительности, а с другой стороны, из способов получения данных знаний. Эти способы представляют собой те самые научные методы, которые образуют основное содержание и смысл существования любой науки.

      Наука как область человеческой деятельности

      Рассматривая науку с данной точки зрения, следует различать два вида знаний. Если знания получены при помощи научных методов, из научных источников, то их причисляют к разряду научных знаний. В отличие от них происхождение всех других знаний – вненаучных – связано с какими-либо другими источниками. Однако не стоит жёстко отграничивать один вид знаний от другого, поскольку в определённых ситуациях они могут успешно дополнять друг друга.

      Человек получает знания о внешнем и внутреннем мире из определённых источников. К числу этих источников помимо научных сведений, которые приобретаются людьми в процессе обучения, относятся:

      • их личный опыт;
      • знания, которые сложились на основе обыденного языка;
      • сведения, полученные в результате знакомства не только с научной, но и с художественной литературой и др.

      Эти знания, собравшись в единую совокупность, способствуют формированию у человека системы знаний о внешнем мире. Причём только в научных построениях проводятся между этими источниками знаний чёткие границы. В сознании же обычного человека предполагаемые границы являются неустойчивыми, подвижными.

      Готовые работы на аналогичную тему

      Характеристика науки как совокупности определённых утверждений

      Если рассматривать такую сферу человеческой деятельности, как науку, в качестве совокупности определённых утверждений, то эти утверждения характеризуются наличием ряда отличительных черт. Среди последних выделяют следующее:

      • эти утверждения относятся исключительно к фактам, которые имеют место в мире;
      • эти утверждения носят объективный характер, что обеспечивается интерсубъективной проверке, которая подразумевает проверку со стороны минимум двух разных людей;
      • эти утверждения были сформулированы и систематизированы с той тщательностью, которая присуща учёным;
      • эти утверждения были опубликованы специалистами, которые работают в данной области окружающей действительности и соответствующих научных знаний. Данное определение науки, в первую очередь, акцентирует внимание на такие особенности науки, как способ описания фактов действительности и реальность этих самых описываемых фактов, в том числе их объективность и возможность проверки их реальности другими исследователями.

      В качестве примера обратимся и рассмотрим такую научную дисциплину, как космическая астрономия. Эта дисциплина считается достаточно далёкой от привычных представлений людей об окружающем мире. Её данные могут быть проверены другими исследователями или смоделированы в научных лабораториях, в то время как другая научная дисциплина - астрология в своём распоряжении не имеет таких возможностей. Она как правило имеет дело с фантазиями астрологов (а не с реально существующими фактами). В связи с этим данные космической астрономии относятся к научным фактам, чего нельзя сказать о данных астрологии, которые не поддаются никакой интерсубъективной проверке.

      Сущность науки как способа познания окружающего мира

      Основу научной деятельности как таковой составляет сбор фактов. Впоследствии эти факты должны подвергаться постоянному обновлению и систематизации. Учёные осуществляют критический анализ собранных и обработанных данных, на основе чего совершают синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые общественные или природные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи с конечной целью прогнозирования. Если гипотезы в результате находят своё подтверждение с помощью каких-либо фактов или опыта, то впоследствии они формулируются в виде законов общества или природы.

      В самом широком смысле слова науку можно представить в качестве органичной совокупности таких условий и компонентов научной деятельности, как:

      • всю сумму накопленных ранее научных знаний;
      • систему научной информации;
      • понятийный и категориальный аппарат;
      • методы научно-исследовательской работы;
      • научные учреждения, включая их экспериментальное и лабораторное оборудование;
      • разделение и кооперация научного труда.

      Наука так же подвергается научному исследованию, как и любые другие явления окружающей действительности. Этим занимается отдельная научная дисциплина – науковедение.

      Науку можно распознать при помощи нескольких её опознавательных признаков. В частности, в состав науки входят предмет, теория и гипотеза, метод и факт, описание эмпирического материала. В целом наука представляет собой систему непрерывно возрастающих знаний о законах функционирования и развития объектов. Причём эти знания зафиксированы в определённой системе знаков, являются эмпирически проверяемыми и подтверждаемыми, пополняются при помощи наиболее совершенных методов.

      Таким образом, наука представляет собой основной, в достаточной степени сложный и наиболее разработанный способ познания окружающего мира.

      zi8

      Человеку свойственно желание познать мир вокруг себя. Познание – это процесс получения человеком знаний о мире, обществе и самом себе.

      Результатом познания является знание.

      Субъект познания – это тот, кто занимается познанием как видом деятельности, то есть человек, группы людей или всё общество в целом.

      Объект познания — это то, на что или на кого направлен процесс познания. Это может быть материальный или духовный мир, общество, люди, сам человек, познающий самого себя.

      Гносеология (от греч. знание, учение) -это наука, изучающая особенности процесса познания.

      Познание имеет две формы (или уровня).

      Познание, его уровни и ступени

      Существует два уровня познания: чувственное и рациональное.

      Чувственное познание – это познание при помощи органов чувств: (обоняния, осязания, слуха, зрения, вкуса).

      Ступени чувственного познания

      • Ощущение —познание мира путём непосредственного воздействия его предметов на органы чувств человека. Например, яблоко сладкое, музыка нежная, картина красивая.
      • Восприятие – на основе ощущений создание целостного образа предмета, например, яблоко сладкое, красное, твёрдое, имеющее приятный запах.
      • Представление создание образов предметов, которые возникают в памяти человека, то есть вспоминаются им на основе воздействия на органы чувств, которое произошло ранее. Например, человек может легко представить яблоко, даже «вспомнить» его вкус. Причём данное яблоко он когда-то видел, пробовал на вкус, чувствовал его запах.

      Роль чувственного познания

      • При помощи органов чувств человек непосредственно связывается с внешним миром.
      • Без органов чувств человек не способен к познанию вообще.
      • Потеря части органов чувств делает процесс познания более сложным. Хотя данный процесс продолжается. Компенсация органов чувств — это возможность одних органов чувств увеличивать свои возможности в познании мира. Так, слепой человек имеет более развитый слух и т.д.
      • При помощи чувств можно получить поверхностную информацию о предмете познания. Чувства не дают всесторонней картины изучаемого предмета.

      Рациональное познание – (от лат. — разум) это процесс получения знания при помощи разума , без воздействия органов чувств.

      Ступени рационального познания

      • Понятие– это мысль, выраженная словами и представляющая собой сведения о свойствах изучаемого предмета — общих и конкретных. Например, дерево — общий признак, берёза— конкретный.
      • Суждение это мысль, в которой содержится либо утверждение, либо отрицание чего- либо о понятии.

      Пример.

      Берёза — красивое дерево. Его белоснежный ствол в чёрную крапинку, нежная листва ассоциируются с родным домом.

      Умозаключение – это мысль, содержащая новое суждение, которое возникает в результате обобщения сведений, полученных из суждений о понятии. Это своего рода вывод из предыдущих суждений.

      Так, в нашем примере умозаключением может стать новое суждение:

      Мне очень нравится это прекрасное дерево — берёза.

      Роль рационального познания.

      • Способность разума обобщать, видеть общее в предметах, явлениях действительности, «схватывать» наиболее главное, существенное, делает рациональное познание средством (методом) более глубокого постижения мира, чем чувственное познание.
      • Рациональное познание дает возможность постичь и предсказать будущее. Эта способность научного предвидения основывается на знании законов природы и общества.

      Абстрактное мышление человека – это один из вариантов познавательной деятельности, позволяющий мыслить отвлеченно, абстрагироваться от незначительных деталей с целью возможности рассмотреть возникшую ситуацию либо явление в целом.

      Абстрактное мышление свойственно для рационального познания, так как оно теоретическое, не связанное с чувствами, это процесс, заключающий в отражении объективной реальности в форме понятий, суждений, а также умозаключений.

      Вербальный язык — это речь человека, слова, языковые средства, при помощи которых человек мыслит.

      Невербальный язык — это язык жестов, мимики, взгляда. Однако в основе даже такого языка лежит речь, ведь человек жестами передаёт мысли.

      Какое же из двух уровней познания является основным в познавательной деятельности человека? Различные взгляды на данную проблему привели к появлению нескольких философских взглядов и теорий на сущность познания.

      Сенсуализм – это такое направление в философии, согласно которому основным способом познания является чувственное восприятие мира. По убеждению сенсуалистов, человек, пока не увидит, не услышит, не попробует — не поверит в истину (Эпикур, Дж. Локк, Т.Гоббс).

      Рационализм – это такое направление в философии, согласно которому источником знаний является разум, так как чувства не всегда дают верную информацию о предмете или лишь поверхностную (Сократ, Аристотель, Платон, Кант, Гегель)

      Существует ещё интуитивный способ познания мира. Интуиция – это проницательность, чутьё, способность предугадать события и явления без объяснения и понимания источника знаний.

      Основные особенности интуиции:

      • непосредственность,
      • неожиданность,
      • неосознанность путей получения нового знания.

      Современная точка зрения заключается в том, что и чувственное и рациональное познание играют важную роль в жизни человека. Мы познаём мир и чувствами, и разумом.

      Читайте также: