Элемент социальной структуры общества составляющий социальный фундамент социального государства это
Обновлено: 17.05.2024
3. Теория социальной стратификации и социальной мобильности.
4. Модели стратификационных систем.
5. Социальное неравенство.
6. Социальная стратификация и социальная мобильность в современном российском обществе (выносится на самостоятельное изучение).
Социальная структура общества есть часть социальной системы и объединяет в себе два компонента: социальные связи и социальный состав. Социальный состав — это набор элементов, составляющих социальную структуру.
Социальная структура— это устойчивая связь элементов в социальной системе. Основными элементами социальной структуры общества являются индивиды и объединения этих индивидов в группы, социально-территориальные, этнические и иные общности. Социальная структура выражает объективное деление общества на общности, классы, слои, группы и т. д., указывая на различное положение людей по отношению друг к другу по многочисленным критериям.
В широком смыслесоциальная структура — это строение общества в целом, система связей между всеми его основными элементами. При таком подходе социальная структура характеризует все многочисленные виды социальных общностей и отношения между ними. В узком смыслетермин «социальная структура общества» чаще всего применяется к социально-кассовым и социально-групповым общностям. Социальная структура в этом смысле — это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом классов, социальных слоев и групп.
В марксистской социологии ведущее место отводится социально-классовой структуре общества. Социально-классовая структура общества, согласно этому направлению, представляет собой взаимодействие трех основных элементов: классов, общественных прослоек и социальных групп. Ядром социальной структуры являются классы. К. Маркс и Ф. Энгельс обосновали экономические причины возникновения классов. Они утверждали, что деление общества на классы есть результат общественного разделения труда и формирования частнособственнических отношений. Процесс образования классов происходил двумя путями: путем выделения в родовой общине эксплуататорской верхушки и путем обращения в рабство военнопленных, а также обнищавших соплеменников.
В. И. Ленинв работе «Великий почин» дает определение классам. Классами называет большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Таким образом, по Ленину, главный признак класса — отношение к средствам производства. Отношения собственности, отношения к средствам производства определяют роль классов в общественной организации труда, в системе власти, их благосостояние. Борьба классов служит движущей силой общественного развития.
Марксизм делит классы на основные и неосновные. Основными классами являются такие, чье существование непосредственно вытекает из господствующих в данной общественно-экономической формации экономических отношений, прежде всего, отношений собственности: рабы и рабовладельцы, крестьяне и феодалы, пролетарии и буржуазия. Неосновные— это остатки прежних классов в новой общественно-экономической формации или зарождающиеся классы, которые придут на смену основным и составят основу классового деления в новой формации. Помимо основных и неосновных классов структурным элементом общества являются общественные слои (или прослойки). Социальные слои – это промежуточные или переходные общественные группы, не имеющие ярко выраженного специфического отношения к средствам производства. Социальные слои могут быть внутриклассовыми и межклассовыми.К первым можно отнести крупную, среднюю, мелкую, городскую и сельскую монополистическую и немонополистическую буржуазию, промышленный и сельский пролетариат, рабочую аристократию. Историческим примером межклассовых слоев является «третье сословие», в период вызревания первых буржуазных революций в Европе — городское мещанство, ремесленничество. В современном обществе — интеллигенция. В свою очередь, межклассовые элементы современной структуры могут иметь свое внутреннее членение. Так, интеллигенция подразделяется на пролетарскую, мелкобуржуазную и буржуазную.
Деятельность классов и слоёв общество в истории всегда поддерживалась интересами— это реальные жизненные стремления индивидов, групп и иных общностей, которыми они осознанно или неосознанно руководствуются в своих действиях и которые обусловливают их объективное положение в социальной системе. Существенное значение имеет термин «коренные социальные интересы»,который отражает наличие у крупных социальных объединений жизненно важных социальных интересов, которые определяют его существование и общественное положение. На основе всего вышеизложенного можно предложить такое определение классов: классы — это большие социальные группы, различающиеся по их роли во всех сферах жизнедеятельности общества, которые формируются и функционируют на основе коренных социальных интересов. Классы имеют общие социально-психологические Характеристики, ценностные ориентации, свой «кодекс» поведения. Социальные слоипри таком подходе представляют собой социальные общности, объединяющие людей на основе каких-то частных интересов.
Марксистскому учению о классах как основе социальной структуры общества в немарксистской западной социологии противостоит теория социальной стратификации.Представители этой теории утверждают что понятие класса, вероятно, годится для анализа социальной структуры прошлых обществ, в том числе и индустриального капиталистического общества, но в современном постиндустриальном обществе оно не работает, потому что в этом обществе на основе широкого акционирования, а также выключения основных держателей акций из сферы управления производством и заменой их наемными менеджерами, отношения собственности оказались размыты, потеряли свою определенность. Поэтому понятие «класс» должно быть заменено понятием «страта»(от латинского stratum — слой) или понятием социальная группа,а на смену теории социально-классового строения общества должны прийти теории социальной стратификации.
Теории социальной стратификации базируются на представлении, что страта, социальная группа, представляет собой реальную, эмпирически фиксируемую общность, объединяющую людей на каких-то общих позициях или имеющих общее дело, которое приводит к конструированию данной общности в социальной структуре общества и противопоставлению другим социальным общностям. В основе теории стратификации лежат объединения людей в группы и противопоставление их другим группам по статусным признакам: властным, имущественным, профессиональным, образовательным и т. д. При этом предлагаются различные критерии стратификации. Западногерманский социолог Р. Дарендорф предложил в основу социальной стратификации положить политическое понятие «авторитет», которое, по его мнению, наиболее точно характеризует отношения власти и борьбу между социальными группами за власть. На основе этого понятия Р. Дарендорф делит все современное общество на управляющих и управляемых. В свою очередь, управляющих делит на две подгруппы: управляющих собственников и управляющих несобственников —бюрократов-менеджеров. Управляемая группа также разнородна. В ней можно выделить, по крайней мере, две подгруппы: высшую — «рабочую аристократию» и низшую, низкоквалифицированных рабочих. Между этими двумя социальными группами находится промежуточный «новый средний класс» — продукт ассимиляции рабочей аристократии и служащих с господствующим классом — управляющими.
Близкой по критериям к Дарендорфу является теория социальной стратификации, предложенная американским социологом Л. Уорнером. Л. Уорнер провел социологические исследования в американских городах методом включенного наблюдения и на основе субъективных самооценок людей относительно их социальной позиции по четырем параметрам — доход, профессиональный престиж, образование, этническая принадлежность — выделил в правящих социальных группах: высшую, высшую промежуточную, средневысшую, среднепромежуточную, промежуточно-высшую, промежуточно-промежуточную. Американский социолог Б.Барбер провел стратификацию общества по шести показателям: 1) престиж, профессия, власть и могущество; 2) доход или богатство; 3) образование или знания; 4) религиозная или ритуальная частота; 5) положение родственников; 6) этническая принадлежность. Французский социолог А. Турэн считает, что в современном обществе социальная дифференциация происходит не по отношению к собственности, престижу, власти, этносу, а по доступу к информации.Господствующее положение занимают те люди, которые имеют доступ к наибольшему количеству информации.
Теория социальной стратификации, выдвигающая те или иные критерии деления общества на социальные слои, группы, служит методологической основой для формирования теории социальной мобильности,или социального передвижения. Социальная мобильность— это изменение индивидом или группой социального статуса, места, занимаемого в социальной структуре общества. Термин «социальная мобильность» был введен в социологию в 1927 году П. А. Сорокиным, который рассматривал социальную мобильность как любое изменение социального положения, а не только переход лиц и семей из одной социальной группы в другую. Согласно взглядам П. А. Сорокина, социальная мобильность означает перемещение по социальной лестнице в двух направлениях: 1) вертикальном — движение вверх и вниз; 2) горизонтальном — передвижение на одном и том же социальном уровне.
Одним из дискуссионных вопросов теории социальной мобильности является вопрос о том, означает ли социальную мобильность переход одного индивида из данной социальной группы в другую или же социальное перемещение в подлинном смысле происходит лишь тогда, когда новый статус закрепляется за семьей этого индивида и, следовательно, социальная мобильность происходит тогда, когда социальный статус меняется у различных поколений. Французские социологи П. Берту и Р. Бурдон утверждали, что социальная мобильность означает переход индивидов из одной социальной категории в Другую на протяжении его биографической или профессиональной жизни, на основе сравнения его позиции с социальным статусом его родителей. Таким образом, здесь за точку отсчета берется социальное происхождение.Слабость этой позиции состоит в том, что она как бы предполагает неизменное состояние общества. Но общество динамично меняется, и поэтому социальные статусы различных поколений могут быть несопоставимы. Нужны такие критерии, которые позволяли бы учитывать изменение социальной структуры общества.
Проблемам социальной мобильности посвящаются многие конкретно-социологические исследования в различных странах мира. Данные о социальной мобильности в какой-то мере позволяют судить о степени открытости общества,его демократичности Людям важно знать, насколько то или иное общество предоставляет возможность для продвижения индивидов и поколений из низших категорий в высшие, каким путем формируется правящая элита общества, возможно ли проникновение в правящую элиту из других социальных групп.
Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.
Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.
Цель политики с точки зрения Аристотеля:
безопасность государства
справедливость (общее благо)
счастье каждого человека
всеобщее равенство
«Классическим» опытом создания социального государства в современном мире принято считать …
советский опыт социальной политики
практику создания социального государства в странах Восточной Азии
модель социального государства в скандинавских странах
англо-американскую модель
Один из наиболее известных принципов социализма «от каждого по его способностям, каждому — по его труду» сформулировал …
А. Сен-Симон
К. Маркс
Т. Мор
Р. Оуэн
Экономическая основа идеального государства, с точки зрения Т. Мора — …
частная собственность
государственное регулирование рынка
«военный коммунизм»
отмена частной собственности
Политические проблемы современного светского демократического государства:
неравномерность представительства социальных групп граждан в работе политических институтов
однопартийная система и тотальный контроль народных масс
политика равных минимальных социальных гарантий для всех слоёв населения
ограниченность и династичность правящих социальных групп и коррупция
Кто является основоположником понятия социального государства?
Л. Фон Штайн
Маркс
Гегель
Кант
Социальное государство признает высшей ценностью …
отдельные социальные группы
гражданина данного государства
человека, живущего на территории данного государства
правящий класс общества
общество в целом
Основные идеи, составляющие идейно-мировоззренческую основу современного социального государства:
свобода
порядок
солидарность
справедливость
безопасность
религиозность
Социальная политика российского бизнеса в наибольшей степени сегодня ориентирована …
оказание помощи депрессивным регионам
участие в реализации социальных программ федерального уровня
на развитие персонала предприятий
поддержку малоимущих слоев населения
Во внутренней жизни страны социальное государство реализуется в …
социальной политике
внутренней политике
конституционно-правовых нормах
бюджетной и налоговой политике
Социальная ответственность государства находит свое выражение в проведении эффективной социальной политики в интересах …
всех членов общества
малоимущих слоев населения
представителей малого бизнеса
политической элиты общества
Государство всеобщего благосостояния — это …
модель социального государства, получившая распространение в развитых странах после Второй мировой войны
модель социального государства в странах «реального социализма» (СССР, ГДР и др.)
синоним социального государства
Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.
Закажите решение за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.
1. Политическая основа современного социального государства
демократические политические институты, опирающиеся на развитое гражданское общество
эффективная деятельность правоохранительных органов, обеспечивающих безопасность государства
сильная властная вертикаль
авторитарная политическая система, в которой властные полномочия концентрируются в руках узкой группы лиц
2. Гражданское общество – это …
совокупность относительно независимых от государства отношений и институтов, в которых граждане реализуют свои интересы, в т.ч. в политической сфере
синоним политической демократии
идеальное безгосударственное устройство общественной жизни
переходный этап от авторитаризма к демократии
3. Элемент социальной структуры общества, составляющий, по мнению многих специалистов, социальный фундамент социального государства
средний класс
политическая и экономическая элита
молодежь
рабочий класс
маргинальные слои
интеллигенция
4. Основная проблема с переходом предпринимателей в «средний класс» состоит в …
малой численностью этой социальной группы
отсутствии стимулов к развитию социальной (публичной) ответственности
радикальная политическая настроенность представителей этой группы
5. Официальная социальная политика в период 1990-х гг. в Российской Федерации была связана …
с выравниванием социально-экономических различий между различными слоями населения
с целенаправленным формированием общества социальной справедливости
с целенаправленным формированием постиндустриального общества
со снижением участия государства и средств госбюджета в обеспечении социальных программ и созданием нового класса собственников
6. Электоральная политика – это …
деятельность власти, направленная на обеспечение поддержки власти со стороны избирателей во время выборов
деятельность субъектов политической системы по мобилизации населения для участия в выборах
синоним избирательного законодательства
избирательная поддержка государством определенных социальных групп
7. Социальная структура общества – это …
совокупность различных общественных групп и связей между ними
синоним социального неравенства
подсистема общества, в которой происходит перераспределение национального дохода
классово-экономическое деление общества
8. В развитых странах средний класс включает в первую очередь …
представителей малого и среднего бизнеса и высококвалифицированных наемных работников
граждан со средним уровнем дохода
только малых и средних предпринимателей
граждан, получающих социальные пособия
9. Нормативное разделение ответственности за социальную политику между государством, бизнесом и гражданами в РФ состоит в том, что …
государство оставляет за собой минимальные и равные гарантии социальной поддержки (минимальные зарплаты, минимальные пенсии, минимальная продовольственная корзина), а остальные – передаёт другим субъектам
законодательное закрепление функций негосударственных субъектов социальной политики (работодателей, профсоюзов, благотворительных организаций и т.п.)
целенаправленное формирование определенной социальной структуры общества
перекладывание основной ответственности за социальную поддержку малоимущих слоев населения на бизнес
10. В период 2000-2008 гг. в Российской Федерации …
была восстановлена доминирующая роль государства в социальной политике;
произошел возврат к советской модели социальной политики
установлена система с доминирование негосударственных субъектов социальной политики
11. Экономическая основа современного социального государства
рыночная экономика с развитым государственным регулированием её функционирования
государственная собственность на основные средства производства
информационный сектор экономики
свободная рыночная экономика с минимальным участием государства
12. Основные идеи, составляющие идейно-мировоззренческую основу современного социального государства
свобода
справедливость
солидарность
порядок
безопасность
религиозность
Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.
Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.
Историческая миссия социального государства:
максимальная реализация предпринимательской инициативы
гармонизация отношений между природой и обществом
создание идеального общественного устройства
обеспечение приоритетного сохранения, накопления, развития человеческого капитала общества, сохранение этно-культурного социального разнообразия в обществе
Участие бизнеса в социальной деятельности …
ухудшает экономические результаты фирмы, но улучшает ее общественный престиж
ведет к необратимым издержкам и снижению конкурентоспособности фирмы
обеспечивает стабильную и эффективную деятельность фирмы в долгосрочной перспективе
Экономическая основа современного социального государства:
рыночная экономика с развитым государственным регулированием её функционирования
свободная рыночная экономика с минимальным участием государства
информационный сектор экономики
государственная собственность на основные средства производства
Социальная опора власти — …
статус широких слоёв населения, непосредственно не осуществляющего полномочия власти
идейные и психологические условия существования правящего режима
экономические предпосылки политической власти
социальные группы, обеспечивающие поддержку существования власти правящей группы или лидера
Главной целью социальной политики социального государства является …
сохранение минимальных доходов населения
оказание социальной помощи малоимущим слоям населения
максимально возможное удовлетворение социальных потребностей членов общества
обеспечение экономической безопасности и финансовой стабильности общества
Форма социального общежития, которая является условием существования современного социального государства — …
рыночная экономика
социальное партнерство
государственное регулирование экономики
гражданское общество
социальный конфликт
Элемент социальной структуры общества, составляющий, по мнению многих специалистов, социальный фундамент социального государства — …
рабочий класс
маргинальные слои
интеллигенция
молодежь
политическая и экономическая элита
средний класс
Понятие «феминизм» …
отражает идею установления правовых преференций женщинам по отношению к мужчинам
отражает идею установления равенства гражданских прав женщин и мужчин
предполагает наделение женщин политическими (избирательными) правами
Субсидиарность – это …
финансирование социальных программ государством
полный контроль государства над отношениями работодателей и работников
форма солидарной ответственности, которая возлагает необходимость граждан самостоятельно обеспечивать свое экономическое благосостоянии
Модели социального общежития:
рыночная экономика
административно-командная система
социальное отчуждение
социальное партнерство
информационное общество
социальный конфликт
Миссия социальной политики, характерная для эпохи светского демократического государства:
информационный контроль социально-экономической и политической жизни
социальная селекция, ориентированная на нужды индустриального воспроизводства финансово-экономического капитала
тотальное повиновение масс и контроль над ними
установление социально-экономического равенства всех социальных групп
Автор книги «Утопия» — …
Т. Мор
Т. Кампанелла
Ф. Энгельс
Н. Макиавели
Устойчивое социальное совершенствование общества — это …
идеальное общественное устройство, невозможное на данном этапе общественного развития
тип общественного развития, характеризующийся лишь постепенными количественными изменениями
процесс, направленный на установление наилучшего с точки зрения субъектов социальной политики социального устройства общества
повышение уровня доходов на душу населения государства
Социализация рыночной экономики означает …
участие бизнеса в реализации социальных программ по остаточному принципу
стремление бизнеса к улучшению своей деятельности за счет своевременного решения социальных проблем
ориентация бизнеса на социальные приоритеты в ущерб экономической целесообразности
Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе был подписан в …
Кэмп-Дэвиде (США) в 1979 г
Хельсинки в 1975 г
Сан-Франциско в 1945 г
Женеве в 1999 г
Социальная политика — особый аспект внутренней политики, целью и содержанием которого является регулирование всего комплекса социальных процессов и отношений, форм общения между людьми.
Важнейшее свойство политики состоит в том, чтобы в концентрированной форме выражать потребности, интересы социальных групп, классов, партий, поэтому социальная политика есть не что иное, как концентрированное воплощение потребностей, интересов людей в области социальных отношений и условий их жизнедеятельности.
Социальные отношения возникают и развиваются между людьми в процессе их общения между собой.
Это общение приобретает различные формы:
а) между социальными группами;
б) между классами;
в) между нациями;
г) внутри социальных групп, классов и наций;
д) между семьями и внутри них.
Условия жизнедеятельности людей — это материальные и духовные блага, сферы деятельности, необходимые для их существования и развития.
Таким образом, социальная политика — это политика, обращенная непосредственно к населению: классам, нациям, социальным группам и слоям населения, к семье, личности.
Выделяют широкое и узкое понимание социальной политики.
Социальная политика в узком смысле - система государственных мер по поддержанию тех общественных групп и слоев, которые в силу тех или иных причин оказываются в более трудном положении, чем другие, страдают от специфических обстоятельств и не могут своими силами улучшить собственное положение.
Социальная политика в широком аспекте - общественная политика, направленная на достижение сложной и масштабной цели - целенаправленную модификацию общественных структур и институтов в сторону более полного повышения качества людей как граждан и личностей. В этом случае можно говорить о том, что главным объектом социальной политики является население страны, выступающее в качестве потребительной силы общества, субъекта потребностей и потребления.
Все виды политики государства тесно связаны между собой. Особое значение для развития общества имеет диалектическая взаимосвязь между экономической и социальной политикой.
Она находит свое конкретное появление в следующих двух моментах:
а) экономическая политика имеет своим конечным итогом регулирования деятельность людей по созданию материальных и духовных благ как важнейшего условия роста народного благосостояния;
б) социальная политика связана с воздействием на отношения между людьми по использованию ими материальных и духовных благ, т.е. по использованию условий жизни и всестороннего совершенствования всех членов общества исходя из принципов социальной справедливости.
Таким образом, то, что для одной политики является итогом, то для другой — исходным пунктом.
В условиях рыночной экономики социальная политика имеет целью создание необходимых предпосылок для удовлетворения населением страны его основных потребностей и обеспечение социального мира в обществе, консенсуса между его различными социальными группами, классами и нациями. Без эффективной реализации этой стратегической цели невозможно нормальное функционирование рыночного хозяйства, предотвращение и сглаживание социальных конфликтов в обществе.
Для того, чтобы социальная политика государства могла быть полностью реализована, она должна разрабатываться на основе учета требований следующих основополагающих принципов:
- во-первых, на принцип экономической свободы человека и признания права предпринимателей, лиц наемного труда и их профсоюзов на тарифную автономию, базирующейся на социальном партнерстве;
- во-вторых, на принцип доверия к регулирующей роли рынка (спрос и предложение, свободное ценообразование и конкуренция определяют положение на рынке);
- в-третьих, на принцип ответственности государства за игру рыночных сил, за выработку и соблюдение правил игры, за создание соответствующих условий для упорядочения течения экономической и социальной жизни;
- в-четвертых, на принцип большей загрузки наиболее трудоспособных, чтобы помочь менее трудоспособным;
- в-пятых,на принцип участия работников в управлении производством, общественной и государственной жизнью.
Социальная политика государства в социальном рыночном хозяйстве должна формироваться таким образом, чтобы:
- во-первых, обеспечить рост доходов населения в соответствии с его трудовым вкладом и располагаемом им капиталом;
- во-вторых, предотвратить социальное иждивенчество, путем повышения экономической и социальной ответственности всех членов общества;
- в-третьих, создать механизм социальной защиты населения.
B социальной политике государства выделяется несколько чрезвычайно важных направлений, по которым и осуществляется регулирование социальных процессов, происходящих в обществе.
К ним относятся:
1. Политика в сфере доходов и личного потребления семей.
2. Политика в сфере общественного благосостояния.
3. Политика в сфере воспроизводства населения рабочей силы и занятости.
4. Политика по поддержке «слабых групп» в обществе.
5. Политика по развитию отраслей социальной инфраструктуры.
1. Политика в сфере доходов и личного потребления семей имеет усвоим объектом оплату труда лиц, работающих по найму. Ее главной целью является содействие стимулированию результатов трудовой деятельности, профессиональной и территориальной мобильности населения, сокращение необоснованно высокой в настоящее время дифференциации размеров оплаты труда, восстановление и поддержание роли минимальной оплаты труда в качестве законодательной гарантии зашиты работников наемного труда.
Мероприятия данного аспекта социальной политики делятся на две группы:
а) в области оплаты труда во внебюджетном секторе экономики;
б) в области оплаты труда в бюджетной сфере.
В первую группу мер входят: обеспечение функционирования системы гарантий минимальных уровней заработной платы для работников в зависимости от их квалификации на основе коллективных тарифных договоров и соглашений между работодателями и работниками на всех уровнях социального партнерства; осуществление регулирующего воздействия государства на оплату труда руководителей государственных, казенных и муниципальных организаций, а также организаций со смешанной формой собственности.
Во вторую: уточнение Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы в органической увязке с механизмом надбавок и доплат, дополнительным стимулированием труда высококвалифицированных работников, построенном с учетом надбавок к должностным окладам за непрерывный стаж работы и высокую результативность труда; проведение повышения ставок заработной платы работников бюджетной сферы не только в зависимости от темпов роста потребительских цен, но и с учетом динамики заработной платы во внебюджетном секторе экономики.
Решая вопрос о минимальной заработной плате работников обеих сфер национальной экономики, государство исходит из того, чтобы ее размер в максимально возможной в данное время мере, был приближен к величине прожиточного минимума трудоспособного человека. При этом используется такой общепринятый в мировой практике социальный стандарт как минимальная часовая оплата труда.
В процессе государственного регулирования оплаты труда наемных работников активно используются: налоги, механизм социального партнерства и система договоренностей между предпринимателями и наемными работниками, государственные гарантии минимальной оплаты труда и использование механизма строгой ответственности всех субъектов трудовых отношений за нарушения трудового законодательства.
Политика в сфере общественного благосостояния предусматривает:
а) разработку и использование как важного инструмента социальной политики минимального потребительского бюджета (прожиточного минимума) и механизма социальной защиты населения от инфляции. Семьи, в которых среднедушевой доход меньше прожиточного минимума должны быть объектом первоочередной помощи со стороны местных и государственных органов. Минимальный потребительский бюджет должен гарантировать не просто минимум средств существования, а возможность роста и совершенствования, определенную свободу потребительского выбора. В механизм социальной защиты населения входит также индексация доходов;
б) поддержку со стороны государства нерыночного сектора национальной экономики, т.е. тех отраслей и видов деятельности, которые в принципе не могут ориентироваться на коммерческие критерии. К ним относятся: большая часть здравоохранения, физической культуры и спорта, образования, культуры и искусства, охраны природы, фундаментальная наука и т.д. Отрасли и виды деятельности, входящие в нерыночный сектор, играют чрезвычайно важную роль в жизни общества, так как именно здесь создается научный, духовный и культурный потенциал для его будущего, сохраняются исторические и нравственные традиции народов, населяющих нашу страну.
3. Основное содержание политики в области труда и занятости составляют мероприятия по созданию новых рабочих мест, обеспечению функционирования служб и Фонда содействия занятости, выплаты пособий по безработице, организации оплаты общественных работ для временно незанятых, разработке программ создания, сохранения и развития рабочих мест.
Данное направление социальной политики занимает в ней особое место, так как выступает в роли «связующего звена» между собственно экономической и социальной политикой.
Указанная роль проявляется в том, что экономическая политика, направленная на эффективное развитие производства, определяет объем и структуру занятости. В свою очередь социальная политика с позиций принципа социальной справедливости обеспечивает соблюдение определенных гарантий для каждого члена общества (право на труд, образование, социальное страхование, бесплатное медицинское обслуживание, поддержка экономически слабых групп населения и т.п.).
Политика в сфере занятости оказывает существенное влияние на политику в сфере благосостояния, поскольку она определяет:
а) объем и структуру доходов семьи;
б) количество и состав социально незащищенных групп населения;
в) объем и структуру потребления социальных благ и услуг, распределяемых через экономические институты и общественные организации, функционирующие по месту работы.
Политика по поддержке социально незащищенных групп населения предусматривает:
Во-первых, постоянное совершенствование пенсионной системы на основе :
а) обеспечения соответствия размера минимальной пенсии величине прожиточного минимума пенсионера;
б) периодической индексации пенсий с учетом роста потребительских цен и динамики среднемесячной заработной платы в стране;
в) использования механизма осовременивания заработка для начисления и пересчета пенсий, позволяющего более объективно учитывать трудовой вклад каждого работника;
г) содействие развитию негосударственных пенсионных фондов.
Во-вторых, развитие системы социальной защиты населения (социального обслуживания семьи и детей, престарелых и инвалидов; выплаты социальных пособий, стипендий, компенсаций; социальной поддержки граждан, уволенных с государственной службы и пр.).
В-третьих, обеспечение функционирования системы социальной поддержки семьи, женщин, детей и молодежи (создание необходимых условий для реализации семьей ее важнейших функций: экономической, воспроизводственной, культурно-психологической, а также повышение качества жизни семей; предоставление всех возможностей для полного и равноправного участия женщин в политической, экономической, социальной и культурной жизни, строгое соблюдение прав детей и молодежи на их полноценное физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное развитие.
Политика в отношении отраслей социальной инфраструктуры представляет собой комплекс мероприятий, направленных на:
- создание возможностей для полноценной государственной поддержки гуманитарной сферы;
- своевременное выделение в полном объеме бюджетных ассигнований на всех уровнях хозяйственной системы страны;
- приоритетное выделение средств на реализацию федеральных целевых программ образования, здравоохранения, системы социальной защиты населения и культуры, укрепление их материально-технической базы;
- расширение жилищного строительства; совершенствование коммунального хозяйства.
Все перечисленные аспекты социальной политики государства могут быть воплощены в практической деятельности общества по регулированию происходящих в нем процессов, с помощью особого механизма решения социальных проблем, важным структурным элементом которого является стратегическое планирование.
Стратегия развития Российской Федерации в области социальной политики предполагает завершить переход от патерналистской к субсидиарной модели государства. Предлагаемая программа социальных реформ призвана установить ориентиры, которые позволяют строить социальную политику исходя из имеющихся у государства ресурсов и возможностей.
Субсидиарность (от лат. subsidiare - поддерживающий, служащий в качестве помощи) - принцип организации и деятельности государства и других институтов, согласно которому вышестоящие органы могут брать на себя решение только тех задач, которые не в состоянии выполнить нижестоящие, и должны помогать последним в поддержании их самостоятельности и ответственности.
Субсидиарная модель государства означает: доступность и бесплатность для всех граждан базовых социальных услуг, прежде всего образования и здравоохранения; перераспределение социальных расходов государства в пользу самых уязвимых групп населения при одновременном сокращении помощи обеспеченным семьям; сокращение социального неравенства; предоставление гражданам возможностей более высокого уровня социального потребления за счет собственных доходов.
В области социальной политики субсидиарность проявляется в частности, в оказании государственной помощи только тем, кто не может обеспечить себя самостоятельно - инвалидам, престарелым, детям, многодетным семьям и т.д. Таким образом, предполагается, что социальная политика должна стать областью политики государства по обеспечению определенного уровня жизни населения.
Современные стратегические цели социальной политики Российской Федерации:
1. Борьба с бедностью, достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни людей;
2. Обеспечение эффективной занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;
3. Гарантия конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты населения, образования, охраны здоровья, культуры обеспечения жильем;
4. Переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи;
5. Нормализация и улучшение демографической ситуации, снижение смертности населения, особенно детской и граждан трудоспособного возраста;
6. Существенное улучшение социальной инфраструктуры.
Экономическим фундаментом целей и мероприятий стратегии социальной политики должны явиться предусматриваемые в планируемой перспективе ежегодный рост валового внутреннего продукта и инвестиций в основной капитал, наращивание объемов производства в важнейших отраслях национальной экономики, дальнейшее снижение уровня инфляции и дефицита государственного бюджета, укрепление позиций рубля, увеличение доли расходов на конечное потребление домашних хозяйств в используемом ВВП.
Читайте также: