Элемент социальной структуры общества составляющий социальный фундамент социального государства это

Обновлено: 17.05.2024

3. Теория социальной стратификации и социальной мобильности.

4. Модели стратификационных систем.

5. Социальное неравенство.

6. Социальная стратификация и социальная мобильность в современном российском обществе (выносится на самостоятельное изучение).

Социальная структура общества есть часть социальной системы и объ­единяет в себе два компонента: социальные связи и социальный состав. Социальный состав — это набор элементов, составляющих социальную структуру.

Социальная структура— это устойчивая связь элементов в со­циальной системе. Основными элементами социальной структуры об­щества являются индивиды и объе­динения этих индивидов в группы, социально-территориальные, этнические и иные общности. Со­циальная структура выражает объективное деление общества на общ­ности, классы, слои, группы и т. д., указывая на различное положение людей по отношению друг к другу по многочисленным критериям.

В широком смыслесоциальная структура — это строение общества в целом, система связей между всеми его основными элементами. При таком подходе социальная структура характеризует все многочисленные виды социальных общностей и отношения между ними. В узком смыслетермин «соци­альная структура общества» чаще всего применяется к социально-кассовым и социально-групповым общностям. Социальная структу­ра в этом смысле — это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом классов, социальных слоев и групп.

В марксистской социологии ведущее место отво­дится социально-классовой структуре общества. Социально-классовая структура общества, согласно этому направлению, представляет собой взаимодействие трех основных элементов: классов, общественных про­слоек и социальных групп. Ядром социальной структуры являются классы. К. Маркс и Ф. Энгельс обосновали экономические причины возникновения классов. Они утверждали, что деление общества на классы есть результат общественного разделения труда и формирова­ния частнособственнических отношений. Процесс образования классов происходил двумя путями: путем выделения в родовой общине эксплу­ататорской верхушки и путем обращения в рабство военнопленных, а также обнищавших соплеменников.

В. И. Ленинв работе «Великий почин» дает определение классам. Классами называет большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного произ­водства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Таким образом, по Ле­нину, главный признак класса — отношение к средствам производства. Отношения собственности, отношения к средствам производства определяют роль классов в общественной орга­низации труда, в системе власти, их благосостояние. Борьба классов служит движущей силой общественного развития.

Марксизм делит классы на основные и неосновные. Основными классами являются такие, чье существование непосредственно выте­кает из господствующих в данной общественно-экономической фор­мации экономических отношений, прежде всего, отношений собствен­ности: рабы и рабовладельцы, крестьяне и феодалы, пролетарии и бур­жуазия. Неосновные— это остатки прежних классов в новой общественно-экономической формации или зарождающиеся классы, которые придут на смену основным и составят основу классового деле­ния в новой формации. Помимо основных и неосновных классов струк­турным элементом общества являются общественные слои (или про­слойки). Социальные слои – это промежуточные или переходные общественные группы, не имеющие ярко выраженного специфического отношения к средствам производства. Социальные слои могут быть внутри­классовыми и межклассовыми.К первым можно отнес­ти крупную, среднюю, мелкую, городскую и сельскую монополистиче­скую и немонополистическую буржуазию, промышленный и сельский пролетариат, рабочую аристократию. Историческим примером межклассовых слоев является «третье сословие», в период вызрева­ния первых буржуазных революций в Европе — городское мещанство, ремесленничество. В современном обществе — интеллигенция. В свою очередь, межклассовые элементы современной структуры могут иметь свое внутреннее членение. Так, интеллигенция подразделяется на пролетарскую, мелкобуржуазную и буржуазную.




Деятельность классов и слоёв общество в истории всегда поддерживалась интересами— это реальные жизненные стремления индивидов, групп и иных общностей, которыми они осознанно или неосознанно руко­водствуются в своих действиях и которые обусловливают их объек­тивное положение в социальной системе. Существенное значение имеет термин «коренные социальные интересы»,который отражает наличие у крупных социальных объ­единений жизненно важных социальных интересов, которые опре­деляют его существование и общественное положение. На основе всего вышеизложенного можно предложить такое определение классов: классы — это большие социальные группы, различающи­еся по их роли во всех сферах жизнедеятельности общества, которые формируются и функционируют на основе коренных социаль­ных интересов. Классы имеют общие социально-психологические Характеристики, ценностные ориентации, свой «кодекс» поведения. Социальные слоипри таком подходе представляют собой со­циальные общности, объединяющие людей на основе каких-то част­ных интересов.

Марксистскому учению о классах как основе социальной структуры об­щества в немарксистской западной социологии противостоит теория социальной стратификации.Представители этой теории утверждают что понятие класса, вероятно, годится для анализа социальной структу­ры прошлых обществ, в том числе и индустриального капиталистичес­кого общества, но в современном постиндустриальном обществе оно не работает, потому что в этом обществе на основе широкого акционирова­ния, а также выключения основных держателей акций из сферы управ­ления производством и заменой их наемными менеджерами, отноше­ния собственности оказались размыты, потеряли свою определенность. Поэтому понятие «класс» должно быть заменено понятием «страта»(от латинского stratum — слой) или понятием социальная группа,а на сме­ну теории социально-классового строения общества должны прийти те­ории социальной стратификации.

Теории социальной стратификации базируются на представ­лении, что страта, социальная группа, представляет собой реаль­ную, эмпирически фиксируемую общность, объединяющую людей на каких-то общих позициях или имеющих общее дело, которое при­водит к конструированию данной общности в социальной структуре общества и противопоставлению другим социальным общностям. В основе теории стратификации лежат объединения людей в группы и противопоставление их другим группам по статусным признакам: властным, имущественным, профессиональным, образовательным и т. д. При этом предлагаются различные критерии стратификации. Западногерманский социолог Р. Дарендорф предложил в основу со­циальной стратификации положить политическое понятие «автори­тет», которое, по его мнению, наиболее точно характеризует отноше­ния власти и борьбу между социальными группами за власть. На ос­нове этого понятия Р. Дарендорф делит все современное общество на управляющих и управляемых. В свою очередь, управляющих делит на две подгруппы: управляющих собственников и управляющих не­собственников —бюрократов-менеджеров. Управляемая группа также разнородна. В ней можно выделить, по крайней мере, две под­группы: высшую — «рабочую аристократию» и низшую, низкоква­лифицированных рабочих. Между этими двумя социальными груп­пами находится промежуточный «новый средний класс» — продукт ассимиляции рабочей аристократии и служащих с господствующим классом — управляющими.

Близкой по критериям к Дарендорфу является теория социаль­ной стратификации, предложенная американским социологом Л. Уорнером. Л. Уорнер провел социологические исследования в американ­ских городах методом включенного наблюдения и на основе субъектив­ных самооценок людей относительно их социальной позиции по четырем параметрам — доход, профессиональный престиж, образование, этническая принадлежность — выделил в правящих социальных группах: высшую, высшую промежуточную, средневысшую, среднепромежуточную, промежуточно-высшую, промежуточно-проме­жуточную. Американский социолог Б.Барбер провел стратификацию общества по шести показателям: 1) престиж, профессия, власть и мо­гущество; 2) доход или богатство; 3) образование или знания; 4) религи­озная или ритуальная частота; 5) положение родственников; 6) этниче­ская принадлежность. Французский социолог А. Турэн считает, что в современном обществе социальная дифференциация происходит не по отношению к собственности, престижу, власти, этносу, а по доступу к информации.Господствующее положение занимают те люди, которые имеют доступ к наибольшему количеству информации.

Теория социальной стратификации, выдвигающая те или иные критерии деления общества на социальные слои, группы, служит ме­тодологической основой для формирования теории социальной мо­бильности,или социального передвижения. Социальная мобильность— это изменение индивидом или группой социального статуса, места, занимаемого в социальной структуре общества. Термин «социальная мобильность» был введен в социологию в 1927 году П. А. Сорокиным, ко­торый рассматривал социальную мобильность как любое изменение социального положения, а не только переход лиц и семей из одной соци­альной группы в другую. Согласно взглядам П. А. Сорокина, социаль­ная мобильность означает перемещение по социальной лестнице в двух направлениях: 1) вертикальном — движение вверх и вниз; 2) го­ризонтальном — передвижение на одном и том же социальном уровне.

Одним из дискуссионных вопросов теории социальной мобиль­ности является вопрос о том, означает ли социальную мобильность переход одного индивида из данной социальной группы в другую или же социальное перемещение в подлинном смысле происходит лишь тогда, когда новый статус закрепляется за семьей этого индивида и, следовательно, социальная мобильность происходит тогда, когда со­циальный статус меняется у различных поколений. Французские со­циологи П. Берту и Р. Бурдон утверждали, что социальная мобиль­ность означает переход индивидов из одной социальной категории в Другую на протяжении его биографической или профессиональной жизни, на основе сравнения его позиции с социальным статусом его родителей. Таким образом, здесь за точку отсчета берется социаль­ное происхождение.Слабость этой позиции состоит в том, что она как бы предполагает неизменное состояние общества. Но общество дина­мично меняется, и поэтому социальные статусы различных поколе­ний могут быть несопоставимы. Нужны такие критерии, которые позволяли бы учитывать изменение социальной структуры общества.

Проблемам социальной мобильности посвящаются многие конкретно-социологические исследования в различных странах мира. Данные о социальной мобильности в какой-то мере позволя­ют судить о степени открытости общества,его демократичности Людям важно знать, насколько то или иное общество предоставля­ет возможность для продвижения индивидов и поколений из низ­ших категорий в высшие, каким путем формируется правящая элита общества, возможно ли проникновение в правящую элиту из других социальных групп.

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.

Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.

Цель политики с точки зрения Аристотеля:
безопасность государства
справедливость (общее благо)
счастье каждого человека
всеобщее равенство

«Классическим» опытом создания социального государства в современном мире принято считать …
советский опыт социальной политики
практику создания социального государства в странах Восточной Азии
модель социального государства в скандинавских странах
англо-американскую модель

Один из наиболее известных принципов социализма «от каждого по его способностям, каждому — по его труду» сформулировал …
А. Сен-Симон
К. Маркс
Т. Мор
Р. Оуэн

Экономическая основа идеального государства, с точки зрения Т. Мора — …
частная собственность
государственное регулирование рынка
«военный коммунизм»
отмена частной собственности

Политические проблемы современного светского демократического государства:
неравномерность представительства социальных групп граждан в работе политических институтов
однопартийная система и тотальный контроль народных масс
политика равных минимальных социальных гарантий для всех слоёв населения
ограниченность и династичность правящих социальных групп и коррупция

Кто является основоположником понятия социального государства?
Л. Фон Штайн
Маркс
Гегель
Кант

Социальное государство признает высшей ценностью …
отдельные социальные группы
гражданина данного государства
человека, живущего на территории данного государства
правящий класс общества
общество в целом

Основные идеи, составляющие идейно-мировоззренческую основу современного социального государства:
свобода
порядок
солидарность
справедливость
безопасность
религиозность

Социальная политика российского бизнеса в наибольшей степени сегодня ориентирована …
оказание помощи депрессивным регионам
участие в реализации социальных программ федерального уровня
на развитие персонала предприятий
поддержку малоимущих слоев населения

Во внутренней жизни страны социальное государство реализуется в …
социальной политике
внутренней политике
конституционно-правовых нормах
бюджетной и налоговой политике

Социальная ответственность государства находит свое выражение в проведении эффективной социальной политики в интересах …
всех членов общества
малоимущих слоев населения
представителей малого бизнеса
политической элиты общества

Государство всеобщего благосостояния — это …
модель социального государства, получившая распространение в развитых странах после Второй мировой войны
модель социального государства в странах «реального социализма» (СССР, ГДР и др.)
синоним социального государства

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.

Закажите решение за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.

1. Политическая основа современного социального государства
демократические политические институты, опирающиеся на развитое гражданское общество
эффективная деятельность правоохранительных органов, обеспечивающих безопасность государства
сильная властная вертикаль
авторитарная политическая система, в которой властные полномочия концентрируются в руках узкой группы лиц

2. Гражданское общество – это …
совокупность относительно независимых от государства отношений и институтов, в которых граждане реализуют свои интересы, в т.ч. в политической сфере
синоним политической демократии
идеальное безгосударственное устройство общественной жизни
переходный этап от авторитаризма к демократии

3. Элемент социальной структуры общества, составляющий, по мнению многих специалистов, социальный фундамент социального государства
средний класс
политическая и экономическая элита
молодежь
рабочий класс
маргинальные слои
интеллигенция

4. Основная проблема с переходом предпринимателей в «средний класс» состоит в …
малой численностью этой социальной группы
отсутствии стимулов к развитию социальной (публичной) ответственности
радикальная политическая настроенность представителей этой группы

5. Официальная социальная политика в период 1990-х гг. в Российской Федерации была связана …
с выравниванием социально-экономических различий между различными слоями населения
с целенаправленным формированием общества социальной справедливости
с целенаправленным формированием постиндустриального общества
со снижением участия государства и средств госбюджета в обеспечении социальных программ и созданием нового класса собственников

6. Электоральная политика – это …
деятельность власти, направленная на обеспечение поддержки власти со стороны избирателей во время выборов
деятельность субъектов политической системы по мобилизации населения для участия в выборах
синоним избирательного законодательства
избирательная поддержка государством определенных социальных групп

7. Социальная структура общества – это …
совокупность различных общественных групп и связей между ними
синоним социального неравенства
подсистема общества, в которой происходит перераспределение национального дохода
классово-экономическое деление общества

8. В развитых странах средний класс включает в первую очередь …
представителей малого и среднего бизнеса и высококвалифицированных наемных работников
граждан со средним уровнем дохода
только малых и средних предпринимателей
граждан, получающих социальные пособия

9. Нормативное разделение ответственности за социальную политику между государством, бизнесом и гражданами в РФ состоит в том, что …
государство оставляет за собой минимальные и равные гарантии социальной поддержки (минимальные зарплаты, минимальные пенсии, минимальная продовольственная корзина), а остальные – передаёт другим субъектам
законодательное закрепление функций негосударственных субъектов социальной политики (работодателей, профсоюзов, благотворительных организаций и т.п.)
целенаправленное формирование определенной социальной структуры общества
перекладывание основной ответственности за социальную поддержку малоимущих слоев населения на бизнес

10. В период 2000-2008 гг. в Российской Федерации …
была восстановлена доминирующая роль государства в социальной политике;
произошел возврат к советской модели социальной политики
установлена система с доминирование негосударственных субъектов социальной политики

11. Экономическая основа современного социального государства
рыночная экономика с развитым государственным регулированием её функционирования
государственная собственность на основные средства производства
информационный сектор экономики
свободная рыночная экономика с минимальным участием государства

12. Основные идеи, составляющие идейно-мировоззренческую основу современного социального государства
свобода
справедливость
солидарность
порядок
безопасность
религиозность

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.

Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.

Историческая миссия социального государства:
максимальная реализация предпринимательской инициативы
гармонизация отношений между природой и обществом
создание идеального общественного устройства
обеспечение приоритетного сохранения, накопления, развития человеческого капитала общества, сохранение этно-культурного социального разнообразия в обществе

Участие бизнеса в социальной деятельности …
ухудшает экономические результаты фирмы, но улучшает ее общественный престиж
ведет к необратимым издержкам и снижению конкурентоспособности фирмы
обеспечивает стабильную и эффективную деятельность фирмы в долгосрочной перспективе

Экономическая основа современного социального государства:
рыночная экономика с развитым государственным регулированием её функционирования
свободная рыночная экономика с минимальным участием государства
информационный сектор экономики
государственная собственность на основные средства производства

Социальная опора власти — …
статус широких слоёв населения, непосредственно не осуществляющего полномочия власти
идейные и психологические условия существования правящего режима
экономические предпосылки политической власти
социальные группы, обеспечивающие поддержку существования власти правящей группы или лидера

Главной целью социальной политики социального государства является …
сохранение минимальных доходов населения
оказание социальной помощи малоимущим слоям населения
максимально возможное удовлетворение социальных потребностей членов общества
обеспечение экономической безопасности и финансовой стабильности общества

Форма социального общежития, которая является условием существования современного социального государства — …
рыночная экономика
социальное партнерство
государственное регулирование экономики
гражданское общество
социальный конфликт

Элемент социальной структуры общества, составляющий, по мнению многих специалистов, социальный фундамент социального государства — …
рабочий класс
маргинальные слои
интеллигенция
молодежь
политическая и экономическая элита
средний класс

Понятие «феминизм» …
отражает идею установления правовых преференций женщинам по отношению к мужчинам
отражает идею установления равенства гражданских прав женщин и мужчин
предполагает наделение женщин политическими (избирательными) правами

Субсидиарность – это …
финансирование социальных программ государством
полный контроль государства над отношениями работодателей и работников
форма солидарной ответственности, которая возлагает необходимость граждан самостоятельно обеспечивать свое экономическое благосостоянии

Модели социального общежития:
рыночная экономика
административно-командная система
социальное отчуждение
социальное партнерство
информационное общество
социальный конфликт

Миссия социальной политики, характерная для эпохи светского демократического государства:
информационный контроль социально-экономической и политической жизни
социальная селекция, ориентированная на нужды индустриального воспроизводства финансово-экономического капитала
тотальное повиновение масс и контроль над ними
установление социально-экономического равенства всех социальных групп

Автор книги «Утопия» — …
Т. Мор
Т. Кампанелла
Ф. Энгельс
Н. Макиавели

Устойчивое социальное совершенствование общества — это …
идеальное общественное устройство, невозможное на данном этапе общественного развития
тип общественного развития, характеризующийся лишь постепенными количественными изменениями
процесс, направленный на установление наилучшего с точки зрения субъектов социальной политики социального устройства общества
повышение уровня доходов на душу населения государства

Социализация рыночной экономики означает …
участие бизнеса в реализации социальных программ по остаточному принципу
стремление бизнеса к улучшению своей деятельности за счет своевременного решения социальных проблем
ориентация бизнеса на социальные приоритеты в ущерб экономической целесообразности

Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе был подписан в …
Кэмп-Дэвиде (США) в 1979 г
Хельсинки в 1975 г
Сан-Франциско в 1945 г
Женеве в 1999 г

Социальная политика — особый аспект внутренней полити­ки, целью и содержанием которого является регулирование всего комплекса социальных процессов и отношений, форм общения между людьми.

Важнейшее свойство политики состоит в том, чтобы в концен­трированной форме выражать потребности, интересы социальных групп, классов, партий, поэтому социальная политика есть не что иное, как концентрированное воплощение потребностей, интере­сов людей в области социальных отношений и условий их жизне­деятельности.

Социальные отношения возникают и развиваются между людь­ми в процессе их общения между собой.

Это общение приобретает различные формы:

а) между социальными группами;

б) между клас­сами;

в) между нациями;

г) внутри социальных групп, классов и наций;

д) между семьями и внутри них.

Условия жизнедеятельности людей — это материальные и ду­ховные блага, сферы деятельности, необходимые для их существо­вания и развития.

Таким образом, социальная политика — это политика, обращенная непосредственно к населению: классам, на­циям, социальным группам и слоям населения, к семье, личности.

Выделяют широкое и узкое понимание социальной политики.

Социальная политика в узком смысле - система государствен­ных мер по поддержанию тех общественных групп и слоев, кото­рые в силу тех или иных причин оказываются в более трудном положении, чем другие, страдают от специфических обстоя­тельств и не могут своими силами улучшить собственное поло­жение.

Социальная политика в широком аспекте - общественная политика, направленная на достижение сложной и мас­штабной цели - целенаправленную модификацию общественных структур и институтов в сторону более полного повышения качества людей как граждан и личностей. В этом случае можно говорить о том, что главным объектом социаль­ной политики является население страны, выступающее в качест­ве потребительной силы общества, субъекта потребностей и по­требления.

Все виды политики государства тесно связаны между собой. Осо­бое значение для развития общества имеет диалектическая взаи­мосвязь между экономической и социальной политикой.

Она на­ходит свое конкретное появление в следующих двух моментах:

а) экономическая политика имеет своим конечным итогом регу­лирования деятельность людей по созданию материальных и духовных благ как важнейшего условия роста народного благосо­стояния;

б) социальная политика связана с воздействием на отно­шения между людьми по использованию ими материальных и ду­ховных благ, т.е. по использованию условий жизни и всесторонне­го совершенствования всех членов общества исходя из принципов социальной справедливости.

Таким образом, то, что для одной по­литики является итогом, то для другой — исходным пунктом.

В условиях рыночной экономики социальная политика имеет целью создание необходимых предпосылок для удовлетворения населением страны его основных потребностей и обеспечение соци­ального мира в обществе, консенсуса между его различными со­циальными группами, классами и нациями. Без эффективной реализации этой стратегической цели невозможно нормальное функционирование рыночного хозяйства, предотвращение и сгла­живание социальных конфликтов в обществе.

Для того, чтобы социальная политика государства могла быть полностью реализована, она должна разрабатываться на основе учета требований следующих основополагающих принципов:

- во-первых, на принцип экономической свободы человека и признания права предпринимателей, лиц наемного труда и их профсоюзов на тарифную автономию, базирующейся на социальном партнерстве;

- во-вторых, на принцип доверия к регулирующей роли рынка (спрос и предложение, свободное ценообразование и конкуренция опре­деляют положение на рынке);

- в-третьих, на принцип ответствен­ности государства за игру рыночных сил, за выработку и соблюде­ние правил игры, за создание соответствующих условий для упоря­дочения течения экономической и социальной жизни;

- в-четвертых, на принцип большей загрузки наиболее трудоспособных, чтобы помочь менее трудоспособным;

- в-пятых,на принцип участия ра­ботников в управлении производством, общественной и государ­ственной жизнью.




Социальная политика государства в социальном рыночном хо­зяйстве должна формироваться таким образом, чтобы:

- во-первых, обеспечить рост доходов населения в соответствии с его трудовым вкладом и располагаемом им капиталом;

- во-вторых, предотвратить социальное иждивенчество, путем повышения экономической и социальной ответственности всех членов общества;

- в-третьих, со­здать механизм социальной защиты населения.

B социальной политике государства выделяется несколько чрез­вычайно важных направлений, по которым и осуществляется регули­рование социальных процессов, происходящих в обществе.

К ним относятся:

1. Политика в сфере доходов и личного потребления семей.

2. Политика в сфере общественного благосостояния.

3. По­литика в сфере воспроизводства населения рабочей силы и заня­тости.

4. Политика по поддержке «слабых групп» в обществе.

5. Политика по развитию отраслей социальной инфраструктуры.

1. Политика в сфере доходов и личного потребления семей имеет усвоим объектом оплату труда лиц, работающих по найму. Ее глав­ной целью является содействие стимулированию результатов тру­довой деятельности, профессиональной и территориальной мобиль­ности населения, сокращение необоснованно высокой в настоя­щее время дифференциации размеров оплаты труда, восстановле­ние и поддержание роли минимальной оплаты труда в качестве законодательной гарантии зашиты работников наемного труда.

Ме­роприятия данного аспекта социальной политики делятся на две группы:

а) в области оплаты труда во внебюджетном секторе эко­номики;

б) в области оплаты труда в бюджетной сфере.

В первую группу мер входят: обеспечение функционирования системы га­рантий минимальных уровней заработной платы для работников в зависимости от их квалификации на основе коллективных тариф­ных договоров и соглашений между работодателями и работника­ми на всех уровнях социального партнерства; осуществление регу­лирующего воздействия государства на оплату труда руководите­лей государственных, казенных и муниципальных организаций, а также организаций со смешанной формой собственности.

Во вторую: уточнение Единой тарифной сетки по оплате труда работ­ников бюджетной сферы в органической увязке с механизмом надбавок и доплат, дополнительным стимулированием труда высококвалифицированных работников, построенном с учетом надбавок к должностным окладам за непрерывный стаж работы и высокую результативность труда; проведение повышения ставок заработ­ной платы работников бюджетной сферы не только в зависимости от темпов роста потребительских цен, но и с учетом динамики заработной платы во внебюджетном секторе экономики.

Решая вопрос о минимальной заработной плате работников обе­их сфер национальной экономики, государство исходит из того, чтобы ее размер в максимально возможной в данное время мере, был приближен к величине прожиточного минимума трудоспо­собного человека. При этом используется такой общепринятый в мировой практике социальный стандарт как минимальная часовая оплата труда.

В процессе государственного регулирования оплаты труда на­емных работников активно используются: налоги, механизм соци­ального партнерства и система договоренностей между предпри­нимателями и наемными работниками, государственные гарантии минимальной оплаты труда и использование механизма строгой ответственности всех субъектов трудовых отношений за наруше­ния трудового законодательства.

Политика в сфере общественного благосостояния предусмат­ривает:

а) разработку и использование как важного инструмента социальной политики минимального потребительского бюджета (прожиточного минимума) и механизма социальной защиты насе­ления от инфляции. Семьи, в которых среднедушевой доход мень­ше прожиточного минимума должны быть объектом первоочеред­ной помощи со стороны местных и государственных органов. Ми­нимальный потребительский бюджет должен гарантировать не просто минимум средств существования, а возможность роста и совершенствования, определенную свободу потребительского выбора. В механизм социальной защиты населения входит также индексация доходов;

б) поддержку со стороны государства нерыночного сектора наци­ональной экономики, т.е. тех отраслей и видов деятельности, ко­торые в принципе не могут ориентироваться на коммерческие кри­терии. К ним относятся: большая часть здравоохранения, физиче­ской культуры и спорта, образования, культуры и искусства, охра­ны природы, фундаментальная наука и т.д. Отрасли и виды дея­тельности, входящие в нерыночный сектор, играют чрезвычайно важную роль в жизни общества, так как именно здесь создается научный, духовный и культурный потенциал для его будущего, со­храняются исторические и нравственные традиции народов, насе­ляющих нашу страну.

3. Основное содержание политики в области труда и занятости составляют мероприятия по созданию новых рабочих мест, обес­печению функционирования служб и Фонда содействия занято­сти, выплаты пособий по безработице, организации оплаты обще­ственных работ для временно незанятых, разработке программ со­здания, сохранения и развития рабочих мест.

Данное направление социальной политики занимает в ней осо­бое место, так как выступает в роли «связующего звена» между собственно экономической и социальной политикой.

Указанная роль проявляется в том, что экономическая полити­ка, направленная на эффективное развитие производства, опреде­ляет объем и структуру занятости. В свою очередь социальная по­литика с позиций принципа социальной справедливости обеспечивает соблюдение определенных гарантий для каждого члена общества (право на труд, образование, социальное страхование, бесплатное медицинское обслуживание, поддержка экономически слабых групп населения и т.п.).

Политика в сфере занятости ока­зывает существенное влияние на политику в сфере благосостоя­ния, поскольку она определяет:

а) объем и структуру доходов семьи;

б) количество и состав социально незащищенных групп населе­ния;

в) объем и структуру потребления социальных благ и услуг, распределяемых через экономические институты и общественные организации, функционирующие по месту работы.

Политика по поддержке социально незащищенных групп насе­ления предусматривает:

Во-первых, постоянное совершенствование пенси­онной системы на основе :

а) обеспечения соответствия размера минимальной пенсии величине прожиточного минимума пенсио­нера;

б) периодической индексации пенсий с учетом роста потре­бительских цен и динамики среднемесячной заработной платы в стране;

в) использования механизма осовременивания заработка для начисления и пересчета пенсий, позволяющего более объек­тивно учитывать трудовой вклад каждого работника;

г) содействие развитию негосударственных пенсионных фондов.

Во-вторых, развитие си­стемы социальной защиты населения (социального обслуживания семьи и детей, престарелых и инвалидов; выплаты социальных по­собий, стипендий, компенсаций; социальной поддержки граждан, уволенных с государственной службы и пр.).

В-третьих, обеспечение функцио­нирования системы социальной поддержки семьи, женщин, детей и молодежи (создание необходимых условий для реализации семьей ее важнейших функций: экономической, воспроизводственной, культурно-психологической, а также повышение качества жизни семей; предоставление всех возможностей для полного и равно­правного участия женщин в политической, экономической, соци­альной и культурной жизни, строгое соблюдение прав детей и мо­лодежи на их полноценное физическое, интеллектуальное, нрав­ственное и социальное развитие.

Политика в отношении отраслей социальной инфраструкту­ры представляет собой комплекс мероприятий, направленных на:

- создание возможностей для полноценной государственной поддержки гуманитарной сферы;

- своевременное выделение в полном объеме бюджетных ассигнований на всех уровнях хо­зяйственной системы страны;

- приоритетное выделение средств на реализацию федеральных целевых программ образования, здравоохранения, системы социальной защиты населения и куль­туры, укрепление их материально-технической базы;

- расшире­ние жилищного строительства; совершенствование коммуналь­ного хозяйства.

Все перечисленные аспекты социальной политики государства могут быть воплощены в практической деятельности общества по регулированию происходящих в нем процессов, с помощью осо­бого механизма решения социальных проблем, важным структур­ным элементом которого является стратегическое планирование.

Стратегия развития Российской Федерации в области социальной политики предполагает завершить переход от патерналистской к субсидиарной модели государства. Пред­лагаемая программа социальных реформ призвана установить ориентиры, которые позволяют строить социальную политику исходя из имеющихся у государства ресурсов и возможностей.

Субсидиарность (от лат. subsidiare - поддерживающий, служащий в качестве помощи) - принцип организации и деятель­ности государства и других институтов, согласно которому вы­шестоящие органы могут брать на себя решение только тех задач, которые не в состоянии выполнить нижестоящие, и должны по­могать последним в поддержании их самостоятельности и ответ­ственности.

Суб­сидиарная модель государства означает: доступность и бесплат­ность для всех граждан базовых социальных услуг, прежде всего образования и здравоохранения; перераспределение социальных расходов государства в пользу самых уязвимых групп населения при одновременном сокращении помощи обеспеченным семьям; сокращение социального неравенства; предоставление гражданам возможностей более высокого уровня социального потребления за счет собственных доходов.

В области социальной политики субсидиарность проявляется в частности, в оказании государственной помощи только тем, кто не может обеспечить себя самостоятельно - инвалидам, престарелым, детям, многодетным семьям и т.д. Таким образом, предполагается, что социальная политика должна стать областью политики государства по обеспечению определенного уровня жизни населения.

Современные стратегические цели социальной политики Рос­сийской Федерации:

1. Борьба с бедностью, достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни людей;

2. Обеспечение эффективной занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;

3. Гарантия конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты населения, образования, охраны здоровья, культуры обеспечения жильем;

4. Переориентация социальной политики на семью, обеспече­ние прав социальных гарантий, предоставляемых семье, женщи­нам, детям и молодежи;

5. Нормализация и улучшение демографической ситуации, сни­жение смертности населения, особенно детской и граждан трудо­способного возраста;

6. Существенное улучшение социальной инфраструктуры.

Экономическим фундаментом целей и мероприятий стратегии социальной политики должны явиться предусматриваемые в пла­нируемой перспективе ежегодный рост валового внутреннего про­дукта и инвестиций в основной капитал, наращивание объемов производства в важнейших отраслях национальной экономики, дальнейшее снижение уровня инфляции и дефицита государст­венного бюджета, укрепление позиций рубля, увеличение доли рас­ходов на конечное потребление домашних хозяйств в используе­мом ВВП.

Читайте также: