Элемент романской и готической архитектуры вертикальный каменный выступ стены несущий нагрузку свода

Обновлено: 01.05.2024

Под каркасной системой готической архитектуры понимается совокупность конструктивных строительный приемов, появившихся в готике. Данная каркасная система позволила определенным образом распределить нагрузки в здании и заметно облегчить его стены и перекрытия.

Благодаря каркасной системе готической архитектуры средневековым архитекторам удавалось значительно увеличить площадь помещений и высоту возводимых зданий.

Ключевыми элементами готической каркасной системы являются такие конструкции, как:

  • контрфорсы;
  • аркбутаны;
  • нервюры.

Контрфорс – вертикальная конструкция, представляющая собой либо часть стены, т.е. вертикальное ребро, либо отдельно стоящую опору, которая связывается со стеной основного здания при помощи аркбутана.

Аркбутан – наружный каменный элемент в каркасе готической архитектуры, передающий горизонтальное усилие, называемое распором, на опорную колонну или столб, располагающийся за пределами основного здания.

Рисунок 1. Аркбутаны и контрфорсы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Нервюры – вертикальные ребра в конструкции готического каркаса. Данные ребра входят в состав крестового готического свода. Их применение в совокупности с контрфорсами и аркбутанами позволяет значительно облегчить конструкцию свода, уменьшить его вертикальное давление.

Одной из главных черт каркасной системы готической архитектуры является её ажурная структура, которая представляет собой резкий контраст массивных конструкций с предшествующими элементами.

История возникновения контрфорсов

Конструкция контрфорса характерна для архитектуры эпохи средневековья. Эти опоры стали одним из главных элементов романского направления в архитектуре, а после перекочевали и в готический стиль. В эти времена контрфорсы проектировались вокруг всего сооружения и представляли собой своеобразные устои, заделанные в стены с внешней стороны здания и расположенные на некотором удалении друг от друга. Данные конструкции сооружались в тех местах, где было предусмотрено опирание на конструкцию наружной стены подпружных арок сводов.

Готовые работы на аналогичную тему

Наиболее важное значение с точки зрения функциональной составляющей контрфорсы приобрели во время развития готической архитектуры. Сооружения этого периода характеризовались высокими стенами, несущая способность которых оставляла желать лучшего из-за больших оконных проемов. В этой связи конструкцию контрфорсов было решено сделать существенным элементом сооружений периода готической архитектуры. В первых таких зданиях контрфорсы возводились вплотную к наружной стене сооружения, как и в романской архитектуре. Позднее, с развитием зодчества, их стали возводить на некотором удалении от конструкции стены, при этом соединяя с ней аркбутанами. Разрез контрфорсов получил многоугольную форму, а его поверхность стала архитектурным украшением, предусматривающим общую концепцию с орнаментацией здания. Вершина контрфорса представляла собой остроконечное увенчание в форме пинаклей.

В эпоху Ренессанса, с возвращением к античным формам в архитектуре, контрфорсы практически перестали применяться при строительстве новых сооружений. Им на смену пришли группы колонн, способные выполнять роль стеновых подпор, а также декорированные полуколоннами выступы стен (пилястры). Примечательно, что контрфорсы, при необходимости, применяются в инженерном проектировании и в наше время.

Рисунок 2. Аркбутаны. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Стоит упомянуть об угловом контрфорсе, который представляет собой продолжение стен за пределы сооружения на углах. Таким образом в плане сооружение выглядело как крест. Диагональным контрфорсом называют опору, возводимую на углу постройки таким образом, что она образует с вертикалью угол 135 градусов.

Применение контрфорсов и аркбутанов

Техническим прорывом зодчих во времена готики являлась разработка нового способа распределения и передачи нагрузки. (Любое сооружение воспринимает два типа нагрузок – от собственного веса и погодные (от ветра, дождя, снега). Несущие элементы здания передают эти нагрузки вниз – к фундаменту, а фундамент распределяет их по грунтовому основанию). В этой связи каменные здания возводятся более основательно, чем деревянные. Камень представляет большую опасность при обрушении, чем древесина, поэтому расчетному этапу здесь должно уделяться особое внимание.

Средневековые зодчие предположили, что вес и давление каменной или кирпичной кладки можно сконцентрировать в определенных точках, и если определенным образом организовать «поддержку» их в этих местах, другие элементы сооружения можно облегчить, ведь они в таком случае не будут являться несущими. Так возник готический каркас, включающий в себя систему аркбутанов и контрфорсов, хотя предпосылки для его появления возникли гораздо раньше. Считается, что данный конструктивный прием, правда, несколько видоизмененный, фигурировал в романском крестовом своде. Романские зодчие в определенных ситуациях выкладывали швы между распалубками крестовых сводов выступающими наружу камнями. Однако, такие швы в данном случае несли исключительно декоративное значение, а свод по-прежнему оставался тяжелым и массивным.

Новаторство готического каркаса заключалось в следующем: свод больше не опирается на сплошные несущие конструкции стен здания. Массивный свод цилиндрической формы заменяют ажурными нервюрными крестовыми сводами, нагрузка от такого свода воспринимается нервюрами и арками. Боковой распор воспринимается в данном случае системой аркбутанов и контрфорсов.

Полученный нервюрный свод был гораздо легче романского, ведь было уменьшено вертикальное давление и горизонтальное усилие. Своими пятами нервюрный свод опирался на колонны, а не на стены. Распор такой конструкции был четко выявлен и локализован в небольшой области. Любому строителю было ясно, в каком месте и каким образом данное усилие должно быть «погашено».


Основным готическим элементом, определяющим величественный образ соборов, является каркасная система несущей конструкции здания, благодаря которой стал новый способ распределения нагрузки.

Любое здание испытывает следующие виды нагрузок: собственный вес, а также дополнительный вес, например, от снега. Нагрузки передаются на фундамент через несущие конструкции

Каркасная система возникла на основе крестового свода романского периода: зодчие того периода иногда между распалубками крестовых сводов выкладывали каменные «ребра», выступающие наружу. В то время подобные ребра имели декоративное значение. Готические архитекторы внесли новаторскую идею, задавшую общую тенденцию стилю: ребра, служившие для украшения романских зданий, превратились в нервюры, которые составили основу каркасной системы. Массивный романский свод сменился ребристым сводом из диагонально перекрещивающихся ребер-нервюр. Пространство между ребрами заполняли легкой кладкой из камня или кирпича.


Нервюры свода в церкви Сан-Франциско в Ассизи.

Нервюрный свод позволял перекрывать пространства неправильной формы, и, кроме того, усадка грунта, которая была характерна для романских зданий, готическим зданиям была не страшна. Благодаря нервюрному своду уменьшился боковой распор и вертикальная нагрузка. Свод перестал опираться на стены зданий, он стал легким и ажурным за счет перераспределения нагрузок. Толщина стен уже не влияла на несущую способность здания. В результате из толстостенного массивного сооружения, благодаря новым готическим элементам, здания превратились в тонкостенные. Давление от свода передавалось на столбы-устои, колонны, перераспределяя боковой распор со стен на архитектурные готические элементы: аркбутаны и контрфорсы.

Аркбутан представляет собой арку, построенную из камня. Аркбутаны предназначались для передачи давления от сводов на опорные столбы – контрфорсы. В ранний период готического стиля аркбутан был рассчитан на прием только боковой нагрузки, затем его стали строить таким образом, чтобы он принимал также и часть вертикальных нагрузок. Арки изначально строили под крышами зданий, но поскольку такая конструкция мешала освещению внутренних помещений храмов, их стали создавать снаружи строения. Различаются двухпролетные, двухъярусные варианты подобных арок, а также комбинированные конструкции. Контрфорс- элемент готической архитектуры - представляет собой столб, который должен придать стене большую устойчивость, противодействовать распорной силе сводов. Контрфорсы отстояли от стен на несколько метров и были соединены со строением аркбутанами – перекинутыми арками.


Аркбутаны Страсбургского собора (Cathédrale Notre-Dame – Собор Девы Марии. Не завершен. Начало строительства - в 1015 году, Северная башня (1439 г.) построена по проекту кельнского зодчего Иоганна Хюльца. Южная башня не достроена).

К архитектурным готическим элементам относятся: - Пинакль— архитектурный элемент, который устанавливали с целью предотвращения сдвигающих усилий. Пинакль - это остроконечная башенка, которую устанавливали на вершину контрфорса в том месте, где к нему примыкает аркбутан. – Арка. В готике отказались от полуциркульной арки и заменили их на стрельчатые.


Архитектурные готические элементы.


Готические колонны в Йоркском соборе (Йорк Минстер - Собор Святого Петра в Йорке. Англия. Собор был заложен в 13 веке, строительство продолжалось 250 лет. Реставрационные работы после пожара 1984г. были окончены в 1988 г.)


Иногда внутри собора для ряда мероприятий устраивают газон.

Важный элемент готической архитектуры, выполняющий двойную функцию – несущую и декоративную – столб-устой или колонна. Ствол готической колонны обычно представлял собой правильный цилиндр. Для того, чтобы давление от колонны равномерно распределялось по опорной поверхности, между стволом колонны и фундаментом, который его поддерживает, создавали расширенное основание рядами дополнительной кладки – цоколь. В ранней готике углы цоколя срезаны (собор в Шартре), или убрано целиком вертикальное ребро (собор Парижской Богоматери). Удаление углов делали для того, чтобы цоколь занимал меньше места. Столб-устой с цилиндрическим стволом, установленный у стены, имели высоту от пят нервюр до пола. Отдельно стоящие готические колонны представляли собой опору, на которой пучок колонн стоит на «пяте» - одной массивной опоре, окруженной примыкающими к ней тонкими колоннами. Например, как в Реймском соборе на фото выше. Верхние стволы колонн обрываются на абаке, а нижняя часть устоя сводится к цилиндрическому стволу (как в Соборе Парижской Богоматери) или стволу, усиленному пучком колонн вокруг основного столба. Подобные готические колонны характерны для 12-13 веков.

Абак (abax) – элемент в архитектурных ордерах. Представляет собой верхнюю плиту капители колонны, полуколонны, пилястры. Обычно имеет в дорических и ионических ордерах квадратные очертания с прямыми краями, в коринфском ордере - вогнутые края.

Готические колонны также могли представлять собой пучок тонких колонн, монолитно соединенных с основным устоем. В некоторых сооружениях опоры устанавливали под каждый конструктивный элемент, например, составляли несколько колонок в виде трилистника, как в церкви Сент-Урбан в Труа (под три вала одной нервюры). Такое разделение нагрузки путем установки колонн под архитектурные элементы характерно для строений 14 века. В церкви Сен-Назэр в Каркассоне, архитекторы готическую колонну сделали вертикальным продолжением нервюры, а ее поверхность украсили фестонами. Нервюра и колонна получают многоугольные профили для увеличения прочности.


Церковь Сан-Назэр. Каркассон. 13-15 вв.

База готической колонны - основание, подножие опоры, ее размер определялся высотой обрабатываемой каменной глыбы. Например, в соборе Парижской Богоматери, где в строительстве использовались камни неодинаковой величины, базы колонн имеют различную высоту: для баз (как и для капителей готических колонн), единство размеров не соблюдалось. Готическое окно Изменение государственной структуры, усиление государств, окончание междуусобнических войн дали возможность развиваться инженерной мысли, реализовывать смелые идеи в архитектуре. Философия Божественного света, популярная в католичестве означала изменение религиозного мировоззрения: мир представлял собой не вместилище греха, а становился частью Божественного промысла. Большое окно являлось важнейшим декоративным готическим элементом и означало отказ от отрешения от мира, затворничества, стремления ощутить краски мира, связь с Высшими силами. Важным элементом в готике становится освещение храма, поэтому на первое место выходят окна. Благодаря новой структуре свода, стены освободились от нагрузки, и стало возможным прорезать их большими окнами - после 1150 года началось постепенное утончение стен, усложнение и увеличение оконных проемов. Хорошее освещение в храме создавало ощущение легкости, парения.

Витраж кафедрального собора Реймса.

Готические окна заполняли практически всю поверхность стен. Окна в готике украшали разноцветными витражами, что еще больше усиливало эффект присутствия «Божественного света» в помещении храма. Красные, фиолетовые и синие тона витражей создавали эмоциональный подъем, стремление к духовности. К концу 12 века Франция превратилась в «витражную мастерскую»: считается, что здесь находится половина всех средневековых витражей Европы — около 150 000 кв. м. Формы готических окон разнообразны: стрельчатые окна, окна-розы, окна-медальоны круглые, четырехугольные, эллиптические с изображением исторических сюжетов. Рассмотрим особенности окна-розетки. У окна-розы (розетки) прообразом было античное круглое отверстие в стене, которое превратилось в романский период в окно на западной стене храма. Первые окна-розы появились во французском зодчестве после крестовых походов, около 1200 года, и очень быстро стало популярным среди архитекторов Франции, особенно на севере страны. В течение 12 века круглые окна-розы увеличивались в размерах, пока не достигли ширины нефа. Розу застекляли витражом. Устанавливали такое готическое окно обычно на западном фасаде, над центральным порталом. Перекладины окна-розы составляли радиальный узор из серии расходящихся от центра узоров. Готическое окно-роза являлось религиозным и философским символом единства мироздания, равновесие, печать Соломона. Геометрия окна-розы проявлялась в точном размещении каждого элемента фигуры, центра, концентрических перегородок. Встроенные перегородки окна в виде треугольников, квадратов, звезд, кругов символически указывают на соединение материи и духа, небесного и земного, конечного и бесконечного, вечного и смертного. Считалось, что геометрия окон-розеток основана на взаимозависимости элементов, «ряде Фибоначчи», золотом сечении.

Фибоначчи (математик XIII в.). Ряд Фибоначчи основан на арифметической прогрессии, когда каждый следующий элемент математического ряда является суммой двух предыдущих. Этот математический ряд связывают со структурами растительного мира (например, со структурой расположения листьев на стебле растения).

Готические окна внесли особый вклад в «одушевление» искусства готики благодаря витражам, создающим игру света внутри храма. Богословы того времени считали, что витражи способны просветлять человека и удерживать его от дурных поступков. Витраж составляли из кусочков стекла разного цвета и прозрачности, собранных с помощью свинцовых соединений.


Витраж в Сен-Дени. Авторство оконных витражей приписывают аббату Суггерию. На витражах Сен-Дени изображены исторические и библейские сцены, они объединены единым сюжетом.

Готическое окно было призвано создавать особый духовный настрой при помощи витражей. Визажисты создавали эскиз на деревянных панелях, наносили основным контуры, по которым затем крепили куски стекла свинцовыми полосами. Широко применяли и гризайль – роспись по стеклу красками из окислов железа или меди, которые наносили на стекло и затем фиксировали на нем при помощи нагрева. Стекло при этом становилось менее прозрачным, хотя в массе окраску не меняло. Когда научились создавать сплав серебра, сурьмы, желтой охры, его стали наносить на стекло, обжигать и в результате получали желтое стекло. Благодаря этому открытию витражи пропускали больше света в помещение, но теряли насыщенность и яркость изображения. После окраски всех кусочков стекла, их обжигали в печи, затем выкладывали на деревянную панель с готовым эскизом, совмещали с прорисованными контурами и закрепляли свинцовыми полосками с профилем в виде буквы «Н». Свинцовые полоски спаивали друг с другом, создавая решетку с готовым изображением, которую вставляли в оконную раму, укрепляли арматурой.


Витраж окна-розетки Нотр-Дам де Пари.

- Стрельчатый свод, состоящий из двух пересекающихся друг с другом сегментных дуг.

Общее описание готической архитектуры

Внутреннее пространство, бесплотная воздушная среда, в которую вступает человек, приобрела в готическом соборе ту силу художественного воздействия, какую на Востоке имели тяжелые каменные массивы, в Греции — выточенные из камня архитектурные формы.

Своей вместимостью и высотой готические соборы значительно превосходят самые большие романские соборы.

Строительная схема готического собора

Наиболее бросающимися в глаза техническими средствами, которыми пользуется готика, являются стрельчатые арки и каркасная система с ребристым сводом. Они придают собору особый внешний вид и устойчивость. Контрфорсы и аркбутаны входят в наружную каркасную конструкцию собора, являясь не только украшением, но и несущим элементом, воспринимая серьезную нагрузку от наружных стен.

История возникновения готической архитектуры

Готика зародилась в XII веке в северной Франции. В последующие столетия она распространилась во многих европейских странах.

В XI и XII веках формирование городской буржуазии стало толчком для развития культуры и экономики. На этой волне, в городах, развернулось широкое строительство строений нового архетипа, который, спустя пару веков начали называть готикой. Название данного стиля принадлежит итальянскому архитектору, живописцу и писателю Джорджо Вазари. Таким образом, он выразил своё отношение к архитектурному стилю, казавшемуся ему, грубым и варварским.

Готические соборы строились не без податей горожан. Нередко, строительство прерывалось на десятилетия во время войн и стихийных бедствий. Многие соборы так и остались незаконченными. Некоторые соборы начинали строиться в одном стиле, а заканчивали в другом. Например, Шартрский собор (1145-1260), украшенный двумя стилистически разными башнями.

Основное предпочтение отдавалось строительству больших соборов, церквей и замков.

В архитектуре Западной Европы, готику можно разделить на 3 вида, соответствующие разным временным отрезкам:

1. Ранняя готика или стрельчатая (1140-1250 гг.) . Переход от романского стиля к готическому. Происходит это с середины XII в во Франции, Англии и Германии . Для него характерны мощные стены зданий и высокие арки.

2. Высокая (зрелая) готика. XIII-XIV вв. (1194-1400 гг.) Усовершенствование ранней готики и признание её городским архитектурным стилем Европы. Зрелой (высокой) готике присуща каркасная конструкция, богатые архитектурные композиции, большое количество скульптуры и витражей.

3. Поздняя готика (пламенеющая). XIV в. 1350-1550. Название происходит от похожих на языки пламени узоров, применявшихся при оформлении зданий. Это высшая форма готической архитектуры, где главное внимание уделяется декоративным элементам. Орнаменты в форме «рыбный пузырь». Для этого периода характерно развитие скульптурного искусства. Скульптурные композиции не только воспитывали у людей религиозные чувства, изображая сюжеты из Библии, но и отражали жизнь простого народа.

В отличие от Германии и Англии, поздняя готика во Франции, разоренной Столетней войной, не получила широкого развития и не создала большого числа значительных произведений. К наиболее значимым сооружениям поздней готики относятся: церковь Сен-Маклу (Сен-Мало), Руан, Кафедральный собор в Мулене, Миланский собор, Севильский кафедральный собор, Нантский собор.

На родине готики, во Франции, выделяют следующие этапы этого стиля:

1. Стрельчатая готика (ранняя) (1140-1240 гг.)

2. Лучистая готика или Rayonnant – «сияющий стиль» (1240-1350 г.г.)

Стиль готической архитектуры, сложившийся во Франции после 20-х годов XIII века, называют “лучистым” — в честь типичного для того периода орнамента в форме солнечных лучей, украшавшего изящные окна-розы. Благодаря техническим инновациям формы ажурного каменного декора окон стали богаче и изысканнее; сложные узоры теперь выполняли по предварительным чертежам, сделанным на пергаменте. Но несмотря на возросшую сложность орнаментов, декоративная структура по-прежнему оставалась двухмерной, лишенной объема.

3. Пламенеющая готика (поздняя) (1350-1500 гг.)

В Англии и Германии выделяют несколько иные этапы готического стиля в архитектуре:

1. Ланцетовидная готика. 13 век. Характерным элементом являются расходящиеся пучки нервюр сводов , напоминающих ланцет.

2. Украшенная готика. 14 век. Декоративность приходит на смену строгости ранней английской готики. Своды собора в Эксетере имеют дополнительные ребра, и кажется, будто над капителями вырастает огромный цветок.

3. Перпендикулярная готика. XV век. Преобладание вертикальных линий в рисунке декоративных элементов. В соборе Глостера ребра разбегаются от капителей, создавая подобие раскрытого веера, — такой свод и называют веерным. Перпендикулярная готика просуществовала до начала XVI в.

5. Зондерготика (от нем. Sonder – «особая») – позднеготический стиль архитектуры, бывший в моде в Австрии, Бавариии и Богемии в XIV-XVI веках. Для стиля характерны массивные величественные здания, тщательно вырезанные из древесины детали внутреннего и внешнего декора.

Особенности ранней готики. Главные отличительные признаки.

  • Высокие стрельчатые окна без масверка (Франция), с масверком и без крипты (Германия)
  • Фасады 2-х башенные с круглыми окнами (розасами). Розас и фасад Нотр-Дама в Париже становятся образцами многочисленных кафедральных соборов
  • Масверк, круглое готическое окно и вимперги высшей утонченности
  • Важные росписи по стеклу
  • Членение стен 4-х зонное
  • Круглые колонны с 4 тонкими служебными колоннами
  • Богатая орнаментика капителей
    Исключительно стрельчатые арки

Особенности зрелой готики. Главные отличительные признаки.

  • Вместо стен устанавливаются витражи с росписью. После замены односкатных крыш боковых нефов шатровыми и вальмовыми крышами удается снабжать задними окнами и трифории (Кельн). окна верхних проемов круглые
  • Членение стен 3-х зонное
  • Тонкие разделяющие стены
  • Стремление ввысь, которое требует двойных (Шартр 36 м, Бове 48 м) и тройных аркбутанов
  • Колонны составные (пучкообразные)
  • Арки полуциркульные
  • Свод 4-частный
    Крыши башен ажурные

Особенности поздней готики. Главные отличительные признаки.

  • Низкие верхние оконные проёмы или уменьшение размеров окон, а так же круглые окна наряду со стрельчатыми с богатым ажурным орнаментом
  • Более высокие аркады
  • Более декоративно насыщенная (стиль «Изабелла с 1475, стиль «платереско» — соединение восточных и мавританских влияний)
  • Ажурный орнамент в виде рыбьего пузыря (каф. собор Амьена 1366-1373)
  • Средний неф выше боковых и меньше разделительных элементов между нефами. В германии поперечный неф вовсе отсутствует
  • Колонны приобретают более упрощенный профиль. круглые столбы устанавливаются далеко один от другого
  • Капитель на служебных колоннах отсутствует или есть на отдельных колоннах
  • Арки больших размеров — килевидная (уже ренессансная)
  • Звездчатый или сетчатый свод и свод с замковыми нервюрами с грушевидным профилем
  • Трифорий отсутствует
    Крыши с куполами

Окна в готической архитектуре

Стены-перегородки травей и хоров заполняются окнами с цветными стеклами, а фронтонные стены главного и боковых нефов — розетками. Особенно большую роль в архитектуре играет ажурный орнамент готики (массверк).

Название «нервюра» пришло из французского языка (франц. nervure, от лат. ner­vus) и переводится как «жи­ла», «су­хо­жи­лие».

Редчайший пример применения нервюр можно найти в позднеготической Владычной (Грановитой) палате в Великом Новгороде.

Нервюры с замковым камнем в кирхе Св. Катарины в Арнау (храм Св. Екатерины РПЦ), п. Родники, Калининградская обл., 1320-1340 гг. Фото: Алексей Слёзкин

Нервюры с замковым камнем в кирхе Св. Катарины в Арнау (храм Св. Екатерины РПЦ), п. Родники, Калининградская обл., 1320-1340 гг. Фото: Алексей Слёзкин

С развитием средневекового зодчества появились нервюры сложной формы – целая паутина каменного кружева с дополнительными элементами, такими как замковый камень на стыке нескольких нервюр.

Различают шестичастный, звёздчатый, сетчатый, веерный свод, а некоторые даже не имеют названий.

Звёздчатые нервюрные своды Фридландской кирхи (Свято-Георгиевский храм РПЦ), г. Правдинск, Калининградская обл., 1360-1380 гг. Фото: @feilinn

Звёздчатые нервюрные своды Фридландской кирхи (Свято-Георгиевский храм РПЦ), г. Правдинск, Калининградская обл., 1360-1380 гг. Фото: @feilinn

Подлинные нервюрные своды сохранились в нескольких готических кирхах и Орденских замках в Калининградской области.

Нервюры в интерьере кирхи Гросс Легиттена, п. Тургенево, Калининградская обл., ок. 1400 г. Фото: Женяй Огонь

Нервюры в интерьере кирхи Гросс Легиттена, п. Тургенево, Калининградская обл., ок. 1400 г. Фото: Женяй Огонь

Но гораздо важнее декоративного значения конструктивная функция нервюры. Вместе с системой контрфорсов и аркбутанов это один из ключевых элементов, который позволил значительно облегчить свод.

Причём чем выше и заострённее арка, тем меньше она создаёт вертикальное давление и боковой распор на стены и опоры. За счеёт этого удалось увеличить внутреннее пространство и расширить оконные проёмы.

Нервюры католической церкви Святейшего Сердца Иисуса на улице Фарфоровской в Петербурге, 1907-1917 гг., арх. С.П. Галензовский. Фото: Андрей Стрельников

Нервюры католической церкви Святейшего Сердца Иисуса на улице Фарфоровской в Петербурге, 1907-1917 гг., арх. С.П. Галензовский. Фото: Андрей Стрельников

Нервюры активно применялись и вплоть до начала 20 века. В основном при строительстве западно-христианских храмов, а также часовен и усыпальниц представителей разных вероисповеданий.

Своды «Готической капеллы» (православная церковь Св. Александра Невского) в парке Александрия в Петергофе, 1831-1834 гг., арх. К.Ф. Шинкель. Фото: Andrei Belimov-Gushchin

Своды «Готической капеллы» (православная церковь Св. Александра Невского) в парке Александрия в Петергофе, 1831-1834 гг., арх. К.Ф. Шинкель. Фото: Andrei Belimov-Gushchin

Но в неоготике в России в 19 – начале 20 века нередко встречаются и стилизации, особенно при строительстве небольших по размеру зданий.

Чисто технически для перекрытий небольшой площади подходят и другие виды сводов без каркаса из нервюр. Главная задача декоративных нервюр – перенести современников в атмосферу предыдущей эпохи.

Рёбра нервюр в неоготике могут быть воссозданы при помощи лепного декора на плоской или рельефной поверхности потолка.

Имитация веерных нервюрных сводов в интерьере особняка Ф.И. Паскевича-Эриванского, на Английской набережной в Петербурге, 1856-1857 гг., арх. А.Х. Пель, Р.А. Гедике. Фото: Andrei Belimov-Gushchin

Имитация веерных нервюрных сводов в интерьере особняка Ф.И. Паскевича-Эриванского, на Английской набережной в Петербурге, 1856-1857 гг., арх. А.Х. Пель, Р.А. Гедике. Фото: Andrei Belimov-Gushchin

Есть также любопытные примеры имитации нервюрных сводов с помощью ажурной отделки из массива дерева поверх рельефного каркаса.

Имитация нервюрного свода деревянной отделкой в интерьере Музыкальной (Готической) комнаты Мраморного дворца, 1900-е гг., арх. Д.Д. Зайцев.

Имитация нервюрного свода деревянной отделкой в интерьере Музыкальной (Готической) комнаты Мраморного дворца, 1900-е гг., арх. Д.Д. Зайцев.

Несмотря на упрощение рядовых построек, некоторые архитекторы до сих пор используют подлинную систему с нервюрами, причём такие мастера есть и в России.

Современные нервюрные своды работы московского архитектора Антона Булатецкого. Фото: Антон Булатецкий.

Современные нервюрные своды работы московского архитектора Антона Булатецкого. Фото: Антон Булатецкий.

архитектурные элементы кратко

(с греч. — «доска») — верхняя, обычно квадратная плита капители, колонны,пилястры.


рисунок украшений коринфских и сложныхкапителей, модульонов, акротериев. Акантовый орнамент характерен также для декора фризов и карнизов.


(с греч. — «высочайший»)
скульптурное украшение, помещаемое над углами фронтона архитектурного сооружения.


(с франц. — «стол», «доска»)
балочное перекрытие пролета или завершение стены, состоящее из архитрава,фриза и карниза.


(с др.-греч. — «свод»)
выступ здания, перекрытый полукуполом.


наружная каменная полуарка, передающая горизонтальное усилие распора от сводов постройки на контрфорс, расположенный за пределами основного объема здания.


(с лат. — «обрамляющая дуга»)
обрамление арочного проема, выделяющее дугу арки из плоскости стены.


нижняя из трех горизонтальных частейантаблемента, опирающаяся непосредственно на капители колонн


подножие колонны, здания, памятника или другого сооружения, лежащее на фундаменте.


ограждение лестницы, балкона, террасы, состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединенных сверху перилами или горизонтальной балкой; перила из фигурных столбиков.


(с греч. — «цветок граната»)
фигурный столбик в балюстраде.


(с лат. — «два», «вход»)
окно, состоящее из двух проемов, разделенных колонкой.


(также называемое палладианским и серлианой)
форма трехчастного окна, типичного для палладианской архитектурной традиции.


(с нем. — «защита от ветра»)
высокий остроконечный щипец, завершающий порталы и оконные проемы готических зданий.


(с итал. — «завиток», «спираль»)
архитектурный мотив в ионическойкапители, представляющий собой спиралевидный завиток с кружком («глазком») в центре.


четырехгранный столб, завершающийся скульптурной головой или бюстомкакого-либо бога, государственного деятеля или философа (первоначально — бога Гермеса).


(с лат. — «капля»)
мелкие украшения в виде маленьких усеченных конусов или цилиндров в постройках дорического ордера.


(с лат. — «зубцы»)
ряд небольших прямоугольных выступов, расположенных на карнизе здания.


(с лат. — «водосток»)
четырехугольный неглубокий бассейн в центре атрия (закрытый внутренний двор древнеиталийского и древнеримского жилища), куда через комплювий стекала с крыши дождевая вода.


завершающая часть колонны или стены, имеющая вид полочки или фигурногокарниза и являющаяся опорой для вышерасположенной арки.


сложился в каменном зодчестве в ионических областях Древней Греции между 560 и 500 годом до н. э. Имеет стройную колонну с базой и фустом, прорезанным вертикальными желобками —каннелюрами; капитель состоит из двух крупных завитков — волют. Антаблемент иногда без фриза; архитрав состоит из трех горизонтальных полос; фриз часто сплошь покрывался рельефом. Ионический ордер отличается от дорического ордера большей легкостью пропорций и более богатым декором всех частей.


(с греч. — «несущий корзину»)
скульптурное изображение женской фигуры, архитектурно заменяет колонну.


вертикальный желобок на стволе пилястрыили колонны.


(c лат. — «голова»)
верхняя орнаментированная часть колонны, столба или пилястры, расположенная между стволом опоры и антаблементом.


статуя одетой женщины, введенная в употребление древнегреческим зодчеством для поддержки антаблемента и заменявшая собой колонну или пилястру.


выступающий элемент внутренней и внешней отделки зданий, помещений, мебели. В архитектуре карниз отделяет плоскость крыши от вертикальной плоскости стены или разделяет плоскость стены по выделенным горизонтальным линиям.


в коринфских капителях — волютообразные завитки стеблей, выступающие из-за листьев аканта и образующие маленькиеволюты, поддерживающие абаку.


(с фр. — «ящик», с итал. — «кассета»)
углубления прямоугольной или другой формы в своде, куполе, потолочном перекрытии или на внутренней поверхности арки.


(c лат. — «орошать дождем»)
прямоугольное отверстие в крыше древнеримского жилого дома, предназначенное для стока дождевой воды в бассейн (имплювий).


(от франц. — «противодействующая сила»)
вертикальная опора, расположенная с наружной стороны стены и воспринимающая боковой распор.


сложился во второй половине V века до н. э., получил широкое распространение в архитектуре эпохи эллинизма и Древнего Рима. Имеет высокую колонну с базой, стволом, прорезанным каннелюрами, и пышной капителью, состоящей из нарядного резного узора листьев аканта, обрамленного небольшими волютами.


сложился в дорийских областях Древней Греции в период перехода к строительству храмов и сооружений из камня. Колонна дорического ордера не имеет базы; ствол прорезан вертикальными желобками —каннелюрами; капитель состоит из круглой подушки — эхина и толстой квадратной плиты — абаки. Антаблемент членится на архитрав, фриз и карниз; фриз по горизонтали делится на триглифыи метопы. Существует упрощенный вариант дорического ордера — тосканский (имеет колонну с базой, но без каннелюр и гладкийфриз).


вертикальный плоский выступ стены, в отличие от пилястры не имеющий базы и капители. Обычно — декоративный элемент, служащий для вертикального членения плоскости стены


повторяющийся элемент фриза дорического ордера, прямоугольная плита с плоской или рельефной поверхностью. Чередуется с триглифом.


Модульон, или модильон

архитектурная деталь в виде небольшого кронштейна с лепным листом с нижней стороны, которая расположена под выносной плитой венчающего карниза.


плоский наклонный выступ под выносной плитой карниза в дорическом ордере.


(с фр. — «прожилка»)
выступающее ребро готического каркасного свода.


растительный орнамент в виде веерообразного листа пальмового дерева, цветка аканта или жимолости.


часть свода, навес между двумя арками.


конструктивный элемент в виде балки или арки, перекрывающий оконный или дверной проем в стене.


(с лат. — «колонна», «столб»)
плоский вертикальный выступ, повторяющий все части и пропорции колонны.


декоративная башенка с квадратным или многоугольным основанием и пирамидальным верхом, обычно устанавливаемая на контрфорсах.


(с др.-греч. — «передняя часть тела», «морда»)
изображение передней части тела животного или мифологического существа.


небольшой выступ плоскости фасада, выступантаблемента, карниза и пр.


(с лат. — «простой», «грубый»)
рельефная кладка или облицовка стен различных видов камнями с грубо отесанной или выпуклой лицевой поверхностью.


декоративная деталь в виде небольшогокарниза или фронтона над оконным или дверным проемом. Изначально использовался для защиты проемов от дождя.


цоколь храма или колоннады. В Древней Греции обычно состоял из трех ступеней, верхняя из которых (или только ее поверхность) называлась cтилобатом.


(от греч. stylos — «колонна» и batos — «доступный для прохода»)
В античной архитектуре — каменные плиты под колоннами, верхняя ступень стереобата.


(с греч. — «портик»)
длинная галерея-портик, обычно с одним-двумя рядами колонн и со стеной по одной из длинных сторон; крытая колоннада.


пластически обработанный участок стены между дверной коробкой и потолком, заполненный рельефом или живописью.


повторяющийся элемент фриза дорического ордера: вертикально стоящие каменные плиты с треугольными в плане продольными желобами. Чередуется с метопом.


(с лат. — «три двери»)
В романской и готической архитектуре — узкие продольные галереи над боковыми нефами (вытянутое помещение, ограниченное рядом колонн), открытые в центральный неф тройными или двойными арочными проемами.


часть антаблемента между архитравоми карнизом. В дорическом ордере членится чередованием триглифов и метоп. В других архитектурных ордерах может быть гладким или украшается скульптурным рельефом.


часть фасада здания, портика, колоннады, ограниченная двухскатной крышей и карнизом. Чаще всего бывает треугольным или лучковым (дугообразным).


(с лат. — «палка»)
стержень колонны, находится между базойи капителью.


гипсовые лепные украшения на поверхности стен.


(c лат. — «дом», «храм», «часовня»)
композиционный элемент, структура в виде небольшого храма, обычно с парой колонн.


(с греч. — «сиденье за дверями»)
полукруглая ниша, обычно завершаемая полукуполом.


нижняя часть капители колонныдорического ордера, переход от ствола колонны к абаке.

Читайте также: