Электрическая схема лес пола

Обновлено: 04.05.2024

Распайка звукоснимателей – одна из самых часто-проводимых процедур над гитарой. Как минимум, необходимо будет припаять отвалившийся проводок, а как максимум – заменить звукосниматель.

Учитывая, что схем распайки, типов звукоснимателей и гитар бесчисленное множество, для проведения грамотной распайки необходимо понимание своих собственных действий.

Именно поэтому команда Струнки.ру подготовила для вас серию статей, которая поможет вам разобраться в основах распайки звукоснимателей.

Разводка звукоснимателя

Всё, что нужно знать рядовому гитаристу, так это то, что своими катушками звукосниматель принимает сигнал от возмущения электрического поля, на которое влияют колеблющиеся струны.

Однако, для того, чтобы был сигнал (т.е. звук), необходимо создать разницу потенциалов (или напряжение) между началом и концом провода в катушке.

Прямое подключение

Предлагаем рассмотреть подключение гитарного звукоснимателя типа Single. Для начала необходимо получить сигнал, припаяв два провода от звукоснимателя к гитарному гнезду. В нашем случае чёрный провод идёт на «землю», а белый – «сигнал».

Распайка звукоснимателей: прямое подключение

В результате мы получим звукосниматель, который невозможно отрегулировать по громкости или отрезать лишние частоты. Тем не менее, он работает и звучит, хоть и посредственно.

Включить/Выключить звук

Что можно сделать еще? В цепь можно добавить так называемся Kill Switch – переключатель (или кнопка), который одним нажатием включает или выключает звук. Казалось бы, можно поставить переключатель на сигнал (белый провод) и дело в шляпе.

Распайка звукоснимателей: killswitch

Однако, в таком случае мы получим страшный шум из помех, как если бы включили комбоусилитель с кабелем без подключённой в него гитары.

Для корректной работы Kill Switch необходимо, чтобы в позиции «ВКЛ» сигнал был подключён к выходу датчика, а в позиции «ВЫКЛ» он подключён напрямую к земле. Подробнее на схеме:

Распайка звукоснимателей с killiswitch

Прибавить/Убавить звук

Следующий элемент схемы, который присутствует во всех электрогитарах, бас-гитарах и прочих инструментов – потенциометр громкости, который выглядит вот так:

Потенциометр Alpha

Потенциометр обладает тремя контактами. Два крайних контакта предназначены для подключения сигнала и земли (белый и чёрный провод). Средний же контакт предназначен для соединения потенциометра с гитарным гнездом (сигнал).

Распайка звукоснимателей: добавляем потенциометр

В конечном итоге мы сможем изменять громкость звучания инструмента. Регулировка осуществляется в две стороны – «на сигнал» (максимальная громкость) или же «на землю» - сигнал отсутствует, звука нет. Или же какое-то среднее значение между ними.

Из схемы видно, что провод «земли» в данном случае припаивается к задней части потенциометра, что обеспечивает его заземление и, как следствие, избавление от фоновых помех.

Отрезать частоты

Следующее, что применяют практически на всех гитарах – потенциометр тона.

Почему практически? На некоторые современные гитары иногда не устанавливают потенциометр тона. Чаще всего такие гитары имеют всего лишь один бриджевый звукосниматель.

В большинстве случаев потенциометр тона используют вместе с тонкомпенсацией, которой посвящена другая статья.

Если кратко, то тонкомпенсация необходима для снижения зашкаливающего уровня высоких частот при выкручивании ручки тона в максимальное положение.

Итак, схема распайки потенциометра тона выглядит следующим образом:

Распайка звукоснимателей: подключение потенциометра тона

Из схемы видно, что сигнал (белый провод) сначала идёт от звукоснимателя на потенциометр громкости, с потенциометра громкости сигнал идёт на потенциометр тона. Земля (чёрный провод) идёт от звукоснимателя на потенциометр громкости и заземляет его, с места заземления идёт на корпус потенциометра тона для его заземления, после чего провод идёт на гнездо.

Тонкомпенсация распаяна довольно просто: один вывод на землю (корпус потенциометра), второй на средний контакт потенциометра.

Используем два звукоснимателя (синглы)

Ранее мы рассмотрели простейшие принципы распайки одного звукоснимателя, но как быть, если звукоснимателей два?

На данном предлагаем добавить к существующей схеме распайки еще один звукосниматель. Первое, что необходимо добавить в схему – переключатель. К примеру, 2-х позиционный переключатель, позволяющий переключаться между нековым и бриджевым звукоснимателем.

Распайка звукоснимателей: два звуснимателя

Однако на практике практически всегда применяется 3-позиционный переключатель, позволяющий использовать звукосниматели вместе, а не только по отдельности.

Самые распространённые типы переключателей

Лопастной переключатель (скользящий)

Переключатель, который устанавливают практически на все модели гитар типа Telecaster и Stratocaster. Существуют как 3-позиционные, так и 5-позиционные переключатели (для гитар с тремя звукоснимателями). Правда, в некотором случае на гитары с тремя звукоснимателями могут устанавливать 3-позиционный переключатель.

3-позиционный имеет следующие положения: нековый звукосниматель, нековый + бриджевый, бриджевый звукосниматель.

5-позиционный имеет следующие положения: нековый звукосниматель, нековый + средний, средний, средний + бриджевый, бриджевый.

Устройство подобного переключателя простейшее – три или пять контактов, которые имеют параллельное включение.

Ниже на рисунке представлена схема работы 3-х позиционного переключателя:

Схема работы 3-позиционного переключателя

На схеме видно, как именно подключаются звукосниматели к переключателю. Следует помнить, что к переключателю подключается провод «сигнал» (белый).

Распайка звукоснимателей: подключение переключателя

Из схемы видно, что «земля» (чёрный провод) – подключается ко всем потенциометрам и идёт на разъём. Только белый и зелёный провод идёт на переключатель.

Зелёный провод предназначен для того, чтобы потенциометр громкости мог изменять уровень сигнала во всех положениях переключателя.

Переключатель рычажного типа

Чаще всего устанавливают на гитары типа Les Paul или SG. Всегда имеют 3-позиционное исполнение.

Для примера будем использовать схему распайки с двумя синглами.

Схема переключения отлична от предыдущего рассмотренного нами типа, однако принцип работы немного отличается. Главное отличие – отсутствие у переключателя рычажного типа скользящего механизма. Считается, что данное отличие обуславливает его надёжность перед скользящим типом. Выглядит подобный переключатель следующим образом:

Переключатель Hosco

Распайка звукоснимателей: подключение рычажного переключателя

В конечном итоге переключатель позволит нам использовать либо нековый, либо бриджевый звукосниматель, либо же нек + бридж.

Используем два звукоснимателя (хамбакеры)

Итак, основываясь на информации, которая у нас имеется, мы смело можем рассмотреть нижеприведённую схему:

Распайка звукоснимателей: подключение 2 хамбакеров

Подключение двух хамбакеров, в целом, аналогично подключению двух синглов, однако хамбакеры, ввиду конструктивных особенностей, имеют больше двух проводов.

Красный и белый провод необходимо соединить и изолировать (при их наличии, чаще всего они уже соединены на производстве и изолированы от ваших глаз).

Зелёный провод и серый необходимо подвести к земле (к потенциометру громкости).

Чёрный провод сначала идёт к потенциометру громкости на крайний левый контакт. При этом чёрный провод выходит с земли на потенциометрах и соединяется со средним контактом переключателя, после чего идёт на разъём.

Белый провод (сигнал) идёт от среднего контакта к переключателю, а от переключателя к разъёму.

Используем три звукоснимателя (синглы)

Гитары типа Stratocaster – настоящая классика гитарной индустрии. На подобных гитарах чаще всего используют три звукоснимателя типа сингл.

Из схемы ниже видно, что к контактам переключателя необходимо подвести провода сигнала от каждого звукоснимателя.

Распайка звукоснимателей: подключение 3 звукоснимателей

Далее необходимо подключить потенциометры тона, позволяющие регулировать уровень частот для некового и среднего звукоснимателя. Сделать подобное можно следующим образом:

Распайка звукоснимателей: подключение 3 звукоснимателей

Так же следует помнить, что от звукоснимателей исходит «земля» (чёрный провод), который необходимо припаять на каждый потенциометр.

Примечание: синяя стрелка – соединение оранжевого провода от потенциометра тона, позволит нам использовать для некового звукоснимателя сразу два потенциометра тона.

Зелёная стрелка – изменение подключения с одного крайнего контакта на другой несколько изменяет сопротивление, однако разницу в звуке в таком случае можно услышать только на очень качественном оборудовании.

Схема распайки 5-позиционного переключателя аналогична 3-позиционному.

Данная статья – лишь основы распайки. Мы надеемся, что вы усвоили основные принципы распайки и работы гитарной электроники.

Сегодня мы рассмотрим небольшой мод, решающий проблему, всех любителей Les Paul, с которой они живут уже более полувека с тех самых пор, как миру был представлен первый Les Paul. Этот мод так же подойдет для всех гитар с двумя звукоснимателями, трехпозиционным переключателем и раздельными регулировками громкости и тона на каждый звукосниматель.

Проблема (или нет). Распайка Les Paul, по большому счёту, не менялась с середины 50-х годов прошлого века. Время от времени Gibson вносила небольшие изменяя, которые касались номиналов и типов конденсаторов, но, в целом, все осталось так же, как в самом первом LP.

И есть одна вещь, которую Gibson не меняли все эти годы – это концепция спаренных потенциометров громкости. Вы в курсе, как это работает. Есть раздельные регулировки громкости и тона для каждого звукоснимателя и трехпозиционный переключатель. То есть вы можете настроить громкость и тона отдельно для бриджевего и нэкового датчика, а потом быстро переключаться на нужный звук используя трехпозиционный переключатель. Тут все отлично – два пресета на кончике вашего пальца.

Но владельцы Les Paul так же знают, что происходит, если использовать среднюю позицию переключателя. В этом случае работают оба звукоснимателя и включены они параллельно, и даже чуть-чуть прибирая громкость одного из звукоснимателей, и если потенциометр другого датчика при этом полностью открыт, то этот датчик звучит много громче, чем его напарник. Или и того хуже – убрав громкость в ноль на одном из датчиком, мы тем самым выключаем гитару полностью.

Почему так происходит? Потому что, потенциометры громкости не развязаны, и они влияют друг на друга. В таких пассивных схемах – такое бывает сплошь и рядом, такова их природа. Вообще же, двуххамбакерный мир делится на два лагеря: для одних эта проблема и не проблема вовсе – это просто такие правила игры, которые можно использовать во благо, другие же думают, что такое вот взаимодействие потенциометров – это системная ошибка и стараются избавиться от этого.

На самом деле, существует лишь одно реальное решение этой проблемы – это переход к активной схеме (если конечно, это приемлемо для вас). Все же остальные «решения» — это компромиссы, которые вам подойти, а могут и не подойти. Пусть это решат ваши уши.

Поменяйте их местами. Легко сделать так, чтобы потенциометры громкости на Les Paul работали раздельно. Вам просто нужно сделать их распайку наоборот. (Так сделано на некоторых Rickenbacker и старых Fender Jazz Bass).

Les Paul Wiring

Для начала посмотрите на представленную тут схему. На ней показана современная распайка Les Paul, которую можно встретить почти на всех серийных гитарах. Черные провода – это «земля», белые провода – сигнальные, они идут от звукоснимателя к выходному джеку. Черные провода идут от потенциометра к потенциометру через «земляную шину». Будьте осторожны и не замыкайте цепь в кольцо – между двумя потенциометрами громкости не должно быть прямого соединения, как и показано на схеме. С другой стороны, такое соединение сделает из ваших звукоснимателей отличную антенну, которая будет собирать различные шумы (чтобы этого не произошло нужно, чтобы для «земляной шины» использовались достаточно толстые провода, а и пайка была добротной).

А теперь просто поменяйте местами соединения 3 и 2 конденсатора на обоих потенциометрах громкости и ничего не меняя на потенциометрах тона. Всё! Вы распаяли потенциометры громкости наоборот и это разделило их.

Treble-bleed цепь? У этого мода есть огромный недостаток. Когда звукосниматели включены «наоборот» они «показывают» меньшее сопротивление и выходной импеданс увеличивается. В результате мы получаем очень сильную потерю высоких частот, если чуть-чуть прибираем громкость. Это особенность пассивных гитарных схем – непропорциональная потеря высоких частот при малом изменении громкости. Стоит немного прибрать громкость, как мы теряем значительную часть высоких частот. И эта особенность усугубляется, когда мы соединяем потенциометры громкости «наоборот».

С этим можно бороться, добавив т.н. treble-bleed цепь между входом и выходом каждого потенциометра громкости. Эта цепь обычно представляет собой маленьких конденсатор, часто параллельно или последовательно с резистором.Просто припаяйте эту RC-цепочку между ножками 3 и 2 каждого потенциометра громкости и послушайте, что получилось в результате.

От номиналов конденсатора и сопротивления зависит количество высоких частот. Кто-то предпочитает использовать только конденсатор, а кто-то конденсатор и резистор в параллели. Обычнее значения для конденсатора – от 220 пФ до 680 пФ, а параллельного ему резистора – от 150 кОм до 330 кОм. Если вы решили использовать только конденсатор, то его обычный номинал – это 330 пФ. Популярное решение для RC-цепочки – это конденсатор на 470 пФ и 330 кОм резистор, включенный параллельно. Маленькие конденсаторы из серебряной слюды (silver mica caps) для этого мода подходят идеально.

Запомните, что в пассивных схемах мы можем ничего добавить, если этого не было изначально. Мы можем лишь придать звуку нужную окраску подавив определенные частоты, что делает другие частоты более заметными. Этот treble-bleed фильтр ослабляет низкие частоты, что делает высокие более заметными.

В конце последней статьи о Гитарной Распайке, мы узнали как спаять Теле, Лес Пол и Страт обычным способом (в их стандартном варианте). Большинство заводских паек – вариации на эти три стандартных варианта.

Применив знания полученные в предыдущих четырех частях, мы можем попробовать модифицировать наши схемы для получения нестандартных звучаний. Обычно в качестве первой модификации заменяют один или более потенциометров на пуш-пульные потенциометры (push/pull pot). Пуш-пульный потенциометр представляет из себя обычный потенциометр, к которому присоединен DPDT-переключатель (double-pole, double-throw).

Этот переключатель может поменять одно из возможных двух положений, если потянуть ручку потенциометра в гитаре или же в обратном положении если на него нажать.
Потенциометр и переключатель – два независимых элемента цепи и никак не соединены между собой (если не брать в учет корпус прим. пер).

Пуш-пульный потенциометр выглядит вот так:


Будучи установленным на гитару, со стороны он ничем не отличается от обычного потенциометра, соответственно замена одного на другой не требует дополнительных отверстий или каких либо модификаций на гитаре. На фото можно увидеть шесть дополнительных контактных выводов под потенциометром с тремя выводами. Эти шесть соединений и есть выводы DPDT-переключателя, соединенные внутри в двух позициях как показано ниже:


Вы наверное заметили что на переключателе у нас есть две независимые группы (два полюса). В нашем первом моде мы задействуем только два вывода переключателя самым простым из возможных способов.

В типовой распайке страта с 5-позиционным переключателем, у нас есть варианты с бриджевым, средним и нековым звукоснимателями по отдельности и комбинации среднего датчика с одним из оставшихся двух. Но у нас нет вариантов комбинации некового и бриджевого датчика или вообще всех трех датчиков одновременно.

Одна из популярных модификаций для Страта — добавление пуш-пульного потенциометра, когда при включении переключателя (вытянутой ручке потенциометра) добавляется нековый датчик к активной на данный момент комбинации датчиков. Другими словами, когда мы включаем на 5-позиционном переключателе положение бриджевого датчика, а после включаем пуш-пул, у нас одновременно будут включены и бриджевый и нековый звукосниматели. Для включения же всех трех датчиков одновременно, достаточно выбрать положение с включенными бриджевым и средним звукоснимателями на 5-позиционнике, после чего добавить нековый с помощью пуш-пула. Такая модификация позволяет нам увеличить общее количество комбинаций до семи.

Нижеприведенная схема это часть типовой распайки Страта из предыдущей стати.
Регуляторы тембра и большая часть проводов заземления были убраны, чтобы нам было проще понять добавленные в схему изменения. Новые соединения отображены фиолетовым цветом:


Наверное вы уже заметили, что мы добавили два провода, один соединенный с выходом некового датчика, второй – со входом регулятора громкости, и соединили их с выводами одной группы (полюса) пуш-пула. Также мы убедились что эти провода соединены друг с другом при вытянутом положении пуш-пула, тем самым подключив нековый датчик напрямую на регулятор громкости, в обход 5-позиционного переключателя.
Конечно, если вы предпочитаете сделать такой мод на бриджевом датчике вместо некового, уверен, вы без проблем сообразите как это спаять!)

Хоть мы и использовали в данном солучае пуш-пульный потенциометр, это только один из типов переключателей. Не будет никаких сложностей, если мы захоти использовать мини-тумблер, установив его, например, между регуляторами громкости и тембра. Наиболее распространенным типом мини-тумблера для гитар является также DPDT-переключатель, с теми же самым шестью контактами, как этот:


Наша схема никак не поменяется если мы будем использовать его, кроме того факта, что переключатель теперь не будет соединен с регулятором громкости.

Существуют и другие типы мини-тумблеров, у которых есть уже три положения, а не два. Также мы использовали всего лишь два контакта переключателя для нашего мода. Можем ли мы сделать более интересные фишки? Да, конечно, и мы до них доберемся. Но сначала мы должны «демистифицировать» хамбакеры с 4-мя проводами, что мы и сделаем в следующей части.

Доброго времени суток, коллеги!
Это моя первая статья, поэтому прошу строго не судить. Разумная критика - с благодарностью принимается! На данный момент, к сожалению, не располагаю фотоаппаратом, и, ввиду данного факта, постараюсь коротко изложить суть на словах.
Перед Вами классическая схема темброблока электрогитары Gibson Les Paul и ей подобных от различных производителей.


Как показал мой продолжительный опыт общения с электрогитарами, темброблок, собранный по данной схеме, имеет один серьёзный недостаток.
Если вдруг, случайно или намеренно, движок любого из переменных резисторов R3 или R4 окажется в нижнем по схеме положении, то при среднем положении переключателя звукоснимателей не будет работать ни один из датчиков, т. к. выход электрогитары будет полностью посажен на землю.

Камрад, рассмотри датагорские рекомендации

🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать

Опробовано в лаборатории редакции или читателями.

Так же, в среднем положении переключателя звукоснимателей регуляторы тембра R1 и R2, если можно так выразиться, "перекрывают" работу друг друга. Сей факт, при игре на таких электрогитарах, меня сильно напрягает.

Предлагаю модернизированный вариант темброблока для электрогитар.


Как видите, из схемы убраны регуляторы громкости и тембра одного из датчиков, а из оставшихся сделан один общий выходной темброблок.

В освободившиеся от регуляторов отверстия в деке гитары вставлены миниатюрные тумблеры S2 и S3, показанные на схеме красным цветом. Эти переключатели, замыкая одну из полуобмоток датчика, превращают хамбеккеры в синглы, и с помощью этого темброблока можно нарулить гораздо больше вариантов звучания, чем даёт нам штатный блок регулировок, и наводок такая схема даёт меньше.

А вы знали о том, что звукосниматели гитар типа Les Paul можно распаивать далеко не только по стандартной схеме? Думаю, сейчас самое время обсудить интересный альтернативный вариант.

Сначала небольшое примечание: обычно, когда говорят о схемах для гитар типа Les Paul, имеют в виду гитары с двумя хамбакерами и с отдельными регуляторами громкости и тона для каждого из них. Это означает, что схему, о которой я расскажу вам сегодня, можно применить для любой гитары с аналогичными характеристиками. Например, это могут быть ES-335, SG или гитары других производителей.

Стандартная схема очень даже хороша, но гитаристам все чаще хочется чего-то другого. Эти новые варианты часто называют «общими схемами», потому что основная их цель — сделать так, чтобы громкость звука для обоих звукоснимателей регулировалась общей ручкой. То же самое относится к регулировке тона. Так освобождается один или даже два регулятора, что дает музыканту новые возможности. Например, можно установить на их места дополнительные переключатели.

В данном конкретном случае общей ручкой регулируется только тон. Соответственно, имеем один общий регулятор тона и два раздельных регулятора уровня громкости. В качестве бонуса я покажу вам усовершенствованную версию этой схемы.

Общая ручка для настройки тона и две ручки для громкости на гитаре с двумя хамбакерами (HH) — дело вполне обычное. Такие производители, как Ibanez, Schecter и Charvel, уже давно и успешно пользуются этой схемой.

Какой датчик выбрать?

Как вы видите на Рис. 1 , сама схема не представляет абсолютно никакой сложности. К каждому звукоснимателю относится свой регулятор громкости, а вот тон устанавливается общей ручкой. В данном случае вам нужно в первую очередь определиться с тем, какой регулятор возьмет на себя функцию общей ручки громкости. Большинство заводских схем подобного типа предполагают уровень в 0,022 мкф. Но для конфигурации НН гитаристы часто предпочитают 0,022 мкф для бриджевого и 0,01 мкф для нэкового датчика, поэтому лучше всего выбрать нечто среднее — 0,015 мкф. Так вы сможете воспользоваться всеми преимуществами. Но обязательно поэкспериментируйте и с другими значениями. Может, вы найдете что-то, что идеально подойдет именно вам.

По сути, не так уж важно, какую ручку вы выберете. Схема будет работать в любом случае.

Как спаять два хамбакера

Альтернативный вариант распайки звукоснимателей

А теперь — как я и обещал — поговорим об усовершенствованной версии этой схемы. Она заключается в дополнительном устранении трехпозиционного рычажного переключателя (см. Рис. 2 ). Этот вариант чем-то похож на схемы гитар Fender Jazz Bass. Такая схема обеспечивает разные варианты тонов за счет комбинирования работы датчиков в нужной вам пропорции.

Необычный способ распайки звукоснимателей гитары

Конечно, без трехпозиционного переключателя оба датчика постоянно работают одновременно, и чтобы отключить один из них, нужно повернуть соответствующую ручку против часовой стрелки до упора. Это несколько сложнее и дольше, чем просто воспользоваться стандартным переключателем. Например, если вам нужен только бриджевой звукосниматель, вы полностью отключаете звук нэкового звукоснимателя и включаете звук бриджа на максимум. Это нравится не всем. Решайте сами, подходит вам такой вариант или нет. Но он точно стоит того, чтобы попробовать.

Очередная фантазия пупсиков из ПТУ,но не гитаристов. Конденсаторы режут высокую чистоту, и как обычно не эффективны для фильтрации

ты макар наверное не в курсе что чистоты режуться от высоких до низких конденсаторами разных наминалов учи физику студент

Читайте также: