Экономическим фундаментом стратегии социальной политики является

Обновлено: 18.04.2024

Ведущие государства с рыночной экономикой уделяют особое внимание эффективному регулированию таких систем, как здравоохранение, культура, образование, отдых и туризм, жилищно-коммунальное хозяйство и экологическая ситуация в регионах. Совокупность этих показателей определяют экономическую сферу, поэтому по мере развития экономической ситуации возрастает и интерес к социальной политике.

Обоснование направлений социального и экономического планирования заключается в том, чтобы выяснить перспективы будущего в исследуемой сфере, руководствуясь при этом реальными экономическими процессами, а также способствовать реализации оптимальных планов, опираясь на проведенную оценку принятого решения.

Основными задачами, которые устанавливаются перед исполнительными органами в процессе планирования и прогнозирования социальной политики и разработке соответствующей концепции является развитие и сохранение эффективной структуры экономики, а также оптимального уровня социальной защиты населения и поддержке существующих связей в масштабах региона с внешним миром.

Стратегическое планирование развития социальной политики

Социальная политика – это особенный аспект внутренней государственной политики, целью реализации которой является урегулирование комплекса социальных процессов и отношений в обществе.

Основным свойством социальной политики государства является выражение потребностей и социальных интересов граждан, групп, классов населения. Поэтому социальная политика – это концентрированная реализация потребностей и интересов граждан в области их жизнедеятельности и социальных отношений.

Условие жизнедеятельности населения – это духовные и материальные блага, а также сферы деятельности, которые необходимы для их нормального развития и существования.

Можно подытожить, что социальная политика – это та политическая сфера, которая обращена к населению (отдельным гражданам, классам, группам, социальным слоям и группам населения, к личности, семье). Основным объектом социальной политики является население, которое выступает в качестве потребительской силы субъекта потребностей и общества.

Готовые работы на аналогичную тему

Все сферы политики тесно взаимосвязаны между собой. Особое значение для формирования и развития общества имеет взаимосвязь между социальной и экономической политикой. Она находит свою реализацию в двух аспектах:

  • экономическая политика имеет регулирование деятельности граждан по созданию духовных и материальных благ как основного условия роста благосостояния своим конечным результатом;
  • социальная политика напрямую связана с отношением между гражданами и воздействием на их взаимоотношения материальных и духовных благ (использование всех жизненных условий для всестороннего совершенствования и развития общества).

Что для одной политики является результатом, для другой – исходной точкой.

Для того чтобы социальная политика государства полностью реализовалась, она должна планироваться и разрабатываться с учетом всех требований и основных принципов. Во-первых, принцип признания права предпринимателей и экономической свободы человека, а также наемных лиц на тарифную автономию. Во-вторых, принцип доверия к роли регулирующего рынка (свободное ценообразование, спрос на продукцию, конкуренция). В-третьих, принцип ответственности страны за игру рыночных элементов и формирование соответствующих условий для упорядочения деятельности социальной и экономической жизни.

Планирование социальной политики должно осуществляться таким образом, чтобы обеспечить рост доходов граждан в соответствии с его вкладом в трудовую деятельность и располагаемым капиталом, а также, чтобы минимизировать социальное иждивенчество путем повышения социальной и экономической ответственности и создания механизма социальной защиты граждан.

Рисунок 1. Планирование социальной политики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Стратегия планирования социальной политики

Тактика и стратегия планирования современной социальной политики содержится в программе социальных реформ. В данной программе выделяются основные стратегические цели и задачи социальной политики государства:

  • реализация ощутимого улучшение жизнеобеспечения и материального положения населения страны;
  • реализация эффективной занятости граждан, а также повышение качества рабочей силы и ее конкурентоспособности;
  • осуществление гарантий конституционных прав личности в сфере трудовой деятельности, социальной защищенности, охраны здоровья, образования, а также обеспечение жилым помещением достойного уровня;
  • ориентация социальной политики на благосостояние семьи, реализация прав социальных гарантий, которые предоставляются семье, детям, женщинам и молодому поколению;
  • улучшение и нормализация демографического положения, минимизация смертности населения, особенно детской и граждан трудоспособного возраста;
  • значительное развитие и улучшение социальной инфраструктуры.

Необходимыми условиями для реализации поставленных задач и целей являются следующие мероприятия:

  1. Восстановление роли заработка и других доходов в трудовой деятельности как основного источника поступления денежных средств граждан, а также главного стимула для развития производства и стимулирования трудовой деятельности.
  2. Обеспечение сбалансированного распределения доходов на основе применения новой системы налогообложения, а также введение эффективного контроля над реальными доходами населения.
  3. Стимулирование применения доходов от трудовой деятельности, доходов от собственного кредитования и инвестирования социальных программ, которые направлены на формирование основных условий оптимального жизнеобеспечения: качественное медицинское обслуживание, улучшение коммунально-жилищных условий, получение достойного квалифицированного образования.
  4. Проведение аналитической политики занятости населения, которая намечает недопущение массовой безработицы и не препятствует высвобождению рабочих кадров в связи со структурной трансформацией экономики.
  5. Усиление адресности получения социальной поддержки и защиты на основе анализа материального положение нуждающихся граждан.
  6. Формирование оптимальных условий жизнедеятельности женщин, семьи, детей, молодежи.
  7. Повышение значения социального страхования как основного механизма защиты населения при утрате доходов в случае безработицы, заболеваний и других социальных факторов и рисков.
  8. Устойчивое финансирование социальной инфраструктуры и программ, а также гарантирование населению качественной медицинской помощи, образования, социального обслуживания.

Экономическим фундаментом для планирования и реализации целей социальной политики является рост валового внутреннего продукта и инвестирования в основной капитал, наращивание объемов производства в основных отраслях национальной экономики, минимизация уровня инфляции и дефицита бюджета государства, укрепление позиций российского рубля, а также рост расходов на конечное потребление домашних хозяйств.

Стратегия социальной политики — это генеральное решение системы социальных проблем страны на данном конкретно-историческом этапе её развития.

При разработке и реализации социальной политики с необходимостью встаёт вопрос о социальных приоритетах, то есть социальных задачах, которые признаются обществом на данном этапе его развития наиболее настоятельными и срочными, требующими первоочередного решения. В качестве главных приоритетов социальной политики можно выделить:

· обеспечение человеку от рождения до старости нормальных условий жизни и развития;

· создание условий для функционирования семьи как первичной ячейки общества, особое внимание оказывать матерям;

· обеспечение экономической безопасности, надежная защита конституционных прав и свобод граждан;

· обеспечение эффективной защищенности населения: повышение качества социальной защиты населения, охрана здоровья, культуры, обеспечения жильем, улучшение демографической ситуации.

К субъектам социальной политики относятся органы законодательной и исполнительной власти различных уровней, работодатели в государственном и негосударственном секторах экономики, а также профсоюзные и иные общественные организации, которые влияют на разработку государственной социальной политики.

Выделяют следующие принципы социальной политики:

К задачам социальной политики относятся:

· стимулирование экономического роста и подчинение производства интересам потребления,

· усиление трудовой мотивации и деловой предприимчивости,

· обеспечение должного уровня жизни и социальной защиты населения,

· сохранение культурного и природного наследия, национального своеобразия и самобытности.

Для эффективного осуществления своих регулирующих функций государство располагает такими мощными рычагами воздействия, как законодательство страны, национальный бюджет, система налогов и пошлин.

Опыт большинства государств мира подтверждает: при всей объективной зависимости решения социальных проблем от экономического и политического положения в стране социальная политика обладает самостоятельностью, способна своими средствами содействовать повышению уровня благосостояния населения, оказывать стимулирующее влияние на стремление граждан к социальному прогрессу. В современных условиях социальная политика должна быть приоритетна для властных структур любого государства.

Социальная политика — особый аспект внутренней полити­ки, целью и содержанием которого является регулирование всего комплекса социальных процессов и отношений, форм общения между людьми.

Важнейшее свойство политики состоит в том, чтобы в концен­трированной форме выражать потребности, интересы социальных групп, классов, партий, поэтому социальная политика есть не что иное, как концентрированное воплощение потребностей, интере­сов людей в области социальных отношений и условий их жизне­деятельности.

Социальные отношения возникают и развиваются между людь­ми в процессе их общения между собой.

Это общение приобретает различные формы:

а) между социальными группами;

б) между клас­сами;

в) между нациями;

г) внутри социальных групп, классов и наций;

д) между семьями и внутри них.

Условия жизнедеятельности людей — это материальные и ду­ховные блага, сферы деятельности, необходимые для их существо­вания и развития.

Таким образом, социальная политика — это политика, обращенная непосредственно к населению: классам, на­циям, социальным группам и слоям населения, к семье, личности.

Выделяют широкое и узкое понимание социальной политики.

Социальная политика в узком смысле - система государствен­ных мер по поддержанию тех общественных групп и слоев, кото­рые в силу тех или иных причин оказываются в более трудном положении, чем другие, страдают от специфических обстоя­тельств и не могут своими силами улучшить собственное поло­жение.

Социальная политика в широком аспекте - общественная политика, направленная на достижение сложной и мас­штабной цели - целенаправленную модификацию общественных структур и институтов в сторону более полного повышения качества людей как граждан и личностей. В этом случае можно говорить о том, что главным объектом социаль­ной политики является население страны, выступающее в качест­ве потребительной силы общества, субъекта потребностей и по­требления.

Все виды политики государства тесно связаны между собой. Осо­бое значение для развития общества имеет диалектическая взаи­мосвязь между экономической и социальной политикой.

Она на­ходит свое конкретное появление в следующих двух моментах:

а) экономическая политика имеет своим конечным итогом регу­лирования деятельность людей по созданию материальных и духовных благ как важнейшего условия роста народного благосо­стояния;

б) социальная политика связана с воздействием на отно­шения между людьми по использованию ими материальных и ду­ховных благ, т.е. по использованию условий жизни и всесторонне­го совершенствования всех членов общества исходя из принципов социальной справедливости.

Таким образом, то, что для одной по­литики является итогом, то для другой — исходным пунктом.

В условиях рыночной экономики социальная политика имеет целью создание необходимых предпосылок для удовлетворения населением страны его основных потребностей и обеспечение соци­ального мира в обществе, консенсуса между его различными со­циальными группами, классами и нациями. Без эффективной реализации этой стратегической цели невозможно нормальное функционирование рыночного хозяйства, предотвращение и сгла­живание социальных конфликтов в обществе.

Для того, чтобы социальная политика государства могла быть полностью реализована, она должна разрабатываться на основе учета требований следующих основополагающих принципов:

- во-первых, на принцип экономической свободы человека и признания права предпринимателей, лиц наемного труда и их профсоюзов на тарифную автономию, базирующейся на социальном партнерстве;

- во-вторых, на принцип доверия к регулирующей роли рынка (спрос и предложение, свободное ценообразование и конкуренция опре­деляют положение на рынке);

- в-третьих, на принцип ответствен­ности государства за игру рыночных сил, за выработку и соблюде­ние правил игры, за создание соответствующих условий для упоря­дочения течения экономической и социальной жизни;

- в-четвертых, на принцип большей загрузки наиболее трудоспособных, чтобы помочь менее трудоспособным;

- в-пятых,на принцип участия ра­ботников в управлении производством, общественной и государ­ственной жизнью.




Социальная политика государства в социальном рыночном хо­зяйстве должна формироваться таким образом, чтобы:

- во-первых, обеспечить рост доходов населения в соответствии с его трудовым вкладом и располагаемом им капиталом;

- во-вторых, предотвратить социальное иждивенчество, путем повышения экономической и социальной ответственности всех членов общества;

- в-третьих, со­здать механизм социальной защиты населения.

B социальной политике государства выделяется несколько чрез­вычайно важных направлений, по которым и осуществляется регули­рование социальных процессов, происходящих в обществе.

К ним относятся:

1. Политика в сфере доходов и личного потребления семей.

2. Политика в сфере общественного благосостояния.

3. По­литика в сфере воспроизводства населения рабочей силы и заня­тости.

4. Политика по поддержке «слабых групп» в обществе.

5. Политика по развитию отраслей социальной инфраструктуры.

1. Политика в сфере доходов и личного потребления семей имеет усвоим объектом оплату труда лиц, работающих по найму. Ее глав­ной целью является содействие стимулированию результатов тру­довой деятельности, профессиональной и территориальной мобиль­ности населения, сокращение необоснованно высокой в настоя­щее время дифференциации размеров оплаты труда, восстановле­ние и поддержание роли минимальной оплаты труда в качестве законодательной гарантии зашиты работников наемного труда.

Ме­роприятия данного аспекта социальной политики делятся на две группы:

а) в области оплаты труда во внебюджетном секторе эко­номики;

б) в области оплаты труда в бюджетной сфере.

В первую группу мер входят: обеспечение функционирования системы га­рантий минимальных уровней заработной платы для работников в зависимости от их квалификации на основе коллективных тариф­ных договоров и соглашений между работодателями и работника­ми на всех уровнях социального партнерства; осуществление регу­лирующего воздействия государства на оплату труда руководите­лей государственных, казенных и муниципальных организаций, а также организаций со смешанной формой собственности.

Во вторую: уточнение Единой тарифной сетки по оплате труда работ­ников бюджетной сферы в органической увязке с механизмом надбавок и доплат, дополнительным стимулированием труда высококвалифицированных работников, построенном с учетом надбавок к должностным окладам за непрерывный стаж работы и высокую результативность труда; проведение повышения ставок заработ­ной платы работников бюджетной сферы не только в зависимости от темпов роста потребительских цен, но и с учетом динамики заработной платы во внебюджетном секторе экономики.

Решая вопрос о минимальной заработной плате работников обе­их сфер национальной экономики, государство исходит из того, чтобы ее размер в максимально возможной в данное время мере, был приближен к величине прожиточного минимума трудоспо­собного человека. При этом используется такой общепринятый в мировой практике социальный стандарт как минимальная часовая оплата труда.

В процессе государственного регулирования оплаты труда на­емных работников активно используются: налоги, механизм соци­ального партнерства и система договоренностей между предпри­нимателями и наемными работниками, государственные гарантии минимальной оплаты труда и использование механизма строгой ответственности всех субъектов трудовых отношений за наруше­ния трудового законодательства.

Политика в сфере общественного благосостояния предусмат­ривает:

а) разработку и использование как важного инструмента социальной политики минимального потребительского бюджета (прожиточного минимума) и механизма социальной защиты насе­ления от инфляции. Семьи, в которых среднедушевой доход мень­ше прожиточного минимума должны быть объектом первоочеред­ной помощи со стороны местных и государственных органов. Ми­нимальный потребительский бюджет должен гарантировать не просто минимум средств существования, а возможность роста и совершенствования, определенную свободу потребительского выбора. В механизм социальной защиты населения входит также индексация доходов;

б) поддержку со стороны государства нерыночного сектора наци­ональной экономики, т.е. тех отраслей и видов деятельности, ко­торые в принципе не могут ориентироваться на коммерческие кри­терии. К ним относятся: большая часть здравоохранения, физиче­ской культуры и спорта, образования, культуры и искусства, охра­ны природы, фундаментальная наука и т.д. Отрасли и виды дея­тельности, входящие в нерыночный сектор, играют чрезвычайно важную роль в жизни общества, так как именно здесь создается научный, духовный и культурный потенциал для его будущего, со­храняются исторические и нравственные традиции народов, насе­ляющих нашу страну.

3. Основное содержание политики в области труда и занятости составляют мероприятия по созданию новых рабочих мест, обес­печению функционирования служб и Фонда содействия занято­сти, выплаты пособий по безработице, организации оплаты обще­ственных работ для временно незанятых, разработке программ со­здания, сохранения и развития рабочих мест.

Данное направление социальной политики занимает в ней осо­бое место, так как выступает в роли «связующего звена» между собственно экономической и социальной политикой.

Указанная роль проявляется в том, что экономическая полити­ка, направленная на эффективное развитие производства, опреде­ляет объем и структуру занятости. В свою очередь социальная по­литика с позиций принципа социальной справедливости обеспечивает соблюдение определенных гарантий для каждого члена общества (право на труд, образование, социальное страхование, бесплатное медицинское обслуживание, поддержка экономически слабых групп населения и т.п.).

Политика в сфере занятости ока­зывает существенное влияние на политику в сфере благосостоя­ния, поскольку она определяет:

а) объем и структуру доходов семьи;

б) количество и состав социально незащищенных групп населе­ния;

в) объем и структуру потребления социальных благ и услуг, распределяемых через экономические институты и общественные организации, функционирующие по месту работы.

Политика по поддержке социально незащищенных групп насе­ления предусматривает:

Во-первых, постоянное совершенствование пенси­онной системы на основе :

а) обеспечения соответствия размера минимальной пенсии величине прожиточного минимума пенсио­нера;

б) периодической индексации пенсий с учетом роста потре­бительских цен и динамики среднемесячной заработной платы в стране;

в) использования механизма осовременивания заработка для начисления и пересчета пенсий, позволяющего более объек­тивно учитывать трудовой вклад каждого работника;

г) содействие развитию негосударственных пенсионных фондов.

Во-вторых, развитие си­стемы социальной защиты населения (социального обслуживания семьи и детей, престарелых и инвалидов; выплаты социальных по­собий, стипендий, компенсаций; социальной поддержки граждан, уволенных с государственной службы и пр.).

В-третьих, обеспечение функцио­нирования системы социальной поддержки семьи, женщин, детей и молодежи (создание необходимых условий для реализации семьей ее важнейших функций: экономической, воспроизводственной, культурно-психологической, а также повышение качества жизни семей; предоставление всех возможностей для полного и равно­правного участия женщин в политической, экономической, соци­альной и культурной жизни, строгое соблюдение прав детей и мо­лодежи на их полноценное физическое, интеллектуальное, нрав­ственное и социальное развитие.

Политика в отношении отраслей социальной инфраструкту­ры представляет собой комплекс мероприятий, направленных на:

- создание возможностей для полноценной государственной поддержки гуманитарной сферы;

- своевременное выделение в полном объеме бюджетных ассигнований на всех уровнях хо­зяйственной системы страны;

- приоритетное выделение средств на реализацию федеральных целевых программ образования, здравоохранения, системы социальной защиты населения и куль­туры, укрепление их материально-технической базы;

- расшире­ние жилищного строительства; совершенствование коммуналь­ного хозяйства.

Все перечисленные аспекты социальной политики государства могут быть воплощены в практической деятельности общества по регулированию происходящих в нем процессов, с помощью осо­бого механизма решения социальных проблем, важным структур­ным элементом которого является стратегическое планирование.

Стратегия развития Российской Федерации в области социальной политики предполагает завершить переход от патерналистской к субсидиарной модели государства. Пред­лагаемая программа социальных реформ призвана установить ориентиры, которые позволяют строить социальную политику исходя из имеющихся у государства ресурсов и возможностей.

Субсидиарность (от лат. subsidiare - поддерживающий, служащий в качестве помощи) - принцип организации и деятель­ности государства и других институтов, согласно которому вы­шестоящие органы могут брать на себя решение только тех задач, которые не в состоянии выполнить нижестоящие, и должны по­могать последним в поддержании их самостоятельности и ответ­ственности.

Суб­сидиарная модель государства означает: доступность и бесплат­ность для всех граждан базовых социальных услуг, прежде всего образования и здравоохранения; перераспределение социальных расходов государства в пользу самых уязвимых групп населения при одновременном сокращении помощи обеспеченным семьям; сокращение социального неравенства; предоставление гражданам возможностей более высокого уровня социального потребления за счет собственных доходов.

В области социальной политики субсидиарность проявляется в частности, в оказании государственной помощи только тем, кто не может обеспечить себя самостоятельно - инвалидам, престарелым, детям, многодетным семьям и т.д. Таким образом, предполагается, что социальная политика должна стать областью политики государства по обеспечению определенного уровня жизни населения.

Современные стратегические цели социальной политики Рос­сийской Федерации:

1. Борьба с бедностью, достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни людей;

2. Обеспечение эффективной занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;

3. Гарантия конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты населения, образования, охраны здоровья, культуры обеспечения жильем;

4. Переориентация социальной политики на семью, обеспече­ние прав социальных гарантий, предоставляемых семье, женщи­нам, детям и молодежи;

5. Нормализация и улучшение демографической ситуации, сни­жение смертности населения, особенно детской и граждан трудо­способного возраста;

6. Существенное улучшение социальной инфраструктуры.

Экономическим фундаментом целей и мероприятий стратегии социальной политики должны явиться предусматриваемые в пла­нируемой перспективе ежегодный рост валового внутреннего про­дукта и инвестиций в основной капитал, наращивание объемов производства в важнейших отраслях национальной экономики, дальнейшее снижение уровня инфляции и дефицита государст­венного бюджета, укрепление позиций рубля, увеличение доли рас­ходов на конечное потребление домашних хозяйств в используе­мом ВВП.

На современном этапе научно-технического прогресса ни одна страна в мире не сможет обеспечить экономический рост своего государства без использования творческих и инновационных способностей человека. Поэтому человеческий фактор занимает ключевую роль в социально– экономическом развитии общества. Это и обуславливает необходимость вмешательства государства в социально–экономическую сферу через разработку и реализацию социальной политики. Именно социальная политика государства обеспечивает повышение качества и уровня жизни населения, социальной защиты и социальной поддержки граждан Российской Федерации.

Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года направлена на обеспечение противодействия вызовам и угрозам экономической безопасности, предотвращение кризисных явлений в ресурсно–сырьевой, производственной, научно–технологической и финансовой сферах, а также на недопущение снижения качества жизни населения. Таким образом, целью экономической безопасности является не только защита национальных интересов, но и поддержание социальной стабильности общества.

Социальная политика – это деятельность государства, других политических и социальных институтов, направленная на прогрессивное развитие социальной сферы общества, совершенствование условий, образа и качества жизни людей, обеспечение определенной части жизненных потребностей, оказание гражданам необходимой социальной поддержки, помощи и защиты с использованием для этого имеющегося финансового и иного общественного потенциала.

В стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года выделен ряд основных вызовов и угроз экономической безопасности. Среди них есть угрозы социальной направленности, а именно усиление дифференциации населения по уровню доходов; снижение качества и доступности образования, медицинской помощи и, как следствие, снижение качества человеческого потенциала.

На экономическую ситуацию в стране оказывают свое влияние демографические показатели, которые являются фундаментом нашей экономики в связи с тем, что в экономической деятельности всегда задействованы люди и социальные группировки людей, численностью и качественным уровнем которых и предопределяется развитие экономики. Тем не менее, качество жизни населения ухудшается. Причинами этого являются кризис систем здравоохранения и социальной защиты населения, рост потребления алкоголя и наркотических веществ (таблица 1).

Рождаемость, смертность и естественный прирост населения

Показатели Годы
2012 2013 2014 2015 2016
1. Показатель рождаемости на 1000 чел. 13,3 13,2 13,3 13,3 12,9
2. Показатель смертности на 1000 чел. 13,3 13,0 13,1 13,0 12,9
3. Естественный прирост населения 0,0 0,2 0,2 0,3 –0,01

Данные Минздрава России свидетельствуют о том, что рождаемость в нашей стране за период 2012–2015 гг. имеет положительную динамику. Однако в 2016 г. по сравнению с 2015 г. данный показатель уменьшился на 0,4. Смертность снизилась и по сравнению с 2012 г. в 2016 г. данный показатель уменьшился на 0,4.

Актуальной для нашей страны остается проблема бедности населения. Так, например, численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в России в 2016 г. составило 19,8 млн. человек (таблица 2).

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума

Годы Величина прожиточного минимума, рублей в месяц Величина минимального размера оплаты труда, рублей в месяц Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума:
млн. человек В процентах от общей численности населения
2012 6510 4 611 15,4 10,7
2013 7306 5 205 15,5 10,8
2014 8234 5 554 16,1 11,2
2015 9701 5 965 19,5 13,3
2016 9828 7 500 19,8 13,5

По сравнению с 2012г. данный показатель вырос на 4,4 млн. человек. Уровень бедности в стране в 2016г. достиг 13,5% против 13,3% в 2015 г. Величина прожиточного минимума в 2016 г. увеличилась до 9828 рублей в месяц. Величина минимального размера оплаты труда также имеет тенденцию к увеличению, но все же остается меньше величины прожиточного минимума. Таким образом, весьма серьезную угрозу экономической безопасности нашего государства представляет положение людей, имеющих доходы ниже прожиточного минимума. Данная ситуация является причиной социальной нестабильности в обществе.

С началом 2017 года значение минимального размера оплаты труда не изменилось, оставшись равным величине 7500 руб., действующей с 01.07.2016г. Однако с 01.07.2017г. минимальный размер оплаты труда увеличился до 7 800 руб. (ст. 1 закона РФ от 19.12.2016 № 460–ФЗ).С 01.01.2018г.минимальный размер оплаты труда на территории РФ составляет 9 489 руб. (ст. 1 закона «О МРОТ» № 82–ФЗ).

Экономическая ситуация в стране также зависит и от уровня безработицы. Данные Росстата свидетельствуют о том, что численность экономически активного населения в 2016 г. по сравнению с 2012 г. увеличилась на 960 тыс. человек, при этом количество занятых в том или ином виде деятельности увеличилось на 847,2 тыс. человек. А уровень безработицы в 2016г. уменьшился на 0,1% по сравнению с 2015 г. (таблица 3).

Данные по занятости населения и уровню безработицы

Годы Экономически активные, тыс. чел Занятые, тыс. чел. Безработные, тыс.чел. Уровень безработицы, %
2012 75676,1 71545,4 4130,7 5,5
2013 75528,9 71391,5 4137,4 5,5
2014 75428,4 71539,0 3889,4 5,2
2015 76587,5 72323,6 4263,9 5,6
2016 76636,1 72392,6 4243,5 5,5

Безработица имеет целый ряд экономических и социальных последствий. Одним из них является недопроизводство ВВП. Впервые эти потери математически обосновал американский экономист А. Оукен: если фактический уровень безработицы превышает естественный ее уровень на 1 %, то недопроизводство ВВП составляет 2% от уровня потенциального.

Поэтому безработица требует проведения активной политики занятости, нацеленной не только на ликвидацию последствий безработицы, но и на профилактику и предупреждение ее неконтролируемого роста сверх минимально допустимого уровня. В целях минимизации количества безработного населения правительство может создавать налоговые, кредитные и другие льготы малому и среднему бизнесу, крупным корпорациям, от которых зависит развитие других фирм, что в свою очередь приведет к расширению производства и увеличению количества рабочих мест.

Наиболее целесообразным для успешного функционирования социальной политики России является концентрация внимания на следующих трех блоках проблем.

  • общеметодологические подходы к формированию социального государства;
  • регулирование занятости, рынка труда, цены труда и заработной платы;
  • социальная защита населения, регулирование отношений в социальной сфере.

Таким образом, можно сделать вывод, что социальная политика оказывает большое влияние на экономическую безопасность государства. Поэтому социальную политику необходимо направлять на решение приоритетных проблем, выработку механизмов эффективного использования ресурсов, выделяемых на социальные цели, согласование обязательств государства с реальными возможностями их финансирования. Решать эти задачи необходимо на основе государственных стандартов, развития самофинансирования и страховых принципов, укрепления финансовой базы социальной сферы.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — А. Е. Шапаров

Строительство социального государства - ключевой ресурс гармонизации межэтнических отношений в России

Текст научной работы на тему «Стратегии формирования социальной политики»

СТРАТЕГИИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Социальная политика относится к сфере государственного управления, содержанием которого является деятельность государства в социальной сфере. Главной особенностью проведения различных мероприятий государственной политики в социальной сфере в 90-е годы в России было то, что они происходили в условиях социального кризиса и как следствие, тотального дефицита всех необходимых ресурсов. Как справедливо замечает Б. Гай Питерс, «из-за ограниченности ресурсов государства главной задачей любого современного правительства становится выработка приоритетов» [1]. Такими приоритетами в социальной политике в конце ХХ века объективно стали задачи борьбы с бедностью и помощи малоимущим. Однако понимание задач социальной политики несводимо лишь к функциям социального обеспечения малоимущих и инвалидов. Подобная узкая трактовка социальной политики, к сожалению, укоренившаяся в общественном сознании, не отражает современного содержания этого важнейшего понятия. Социальная политика призвана обеспечить гражданам равные возможности для реализации их прав и свобод. Иными словами, цель социальной политики заключается в формировании условий, при которых реализация гражданином своих способностей и устремлений зависела бы исключительно от его усилий. Эффективная социальная политика не порождает иждивенческие настроения, а напротив, формирует и создает условия для реализации мотивационного механизма трудовой активности.

Социальная политика присуща большинству развитых современных государств. Однако ее цели, направления и содержание могут существенно отличаться, что находит выражение уже в конституциях государств. Согласно Конституции России 1993 г., Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (Ст.7). Прежняя, советская конституция одним из важных направлений социальной политики провозглашала задачу государства способствовать «усилению социальной одно-

родности общества» (Конституция РСФСР 1978 г. Ст. 19). В Конституции 1993 г. данная статья отсутствует. Означает ли это автоматическое устранение государства из сферы социального регулирования и распределения? Конечно же, нет. В любом современном развитом обществе реализация дистрибутивных функций составляет основное содержание внутренней политики государства, причем доля социальных расходов в некоторых странах может превышать расходы на оборону и безопасность и при этом иметь устойчивую тенденцию к росту.

Таким образом, хотя цели, задачи и практическая реализация социальной политики могут существенно отличаться, но потребности общества в распределении ресурсов среди различных социальных групп как важном условии сохранения его единства и целостности объективируют существование социальной политики в том или ином виде. На то, что проводимая социальная политика фокусирует интересы противоборствующих за ограниченные ресурсы социальных групп, существующие в обществе представления о справедливости и общесоциетальные потребности поддержания целостности, справедливо указывает известный отечественный социолог О. И. Шкаратан [2, с. 6]. Его определение социальной политики любой страны как деятельности по установлению и поддержанию неравного положения социальных групп выдержано совершенно в политологическом духе.

По мнению автора, социальная политика является одним из направлений государственной политики, реализуемой в границах стратегии общественного развития, основанной на системе отношений между политическими и неполитическими субъектами по поводу распределения социальных ресурсов и формирования сбалансированного и конкурентоспособного общества. Из определения следует, что именно стратегия социального развития определяет механизм реализации социальной политики. Механизм реализации социальной политики, в свою очередь, предполагает систему управленческих, организационных, правовых и иных мер, направленных на формирование стабильного,

конкурентоспособного, сбалансированного общества, регулирование численности народонаселения и, что еще важнее, его качественных характеристик.

Реализация механизма социальной политики происходит в рамках различных стратегий развития общества. Стратегии общественного развития определяют цели и ценностные ориентиры национальной социальной политики на конкретном временном отрезке существования общества. Условно их можно определить как «стратегию стабилизации» и «стратегию развития».

Стратегия стабилизации предполагает постановку целей и решение задач с ориентацией на традиционалистские ценности, государственный патернализм, систему социальных гарантий. Стратегия развития содержит качественно иной, модернизационный ценностный набор, включающий ориентацию на инновационность, конкуренцию, частную инициативу, необходимость приложения личных усилий для достижения успеха. В этом смысле уместно провести историческую параллель с китайскими политическими концепциями, развиваемыми в рамках конфуцианства - «да тун - сяо кан». Данные политические концепции применяются для обозначения двух состояний общества: идеального («да тун» - Великое единение) и приемлемого («сяо кан» - малое процветание). Концепции сохраняют свою актуальность и в современном Китае, цели развития которого определяются в рамках концепции «сяо кан».

Выделение стратегий стабилизации и развития не исключает их внутренней дифференциации. Так, целями социальной политики 90-х гг. прошлого века выступали стабилизация общества и его физическое выживание. Формулирование стабилизационных стратегий деятельности правительственных институтов было обусловлено системным социально-экономическим кризисом и процессами перераспределения собственности. Наглядной иллюстрацией действий правительственных институтов в рамках реализации стабилизационных стратегий служит появление в 1 992 г. понятия «минимальный прожиточный минимум», первоначально именовавшегося «физиологическим прожиточным минимумом».

Каждая из стратегий задает свой собственный комплекс целей, задач, инструментов, ресурсов, практик осуществления социальной политики на определенном этапе существования общества. Речь идет об очередности

в реализации стратегий, неприменимости инструментария одного этапа при реализации стратегии другого. Так, задачи стратегии инновационного развития общества не могут быть решены при помощи того объема ресурсов и теми практиками в деятельности государственных институтов, которые присущи стратегии стабилизации. В то же время в условиях системного социального кризиса реализация государственных политик в рамках стратегии стабилизации не только оправдана, но и жизненно необходима. Стратегия социального развития объективно формируется под воздействием факторов внешней и внутренней окружающей среды и в свою очередь задает возможные варианты ценностных ориентиров для формирования основных направлений государственной политики. Выбор и постановка политических целей в рамках ценностного набора объективно заданной общественной стратегии является прерогативой политической власти конкретного общества и относится к этапу целеполагания в процессе формирования государственной политики. Таким образом, государственная политика представляет собой деятельность органов власти по реализации государственно-управленческих решений по достижению целей, в границах ценностного набора, определенного в рамках возможностей, задаваемых определенной стратегией развития общества.

Под социальной политикой мы понимаем целый комплекс государственных политик, объектами воздействия которых являются человеческий капитал и качество жизни: образовательная, здравоохранения, социального обеспечения, пенсионная, миграционная, демографическая, молодежная, занятости и некоторые другие, каждая из которых имеет не только свои цели, объекты и ресурсы, но и политически определенные приоритеты, а также темпоральные характеристики достижения целей. Важно указать, что социальная политика оказывает непосредственное влияние на характер, направления и интенсивность процессов социальной мобильности.

Здесь необходимо прояснить, что понимается под политическим воздействием на процессы социальной мобильности. Социальная мобильность является следствием изменения статуса социальной группы в структуре общества. В этом смысле государственная политика в сфере социальной мобильности означает разнообразные воздействия посредством государственного регулирования социальных институтов, оказывающие

влияние на изменение статусов различных социальных групп в структуре общества. В зависимости от стратегии развития общества изменяются приоритеты государственной политики в сфере регулирования социальной мобильности. Так, в рамках стратегии стабилизации и борьбы с бедностью приоритетными направлениями политики государства в сфере социальной мобильности выступали пенсионная политика, обеспечение занятости, ограничительная миграционная политика. Стратегия развития означает смену прежних приоритетов социальной политики с социального обеспечения на такие направления, как образовательная политика, содействие добровольному пенсионному накоплению, а в сфере миграционной политики ограничительный вектор государственных воздействий изменяется на стимулирующий.

В современных условиях подобное однонаправленное субъект-объектное взаимодействие по счастью представляется недостижимым. Исключение по объективным причинам составляет лишь военная сфера, в которой государство определяет, в какой должности и в каком месте будет выполнять свои обязанности военнослужащий. Но такое субъект-объектное взаимодействие является добровольным, объективным по своей природе и в равной мере присуще всем государствам.

В то же время и в отдаленной перспективе нельзя ожидать формирования полностью автономной самоорганизующейся социальной структуры, полностью исключающей участие государства в регулировании общественных отношений. В этом смысле тезис «политизации социального» А. М. Янг и Н. Фрейзер противостоит идее разделения сфер «политического» и «социального», сформулированной Х. Арендт, полагавшей, что «социальное» все больше отодвигает политику на второй план [3, с 454]. Функционирование систем образования, здравоохранения, поддержания правопорядка, социального управления и социального обеспечения требует качественно иного уровня выработки государственной политики, рассматриваемой как результат взаимодействий государства, партий, социальных движений, групп давления, т. е. институциа-лизированных и неинституциализированных субъектов, реализующих свои права и интересы в политической сфере.

В политической науке в зависимости от объема управленческих функций и пределов государственного регулирования принято выделять три главных формы участия госу-

дарства в обществе - либеральную, тотального госконтроля и промежуточную. Все три модели при практическом осуществлении проявили серьезные недостатки, которые могут быть отнесены к онтологическим. Первая модель, известная под названием «laissez faire, laissez passer» (никаких стеснений свободы торговли - лозунг фритредеров в Англии и Франции XVIII-XIXвв.), требующая невмешательства государства в экономическую сферу, рассматривает рынок как естественный регулятор общественных отношений. Вторая - «социалистическая» модель, суть которой состоит в монополизации государством дистрибутивных функций в отношении всех социальных объектов. Третья модель получила наименование «государства всеобщего благоденствия» («Welfare State»), под которым понимается патерналистская политика государства, заключающаяся в предоставлении гражданам социальных благ и услуг. Первая модель была опрокинута мировым экономическим кризисом 1929-1933 гг. Вторая модель государственного участия нашла уродливое воплощение в мрачной практике тоталитаризма ХХ века, а третья, хотя и справедливо критикуемая за излишний государственный патернализм, нередко порождающий деформацию рыночных структур, рост социального паразитизма и иждивенческих ожиданий, тем не менее имеет множество национальных вариантов успешного воплощения и функционирования.

Каждая из стратегий национальной социальной политики может быть реализуема в рамках определенной модели государства всеобщего благоденствия. Широко известной является типология государств всеобщего благоденствия, предложенная датским социологом Г Эспинг-Андерсеном, который на основе анализа социальной политики 18 стран выделил три кластера государств всеобщего благоденствия, взяв в качестве критерия участие государства в финансировании социальных программ в области пенсионного обеспечения, борьбы с безработицей и здравоохранения. Каждый кластер «имеет собственную логику организации, стратификации и социальной интеграции» [4, p. 3]:

1) либеральный (США, Великобритания, Канада, Новая Зеландия, Австралия). Базируется на ценностях классического либерализма. Характеризуется преобладанием рыночных механизмов в осуществлении социальных программ;

2) корпоративистский (Германия, Фран-

ция, Австрия). Идеологической основой выступают ценности консерватизма. Доминирование государства в осуществлении социальных программ. Государственная поддержка через механизмы обязательного социального страхования объединений работодателей и наемных работников;

3) социал-демократический (Дания, Швеция, Нидерланды). Философским базисом являются марксизм и социализм. Социальные программы преимущественно субсидируются государством.

Таким образом, в либеральной группе государств всеобщего благоденствия целью государства является стимулирование частной инициативы граждан в решении проблем пенсий и социального страхования. Благосостояние граждан напрямую зависит от их личных средств и страховых накоплений, сделанных в течение трудовой активности. Системы социального страхования корпоративистских государств поддерживают сохранение социальных неравенств. Социальные выплаты зависят от класса, статуса и трудовых усилий индивида. В государствах социал-демократической группы индивидам и семействам гарантируется поддержка социально-приемлемого уровня жизни вне зависимости от рыночной оценки их трудовой деятельности.

Западногерманский социолог Г Шельски проанализировал процессы индивидуальной и коллективной мобильности двух послевоенных поколений в ФРГ и пришел к выводу, что в ходе интенсивных процессов социальной мобильности значительная часть рабочих, служащих и менеджеров низшего звена повысила свой социальный статус, в то время как мобильность лиц из высших социальных слоев имела нисходящий характер. Динамика социальной мобильности в ФРГ, по мнению немецкого исследователя, имеет тенденцию к выравниванию жизненных шансов представителей различных слоев общества, ломке социальных перегородок. Большая роль в сглаживании социальных различий принадлежит государству, которое через прогрессивную систему налогообложения, социальные программы в области образования, занятости, здравоохранения способствует формированию «общества средних слоев». Однако максимизация уравнительных тенденций неминуемо обернется утратой самостоятельности общественных структур; их все большей зависимостью от государственных субсидий; превращением общества в объект манипулирования со стороны бюрократии [5]. Таким

образом, Шельски не выступает сторонником уравнительных тенденций. Напротив, он видит угрозу в формировании «государства благосостояния», не способного адекватно ответить на все более усиливающиеся со стороны общества требования «справедливого распределения» [6. Р.160].

Кризис национальных моделей государства всеобщего благоденствия был непосредственно связан с процессами социальной мобильности в западных обществах. С одной стороны, в результате мер социальной политики, осуществляемой в рамках национальных моделей государств всеобщего благоденствия, облегчился доступ к важнейшему в современных обществах институту социальной мобильности - системе образования, что увеличило шансы повысить свой социальный статус представителям широких социальных слоев. Рост государственного аппарата и финансируемого государством общественного сектора объективно сопровождался расширением вакансий работников. Широкие социальные выплаты существенно сократили масштабы бедности в западных обществах второй половины ХХ века.

С другой стороны, проводимая государством политика в социальной сфере имела и негативное влияние на процессы социальной мобильности. Во-первых, широкие социальные гарантии не стимулировали трудовую активность и продвижение по социальной лестнице (вертикальная мобильность), что, например, нашло выражение в массовом участии в движении хиппи молодых людей, не желавших по примеру своих родителей подчинять собственную жизнь достижению целей карьерного роста. Во-вторых, большой объем предоставляемых государством социальных благ значительно увеличил миграционную привлекательность западных обществ, поток мигрантов в которые (территориальная мобильность) лишь усилился в 60-70-е гг. ХХ века. В-третьих, лояльность по отношению к мигрантам, доступ к системе социального обеспечения даже для «неграждан» постоянно усиливали рост государственных расходов, что отражалось на снижении уровня поддержки правительственных действий со стороны населения. Таким образом, политика государства всеобщего благоденствия имела как позитивное, так и негативное влияние на процессы социальной мобильности в западных обществах.

Однако рост государственных расходов, имея объективные ограничения, не мог про-

должаться бесконечно долго. Кризис практического воплощения модели государства всеобщего благоденствия был порожден усиливающейся бюрократизацией государственного аппарата, ростом государственных расходов, существенно превышавших возможности национальных бюджетов. Негативное влияние оказали также снижение качества предоставляемых обществу услуг, излишняя централизация в принятии решений, из-за чего терялась связь с нижестоящими органами, негибкость реагирования государства на изменение запросов общества. Кроме того, проводимая государством всеобщего благоденствия политика делала акцент на дистрибутивные функции государства, а не на налаживание взаимодействия с институтами гражданского общества.

Кризис социальной политики государства всеобщего благоденствия заставил пере-

смотреть теоретические подходы к тому месту и той роли, которые отводятся государственной политике в современном обществе.

Таким образом, вне зависимости от различий между декларируемыми и практически реализуемыми целями, объемов экономических ресурсов и практической реализации, эффективным осуществлением социальной политики или ее фактически декларативным характером государство как политический институт оказывает непосредственное влияние на социально-экономическую сферу общества. В этом смысле долговременное устойчивое развитие общества, увеличение продолжительности жизни, рост численности населения, повышение качества человеческого капитала служат объективными критериями формирования стратегии эффективной национальной социальной политики.

2. Шкаратан О. И. Трансформация социальной сферы: социальная политика//Мир России, 2001, № 2. С. 6.

3. Янг Ай. Политическая теория: общие проблемы. В кн. Политическая наука: новые направления/Под ред. Р. Гуди-на и Х.-Д. Клингеманна. М., Вече, 1999. С. 454.

4. Esping-Andersen, G. The three worlds of welfare capitalism. Princeton, NJ: Princeton University Press. 1990. P. 3.

5. Shelsky H. Der selbständige und der betreute Mensch. Politische Schriften und Kommentare. Stuttgart: Seewald, 1976. P. 176-177.

Читайте также: