Дверь слева вела в подвал вид словосочетания

Обновлено: 19.04.2024

Словосочетание состав­ля­ют сло­ва, свя­зан­ные меж­ду собой под­чи­ни­тель­ной свя­зью грам­ма­ти­че­ски и по смыс­лу. Не все соче­та­ния слов удо­вле­тво­ря­ют этим тре­бо­ва­ни­ям и явля­ют­ся словосочетаниями.

Как пра­ви­ло, сло­во­со­че­та­ние состо­ит из глав­но­го и зави­си­мо­го сло­ва, кото­рые свя­за­ны под­чи­ни­тель­ной свя­зью по смыс­лу и грам­ма­ти­че­ски. От глав­но­го сло­ва к зави­си­мо­му мож­но задать вопрос.

В рус­ском язы­ке не все сло­ва, ока­зав­ши­е­ся рядом в пред­ло­же­нии или в тек­сте, явля­ют­ся сло­во­со­че­та­ни­я­ми. Например, нель­зя назвать сло­во­со­че­та­ни­ем под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое , так как они состав­ля­ют грам­ма­ти­че­скую осно­ву пред­ло­же­ния и меж­ду ними суще­ству­ет рав­но­прав­ная связь:

Во-вторых, соче­та­ния слу­жеб­ных слов (сою­зов, частиц, пред­ло­гов) со зна­ме­на­тель­ны­ми частя­ми речи не явля­ют­ся сло­во­со­че­та­ни­я­ми, так как меж­ду ними нет под­чи­ни­тель­ной свя­зи, например:

  • тоже нари­сую, так­же при­ся­ду (союз и глагол);
  • какой чудес­ный, слов­но шёл­ко­вый (части­ца и прилагательное);
  • буд­то при­слу­ши­ва­ет­ся (части­ца и глагол).

Служебные сло­ва не име­ют само­сто­я­тель­но­го лек­си­че­ско­го зна­че­ния. К ним невоз­мож­но задать вопрос от дру­го­го сло­ва, то есть нель­зя уста­но­вить под­чи­ни­тель­ную связь частиц, сою­зов и пред­ло­гов со сло­ва­ми само­сто­я­тель­ных частей речи. Предлоги обра­зу­ют с суще­стви­тель­ны­ми и место­име­ни­я­ми грам­ма­ти­че­ские фор­мы этих слов, не явля­ю­щих­ся словосочетанием.

Нужно обра­тить осо­бое вни­ма­ние на соче­та­ния суще­стви­тель­ных или место­име­ний (суб­стан­ти­ви­ро­ван­ных частей речи) с про­из­вод­ны­ми пред­ло­га­ми, кото­рые лег­ко спу­тать с дру­ги­ми частя­ми речи, например:

  • бла­го­да­ря прохожему;
  • невзи­рая на погоду;
  • напро­тив дома;
  • в тече­ние часа;
  • в про­дол­же­ниераз­го­во­ра;
  • насчет щен­ка;
  • напо­до­бие сферы;
  • соглас­но расписанию;
  • вбли­зи него;
  • напе­ре­кор судьбе;
  • око­ло меня;
  • мимо вас;
  • рядом со мной.

Отметим так­же, что не явля­ют­ся сло­во­со­че­та­ни­я­ми слож­ные и состав­ные фор­мы буду­ще­го вре­ме­ни и пове­ли­тель­но­го накло­не­ния гла­го­ла, состав­ные сте­пе­ни срав­не­ния при­ла­га­тель­ных и наре­чий, например:

  • буду петь, будешь верить, пус­кай гово­рит, пусть напи­шет, давай постро­им, давай­те подумаем;
  • более кра­си­вый, менее сон­ный, наи­бо­лее силь­ный, наи­ме­нее тон­кий, самая вни­ма­тель­ная, гром­че всех.

Не являются словосочетанием

Ряды одно­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния , соеди­нен­ные сочи­ни­тель­ной свя­зью, так­же не назо­вём словосочетаниями:

  • при­е­дет либо ночью, либо днем;
  • видим реки и ручьи;
  • мел­кая, но быст­рая речка;
  • то солн­це, то дождь вечером.

Устойчивые сло­во­со­че­та­ния, или фра­зео­ло­ги­че­ские обо­ро­ты , не чле­нят­ся на состав­ля­ю­щие их сло­ва. Синтаксически они явля­ют­ся одним чле­ном пред­ло­же­ния. Фразеологизм обыч­но мож­но заме­нить словом-синонимом, например:

  • не раз­мы­кать уст — молчать;
  • пове­сить нос — расстроиться;
  • кри­вить душой — обманывать;
  • ни свет ни заря — рано.

Соответственно в рус­ском язы­ке фра­зео­ло­гизм не явля­ет­ся словосочетанием.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Основные цели :

Сформировать понятие согласованных и несогласованных определений, умение различать согласованные и несогласованные определения, способы их выражения;

Объяснительный диктант с дополнительным заданием: указать вид подчинительной связи в словосочетаниях.

Не видимый для охотника, нестерпимая боль, нисколько не раскаявшийся, непоправимый поступок, не тронутые предыюльским зноем, не покрашенный заново, никем не выучены, неумолкаемый шум, непоправимый поступок, ненавидевший всех, незастроенный пустырь, не освещенная солнцем, негромко вскрикнула.

Я подошел к огромному разросшемуся дубу.

Волна счастья и радости захлестнула его.

Есть тема получше.

Книга сказок сохранилась в его библиотеке.

Беспокойство мое исчезло.

Дребезжит третий звонок.

4. Определение согласованных и несогласованных определений:

Согласованные определения – это определения, которые согласуются с определяемым словом в роде, числе и падеже и могут быть выражены прилагательными, порядковыми числительными и местоимениями.

Несогласованные определения – это определения, которые связаны с определяемым словом управлением или примыканием. Могут быть выражены существительными в косвенных падежах, притяжательными местоимениями (его, её, их), наречиями, инфинитивом, синтаксически неделимым словосочетанием.

5. Алгоритм работы с определением:

Установить, что обозначает, какой член предложения поясняет.

Определить, какой частью речи выражено.

Определить вид подчинительной связи определения с определяемым словом.

Установить: согласованное или несогласованное.

6. Самостоятельная работа:

Спишите предложения, подчеркните определения. Укажите согласованные и несогласованные определения.

На витрине стояла ваза из хрусталя.

Эта ваза из хрусталя.

Дверь слева вела в подвал .

Мечта отдохнуть так и не сбылась этим летом.

На обед подали восхитительный борщ по-флотски.

Напротив стоял кирпичный дом в два этажа.

7. Образец для самопроверки самостоятельной работы:

На витрине стояла ваза из хрусталя (несогласованное).

Эта (согласованное) ваза из хрусталя (составное именное сказуемое).

Дверь слева (несогласованное) вела в подвал.

Мечта отдохнуть (несогласованное) так и не сбылась этим (согласованное) летом.

На обед подали восхитительный (согласованное) борщ по-флотски (несогласованное) .

Напротив стоял кирпичный (согласованное) дом в два этажа (несогласованное) .

8. Образец выполнения задания на этапе повторения:

карточка для рефлексии:

3. Первичное усвоение новых знаний. Постановка цели и задач.

Сформулируйте цель нашего урока. (овладение знаниями о согласованных и несогласованных определениях

Чтобы достичь цели, какие нужно выполнить задачи на уроке? (задачи прописаны на доске)

Познакомиться с признаками разграничения согласованных и несогласованных определений.

Научиться находить согласованные определения в тексте.

Научиться различать несогласованные определения и сказуемое.

Научиться заменять согласованные определения несогласованными и наоборот.

4.Первичная проверка понимания.

Ребята, давайте попробуем найти общий принцип разграничения согласованных и несогласованных определений. Для того, чтобы правильно выполнить следующее задание, нужно вспомнить виды связи слов в словосочетаниях.

Прочитайте словосочетания, определите вид подчинительной связи и распределите их в три столбика 1 ряд – согласование, 2 ряд- примыкание, 3 ряд – управление. (у доски)

Согласование – вид подчин.связи, при которой зависимое слово (прилаг., причастие, порядковое числительное, местоимение) стоит в той же форме, что и главное, т.е. имеет тот же падеж, число, а в ед.ч. – тот же род, что и главное слово (обычно существит.). Напр.: русский язык, русского языка, русскому языку, русским языком.

Управление – вид подч.связи, при которой главное слово требует от зависимого определенного падежа. Главное слово управляет зависимым ( отвечать урок, отвечающий урок, отвечая урок ). Наличие предлога между гл. и завис – это управление.

Примыкание – вид подч.связи, при которой неизменяемое слово примыкает к главному по смыслу. Зависимое слово может быть выражено наречием ( высоко прыгать ), глаголом в неопределенной форме ( уехали отдыхать ), деепричастием ( говорить не думая ), прилагательным в сравнительной степени ( порция побольше )

Работа на карточках.

Золотая береза, накидка из шелка, наша березка, желание полюбоваться, лист березы, любое деревце, ее наряд, береза напротив, последние листочки, опустевший сад.

Проверка по ключу

Согласование : золотая береза, наша березка, любое деревце, последние листочки, опустевший сад.

Управление : накидка из шелка, лист березы, ее наряд.

Примыкание: желание полюбоваться, береза напротив.

- А теперь найдите согласованные и несогласованные определения.

(Согласованные связаны с существительным способом согласования, а несогласованные – способом управления и примыкания)

- Какой вывод мы можем сделать?

- Давайте сформулируем алгоритм разграничения согласованных и несогласованных определений.

Что нужно сделать для того, чтобы определить вид определения?

1 . Определить вид подчинительной связи в словосочетании.

2. Между главным и зависимым словом связь согласование?

3. если да, то это согласованное определение

4. если нет, то это несогласованное определение.

Итак, справились мы с 1 задачей?

5.Первичная проверка понимания.

А) Работа с учебником – упражнение 154, стр.92 (работа у доски)

Ребята, как вы думаете, в текстах какого стиля чаще встречаются определения? (художественного)

Б) Переходим к выполнению 2 задачи. Работа в группах.

Карточка

Он сидел в креслах на крыльце дома. На нём был кафтан. Шапка была надвинута на глаза. Лицо его показалось мне знакомо. Старшины окружали его.

- Отрывок из какого текста представлен вашему вниманию (А. С. Пушкин «Капитанская дочка»). Чего не хватает в этом отрывке? (определений).

- Вставьте где необходимо данные слова и прочитайте получившийся текст:

Комендантского, красивый, казацкий, обшитый галунами, высокая соболья, с золотыми кистями, его сверкающие, казацкие.

(Пугачев сидел в креслах на крыльце комендантского дома. На нем был красный казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза. Лицо его показалось мне знакомо. Казацкие старшины окружали его).

Из данного текста выпишите согласованные и несогласованные определения

Проверка .

Как вы думаете, какую роль выполняют в тексте и в речи согласованные и несогласованные определения? (Делают текст и речь ярче, образнее, выразительнее).

Итак, выполнили мы следующую задачу?

6. Физкультминутка.

Давайте отдохнем и проверим, как вы умеете отличать согласованные определения от несогласованных. Итак, согласованные определения – работают руки, несогласованные определения – работают ноги.

Кожаный пиджак (р) , иллюстрированный журнал (р) , книги из библиотеки (н), дорогой (р) друг, юбка в клетку (н), полосатый шарф (р) , желание хорошо учиться (н) , медлительная походка (р)

7. Выполнение упр. 156.

А сейчас обратимся к упр. 156 и поработаем в парах (1 вариант – первые две строчки, 2 вариант – вторые две строчки).

8. Первичное закрепление.

А теперь давайте поработаем самостоятельно. (Учитель раздает карточки с заданиями 1-го и 2-го вариантов).

Взаимопроверка (работа в парах)

1. Замените согласованные определения несогласованными

А) полосатые брюки

Б) золотой браслет

В) материнское сердце

Г) светловолосая девушка

2. Замените несогласованные определения согласованными

А) небо без облаков

Б) девушка из города

В) площадь у вокзала

Г) дежурство по ночам

1.А) брюки в полоску

Б) браслет из золота

В) сердце матери

Г) девушка со светлыми волосами

2. А) безоблачное небо

Б) городская девушка

В) привокзальная площадь

Г) ночное дежурство

Домашнее задание:

Из повести Пушкина “Капитанская дочка” выписать по 5 предложений с согласованными и несогласованными определениями, выраженными разными частями речи. Определения подчеркнуть, вид указать.


Определение - второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? который ?

Густой зеленый ельник у дороги, глубокие пушистые снега (И. Бунин).

Чем чаще всего бывает выражено определение? Прилагательным и причастием.

Определения поясняют (определяют) члены предложения, выраженные именами существительными (или другими частями речи в значении существительного). Проверь память: ельник(какой), снега (какие?)

Определения поясняют (определяют) члены предложения, выраженные именами существительными (или другими частями речи в значении существительного). Проверь память:

Разобрать предложения. Найти определения . Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду. Поэзия А.С. Пушкина- неисчерпаемый источник. Есть жажда творчества, уменье созидать… Я люблю прогулки пешком. К вечеру солнце склоняется за цветущие холмы. Девушка сидела на полу около сундука с книгами.

Разобрать предложения. Найти определения .

  • Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду.
  • Поэзия А.С. Пушкина- неисчерпаемый источник.
  • Есть жажда творчества, уменье созидать…
  • Я люблю прогулки пешком.
  • К вечеру солнце склоняется за цветущие холмы.
  • Девушка сидела на полу около сундука с книгами.

Согласованные определения Согласованные определения выражаются теми словами, которые согласуются с определяемым словом в роде, числе и падеже : Прозрачный лес один чернеет (А. Пушкин); Терек бурлил в проснувшемся лесу (Л. Толстой); Тонко пробил второй звонок (И. Крылов); Не презирай совета ничьего (И. Крылов).

Согласованные определения

Согласованные определения выражаются теми словами, которые согласуются с определяемым словом в роде, числе и падеже :

Несогласованные определения

Несогласованные определения выражаются:

  • На портрете была изображена молодая женщина в чепце.
  • Есть жажда творчества, уменье созидать…
  • Вышла из-за перегородки девочка лет четырнадцати.

Существительным в косвенном падеже с предлогом и без него; сравнительной степенью прилагательного; притяжательным местоимением; наречием; инфинитивом; словосочетанием.

Укажите предложение с несогласованным определением. К вечеру солнце склоняется за цветущие холмы. Днем красный цвет приобретает темный оттенок. Татьяна Андреевна сидела на полу около сундука с книгами. Девочка держала в руках мохнатую черную собачонку.

Укажите предложение с несогласованным определением.

Спишите предложения, подчеркните определения. Укажите согласованные и несогласованные определения.

Приложение - особый вид определения. Определение, выраженное именем существительным , согласующимся с определяемым словом в падеже .

Приложение выполняет роль пояснения существительного .

Приложение, выраженное существительным (нарицательным) и относящееся к существительному (нарицательному), пишется через дефис. Монотонно сучат часы- ходики. Если имя собственное (Иван) стоит после имени нарицательного (царевич), то дефис не ставится. Царевич Иван, город Колпино

Приложение, выраженное существительным (нарицательным) и относящееся к существительному (нарицательному), пишется через дефис.

Монотонно сучат часы- ходики.

Если имя собственное (Иван) стоит после имени нарицательного (царевич), то дефис не ставится.

Царевич Иван, город Колпино

Обособление Обособление - смысловое и интонационное выделение второстепенных членов с целью придать им известную синтаксическую самостоятельность в предложении.

Обособленные члены:

- уточняют высказываемую мысль;

- конкретизируют описание действия;

лицу или предмету;

- вносят в предложение экспрессивную окраску.

 Обособляются 1. Согласованные определения и одиночные приложения, если стоят после определяемого слова: Паутинка, зацепившаяся за ветку, блестит на солнце. На окне, серебряном от инея, за ночь хризантемы расцвели. Ландыш, майский цветок, любит тень. Ночь, облачная и туманная, окутала землю .

Обособляются

1. Согласованные определения и одиночные приложения, если стоят после определяемого слова:

Паутинка, зацепившаяся за ветку, блестит на солнце.

На окне, серебряном от инея, за ночь хризантемы расцвели.

Ландыш, майский цветок, любит тень.

Ночь, облачная и туманная, окутала землю .

 Обособляются 2. Если относятся к личному местоимению: Он, мятежный, просит бури. Красавца, его замечали все. 3. Если имеет добавочное обстоятельственное значение: Отягощенные плодами, ветви ломались. Отличный рыбак, Васька знал толк в рыбе.

Обособляются

2. Если относятся к личному местоимению:

Он, мятежный, просит бури.

Красавца, его замечали все.

3. Если имеет добавочное обстоятельственное значение:

Отягощенные плодами, ветви ломались.

Отличный рыбак, Васька знал толк в рыбе.

Обособляются 4. Если отделены от определяемого слова другими членами предложения: Несколько раз, таинственная и одинокая, появлялась в небе луна. 5. Если присоединяются к определяемому слову с помощью союза КАК в значении ПОТОМУ ЧТО, БУДУЧИ, ТАК КАК. Отец, как человек осторожный, пока молчал.

4. Если отделены от определяемого слова

другими членами предложения:

Несколько раз, таинственная и одинокая, появлялась в небе луна.

5. Если присоединяются к определяемому слову с помощью союза КАК в значении ПОТОМУ ЧТО, БУДУЧИ, ТАК КАК.

Отец, как человек осторожный, пока молчал.

Не обособляются 1. Если тесно связаны с определяемым словом: Это привело к результатам печальным и непоправимым. 2. Если входят в состав сказуемого: Он пришел грустный и усталый.

Не обособляются

1. Если тесно связаны с определяемым словом:

Это привело к результатам печальным и непоправимым.

2. Если входят в состав сказуемого:

Он пришел грустный и усталый.

Не обособляются 3 . При ИНВЕРСИИ в поэтической речи: Лесом частым и дремучим ехал всадник. 4. Если присоединяются к определяемому слову с помощью союза КАК в значении В КАЧЕСТВЕ: Его знали как хорошего учителя.

Не обособляются

3 . При ИНВЕРСИИ в поэтической речи:

Лесом частым и дремучим ехал всадник.

4. Если присоединяются к определяемому слову с помощью союза КАК в значении В КАЧЕСТВЕ:

Его знали как хорошего учителя.

ДЕФИС ПРИ ПРИЛОЖЕНИИ 1. Приложение и определяемое слово выражено нарицательными существительными: Гора-великан возвышалась до неба. 2. Определяемое слово выражено именем собственным и стоит перед одиночным нарицательным существительным: Над Волгой-рекой слышна песня.

ДЕФИС ПРИ ПРИЛОЖЕНИИ

1. Приложение и определяемое слово

выражено нарицательными существительными:

Гора-великан возвышалась до неба.

2. Определяемое слово выражено именем собственным и стоит перед одиночным нарицательным существительным:

Над Волгой-рекой слышна песня.

1 . Дорога вошла в лес, мертвый и холодный от луны и росы. 2. Не всякая пачка исписанной второпях бумаги достойна стать книгой. 3. Худой и высокий, он чем-то напоминал мне горестный образ Дон-Кихота. 4. Солнцем мартовским пригретый, тает старый снег. 5. Бим был собакой доверчивой и честной. 6. Егоровна, добрая старуха, теперь сделалась его нянькою. 7. Лакеи, временно находящиеся без места, от этого не становятся свободными людьми. 8. В легкой капельке, свежей и чистой, отразился сверкающий день.

1 . Дорога вошла в лес, мертвый и холодный от луны и росы.

2. Не всякая пачка исписанной второпях бумаги

достойна стать книгой.

3. Худой и высокий, он чем-то напоминал мне горестный

4. Солнцем мартовским пригретый, тает старый снег.

5. Бим был собакой доверчивой и честной.

6. Егоровна, добрая старуха, теперь сделалась его нянькою.

7. Лакеи, временно находящиеся без места, от этого не

становятся свободными людьми.

8. В легкой капельке, свежей и чистой, отразился

Закрепление 1. Ошеломленная, мать неотрывно смотрела на Рыбина. 2. Уверенный в привязанности своей дочери, Троекуров никогда не мог добиться от нее доверенности. 3. Овеян вещею дремотой, полураздетый лес грустит. 4. Усталый и побледневший, месяц все еще висел на огромном небе.

Закрепление

1. Ошеломленная, мать неотрывно смотрела на Рыбина.

2. Уверенный в привязанности своей дочери, Троекуров никогда не мог добиться от нее доверенности.

3. Овеян вещею дремотой, полураздетый лес грустит.

4. Усталый и побледневший, месяц все еще висел на огромном небе.


-75%

Тип урока: ОНЗ

  • Сформировать понятие согласованных и несогласованных определений, умение различать согласованные и несогласованные определения, способы их выражения;
  • Повторить и закрепить: сведения об определении, известные по курсу 5-7 классов.

Оборудование:

Демонстрационный материал:

1. Эпиграф к уроку: “Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык”. К.Г.Паустовский.

2. Задание для актуализации знаний:

Объяснительный диктант с дополнительным заданием: указать вид подчинительной связи в словосочетаниях.

Не видимый для охотника, нестерпимая боль, нисколько не раскаявшийся, непоправимый поступок, не тронутые предыюльским зноем, не покрашенный заново, никем не выучены, неумолкаемый шум, непоправимый поступок, ненавидевший всех, незастроенный пустырь, не освещенная солнцем, негромко вскрикнула.

Я подошел к огромному разросшемуся дубу.

Волна счастья и радости захлестнула его.

Есть тема получше.

Книга сказок сохранилась в его библиотеке.

Беспокойство мое исчезло.

Дребезжит третий звонок.

4. Определение согласованных и несогласованных определений:

Согласованные определения – это определения, которые согласуются с определяемым словом в роде, числе и падеже и могут быть выражены прилагательными, порядковыми числительными и местоимениями.

Несогласованные определения – это определения, которые связаны с определяемым словом управлением или примыканием. Могут быть выражены существительными в косвенных падежах, притяжательными местоимениями (его, её, их), наречиями, инфинитивом, синтаксически неделимым словосочетанием.

  1. Задать вопрос.
  2. Установить, что обозначает, какой член предложения поясняет.
  3. Определить, какой частью речи выражено.
  4. Определить вид подчинительной связи определения с определяемым словом.
  5. Установить: согласованное или несогласованное.

6. Самостоятельная работа:

Спишите предложения, подчеркните определения. Укажите согласованные и несогласованные определения.

На витрине стояла ваза из хрусталя.

Эта ваза из хрусталя.

Дверь слева вела в подвал .

Мечта отдохнуть так и не сбылась этим летом.

На обед подали восхитительный борщ по-флотски.

Напротив стоял кирпичный дом в два этажа.

7. Образец для самопроверки самостоятельной работы:

На витрине стояла ваза из хрусталя (несогласованное).

Эта (согласованное) ваза из хрусталя (составное именное сказуемое).

Дверь слева (несогласованное) вела в подвал.

Мечта отдохнуть (несогласованное) так и не сбылась этим (согласованное) летом.

На обед подали восхитительный (согласованное) борщ по-флотски (несогласованное).

Напротив стоял кирпичный (согласованное) дом в два этажа (несогласованное).

8. Образец выполнения задания на этапе повторения:

Утверждения Выполнение
Я знаю, какие определения называются согласованными и несогласованными.
Я знаю, как определить согласованные определения.
Я знаю, как определить несогласованные определения.
Я знаю, как отличить согласованное определение от составного именного сказуемого.
Самостоятельную работу я выполнил без ошибок.
В самостоятельной работе я допустил ошибки.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

  • Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.
  • Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок.
  • Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Организация учебного процесса на этапе 1:

На экране эпиграф к уроку:

“Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык”. К.Г.Паустовский.

- Я хочу начать наш урок с высказывания великого русского писателя К.С.Паустовского (чтение эпиграфа).

- Какими словами Паустовский характеризует наш родной язык? (Самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный)

- Как вы понимаете эти слова?

- На наших уроках мы продолжаем изучать русский язык. Что нового мы узнали на предыдущих уроках? (Мы начали изучать второстепенные члены предложения и познакомились с прямыми и косвенными дополнениями).

- Сегодня вы продолжите узнавать новое о второстепенных членах предложения.

- Как вы будете узнавать новое? (Будем анализировать предложения, заниматься исследованием синтаксических конструкций).

  • актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала;
  • актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания;
  • зафиксировать актуализированные способы действий в речи;
  • зафиксировать актуализированные способы действий в знаках;
  • организовать обобщение актуализированных способов действий;
  • мотивировать к выполнению индивидуального задания;
  • организовать самостоятельное выполнение индивидуального задания на новое знание;
  • организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися индивидуального задания или в его обосновании.

Организация учебного процесса на этапе 2:

Объяснительный диктант с дополнительным заданием: указать вид подчинительной связи в словосочетаниях.

Не видимый для охотника, нестерпимая боль, нисколько не раскаявшийся, непоправимый поступок, не тронутые предыюльским зноем, не покрашенный заново, никем не выучены, неумолкаемый шум, непоправимый поступок, ненавидевший всех, незастроенный пустырь, не освещенная солнцем, негромко вскрикнула.

- Что вы повторили? (Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями; виды подчинительной связи в словосочетаниях).

- А теперь, используя материал, который мы только что повторили, выполните задание: найдите в данных предложениях согласованные и несогласованные определения.

На экране карточка:

Я подошел к огромному разросшемуся дубу.

Волна счастья и радости захлестнула его.

Есть тема получше.

Книга сказок сохранилась в его библиотеке.

Беспокойство мое исчезло.

Дребезжит третий звонок.

Учащиеся работают на форматках.

- У кого нет результата?

- Что вы не смогли сделать? (Я нашел определения, но не не смог определить их вид).

(Я нашел определения не во всех предложениях)

- Кто выполнил задание?

- Объясните свой выбор. (Не могу объяснить).

- Почему? (Нет способа, алгоритма определения согласованных и несогласованных определений)

3. Выявление причин затруднения.

  • организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами (алгоритмом, понятием и т.д.);
  • на этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения - тех конкретных знаний и умений, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

Организация учебного процесса на этапе 3:

- Какое задание вы должны были выполнить?

- Что вы использовали при выполнении задания? (Знания об определении, полученные за курс 5-го класса).

- В каком месте возникло затруднение? (Не во всех предложениях нашли определения, не знаем, что такое согласованные и несогласованные определения)

- В чем причина затруднения? (У нас нет способа определения согласованных и несогласованных определений)

4. Проблемное объяснение нового знания.

  • организовать постановку цели урока;
  • организовать уточнение и согласование темы урока;
  • организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному введению нового знания;
  • организовать фиксацию нового способа действия в речи;
  • организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью эталона);
  • соотнесение нового знания с правилом в учебнике, справочнике, словаре и т.д.
  • организовать фиксацию преодоления затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 4:

- Сформулируйте цель своей деятельности. (Сформулировать алгоритм разграничения согласованных и несогласованных определений).

- Сформулируйте тему урока. (Определение).

- Уточните. (Определение .Согласованные и несогласованные определения).

На экране запись:

Я подошел к огромному разросшемуся дубу.

Волна счастья и радости захлестнула его.

Есть тема получше.

Книга сказок сохранилась в его библиотеке.

Беспокойство мое исчезло.

Дребезжит третий звонок.

- Прочитайте предложения и скажите, что общего меду выделенными словами?

(Все эти слова являются определениями).

- Докажите! (Определение – второстепенный член предложения, обозначает признак предмета, качество, свойство и отвечает на вопросы: какой? чей?)

- Найдите предложение, в котором есть словосочетание со связью согласование. (Я подошел к огромному разросшемуся дубу. Беспокойство мое исчезло. Дребезжит третий звонок).

- Раз слова в словосочетаниях связаны при помощи согласования, то какие это определения? (Согласованные).

- Определите, какой частью речи выражены согласованные определения. (Полными прилагательным и причастиями, местоимением, порядковым числительным).

- А теперь обобщите свои наблюдения и скажите, какие определения называются согласованными. (Согласованные определения – это определения, которые согласуются с определяемым словом в роде, числе и падеже и могут быть выражены прилагательными, порядковыми числительными и местоимениями).

- Определим вид связи в словосочетаниях с выделенными словами в других предложениях.

(Волна счастья и радости (управление) захлестнула его. Есть тема получше (примыкание). Книга сказок (управление) сохранилась в его библиотеке (примыкание).

- Чем отличаются эти определения от согласованных? (Видом подчинительной связи с главным словом: не согласование, а управление или примыкание)

- Вы догадались, как называются такие определения? (Несогласованные)

- Поясните, что это за определения. (Несогласованные определения – это определения, которые связаны с определяемым словом управлением или примыканием).

- Что нам осталось установить о несогласованных определениях? (Какими частями речи выражаются).

Запись и анализ названных предложений.

- Откроем учебники и проверим, верно ли мы установили, что такое определение и в чем отличия согласованных от несогласованных определений.

Самостоятельное чтение материала учебника.

- А сейчас вы будете работать в группах. Представьте свой вариант алгоритма для работы с второстепенным членом предложения - определением.

Одна из групп представляет свой вариант, остальные дополняют, уточняют. После согласовывания на доску вывешивается эталон.

- Что вы сейчас открыли? (Алгоритм действий при работе с определением)

- Мы достигли поставленной цели?

- Что теперь вы должны сделать? (Потренироваться)

5. Первичное закрепление во внешней речи.

Цель: Организовать усвоение детьми нового способа действий с их проговариванием во внешней речи.

Организация учебного процесса на этапе 5:

Запись предложений под диктовку с заданием подчеркнуть определения, указать, чем выражены, а также согласованные и несогласованные.

1. В голосе его подрагивали нотки смеха.

2. Приказ прекратить огонь был выполнен незамедлительно.

3. Я помню мамин голубенький платок из ситца.

4. Капитан пригласил нас перебраться в каюту попросторнее.

5. В момент вспышки молнии Алеша заметил у дома напротив незнакомую девочку лет десяти.

Упражнение №1 (выполняется в парах, одна пара работает у доски)

- Прочитайте предложения и сформулируйте к ним задание. (Определить, каким членом предложения являются выделенные слова в парах предложений).

- Из окна открывался потрясающий вид. – Вид из окна был потрясающий.

- Утром начался сильный дождь. – Утром дождь был сильный.

- Мы живем в первом от площади доме. – Наш дом первый от площади.

- В лагерь вернулись усталые туристы. – В лагерь туристы вернулись усталые.

- Доводы комиссии были очень убедительные. – Комиссия представила убедительные аргументы .2

- С чем были связаны затруднения при выполнении этого задания? (Определения можно спутать с именной частью составного именного сказуемого).

- Почему возникает такое затруднение? (Именная часть сказуемого может быть выражена теми же частями речи, что и определение)

- Объясните, как не допустить таких ошибок? (Сказуемое – главный член предложения, который обозначает, что говорится о предмете речи. Определение – второстепенный член предложения, который обозначает признак, качество, свойство предмета и отвечает на вопросы: какой? чей?)

Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

  • организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;
  • по результатам выполнения самостоятельной работы организовать выявление и исправление допущенных ошибок;
  • по результатам выполнения самостоятельной работы создать ситуацию успеха.

Организация учебного процесса на этапе 6:

Для самостоятельной работы предлагается задание на карточке.

После выполнения работы учащиеся проверяют её по образцу для самопроверки.

- Что вы использовали при выполнении задания?

- У кого возникло затруднение при определении согласованных определений?

- В каком месте и почему у вас возникло затруднение?

- У кого возникло затруднение при определении несогласованных определений?

- В каком месте и почему у вас возникло затруднение?

- Кто задание выполнил правильно?

Включение в систему знаний и повторение.

  • тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным материалом;
  • повторить учебное содержание, которое потребуется на следующих уроках: обособление согласованных и несогласованных определений.

Организация учебного процесса на этапе 7:

Упражнение №2

Среди данных предложений укажите предложения с несогласованным определением.

Постояв внизу, Настена осторожно поднялась по обледенелым ступенькам вверх. (Распутин В.)

Пушкин считал народную речь “живым и кипящим источником”. (Зимина А.)

Он с любовью артиста отдавался новому и неожиданному впечатлению. (Гончаров И.)

Хлопья сверкали на ветвях лип. (Хелемский Я.)

В воде отразилось далёкое облако. (Евдокимов Н.)

Было морозное декабрьское утро. (Бондарев Ю.)

Тропа вдоль просеки лесной бывает так прохладна взгляду. (Солоухин В.)

- Объясните свой выбор.

8. Рефлексия деятельности на уроке.

  • организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке;
  • организовать фиксацию степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности;
  • организовать вербальную фиксацию шагов по достижению цели;
  • по результатам анализа работы на уроке организовать фиксацию направлений будущей деятельности;
  • организовать проведение самооценки учениками работы на уроке;
  • организовать обсуждение и запись домашнего задания.

Домашнее задание:

Из повести Пушкина “Капитанская дочка” выписать по 5 предложений с согласованными и несогласованными определениями, выраженными разными частями речи. Определения подчеркнуть, вид указать.

Список использованной литературы.

1 Конспекты уроков для учителя русского языка. Интеллектуальное развитие школьников. 8 класс / Г.А. Бакулина.—М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.

2 Русский язык: Учеб.для 8 кл. шк. общеобразоват. учреждений / С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов и др. – М: Просвещение – 2003.


В просторном предбаннике, кроме лежанки, можно разместить небольшой стол и стулья. Из предбанника две двери ведут в парную и моечную, оборудованную душем.

Следующая дверь вела в дамскую гостиную – розовый цвет, модные журналы, корзинки с нитками и клетки с птицами.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова упоительно (наречие):

Высокие двустворчатые двери вели в гигантский атриум с куполообразной стеклянной крышей, стены которого сплошь были увешаны зеркалами.

Двойные двери вели в бальную залу, где негромко играл небольшой оркестр, скрытый рядом пальм в кадках.

Перед фасадом красовался небольшой сад камней в японском стиле, а к дверям вела дорожка, выложенная досками из тикового дерева.

Из прихожей дверь вела в две смежные комнаты, первая из которых служила столовой, а вторая – спальней и детской.

Я успел добежать до неё первым, ручка легко поддалась нажиму, и я издал торжествующий крик, потому что дверь вела наружу и путь был свободен.

Главный вход в поместье окружали четыре колонны, к тяжёлым двухстворчатым дверям вела каменная лестница.

На третьем этаже она венчалась площадкой, с которой несколько дверей вели к квартирам победнее, а одна – на лестницу «чёрного хода».

Из комнаты, широко распахнутые высокие двери вели к бесконечным стеллажам миллиардов книжных полок, которые уходили ввысь и в глубину одинаково далеко, постепенно растворяясь в темноте.

Тут было меньше старины, имелись радиоприёмник и маленький телевизор, а узкая дверь вела на балкон, больше похожий на веранду.

Две массивные двери вели в две изолированные спальни, декорированные лёгкими занавесками, жизнерадостными картинами на стенах и керамическими вещицами на тумбочках и комодах.

К задней двери вело бетонное крыльцо, а рядом с ним, прямо под окном, стояла скамейка, на которой лежали игрушки для собак и лейка.

Третьи двери вели в общую галерею, но едва я их открыла, как нос к носу столкнулась с вооружённой охраной.

Я вышел из машины, поднялся по лестнице – к парадной двери вели двадцать мраморных ступенек – и нажал на кнопку звонка.

– Левая дверь ведёт в кухню и службы, в середине находится вход в нашу столовую, а справа – в общую комнату, где ученицы могут играть и беседовать в свободные часы.

Из гостиной дверь вела в большую прихожую, где впритык к окну стоял залитый солнцем обеденный стол, в левом углу прихожей находился умывальник с металлическим рукомойником и висящими на стене полотенцами.

Одна из четырёх дверей вела на выход, две – в комнаты соседок, последняя – в небольшую, но вполне уютную кухню.

Из сеней дверь вела на кухню, где была русская печь, а около дверей было место, где снимали и ставили галоши мы и наши гости.

На противоположной от выхода стене имелся дверной проём, я предполагала, что приоткрытая дверь вела в раздевалку или уборную.

Из общего коридора двери вели в отдельные тамбуры – прихожие с двумя дверьми направо в четырёх местный номер прямо в более маленький и уютный двухместный отсек в этой мини-прихожей была и третья дверь в туалет а рядом висели на стене зеркало и раковина с горячей и холодной водой…

В центре стоял длинный стол в окружении шести стульев; через большое окно была видна веранда; на противоположной стороне от входной двери маленькая дверь вела в кладовку.

Читайте также: