Дверь сердца открывается изнутри

Обновлено: 02.05.2024

Прекрасная статья про ожидания. Про то, что у ожиданий есть один закон - Они не оправдываются. И лишь создают из себя тюрьму ограничений, мешающих жить сейчас.

И ещё фраза понравилась: "Двери сердца открываются изнутри. "
_________________________
Екатерина Полищук
"Что делать с нашими ожиданиями?"
Как говорит восточная мудрость, у любви есть три великих разрушителя, — это ожидания, требовательность и ревность. И сегодня мне хотелось бы поговорить с вами про ожидания, потому что на личном опыте и на опыте своих клиенток вижу, как действительно много страданий нам причиняют наши ожидания, и как сложно жить, ничего не ожидая от других.

❤ Что такое ожидания? Какова их природа?
Наши ожидания — это та идеальная картина мира, которая сидит внутри нас, и все окружающее мы чаще всего неосознанно примеряем к ней, сравниваем с ней. И в этой внутренней идеальной картине мира у нас есть твердое убеждение, что, например, мама должна вести себя так-то, а папа так-то, что любимый мужчина обязан говорить и делать так, а не иначе, а подруги должны вести себя определенным образом. И мы недоумеваем, гневаемся, разочаровываемся и страдаем в те моменты, когда реальное положение вещей не соответствует тому, что мы ожидаем внутри себя.
Бывало ли у вас такое ощущение, что мужчина вроде бы сделал для вас что-то приятное, а вы не довольны, потому что внутри вас гложет червяк: «Я ожидала от него чего-то другого»?. Как часто вы говорите кому-то: «Я от тебя такого не ожидала?!», много ли вы вообще ждете от окружающих?

❤ Я предлагаю вам сейчас взять несколько листов бумаги (или тетрадь) и честно ответить себе:
— какого поведения и отношения к себе вы ожидаете от мамы?
— чего вы ждете от своего папы?
— какие ожидания у вас есть в отношении мужа (любимого мужчины, будущего мужа)?
— чего вы ждете от своих подруг (в целом и от каждой в отдельности).
Опишите свои ожидания на этих листах бумаги, чтобы понять, какая идеальная картина мира живет внутри вас… Получилось?! Думаю, что уже сейчас вы начинаете немного иначе смотреть на свои отношения с близкими людьми и лучше понимать себя.

❤ Давайте разберемся, откуда берутся наши ожидания.
В первую очередь, мы впитываем их от родителей. Мы усваиваем с детства от своих родителей их ожидания от мира и от других людей, в первую очередь, от мамы. Будучи еще в утробе, мы впитываем в себя часть ее идеальной картины мира, а потом продолжаем впитывать с ее молоком. Родительские фигуры оказывают на нас очень большое влияние, мы верим им безоговорочно, поэтому полезно разобраться, что в нашей идеальной картине мира почерпнуто из родительских установок, и действительно ли это нам нужно сейчас в НАШЕЙ жизни?

Во вторую очередь, это те ожидания, которые мы взяли из книг, фильмов, сказок. Если какой-то книжный герой вел себя определенным образом к героине, и для нас это стало идеалом отношений, зацепило нас, то все свои отношения мы будем пропускать через эту призму, будем ждать определенного вида ухаживаний, признаний в любви и т.д. К сожалению, очень часто такие истории отношений очень далеки от реальности, многие авторы, которые пишут романы, сами вообще не состоят в отношениях либо пишут свою идеальную картину мира, которую ждут, но не имеют в жизни. И в моей практике встречается много случаев, когда женщины, вдохновленные такими историями любви, ждут их в реальности, но реальность такова, что в жизни все иначе. И они не могут и не хотят строить отношения с реальными мужчинами. Перечитайте сейчас свои ожидания, они вообще реальны? Способны ли дать вам все это РЕАЛЬНЫЕ живые люди?

В третью очередь, это ожидания, порожденные болью. Когда мы испытали что-то болезненное в прошлом, то мы ожидаем, что любимый человек не будет поступать с нами определенным образом, не будет нас ранить. И мы подсознательно ждем, что любимый человек придет и исцелит наше сердце. Но нам очень важно понять, что это НАША ответственность — простить, отпустить, открыть снова свое сердце и перестать жить в состоянии калеки, потому что дверь сердца открывается изнутри, и близкий человек может нам помочь, но мы не имеем права ожидать от него, что он повернет ключ вместо нас.
Ожидания — это вообще состояние ума ребенка, взрослый (истинно взрослый) живет в состоянии принятия, а ожидание рождается из какой-то детской травмы, и если мы понаблюдаем за своими ощущениями в момент ожидания, то можем вспомнить ситуацию из детства, которая нас ранила (но лучше это сделать с помощью психолога, которые поможет нам безопасно для нас «обработать» то, что вспомнилось).

❤ Нам очень важно осознать, что:
1. Окружающие люди не знают о нашей картине мира и чаще всего даже не даже не догадываются о ней»
2. Окружающие люди не обязаны соответствовать нашим ожиданиям и не обязаны угадывать их;
3. Мы не имеем права требовать, чтобы кто-то соответствовал нашим ожиданиям, мы можем только просить о том, чтобы человек понял нашу картину мира и делал что-то для нас при условии, что это не разрушает его психически и эмоционально.
Вы можете распечатать для себя эти простые истины на листе бумаги и повесить на видное место, если читать это в те моменты, когда мы начинаем впадать во власть своих ожиданий, это очень отрезвляет.

❤ Чем опасны ожидания?
— За своими ожиданиями мы часто не можем увидеть реального человека и оценить его по достоинству. Мы постоянно сравниваем его со своим внутренним идеальным образом, обижаясь, гневаясь часто на пустом месте.

- Наши ожидания порождают неудовлетворенность в отношениях, человек может делать для нас очень-очень-очень-очень много, но нам постоянно мало его заботы, любви, внимания, потому что в наших ожиданиях все выглядит иначе.

- Мы теряем возможность наслаждаться настоящим моментом, потому что ожидание — это всегда что-то, направленное в будущее, пока мы ждем, реальная жизнь проходит мимо.

- В состоянии ожиданий мы не позволяем другому человеку быть самим собой, раскрыть себя, это с одной стороны, а с другой мы и себя загоняем в жесткие рамки, в которых все может быть только так, а не иначе. Получается, что наши ожидания — это ограничения, тюрьма, в которой мы сами себя держим.

❤ Важно понять, для чего нам именно такие ожидания? Что мы хотим получить в итоге?

Чаще всего своими ожиданиями мы заполняем какую-то пустоту внутри себя или прикрываем какой-то страх. Это важно осознавать. Когда мы понимаем свою истинную потребность, действительно осознаем ее, то нам становится не так важен способ, которым она удовлетворяется, для нас важен сам факт удовлетворения.

Подумайте сейчас (про каждого близкого человека) и запишите это:
— какая у меня есть потребность в отношениях с этим человеком? Чего я действительно хочу (заботы, внимания и пр.)?
— как я ожидаю, чтобы эта потребность удовлетворялась этим человеком (конкретные шаги близкого человека)?
— знает ли этот человек о моей потребности, говорили ли мы с ним об этом?
— способен ли этот человек удовлетворить эту мою потребность без ущерба для себя?
— что делает мой близкий человек для того, чтобы удовлетворить эту мою потребность (его возможное видение того, что и как нужно делать)?

❤ Очень важно осознать, какая у нас глубинная потребность и на кого действительно она направлена. Потому что часто мы, например, хотим внимания родителей, но не получаем его, и при этом пытаемся требовать о мужа все то внимание, которого нам не хватает от родителей. То есть мы ожидаем и возлагаем на него обязанность давать нам все. Но это не правильно и не возможно. Муж — это не мама и не папа, и мы не можем заткнуть им все пробелы. К сожалению, это очень частая проблема, которую я встречаю в своей практике.
— Кому на самом деле адресованы ваши ожидания.

❤ И извечный вопрос: ЧТО ДЕЛАТЬ?

1. Осознать свои ожидания, научиться их замечать и наблюдать за ними, потому что когда мы это делаем, они не проходят «на автомате», когда мы это делаем, ожидания начинают уходить, уступая место способности зрелого взгляда на отношения и на людей;
2. Исцелить своего внутреннего ребенка, если ожидания исходят от него, взглянуть в лицо своим детским травмам и раз и навсегда разобраться с ними, отпустить, простить, исцелив себя и отворив дверь своего сердца;
3. Есть такая замечательная практика, которая называется «Освобождение от ожиданий». Выберите человека, к которому у вас есть много ожиданий, представьте его стоящим перед собой (или поставьте его фото) и скажите вслух примерно следующее: «Я освобождаю тебя от своих ожиданий (и можете их перечислить), я принимаю тебя таким, какой ты есть, и я принимаю от тебя то, что ты можешь мне дать! Я прошу у тебя прощения за мои ожидания и порожденные ими негативные эмоции и поступки в твой адрес».
Далее нужно произнести слова, адресованные себе: «Я освобождаю себя от ожиданий в адрес этого человека. Я принимаю свою потребность … (обозначаете ту потребность, которая лежит в основе ожидания, например, в любви, во внимании и т.д.). Я разрешаю себе удовлетворять эту потребность самостоятельно и принимать помощь от других людей в том виде, в котором они могут мне ее дать, с любовью и благодарностью». Эту практику нужно сделать несколько раз, в идеале, 21 день подряд, и каждый раз, когда в течение этого времени будут возникать ожидания.
4. Важно сместить фокус ожиданий с другого человека на себя, то есть вместо того, чтобы ждать, когда кто-то сделает нам приятное, начать самим больше о себе заботиться, больше себя поддерживать и т.д., развивая зрелую самодостаточность.
5. Вернуть себе контроль над своей жизнью, потому что когда мы ожидаем чего-то от других, это означает, что мы отдаем им контроль над своей жизнью, навязываем им ответственность за наше счастье и благополучие.

Круги Доверия Елены Биллер

Елена Биллер

Елена Биллер запись закреплена

ДВЕРЬ СЕРДЦА ОТКРЫВАЕТСЯ ИЗНУТРИ!

"В XIX веке был такой английский художник У. Хант, он нарисовал картину «Ночной путник», или «Путник Апокалипсиса» («Светоч мира»).

На ней изображён Иисус Христос с фонарем, фонарь в закрытом таком сосуде, чтобы ветром незадуло. Спаситель в терновом венце, в дорожной одежде. Он стоит у дверей некоего дома.
Это очень известная картина, чрезвычайно известная, есть много перерисовок ее, и оригинальная картина сама очень любопытна.

Христос стоит у дверей некоего дома и стучится в эти двери. Очевидно, это двери сердца человеческого, и Он в них стучится.

Он не бьёт в эти двери ни локтем, ни плечом, ни коленом, Он туда аккуратненько стучится.
У порога этого дома много бурьяна – это значит, что дверь нечасто открывалась, дверь закрыта, она уже заросла, а Он стоит и стучит…

Знаете, как бывает, когда стучат к вам в дом аккуратненько, а вы вдруг музыку слушаете, вам не слышен стук, или у вас пьянка-гулянка, и вам не слышно, или футбол по телевизору – Ура-а-а. – какое там, разве слышно, что Христос в дверь стучится? Не слышно! А вдруг ты спишь, например, – тоже не слышишь… Мало ли, почему ты не открываешь двери своего сердца.

🤷‍♂

И Ханту, автору этой картины, заметили такую интересную вещь: «Мы понимаем, что это аллегорическая картина: Христос стучится в двери наших сердец. Всё понятно, двери заросшие, не открываются… А вот ручки-то нет! Там, снаружи, ручки нет! Вы забыли здесь ручку нарисовать! У любой двери есть ручка – и снаружи, и изнутри».

☝

На что художник сказал: «У этой двери ручка только изнутри». Снаружи у дверей сердца ручки нет. Двери сердца можно открывать только изнутри.
Это – чрезвычайно важная мысль! Человек должен сам открыться Богу. Христос не будет насильно творить чудеса над человеком, который не открывает Ему дверь.

Воскрешение Лазаря

Воскрешение Лазаря

Воскрешение Лазаря – это чудо, от которого невозможно спрятаться. Но отозваться на него можно по-разному.

В XIX–XX веках, когда либеральные богословы начали страшно стесняться сверхъестественных элементов в Евангелии, появились различные теории, которые должны были объяснить чудеса так, чтобы «современный человек», скептически относящийся к «библейскому миру духов и чудес», мог принять этическое учение Иисуса, не спотыкаясь на каждом шагу об «нарушение законов природы». Исцеления можно было объяснить тем, что многие болезни носят психосоматический характер, и религиозный Учитель, окруженный почтением и страхом, действительно мог повлиять на состояние больных. Умножение хлебов – тем, что яркий лидер побудил людей разделить те запасы, которые они принесли с собой (и до того скрывали друг от друга), так что на всех хватило. Эти объяснения крайне натянуты, но в евангельской истории наступает момент, когда они становятся полностью невозможны.

Когда человек уже мертв – он мертв.

Время надежды истекло

Воскрешение Лазаря. Лазарь не страдал психосоматическим расстройством, при котором мог бы помочь хороший психотерапевт. Он был за той гранью, где помощь уже не нужна и невозможна, – он был мертв. Когда человек еще жив и только приближается к вратам смерти, его близкие на что-то надеются – на чудеса, которые может сотворить израильская, немецкая или еще какая-нибудь медицина, на какую-нибудь суперсовременную клинику, на лечение в которой еще можно успеть собрать деньги, на медицинское светило, которое может помочь, – и иногда их надежды оправдываются. Но когда человек уже мертв – он мертв. Время надежды истекло; врата смерти затворились навсегда, еще раз напомнив, что они ожидают всех нас.

Люди плачут над покойником – плачут над умершим, над своей потерей, над смертью, которая неизбежно ожидает их всех. Марфа и Мария плачут над гробом Лазаря – и Иисус плачет вместе с ними.

Но вот Он повелевает отвалить камень от двери гробницы – и совершает чудо. «Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон» (Ин. 11: 43). Воскрешение Лазаря не могло не вызвать в памяти всех, кто его видел, слова псалма: «Бог для нас – Бог во спасение; во власти Господа Вседержителя врата смерти» (Пс. 67: 21). Харизматический целитель может вылечить болезнь. Но Тот, Кто может вызвать умершего из-за врат смерти, может быть только Богом.

И мы видим реакцию людей.

«И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет. Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него. А некоторые из них пошли к фарисеям и сказали им, что сделал Иисус. Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом. Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб. Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ, и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино. С этого дня положили убить Его» (Ин. 11: 44–53).

Этот короткий рассказ – о том, что есть вера и что есть неверие

Этот короткий рассказ – о том, что есть вера и что есть неверие. Все присутствующие видят одно и то же чудо – но реагируют по-разному. Все получают удостоверение, что перед ними – Мессия Божий; более того – Кто-то, уверенно демонстрирующий власть, которая может принадлежать только Одному Богу. Происходящее не оставляет места для сомнений – и никто не сомневается, что чудо произошло. Но люди реагируют по-разному.

Одни «веруют в Него»; другие бегут к Его врагам, потому что хотят как-то наконец избавиться от этого Чудотворца. Первосвященники и фарисеи не отрицают, что Он творит чудеса. Это невозможно отрицать. Более того, этим-то они и встревожены. Они верят в реальность Его чудес – но не верят в Него в том смысле, что не хотят довериться и покориться Ему.

Неверие – это вопрос ожесточения воли, которая отвергает любые удостоверения

Неверие – это не вопрос нехватки удостоверений. Это вопрос ожесточения воли, которая отвергает любые удостоверения, и чем более несомненными они являются, тем с большим ожесточением отвергает.

Противники Иисуса полагают, что, если «все уверуют в Него», поднимется восстание против римлян, римляне придут и утопят его в крови. Чтобы предотвратить такое развитие событий, Его надо уничтожить. Нам со стороны это кажется полным безумием: как вы собираетесь уничтожить Того, Кто только что показал Свою власть над смертью? Но им это кажется трезвым расчетом, обдуманной политической необходимостью. Они учитывают воспламенимость толпы, жестокость римлян, соотношение военных сил – но не Бога; они прекрасно знают, но не хотят знать, видят – но не хотят видеть.

Так устроено неверие – любое, и наше в том числе. Дверь нашего сердца открывается изнутри; пока мы держим ее на запоре, перед дверью может происходить всё что угодно, какие угодно чудеса. Она не откроется, пока мы ее не откроем. Уверовать – это не значит «удостовериться» в реальности Бога и Его чудес. Первосвященники и фарисеи были вполне удостоверены. Уверовать – это значит покориться и довериться. Не «получить новую информацию», а совершить акт воли, развернуться к Богу. Принять то, что мы уже знаем: Бог пришел на землю в лице Иисуса Христа, умер за наши грехи и воскрес из мертвых. Прийти в Церковь, где Он пребывает среди Своих верных, поклониться Ему, вверить Ему свою жизнь.

Тогда придет день, и мы услышим тот же Голос, повелевающий нам выйти из наших могил к незаходимому свету жизни будущего века. Как поет Церковь:

«Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне».

Светоч мира. Художник: Уильям Холман Хант

Светоч мира. Художник: Уильям Холман Хант

В 1854 году английский художник Уильям Холман Хант представил на суд публики картину «Светоч мира». Вы наверняка знакомы с ее сюжетом по многочисленным подражательным вариациям, год от году имеющим тенденцию становиться всё слащавее и слащавее. Лубочные подражания, как правило, называются «Се, стою у двери и стучу» (Откр. 3: 20). Собственно, на эту тему и написана картина, хотя названа иначе. На ней Христос ночью стучится в некие двери. Он – путник. Ему негде «главу приклонить», как и во дни земной жизни. На главе у Него венец из терния, на ногах сандалии, в руках – светильник. Ночь означает тот мысленный мрак, в котором мы живем привычно. Это «тьма века сего». Двери, в которые стучит Спаситель, давно не открывались. Очень давно. Свидетельство тому – густой бурьян, растущий у порога.

Зрители в год представления картины публике восприняли полотно враждебно и смысл его при этом не поняли. Им – протестантам или агностикам – почудилась в картине навязчивая стилистика католицизма. И нужно было, как это часто бывает, кому-то зрячему и внимательному рассказать о смысле полотна, расшифровать его, прочесть, как книгу. Таким умным толмачом оказался критик и поэт Джон Рёскин. Он объяснил, что полотно аллегорично; что Христос до сих пор удостоен такого же внимания, как и нищие, стучащиеся в двери; и что самое главное на картине – дом – это наше сердце, а двери ведут в ту глубину, где живет наше сокровенное «Я». В эти-то двери – в двери сердца – стучится Христос. Он не вламывается в них на правах Хозяина мира, не кричит: «А ну, открывай!» И стучит Он не кулаком, а фалангами пальцев, осторожно. Напомним, что кругом ночь… И мы не спешим открывать… И на главе Христа – венец из терний.

Отвлечемся теперь на минуту, чтобы сказать несколько слов о многочисленных подражаниях и вариациях на тему. О тех самых, которые вы, несомненно, видели. Они отличаются от оригинала тем, что, во-первых, убирают ночь. На них Христос стучит в двери дома (догадайтесь-ка, что это – сердце) днем. За Его спиной виден восточный пейзаж или облачное небо. Картинка радует глаз. По причине ненужности светильника в руке у Спасителя появляется посох Доброго Пастыря. С головы исчезает терновый венец (!). Двери, в которые Господь стучит, лишены уже тех красноречивых зарослей бурьяна, а значит, их открывают регулярно. Молочник или почтальон, видимо, стучат в них каждый день. И вообще домики имеют тенденцию становиться чистенькими и ухоженными – этакими буржуазными из канона «американской мечты». На некоторых изображениях Христос просто улыбается, словно пришел к другу, который Его ждет, или даже Он хочет подшутить над хозяевами: постучит и спрячется за угол. Как это часто бывает в подделках и стилизациях, трагическое и глубокое смысловое наполнение незаметно уступает место сентиментальному наигрышу, по сути – издевке над первоначальной темой. Но издевка проглатывается, и подмена не замечается.

Теперь к смыслу. Если Христос стучит в двери нашего дома, то не открываем мы Ему по двум причинам: либо мы просто не слышим стука, либо слышим и сознательно не открываем. Второй вариант рассматривать не будем. Он вне нашей компетенции, а значит, пусть существует до Страшного суда. Что же до первого варианта, то у глухоты есть много объяснений. Например, хозяин пьян. Его пушкой не разбудишь, не то что осторожным стуком нежданного Гостя. Или – внутри дома громко работает телевизор. Не беда, что двери заросли бурьяном, то есть давно не открывались. Кабель протянули через окно, и теперь футбольный чемпионат или социальное шоу гремят с экрана на всю катушку, делая хозяина глухим к остальным звукам. Ведь правда же, есть у каждого из нас такие звуки, слыша которые мы глохнем для всего остального. Это очень возможный и реалистичный вариант – если не для 1854 года (года написания картины), то для наших 2000-х. Еще вариант: хозяин просто умер. Нет его. Вернее, он есть, но он уже не откроет. Может быть такое? Может. Наше внутреннее «Я», подлинный хозяин таинственной хижины, может находиться в глубокой летаргии или в объятиях настоящей смерти. Кстати, прислушайтесь сейчас: не стучит ли кто в двери вашего дома? Если вы скажете, что у вас звонок на дверях есть и он работает, а значит, к вам звонят, а не стучат, то это лишь обличит вашу непонятливость. В двери сердца никто к вам не стучит? Прямо сейчас? Прислушайтесь.

Ну и последнее на сегодня. На дверях, в которые стучится Христос, нет наружной ручки. Это заметили все при первом осмотре картины и поставили художнику на вид. Но оказалось, что отсутствие дверной ручки – не ошибка, а сознательный ход. У сердечных дверей нет наружной ручки и наружного замка. Ручка есть только внутри, и только изнутри дверь может быть открыта. Когда К.С. Льюис говорил, что ад заперт изнутри, он, вероятно, отталкивался от мысли, заложенной в картину Ханта. Если человек заперт в аду, то он заперт там добровольно, как самоубийца в горящем доме, как старый алкоголик-холостяк в бедламе пустых бутылок, паутины и сигаретных окурков. И выход наружу, на стук, на голос Христа возможен только как внутренний волевой акт, как ответ на Божий призыв.

Картины – это книги. Их читать надо. Не только в случае полотен на евангельский сюжет или христианских аллегорий. В любом случае. Пейзаж ведь тоже текст. И портрет – текст. И умение читать не ограничивается умением разбирать слова в газете. Читать нужно учиться всю жизнь. О чем это говорит? О том, что работы у нас много, и жизнь наша должна быть творческой, и неосвоенные поля для деятельности давно заждались тружеников. Если вы согласны, то, может быть, мы расслышали стук?

Для чего Христос приходил на землю? Символ веры отвечает предельно четко: “Нас ради человек и нашего ради спасения”. Так в чем же состоит это спасение? Оно уже состоялось или мы его еще только ожидаем? И кого мы причисляем к “нам, человекам” — все человечество, своих единоверцев или каких-то особых, святых людей?

Фото Pörrö

Фото Pörrö

Если спасение — то от чего?

Христиане настаивают на том, что спасение необходимо каждому человеку и что совершается оно во Христе. Но когда разговор заходит о том, что же такое это самое спасение, и кто конкретно спасен, ответы могут быть разными. Хотя все они будут основаны на Библии! Так что же говорит Писание о спасении? Разве оно не дает исчерпывающей информации?

Библия сообщает человеку самое главное, что ему надо знать. Но часто не полностью удовлетворяет его любопытство. Скажем, она говорит, что Христос умер и воскрес, но не уточняет — как именно. Современные врачи, читая описание смерти Христа, предполагают, что причиной ее был разрыв сердца, но это всего лишь догадка; что касается воскресения — это чудо, и точный его механизм неизвестен, да и не нужно нам, если разобраться, знание этого механизма.

Примерно так же обстоит дело и с самой важной темой Библии — спасением. Поэтому рассмотрим сначала простые вопросы — те, на которые Библия дает однозначные ответы — и затем перейдем к вещам спорным.

Каждый из нас знает, что любой человек несовершенен, у него полно недостатков, он совершает множество ошибок. Но вместе с тем, в каждом есть нечто ценное, прекрасное, уникальное. И, наверное, только Библия из всех духовных книг человечества воспринимает каждую грань этого парадокса как нечто абсолютное, предельное. С одной стороны, человек сотворен “по образу и подобию Божьему” (Быт. 1, 26). С другой стороны — “лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено” (Иер. 17, 9). Как же это получается?

Ответ очень прост — человек обладает свободой воли и может выбирать добро или зло. Бог не делает из человека послушную Ему марионетку, Он предлагает следовать за Собой, но оставляет за человеком право отказать и жить собственным умом: “Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло. Если будешь слушать заповеди Господа Бога твоего… то будешь жить и размножишься, и благословит тебя Господь Бог твой на земле… если же отвратится сердце твое, и не будешь слушать, и заблудишь, и станешь поклоняться иным богам и будешь служить им, то я возвещаю вам сегодня, что вы погибнете и не пробудете долго на земле” (Втор. 30, 15-18).

Собственно, история Адама и Евы — именно о том, как люди по собственной воле отказались от общения с Богом, разрушив доверие между Ним и собой.

На библейском языке это называется “грех” и имеет самые серьезные последствия. С одной стороны, человек оказывается виноват перед Богом. С другой — вредит самому себе и окружающим. Грех подобен наркотику: он не просто запрещен законом, его употребление меняет что-то в душе и теле самого человека и даже его детей. Тот, кто “сидел” на героине, иногда может, путем титанических усилий, выйти из наркотической зависимости, но он уже никогда не будет таким, каким был до употребления наркотика. И окружающие его — тоже.

Грех как преступление и болезнь

Поэтому христиане говорят не только о личных грехах против Бога и против ближнего, которые совершает каждый из нас, но и о первородном грехе, присущем человечеству в целом. Это та самая неспособность жить в соответствии с собственными принципами, которую так часто нам приходится признавать: вот, хотел как лучше, а получилось… Да, конечно, лично никто из нас не несет ответственности за выбор Адама и Евы, но мы наследуем их природу, искаженную грехом. И если почти сто лет назад наши предки устроили революцию и гражданскую войну, мы можем не соглашаться с их выбором, но мы живем в условиях, сформированных этим выбором, и от этого никуда не деться. Вот так и первые люди решили когда-то жить без Бога, и мы по-прежнему живем в мире, обусловленном их выбором.

Спасение в христианстве понимается как освобождение от власти греха и смерти и вечная жизнь с Богом. Здесь можно задать вопрос: неужели Бог настолько обидчив, что до сих пор не может простить преступление Адама и Евы? Неужели Он не может просто даровать нам эту вечную жизнь, безо всяких условий? Может, разумеется. Представляете? Нас, такими, какие мы есть, всех скопом пускают в рай. Там не надо работать, никто не болеет и не умирает, люди живут вечно и обладают всем, чего только пожелают. Но что это будет за вечность? Разве мы перестанем ссориться и обижать друг друга? Наоборот, у нас будут для этого совершенно неограниченные возможности и неограниченное количество времени. А ведь никакие болезни не сравнятся с той болью, которую постоянно причиняют друг другу люди; никакие стихийные бедствия — с ужасами войн и концлагерей. Вот такая нас ждет вечность, если ничто не положит ей предел. И называется это — “ад”.

А чтобы войти в иную вечность, нам нужно достичь двух вещей: примириться с Богом и другими людьми и преобразиться, чтобы следование добру было для нас радостью. И для этого нам, наверное, нужно обрести некоторую общую Истину, иначе нас ждут войны за маленькие, частные правды, причем нам нужно научиться воплощать эту Истину в своей жизни, а не только абстрактно рассуждать о ней. Вот это все и входит в понятие “спасение”.

Фото Tommy Clark

Фото Tommy Clark

Как описать спасение?

Именно поэтому христианство указывает на Христа как на единственный Источник спасения. Он был не просто очередным проповедником Истины (таких было немало), он был воплощенной Истиной, Богом и Человеком, Который умер на кресте за наши грехи и воскрес, победив тем самым смерть. Его жертва (смысл этого понятия мы разбирали в прошлом номере журнала) примирила людей с Богом и открыла им возможность преображения. Конечно, нравственно совершенствоваться и упражняться в добродетели можно и без Христа, такой путь знают практически все религии мира, но понятия о совершенстве у каждого свои. К примеру, трое человек совершают подвиги в одной и той же стране, Индии: йог уходит в лес и неделями медитирует там в неудобной позе почти без пищи; Ганди обходит города и призывает к народному единству и ненасильственному сопротивлению колонизаторам; а мать Тереза организует приюты для брошенных младенцев и тех, кто умирает на улицах. Это великие, но очень разные подвиги — где же встретиться этим людям?

Спасение неизбежно приходится описывать в образах и метафорах. Влюбленные, описывая свои чувства, тоже говорят о звездах и цветах, а не об эндорфинах и прочих объективных явлениях. Так и со спасением: Библия много говорит о нем, но не раскрывает механизма. Поэтому у богословов последующих времен неизменно появлялось желание уточнить: как именно совершается спасение.

Одни делали упор на наказании за наши грехи, которое добровольно принял на Себя Христос и тем самым избавил нас от вины; другие — на том обстоятельстве, что Он принял на Себя нашу человеческую природу и тем самым позволил нам приблизиться к природе божественной. Эти два объяснения иногда еще называют “юридической” и “органической” теориями спасения. На самом деле они описывают две стороны одного и того же явления, и до тех пор, пока ни одна из них не абсолютизируется, они обе правы. В самом деле, чтобы примириться с Богом и ближним, нам сначала нужно получить прощение, а затем преобразиться.

Билет забронирован?

Но гораздо важнее для нас другой вопрос — а кто, собственно, был спасен? И на него Библия дает, на первый взгляд, разные ответы. Некоторые выражения звучат так, что Христос по воле Божьей спас все человечество. Например: “…это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех” (1 Тим. 2, 3-6).

Или: “Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию” (2 Пет. 3, 9).
Но есть и другие цитаты, из которых можно заключить, что Христос спас лишь некоторых, тех, кто изначально был предназначен ко спасению, тогда как всех остальных людей ждет вечная гибель. Например: “Язычники, слыша это, радовались и прославляли слово Господне, и уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни” (Деян. 13, 48). Или: “…помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего… кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает. Ты скажешь мне: “За что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?” А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: “Зачем ты меня так сделал?” Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?” (Рим. 9, 16-21).

Такое избирательное понимание спасения, действительно, характерно для некоторых христианских конфессий. Наиболее последовательно оно излагается в учении Кальвина: Бог сам выбрал тех, кого Он спасет, остальные погибнут; такова Его воля, и вопросы здесь неуместны. Но православию это мнение чуждо, потому что так умаляется или вовсе отрицается свобода человеческой воли. Если Бог изначально решил, что Иван и Мария спасутся, а Петр и Татьяна нет, то, собственно, они ничем не отличаются от подопытных кроликов, одних из которых зарежут, а других оставят жить, никого ни о чем не спрашивая. Это плохо вяжется с тем, что мы узнаем о Господе из Писания и Предания Церкви. Например, в Великую Субботу (перед Пасхой) Церковь поет: “На землю сшел еси, Господи, да спасеши Адама, и на земли не обретох сего, Владыко, даже до ада снизшел еси ищай”, — то есть, желая спасти Адама, Господь, не найдя его на земле, спустился в ад. Можно ли поверить, что при этом Он хладнокровно отправил в этот самый ад половину (если не большинство) человечества, не оставив им малейшего шанса?

Нет. По-видимому, даже там, где Писание говорит об избранничестве, речь не идет о “закрытых списках”. В число избранных может войти каждый человек, неслучайно на пир из евангельской притчи пригласили всех. Просто не все приняли приглашение. А некоторые из тех, кто принял, не отнеслись к нему серьезно и даже не потрудились переодеться во что-то приличное. И те, и другие сами лишили себя приглашения.

Итак, мы уже спасены Христом. Каждый из нас. Но нам еще предстоит принять это спасение. Можно сказать, что билет на поезд в Царствие Небесное каждому из нас забронирован. Но надо собраться в дорогу, не полениться прийти на вокзал, получить билет в кассе, найти свой вагон, суметь не отстать от поезда… Те, кому действительно нужно ехать, наверняка позаботятся обо всем заранее, придут задолго до отправления. А те, кто застрянет за кружкой пива в станционном буфете — значит, не очень-то и хотели. Силком туда никого не потащат.

Отсюда следует один очень важный вывод. На вопрос “спасен ли я?” верующий может ответить “уже да, но еще не до конца”. То есть Христос уже сделал все, что было нужно для моего спасения, я могу быть уверен в Нем. Но я не могу быть уверен в себе, каждый день моей жизни — это множество шагов: либо к Нему, либо прочь от Него. Я могу только надеяться, что итогом моей жизни будет окончательное соединение с Ним, но я не могу, как делают некоторые не в меру ретивые протестантские проповедники, утверждать, что теперь спасение “лежит у меня в кармане”, и я раздаю его, кому пожелаю.

А как же остальные?

Но если спасение совершается только Христом и принимается нами через веру, то что же — все, кто не были христианами (да еще в правильной церкви, добавят некоторые), обречены, и у них нет ни малейшего шанса? Хорошо ли будет праведникам смотреть с небес, как мучаются в аду их родные и близкие? А как же те, кто вообще никогда не слышал о Христе? Такой вопрос нередко можно услышать.

Во-первых и в главных: спасение — это таинство, его совершает Господь, и нам просто не дано знать, кто и как будет спасен. Библия обращается к нам самим, объясняя, как мы можем его достигнуть, но нигде не говорит, что больше его не достигнет никто. В православной традиции есть замечательная икона “Сошествие во ад”. Она изображает Христа, сошедшего между смертью и воскресением в ад, чтобы вывести оттуда Адама с Евой и множество других персонажей Ветхого Завета. Об этом говорится и в Библии: “Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал” (1 Пет. 3, 19). Напрямую это нигде не сказано, но можно представить себе, что эту проповедь слышали не только те, кто умер к моменту крестной смерти, но и вообще все люди, не знавшие Христа при жизни. Может быть, в их число входят и те, кто слышал слова о Христе, но не встретил в жизни ни одного подлинного христианина — а таких у нас довольно много. Но, еще раз повторю, мы ничего не знаем об этом достоверно.

Но можно быть уверенным, что Господь, сошедший на землю ради нашего спасения, не оставит без помощи людей, которым просто не повезло с местом и временем рождения. А как это произойдет, мы можем спокойно оставить на Его усмотрение. Нам важно знать то, что касается именно нас, и помнить о тех, кому именно мы должны успеть рассказать, а главное — показать Христа.

Некоторые из них действительно едут посмотреть, там их радостно встречают те, кого они знали на земле. Их готовы принять, от них требуется только одно — примириться, простить былые обиды и начать трудное восхождение от своего болезненного замкнутого “я” к свободе богопознания и богообщения. Но мало кто из них готов к такому повороту… Большинство предпочитает вернуться в свой ад, скроенный по их мерке, где каждый варится в соку собственных страстей и обид. “Двери ада, — пишет Льюис, — заперты изнутри”. И он существует, пока хотя бы один человек говорит Богу “нет”.

Поэтому самое важное для нас — чтобы сама наша жизнь говорила Ему “да”. А в остальном можно положиться на Него, уж Он-то не подведет!

Читайте также: