Дозирования физической нагрузки у людей различного возраста и пола

Обновлено: 19.05.2024

Мы много раз слышали, что физкультура лечит, а спорт калечит, но в чем вообще разница между физкультурой и спортом? Разница в том, что занятия спортом направлены на развитие предельных физических и психических возможностей человека — на преодоление себя, на попытки продемонстрировать всё лучшие и лучшие результаты; физкультура же не ставит перед собой такие задачи. Оздоровительная физкультура, как следует из названия, направлена на общее оздоровление организма: она помогает человеку предупреждать развитие заболеваний и лучше переносить, например, стрессы, сильную жару или холод и другие проблемы. Лечебная физкультура же использует физические упражнения для лечения больных и реабилитации после травм или операций.

Физкультурой следует заниматься практически всем, но особенно внимательно должны дозировать нагрузки определенные группы людей. Во-первых, осторожно следует подбирать нагрузку при гиподинамии, то есть при низком общем уровне физической активности: даже у молодых людей, которые мало двигаются, организм может быть не готов к интенсивным нагрузкам. Во-вторых, определенные ограничения на занятия физкультурой есть у пациентов с хроническими заболеваниями: проблемы с сердцем, суставами или лишним весом накладывают свой отпечаток на физические возможности человека, поэтому для каждого из таких состояний следует подбирать особенные упражнения. Наконец, осторожность нужно проявлять беременным женщинам: определенные движения и виды спорта могут навредить здоровью матери и плода, поэтому для беременных разработаны специальные комплексы упражнений.

Независимо от того, чем вызваны те или иные ограничения, во всех случаях особенно остро встает вопрос о том, как оценить адекватность выбранного режима нагрузки — в первую очередь нагрузки на сердце. Проблема в том, что чрезмерность нагрузки зависит не от самой нагрузки, то есть числа подходов к упражнению или, например, дистанции бега, а от возможностей человека, который за эту нагрузку принимается: если для подготовленного легкоатлета чрезмерной нагрузкой станет бег на десятки километров, то для человека с гиподинамией и дистанция в полкилометра может оказаться слишком большой. В результате физического перенапряжения возникают различные изменения сердца, почек, крови, печени и даже костей: например, под воздействием острого физического перенапряжения сердца может развиться инфаркт миокарда, острая дистрофия миокарда, нарушения ритма и проводимости.

Но на что тогда ориентироваться, если универсальные рекомендации по дистанциям и числу походов к упражнениям вывести нельзя? Один из вариантов — расчет целевых пульсовых зон, в пределах которых должен сохраняться ваш пульс во время тренировки: для этого можно использовать формулу Карвонена с некоторыми модификациями в зависимости от уровня вашего функционального состояния, физической подготовки и наличия хронических заболеваний. В общем виде она выглядит следующим образом:

Частота сердечных сокращений (ЧСС) во время тренировки = (коэффициент интенсивности нагрузки) * (резерв ЧСС) + ЧСС покоя.

Давайте разбираться, как пользоваться этой формулой.

Первый шаг — определить для себя максимально допустимую частоту сердечных сокращений. Для этого необходимо вычесть свой возраст из 220 (если вы здоровый тренированный человек), из 200 (если вы здоровый нетренированный человек) или из 190 (если вы имеете какие-либо хронические заболевания). Если вам 50 лет, вы здоровы, регулярно занимаетесь физическими упражнениями в соответствии со своим возрастом, функциональным состоянием и физической подготовленностью, то ваша максимальная ЧСС будет составлять 170 ударов в минуту; если вы ничем не болеете, но мало двигаетесь, при том же возрасте в 50 лет ваш максимум упадет до 150 ударов в минуту, а если вы страдаете, например, от болезней сердца — то до 140 ударов в минуту.

Второй шаг — определить резерв ЧСС. Для этого нужно измерить ваш пульс в состоянии покоя и вычесть его из максимально допустимой ЧСС: например, если пульс в покое у вас составляет 60 ударов в минуту, и мы насчитали ваш максимум в 170 ударов в минуту, ваш резерв сердца — 110; если же ваш пульс в покое составляет 90 ударов в минуту, а максимум — 140, то ваш резерв — всего 50 ударов в минуту. Чем больше ваш резерв сердца, тем лучше организм адаптируется к нагрузкам и вероятнее, что вам разрешены интенсивные тренировки.

Затем вам следует определить задачи вашей тренировки. В зависимости от того, хотите ли вы просто поддерживать физическую активность, сбросить вес, улучшить выносливость организма или мышечную силу, вам нужно будет использовать разные коэффициенты интенсивности нагрузки, чтобы рассчитать подходящую для этих целей пульсовую зону. Например, если вам 50 лет, вы никогда не тренировались, пульс в покое у вас 80, и вы хотите похудеть, то расчеты для вас будут выглядеть следующим образом:

Резерв ЧСС = (200-50)-80 = 150-80 = 70

Нижний порог пульсовой зоны = 0,6*70+80=122 уд/мин

Верхний порог пульсовой зоны = 0,7*70+80=129 уд/мин

Таким образом, чтобы сбросить лишний вес, вам нужно удерживать пульс в пределах между 122 и 129 ударов в минуту.

Журнал: Спорт без границ: как правильно рассчитать нагрузку и тренироваться
Если у вас нет пульсометра, вы можете оценивать нагрузку по тому, хватает ли у вас дыхания на речь. Можете разговаривать с кем-то по телефону или, например, читать стихи — большой разницы нет: главное, чтобы в речи были длинные предложения. Если во время выполнения упражнения вы спокойно можете говорить, и у вас хватает дыхания на длинные фразы — нагрузка для вас достаточная, но если вы начинаете говорить короткими, рублеными фразами и брать дыхание через каждое слово — это значит, что нагрузка для вас чрезмерная, и ее нужно снизить.

Кардиологическим больным рекомендованы более щадящие нагрузки: коэффициент тренировочной нагрузки им стоит устанавливать в пределах 0,1-0,4 в зависимости от тяжести состояния, и их пульс ни в коем случае не должен превышать верхнюю границу допустимых нагрузок — иначе тренировки могут не укрепить сердце, а перегрузить его и создать угрозу жизни.

Формула Карвонена дает не абсолютно точные результаты: если ваша верхняя граница для сжигания жира, рассчитанная по этой формуле, составляет 129 ударов в минуту, это не значит, что при 130 уд/мин ваш организм резко бросит сжигать жир и займется укреплением сердца. Все эти переходы плавные и не могут быть рассчитаны с точностью до единиц, но они позволяют примерно определить интенсивность и результаты тренировки.

Как правильно тренироваться?
● Занимайтесь системно: каждое занятие должно быть направлено на решение конкретных задач;

● Сформируйте график тренировок и занимайтесь регулярно, без пропусков;

● Подбирайте оптимальную нагрузку с учетом своего самочувствия и целей и учитесь правильно оценивать свое состояние — как перед тренировкой, так и во время занятия;

● Включайте в программу кардионагрузки для тренировки сердца, силовые нагрузки для укрепления мышц и костей, растяжку для развития гибкости и подвижности суставов, а также упражнения на сохранение равновесия и координацию движений;

● Уточняйте правильную технику выполнения упражнений, равно как и возможные ошибки и противопоказания;

● Если вы никогда не занимались или делали перерыв в занятиях, начинайте с умеренной нагрузки и постепенно ее повышайте, чтобы не перетренироваться и не получить травму;

● Подбирайте подходящую одежду и обувь: при проблемах с коленными суставами вам могут пригодиться специальные кроссовки, которые будут гасить удары и минимизируют нагрузку на суставы;

● Чтобы не забросить тренировки, договоритесь заниматься с друзьями или поищите подходящие программы занятий в спортзалах и фитнес-центрах.

Избыточный вес тела, снижение физической работоспособности, курение, чрезмерное употребление алкоголя — все это способствует возникновению сердечно-сосудистых и многих других заболеваний. Несмотря на мощное развитие лекарственной терапии, дозиров


Избыточный вес тела, снижение физической работоспособности, курение, чрезмерное употребление алкоголя — все это способствует возникновению сердечно-сосудистых и многих других заболеваний. Несмотря на мощное развитие лекарственной терапии, дозированная физическая нагрузка остается универсальным методом профилактики ишемической болезни сердца, артериальной гипертонии, ожирения и других заболеваний. В последнее время отмечается определенный рост интереса населения к регулярным занятиям физической культурой.

За врачебной консультацией обращаются люди, которые хотят получить практические рекомендации по построению, планированию и контролю нагрузок во время занятий физической культурой. Врач должен рекомендовать определенный режим физических нагрузок, соответствующий уровню тренированности организма с учетом имеющейся хронической патологии.

Вашему вниманию предлагается информационный материал, раскрывающий основные цели, задачи и принципы построения физической тренировки.

Если вашему клиенту менее 35 лет и у него отсутствуют признаки каких-либо заболеваний, то ему в принципе нет необходимости обращаться к врачу за консультацией перед началом регулярных занятий физической культурой. Но если он старше 35 лет, и он не занимался спортом или физической культурой в течение последних нескольких лет, то медицинское освидетельствование необходимо, особенно если имеют место следующие отклонения в здоровье:

  • повышенное артериальное давление;
  • наличие в анамнезе сердечных приступов;
  • наличие в семейном анамнезе указаний на раннее развитие сердечной патологии или смертных случаев от сердечно-сосудистых заболеваний;
  • частые приступы головных болей или головокружения;
  • значительная степень одышки при незначительной физической нагрузке;
  • артриты и различная патология опорно-двигательного аппарата;
  • другие возможные хронические заболевания.

Физические нагрузки практически безопасны для людей с исходно хорошим уровнем физического здоровья, прошедших полноценное медицинское освидетельствование и получивших адекватные медицинские рекомендации.

Физическую тренированность можно охарактеризовать как способность организма комфортно переносить повседневные физические нагрузки и успешно справляться с резко возникающими стрессовыми ситуациями. На индивидуальный уровень физической работоспособности влияют такие факторы, как возраст, пол, наследственность, наличие вредных привычек, характер питания. Понятие физического здоровья (physical fitness), или тренированности организма, включает в себе несколько компонентов.

Тренированность сердечно-сосудистой и дыхательной систем (сardiorespiratory еndurance) — компонент общей тренированности организма, отражающий способность данных систем адекватно обеспечивать жизнедеятельность организма при физической нагрузке различной интенсивности и продолжительности. На практике этот показатель можно оценить, учитывая способность человека выдерживать продолжительную физическую нагрузку, например бег, плавание, ходьба на лыжах и т. п.

Мышечная сила (muscular strength) — способность мускулатуры совершать максимально возможную механическую работу за короткое время. Данный компонент тренированности организма на практике оценивается, например, для пояса верхних конечностей, по максимальной величине поднятого веса.

Мышечная выносливасть (muscular endurance) — способность мускулатуры совершать механическую работу различной продолжительности и кратности. Например, повторное поднятие тяжестей определенного веса используется для определения мышечной выносливости верхнего плечевого пояса.

Гибкость (flexibility) — способность совершать механическую работу, используя при этом максимально возможный диапазон движений. Сгибание туловища в сидячем положении — простой и объективный метод оценки гибкости поясничного отдела позвоночника и нижних конечностей.

Телосложение (body composition) — соотношение между жировой тканью организма и общей массой скелетной мускулатуры, костной ткани и внутренних органов. Индивидуально подобранные физические упражнения способствуют снижению массы жировой ткани и увеличению мускулатуры определенных участков тела.

Продолжительность и количество тренировок в неделю, а также интенсивность физических нагрузок определяются уровнем тренированности организма, возрастом, наличием или отсутствием каких-либо хронических заболеваний, а также социальными потребностями человека.

Любая индивидуальная тренировочная программа должна включать упражнения, направленные на гармоничное развитие всех основных компонентов физического здоровья. Любое тренировочное занятие должно состоять из разминки (warmup), основной нагрузки и заминки (cooldown).

Ниже приведена структура тренировочного занятия, рассчитанная на среднего здорового человека и направленная на поддержание минимального уровня физического здоровья организма. Она включает наиболее популярные виды тренировочных упражнений.

Разминка продолжается пять-десять минут и включает в себя физическую нагрузку слабой интенсивности (ходьбу, медленный бег, упражнения на гибкость, вращательные и маховые движения верхними и нижними конечностями). Она направлена на подготовку сердечно-сосудистой, дыхательной и опорно-двигательных систем к основной тренировочной нагрузке. Ниже приведены основные типы основной тренировочной нагрузки.

Тренировка на развитие мышечной силы (muscular srength) проводится минимум два раза в неделю в течение 20 минут. Наиболее эффективным способом развития мышечной силы является подъем тяжестей.

Тренировка на развитие мышечной выносливости (muscular endurance) должна проводиться, по крайней мере, три раза в неделю по 30 минут и включать в себя упражнения для основных групп мышц: ритмические и пластические упражнения, отжимания, приседания, подтягивания, повторные поднятия тяжестей.

Тренировка на развитие тренированности сердечно-сосудистой и дыхательной систем (cardiorespiratory endurance) проводится три раза в неделю в течение 20 минут и включает в себя продолжительную физическую нагрузку, осуществляемую в аэробном режиме. Наиболее распространенные виды такой нагрузки — быстрая ходьба, бег, езда на велосипеде, гребля, ходьба на лыжах, а также игровые виды спорта (баскетбол, гандбол и т. п.).

Тренировка на развитие гибкости (flexibility) должна проводиться ежедневно во время разминки или заминки и включать упражнения на гибкость и растяжение. Заминка (сooldown) включает в себя нагрузку низкой интенсивности (например, ходьба или бег в медленном темпе), а также упражнения на развитие гибкости продолжительностью пять-десять минут.

Специфичность — необходимость выбора определенного комплекса физических упражнений, направленных на развитие и укрепление групп мышц, которые более всего задействованы при определенном типе мышечной деятельности. Желательно комбинировать различные виды физической нагрузки (плавание, бег, ходьба, лыжи и т. д.) для более гармоничного развития организма, а также в целях профилактики травматизма.

Физическая нагрузка должна быть достаточной по интенсивности и продолжительности, чтобы обеспечивать рост или поддержание оптимального уровня тренированности организма.

Регулярность физических нагрузок. Тренировочные занятия должны быть регулярными. Минимум три тренировочных занятия в неделю необходимы для поддержания оптимального уровня тренированности.

Прогрессия. Постепенное увеличение интенсивности, продолжительности и/или частоты тренировочных занятий — необходимое условие для оптимального повышения уровня тренированности организма.

Физическая нагрузка бывает разной интенсивности и продолжительности. Выделено четыре основных зоны интенсивности физических нагрузок (см. рис. 1), каждой из которых соответствует определенный уровень биоэнергетических процессов и диапазон частоты сердечных сокращений (ЧСС):

1. Физическая нагрузка малой интенсивности с ЧСС менее 75% от ее максимального значения (ЧСС макс.);
2. Физическая нагрузка поддерживающего характера с ЧСС от 75 до 85% от ЧСС макс., осуществляемая в аэробном режиме энергообеспечения;
3. Физическая нагрузка развивающего характера с ЧСС от 85 до 95% от ЧСС макс. и переходным аэробно-анаэробным режимом энергообеспечения;
4. Физическая нагрузка субмаксимальной и максимальной интенсивности с ЧСС более 95% от ЧСС макс. и анаэробным режимом энергообеспечения.

У каждого человека имеются свои индивидуальные границы зон интенсивности нагрузки. Для более точного определения этих границ с целью последующего контроля спортивных нагрузок используется специальное тестирование. В основе его лежит ступенчато возрастающая до максимально возможного (“работа до отказа”) уровня тестовая нагрузка.

Нетренированным и слабо подготовленным людям подобное тестирование противопоказано. Для определения зон интенсивности в этом случае используется более простой расчетный метод. Можно легко рассчитать границы каждой зоны интенсивности, зная возрастное значение ЧСС макс., которое определяется по формуле 220 минус возраст.

Для оздоровительных целей, как правило, рекомендована физическая нагрузка в пределах I и II зон интенсивности. Нагрузки большей интенсивности являются привилегией спорта и требуют достаточно высокого уровня подготовленности.

Исследования показали, что нагрузка с интенсивностью 60-70% от ЧСС макс. наиболее эффективна для сжигания жира, поэтому она используется для коррекции избыточного веса тела:

Для повышения тренированности сердечно-сосудистой системы используется нагрузка с интенсивностью 60-80% от ЧСС макс:

  • Контроль частоты сердечных сокращений во время тренировочных занятий и при осуществлении реабилитационных программ

Мониторирование частоты сердечных сокращений является универсальным методом контроля и регулирования интенсивности физических нагрузок. Мониторинг ЧСС — обязательное условие для безопасного и дозированного применения физических нагрузок у определенного контингента людей: пожилых; страдающих сердечно-сосудистой патологией; проходящих реабилитацию после перенесенного инфаркта миокарда и других тяжелых заболеваний.

В последнее время с этой целью чаще всего используются мониторы сердечного ритма, которые осуществляют непрерывную регистрацию ЧСС. Принцип работы мониторов сердечного ритма аналогичен регистрации электрических биопотенциалов сердца на поверхности грудной клетки, используемой при записи ЭКГ. Монитор сердечного ритма состоит из двух частей: нагрудного пояса с электродами и передатчиком ЭКГ-сигналов и непосредственно монитора сердечного ритма или приемника, имеющего вид наручных часов. Передача сигналов от нагрудного передатчика на монитор сердечного ритма осуществляется телеметрически. Существует несколько моделей мониторов сердечного ритма, различающихся набором специальных функций. Обязательным для всех мониторов является непрерывная регистрация величины сердечного ритма, а также звуковая и визуальная сигнализация при выходе ЧСС за границы предварительно установленной целевой зоны сердечного ритма. Эти функции необходимы для дозирования интенсивности и продолжительности физических нагрузок, когда необходимо строгое соблюдение пульсового режима.

Предоставленная вашему вниманию информация раскрывает только основные принципы планирования и контроля нагрузок во время занятий физической культурой. Надеемся, что предложенный материал поможет вам в вашей практической врачебной деятельности.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Дозирование физической нагрузки на уроках физической культуры

Физическая нагрузка — это определенная мера влияния физи­ческих упражнений на организм занимающихся. Доза нагрузки — это определенная ее величина, измеряемая параметрами объема и интенсивности. Дозировать нагрузку — значит строго регламенти­ровать ее объем и интенсивность.

Объем нагрузки определяется количеством выполненных упраж­нений, затратами времени на занятия, километражем преодолен­ного расстояния (дистанции) и другими показателями.

Интенсивность характеризуется показателями темпа и скорос­ти движений, ускорения, частоты сердечных сокращений и др.

Соотношение между ними при выполнении физических уп­ражнений представляет собой обратно пропорциональную зави­симость: чем больше объем нагрузки, тем меньше ее интенсив­ность, и наоборот. По характеру мышечной работы нагрузки мо­гут быть стандартными и переменными.

Действием нагрузки является реакция организма на выполнен­ную работу. Ее показатели — частота сердечных сокращений и внешние признаки утомления учащихся.

Теоретико-методическую основу оптимального дозирования на­грузок составляют закономерности адаптации организма к воз­действию физических упражнений, развития тренированности. Исходя из этого сформулированы и научно обоснованы следую­щие методические положения: адекватность нагрузок (соответ­ствие индивидуальным функциональным возможностям организ­ма), постепенность повышения нагрузок (обеспечивающая разви­тие функциональных возможностей), систематичность нагрузок (их последовательность и регулярность).

Физические нагрузки в каждом конкретном случае должны быть оптимальными по своим параметрам (объему, интенсивности, интервалам отдыха), что обеспечивает тренирующий эффект. Не­достаточные нагрузки неэффективны, так как ведут к потере учеб­ного времени, а чрезмерные — наносят вред организму.

Если нагрузка остается прежней и не меняется, то ее воздей­ствие становится привычным и перестает быть развивающим сти­мулом. По указанной причине постепенное увеличение физичес­кой нагрузки является необходимым требованием.

Наиболее информативным, объективным и широко использу­емым в практике показателем реакции организма на физическую нагрузку является величина частоты сердечных сокращений (ЧСС).

При дозировании нагрузок в целях повышения функциональ­ных возможностей сердечно-сосудистой системы их величина по показателю ЧСС должна быть не ниже 130 уд./мин (при этом на­блюдается максимальный ударный объем сердца). Поэтому вели­чина нагрузок при ЧСС, равной 130 уд./мин, соответствует поро­гу тренирующей нагрузки.

В оздоровительных целях оптимальный диапазон нагрузок на занятиях находится в пределах ЧСС от 130 до 170 уд./мин (А. А. Ви­ру, 1988, и др.).

Следовательно, наибольший общеукрепляющий оздоровитель­ный эффект на занятиях с учащимися подросткового и юношеско­го возраста достигается упражнениями аэробной направленности средней и большой интенсивности (с помощью подвижных игр, эстафет, спортивных игр, плавания, бега, ходьбы на лыжах и др.).

Диапазон нагрузок средней интенсивности составляет 130— 160 уд./мин и большой интенсивности — 161 — 175 уд./мин.

Строгое регулирование физических нагрузок и их чередование с отдыхом обеспечивают направленное воздействие физических упражнений на функциональную активность органов и структур организма детей школьного возраста.

Регулирование параметров нагрузки на уроке физической куль­туры достигается многими разнообразными способами и методиками

Для расчета моторной плотности (МП) необходимо время вы­полнения физических упражнений /фу умножить на 100% и разде­лить на общее время занятия, урока Го6ш:

Например, установлено, что суммарное время, затраченное уча­щимися на выполнение физических упражнений, равно 25 мин (оставшиеся 15 мин были затрачены на объяснения преподавате­ля, подготовку мест занятий, интервалы отдыха между смежны­ми заданиями и т.п.). В этом случае моторная плотность урока бу­дет равна:

Моторная плотность в процессе урока постоянно меняется. Неиз­бежность таких изменений можно объяснить прежде всего разли­чием содержания применяемых упражнений, местом их исполь­зования и методами применения. Показатели моторной плотнос­ти меняются также и в зависимости от типа урока. Так, на уроках совершенствования техники движений и развития физических качеств она может достигать 70—80%, а на уроках разучивания двигательных действий и формирования знаний, требующих зна­чительных затрат времени на умственную деятельность зани­мающихся, моторная плотность может находиться на уровне 50%.

При всей важности моторной плотности урока она не может достигать 100%, так как в противном случае не оставалось бы вре­мени для объяснения материала, его осмысления учащимися, анализа ошибок, что неизбежно привело бы к снижению каче­ства и эффективности учебной работы в целом.

Формирование навыков самостоятельности при занятиях физическими упражнениями

Самостоятельная работа учащихся выступает и как форма организа­ции занятия, и как способ деятельности учащихся по решению оп­ределенных задач. Основная, специфическая цель самостоятельной работы заключается в формировании самостоятельности.

Исходным признаком самостоятельной работы является дея­тельность учащихся без посторонней помощи или при сравни­тельно небольшой помощи.

Степень самостоятельности зависит от возрастных и позна­вательных возможностей учащихся, содержания учебного мате­риала.

У детей младшего школьного возраста самостоятельность в пер­вую очередь проявляется в подражательной, воспроизводящей де-

ятельности. В среднем и старшем школьном возрасте самостоя­тельная работа проводится: 1) с различными источниками зна­ний — учебником, учебными и наглядными пособиями по физи­ческой культуре; 2) с практическим учебным материалом, пред­ставленным в учебных карточках-заданиях, упражнениях-заявках, контрольно-обучающих заданиях, обучающих программах, состав­ленных по принципу алгоритмических предписаний и др.

В учебных карточках-заданиях перечисляются упражнения (на закрепление ранее изученных двигательных действий, для обще­физической подготовки), которые каждый занимающийся выпол­няет за урок (или за несколько уроков). Успешная работа по кар­точкам возможна в случае полного взаимопонимания преподава­теля с учащимися и наличия хорошей материально-технической базы. Это позволяет учащимся заниматься, не мешая друг другу и не ожидая своей очереди к тому или иному снаряд у

Суть упражнений-заявок заключается в том, что занимающим­ся предлагается упражнение, для успешного выполнения которо­го необходимо проявить смекалку, определенную сноровку, с це­лью реализации своих двигательных возможностей.

Контрольно-обучающие задания (установки-задания) направ­лены на самостоятельную творческую деятельность учащихся с учетом задач урока. Они разрабатываются для каждого класса, уро­ка, этапа обучения. На уроках физической культуры применяются следующие контрольно-обучающие задания: а) по формированию двигательных умений и навыков; б) по общей и специальной физи­ческой подготовке; в) по осмыслению рациональных форм орга­низации двигательных действий, целесообразности тактических приемов в индивидуальных и групповых упражнениях, в играх и состязаниях.

Первая часть заданий носит обучающую направленность (на­пример, из разрозненных упражнений, предложенных для раз­минки, составить комплекс с соблюдением их последовательнос­ти), вторая часть — контрольную направленность (например, по составленному комплексу провести разминку с классом).

Обучающие программы алгоритмического типа содержат в себе комплекс взаимосвязанных учебных заданий последовательно на­растающей сложности и направленных на постепенное подведе­ние учащихся к успешному освоению двигательного действия. Комплекс состоит из 5—6 серий учебных заданий. Первая серия содержит упражнения, направленные на повышение уровня фи­зической подготовленности учащихся, необходимого для овладе­ния изучаемого двигательного действия. Вторая — упражнения на

освоение исходного положения (или основного элемента) изуча­емого двигательного действия. Третья — упражнения, с помощью которых изучаются действия, обеспечивающие выполнение изу­чаемого движения. Четвертая и пятая серии — упражнения, свя­занные с обучением отдельным частям (элементам) техники дви­гательного действия. Шестая серия — упражнения, направленные на совершенствование техники.

При подготовке учащихся к самостоятельной работе следует дать им четкие указания об объеме и содержании предстоящей самостоятельной деятельности, о ее целях, а также о технике выполнения (если эта техника им еще неизвестна), т.е. проинст­руктировать учеников о том, что делать и как выполнять задание.

Основным средством контроля за самостоятельным выполне­нием физических упражнений являются ответы и двигательные действия учащихся, а также аналитическая деятельность препода­вателя по определению степени их правильности, числа и харак­тера ошибок. Логическим завершением педагогических усилий по формированию у учащихся навыков самостоятельной деятельнос­ти на уроке становятся разбор при подведении итогов всей или части проделанной работы, выявление их достижений, определе­ние правильности и характера их дальнейших учебных действий.

Для повышения эффективности самостоятельной работы уча­щихся весьма важно, чтобы в учебном процессе наряду с внеш­ней существовала внутренняя обратная связь. Под ней подразуме­вается та информация, которую учащийся сам получает о ходе и результатах своей работы. Одной из возможностей создания внут­ренней обратной связи при самостоятельной работе является ис­пользование элементов самоконтроля и самопроверки.

Показателями уровня развития навыков самоконтроля явля­ются способности учащихся самостоятельно соотносить свои дей­ствия при выполнении физических упражнений и их результаты с поставленными педагогом задачами. Весьма важно, чтобы учащи­еся определяли недостатки и положительные стороны своей дея­тельности, представляли мысленно возможные результаты тех или иных изменений в своих действиях, самостоятельно оценивали выполнение заданий.

Самостоятельная работа дает большой эффект, если она связа­на с образовательно-воспитательными задачами конкретного уро­ка, организуется планомерно и в определенной системе, обеспе­чивается взаимосвязью одних видов работы с другими (при этом соблюдается преемственность между ними), обусловлена уровнем развития школьников.

Необходимо также учитывать следующие общедидактические и методические требования. Работа проводится под опосредован­ным руководством преподавателя и занимает не весь урок, а часть его. Материал для самостоятельной деятельности школьников сле­дует подбирать посильным для его выполнения.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

60. Особенности дозирования физической нагрузки на занятиях рекреационной направленности для лиц разного возраста.

Дозирование физической нагрузки осуществляется: 1) по мощности (интенсивности); 2) объему; 3) кратности (продолжительности интервалов отдыха между занятиями); 4) характеру отдыха (активный, пассивный); 5) координационной сложности упражнений.

Основной принцип дозирования нагрузки в оздоровительной тренировке основан на учете максимальных функциональных возможностей занимающихся.

Дозирование нагрузки по мощности (интенсивности) может осуществляться несколькими способами, основанными на этом принципе:

1. По относительной мощности – в процентах к максимальному уровню физической работоспособности.

2. По частоте сердечных сокращений.

3. По показателям максимального количества повторений упражнения.

4. Эмпирический – по субъективным ощущениям.

Использование каждого из них определяется конкретными условиями медицинского обеспечения оздоровительной тренировки (возможность обследования, возраст, состояние здоровья и др.). Суть каждого из перечисленных способов заключается в следующем:

1. Дозирование по относительной мощности в процентах к максимально достигнутому уровню физической работоспособности требует предварительного использования функциональных проб с дозированной физической нагрузкой субмаксимальной или максимальной мощности, на основании которых определяется тренировочный уровень нагрузки. Этот уровень составляет 50–70 % от максимальной физической работоспособности. Применение способа связано с необходимостью предварительного углубленного обследования в условиях специальной лаборатории, хотя он и является самым точным.

2. При определении интенсивности физических нагрузок по частоте пульса используют три показателя: пороговая, пиковая и средняя ЧСС. Пороговая ЧСС – это наименьшая ЧСС (интенсивность), ниже которой не возникает тренировочного эффекта. Пиковая ЧСС – наибольшая ЧСС, которая не может быть превышена в процессе занятия. За условный максимальный показатель нагрузки принимается такой, который рассчитывается следующим образом: максимальная ЧСС, равная 220 уд./мин, за вычетом возраста занимающегося в годах. Например для 40-летнего мужчины данный показатель будет составлять 180 уд./мин. Однако такие усредненные цифры имеют зоны колебаний, связанные с индивидуальными особенностями и уровнем подготовленности занимающегося, а также факторами риска: избыточным весом тела, функциональными отклонениями, психологической нагрузкой, темпераментом. Считается общепринятым, что пиковая ЧСС для начинающих оздоровительную тренировку без выраженных признаков заболеваний составляет разность 180 и возраста в годах. Средняя ЧСС соответствует средней интенсивности нагрузки данного занятия.

Определение рабочего уровня ЧСС чаще всего проводится по формуле Карвонена:

ЧССр = [(220 – возраст) – ЧСС п] × ИТН + ЧССп,

где ЧССр – рабочая частота сердечных сокращений; ЧССп – частота сердечных сокращений в покое; ИТН – заданная интенсивность тренировочной нагрузки – 50–85 % от максимальной ЧСС (0,5; 0,6; 0,7 и т. д.).

Для здоровых зрелых людей оптимальная пульсовая зона работы составляет 130–150 уд./мин; для тренированных лиц она может составлять 170–190 уд./мин.

По данным ВОЗ, целесообразны следующие уровни нагрузки: для оздоровительных видов упражнений оптимальная зона интенсивности работы составляет 60–90 % от максимальной ЧСС для разных возрастных групп (для начинающих – 60 %, а для достаточно подготовленных – 70–85 %).

3. Дозирование по числу повторений физических упражнений используется в занятиях, где превалируют гимнастические упражнения или в так называемой круговой тренировке (поочередное выполнение упражнений в определенном темпе на гимнастических снарядах или тренажерах, установленных по периметру зала или спортплощадки). Этот способ предусматривает предварительную пробу на максимальное количество повторов (МП) данного упражнения в течение определенного промежутка времени (до 30 с). Тренировочная величина нагрузки выражается в процентах от индивидуального максимума повторений (% МП) или в относительных единицах (МП/2, МП/4 и т. п.).

В оздоровительной тренировке дозировка нагрузки находится в диапазоне 25–50 % МП.

4. Эмпирический способ дозирования мощности нагрузки основан на анализе субъективных ощущений занимающихся. Отсутствие неприятных ощущений, свободное дыхание, желание продолжать тренировку и т. п. – признаки хорошей переносимости нагрузки. Тренировочное занятие оздоровительной направленности должно проходить с интенсивностью вполсилы или три четверти силы.

Объем и кратность оздоровительной физической тренировки

При наличии информации о функциональных возможностях индивида (функциональный класс, уровень физического состояния или соматического здоровья) можно регламентировать интенсивность, объем, кратность занятий, их содержание, а также наметить их структуру, т. е. сформировать конкретную программу оздоровительной тренировки. При определении объема и кратности тренировочных нагрузок следует учитывать следующие основные закономерности:

1. Чем выше интенсивность нагрузки, тем меньше должен быть ее объем.

2. Чем ниже функциональная готовность занимающихся, тем ниже должны быть интенсивность и объем нагрузки и выше ее кратность в недельном цикле занятий. Например, при допустимой пиковой нагрузке 150–160 уд./мин достаточно 2–3-разовых занятий в неделю; при пороге мощности нагрузки, характеризуемой 100 уд./мин, необходимы ежедневные занятия (1–2 раза в день) по 15–20 мин.

3. Повторные нагрузки в оздоровительной тренировке допускаются лишь после полного восстановления функций.

Различные режимы физических упражнений, продолжительность занятия, их чередование и общее количество в недельном цикле могут привести к разным эффектам.

Для поддерживающего эффекта достаточно 2–3 занятий в неделю при средней их продолжительности 20–30 мин. Занятия могут проводиться в любое время дня, но прием пищи должен быть не позже, чем за полтора часа до тренировки, и не раньше, чем через полтора часа после. Пища не должна быть обильной и своим составом способствовать двигательной деятельности (о пищевых рационах смотрите в соответствующей литературе).

Для достижения тренирующего эффекта необходимы частые или продолжительные занятия: 5–6 раз в неделю по 20–30 мин или 3 раза по 45–60 мин. Направленность занятий может быть различной: на развитие физических качеств или общефункциональное воздействие. При этом следует знать некоторые правила:

1. Для развития гибкости важны плавные широкие движения как разогревающего, так и растягивающего характера, сменяемые маховыми и пружинными действиями, а также статическое удержание поз с околопредельным и предельным по растянутости мышц положением. Последние используются в небольшом количестве и только при условии хорошей предварительной проработки мышц. В целом при развитии гибкости не должно быть никакой спешки, требуется продолжительная спокойная тренировка.

2. Для развития силы используются движения в умеренном темпе до полного утомления, с преодолением ощущения невозможности дальнейшего продолжения упражнения хотя бы в 1–2 движениях. При этом скоростной режим выполнения упражнения дает прирост силы без существенного увеличения объемов, а для больших темпов прироста качества применяются небольшие отягощения (0,5–2,5 кг).

3. Продолжительное выполнение упражнения в спокойном, медленном темпе способствует достижению высокого уровня развития локальной выносливости.

При планировании оздоровительной тренировки следует учитывать чередование направленности тренирующего воздействия нагрузок. Наибольший оздоровительный эффект и снижение веса наблюдаются при чередовании тренировок на кардиореспираторную выносливость и силу:

– при 6-разовых занятиях рекомендуется выполнять три раза кардиопрограмму и три раза – силовую;

– при 5-разовых тренировках следует чередовать занятия по следующей схеме: одну неделю выполнять три кардиотренировки, две силовые, на следующей – две кардиотренировки, три силовые и т. д;

– при 3-разовых занятиях можно работать по схеме: одну неделю выполнять две кардиотренировки, одну силовую, на следующей – одну кардиотренировку, две силовые.

Силовую тренировку следует выполнять в три этапа: базовая силовая подготовка; тренировка, направленная на развитие силовой выносливости; собственно, силовая тренировка.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Как дозировать нагрузку

Занятия физическими упражнениями будут приносить пользу, если их дозировка будет оптимальной, то есть находиться в соответствии с возрастом, полом, состоянием здоровья, уровнем общей физической подготовленности и степенью тренированности. Слишком малая нагрузка, как правило, не способствует расширению функциональных возможностей, воспитанию основных двигательных качеств — силы, выносливости, быстроты и координации, ловкости движений. С другой стороны, слишком большая нагрузка может привести к перенапряжению организма и принести вред.

Объем нагрузки зависит от дозировки и темпа движений, ритма, силы и напряжения, с которыми они выполняются. Величина нагрузки на организм зависит также от амплитуды, размаха, широты движений. Движения с полной амплитудой более эффективны, чем движения ограниченные, с неполным размахом. Упражнения без предметов дают меньшую нагрузку, чем те же упражнения с предметами — палками, булавами, обручами, набивными мячами, гирями и гантелями.

Физическая нагрузка зависит от степени напряжения мышц при выполнении упражнений. Например, если сгибать руки в локтевых суставах вяло, без напряжения, то физиологическое воздействие этого упражнения будет слабым. Если то же движение выполнять с напряжением мышц, то и физиологическое воздействие будет, естественно, гораздо более сильным. Чем больше мышц участвуют в выполнении упражнения, тем большую нагрузку испытывает занимающийся, тем сильнее общее физиологическое воздействие этого упражнения на организм.

Степень нагрузки зависит и от исходного положения (например, сгибание и разгибание рук в упоре стоя лицом к стене — малая нагрузка, стоя лицом к столу — средняя, из упора лежа — большая), и от состояния внешней среды (температура, влажность и движение воздуха, рельеф местности). Слишком низкая или слишком высокая температура воздуха, особенно в сочетании с его большой влажностью, сильный встречный ветер усиливают физическую нагрузку и утомление.

Реакция на допустимую физическую нагрузку проявляется повышением ЧСС, артериального давления, урежением дыхания, небольшим изменением массы тела, увеличением ЖЕЛ и мышечной силы.

неприятные ощущения в области сердца,

ухудшение самочувствия после занятий физическими упражнениями.

У детей ухудшается аппетит,

понижаются обмен веществ и работоспособность,

отмечается снижение массы тела,

они становятся вялыми или излишне возбудимыми,

О перегрузке свидетельствуют также:

иногда обморочное состояние.

В более тяжелых случаях наблюдается боль в правом подреберье, рвота.

Различают три степени утомления: небольшое, значительное и резкое (большое).

Небольшое утомление :

хорошее, точное выполнение упражнений;

незначительные покраснение кожи и потливость;

дыхание учащенное, ровное;

до конца занятий сохраняются работоспособность и четкая координация, согласованность всех функций организма.

Значительное утомление:

жалобы на усталость, боль в ногах, сердцебиение;

неточность в выполнении команд;

большая потливость, сильное учащение дыхания;

работоспособность сохраняется и упражнение выполняется успешно, но к концу работы и в ближайший восстановительный период появляются признаки расстройства согласованности тех или иных функций организма.

Резкое (большое) утомление:

жалобы на те же явления;

головная боль, жжение в груди, тошнота, рвота;

замедленное выполнение команд, воспринимается только громкая команда;

резкое покраснение или побледнение, синюшность кожи;

особо большая потливость живота, ног, выступание солей;

резкое учащение дыхания, одышка;

резкое покачивание тела, отставание во время ходьбы (прогулки), бега, появление некоординированных движений.

Родителям следует знать, что дозирование нагрузки и паузы отдыха при занятиях физическими упражнениями проводится с учетом функциональных и двигательных возможностей ребенка, а также особенностей его темперамента.

Подвижные дети любят выполнять большое количество разнообразных упражнений в быстром темпе, но с частыми короткими паузами отдыха между ними. Для них в комплексы занятий можно включать до 10—12 упражнений.

Спокойным, уравновешенным детям больше импонирует выполнение физических упражнений в среднем и даже медленном темпе, но с большим числом повторений —до 8—10 и более с паузами от 30 с до 1 мин.

Нервным, неуравновешенным детям показаны простые по координации упражнения, которые они могут без особых затруднений выполнять до 6 раз и более с паузами отдыха от 30 с до 1 мин. Такие дети чувствуют себя неуверенно, их следует почаще хвалить, даже если они не всегда правильно выполняют движения. Это будет стимулировать их к дальнейшим занятиям.

Дозировать величину нагрузки лучше всего, ориентируясь на уровень развития физических качеств. Чем ниже уровень развития физического качества, тем более постепенно увеличивают нагрузку.

На основании исследований установлены минимальные параметры дозирования нагрузки, определяющие рост уровня двигательной подготовленности детей при трех домашних занятиях в неделю (табл. 12).

Следует отметить, что в среднем темп выполнения основных движений у большинства людей соответствует 120 ударам метронома в 1 мин.

Направленность занятий также в значительной степени определяется уровнем физического развития, типом телосложения, особенностями функциональных и двигательных возможностей организма детей, косвенно характеризуемых количественной величиной индекса физического развития.

Программы домашних занятий с детьми составляются на основании результатов предложенных в предыдущей главе двигательных тестов. В зависимости от величины расхождения между расчетными и фактическими результатами двигательной подготовленности в соответствии с величиной индекса физического развития, отражающего уровень развития того или иного физического качества, составляется программа занятий, в которой делается акцент на воспитание одного или нескольких слабо развитых качеств.

Так, характерно, что у детей, отнесенных по ИФР к I и II группам в достаточной степени бывает развита сила при низком уровне развития скоростных, скоростно-силовых качеств, координации и ловкости. У детей III группы наблюдается средний уровень развития практически всех физических качеств, в то время как у школьников V группы плохо развиты сила, гибкость, но отмечается достаточно высокий уровень развития общей выносливости, скоростно-силовых качеств. Наиболее гармонично развиты дети IV группы, имеющие широкую грудную клетку на фоне недостаточной по отношению к росту массы тела.

Необходимо отметить, что своевременное систематическое применение физических упражнений способствует довольно быстрому развитию двигательных качеств у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Именно этот возраст является наиболее благоприятным для воспитания основных физических качеств, двигательных умений и навыков у детей.

Наиболее эффективно комплексное развитие двигательных качеств при соблюдении определенной последовательности упражнений с учетом их преимущественной направленности. При домашних занятиях физическими упражнениями с детьми важно помнить, что выполнение одного и того же упражнения может способствовать развитию разных качеств — в зависимости от уровня физического состояния и подготовленности занимающихся. Поэтому очень важно выполнять физические упражнения в домашних условиях в соответствии с функциональными и двигательными возможностями занимающихся.

Читайте также: