Доску правильно клади на углы всегда гляди

Обновлено: 10.05.2024

Цель: познакомить обучающихся с шахматными фигурами, дать определение фигурам, учить сравнивать и обобщать, развивать интерес к шахматной игре.

Оборудование: шахматные фигуры, наборы чёрных и белых квадратов из бумаги, шапочка "репки", карточки со словами, непрозрачный мешочек.

Повторение пройденного материала.

На прошлом уроке мы познакомились с шахматной доской.

Чтоб играть и побеждать
Надо доску знать на "пять"!
Доску, положив на столик,
Ты представь, что это поле,
Только в поле том не грядки-
Клетки в шахматном порядке.
Этот шахматный порядок
Очень прост как ночь и день.
Видишь: с белой клеткой рядом
Клетка чёрная как тень!
Доску правильно клади,
На углы всегда гляди,
Чтоб у правого угла
Клетка белая была!

Работа в группах:

У каждой группы есть набор из чёрных и белых квадратов.

Составьте из этих квадратов шахматную доску.

Знакомство с шахматными фигурами.

На свете есть много сказочных стран. Некоторые из них называются "королевствами" - в них правят короли. Шахматная страна - тоже королевство. Мы с вами отправляемся в это королевство и поближе познакомимся с его жителями. В шахматной стране есть правитель да не один, а целых два (выходят два мальчика, в руках держат фигуры королей):

На шапке - пика острая,
Завидна моя роль:
Всех выше, выше ростом я
Конечно, я: (Король)

Мы очень похожи друг на друга и отличаемся только цветом.

Жители этой страны тоже делятся на белых и чёрных, смотря по тому, какому королю они служат. Делятся они также на "больших " и "маленьких". "Больших" жителей шахматной страны называют фигурами. Сейчас мы с ними познакомимся.

(дети заранее готовятся, выходят с большими шахматными фигурами)

Мы главные советники королей. Нас называют ферзями.

Стоим рядом с королём,
Но не путать со Слоном,
И с ладьёй сравнить нельзя
Суперсильного:Ферзя.

У каждого короля нас слонов по два, два белых и два чёрных. Но на обычных слонов мы не похожи.

Очень трудно ошибиться:
Шапка острая на нас
Стоим рядом (не садимся!)
И с ферзём и королём.

А нас можно сразу узнать - у нас есть и глаза, и уши, и грива.

Мы ушасты и гривасты,
Смело скачем сквозь огонь
Ну, отгадывай, не хвастай:
Да конечно это :( Конь).

Вот внимательно гляди,
Башня круглая такая,
И бойницы сквозь зубцы.
По краям доски - (Ладьи)
Мы стоим как башенки.

Мы маленькие жители шахматной страны и фигурой не зовёмся. Мы пешки. Сверху - кругленький орешек и воротничок! Нас много - 8 белых и 8 чёрных. Каждая из нас в бою всегда храбро дерётся. И если кто-то из нас отличится в сражении, то может "подрасти" и стать фигурой.

Вот какие замечательные жители живут в этой стране.

Зовётся шахматной страной двухцветная страна,
Ведётся в ней упорный бой, двухцветная война.
Там обе армии смелы, борьбой увлечены.
В одной из них бойцы белы, в другой бойцы черны.
Но разве цвет всего важней?
Выигрывает бой
Тот, кто решительней, умней -
Вот там закон, какой!

3. Игра "Шахматные домики"

(Дети расставляют фигуры на доске - чёрные и белые)

4. Игра. "Поиграем - угадаем"

Один ученик будет загадывать одну из фигур, а мы с помощью наводящих вопросов попытаемся отгадать, какая фигура загадана.

5. Игра - физминутка "Шахматная репка"

Сказку знаем мы, ребята,
Под названьем "Репка".
Дед садил её когда-то
Выросла репка крепка.
Репку мы теперь посадим,
С ней, конечно, же, мы сладим.
Вы вставайте-ка, ребятки,
Друг за другом по порядку.
Дед у нас ведь не простой,
А зовут его "Король".
"Королева" - бабка,
Будет репка сладка.
А за бабкой внучка - "слон",
Он слонятам шлёт поклон.
Жучка лает, Жучка злится,
В коня ей надо превратиться.
Ну, а кошка-то, ха-ха,
Ведь сейчас она "ладья".
Пышечка осталась,
Пешка ей досталась.
Репка славная у нас,
Просто чудо, просто класс!
Шахматную репку
Мы запомним крепко.

6. Работа в группах.

  • какая фигура похожа на башню? (ладья)
  • какая фигура выше: ферзь или король? (король)
  • что такое белые? Чёрные? (армия светлых фигур, армия тёмных фигур)
  • у какого слона нет хобота? (у шахматного)
  • какой король не умеет говорить? ( шахматный)
  • что это за чудо-клетка, где тесно мышке, но свободно слону" (шахматное поле)

б) работа с карточками:

на столах два вида карточек со словами.

  • коньки
  • заслонка
  • спешка
  • оладьи

(конь, слон, пешка, ладьи)

  • бадья
  • печка
  • корь
  • пушка

(ладья, пешка, конь, пешка)

7. Игра "Волшебный мешочек"

В мешочке находятся все фигуры, ученики на ощупь ищут определённую шахматную фигуру.

Мы с вами замечательно провели время в шахматной стране. Давайте её жителям подарим рисунки с портретами шахматных фигур. Нарисуйте цветными карандашами полюбившиеся фигуры.

Коротенькие стихотворения о шахматных фигурах для обучающихся начальных классов.

ВложениеРазмер
stihi_o_shahmatnyh_figurah.docx 21.32 КБ

Предварительный просмотр:

Стихи о шахматных фигурах.

А секрет горизонталей уж другой,

Цифрой их обозначали,

Цифры с первой до восьмой!

Знают все ребята в мире-

И в Берлине и в Москве:

Поместилось на доске.

Мальчик в шахматы играл,

Но играл он просто:

Брал фигуры и бросал

Со стола на доску.

На доске водоворот,

Теснота и спешка,

И никто не разберёт,

Где король, где пешка…

К сыну папа подошёл

-Ты играешь хорошо,

Ну а можно – лучше!

Вот внимательно гляди

По краям доски- ладьи

Ставим мы как башни.

Король в дебюте трусоват:

Чуть что – и сразу рокировка.

А под конец и он – солдат

Воюет медленно, но ловко

Самый смелый- это ферзь.

На него ты зря не лезь!

Он по многим клеткам

Бьет и очень метко!

Увлечь других, отбить, напасть-

И рисковать всё это время:

Ферзю дана большая власть

Не в удовольствие, а в бремя.

Фигуру вам представлю я

С красивым именем- ладья!

Как танк могучий и стальной,

Она несётся по прямой,

Любые ей доступны дали

На вертикали, диагонали.

Зато умеет делать ловко

Ход необычный- рокировку!

Её манёвр- сплошной кроссворд:

Ладье по нраву тихий иод,

Но вот удар и враг в печали!

Здесь тонкий, но упрямый

- Я пешка. Ход мой- прямо,

А если я дойду до края,

Мне больше пешкой не бывать.

Мне больше пешкой не бывать.

Стою награду выбирая:

Какой фигурой лучше стать!

В слове ШАХМАТЫ, ребята,

Слышим мы и шах и мат.

В них особый смысл запрятан,

Зря их тут не говорят.

Чтоб понять, представить нужно:

На войне пощады нет,

Есть у всех фигур оружие-

Автомат иль пистолет.

Только помни: ход, как выстрел,

Никогда не торопись ты,

Ведь идёт упорный бой!

ШАХ !- и будто бы стрельнули

В командира твоего.

Короля задели пули

И царапнули его.

И тогда его победа

Улыбнётся вам двоим,

Ты свои забудешь беды,

Скажешь: «Завтра победим!»

А бывает, что «противник»

Очень в шахматах силён,

И, ведя игру активно,

«Съел» твою фигуру он,

Вот уж некуда деваться…

Что ж, теперь пора сдаваться?

Нет! Пока ещё, ребята,

Надо вам играть до мата!

Ещё может получиться,

Что противник «отличится».

В схватку с «голым» королём

Все фигуры бросит он.

Вот они его окружат,

Закричат:- «Бросай оружие!»

Держим слева мы и справа,

Под обстрелом все поля!

Но заметит он лукаво:

-Кроме поля короля!

Я под градом пуль один

Цел стою и невредим.

Очередь моя ходить,

Да ведь некуда ступать!

Подойдёт к доске судья,

Скажет: «Партия, ничья!»

-Почему шутить не надо!

Вы ему поставьте ноль:

У меня фигур – армада,

У него - один король!

-Это так, но и при том

Доску, положив на столик,

Ты представь, что это поле.

Только в поле том не грядки-

Клетки в шахматном порядке.

Этот шахматный порядок

Очень просто как ночь и день.

Видишь: с белой клеткой рядом

Клетка чёрная, как тень!

Доску правильно клади,

На углы всегда гляди,

Что б у правого угла

Клетка белая была!

В поле много есть дорожек.

Будь и смел и осторожен.

Вверх пойдешь по вертикали,

Вправо по горизонтали.

А с угла на угол, вдаль

Нас ведёт- диагональ.

Эту шахматную тайну

Я от вас скрывать не стану.

Чтоб вы в поле не плутали,

Знайте: каждой вертикали,

Шахматисты букву дали!

Вот три буквы а, в, с.

Их запомнить наша- цель!

Дальше: d, e, f, и g.

Вот их семь у нас уже!

А в конце стоит, как стража,

Вертикаль под буквой h!

Рядом, будто для погони,

Встанут тут красавцы- кони.

За конями и слоны

В строй единый встать должны.

Не забудь взять на заметку,

Что с ферзями делаю:

Чёрный встал на чёрной клетке

Белый любит белую!

Заполняй ряды скорей-

Ставь на место королей!

Закалённые в боях,

Все фигуры на местах.

Перед ним есть стена –

Восемь пешек как одна!

Вот построились войска,

Замерли до срока…

Как сражаться наш рассказ

На другом уроке.

Запомни основную роль

Играет в шахматы король!

У короля короткий шаг,

Он осторожен близок враг…

Когда ему объявят шах-

Сигнал тревоги, но не крах.

А если он получит мат,

Сдастся сразу весь отряд!

Он на слона похож едва ли

Хотя зовём его мы- слон.

Своей родной диагонали

Всегда, как рыцарь, верен он!

Похожий на солдата в каске,

Слон очень любит делать связки!

Лишь одноцветные поля

Слона в походе привлекали.

Он на чужого короля

Нацелен по диагонали.

Коня горячего лишь тронь,

Он вверх взовьётся как огонь!

Когда важнее силы сметка,

Коня, коня зовёт игрок…

И скачет конь породы редкой

Через фигуры, через клетки,

Как буква «Г» его скачёк!

Коней люби любовью пылкой,

Но бойся их коварной «вилки»!

Прекрасен конь, могуч и яр,

Наполнен жаждою полёта!

Ему не дай прямой удар,

Зато он мастер- апперкота.

И сказал король сердито:

-Есть от шаха три защиты!

Ты при шахе не робей

И обидчика «убей»!

Ну а если «бить» нельзя,

Не расстраивайся зря.

Дай приказ фигуре, пешке,

Чтоб «закрыла» короля…

…Некому закрыть- не мешкай,

Пусть отступит он без спешки

На свободные поля!

Когда от шаха нет защиты-

Все защитники «убиты»,

И вокруг, как не ищи ты,

Не найдешь полей не битых,

И нельзя убить врага,

А смертельных пуль пурга

Королю со всех сторон

Нанести грозит урон,

Этот шах смертельный мат.

А король то не бессмертен,

Умирает с пулей в сердце,

И кончается игра-

Ты сегодня проиграл!

Мы советуем, как другу:

Пересиль тоску и грусть,

Протяни партнеру руку

И поздравить не забудь!

Надо воевать с умом.

Ну а, ты, не кончив боя,

Был уже победе рад.

Не прощается такое,

Вместо мата вышел пат!

Пат- понять ребята надо;

Пат – упорному награда,

Как подарок, как сюрприз.

За небрежность, невнимание.

Зря ты силой не хвались!

ТРИ ГЛАВНЫХ ПРАВИЛА ДЕБЮТА.

Два войска шахматных фигур

Застыли в напряжении.

Сейчас начнётся новый тур,

И всё придёт в движенье.

Готов тут каждый воевать

Стихи о шахматах.

Они сильнее многих увлечений,

В них места нет ни скуке, ни тоске,

Ведь происходит столько приключений

За пять минут на шахматной доске!

Здесь короли, укрывшись в рокировке,

Руководят сражением фигур.

Слоны и кони, как на стометровке,

Пытаются удрать от грозных тур.

А пешки, превращаясь в королевы

Из пехотинцев, рядовых солдат,

К чужому королю пылая гневом,

Ему вдруг объявляют шах и мат!

Спасенья нет. Сражение сурово.

Но шахматы ведь тем и хороши –

Мы можем их опять расставить снова

И насладиться ими от души!

Шесть миниатюр в честь шахматных фигур.

Прекрасен Конь , могуч и яр,

Наполнен жаждою полёта.

Ему не дан прямой удар,

Зато он — мастер апперкота.

Лишь одноцветные поля

Слона в походе привлекали.

Он на чужого короля

Нацелен по диагонали.

Её манёвр — сплошной кроссворд.

Ладье по нраву — «тихий» ход,

Но вот — удар, и враг в печали!

Ферзю дана большая власть —

Не удовольствие, а бремя:

Возглавить бой, сразить, напасть,

И рисковать всё это время.

Король в дебюте — трусоват,

Чуть что — и сразу рокировка.

А под конец и он — солдат,

Воюет не спеша, но ловко.

Восемь пешек в один ряд

Дружно первыми стоят.

Не пропустят свой черёд:

Смело в бой пойдут вперёд.

Я смотрю на первый ряд,

По краям ладьи стоят.

Рядом вижу я коней,

Нет фигуры их хитрей.

Меж коней заключены

Наши храбрые слоны.

И еще два поля есть,

А на них король и ферзь.

А теперь без спешки

Идут на место пешки.

У Лукоморья дуб зелёный,

И кот, игрою увлечённый,

А сказка с песней

Уж никому не интересны…

Там чудеса: там леший бродит,

Не просто так — конём он ходит,

Русалке шах дать норовит;

Там на неведомых дорожках

Названья шахматных полей;

Избушка там на курьих ножках,

Турнирный зал открылся в ней;

Там лес и дол сражений полны,

Столы из клеток бело-чёрных

На бреге, нынче не пустом,

И тридцать витязей прекрасных

В сеансе борются со страстью,

Противник — дядька их морской;

Там королевич мат в три хода

Нашёл, играя у царя;

И, окружён толпой народа,

На матч, и может быть не зря,

Колдун зовёт богатыря;

Царевна там дебюты учит,

Ей бурый волк — соперник скучный;

Там ступа с Бабою-Ягой

Играет вдруг сама с собой;

И бывший чемпион Кащей

Над золотой медалью чахнет…

Вся жизнь — игра! Победой пахнет!

И хоть я там в помине не был,

Надеюсь, Пушкин всё ж не в гневе!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Шахматные фигуры. Начальная позиция.

презентация на тему: "Шахматные фигуры и их ходы".

ОТКРЫТЫЙ УРОК по шахматам по теме: «Шахматные фигуры»

Открытый урок предназначен для обучения шахматам младших школьников по программе федерального курса "Шахматы - школе", первый год обучения.


"Шахматные фигуры "

Открытый урок "шахматы - щколе".

Презентация. Мастер класс по шахматам "Шахматные фигуры. Король" Ф.Ф.Рахимова, учитель начальных классов,МБОУ СОШ №4

Тема: Шахматные фигуры.КорольТип урока: урок закрепления изученного материалаЦель: повторить и обобщить пройденный материал в игровой форме с элементами инсценировки.Задачи:Образовательные.


В королевстве шахматных фигур

Это мой первый выпускной бал в начальной школе, когда все подготовленные музыкальные номера были объеденены в спектакль. Для лучшего запоминания текст был написан мной в стихотворной форме. Сюже.


Презентация "Ребус-шахматные фигуры"

В знимательной форме дети вспомнят названия шахматных фигур.


Урок шахмат "Шахматы.Шахматная доска. Шахматные фигуры"

Методическая разработка в рамках программы внеурочной деятельности "Шахматный Всеобуч".

воспитывать самостоятельность, внимательность, терпеливость.

Методы: наглядный, практический, словесные.

Оборудование: шахматная демонстрационная доска с комплектом фигур, компьютер с колонками, экран с проектором, комплект шахмат для каждого воспитанника, комплект вырезанных из картона элементов шахматной доски и черными полями (черные квадратики), дидактическая игра, «Горизонтально-вертикальная игра» , электронная игра.

1. Вступительная часть

- Добрый день ребята! Ой, ребята, а что это за звон, кто там? И снова к нам пришла Клеточка из Волшебной шахматной страны, ну что отправляемся в путешествие, согласны? (на экране появляется Клеточка из Волшебной шахматной страны с загадкой и вопросами). (слайд№2)

2. Основная часть.

1) А здесь у нас загадка.

Скучно было детворе

Ранним утром во дворе.

-Знаю я одну игру,-

-Сказал ребятам Петя.-

Где бы ни был я, везде

В неё играют дети.

В игре той есть ладья и ферзь,

Слон, конь и пешек ряд,

А возглавляет всех король –

Его хранит отряд.

Хочу задание вам дать:

Игры названье угадать!

- Что же это за игра?

- Правильно это игра шахматы и снова мы с вами отправляемся в Волшебную шахматную страну. - А сейчас все аккуратно достаньте шахматы и положите перед собой шахматную доску.

2) На доске есть белые шахматные поля, и … черные шахматные поля. Но посмотрите на нашей доске поля темно коричневые и светло коричневые. Просто шахматисты договорились между собой называть все светлые поля белыми, а все темные поля - черными. (слайд№3)

Покажите на своих досках любое белое шахматное поле. Покажите любое черное поле.

Скажите, какая форма у шахматного поля? А у шахматной доски? А что больше – шахматное поле или шахматная доска? Что больше – черное шахматное поле или белое?

3) - Ребята посмотрите, Клеточка нам хочет что-то сказать (слайд № 4)

– В шахматы обычно играют два ПРОТИВНИКА. Их еще называют ПАРТНЕРЫ. Они садятся лицом друг к другу. Шахматная доска располагается между противниками так, чтобы угловое поле справа от каждого игрока было белого цвета. (Доску правильно клади, на углы всегда гляди, чтоб у правого угла, клетка белая была!) Как нам правильно сесть за шахматную доску? (ответы детей). (слайд № 5)

-Юра усадил за стол девочку, с противоположной стороны стола сел сам.

– Белое поле справа, – сказал Юра.

Тут он обнаружил, что по соседству с этим полем стоит крошечный домик-кубик с резными окошками, маленькой дверцей и затейливым крылечком. Юра удивился, что не заметил домик сразу. На крылечке разместились три яркие кнопки: на красной кнопке была нарисована буква В, на синей – буква Г, на зеленой – буква Д.

– Как в азбуке: В, Г, Д! – воскликнул Юра. – Нет только А и Б.

– А и Б сидели на трубе, – пошутила Клеточка. – Сейчас узнаешь, зачем здесь домик и кнопки. Посмотри на шахматную доску: квадратики разных цветов всегда чередуются. Черное поле следует за белым, белое за черным. Любая черно-белая дорожка из восьми полей, которая проходит слева направо – это ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ЛИНИЯ или ГОРИЗОНТАЛЬ. Смотри, вот горизонталь, – Клеточка нажала кнопку с буквой Г.

В тот же миг дверца домика-кубика отворилась, и на пороге появился симпатичный гномик. Он ловко прыгнул на белую клетку и проворно побежал по горизонтали до противоположного края доски. Там он развернулся, так же резво поспешил обратно и скрылся за дверцей домика.

– А он живой? – спросил Юра.

– Что ты! Это заводная игрушка – Горизонталик. Он показал тебе одну из горизонтальных линий. А всего их восемь. За белым полем каждой горизонтали следует черное, за черным – белое.

Неожиданно в беседку ворвался запыхавшийся мальчик. Большие уши и толстый нос делали его похожим на слоненка.

– Где тетрадка? А-а, вот она! – он метнулся к Юре и вырвал у него тетрадь.

– Ты Загадай? – удивился Юра.

– Я Задира! – мальчик щелкнул Юру по лбу и хотел убежать. Но не тут-то было. Юра подставил ему ножку. Задира кубарем покатился по полу и выронил тетрадь.

– Ах, так! Ты еще пожалеешь! Учишься в шахматы играть? Ничего у тебя не выйдет!

Задира схватил стул и с такой силой ударил по шахматной доске, что одна из черных клеток не удержалась на своем месте и соскочила на стол. Задира хихикнул и убежал, Клеточка заплакала.

Юра бережно поднял черную клетку и в растерянности глянул на шахматную доску. Откуда же она упала? (Примечание: она находилась в нижнем левом углу).

Юра догадался и от радости захлопал в ладоши. Когда черная клетка-квадратик заняла свое крайнее левое положение, девочка перестала всхлипывать и сказала:

– Хочешь узнать, какие еще бывают линии кроме горизонтальных? Рука Клеточки потянулась к кнопке с буквой В.

– Любая черно-белая дорожка, которая идет от одного противника к другому, – это ВЕРТИКАЛЬНАЯ ЛИНИЯ, или ВЕРТИКАЛЬ. Вертикалей, как и горизонталей, восемь. За белым полем каждой вертикали следует черное, за черным – белое.

Горизонталик снова пробежался по шахматной доске, теперь по вертикали. На этот раз он зацепил черную клетку, и она наползла на белую.

Юра водворил дальнюю черную клетку на место.

– Спасибо, – поблагодарила девочка.

1,2,3,4,5 показали горизонталь!

1,2,3,4,5 показали вертикаль!

Повторяем 3 раза.

5) - Тихонько садимся на места. (работа на шахматных досках)

- Посчитайте, сколько в горизонтали белых полей, а сколько черных? А сколько в вертикали белых полей, а сколько черных? Сколько на доске всего горизонталей, а вертикалей?

6) - Ребята посмотрите, Клеточка нам прислала дидактическую игру. Поиграем? (воспитанникам раздаю белые листы в клетку «доски» и черные поля).

- Выложите вторую горизонталь, выложите седьмую горизонталь.

- Выложите вертикаль B, вертикаль D. (воспитанники поочередно выкладывают горизонтали, вертикали). Молодцы ребята!

7) - Ребята, а вот еще одна игра. Поиграем? Она называется «Горизонтально-вертикальная игра» (ставлю белую пешку на любое поле шахматной доски и, вызываю детей по одному к демонстрационной доске, и дети передвигают пешку на одно поле в задаваемом направлении) . Например "Направо по горизонтали", "Вниз по вертикали", "Налево по горизонтали", "Вниз по вертикали", "В любую сторону по вертикали", "В любую сторону по горизонтали"). Молодцы, вы справились.

Молодцы ребята посмотрите, какой довольный Незнайка, помогли мы ему (слайд № 11).

- Скажите, что же нового вы узнали сегодня в волшебной шахматной стране?

  1. Какая форма у поля? А у доски? Что больше – доска или поле?
  2. Что делают партнеры, противники за шахматной доской? (Играют в шахматы.)
  3. Сколько полей в горизонтали?
  4. Сколько на доске горизонталей?
  5. Сколько полей в вертикали?
  6. Сколько на доске вертикалей?
  7. Сколько белых полей в горизонтали? А в вертикали?
  8. Сколько черных полей в горизонтали? А в вертикали?
  9. Каких полей в горизонтали больше: белых или черных? А в вертикали?
  10. Как правильно сесть за шахматную доску?
  11. Что длиннее: горизонталь или вертикаль?
  12. Бывают ли в горизонтали рядом два белых поля? А два черных?
  13. Бывают ли в вертикали рядом два черных поля? А два белых? (слайд № 12)

На этом наше путешествие в Волшебную шахматную страну подошло к концу. До свидания.

1.И.Г.Сухин «Программы курса «Шахматы – школе»: Для начальных классов общеобразовательных учреждений» (Обнинск: Духовное возрождение, 2010, 2011, 2013.)

2.Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. В 2-х частях. – Обнинск: Духовное возрождение, 2012.

3. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 2011.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Стихи помогают не только запомнить правила игры, но и в дальнейшем помогают подготовиться к игре с соперником.

Просмотр содержимого документа
«Знакомство с правилами шахматной игры в стихах»

В. Мы любим шахматы! А за что мы любим шахматы?

В. С шахматами можно…

Дети. Поиграть.

В. С шахматами можно…

Дети. Помечтать.

В. С шахматами можно…

Дети. Победить!

В. С шахматами можно…

Дети. Подвиг совершить!

В поле много есть дорожек.
Будь и смел, и осторожен.
Вверх и вниз пойдешь – это . (вертикаль),
Вправо-влево - … (горизонталь).
А с угла на угол, вдаль
Нас ведет … (диагональ)

Считалка построения

На черно-белом крыльце сидели:

Король, Королева,

Два офицера,

У них — два Коня

Возле башен — Ладьи

И строй солдат

Стоит впереди.

Чей ход первый,

тот — выходи!

Считалочка пешки

А3 — иди и смотри,

А4 — плечи шире,

А5 — за границей воевать,

А6 — в засаде сесть,

А7 — близко совсем,

А8 — в Королевы просим!

1. Перед построением фигур проверяем правильное расположение шахматной доски.
Доску правильно клади,
На углы всегда гляди,
Чтоб у правого угла
Клетка белая была!

2.- Ферзь любит свой цвет.
Именно с этого положения начинается любая настоящая шахматная партия, т.е. игра в шахматы.
3. Ход начинают белые фигуры.
Какие фигуры могут пойти первыми в начальной шахматной партии? (пешка, конь)
Как они движутся по шахматной доске?
(Конь - прыг-скок и вбок)

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Чудесное царство шахмат. . На свете есть забавная Волшебная игра. В ней с утра до вечера Играет детвора. Там мчатся кони резвые Трубят в поход слоны И клетки чёрно-белые Чудес и тайн полны. Что же это за страна? Это чудесная страна Нам известная с детства, Называется она Шахмат королевство. Кто жители королевства? Поля сраженья в квадратах чёрно-белых За шахматной доской партнёры-игроки Бой ведут , вперёд пуская белых.

Первая фигура с заданием:

не синяя, не красная и не круг.

Какого цвета поля на шахматной доске?

Что следует за белым полем на шахматной доске?

Что следует за черным полем на шахматной доске?

Сколько всего полей на шахматной доске?

Сколько белых полей?

Сколько черных полей?

В поле много есть дорожек Будь и смел, и осторожен. Вверх и вниз пойдёшь - это

А с угла на угол , вдаль Нас ведёт…..

Вторая фигура с заданием:

Найдите лишнюю фигуру.

эта фигура красная, но не квадрат.

Парад шахматных фигур

  • Белый отряд , чёрный отряд,
  • Друг против друга два войска стоят
  • Строгий порядок в отряде одном
  • Точно такой же порядок в другом
  • В каждом отряде- сам погляди
  • Оба угла занимают …..
  • Рядом с ладьями …. видны
  • Рядом с конями встали …..
  • Кто ж в середине ………….
  • Самые главные в войске своём.

Доску правильно клади

На углы всегда гляди,

Чтоб у правого угла

Клетка белая была!

  • Какие фигуры могут пойти первыми в начальной шахматной партии?
  • Как они движутся по шахматной доске?

У этой фигуры все стороны равны.

Как называются эти фигуры?

Выберите меньшую по размеру.

А- ртисту Б- иму ц- иркуль д- шь , е- го ф- амилия Ж- е а-ш. Запомните: Сначала буква , потом цифра! Чей след?

Читайте также: