Доски пола вагона платформы укладываются

Обновлено: 09.05.2024

ВАГОНЫ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ КОЛЕИ 1520 мм.
ДЕТАЛИ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ И ДРЕВЕСНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Общие технические условия

Railway cars of 1520 mm track gauge. Parts of wood and wooden materials.
General specifications

Дата введения 1995-01-01

1 РАЗРАБОТАН Уральским научно-исследовательским институтом переработки древесины

ВНЕСЕН Госстандартом России

2 ПРИНЯТ Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации 1 декабря 1993 г.

За принятие проголосовали:

Наименование национального органа
по стандартизации

Принят Постановлением Госстандарта России от 15.09.94 N 223. - Примечание изготовителя базы данных.

Настоящий стандарт устанавливает требования к деталям из древесины хвойных и лиственных пород и древесных материалов, применяемых при постройке и ремонте вагонов железных дорог колеи 1520 мм: грузовых, рефрижераторных, пассажирских, электро- и дизель-поездов и метрополитена.

Обязательные требования к качеству продукции изложены в разделах 3, 4, 5.

1 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12.1.044-89 ССБТ. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения

ГОСТ 427-75 Линейки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 2140-81 Видимые пороки древесины. Классификация, термины и определения, способы измерения

ГОСТ 2695-83 Пиломатериалы лиственных пород. Технические условия

ГОСТ 3282-74 Проволока стальная низкоуглеродистая общего назначения. Технические условия

ГОСТ 3560-73 Лента стальная упаковочная. Технические условия

ГОСТ 3916.1-89* Фанера общего назначения с наружными слоями из шпона лиственных пород. Технические условия

* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 3916.1-96, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ 3916.2-89* Фанера общего назначения с наружными слоями из шпона хвойных пород. Технические условия

* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 3916.2-96, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ 6449.1-82 Изделия из древесины и древесных материалов. Поля допусков для линейных размеров и посадки

ГОСТ 6449.5-82 Изделия из древесины и древесных материалов. Неуказанные предельные отклонения и допуски

ГОСТ 6564-84 Пиломатериалы и заготовки. Правила приемки, методы контроля, маркировка и транспортирование

ГОСТ 7016-82 Изделия из древесины и древесных материалов. Параметры шероховатости поверхности

ГОСТ 7502-89 Рулетки измерительные металлические. Технические условия*

* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 7502-98, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ 8026-92 Линейки поверочные. Технические условия

ГОСТ 8486-86 Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия

ГОСТ 8673-93 Плиты фанерные. Технические условия

ГОСТ 8904-81 Плиты древесно-волокнистые твердые с лакокрасочным покрытием. Технические условия

ГОСТ 9330-76 Основные соединения деталей из древесины и древесных материалов. Типы и размеры

ГОСТ 10632-89 Плиты древесно-стружечные. Технические условия*

* На территории Российской Федерации с 01.01.2009 действовует ГОСТ 10632-2007. - Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ 10905-86 Плиты поверочные и разметочные. Технические условия

ГОСТ 13715-78 Плиты столярные. Технические условия

ГОСТ 13913-78 Пластинки древесные слоистые. Технические условия

* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 14192-96, здесь и далее по тексту . - Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ 14614-79 Фанера декоративная. Технические условия

ГОСТ 15612-85 Изделия из древесины и древесных материалов. Методы определения параметров шероховатости поверхности

ГОСТ 15613.1-84 Древесина клееная массивная. Методы определения предела прочности клеевого соединения при скалывании вдоль волокон

ГОСТ 15613.2-77 Древесина клееная массивная. Метод определения предела прочности клеевого соединения при раскалывании

ГОСТ 15613.5-79 Древесина клееная массивная. Метод определения предела прочности зубчатых клеевых соединений при растяжении

ГОСТ 17005-82 Конструкции деревянные клееные. Метод определения водостойкости клеевых соединений

ГОСТ 19414-90 Древесина клееная массивная. Общие требования к зубчатым клеевым соединениям

ГОСТ 20022.0-93 Защита древесины. Параметры защищенности

ГОСТ 20022.2-80 Защита древесины. Классификация

ГОСТ 23787.1-84 Растворы антисептического препарата ХМК. Технические требования, требования безопасности и методы анализа

ГОСТ 23787.9-84 Растворы антисептического препарата ХМФ. Технические требования, требования безопасности и методы анализа

ГОСТ 28815-90* Растворы водные защитных средств для древесины. Технические условия

* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 28815-96, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

2 ТИПЫ И РАЗМЕРЫ

2.1 Детали подразделяют:

на массивные и клееные:

массивные - изготовленные из цельной древесины;

клееные - изготовленные из нескольких частей древесины путем склеивания их по длине, ширине и (или) толщине;

тонкие - толщиной до 28 мм включительно;

толстые - толщиной более 28 мм;

по видам отделки:

по назначению и качеству древесины на три группы:

1-я - детали, работающие при повышенных динамических нагрузках;

2-я - детали нагруженные, подвергающиеся динамическим или значительным статическим нагрузкам;

3-я - детали слабонагруженные и детали, имеющие вспомогательное значение в конструкции вагонов.

2.2 Распределение основных деталей по группам и применяемые материалы даны в приложении А; породы древесины и марки древесных материалов указаны в порядке предпочтительного их применения.

Размещение и крепление непакетированных и пакетированных пиломатериалов в полувагонах и на платформах

Содержание материала

3.1.Непакетированные деревянные шпалы ГОСТ 78 размещают в полувагоне и на платформе в пределах основного габарита погрузки.

3.1.1.Непропитанные шпалы на платформе размещаются в следующем порядке (рисунок 30).

Непропитанные шпалы на платформе

Рисунок 30 – Непропитанные шпалы на платформе

1 – обвязка «шапки»; 2 – удлиненная прокладка; 3 – ограждение «шапки»; 4 – стяжка стоек; 5 – прокладка; 6 – утолщенная подкладка; 7 – стойка; 8 – подкладка; 9 –ограждение центрального штабеля; 10 – подкладка центрального штабеля.

Боковые борта платформы должны быть открыты и закреплены в соответствии с требованиями главы 1 настоящих ТУ. В лесные скобы платформы устанавливают боковые стойки в соответствии с пунктом 1.6 настоящей главы. В торцевых частях платформы размещают вплотную друг к другу по два штабеля, сформированных из шпал, расположенных вдоль платформы, в середине платформы формируют штабель из шпал, расположенных поперек платформы. Штабели формируют до высоты на 150 – 200 мм ниже верхнего обреза стоек разделяя на две части по высоте прокладками 5.

Нижние штабели из шпал размещают на двух подкладках 8 (6 и 8), обеспечивая уклон крайних штабелей из шпал к середине платформы. В зоне размещения среднего штабеля из шпал устанавливают ограждение 9 высотой, равной высоте среднего штабеля. Ограждение выполняют из досок толщиной не менее 35 мм, которые прибивают к двум центральным стойкам с внутренней стороны, начиная от уровня закрытых бортов, вплотную друг к другу гвоздями длиной не менее 70 мм по одному в каждое соединение. Концы досок должны выступать за стойки не менее чем на 250 мм. Боковые стойки должны иметь верхнее и среднее поперечное крепления в соответствии с пунктом 1.6 настоящей главы.

На штабели, погруженные в пределах прямоугольной части, размещают вплотную друг к другу четыре штабеля «шапок» симметрично относительно плоскостей симметрии полувагона. Каждый штабель «шапки» размещают на двух удлиненных прокладках 2, которые располагают на расстоянии 500 мм от концов шпал. По концам удлиненных прокладок на расстоянии не менее 50 мм от их торцов делают зарубки глубиной 10 – 15 мм. В «шапке» шпалы размещают семью ярусами по высоте. На удлиненные прокладки вплотную к боковым стойкам с обеих сторон платформы устанавливают ограждение «шапки» 3 из двух досок сечением толщиной 25 – 30 мм, шириной 250 мм, длиной 6 м, установленных «на ребро». Вплотную к доскам ограждения укладывают на боковую сторону по одной шпале, остальные шпалы первого яруса размещают между ними на нижнюю пласть вплотную друг к другу. Аналогичным образом укладывают шпалы в остальных ярусах, при этом крайние, установленные на боковую сторону, шпалы располагают вплотную к аналогичным шпалам нижележащего яруса. В седьмом ряду шпалы укладывают на нижнюю пласть между выступами крайних шпал шестого яруса. Имеющиеся зазоры между шпалами в каждом ярусе заполняют деревянными распорками по всей длине каждого штабеля «шапки». Шпалы «шапки» скрепляют двумя многооборотными шестизвенными стяжками в порядке, аналогичном изложенному в подпункте 2.1.3 настоящей главы. Изготовление и расположение подкладок 6, 8, прокладок 2, 5, ограждающих стоек 7 производится в соответствии с требованиями раздела 1 настоящей главы. Допускается в качестве утолщенных подкладок использовать шпалы.

3.1.2.Непропитанные шпалы в полувагоне размещают в следующем порядке (рисунок 31).

Непропитанные шпалы в полувагоне

Рисунок 31 – Непропитанные шпалы в полувагоне

1 – обвязка «шапки»; 2 – удлиненная прокладка; 3 – ограждение штабеля; 4 – ограждение дверей; 5 – прокладка

Закрытые торцовые двери полувагона ограждают шпалами 4, которые укладывают нижней пластью друг на друга поперек вагона. К стоечным скобам устанавливают вертикально и закрепляют к ним увязкой из проволоки диаметром не менее 3 мм в две нити по одной шпале нижней пластью к стене полувагона. Шпалы размещают четырьмя штабелями по длине полувагона. Каждый штабель формируют на двух подкладках 6. Крайние штабели располагают на расстоянии от ограждения дверей, достаточном для установки ограждения штабеля 3. После укладки шпал до высоты от пола 1,0 м устанавливают вертикально вплотную друг к другу шпалы ограждения штабеля. Допускается использовать для ограждения штабеля шпальной вырезки толщиной не менее 40 мм. У боковых стен в местах расположения удлиненных прокладок шпалы ограждения штабеля не устанавливают. Прямоугольную часть штабелей формируют до уровня ниже верхнего торца ограждения на величину от 120 до 150 мм. Для обеспечения механизированной выгрузки каждый штабель разделяют по высоте на две - три части прокладками 5. Вблизи этих прокладок в один из крайних штабелей пропускают проволоку диаметром не менее 5 мм, концы которой выводят выше бортов и закрепляют вокруг шпал, расположенных вертикально. Проволока предназначена для заведения стропов при выгрузке. В «шапке» шпалы размещают шестью ярусами по высоте порядком, аналогичным порядку формирования и крепления «шапки» на платформе.

3.1.3.Пропитанные шпалы перевозят только в полувагонах. Порядок размещения и крепления шпал аналогичен порядку предусмотренному для непропитанных шпал. Для ограждения применяют шпалы только 1 и 2 типов. Шпалы, установленные вертикально у боковых стен полувагона, должны быть одного типа.

.Непакетированные пиломатериалы длиной до 3 м включительно.

3.2.1.Пиломатериалы длиной от 2,7 до 2,8 м включительно, за исключением шпал, на платформе размещаютв пределах основного габарита погрузки порядком, предусмотренным подпунктом 3.1.1.1 настоящей главы. При этом, при формировании штабелей «шапки» по краям каждого яруса пиломатериалы устанавливают на узкую сторону по несколько штук пластью друг к другу. Количество этих единиц пиломатериала должно обеспечивать форму поперечного сечения «шапки», соответствующую габариту погрузки.Каждый штабель «шапки» скрепляют дополнительно средней увязкой из проволоки диаметром 6 мм в две нити, которую устанавливают в соответствии с требованиями подпунктов 2.1.3 и 2.1.4 настоящей главы.

3.2.2.Пиломатериалы длиной от 2,7 до 3,0 включительно в полувагонах размещают в пределах основного габарита погрузки аналогично изложенному в подпункте 3.1.2 настоящей главы. При этом ограждение дверей выполняют с использованием пиломатериала, уложенного пластью друг на друга, либо пачек пиломатериала; ограждение прямоугольной части штабелей выполняют с использованием пиломатериала, установленного вертикально. Штабели «шапки» формируют и скрепляют аналогично изложенному в подпункте 3.2.1. настоящей главы.

3.2.3.Допускается погрузка пиломатериалов длиной менее 3,0 м, а также шпальной вырезки и отходов деревообработки (опилок, стружки, щепы) в полувагонах с нарощенными стенами до высоты от уровня головок рельсов 4680 мм (рисунок 32).

погрузка пиломатериалов длиной менее 3,0 м

1 – подкладка; 2 – боковая стойка; 3 – торцовая стойка; 4 – соединительная доска; 5 – поперечная жердь; 6 – увязка; 7 – растяжка; 8 – доски обрешечивания; 9 – прокладка; 10 – поперечное скрепление боковых стоек; 11 – доски торцового ограждения

Наращивание стен производится следующим порядком. В полувагон устанавливают восемь пар боковых 2 и шесть торцовых 3 стоек высотой от уровня головок рельсов 4680 мм. Стойки должны быть изготовлены в соответствии с требованиями главы 1 настоящих ТУ. Боковые стойки устанавливают и закрепляют в соответствии с требованиями пункта 1.6 настоящей главы. Каждую угловую торцовую стойку закрепляют к боковому верхнему увязочному устройству полувагона растяжкой 7 из проволоки диаметром 6 мм в две нити, а также скрепляют с соседней боковой стойкой увязкой 6 из проволоки диаметром 6 мм в две нити. Среднюю торцовую стойку скрепляют с каждой угловой стойкой на высоте от 300 до 400 мм от пола доской 4 толщиной от 25 до 30 мм. В верхней части торцовые стойки укрепляются сортиментом 5 толщиной не менее 100 мм, длиной, равной ширине полувагона между бортами. Сортимент крепят к каждой торцовой стойке двумя гвоздями длиной от 150 до 200 мм и проволокой диаметром 6 мм в две нити. Наращивание стен (обрешечивание) выполняют пиломатериалом толщиной от 25 до 30 мм после погрузки груза до уровня ниже верхней обвязки полувагона на величину от 150 до 200 мм. Доски прибивают к стойкам гвоздями длиной не менее 70 мм, изнутри вагона, без зазоров по высоте начиная и заканчивая на расстоянии от 80 до 90 мм ниже соответственно верхней обвязки кузова полувагона и верха стоек. Наращивание стен над дверями должно выполняться только обрезным пиломатериалом длиной не менее ширины кузова.

Размещение пиломатериалов производят штабелями прямоугольного сечения до уровня ниже нарощенных бортов не менее чем на 50 мм.

Допускается размещение пиломатериалов длиной менее 1,6 м без применения подкладок и прокладок.

После погрузки каждую пару противоположных боковых стоек скрепляют между собой четырехзвенными стяжками или проволокой диаметром 6 мм в две нити.

Непакетированные пиломатериалы длиной более 3 м.

3.3.1Пиломатериалы в пределах основного габарита погрузки размещают в полувагонах и на платформах. Использование зонального габарита допускается только при размещении пиломатериалов в полувагонах. Каждый штабель пиломатериалов размещают (рисунки 33 и 34) на три поперечные подкладки. Формирование штабелей производят в соответствии с требованиями пункта 1.3 настоящей главы.

штабель пиломатериалов

Рисунок 33 – Непакетированные пиломатериалы на платформе

1 – стойка; 2 – прокладка; 3 – прокладка «шапки»; 4 – скрепление стоек; 5 – удлиненная прокладка; 6 – верхний поперечный брусок; 7 – увязка «шапки»; 8 – утолщенная прокладка; 9 – подкладка

Непакетированные пиломатериалы в полувагоне

Рисунок 34 – Непакетированные пиломатериалы в полувагоне

1 – подкладка; 2 – утолщенная подкладка; 3 – стойка; 4 – скрепление стоек; 5 – удлиненная прокладка 6 – прокладка «шапки»; 7 – верхний поперечный брусок; 8 – увязка «шапки»

Крайние подкладки должны быть расположены на расстоянии от 300 до 800 мм от торцов штабеля. Прямоугольную часть штабеля разделяют по высоте поперечными прокладками. При этом в крайних штабелях со стороны торцов вагона располагают утолщенные прокладки, обеспечивающие уклон верхних частей штабелей к середине вагона.

Каждый штабель пиломатериалов ограждают стойками:

штабель длиной от 3000 до 4900 мм – двумя парами стоек;

штабель длиной от 5000 до 7900 мм – тремя парами стоек;

штабель длиной от 8000 до 12000 мм – четырьмя парами стоек.

Высота стоек от уровня верха головок рельсов должна соответствовать требованиям пункта 1.5 настоящей главы. Высота прямоугольной части штабеля должна быть меньше высоты стоек на величину не менее чем на 100 мм для основного габарита погрузки, на 150 мм – для зонального габарита.

Концы штабеля должны выходить за стойки не менее чем на 400 мм.

Размещение штабелей, сформированных из состыкованных по длине пиломатериалов, допускается только в полувагонах с обрешечиванием боковых стен, выполненным в соответствии с требованиями подпункта 3.2.3 настоящей главы.

3.3.2Формирование "шапки" производят следующим порядком (рисунок 35).

Формирование «шапки» непакетированных пиломатериалов

Рисунок 35 Формирование «шапки» непакетированных пиломатериалов

1 – поперечный брусок; 2 – верхнее скрепление стоек, 3 – удлиненная прокладка; 4 – стойка; 5 – прокладка; 6 – увязка

На прямоугольную часть штабеля укладывают три удлиненные прокладки 3, на которые размещают пиломатериалы в пределах верхней части габарита погрузки. При погрузке в основном габарите погрузки «шапку» разделяют на две части равной высоты посредством трех прокладок 5 сечением не менее 25х100 мм. На верхнюю плоскость «шапки» размещают поперечные бруски 1 сечением не менее 50х150 мм. Ширина «шапки» поверху должна определяться исходя из максимально допустимой длины поперечных брусков, которая должна быть не менее чем на 100 мм меньше ширины очертания соответствующего габарита погрузки. Удлиненные прокладки, прокладки «шапки» и поперечные бруски должны располагаться в вертикальных плоскостях, проходящих через прокладки прямоугольной части штабеля; их концы должны выступать за пределы штабеля с обеих сторон на величину от 75 до 100 мм на высоте их расположения. По концам удлиненных прокладок, прокладок и поперечных брусков на расстоянии не менее 50 мм от их торцов делают зарубки глубиной от 10 до 15 мм для закрепления проволочных обвязок. Каждый поперечный брусок прибивают к крайним единицам пиломатериала верхнего яруса двумя гвоздями длиной не менее 100 мм. Пиломатериалы в «шапке» скрепляют увязками из проволоки диаметром 6 мм в две нити с каждой стороны. Нити увязки помещают в зарубки удлиненных прокладок 3, прокладок 5 и поперечного бруска 1 и скручивают на участках между ними.

Максимальные допускаемые размеры «шапки» приведены на рисунке 36. Размер в скобках – для платформ.

Максимальные допускаемые размеры «шапки»

Максимальные допускаемые размеры «шапки»

Рисунок 36 – Максимальные допускаемые размеры «шапки»:

а) – в основном габарите погрузки; б) – в зональном габарите

1 – стойка; 2 – верхнее скрепление стоек; 3 – увязка шапки; 4 – поперечный брусок; 5 – удлиненная прокладка; 6 –прокладка шапки

Допускается формирование "шапки" из пиломатериалов различной длины с соблюдением требований п. 1.3 настоящей главы; кроме того, все единицы пиломатериала, расположенные по периметру «шапки», должны иметь длину, равную длине штабеля.

Размещение и крепление пакетированных пиломатериалов

Для формирования пакетов пиломатериалов применяют многооборотные стропы ПС-01, ПС-02, ПС-04; ПС-05 (ГОСТ 14110) или (и) одноразовые средства пакетирования (брусково-проволочную увязку, увязку из стальной ленты). Ответственность за надежность применяемых средств пакетирования несет грузоотправитель . При формировании пакетов должны соблюдаться общие требования ГОСТ 19041 и ГОСТ 21100, а также особые требования соответствующих пунктов настоящего раздела.

3.4.1.Пакеты, сформированные с применением стропов типа ПС.

3.4.1.1.Размеры и масса пакетов, марка применяемых для их формирования стропов должны соответствовать данным, приведенным в таблице 4.

Доски настила прикреплены к балкам каркаса болтами, полукруглые головки которых опираются на специальное профилированное металлическое покрытие пола. Металлическое покрытие пола платформы предназначено в основном для обеспечения высокой надежности пола и удобства перемещения тарных грузов по полу. [46]

Доски пола вагона рассчитывают на изгиб с учетом вертикальной динамической нагрузки. Для настила пола платформы применяются сосновые или еловые доски первого сорта толщиной 48 - 55 мм, шириной на четырехосных платформах 150 мм, на двухосных - 140 мм. [47]

Грейдер грузится на одну двухосную платформу. Нож опускают на пол платформы . Под колеса грейдера укладывают по одной подкладке сечением 50x180 мм, прибиваемой к полу платформы шестью гвоздями длиной 150 - 200 мм. Колеса грейдера подклинивают продольными упорными брусками, которые туго подбивают под колеса. [48]

При указанном размещении тепловоза его колеса располагаются над продольными балками рамы. Поэтому прочность досок пола платформы не определяется. [49]

Трубы диаметром от 159 до 450 мм включительно должны грузиться с разделением смежных рядов тремя прокладками сечением не менее 35 х 110 мм. Первый ряд труб укладывается на пол платформы , крайние трубы - вплотную к бортам с подклиниванием. [50]

При накатывании рулона между стеллажами и платформой укладывают специальные балки, колеса платформы затормаживают башмаками, а раму платформы со стороны стеллажей подпирают стойками или домкратами, чтобы она не опрокинулась. Рулон укладывают либо непосредственно на пол платформы , либо на подкладки, без больших ( не более 50 мм) смещений к бортам. С боков под него подбивают деревянные клинья, закрепляемые строительными скобами. К платформе рулон прикрепляют специальными хомутами в виде стальной полосы с винтовой стяжкой или скрутками из проволоки-катанки. Хомуты и скрутки ставят после подъема бортов и закрепляют за гнезда для стоек. Чтобы предотвратить смещение, между рулоном и торцовым бортом платформы закладывают упорные бруски, в гнездах платформы устанавливают короткие стойки и ставят дополнительные скрутки-связи. [51]

При установке упорных брусков гвозди в них необходимо забивать в шахматном порядке, при этом образование в брусках трещин не допускается. Забивать гвоз ди между досками пола платформы запрещается. При отправке автомобильных цистерн необходимо, чтобы двери кабины водителя и кабины управления, капот, двери ящиков, крышки и колпаки пеналов, крышка горловины и сливной патрубок были опломбированы. [52]

Пластина в плане может иметь форму треугольника, прямоугольника, трапеции или другую форму. Шипы, вдавливаясь в доски пола платформы , препятствуют продольным перемещениям. Выступы 2 предназначены для закрепления опорной плиты на траке гусеницы; они входят в цевки или другие отверстия на гусеницах; выходу головок из траков гусениц препятствуют фиксаторы, которые могут выполняться в виде [ болтов, штифтов, металлических пластин с пружинами или могут иметь другую конструкцию. Упор 3 препятствует перемещениям гусеничных машин поперек вагона, а ребра жесткости 6 - разворачиванию плиты относительно трака гусеницы. [54]

Определение размеров брусков и количества гвоздей для крепления автомобилей от продольных сдвигов. Для соединения брусков с досками пола платформы можно использовать гвозди диаметром 6 мм, длиной J50 мм. [55]

Размещать оборудование на платформах следует так, чтобы оно не выходило за габарит, установленный на железных дорогах, иначе груз может задеть за какое-либо строение или окружающие предметы и вызвать аварию. Оборудование размещают равномерно по всей площади пола платформы или вагона на подкладках и закрепляют его во избежание самопроизвольного смещения при транспортировке, в особенноети, при трогании с места или торможении. Оборудование большой высоты расчаливают канатами для придания ему большей устойчивости. Оборудование или конструкции, не умещающиеся по длине на одной платформе, перевозят на двух платформах, на опорах, установленных на каждой платформе. Одна из опор должна быть подвижной, чтобы обеспечить возможность поворотов на криволинейных участках пути. [56]

Упорные и распорные бруски должны иметь ширину не менее 100 мм и высоту не. При этом брусок должен быть уложен на пол платформы распиленной ( диагональной) стороной. [58]

При погрузке следует наиболее компактно располагать узлы крана на платформе. Их нужно по возможности равномерно распределять по площади пола платформы , обеспечивая равномерную просадку рессор. [60]

1 В настоящей главе устанавливаются условия размещения и крепления на платформах и в полувагонах (далее- вагоны) грузов, как неупакованных так и упакованных, в ящиках деревянных, металлических различной формы с плоской опорой.

Грузом с плоской опорой является грузовая единица, имеющая плоскую опорную поверхность (рисунок 1,а, 1,д), опорную раму (рисунок 1,б), балки или салазки (рисунок 1,ж), ложементы (рисунок 1,е), отдельные опоры (рисунок 1,в, 1,г, 1,д), исключающие возможность их перекатывания.

Груз с плоской опорой

Рисунок 1 - Виды грузов с плоскими опорами:

а) груз с плоским основанием; б) груз на плоской раме; в) груз, закрепленный на поддоне, транспортной платформе; г) груз на опорных балках; д) груз на отдельных опорах; е) груз на ложементах; ж) груз на салазках

Несколько грузов могут быть закреплены на одной плоской опоре, а единичный груз (например, цилиндрической формы) – на специальных опорах с плоским основанием – ложементах.

Способы и прочность крепления грузов на основаниях (поддонах), транспортных платформах, ложементах должны отвечать величинам допускаемых нагрузок , установленных в главе 1 настоящих ТУ.

2 Ящик может опираться на пол вагона всей плоскостью днища, продольными или поперечными салазками со скосами (рисунок 2,а) или с подкладной доской (рисунок 2,б), а также отдельными опорами.

Груз с плоской опорой

Конструкция ящика должна соответствовать нормам прочности при перевозке по железной дороге (ГОСТ 26838 "Ящики, обрешетки деревянные. Нормы механической прочности ").

Груз должен быть надежно закреплен от смещений внутри ящика.

3 Такие грузы могут быть размещены в вагоны при соблюдении следующих требований:

масса одной грузовой единицы должна быть не более 25 т, а в случаях погрузки или выгрузки в местах общего пользования железнодорожных станций – не более максимальной грузоподъемности имеющегося в них перегрузочного оборудования;

величина коэффициента запаса устойчивости груза от опрокидывания вдоль и поперек вагона должна быть не менее 1,25.Оценку устойчивости груза от опрокидывания выполняют по его габаритным размерам и размерам опорной плоскости с учетом данных таблицы 1.

суммарная масса такого груза на платформе должна быть не более 50 т, а в полувагоне – 60 т;

при размещении на платформе груз не должен препятствовать закрыванию боковых и торцовых бортов;

высота общего центра тяжести вагона с грузом должна быть не более 2300 мм от уровня головок рельсов;

наветренная поверхность вагона с грузом должна быть не более 50 м 2 .

Таблица 1 Размеры груза и ширина его опорной поверхности, обеспечивающие устойчивость груза от опрокидывания в вагоне

Высота груза, м, не более

0,40

0,60

0,80

1,00

1,20

1,40

1,60

1,80

Длина опорной плоскости груза, м, не менее

Ширина опорной поверхности (опоры), м, не менее

Высота груза, м, не более

2,00

2,20

2,40

2,60

2,80

3,00

3,20

3,40

Длина опорной плоскости груза, м, не менее

Ширина опорной поверхности (опоры), м, не менее

Примечания: 1 Длину и ширину опорной плоскости груза принимают вдоль соответственно продольной и поперечной плоскостей симметрии вагона; опорная плоскость груза очерчивается линиями, относительно которых груз может опрокидываться вдоль и поперек вагона.

2 Центр массы груза должен располагаться посередине высоты груза, длины и ширины его опорной поверхности.

4 Деревянные ящики допускается размещать в вагонах в два-три яруса . При этом более легкие ящики размещают в верхних ярусах. Ширина размещенных в верхнем ярусе ящиков должна быть не больше ширины ящиков нижерасположенного яруса. Высота части ящика, выступающей над бортом полувагона, должна быть не более половины высоты ящика.

5 После размещения и закрепления груза на платформе ее борта должны быть закрыты и заперты на клиновые запоры.

При размещении груза в полувагоне его торцовые двери должны быть закрыты и заперты.

6 При размещении грузов на платформах нагрузка от каждой опоры груза или подкладки на пол платформы должна быть не более величин, приведенных в таблице 2. Зоны передачи нагрузок на пол платформы, указанные в таблице, приведены на рисунке 3.

Таблица 2 – Допускаемые нагрузки на пол платформы от отдельных опор груза или подкладок, т

Размер опоры груза в направлении длины платформы, мм *

Допускаемые нагрузки на пол платформы от отдельных опор груза или подкладок, т, в зависимости от расстояния от продольной оси платформы до продольной оси опоры груза, мм **

Менее 75

75. 250

251…350

351. 635

636. 735

736. 850

851. 950

951. 1184

1185. 1284

1285. 1360

* Ширина опоры груза поперек платформы должна быть не менее 50 мм

** В указанных диапазонах допускаемые нагрузки от одной металлической опоры шириной не менее 25 мм должны быть уменьшены вдвое .

Зоны передачи нагрузок

Рисунок 3 – Зоны передачи нагрузок на настил пола платформы

Если нагрузка от опор превышает допустимые значения, то каждая грузовая единица должна устанавливаться на две поперечные подкладки, изготовленные из досок сечением не менее 50 х 150 мм и длиной, равной ширине платформы. Допускается применение подкладок, составленных по высоте из двух досок толщиной не менее 35 мм, соединенных между собой и с полом платформы не менее чем четырьмя гвоздями.

7 На платформах с дерево-металлическим настилом пола в случае возвышения металлического листа над уровнем деревянного настила пола более 5 мм груз устанавливают на подкладки, изготовленные из досок толщиной не менее 25 мм (рисунок 4,а). Каждую подкладку крепят к полу платформы не менее чем 4 гвоздями диаметром 4…5 мм.

Установка груза на дерево-металлический пол

Рисунок 4- Установка груза на дерево-металлический пол:

а) на двух подкладках; б) без подкладки

В случае, если возвышение металлического листа над плоскостью деревянного настила пола платформы не превышает 5 мм, допускается деревянные ящики и грузы на основаниях или ложементах из дерева при расположении устанавливать без подкладок (рисунок 4,б).

8 Грузы с плоской опорой от поступательных перемещений в продольном направлении закрепляют упорными брусками, распорными и упорными рамами, устанавливаемыми вплотную к основанию груза (рисунок 5), а также растяжками и обвязками.

1, 2 – упорный брусок, 3 – салазки

Допускается крепление грузов на деревянных салазках посредством установки упорных брусков под скошенную часть салазок, расположенных по продольной оси вагона (рисунок 6).

Грузы с плоской опорой

1 – брус упорный; 2 – обвязка

Упорный брусок должен быть затесан под углом скоса салазок и обеспечивать контакт с салазками на высоту не менее 50 мм. При угле скоса салазок менее 45 о , груз дополнительно фиксируют по месту обвязкой из проволоки диаметром 6 мм в 2 нити.

Если салазки грузов расположены поперек вагона или груз имеет отдельные опоры, то упорные бруски должны устанавливаться вплотную к днищу ящика или к частям груза с плоской поверхностью, обеспечивая высоту поверхности контакта не менее 50 мм (рисунок 7).

Установка упорных брусков

Рисунок 7 –Установка упорных брусков:

а – монолитных; б – составных: по высоте

1 – упорный брусок

Допускается на платформе составлять упорные бруски по высоте из двух брусков. Верхние бруски прикрепляют к нижним тем же количеством гвоздей, что и нижние бруски к полу платформы (см. рисунок 7б).

При невозможности закрепить бруски к полу платформы с дерево-металлическим настилом, а также в полувагонах, распорные и упорные деревянные рамы собирают с помощью строительных скоб из прутка диметром 8…10 мм или накладных досок толщиной не менее 25 мм ( рисунок 8).

Установка упорных и распорных рам в полувагоне

Рисунок 8 – Установка упорных и распорных рам в полувагоне:

1 – упорный брус; 2 – распорный брус;3 – скоба строительная; 4 – доска накладная

9 При восприятии распорными брусками продольных нагрузок на через упорные, работающие на смятие поперек волокон (рисунок 9), количество упорных или распорных брусков должно быть не менее, указанного в таблице 3.

Установка упорных и распорных рам в полувагоне

Рисунок 9 – Установка распорных и упорных брусков и рам для крепления грузов

в вагонах от поступательных смещений

1 – брус упорный; 2 – брус распорный

Таблица 3 – Количество упорных брусков в зависимости от их сечения и массы груза

Сечение бруска, мм

5

10

15

20

25

30

35

40

45

50

Для других сечений брусков и массы грузов суммарная площадь контакта брусков должна быть проверена расчетом по методике, приведенной в главе 1 настоящих ТУ.

Для обеспечения необходимой площади контакта упорных и распорных брусков с грузом бруски затесывают по месту (рисунок 10,а). Допускается наращивание брусков по высоте установкой подкладок (см. рисунок 10,б) или установка промежуточных упорных брусьев 3 (см. рисунок 10,в). Промежуточный упорный брус прикрепляют к основному брусу не менее, чем четырьмя гвоздями.

Установка упорных брусков

Рисунок 10 - Установка упорных брусков: а) – с подрезом бруска ,

б) - на подкладке), в) - с промежуточным упорным брусом

1 – брус упорный; 2 – доска подкладная, 3 – брус упорный промежуточный

10 Крепление грузов брусками с упором в ложемент допускается только в направлении продольной оси ложемента (рисунок 11). Такое крепление допускается только в поперечном направлении .

Установка упорных брусков

Рисунок 11 – Рекомендуемое крепление груза на ложементе

1 – брус упорный: 2 - обвязка

11 Для крепления грузов от продольных смещений в вагоне допускается использовать наклонные обвязки, которые концами закрепляется за увязочные устройства вагона, а средней частью охватывает торцовую часть груза (рисунок 12).

Установка наклонных обвязок

Рисунок 12 – Установка наклонных обвязок для крепления деревянных ящиков: 1-обвязка; 2 – брусок; 3 – скоба строительная

При использовании для крепления груза такой обвязки, в каркас ящика забивают строительные скобы из прутка диаметром 8. 10 мм. Скобу снизу подкрепляют вертикально установленным бруском сечением не менее 50 х 100 мм. Брусок устанавливают в распор между скобой и полом вагона и прибивают к ящику 4 гвоздями Ø4 х 100 мм.

Между грузами в продольном направлении должны быть установлены распорные рамы. Каждый элемент распорной рамы прибивают к полу платформы не менее чем 3 гвоздями диаметром 5 мм каждый. В полувагоне элементы распорной рамы соединяют строительными скобами из прутка диаметром 8…10 мм или накладными досками сечением не менее 22 х 100 мм.

Длина распорных брусков в распорных рамах от продольных смещений в полувагонах должна быть не более 1700 мм.

12 От поперечных смещений в вагоне груз должен быть закреплен распорными брусками. Бруски устанавливают в распор между боковыми бортами вагона и грузом.

Грузы, имеющие коэффициент запаса устойчивости от опрокидывания 1,1…1,25 закрепляют обвязками из проволоки. При этом каждый груз (группу грузов) массой до 5 т закрепляют двумя поперечными обвязками из проволоки диаметром 6 мм в две нити, массой от 5…8 т - в четыре нити, массой 8…10 т – в шесть нитей каждая.

При установке грузов или упорных брусьев вплотную к торцовому борту платформыв торцовые стоечные скобы должны быть установлены короткие деревянные стойки (рисунок 13).

Установка груза у торцового борта платформы

Рисунок 13 – Установка груза у торцового борта платформы

1 – стойка; 2 – подкладка выравнивающая; 3 – упорный брусок; 4, 5 – распорные бруски

В настоящей главе определяются способы размещения и крепления грузов в крытых вагонах (далее-вагоны) (рисунки 1 и 2).

крытый вагон

крытый вагон


Рисунок 1 - Кузов вагона



Рисунок 2 - Расположение деталей несъемного оборудования внутри кузова вагона

1.1 В целях лучшего использования грузоподъемности и вместимости вагонов, обеспечения механизации погрузочно-разгрузочных работ и сокращения времени простоя вагонов необходима соответствующая подготовка грузов к перевозке (например, пакетирование грузов на плоских, в ящичных и стоечных поддонах, формирование укрупненных грузовых единиц с помощью стяжек, обвязок, в том числе с использованием полиэтиленовой термоусадочной пленки), использование подкладок и прокладок.

При этом габаритные размеры укрупненных грузовых единиц должны быть, по возможности, кратными размерам кузова вагона.

1.2 Погрузка грузов в вагоны должна производиться в стандартной таре и упаковке.

В случае использования тары и упаковки, стандарты на которые не установлены, а также при отгрузке сельскохозяйственных продуктов в нестандартной таре, в транспортной железнодорожной накладной (далее – накладная) в графе «Наименование груза» грузоотправитель делает дополнительную запись: .

1.3 C овместная погрузка в один вагон грузов, которые по своим свойствам могут повредить или испортить другие грузы, а также опасных грузов, жидкостей, сырья животного происхождения и других грузов, не допущенных правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов к совместной перевозке с другими грузами, - не допускается.

1.4 Грузы в вагоне следует размещать равномерно по длине и ширине вагона. Продольное и поперечное смещения общего центра массы груза не должно превышать норм, установленных для железнодорожного подвижного состава главой 1 настоящих ТУ.

1.5 При совместном размещении в вагоне грузов разной массы, в различной упаковке, грузы большей массы и грузы в жесткой упаковке должны размещаться внизу, а грузы меньшей массы, грузы в мягкой, решетчатой, фанерной, картонной и другой облегченной упаковке - наверху.

Грузы массой более 500 кг, длина которых превышает ширину дверного проема вагона, могут перевозиться в вагонах при условии, что их погрузка и выгрузка из вагонов (в том числе с уширенными дверными проемами) может быть выполнена механизированным способом.

1.6 . При размещении штучных грузов массой 500 кг и более удельная расчетная нагрузка на пол вагона не должна превышать 1,35 Н/см 2 (О,138 кг/см 2 )

Допускаемая нагрузка на скобу несъемного оборудования крытого вагона 30 кН (326 кг)( рисунок 2, узел I ). При этом угол между растяжкой, закрепленной на скобе, и боковой стенкой вагона не должен превышать 30 град.

1.7 Колеса погрузчика (разгрузчика), используемого для выполнения погрузочно-разгрузочных работ в вагоне, должны иметь резиновые шины. Расстояние между передними колесами должно быть не менее 750 мм.

Для проезда погрузчика с грузом по деревянному настилу пола вагона под колеса погрузчика следует укладывать листы железа толщиной 4 -5 мм, которые убирают по мере загрузки вагона.

1.8 В целях обеспечения сохранности груза и железнодорожного подвижного состава, грузы в вагонах необходимо размещать, руководствуясь положениями ГОСТ 22235-76 «Вагоны грузовые магистральных железных дорог колеи 1520 мм.».

1.9 Забивать в стены, дверные коробки крытого вагона и балки несъемного оборудования гвозди, воспринимающие нагрузку от элементов крепления груза в вагоне, не допускается.

Разрешается гвоздевое крепление к дверным коробкам досок ограждения дверного проема.

Для предотвращения повреждения груза выступающими элементами вагона (например, частей несъемного оборудования кузова крытого вагона, головками болтов, накладками) в процессе перевозки грузоотправитель должен принять меры по ограждению их посредством застилки пола крытого вагона бумагой в 2 - 4 слоя и стенок вагона мешковиной или бумагой, а также оборачивания мешковиной или бумагой или обивкой выступающих частей груза. Фиксирование обивки в требуемом положении осуществляют рейками толщиной 5 -10 мм, закрепляемыми на стенках вагона гвоздями.

1.10 Торцовые стены вагона должны ограждаться деревянными щитами на высоту размещения груза при погрузке следующих грузов:

- металл в слитках и другие грузы, имеющие небольшой коэффициент трения скольжения или выступы, наносящие повреждения стенкам вагона;

- фанера, листовой металл, шифер, гипсо-картонные плиты, ДВП, ДСП и другие подобные грузы;

- сортовой металл и металлические трубы;

- бочки, барабаны, катушки и другие цилиндрические грузы.

Щит ограждения (рисунок 3) изготавливают из досок длиной, равной ширине вагона.

Щит ограждения

Деревянный щит ограждения

Промежутки между досками щита должны быть меньше высоты отдельных грузовых мест. Толщина досок должна быть не менее 40 мм. Щит собирают на четырех стойках. В каждое соединение забивают два-три гвоздя размерами не менее 4 х 80 мм. Допускается взамен досок использовать горбыль или другие равнопрочные материалы.

Щит ограждения устанавливают на всю ширину вагона стойками к торцовой стенке вагона.

Допускается при погрузке фанеры, гипсо-картонных плит, ДВП, ДСП и других листовых грузов, вместо щитов ограждать торцовые стены вагона на высоту погрузки этими же грузами, установленными вертикально.

Допускается в качестве ограждения торцовых стен вагона использовать связки и пачки из различных грузов: листового и сортового металла, труб, метизов, лесоматериалов, цилиндрических и других грузов достаточной прочности, уложенных длинной стороной поперек вагона.

1.11 При перевозке тарных штучных грузов в вагонах с сопровождением или охраной и с отоплением вагона, расстояние между грузом и печью должно быть не менее 70 см, а между верхом штабеля и потолком вагона - не менее 50 см (рисунок 4).

расстояние между грузом и печью

Рисунок 4 – Размещение тарных штучных грузов в вагоне с сопровождением проводниками

1 –увязка из проволоки; 2 – распорка; 3 – стойка; 4 – упорная доска; 5 – печь; 6 – печные трубы

Читайте также: